Народы россии в первой половине 19 века

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

В период правления Александра I произошло сбли­жение русского населения с другими народами Рос­сии. К началу XIX в. русские составляли около поло­вины населения страны. Всего насчитывалось 165 на­родов, которые жили на территории государства по единым законам.

В цервой половине XIX в. продолжилось заселение Сибири, Поволжья, Новороссии, Средней Азии. Новые земли часто были малозаселенными. На свободные тер­ритории перебирались и русские, и украинцы, и другие представители народов России.

С конца XVIII в. по ука­зу Екатерины II в Россию для освоения земель приез­жали иностранцы, по большей части немцы. Они сели­лись компактно, сохраняли свои традиции, культуру, язык, земледельческие традиции, ремесла.

Многие народы оказались в числе жителей России после присоединения новых территорий: восточного бе­рега Балтийского моря с Аландскими островами, Цар­ства Польского и Бессарабии, а также Грузии, Шема­ханского и Бакинского ханств, части Северного Кавка­за. В России новые территории включались в состав единого государства. Не было униженных колоний, как у многих европейских стран.

Обратите внимание

Центральный район России был заселен по большей части великороссами, а кроме того, финно-угорскими народами, потомками коренных жителей этих земель. В городах проживало еще больше народов самых разных национальностей, но русские составляли около 90%. Преимущественной верой было православие.

В западных регионах (Прибалтике, Польше, Фин­ляндии, Бессарабии) проживало в основном местное население — латыши, чухонцы, литовцы, поляки. Боль­шинство из них придерживались католической религии.

Поволжье с самого начала его заселения было мно­гонациональным. В нем проживало более 70 народно­стей. Самыми распространенными среди них были рус­ские, татары, мордва, чуваши, башкиры, украинцы. В городах православные храмы соседствовали с мусуль­манскими мечетями, еврейскими синагогами, лютеран­скими кирхами, католическими соборами.

Юг России также был населен людьми самых раз­ных национальностей. Самый большой процент состав­ляли украинцы, много было также крымских татар, евреев, греков, армян, крымчаков, караимов. Напри­мер, в Крыму большинство населения составляли рус­ские, украинцы и татары.

Чрезвычайно пестрым было население Кавказа.

Кро­ме довольно распространенных народов (грузин, армян, азербайджанцев) там проживало множество небольших народностей: абхазы, аджарцы, мегрелы, адыги, аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лаки, осетины, черкесы, чеченцы, ингуши, карачаи. Только в Дагестане прожива­ло более 30 народностей. Перечисленные народы и по язы­ку, и по культуре, и по традициям очень различались меж­ду собой.

Несколько десятков народностей насчитывало и на­селение Средней Азии; каждая со своей яркой само­бытной культурой и обычаями.

Обычаи, традиции и культуры разных народов, живших рядом, не смешивались и не подавлялись рус­ской культурой, а обогащали друг друга.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/shpargalki/shpargalki-po-istorii/8217-narody-rossii-v-pervoj-polovine-19-veka

Народы России в первой половине XIX в

Народы России в первой половине XIX в. Национальная политика самодержавия. 

Внешняя политика царя Александра I имела одним из своих итогов расширение территории Российской империи. Включение новых земель изменило национальный состав страны. Россия всегда была многонациональной страной. В западных и южных губерниях русское население соседствовало с украинским и белорусским.

На территории от Волги  до Восточной Арктики расселились тюркоязычные народы (татары, чуваши, башкипы, якуты и др.). Область распространения финно-угорских народов (карелов, коми, мордвы, мари, удмуртов) охватывала Север России, Поволжье, Урал и Зауралье. Эвенки эвены представляли в России тунгусо-маньчжурские народы.

  В религиозным отношении Россия тоже была неоднородна. Около 87 %   население придерживалось православной веры. От официального православия отделились старообрядчество, разделившееся на несколько  направлений. Значительная группа народов (татары, башкиры, горцы Кавказа) придерживались ислама. Калмыки, буряты исповедовали буддизм.

Многие народы Поволжья, Севера и Сибири сохраняли традиционные родоплеменные (языческие) верования.

Важно

Этно-конфессиональное многообразие Российской империи порождало массу серьезных проблем, требующих от властей незамедлительного решения.

Особую сложность национальному вопросу придавало то обстоятельство, что народы, входящие в состав империи, находились на разных уровнях экономического, общественно-политического и культурного развития.

Если некоторые регионы (Сибирь, Север, Закавказье) заметно уступали Великороссии и нуждались в ее помощи, то другие (Польша, Прибалтика, Украина) не отставали, а в чем-то даже опережали «метрополию» и поэтому тяготились своим пребыванием в составе Российской империи.

Основным принципом национальной политики ) было всемерное утверждение приоритета царской власти, укрепление авторитета православной церкви и распространение русского культурного влияния.

В результате русско-шведской войны по Фридрихсгамскому мирному договору (1809 г.) к России отошла Финляндия. В составе населения увеличилось, таким образом, количество финнов и шведов. В первой четверти XIX в. в Северное Причерноморье переселились 130 тысяч болгар, греков, гагаузов, а также почти 70 тысяч немцев.

По решениям Венского конгресса (1815 г.) к России отошли земли герцогства Варшавского, исключая Краков, которому был дан статус «вольного города». Эти присоединенные польские земли получили официальное название царство Польское. После русских и украинцев поляки стали третьим по численности народом страны.

Властям при выработке национальной политики нельзя было игнорировать интересы отдельных народов. Так Александр I оставил Финляндии конституцию, которой эта страна пользовалась, когда была в составе Швеции.

Серьезные перемены коснулись населения царства Польского. Еще до вторжения в пределы Российской империи Наполеон стремился привлечь на свою сторону поляков. Французский император обещал восстановить польскую государственность, принять конституцию. Учитывая это, Александр I объявил о разработке конституции, и в 1815 г. она была подписана царем.

Польша. Польская конституция была одной из наиболее либеральных в тот период. Главой государства объявлялся российский император, польская корона для него и его преемников становилась наследственной. Однако их власть ограничивалась конституцией. Управление Польшей сосредоточивалось в руках царского наместника.

Высшая законодательная власть принадлежала двухпалатному парламенту — сейму. Сейм был выборным органом. Избирательное право ограничивалось возрастным и имущественным цензом. Сейм не был уполномочен принимать законы, он мог лишь рекомендовать их царю для вынесения окончательного решения. На все государственные должности назначались поляки.

Все законодательные акты составлялись на польском языке. Польская конституция гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати. На время конституция сняла напряженность в отношениях между властями и польским населением. Но только на время.

Поляки ожидали в будущем предоставления национальной независимости, и введение конституции рассматривали как важный шаг на этом пути, в то время как Александр I считал, что для Польши и так сделано слишком много.

Совет

Уже в начале 1820-х годов началось постепенное отступление от положений польской конституции: сузилась сфера деятельности польского сейма, очевидной становилась политика русификации, усиливался произвол царского наместника Константина Павловича — брата Александра I. Оппозиционно настроенные депутаты подвергались арестам, была создана частная полиция.

Легально действовавшее Патриотическое общество было разгромлено. Назревшее недовольство всех категорий польского населения грозило вылиться в восстание. Толчком послужило намерение Николая I вмешаться во внутренние дела Франции, в которой в июле 1830 г. произошла революция. Угроза мобилизации подтолкнула поляков к решительным действиям.

Группа военных попыталась убить наместника, ворвавшись в его дворец в Варшаве. Был захвачен арсенал, а оружие роздано восставшим. В 1831 г. польский сейм объявил о том, что Николай I и вся его семья лишаются прав на польский престол. Руководителем польского правительства стал А. Чарторыйский (при Александре I член Негласного комитета).

На подавление восстания Николай I направил армию под командованием вначале генерал-фельдмаршала И. И. Дибича, а после смерти Дибича — И. Ф. Паскевича. Поляки потерпели ряд военных неудач, и в сентябре 1831 г. восстание было подавлено. Стремясь «наказать» поляков, Николай I решил отменить конституцию 1815 г. Ее заменил «Органический статут», по которому Польша стала составной частью Российской империи. Польский сейм и армия упразднялись. Были закрыты Варшавский и Виленский университеты.

Финляндия. В отличие от Польши, положение и развитие Финляндии в составе Российской империи было относительно спокойным. В Финляндии сохранилась конституция; все изменения в законах производились лишь с согласия сейма (собрание представителей всех сословий).

Управлял Великим княжеством Финляндским генерал-губернатор. Он назначался царем и, как правило, был выходцем из прибалтийских дворян. Генерал-губернатор возглавлял высшее административное учреждение, состоявшее из местных жителей, — Комитет главного управления.

Судом и государственным хозяйством ведал Правительственный совет. Все официальные бумаги, как и прежде, писались на шведском языке. При Николае I была учреждена должность министра — статс-секретаря Великого княжества Финляндского. По существу он являлся представителем Финляндии в Петербурге.

За ним закреплялось право личного доклада императору. Назначались на эту должность в основном уроженцы Финляндии.

Прибалтика. Важные перемены произошли в жизни прибалтийских народов, живших в трех западных российских губерниях: Эстляндской, Лифляндской и Курляндской.

В 1804 г. Александр I одобрил закон, по которому прибалтийские крестьяне признавались прикрепленными не к помещику, а к земле. Продажа их без земли запрещалась. Крестьяне объявлялись владельцами своих земельных наделов. Произвол помещиков был ограничен.

Обратите внимание

В 1816—1819 гг. крепостное право в Прибалтике ликвидировалось. Крестьяне получали личную свободу. Однако все права на ранее принадлежавшую им землю они утрачивали. Отныне крестьяне арендовали землю у помещиков.

Начавшийся в 1830—1840-х гг. XIX в. промышленный переворот способствовал подъему хозяйства в Прибалтике. Развитыми экономическими центрами этих губерний становятся города Рига, Ревель и Вильно.

Украина. В этот же период на Украине достигает заметных успехов промышленное развитие, растут обороты таких портовых городов, как Одесса, Таганрог, Николаев, Очаков. Развитию промышленности на Украине способствовало открытие здесь залежей каменного угля и железной руды. Однако в целом Украина продолжала оставаться аграрным краем.

В отличие от Польши, вопрос о политической автономии на Украине остро не стоял. Насущной проблемой являлось предоставление права свободного изучения и использования украинского языка местным населением. С согласия Николая I в 1834 г.

был открыт Киевский университет, в стенах которого в 1846 г. возникло Кирилло-Мефодиевское студенческое общество.

Участники его выступали за национальную автономию всех славянских народов в рамках единой славянской федерации, ликвидацию крепостного права и самодержавия.

Евреи. В середине XIX в. евреи составляли 2,5% всего населения, четвертым по численности народом страны (после русских, украинцев и поляков). После присоединения польских земель, Крымского ханства, Бессарабии и Кавказа Россия стала местом проживания многочисленного еврейского населения.

В отличие от поляков евреи не строили планов создания независимого национального государства на территории России, но своеобразная историческая судьба этого народа, особенности национального мировоззрения, упорная приверженность древним традициям и активное неприятие политики русификации — все это толкало царское правительство к дискриминационным действиям в отношении евреев.

 1835 г. закончилось формирование «черты оседлости» (создана в 1791 г.). Евреи имели право компактно селиться и заниматься своими промыслами (торговля, ремесло) только в западных губерниях (Польша, Западная Украина, Западная Белоруссия, Крым). 26 августа 1827 г. был отменен денежный налог, дававший евреям право не служить в российской армии. В середине 1840-х гг.

юридические функции кагала (еврейской общины) перешли к соответствующим государственным органам. Правительство активно поощряло переход евреев в православие, предоставляя принявшим крещение всевозможные льготы. Они, к примеру, имели право жить вне «черты оседлости». При Николае I была предпринята попытка переселить часть еврейского населения в Сибирь для ее освоения.

Важно

Евреи не были уравнены в правах с остальным населением империи, что вызвало недовольство среди них.

Большинство евреев занимались ремеслами, промыслами и мелкой торговлей.

Кавказ. В первой половине XIX в. расширились российские владения на Кавказе. Еще в 1801 г. в состав Российской империи вошла Кахетия. Вслед за ней русскими владениями стали Мингрелия, Имеретия, Гурия и Гянджа. В 1805 г. были завоеваны Карабах и Ширван, а в следующем году присоединена Осетия.

Народы этих территорий — представители разных языковых семей. Они исповедуют разные религии. Присоединение этих территорий происходило по-разному и имело различные последствия. С одной стороны, началось взаимовыгодное взаимодействие экономик и культур Кавказа и России.

Народам Кавказа гарантировалась защита от попыток подчинения со стороны Турции и Персии. С другой стороны, внедрение новой системы управления, а также культурных обычаев и традиций вызывало протест у части коренного населения. Это и стало главной причиной Кавказской войны, которая началась в 1817 г.

и длилась почти полстолетия — до 1864 г. В этой войне столкнулись два образа жизни, две системы традиций и представлений.

Читайте также:  Изменения в социальной структуре россии. помещики и буржуазия.

 Среди наиболее позитивных шагов российского правительства в области национальной политики принято выделять принятие в 1822 г. «устава об управлении инородцев». Инициатором его подготовки был М. М. Сперанский.

Для своего времени это был самый прогрессивный в отношении коренных народов документ. Все коренные народы Сибири (манси, ненцы, тунгусы, чукчи, якуты и др.) делились на три разряда — бродячие, кочевые, оседлые. Чукчи имели четвертый статус — «не вполне покоренных» народов.

Бродячие и кочевые народы уравнивались в налогах с государственными крестьянами, сохраняя при этом свои внутренние порядки. Оседлые народы были приравнены к государственным крестьянам.

Таким образом, устав способствовал сохранению коренными народами Сибири их самобытных черт и одновременно включению их в хозяйственную и культурную жизнь российского общества.

Источник: https://i100rik.com.ua/narodyi-rossii-v-pervoy-polovine-xix-v/

Россия в первой половине 19 века

В статье мы обговорим основные моменты правления русской монархической династии: смерть Екатерины, престонаследник Павел и племянник императрицы – Александр, прозванный “Благословенный”.

Поговорим кратко о архитектуре первой половины 19 века в России, упомянем культурные особенности русского народа и музыкальные предпочтения.

После смерти Екатерины II к власти приходит её сын Павел.

В начале своего правления он отменяет все законы матери, возвращает ссыльных, а её приближенных снимает с должностей.

На законодательном уровне запрещается наследовать престол женщинам. Павел вступает в союз с Францией и направляет 40-тысячный корпус казаков в Британскую Индию, принадлежащую Англии.


Совет

Британское правительство решает совершить в России «дворцовый» переворот – смена власти без военного вмешательства.

Ночью 11 марта 1801 года в резиденцию Павла вторгается группа заговорщиков из 30 человек, во главе с братьями Зубовыми.

Рис. 1. Павел I.

Павлу предлагают отказаться от трона в пользу племянника Екатерины – Александра. Он решительно отказывается подписывать документы, тогда Платон Зубов ударяет его металлической табакеркой и добивает ударом в висок.

На престол вступает Александр I, а официальной причиной смерти Павла I объявляется желудочная болезнь. Новый император направляет все силы на реформацию государственного устройства:

  • вводит разрешение на покупку земли купцами и крестьянами.
  • дворяне лишаются права на земельную монополию.
  • подписывает указ «О вольных хлебопашцах», позволяющий, в буквальном смысле, выкупить крестьянину себя и получить землю.

Александр запрещает применять к батракам тяжелые физические наказания и ссылать их в Сибирь.

Крестьяне России в первой половине 19 века, впервые получили существенные послабления, которые стали «стартом» к отмене крепостного закона.

Рис. 2. Крепостные крестьяне.

Александр понимает важность образования и вводит бесплатные двухгодичные школы для всех слоёв населения. Открываются новые университеты в Харькове и Казани. Образовательные реформы повышают общий уровень развития жителей Российской империи.

Постепенно развивалась живопись в направлении романтизма и реализма. Академия художеств признавала только классицизм: поощрялось изображение библейских сюжетов и строгое соблюдение правил классицизма.

Для литературы 19 век стал «золотым» – свои мысли увековечили в книгах: Пушкин, Жуковский, Карамзин, Лермонтов, Гоголь и другие классики. Впервые в литературе отражались проблемы народа: несправедливость, кастовое распределение, неграмотность и слепая вера в авторитеты (догматизм).

В это время набирало обороты движение декабристов, выступающих против монархии.

Рис. 3. Декабристы.

После сожжения Москвы Кутузовым и победой над Францией встал вопрос восстановления города. Архитекторы придерживались классицизма в оформлении зданий. По проекту О. И. Бове построили ансамбль Театральной площади, возвели Малый и Большой театр, он же и построил знаменитый Александровский сад.

Со временем классицизм сменился «русско-византийским» стилем, в соответствии с чем была переделана Кремлевская площадь и преображено главное здание. Города начали играть ключевую роль: к ним стекались крестьяне, интеллигенция и новый класс – буржуазия. В первой половине 19 века стремительно развивается классическая музыка.

Период открывается знаменитыми композиторами Глинкой и Дарго­мыжским.

Обратите внимание

Из статьи по истории мы узнали о дворцовом перевороте, свержении Павла I и передачи власти к Александру I. Также мы узнали о культуре, живописи, музыке и о развитии архитектуры в России 19-го века.

Средняя оценка: 4.2.

Всего получено оценок: 325.

Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/rossiya-v-pervoy-polovine-19-veka-kratko.html

Назовите национальности и народности, входящие в состав Российской империи в первой половине XIX в

Назовите национальности и народности, входящие в состав Российской империи в первой половине XIX в., которые упоминаются в параграфе. Подготовьте сообщение об одном из народов Российской империи.

Ответ

В параграфе упомянуты: поляки, евреи, финны, шведы, богары, греки, гагаузы, сербы, немцы, украинцы, эстонцы, латыши, армяне, осетины, курды, таты, грузины, абхазы, абазины, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги, чеченцы, ингуши, аварцы, лакцы, даргинцы, табасараны, лезгины, агулы, рутульцы, цахуры, кумыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы, мансы, ненцы, энцы, селькупы, тунгусы (эвенки), чукчи, юкагиры, якуты, койбалы, качинцы, белтиры, сагайцы, кызыльцы, хакасцы, буряты, татары, алтайцы, шорцы, коряки.

Поляки (народ Российской империи)

Сегодня очень часто под народом подразумевают крестьян, как ниболее консервативый слой, сохранивший больше всего черт первоначальной культуры.

Но не крестьяне в Польше мечтали о независимости Речи Посполитой, с радостью вступали в армию Наполеона, надеясь, что он вернёт эту самую независимость, не они в Российской империи до конца её существования считались патологическими смутьянами.

Всё это описание шляхты (которую после присоединения к России отождествили с дворянством). Она имела своё особое самосознание и культуру, которая в то время и была характеристикой нации.

Примерно в XV веке сложилась легенда, согласно которой дикое, но доблестное племя сарматов завоевало не умевшие сражаться, инертные народы на землях, которые позже объединились в Речь Посполитую.

Сарматы стали там правящим сословием – шляхтой, а местные покорённые жители – простым народом.

Во многом этих обосновывалось крепостное право – по праву завоевания победители обратили в рабство побеждённых.

Важно

Несмотря на то, что шляхтичи в России были признаны дворянами, это сословие было гораздо более многочисленным. В среднем по стране они составляли 8-10% населения, а на Подляшье (в районе современного Белостока) – 25%.

Благодаря этому сарматы действительно представляли из себя целый народ, потому что делились на многочисленные имущественные слои – от магнатов, чьи земли превышали владения иных европейских монархов, до застянковой шляхты, чьи владения порой не достигали размера наделов иных русских крестьян.

Каждый мужчина-сармат должен был быть, прежде всего, воином, а также галантным кавалером.

Он обязан был постоянно оставаться готовым к войне (а в XVII-XVIII веках значительная часть жизни многих шляхтичей действительно проходила в войнах внешних или междоусобных) и смерть в битве считалась самой почётной.

Достойным занятием вне войн считались охота, а также национальный танец полонез. Сарматка призвана была оставаться хранительницей дома, которая поддерживает его, пока хозяин воюет вдалеке, а в случае чего может организовать челядь, чтобы дать отпор недругам.

Со второй половины XVII века другой характерной чертой сармата становиться католицизм. Добрый шляхтич за очень редким исключением обязан был быть добрым католиком.

В идеал обязательно входила молитва воинов перед битвой и молитва женщин за своих мужчин на войне. Но при этом католицизм имел местный колорит.

Собрание апостолов часто напоминало сеймик шляхты, через святых воспевались те же шляхетские доблести.

Совет

Шляхтич обладал гонором. Это понятие было чем-то похоже на европейскую дворянскую честь, но не тождественно ей.

Чтобы сохранить гонор также требовалось избегать недостойных поступков, не спускать оскорблений, но, например, не было разработанных правил поединков, вроде европейского дуэльного кодекса.

Человеком без гонора считался также человек занимавшийся недостойным трудом. К таковому относились, прежде всего, сельское хозяйство и ремесло.

В самом национальном характере сарматизма заложен республиканизм. Все шляхтичи были формально равны между собой – и богатейший магнат, и бедный застянковый шляхтич считались панами-братьями. В Речи Посполитой не существовало феодальных титулов (вроде князей, графов).

Некоторые магнаты их носили, но получали их за границей, чаще всего – в Священной Римской империи германской нации. Но при этом шляхта чётко отделяла себя от простолюдинов.

Равенство и права были только для сарматов, остальные потомки покорённых должны были знать своё место.

Собственную страну шляхта считала лучшей в мире и уникальной, отличной как от деспотичного востока, так и от абсолютисткой Европы. Потому она так сокрушалась о потере Речью Посполитой независимости и столь отчаянно пыталась её вернуть.

Национальный костюм сарматизма отчасти напоминал русский допетровский. Он состоял из сапог, шаровар (широких в бёдрах штанов), подпоясанного кунтуша (длинного кафтана) и шапки с меховыми отворотами. Особым предметом гордости являлся пояс.

Обратите внимание

Он был широким, богато украшенным. И длинным – обматывался вокруг тела несколько раз. Одними из самых ценными были пояса, сделанные на Слуцкой мануфактуре – они и сегодня остаются гордостью тех музеев, которым посчастливилось ими обладать.

Костюм дополнялся саблей.

Источник: https://schoolotvety.ru/2018/09/27/nazovite-natsionalnosti-narodnosti-vhodyashhie-v-sostav-rossiyskoy-imperii-v-pervoy-polovine-xix-v/

Культура народов России во второй половине XIX века

Во второй половине XIX в., культура народов России достигла значительного развития. Украинская культура переживала те же процессы, что и русская культура. Демократические традиции творчества Тараса Шевченко развили и продолжили такие замечательные украинские писатели, как Марко Вовчок, И. Я. Франко, Панас Мирный и другие.

Марко Вовчок  псевдоним Марии Александровны Вилинской-Маркович (1834-1907). Прекрасное знание быта и нравов украинских крестьян, их устного творчества, тонкое чувство языка сделали ее блестящей украинской писательницей.

Ее рассказы из народного быта, рисовавшие тяжелую жизнь крестьян, и особенно крестьянок, их борьбу за свободу, стали широко известны среди украинского народа. «Украинские народные рассказы» Вовчок переведены на русский язык И. С. Тургеневым. Писательница была близка к революционным кругам и в своем творчестве отразила революционно-демократические взгляды.

Марко Вовчок оказала большое влияние на развитие украинской литературы.

Дорого украинскому народу имя замечательного писателя, ученого и общественного деятеля Ивана Яковлевича Франко (1856-1916). Родился он в Галиции, входившей тогда в Австро-Венгерскую империю, в семье деревенского кузнеца.

С юношеских лет принимая участие в освободительном движении, Франко выступал активным борцом за уничтожение австро-венгерского гнета. За это он неоднократно отбывал тюремные наказания.

Творчество И. Я. Франко было разносторонне. Это был крупный поэт, замечательный романист и драматург, произведения которого пронизаны любовью к своему народуу раздумьем над его судьбой, глубоким пониманием его интересов. В своих книгах писатель выдвигал идею сближения всех славянских народов. Франко был крупным ученым-фольклористом, историком литературы и литературным критиком. Он перевел на украинский язык многие выдающиеся произведения русских и западноевропейских писателей, отдельные работы Маркса и Энгельса. Его творчество получило самую высокую оценку великого пролетарского писателя Максима Горького.

Крупным писателем революционно-демократического направления был Панас Мирный (1849-1920), создатель украинского реалистического романа. В своих романах он показал жизнь народа в период утверждения капитализма на Украине.

Важно

Больших высот во второй половине XIX в. достигло музыкальное искусство Украины, любимое всеми народами нашей страны. Выдающийся вклад в развитие украинской и русской музыки внес украинский композитор Н. В. Лысенко (1842-1912). На основе глубокого изучения дородной музыки он создал удивительно мелодичные, жизнерадостные произведения. Его оперы, особенно «Наталка Полтавка», до сего времени исполняются в наших театрах.

В тесном взаимодействии с русской культурой развивалась культура белорусского народа. Демократический подъем второй половины века вызвал к жизни расцвет белорусской поэзии. Замечательные белорусские поэты Ф. Богушевич и И. Неслуховский создали прекрасные произведения на русском и белорусском языках.

На формирование демократических взглядов Богушевич а большое влияние оказало учение Чернышевского, поэзия Некрасова и Шевченко. Широкую известность в Белоруссии получили сборники стихов Богушевича «Дудка белорусская» и «Смычок белорусский». В своих произведениях пот выступал страстным защитником обездоленного и угнетенного белорусского крестьянина.

Янка Лучина (И. Неслуховский) по образованию был инженер. Он окончил Петербургский технологический институт. Работая в железнодорожных мастерских, он близко познакомился с жизнью рабочих. В своих стихах Лучина воспевал труд, выражал ненависть к угнетению.

Значительного развития достигает культура прибалтийских народов. В конце века начинают свою деятельность великий латышский поэт Ян Райнис, литовская писательница Ю. Жемайте, эстонский писатель Э. Вильде.

Новый подъем во второй половине XIX столетия переживают древние культуры народов Закавказья. Культура народов Грузии, Армении, Азербайджана развивалась своими особыми путями, но общность исторических судеб этих народов, могучее воздействие передовой русской культуры привели к тому, что их культура стала близкой и понятной всем народам нашей страны.

Читайте также:  Обстановка в 80-х годах

Грузинский народ выдвинул таких замечательных писателей, как И. Чавчавадзе и А. Церетели.

Илья Григорьевич Чавчавадзе (1837-1907) – выдающийся писатель, общественный деятель и патриот своей родины. Образование он получил в Петербургском университете, где принимал активное участие в студенческом движении начала 60-х годов. Он испытал глубокое и благотворное влияние русского освободительного движения и явился основоположником критического реализма в грузинской литературе. Его произведения, правдиво отражающие жизнь, служили борьбе за освобождение народа от классового и национального гнета. Чавчавадзе прекрасно понимал значение русской культуры для развития культуры грузинского народа. Он писал: «Русская культура оказала большое, руководящее влияние на путь нашего развития, оказала воздействие на то, что составляет нашу духовную силу, наше сознание, нашу мысль… Нет среди нас ни одного общественного и литературного деятеля, не носящего в себе воздействие русской литературы».

Соратником Чавчавадзе был превосходный грузинский поэт Акакий Ростомович Церетели (1840-1915). Его поэмы, стихотворения, повести проникнуты глубокой любовью к своему народу Церетели был одним из основоположников новой грузинской литературы.

Во второй половине XIX столетия продолжал свою деятельность замечательный писатель и мыслитель Мирза Фатали Ахундов – основоположник реализма в азербайджанской литературе. Он внес выдающийся вклад в развитие культуры азербайджанского народа, в борьбу против суеверий, невежества, религиозного фанатизма. Блестяще образованный человек, крупный мыслитель-материалист, он оказал огромное влияние на развитие литературы и общественной мысли народов Востока. Он был горячим поборником дружбы народов, сближения азербайджанского народа с русским народом.

Совет

Большое значение в развитии армянской культуры и культуры народов Закавказья имела деятельность М. Налбандяна. Он был близок к А. И. Герцену, разделял его революционные и просветительские воззрения. Его борьба против церкви и феодальной ограниченности – важная веха в становлении национальной армянской культуры.

Включение Средней Азии в состав России способствовало быстрому подъему культуры узбекского, таджикского, туркменского народов. Вековой застой сменился активной деятельностью, приобщением народов Средней Азии к европейской и русской культуре. Крупнейшим узбекским поэтом того времени был Фуркат. Он призывал к сближению с русским народом, к освоению его культуры как средству развития своей национальной культуры.

Для становления культуры казахского народа исключительно важна деятельность великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева (1845-1904). Кунанбаез является основоположником литературного языка и письменной литературы в Казахстане. Его творчество – это энциклопедия жизни казахов конца XIX в. Он неустанно боролся против невежества, косности, феодально-байских пережитков в быту и в сознании людей. Его призыв к сближению с русским народом имел огромное значение для развития культуры народов Востока. «Помни,- писал он,- что главное – научиться русской науке… Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру. Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза».

Передовая, прогрессивная культура разных народов России развивалась в тесном взаимодействии друг с другом. Попытки национальной буржуазии оторвать культуру того или иного народа от русской культуры, посеять вражду, недоверие к русскому народу успеха не имели. Национальная культура народов нашей страны развивалась под благотворным воздействием передовой русской культуры, которая впитывала в себя лучшие достижения культуры других народов России. Именно поэтому русская культура была близка и понятна всем народам нашей страны.

Источник: http://hist-world.com/rossijskaya-imperiya-xixv-fedosov/503-kultura-narodov-rossii-vo-vtoroj-polovine-xix-veka.html

Быт и обычаи населения России в первой половине XIX века

Изучение быта и обычаев людей необходимо для понимания процессов, происходящих в обществе и представления общей картины России в начале XIXвека.

На этом уроке вы узнаете о том, где и как жили люди; что они носили и что ели; чем занимались в свободное время.

Первым делом, посмотрим, где жили представители разных слоев населения. Крестьяне жили в избах из дерева. Основным инструментов для постройки был топор, поэтому и говорили «срубить дом».

Основание дома называлось подклеть. Там хранились орудия труда, мог находиться скот. Чем севернее жили люди, тем более высоким было основание.

 Основное помещение называлось горницей и находилось над подклетью.

В горнице самым важным элементом была печь. Она разделяла помещение на мужскую и женскую половины. По диагонали от печи находился красный угол, в котором размещались иконы. В этом же углу стоял стол. Вдоль стола ставились лавки.

Как правило, в «красный» угол садились самые важные гости, либо хозяин дома. Рядом с хозяином, на лавке садились сыновья, начиная с самого старшего. Это была мужская половина стола. Хозяйка садилась на приставную скамью. Она должна быть ближе к печи. По другую сторону стола сидели дочери. Таким же образом делился и дом.

Половина дома возле печи была женской.

Здесь хранилась посуда, предметы быта, прялка. Висела детская колыбель, чтобы хозяйка всегда могла подойти к ребенку. Мужчине заходить на женскую половину запрещалось. Напротив была мужская часть дома. Здесь хозяин занимался починкой обуви, предметов хозяйства и многим другим. На этой же половине принимали гостей. Из мебели в избе были стол, скамьи.

Обратите внимание

В середине XIX века появились стулья. Спали на полатях. Как правило, на печи могли спать только старики. Все вещи хранили в сундуках. Однако следует помнить, что положение крестьян было разным. Более зажиточные могли позволить себе лучшие условия жизни, в то время как были и очень бедные крестьяне.

Тяжелыми были условия жизни рабочих, они жили в городских казармах, где вдоль коридоров размещались комнаты, с большим количеством кроватей.

А сейчас посмотрим, как жили в городах богатые мещане и представители купечества. Их дома были в основном каменными, можно было встретить и такие, у которых нижняя часть была каменной, а верхняя – деревянной.

В распоряжении хозяев в таком доме было 8 комнат. Обязательными были гостиная, столовая, диванная, комната для танцев, кабинет. Отдельные комнаты отводились прислуге. Красивой и разнообразной была мебель: кресла, диваны, письменные столы, шкафы для посуды и для книг.

На стенах, которые обязательно обклеивали обоями, можно увидеть зеркала, картины, часы.

Популярными были загородные усадьбы. Для постройки дома выбирали живописную местность с парком, озером или рекой. Это было одно-, двух- или трехэтажное строение.

В усадьбах был парадный зал, в котором устраивались приёмы; гостиные; библиотека, где дворяне любили почитать и обсудить прочитанное; кабинет, женская комната, или будуар, где хозяйки могли принимать гостей; буфетная и столовая. Интересным было расположение комнат.

Они размещались в ряд, одна за другой, образуя анфиладу. У вошедших складывалось впечатление бесконечного пространства. Мебель была та же, что и в купеческих домах, только более дорогая. Обязательным предметом были столы для игры в карты. В зале находились музыкальные инструменты, на которых играли во время организованных хозяевами вечеров. Дорогим было лепное украшение потолков, оно поражало своим разнообразием в каждом отдельном доме.

Важно

Члены императорской семьи жили в разных дворцах, размещавшихся в Петербурге и Царском Селе. Самыми большими были Зимний дворец, Александровский и Екатерининский дворцы. Для императрицы Марии Фёдоровны был устроен Елагин дворец. До этого ей принадлежал Гатчинский дворец.

В Аничковом дворце жил Николай I, затем он подарил дворец на свадьбу своему сыну Александру.

Периодически императорская семья останавливалась в Каменно-Островском и Таврическом дворцах. В Александровском и Гатчинском дворцах в одном из залов находились горки для катания.

Однако примечательным остается тот факт, что дети императорской семьи спали на походных раскладных кроватях. Это было одним из элементов воспитания. Можно бесконечно долго описывать убранство этих дворцов, просто посмотрите, какие прекрасные это были комнаты, залы и кабинеты.

Сейчас нам предстоит узнать, что изменилось в моде в начале XIX века.

 

Костюм женщины-крестьянки состоял из рубахи, сарафана или юбки, кокошника по праздникам или платка. На ногах летом носили лапти, а зимой – поршни или валенки. Незамужним девушкам можно было не носить головной убор, волосы они украшали лентами.

Замужние женщины обязательно прятали волосы под чепцы, платки или кокошники. Появиться «простоволосой» на людях было большим позором. Неотъемлемым элементом костюма был пояс, который являлся оберегом.

Мужчины-крестьяне носили рубаху, армяк и порты из грубой ткани. Головным убором для мужчин служили валяная шапка, картуз.

Популярными в начале XIX века стали «гречневики» – это головные уборы, напоминающие по форме лепёшку из гречневой муки. На ногах крестьяне носили лапти или сапоги.

Рабочие в городах носили подпоясанные рубахи, брюки, которые они заправляли в высокие сапоги, жилеты и пиджаки, либо длинные сюртуки. Головным убором рабочих был картуз, козырек которого покрывался лаком.

Совет

В купеческом костюме еще долгое время прослеживались черты крестьянской одежды. Мужчины носили зипуны, кафтаны. Позже появились сюртуки, популярные среди горожан. На ногах мужчины носили высокие сапоги. В зимнее время носили шубы, меховые шапки, тулупы.

Интерес вызывает одежда купчих.

Своей безвкусицей она вызывала смех у всех слоев населения. Женщинам хотелось показать свой статус, похвастаться богатством. Поэтому платья они украшали различными бантами, пестрыми цветами, делая его максимально ярким. Неизменным атрибутом купчих была шаль или цветной платок.

 Еще одна отличительная деталь купеческого костюма – это украшения.

Массивные золотые часы, перстни с драгоценными камнями. Все, что может показать достаток, несмотря на то, что является безвкусным и неуместным.

Наиболее разнообразной и красивой была дворянская мода. Женские платья шились из тонких тканей. В них была завышенная талия, короткие рукава и открытое декольте. Это было очень красиво, но не соответствовало климату России.

Жертвами моды становилось все большее количество женщин. В XIX веке стали популярны рединготы – это верхняя одежда, по форме напоминающая платье. Зимой оно подбивалось мехом. В конце первой четверти XIX века стало модным сочетание рукавов-фонариков и длинных узких рукавов. Низ платья украшали вышивкой, цветами, оборками.

Платья отличались качеством ткани. Глубокое декольте дамы прикрывали шемизеткой. Женские шляпки часто украшались лентами. Завершить образ помогали самые различные украшения.

Повседневной мужской одеждой были редингот, который шился с высоким воротником, защищавшим от ветра; фрак, который носили с панталонами и жилетом; высокая шляпа, или цилиндр; на ногах носили высокие сапоги или башмаки.

Питание. Крестьяне употребляли простую пищу, которую сами же и выращивали.

На столе у них можно было увидеть хлеб, похлёбки и щи, каши, грибы и ягоды, рыбу и мясо домашних птиц, овощи. В XIX веке начал распространяться картофель. Большим подарком для крестьян были пряники и калачи. Постепенно из города в деревню пришла мода на чаепитие. Пили в основном черный чай, который заваривали в самоваре.

Обратите внимание

На столах купцов были щи, различные пироги с начинкой, рыба, мясо, сметана, сливки, простокваша, икра. В XIX веке стало популярным слово «суп», которое объединило в себе похлёбки, щи и прочую жидкую пищу. На купеческих столах было большое количество столовых приборов: десертные, чайные и столовые ложки, ножи, вилки. Посуда была сделана из фарфора или фаянса.

В высших слоях общества меню было более разнообразным, распространена была французская кухня. Она изобиловала иностранными блюдами. Поэт Филимонов оставил нам описание закусок дворянского стола:

Тут кюммель гданьский разнесли, За ним, с тверскими калачами, Икру зернистую, угрей, Балык и сёмгу с колбасами. Вот устрицы чужих морей, Форшмак из килек и сельдей, Подарок кухни нам немецкой, Фондю швейцарский, сюльта шведский,

Англо-британский уэлшрабит,

Анчоус в соусе голландском, Салакушка в рагу испанском,

Минога с луком а ля аб,

И Кольский лабардан отварной.

Супы были традиционно русскими: щи, уха, борщ с салом. Зачастую к супам подавались пироги. Мясо и рыбу дворянство употребляло в больших количествах: говядина, свинина, рябчики, стерлядь, угорь, налим, карась, форель, камбала. Любили дворяне пельмени.

Среди напитков у крестьян и горожан был популярен квас, сбитень.

Дворяне же предпочитали вино и шампанское.

Пришла пора узнать, как же отдыхали жители России в начале XIX века.

Дворяне свободное время проводили по-разному. Они посещали концерты, театры. Устраивали балы и маскарады. Причем балы были одним из самых популярных видов досуга.

Читайте также:  Восточные славяне в vi-viii вв

Дворяне всегда должны были соблюдать рамки приличия, на работе они были служащими, дома – отцы семейств и заботливые матери. И только на балу они были просто веселящимися дворянами, которые находятся среди равных себе. Детей с самого раннего возраста обучали танцам и манере вести светскую беседу.

Одним из самых важных дней в жизни девушек был день ее первого появления на балу.

Новым видом досуга для дворян стали клубы, где собирались представители высшего света, объединенные общими интересами. В Москве существовал Английский клуб, в 1846 году в Петербурге открылся Императорский яхт-клуб.

В своих домах дворяне устраивали салоны, где собирался свет общества. Там обсуждались важные темы, проводились литературные и музыкальные вечера. Все происходило по четко продуманному хозяевами сценарию.

Нововведением этого периода стала традиция наряжать елку к Рождеству. Первой это сделала в 1817 году Александра Фёдоровна.

В Москве она устроила елку для своих детей, через год елка была поставлена в Аничковом дворце. Под елкой были разложены сладости и подарки. В народе эта традиция прижилась только к сороковым годам XIX века.

Важно

Основными праздниками для горожан и крестьян оставались религиозные и связанные с народным календарем. На Рождество это были Святки.

Новый год приносил желание изменить свое будущее, повлиять на него. Это было временем гаданий.

Яркими были Масленичные гуляния.  Строились ледяные горки, с которых катались не только дети, но и взрослые. На улицах выступали актеры и музыканты, скоморохи.

На Ивана Купалу по берегам рек и озёр разжигались большие костры.

Здесь собирались девушки и парни с разных сел. Девушки запускали в воду венки и гадали на суженых. Праздник сопровождался пением и танцами.

Настоящим событием для простых людей были ярмарки.

Таким образом, в первой половине XIX века быт разных слоев населения сильно отличался.

Существовал резкий переход от нищеты, в которой жили рабочие и крестьяне к великолепию дворянских имений и императорских дворцов. Это способствовало нарастанию социальных противоречий в обществе, которые позже отразились в трагических событиях конца XIX начала XX веков.

Источник: https://videouroki.net/video/21-byt-i-obychai-nasielieniia-rossii-v-piervoi-polovinie-xix-vieka.html

Художественная культура народов России в I половине 19 века

В начале 19 века у людей вырос интерес к литературе и искусству. Человека на то время увлекала философия , исторические произведения, классическая трагедия и комическая опера. Люди стали заниматся коллекционированием и собирать книги. Устраивали домашние спектакли и посещали музыкальные вечера.

Главным направлением в русском и европейском искусстве этого века был классицизм. В основу произведений классицизма входили идеи служения государю и Отечеству. 

Сентиментализм возник перед Отечественной войной 1812. В отличие от классицизма, внимание уделялось к чувствам и переживаниям людей. 

Совет

Новым направлением стал романтизм. В русском романтизме внимание уделялось традициям, отечественной истории.

Реализм получил развитие в 20-50х годах – изображали окружающую действительность. Новым стилем стал критический реализм – выявлял плохие стороны жизни и требовал перемен. 

В первой половине 19века русская литература вступила в “золотой век”. Писатели обращались к историческому прошлому страны, обсуждали важные общественные проблемы. Романтические произведения создавали великие поэты – Пушкин и Лермонтов, в их работах присутствовал оптимизм и активная борьба за идеалы. 

В критическом реализме проявил себя Гоголь, одним из ярких его произведений является повесть “Шинель”.

Реалистичный мир показал читателю Островский в драмме “Свои люди – сочтемся”, работал по темам быт, купечество. 

Тургенев писал произведения на тему крепостной деревни и крестьян, к которым он отнесся с симпатией и теплотой.

Театр и живопись

В театре в 20-30 годах особое внимание уделялось героико-трагедийным пьесам , в которых главным акцентом были переживания героев. С 40х годов тема театра связана с реалистическими направлениями. В реализме хорошо проявил себя великий актер театра М.С. Щепкин. Каждая его роль в театре была крупнейшим событием для Москвы. 

Петровский театр в Москве в 1824 году разделили на Большой и Малый. 

В живописи происходит отказ от классицизма , растет интерес к жизни не только богов и царей, но и простых людей. 

Кипренский и Тропинин были портретистами и работали в стиле романтизма. Кипренский создал портреты Пушкина. Тропинин любил рисовать человека за любимым делом. Критическим реализмом занимался Федотов. В картинах выражал главные социальные проблемы.

Архитектура

В архитектуре классицизм был дольше чем в других областях творчества. В начале 19 века внимание обращалось к стилю ампир – главным было четкость линий, богатые украшения. Главным были скульптуры которые дополняли оформление зданий. В стиле ампир строились здания правительства, театры, храмы.

В начале 19 века застраивались Москва , Петербург и центральные части крупных городов. Губернские города перестраивались по специальным технологиям. В центральной части были не только соборы и дворцы , но и новые здания – музеи, школы, библиотеки, театры.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Наука и образование в 1 половине XIX века: научные открытия
Следующая тема:   Крестьянская реформа 1861 года: разработка, внедрение, итоги

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/khudozhestvennaya-kultura-narodov-rossii

Национальная политика в России в 19 веке

К
концу XIX века в состав Российской империи
входили народы различных верований
(православие, католичество, мусульманство,
протестантизм, иудейство, язычество),
культур, принадлежащие к разным типам
цивилизаций. По переписи 1897 г.

в Российской
империи проживало 125,5 млн человек;
великороссы составляли только 43 %
населения.

Закономерно, что национальный
вопрос, обеспечение мира и стабильности
в многонациональном государстве
становится одним из важнейших вопросов
социально-политической жизни страны.

Обратите внимание

Российская
империя была достаточно прочным
государственным образованием,
просуществовавшим несколько веков без
значительных сепаратистских движений.
Управление таким неоднородным соединением
народов осуществляла централизованная,
военно-бюрократическая система во главе
с императором.

Главной целью и официальным
лозунгом национальной политики
правительства было “сохранение единой
и неделимой Российской империи”,
подавление сепаратистских и любых
оппозиционных движений. Для достижения
ее используется довольно широкий арсенал
политических, идеологических, религиозных,
полицейских, военных методов.

Следует
отметить политическую гибкость
правительства, умение принимать во
внимание особенности развития того или
иного народа, тщательно готовить и
вовремя корректировать свои политические
акции.

Присоединению территорий
предшествовали строительство укрепленных
линий и крепостей, торговые и экономические
связи (например, со Средней Азией),
вассальные отношения (Поволжье, Кавказ).

Присоединение
к России не влекло обязательного
упразднения исторически сложившихся
форм государственности. Финляндия и
Польша сохраняли автономное положение,
сейм, денежную и налоговую системы,
казну, даже армию. В 1815 г.

Польше была
дарована Конституция, в Польше и Финляндии
отменено крепостное право. То есть
политика правительства по отношению к
наиболее развитым районам, имевшим
традиции независимых в прошлом государств,
отличалась от политики в других частях
империи.

Последние включались в
территориально-административное деление
России: Сибирская, Кавказская, Туркестанская
и другие губернии.

Постепенно
вырабатывалась и политика веротерпимости.
Хотя Россия веками жестко противопоставляла
свою, “правильную веру” (православие),
всем остальным, как нигде в европейских
странах правительству приходилось
считаться с наличием других вероучений.

Важно

Насильственная христианизация,
проводившаяся в XVIII в., уступает место
более тонкой политике: предоставление
льгот новокрещенным, запрет некрещенным
владеть крепостными и т.д.

В Российской
империи свободно отправлялись все
культы, хотя официальной религией и
было православие.

Одной
из характернейших черт российской
культуры, в том числе и политической,
была открытость для других культур,
“единство в многообразии”, отсутствие
расизма даже при несомненно существующем
национальном неравенстве.

Изначальная
полиэтничность русского государства,
давние традиции совместного проживания
народов не могли не сказаться на развитии
интернациональных черт российского
государства. Служению России посвятили
себя многие выдающиеся люди, имевшие
самые разные этнические корни: грек
М.Триволис (Максим Грек), белорус
Ф.Скорина, украинец Ф.Прокопович,
молдаване Дмитрий и Антиох Кантемиры,
грузин И.

Чавчавадзе, еврей И.Левитан.
Вошли в историю страны полководцы
Барклай де Толли, Багратион, мореплаватели
Беринг, Крузенштерн, Беллинсгаузен,
ученые Бэр, Ленц, Якоби, зодчие Растрелли,
Росси, Бове, государственные деятели
Безбородко, Лорис-Меликов, Каподистрия,
Витте.

Высшие классы присоединенных
территорий получали, как правило, права
русского дворянства, входили в состав
общероссийского привилегированного
общества. Примечательный факт в этом
ряду: уже сыновья Шамиля, несколько
десятков лет возглавлявшего “джихад”
горцев против России, были офицерами
русской армии.

В
вооруженных силах империи были созданы
специальные, весьма боеспособные,
национальные подразделения: отдельные
части казанских, крымских, сибирских
татар, башкирская и калмыцкая конница,
“Дикая дивизия” из горцев Кавказа,
польские уланы, латышские стрелковые
дивизии и др.

Гегемонистские
планы царизма не могли умалить
прогрессивное значение присоединения
к России многих территорий. В Сибири,
Средней Азии, Казахстане, Закавказье и
Северном Кавказе ускорилось экономическое
развитие. Была разрушена изоляция этих
территорий от международного рынка,
формировалась национальная буржуазия,
интеллигенция.

Совет

Однако
следует отметить такие черты государственной
политики, как националистический
характер официальной идеологии и
пропаганды. Великодержавный, великорусский
шовинизм особенно усилился в XIX – начале
XX вв. Насильственная русификация,
особенно на Украине, в Польше, Белоруссии,
вызывала закономерный протест,
перераставший в национально-освободительные
движения.

Применялись и военно-диктаторские
методы, унизительные повинности (ясак,
аманатство – заложничество), лишение
некоторых народов гражданских прав
(введение черты оседлости для евреев,
ценз оседлости для кочевых народов).

Правительство несет ответственность
и за распространение откровенного
антисемитизма, перераставшего в еврейские
погромы, за прямые преступления и
бесчинства в ходе завоеваний тех или
иных территорий.

Это,
хотя и не в полной степени, может объяснить
развитие национально – освободительных
движений, революционные выступления и
восстания в национальных частях империи.
Не прекращал борьбу за возрождение
национального государства польский
народ. Наиболее крупными были восстания
1794 г.; 1812 г.

, когда часть шляхты поддержала
Наполеона, обещавшего восстановить
независимость Польши; 1830 – 31 гг. (после
его подавления были ликвидированы
польский сейм, армия, воеводства
преобразованы в губернии); 1846,1848,1863 гг…
Военное положение не отменялось в Польше
с 1833 г. в течение всего царствования
Николая I. В 1860 – 90-е годы были ограничены
права Финляндии.

Все выступления против
власти в национальных окраинах, как и
в самой России, немедленно и жестко
подавлялись военной силой.

Каким
же был характер многонациональной
Российской империи? Была ли Россия
колониальной империей, “тюрьмой
народов”? Однозначного ответа на
поставленные вопросы дать невозможно,
характер российского расширения и
национальной политики был гораздо
сложнее.

Россия
никогда не была колониальной империей
в западно-европейском смысле. Колониализм
не существует в отрыве от индустриального
развития, это форма господства капитала
держав-метрополий над территориями
колоний; вовлечение в мировое обращение
капитала – главный признак колониализма.

При этом –за счет колоний –метрополии
обладают повышенным уровнем благосостояния
населения, развитой социальной
инфраструктурой, многочисленным третьим
сословием.

Обратите внимание

Российский имперский феномен
не носил чисто колониального
(капиталистического) характера: была
сформирована единая территория
(метрополия не оторвана от колоний),
единая централизованная система
управления, единая экономика, общее
законодательство; уровень жизни населения
России был сравним с уровнем присоединенных
народов; очевидны общность культурной
и политической среды народов империи.
“Тюрьмой народов”, в том числе и русского
народа, Россию делал деспотический
характер власти самодержавия.

Исследователи
находят родственные черты Российской
империи с Византийской или с территориальными
расширениями в пределах современных
границ некоторых европейских государств:
Франция (кельтская Бретань, Бургундия,
Прованс, Лангедок), Англия (Уэльс,
Шотландия, Северная Ирландия).

Феномен
этнического противостояния в человеческом
обществе, видимо, вечен. И история, и
современные тенденции мирового развития
подтверждают этот вывод: в XX веке
происходит подъем национальных движений
и идей, обостряется этнические
противоречия.

Проблемы Ольстера в
Англии, басков в Испании, Квебека в
Канаде, Бретани во Франции, “черных”
американцев в США – все они свидетельствуют
о крайней актуальности этнических
проблем в мире, и, безусловно, на территории
бывшей Российской империи.

При их решении
возможно социальное регулирование,
имеет значение уровень развития
экономики, степень правовой защиты
населения и каждого человека, уровень
общей политической культуры и уровень
насилия в обществе.

Общепризнанно,
что этнические проблемы крайне сложны
и противоречивы, они требуют повышенного
внимания государственных структур,
общественности, науки, а также глубокого
изучения исторического опыта полиэтничных
государств, в том числе и многовекового
опыта Российской империи.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2592983/page:3/

Ссылка на основную публикацию