Общественное движение второй половины xix века

Вопрос 1. Общественные движения в России во второй половине XIX века

Билет
17.

Причины подъема
общественного движения.

Главная
— coxpанение
старой социально-политической системы
и в первую очередь самодержавного строя
с его полицейским аппаратом, привилегиро
ванным положением дворянства, отсутствием
демократических сво­бод.

Другая—
нерешенность аграрно-крестьянского
вопроса, Половинчатость реформ 60—70-х годов и колебания
правительственного курса также
активизировали общественное движение.

Отличительной
чертой общественной жизни России второй
поло­вины XIX
в. было отсутствие мощных антиправительственных
выступлений широких народных масс.
Крестьянские волнения, вспых­нувшие
после 1861 г.

, быстро сошли на нет, рабочее
движение находилось
в зачаточном состоянии.

В
пореформенный период окончательно
оформились три направ­ления в
общественном движении — консерваторы,
либералы и ради­калы.

У них были разные политические цели,
организационные фор­мы
и методы борьбы.

Консерваторы.
Консерватизм
второй половины XIX
в. остался в идеологических рамках
теории «официальной народности».
Самодержавие по прежнему объявлялось
важнейшим устоем государства,.

Обратите внимание

Православие провозглашалось основой
духов­ной
жизни народа и активно насаждалось.
Народность означала еди­нение
царя с народом, что подразумевало
отсутствие почвы для социальных
конфликтов.

В этом консерваторы видели
своеобразие исторического
пути России.

Идеологами
консерваторов были К. П. Победоносцев,
Д. А. Тол­стой,
М. Н. Катков.

Либералы.
Они
отстаивали идею об общем с Западной
Европой пути исто­рического
развития России.

Во внутриполитической
области либералы настаивали на введе­нии
конституционных начал, демократических
свобод и продолже­нии
реформ.

Они выступали за создание
общероссийского выборного органа
(Земского собора), расширение прав и
функций местных ор­ганов
самоуправления (земств). Политическим
идеалом для них была конституционная
монархия.

В
социально-экономической сфере они
приветствовали развитие капитализма
и свободы предпринимательства.

Они
считали рефор­мы
главным методом социально-политической
модернизации России Они
были готовы к сотрудничеству с
самодержавием.

Поэтому их деятельность
в основном состояла в подаче на имя царя
«адре­сов»—
ходатайств с предложением программы
преобразований. Идеологами
либералов являлись ученые, публицисты,
земские деятели
(К. Д. Кавелин, Б. Н.

Чичерин.
Либералы
не создали устойчивой и организационно
оформленной
оппозиции правительству.

Особенности
российского либерализма: его дворянский
характе из-за
политической слабости буржуазии и
готовность к сближен и с
консерваторами. Их объединяла боязнь
народного «бунта».

Радикалы.
Представители
этого направления развернули активную
антиправительственную деятельность.
В отличие от консерваторов и либералов
они стремились к насильственным методам
преобразования России и коренному
переустройству общества (революционный
путь).

«Шестидесятники».
Подъем
крестьянского движения в 1861— 862 гг. был
ответом народа на несправедливость
реформы 19 февраля.
Это активизировало радикалов, которые
надеялись на крестьянкое
восстание.

Важно

В 60-е годы сложилось
два центра радикального направления,
один
— вокруг редакции «Колокола», издаваемого
А. И. Герценом Лондоне.
Он пропагандировал свою теорию «общинного
социализма»
и резко критиковал грабительские условия
освобождения крестьян.
Второй центр возник в России вокруг
редакции журнала «Современник».
Его идеологом стал Н. Г.

Чернышевский,
кумир разночинской
молодежи того времени. Он также критиковал
правительство за сущность
реформы, мечтал о социализме, но в отличие
от А. И. Герцена
видел необходимость использования
Россией опыта европейской модели
развития.

«Земля
и воля» (1861—1864).
Своим
программным документом землевольцы
считали статью Н. П.

Огарева «Что нужно
народу?», опубликованную
в июне 1861 г. в «Колоколе». В
качестве главных требований
выдвигались передача земли крестьянам,
развитие мест­ного самоуправления и
подготовка к будущим активным действиям
для преобразования страны.«Земля
и воля» была первой крупной
революционно-демократи­ческой
организацией.

В нее входило несколько
сотен членов из раз­ных социальных
слоев: чиновники, офицеры, литераторы,
студенты.

Спад
кре­стьянского
движения,
усиление полицейского режима — все это
привело к их само­роспуску
или разгрому. Одни участники организаций
были арестова­ны,
другие эмигрировали.

Правительству
удалось отбить натиск ра­дикалов
первой половины 60-х годов.

Среди
народников сложилось два направления:
революцион­ное
и либеральное.Революционные
народники.
Их
идеи
Будущее
страны — в общинном со­циализме.
Их
идеологами
— М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым и П. Н.

Ткачевым — были
разработаны теоретические основы трех
течений революционного народничества
— бунтарского (анархического),
пропагандистского и за­говорщического.

М.
А. Бакунин считал, что русский крестьянин
по своей природе бунтарь
и готов к революции. задача — идти в народ и разжигать всероссийский
бунт. Рассматривая государство
как инструмент несправедливости и
угнетения, он при­зывал
к его уничтожению.
Эта идея стала основой теории анархизма.

Совет

П. Л. Лавров не
считал народ готовым к революции. Поэтому
основное
внимание он придавал пропаганде с целью
подготовки кре­стьянства.

П. Н. Ткачев, так
же как и П. Л. Лавров, не считал крестьянина
готовым
к революции. В то же время он называл
русский народ «коммунистом
по инстинкту», которого не надо учить
социализму. |По
его мнению, узкая группа заговорщиков
(профессиональные рево­люционеры),
захватив государственную власть, быстро
вовлечет на­род в социалистическое
переустройство.

В 1874 г., опираясь
на идеи М. А. Бакунина, более 1000 моло­дых
революционеров предприняли массовое
«хождение в народ», на­деясь
поднять крестьян на восстание. Результаты
были ничтожны. Народники
столкнулись с царистскими иллюзиями и
собственниче­ской
психологией крестьян. Движение было
разгромлено, агитаторы арестованы.

«Земля
и воля» (1876—1879).
В
1876 г. уцелевшие участники «хождения
в народ» образовали новую тайную
организацию, с
1878 г. принявшую название «Земля и воля».

Ее программа преду­сматривала
осуществление социалистической революции
путем свер­жения
самодержавия, передачу всей земли
крестьянам и введение «мирского
самоуправления» в деревне и городах.
Во главе организа­ции стояли Г. В.
Плеханов, А.

Д. Михайлов, С. М. Кравчинскии,
IН.
А. Морозов, В. Н. Фигнер и др.

Часть
народников вновь вернулась к идее
необходимости террористической
борьбы. К этому их побуждали и
правительственные репрессии,
и жажда активной деятельности. Споры
по тактическим и программным вопросам
привели к расколу «Земли и воли».

«Черный передел».
В 1879 г. часть
землевольцев (Г. В. Плеха­нов,
В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод)
образовали органи­зацию
«Черный передел» (1879—1881). Они сохранили
верность ос­новным
программным принципам «Земли и воли»
и агитационно-пропагандистским
методам деятельности.

«Народная
воля».
В
том же году другая часть землевольцев
соз­дала организацию «Народная воля» (1879—1881). Ее возглавили

A. И.
Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская,
Н. А. Морозов,

B. Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный коми­тет
— центр и главный штаб организации.

Программа
народовольцев отражала их разочарование
в револю­ционном
потенциале крестьянских масс. Они
считали, что народ за­давлен
и доведен до рабского состояния царским
правительством. Поэтому
своей главной задачей они полагали
борьбу с государством.

Программные
требования народовольцев включали:
подготовку поли­тического
переворота и свержение самодержавия;
созыв Учредитель­ного собрания и
установление в стране демократического
строя; уничтожение
частной собственности, передачу земли
крестьянам, фабрик
— рабочим.

Обратите внимание

Народовольцы
провели ряд террористических акций
против пред­ставителей царской
администрации, но главной своей целью
считали убийство
царя. Они предполагали, что это вызовет
политический кризис
в стране и всенародное восстание. Однако
в ответ на террор правительство усилило
репрессии. Большинство народовольцев
было арестовано.

Оставшаяся на свободе С. Л. Перовская
организовала покушение
на царя. 1 марта 1881 г. Александр II
был смертельно ранен и через несколько
часов скончался.

Этот акт не оправдал
ожиданий народников. Он еще раз под­твердил
неэффективность террористических
методов борьбы, привел к
усилению реакции и полицейского произвола
в стране.

Либеральные
народники.
Это
направление, разделяя идею рево­люционных
народников об особом, некапиталистическом
пути разви­тия
России, отличалось от них неприятием
насильственных методов борьбы.

Народники-либералы не играли заметной
роли в обществен ном движении 70-х годов.
В 80—90-е годы их влияние возросло. Это
было связано с потерей авторитета
революционных народников в радикальных
кругах из-за разочарования в террористических
мето­дах
борьбы. Либеральные народники выражали
интересы крестьян, требовали
уничтожения остатков крепостничества,
ликвидации поме­щичьего
землевладения.

Они
призывали к проведению реформ для
постепенного улучшения жизни
народа. Основным направлением своей
деятельности они из­брали
культурно-просветительскую работу
среди населения

Радикалы в 8090-х
годах
XIX
в.
В этот
период в радикаль­ном
движении произошли коренные изменения.
Революционные на­родники
потеряли свою роль главной
антиправительственной силы.

На
них обрушились мощные репрессии, от
которых они не смогли оправиться.
Многие активные участники движения
70-х годов разо­чаровались
в революционном потенциале крестьянства.
В связи с этим радикальное движение
раскололось на два противостоящих и
даже враждебных друг другу лагеря.

Первый сохранил привержен­ность
идее крестьянского социализма, второй
увидел в пролетариате главную
силу общественного прогресса.

Группа
«Освобождение труда».
Бывшие
активные участники «Черного
передела» Г. В. Плеханов, В. И. Засулич,
Л. Г. Дейч и В. Н. Игнатов обратились к
марксизму. В этой западно-европей­ской
теории, созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом
в середине XIX
в., их привлекла идея достижения социализма
путем пролетар­ской революции.

В 1883 г. в Женеве
была образована группа «Освобождение
тру­да». Ее программа: полный разрыв
с народничеством и народниче­ской
идеологией; пропаганда марксизма; борьба
с самодержавием; создание
рабочей партии.

Важно

Важнейшим условием
социального про­гресса в России они
считали буржуазно-демократическую
револю­цию,
движущей силой которой будут городская
буржуазия и проле­тариат.

Группа
«Освобождение тру­да»
действовала за границей и не была связана
с возникавшим в России рабочим движением.

Идейно-теоретическая
деятельность группы «Освобождение
тру­да» за рубежом и марксистских
кружков в России подготавливали почву
для возникновения российской политической
партии рабочего класса.

Организации
рабочих.
Рабочее
движение в 70—80-х годах раз­вивалось
стихийно и неорганизованно. Рабочие
выдвигали лишь эко­номические
требования — повышение заработной
платы, сокращение рабочего дня, отмена
штрафов.

Наиболее крупным
событием стала забастовка на Никольской
ма­нуфактуре фабриканта Т. С. Морозова
в Орехово-Зуеве в 1885 г. (Морозовская
стачка).

Рабочие впервые потребовали
государственно­го вмешательства в
их отношения с фабрикантами.

В результате был
издан закон 1886 г. о порядке найма и
увольне­ния, упорядочении штрафов и
выплаты заработной платы.

«Союз борьбы за
освобождение
рабочего класса».
В
90-е годы XIX
в. в России наметился промышленный
подъем. Это способство­вало увеличению
численности рабочего класса и созданию
более благоприятных условий для его
борьбы.

Начались забастовки рабо­чих,
занятых в разных отраслях:

В 1895 г. в Петербурге
разрозненные марксистские кружки
объе­динились в новую организацию —
«Союз борьбы за освобождение рабочего
класса». Его создателями были В. И. Ленин,
Л. Мартов и др.

Они попытались встать во
главе стачечного движения, издавали
лис­товки и направляли пропагандистов
в рабочие кружки для распро­странения
марксизма среди пролетариата. Под
влиянием «Союза борьбы» в Петербурге
начались стачки .

Совет

Забастовщики требовали
сократить продолжительность рабочего
дня до 10,5 ч, Упорная борьба, заставила
правительство пойти на уступки: был
издан за­кон о сокращении рабочего
дня до 11,5 ч. С другой — оно обруши­ло
репрессии на марксистские и рабочие
организации, часть членов которых
сослали в Сибирь.

Среди оставшихся
на свободе социал-демократов во второй
поло­ни не 90-х годов начал распространяться
«легальный марксизм». П. Б. Струве, М. И.
Туган-Барановский и др., Они выступали
за реформистский путь преобразова­ния
страны в демократическом направлении.

Под влиянием
«легальных марксистов» часть
социал-демократов России перешла на
позиции «экономизма». Главную задачу
рабочего движения «экономисты» видели
в улучшении условий труда и быта. Они
выдвигали только экономические требования

В целом среди
российских марксистов в конце XIX
в. не было единства. Одни (во главе с В.
И.

Ульяновым-Лениным) выступали за
создание политической партии, которая
повела бы рабочих на осу­ществление
социалистической революции и установление
диктатуры пролетариата, другие, отрицая
рево­люционный путь развития, предлагали
ограничиться борьбой за улучшение
условий жизни и труда трудящихся России.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1806874/

Общественные движения в России во 2 половине XIX в

В общественном движении России этого пе­риода можно четко выделить три этапа: 50— 60-е гг., 70-е — начало 80-х гг. и 80—90-е гг. Не­обходимо выявить характерные черты этих эта­пов и дать краткий анализ основных требований, выдвигавшихся на каждом из них.

Первый этап (50—60-е гг.): ослабление цензурного гнета после прихода к власти Алек­сандра II.

Идет процесс становления либераль­но-буржуазного и радикально-демократического течений общественной мысли: участие западни­ков и славянофилов в разработке крестьянской реформы, деятельность Вольной русской ти­пографии в Лондоне, издание А. И. Герценом и Н. П.

Обратите внимание

Огаревым «Полярной звезды» и «Колоко­ла», их влияние на радикализацию общественно­го мнения, начало зарождения народничества, деятельнос­ть «Земли и воли» в 1860-е гг.

Второй этап (70-е — начало 80-х гг.): становление и расцвет народничества. Основ­ные идеи: теория некапиталистического разви­тия России, идея перехода к социализму. Главная цель — опираясь на крестьянскую общину, миновать капитализм  и  перейти  непосредственно  к  соци­ализму.

Движение народников прошло в своем разви­тии четыре этапа:

1)   середина 60-х — начало 70-х гг. — этап становления: деятельность разрозненных круж­ков (покушение Д. В. Каракозова на Александра II в 1866 г.)

2)   начало 1870-х — 1876 г. — пропаган­дистский этап. Главное событие — «хождение в народ» с целью поднять крестьян на борьбу с са­модержавием. Причины неудачи: непонимание крестьянами отвлеченных идей, их царистские иллюзии;

3)   1876—1879 гг. — бунтарский этап. Про­изошло организационное оформление движе­ния — была создана новая «Земля и воля» (1876);

4) 1879—1881 гг. — заговорщицкий, или ге­роический, этап. Раскол «Земли и воли» из-за разногласий по вопросу о методах борьбы на «Черный передел» (Г. В. Плеханов) и «Народную волю» (А. Д. Михайлов). Переход наро­довольцев к тактике индивидуального террора. Цель — цареубийство и дезорганизация прави­тельства, что должно было облегчить захват власти.

Читайте также:  Основные положения первой советской конституции 1918 г.

Ключевые даты

Апрель 1879 г. — покушение народовольца на Александра II

Ноябрь 1879 г. — попытка взрыва царского поезда под Москвой.

Февраль 1880 г. — взрыв столовой Зимнего дворца, произведенный С. А. Халтуриным.

1 марта 1881 г. — убийство Александра II.

Итоги: тактика заговора и террора себя не оправдала и привела к обратному результату — политике контрреформ Александра III. Сами на­родовольцы все силы потратили на организацию цареубийства, сил на захват власти у них не оста­лось. К тому же они недооценивали силу бюро­кратического аппарата.

Третий этап (80—90-е гг.): спад револю­ционной борьбы. Сказав о перерождении народ­ничества, необходимо охарактеризовать сущ­ность либерального народничества и взгляды лидера этого движения — Н. К. Михайловского: мирная пропаганда социалистических идей.

Важно

Также шел процесс рас­пространения марксизма в России: группа «Ос­вобождение труда» (1883—1893) Г. В. Плеханова и его критика народничества.

Причины особой попу­лярности марксистских идей в России: ост­рота рабочего вопроса, низкий уровень жизни на­селения, логичность и простота марксистских построений, их доступность для понимания прос­того человека, особенности менталитета русского народа — коллективизм, взаимовыручка, общинность, мессианство.

Необходимо также рассказать о либераль­ном движении, связанном прежде всего с земст­вами, и консервативном течении обществен­ной мысли (К. П. Победоносцев, М. Н. Катков), его влиянии на выработку внутриполитического курса страны.

Вывод: общественную мысль в России вто­рой половины XIX в.

отличала идеологическая пестрота: в ней были представлены все направле­ния — от реакционно-консервативного до ради­кально-демократического.

Общественная мысль развивалась в обстановке отсутствия гласности и минимальных гражданских свобод, что обусло­вило оппозиционность большинства обществен­ных движений по отношению к власти.

Источник: http://uclg.ru/education/otechestvennaya_istoriya/8_klass/rossiya_v_80-90-e_godyi_XIX_veka/lecture_obschestvennyie_dvijeniya_v_rossii_vo_2_polovine_XIX_v___organizatsii___uchastniki__deyatelnost.html

Общественное движение в России во второй половине 19 века

В главную движущую силу революции разночинцы определили крестьян

В ХIX веке были не редки поездки в Европу образованных русских людей. Возвращались они с убеждением в более высокой степени цивилизованности Запада по сравнению с Россией. Горестные мысли об этом всегда присутствовали в умах передовой части русской интеллигенции, но с особенной силой они проявились после поражения в Крымской войне, смены образа правления страной с жёстко авторитарного — Николая I на относительно либеральный — его сына императора Александра II, проведённых им реформ, как казалось многим — недостаточных, половинчатых
Брожению умов способствовало и вступление на общественную сцену новой прослойки — разночинцев (от сочетания слов»разные чины»). Сумевшие получить образование и тем самым «выбиться в люди» дети дьячков, сельских священников, купцов, мелких чиновников лучше дворян знали жизнь простого народа, потому необходимость переустройства российской действительности была для них очевидна. Однако чёткого, реалистичного плана преобразований они не имели

Общественные движения послереформенной России

    Идеология — церковь, вера, монархия, патриархальность, национализм — основы государства.
    Идеологи: М. Н. Катков — публицист, издатель, редактор газеты «Московские ведомости», Д. А. Толстой — с мая 1882 года министр внутренних дел и шеф жандармов, К. П. Победоносцев — юрист, публицист, обер-прокурор Синода

    Либеральное

    Идеология — конституционная монархия, гласность, верховенство закона, независимость церкви и государства, права личности
    Идеологи: Б. Н. Чичерин — юрист, философ, историк; К. Д. Кавелин — правовед, психолог, социолог, публицист; С. А. Муромцев — правовед, один из основоположников конституционного права в России, социолог, публицист

    Революционное

    Идеология — построение в России социализма, минуя капитализм; революция с опорой на крестьянство, возглавляемое революционной партией; свержение самодержавия; полное наделение крестьян землёй.
    Идеологи: А. И. Герцен — писатель, публицист, философ; Н. Г. Чернышевский — писатель, философ, публицист; братья А. и Н. Серно-Соловьевичи, В. С. Курочкин — поэт, журналист, переводчик

Революционные организации России конца 60-х – начала 80-х лет XIX века

  • «Великорусс» (прокламация) — в Петербурге в июне, сентябре и октябре 1861 года вышло три номера и еще один номер в 1863 году. В них требовались передача крестьянам без выкупа всей земли, которой они пользовались при крепостном праве, полное отделение Польши, конституция, свобода личности. Надежда на проведение реформ в жизнь возлагалась на царя. Автор прокламаций остался неизвестным
  • «Земля и воля» (1861-1864). задачи: полностью передать крестьянам землю, свержение самодержавия, созыв Земского собора для определения формы народовластия. Самоликвидировалась от того, что надежды на всероссийский крестьянский бунт в 1863 году не оправдались
  • Революционный кружок Н. А. Ишутина (1863-1866). Задачи: организацией на артельных началах различных мастерских попытка убедить народ в преимуществах социалистического производства; требования правительственных реформ, ведущих к социализму, а при отсутствии реформ — народная революция. После того, как член организации Д.В. Каракозов совершил в апреле 1866 года покушение на Александра II, кружок был разгромлен
  • «Сморгонская академия» (1867–1868) во главе с П. Н. Ткачевым. Задачи: создание тайной централизованной и законспирированной революционной организации, захват власти и установление диктатуры «революционного меньшинства». С арестом Ткачева общество прекратило существование
  • «Рублёвое общество» (1867—1868) во главе с Г. А. Лопатиным и Ф, В. Волховским. Задачи: революционная пропаганда среди крестьян. В 1868 большая часть членов общества была арестована.
  • «Народная расправа» (1869-1870) во главе с С. Г. Нечаевым. Задачи: объединение локальных крестьянских выступлений в общероссийское восстание с целью абсолютного разрушения государственного строя России. Разгромлена после убийства Нечаевым одного из рядовых членов общества, заподозренного в предательстве
  • Общество «чайковцев» (1869-1874), по фамилии одного из членов общества Н. В. Чайковского. Задачи — пропагандистские, просветительские: распространение в народе легально издаваемых книг передовых авторов и печатание запрещенных книг и брошюр. В 1874 году полиция арестовала многих членов общества

По утверждению В. И. Ленина — 1861 — 1895 годы — второй период освободительного движения в России, названный разночинским или революционно-демократическим. В борьбу вступили более широкие круги образованных людей — интеллигенции, «шире стал круг борцов, ближе их связь с народом» (Ленин «Памяти Герцена»)

Источник: http://ChtoOznachaet.ru/obshhestvennoe-dvizhenie-v-rossii-vo-vtoroj-polovine-19-veka.html

Общественные движения во второй половине XIX в

Вторая половина XIX в. в духовной сфере характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, во второй половинœе 50-х гᴦ. XIX в.

(период подготовки крестьянской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось сближение разных идейных направлений.

С другой стороны, реализация реформы и ее итоги вызвали обострение идейно-политической борьбы, еще большее размежевание общества.

Отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. было снижение политической активности широких народных масс. Народ сохранял веру в ʼʼдоброгоʼʼ царя. Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 ᴦ., быстро прекратились, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии. Политическую инœертность проявляла и буржуазия.

Совет

В пореформенный период получают окончательное оформление три направления в общественном движении — консерваторы, либералы, радикалы. Вместе с тем, начинается формирование революционного движения.

Социальную основу консервативного направления составляли реакционное дворянство, духовенство, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм остался в идеологических рамках теории ʼʼофициальной народностиʼʼ.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за сохранение самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ.

В социально-экономической — за укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения.

Во внешней политике ими развивались идеи панславизма — единœения славянских народов вокруг России.

В духовной сфере отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинœения власти.

Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.И. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать.

Социальную основу либерального направления составляли часть буржуазии и помещиков, интеллигенция.

Οʜᴎ отстаивали идею общего с Западной Европой пути исторического развития. Стремились к введению конституционного правления, демократических свобод, продолжению реформ и расширению прав и функций местных органов самоуправления — земств.

Либералы стояли за эволюционный путь развития и считали реформы главным методом социально-политической модернизации России. Οʜᴎ были готовы к сотрудничеству с самодержавной властью.

Обратите внимание

Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П. В. Долгоруков и др.). Их организационной опорой были научные общества, земства, журналы (ʼʼРусская мысльʼʼ, ʼʼВестник Европыʼʼ).

Особенности российского либерализма:

  • близость к консерватизму;
  • дворянский характер (из-за политической слабости буржуазии);
  • отсутствие устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству;
  • объединœение либералов с консерваторами против радикалов.

Радикальное направление во второй половинœе XIX в. было представлено выходцами из разных слоев общества, которые стремились представлять интересы рабочих и крестьян.

Особенности российского радикализма:

  • значительное влияние на его развитие оказывала реакционная политика правительства (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций);
  • в самой России могли существовать только тайные организации;
  • теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западноевропейского революционных движений.

В истории радикального направления второй половины XIX в. исследователи выделяют три этапа:

  1. 1) 60-е гᴦ. — складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков;
  2. 2) 70-е гᴦ. — оформление народническогонаправления и деятельность организаций революционных народников;
  3. 3) 80–90-е гᴦ. — активизация либеральных народникови начало распространения марксизма, на базе которого были созданы первые социал-демократические группы.

Наиболее сплоченной группой противников царизма в России были революционеры-разночинцы (разночинцы — выходцы из различных сословий: духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников), пришедшие на смену дворянам-революционерам первой половины XIX в.

Родоначальниками теории ʼʼрусского социализмаʼʼ А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским были сформулированы основные положения народнической идеологии. Народничество — направление общественной мысли и общественное движение (значительное влияние на ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оказали идеи Ш. Фурье, П.Ж.

Прудона, К. А. Сен-Симона, Р.

Оуэна), основанное на следующих положениях: 1) капитализм (в том числе в России) — это упадок, регресс; 2) можно сразу построить справедливое общество — социализм, минуя капитализм; при этом важная роль отводилась общинœе (лидеры народников считали общину идеалом общественного устройства).

Сторонником стихийного развития и безгосударственного устройства общества был М. А. Бакунин (1814–1976) — бунтарское или анархистское направление народничества. Революционер европейского масштаба, деятель I Интернационала, участник революций 1848–1849 гᴦ.

, он предложил модель безгосударственного социализма, которая основывалась на федерации построенных ʼʼснизу вверхʼʼ свободных организаций: рабочие ассоциации, общины, волости, области, народы. Бакунин выступал за крестьянскую революцию, к которой крестьяне якобы были готовы, — необходим был только толчок.

Расчет делался на революционную интеллигенцию, и тогда крестьянский бунт уничтожил бы самодержавие и привел к победе социализма.

Главная работа͵ в которой Бакунин изложил свои взгляды, — ʼʼГосударственность и анархияʼʼ. Его учение, получившее название анархизма, безвластия, возрождало древнее противоречие идеалов общины и государственной власти. Бакунин требовал немедленного уничтожения государства и вечевой демократии снизу доверху.

ʼʼНарод — прирожденный бунтарь, враг государства. Для организации революции ему нужно лишь помочь объединитьсяʼʼ. Сторонник пропагандистского направления — П.Л.

Важно

Лавров (1823–1900), преподаватель математики в военных заведениях, полковник, член ʼʼЗемли и волиʼʼ, редактор журналов ʼʼВперед!ʼʼ и ʼʼВестник ʼʼНародной волиʼʼ.

Он считал, что для осуществления революции нужна долгая пропагандистская работа͵ чтобы большинство народа осознало и одобрило принципы будущего строя и крайне важно сть революции. При этом, по его мнению, массы народа инœертны.

Чтобы начать революцию, нужны критически мыслящие личности, интеллигенты, мученики, о которых народ слагал бы легенды. Οʜᴎ должны соединить современные демократические идеи и тягу крестьян к справедливости, проложив тем самым дорогу к социальной революции. Именно на изменение строя общества, а не на формы политической власти обращал внимание Лавров.

П.Н. Ткачев (1844–1885) — теоретик заговорщического направления народничества, из дворян, окончил Петербургский университет, сотрудничал во многих журналах. С 1873 ᴦ. за границей издавал журнал ʼʼНабатʼʼ.

Как и Лавров, Ткачев подчеркивал роль активного меньшинства в революции. Но основную цель он видел не в подъеме крестьянских масс на революционную борьбу, а в захвате государственной власти сильной подпольной организацией революционеров.

Лозунгу социальной революции он противопоставил лозунг политической революции, создания нового, революционного государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возьмет в свои руки промышленность, банки, транспорт, средства связи.

Ткачев был прагматиком, он скептически относился к идее о добром и разумном человеке, предпочитая надеждам на человека силу власти. Он был прямым противником анархизма. Многие его идеи позднее проявились в практике народовольцев и большевиков.

Народнические кружки начала 60-х гᴦ. вели пропагандистскую работу и использовали политический террор.
Размещено на реф.рф
Кружок Н.А. Ишутина организовал переплетную артель, швейную мастерскую. В 1866 ᴦ. член организации Д. В. Каракозов совершил покушение на императора Александра II. Он был схвачен на месте преступления, а организация ʼʼишутинцевʼʼ разгромлена.

В конце 60-х гᴦ. бывший учитель С.Г. Нечаев (1850–1881) создал тайную организацию под символическим названием ʼʼТопор, или Народная расправаʼʼ (1869). В составленном им ʼʼКатехизисе революционераʼʼ насилие рассматривалось как главный способ достижения победы революции.

Совет

Члены общества должны были во имя революции отказаться от всœех моральных норм, исповедуя правило: ʼʼЦель оправдывает средстваʼʼ. Отвергая общественный порядок, они отказывались от родственных чувств, дружбы и любви ради идеи революции. В их глазах лишалась цены сама человеческая жизнь (убийство студента И.И. Иванова, отказавшегося подчиниться Нечаеву).

Этим стиралась граница между революционной борьбой и преступлением, во многом предвосхищалась практика большевизма.

Идеология народничества оказала влияние на практику движения. В 1874 ᴦ. осуществляется так называемое ʼʼхождение в народʼʼ для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского восстания.

ʼʼХождение в народʼʼ показало, что крестьяне не стремятся к революции. Напротив, они сами помогали арестовывать ʼʼсмутьяновʼʼ, ʼʼврагов царяʼʼ. Часть народников такое поведение крестьян толкнуло назад, к террористической борьбе.

В 1876 ᴦ. возникает народническая организация ʼʼЗемля и воляʼʼ (не следует отождествлять ее с организацией под таким же названием, созданной в 1862 ᴦ. при участии Н. Г. Чернышевского для объединœения революционных сил и подготовки крестьянского восстания и прекратившей свое существование в 1864 ᴦ.).

В результате общего кризиса народничества и внутренних разногласий ʼʼЗемля и воляʼʼ распадается на две организации — ʼʼНародную волюʼʼ (А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л.

Перовская) и ʼʼЧерный переделʼʼ (Г.В. Плеханов, В.Н. Игнатов, О. В. Аптекман).

После убийства Александра II народнические организации были практически разгромлены, а идеология народничества находилась в глубоком кризисе.

Влиятельным фактором общественно-политической жизни становится рабочее движение. В 70-е гᴦ. предпринимаются первые попытки создания рабочих организаций. В 1975 ᴦ. в Одессе возник ʼʼЮжнороссийский союз рабочихʼʼ (руководитель Е.О.

Заславский), а в 1878 ᴦ. в Петербурге — ʼʼСеверный союз русских рабочихʼʼ (В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин). Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустройство.

Рабочие организации в данный период находились под сильным влиянием народников.

Обратите внимание

В 80-е гᴦ. рабочее движение приобретает более организованный характер, начинаются массовые стачки. Наиболее значительная из них произошла в 1885 ᴦ. на текстильной фабрике Морозова. В 90-е гᴦ. наблюдается новый подъем стачечного движения.

В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть интеллигенции обращается к марксизму. В начале 80-х гᴦ. в эмиграции Г.В. Плеханов (1856–1918) объединил вокруг себя единомышленников (П.Б. Аксельрод, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов) и занялся серьезным изучением марксизма.

Осенью 1883 ᴦ. в одной из швейцарских газет появилось объявление о начале издания ʼʼБиблиотеки современного социализмаʼʼ.

С этой работы начала свою деятельность группа ʼʼОсвобождение трудаʼʼ, издавшая за 20 лет своей деятельности свыше 250 произведений.

Ее деятельность оказала значительное влияние на образование марксистских групп и кружков в России (Д. Благоева и М.И. Бруснева в Петербурге, Н. Е. Федосœеева в Поволжье и др.).

Лидерами русского марксизма были В. И. Ульянов-Ленин, Ю.О. Мартов, А.А. Богданов. В 1895 ᴦ. был основан социал-демократический ʼʼСоюз борьбы за освобождение рабочего классаʼʼ. В 1898 ᴦ. на нелœегальном съезде в Минске было положено начало Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).

Общественные движения во второй половине XIX в. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Общественные движения во второй половине XIX в.» 2017, 2018.

  • — Третий этап развития златоустовского художественного оружия 50 — 60-е гг. XIX в.

    Второй, «русский», этап развития 1820 — 1830 гг. Первый этап развития златоустовского художественного оружия Немного об истории. Златоустовская гравюра на стали, родилась как искусство украшения холодного оружия. На первом месте стояло само…

    [читать подробнее].

  • — Портрет XIX века

    Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль — классицизм, и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более… [читать подробнее].

  • — Кёльнский собор в XIX в.

    В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом,… [читать подробнее].

  • — Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.

    Физиологический очерк — жанр, основной целью которого является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей. Жанр физиологического очерка зародился в 30-40годах XIX века в Англии и Франции, а позднее появился и в… [читать подробнее].

  • — Чепец с вырезом на макушке оленных чукчей (рубеж XIX — XX вв.).

    Одеяние Одежда для боя.На наличие специальных типов боевой одежды источники прямо не указывают. Вероятно, у чукчей еще не было четкой специализации мирной и военной одежды. Вообще же, на взгляд европейцев, чукчи одевались легко для их сурового климата. Мужчина обычно… [читать подробнее].

  • — С двумя крыльями (сер. XIX в.).

    Клыка, изображающая воина в доспехе МАЭ, № 668–8. Воспроизведено по: Антропова 1957: 220, рис. 33 единке. Сначала нападал один противник, второй оборонялся, затем наоборот (Меновщиков 1950: 17 (эскимосы); Стебницкий 1994: 54 (коряки); Милянская, Карахан 1987: 134). Причем воин мог… [читать подробнее].

  • — Російська холодна зброя XVIII – XIX ст.

    До начала 19 века в России холодное оружие изготовляли отдельные мастера-самородки. Это производство на Тульском, Сестрорецком и других оружейных заводах было второстепенным, даже эпизодическим, так как основной продукцией заводов было огнестрельное оружие. В основном… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/politika/view/260316_obschestvennye_dvizheniya_vo_vtoroy_polovine_xix_v

    Общественное движение во второй половине XIX в

    ЛЕКЦИЯ № 13 § 59. Общественное движение во второй половине XIX в.

    Либералы. Либеральное крыло в правительстве группировалось вокруг брата Александра II великого князя Константина Николаевича. Известными либералами были военный министр Д. А. Милютин и министр внутренних дел П. А.Валуев.

    Они считали, что реформы должны предотвращать революционные и оппозиционные выступления, а не быть их результатом.

    Либеральные идеи охватывают все большие слои образованных людей. Обсуждались вопросы расширения самоуправления, создания центральных представительных органов. Либеральный лагерь не имел своих политических организаций.

    Наибольшим радикализмом отличалось земско-либеральное движение. Его сторонники являлись гласными земств или работали в земских органах. Видный представитель земского либерализма И.И.

    Важно

    Петрункевич заявлял, что конституция, данная сверху, уже не в состоянии удовлетворить интересы народа и только созданный самим народом орган может решить накопившиеся проблемы.

    Народничество. В 60 — 70-х гг. XIX в. широкое распространение получило учение народничества.

    Народники являлись сторонниками социализма и противниками установления в России капиталистических порядков. Происхождение крестьянского социализма народников восходит к русскому социализму А. И. Герцена, а также к идеям публициста Н. Г. Чернышевского.

    Среди народников большой популярностью пользовались взгляды П. JI. Лаврова, М. А. Бакунина и П. Н. Ткачева.

    П. Л. Лавров, профессор артиллерийской академии, считал, что молодежь должна посвятить себя борьбе за общественный прогресс, за освобождение народа. Мысли Лаврова о тщательной подготовке к революции оказали большое влияние на формирование революционного мировоззрения народников (пропагандистское направление).

    М.А.

    Бакунин принимал участие в революционных событиях в Германии и Австрии, где был приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Выданный России, он был сослан в Сибирь, откуда бежал за границу. Бакунин выступал против любой государственной власти, которая, по его мысли, всегда вредит народу.

    Он считал, что народ готов к бунту и задача интеллигенции — поднять его на восстание (бунтарское, или анархистское, направление).

    Журналист П.Н. Ткачев предполагал силами сплоченной революционной организации захватить власть, после чего провести социалистические преобразования (заговорщическое направление).

    Важнейшей своей задачей народники считали вовлечение народа, прежде всего крестьян, в революционную борьбу. Эта цель стала толчком к «хождению в народ». Начало его относится к весне 1874 г. Пропагандой было охвачено около сорока губерний, главным образом в Поволжье и на юге России. В 1875 и 1876 гг. «хождение в народ» продолжалось.

    Опыт, однако, показал, что крестьяне плохо воспринимают социалистические призывы. Тогда народники стали акцентировать внимание на текущих нуждах народа. Но все попытки поднять крестьян на активную борьбу успеха не имели. Молодые социалисты объясняли свой неуспех преследованиями со стороны властей.

    Совет

    Тысячи людей, очень часто случайных, были схвачены полицией, сотни отправлены в ссылки, десятки — на каторгу.

    Народнические организации. В 1876 г. в Петербурге возникла организация «Земля и воля». Свою задачу землевольцы видели в создании массовой крестьянской организации для подготовки революции. Активными деятелями «Земли и воли» были А. Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.JI. Перовская и др.

    Главное место в деятельности «Земли и воли» занимала революционная пропаганда. Преследования полиции вели к усилению среди революционеров сторонников борьбы с властью. Единственным эффективным способом противостояния малочисленной организации мощной государственной машине мог быть только террор.

    Целью террористических актов было привлечение внимания народа, пробуждение его активности. Убийства видных чиновников служили и способом дезорганизации правительства, и ответом на преследования революционеров со стороны властей. Постепенно землевольцы от пропагандистской работы все больше переходили к террору.

    Среди народников росла популярность идей Ткачева, а «деревенщики» — сторонники продолжения пропаганды на селе — теряли свой авторитет. В организации складывается устойчивое мнение о цареубийстве как о цели, прямо отвечающей задачам революции. 2 апреля 1879 г. землеволец А. К.

    Соловьев совершил неудачное покушение на Александра II.

    Летом 1879 г. «Земля и воля» распалась на две организации: «Черный передел» и «Народная воля». «Черный передел» во главе с Г. В. Плехановым продолжил агитацию в деревне, но скоро был разгромлен полицией, а его участники оказались в эмиграции.

    В программных документах «Народной воли», во главе которой стояли А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, А. И.

    Желябов и др., выдвигались задачи освобождения народа от «гнета современного государства», осуществления «политического переворота с целью передачи власти народу». В качестве главной задачи называлось свержение самодержавия и передача власти Учредительному собранию, избранному на основе всеобщих выборов.

    Народовольцы убили ряд представителей властей, но главным их делом стала «охота на царя». В ноябре 1879 г. они взорвали поезд с царской свитой, идущий впереди царского. В феврале 1880 г. С. Н. Халтурин организовал взрыв в Зимнем дворце. Александра II спасло лишь чудо — он случайно опоздал к обеду.

    1 марта 1881 г.

    Обратите внимание

    Александр II был смертельно ранен бомбой, брошенной народовольцем И. И. Гриневицким. Однако, затратив огромные усилия на подготовку и осуществление цареубийства, народовольцы оказались неподготовленными к каким-либо дальнейшим действиям по изменению существующего строя.

    После событий 1 марта роль «Народной воли» в революционной борьбе начинает падать.

    В движении начался идейный разброд. Участились случаи провалов. В 1884 г. основной костяк организации распался, хотя отдельные группы еще долго продолжали действовать.

    Усилилось влияние так называемого либерального народничества (название условно, поскольку его сторонники оставались приверженцами социализма).

    Либеральные народники выступали за переход к социализму не революционным путем, а путем постепенной эволюции общества.

    Появление социал-демократов. С середины 80-х гг. XIX в. в России возникают социал-демократические кружки студентов и рабочих: «Партия русских социал-демократов» Д.Благоева, группы Н. Е. Федосеева и М. И. Бруснева.

    Члены кружков знакомились с историей европейского рабочего движения, с марксистской литературой, развернули работу по пропаганде марксизма.

    Толчком к развитию марксистского движения стала деятельность группы «Освобождение труда», созданной в эмиграции в 1883 г. из бывших народников во главе с Г. В. Плехановым. Группа выпускала произведения К. Маркса и Ф.

    Энгельса, а также работы своих членов, которые распространялись в России.

    Появление социал-демократического движения было связано, прежде всего, с усилением борьбы рабочих за свои права. Тяжелейшие условия труда и его низкая оплата заставляли рабочих сплачиваться и подниматься на борьбу. Крупнейшей стала стачка на Морозовской мануфактуре в Иваново-Вознесенске в 1885 г.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. В чем заключались требования либералов? Как развивалось ли- беральное движение?

    2. Что такое народничество? Какие течения существовали в нем?

    3. Расскажите о деятельности революционных народников.

    Как они пытались поднять народ на выступление? Почему, на ваш взгляд, пропаганда народников в деревне не принесла никаких результатов?

    Важно

    4. В чем заключалась деятельность «Народной воли»? Почему после убийства Александра II народовольцы не смогли осуществить свои планы? Могла ли, по вашему мнению, после убийства Александра II начаться революция? Свой ответ аргументируйте.

    5. С чем связано проникновение в Россию марксизма?

    Документ

    Из книги Н. В. Соколова и В. А. Зайцева «Отщепенцы». 1866 г.

    Есть люди, поклявшиеся жить свободно… Они не хотели смешаться с толпою и взять в жизни номер.

    Пошлость рутинной практической жизни была им невыносима: они не могли долго терпеть ее, расходились с обществом и отрешались от него… Я называю их «отщепенцами».

    Отщепенцы — спокойные безумцы, восторженные труженики, му- жественные ученые, которые прожигают свою жизнь, отыскивая причины общественных зол и бедствий, проповедуя великую республику, блаженное социальное устройство, личную свободу, гражданскую солидарность, экономическую правду. Отщепенцы — беспокойные люди, жаждущие только шума и волнений, воображающие, что им непременно нужно выполнить какое-то призвание. Совершить какое-то священнодействие, защитить какое-нибудь знамя. Отщепенцы — все те, кто не думал, не умел или не желал подчиниться общей доле…

    ЗАДАНИЕ К ДОКУМЕНТУ

    Используя документ, напишите историческое эссе на тему «Мировоззрение революционной молодежи России 60 — 70-х гг. XIX в.»

    Источник: https://multiurok.ru/files/obshchestvennoe-dvizhenie-vo-vtoroi-polovine-xix-v.html

    Общественные движения в России второй половины XIX века. Зарождение организованной революционной деятельности и ошибки самодержавия

    Прежде чем начать разговор об общественных движениях в России второй половины XIX века, следует строго обозначить, что в себя включает это понятие и чем общественное движение отличается от социального движения.

    Социальное движение — это движение социальных групп, то есть рабочее движение, христианское движение, крестьянское движение и т.д.

    Общественное движение — это движение общественных групп.

    Население России XIX века, особенно второй его половины, можно грубо разделить на две основные части: безмолвствующий народ (98% населения страны) и остальные 2% — образованная интеллигенция.

    В сегодняшнем разговоре под общественным движением мы будем понимать движение небольшой группы очень хорошо образованного и прогрессивного населения страны, представители которого рассуждали о судьбах Родины, на все имея какие-то взгляды и позиции.

    Совет

    Таким образом, общественное движение и социальное движение это далеко не одно и то же. Эти понятия ни в коем случае нельзя путать или объединять как одно.

    Для понимания «природы» общественных движений данного периода российской истории я должен уделить немного времени характеристике того времени. Начало второй половины XIX века зачастую зовется в истории «периодом русской гласности». Именно гласность послужила толчком к возникновению общественных движений и вот ее основные, ключевые черты:

    1. Гласность — это явление, которое возникает после очень долгого и серьезного цензурного запрета. Во второй половине XIX перед нами появляются люди, которые вдруг почувствовали возможность выразить свою позицию, свои взгляды на многие вещи.

      Далее они, переполненные желанием сказать и прочитать то, что им интересно, начинают рассказывать об этом всем вокруг — «сколачиваются» кружки, где образованные молодые люди делятся друг с другом мнениями, в том числе и по отношению к действующей власти.

    2. Гласность всегда идет бок о бок с критикой. Все разговоры вышеупомянутых людей были переполнены критикой, которая зачастую носила оголтелый и неконструктивный характер.

      Период гласности — это когда все знают, как плохо, но не знают, как хорошо. Кончится он ровно в тот момент, когда люди придумают, как сделать лучше.

      Тогда начнут появляться сотни вариантов того, как правильно, и единство гласности распадется.

    3. Так как периоду всеобщей гласности предшествовал очень долгий период запрета, в каждом человеке по старой привычке сидел маленький цензор, который постепенно ослабевал по мере того, как за словами перестает следовать наказание. Смелость высказываний идет по нарастающей.

    4. В период гласности главной наукой становится история. В ней умные люди находят моменты и эпизоды, которые похожи на сегодняшний день. Эти эпизоды и становятся главной темой для разговоров — проводятся параллели и т.д.

    5. Период гласности очень короткий, так как нельзя вечно критиковать. Закономерно за критикой следовали конкретные предложения по улучшению ситуации, коих, естественно, было множество.

    Так, начиная с 1859 года из гласности начинают формироваться общественные движения, которые характеризуются взглядами преимущественно интеллигенции на разные дискуссионные вопросы.

    И тут сразу же возникает проблема: дискуссионных вопросов было не так много, как казалось изначально, но вариантов ответов на них было огромное количество у разных общественных групп.

    Например, один из популярнейших вопросов того времени: близка ли смерть монархии и какая модель государственного устройства будет идеальной для России. Кто-то уверял, что России что нужна конституционная монархия. Другие — что республика, и т.д.

    Таким образом, одной из главных характеристик общественных движений России второй половины XIX века можно назвать раздробленность. Члены различных кружков только спорили между собой и редко могли договориться. Единого движения не было, противники императорской власти выступали не как одно целое, и это вряд ли шло во благо по сути общему делу.

    Но был один момент, на почве которого общественные движения почти не имели расхождений — ожидание революции. 1861 год, издан манифест об отмене крепостного права.

    Каждый помещик вместе с мировым посредником и своими крестьянами должен был составить и подписать документ — уставную грамоту — в котором будут расписаны все условия, на которых крепостные будут «освобождены» (весьма условно, но об этом в другом посте).

    Обратите внимание

    В числе прочего, в уставной грамоте были описаны земельные наделы, полагающиеся крестьянам. За эту землю они потом очень долго расплачивались, ежегодно выплачивая выкупные платежи.

    Фрагмент уставной грамоты имения Сарья Дриссенского уезда Витебской губернии, 1862 год.*

    На составление уставной грамоты государство дало помещикам время до 1863 года, и тогда среди крестьян начал блуждать слух, очень скоро принятый ими на веру: кто из крестьян не подпишет уставную грамоту сейчас, в 1861 году, тот в 1863 получит землю совершенно бесплатно! Естественно, этот слух дошел и до общественного движения, в том числе до ведущих идеологов того времени — Чернышевского и Герцена. Конечно, они понимали, что бесплатно землю крестьянам никто не даст, и пришли к выводу: вполне возможно, что в 1863 году начнется революция. Герцен считал революцию неминуемым исходом, однако не ждал ее и даже боялся, ибо знал, что революция — это кровь.

    А.И. Герцен — русский публицист, писатель, философ, сторонник революционных буржуазно-демократических преобразований

    Он начинает писать письма Александру II, чтобы тот предпринял какие-то действия, дабы дело не дошло до массовых крестьянских бунтов.

    Само собой, Александр ему не отвечает и Герцен приходит к следующему выводу: власть бездействует, революция неизбежна, и нам, общественным деятелям, остается одно — сделать грядущую революцию минимально кровавой! Этого можно было добиться одним путем — попытаться, чтобы офицеры, которые должны будут выйти подавлять революцию, не вышли.

    Большую роль играло также высшее чиновничество, поэтому по мнению Герцена и Чернышевского главной задачей становится попытка привлечь максимальное число образованных людей (гос. чиновников, офицеров, деятелей культуры) на сторону готовящейся революции.

    В 1861 году была создана организация «Земля и Воля». Вдохновителями общества были, соответственно, Герцен и Чернышевский. Главная задача организации — подготовить мирную крестьянскую революцию.

    «Земля и воля» представляла собой объединение раскиданных по городам 13-14 кружков, члены которых под каким-либо прикрытием промывали образованным людям (в большинстве своем молодежи) мозги, чтобы те не участвовали в подавлении революции, а наоборот примкнули к ней.

    Важно

    Но вот наступил 1863 год, и никакой крестьянской революции не последовало. Вместо революции произошло польское восстание.

    Либералы, члены организации, отказались поддерживать польское восстание без «крестьянского продолжения». Кто-то сбежал, кто-то поверил в прогрессивность начавшихся в стране «великих реформ».

    Так, в 1864 году «Земля и воля», сделавшая ставку на крестьянский бунт, теряет свой смысл и самоликвидируется.

    В итоге, после распада организации молодые люди, которые туда входили и не отказались от своих идей, начали чувствовать внутри некую пустоту.

    Они не знают, куда себя деть, и обращают свое внимание на опубликованное в журнале «Современник» в 1863 году произведение «Что делать?» Николая Чернышевского.

    Там есть некая Вера Павловна, прогрессивная и «не такая как все» девушка, ратующая за справедливость и новый быт. Вера Павловна организовывает артели— организации людей, которые совместно живут и наравне работают.

    Продукт, который изготавливается в артелях, дешевле продукта, изготавливающегося на капиталистических предприятиях. Как итог, по всей стране молодые люди, и мужчины и женщины, начинают организовывать такие артели.

    Обложка первого издания романа в виде отдельной книги. 1867 год*

    Наиболее крупная сеть артелей появляется в Санкт-Петербурге под руководством революционера, социалиста-утописта Николая Ишутина.

    Молодые дворянские девушки селились вместе в квартире, с утра до обеда работали (в основном шили и ткали), после чего к ним приходили студенты и читали им университетские лекции.

    Совет

    Так, девушки не только сообща работали, но и образовывались — очень долго девушкам высшее образование было попросту недоступно, и просвещаться можно было только таким образом. Послушали лекции, пошли спать, а на следующий день все то же самое.

    Бесспорно, социализм — идея прекрасная, однако неосуществимая, утопичная.

    Все деньги членов артелей уходили на новое сырье и еду, ни один из них не получал денег на свои нужды, что со временем вполне закономерно привело к недовольствам и ссорам.

    Идеализм столкнулся с человеческой природой и артели начали распадаться, просуществовав в среднем полтора-два года. Удивительно, но никто больше не хотел пахать как лошадь ради эфемерного «общего блага».

    Не стоит думать, что артели были только женские. На фото — Санкт-Петербургская артель художников. 1863-1864 гг.

    Двоюродный брат Ишутина Дмитрий Каракозов тоже занимался в одной из артелей, читал девушкам университетские лекции, а затем вместе с Ишутиным собрал группу из своих сверстников и назвал ее «АД».

    По вечерам они собирались на квартирах и до глубокой ночи обсуждали, как они хотят убить царя! Честно говоря, эти собрания больше походили на обычные кухонные разговоры, однако за этими разговорами Каракозов реально убеждает себя, что он и в правду должен убить Александра II! 4 апреля 1866 года он приходит в Летний сад, где каждый день гуляет царь, и прямо у ворот стреляет в него, однако промахивается. По официальной версии, причиной промаха Каракозова стало то, что его руку оттолкнул проходящий мимо крестьянин Осип Комисаров из Костромской губернии, позже произведенный в дворянское достоинство.

    Русский революционер-террорист Д.В. Каракозов

    А теперь очень важный момент: когда власть разбирала дело Каракозова, был сделан вывод, что он — поляк, решивший отомстить за жестокое подавление польского восстания.

    Царь наивно полагал, что произошедшее является банальной местью, и даже думать не думал в том направлении, что Каракозов — лицо общественного недовольства, но не Польши, а России! В итоге, поступок Каракозова был расценен не как сигнал к внутренним проблемам страны.

    Обратите внимание

    В глазах власти все было просто: поляк кинулся мстить Александру II за Польшу, а обычный костромской мужик — символ родины и отечества — царя-батюшку спас.

    Великолепная картина: олицетворявший страну крестьянин готов отдать жизнь за императора, не дав подлому поляку убить его и нарушить царивший в стране «великий мир»! Александру была дана прекрасная возможность проанализировать ситуацию правильно и начать действовать, однако он ее упустил.

    Итого, Каракозов и Ишутин были арестованы, а ишутинская организация, как и артели, была ликвидирована (это повлекло за собой «зачистку» и ликвидацию многих других кружков и артелей).

    Каракозова казнили, Ишутина сослали на пожизненную каторгу, многие ишутинцы (особо радикальные) также были посажены в тюрьму.

    Но что о членах артелей? Ведь толком, в чем они были виноваты? В том, что жили вместе и работали? Они тоже были наказаны, однако не каторгой, а ссылкой к каким-нибудь родственникам в глушь, или просто куда подальше в сельскую местность.

    Так, прогрессивная молодежь, зараженная революционными взглядами, расползается по стране. Там они по понятным причинам начинают невероятно скучать, ибо даже пообсуждать будущее страны не с кем — кругом одни сельчане да крестьяне.

    В раздумьях о том, куда себя деть, это образованное и несогласное студенчество начинает вести пропаганду своих взглядов среди местных, порой даже не осознавая этого.

    От нечего делать они ходят по гостям, гоняют чаи и само собой ведут с хозяевами домов всяческие разговоры, тем самым заражая провинцию революционными мыслями о прогрессивном будущем страны.

    Важно

    Так начался фатальный, необратимый процесс, очередная ошибка императорской власти: революционная пропаганда развертывается там, до куда она никогда и не дошла бы, если б не массово ссылаемые на места «оппозиционеры».

    Из этого вскоре вытекает движение народников, о чем мы поговорим в следующем посте!

    Источник: https://golos.io/ru—istoriya/%40vood.one/obshestvennye-dvizheniya-v-rossii-vtoroi-poloviny-xix-veka-zarozhdenie-organizovannoi-revolyucionnoi-deyatelnosti-i-oshibki

    Ссылка на основную публикацию