Основные направления общественно-политической мысли xix века

§ 16. Основные идеологические направления XIX века (учебник)

ТемаVIL 1ДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ТЕХНИКА, НАУКА, ФИЛОСОФИЯ,

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIXст.

§ 16.Основные идеологические направления XIX ст.

XIX века, как вы знаете, стал временем, когда появились новые направления общественной мысли. Они отражалитогдашние посмотри на способы преодоления проблем,связанных со становлениеминдустриального общества. У каждого идеологического направления были свои “отцы-основатели”,которые определили основные его основы.

1. Консерватизм

Основные идеиконсерватизма сформулировал в XVIII ст. англиець Эдмунд Берк (1729-1797).Определяющим в его мировоззрении было уважение к традициям. Соотносить свои действия ссуществующими традициями является проявлением разума человека.

Действующие в обществе законы,считал этот признанный теоретик консерватизма, должны обеспечивать егоравновесие и стабильность. Тот, кто заинтересован в сохранении спокойствия и порядка, должен следить за тем, чтобыэта равновесие не нарушалось.

Обратите внимание

Радикальные меры являются вредными для Общественногоразвития прежде всего потому, что нарушают его ровравновесия и могут вызвать хаос. Берк соглашался с тем,что реформы нужны, но считал, что они не должнызадевать традиционных устоев общества.

Эдмунд Берк

Политик, который намеревается осуществитьреформы, не должен рассматриватьстрану как чистый лист бумаги, на котором можно писать все, что заблагорассудится.

Потребность в улучшение жизни страны, по мнению Берка, должна сочетаться у государственного деятеляпопыткой сохранить все лучшее, что существует вобществе.

С одобрением относился онк реформам, которые должны предупредить вспышку революции или обновиты традиционные принципы. Образцом последних реформ он считал “Славную революцию” 1688 p., которая восстановила монархию в Англии.

Еще одним европейским теоретиком консерватизма считаютсавойского графа Жозефа де Местра (1753-1821).Наблюдение за изменениями, происходившими во время французской революции конца XVIII века, сделали его противником революционных изменений вобществе. Решительно критиковал де Местр французских просветителей.

Он считал безосновательными утверждения, что силой своегоума человек способен создать новый общественно-политический строй. Граф придерживалсявзглядов на то, что государство и право созданыБогом, а человек не в состоянии их улучшить. На этом основании он категорическиотвергал возможность введения конэтой,поскольку они не воплощают “Божьего разума”.

Де Местр усматривал возможностьулучшение общества в усилении роли в нем религии. Он выдвинул идеюобщеевропейской монархии, которая должна возглавляться папой римским. Природныеправа человека, которые провозглашали французские просветители, по мнению де Местра,является вымыслом.

Лозунги свободы, равенства и братства он считал невыполнимыми,поскольку люди по природе неравны и созданные рабами Божьими.

Жозефа де Местра

2. Либерализм

Важно

Противоположность консерватизмом составляли Идеи либерализма.В Англии они были сформулированы ИеремиейБентамом (1748 – 1832). Он рассматривал общество как совокупность людей сих собственными интересами.

Процветание общества, по мнению Бентама, возможнолишь при условии обеспечения прав личности, неприкосновенности частнойсобственности. Действия, которые посягают на эти права, следует считать преступлениями и запрещатьзаконами.

Бентам поддерживал свободноепредпринимательство, считал, что для его развику не должно существовать никакихпрепятствий, кроме тех, которые ограничивают возможный вред для других людей.

Иеремия Бентам

Категорически отвергая возможностьобщественного прогресса через революции,Бентам связывал его с реформами. В отличие от консерваторов, онусматривал в тогдашнем политическом устройстве Англиимного остатков древних традиций, которые не соответствовали потребам времени инуждались устранения способом осуществления соответствующих реформ.

Во Франции идеалы либерализма исповедовал БенжаменАнри Констан (1767-1830). Действительно свободным он считал то общество, вкотором признается приоритет прав отдельной личности.

Интересы власти и массдолжны признаваться второстепенными по правам человека.

Констан защищал свободноепредпринимательство и настаивал на том, что государство не должно иметь возможности егоограничивать.

Бенжамен-Анри Констан

Политическим идеалом мыслителя былаконституционная монархия. Констан критиковалреспубликанские идеалы за то, что, по его взгляд, они не обеспечивают необходимойнезависимости личности от государственной власти. Только конституционная монархия можетгарантировать права среднего класса. Способы ограничения власти он усматривал в еераспределении, а также в общественном думные.

3. Национализм

Многие историки называли XIX
ст. эпохой национализма. Национализм стал, по мнениюнекоторых ученых, одной из найвпливовиших ижизнеспособных идей человеческой истории.

Начало распространяютсяренню в Европевзглядов национализма положила французская революция конца XVIII века, которая провозгласила нацию объединением свободных гражданИ источником государственной власти. Благодаря наполеоновским войнам новые идеи сталираспространяться в Европе.

Совет

Наполеон, которого современные историки назвали”Странствующим торговцем национализмом “,поддержал национальные движения в Италии и Польше, а также вызвал своими действиями взрыв патриотических чувств среди порабощенныхнародов, не имевших собственной государственности.

Дальнейшее развитие идей национализмабыл связан с 0Шяльнистю немецких философов. Вследствие поражения Пруссии вШине против Наполеона (1806 г.) философ Иоганн-ГотлибФихте (1762-1814) призвал немцев в своих “Речи к немецкойтиации “к национальному возрождению, в результате которого они могут достичькультурного лидерства в Европе.

Иоганн-Готлиб Фихте

Теоретическуюоснову национализм нашел в идеях романтизма, которые пропагандировали большую художественную ценность народной речии традиций. Немецкий философ-романтик Иоган-Готфриц Гердер (1744- 1803) большое внимание уделял тем славянскимнародам, которые были на то время лишены собственнойгосударственности.

Благодаря самобытным традициям икультуре, которую они сохранили, Гердер предсказывал, что в будущем онисоздадут собственные национальные государства. Отдельно определял немецкий философУкраинская и утверждал, что “Украину когдастанет новой Элладой “.

Георг-Вильгельм-ФридрихГегель (1770-1831) отвергалзахвата народной культурой романтиков, но поддерживал идею созданиянациональных государств в Европе. Он считал ее не только самой оптимальной формойобъединение граждан ради реализации идеалов свободы, безопасности и Счастье, но и каквоплощение божественной идеи.

Национальное государство, По мнению Гегеля, была наивысшей стадией общественного развития.

Среди историков нет единого мненияотносительно того, кого считатьтеоретиками национализма. Часть ученых находит истоки этого течения в работах Жана-Жака Руссо и ЭдмундаБерка, другие считают основоположникомнационализма Фридриха Листа. Возможно,эта разница во взглядах связана с тем, шо национализм у XIX ст. стал универсальнымявлением истории.

4.Социалистические теории

В первойполовине XIX ст. развитие социалистических идей был связан с творчеством французских мыслителей.Именно они поЧалый в первой четверти XIX ст. использовать понятие “социализм” и “коммунизм”.

Социалистические теорииобъединяли взгляды мыслителив,которые выступали за ликвидацию тогдашних порядков и бытовыедову нового общества, в котором будет существовать абсолютнаясоциальная равенство людей и будет отсутствоватьэксплуатация трудящихся.

Обратите внимание

В вопросе,какими способами создать новое общество, социалист;: делились на сторонников социальных реформ и социальное,революции.

Одним из первых французских социалистовстал Клод-Анри Сен-Симон(Граф де Рувруа; 1760-1825). Он критиковал того временине общество и считал необходимым добиться изменений всословных; рабочих и бедноты. Сен-Симонразрабатывал планы создании! такогообщества, в котором не существовало 6 эксплуатации и неровности.

Новое общество или, как называл его философ,промышная система, должно обеспечить процветаниевсех граждан благодаря развитию науки и техники. Поскольку роль государства онусматривал лишь в том, что она заставляет людей работать, тоона исчезнет. Все работать и житьпо принципу: “от каждого – по способностям, каждому – по егоделами “.

Клод-Анри Сен-Симон

Светская властьв обществе, придуманном Сен-Симоном, подолжна была сосредоточиться в Совете промышленников, духовная – в Академии наук. Эти организации будутуправлять развитием народного хозяйства согласно тем планам, которыеони же и складатимуть. Реализацию своихпланов мыслитель усматривал в производстве постепенных реформ.

Разработка социалистических идей в Англии было занятием Роберта Оуэна (1771-1858).Большинство пороков тогдашнего сплошьства онобъяснял Существованием частной собственности, призывая к ее ликвидации. Новую”Систему истины, богатства и счастья” он связывал с образованиембольших семейных общин или коммун, где все будет находиться в общей собственности.

Все, что члены коммуны производить, будет распределяться между ними в соответствии с природнымипотребностей человека. Одежда будет удобным, простым и одинаковым для всех. Мода исчезнет,поскольку она существует “только среди глупыхи слабой части человечества “.

Коммуны постепенно должны охватить всюземлю, в результате чего она превратится в “земной рай, в котором неизменноцарить мир и счастье “.

Роберта Оуэна

5. Распространение социалистических идей у 50-60-х pp.

Середина XIX ст. стала периодом дальнейшего развития социалистичних теорий. Тогда и началась деятельность КарлаМаркса и Фридриха Энгельса, которые выдвинули теорию “классовой борьбыпролетариата “.

Читайте также:  Биография и судьба емельяна пугачева

Карл Маркс (1818-1883)поставил вопрос о “всемирно – историческую миссию пролетариата “как” могильщика капитализма “.

Важно

Маркс был одним из руководителей Союзакоммунистов (1847 – 1852 pp.), Международного товарищества рабочих (1-го интернированнымнала, 1864-1876 pp.),
автором программных документов этихорганизаций.

Среди самых известных его произведений – “Манифесткоммунистической партии “(написан совместно с Ф. Энгельсом) – программа Союзакоммунистов, содержавшая анализ сложившегося к середине XIXст.

общества и идею о необходимости свержения капиталисческого строя и завоевания пролетариатом политической власти в

 форме”Диктатуры пролетариата”. В труде “Капитал” Маркс объяснилмеханизм капиталистической эксплуатации.

К. Маркс

Карл Маркс и Фридрих Энгельс (1820-1895)постоянно боролисься против “оппортунизма”, воплощением которого считалитред-юнионизм в Англии, прудонизм во Франции и некоторых других странах,лассальянства в Германии, бланкизм, анархизм.

Сторонники тред-юнионистской идеологии ограничивали задачирабочего движения экономической борьбой за установление более выгодных условий труда,причем главным образом для квалифицированных рабочих.

Они отрицали необходимостьполитической борьбы рабочих, направленной против тогдашнего строя, считалиненужной дело создания отдельной пролетарской партии или сводили ее рольдо парламентского представительства профсоюзов (тредюнионив).

Французский публицист, экономист и социолог Пьер-Жозеф Прудон (1809-1865) и егосторонники критиковали большую частную собственность, но защищали мелкую. Прудонотрицательно относился к “классовой борьбы”, “пролетарскойреволюции “и” диктатуры пролетариата “.

Совет

Он считал, что спомощью специально организованного “народного банка”, которыйпредоставлять “даровой кредит”, рабочие могут приобрести собственные средствапроизводства и стать самостоятельными производителями.

Эту теорию Прудон усиливал идеейо создании “обменных банков”, с помощью которых трудящиеся смогут обеспечить сбыт продуктовсвоей “работы.

Пьер-Жозеф Прудон

Немецкий экономист и социолог Фердинанд Лассаль (1825 – 1864)называл себя сторонником Маркса, но предлагал собственное толкования егоидей.

Объявив получение всеобщего избирательного права первоочередной задачейрабочих, лассальянцами заперечувалынеобходимость революции, имели целью только борьбу за всеобщее избирательноеправо.

Исходя из идеи “железного закона” заработной платы, Лассальи его последователи осуждали забастовки иборьбу рабочих за повышение заработной платы, негативно относилисьв профессиональные союзы.

Фердинанд Лассаль

Одно из течений анархизма – бакунизма – названа по имени ееосновоположника и идеолога МихаилаБакунина (1814-1876). Цель рабочегодвижения Бакунин усматривал не в завоевании политической власти, а в разрушениилюбого государства. Он выступал против учениеК.

Маркса о “классовой борьбе” и “диктатурупролетариата “, выдвигал идеюуравнивание классов.

Как и Прудон, Бакунин утверждал, что рабочих нетдела до национально-освободительного движения пригниченихнародов, он отрицательно относился к идее создания политических организацийрабочие?, пропагандируемой Марксом.

Обратите внимание

Бакунисты были сторонниками стихийногобунта, они говорили, что народ – п “Пороховаябочка “, которой нужна только искра. Идеи Бакунина казались боевыми и привлекательными для угнетенного люда. ВРоссии крупшого влияния идей Бакунина потерпели народники.

Михаил Бакунин

Луи-Огюст Бланки (1805-1881) – французский коммунист-утопист. Успехсоциальной революции связывал схорошо подготовленной сговору тайнойорганизации революционеров, которых, кего мнению, в решающий момент поддержат намеждународные массы.

Бланкисты считали, что даже при отсутствии предпосылок революции узкая группазаговорщиков может осуществить победоносное восстание.

Луи-Огюст Бланки

6. Деятельность Международного товариства рабочих

Собрание, положивших начало существования Международного обществарабочих (МТР), состоялись 28 сентября 1864 в Лондоне, в Сент-Мартинс-холле -одном из крупнейших помещений для публичных собраний. В нем приняли участиеанглийские и ирландские рабочие, делегация рабочих Франции,рабочие-эмигранты из Германии, Италии, польские революционеры – около 2тыс. человек.

Собрание только провозгласили основание интернациональной организациирабочих, не определив ее характера и принципов деятельности.

Этими вопросами озаботился К. Маркс, в то время жилв Лондоне.

Он выработал основные программныедокументы – “Учредительный манифест Международного товарищества рабочих”и “Временный устав Международного товарищества рабочих”.

Объявление о создании Первого интернационала

Основная задача МТР Маркс усматривал в том, чтобы заменить социалистическиеи напивсоциалистични секты единственной организацией рабочих, которая “будетцентром сношений и сотрудничества между рабочими обществами, существующими в различныхстранах и ставят перед собой одинаковую цель, а именно – защиту, развитие и полноеосвобождение рабочего класса “.

В первые годы существования 1-й Интернационал, как его сталиназывать, сочетал самые рабочие организации, которые часто сохраняли свою первоначальную название и стали,собственно, его звеньями на местах. Если в стране было несколько таких секций,то они объединялись в национальную федерацию.

Высшим органом 1-го Интернационалабыл конгресс, на который ежегодно собирались представители национальных федераций и секций. Он выбирал генеральный совет, чтонаходилась в Лондоне и руководила Интернационалом во время между конгрессами.

Членский билет МТР Ф. Энгельса

Важно

Как и в Союзекоммунистов, деятельность 1-го Интернационала будувалась на принципе демократического централизма. Демократизмпроявлениелявся в выборности генерального совета и его отчетности передКонгресом, а централизм – в подчинениинизших организаций выше, меньшинства – большинству, т.е. в строгомпартийной дисциплине.

Повседневная работа генерального совета вскоре сосредоточиласьв постоянно действующем органе – постоянном комитете, куда входили председатель и секретарьгенерального совета, а также секретари-корреспонденты, которые осуществляли связь сотдельными странами (в том числе и К. Маркс как секретарь-корреспондент дляГермании).

Уже осенью 1866 Интернационал насчитывал сотни тысяччленов. По данным парижской полиции, в начале 70-х pp.
XIX ст. во Франции их былооколо 434 тыс, в Англии – 80 тыс, в Германии – 150 тыс, s
Австро-Венгрии ~ 100 тыс, в Швейцарии – 45-тыс, вИспании – около 3 тыс.

Участники Базельского конгресса I-го Интернационала 1869

Опираясь на своих сторонников,Маркс и Энгельс вели активную борьбу против прудонисты, бакунистами и других”Оппортунистических” элементов, активно пропагандировали свою теорию. 1-йИнтернационал выступил в поддержку Парижской коммуны 1871 p.,
члены МТР принимали активное участие в ее деятельности.

У 1872 рГаагский конгресс 1-го Интернационала принял перевести органы МТР в США. В начале70-х pp. XIX ст. деятельность 1-гоИнтернационала в европейских странах прекратилась; формально он был распущен1876

Значение 1-го Интернационалазаключалось в том, что благодаря его деятельностив рабочем движении весомые позиции получил марксизм.

Источник: https://geomap.com.ua/ru-wh9/1231.html

Общественное движение и политическая мысль первой половины 19 в



Вопрос к I пункту. Какие события повлияли на возникновение в России декабристских организаций?

События и процессы:

– реформы Наполеона I в своих владениях;

– дарование в 1815 году конституции царству Польскому (вселило надежду в дарование конституции и основной России).

Вопрос ко II пункту №1. В чём состояло значение выступления Чаадаева для современников?

Основное влияние это выступление оказало на либеральную интеллигенцию. Философские письма облекли во многом неясные её мысли в конкретные формулировки. Они также поставили вопросы, ответы на которые сформировали два основных направления либеральной мысли.

Вопрос ко II пункту №2. Почему и западников и славянофилов относят к либеральному течению русской общественной мысли?

Потому что оба направления призывали к созыву органов народного представительства. Западники ратовали за парламент, который ограничивал бы власть монарха, западники – за Земский собор, который бы доносил до царя чаяния народа, но действовал бы в согласии с монархов, не противореча ему.

Вопрос к параграфу №1. Первую половину XIX в. характеризуют как время зарождения освободительного движения. Как вы понимаете значение этого термина? Почему возникло освободительное движение?

Под освободительным движением понимается сопротивление самодержавию, движение за реформу государственного строя, имеющее идеологическое обоснование.

Совет

Зарождение освободительного движения в России было частью общеевропейской тенденции. Великая французская революция современников ужаснула, а грядущие поколения вдохновила. Также большое влияние оказали Гражданский кодекс Наполеона I, с которым благодаря завоеваниям императора Франции познакомились во многих странах Европы. Во многом освободительные движения были подпитаны и движениями национальными, которые возникли, как раз, как часть сопротивления власти Франции на покорённых землях. В России на идеях Просвещения и Французской революции было основано движение западников, движение славянофилов являлось частью волны национальных движений.

Вопрос к параграфу №2. Какое место идеи декабристов занимают в истории русской общественной мысли?

Читайте также:  Перестройка в общественно-политической жизни

Выступление декабристов с правления Николая I и до конца существования СССР было примером самоотверженной и бескорыстной борьбы с самодержавием. Недаром на обложке первого оппозиционного периодического издания (альманаха «Полярная звезда») появились профили пяти казнённых декабристов, причём исполненных с суровыми выражениями лиц в стиле римских бюстов достойнейших граждан.

Вопрос к параграфу №3. Что общего во взглядах западников и славянофилов, в чём их различия?

И те, и другие хотели реформировать Россию и осуждали абсолютизм в существовавшей форме, ратовали за создание органов народного представительства.

При этом западники хотели повести Россию по пути остальной Европы, потому воспевали реформы Петра I, призывали к парламенту, который по британскому образцу ограничил бы власть монарха. Славянофилы наоборот осуждали отказ от традиционной русской жизни, предпринятый Петром I, ратовали за возвращение к нему, а народное представительство предлагали создать в форме Земского собора, который бы доносил до царя чаяния народа, но не ограничивал бы власть монарха.

Вопрос к параграфу №4. Почему возникает консервативное направление в русской общественной мысли? В чём вы видите ценность идей консерваторов?

Конесервативные настроения были сильны в российском обществе и особенно в среде высшего чиновничества – во многом именно они свели на нет попытки Александра I в начале правления провести реформы. Со временем эти неясные консервативные идеи были чётко сформулированы рядом публицистов и государственных служащих (включая министра Уварова). Как и в случае с либеральной интеллигенцией, многое они взяли у консерваторов Пруссии, Астрии и других европейских стран.

Консерваторы учат нас и сегодня, что реформы нужно принимать с осмотрительностью, взвешива все «за» и «против». Но это позиция скорее консерваторов Великобритании. В континентальной Европе и особенно в России это направление враждебно относилось ко всем новшествам, потому оно лишь своим примером учит нас, насколько пагубна эта позиция. Именно находившиеся у власти консерваторы привели Россию к тому, что к середине XIX века там сохранялось крепостное право, почти не было промышленных предприятий, насчитывались считанные железные дороги, армия не была перевооружена. Именно они привели к катастрофе в ходе Крымской войны.

Вопрос к параграфу №5. Обсудите в классе, какие идеи общественно-политической мысли России первой половины XIX в. сохраняют своё значение для современности.

В первой половине XIX века социализм был иным, чем сейчас, во многом идеалистическим. Западники ориентировались на пример современной себе Европе, которая с того времени прошла большой путь развития и выработала более совершенные формы демократии и социального государства. Западники ориентировались на древние примеры русской жизни, которые сегодня в условиях глобализации не возможно возродить.

Однако сохраняют актуальность исходные точки спора славянофилов и западников. До сих пор ведуться дискуссии: стоит ли России в своём развитии ориентироваться на мировое образцы, ли она должна следовать по своему ни на что не похожему пути.

Вопрос к параграфу №6. Напишите эссе на одну из тем: «Правительство, не согласное с желанием народа, всегда виновно; ибо в здравом смысле закон есть воля народная» (П.Г. Каховский); «…Только с каменным сердцем и духом зла, ослеплённым умом можно делать революции и смотреть хладнокровно на падающие невинные жертвы» (декабрист А.П. Беляев); «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьёзные мысли и чувства» (Л.Н. Толстой).

Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьёзные мысли и чувства

Обратите внимание

Декабристы со самого своего выступления до настоящего времени вызывают интерес. Причём прежде всего они являются символом.

Первый номер оппозиционого российского периодического издания вышел с их портретами на обложке. Это был альманах «Полярная звезда», выпущенный, конечно, за границей – в Англии в Вольной русской типографии. На обложке пять повешенных то есть наиболее виновных участников выступления, причём их суровые лица неуловимо напоминают римские бюсты лучших граждан.

Это не удивительно. Тогда во всех учебных заведениях продолжали учиться на примерах римских граждан, которые из патриатизма и любви к республике (то есть и к свободе) проявляли чудеса самоотверженности. Таким образом декабристов уподобляли античным борцам за свободу. Из них довольно бытсро сделали символ. При этом идеи «Полярная звезда» провозглашала иные – основанные на западничестве и зарождавшемся русском социализме.

Таким символом декабристы оставались вплоть до рефолюции, именно в таком качестве интересуя и того же Толстого, и Мережковского, посвятившему им объёмный исторический роман, где подробно основываясь на документах расписал и само выступление, и последние часы казнённых.

Тем более не мог этот интерес угаснуть при советской власти. Декабристы сочетали борьбу с самодержавием и романтический ареол людей пушкинской эпохи со всеми возвышенными чувствами того времени. Знаменитый фильм «Звезда пленительного счастья» показывает именно эту возвышенность и то, как она разбивается о государственную карательную систему. Однако и во времена СССР в фокусе внимания были сами личности бунтарей, а не их идеи (не сильно напоминавшие марсизм-ленинизм).

В конце существования СССР и в современный период тема декабристов потеряля, наконец, свою актуальность, как и борьба с самодержавием. Но забыться так сразу она не может, хотя бы потому, что она хорошо разработана и в исторической литературе, и в культуры – отклик вызывают уже эти труды и произведения искусства. Но взгляды на события на Сенатской площади стали разностронними. Например, Вячеслав Пьецух в своей повести «Роммат» фантазирует, что было бы, если бы декабристы победили (попутно показывает, что это было не так уж невозможно), и картина получается совсем не радужная.

Источник: https://resheba.me/gdz/istorija/10-klass/juravleva/39

Консервативные направления русской общественно-политической мысли – XIX века (теория официальной народности, славянофильство)

Теория официальной народности — государственная идеология в период царствования Николая I, автором которой стал С. С. Уваров. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу.

Позднее эта идеология стала коротко называться «Православие, Самодержавие, Народность».

Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние.

Термин являлся своеобразной попыткой идеологического обоснования правительственного курса Николая I начала 1830-х годов. В рамках данной теории начальник III отделения Бенкендорф писал, что прошлое России удивительно, настоящее прекрасно, будущее выше всяких представлений. Погодин называл основные 3 тезиса концепции «столпостены».

Газета, публикующая материалы, относящиеся к данной теории — «Северная пчела».

Славянофильство – оппозиционное течение в русской общественной мысли, и в этом смысле оно имело больше точек соприкосновения с противостоящим ему западничеством, нежели с теоретиками “официальной народности”.

Важно

Славянофилы выступали за отмену крепостного права сверху и проведение других, буржуазных по своей сущности, реформ (хотя субъективно славянофилы выступали против буржуазного строя, особенно западноевропейского образца, с его “язвой пролетариатства”, падением нравов и прочими отрицательными явлениями) в области суда, администрации, ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, не принимали николаевскую политическую систему, выступали за свободу слова и печати. Но противоречивость взглядов славянофилов, сочетание в их воззрениях прогрессивных и консервативных черт до сих пор вызывают споры об оценке славянофильства. Следует также иметь в виду и то, что среди самих славянофилов не было единства мнений.

Основной тезис славянофилов – доказательство самобытного пути развития России, точнее – требование “идти по этому пути”, идеализация главных “самобытных” учреждений – крестьянской общины и православной церкви. В представлении славянофилов крестьянская община – “союз людей, основанный на нравственном начале” – исконно русское учреждение.

Православная церковь расценивалась ими как решающий фактор, определявший характер русского народа, а также и южнославянских народов. По мнению славянофилов, революционные потрясения в России невозможны потому, что русский народ политически индифферентен, ему присущи социальный мир, равнодушие к политике, неприятие революционных переворотов.

Читайте также:  Репрессии против военных 30-х годов

Если и были смуты в прошлом, то их связывали не с изменой власти, а с вопросом о законности власти монарха: народные массы восставали против “незаконного” монарха (самозванца или узурпатора) или же за “хорошего” царя. Славянофилы выдвинули тезис: “Сила власти – царю, сила мнения – народу”.

Это означало, что русский народ (по природе “негосударственный”) не должен вмешиваться в политику, предоставив монарху всю полноту власти. Но и самодержец должен править, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь народа, считаясь с его мнением.

Отсюда требование созыва совещательного Земского собора, который должен выражать мнение народа, выступать в роли “советчика” царя; отсюда и их требование свободы слова и печати, обеспечивающих свободное выражение общественного мнения.

46. Радикальные направления русской общественно-политической мысли – XVIII – XIX веков (А.Н. Радищев, декабристы, революционеры-демократы 40 – 60-х годов).

До декабристов только Радищев оказался способным сделать последовательные, а потому и революционные выводы из наблюдений над современной жизнью как внутри страны, так и вне ее.

Но это оказалось возможным благодаря высокому напряжению мысли и чувства, обусловленному развитием национальной культуры. В результате почти двухсотлетнего развития, начиная примерно со второй половины XVII в. и до кануна Отечественной войны 1812 г.

, Россия приблизилась к постановке и решению общественной мыслью важнейших вопросов жизни страны: крестьянского (освобождение крестьян от крепостной зависимости), политического (ликвидация самодержавия), культурно-нравственного (раскрепощение личности от гнета феодального авторитаризма, формирование национального самосознания, национальной культуры, свободных от сословных ограничений, открытых широкому общению с культурами других народов и стран).

Совет

Первое декабристское общество под названием “Союз истинных и верных сынов Отечества” (“Союз Спасения”) было создано в 1816 г. Его цель – освобождение крестьян и введение в России конституционного правления.

Статус общества (его численность не превышала 30 человек) был составлен в духе масонских форм (степеней, ритуалов, клятв). В 1818 г. Союз Спасения преобразован в Союз Благоденствия, устав которого освобожден от масонских форм.

Сокровенной целью Союза было признано введение представительного правления, а способом действия – привлечение возможно большего числа членов, распространение политических понятий, овладение общественным мнением.

В 1820 г. на совещании Коренной думы (центральный орган) Союза Благоденствия по докладу Пестеля принимается решение о желательности для России республиканского строя.

Решение было тем более опасным, что в Союзе Благоденствия насчитывалось уже не менее 200 человек, среди которых немало людей, не сочувствующих столь радикальному решению. Из опасения провала в 1821 г.

Союз был объявлен распущенным.

Радикально настроенные его участники в Петербурге постановили создать Северное общество. В том же году ряд членов распущенного Союза Благоденствия на Украине образовал Южное общество.

Оба общества имели следующие общие цели: 1) отмена крепостного права; 2) ликвидация самодержавия; создание в России представительных учреждений, республики или конституционной монархии; 3) отмена сословного строя, введение всеобщего равенства перед законом, равных для всех гражданских прав и свобод, упразднение дворянства; 4) план “военной революции” как средства достижения этих целей. Предполагалось, что члены тайных обществ – офицеры в назначенный день с помощью руководимых ими воинских частей вынудят правительство к капитуляции. План был подсказан успехами военных революций в некоторых зарубежных странах (особенно в Испании).

В рамках этой общей программы ряд конкретных целей и способов их достижения Северное и Южное общества представляли себе по-разному. Разногласия относились к вопросам: 1) о земле; 2) о политических правах; 3) о форме правления; 4) о форме государственного единства будущей России; 5) о способах преобразования государственного и общественного строя.

Обратите внимание

В Северном обществе обсуждались проекты конституции, которые составил Никита Михайлович Муравьев (1795-1843 гг.). В первом варианте проекта говорилось: “Земли помещиков остаются за ними”.

Предусматривалось даже возмещение убытков, причиненных переселением поселян в другие места.

В третьем проекте утверждалось иное: “Помещичьи крестьяне получают в свою собственность дворы, в которых они живут, скот и земледельческие орудия, в оных находящиеся, и по две десятины земли на каждый двор, для оседлости их”.

Законодательную власть, по конституции Муравьева, осуществляет Народное Вече, состоящее из Верховной Думы и Палаты представителей. Верховная исполнительная власть принадлежит императору: “Император есть верховный чиновник российского правительства”. При вступлении в правление он приносит присягу посреди Народного Веча, дав клятву верности сохранять и защищать конституционный устав России.

Права императора довольно обширны (назначение министров, чиновников, послов, право отлагательного вето, права верховного военачальника и др.), но его деятельность и деятельность чиновников исполнительной власти подлежат контролю и оценке Народного Веча. Высшим органом судебной власти является “Верховное судилище”.

Предусматривались системы судов (областные, уездные заседания) с участием присяжных.

Республика допускалась Н.М. Муравьевым лишь в том случае, если не найдется достаточно значительной и авторитетной династии, согласной занять престол на изложенных условиях. Необходимость в России монархии он обосновывал обширностью территории страны, требующей значительной силы власти.

Будущая Россия предполагалась как федерация, состоящая из нескольких держав и областей или из областей (по первому проекту – 14 держав и 2 области, по второму – 13 держав и 2 области, по третьему проекту – 15 областей).

Важно

Державы и области образуются по территориальному принципу (Балтийская, Заволжская, Западная, Черноморская, Ленская и др.).

В каждой из держав избиралось двухпалатное “законодательное” (правительствующее – по второму проекту) собрание; исполнительную власть осуществлял “Державный правитель”, избранный Народным Вечем и утвержденный императором. Верховная Дума (в составе Народного Веча) избиралась собраниями держав.

Источник: https://cyberpedia.su/17x9e9c.html

Новые направления общественно-политической мысли

В обстановке кардинальных изменений, которые несла обществу новая эпоха, особенно актуальными становились вопросы будущего устройства страны.

Начиная с сороковых годов XIX века, широкое распространение получили социалистические учения. Их стержнем является идея справедливого общественного устройства. Для подавляющего числа социалистических доктрин характерен революционный подход к делу преобразования общества.

Революционное насилие не просто инструмент, это субстанциональное свойство социализма.

В нашей стране идея самобытности России стала исходной базой для выработки собственной, отличавшейся оригинальностью, доктрины русского социализма, вошедшего в историю под названием крестьянского демократического социализма, или народничества. Ее основоположником был А.И.

Герцен. Он считал что Россия, в силу своей самобытности, минует капитализм и, сохранив у себя институт крестьянской общины, сможет создать себя общество, построенное на общинных, коллективистских началах.

Таким образом, ее отсталость станет своего рода условием для прорыва в будущее.

Идея общинного социализма получило дальнейшее развитие во взглядах Н.Г.Чернышевского. По его мнению, крестьянская община выступала прежде всего средством в сочетании личного интереса работника с «товарищеской формой» производства.

Им была разработана концепция переходного периода, во время которого община существует наряду с капиталистическими формами хозяйствования. В конкурентной борьбе община оттесняет капитализм и утверждает коллективное производство и потребление.

Совет

В народническом социализме действуют коллективные (артельные) предприятия.

В нем отсутствует частная собственность, однако регулятором общественного производства, (в отличие от марксистской модели, с ее тотальным планированием) в народническом социализме остается рынок.

С 60-х года XIX века в Россию проникают идеи марксизма, которые начинают привлекать отечественную интеллигенцию. Вскоре появляются первые марксистские кружки и организации.

Крупнейшим представителем марксизма в России был Г.В.Плеханов. В 90-е годы в социал-демократическое движение включаются будущие лидеры российской социал-демократии В.И.

Ульянов (Ленин, Рисунок 27), Ю.О.Мартов, и др.

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 759; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s35949t1.html

Ссылка на основную публикацию