Основные положения первой советской конституции 1918 г.

Принята первая Конституция РСФСР

10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов была принята первая советская Конституция, определившая основные принципы устройства нового государства. Большинство этих принципов было разработано в ходе революции и нашло отражение в первых декретах Советской власти и документах Всероссийских съездов Советов.

Первая Конституция РСФСР состояла из 6 разделов и включала 17 глав и 90 статей.

В качестве первого раздела в Конституцию 1918 г. была включена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа».

Конституция закрепляла в качестве основного орудия строительства социализма государство диктатуры пролетариата, а в качестве государственной формы этой диктатуры — Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Обратите внимание

Государственная власть объявлялась принадлежащей только трудящейся части населения. Предусматривалось лишение политических прав нетрудящихся классов и групп.

В избирательном праве рабочим предоставлялись определённые преимущества по сравнению с другими классами, в том числе и с крестьянством.

Конституцией РСФСР 1918 г. было установлено, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделён Президиум ВЦИК.

Конституция предусматривала непрямые выборы в уездные (районные) и вышестоящие органы государственной власти, устанавливала производственно-территориальный принцип выборов в Советы.

Народному Комиссариату Просвещения было поручено ввести во всех школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений Конституции, их разъяснение и истолкование.

Главные принципы Конституции 1918 г. легли в основу не только последующих конституций союзных и автономных советских республик, но и стали основополагающими для Конституции СССР 1924 г. — первой союзной конституции, законодательно закрепившей образование Союза Советских Социалистических Республик в 1922 г.

Лит.: Конституция РСФСР 1918 года: принятие, основные положения // Конституционное право России: Советское конституционное право от 1918 года до Сталинской конституции. Гл. 1. [Электронный ресурс] // Всё о праве.

Важно

2003-2014. URL: http://www.allpravo.ru/library/doc117p/instrum118/item244.html; Чистяков О. И. Конституция РСФСР 1918 года. М., 2003; То же [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3888990.htm.

Источник: https://www.prlib.ru/history/619373

Конституция РСФСР 1918 года: принятие, основные положения

Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти. (Раздел 2. Гл.5 ст.9 Конституции России 1918 г.)

Начиная с первого дня своего существования Советское государство издает целый ряд актов конституционного характера. Это декреты: О мире и О земле; Декрет О суде и др.

, Обращение Петроградского ВРК «К гражданам России» и обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам».

Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.

Но формы власти и управления во многом складывались стихийно. Чтобы урегулировать этот процесс и закрепить те формы, которые соответствовали главным устоям новой государственности, была необходима официальная Конституция. Ее создание — переломный момент в становлении Советского государства[1].

Рождение Советского государства сопровождалось появлением Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой 25 января 1918 г. III Всероссийским Съездом Советов. Она вошла в текст первой Советской Конституции и является ныне памятником права[2].

Некоторые авторы прямо называют декларацию – первым документом советской России носящей конституционный характер. Однако декларация в некоторых случаях может не являться конституционным документом, но содержать нормы ведущей отрасли права.

Чаще всего она издается при разъяснении гражданам, общественности, мировому сообществу официальной политики в области межнациональных отношений или в связи с оценкой общественно-политической и экономической обстановки.

Но вернемся к течению истории. 10 июля 1918г.

Всероссийский Съезд Советов как высший орган новой власти, установившейся в результате государственного переворота, принял Основной Закон, закрепивший принципы организации Советской власти, форму правления, территориальное устройство, отношения власти и народа, государственные символы. Это была по существу первая в истории Российского государства формальная конституция, представленная в едином нормативном акте.

Совет

Что же принес Основной закон новорожденной стране? Какие цели преследовали большевики, поспешно создавая для страны Конституцию? Какие функции несла на себе Конституция и каковы были тенденции развития конституционно-правовой мысли в Советской России?

Принятию Конституции РСФСР 1918г., предшествовала непростая борьба за ее содержание. III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918г., выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одной из первоочередных задач Советской власти. Съезд, в частности, поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить следующему съезду Советов основные положения Конституции РСФСР.

Однако в связи с резким обострением в феврале-марте 1918 г.

международной обстановки (прекращение в Брест-Литовске мирных переговоров с Германией и наступлением германской армии), а также усложнением внутреннего положения Советской России всё внимание большевистской партии и Советского правительства было направлено на сохранение советского строя. Работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.

IV Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 14-16 марта 1918 г., носил внеочередной характер. Вся работа этого чрезвычайного съезда была связана с вопросом о заключении Брестского мирного договора с Германией.

По предложению фракции большевиков съезд ратифицировал мирный договор, заключенный в Брест-Литовске.

И только после утверждения Брестского мирного договора Советская власть получила возможность заняться организацией систематического и повседневного государственного управления всеми областями социалистического строительства.

К весне 1918 г. в самых главных своих чертах сложилась система высших органов власти и управления, и подходил к концу процесс организации государственного аппарата на местах.

Однако не было ещё достигнуто ни структурного единообразия в строительстве местного государственного аппарата, ни необходимого согласования во взаимодействии центральных и местных органов, основанных на последовательном проведении принципа демократического централизма. Компетенция различных государственных органов также не была должным образом определена.

Обратите внимание

Нужно было придать уже сложившемуся в своей основе механизму Советского государства необходимую стройность и недостающую ему чёткость в работе всех звеньев государственного аппарата.

30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. 31 марта 1918 г. ЦК партии ещё раз отметил актуальность введения в действие первой Советской Конституции и подчеркнул, что период завоевания власти кончился, идёт основное государственное строительство.

В соответствии с рекомендациями ЦК партии 1 апреля 1918 г. большевистская фракция ВЦИК, по докладу Я. М. Свердлова, утвердила своих кандидатов в Конституционную комиссию. В её состав должны были войти также и представители ряда народных комиссариатов. В тот же день на заседании ВЦИК было принято постановление о создании Конституционной комиссии и определено представительство в ней фракций.

Конституционная комиссия состояла из 15 человек. В неё вошли: от большевистской фракции ВЦИК – Я. М. Свердлов, М. Н. Покровский, И. В. Сталин; от фракции левых эсеров – Д. А. Магеровский и А. А. Шрейдер; от максималистов – А. И.

Бердников (с совещательным голосом), а также представители народных комиссариатов по делам национальностей, юстиции, финансов, по военным делам, внутренних дел и ВСНХ. На первом организационном заседании комиссии, состоявшемся 5 апреля 1918 г.

, её председателем был выбран Я. М. Свердлов.

Источник: https://megalektsii.ru/s54240t3.html

Конституция РСФСР 1918 года

Конституция РСФСР 1918 года

Конституция РСФСР 1918 годабыла первой в истории конституций Советской социалистической республики. По предложению В.И. Ленина первый раздел Конституции составила принятая III съездом Советов в январе 1918 г. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа».

Конституция была принята постановлением V Всероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 годаи вступила в силу 19 июля после публикации в «Известиях ВЦИК». Провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом государственной власти.

Проект Конституции 1918 г. готовился 4 месяца (апрель—июль 1918 г.).

Структурно Конституция РСФСР состояла из шести разделов:

1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

2) Общие положения Конституции РСФСР (они включали статьи о правах и обязанностях трудящихся, компетенцию ВЦИКа, СНК и т. д.);

3) Конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах);

4) Активное и пассивное избирательное право;

5) Бюджетное право;

6) О гербе и флаге РСФСР.

Важно

Первый раздел, «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», объявляла Россию «Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам». Российская Республика учреждалась как федерация Советских национальных республик.

Во втором разделе, «Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», определялась основная задача данной Конституции — установление диктатуры го­родского и сельского пролетариата. Декларировались основные права и обязанности граждан Республики: бесплатное обучение, обязанность тру­диться, всеобщая воинская повинность.

Третий раздел, «Конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах)»раскрывал конструкцию Советской власти. В нем определялось, что высшей властью в РСФСР является Всероссийский Съезд Советов.

Он образовывался путем представительства 1 депутата от 25 000 рабочих и 1 депутата от 125 000 крестьян. Согласно Конституции Съезд должен был созываться не реже двух раз в год.

(Эта норма никогда за все время действия этой Конституции не соблюдалась.)

В четвертом разделе, «Активное и пассивное избирательное право»,определялось активное и пассивное избирательное право. Конституция отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране.

Избирательных прав лишались так называемые «эксплуататоры» — лица, использующие наемный труд, живущие на нетрудо­вой доход, торговцы и коммерческие посредники, духовенство, бывшие полицейские и жандармы и т.п.

К выборам допускались лишь представители тех социальных групп, в отношении которых не применялись ог­раничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся».

Пятый раздел, «Бюджетное право»,был посвящен бюджетному праву. До лета 1918 года планового финансирования в республике практически не существовало. Конституция установила основные принципы формирования государственного бюджета и сроки, на которые он должен был формироваться полгода или год.

Совет

Съезд Советов и ВЦИК имели право определять, какие виды доходов и сборов входят в общегосударственный бюджет и какие поступают в распоряжение местных Советов. Советы получили право налогообложения и сборов на нужды местного хозяйства.

Определялся порядок расходования денежных средств и формы финансовой отчетно­сти различных уровней Советов.

В шестом разделе, «О гербе и флаге РСФСР», устанавливалась государственная символика, торговый, морской и военный флаг РСФСР, дава­лось их краткое описание.

Конституция 1918 года юридически закрепила итоги полугодового формирования Советской государственности и новой правовой системы.

Социальной основой советской власти была названа диктатура пролетариата, а политической – система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Нововведения в экономике, установленные Конституцией – полная национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности. Конституция устанавливала монополию государства в сфере экономики. Высший Совет народного хозяйства – высший орган в сфере управления экономикой.

Читайте также:  Влияние передовой культуры русского народа на культуры братских народов россии. общение литератур братских народов.

Устанавливался срок действия Конституции – переходный период от капитализма к социализму. Государственное устройство РСФСР по Конституции 1918 г. – Федерация. Субъекты Федерации – национальные республики.

Система органов государственной власти по Конституции:

1) всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов – высший орган законодательной власти.

Обратите внимание

Он был временным органом, в период между сессиями работы Съезда обязанности высшего органа власти исполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), избираемый Съездом; ВЦИК – высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган, т. е. принцип разделения властей в РСФСР действовал условно;

2) Правительство РСФСР – высший исполнительный орган власти. Он формировался съездом Советов;

3) Совет народных комиссаров. Был подотчетным Правительству РСФСР, в него входили народные комиссары, возглавлявшие отдельные отраслевые народные комиссариаты);

4) областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, их исполнительные комитеты – органы власти на местах (в городах и селах – городские и сельские советы).

Избирательная система по Конституции 1918 г.

Активным избирательным правом обладали только представители отдельных социальных групп, «трудящиеся» (пролетариат, крестьяне).

Не имели права избирать:

1) лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли;

2) граждане, живущие на «нетрудовые доходы» (от сдачи жилого помещения внаем, кредитования иных граждан за плату, определенную процентом за пользование денежными средствами и т. п.);

3) частные торговцы и посредники;

4) представители духовенства;

5) служащие жандармерии, полиции и охранного отделения.

Выборы в Советы были многоступенчатыми и основанными на принципах представительства и делегирования, т. е. граждане избирали прямо депутатов в сельские и городские Советы и делегатов на выборы всех последующих уровней.

Главные принципы Конституции 1918 г. легли в основу не только последующих конституций союзных и автономных советских республик, но и стали основополагающими для Конституции СССР 1924 г. — первой союзной конституции, законодательно закрепившей образование Союза Советских Социалистических Республик в 1922 г.

Источник: http://lib.lenobl.ru/konst/1918

Разработка, содержание и значение первой советской конституции 1918 г

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И 
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ 
ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра истории государства и права

Учебная дисциплина «История отечественного государства 
и права»

РАЗРАБОТКА, СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОЙ СОВЕТСКОЙ  КОНСТИТУЦИИ 1918 г.

(курсовая 
работа)

Выполнила:

Студентка 1 курса 122 гр.

Фирсова К.И.

Научный руководитель:

                                                             к.ист.н., доцент Ворошилова С.В

Саратов-2012

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Предпосылки, история создания,

разработка и принятие Конституции 
РСФСР 1918 года 5

1.1.Предпосылки создания Конституции 
РСФСР 1918 года 5

        1.2.История создания………………………………………………..8

        1.3Принципы Конституции РСФСР 1918 года……………………11

Глава II. Основные положения Конституции 1918 года 15

2.1. Государственное устройство и система органов власти 15

2.2. Права и обязанности граждан 16

2.3. Избирательная система 19

Заключение 23

Список использованной литературы 24

Введение.

Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Важно

Конституция РСФСР 1918г. — первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, которая 
своим появлением ознаменовала становление 
основ советского права.

Основной 
закон 1918 года является не только первой Советской Конституцией, но и первой Российской.

Впервые в нашей стране появился закон, который провозглашал и закреплял демократию для трудящихся, их основные права и обязанности (причём права теперь ставятся на первое место), новую форму государственного единства – федерацию, принципиально 
новый государственный механизм, очень специфическое избирательное 
право.

Конституция создавалась в условиях ещё складывающегося 
нового государства, при отсутствии опыта у составителей, не очень 
ясных теоретических основах 
и высокими темпами. Ее создание – переломный момент в становлении Советского государства.

Интересно отметить, что первый советский Основной закон — Конституция РСФСР 1918 г. — 
был законом скорее реальным, чем 
фиктивным. Но этот Основной закон закреплял 
формальное неравенство, т. е.

в принципе противоречил праву: избирательных 
прав были лишены «эксплуататоры и 
их пособники» (лица, прибегающие к 
наемному труду, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, коммерческие посредники, священнослужители и 
т. д.

); на выборах рабочие имели 
преимущества перед крестьянами; гарантии свободы выражения мнений, свободы собраний и свободы ассоциаций трактовались как предоставление средств массовой информации, зданий и помещений и вообще всех необходимых технических и материальных средств «в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты».

Все так и было в действительности, правда, от имени «рабочего класса и крестьянской бедноты» выступала тоталитарная бюрократия.  А вот Конституция СССР 1936 г., или «сталинская Конституция», напротив, была фиктивным основным законом. То же касается и Конституции 1977 г.

Поэтому тема Конституция РСФСР 1918 года – 
интересна и актуальна для 
юриста.

Цель 
данной работы – рассмотреть Конституцию 
РСФСР 1918 года.

Для этого были поставлены следующие 
задачи:

1) Показать 
историю создания Конституции 
РСФСР 1918 года.

2) Изучить 
структуру Конституции РСФСР 
1918 года.

3) Осветить 
основные принципы, закреплённые 
в Конституции РСФСР 1918 года.

Объектом 
изучения является Конституция РСФСР 1918 года.

Глава I. Предпосылки, история создания, разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 года.

1.1.Предпосылки 
создания Конституции РСФСР 1918 года

Совет

Октябрьская революция, покончив с феодальными 
пережитками, положила начало ликвидации капиталистических отношений, которые 
нельзя было устранить сразу.

Захватив 
власть, пролетариат приступил к 
ломке старого и созданию принципиально 
нового общественного строя.

Революция не смогла сразу уничтожить прежнюю 
классовую структуру, но она произвела 
в ней принципиальные изменения. Были сделаны первые шаги к ликвидации эксплуататорских классов.

Это отнюдь не означает физического уничтожения 
эксплуататоров, что пытаются приписать 
большевикам буржуазные идеологи.

Сущность процесса уничтожения эксплуатации и эксплуататоров состоит в упразднении 
частной собственности на средства производства.

Декрет 
о земле, отняв у помещиков 
землю, лишил их экономической основы, что и означало ликвидацию этого 
класса, хотя практически она была проведена не в первые недели революции, а несколько позже.

Сложнее дело обстояло с буржуазией. Ленин 
говорил о необходимости использовать буржуазию, ее силы в интересах построения социализма, пока рабочий класс сам 
не научился управлять производством.

Однако положение буржуазии теперь принципиально отличалось от дореволюционного. В ходе революции она полностью была лишена политической власти. Постепенно подрывалось и ее экономическое господство.

Обратите внимание

На предприятиях был установлен рабочий контроль, а с ноября 1917 г. началась национализация промышленности.

В результате революции был потеснен и третий эксплуататорский класс России — кулачество.

Следовательно, прежние господствующие классы перестали 
быть таковыми. Политическое руководство 
обществом перешло в руки пролетариата, идущего в союзе с беднейшим 
крестьянством.

Политическое 
господство пролетариата осуществлялось, прежде всего, через создаваемый 
аппарат Советского государства. Его 
строительство успешно шло уже 
в первые месяцы после Октябрьского вооруженного восстания. К началу 1918 г. в основном были созданы высшие органы власти и управления, пришедшие 
на смену сломанному революцией механизму 
буржуазно-помещичьего государства.

Октябрьская революция, начавшись в центре, победоносно 
распространялась по стране. К 10 января 1918 г. — к открытию III Всероссийского съезда Советов — Советская власть была установлена в 51 губернском и областном 
центрах. Это составляло более 2/3 всех губернских городов, если не считать 
оккупированных германо-австрийскими войсками.

Характерно, что только в 14 из этих городов власть пришлось брать 
вооруженным путем. Не случайно В.И. Ленин называл распространение 
Советской власти по стране триумфальным шествием.

Сравнительная легкость победы пролетарской революции показала, насколько 
она назрела, насколько прогнил 
старый мир и насколько сильны были трудящиеся массы, сплоченные Коммунистической партией. В.И. Ленин по этому поводу говорил: «…

Везде мы побеждали 
с необыкновенной легкостью именно потому, что плод созрел, потому, что 
массы уже проделали весь опыт соглашательства с буржуазией. Наш 
лозунг «Вся власть Советам», практически 
проверенный массами долгим историческим опытом, стал их плотью и кровью»

Важно

Определенные 
достижения можно отметить к началу 1918 г. и в сфере организации 
государственного единства. Их основой 
явились первые шаги Советского государства 
в сторону разрешения национального 
вопроса, раскрепощения народов 
России.

Великий Октябрь внес коренные изменения 
в положение нерусских национальностей, он положил начало разрешению национального 
вопроса в нашей стране.

Национальное 
движение было одним из революционных 
потоков, слитых Коммунистической партией 
воедино для победы революции. Эта 
партия еще до революции включила в свою программу важнейшие требования по национальному вопросу. Придя 
к власти, она немедленно стала 
проводить их в жизнь.

Уже обращение «Рабочим, солдатам и крестьянам», принятое II Всероссийским съездом 
Советов, заверяло народы России, что 
Советская власть обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное 
право на самоопределение. Это обещание было проведено в жизнь в первые же дни Советской власти.

Документом громадной политической важности явилась Декларация прав народов России, принятая 2 ноября 1917 г.

Отмечая, что освобождение народов России должно быть проведено решительно и 
бесповоротно, Декларация закрепляла основные принципы национальной политики, которые Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей 
деятельности.

Это такие принципы, как равенство и суверенность народов России, право их на самоопределение 
вплоть до отделения, отмена всех и 
всяких национальных и национально-религиозных 
ограничений и привилегий, свободное 
развитие национальных меньшинств.

На 
основе Декларации развернулась практическая работа Советского государства по раскрепощению 
народов России. В целях ее лучшей организации с первых же дней существования 
Советской власти создается специальный 
орган — Народный комиссариат по делам 
национальностей, образованный вместе с другими наркоматами постановлением II Всероссийского съезда Советов.

Совет

Важным 
средством решения национального 
вопроса должно было стать национально-государственное 
строительство. Советское государство 
родилось, в принципе, как унитарное.

Однако вскоре после Октября возникла тенденция к усложнению формы его государственного единства, вытекающая из многонационального характера Советской России и политики Коммунистической партии, направленной на разрешение национального вопроса путем предоставления народам широкого права на самоопределение.

Успехи, которых добилась Советская власть к началу 1918 г., следовало закрепить 
в обобщающем конституционном законе, отражающем основные проблемы жизни 
Советского государства — изменения 
в общественном устройстве, строительство 
государственного механизма, назревающие 
изменения в форме государственного единства. Вместе с тем создавать 
развернутую, полную Конституцию было еще рано.1

1.2.История 
создания

Первая 
советская Конституция создавалась 
в обстановке напряжённой и всё 
более обострявшейся классовой 
борьбы, в условиях тяжёлого хозяйственного и продовольственного положения 
и начавшейся интервенции.2

До 
принятия Конституции РСФСР 1918 года советское государство издаёт целый 
ряд актов, имевших конституционное 
значение. II Всероссийский съезд 
Советов провозгласил переход всей власти в руки Советов как в центре, так и на местах. Устанавливается принцип единовластия и полновластия Советов, закреплённый затем в Конституции.

Этот съезд принял также декреты «О мире», «О земле», основные положения которых впоследствии вошли в Конституцию. 2 декабря 1917 года была опубликована «Декларация прав народов России», законодательно закрепившая национальную политику Советской власти. 14 ноября 1917 года принимается Декрет о рабочем контроле.

1 декабря 1917 года создаётся ВСНХ. Декретом от 14 декабря 1917 года национализировались банки. По декрету от 15 января 1918 года создавалась Красная Армия. Разумеется, это далеко не полный перечень актов советского государства, имевших основополагающее конституционное содержание.

Так что Конституция РСФСР 1918 года создавалась не на пустом месте.

Для укрепления диктатуры пролетариата, правопорядка, законности в стране, успешной реализации социалистических идей необходимо было создание основного 
закона – Конституции. Потребность 
в Конституции остро ощущалась 
и на местах. Известны случаи, когда 
в результате местного правотворчества 
создавались конституции даже в 
отдельных уездах.

Обратите внимание

При создании государственного аппарата на местах подчас копировали систему организации органов 
управления центра. Так, почти во всех губерниях были созданы Советы народных комиссаров губерний. Причём иногда создавались 
такие должности, которые абсолютно 
были не нужны в губернии, например должность народного комиссара 
по иностранным делам.

Бывали случаи, когда местные органы не считали 
для себя обязательными акты, принятые вышестоящими органами власти и управления, и даже решения Всероссийского съезда Советов.

Некоторые местные Советы не считали себя связанными решением IV Всероссийского съезда Советов, ратифицировавшим мирный договор с Германией, не признавали Брестский мир и считали себя в состоянии войны с Германией. Таким образом, создание Конституции 
являлось острейшей необходимостью.

Впервые практические шаги по созданию первой Конституции были осуществлены III Всероссийским 
съездом Советов, поручившим 15 января 1918 года ВЦИК разработать основные положения Конституции РСФСР 
и представить их следующему съезду Советов. III Всероссийский съезд 
Советов принял акты, имевшие непосредственное значение для выработки впоследствии проекта Конституции. Имеются в 
виду «Декларация прав трудящегося 
и эксплуатируемого народа» и 
«О федеральных учреждениях Российской Республики». Проблемы создания Конституции 
РСФСР ещё недостаточно исследованы. После заключения Брестского мира появилась возможность практически приступить к созданию проекта Конституции. 30 марта 1918 года ЦК РКП (б) принял решение о создании комиссии для разработки Конституции. Проведение в жизнь этого решения было поручено Я.М. Свердлову. Важный спор возник уже в начале работы комиссии. На заседании 5 апреля 1918 года было решено поручить члену ЦК РКП(б), народному комиссару по делам национальностей И. В. Сталину и ответственному работнику наркомата юстиции, известному государствоведу профессору М. А. Рейснеру подготовить доклады об основных принципах устройства Российской республики, которые должны найти отражение в Конституции. Сталин и Рейснер подготовили два различных проекта основных положений Конституции, главным содержанием которых была проблема федерации. Рейснер исходил из представлений о том, что национальный вопрос — пережиток феодализма, что он не имеет значения даже при капитализме и тем более не может приниматься в расчет в социалистическом государстве. В соответствии с этим М. А. Рейснер мыслил РСФСР как федерацию “трудовых коммун”, практически — как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездов и т. п). Сама по себе эта идея была неплоха, ибо ее реализация могла бы способствовать укреплению государственного единства. Однако в реальных условиях 1918 года, когда по стране развертывались национальные движения под лозунгом создания национальной государственности, она была неосуществима и опасна.

Читайте также:  Общая характеристика русской правды

Источник: http://stud24.ru/history/razrabotka-soderzhanie-i-znachenie-pervoj/402580-1371257-page1.html

Вопрос 5. Разработка и принятие первой российской советской конституции (1918 г.)

Основанием для существования новой системы государственного управления в России становится первая советская Конституция, принятая V Всероссийским съездом Советов и вступившая в силу 19 июля 1918 г. Базовым понятием нового конституционного порядка стала диктатура пролетариата, для обеспечения которой и вводились новые органы власти.

Высшим органом властиконституция провозгласила Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним ВЦИК.

ВЦИК формировал правительство РСФСР – Совет Народных Комисаров, состоящий из народных комиссаров, возглавляющих отраслевые народны комиссариаты.

Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты.

Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом.

Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменение Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности, основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства. Формировали общегосударственное законодательство.

Характерно, что законодательную власть В РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие обязательный характер.

Наиболее значимые из них утверждал ВЦИК. Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинении им по вертикали.

По горизонтали в пределах своей территории местным советам предоставлялись широки полномочия по реализации своей компетенции.

30 ноября 1918 г. в рамках системы советской власти был сформирован Совет рабочей и крестьянской обороныс целью координации деятельности всех органов власти для обеспечения победы в Гражданской войне.

В его состав входил председатель Революционного Военного Совета Республики, председатель ВЦИК, нарком путей сообщения, председатель Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии и заместитель наркома продовольствия. В задачи СРКО входили: вопросы мобилизации, вооружения, продовольственного снабжения и оперативного руководства армией.

Важно

Этот орган играл важную роль в процессе войны и после ее завершения в апреле 1920 г. был преобразован в Совет Труда и Обороны, действующий на правах комиссии при СНК.

Постепенно расширяется система наркоматов.

Создаются Наркомат по железнодорожным делам, Наркомат государственного призрения, Высший совет народного хозяйства (для управления национализированным имуществом), Наркомат народного контроля, Наркомат здравоохранения.

Комитет по военным и морским делам преобразуется в Наркомат по военным делам и Наркомат по морским делам, Наркомат торговли и промышленности — в Наркомат торговли, а Наркомат по железнодорожным делам — в Наркомат путей сообщения.

Упраздняются созданные для левых эсеров Наркомат государственных имуществ и Наркомат по местному самоуправлению. В сентябре 1918 г. образуется Революционный военный совет (Реввоенсовет), которому подчиняются оба военных наркомата. Сложившаяся схема из 18 наркоматов была утверждена в Конституции.

Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), игравший ключевую роль в управлении экономикой государства, непрерывно эволюционирует на протяжении всего периода становления советской власти. Постепенно в его составе начинают выделяться в качестве основных структурных единиц главки, формируемые по принципу отраслевой принадлежности и типу продукции.

19 июля Основной Закон был опубликован в «Известиях ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.

Конституция отражала реальное соотношение классовых сил в стране (состояла из 90 статей). В ней закреплены коренные принципы советской демократии.

Так, Статья 10 гласила: «Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России.

Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются в ущерб трудящимся.

Совет

Прямо предусматривалось и два конкретных случая такого лишения: статья 65 лишала избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, некоторые другие категории населения; ст.

19 ограничивала их в праве военной службы, говоря, что «право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся, на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей» (военно-транспортных, военно-строительных и т.п.).

В Конституции закреплялся принцип советской демократии, характерной чертой которой являлся ее интернационализм.

Статья 22 Конституции гласила: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Этой общей норме соответствовали две специальные статьи Конституции – ст. 21 предусматривала предоставление «убежища всем иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления»; а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов «без всяких затруднительных формальностей» права российского гражданства.

Конституция исходила также из принципа равноправия женщины с мужчиной. Несмотря на то, что особой статьи об этом в тексте нет, принцип последовательно проводится по всему Основному Закону. Специально равноправие полов подчеркивается в избирательном праве, где оно имеет особое значение.

Конституция предоставила гражданам широкий для своего времени круг демократических свобод: свободу совести (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения во всякого рода союзы (ст. 16). При этом в законе каких-либо оговорок или ограничений, кроме уже упоминавшихся – классовых, нет: все свободы предоставляются только трудящимся.

Источник: https://cyberpedia.su/3×7624.html

Особенности Конституции РСФСР 1918 года

Рассмотрим основные положения и особенности Конституции РСФСР 1918 года.

Конституция РСФСР 1918 года – это первая Конституция, которая была принята после октябрьского переворота и роспуска Учредительного Собрания. Конституция РСФСР 1918 года имеет ряд особенностей.

Во-первых, она как первая Конституция советского государства не опиралась на принцип преемственности конституционного строительства, руководствуясь при этом лозунгами большевиков во главе с Лениным и первыми декретами советской власти. Конституция РСФСР 1918 года полностью вычеркнула весь прошлый государственно-правовой опыт России и ликвидировала большинство дореволюционных государственных институтов и органов.

Во-вторых, Конституция РСФСР 1918 года была в значительной степени идеологизирована и имела открыто классовый характер.

В ней полностью отвергался общедемократический подход к народу как носителю и источнику суверенитета государства.

Она закрепляла власть за Советами, за рабочим населением страны, которые были объединены в городских и сельских Советах. В Конституции прямо указывалось на установление диктатуры пролетариата.

В-третьих, Конституция 1918 года отличалась от последующих конституций РСФСР большим количеством программных и целевых положений. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, которое фактически отсутствовало; к установлению ряда прав граждан, реализация которых возможна в будущем.

В-четвертых, особенностью Конституции 1918 года является то, что её нормы и положения выходят за рамки внутригосударственного регулирования. В ней имеются установления, которые ориентированы на всё мировое сообщество.

В-пятых, в Конституции РСФСР 1918 года открыто признавалась возможность применения насилия для утверждения принципов нового социалистического строя. Конституция предполагала насильственное уничтожение частной собственности и допускала её принудительное безвозмездное изъятие.

В-шестых, с точки зрения особенностей юридической техники Конституция 1918 года была в значительной своей части несовершенна, что связано и с объективными обстоятельствами.

Вышеуказанные особенности Конституции РСФСР 1918 года характеризуют её как конституцию революционного типа, которая принималась в результате насильственного изменения общественного и государственного строя путем отказа от всех прежних правовых установлений.

Источник: https://lecu.ru/konstitutsionnoe-pravo-rossii/344-osobennosti-konstitutsii-rsfsr-

Конституция 1918 г

Прообразом Конституции 1918 г. являлась «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», написанная В.И. Лениным 3 января 1918 г.

Двухмесячный разрыв во времени между II Всероссийским съездом Советов и написанием Декларации объясняется тем, что документы уровня Декларации должно было принимать Учредительное собрание. Опубликование их каким-либо иным органом массы бы не приняли.

Но 6 января 1918 г. большевики собрание разогнали и теперь должны были заявить о своих исторических целях.

Обратите внимание

Декларацию большевики внесли на обсуждение III Всероссийского съезда Советов. Поскольку на съезде еще присутствовали делегаты от других социалистических партий, с разным отношением к понятиям «диктатура», «демократия», «власть», то ее обсуждение растянулась на два дня.

В Декларации определялись политические и экономические основы нового государственного строя, намечалась национальная политика и основные принципы внешней политики. Отныне новая Россия называлась Российская Советская Федеративная Республика – РСФСР.

Однако левые эсеры считали, что одной Декларации недостаточно и что требуется Конституция. Поэтому III съезд принял постановление о необходимости ее написания.

В течение двух последующих месяцев большевики о поручении III съезда не вспоминали.

В XVIII–XIX вв. предназначение Конституции состояло в ограничении государства правом. C конца XIX в. появилась еще одна цель – создание системы социальной защиты. Большевики пришли к власти с желанием достигнуть второй цели, но во введении для себя каких-либо правовых рамок смысла не видели. Поэтому идея разработки Конституции принадлежала не им, а левым эсерам.

По их инициативе состоявшийся в январе 1918 г. III Всероссийский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов поручил ВЦИКу разработать этот документ. В течение 2,5 месяцев большевики к выполнению поручения съезда не приступали, поскольку был неясен вопрос: нужна ли Конституция в переходный период? Первый большевистский народный комиссар юстиции П.И.

Стучка весной 1918 г. в статье с символическим названием «Конституция гражданской войны» писал: «Переходная эпоха, в которой «только движение постоянно», не укладывается в твердые рамки писаного закона.

В эту переходную эпоху «государство не может быть ничем иным, как революционной диктатурой пролетариата, а диктатура пролетариата как-то плохо вяжется со словами «писаный закон».

Важно

К работе над Конституцией большевиков подтолкнули конфликты между центральными органами власти и местными Советами. Законодательно прерогативы тех и других определены не были, и это порождало существенные проблемы. (Прежде всего, местные Советы отказывались выполнять решения ВЦИК и СНК).

Поэтому 30 марта Пленум ЦК создал комиссию при ВЦИКе для разработки Конституции. Ее председателем стал Я.М. Свердлов. Это был человек с неполным средним образованием.

Читайте также:  Роль монастырей в xvii

Ни до назначения на пост председателя Конституционной комиссии, ни после никаких теоретических статей он не писал и о содержании конституций других стран вряд ли знал.

Стенограммы и протоколы работы созданной Конституционной комиссии отсутствуют; возможно, они не велись, поэтому сложно сказать, почему ее работа затянулась.

Не исключено, что, в условиях разрастающегося конфликта большевиков с другими социалистическими партиями между членами комиссии: большевиками, с одной стороны, и левыми эсерами и максималистами – с другой, – возникали какие-то разногласия по содержанию Конституции.

Скорее всего, большевики не придавали ей большого значения и таким образом невольно тормозили работу. Например, Я.М. Свердлов одновременно возглавлял ВЦИК и был председателем этой комиссии, большевик В.И. Лацис также совмещал работу в ВЧК и коллегии НКВД с работой в данной комиссии. Большевик Н.И.

Бухарин был единственным из разработчиков, кто всерьез интересовался и занимался теоретическими проблемами марксизма, тем не менее, другие свои обязанности он считал более важными и на заседания комиссии не ходил. Так что непосредственной подготовкой текста занимались 7–8 человек (прежде всего, Ю.М. Стеклов и Шейнкман).

По всей видимости, отсутствие интереса к разработке Конституции связано с тем, что большевики предполагали в будущем создать систему самоуправления народа. И в создании для народа каких-то рамок не видели необходимости.

Совет

Им казалось, что вполне достаточно деклараций. Тем более они не нуждались в правовых рамках для себя. Может быть, поэтому в течение апреля–июня комиссия собиралась одиннадцать раз.

Параллельно в Наркомате юстиции работала своя комиссия.

Источник: https://studentu.info/gosudarstvo-i-pravo/istoriya-gosudarstva-i-prava-rossii/konstitutsiya-1918-g

Конституция РСФСР 1918 г

Декреты II съезда Советов в были первыми актами конституционною характера, т.к. в них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы. Это 1 этап(октябрь 1917 г). 2 этап начинается с принятием на III съезде Советов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.)- носила программный характер.

Заключительный этап- Основной закон Республики. ВЦИК разработал проект Конституции за 4 месяца. Обсуждению подвергались вопросы: 1) о федеративном устройстве (адм- территориальный принцип гос.

устройства, предоставлять каждому субъекту широкие права по самоопределению и управлению своей территорией; 2) о системе Советов(ликвидировав нижние звенья этой системы, заменить их традиционными сельскими сходами. Местные советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы). 3) о СНК.

Либо объединить с ВЦИК, либо изъять у СНК законодательные полномочия. 4) о социально-экономических преобразованиях. Радикалы (эсеры-максималисты) настаивали на тотальной социализации собственности.

Принятие Конституции РСФСР 1918 года

Все предложения были отвергнуты созданной в июне 1918 г. комиссией во главе с Лениным. Были внесены поправки, вошла Декларация, проект был дополнен статьями о правах и обязанностях граждан, внесены изменения в избирательное право. 10 июля 1918 г. V съезд Советов принял первую Советскую Конституцию и избрал новый состав ВЦИК, большевистский по составу.

Принципы Конституции РСФСР 1918 года

сформулированы в ее шести разделах: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Конституция Советской власти в центре и на местах; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI.

О гербе и флаге РСФСР. В Декларации определялась диктатура пролетариата и  система советов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования в национализации.

Обратите внимание

Срок действия Конституции определялся как «переход от капитализма к социализму».

Государственное устройство по Конституции РСФСР 1918 года

носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось создание областных союзов. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов. Съезд избирал ответственный перед ним ВЦИК.

ВЦИК формировал Правительство РСФСР -СНК, состоявший из народных комиссаров, которые возглавляли отраслевые народные комиссариаты.  Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

Компетенция: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществлял утверждение и изменение Конституции, принятие в состав, объявление войны и мира, руководство внешней, внутренней и экономической политикой, налоги и повинности, организация вооруженных сил, судоустройства и судопроизводство, формирование общегосударственного законодательства.

Избирательная система по Конституции РСФСР 1918 года.

К выборам допускались лишь трудящиеся.

Значительная часть была лишена избирательных прав( лица, использующие наемный труд в целях прибыли; живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы и посредники; представители духовенства, служащие жандармерий, полиции и охранного  отделения.

Представительство не было равным. Городские советы имели преимущество для обеспечения малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти.

Кроме того, рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, но и в партийных и профсоюзных организациях. Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы. Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе представительства и делегирования.

Источник: http://allstatepravo.ru/mpiogp/statiy-iogp/1109-constitutia-rsfsr-1924.html

Глава I. Предпосылки, история создания, разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 года

Декреты II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов были первыми актами конституционного характера. В них решались вопросы не только текущие, но и фундаментальные проблемы внешней политики, экономических преобразований, власти. Поэтому факт принятия этих документов можно рассматривать как первый этап конституционного строительства.

Второй этап начался с принятия 10 январе 1918 года на III съезде Советов рабочих и крестьянских депутатов ленинской «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Декларация решила основные конституционные вопросы, определила основные принципы и направления социальной, экономической и государственной политики. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя:

— национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.

В Декларации были зафиксированы основы государственного строя «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам».

Важно

Декларация закрепляла также лишение эксплуататоров политической власти: «III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти».

По-новому решая вопрос о форме государственного единства Советской России, Декларация провозгласила, что советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик, однако не устанавливала при этом конкретных форм федерации. «…Стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях».

В Декларации отмечались также основные принципы советской внешней политики: борьба за мир, против колониального угнетения, за осуществление права наций на самоопределение в международном масштабе.

Таким образом, Декларация в течение какого-то времени могла выполнять функции Конституции. Ставить вопрос о развернутом Основном законе в условиях января 1918 г.

было преждевременно: революция победила еще не на всей территории страны, государственный механизм находился в стадии строительства, вопрос о форме государственного единства был решен только в принципе, правовая система находилась в процессе становления, сохранялось состояние войны с Германией, перемирие было весьма шатким.

Однако этот Декларация носила декларативный, программный характер.

Но, тем не менее, на III Всероссийском съезде Советов проблема подготовки Конституции была обозначена.

При принятии резолюции «О федеральных учреждениях Российский Республики» левые эсеры внесли предложение дополнить этот проект закона пунктом, обязывавшим ВЦИК разработать к следующему съезду Советов основные положения Конституции.

Съезд принял резолюцию с этим дополнением, однако никакой практической работы для его реализации проведено не было. Только весной 1918года, когда обстановка в стране существенно изменилась, появилась возможность и стала более острой необходимость создания полного Основного закона Российской Советской республики.

Совет

30 марта 1918года Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение поручить Я. М. Свердлову провести через ВЦИК организацию комиссии для разработки Основного закона. Я М.

Свердлов уже 1 апреля выступил на заседании ВЦИК с докладом о создании такой комиссии, и она была образована из пяти членов ВЦИК и представителей шести народных комиссаров; несколько позже в комиссию вошло еще несколько членов.

Комиссия была многопартийной: кроме большевиков в нее входили два левых эсера и один эсер-максималист (с совещательным голосом) Председателем комиссии стал Я. М. Свердлов, его заместителем — М. Н. Покровский, секретарем — В. А. Аванесов.

О значении, которое придавалось разработке Конституции, говорит тот факт, что комиссию возглавил председатель ВЦИК, в нее вошли 3 члена Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков), крупные ученые, видные государственные деятели.

Участие в комиссии эсеров, конечно, несколько осложняло работу, однако сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комиссии: против 2-3 эсеров могли выступить 10-12 большевиков.

Хотя на заседаниях комиссии обычно присутствовали не все ее члены, однако большинство при решении принципиальных моментов за коммунистами обеспечивалось всегда. Это вовсе не означает, что работа комиссии проходила безмятежно и без всяких споров.

Совсем наоборот: такие споры, порой ожесточенные, можно отметить на каждом заседании комиссии ВЦИК. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. И неудивительно.

Создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик.

Обратите внимание

Важный спор возник уже в начале работы комиссии. На заседании 5 апреля 1918 года было решено поручить члену ЦК РКП(б), народному комиссару по делам национальностей И. В. Сталину и ответственному работнику наркомата юстиции, известному государствоведу профессору М. А.

Рейснеру подготовить доклады об основных принципах устройства Российской республики, которые должны найти отражение в Конституции. Сталин и Рейснер подготовили два различных проекта основных положений Конституции, главным содержанием которых была проблема федерации.

Рейснер исходил из представлений о том, что национальный вопрос — пережиток феодализма, что он не имеет значения даже при капитализме и тем более не может приниматься в расчет в социалистическом государстве. В соответствии с этим М. А.

Рейснер мыслил РСФСР как федерацию «трудовых коммун», практически — как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездов). Сама по себе эта идея была неплоха, ибо ее реализация могла бы способствовать укреплению государственного единства.

Однако в реальных условиях 1918 года, когда по стране развертывались национальные движения под лозунгом создания национальной государственности, она была неосуществима и опасна.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/11375

Ссылка на основную публикацию