Образование государства киевской руси в iх веке

Древнерусское государство Киевская Русь

Отрицание величия России есть страшное ограбление человечества.

Бердяев Николай Александрович

Зарождение древнерусского государства Киевская Русь является одной из самых больших тайн в истории. Конечно, существует официальная версия, дающая многие ответы, но у нее есть один недостаток – она напрочь отметает все, что было со славянами до 862 года.

Неужели все обстоит настолько плохо, как то пишут в западных книгах, когда славян сравнивают с полу дикими людьми, которые сами управлять не в состоянии и для этого были вынуждены обратиться к постороннему человеку, варягу, чтобы тот научил их уму разуму? Конечно, это преувеличение, поскольку такой народ не могут до этого времени дважды штурмом взять Византию, а ведь наши предки это сделали!

В данном материале мы будем придерживаться основной политики нашего сайта – изложение фактов, которые доподлинно известны. Так же на этих страницах мы укажем на основные моменты, которые историками обходятся под различными предлогами, но на наш взгляд они могут пролить свет на то, что происходило на наших землях в то далекое время.

Образование государства Киевская Русь

Современная история выдвигает две основные версии, согласно которым произошло образование государства Киевская Русь:

  1. норманнская. Данная теория опирается на довольно сомнительный исторический документ – «Повесть временных лет». Также сторонники норманнской версии говорят о различных записях у европейских ученых. Данная версия является базовой и принимается историей. Согласно ей древние племена восточных общин не могли управлять собой самостоятельно и призвали трех варяг — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.
  2. антинорманская (русская). Нормандская теория, несмотря на общепризнанность, выглядит довольно спорно. Ведь в ней нет ответа на даже простой вопрос, кто же такие варяги? Впервые антинорманские высказывания сформулировал великий ученый Михаил Ломоносов. Этот человек отличался тем, что активно отстаивал интересы своей Родины и во всеуслышание заявил, что история древнерусского государства написана немцами и не имеет под собой никакой логики. Немцы в данном случае это не нация, как таковая, а собирательный образ, которым называли всех иноземцев, которые говорили не по-русски. Их называли немыми, отсюда и немцы.

Фактически до конца 9 века в летописях не осталось ни одного упоминания о славянах. Это довольно странно, поскольку здесь жили довольно цивилизованные люди. Этот вопрос очень подробно разобран в материале, про гуннов, которые по многочисленным версиям были никем иными, как русскими.

Сейчас хочется отметить, что когда Рюрик пришел в древнерусское государство, там были города, корабли, своя культура, свой язык, свои традиции и обычаи. Да и города были достаточно хорошо укрепленными с военной точки зрения.

Как то слабо это связывается с общепринятой версией, что наши предки в то время с палкой-копалкой бегали.

Обратите внимание

Древнерусское государство Киевская Русь было образовано в 862 году, когда варяг Рюрик пришел управлять в Новгород. Интересный момент заключается в том, что свое правление страной сей князь осуществлял из Ладоги. В 864 г. сподвижники новгородского князя Аскольд и Дир отправились вниз по Днепру и обнаружили город Киев, в котором и стали править.

После смерти Рюрика опеку над его малолетним сыном взял Олег, который отправился в поход на Киев, убил Аскольда и Дира и овладел будущей столицей страны. Произошло это в 882 году. Поэтому образование Киевской Руси вполне можно отнести к этой дате.

В период правления Олега владения страны расширялась за счет завоевания новых городов, а также происходило укрепление международного могущества, в результате войн с внешними врагами, такими, как Византия. Между новгородским и киевскими князьями были добропорядочные отношения, и их незначительные стыки не приводили к крупным войнам.

Достоверных сведений на этот счет не сохранилось, но многие историки говорят, что эти люди были братьями и только кровные узы сдерживали кровопролитие.

Становление государственности

Киевская Россия была по-настоящему могущественным государством, уважаемым в других странах. Ее политическим центром был Киев. Это была столица, которая по своей красоте и богатству не имела себе равных. Неприступный город-крепость Киев на берегу Днепра долгое время был оплотом Руси.

Этот порядок был нарушен в результате первых раздробленностей, которые нанесли урон могуществу государства. Завершилось же все нашествием татаро-монгольских войск, которые буквально сравняли с землей «мать городов русских».

По сохранившимся записям современников того страшного события – Киев был разрушен до основания и утратил навсегда свою красоту, значимость и богатство. С тех пор статус первого города ему не принадлежала.

Интересным является выражение «мать городов русских», которое и по сей день активно применяется людьми из разных стран. Здесь мы сталкиваемся с очередной попыткой фальсификации истории, поскольку в тот момент, когда Олег захватил Киев, Русь уже существовала, и столицей ее был Новгород. Да и в сам стольный киев-град князья попали, спустившись по Днепру от Новгорода.

Междоусобные войны и причины распада древнерусского государства

Междоусобный войны это тот страшный кошмар, которые долгие десятилетия мучил русские земли. Причиной этих событий было отсутствие внятной системы престолонаследия.

В древнерусском государстве сложилась ситуация, когда после одного правителя оставалось огромное количество претендентов на трон – сыновья, братья, племянники и т.д. И каждый из них стремился реализовать свое право на управление Русью.

Это неминуемо приводило к войнам, когда верховная власть утверждалась оружием.

В борьбе за власть отдельные претенденты не чурались ни чем, даже братоубийством. Широко известна история о Святополке Окаянном, который убил своих братьев, за что и получил это прозвище. Несмотря на противоречия, царившие внутри Рюриковичей, Киевская Русь управлялась великим князем.

Важно

Во многом именно междоусобные войны привели древнерусское государство к состоянию близкому к краху. Случилось это в 1237 году, когда древнерусские земли впервые услышали о татаро-монголах.

Страшные беды принесли они нашим предкам, но внутренние проблемы, разобщенность и нежелание князей отстаивать интересы других земель привели к великой трагедии, и на долгие 2 века Русь попала в полную зависимость от Золотой Орды.

Все эти события привели ко вполне прогнозируемому итогу – древнерусские земли стали распадаться.

Датой начала этого процесса принято считать 1132 год, который ознаменовался смертью князя Мстислава, прозванного в народе Великим. Это привело к тому, что два города Полоцк и Новгород отказались признавать власть его приемника.

Все эти события привели распаду государства на мелкие уделы, которые управляли отдельные властители.

Оставалась, конечно, и главенствующая роль великого князя, но данный титул походил больше на корону, которую применял только сильнейший в результате очередных междоусобиц.

Ключевые события

Киевская Русь это первая форма российской государственности, которая имела немало великих страниц в своей истории. В качестве основных событий эпохи киевского возвышения можно выделить следующие:

  • 862 г. – приход варяга-Рюрика в Новгород на княжение
  • 882 г. – Вещий Олег захватил Киев
  • 907 г. – поход на Константинополь
  • 988 г. – Крещение Руси
  • 1097 г. – Любечский съезд князей
  • 1125-1132 гг. – княжение Мстислава Великого

Источник: https://istoriarusi.ru/kiev_rus.html

Образование Киевского государства

Возникновение государства у восточных славян было началом государственности, непосредственно связано с утверждением феодальных отношений. И Этот процесс был сложным и длительным. Он охватил почти все 1 тыс. н. э. и завершился в середине IX в.

Формирование государственности в среде восточнославянских племен происходило неравномерно в разных районах их расселения, что объяснялось неодинаковым уровнем их экономического и политического развития.

Благоприятные условия для быстрого развития имело население, которое заселяло территорию Украины.

Совет

Государственно традиции издавна существовали в южной части восточнославянского этнического массива и были связаны с существованием антов, и склавинских политических объединений. На их основе сформировались объединения племен, среди которых выделялось полянское в Среднем Поднепровье.

На Волыни и Прикарпатье существовало сильное дулибское объединение, которому отдельные ученые отводят обширную территорию между Западным Бугом и Днепром, включающую земли полян.

Именно на территории этих объединений возникают древнейшие укрепленные грады — Киев и Зимнивское городище, которые стали административно — политическими центрами  племен.

Образование Киевского государства

Разгром дулибского объединения аварами выдвинул на передний план полян.

Они стали ядром формирования Киевского государства, взяв имя одного из племен «рос», или » рус». Важным моментом консолидации этого объединения стало основание Киева.

 Легенда об основании этого города тремя братьями — Кием, Щеком и Хоривом и их сестрой Лыбедь, несмотря на все скептические оценки, приобретает черты фольклорно осмысленные воспоминания об этом событии.

Касательно особы Кия, то некоторые авторы предполагают, что он происходил из восточнославянского племени хорватов, после разгрома которого аварами побывал в Византии.

С помощью византийского императора поднял восстание против аварского кагана, достигнув успехов в этой борьбе, основал городок Киевец на Нижнем Дунае, но не смог там закрепиться и отправился в Поднепровье, где заложил Киев. Сначала Киевская Русь была небольшим объединением племен, впоследствии к ней были присоединены древляне, часть северян, а следовательно и дреговичи.

К середине IX в. в разных частях восточнославянской территории сформировались три крупные политические образования, известные в арабских источниках под названием Куявии, Славии и Арсавии.

Куявию отождествляют с Киевской Русью, государством далекого потомка Кия — Аскольда, Славия — это объединение ильменских словен и отдельных несловянских народов, будущая Новгородская земля. Ее столицей была Ладога.

Обратите внимание

Арсания находилась в Приазовье и Причерноморье, где позже образовалось Тмутороканское княжество.

Во времена Аскольда Киевское государство впервые заявило о себе миру. Вследствие удачных походов на владения Византии она заключила очень выгодные договоры. После особенно удачного похода 860 г. Аскольд принял христианство и совершил первое крещение Руси, которое, однако, коснулось только верхушки общества. Киевское государство уверенно начала выходить на международную арену.

В 882 г. ​​Олег организовал поход на Киев, убил Аскольда и захватил власть. Киев стал столицей объединенного княжества. За время своего княжения (882-912) Олег присоединил к Руси северян, древлян, уличей, тиверцев, а также северные племена кривичей, радимичей и новгородских словен, ходил походами на Византию и заключил с ней выгодные договоры 907 и 911 гг.

Образование Киевского государства

Утверждение в Киеве представителей норманнской династии, по так называемой норманской теории, якобы сыграло исключительную роль в создании Киевской Руси. Все известные факты из истории восточнославянской государственности свидетельствуют, что она формировалась независимо от варягов.

Появление варяжских дружинников и даже князя норманнского происхождения не могли существенно повлиять на ее образование. На самом деле это государство начало формироваться задолго до IX в. в процессе органического развития восточного славянства.

Олег и его дружинники фактически начали служить Киевскому государству, которая до этого времени уже прошла долгий путь развития.

После смерти Олега великим киевским князем стал Игорь (912-945). Он родился в 875 г., а в 903 г. женился на Псковитянке Ольге, которая была славянкой. Для укрепления государства он организовал 914 г. поход против древлян, пытавшихся отделиться от Киева, вел длительную войну с уличами и разрушил их столицу Пересечен.

Главным содержанием внешней политики Игоря было укрепление авторитета государства и обеспечения интересов торговли с иностранными государствами, особенно Византией. Попытки овладеть Черноморским побережьем привело к войне 941 г.

, которая закончилась потерей основной части флота. В 944 г. был осуществлен еще один, более удачный поход. Мирный договор, хотя и вводил некоторые ограничения купцам из Киевского государства, все же обеспечивал его основные интересы.

Важно

Дежурный поход Игоря против древлян и попытки обложить их еще большей данью вызвали восстание, которое возглавил князь Мал. Дружину киевского князя было разгромлено, а его самого убили.

Вдова Игоря Ольга (945-964), возглавив государство от имени своего малолетнего сына Святослава, двинулась войной на древлян и жестоко расправилась с ними. Чтобы предотвратить новые наступления со стороны подчиненных племен, Ольга провела реформу, которой урегулировала размеры повинностей с феодально зависимого населения.

В международной политике Ольга пыталась обеспечивать интересы своего государства дипломатическим путем. В 946 г.

Читайте также:  Международное значение победы над германским агрессором и его союзниками

княгиня в сопровождении великого посольства (более 100 человек) посетила Константинополь и была принята византийским императором, который, согласно летописному рассказу, был очарован ее красотой и умом.

В переговорах речь шла об отношениях двух государств и актуальное для Руси дело христианизации.

Большинство ученых считает, что и сама Ольга была крещена во время посещения Константинополя, хотя существуют достаточно аргументированные доказательства ее крещения еще до этого путешествия. Чтобы добиться больших уступок со стороны Византии, Ольга активизировала дипломатические отношения с западноевропейскими государствами. Во времена ее правления вырос международный авторитет Киевского государства.

Образование Киевского государства

После Ольги, достигнув совершеннолетия, в Киеве стал княжить Святослав (964-972). По своему призванию он был больше воином, чем политиком и государственным деятелем. Почти всю свою активную жизнь Святослав провел в военных походах, которые не всегда приносили пользу государству.)

Продолжая политику своих предшественников по объединению восточнославянских племен вокруг Киева, он совершил 964 г. поход на Оку и Волгу, где жили вятичи и финские племена, которые платили дань Хазарскому каганату.

Совет

Покорение этих племен неизбежно столкнуло Русь с хазарами. Разгромив каганат, Святослав опрометчиво открыл кочевникам Азии путь на запад. С тех пор в причерноморских степях появились орды печенегов, которые представляли постоянную угрозу для Киевской Руси.

Они перекрыли также торговые пути на восток.

Не принесли желаемых результатов походы Святослава на Балканы. С целью распространить свою власть на Дунае и Балканах, он вмешался в борьбу между Болгарией и Византией. Подстрекаемый Византией, Святослав в начале 968 г.

отправился в Болгарию, разгромил ее войско и расположился в Переяславец на Дунае. Однако византийский двор считал такое соседство опасным для империи. Подкупленные греками печенежские орды напали на Русь и Святославу с войском пришлось вернуться обратно.

Угроза от Византии временно отступила.

Честолюбивый киевский князь не собирался отказываться от завоеваний в Болгарии. Он даже хотел перенести столицу своего государства в Переяславец на Дунае. Перед вторым походом Святослав разделил земли между своими сыновьями. В Киеве стал старший сын Ярополк, в Древлянской земле — Олег, в Новгороде — Владимир. В 969 г.

Святослав отправился в новый поход на Балканы. Его начало оказалось удачным и очень быстро русичи вступили в болгарскую столицу Пловдив. Чувствуя серьезную угрозу, Византия, которая до сих пор не вмешивалась и проводила политику, направленную на упадок сил обеих сторон, выступила с большим войском против Руси.

После первого поражения русских дружин дело дошло до решающей битвы под Доростолом, где укрепились основные силы Святослава. С исключительным мужеством и героизмом русичи в течение трех месяцев отбивали атаки превосходящих сил врага. Обе стороны вынуждены были пойти на переговоры.

По договору Русь отказывалась от любых претензий на византийские владения в Крыму и на Дунае. Император обязывался пропустить войско Святослава домой, обеспечить его продуктами на дорогу и в будущем относиться к нему и его дружине «как к друзьям». Возвращаясь домой 972 г.

, Святослав в районе днепровских порогов столкнулся с печенегами, которые действовали по указаниям Византии, и погиб в бою.

Деятельность Святослава трудно оценить однозначно. Заботясь об укреплении международных позиций своего государства, он мало занимался ее внутренними проблемами.

Обратите внимание

Его военные походы свидетельствуют о недостаточном понимании реальной обстановки и вместе с тем отражают возрастание роли Киевского государства в решении международных вопросов.

В историю Киевской Руси он вошел как выдающийся полководец, любимец своего войска, настоящий рыцарь в отношении к соперникам.

Княжение Владимира Великого (980-1015) справедливо считается началом расцвета Киевской Руси. Это был один из самых ярких политических деятелей европейского масштаба.

По своему происхождению Владимир был внебрачным сыном Святослава и ключницы Ольги — Малуши, дочери Малка Любечанина, из рода которого вышло много известных киевских и новгородских деятелей.

Использовав междоусобную борьбу за власть двух братьев Владимир с помощью наемной варяжской дружины захватил Полоцк и, расправившись с местным князем Рогволдом, принудительно взял в жены его дочь Рогнеду. В 980 г.

он стал великим киевским князем.

Придя к власти, Владимир начал внедрение реформ, которые имели цель укрепить государство, усилить великокняжескую власть. Во времена его правления завершился длительный процесс формирования территории Киевского государства.

Для этого ему тоже пришлось совершить военные акции против отдельных непокорных племен. В 982 г. ​​он окончательно покорил вятичей, а в 984 г. — радимичей. Походом 981 г. Руси возвращено Перемышль и червенские города, восстановлены ее западные границы.

Этой же цели служила война с литовским племенем ятвягов (983) и поход на Волгу против булгар с целью укрепления северо -восточных границ Руси (985). Для защиты южных земель Киевской Руси от печенегов Владимир приказал построить целую систему укреплений по рекам Трубеж, Сула, Стугна и др.

Важно

Подступы к Киеву прикрывали также мощные земляные укрепления с деревянными конструкциями, так называемые Змиевы валы.

Образование Киевского государства

Киевская Русь при Владимире превратилась в крупнейшую европейскую державу, которая простиралась от Карпат до Волги, от Балтики до Черного и Азовского морей. Для усиления великокняжеской власти Владимир провел своеобразную административную реформу.

Племенные княжества, из которых состояло государство, нередко стремились отделиться от Киева. Последняя такая попытка со стороны хорватского объединения была подавлена ​​силой 992 г.

Своей реформой Владимир окончательно ликвидировал племенную автономию, в ряде случаев отстранил от политической власти местные династии. Держава была разделена на земли — уделы вокруг крупных городов. Во главе земель были поставлены сыновья великого князя или доверенные лица — посадники из его ближайшего окружения.

Кроме собственных великокняжеских владений, включавших Киев, Чернигов и Переяславль, был создан ряд уделов: Новгород, Полоцк, Туров, Владимир на Волыни, Тмутаракань, Ростов, Муром и Древлянская землю с центром в Пинске. Важные изменения произошли и в военном деле.

Владимир отказался от опоры на племенные военные формирования. Он раздавал земельные уделы с правом эксплуатации местного населения выходцам из других, порой отдаленных земель, обязывая при этом нести военную службу и обеспечивать оборону государства.

Одним из важнейших мероприятий, проведенных Владимиром в 988 г., было провозглашение христианства государственной религией. Христианство утверждалось у восточных славян в течение длительного и сложного периода, который начался задолго до его княжения и продолжался после него.

Знакомство славян с христианской религией произошло, по не совсем четкими свидетельствами письменных и археологических источников, еще в Антскую эпоху.

Этому способствовали экономические и политические контакты с римским миром и Византией. Ученые считают вполне достоверный факт крещения славянского князя Бравлина конце VIII -начале IX в. в г.

Сурож над Черным морем, описанный в «Житии св. Стефана Сурожского» ​​.

Важным этапом стала первая христианизация Руси во времена Аскольда. По византийским источникам, в 860 г. русичи совершили поход на Византию и чуть не захватили Константинополь. Империя была вынуждена заключить договор, одной из важных статей которого было крещение Руси.

Совет

Христианство, однако, не стало господствующей идеологией, потому крестилась лишь определенная часть общественной верхушки во главе с князем. Новая религия встречала сопротивление не только народа, но и значительной части правящей верхушки. Наверное, именно поэтому язычник Олег, опираясь на антихристианские силы, в 882 г.

​​убил Аскольда и стал князем в Киеве. Возрождение язычества во времена Олега свидетельствует договор 907 г. с Византией.

Ситуация изменилась после смерти Олега, когда киевским князем стал Игорь. Времена его правления отличались определенной веротерпимостью. При заключении договора 944 г. с Византией язычники и христиане выступают как равноправные сообщества.

В Киеве на Подоле в то время уже существовала христианская церковь св. Ильи. Великая княгиня Ольга, которая сама была христианкой, приложила много усилий к распространению новой религии. Однако ей не удалось обратить в христианство своего сына Святослава.

В начале своего правления Владимир, намереваясь укрепить государство, решил создать новый языческий пантеон, объединив в нем верховные божества отдельных племен.

Однако язычество с его многобожием и отсутствием единого верховного божества не могло служить объединительной политике киевского князя, не соответствовало требованиям тогдашнего общества.

Старая религия стала тормозом общественного прогресса.

Христианство, уже достаточно глубоко укоренилось на Руси, стало официальной государственной религией в 988 г. После крещения Владимира, которое состоялось в Херсонесе, новую религию стали внедрять в больших городах Киевского государства, часто даже принудительно.

Введение новой веры укрепило международный авторитет Киевской Руси, вывело ее в число передовых европейских стран, способствовало расширению экономических и культурных связей со многими народами, стимулировало развитие письменности, литературы, архитектуры и искусства.

Оценивая выдающуюся роль христианства в развитии культуры Киевской Руси, вряд ли было бы правильно считать христианскую церковь исключительным фактором ее всемирно известных достижений, однако именно она взяла на себя роль главного стимулятора и организатора этого процесса.

Источник: http://bagazhznaniy.ru/history/obrazovanie-kievskogo-gosudarstva

История Беларуси

1. Формирование древнерусской государственности (Киевская Русь).

Геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке восточного и западного миров. Поэтому формирование рус­ского этноса происходило под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов.

Прародителями русского этноса являются восточные славяне – анты (поляне). В VII в. восточные славяне объединились в племенные союзы, на­звания которых свидетельствуют о привязке к определенной местнос­ти: поляне (юг, район Киева), северяне (Новгород Северский, Северский Донец), кривич и — полочане (р. Западная Двина, Полот a ), дреговичи (от «дрегва» бо­лото, Беларусь), радимичи (р. Сож, р. Десна), вятичи (р. Ока, Подмос­ковье) и т. д. Каждый из этих союзов имел свои княжения. Князьями на данной ступени общественного развития назывались племенные вожди.

В VIII–IX вв. в Восточно-Европейской равнине идет интен­сивное развитие экономики. Пашенное земледелие вытесняет под­сечное, выделяются ремесла, завязываются тесные торговые связи с Византией, Востоком и Западной Европой. В торговле с Востоком большое значение имеют контакты с хазарами, которые открывают славянам безопасный путь в Азию.

Обратите внимание

Развитие торговли предполагает относительно раннее суще­ствование у восточных славян городов. Летописи не приводят вре­мени их появления. Древнейшие города – Новгород, Полоцк, Рос­тов, Смоленск, Киев. Все эти города расположены на речных, торго­вых путях. В скандинавских сагах IX в. Древняя Русь называлась страной городов.

В начале IX в. идет постепенный процесс складывания госу­дарственности. Историки отмечают существование в 30-х гг. IX в. двух очагов государственности. Первый формируется в Поднепровье на землях полян и их соседей. Центром этого государства был Киев.

Второе государство складывается на Севере – Северное княжество с центром в Ладоге, затем – Новгороде. Первые летописные сведения связаны с появлением здесь в 862 г. варяжского правителя Рюрика. «Повесть временных лет» сообщает, что граждане Северного княжества, чтобы защитить себя от набе­гов иноземцев и преодолеть внутренние распри, призвали варягов.

В соответствии с «Повестью временных лет» — представитель племени русов с семьей и дружиной был приглашен для правления в уже существующем славянском государстве. Способ призвания князя с дружиной был широко распространен в Европе в раннее Средневековье. Само по себе призвание иноземного князя не меняло славянской природы существующего общества.

Древнерусская народность складывалась на основе широ­кого взаимодействия нескольких субэтнических компонентов. Она образуется как этническая общность на базе соединения трех хозяй­ственно-технологических регионов – земледельческого, скотоводческого и промыслового, следовательно, и трех образов жизни – оседлого, кочевого, бродячего, в смешении нескольких этнических потоков: славянского, балтийского, с заметным влиянием тюркского. Значительную роль в формировании того или иного этноса играет духовная культура. Важнейшими компонентами этой культуры являются язык и религия. Язык Древней Руси имел славянское происхождение, хотя и он испытывал влияние языков других народов. Славянские истоки доминируют и в древнерусской религии. Ре­лигиозные верования и культовые обряды Древней Руси принято на­зывать язычеством. Язычество – это ранняя форма религиозного ос­воения мира. Языческие религии представляют собой политеизм – многобожие.

Следующий этап в развитии русского этноса и государства в отече­ственной историографии принято называть Киевской Русью, фор­мирование которой началось с конца IX– начала Х в.

Киевская Русь, как политическое объединение, начинает складываться в ходе экспансии варягов из Новгорода на юг сразу же после прихода на княжение Рюрика с дружиной. В 882 г. дружинники Рюрика Аскольд и Дир освободили полян от уплаты дани хазарам и остались править Киевом. Князь Олег (882–912) хитростью выманил Аскольда и Дира из города, убил их, а затем объединил Новгородское и Киевское княжества, сделав Киев столицей нового государства. Объединение Южной и Северной Руси в конце IX в. – отправная точка образования Киевской Руси как нового этапа древнерусского государства. Деятельность киевских князей будет направлена на расширение территории Киевского княжества. Олег покорил древлян и обложил данью северян и радимичей. Князю Игорю (912–945) придется вновь присоединять древлян и усмирять угличей. Жена Игоря Ольга (945–964) силой оружия, а также дипломатией существенно укрепила древнерусскую государственность. Их сын Святослав (964–972) присоединил вятичей и завоевывал Дунайскую Болгарию.

Читайте также:  Реформы н. с. хрущева. оттепель начала 1960-х гг.

Завершается формирование Киевской Руси в качестве политического и культурного центра при Владимире I Святославовиче (980–1015) объединением восточных славян и принятием христианства.

Важнейшей вехой на пути становления русского этноса является принятие христианства в форме православия в качестве государственной религии Киевской Руси. Конкретным актом при­нятия православия явилось знаменитое крещение на Днепре населения города Киева князем Владимиром в 988 г. Распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре и продолжалось еще в течение полутора веков.

Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной – и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с Византией. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом.

Важно

И еще один момент сыграл значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг – на этом же языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Важную роль в христианизации Руси сыграли монастыри, появившиеся на ее территории в середине XI в. В них готовились кадры священнослужителей, происходило осмысление вероучения, формировались духовно-нравственные основы новой обрядности, христианского быта и т.д. Монастыри играли существенную роль в распространении грамоты, являлись хранителями и передатчиками культурного наследия. Из монастырей осуществлялась миссионерская деятельность по всем городам и сельской местности древнерусского государства. К середине XIII в. на Руси функционировало около 80 монастырей.

Принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества. Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества, оно постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия.

На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные де­ла. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международ­ных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира.

Источник: https://moodle.ggau.by/mod/page/view.php?id=2520

Киевская Русь: образование и развитие древнерусского государства :

В конце IX века н. э. разрозненные племена восточных славян объединяются в мощный союз, который позже будут называть Киевская Русь. Древнее государство обхватило огромные территории центральной и южной части Европы, соединило абсолютно разные в культурном отношении народы.

Название

Вопрос об истории возникновения русской государственности уже десятки лет вызывает множество разногласий среди историков и археологов.

Очень долго рукопись «Повесть временных лет», один из основных задокументированных источников информации об этом периоде, считалась фальсификацией, потому и ставились под сомнение данные о том, когда и как появилась Киевская Русь.

Образование единого центра у восточных славян предположительно относиться к одиннадцатому столетию.

Привычное для нас название государство русичей получило только в ХХ веке, когда вышли в свет хрестоматийные исследования советских ученых.

В них уточнялось, что это понятие включает в себя не отдельную область современной Украины, а всю империю Рюриковичей, располагающуюся на огромной территории.

Древнерусским государство называется условно, для более удобного разграничения периодов до монгольского нашествия и после.

Предпосылки для возникновения государственности

В эпоху раннего Средневековья практически на всей территории Европы наблюдалась тенденция к объединению разрозненных племен и княжеств. Это было связано с завоевательными походами какого-нибудь короля или рыцаря, а также с созданием союзов богатых семей. Предпосылки образования Киевской Руси были отличны и имели свою специфику.

К концу IX несколько крупных племен, таких как кривичи, поляне, древляне, дреговичи, вятичи, северяне, радимичи постепенно объединялись в одно княжество. Основными причинами этого процесса стали следующие факторы:

  1. Все союзы сплотились для противостояния общим врагам – степным кочевникам, которые часто совершали разорительные набеги на города и села.
  2. А также эти племена объединяло общее географическое расположение, все они обитали вблизи торгового пути «из варяг в греки».
  3. Первые известные нам киевские князья – Аскольд, Дир, а позже Олег, Владимир и Ярослав совершали завоевательные походы на Север и Юго-Восток Европы с целью установления своего правления и обложения данью местного населения.

Так, постепенно происходило образование Киевской Руси. Кратко об этом периоде говорить трудно, много событий и кровопролитных битв предшествовали окончательному закреплению власти в одном центре, под руководством всесильного князя. С самого начала русское государство складывалось как полиэтническое, народы отличались в плане верований, уклада жизни и культуры.

«Норманнская» и «антинорманнская» теория

В историографии до сих пор окончательно не решен вопрос о том, кто и как создал государство под названием Киевская Русь. Образование единого центра у славян долгие десятилетия связывали с приходом на эти земли лидеров извне – варягов или нормандцев, которых местные жители сами и призвали.

Теория имеет много недочетов, основным достоверным источником ее подтверждения является упоминание некой легенды летописцев «Повести временных лет» о приходе князей из варягов и установления ими государственности, каких-либо археологических или исторических доказательств до сих пор не существует. Такой трактовки придерживались немецкие ученные Г. Миллер и И. Байер.

Теория образования Киевской Руси иностранными князьями была оспорена еще М.

Ломоносовым, он и его последователи считали, что государственность на этой территории возникла путем постепенного становления власти одного центра над другими, а не была привнесена извне.

До сих пор ученые не пришли к единому мнению, а этот вопрос уже давно политизирован и используется как рычаг давления на восприятие истории России.

Первые князья

Какие бы ни существовали разногласия в плане вопроса о происхождении государственности, официальная история говорит о приходе на славянские земли трех братьев – Синиуса, Трувора и Рюрика.

Первые два вскоре умерли, а Рюрик становится единым правителем крупных в то время городов Ладоги, Изборска и Белоозера.

После его смерти сын Игорь ввиду малолетства не смог принять управления, поэтому регентом при наследнике стал князь Олег.

Совет

Именно с его именем связывают образование восточного государства Киевская Русь, в конце девятого века он совершил поход на стольный город и объявил эти земли «колыбелью земли русской». Олег проявил себя не только как сильный лидер и великий завоеватель, но и как хороший управленец. В каждом городе он создал особую систему подчинения, судопроизводства и правила сбора податей.

Несколько разрушительных походов на греческие земли, которые совершал Олег и его предшественник Игорь, способствовали укреплению авторитета Руси как сильного и независимого государства, а также привели к установлению более широкой и выгодной торговли с Византией.

Князь Владимир

Сын Игоря Святослав продолжал завоевательные походы на отдаленные территории, присоединил к своим владениям Крым, Таманский полуостров, вернул города, ранее завоеванные хазарами.

Однако, управление столь разными в экономическом и культурном плане территорий было весьма сложно осуществлять из Киева.

Поэтому Святослав провел важную административную реформу, посадив на управление во все крупные города своих сыновей.

Образование и развитие Киевской Руси успешно продолжил его незаконнорожденный сын Владимир, этот человек стал выдающейся фигурой отечественной истории, именно в его правление окончательно сформировалась русская государственность, а также и было принято новое вероисповедание – христианство. Он продолжил консолидацию всех подконтрольных земель, убрав единоличных правителей и назначив князьями своих сыновей.

Расцвет государства

Владимир часто называют первым русским реформатором, за время правления он создал четкую систему административного деления и подчинения, а также установил единое правило сбора налогов.

К тому же он реорганизовал судебное право, теперь закон от его имени вершили наместники в каждом регионе.

В первый период правления Владимир уделял много сил борьбе с набегами степных кочевников и укреплению границ страны.

Обратите внимание

Именно в его княжение окончательно сформировалась Киевская Русь. Образование нового государства невозможно без установления единой религии и мировоззрения у народа, поэтому Владимир, будучи умным стратегом, решает принять православие.

Благодаря сближению с сильной и просвещённой Византией государство уже очень скоро становится культурным центром Европы.

Благодаря христианской вере укрепляется авторитет главы страны, а также открываются школы, строятся монастыри и печатаются книги.

Междоусобные войны, распад

Изначально система правления на Руси складывалась на основе родоплеменных традиций наследования – от отца к сыну.

При Владимире, а потом и Ярославе такой обычай сыграл ключевую роль в объединении разрозненных земель, князь назначал наместниками своих сыновей в разных городах, тем самым поддерживая единую власть.

Но уже в XVII веке внуки Владимира Мономаха погрязли в междоусобных войнах между собой.

Централизованное государство, с таким усердием создаваемое на протяжении двухсот лет, вскоре распалось на множество удельных княжеств. Отсутствие сильного лидера и согласия между детьми Мстислава Владимировича привело к тому, что некогда мощная страна оказалась совершенно незащищенной перед силами разгромных орд Батыя.

Читайте также:  Почему ссср – страна победившего капитализма

Уклад жизни

Ко времени нашествия монголо-татар на Руси насчитывалось около трехсот городов, хотя большинство населения жили в сельской местности, где занимались обработкой земли и разведением скота.

Образование государства восточных славян Киевской Руси способствовало массовому строительству и укреплению поселений, часть налогов шла как на создание инфраструктуры, так и на возведение мощных оборонительных систем.

Для утверждения христианства среди населения в каждом городе обязательно возводили церкви и монастыри.

Важно

Классовое разделение в Киевской Руси складывалось на протяжении долгого времени. Одна из первых выделяется группа вожаков, обычно она состояла из представителей отдельной семьи, социальное неравенство между лидерами и остальным население было разительным.

Постепенно из княжеской дружины складывается будущая феодальная знать. Несмотря на активную работорговлю с Византией другими восточными странами, рабов в Древней Руси было не так много.

Среди подвластных людей историки выделяют смердов, подчиняющихся воле князя, и холопов, не имеющих практически никаких прав.

Экономика

Становление денежной системы в Древней Руси происходит в первой половине IX века и связана с началом активной торговли с крупными государствами Европы и Востока. Долгое время на территории страны использовались монеты, отчеканенные в центрах Халифата или в Западной Европе, для изготовления собственных денежных знаков у славянских князей не было ни опыта, ни необходимого сырья.

Образование государства Киевская Русь стало возможно во многом благодаря налаживанию экономических связей с Германией, Византией, Польшей. Русские князья всегда ставили в приоритет защиту интересов купцов за границей.

Традиционными товарами торговли на Руси была пушнина, мед, воск, лен, серебро, украшения, замки, оружие и многое другое.

Сообщение происходило по знаменитому пути «из варяг в греки», когда корабли поднимались по реке Днепр к Черному морю, а также по Волжскому пути через Ладогу на Каспий.

Значение

Общественные и культурные процессы, происходившие в период образования и расцвета Киевской Руси, стали основой формирования русской национальности.

С принятием христианства страна навсегда изменила свой облик, последующие века православие станет объединяющим фактором для всех народов, проживающих на этой территории, несмотря на то, что в культуре и образе жизни до сих пор остались языческие обычаи и обряды наших предков.

Огромное влияние на русскую литературу и мировоззрение людей оказало фольклорное творчество, которым славилась Киевская Русь. Образование единого центра способствовало появлению общих легенд и сказок, прославляющих великих князей и их подвиги.

Совет

С принятием христианства на Руси начинается повсеместное возведение монументальных каменных сооружений. Некоторые памятники зодчества сохранились и поныне, например, церковь Покрова на Нерли, которая относится к IIX веку. Не меньшую историческую ценность имеют и примеры живописи древних мастеров, оставшиеся в виде фресок и мозаики в православных храмах и церквях.

Источник: https://www.syl.ru/article/308973/kievskaya-rus-obrazovanie-i-razvitie-drevnerusskogo-gosudarstva

Киевская Русь 9- 12 века

Содержание

Введение. 3

1. Возникновение Древнерусского государства. 4

2. Социально-экономический строй Киевской Руси. 4

3. Становление и развитие Церкви в Русском государстве. Влияние Церкви на становление государственности. 4

4. Характерные черты и особенности культуры Киевской Руси. 4

5. Внешняя политика киевских князей. 4

Заключение. 4

Список использованной литературы.. 4

Введение

Древнерусское государство Киевская Русь возникла в Восточной Европе в последнюю четверть 9 века. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Руси была привнесена извне варягами – братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.

Антинорманская теория основывается на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов.

Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации – в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики.

Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII – XIX веков.

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен – ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

1. Возникновение Древнерусского государства

Киевская Русь IX-XII веков – огромное феодальное государство, раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян – братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX–XX веке, уже в середине I тысячелетия н.э. на месте Киева существовало поселение.

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы – сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

Обратите внимание

На северо-востоке славяне углубились в земли угро-финнов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли реки Эльбы в Северной Германии. И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы – с их теплым климатом, плодородными землями, богатыми городами.

Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.

Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.

С 862 г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде.

В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.

Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию. Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.

Потом престол Киева занял Святослав, который всю жизнь посвятил походам.

Князь Ярополк был завоеван Владимиром (Святым). Он принял христианство и крестил Русь в 988г.

Во времена правление Ярослава Мудрого (1019–1054гг.) наступает период наивысшего расцвета Киевской Руси. Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы. Но уже во второй половине 11 века между князьями начинается так называемая княжеская, которая приводит к ослаблению Киевской Руси.

Единство государства пытаются сохранить Владимир II Мономах (1113–1125гг.) и его сын Мстислав (1125–1132гг.), но это им не очень удалось.

Во второй половине 12 века Русь распадается на самостоятельные княжества.

2. Социально-экономический строй Киевской Руси

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие – это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.

На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.

Князь. Им мог быть только член семьи Владимира Великого. Киевская Русь не имела четко определенного престолонаследственного права. Сначала Великий князь правил с помощью сыновей, которые полностью подчинялись ему.

Важно

После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследование в Русской земле, но в течение двух столетий ведется борьба двух подходов к наследованию: по очередности всех братьев (от старшего к младшему), а потом по очередности сыновей старшего брата или только по линии старших сыновей.

Компетенция и власть князя были неограниченными и зависели от его авторитета и реальной силы, на которую он опирался. Прежде всего, князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые.

Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела.

Боярский совет, а сначала – совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее – с боярами, было моральной обязанностью князя.

Вече. Вече представляло собой орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастает. Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор – «ряд».

Вече в Киевской Руси не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли.

Органы управления. Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было.

Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финансовые и иные функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления, т.е.

такая система управления, при которой княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством.

Совет

Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников.

Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь – сельская территориальная община.

Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.

Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди. Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи).

Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки – родовитой, знатной, местного происхождения.

Но в XI веке эти две группы соединяются в одну – боярство.

Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности.

Боярство не было однородным и делилось на разные группы, принадлежность к которым давала право быть привилегированной частью общества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались более строго.

Обратите внимание

Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира – высший уголовный штраф). Бояре также были освобождены от уплаты налогов.

Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже иностранец – варяг, половец и др. В Киевской земле боярство не отделялось от купцов, от городской элиты. Со временем в городах создается патрициат, который был более связан с городом, чем с личностью князя.

Русские города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы городского населения, как с княжеской властью, так и с городским патрициатом. Так, ростовщичество Святополка и лихоимство городского патрициата привели в 1113 году к восстанию в Киеве.

Источник: http://MirZnanii.com/a/341435/kievskaya-rus-9-12-veka

Ссылка на основную публикацию