Образование казанского, астраханского, крымского и сибирского ханств

2.5 Присоединение Казанского и Астраханского ханства

В результате распада Золотой Орды образовались Казанское, Астраханское, Крымское ханства, постоянно угрожавшие русским землям.

Основными задачами внешней политики России во временна правления Ивана Грозного оставались: на западе – борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке – борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, на юге – защита страны от набегов крымского хана.

Астраханское и Казанское ханства держали в своих руках Волжский торговый путь.

Это были районы плодородной земли (Иван Пересветов называл их «подрайскими»), о которых давно мечтало русское дворянство. К освобождению от ханской зависимости стремились народы Поволжья – марийцы, мордва и чуваши. Решение проблемы подчинения Казанского и Астраханского ханств было возможно двумя путями либо посадить в этих ханствах своих ставленников, либо завоевать их.

Обратите внимание

После ряда неудачных дипломатических и военных попыток подчинить Казанское ханство в 1552 г.150-тысячное войско Ивана Грозного осадило Казань, которая представляла тогда первоклассную военную крепость.

Чтобы облегчить задачу взятия Казани, в верховьях Волги (в районе Углича) была сооружена деревянная крепость, которую в разобранном виде сплавили вниз по Волге до впадения в неё реки Свияги. Здесь, в 30 км от Казани, был возведён город Свияжск, ставший опорным пунктом в борьбе за Казань. Работы по сооружению этой крепости и осадных приспособлений возглавил талантливый мастер Иван Григорьевич Выродков.

Осада Казани велась с 20 августа по 1 октября. Способ осады состоял в том, что русские вокруг города поставили деревянные туры на колёсах и всё ближе и ближе приближались к стенам города. Между тем крымский хан Девлет-Гирей хотел помочь Казани и напасть на Москву с юга, но был отбит от Тулы. Русские войска были измотаны длительной осадой.

К осаждавшим войскам из Москвы привезли крест, в котором была вделана частичка Животворящего Древа. Их дух заметно ободрился, конец длительной осаде положило сооружение под руководством Выродкова минных подкопов. 1 октября 1552 года в результате взрыва 48 бочек пороха, заложенных в подкопы, была разрушена часть стены Казанского кремля.

Через проломы в стене русские войска ворвались в город. Хан Ядигир-Магмет был взят в плен. Впоследствии он крестился, получил имя Симеон Касаевич, стал владельцем Звенигорода и активным союзником царя.

Покорение Казанского ханства подчинило русской державе значительное пространство на восток до Вятки и Перми, а на юг – до Камы и открыло путь дальнейшему движению русских. Целью Московского государства было подчинение своей власти всех остатков бывшей Золотой Орды. Следующим покорённым ханством стало Астраханское.

Астраханское ханство было в руках ногайских князей, к которым принадлежал и Ядигир-Магмет, последний хан казанский. В Астрахани ханом был Ямгурчей. Он дружил с Девлет-Гиреем и нанёс оскорбление московскому послу. За это весной 1554 года в Астрахань было направлено русское войско под начальством князя Пронского-Шемякина и Вешнякова.

Они изгнали Ямгурчея и посадили там другого ногайского хана Дербыша, но уже в качестве московского подручника и оставивши при нём русское войско. Дербыш уже через год сошёлся с Девлет-Гиреем и начал открытую войну против Москвы, но в марте 1556 года русские, находившиеся в Астрахани с головою Черемисиновым, разбили и прогнали Дербыша.

Важно

Астрахань была непосредственно присоединена к Московскому государству, и туда были назначены московские наместники. Это завоевание передало московской державе огромные степи Поволжья, и вся Волга от истока до устья вошла во владение Москвы.

В 1557 г. Чувашия и большая часть Башкирии добровольно вошли в состав России. Зависимость от России признала Ногайская Орда (тоже образовавшаяся после распада Золотой Орды). Расширялись связи России с народами Северного Кавказа и Средней Азии.

Присоединение Казни и Астрахани открыло возможность для продвижения в Сибирь. Богатые купцы-промышленники Строгановы получили от Ивана IV грамоты на владение землями по реке Тоболу.

На свои средства они сформировали отряд в 840 (по другим данным, 600) человек из вольных казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем. В 1581 г.

Ермак со своим войском проник на территорию Сибирского ханства, а спустя год разбил войска хана Кучума и взял его столицу Кашлык (Искер). Население присоединённых земель должно было платить оброк мехом – ясак.

Оставалось обезопасить южные границы государства – завоевать Крым. Это было намного труднее, чем покорение Казани и Астрахани, но дело всё-таки возможное. Удаче этого предприятия помешало возникновение разногласий между советниками царя.

Одни из них считали, что следует, не отвлекая ничем сил, обратиться исключительно на Крым и уничтожить Крымское ханство. Другие увидели возможность владения ослабленной Ливонией. Иван Васильевич решил предпринять и то и другое. Эта двойственность обрекла замысел на неудачу.

Малочисленные войска, посылаемые против Крыма, не смогли одолеть татар.

С целью укрепления южных границ России от набегов крымского хана в середине ХVI в. была построена Тульская засечная черта – оборонительная линия, состоявшая из завалов леса (засек), в промежутках между которыми ставили деревянные крепости (остроги), закрывавшие для татарской конницы проходы в засеках.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/15317

Присоединение Казанского и Астраханского ханства

Внешняя политика России XVI – XVII вв

К середине XVI в. завершился процесс образования русского централизованного государства. Геополитические задачи Московской Руси определялись ее положением между Западом и Востоком. На Западе это был цивилизованный мир, на Востоке – дикие кочевые народы. С востока и юга исходила прямая угроза.

Русская территория постоянно подвергалась разорительным набегам Казанского, Астраханского и Крымского ханов. На Западе существовали нерешенные территориальные вопросы. Они были связанны с Прибалтикой и Литвой. Главными конкурентами России на этом Направлении были Швеция и Польша.

Все это требовало проведения продуманной и систематической внешней политики.

К 1549 г. складывается центральное внешнеполитическое ведомство – Посольский приказ. Он на протяжении всего периода, вплоть до начала XVIII в., будет осуществлять внешнюю политику. При Иване Грозном были достигнуты успехи на восточном направлении.

Совет

В состав России вошли Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства, начался длительный процесс освоения Сибири. На Западе ситуация была сложнее. Затянувшаяся Ливонская война (1558 – 1583) закончилась поражением России. Проблема Прибалтийских территорий не была решена.

На западных рубежах России в ходе войны было создано мощное государство Речь Посполитая (1569).

Тяжелые последствия правления Ивана Грозного сказались и на внешней политике. Россия в начале XVII в. погрузилась в Смуту. Польша и Швеция оккупировали значительную часть территории Московского государства, включая и Москву. Международное значение России упало. Внешняя политика в это период проводилась случайно и хаотично.

Только после воцарения новой династии Романовых в 1613 г. Россия начинает проводить самостоятельную внешнюю политику. Выход из Смуты в международном плане был закреплен Столбовским мирным договором со Швецией (1617) и Деулинским перемирием с Речью Посполитой. Смута дорого обошлась России. Были потеряны значительные территории на северо-западе и на западе.

Их возвращение стало главной задачей внешней политики России в XVII в.

Решение этих задач создавала условия для превращения России в европейскую державу. Важными этапами на этом пути стало вхождение Украины в состав России в 1654 г.

, подписание Андрусовского перемирия с Речью Посполитой в 1667 г. и заключение «Вечного мира» с ней же в 1686 г. За Россией осталась левобережная Украина с Киевом. Россия вошла в европейскую Священную лигу против Турции.

Однако задача выхода к Балтийскому морю в XVII в. не была решена.

Восточное направление в XVII в. не было главным. Tем не менее и здесь были сделаны серьезные внешнеполитические шаги. Россия укрепила южные рубежи. Это значительно снизило угрозу, исходящую из Крыма. Границы русского государства постепенно приближались к Черному морю.

В этом регионе господствовала Турция. В 1670-е гг. заметно обострились русско-турецкие отношения. Совместна борьба России и Украины против Турции повысила авторитет России среди балканских славян. В XVII в. появляются первые проекты их выходы из состава Османской империи.

В XVII в. продолжается освоение Сибири. В состав России входят приамурские народы. Начинается постепенное освоение дальневосточного региона. Здесь интересы России столкнулись с Цинской империей. В 1689 г. в Нерчинске был подписан договор, положивший начало русско-китайским дипломатическим отношения.

Обратите внимание

Внешнеполитическая деятельность русского правительства в XVII в. привела к расширению границ русского государства как на западе, так и на востоке.

Россия набирает силы для проведения активной внешней политики и стремится стать одной из ведущих европейских держав. Однако отсутствие выхода к морю является существенным препятствие на пути к этому.

Эта задача будет решена уже в первые два десятилетия XVIII в.

Присоединение Казанского и Астраханского ханства

В результате распада Золотой Орды образовались Казанское, Астраханское, Крымское ханства, постоянно угрожавшие русским землям.

Основными задачами внешней политики России во временна правления Ивана Грозного оставались: на западе – борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке – борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, на юге – защита страны от набегов крымского хана.

Астраханское и Казанское ханства держали в своих руках Волжский торговый путь. Это были районы плодородной земли, о которых давно мечтало русское дворянство.

Решение проблемы подчинения Казанского и Астраханского ханств было возможно двумя путями либо посадить в этих ханствах своих ставленников, либо завоевать их. После ряда неудачных дипломатических и военных попыток подчинить Казанское ханство в 1552 г.150-тысячное войско Ивана Грозного осадило Казань, которая представляла тогда первоклассную военную крепость.

Здесь, в 30 км от Казани, был возведён город Свияжск, ставший опорным пунктом в борьбе за Казань. Способ осады состоял в том, что русские вокруг города поставили деревянные туры (деревянные осадные башни) на колёсах и всё ближе и ближе приближались к стенам города.

Между тем крымский хан Девлет-Гирей хотел помочь Казани и напасть на Москву с юга, но был отбит от Тулы. Русские войска были измотаны длительной осадой. К осаждавшим войскам из Москвы привезли крест, в котором была вделана частичка Животворящего Древа.

Важно

Через проломы в стене русские войска ворвались в город. Хан Ядигир-Магмет был взят в плен. Впоследствии он крестился, получил имя Симеон Касаевич, стал владельцем Звенигорода и активным союзником царя.

Покорение Казанского ханства подчинило русской державе значительное пространство на восток до Вятки и Перми, а на юг – до Камы и открыло путь дальнейшему движению русских.

Целью Московского государства было подчинение своей власти всех остатков бывшей Золотой Орды. Следующим покорённым ханством стало Астраханское.

Астраханское ханство было в руках ногайских князей, к которым принадлежал и Ядигир-Магмет, последний хан казанский. Весной 1554 года в Астрахань было направлено русское войско под начальством князя Пронского-Шемякина и Вешнякова.

Они изгнали Ямгурчея и посадили там другого ногайского хана Дербыша, но уже в качестве московского подручника и оставивши при нём русское войско. Астрахань была непосредственно присоединена к Московскому государству, и туда были назначены московские наместники.

Это завоевание передало московской державе огромные степи Поволжья, и вся Волга от истока до устья вошла во владение Москвы.

В 1557 г. Чувашия и большая часть Башкирии добровольно вошли в состав России. Зависимость от России признала Ногайская Орда. Расширялись связи России с народами Северного Кавказа и Средней Азии.

Присоединение Казни и Астрахани открыло возможность для продвижения в Сибирь. Богатые купцы-промышленники Строгановы получили от Ивана IV грамоты на владение землями по реке Тоболу.

Совет

На свои средства они сформировали отряд в 840 (по другим данным, 600) человек из вольных казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем.

В 1581 г. Ермак со своим войском проник на территорию Сибирского ханства, а спустя год разбил войска хана Кучума и взял его столицу Кашлык (Искер). Население присоединённых земель должно было платить оброк мехом – ясак.

Столбовский мир

Столбо́вский мир — мирный договор, подписанный 27 февраля 1617 года в Столбово (близ Тихвина) и положивший конец русско-шведской войне 1614—1617 годов.

Читайте также:  Наступление советский войск. освобождение польши

Мирный договор был заключён между Русским царством (царь Михаил Фёдорович) и Шведским королевством (король Густав II Адольф) при посредничестве английскогокороля Якова I.

Предварительные переговоры проводили с русской стороны князь Данило Мезецко́й, со шведской — Якоб Делагарди.

· Швеция вернула России Новгород, Порхов, Старую Руссу, Ладогу, Гдов и Сумерскую волость.

· Россия уступала Швеции Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Корелу — то есть весь выход к Балтийскому морю, кроме того, Россия должна была заплатить Швеции 20 тыс. рублей.

· Англия укрепила торговые позиции в России.

Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700—1721.

Андру́совское переми́рие

Андру́совское переми́рие — соглашение, заключённое в 1667 году между Россией и Речью Посполитой и завершившее активную фазу Русско-польской войны 1654—1667 за территории современной Украины и Белоруссии. Название произошло от деревни Андрусово (сейчас Смоленская область), в которой оно было подписано.

· Между Россией и Речью Посполитой устанавливалось перемирие сроком на 13,5 лет, в течение которых государства должны были подготовить условия «вечного мира».

· Речь Посполитая официально передавала России Смоленск, Черниговское воеводство, Стародубский повет, Северскую землю, а также признавала присоединение к России Левобережной Украины.

· Россия отказывалась от завоеваний в Литве.

· Правобережная Украина и Белоруссия оставались под контролем Речи Посполитой.

· Киев передавался России сроком на два года. Однако Россия сумела удержать его и закрепить за собой его принадлежность в договоре с Польшей в 1686 году после уплаты 146 тысяч рублей.

· Запорожская Сечь переходила под совместное русско-польское управление «на общую их службу от наступающих басурманских сил».

· Стороны обязывались оказать казакам помощь в случае нападения на украинские земли России и Речи Посполитой крымских татар.

· В специальных статьях договора регламентировался порядок возвращения пленных, церковного имущества и размежевания земель.

· Гарантировалось право свободной торговли между Россией и Речью Посполитой, а также дипломатическая неприкосновенность послов.

Ве́чный мир

Ве́чный мир (в польской историографии известен как Мир Гжимултовского, польск. pokój Grzymułtowskiego) — мирный договор о разделе Гетманщины, заключён междуРусским царством и Речью Посполитой в Москве 26 апреля (6 мая) 1686 года.

· Речь Посполитая признавала за Русским царством Левобережную Украину, Киев, Запорожье, Смоленск и Чернигово-Северскую землю с Черниговом и Стародубом.

· Русское царство присоединялось к странам, ведущим войну против Турции.

· Речь Посполитая получала 146 тысяч рублей компенсации за отказ от Киева.

· Речи Посполитой передавались некоторые приграничные территории, районы Невеля, Себежа, Велижа и Посожья.

· Северная Киевщина, Волынь и Галичина оставались в составе Речи Посполитой.

· Южная Киевщина и Брацлавщина от городка Стайок до реки Тясмин с городами Ржищев, Трахтемиров, Канев, Черкассы, Чигирин и другие, то есть земли, сильно опустошённые за годы войны, должна была стать нейтральной территорией между Русским царством и Речью Посполитой.

· Речь Посполитая обязалась предоставить православным свободу вероисповедания, а российское правительство обещало их защищать.

Русское царство аннулировало предварительные договоры с Османской империей и Крымским ханством и вступило в антитурецкую Священную лигу, а также обязывалось организовать военный поход против Крымского ханства (крымские походы в 1687 и 1689 годах).

Хотя условия Вечного мира вступали в силу сразу после подписания договора, Сейм Речи Посполитой ратифицировал его только в 1764 году.

Источник: https://studopedya.ru/2-34969.html

Астраханское ханство. Введение

 

Российская академия наук

Институт востоковедения

И.В.ЗАЙЦЕВ

2-е издание, исправленное

Москва

Издательская фирма «Восточная литература» РАН

2006

УДК 94(47)

ББК 63.3(2)45

З-17

Ответственный редактор Д.Д.ВАСИЛЬЕВ

Редактор издательства Л.С.ЕФИМОВА

Зайцев И.В.

З-17

17 Астраханское ханство / И.В.Зайцев; Ин‑т востоковедения РАН. — 2‑е изд., испр. — М. : Вост. лит., 2006. — 303 с. — ISBN 5-02-018538-8 (в пер.).

В книге впервые в мировой науке проведено монографическое исследование истории Астраханского ханства (1502-1556) — одного из государств, образовавшихся вследствие распада Золотой Орды.

В результате всестороннего анализа русских, восточных (арабских, тюркских, персидских) и западных источников обоснована дата образования ханства, предложена хронология правления астраханских ханов.

Особое внимание уделено истории взаимоотношений Астраханского ханства с Московским государством и Османской империей, рассказано о культуре ханства, экономике и социальном строе. В Приложении помещены таблицы, содержащие перечень астраханских ханов и московско-астраханских дипломатических контактов.

ББК 63.3(2)45

© Зайцев И.В., 2004
© Зайцев И.В., с изменениями, 2006

© Оформление. Издательская фирма «Восточная литература», 2006

ISBN 5-02-018538-8

Моим родителям — Зое Александровне и Владимиру Сергеевичу Зайцевым

Wir kamen unversehrt an Astrachan, das schőne

Das, alsobald es uns mit treflichem Getőne

Vor seinen Mauren hőrt', aus Haus und Toren life

Und Űberlaut “Glűck zu” in unsre Salven rief.

Paul Fleming (1638, September 6)

«Есть и хорошее, есть и так себе, больше плохого

Здесь ты прочтешь: ведь иных книг не бывает, Авит».

Марциал. Эпиграммы

ВВЕДЕНИЕ

Астраханское ханство — одно из государств, возникших в результате распада мощной империи средневековья, улуса Джучи (Золотой Орды, как называли эту державу русские летописцы)[1].

Просуществовавшее более полувека в низовьях Волги, Астраханское «царство» имело много общего с государственными образованиями, отколовшимися от Золотой Орды (Казанское, Крымское, Сибирское ханства, Ногайская Орда).

Общими были традиции государственного устройства и управления, религия и культура; близки были эти государства в этническом и языковом отношении. В Казанском, Крымском и Астраханском ханствах правили представители одного рода — Джучидов, потомков сына Чингиз-хана — Джучи.

Обратите внимание

Однако каждое из этих государств обладало специфическими чертами. Это касалось особенностей хозяйственного уклада, образа жизни, состава населения.

Историк, «интересующийся историей Астраханского ханства, находится в более трудных условиях, чем историки, изучающие остальные татарские государства, образовавшиеся после распада Золотой Орды» [Сафаргалиев 1996: 28].

Чрезвычайная скудость источников по истории Астрахани приводила даже к тому, что у некоторых историков (впрочем, непрофессионалов) появлялись «основания сомневаться, что здесь (в низовьях Волги. — ИЗ.) когда-либо существовало Астраханское царство».

По их мнению, «там, где буржуазные историки видели и описывали централизованное Астраханское царство, в действительности существовал ряд независимых свободных торгово-промышленных городов, наподобие так называемых ганзейских городов Западной Европы», а под словом Астрахань «разумелся не исключительно один город, а все торговые города в царстве Батыя, населенные не данниками, а торговым классом, народом вольным и свободным» [Черкасов: 13]; (см. также [Зыков 1924: 86]). К такому выводу в XIX в. пришел И.Черкасов в своем труде «Исторический взгляд на древнее состояние Астраханского края», а в 20-х годах XX в. эту точку зрения поддержал Ф.П.Зыков [Зыков 1924]. Название же «Астраханское царство» в русских средневековых источниках, по мнению Ф.П.Зыкова, — не более чем выдумка летописцев: «Царя и „его” царства они хотели у себя, царей и „их” царства они показывали своему народу и в других странах, хотя в действительности в этих странах было нечто совсем иное» [Зыков 1924: 91]. Астраханское «царство… представляется как бы мифом, — царством не существовавшим», — писал И.Черкасов [Черкасов: 8].

В отечественной и зарубежной историографии работы, посвященные истории Астраханского ханства, почти полностью отсутствуют[2].

Можно назвать лишь несколько кратких очерков астраханской истории |Рычков 1767: 163-166; Перетятькович 1877:217-230; Карнович 1896: 1-18; Вереин 1958, и др.], а также статью М.Г.Сафаргалиева, написанную около полувека назад. Из этих работ только статья М.Г.

Сафаргалиева касалась истории Астрахани до ее завоевания, прочие же почти полностью были посвящены изложению событий 1550-х годов. Тому есть несколько причин.

Во-первых, изучение истории Золотой Орды и постзолотоордынских государственных образований было крайне непопулярно по идеологическим соображениям. События военных лет, постановление ЦК ВКП(б) 1944 г. об идеологической работе в татарской партийной организации, чувство ложно понятого патриотизма — все это мешало объективному освещению темы в советское время.

Во-вторых, крайняя скудость источников делала исследование истории Астрахани занятием очень нелегким. Ведь даже сам город, давший название государству и бывший его столицей, не существовал по меньшей мере с конца XVI в.

В-третьих, Астраханское ханство по сравнению с Казанью и Крымом «выглядело» гораздо менее эффектно и выразительно. Казалось бы, ни одного яркого события, ни одной интересной фигуры, ни одного литературного произведения…

«Золотая Орда далеко еще не изучена ни со стороны истории, ни со стороны особенностей культуры; не вполне определены основы последней, недостаточно выяснена сфера распространения.

Для историка важно было бы узнать не только обстоятельства возникновения золотоордынской культуры, ее развития до кульминационного предела падения, но и то, какие именно остатки Золотой Орды представлены теперь в татарском населении Астрахани», — писал в 1930 г.

Важно

о задачах изучения золотоордынской Астрахани отечественный тюрколог Н.Пальмов [Пальмов 1930: 145]. Не так давно современные исследователи истории и культуры тюркских народов Р.Г.Кузеев и Ш.Ф.Мухамедьяров, по сути, повторили его слова.

Отметив важность междисциплинарного подхода для изучения истории степной полосы Евразии, привлечения «обогащенного в последние годы корпуса источников», авторы подчеркнули, что «особого внимания требуют этноисторические процессы в регионе во второй половине XIV — первой половине XV в. …

В этой же связи в пристальном изучении нуждаются политические и этнокультурные процессы, связанные с ролью во всем этом огромном регионе Казанского ханства, Ногайской Орды, Сибирского и Астраханского ханств…» [Кузеев, Мухамедьяров 1990: 52].

Я видел свою задачу прежде всего в том, чтобы на основе комплексного анализа источников попытаться воссоздать политическую историю Астрахани в первой половине XVI в.

Острая необходимость в подобном исследовании ощущается уже давно. Данная работа является по существу первым опытом написания истории Астраханского ханства.

Именно поэтому она не будет свободна от ошибок и неточностей, построений, которые, возможно, в будущем будут подвергнуты изменению.

Остается надеяться, что находки новых источников по истории джучидских государств существенно дополнят наши знания по истории Нижнего Поволжья в XV-XVI вв.

Приношу свою искреннюю благодарность Д.Д.Васильеву, С.Ф.Орешковой, сотрудникам сектора архивных публикаций Отдела истории Востока ИВ РАН В.И.Шеремету, А.Ш.Кадырбаеву, Н.К.Чарыевой, а также Ю.А.Аверьянову, В.О.Бобровникову, С.Р.Изидиновой, А.Х.

Курмансеитовой, покойному Ш.Ф.Мухамедьярову (ИРИ РАН), Марии Иванич (Университет г. Сегеда, Венгрия), которые своими советами и замечаниями помогли автору в работе над книгой, а также М.В.Кравец (Университет Торонто, Канада) и М.

Стаховскому (Ягеллонский университет, Краков, Польша).

Считаю своим приятным долгом выразить глубокую признательность В.В.Трепавлову (ИРИ РАН), без помощи и участия которого написание этой книги в ее настоящем виде было бы просто невозможным.

Книга завершена в августе 2001 г. В течение 2002 и 2003 гг., а также для второго издания в текст были внесены лишь весьма незначительные добавления уточняющего характера (в основном добавлены ссылки на некоторую новую литературу).

[1] О сложении и ранней истории улуса Джучи см. [Хафизов 1997].

[2] Книга Джиханшаха б. Абд ал-Джаббара ал-Нижгарути ал-Хаджитархани «История Астрахани», к сожалению, не касается ханского периода в истории города [Хаджи-тархани 1907; см. также: Frank 2001]. Вероятно, на эту же книгу ссылается в своей работе и Р.А.

Совет

Шайхиев, однако называет автором Г.Дмиганша, а годом издания указывает 1907-й [Шайхиев 1985: 190]. Недоступной мне оказалась небольшая книжица под названием «Достопримечательности г. Астрахани и его ближайших окрестностей» (Астрахань, 1872) — см.

[Каталог 1891: 130, № 1915].

Источник: https://damir-sh.livejournal.com/19518.html

Как Иван Грозный ликвидировал Астраханское ханство

460 лет назад, 2 июля 1556 года, царь Иван Грозный присоединил Астрахань к Русскому государству и ликвидировал Астраханское ханство. Астрахань и все ханство были присоединены к Русскому государству без всякого мирного или иного договора. В результате не была сохранена даже минимальная астраханская автономия. Посажен русский воевода, введена русская администрация.

Вся Волга стала русской, Русское государство напрямую получило выход к Каспийскому морю и к границам Кавказа. Быстрая и относительно бескровная (по сравнению с Казанским ханством) ликвидация Астраханского ханства привела к ускорению темпов движения Русского государства на юг и восток.

Вскоре свою зависимость от Москвы признала Ногайская Орда, чья территория располагалась в междуречье р. Булака и Яика (Урала), за ней последовала Башкирия, расположенная севернее Ногайской Орды, в бассейнах рек Белой и Уфы. Таким образом, граница России на востоке стала проходить по р. Уралу, а на юге (юго-востоке) — по р. Тереку.

Тем самым был поставлен вопрос, во-первых, о присоединении Зауралья, а во-вторых, о продвижении за Терек и Кубань, т.е. на Северный Кавказ. Присоединение к России Казани и Астрахани ликвидировало угрозу для Русского государства с востока и уменьшило опасность с юга, где ещё оставалась «заноза» Крымского ханства.


Из истории Астраханского ханстваАстраханское ханство обособилось в конце 1459 – начале 1460 гг., незадолго до окончательного падения Золотой Орды, как самостоятельный удел брата хана Орды – Махмуда (1460— 1470-е годы). После окончательного развала Золотой Орды в 1480 г. и убийства последнего ее хана – Ахмата в 1481 г.

Читайте также:  Советская внешняя политика перед вов

, Астраханское ханство превратилось в самостоятельное государственное образование. Полную самостоятельность Астраханское ханство получило в начале XVI века, после окончательного разгрома крымскими татарами Большой Орды (1502 год).Астраханское ханство было самым небольшим обломком Золотой Орды. Территория ханства на западе простиралась до р. Кубани и нижнего течения р.

Дон, на востоке доходила до р. Бузан, гранича с Ногайской Ордой, на юге — до р. Терек, а на севере не достигала немного широты Переволоки — самого узкого места между Волгой и Доном. Его население, сосредоточенное в основном в Дельте Волги, составляло примерно 15-20 тысяч человек. Поэтому хан мог выставить не более 1,5-3 тыс. воинов.

В результате Астрахань старалась не вмешиваться в крупные конфликты, и была зависима от более сильных соседей — Ногайской Орды и Крымского ханства, к которым астраханским ханам приходилось обращаться за помощью. Астраханские татары, как вспомогательный контингент, не раз участвовали в походах Крымской и других татарских орд на русские земли.

Столицей ханства была Астрахань, давшая стране свое имя. Городище в дельте Волги существовало уже в IX— X вв. во времена Хазарского каганата и неоднократно переносилось, все время подходя ближе к Каспию. Вначале это был г. Атель, или Итиль, 70 км выше современной Астрахани, на Ахтубе.

Обратите внимание

В эпоху Золотой Орды город был перенесен ниже по течению Волги на 60—65 км и стал известен под именем Аши-Тархан, Ас-тархан, Хаджи-тархан, а в русских летописях как Асторокань. Название Ас-тархан город получил по всей вероятности от того, что в этих краях жили асы – потомки сарматских племен, получившие от Бату-хана грамоту (тархан).

Именно асы, получившие тарханную грамоту и дали название городу. Уже после захвата Асторокани русскими войсками при Иване Грозном, город перенесли ещё ниже по течению Волги на 12—13 км, при впадении в Волгу р. Кутума, на «остров» Саин, или Саинчий бугор (Заячий бугор).

Выгодное местоположение и отсутствие конкуренции способствовало выстраиванию торговых связей Астрахани с Хорезмом, Бухарой, Казанью и Москвой. Астрахань была часть Великого Волжского пути. На невольничий рынок в Астрахани привозились рабы из Крыма, Казани, Большой Орды, Ногайской Орды.

При Иване III из Москвы по рекам Москве, Оке и Волге ежегодно отправлялись в Астрахань корабли за солью. Простое население занималось кочевым скотоводством.Астраханское ханство находилось в военной зависимости от Ногайской Орды и Крымского ханства.

Крым, претендующий на роль наследника Золотой Орды и её земель, старался подчинить Астрахань династическим путем – утверждения на престоле крымских ставленников представителей Крымской династии Гиреев. Это вызвало противодействие Ногайской Орды, также заинтересованной во внедрении в Астрахани своих ставленников. Чтобы сохранить относительную независимость и противодействовать сильным соседям Астрахань начала сближение с «далекой» Москвой, которая казалась совершенно безопасной, а для Крыма и ногайцев могла послужить противовесом. Поэтому в 1533 г. Астраханское ханство заключило с Русским государством торгово-политический договор о союзе и взаимопомощи. В Астрахани образовалась при дворе т. н. «русская партия», активно поддерживаемая Москвой и служащая проводником московского влияния.

Завоевание Астрахани

В середине 1540-х годов в восточной политике Русского государство произошёл коренной перелом. Москва стала переходить от обороны к наступлению, отвечая на набеги и походы степняков ответными ударами и совершая превентивные экспедиции с целью ликвидации разбойничьих гнёзд.

Так, Москва от попыток выстроить взаимовыгодные отношения с Казанью, установить там власть прорусского хана и «партии», перешла к стратегии силового подчинения Казанского царства, чтобы раз и навсегда прекратить разбойничьи вторжения на востоке. В ходе военных действий 1547-1552 гг. в результате нескольких казанских походов Казань взяли и сделали русской.

По соседству с Казанским ханством, в низовьях Волги располагалось ещё одно татарское государство – Астраханское ханство. После строительства крепости Свияжск и вынужденного согласия казанского руководства принять вассальную зависимость от Москвы, астраханский хан Ямгурчи (Ямгурчей, Емгурчей) – правил в 1546-1547, 1550-1554), бил челом Иоанну Грозному и изъявил желание служить ему.

Важно

Но в 1554 году астраханский хан нарушил договор с Москвой, ограбил русское посольство и напал на ногайские кочевья, которые придерживались руки русского царя. Ногайские мурзы обратились за помощью к Ивану Грозному и предложили возвести на астраханский престол жившего в Русском государстве в Звенигороде царевича Дервиш-Али.

Тот уже занимал астраханский стол при помощи ногайцев в 1537-1539 гг. В 1552-1554 гг. жил в России, владел Звенигородом. Ногайцы рассматривали Дервиш-Али как преданного им человека, и поэтому не отказывались от мысли вернуть его в Астрахань.

В Москве же покорение Астраханского ханства рассматривали со стратегической точки зрения контроля над всем бассейном Волги и получения прямого выхода в Каспийское море. Весной 1554 года Боярская дума приняла решение предпринять карательный поход против астраханского хана Ямгурчи, который нарушил мирный договор с Москвой, ограбил русское посольство и напал на ногайские улусы.

«И царь великий посла Дербыш царя на Асторохань, а с ним послал воевод своих князя Юрья Ивановича Пронского-Шемякина с товарищи, а велел ему итти на три полка: в большом полку князь Юрья Иванович Пронской да Михайло Петрович Головин, а в передовом полку постельничей Игнатей Михайлович Вишняков да Ширяй Кобяков, в сторожевом полку Стефан Григорьев сын Сидоров да князь Андрей Булгак-Борятинской, а с ними дворяне царского двора и дети боярские из розных городов выбором, да стрельцов и казаков. Да со князем Юрьем же велел быти с вятчины князь Александру Ивановичу Вяземскому. А велел государь князю Юрью с товарищи итти, как лед вскороется».Весной 1554 г., едва сошел лед на Волге, в поход на Астрахань выступило 30-тс. войско под началом князя Юрия Ивановича Шемякина Пронского. 29 июня 1554 г. русские войска, придя на Переволоку, между Доном и Волгой, выслали вперед передовой отряд под командованием князя Александра Святыни Вяземского и Даниила Чулкова, «а сними детей боярьскых и атаманов с казаки, азстороханьскых людей поискать и языков подобыть», то есть в дальнюю разведку. Около Чёрного острова Передовой полк Вяземского и Чулкова столкнулся с астраханским отрядом под началом Сакмака, который шёл вверх по Волге со схожей целью, «проведывати про рать царя». Русские воины наголову разгромили астраханский отряд, не смог уйти не один человек. Самого Сакмака и многих других взяли «языками». Захваченные в бою у Чёрного острова пленники были отведены к командующему и в расспросе рассказали, что «их послал Емгурчей-царь про рать Московскую проведати, а сам Емгурчей-царь строит ниже города Азсторохани пять верст, а в городе, сказали, люди немногие, а все люди сидят по островам». Получив важные сведения о расположении противника, Передовой полк, усиленный отрядами князей Давида Гундорова, Тимофея Кропоткина и Григория Желобова, выступил на астраханского хана, а остальные русские войска поспешили к оставленной без защиты Астрахани.

2 июля 1554 г. русские войска подошли к Хаджи-Тархану. Русские отряды высадились выше и ниже крепости и взяли её в плотное кольцо. «И азстороханцы из города побежали… город взяли, и людей пеших поугоняли и многих побили, а иных живых поимали». Также успешно действовали войска, которые были направлены для атаки лагеря астраханского хана, находившегося на острове в одном из рукавов дельты Волги. Астраханские войска не оказали сопротивления русским. Астраханский хан убежал, проведав, что русские идут на него. Русские настигли и захватили ханский гарем, ханских детей, запасы оружия, но Ямгурчи смог ускользнуть. Погоня искала хана на пути в Тюмень, а он бежал в Азов, под защиту османского султана.

Новым ханом в третий раз стал Дервиш-Али. Его власть признала знать и местное население. Дервиш-Али выполнил главное требование русского царя: освободил из неволи всех находившихся в его стране русских пленников. Он также обязался ежегодно выплачивать Москве дань в 40 тыс. алтын (1200 рублей серебром) и 3 тыс. волжских рыб («осетров в сажень»). Русские получили право вести рыбную ловлю от Казани до Астрахани — по всей Волге — беспошлинно и без явки (т. е. не извещая об этом и не спрашивая разрешения астраханских властей). Через месяц русские войска ушли из Астрахани, оставив в городе отряд под началом воеводы Петра Тургенева. Весной 1555 г. хан Ямгурчи, заручившись поддержкой Крымского ханства и Турции, попытался вернуть престол и дважды атаковал Астрахань. В его войске были не только астраханские и ногайские воины, но и турецкие янычары. В апреле 1555 г. русские войска отбили первый штурм и обратили противника в бегство. В погоню за противником ходил сын Дервиш-Али, который и сообщил в Москву о нападении. После этого произошёл неожиданный поворот. Дервиш-Али смог переманить на свою сторону находившихся в войне противника ногайских мурз. В благодарность за помощь в борьбе с Ямгурчи Дервиш-Али позволил ногайцам переправиться через Волгу, где они начали боевые действия против союзника русского царя – ногайского бия (князя) Измаила. На помощь Ивану Тургеневу из Москвы был направлен отряд стрелецкого головы Григория Кафтырева и казачьего атамана Федора Павлова. Однако астраханского воеводу Тургенева они встретили на Волге, по пути в Москву. Он сообщил о том, что Дервиш-Али перешёл на сторону давних врагов России – Крымского ханства и Османской империи. Кафтырев повёл войска в Астрахань. Город был брошен жителями. Русский воевода смог передать Дервиш-Али, что можно восстановить мир с Москвой и Астраханью. Астраханцы вернулись в город. Но в марте 1556 года ногайский князь Измаил известил Москву, что дервиш-Али окончательно изменил русскому царю: «А приказывал Исмаил-князь и все мырзы царю великому князю бити челом и жаловатца на Дербыша-царя, что он царю и великому князю не примит и им поделал нужи великие, чтобы их государь от Дербыша оборонил и учинил бы своих людей на Асторохани так же, как и в Казани». Действительно, подстрекаемый новыми ногайскими союзниками и «прокрымской партией», Дервиш-Али атаковал стоявший в Астрахани русский отряд Мансурова и вынудил его отступить из ханства. Опасаясь кары со стороны московского царя, Дервиш-Али попросил помощи у крымского хана Девлет-Гиря, тот прислал в Астрахань небольшой отряд (700 татар и 300 янычар), который составил гвардию астраханского хана. Тем временем был организован новый поход на Астрахань. Русские войска возглавил Иван Черемисинов. В русское войско вошли стрелецкие приказы Ивана Черемисинова и Тимофея Тетерина, вятская рать воеводы Писемского и отряды казаков Михаила Колупаева и волжского атамана Ляпуна Филимонова. В целом во второй поход отправили уже всего около 3 тыс. воинов, что говорит о чисто карательном характере похода и о военной слабости Астраханского ханства. Отряды отправлялись весной 1556 г. каждый из мест своей дислокации, независимо друг от друга с тем, чтобы затем соединиться под Астраханью: 1) стрельцы — шли (плыли) из Москвы; вятские ополченцы — с Хлынова (р. Вятка); казаки — на конях с Дона через Переволоку до Волги, а далее на баржах до Астрахани.Казачий отряд Филимонова первым внезапно подошел к городу. Ханские воины даже не успели затвориться в крепости. Казаки разбили астраханское войско и ворвались в Астрахань. Подоспевшие стрельцы и донские казаки закрепили успех. После нескольких стычек, Дервиш-Али бежал в Азов, рассчитывая собрать новый отряд и отбить город, когда русские уведут основные силы. Ногайцы, служившие астраханскому хану, предали его, договорились с князем Измаилом и чтобы повиниться перед русскими воеводами, атаковали Дервиш-Али. С остатками своего войска последний астраханский хан бежал в Азов.

Читайте также:  Убийство кирова. ответственность сталина

Итоги

После этой победы Астраханское ханство было ликвидировано. Москва уже не доверила трон «дружественному» хану. Земли в низовьях Волги вошли в состав Русского государства. Весь Волжский путь стал русским. Россия вышла к Каспию. После покорения Астрахани русское влияние распространилось до Кавказа.

В 1559 году князья Пятигорские и Черкасские просили Ивана Грозного прислать им отряд для защиты против набегов крымских татар и священников для поддержания веры. Вскоре в состав Русского государства вошла Ногайская орда и Башкирия. Титул астраханского царя с 1557 года стали носить русские цари. Для управления Астраханью назначались воеводы.

Жители Астрахани присягнули на верность Русскому государству, которое гарантировало спокойное кочевье и выгодную торговлю. Вскоре в Астрахань стали прибывать посланники из Ургенча, Шемахи, Дербента с целью установления дружбы, мира и торговли.

Таким образом, задача овладения Волжским путем от Казани до Астрахани была успешно решена и явилась крупным внешнеполитическим успехом Русского государства. Москва прекрасно осознавала роль и значение Астрахани как главного транзитного пункта в торговле с Восточными государствами.В истории Астрахани начинается новый этап в истории.

Совет

Город стал важным торговым и пограничным центром России. Чтобы удержать город под своей властью – ни Крым, ни Турция не оставляли надежды захватить город, начался поиск места, для строительства укрепленной крепости, способной сдержать натиск неприятеля. Такое место было найдено на острове Саин (Шабан-бугре), русские назвали его Заячьим.

Первый астраханский воевода Черемисинов просит разрешения на выбранном месте начать строительство города-крепости и посылает царю чертежи «как городу быть». Проект был одобрен и из центральной России пошли суда и обозы с людьми, продовольствием, боеприпасами, различными товарами. Первая крепость была деревянной и укреплялась земляными валами.

В 1558 году прибыл новый воевода Иван Григорьевич Выродков, прославившийся в «казанском деле» (взрыв стен Казанского кремля). В Астрахани он приступил к строительству мощных оборонительных укреплений, способных защитить границы государства и обеспечить безопасность жителей. Таким образом, Астрахань стала сильной русской крепостью на южных рубежах.

Последующие попытки крымско-турецких войск взять Астрахань не привели к успеху. В дальнейшем Астрахань ещё больше укрепили. В 80-е годы XVI в. строится каменный Астраханский кремль, построенный на месте деревянно-земляных сооружений. Он был построен «по образцу Московского Кремля».

Этот кремль явился примером русского оборонного зодчества и встал в один ряд с сильнейшими крепостями средневековой Руси.

Постепенно Астрахань стала крупнейшим центром торговли с восточными странами. Крупную торговлю вели хивинские купцы. С XVII в. в Астрахани появляются гостиные дворы персов, армян, индийцев, учреждаются торговые компании.

В этом же столетии Астраханский край интенсивно заселяется. Долгие годы после присоединения Астраханского ханства к России Астрахань была единственным крупным населенным пунктом от Казани до Каспийского моря. И только в конце 20-х годов XVII века в Астраханском крае появляются первые городки-крепости. В 1627 г. строится небольшая крепость Черный Яр, расположенный в 250 верстах севернее Астрахани, в 1665-1667 гг. для защиты Астрахани и охраны рыбных промыслов с востока строится крепость Красный Яр.

Источник: https://topwar.ru/97533-kak-ivan-groznyy-likvidiroval-astrahanskoe-hanstvo.html

Ислам в татарских ханствах

Татарские государства XV-XVI вв. Большая и Ногайская Орды, Крымское, Казанское, Касимовское, Астраханское, Тюменское (позже Сибирское) ханства были преемниками Золотой Орды и ее наследниками. И в самих татарских государствах существовало отчетливое понимание их принадлежности к мусульманскому миру.

Так, в послании хана Ибрагима — правителя Тюменского ханства, присланном московскому великому князю Ивану III Васильевичу в 1489 г. из Ногайской Орды, сказано: «Яз — бесерменский государь, а ты — християнской государь». О том же писал и князь Юсуф, правитель Ногайской Орды, в своем послании от 1551 г., адресованном Ивану IV: «…

мы мусульманы, а ты християнин».

В ханствах имелась разветвленная система религиозных учреждений и большое сословие мусульманского духовенства во главе с верховным сеидом, потомком Пророка Мухаммада. Так, только на Крымском острове находилась 21 тысяча соборных и квартальных мечетей. Духовенство играло активную роль в государственных делах ханств.

Обратите внимание

Прежде всего, сеи¬ды участвовали в решении вопроса о претенденте на ханский трон. В некоторых случаях активное участие сеидов в делах, связанных с троном, заканчивалась для них весьма плачевно. Так, двое верховных сеидов Казанского ханства были казне¬ны за поддержку одного из претендентов на ханский престол (в 1524 г. — Бораш сеид, в 1551 г.

— Кул-Мухаммед сеид).

Мусульманское духовенство ханства участвовало и в военных операциях. Так, в 1491 г. сеид Бураш отмечен в составе войск казанского хана, пришедшего на помощь крымскому хану Менгли-Гирею во время его борьбы против Большой Орды совместно с русскими войсками. Не исключено, что в ханстве существовало особое воинское подразделение, подчиненное одному из сеидов, возможно, верховному сеиду.

Можно полагать, что в этих подразделениях служили дервиши и суфии.

Дипломатическая деятельность, а также участие в государственных делах требовали от мусульманского духовенства достаточного уровня грамотности, а от дипломатов — глубоких знаний во многих областях. Не случайно последний верховный сеид Казанского ханства Кул-Шариф хорошо разбирался в астрономии, истории, военных и государственных делах, к тому же был блестящим писателем и поэтом.

Такая образованность во многом приобреталась в местных медресе. К середине XVI в. в Казани только в Кремле было не менее 5 мечетей, при которых существовали учебные заведения. На мусульманском духовенстве лежала важная культурная мис¬сия — именно оно занималось вопросами народного просвещения в татарских ханствах, так как эти государства не знали иных школ, кроме религиозных.

Авторитет мусульманского духовенства в татарских ханствах был весьма высоким, ему оказывались большие почести. В 1524 г. путешественник С. Герберштейн писал, что «недалеко от казанской крепости…

встретили князя этого царства с пышностью и почестями, ибо в этой свите был и сеид…

Он пользуется у них такой властью и почетом, что при его приближении даже цари выходят ему навстречу, стоя предлагают ему руку — а он сидит на лошади».

В татарских ханствах был широко распространен суфизм, имевший среднеазитские корни. Суфии в этих государствах, в основном, были последователями известного туркестанского учителя Ахмада Ясави, позднее — тариката Накшбандийа.

Важно

Заметное место занимали суфии в религиозной и социально-политической жизни татарских ханств. Об этом говорит хотя бы тот факт, что ханские ярлыки обращаются к шейхам и суфиям наряду с должностными лицами и правящими сословиями ханств.

Приверженцами суфийского учения были и представители ханской династии.

Например, один из султанов Крымского ханства Хаджи-Гирей был отшельником и жил уединенно. Суфием был и крымский хан Салим-Гирей, занимавший престол четырежды. Хан Мухаммад-Гирей был знатоком суфийской поэзии.

Недалеко от Бахчисарая им было построено мавляви-хане (обитель братства). После лишения ханского титула Мухаммад-Гирей IV бежал в Дагестан, где сделался простым дервишем. Суфийские братства функционировали во всех городах Крыма.

Наибольшее число их представителей отмечалось в Бахчисарае, Кафе и в Карасубазаре.

Одну из самых примечательных сторон общественной жизни татарских ханств составляла веротерпимость, которая находилась в тесной связи с торговым характером городского населения, с традициями Волжской Булгарии и Золотой Орды. В Казани, например, находился христианский храм.

К язычникам-инородцам мусульмане также относились с терпимостью и практически не было попыток насильственного обращения их в мусульманство: муллы и суфийские шейхи ходили по деревням и своими проповедями обращались к язычникам.

Знаком того, что в Казанском ханстве во взаимоотношениях между представителями различных конфессий не было насилия, свидетельствует тот факт, что, имам во время молитвы (хутба) в мечетях Казанского края стоял, опираясь на посох странника, а не на меч воина, как это было принято в некоторых государствах Центральной Азии, где обращение жителей в мусульманство шло и через войны.

Ислам в мусульманских государствах Поволжья, Приуралья и Сибири имел и свои особенности, связанные со многими факторами: от временем и характером распространения ислама, обычаями и обрядами живущих в этих государствах народов и др. Так, в Сибирском ханстве распространение ислама и его проникновение в общественную жизнь происходило постепенно под влиянием различных факторов.

Совет

Этот процесс начался еще со времен Волжской Булгарии, когда булгарские купцы и религиозные деятели из Сибири способствовали распространению ислама, и усилил в Золотой Орде в период правления хана Узбека. Завершение процесса исламизации относится уже к периоду правления хана Кучума, который для укрепления роли ислама пригласил богословов из Средней Азии.

Но при этом некоторые татарские роды, расположенные вдали от ханской столицы, остались при сво¬ей старой вере. Кроме того, после 1394–1395 гг. с юга в Западную Сибирь пришли новые группы тюрков, не исповедующих ислам.

Поэтому в этом регионе традиционные доисламские верования, особенно тенгрианство, отражающее космогонические представления тюркских народов и олицетворяющее солнце и небо, сохранили свое заметное влияние.

Массовая исламизация Ногайской Орды началась еще с Золотой Орды с официальным введением мусульманства ханом Узбеком в 1312 г. Ислам бытовал, в основном, в форме суфизма, подходившего преимущественно к кочевому образу жизни большинства ногайского населения. Мечети у ногайцев были двух видов: стационарные крытые и открытые.

Стационарные мечети возводились в основном на местах зимовий или в оседлых аулах. Кочевые ногайцы зимой молились в специально отведенной юрте, а в теплое время года устраивали в степи своеобразную открытую мечеть: расчищалась площадка, способная вместить верующих общины, на которой и совершалась совместная молитва.

В качестве одной из характерных черт ногайцев времен Ногайской Орды называют их трепетное отношение к могилам почитаемых людей, в основном правителей. Это были целые архитектурные сооружения, возведенные над местом погребения знатного или «святого» человека.

«Святые» места были отмечены шестом с развевающимися на нем разноцветными лоскутами.

Крымский улус Золотой Орды уже в XIV в. становится значительным мусульманским центром. К началу 1440-х годов в Крыму утвердился Хаджи-Гирей — основатель самостоятельного ханства. От него сохранился ярлык за 1459 г.

, где содержится упоминание о целой группе мусульманского духовенства: мударисы, мухтасибы, сейиды, муфти, суфии и др. О главе мусульманского духовенства ханства высказывались различные мнения.

Некоторые историки считают, что им был «муфтий, избираемый из среды местного мусульманского духовенства», некоторые ученые утверждают, что в Крыму «в начале… был… особый сеид».

Обратите внимание

Верховный сеид в Крымском ханстве опирался на все духовное сословие, которое было достаточно многокомпонентным и интегрированным в государственный аппарат.

В составе духовенства, возглавляемого одним из сеидов, кроме других сеидов, имелись: шейхи во главе с «начальным шейхом», шейхзаде, кадии, муллы, хафизы, хаджи, суфии. В ярлыках хана Менгли-Гирея (1467 и 1468 гг.

) упоминаются еще муфтии, мударисы, мухтасибы. Муфтии фигурируют и в ярлыках ханов Мухаммад-Гирея и Саадат-Гирея.

В Крымском ханстве функционировал и такой институт духовенства, как кадии. В ханстве известны кади и кадиаскеры. Кадиаскера назначал турецкий султан и он наблюдал за правильностью использования мусульманских правовых норм.

Ханство было разделено на более мелкие правовые округа (очевидно, они соответствовали отдельным княжествам-бейликам) во главе с кадиями (их выборы контролировались князьями — карача-беями).

Кадиаскер должен был одобрить их назначение, и теоретически они работали под его руководством.

Участие мусульманского духовенства в государственных делах, включая и дипломатическую деятельность, связанную с составлением текстов договоров, требовало достаточно высокого уровня образования. Относительно мусульманских учебных заведений в Крыму сохранились данные периода завоевания Крымского ханства русскими (1783 г.) — тогда существовало 25 медресе и 35 мектебе.

Рафик Мухаметшин. “История ислама в России”

Источник: https://islam-today.ru/blogi/rafik-muhametsin/islam-v-tatarskih-hanstvah/

Ссылка на основную публикацию