Печать и журналистика

Печать

Печать или тиражирование при издании газеты могут быть проведены тремя разными способами. Методы печати варьируются в зависимости от поверхности, переносящей изображение на бумагу.

Самый старый способ называется высокой печатью, при нем изображение переводится на бумагу с приподнятого над общей поверхностью шрифта и иллюстраций, на которую нанесена краска. Этот метод почти повсеместно используется при горячем наборе.

Высокая печать является методом горячего набора, поскольку печатные формы страниц целиком отливаются из горячего металла. Эта технология требует использования огромных печатных станков, которые чрезвычайно дороги.

Обратите внимание

Газета Лос-Анджелес таймс несколько лет назад подсчитала, что стоимость ее печатного оборудования составляет 65 миллионов долларов. Газета решила перейти на офсетный способ печати, который больше подходит для компьютерной верстки. Так же поступили многие другие издания.

Офсетная печать, в отличие от высокой, производится с ровной поверхности печатной формы. Может показаться, что при печати с плоской поверхности на бумагу переносится лишь прямоугольное пятно, залитое краской.

Однако печатная форма была обработана таким образом, что изображение – шрифт или графика – и пробелы разделены. Химическая реакция притягивает краску на те места, где расположено изображение, а на пробелы – влагу.

Третий способ известен как глубокая печать. Здесь поверхность, переносящая изображение, как бы утоплена. В зависимости от глубины рисунка, на печатную форму наносится и соответствующее количество краски. Глубокую печать рекомендуется использовать при репродукции фотографий. Специальные журнальные вставки или вставные рекламные полосы печатаются именно таким способом.

Компьютерная верстка: преимущества и недостатки

Профессор Ларри Курц из Университета штата Аризона сообщал в 1978 году, что газеты в четырех штатах (компьютеризировавшие свои редакции новостей), благодаря преимуществам компьютерных систем, в среднем экономили более часа, выполняя свою обычную работу, что в свою очередь давало им время для разбега. Однако собственно процесс редактирования занимает больше времени .

Редактирование на компьютере занимает больше времени, чем по старинке, поскольку требует больших технических навыков и способствует более качественному редактированию.

Например, редактирование сообщения с лент информационных агентств стало почти обязательным с внедрением передачи с помощью перфолент и телетайпа.

Но несмотря на существование такой техники, многие редакторы продолжают ставить в номер неотредактированные сообщения агентств. У них на это нет ни людей, ни времени.

Возможно, компьютерное редактирование занимает и больше времени, но Дениэл Хейс (Daniel Hayes), ответственный редактор газеты Девинпорт Квад-Сити таймс (штата Айова) утверждает, что оно улучшает собственно процесс редактирования. Хейс приводит в этой связи три аргумента:

1. Компьютерное редактирование дает газете большую гибкость. Редакторы могут быстро обновлять материалы, менять размер шрифта, ширину колонок и расстояние между строк; изменять форму подачи материала для разных выпусков, а также определять размер статьи и заголовка.

Важно

2. Правка и доработка упрощаются, поскольку компьютеры позволяют уделять больше внимания деталям.

3. Редакторы получают больший контроль над своими действиями, поскольку они не зависят от работников типографии и верстальщиков. В связи с тем, что редакции больше не нуждаются в корректорах, редакторы вынуждены делать то, что они должны были делать изначально, – быть лучшими редакторами, или, кратко говоря, уделять большее внимание деталям .

Воспроизведение иллюстративного материала

В английском языке слово искусство обозначает, в частности, любой печатный иллюстрированный материал. С точки зрения воспроизведения, иллюстративный материал в газете делится на две категории: линейный и автотипия (полутоновая иллюстрация).

Линейная иллюстрация – это любой рисунок, сделанный чернилами или темным карандашом на белой бумаге. Карикатуры, карты, схемы и многие другие иллюстрации новостных сообщений и очерков считаются линейными иллюстрациями.

Автотипия – это фотографии, акварели, картины и некоторые карандашные рисунки. Все, что включает в себя затенение, оттенение, считается автотипией (полутоновой иллюстрацией).

Воспроизведение полутоновых иллюстраций может представлять определенные сложности из-за оттенков, тона. Такие иллюстрации также называются сплошными тонированными иллюстрациями.

Редакторы любят линейные иллюстрации, так как их воспроизведение четко, с цельными черными площадями, т. е. идентично оригиналу. Во время воспроизведения не возникает сюрпризов. Редактор не уверен, как будет выглядеть многотоновая иллюстрация, которой предстоит превратиться в полутоновую.

В любом случае иллюстрацию фотографируют, чтобы сделать негатив. Если иллюстрация многотоновая, то экранирующая сетка помещается на негатив за объективом, чтобы разбить рисунок на точки.

То, что вы видите в виде воспроизведения полутоновой иллюстрации – это точки разного размера и плотности, которые образуют эффект градации тонов.

Совет

Вы обманываетесь, полагая, что вы видите серый цвет, это оптическая иллюзия.

Независимо от типографского процесса, иллюстрации должны быть сфотографированы для того, чтобы сделать печатные формы.

Использование цвета

Некоторые редакторы пытались использовать цвет в иллюстрациях, но результат получился неадекватным. Может быть, потому, что печатающее устройство не могло воспроизводить нужный оттенок. А может быть, приводка не работала, когда красный цвет был слишком ярким на губах человека, изображенного на иллюстрации.

Цветная печать подразумевает использование различных печатных форм для различных цветов; если же печатные формы неправильно выровнены, говорят, что плохо сделана приводка.

Билли Ватсон из газеты Мэкон телеграф энд ньюз вспоминает, как однажды редактор сказал: Если бы Бог считал, что иллюстрации в газетах должны быть цветными, он бы раздал цветные мелки подписчикам . Но Ватсон считает, что редакторы должны придавать большее значение использованию цвета. Редакторы, говорит он, должны привить цветовое понимание всем.

… Можно пойти таким путем – создать Комитет по использованию цвета. Комитет представляет собой инструмент для того, чтобы вовлечь людей в этот процесс, сделать их активными участниками процесса по использованию цвета .

Исследования показывают, что цвет не только привлекает внимание, но и помогает читателю запомнить очерк или статью. Новизна цвета помогает достигнуть такого эффекта. Но по мере того как цвет становится более востребованным газетами, его эффективность может снизиться. Замечательная черно-белая фотография может быть даже более запоминаемой.

Секрет хорошего цвета в газетах заключается в его ограниченном использовании. Цвет, который появляется от случая к случаю, резко, живо и наглядно произведет большее впечатление на читателя, чем множество цветных страничек. А ограниченное использование цвета ведет и к сокращению затрат.

Преимущества использования цвета побуждают рекламодателей использовать этот прием. Они и платят больше за цветную рекламу, чем за черно-белую. Иногда именно из-за рекламодателей редакция приходит к решению о введении цвета в свою газету. Если рекламодатели требуют и оплачивают цвет, типография позволяет редакторам использовать цвет еще где-нибудь на страницах газеты.

Обратите внимание

Чтобы добиться хорошего цвета, иногда требуется потратить несколько дней. В некоторых случаях это представляет определенные сложности для ряда газет, поскольку им необходимо вовремя опубликовать цветную новостную фотографию. Лучше всего использовать цвет при печати заранее запланированных фотографий.

Что же касается наборного цеха, то на подготовку печатных форм уходит в три раза больше времени, чем на черно-белые. То есть примерно три часа.

Фотографирование на цветную пленку

Проявка и печать цветных фотографий стоит дороже. Том Шумахер (Tom Shumaker) из газеты Гранд Форкс (Неб.) Геральд (Grand Forks (Neb.

) Herald) говорит, что, когда дело касается фотографий, можно сэкономить, сравнивая цены различных поставщиков пленки и других необходимых аксессуаров, покупая пленку оптом и используя пленку в 16, 20 и 24 кадра вместо 36. Очень редко, когда на съемку одного события уходят все 36 кадров.

В наши дни уже не стоит беспокоиться по поводу дополнительного освещения для цветных фотографий. Если при таком освещении нормально получается черно-белая фотография, значит получится и цветная.

При съемке на цветную пленку, как и при работе с черно-белой, можно использовать любой хороший 35-мм фотоаппарат. Хотя некоторые газеты предпочитают зеркальные фотоаппараты 2 1/2 дюйма на 2 1/2 дюйма. Можно добиться более детальных снимков при большом увеличении в цветоделении, если диапозитив это позволяет.

Источник: http://zhurnalistika.net/20110313251/teoriya-zhurnalistiki/teoriya-zhurnalistiki/pechat.html

Периодическая печать в системе СМИ. Типология печатных изданий. Основные типоформирующие факторы изданий

Печать — наиболее древняя подсистема журналистики, зачаточные формы которой можно отыскать среди пражурналистских явлений. В Древнем Египте при дворе фараонов выходила газета в виде папирусных свитков.

В Древнем Риме Юлий Цезарь учредил рукописные «Записки о новых событиях», которые писались на покрытых гипсом досках и вывешивались в публичных местах, а так же рассылались по городам и провинциям Римской империи. Пока не была изобретена печатная техника, пресса была рукописной.

Так, в России в течение 17 века при царском дворе выходили рукописные «Куранты». Само слово «газета» пришло из средневековой Венеции. Так называлась монета, за которую в городе каналов можно было купить сводку новостей.

Появление первых полноценных печатных газет в Европе относится к началу 17 века, что было связано с развитием буржуазных отношений. В России первая газета «Ведомости» стала выходить в 1703 году по указу Петра I. Любопытно, что на западе первые газеты были коммерческого характера, то у нас «Ведомости» были газетой пропагандистской, издаваемой с целью продвижения гос. реформ.

Печать в системе СМИ приобрела особое место в связи с тем, что информация фиксируется на бумаге. Важные свойства во взаимоотношениях печати и аудитории – это возможность быстрого ознакомления со всей инфо. Можно составить общее впечатление и выбрать материал для чтения.

Можно обращаться к тексту в удобное время. Порядок и темп чтения устанавливает читатель. Это определяет большую свободу при контакте с печатными изданиями. Свойства, при которых она проигрывает другим СМИ: информация идет не непрерывно как на ТВ, однодневна.

Печать — прежде всего пресса. С учетом потребности аудитории сложилась периодических изданий, в которых печатается оперативная информация (еженедельники).

Важно

Журналы — носители фундаментальной информации, они дают возможность масштабного взгляда на действительность, различаются по тематике, аудитории, региону, по объему.

Типология – объединение по характерным признакам. Такими признаками могут быть:

— характер аудитории (общероссийские, межрегиональные, международные);

— целевое назначение (лит., развлекательные, научные, рекламные, публицистические);

— время выхода (вечерняя газета, утренняя телепрограмма);

— периодичность (ежедневная газета, еженедельная программа и т.д.).

Типообразующие факторы: стремление собрать вокруг издания или программы аудиторию с четко определенным набором потребностей, запросов, интересов, предпочтений. От того, каким аудиторным признакам будет уделяться наибольшее внимание, зависит:

1) проблемно-тематическая направленность;

2) социальная позиция СМИ, его политическая, экономическая и др.

направленность в соответствии с представлением редакции о перспективах развития страны, ее месте и роли в мировом сообществе, линии поведения во внутренних и международных отношениях;

3) линия поведения относительно других СМИ, представляющих другие социальные позиции, отстаивающие интересы других социальных слоев.

Источник: http://ifreestore.net/1153/11/

Что такое журналистика?: журналистика (от фр. journal

Журналистика (от фр. journal — дневник, jour — день; восходит к лат. diurna — ежедневный) — одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающей бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями. Процесс журналистской деятельности состоит из сбора, обработки, хранения и периодического распространения актуальной общественно значимой информации.

Читайте также:  Биография и судьба емельяна пугачева

Синонимы к слову журналистика — словосочетания средства массовой коммуникации (СМК) и средства массовой информации (СМИ).

Действительно, работа журналиста есть акт опосредованного общения с читателями, радиослушателями, телезрителями. Это коммуникативный (от лат. communicatio — делаю общим, связываю, общаюсь) акт, который в

самом простом виде состоит из трёх компонентов:

источник информации ^ способ передачи ^ потребитель информации

Для того, чтобы понять сущность того или иного средства массовой коммуниации, надо ответить, по крайней мере, на следующие вопросы: кто? кому? каким образом? что передаёт? А для полноты картины хорошо бы знать: насколько результативен данный комуникативный акт?

Позже мы сможем убедиться, что всё сказанное имеет прямое отношение и к рекламной деятельности, которая, в сущности, также ставит перед собой задачу распространения определенной информации.

Термин информация (от лат.informatio — разъяснение, изложение) имеет множество толкований. С одной стороны, это общефилософское понятие, характеризующее способность живой и неживой материи к отражению («теория отражения»). С другой — после создания Н.Винером теории информации этот термин стал основой кибернетики и в век всеобщей компьютеризации завоевал собственную весьма обширную нишу. Для журналистов, в свою очередь, информация — объект их работы: они собирают, обрабатывают и распространяют не любую, но (обратите внимание на определение журналистики в самом начале главы) актуальную общественно-значимую информацию.

Журналистская информация имеет характерные особенности.

Во-первых, это, как правило, новость. Поиск нового во всех сферах общественной жизни — в политике, экономике, науке, культуре, спорте — главное для журналиста. Впрочем, журналистика не замыкается в социаль- ной тематике, хотя и отдаёт ей предпочтение. Малоизученные явления природы, открытия на земле, в небесах, в Мировом океане и в космосе, в макромире и микромире, в поведении людей и животных — безграничный духовный и материальный мир, нас окружающий, ежечасно преподносит множество сюрпризов, которые журналисты должны зафиксировать и сообщить о них своей аудитории. Всё это является «строительным материалом» и для журналистов, работающих в рекламном бизнесе.

Во-вторых, журналистская информация должна быть оригинальной. Когда пресса изо дня в день твердит одно и то же, аудитория утрачивает интерес и к информации, и к её источнику. В рекламных кампаниях зависимость несколько иная, но когда и как количество переходит в качество — в одних случаях со знаком плюс, а вдругих со знаком минус — определить подчас весьма трудно, и это тема особого разговора.

В-третьих, журналистская информация должна быть полезной ( а можете ли вы представить себе рекламу, изначально задуманную как бесполезная?). К сожалению, нередко работники СМИ в погоне за сенсационностью забывают об этом. Хрестоматийный пример: собака укусила человека — это не сенсация; сенсация — если человек укусил собаку. Однако во второй части данного парадокса речь идёт о клиническом случае, представляющем интерес разве для психиатров; общество же в целом вряд ли извлечёт сколько-нибудь полезную информацию из такого сообщения. Разумеется, пресса имеет право на занимательную информацию, но это маргинальные (находящиеся в стороне от основного содержания, на обочине, буквально — на полях печтаного издания) новости. Не случайно, материалы такого рода публикуются обычно под рубриками «В конце номера», «Заметки на полях», «Забавная смесь» и т.д. Впрочем, маргинальная информация традиционной журналистики нередко становится центральной в журналистике рекламной.

Совет

Таким образом, предметом журналистской деятельности является реальная действительность во всём её многообразии. Журналист выступает субъектом, а массовая аудитория становится объектом, на который направлена деятельность журналиста. Понятно,что речь здесь идёт об опосредованном воздействии. На аудиторию оказывают влияние различные журналистские произведения — заметки, репортажи, радио- и телепрограммы, фильмы, а также рекламные материалы, являющиеся конечным результатом журналистского труда. Распространяются эти произведения при помощи разнообразных каналов информации: газет, журналов, радиостанций и телестудий. Каждый из этих каналов обладает достаточно сложной материально технической базой: типографиями, электронной техникой от компьютеров до спутников связи. Разумеется, каждое средство массовой информации — большой коллектив, требующий особой организации работы, умелого управления, руководства. Условно назовём реально сущест- вующий многосложный механизм организации деятельности, управления средствами массовой информации распространенным в теории журналистики и в законодательстве о ней термином издатель. В этом случае графическая схема взаимосвязей в системе СМИ будет выглядеть так:

Как видим, журналист черпает информацию из реальной действительности, которая в той же мере доступна и его руководству (издателю), и аудитории (потребителю информации). Стало быть, содержание журналистских произведений легко подвергается проверке и теми, и другими. В то же время, аудитория влияет на журналиста уже тем, что он создаёт свои произведения в расчёте на тех или иных читателей, слушателей, зрителей. Писатель может работать «в стол» — в надежде на внимание и понимание потомков. Журналистское произведение, не нашедшее выхода к аудитории, мертво. Его, словно, и нет.

Хотя и мнение издателя, и тем более аудитории принципиально важны для журналиста, тем не менее никто и ничто не ограничивает (не должно ограничивать) свободы журналистского творчества — и это хорошо видно на нашей схеме, где журналистское произведение «зависит» только от самого журналиста. Впрочем, понятие свободы журналистского творчества слишком сложно и требует отдельного разговора.

Созданное журналистом произведение передаётся в СМИ и по соответствующему каналу доводится до аудитории: публикуется в газете или журнале, транслируется по радио или телевидению. Так же, как СМИ лишается своего смысла без труда журналистов (скажем, бессмысленны микрофоны и видеокамеры, студийные павильоны и режиссёрские пульты, телевышки и спутники связи, если им нечего передавать в эфир, так и работа журналиста немыслима без канала связи и массовой аудитории.

Таков в общих чертах механизм общественно-информационной деятельности.

Следовательно, журналистика — органичная составная часть современного общества, важный компонент социальной системы. Понятие «журналистика» раскрывается перед нами в целом ряде взаимосвязанных, обла- дающих специфическими особенностями, сторон и проявлений. Назовём шесть важнейших аспектов целостного явления.

Журналистика — это: 1)

система соответствующих идеологических учреждений — редакций газет, телерадиокомпаний, информационных и рекламных агенств, пресс- служб министерств и ведомств и других подрзделений, необходимых для функционирования СМИ (отделов по распространению печати, издательств, технических телецентров, ретрансляторов, радиорелейных линий и т.д.); 2)

система видов деятельности по сбору, переработке и хранению информации, созданию и периодическому распространению журналистских произведений; 3)

совокупность профессий, требующихся для обеспечения полноценной деятельности системы СМИ (редакторы и корреспонденты, очеркисты и сценаристы, продюсеры и шоумены и проч.); 4)

Обратите внимание

система произведений, созданных для СМИ, опубликованных на страницах газет и журналов, включённых в радио- и телепрограммы. Это те самые репортажи и очерки, развлекательные шоу и проблемные фильмы, рекламные тексты и видеоролики, ставшие результатом творчества журналистов — своеобразная «летопись современности», документы эпохи, отражение времени. Сюда же относятся и невербальные результаты журналистского труда: макеты газетных полос, вещательные сетки, расписание передач ТВ и радио; 5)

комплекс каналов распространения информации: печать, радио, телевидение. Этот аспект отличается от первого пункта: если там акцентируется внимание на редакционных коллективах, которыми осуществляется сбор и обработка информации, то здесь — на способах и средствах её доставки массовой аудитории; 6)

совокупность учебных дисциплин, изучаемых будущими журналистами, а также разделы филологической, исторической, политологической наук и искусствоведения, исследующих различные виды пракической журналистики.

В заключение предлагаем ещё одно определение разнообразному и многосложному предмету изучения данного курса.

Журналистика — это вид творческой деятельности человека, где основой профессии является постижение жизни, объективное освещение любых сторон реальной действительности, осмысление многообразия человеческого бытия, а также специфическая форма внелично- стного общения. Журналистика отражает общественное сознание и формирует его, служит обществу и одновременно является инструментом социального управления. Именно вследствие этого СМИ называют четвёртой властью (вслед за представительной, исполнительной и служеб- ной). Являясь сложным диалектическим явлением современной жизни, журналистика — одно из важнейших орудий общественного прогресса, ибо без всестороннего развития журналистики невозможно развитие общества и человеческой цивилизщации.

Но разве всё это же относится и к рекламе, которая в определённой мере является показателем уровня и образа жизни и одновременно формирует их? Стало быть, не только по методам и способам, приёмам и формам творческой работы, но и по её результатам рекламную деятельность в средствах массовой информации можно отнести к одному из видов журналистской деятельности.

Контрольные вопросы: 1.

Что такое журналистика? 2.

Каковы особенности коммуникативного акта? 3.

Что характеризует журналистскую новость? 4.

Что вы можете рассказать о механизме общественно- информационной деятельности? 5.

Почему рекламную деятельность в средствах массовой информации можно считать одним из видов журналистики?

Источник: https://uchebnikfree.com/uchebniki-jurnalistika/chto-takoe-jurnalistika-5831.html

1.1 Газета как вид периодической печати: газета и журнал в системе журналистики

Соотношение газет и журналов в системе журналистики является одной из основных характеристик состояния периодики страны или региона в определенный исторический момент.

Россия прошла в этом смысле своеобразный путь развития: первыми периодическими изданиями, возникшими в начале XVIII в., были газеты, потом их практически на целый век вытеснили журналы — «толстое» литературно-публицистическое издание, тип которого, по мнению исследователей, был выработан чисто русскими условиями и запросами читательской аудитории.

Газета и журнал — это не просто два вида периодики, это два способа воздействия на читателя, две разные формы подачи информации. Газета формирует общественное мнение ежедневно, информируя, агитируя читателей; журнал на основе созданного газетой общественного мнения вырабатывает жизненную ориентацию, определенное мировоззрение.

Важно

В современных исследованиях подчеркивается, что «предметом журналов выступают прежде всего устойчивые процессы в беспокойном содержании явлений, а газет — изменчивость в этих процессах». Журналистика в политической структуре общества. — М., 1983. С. 70.

Это определение при всей его обобщенности все же несколько сужает задачи журналов за всю историю русской журналистики. При недостаточной развитости газет, русские журналы долго вынуждены были описывать изменчивость в процессах. Но если газеты эту изменчивость фиксируют, то журналы пытаются определить самые глубинные причины подобных изменений.

Определяя главное отличие газет от журналов, П.П. Перцов — редактор «Нового пути» писал в 1903 г.

в статье, открывающей этот журнал: «В Европе газет даже больше, чем у нас, но их обилие не мешает бытию журналов, имеющих свою специальную задачу обобщающего освещения, которая для газеты естественно невозможна». Махонина С.Я, История русской журналистики начала ХХ века.Уч. пособ.- М.. 2004.С.19.

особая роль, диктует журналу свои условия: достаточно большой объем статей, серьезность анализа, широту аргументации, характер аудитории, к которой обращается журнал, требует своего специфического способа изложения и подачи материала, оформления текста на странице, наличия или отсутствия иллюстраций и так далее. Предпочтительный для русского толстого журнала жанр — большая научная или публицистическая статья-обозрение, развернутая комментированная хроника, литературные жанры.

Газета более проста в своих формах, хотя сложнее в верстке. На первый план выходят газетные жанры, компактные по объему, насыщенные злободневной информацией. Известный русский журналист А.В.

Амфитеатров писал И.И.

Ясинскому — писателю, сотруднику газеты «Биржевые ведомости»: «Журнал — пирожное, газета — вот хлеб, вот — обед», в форме афоризма определяя различия двух главных для русской журналистики видов периодики.

Совет

Итак, газета — печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях; важнейшее оружие политической борьбы, одно из основных средств в системе массовой информации и пропаганды.

Согласно стандарту, «периодическим» называется сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковые заглавия.

Прежде всего, следует отметить, что у периодических изданий много общего в их функциональном назначении. Их цель — оперативно, через установленные промежутки времени распространять информацию, адресованную разнообразному читателю.

Общность функционального назначения периодики заключается в том, чтобы отражать события жизни общества, которые относятся к различным сферам его деятельности и являются актуальными с позиций текущего момента.

Беспрерывный выход периодических изданий позволяет постоянно и последовательно представлять реальную действительность и имеющие к ней отношение события другого времени. Таким образом, каждый последующий выпуск издания может рассматриваться как продолжение предыдущих, с которыми он связан тематически, содержательно и по форме.

Вместе с тем у каждого отдельно взятого выпуска имеются свои отличительные признаки, как по тематике, так и по содержанию, а возможно, и в деталях оформления. Соловьев В.И., Рябинина Н.З. Редакторская подготовка периодических изданий [Эл.ресурс] // http://www.hi-edu.ru/e-books/RedPodgotPeriodIzd/rper-izd003.htm#kribleOff

Название «газета» произошло от наименования мелкой итальянской монеты — итал. gazzetta (гасета).

В XVI веке за прочтение ежедневного публичного листка с информацией (сообщениями о придворной жизни, торговых новостях, сообщениями из других городов) платили одну гасету, то есть самую маленькую монету. Название же монеты дала сорока (итал. gazza), изображённая на ней.

Обратите внимание

Согласно советскому ГОСТу — «листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания».

Главное отличие газеты от других типов периодической печати (журналов, бюллетеней и др.) составляет формат, объёмом и более частый выход (ежедневно, несколько раз в неделю, раз в неделю), особенности материала.

Материалы газеты содержат факты, их оценку, характеристику процессов и тенденций развития современной действительности, газета выступает проводником политики и идеологии того или иного класса, партии, социальной группы.

В газете используются различные жанры и формы. Наибольшее место занимают оперативная информация и публицистические произведения.

Оперативному освещению событий служат официальные сообщения партийных и государственных органов, агентств печати, отчёты, хроника, заметка, репортаж; объяснение событий и мнения о них дают комментарии, корреспонденции, интервью, рецензии; обзор и анализ процессов действительности содержат статьи, обозрения; позиция редакции по важнейшим вопросам освещается в передовых статьях; художественно-публицистическое воплощение событий и характеров присуще зарисовке и очерку, сатирическая острота свойственна памфлету и фельетону.

В газете также публикуются также политические документы, художественные, научно-популярные, художественно-документальные произведения, письма читателей и т.д.

Система газет включает центральные (национальные), специализированные (отраслевые) и региональные (местные) издания.

Центральный аппарат редакции газеты состоит из главного редактора (редакционной коллегии во главе с редактором), редакторов (заведующих) отделов, литературных сотрудников различных профилей (репортёры, комментаторы, обозреватели, очеркисты, фельетонисты и др.). Многие газеты имеют специальных (разъездных) корреспондентов, собственных корреспондентов внутри страны и за рубежом.

Источник: http://jour.bobrodobro.ru/7650

Характеристика русской журналистики конца XIX-начала ХХ веков. Система правительственной печати

Голод 1891 года и подъем рабочего движения как главные причины активизации общественной жизни России конца XIX века. Распространение марксизма, полемика марксизма с народничеством. Философские искания рубежа веков, смена направлений в искусстве. Усиление роли крупного промышленного и финансового капитала в жизни страны. Меценатство.

Эволюция «толстого» журнала, дискуссия о кризисе этого типа издания. Наиболее яркие разновидности «толстых» журналов: «Русское богатство» (1876-1918) под руководством Н.К. Михайловского и В.Г. Короленко; «Мир Божий» (1891-1906) под руководством А.И. Богдановича; «Северный вестник» (1885-1898) под руководством Л.Я. Гуревич и А.Л. Волынского.

Журналы «легальных марксистов»: «Новое слово» (1895-1897) и «Начало» (1899); участие в них социал-демократов-эмигрантов: Г.В. Плеханова, В.Засулич; статьи по социально-экономическим проблемам П.Б. Струве, М.Н.

Важно

Туган-Барановского, С.Н. Булгакова. Социально-политический смысл полемики «Нового слова» и «Русского богатства» о повести А.П. Чехова «Мужики». Проблемы современной философии в статьях Н.А. Бердяева.

Отношение властей к деятельности этих изданий.

Религиозно-философские журналы «Новый путь» (1902-1904) и «Вопросы жизни» (1905), их связь с деятельностью религиозно-философского общества. Уникальность в дореволюционной России частного религиозного издания в контексте развития церковной прессы. Особенности программ журналов, круг сотрудников; роль в журналах Д.С. Мережковского, З.Гиппиус, В. Розанова.

Журналы по вопросам искусства как лаборатория эстетической мысли рубежа XIX-XX веков. «Мир искусств» (1899-1904) под руководством С.П.Дягилева и А.И. Бенуа; «Весы» под руководством В. Брюсова; журналы «Апполон» и «Золотое руно».

Участие в них крупнейших русских писателей и художников. Типологические особенности, использование европейских образцов и традиций отечественного литературно-общественного журнала. Характер участия в этих журналах меценатов: С. Мамонтов, М. Тенишева, С.

Поляков, Н. Рябушинский.

Развитие массового журнала, использование в нем принципов энциклопедизма. «Журнал для всех» (1895-1906) как издание для грамотных крестьян, внимание журнала к религиозно-нравственной проблематике. Еженедельный иллюстрированный журнал – лидер в системе печати конца XIX – начала XX вв.

, его разновидности: еженедельники для семейного чтения («Нива»), общественно-политические («Огонек»), научно-популярные («Вокруг света», «Природа и люди»), литературно-художественные («Театр и искусство»), специализированные. Виды, качество и роль иллюстраций. Приложения к еженедельникам.

Источники коммерческого успеха.

Газеты конца XIX – начала XX вв. Тенденция к сочетанию в них типологических признаков качественного и массового издания. Возникновение новых информационных агентств. Углубление специализации журналистского труда. Газеты «Россия» (1899-1902) под руководством А.В.

Амфитеатрова и «Русское слово» (1895-1917) под руководством В.М. Дорошевича – наиболее яркие примеры успешного использования исторического опыта русской частной газеты и возможностей новой социально-экономической ситуации. Взаимоотношения этих изданий с цензурой.

Их роль в развитии газетных жанров.

Журналистская деятельность В.А. Гиляровского, А.В. Амфитеатрова, В.М. Дорошевича.

И.Д. Сытин – издатель.

Появление нелегальных партийных изданий. «Искра» как орган РСДРП: программа, структура, круг авторов. Роль Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. Распространение и влияние в России.

Совет

Проблема наследства 40-60-х гг. XIX в. в прессе рубежа XIX-XX вв. Позиции Вл. Соловьева, В. Розанова, А. Волынского, Д. Мережковского, В.Ленина. Национальный вопрос и вопрос о правах человека в публицистике.

Журналистская деятельность В.Г. Короленко.

Публицистика Л.Н. Толстого.

Реакция российского общества на события 9 января 1905 г. Влияние манифеста Николая II 17 октября 1905 г. на развитие социально-политической ситуации в стране. Изменения в законодательстве о печати. Формирование политических партий, выборы в Государственную думу.

Возникновение печати политических партий, участие в этом процессе существующих газет и журналов. Крупнейшие партийные изданий, издания парламентских фракций и политических блоков («Новая жизнь», «Начало», «Речь», «Голос Москвы», «Земщина», «Правда», «Утро России» и др.). Создание профессиональных союзов журналистов.

Сатирический еженедельный иллюстрированный журнал в годы первой русской революции, участие в его издании представителей творческой интеллигенции России.

Журналы «Сатирикон» (1908-1914) и «Новый сатирикон» (1913-1918): опора на традиции русской и зарубежной сатиры. Содержание, структура, роль графики, ведущие жанры журналов. А.Т.

Аверченко – редактор и публицист. Участие Н. Тэффи и Саши Черного.

Проект П.А. Столыпина об усилении влияния правительства на печать. Гонения на прессу 1907-1909 гг. Активизация деятельности прессы с 1910 г. Политизация массовой газеты. «Газета-копейка» и приложения к ней (1908-1918).

Литературные альманахи и их роль в литературной и общественной жизни («Знание», «Шиповник», «Слово» и др.).

Тема интеллигенции и революции в публицистике. Сборник «Вехи» (1909) как явление русской общественной мысли и образец публицистики начала XX века. Дискуссия о «Вехах».

Публицистика А.М. Горького, Д.С. Мережковского, В.И. Ленина, В.В.Розанова.

Обратите внимание

Ситуация в прессе в связи с началом Первой мировой войны. Подъем патриотических настроений. Антивоенные выступления в эмигрантских, подпольных и легальных изданиях. Г.В. Плеханов и В.И. Ленин о войне и судьбах демократии в России.

Введение военной цензуры, ограничение деятельности корреспондентов и распространения периодики на фронте. Писатели – военные корреспонденты: Л. Андреев, А. Толстой, В. Брюсов, А.Серафимович и др. Борьба прессы с цензурой.

Беспрецедентный рост тиражей газет и еженедельных журналов.

Итоги развития прессы в России XIX – начала XX века. Система печати, охватывающая всю территорию государства. Типологическое разнообразие изданий. Достижения в развитии жанров журналистики, в оформлении, в технологии производства, в распространении и финансовом обеспечении периодики. Публицистика как двигатель развития общественной мысли России. Роль прессы в подготовке к событиям 1917 г.

6. Становление журналистики в первые годы советской власти. Тенденции и содержание приоритетов.

Декреты о печати, о государственной монополии на объявления, о революционном трибунале печати. Закрытие влиятельных политических общероссийских газет («Русское слово», «Русские ведомости», «Утро России» и др.), изданий кадетов («Речь», «День»). Борьба с оппозиционными

изданиями социалистических партий (эсеров, меньшевиков). Однодневная «Газета_протест». Начало формирования советской прессы. Печать и радиотелеграф периода Гражданской войны.

Развитие многонациональной дифференцированной системы журналистки. Красноармейская периодика. РОСТА и его издания. «Окна РОСТА», участие в них В. Маяковского.

Другие формы массовой агитации и пропаганды в годы Гражданской войны.

Печать белых армий. НЭП и журналистика. Кризис печати в годы НЭПа, его причины и способы преодоления. Дальнейшая дифференциация прессы, новые типы журнальной периодики, сатирические издания. Начало речевого радиовещания.

Развитие книгоиздательской деятельности. Рабселькоровское движение. Дискуссия в партии о свободе печати. Ленин В. И. Письмо Г.Мясникову. Создание Главлита. Его функции и направления деятельности. Публицистика В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, В.

Маяковского, Л. Рейснер.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s61078t3.html

Журналистика эпохи перестройки – проблематика, журналисты, телевидение, радио и печать

Важнейшие завоевания перестройки – гласность, принятые законы о правах человека, о политических партиях, о печати, которая в условиях монопольного господства КПСС, хоть и рассматривалась по-прежнему как оружие в руках партии, благодаря завоеванной гласности наносила удар за ударом по устоям тоталитаризма, подталкивая его к неизбежному распаду. Вся система средств массовой информации периода 1985–1991 гг. значительно видоизменилась, хотя по-прежнему подавляющее количество полиграфических мощностей принадлежали КПСС. По-прежнему СМИ продолжают развиваться как единый пропагандистский комплекс, растет количество партийных изданий, увеличивается их тираж. Начиная с 1985 г., разовый тираж газетно-журнальной периодики ежегодно возрастает на 20 млн. экземпляров. Произошло резкое увеличение выпуска центральных газет: тираж «Правды», которая стала издаваться еще на французском, испанском и других языках в 1987 г. Значительно увеличились тиражи и журнальных изданий. В 1985 г. «Огонек» имел тираж 1,5 млн. экз., в 1990 – 4 млн

Читайте также:  Поражение россии в войне, обострение общенационального кризиса

Нельзя не отметить продолжавшегося преобразования некоторых центральных газет в органы ЦК КПСС. С 1 января 1987 г. их число пополнила «Строительная газета», а с 3 января 1989 г.

– «Учительская газета».

Как разъяснялось читателям, эти газеты преобразовывались в связи с необходимостью «усиления политического руководства строительством», а также «делом обучения и воспитания подрастающего поколения».

Важно

В августе 1989 г. ЦК КПСС принял постановление «О некоторых вопросах перестройки центральной партийной печати». Уроки общественного развития после апреля 1985 г.

, отмечалось в постановлении, выдвигают необходимость перестройки партийной прессы, призванной активнее способствовать возрождению «ленинской концепции партии как политического авангарда общества».

В целях «совершенствования центральных партийных газет» в соответствии с постановлением на базе «Социалистической индустрии» и «Строительной газеты» в 1990 г. была создана ежедневная газета «Рабочая трибуна», а еженедельная «Экономическая газета» перепрофилирована в ежедневную массовую газету ЦК КПСС.

Одновременно, прекратив выпуск партийных журналов «Агитатор» и «Политическое самообразование», ЦК КПСС начал издавать журнал «Диалог». В соответствии с этим постановлением ЦК компартий союзных республик было дано указание пересмотреть структуру своих партийных изданий, добиваясь снижения их убыточности.

Из новых изданий следует выделить журналы «Трезвость и культура», «Родина» (ежемесячное приложение к газете «Правда»), еженедельник «Семья» – издание Советского детского фонда им. В.И. Ленина.

Наибольшее внимание в еженедельнике уделялось проблемам укрепления семьи, о чем свидетельствовали основные рубрики издания: «Семейный детский дом», «Мамина страница», «Папина страница», «Бабушкина страница» и «Дедушкина страница».

Среди новых изданий, свидетельствующих, что пресса периода перестройки, как и в годы авторитарно-бюрократического режима должна была отвечать главной задаче – повышения роли КПСС как политического авангарда общества, стало возобновление в январе 1989 г. журнала «Известия ЦК КПСС» и газеты «Правительственный вестник».

Все больший размах получало радиовещание. В 1990 г. вещание вели около 180 радиодомов и свыше 5 тысяч местных радиостанций. 22 августа 1990 г. начались передачи первой негосударственной (независимой от Гостелерадио) радиостанции «Эхо Москвы», в числе учредителей которой были Моссовет, редакция журнала «Огонек» и факультет журналистики МГУ. В начале 1991 г.

образовалась Российская независимая телерадиокомпания, в составе которой стало функционировать «Радио России». «Московское радио» вышло на первое место в мире по объему вещания на зарубежные страны – 2.227 часов в неделю на 80 языках мира. Практически все население СССР смотрело телевизионные передачи, которые к 1900 г. вели более 130 программных телецентров.

Совет

Первая программа стала доступной в самых удаленных регионах, вторая использовалась для прямых телетрансляций заседаний Верховного Совета СССР, третья – предназначалась москвичам, четвертая – являлась учебной. Несомненным достижением Центрального телевидения стали передачи «12 этаж», «Взгляд», «7 дней», «До и после полуночи». С 3 августа 1987 г.

стал действовать «Прожектор перестройки». Еще до Великой Отечественной войны в Москве был проложен первый телевизионный кабель, но только в 1988 г. Моссовет утвердил «Генеральную схему по развитию кабельного ТВ». В августе 1990 г.

был создан Союз организаций кабельного и эфирного телевидения СССР, представлявших около 500 зарегистрированных в стране студий кабельного телевидения, обслуживающих до 15 млн. абонентов.

Значительно расширилась деятельность информационных агентств. (ТАСС, Инер-факс).

Все средства массовой информации включились в активную пропаганду повышения темпов и эффективности экономики на базе ускорения научно-технического прогресса, перевооружения и реконструкции производства, совершенствования системы управления, хозяйственного механизма.

В печать, на радио и телевидение не прекращается поток материалов о последовательном осуществлении продовольственной программы СССР, комплексной программы развития производства товаров народного потребления. Неизменно акцентируется внимание читателей, на том, что достичь высоких намеченных рубежей можно лишь напряженным производительным трудом.

Средства массовой информации призывают «использовать все средства и возможности», чтобы «взять энергичный старт в двенадцатой пятилетке» и «достойно встретить XXVII съезд КПСС».

Острая полемичность публицистики периода перестройки – главная ее отличительная особенность. Именно поэтому читатели стали называть публицистику одним из самых читаемых жанров, призывая «сохранить лучшие страницы периодики дней перестройки» как «духовное завещание одного поколения другому». Именно поэтому только в 1988 г.

один за другим появляются сборники публицистики «Зависит от нас. Перестройка в зеркале прессы», «Иного не дано», «Страницы истории КПСС: Факты. Проблемы. Уроки», «Если по совести…». Стремясь выявить «полную правду» редакции периодических изданий стали систематически печатать статьи ученых, особенно историков.

Обратите внимание

В «Правде» стали регулярно появляться полосы под общим названием «Страницы истории», на основе которых были изданы двухтомник «Страницы истории КПСС: Факты. Проблемы. Уроки» и сборник статей «Урок дает история». И поэтому стало чрезвычайно важным проведение «круглых столов» ведущих журналистов и крупнейших ученых по проблемам отечественной истории.

«Круглые столы», кроме «Правды», наиболее успешно проводила редакция журнала «Коммунист», приглашавшая к дискуссиям академиков.

Одной из главных стала в публицистике тема экологии и не только в нашей стране, но и в масштабе планеты. (Валентин Распутин о Байкале).

В первые годы перестройки изменения в системе отечественных СМИ были не столь значительны, как в последние годы советского государства, когда система журналистики начала меняться качественно. Из подполья вышел самиздат: в 1989 г. в стране выходили более тысячи периодических изданий такого характера.

Появились также пацифистские, юмористические, детские и другие издания. Правда, большая часть газет и журналов уже не являлась самиздатом в его традиционном понимании: это были издания различных общественных движений, организаций, групп, выходившие открыто и получившие название альтернативной прессы.

К 1991 г. численность альтернативных изданий достигла двух тысяч, а тираж возрос до нескольких миллионов экземпляров. Наиболее значительными тиражами выходили издания, зарегистрированные народными фронтами. Так, газета Народного фронта Латвии «Атмода» («Возрождение») имела тираж 100 тыс. экз.

[22]

июне 1990 г. был принят первый в истории отечественных СМИ Закон «О печати и других средствах массовой информации». Всего около полутора лет проработал этот Закон: в начале декабря 1991 г.

руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ), к которому в конце декабря присоединились Среднеазиатские республики.

Это означало прекращение существования СССР, а вместе с этим завершилась история и однопартийной советской журналистики.

Источник: https://studopedia.net/1_22571_zhurnalistika-epohi-perestroyki—problematika-zhurnalisti-televidenie-radio-i-pechat.html

Исторические типы и теории журналистики

Замечание 1

Журналистика за свою историю успела выступить в разных исторических типах: феодально – монархическая печать, буржуазная печать, религиозно – клерикальная печать, социалистическая и коммунистическая печать.

Все типы отличаются социальными и идеологическими позициями. Разберем все типы более подробно:

  • Феодально – монархическая печать отличается способностью укреплять государство воедино. По мере назревания конфликтов со стороны революции данный тип сначала приобретает консервативную, а после реакционную силу. Охарактеризовать данный тип можно и времена петровских «Ведомостей» и временами кардинала Ришелье.
  • Буржуазная печать, которая возникла в феодальном обществе в качестве основного оппозиционера, позволила наладить идеологическую борьбу против монархии при помощи лозунгов свободы печати, братства и равенства, свободы идей. К примеру, можно привести французские газеты «Защитник конституции» или «Друг народа». До начала XIX века данную эпоху можно было называть эпохой персонального журнализма. И только после победы буржуазной революции средства массовой информации стали формироваться по ориентирам от демократии к фашизму. Германия и Италия наиболее яркие примеры данного журналистского типа.
  • Религиозно – клерикальный тип относится к особой прессе. Первые проявления относятся к XVI веку, но существуют и сегодня. Буржуазия, стремящаяся избавить политическую власть от канонов католицизма. Такой тип возникает в Ватикане, затем в Германии, Италии и чуть позднее во Франции. Свою позицию идеологи католицизма сводят к соединению народной и божьей воле.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Религиозная журналистика

В начале XVII века на территории Ватикана проводится программа мер, направленная на укрепление позиции католической веры. Создается пропагандистский центр католицизма под названием «Конгрегация пропаганды веры». В тоже время «Типография полиглота» начинает заниматься выпуском соответствующей литературы с целью дальнейшей пропаганды.

В XIX веке церковная периодика России весьма влиятельна и несет в себе немалую пропагандистскую направленность. Религиозные журналы начинают активно распространяться по территории страны: Казань, Москва, Рязань, Ярославль и Киев стали первопроходцами.

В 1855 году выпускается журнал под названием «Православный собеседник», который не только публикует информационные материалы, но и дает ответы на вопросы читательской аудитории. В 90-е годы XIX века происходит процесс возрождения религиозной журналистики в стране. У Русской церкви появляется еженедельная газета «Московский церковный вестник».

Важно

В современное время на территории России выпускается порядка 140 религиозных изданий, выходит 18 газет для мусульман.

Замечание 2

Социалистическая и коммунистическая печать ориентировались на буржуазное общество, с целью защиты определенных интересов некого рабочего класса.

Но в начале XIX века два направления разошлись окончательно и бесповоротно. Социалистическая печать начала выступать за реформы как единственный верный выход.

В то время, как коммунистическая печать выступила исключительно за революционный путь.

Теории журналистики

С момента основания журналистики принято разделять несколько теорий ее возникновения:

  • Марксистская теория возникает в процессе нарастания социальных и классовых противоречий. Теория поддерживает тезис о непримиримости, и требует поддержки рабочего класса.
  • Авторитарная теория окончательно формируется в период XVI – XVII веков из абсолютной власти монархии. Печать может находиться только в руках государства или частного лица. Печать и все публикуемые материалы должны поддерживать и превозносить государственную политику.
  • Либертарианская теория основана на полной свободе была принята в Англии в 1688 году, и позднее в США. Здесь печать ни что иное как инструмент, созданный с целью контролирования правительства. Периодическое издание может организовать любой гражданин.
  • Теория социальной ответственности появилась в США в XX веке. Печать должна информировать, продавать и развлекать, а также любую конфликтную ситуацию переводить на язык дискуссии.

Источник: https://spravochnick.ru/zhurnalistika/istoriya_zhurnalistiki_rossii/istoricheskie_tipy_i_teorii_zhurnalistiki/

Ссылка на основную публикацию