Народы закавказья в последние века до нашей эры

Население Закавказья

Закавказье — многонациональный район. Здесь живут азербайджанцы, армяне, грузины, абхазцы, осетины, лезгины, греки, курды, аварцы, цахуры, русские, украинцы и представители других национальностей.

Процесс формирования коренных народов Закавказья начался еще в III — I тыс. до н.э. В древнейшие времена на территории Закавказья сложились государства Урарту, Колхида, Иберия, Диаохия, Албания, Мидия, Атропатена и др. Высокого уровня развития достигли в 1Х-ХП вв. Анийское армянское царство, в ХI-ХII вв.

— Грузинское царство и государство Ширваншахов в Азербайджане — в ХIV-ХV вв. На этой территории сложилась этнографическая группа грузин, которая состоит из нескольких локальных групп — картвел-лы, мегрелы, сваны, составляющие картвельскую группу.

Этнос картвелл — это и кахетинцы, картлинцы, месхи, джа-вахи, имеретины, лечхумцы, рачинцы, аджарцы, гурийцы. Они имеют различия в языке, в культуре, которая определяется разнообразием природных условий, спецификой исторического развития. В состав нынешней Грузии входят Абхазия, Аджария, где проживают абхазцы и аджарцы.

Обратите внимание

Основная масса грузин исповедует православие, 50% абхазцев, месхи и джавахи — ислам.

Во II и I тыс. до н.э. на территории Армянского нагорья происходил интенсивный процесс этнической консолидации и слияния племен (хурритов, армен, урартов, лувийцев), формировалась армяноязычная этническая общность, на основе этого союза образовалось государство Урарту. После вторжения в VI в. до н.э.

киммерийцев, скифов государство Урарту прекратило свое существование, а на этой территории возникло Армянское царство. Армения была известна многим народам древней цивилизации. Она была изображена на вавилонской карте (V в. до н.э.). С I в. н.э.

территория Армении стала объектом ожесточенной борьбы между Римом и Парфией. Эти новые исторические условия создали в Армении почву для распространения христианства. В 301 г. оно было официально принято в качестве государственной религии. С VII в. по XIX в.

Армения постоянно вела борьбу за свою независимость с Византией, с тюрками-сельджуками, с татаро-монголами, с Турцией, Ираном. Это был чрезвычайно тяжелый период для армянского народа, в это время произошло самое большое истребление армян. И только после русско-персидской войны, 1828 г.

, Армения освободилась от персов и присоединилась к России, но Западная Армения осталась под властью мусульманской Турции.

На территории нынешнего Азербайджана проживали племена луллубеев, кутиев, татов, касков, албанов, легов, уди-нов, которые были объединены в государства: на севере -Кавказская Албания, а на юге — Мидия Атропатена. После завоевания этих государств Византией в этих странах возникла письменность, а также стало быстро распространяться христианство, ставшее государственной религией.

В У1-УП веках Кавказская Албания и Мидия Атропатена подвергались набегам кочевых племен тюрков-сельджуков и племен из каспийских степей. Часть тюрков-сельджуков перешла к оседлому образу жизни и смешалась с местными жителями.

В конце VIII века на эту территорию напали арабы, которые насаждали среди покоренных народов ислам, а тех, кто отвергал его, облагали тяжелым налогом — «хараджем» или убивали. Население с годами приняло эту религию, а государство объявило ислам государственной религией, но часть населения страны остается огнепоклонниками, они исповедуют зороастризм и сегодня.

Важно

Азербайджанский язык принадлежит к группе тюркских языков, сформировался он под влиянием кочевников с востока — болгар и гуннов. В XIII в. в стране появились первые литературные произведения.

Все народы Кавказа принадлежат к южной ветви европеоидной расы, к кавказской, индоевропейской (армяне) и к алтайской семье (азербайджанцы),Длительная и сложная история взаимоотношений народов и накопившиеся социальные проблемы обострили межнациональные отношения в регионе.

Имея высокий естественный прирост — в Грузии — 7%, в Азербайджане — 21%, Закавказье отличается и высокой плотностью населения — 78,4 чел./км2, однако она не везде одинаковая. 90% населения проживает на территориях с абсолютной высотой до 2000 м, а такие районы занимают 46% площади. Высокая плотность на Колхидской низменности, в долине р.

Куры, в Араратской долине, на Ленкоранской низменности и Апшеронском полуострове. Здесь проживает 50% населения с плотностью 82 чел./км2. В городах живет чуть более половины населения — 55%. Примерно такая же часть находится в трудоспособном возрасте. В связи с высоким естественным приростом населения существует проблема более полного использования трудовых ресурсов.

Военные конфликты в этом районе привели к массовым внутренним и внешним миграциям.

Источник: https://geographyofrussia.com/naselenie-zakavkazya/

История основания Картлийского царства

Известные грузинские историки – Нодар Асатиани, Виктор Гучуа, Мариам Лордкипанидзе и Шота Месхиа в своем коллективном труде «История Грузии», на основе сохранившихся древнегрузинских летописей «Обращение Грузии», «Жизнь царей», входящих в сборник летописей «Картлис Цховреба» («Житие Картли») и других источников более поздней эпохи, поделились с читателями историей основания Картлийского государства во главе с великим царем Парнавазом.

Образование Картлийского или, как его называли византийцы, Иберийского царства проходило при очень сложных обстоятельствах.

Древнейшее государственное объединение грузинских племен, образовавшееся в юго-западной части исторической территории Грузии, к концу второго тысячелетия до нашей эры называлось Диаохи и являлось большим объединением; позже древние греки называли жителей этой местности таохами. Это название сохранилось у местной грузинской провинции Тао.

Диаохи стояла во главе большого союза грузинских племен и стойко боролась против агрессии ассирийских царей. Ассирийские цари не раз нападали на земли Диаохи и ее союзников. Завоеватели брали отсюда большую добычу – тысячи голов скота и пленных, но сломить упорство Диаоха не смогли.

Совет

Диаохи воевала и с сильным государством Урарту, которое образовалось южнее Диаохи в IX веке до нашей эры. Цари Урарту Менуа и Аргишти I несколько раз совершали нападение на Диаохи, которую на этот раз представлял царь Диаохи Утуфурсис.

Сначала его победили и обложили данью, но вскоре Утуфурсис вновь поднял восстание против завоевателей и царь Урарту Аргишти I вновь собрал войско для усмирения царя Диаохи Утуфурсиса. Следует отметить, что в клинописях Урарту Диаохи называется победоносной, сильной страной.

Из их надписей видно, что Диаохи была богатой, развитой страной, которой руководил царь. Нашествия царей Урарту сильно ослабили Диаохи. Урарту отняла у Диаохи южные районы, а страну обложили тяжелой данью: тысячами голов скота, лошадей, большим количеством меди, серебра, золота, но полностью завоевать Диаохи не смогла.

Последний, смертельный удар Диаохи нанес северный сосед, второе большое объединение западногрузинских племен – Колха, образовавшееся на востоке и юге черноморского побережья в XI-VIII веках до нашей эры. Но и Колха не смогла дать достойный отпор завоевателям.

В клинописях царя Урарту Сардура II говорится о его походе на Колха в VIII веке до нашей эры. Сардур говорит: «Направился в поход против страны Колха… город Илдамуса, царский город царя страны Колха; взял его боем, население города перебил, а город сжег дотла, крепости, другие города сжег и разрушил, страну опустошил, мужчин и женщин изгнал».

Государство Урарту уничтожило Мидия (царство со столицей в Экбатане, находившееся на Иранском нагорье). Вместе с мидийцами против Урарту воевали скифы и народы Закавказья.

Часть населения Урарту переселилась на север, попав под гегемонию грузинских племен, и постепенно соединилась с ним, внеся в культуру и быт грузинского народа примечательные элементы. Например, культ и имя божества урожайности «Арале».

Известная грузинская песня «Оровела», которую пел пахарь при прокладке первой борозды, начиналась призывом к богу Арале: «Ари Арале, Арале-е-е!». «Ари» на урартском означает «дай нам». В этой песне пахарь умоляет бога урожайности Арале, чтобы он дал хороший урожай…

Обратите внимание

Большой ущерб был нанесен киммерийцами (племена Северного Причерноморья от Кавказа до Фракии) жителям равнины Западной Грузии. Часть жителей была уничтожена, часть покинула эти места и переселилась.

Этим воспользовались племена, жившие в горах, и стали селиться на равнинах. Эти племена находились на ступени первобытно-общинного строя. Это привело к упадку хозяйства. По этим причинам перестало существовать старое царство Колха.

Но несмотря на сложившуюся неблагоприятную ситуацию, дальнейший прогресс общества все-таки не остановился.

Вскоре была восстановлена местная государственность и страна поднялась на более высокую ступень развития. С VI века до нашей эры на восточном побережье Черного моря греки основали колонии.

Такими были Фазис (вблизи сегодняшнего Поти), Диоскурия (вблизи Сухуми), Гиенос (г. Очамчире), Питиунт (Пицунда). Такие же греческие колонии были созданы в Северном Причерноморье (Ольвия, Херсонес, Пантикапей и др.).

Здесь греческие колонии господствовали над местным населением, создав свои независимые города-государства.

Что касается греческих колоний на территории Западной Грузии, то здесь они попали в совершенно другую среду, они не только не господствовали над местным населением, но сами попали под влияние Колхети, так как местное население социально-экономическим и культурным уровнем стояло намного выше.

Кроме того, восстановленное царство Колхети было довольно сильным, чтобы держать в покорности прибрежные города. По сведениям греческих авторов, в то время Колхети была сильной страной. Здесь было развито зерновое хозяйство, виноградарство, плодоводство, животноводство. На высоком уровне стояла металлургия железа и бронзы.

Важно

С VI века до нашей эры в Западной Грузии в обращении были местные серебряные деньги, которые наши ученые назвали «Колхури тетри» («тетри» — на древнегрузинском означает «серебро»). Царство Колхети или Эгриси было настолько сильным, что его непосредственное завоевание не смогло осуществить могучее Ахеменидское государство Ирана.

Эгриси только «добровольно» в пять лет один раз посылала в виде подарка 100 мальчиков и 100 девочек.

Вернемся к Восточной Грузии, где также происходили значительные изменения политического характера. После уничтожения древнейшего государственного объединения грузинских племен Диаохи, на территории Восточной Грузии стали поселяться разные племена.

В конце VI века до нашей эры из Малой Азии сюда переселились месхские племена, название которых сохранили города и регионы, например, Месхети, Самцхе (Самесхе), сам Мцхета означает город месхов (Месхта).

Согласно труду академика Георгия Меликишвили «История древней Грузии», мосхи или месхи — одно из грузинских племен, живущих в исторической Южной Грузии. Названия в этой форме встречаются у античных авторов, начиная с Гекатея Милетского.

В исторических источниках Ассирии и Урарту мосхи или месхи упоминаются потомками мушков и предками более поздних месхов. Принято считать, что после падения царства мушков (или Фригии) в 676 году до нашей эры племена месхов переместились на северо-восток и обосновались в юго-западной Грузии в V веке до нашей эры.

Когда Александр Македонский завоевал Иран и Переднюю Азию, завоеватели пришли и в Грузию, и взяли всю страну; они убили мамасахлиси Мцхеты и управляющим страной оставили своего полководца Азо.

Грузинские ученые, авторы труда «История Грузии», пишут: «Установлено, что сам Александр Македонский в Грузии не воевал, но не исключен поход одного из его полководцев».

Грузинский ученый Гурам Мамулия, автор интересного труда «Формирование классового общества и государства в древней Картли (Иберии)» пишет: «Древнегрузинские источники о происхождении Картлийского (Иберийского) государства донесли до нас две противоречащие друг другу исторические традиции.

Согласно «Мокцеваи Картлисаи» («Обращение Грузии») Александр Македонский завоевал Картли, «держал при себе Азо, сына царя Ариан-Картли. Александр дал ему во владение Мцхета. Азо отправился к отцу своему в Ариан-Картли и привел оттуда восемнадцать домов отцов кормильцев и поселился в старой Мцхета, имея при себе богами идолов – Гаци и Га. И этот Азо, сын царя Ариан-картвелов был первым царем Мцхета…»

Совет

Ошибочность версии Леонтия Мровели о происхождении Азона легко доказуема. Как сообщает Леонтий, Азо воздвиг в Мцхета идолов Гаци и Га. После его смерти царь Фарнаваз между этими идолами воздвиг главное божество-идол Армази.

Если поверить, что Азо был македонцем, то принадлежащие ему идоли не сохранились бы и Фарнаваз не воздвиг бы своего идола Армази  между идолами Азо (Азона). Гурам Мамулия делится своим видением сложившейся ситуации. По его убеждению «Фарнаваз «усыновил» потомков Азона, в результате чего произошел синтез домов Фарнаваза и Азона».

В детском возрасте, когда над Фарнавазом и его сестрами нависла смертельная опасность, их мать спрятала детей в горах. Ведь Фарнаваз был племянником убитого Азоном мцхетского мамасахлиси. В Мцхета Фарнаваз появился возмужавшим, взрослым мужчиной. Его никто не узнал. Он был великолепным стрелком из лука и охотником.

Однажды во время охоты он убил оленя, но стемнело и пошел дождь. Он укрылся в одной пещере, где неожиданно натолкнулся на огромное богатство. Фарнаваз и члены его семьи в течение 5 ночей тайком выносили это богатство. После этого Фарнаваз связался с эриставом Западной Грузии Куджи. Они договорились поднять восстание против Азона.

На найденное богатство приобрели оружие, заручились помощью кавказских горцев и в жестоких боях победили завоевателей. Часть войска Азо перешла на сторону Фарнаваза, сам Азо был убит в бою. После освобождения родины Фарнаваз объявил себя царем Картли. Свою младшую сестру Фарнаваз отдал в жены Куджи и посадил его правителем Эгриси.

Летописец писал о нем: «И этот Фарнаваз был первым царем в Картли из племени Картлоса. Он распространил язык грузинский и больше уже не говорили в Картли на ином языке, кроме грузинского. И создал он грузинскую письменность, и умер Фарнаваз, и похоронили его перед идолом Армази».

Согласно «Обращения Грузии», Фарнаваз воздвиг большого идола на выступе горы и дал ему имя Армаз, и обвел идола стеной со стороны реки, и называется это место Армази.

Идол Армази представлял собой воина в медной кольчуге, золотом шлеме и с копьем в руке.

Обратите внимание

В дни празднования Армази, который обычно проходил летом, улицы Мцхета, украшенные цветными материями и цветами, принимали торжественные шествия, в которых участвовала и царская семья.

Грузинский ученый Теймураз Багратиони исключал факты пожертвования людей идолам. Он писал, что идолу Армази жертвовали фрукты, мед, вино, хлеб-шоти, огромные свечи из воска. После принятия государственной верой христианство, в IV веке культ Армази был упразднен.

Малхаз ЭБРАЛИДЗЕ.

Источник: https://tbilisi.media/cultures/69126-istoriya-osnovaniya-kartlijskogo-tsarstva/

Тюрки в начале II тысячелетия нашей эры в Иране, Закавказье и Анатолии

В начале XI века после того как династия Саманидов (819-1005 годы), составлявшая северо-восточный барьер иранского мира от степных народов, рухнула под натиском тюркских племен караханидов с севера и газневидов с юга и востока, приток тюркского населения на земли исламских государств стал непрерывным и мощным. В отличие от своих более ранних соплеменников новые переселенцы не были воинами-рабами, а представляли собой свободные группы степных кочевников. Постоянный приток все новых групп тюркских кочевников на протяжении двух или трех веков неизбежно привел к крупным демографическим и социальным сдвигам на землях, простиравшихся от Афганистана на запад через Иран в Анатолию. Там земли, заселенные многими народами, постепенно заполнялись тюркским населением, пришедшим и поселившимся на них. Во многих частях северного Хорасана и почти во всем Азербайджане иранское население также было вытеснено тюркским. Огромный приток приграничных воинственных тюрок (гази) и кочевников захлестнул также Армению и Анатолию. В конечном итоге их военная и политическая мощь здесь возросла и они одержали верх в противостоянии с местными армянскими правителями, а затем и с греческими властителями в Константинополе и Трабзоне.

Читайте также:  Волнения в башкирии

Последствия этой миграции тюркских народов для экономики и землепользования в этих районах были столь же значительными. Многие плодородные оазисы и нагорные равнины Хорасана и Азербайджана и Анатолийское плоскогорье были весьма привлекательны для кочевников с их стадами. В результате большинство занятых ими земель были превращены в пастбища.

Все это сопровождалось распространением новой системы землевладения «икта» — раздачи земельных наделов, которая началась в IX веке в Аббасидском халифате как форма поощрения государственных гражданских и военных служащих, главным образом профессионалов из тюрок, получавших право сбора податей на этих территориях.

Такие процессы, безусловно, способствовали росту местной обособленности и децентрализации государства.

Карлуки были основой государства Караханидов, пришедшим в конце X века на смену Саманидам и существовавшим там в течение двух столетий до прихода монголов.
Другая большая группа тюркских кочевых племен жившая на границах Саманидского эмирата, это огузы (туркмены).

Уровень государственности огузов находился на более низкой ступени культурного развития по сравнению с карлуками. Но именно из огузского племени киник вышло семейство Сельджука. отцом Сельджука был Дукак.

Около 1000 года это семейство проживало в Джанде в устье Сырдарьи, и приблизительно в это же время семейство Сельджуков и еще одна параллельная ветвь племен под предводительством Ябгу — главы племени огузов, приняли ислам.

Приход в качестве наемников на службу хиреющей империи Саманидов позволил Сельджукам закрепиться на исламских землях, и они поселились со своим скотом на пастбищах в окрестностях Бухары.

В последующие десятилетия Сельджуки и последовавшие за ними огузы играли немаловажную роль в гражданской войне, которую вели Караханиды, и в военной политике Газневидов.

Важно

Их постоянные опустошительные набеги на северный Хорасан в северо-восточной оконечности Иранского нагорья приводили в негодование газневидских султанов, которые изгнали часть огузов назад в район Устюрта, но одновременно сами стали продвигаться в северные районы Персии, так что к 1030 году туркменские группы проникли на запад до самого Азербайджана. Основные силы под предводительством семейства Сельджуков закрепились в Хорасане и в 1040 г, благодаря своей мобильности, разгромили в степях при Данданкане между городами Мерв и Сарахс тяжело вооруженное, но неповоротливое войско Газневидов, после чего в их руках оказался весь Хорасан. Эта победа стала стимулом для дальнейшего продвижения Сельджуков вглубь Персии, и их лидер Тогрул-бек (основатель династии) по мере наступления своего войска поочередно переносил свою столицу из Нишапура в Исфахан и далее, пока в 1055 году не вошел в Багдад как защитник Аббасидского халифа и его освободитель от опеки шиитов.

Уже в 1035 году Тогрул-бек и его соплеменники назвали себя «слугами предводителя правоверных», а в 1038 году в Нишапуре Тогрул-бек возложил на себя все титулы верховного правителя, положенные в исламе.

С этого момента начинается переход султанов династии Сельджукидов в лоно ортодоксального суннизма, что на деле означало признание морального и духовного статуса халифа Аббасидов в Багдаде, в то время как светская власть в империи Сельджукидов прочно находилась в руках Великих Сельджукидских султанов.

Только после смерти Мелик-шаха в 1092 году и в связи с усилившейся борьбой за власть между его сыновьями и внуком халифат смог вернуть себе большую часть принадлежавшей ему раньше исполнительной власти и стать влиятельной военной и политической силой в Ираке и Западной Персии.

Между тем, несмотря на то что багдадский халиф аль-Каим женился на племяннице Тогрул-бека, последнему стоило больших дипломатических усилий, подкрепленных также финансовым давлением на халифа, чтобы тот согласился в конце концов в 1062 году выдать замуж за безграмотного Тогрул-бека одну из своих дочерей.

К моменту смерти Тогрул-бека в 1064 году Сельджукидские султаны, владевшие огромной империей, судя по всему, не имели сколько-нибудь продуманных планов военного противоборства с Византийской империей, которая, в силу своих древних культурных и политических традиций, все еще сохраняла престиж в глазах мусульман и в течение почти всего предыдущего столетия была неуязвима перед лицом арабских происков. Султаны довольствовались укреплением своих границ на северо-западе Персии и Закавказья, где они покорили местных армянских князей и создали оплот против воинственных христианских царей Грузии.
Византийская империя слабела. Ее все сильнее раздирали споры о наследовании престола внутри императорской семьи, измены генералов, раздоры среди различных этнических групп в Анатолии (греков, армян, сирийцев).
Отряды туркменов, в основном независимых или частично независимых от Сельджукидов совершали набеги по всей Анатолии и грабили её города, как Цезарея (Кайсери), Икониум (Конья) и Аморион (Аммурийя). В 1071 году в битве при Манцикерте сельджукский султан Алп-Арслан полностью разгромил византийские войска и пленил императора Романа Диогена. Система административной власти Византийской империи в Анатолии фактически прекратила свое существование, и страна стала раскалываться на отдельные княжества, где местные конкурирующие элиты боролись за власть, как, например, командир франкских наемников Руссель в Северной Анатолии или армянские князья в районе Тавра. Армянам именно в это время удалось создать независимое княжество, из которого впоследствии образовалось царство Малая Армения, пережившее монгольское нашествие и просуществовавшее вплоть до середины XIV века.
Вскоре после битвы при Манцикерте появляются первые сведения о деятельности в Анатолии четырех сыновей одного из членов семейства Сельджуков — Куталмиша или Кутлумуша; потомки этих сыновей, Сулейман-шахи, основали свой местный сельджукский султанат, столица которого сначала располагалась в Никее, а затем в Конье. После смерти Мелик-шаха в 1092 году сын Сулейман-шаха Килидж Арслан I сумел бежать из плена, был поставлен во главе туркменских групп в Никее (Изник) в Северо-Западной Анатолии и вынужден был перенести столицу в Конью после того, как франки — участники первого крестового похода отбили Никею у сельджуков в 1097 году. Масуду I (1116-1165 годы), сыну Килиджа Арслана, во второй половине своего царствования удалось подчинить себе Данишмендов и укрепить сельджукский султанат в Руме (в середине XII веке титулы малик (царь) и султан были, судя по всему, в равной степени применимы к правителям Сельджуков), внутри которого, тем не менее, находилась достаточно изолированная территория Центральной Анатолии, где с помощью крестоносцев византийцам удалось отвоевать северо-западную ее часть, а греки, армяне и франки удерживали Северную Сирию и Юго-Восточную Анатолию. Но самое главное заключалось в том, что в Северной и Восточной Анатолии появились другие туркменские княжества, возникновение которых сделало Конийских Сельджуков лишь одной из многих сил в регионе. Самым мощным в Северной Анатолии с центром в Цезарее (Кайсери) был эмират Данишмендов, основанный предводителем туркмен с персидским именем Даниишенд («ученый, образованный человек»). Позднее, в середине XIII веке, он был воспет в эпической поэме «Данишменднаме», где его имя звучит наряду с именами более ранних героев ислама, в частности, — знаменитого арабского воина периода войны с Византией Сиди Баттала. В первой половине XII века Данишмендский эмират уже был сильнее Сельджуков в военном отношении, и его отряды совершали военные походы (газават) против «неверных» — христиан, поэтому в 1135 году Аббасидский халиф и султан Великих Сельджуков в Ираке и Западном Иране удостоил лидера Данишмендов Гази титула малик за его службу в «священной войне» — джихаде.
Далее в Востоку еще одна ветвь туркменских племен — Салтуки, базировавшиеся в районе Эрзурума, совершали свои военные походы против греческих колоний на Черном море и в Грузии. По монетам, которые чеканили Салтук и его сыновья, можно сделать вывод что они признавали Сельджуков своими правителями, иными словами, они были в большей степени связаны с ирако-персидским миром, чем с эмиратами Анатолии, располагавшимися западнее, но в самом начале XIII века сблизились с набиравшими силу Сельджуками Рума. Кроме того, в Эрзинджане, Дивриги и других городах Восточной и Центральной Анатолии один из Менподжеков основал собственное княжество, об истории возникновения которого мало что известно и которое, впрочем, также оказалось в сфере влияния эмирата в Конье, но устояло до самого прихода монголов.

И, наконец, самые восточные и юго-восточные районы Анатолии также находились под контролем местных династий, основанных туркменскими предводителями сельджукских войск, самыми известными из которых были Артуки в Диярбакыре и династия Шахарменов в Ахлате. Но их политические и культурные связи тяготели больше к арабо-персидским регионам Верхней Месопотамии и Западной Персии, чем к западным землям Анатолии.

Мощь и влияние султаната Сельджукидов в Руме начали возрастать по мере того, как пришел в упадок эмират Данишмендов, который в 1147 году с трудом отбил наступление византийской армии при Конье под предводительством императора Мануэля I Комнина.

Килидж Арслан II отомстил византийцам за это нападение, нанеся крупное поражение императорской армии у озера Эгридир в 1176 году; после этого надежды Византии отвоевать Анатолию у тюркских племен были полностью похоронены, что было окончательно закреплено захватом Константинополя крестоносцами во время четвертого похода в 1204 г, и владения Византийской империи в Анатолии превратились в небольшой район вокруг Никеи. Для Сельджукидов эта победа открывала прямую дорюгу на Средиземноморское побережье, к портам Анталья и Аланья, а ближе к концу XIII века туркменский эмир из города Токкат захватил порт Самсун, выведя таким образом турецкие войска к Черному морю и окончательно закрепившись здесь вскоре после захвата Синопа.
Все это обеспечило турецким эмиратам Анатолии, до тех пор запертым в пределах Анатолийского плоскогорья, доступ к морю и возможность получать выгоду от контроля за торговыми путями, прюходившими через территорию Анатолии с севера на юг. В частности, в Анталье Сельджукиды смогли начать весьма прибыльную торговлю с венецианцами — врагами греков, и султанат получал, кроме того, выгоду от торговли Венеции с Александрией. Торговля между анатолийскими портами на Черном море и крымским портом Судак находилась под контролем греческого княжества в Трабзоне, но, пользуясь приходом на Русь и в Крым монгольских войск Золотой Орды в 1225- 1239 годах, Сельджукиды через город Кастамону и свои владения на Черноморском побережье смогли на короткое время установить господство над Судаком (1225-1227 годы).

Совет

Надо отметить, что положение христиан в Центральной Анатолии при тюрках было намного лучше, чем на арабо-персидских территориях, в самом оплоте ислама.

Сельджукидские султаны Рума сохранили некую долю терпимости или безразличия к иноверцам, которая в целом была присуща тюркским народам и монголам в Центральной Азии: они брали себе в жены грузинских и греческих принцесс, при них продолжали действовать церкви и монастыри, а греческое духовенство могло свободно общаться со своей патриархией в Константинополе.

В то время как арабский язык сохранял статус основного в правоведении, богословии и науке, в культуре двора Сельджукидов и в светской литературе в значительной степени преобладал персидский язык.

Это следует хотя бы из того, что уже на заре своей династии Сельджукиды выбирали себе имена из персидского эпоса (Кубад, Кай Хосров), и подтверждается тем, что в качестве литературного языка использовался персидский (тюркский применялся в это время скорее для повседневного разговорного общения).

После смерти султана Кубада I в 1237 году политическая жизнь султаната стала постепенно приходить в упадок, хотя бурлила по-прежнему интеллектуальная жизнь, оставалось высоким материальное благосостояние в султанате, также, как и раньше, процветала торговля.

Но на смену Кубаду пришли люди, которые в политическом плане были значительно слабее его, а между тем им пришлось столкнуться с рядом серьезных проблем во внешней политике. В 1240 году вспыхнуло и было подавлено крупное туркменское восстание под предводительством харизматического религиозного лидера шейха Баба Исхака.

А вслед за этим в Анатолию вторглись монголы, которые разбили армию Сельджукидов в сражении при Кёзедаге к востоку от города Сивас (1243 год). Султанат превратился в вассала монгольских Ильханов и вынужден был платить им дань.

При Муине аль-дине Парванехе, умелом администраторе и фактическом сельджукском правителе, наступил период относительно благополучной жизни, однако после его смерти в 1277 году монгольские наместники установили прямой контроль.

Обратите внимание

И все же династия Сельджукидов, обладавшая теперь лишь тенью своего былого могущества, номинально оставалась правящей до 1308 года. Затем наступает новый период в истории Анатолии, период раскола на мелкие княжества (бейлики), из которых впоследствии вышла династия Османов (Оттоманов).

По Клиффорду Эдмунду Босуорту.

Источник: http://round-the-world.org/?p=2459

Случайный рисунок

Слово «Эривань» по утверждению некоторых историков пришло из арабского языка. В современном Ереване, расположенном в араратской долине на сегодняшний день, проживает около 1.3 миллионов человек. Это самый древний город Закавказья и один из древнейших в мире.

По ветхозаветному преданию пророк Ной во время Всемирного потопа приплыл на своем ковчеге к горе Арарат. Армянская легенда гласит, что Ной выпустив животных на землю воскликнул «Еревац!», что переводится как «она появилась!».

Многочисленные раскопки и находки свидетельствуют о древности Еревана. В середине ХХ века археологами были обнаружены развалины древнейшего урартского поселения Эребуни, который был основан еще в 782 году до нашей эры.

Однако до сих пор нет сведений, как зародился город Эревань.

В начале V века на месте современного Еревана была основана церковь Петра и Павла, которую снесли во времена сталинского режима в 1931 году.

История Еревана, как и всего армянского государства, это история борьбы армянской нации за свое существование и свободу. Город неоднократно захватывали и грабили.

В конце 658 года Ереван подпадает под власть арабов. По недоказанной теории именно в этот период «Эребуни» переименовывается на арабский лад «Эревань».

Пробыв под покровительством арабского халифа несколько столетий, город переходит под власть сельджуков.

Важно

Армяне испокон веков занимались земледелием, ковроткачеством и виноделием. Вот и жители древнего Еревана делали вино, ткали ковры, снимали богатые урожаи фруктов и овощей, благо, обилие солнца и плодородная земля этому способствовали. К сожалению, плодородные земли Армении и плоды деятельности армян привлекали внимание соседних империй.

На протяжении 500 лет иноземные захватчики в лице турок-сельджуков и персов поочередно завоевывали Ереван и всю Армению.

Россия, к слову тоже не раз пыталась подчинить себе древнейший город, однако, лишь в 1827 году русские войска вошли в город. Эривань стал частью Российской империи, превратившись в Эриванскую губернию.

В смутные революционные годы Эривань становится главным городом республики Армения, а затем столицей АССР.

В советские годы в городе развивается промышленность, Ереван полностью меняет свой архитектурный облик. Появляются электростанции, запускается метрополитен.

Сегодня самый древний город Закавказья является столицей независимой Республики Армения. В городе функционируют офисы крупных иностранных компаний, банки и суперсовременные бизнес-центры. Ежегодно в город съезжаются туристы со всего постсоветского пространства и других частей планеты, чтобы полюбоваться древней армянской культурой, насладиться местным пейзажем и отведать национальную кухню.

Что предлагают туристам острова Средиземного моря »

Источник: http://vozlelesa.ru/drevneyshiy-gorod-zakavkazya.html

К.М.Туманов О доисторическом языке Закавказья Тифлис 1913

К.М.Туманов

Читайте также:  Карта: междоусобная война в московском княжестве 1425-1450 гг

О доисторическом языке Закавказья

(Из материалов по истории и языкознанию Кавказа)

Издание автора

ТИФЛИС

Типография, Канцелярия Наместника Е.И.В. на Кавказе

1913

О доисторическом языке Закавказья.

_____________

Ходом научных изысканий в Передней Азии естественно выдвинут вопрос о расах и языках на территории древнего Закавказья. Вопрос о расах – предмет особого суждения. Здесь мы затронем лишь вопрос о доисторических языках.

Древнейшие языки малодоступны для изучения, но вследствие этой же малодоступности создаётся великий интерес к их дешифровке.

Доисторические языки Закавказья исчезли и никогда бы наука не узнала о них, если б не предусмотрительность самих вершителей судеб древнего мира, желавших во что бы то ни стало дать знать о себе грядущему человечеству. В 1827 году французским правительством был командирован в Ван ученый Эд.

Шульц для изучения клинообразных надписей, имеющихся на крепостных стенах этого города. О существовании этих надписей знали давно, но разбором их никто до тех пор не занимался. Дешифровка надписей выяснила, что язык их был не ассирийский, а местный, ванский.

Совет

Это открытие местного доисторического языка вызвало целую сенсацию в научном мире, который не предполагал такой находки. Армянские историки, если и видели эти надписи, то считали их чужеземными памятниками, а не памятниками аборигенов страны.

Был открыт, таким образом, один из доисторических языков, быть может, самый интересный и самый распространённый в древнем Закавказье и в смежных с ним областях. Оставалось найти собственника этого языка, ту расу, которая говорила на нём. Она стала известна под именем урартийцев или алародийцев, по имени той страны (Урарту), которая вела войны с Ассирией и отмечала деяния своих царей в этих клинообразных надписях.

Предания закавказских народов, само собою разумеется, не знают совершенно рас, так как понятие о расе, даже в научном отношении, ещё новое и неустановившееся.

Летописцы появляются в эпоху, когда только что зарождается любознательность в народе и чувствуется потребность знать своих предков, но историю свою они начинают вести со времён мифических, привлекая к историческому труду все те легенды, поэмы и народные сказания, которые, по существу, составляют лишь материал для фольклора.

Может быть, такому обычаю составления истории нужно приписать то обстоятельство, что в начале повествования у них стоят герои, необыкновенные люди, исполины, располагающие большими физическими силами и обуреваемые воинственным пылом. Что предшествовало этим чудо-богатырям, повторяем, они не знают, и в них воплощают родоначальников разных народов.

Но так как в современной исторической науке существует течение, которое рассматривает родоначальников и царей отдалённых времён под иным углом зрения, видя в них лишь эпонимы разных племён, рас. То мы вправе разобраться со своей стороны, в том списке имён героев древности, который имеется в преданиях закавказских народов.

Общим родоначальником этих народов предания называют Торгому или Торгомоса, который, разумеется, известен только по имени. В этом Торгоме мы видим эпоним доисторического населения Закавказья, многочисленного, распадавшегося на множество колен и отпрысков.

Оно было издавна пришлое и занимало всё древнее Закавказье вплоть до малой Азии.

Будущие археологические изыскания, есть надежда, выяснят более точно вопрос об этой первоначальной основной расе Закавказья, впоследствии мало-помалу исчезнувшей или, лучше сказать, слившейся в исторических переворотах с другими расами древности, теперь же мы возвратимся к нашей теме.

Обратите внимание

Урартийцы, говорившие на ванском языке, сохранившемся в клинописи, в наших понятиях должны быть отождествлены с торгомосцами, так как первые, по общему мнению, были давними поселенцами древнего Закавказья и господствующей доисторической расой, то есть таким элементом, каким является Торгома с его многочисленными коленами.

[1] Но если это так, — какое же тождество существует между языком клинописи и языком торгомосцев? Не есть ли ванский язык только язык тогдашних официозов, язык рескриптов царей древности? Однако допустить подобное предположение вряд ли мы имеем основание.

Языки местных отпрысков расы не могли бы до такой степени разойтись, чтоб утерять сходство и связь с языком их официозов. Сами резчики этих письмён, не принадлежащие к царской крови, должны были знать тот язык, знаки которого они вырезывали. А это уже говорит в пользу распространённости в населении данного языка.

Язык ванских надписей оказался составленным из смешанного шрифта – ассирийского и местного, ванского. Ассирийский шрифт, ещё прежде до некоторой степени известный, был разобран, а местный распознавался по догадкам, аналогиям, разным соображениям. Не много помог делу Станислав Гюяр, догадка которого на первый раз произвела сильное впечатление в мире учёных.

Он нашёл, что большинство ванских надписей оканчивается одними и теми же фразами, и высказал предположение, что эти фразы содержат формулу призвания богов в каратели тех, которые будут пытаться разрушить надписи, формулу, которою обыкновенно заканчиваются надписи ассирийских царей.

Благодаря этому, установлен смысл слов и фраз этой формулы, что неожиданно пролило и некоторый свет на грамматические формы ванского языка.[2] Но, несмотря на счастливую догадку Гюяра, язык надписей всё же таки в конце концов не раскрыт.

Учёные обошли несколько дельных замечаний отдельных исследователей, например, вопрос о первичных и сложных словах в клинописи ими совершенно не был затронут, а также вопрос о признании за данным словом несколько разных значений; кроме того, глаголы в фразах не были точно выяснены.

А при таких условиях какие же точные научные результаты может дать чтение клинописи? Так и заглохло это дело, вызвавшее на очень трудную и кропотливую работу многих выдающихся ассириологов и породившее даже мучеников (Шульц и Бельк были разновременно умерщвлены курдами во время их научных изысканий).

Вдобавок к этому обнаружилась крайняя односторонность в этой научной работе, вследствие того, что учёные ассириологии не были знакомы с кавказскими и закавказскими языками, а знатоки последних не умели разбираться в клинописи. Так, повторяем, и остановилось дело. Очевидно, чтобы его двинуть вперёд нужен ещё один коэффициент для раскрытия доисторического языка, нужен ещё один ключ, кроме ключа, данного Гюяром. В интересах такой постановки вопроса необходимо выследить этот язык и вне клинообразных надписей, в очень древних географических названиях, а также найти элементы этого языка в горских языках Кавказа.

Идея сближения урартийского языка с горскими языками не нова. Один из учёных[3] уже сближал его с языками лезгинской группы, но без всякой исторической обосновки. О происхождении племён, известных под именем лезгин, не существует даже скудных сведений. Воспоминания их самих не восходят к эпохе ранее арабского нашествия и в полной мере арабизированы.

У историков же древности нет и намёка в том, чтобы предки лезгин были родственны урартийцам или жили по соседству их и общались с ними. У Страбона и Плутарха упоминаются о леках, как о жителях кавказских гор, из чего следует, что в I веке нашей эры и даже несколько ранее леки или лезгины уже занимали нынешние свои места.

Другие учёные сближают лезгин с теми лигами, которые жили в Малой Азии и некогда помогали хеттам в их борьбе с Египтом. Несмотря на это, нет положительно никаких сведений, чтоб в какой-либо период доисторической эпохи лиги или леки жили в массе своей в южном Закавказье.

Важно

В виду сказанного непонятна идея сближения ванского языка с дагестанскими, не говоря уже о том, что сближаются языковые элементы ещё не вполне выясненные.

Обозревая языки других кавказских горцев, мы должны сказать, что западно-горские языки, правда, очень древни и могли б находиться в той или другой степени близости к доисторическим закавказским языкам, но опять-таки сближающих исторических фактов не существует по отношению западных горцев, с одной стороны, и народов Закавказья, с другой.

Исключая, таким образом, дагестанские и западно-горские языки из предмета нашего суждения, мы должны остановиться только на одной группе языков, или наречий кавказских горцев, которая известна под именем чеченской. В виду этого нам придётся выяснить историческое прошлое чеченцев, народа «неисторического», о котором мало кто писал, которым мало кто интересовался.

Касаясь истории чеченцев, мы должны выставить три тезиса и, насколько возможно, подробно их рассмотреть, чтоб иметь возможность в дальнейшем вывести из них определённые заключения.

Эти три тезиса следующие: 1) древнее название чеченцев; 2) предание о происхождении их в связи со сведениями классических писателей о племенах древнего Закавказья и близость его к языку клинообразных надписей; 3) язык чеченский; следы его в географической номенклатуре древнего Закавказья и близость его к языку клинообразных надписей.

Рассмотрим эти тезисы в намеченном порядке.

_____________

В Древней армянской географии, почему-то приписываемой Моисею Хоренскому, составлявшейся, по предположению профессора Патканова, в первой половине VII века нашей эры, между прочим перечисляются народы, жившие в древней Сарматии, в нынешних предгорьях Кавказа. В ряду их назван и народ «нахчаматианы», о котором ни один из предшествовавших древних источников не упоминает.

Рассматривая это слово, К. Патканов говорит: «В именах сармат, савромат, яксамат, хечматак, слог мат имел, вероятно, какое-нибудь значение, может быть, земли, страны. То же самое встречается у автора (Древней армянской географии) в имени народа нахчаматьанк. Окончание янк у армян этническое. Остается имя нахча.

В таком виде мы встречаем это имя у чеченцев, которые и до сих пор называют себя нахче, то есть народ».[4]

По поводу этого слова мы можем сказать следующее: нах, по-чеченски, действительно, означает народ. Это слово в форме нахчий сделалось этническим названием чеченцев.

Совет

Что же касается слова матианы, то форма этого названия греческая (matiήnez); матиенами или матианами греки называли мидийцев, живших, между прочим, и в древней Армении.

Если проследить за этим названием, то окажется, что первоначальный его корень принадлежит какому-то другому языку. Ещё в ассирийских надписях встречается слово Мати, как название области, окаймляющей с южной стороны оз. Урмию.

Очевидно, это название области произошло от имени её жителей, матов, которых греки превратили в матиенов. Т. Рейнах, в своём исследовании «Un people oubliė: les matiėnes», рассматривает это племя самостоятельно, без отношения к остальным мидийцам.

Из карты расселения их, составленной господином Рейнахом, следует, что матиены или матианы жили в области, находящейся к югу и западу от оз. Урмии, а также в долинах Аракса, Сакасене и в области р. Галиса.

Подробных сведений о происхождении и времени появления матианов господин Рейнах, конечно, не даёт, но, принимая догадку господина Видемана, он сближает матианов с митанами или матанами, о которых упоминается в некоторых египетских памятниках.

Таким образом, немногие памятники митанского языка, имеющиеся в наше время, нужно считать остатками языка матианов. Но так ли это – вопрос другой. Итак, существовало в древности племя матианов, выдвинувшееся далеко к западу от расселения остальных мидийцев, с передовым постом на р. Галисе.

В итоге обобщения слова нахчаматианы вторая половина его не играет роли слога мат, как в других вышепоименованных названиях, приводимых К. Паткановым; первая половина слова – чеченская, вторая – греческая. Всё название обозначает: чеченцы-матианы.

Такое двойственное название, возникшее, как увидим далее, в пределах древнего Закавказья, удержалось на первых порах и в новых местах, в горах Кавказа, и если, действительно, этот народ появился там в начале VIII века, как об этом передаёт одно из чеченских преданий (приводим его ниже), то самый источник Армянской географии нужно отнести приблизительно тоже к VIII в., как, впрочем, делают это, расходясь с господином Паткановым, другие учёные.

Таким образом, Древняя армянская география считает чеченцев в числе горцев Кавказа и устанавливает их родство с матианами древней Армении.

Как попали чеченцы в кавказские горы, под влиянием каких событий, и, вообще, кто они по происхождению – об этом современные чеченцы не сумеют ничего сказать.

Да и не мудрено: давность лет, превратность судьбы, столкновения и борьба с другими народами, которые шли теми же путями, быть может, в силу те же мотивов и на те же места, которые читались наиболее защищёнными от посягательств варваров; наконец, добровольная или насильственная ассимиляция их с другими народами, которая вела к усилению или ослаблению индивидуальности чеченцев – всё это значительно влияло на изменение их первоначального типа и характера. Сейчас среди них есть тайпы (роды, фамилии), которые считаются различного происхождения. Чеченцы помнят, что известная часть их нынешней родины имела первобытных обитателей – чаберлоевцев. Последние подчинились им, смешались и язык их ныне очеченился. Чеченцы знают кумыков, с которыми издревле имели столкновения, помнят нартов, которые в их толковании являются в реальном виде, теряя свой мифический облик. Наконец, среди чеченцев образовалась ингушская группа, ныне делящаяся на пять обществ, имеющих свои предания, своих родоначальников; кистины, например, известные со времён появления чеченцев в горах, имели своего родоначальника и отмечены в Древней армянской географии как кусты. Сами ингуши (галги) тоже отмечены в вышеназванной книге, рядом с кустами, в виде хелов или гелов. Все эти племена, быть может, в расовом отношении близкие или родственные чеченцам, – были пришлыми из других мест, говорили на своём, отличном от чеченского, языке. С течением времени и ходом событий они постепенно слились с чеченцами и язык их очеченился.

Несмотря на такой пёстрый состав, такое вавилонское смешение народов в горах, ядро чеченцев несомненно составилось из тех мидийцев-матианов, которые в исторических переворотах в древнем Закавказье были оттеснены к кавказским горам. Это видно из преданий чеченцев и из их верований. В числе разных племён, издревле живших в Чечне, предания современных отмечают и народ мида, которому, между прочим, приписываются те подземные склепы с признаками сожжения трупов, какие находят ныне во время раскопок повсеместно в Чечне[5]. Б. Далгат, изучавший ингушей и чеченцев, даёт подробные сведения о семейном их культе. У чеченцев существуют патроны или боги, общие всему племени, затем патроны отдельных сельских обществ и покровители отдельных аулов или родов. В виду этого главные их боги и святые вроде Галь-ерда и Мятцели, должны представляться нам в сущности обоготворёнными их предками, в честь которых строились храмы и капища. Б. Далгат описывает подробно празднество в честь Мятцели. Оно происходит на горе Мат-хох (по-осетински хох – гора), которую ингуши называют (с искажением) Мяты. Название мат нынешние ингуши и чеченцы не могут объяснить. По нашему мнению, тут и кроется остаток того этнического имени, которое носили предки нынешних чеченцев – матианы.

Обратите внимание

По преданию чеченцев, предки их были керестанами, то есть христиане. Хотя керестанами называются у них и вообще иноверцы, но, по мнению У. Лаудаева, чеченцы первоначально называли керестанами христиан, но потом, приняв ислам, стали ругать керестанами всех иноверцев с евреями включительно.

Существует и другой признак, указывающий на их первоначальную веру. Это – христианский порядок исчисления дней недели, который, несмотря на переход чеченцев в магометанство, до сих пор у них держался[6]. Но когда и где приняли они христианство – неизвестно.

Читайте также:  Убийство кирова. ответственность сталина

У нынешних чеченцев воспоминания не восходят далее средних веков, времён усиления феодализма в Грузии и влияния последней на соседних горцев – осетин и чеченцев. Но нам кажется, что чеченцы были знакомы с христианским учением и до того, покуда они попали в горы, находясь под влиянием греческих миссионеров.

В средние века они могли возобновить лишь своё знакомство с ним под влиянием грузин.

Вот вкратце немногие, но бесспорные сведения о чеченцах, которые мы приводим, не касаясь непосредственно их словесной передачи, в которой удивительно перемешана правда с небылицами. Письменные предания чеченцев иного характера и иного происхождения, чем устные. Рукописи этих преданий все арабские и принадлежат муллам, между которыми много дагестанцев. История происхождения и расселения чеченцев рассказана там в связи с историей Дагестана, пропагандой в нём ислама, борой населения с арабскими завоевателями и пр. Естественно, что история чеченцев подверглась такому же искажению, как история дагестанцев, в интересах привития горскому населению сознания об его родственной связи с арабами и неразрывности с исламом.

Источник: https://shguno.livejournal.com/166330.html

1.2. Этногенез народов Закавказья. | Апсуара

Изучение трудов исследователей Закавказья от времен Гомера (IX в. до н. э.), Плиния и Страбона, арабских, персидских, российских и других историков, начиная со Средневековья и до середины XIХ в, позволяет сделать вывод, что на территории Кавказа и Закавказья, включая районы, прилегающие к этой территории с севера и юга, в рассматриваемый период проживали до 150 народностей.

Поскольку нас интересовали только народы, населявшие Закавказье (собственно, территорию современной Грузии и Восточное Причерноморье), для дальнейшего анализа мы ограничили перечень народов по нескольким признакам.

Во-первых, из перечня были исключены названия народов, населяющих Предкавказье (ногайцы, сарматы, кумыки и т. д.); затем народы, упоминание которых в течение исследуемого нами периода происходило только единожды.

Были изъяты наименования, присвоенные по признаку владетеля или вождя, а также по признаку проживания в том или ином населенном пункте, например: дадиан — бедиане, горийцы.

Важно

Были выведены названия народов известных к тому времени стран, не представлявших интереса для нашего исследования (армяне, персы), а также народы государств, которые позже отошли от рассматриваемого региона (Тао-Кларджети).

Использование сведений, представленных в работах античных и средневековых историков в привязке к эпохе и территории, занимаемой этими народами, позволили выявить определенные закономерности в возникновении этнонимов этих народов и их эволюции. На схеме (Рис.

1) показана картина эволюционного изменения этнонимов основных групп народов, населяющих районы Северного Предкавказья, Черноморского побережья и Закавказья.

При составлении приведенной схемы использовался такой показатель, как частота упоминаний народностей разными авторами в различные периоды по векам. Из каждой работы учитывалось только одно упоминание каждого народа.

Была учтена также информация соответствующих историков по отнесению тех или иных народностей к вновь возникающим этнонимам или народам, изменившим свой этноним во времени.

Представленный материал показывает, что в распределении народов в пределах исследуемой зоны имеют место несколько чистых линий этнических групп.

Естественно, внутри групп имело место смешение между отдельными их представителями, однако в целом они сохраняли свои этнические особенности и продолжают существовать в таком же виде до настоящего времени.

Способствовала этому и географическая обособленность.

На наш взгляд, такой чистой этнической группой являются сваны, существующие как самостоятельная народность, сохранившая особенности своего быта, своей жизни до настоящего времени. Как особая этническая группа сваны упоминаются еще в I в. н. э., однако имеются сведения, что их предками были моссинеки, а возможно, и меланхлены (V в. до н. э.).

Совет

Родной язык сванов не понятен для современных грузин (скорее всего, он был непонятен и картвелам Средневековья) как по лексике, так и по грамматическим формам. Еще меньше сходства в обычаях. Это — самостоятельная этническая общность среди народов Закавказья.

Их смешению с другими этносами препятствовала особенность их среды обитания — они занимали высокогорный район в точке поворота Кавказского хребта с направления север — юг на запад — восток.

Рис. 1

Первую группу народов, располагавшихся на юго-западе Причерноморья (Колхида) и углубленных в центральные области Закавказья, представляли колхи, а также ряд других племен, не составлявших в V веке до н. э. значительной численности в данном регионе. Колхи под этим именем зафиксированы в этом регионе с V века до н. э. и прослеживаются в трудах историков до конца XIV века. С I в. н. э.

их государство получило наименование Лазика, а затем, с его распадом, на этой территории выделились отдельные самостоятельные государства Имеретия, Гурия и Мингрелия (IХ-Х вв.). Г. Пайчадзе, интерпретируя становление грузинского государства, высказывает мнение, что после прекращения существования государства Колхида (I в. до н. э.): «на территории Западной Грузии (?) во II в. н. э.

образовалось Эгрисское государство, которое существовало до конца VIII в. В античных источниках оно называлось «Лазика». В византийских источниках, как и в античных, в отношении Грузии упоминается название «Колхида» и «Иберия», которых он именует западной Грузией и восточной Грузией». Правда, сам Г.

,Пайчадзе сообщает, что термины «Грузия», «Грузинская служба» употребляются в церковных летописях только с XVI в. А что касается государства Эгриси, то о нем практически нигде, кроме грузинской истории и литературы, переписанной из тех же грузинских источников ХVШ века, не упоминается.

Указанный автор безапелляционно заявляет, что в Восточном Причерноморье абхазов вообще не было, а те, кто завоевал практически все Закавказье и создал Абхазское царство, были «грузинами».

Вторая группа народов была представлена предками абхазов — гениохами, обитавшими на территории современной Абхазии. Их появление прослеживается с V в. до н. э., при этом они уже в ту пору занимали различные ареалы.

По сообщениям античных историков, гениохи в ранний период имели тесные связи с народами, населявшими северный участок Восточного Причерноморья, где тогда же обитали скифы. Неизбежные контакты этих этносов привели к смешиванию народностей, в результате чего уже в VI в. н. э.

Обратите внимание

появилась новая народность — мисимиане, занимавшая территорию современного участка Причерноморья от Адлера до районов окончания Кавказского хребта на севере. Мисимиане, смешавшись с зихами, дали начало (IX в.) джикетам, затем тому народу, который сегодня называется адыгами.

По языку, антропологическим характеристикам и обычаям он очень близок к своим южным соседям — абхазам и представляет по своей сути единую с абхазами этническую ветвь.

Этническая линия абхазов формировалась следующим образом. Гениохи, населявшие территорию от современного Адлера на севере и до южных границ Колхиды, обитали там с родственными племенами кораксов в V в. до н. э., и фтирофагами (с III в. до н. э. и до I в. н. э.). Предполагается, что это были предки сванов.

Саниги являлись одной из ветвей гениохов (I-IV вв. н. э.). Они-то и дали в I в. до н. э. начало новой народности — абсилам. С VIII в. абсилы получают новый этноним — абхазы, который существует и доныне на протяжении 14 веков. В IV в.

комбинация народностей гениохов с санигами вызвала появление новой этнической группы — абазгов, которые как самостоятельный народ существовали до конца XIV в.

В XI в. на территории Абхазии, в результате смешения двух национальных групп, в основном абазгов (поскольку эта ветвь с XII в.

будет постепенно затухать) и абхазов, достигших в ту пору своего высочайшего национального и государственного развития, возникает новая ветвь — абазины. Этот народ существует с XII в. и до настоящего времени.

Вся эта этническая линия народов обладает одним языком, близкими к нему являются языки более северных народов, населяющих Северное Предкавказье, имеющих подобные обычаи и ведущих сходный образ жизни.

Таким образом, в Восточном Причерноморье уже с начала I тысячелетия н. э.

сформировался самостоятельный абхазский этнос в составе нескольких десятков этнических групп, позже образовавших самостоятельные народности (субэтносы) в пределах северного, западного и южного Кавказа, сохраняющие этнические особенности, свою культуру и самобытность до настоящего времени.

Важно

С середины первого века. до н. э. в центральном районе Закавказья возникают новые национально-племенные территориальные образования, представлены иберийцами или иверцами. Это обобщенное название народов, располагавшихся к северу от появившегося в регионе государства Армения, которое армяне называли «Врастан», а его жителей – «горцы», т. е.

«враци», «ивраци», иверцы. Племенное образование картов, или картлов, начавшее появляться с VIII в. н. э.

в упоминаниях древних авторов как этноним и национальная группа, жившая на территории Восточного Закавказья, существует и поныне как одна из народностей современной Грузии, наряду с кахетинцами, эрами, двалами и другими племенами Центрального Закавказья.

Г.А. Меликишвили, а ему вторит Г. Пайчадзе, заявляет: «С древнейших времен Западная Грузия была населена мегрело-чанскими (западно-грузинскими) племенами».

Об абхазах, издревле обитавших в этом районе, речь не идет, поскольку само упоминание о них потребовало бы объяснения, что это за этнос, откуда он появился здесь раньше всех других народов Закавказья и ответов на прочие, неудобные для грузинских историков вопросы.

Говоря о Грузии, якобы распространившей свое влияние на Причерноморье, историки привлекают для доказательства этнос картлов и пытаются обосновать его родство с этнически самостоятельными племенами (например, колхами), располагавшимися в западной части Закавказья в VI в. до н. э.

Но картлы как этнос, по данным истории появляются, как мы уже говорили, значительно позже, примерно на рубеже начала VIII в. н. э.

Этническая связь картлов не прослеживается и с народами Восточного Причерноморья, поскольку имеретинцы, гурийцы и мингрелы как этносы определились значительно позже картлов на основе аборигенных народов Колхиды, Лазики и Абхазии.

Установлено также, что язык картлов имеет серьезные отличия от мингрельского, сванского и других языков народов Западного Закавказья (да и сами мингрелы не считают себя картвелами), что еще раз подчеркивает несходство картлов с остальными народами Закавказья и не свидетельствует в пользу принадлежности всех этих этносов к «Великой Грузии».

Совет

В истории Закавказья принято считать, что его заселение, происходило с юга через Малую Азию и шло по Восточному Причерноморью. Однако на территории Закавказья существует еще один проход в Малую Азию и регионы, где в древние века располагались высокоразвитые по тому времени цивилизации.

Этот путь в области границы современных Армении и Азербайджана в исторически обозримое время использовался постоянно для набегов на Закавказье персов, хазар и арабов. Заселение Причерноморья и образование на этой территории государства Колхида исторически подтверждено с V в. до н. э.

Протоабхазские племена появились в этом регионе раньше колхов (которые позже оттеснили их к северу в район нынешней Абхазии и бывшей Черкесии).

Учитывая, что государства Причерноморья ограничивались на востоке пределами Сурамского хребта, можно с уверенностью считать, что этот край заселялся по западному каналу из районов Малой Азии. Это подтверждено летописными источниками, и об этом же пишет и В. Бочкарев (1890 г.

), высказывающий мнение, что лазы и следующие за ними имеретинцы, гурийцы, аджарцы и отчасти мингрелы, если и принадлежат к картвелам, то представляют собой разновидность, настолько отличающуюся от родового типа, что их можно выделить в особую группу.

Более поздняя фиксация племен в центральных областях Закавказья (иверцы — с I в. до н. э., эры, двалы, даки — с V-VI вв., картлы — с VIII в.

), их антропологические и языковые отличия от народов Причерноморья, а также ограничение ареала тем же Сурамским хребтом — наталкивает на мысль о более позднем заселении этого региона. Скорее всего, оно проходило по иному, восточному пути.

Несомненно, этнические предки народов двух этих регионов отличались друг от друга. Естественно, это только предположение, гипотеза, но факты говорят о ее жизнеспособности и, возможно, беспристрастные историки найдут здесь рациональное зерно.

Как мы уже говорили, начиная с I в. н. э. на территории Колхиды образуется государство Лазика, и впервые фиксируются письменными источниками лазы – предполагаемые предки современных мингрелов, у которых были особенно интенсивными матримониальные взаимоотношения с абазгами в контактной зоне по Ингуру.

Этноним «лазы» полностью соответствует этнониму «колхи» и существует наряду с ним до конца XIII в. Этот народ соседствовал с территорией Абхазии, в пограничных областях совместно проживали колхи и абазги.

Полагаем, что между ними существовала особая этническая группа, обладавшая своим языком, давшая начало современным мингрелам. Приняв к употреблению еще два языка — абхазов и колхов (лазов), они занимали территорию, принадлежавшую ранее абазгам (абхазам) и имели общих царей, или царей-родственников.

Территория этой этнической групп всегда оставалась объектом притязаний народов, располагавшихся южнее пограничной реки Енгур (Ингур).

Обратите внимание

На рубеже VII-VIII вв. в Центральном Закавказье, наряду с народом картлов, появляются обособленные народности – эры (Эретия), двалы, обитавшие в срединной части южных предгорий Кавказа, и другие народности.

С XII в. начинает прослеживаться народность кахетинцы, заселяющая восточную часть Центрального Закавказья. С IX-Х вв. встречается упоминание о лаках, аджарцах, называемых некоторыми историками джурджуанами, и др.

Итак, на основании проведенного исследования можно сделать три важнейших заключения относительно этногенеза абхазов:

1) Абхазы являются одним из древнейших народов, заселяющих Кавказ. В письменных исторических источниках этноним «абхаз» через его предков абазгов, апсилов и гениохов фиксируется с V в. до н. э.

2)Этническая и этнографическая линии эволюционного развития абхазов являются чистыми. На протяжении 26 веков не происходило смешения этого этноса с другими, абхазы весь этот период проживали на своей исторической родине.

3) Утверждение, что абхазы спустились к Черному морю с гор (имеется в виду — с Северного Кавказа) два века назад, несостоятельно, поскольку:

а) на основе независимых источников подтверждено поселение этих этнических племен на территории современного проживания абхазов уже с V в. до н.э.;

б) на территории Северного Кавказа не отмечено наличия представителей предков этнической ветви абхазов.

4) На территории Закавказья и Восточного Причерноморья к ХХ в. возникли и сформировались несколько этнических линий народов:

а) гениохи — абсилы — абазги — абхазы — абазинцы;

б) мисимиане — зихи — черкесы — адыги;

в) сваны;

г) колхи — лазы — гурийцы – мингрелы.

5) К востоку от территории, занимаемой этой группой народов, полагаем, формировались самостоятельные этнические ветви: народов центрального Закавказья.

6) Народность, или этническая группа, «грузины» в историческом плане не просматривается.

7) С точки зрения этногеографии, эти перечисленные этнические группы народов обитали на локальных территориях, которые с течением времени расширялись или сокращались, но оставались постоянным местом расположения, обитания этих народов.

8) Смешения этнических групп начиная с исторически обозримого периода (V в. до н. э.) не происходило.

Источник: http://www.apsuara.ru/portal/node/206

Ссылка на основную публикацию