Литература народов российской империи

Русская литература во второй половине XIX века

Литература

Литература стала великой силой общественного движения, средством борьбы народа за свободу и справедливость, за ликвидацию строя насилия и нищеты. В этом ее огромное историческое значение. Русские писатели создали художественные произведения, ставшие шедеврами мировой литературы.

Изумительный язык, яркость образов, глубокое проникновение в жизнь и переживания человека, постановка самых важных общественных проблем и умение найти ответы на самые волнующие вопросы жизни — таковы отличительные черты лучших произведений великих писателей этого времени, классиков русской и мировой литературы.

Великолепным мастером русского языка, тонким знатоком и певцом родной среднерусской природы был Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883).

Тургенев был чутким и внимательным наблюдателем общественной жизни, сумевшим в своих произведениях

  1. «Рудин»,
  2. «Отцы и дети»,
  3. «Новь»,
  4. «Накануне» и других поднять самые волнующие вопросы современности.

Огромное значение в развитии общественного движения и воспитании революционной молодежи имел роман Чернышевского «Что делать?», который призывал к борьбе за свободу, к революции.

Герои романа Рахметов, Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, как и герой романа Тургенева «Отцы и дети» Базаров, стали любимыми литературными героями революционной молодежи того времени.

Картину разложения крепостного права, выпуклые, живые образы крепостников-помещиков и чиновников нарисовал Иван Александрович Гончаров (1812-1891) в произведениях «Обыкновенная история», «Обрыв», «Обломов».

Крупнейшим писателем был Федор Михайлович Достоевский (1821 -1881), творчество которого оказало огромное влияние на развитие мировой литературы. Глубокое знание человеческой психики, умение раскрыть тонкие душевные переживания человека, симпатии к «униженным и оскорбленным» — все это составляет суть его сочинений

  • «Бедные люди»,
  • «Преступление и наказание»,
  • «Записки из мертвого дома»,
  • «Братья Карамазовы».

Знаменитый сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) примыкал к лагерю революционеров демократов. В своих произведениях

  • «История города Глупова»,
  • «Помпадуры и помпадурши»,
  • «Господа Головлевы»

он резко бичевал крепостников и либералов, обличал казнокрадов и взяточников, ханжей и лицемеров, которые под покровительством царизма обирали народ.

Певцом обездоленного народа, выразителем его дум и чаяний был великий поэт Николай Алексеевич Некрасов — друг и соратник Н. Г. Чернышевского. Его стихотворения о тяжелой доле крестьян и рабочих, поэмы

  • «Кому на Руси жить хорошо»,
  • «Русские женщины»

стали настольными книгами миллионов читателей.

Великий писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910) в своих произведениях

  • «Война и мир»,
  • «Анна Каренина»,
  • «Воскресение»

и многих других с непревзойденной в истории мировой литературы силой сумел отразить жизнь во всей ее сложности и противоречивости, показать все богатство души человека и его мучительные поиски правды и справедливости.

К концу XIX в. расцветает талант замечательного писателя Антона Павловича Чехова (1860-1904). Осмеивая пошлый мещанский быт, узость кругозора обывателя, создавая типические образы самодержавно-полицейского режима

  1. «Унтер Пришибеев»,
  2. «Хамелеон»,
  3. «Человек в футляре»

А. П. Чехоз страстно мечтал о счастье народа, о красоте и творческом труде в будущем обществе.

Передовая русская литература оказала огромное влияние на развитие других видов искусства — театра, музыки, живописи.

Источник: http://hist-world.com/rossijskaya-imperiya-xixv-fedosov/501-russkaya-literatura-vo-vtoroj-polovine-xix-veka.html

Народы Российской Империи в поразительных портретах 1870-1886 годов

Путешествуя по России, исследователь Джордж Кеннан собрал сотни портретов коренных народов необъятной империи.

Джордж Кеннан (George Kennan) родился в 1845 году в Норволке, штат Огайо. С 12 лет начал работать посыльным на железнодорожном телеграфе, а позднее стал телеграфистом.

В 1864 году Кеннан присоединился к команде исследователей, разведывающих возможный маршрут для прокладки телеграфа из США в Россию через Аляску, Берингов пролив, Чукотку и Сибирь как альтернативу трансатлантического телеграфного кабеля.

Обратите внимание
Важно

Два года Кеннан провёл с инженерами в холодной пустыне, встречал множество коренных народов, но планы с телеграфом пришлось свернуть, так как завершилась укладка кабеля по дну Атлантического океана.

[/su_box]

Подавленный Кеннан вернулся в США ни с чем, кроме своих дневников, которые адаптировал в книгу «Палаточная жизнь в Сибири» («Tent Life in Siberia»). Публикация имела большую популярность наряду с лекциями, которые он читал с целью разоблачения злоупотреблений российских властей.

В 1870 году Кеннан вернулся в Россию, отправился на корабле из Санкт-Петербурга по Волге до Каспийского моря, побывал на высокогорьях Кавказа, встречал грузин, армян и десятки этнических групп.

Более десяти лет Кеннан проработал журналистом в США и вновь вернулся в Россию в 1885 году. Он направился на восток от Санкт-Петербурга, изучая Алтай на границах Казахстана, Монголии и Китая, затем через Сибирь на золотые прииски вдоль реки Кара.

Кроме документирования жестоких условий содержания в тюрьмах и трудовых лагерях в Сибири (за что позже правительство выслало его из страны) Кеннан собрал сотни фотографий, которые отображали огромное разнообразие подданных императора: от городских чиновников до недавно освобождённых крепостных крестьян, религиозных лидеров и военнослужащих на периферии империи.

Татары в небольшой деревне неподалёку от Минусинска.

Казахские джигиты.

Татарки с детьми.

Мужчины из Закавказья.

Муэдзин (призывающий мусульман на обязательную молитву) мечети в Тбилиси, Грузия.

Чеченцы на свадьбе.

Почтовые сани в Сибири.

Горец-христианин.

Афроабхазский горец.

Две казашки, одна из них невеста (слева).

Казах или бурут.

Христофор Фомич Маковский, начальник полиции Иркутска.

Дагестанский горец.

Армянка.

Мулла на свадьбе.

Г-н Знаменский, начальник полиции в сибирском городе Минусинске с чучелом волка.

Вооружённый перс.

Грузины.

Грузины.

Александр Александрович Бунге – зоолог, путешественник-исследователь и военный врач.

Мужчина с дочерьми.

Состоятельная бурятская пара.

Женщина в традиционной одежде.

Казахская пара.

Араб из Иерусалима.

Два музыканта.

Александр, бек из Ингушетии, на Северном Кавказе.

Грузинка.

Армянин.

Мужчина из Закавказья.

«Кавказский цыган».

Грузин.

Офицер Горского взвода Собственного Его Императорского Величества Конвоя Кавказского эскадрона, Санкт-Петербург.

Грузинка.

Перс.

Великий лама Селенгинского мужского монастыря.

Казахский музыкант, играющий на домбре.

Александр II, российский император, правивший с 1855 по 1881 год.

Источник фотографий: Библиотека Конгресса США.

Источник: https://cameralabs.org/11185-narody-rossijskoj-imperii-v-porazitelnykh-portretakh-1870-1886-godov

История.ру

Иван Яковлевич Франко. Фотография.

Литература других народов России в рассматриваемый период развивалась в том же примерно направлении, что и литература русского народа.

Под воздействием революционной действительности и демократических освободивших тенденций русской литературы в творчестве национальных писателей все резче проявляется обличение политического, социального и национального гнета, все более глубоко сказывается интерес к жизни трудящихся.

Борьба за лучшее будущее составляет пафос произведений, создаваемых на разных языках — и в литературах с богатыми национальными традициями, и в литературах только что возникших, младописьменных, и в творчестве народных певцов — импровизаторов.

Важно

Важное значение для упрочения и углубления демократических тенденций в литературах народов России имела революция 1905—1907 гг.

С ростом пролетарского движения появляется и тенденция к социалистическому реализму.

Большим богатством содержания, разнообразием форм отличалась в эту эпоху украинская литература, в которой жили традиции великого Шевченко и его младшей современницы — выдающейся демократической писательницы Марко Вовчок (М. А. Вилинская-Маркович). Огромную роль сыграл писатель-революционер, критик, философ, общественный деятель Западной Украины И. Я. Франко.

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

Его произведения — «Вершины и низины» (1887 г.), «Смерть Каина» (1889 г.), «Украденое счастье» (1893 г.), как и повести «Удав» и «Борислав смеется», изображающие жизнь и борьбу галицийского пролетариата 70—80-х годов, отличаются остротой социальных конфликтов и психологической глубиной.

Правдиво отразил жизнь украинской деревни талантливый беллетрист реалистического направления — Па-нас Мирный.

Позднее в украинской литературе особенно выделились прозаик, близкий друг и последователь Горького, М. М. Коцюбинский и поэтесса Леся Украинка (Л. П. Косач-Квитка). Как и Франко, они испытали на себе влияние марксизма и революционной борьбы рабочего класса.

Для развития белорусской литературы большое значение имела деятельность выступивших в начале XX в. поэтов Янки Купалы и Якуба Коласа.

Центральной фигурой в еврейской литературе являлся Шолом Алейхем (Ш. Н. Рабинович), «исключительно талантливый сатирик и юморист», по оценке Горького, выступавший как обличитель эксплуататорского строя, друг и защитник угнетенных.

Совет

В литовской литературе видное место заняла Ю. А. Жемайте—бытописательница деревни, обличавшая помещичье и капиталистическое господство.

В Латвии в 70—90-х годах выдвинулся поэт-патриот Андрей Пумпур. На рубеже XIX и XX вв. на литературное поприще вступил выдающийся поэт-революционер Ян Райнис, тесно связанный с пролетарским движением. Райнис был человеком разностороннего таланта.

Ян Райнис. Фотография.

Его стихи, поэмы, драмы и памфлеты («Новая книга», 1907 г., «Тихая книга», 1909 г. и др.) послужили образцом для развития соответствующих жанров в латвийской литературе. В это же время начинает свою литературную деятельность драматург реалистической школы Андрей Упит.

Эстонская литература дала в последние десятилетия XIX и в начале XX в. насыщенные глубоким историческим и современным содержанием реалистические романы Эдуарда Вилде, пьесы Аугуста Китцберга, произведения прозаика Антона Тамсаарс.

В создании реалистической татарской литературы большую роль сыграл поэт и публицист начала XX в. Габдулла Тукай. Другой видный татарский писатель.

Цажнт Гафури, был вместе с тем основателем современной башкирской литера-туры.

В Грузии продолжалась творческая деятельность Ильи Чавчавадзе и Акакия Церетели — основоположников новой грузинской литературы, вступивших на общественную и литературную арену еще в 60-х годах XIX в., когда на них сильнейшее влияние оказали русские передовые общественные и литературные течения.

В 80-х годах началось творчество Важи Пшавелы, поэта-патриота огромного дарования и своеобразного романтического склада, автора многих эпических поэм и лирических стихов, а также прозаических произведений и пьес.

Армянская реалистическая литература нашла блестящего представителя в Габриеле Сундукяне, творческий метод которого давал основания для сравнения его с Островским («Пэпо», 1871 г.).

Обратите внимание

На рубеже 70-х и 80-х годов начал писать беллетрист и драматург, правдивый и зоркий художник демократического направления Александр Ширванзаде, уделявший большое внимание темам промышленного города, столкновениям между капиталом и трудом.

В конце XIX — начале XX в. выдвинулись высокоодаренные поэты, гуманисты и патриоты Ованес Туманян и Аветик Исаакян. Первым представителем армянской пролетарской поэзии был Акоп Акопян.

В Азербайджане традиции великого просветителя Мирзы Фатали Ахундова развивали драматург Наджаф-бек Везиров, поэт-сатирик Алекпер Сабир и др.

К лучшим представителям литератур народов России относится осетинский поэт Коста Хетагуров — один из первых представителей революционно-демократического направления в литературах Северного Кавказа.

Его книга стихотворений и поэм «Осетинская лира» знаменовала новый этап в становлении и развитии реализма в осетинской литературе. С начала XX в.

слагал свои вдохновенные песни лезгинский ашуг Сулейман Стальский.

В казахских степях еще в 60-х годах начал выступать другой выдающийся народный певец акын Джамбул Джабаев. Основы казахской письменной литературы заложил замечательный поэт и мыслитель Абай Кунанбаев. Его философско-назидательный труд «Гашиш», а также гражданская лирика отражают глубокое влияние русской революционно-демократической мысли.

В Киргизии как выразитель народных дум и надежд выступал акын Токтогул Сатылганов. Узбекскую литературу обогатили поэты-демократы—сатирик Мукими и лирик Фуркат,

Важный вклад в развитие таджикской литературы внесли писатели-просветители Ахмад Дониш и его ученик, впоследствии основоположник советской таджикской литературы, Айни Садриддин.

Читайте также:  Битва на марне – ее значение для мировой истории

Источник: http://www.istoriia.ru/konec-xix-v-nachalo-xx-v/literatura-narodov-rossii-2.html

История России

Вследствие высокой идейной насыщенности и глубокой народности передовая русская культура оказывала могучее революционизирующее воздействие на культурное развитие других народов России.

Его прежде всего испытали те народы, которые издавна были объединены с русским народом в одном государстве и развивались с ним в рамках общей экономической системы.

При этом единство революционных устремлений и совместное участие в освободительном движении во многом способствовали укреплению культурных связей между народами России.

Важно

Приобщение к передовой русской культуре вдохновляло и морально поддерживало прогрессивную национальную интеллигенцию. Русская классическая литература являлась для национальных писателей и поэтов сокровищницей идей и образов, школой художественного реализма, примером беззаветного служения народу. Особенно плодотворным было культурное общение русской и украинской интеллигенции.

С 20-х годов XIX в. значительный размах приобрело изучение истории украинского народа и его устного творчества, что свидетельствовало о росте национального самосознания среди местной, тогда еще преимущественно дворянской, интеллигенции.

Иван Петрович Котляревский (1769—1838) первым обратился к живому народному украинскому языку, широко используя устное творчество родного народа.

Переработанная им в бурлескном стиле «Энеида» Вергилия и пьесы «Наталка-Полтавка» и «Солдат-Чародей» отличались мастерским изображением украинского народного быта.

Реалистические тенденции проявил в своем творчестве также Григорий Федорович Квитка (1778—1843), выступавший под псевдонимом «Грицко Основьяненко» (повесть «Маруся», комедия «Шельменко-денщик» и др.). Если на Котляревского оказали благотворное влияние русские писатели XVIII в.

(Д. И. Фонвизин, В. И. Майков и др.), то Квитка был лично связан с В. А. Жуковским и испытал воздействие идей и художественного мастерства Гоголя. Свой роман «Пан Халявский», получивший высокую оценку Белинского, Квитка написал на русском языке.

Процесс становления новой украинской литературы и формирования украинского литературного языка завершила деятельность великого народного поэта мыслителя и революционера Тараса Григорьевича Шевченко. Его мировоззрение сложилось под непосредственным влиянием передовой русской общественной мысли.

Личное знакомство с петрашевцами, изучение декабристской литературы, а позднее — встречи с Чернышевским и Добролюбовым имели для него решающее значение. Творчески развивая гоголевские традиции, Шевченко стал основоположником критического реализма в украинской литературе.

Гневно обличал он произвол крепостников и царский деспотизм (поэмы «Наймичка», «Кавказ», «Сон», «Катерина» и др.), воспевал народные восстания (поэма «Гайдамаки») и подвиги народных мстителей (поэма «Варнак»).

Совет

Осуждая стремление украинских националистов идеализировать феодальное прошлое Украины, Шевченко выступал страстным поборником дружбы украинского и русского народов. Ряд произведений был написан им по-русски.

В Белоруссии пробуждение национального самосознания среди передовой части интеллигенции нашло выражение в собирании местными историками и этнографами памятников устного творчества и истории белорусского народа. К 40-м годам XIX в.

относится начало деятельности писателя Викентия Дунина-Марцинкевича (1807— 1884), отразившего в сентиментально-дидактических поэмах быт белорусской крепостной деревни.

Позднее в белорусской литературе возникает революционно-демократическое направление, наиболее ярко представленное в 60-х годах боевой публицистикой отважного революционера, ученика Чернышевского и редактора первой нелегальной белорусской газеты «Мужицкая правда» — Кастуся Калиновского.

Развитие национальной культуры народов Прибалтики происходило в борьбе против реакционной феодально-клерикальной идеологии немецко-шведских баронов и ополячившихся литовских магнатов. Злейшими врагами местных просветителей выступали церковники из числа католического и лютеранского духовенства.

Зарождавшейся национальной литературе народов Прибалтики была свойственна с самого начала определенная антифеодальная направленность. Литовский поэт Антанас Страздас (1763—1833), как и талантливый собиратель эстонского народного эпоса Фридрих Крейцвальд, смело выступал против крепостничества.

Под влиянием революционной ситуации в России среди латышской интеллигенции возникло буржуазно-национальное движение «младолатышей», органом которых являлась газета «Петербургский вестник».

Большинство «младолатышей» стояло на либерально-реформистских позициях и эволюционировало в сторону буржуазного национализма, но некоторые из них, такие, как поэт Андрей Пумпурс (1841—1902), придерживались буржуазно-демократических взглядов и ратовали за укрепление культурных связей латышского и русского народов.

Обратите внимание

Благодаря присоединению к России усилились прогрессивные тенденции в культурной жизни народов Кавказа, что нашло выражение в появлении там светской школы, возникновении газет и журналов, национального театра.

Личные встречи с приезжавшими на Кавказ выдающимися русскими писателями — Грибоедовым, Пушкиным, Лермонтовым, Бестужевым и ознакомление с их произведениями идейно обогащали передовых деятелей местной интеллигенции.

Влияние русского романтизма сказалось в творчестве грузинских поэтов Николая Бараташвили (1817—1845), Александра Чавчавадзе (1786—1846) и др. Этим поэтам, создавшим в 30-х годах XIX в. романтическую школу в грузинской литературе, были присущи вольнолюбивые устремления и глубокие патриотические чувства. К 60-м годам XIX в.

относится начало общественно-политической и литературной деятельности Ильи Григорьевича Чавчавадзе (1837—1907), утвердившего критический реализм в грузинской литературе. Его повесть «И это человек?» (1863 г.) продолжала развивать обличительную тенденцию, впервые ярко проявившуюся в повести Даниела Чонкадзе (1830—1860) «Сурамская крепость» (1859 г.).

Протест против феодального произвола и сочувствие угнетенному крестьянству привлекали к Чавчавадзе передовую грузинскую молодежь, среди которой выделялась группа «испивших воды Терека» («тергдалеули»), т. е. побывавших в русских университетах и подвергшихся влиянию прогрессивной русской общественной мысли. Самого И.

Чавчавадзе его политические противники рисовали в карикатурах с мечом в одной руке и томиком сочинений Белинского — в другой.

Основоположник новой армянской литературы Хачатур Абовян также получил образование в России и глубоко воспринял гуманистические идеи передовой русской культуры.

Его реалистический роман «Раны Армении» был пронизан мыслью о прогрессивном значении присоединения армянских земель к России.

Важно

Ломая сопротивление реакционных клерикалов, Абовян решительно отверг омертвевший язык древнеармянской письменности (грабар) и заложил основы современного литературного армянского языка, широко и смело используя для этого разговорную народную речь.

Поэт, публицист и литературный критик Микаэл Налбандян, являвшийся учеником и боевым соратником Герцена и Чернышевского, положил начало революционно-демократическому направлению в армянской литературе. Его стихотворения («Песнь о свободе» и др.) являли пример гражданской поэзии, вдохновлявшей армянскую молодежь на патриотические и революционные подвиги.

Друг ссыльных декабристов и почитатель классиков русской литературы, выдающийся азербайджанский просветитель Мирза Фатали Ахундов смело выступал против дурманившего народ реакционного мусульманского духовенства.

Реалистические повести и комедии Ахундова заложили прочную основу новой, светской азербайджанской литературы и национального азербайджанского театра. Написанная им и переведенная на русский язык его другом А. А.

Бестужевым «Восточная поэма на смерть Пушкина» демонстрировала идейную общность передовых деятелей русской и азербайджанской культуры.

Значительные культурные сдвиги произошли в XIX в. у бесписьменных народов Кавказа. В их фольклоре, отражавшем заветные чаяния трудящихся, усилились мотивы социального протеста. К борьбе против угнетателей призывали соплеменников кумыкский поэт Ирчи Казак (1830—1870), лезгин Этим Эмин (1839— 1878) и другие народные певцы Дагестана.

Большое значение имела просветительная деятельность местных уроженцев, получивших русское образование. Среди них выделялись абхазский этнограф С. Званба (1809—1855); составитель первой грамматики кабардинского языка и автор «Истории адыгейского народа» Ш. Ногмов (1801—1844); создавший в 1855 г. первый «Букварь черкесского языка» педагог У. Берсей, осетинский поэт И.

Ялгузидзе, составивший в 1802 г. первую осетинскую азбуку.

Прогрессивные деятели русской культуры популяризировали достижения первых представителей национальной интеллигенции кавказских горцев. Напечатанная в 1836 г. при содействии Пушкина в журнале «Современник» повесть черкеса Султан-Казы-Гирея «Долина Ажигутай» была очень сочувственно отмечена Белинским.

Совет

Появились свои просветители и у казахского народа. Ч. Валиханов находился в дружбе с сосланным в Сибирь петрашевцем С. Ф. Дуровым, а во время пребывания в Петербурге познакомился с Чернышевским.

Приобщение к русскому демократическому движению вдохновило Валиханова на смелые выступления против царских колонизаторов и местной феодально-клерикальной знати. Он писал «о вреде мусульманского изуверства и вообще всякого религиозного фанатизма», считая религию «враждебной всякому знанию».

Исторические судьбы казахского народа он связывал с судьбами России, убеждая своих соотечественников: «Без русских — это без просвещения, в деспотии и темноте».

Так, по мере вовлечения прогрессивных сил народов России в общий поток освободительного движения крепли культурные связи между ними и неуклонно развивался процесс демократизации культуры.

Герцен пророчески заявлял, что «из-за насильственного единства», какое представляла собой Российская империя, уже виднелось «единство свободное… единство, основанное на признании равенства и самобытности», какое создаст русская революция.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/xix-vek/literatura-narodov-rossii-v-xix-veke.html

Литература народов России в первой половине XIX века

Литература народов 
России в первой половине XIX века

Достижения русской литературы в лице лучших ее представителей оказывали 
прямое и непосредственное влияние 
на развитие литературы народов   России, находившихся под гнетом самодержавия.

Творчество лучших представителей литературы народов России находится 
под прямым и могучим воздействием творчества великих русских писателей 
и революционных деятелей той 
эпохи. Так, грузинский поэт С.

Додашвили 
бережно хранил копию предсмертного 
письма Рылеева; на взгляды И.

Чавчавадзе оказывал большое влияние Грибоедов; Ахундов называет Пушкина «властелином обители поэзии» и, подобно Лермонтову, написал произведение на смерть Пушкина.

Обратите внимание

На формирование взглядов Ахундова оказывал влияние декабрист 
Бестужев, переводивший его стихи 
на русский язык. Тарас Григорьевич 
Шевченко был неразрывно связан с 
русскими революционными демократами. Все эти примеры свидетельствуют 
о том, что своими успехами во многом литература угнетенных при царизме 
народов России обязана влиянию 
лучших представителей русской литературы.

К литературе народов России целиком и полностью применимы 
те положения, которые были выдвинуты 
В. И. Лениным в отношении русской 
культуры. В. И. Ленин указывал: «Есть 
две национальные культуры в каждой национальной культуре.

Есть великорусская 
культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве,- но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова.

Есть такие же две культуры в украинстве, как и в Германии, Франции, Англии, у евреев и т. д.».

Надо указать, что и 
в литературе угнетенных народов 
царской России в первую половину XIX в.

тоже намечается дифференциация; лучшие представители литературы народов царской России примыкали по своим взглядам к демократическому направлению, существовавшему в русской литературе, а другие — к дворянскому и либеральному лагерю. В украинской литературе Т. Г.

Шевченко представлял революционно-демократический лагерь, а Кулиш, Костомаров, Метлинский и другие — либеральный. В белорусской литературе Павлюк Бахрыма и неизвестный автор произведения «Тарас на Парнасе» представляли демократическое направление, а Дунин-Марцинкевич — либеральное.

K представителям демократического направления относились в армянской литературе Абовян, в азербайджанской — Ахундов, в грузинской — Чавчавадзе; в Латвии — Индрик Слепой, в Литве- Антанас Страздас, в Эстонии — Крейцвальд и другие.

Важно

Наиболее значительных успехов 
достигает в первой половине XIX в. украинская литература. С начала XIX в. на Украине развертывается литературная деятельность Котляревского. Котляревский получил образование в Полтавской духовной семинарии. Он написал комедии: «Наталка Полтавка», «Москаль-чаровник» и др.

В своем произведении «Наталка Полтавка» Котляревский проявляет свои симпатии и сочувствие к угнетенным, в нем он показывает положение разных слоев деревни. Он сделал в своем творчестве шаг по пути к реализму. Главным его произведением является «Перелицованная Энеида». Котляревский взял фабулу «Энеиды», произведения древнеримского писателя I в.

до нашей эры Виргилия, с его действующими лицами, пустил их на украинскую землю.

Хотя боги «Энеиды» и остаются на «Олимпе», но описываются Котляревским в духе обычных людей со свойственными им пороками и слабостями.

Так, о главном боге Зевсе 
он пишет:

Зевес в тот час глушил сивуху

И сельдью жирной заедал;

Седьмую вылакав осьмуху,

Остатки кварты допивал.

Пришла Венера, заскулила,

Вздохнула, нюни распустила…

Читайте также:  История византийской и османской цивилизации

Венера просила у Зевса 
заступничества за своего сына Энея, которого страшно не любила и преследовала Юнона.

Но тут Юнона, сучья 
дочка,

Раскудкудахталась, как квочка:

Энея числя за врага,

Давно уже она хотела,

Чтоб душенька его летела

До срока к черту 
на рога.

Описывая скитания Энея и 
его спутников-казаков на земле 
или его одного во время пребывания в аду, Котляревский придает всему описанию черты украинской жизни и быта. Он осуждает крепостничество. Так, оказывается, что черти драли с панов в аду три шкуры за то,

Что людям льготы не давали,

Считая всех их за скотов…

Энея Котляревский наделяет чертами лихого украинского пана-казака, главаря таких же своих сподручных соотечественников:

Эней детина был проворный

И парень-хоть куда казак.

На дело злой, в беде упрямый,

Отчаяннейший из гуляк.

Он высказывает мысль 
о том, что из него также получится 
«панок»-крепостник:

Эней добудет сильно царство 

И заведет свое там панство;

Немалый будет он панок,

На паньщину весь свет погонит.

Другой украинский писатель, П. Гулак-Артемовский, писал басни, баллады, сатиру и т. д. В басне «Пан та собака» он изобразил тяжелую жизнь крестьянина. Украинский писатель Квитка-Основьяненко был прозаиком, создателем украинской повести. Он написал произведения: «Сердешная Оксана», «Маруся», «Солдатский портрет», «Пан Халявский», «Шельменко-денщик» и другие.

Повесть Квитки-Основьяненко «Маруся» была положительно оценена Белинским. Белинский, подчеркивая ее искренность, вместе с этим указывал, что в этой повести были не только хорошо нарисованы отдельные типы, но и прекрасно изображена жизнь украинского народа з целом.

«Кроме Наума, Маруси, Василия и Насти, в повести «Маруся»,- указывал Белинский,- есть еще герой — и герой первый, который важнее Наума и Василия, и Насти, и самой Маруси: это Малороссия, с ее поэтической природою, с поэтической жизнью простого народа, с ее поэтическими обычаями.

Этот-то герой и составляет всю заманчивость, всю прелесть повести».

Совет

Наряду с этими положительными моментами в творчестве Квитки-Основьяненко следует указать на непоследовательность, противоречивость его взглядов. Отсюда у него наблюдались, с одной стороны, элементы реализма в изображении жизни украинского народа, а с другой — печать сентиментализма, выраженная в идеализации положения крестьянина.

Квитка-Основьяненко не направляет свою критику прямо против крепостничества и самодержавия, а ограничивается вскрытием отдельных «пороков», проповедует нередко покорность судьбе. В этом сказывалась незрелость его мировоззрения и слабая сторона его творчества, которая, однако, не снимала в целом большой значимости его произведений.

Вершины своего развития украинская литература в первую половину XIX в. достигла в творчестве Т. Г. Шевченко.

Шевченко — гениальный писатель украинского народа, выступавший против порабощения украинского крестьянства царизмом и помещиками, боролся в одних рядах с великими русскими революционными демократами — Чернышевским и Добролюбовым.

Его творчество было проникнуто ненавистью к крепостничеству и самодержавию, он стоял за совместную борьбу русского и украинского народов за свое освобождение.

В Белоруссии, так же как 
и на Украине, тоже появилась «Перелицованная 
Энеида», по типу и содержанию весьма близкая к «Энеиде» Котляревского. Авторство ее точно не установлено.

Выдающимся произведением 
в белорусской литературе этого 
периода было сочинение неизвестного автора, вышедшее под названием «Тарас на Парнасе». В этом произведении переплетаются 
образы классической мифологии с 
реалистическим изображением жизни 
богов.

Лесной сторож, крестьянин Тарас, попадает, заплутавшись ночью в лесу, на Парнас — гору, где обитали боги, в том числе Аполлон, покровитель муз, и куда попадали после смерти наиболее талантливые поэты и писатели.

Обратите внимание

Тарас увидел, что на гору старается протискаться всякий «сброд», в том числе Булгарин и Греч. Это им сделать не удается, зато

Сам Пушкин, Лермонтов, Жуковский 

И Гоголь — быстро мимо нас 

Прошли, как павы, на Парнас.

Жизнь богов рисуется, как 
жизнь панского двора:

Обыкновенный панский 
двор,

Кругом его забор еловый,

Надежный — не пролезет вор!

А на дворе том свиньи ходят,

Бараны, козы бродят, спят.

И боги, знать, хозяйство 
водят,

Раз держат столько поросят.

К представителям демократического направления в белорусской литературе относится поэт Павлюк Бахрыма, который был отдан за свои стихи в солдаты; стихи его были все уничтожены, и до нас дошло лишь одно стихотворение под названием «Заиграй, заиграй, хлопчик малый».

В это же время развертывает свою литературную деятельность в Белоруссии поэт и драматург В. Дунин-Марцинкевич. Он написал произведения «Селянка», «Гапон», пьесы «Пинская шляхта», «Залеты», «Сватовство», сборник «Вечерницы».

Положительным в его творчестве является то, что темой его произведений являются крестьянский быт и жизнь, но деревню он рисует в прикрашенном, сентиментальном духе, отражая влияние крепостнической идеологии.

При жизни автора были изданы лишь некоторые его произведения, так как царизм не допускал печатания произведений на белорусском языке.

В Грузии в первой половине XIX в. развертывают свою творческую деятельность грузинские поэты Н. М. Бараташвили, А. Г. Чавчавадзе и Г. Д. Орбелиани. Произведения всех этих поэтов-лириков писались в духе романтизма. Одной из важнейших 
тем в их творчестве была борьба с угнетателями Грузии — иранским шахом 
и турецким султаном.

В стихотворении «Судьба 
Грузии» Чавчавадзе писал:

Нам предстоит с врагом бороться,

И знайте, что в бою 
суровом 

Решится Грузии судьба.

Сражаться буду я, как воин,

Средь вас в неистовом 
бою,

И будет ясно, кто достоин,

Кто любит родину свою.

В стихотворении Бараташвили 
«На могиле царя Ираклия» говорится 
о возможности мирного развития для Грузии после присоединения 
ее к России:

Сердцу Грузии гнев Каспия не опасен стал.

Не смутит теперь покой 
его буйный бури шквал.

С моря Черного не враг плывет вдоль шумящих вод,-

Но со всех сторон собратьев 
к нам синий вал несет.

Реализм в грузинской литературе получает свое выражение в творчестве Г. Д. Эристави. Эристави выступает против крепостничества. В своих произведениях 
он рисовал тяжелое положение 
крестьянства.

Важно

В азербайджанской литературе особое значение имело творчество великого писателя Азербайджана — Мирза Фатали Ахундова. Главным его произведением был рассказ «Обманутые звезды». Ахундов прекрасно знал русскую литературу и испытывал на себе ее могучее влияние.

Будучи азербайджанским просветителем, Ахундов выступал против религии и религиозного фанатизма, вскрывая реакционную роль мюридизма; стоял за равноправие женщин, выступал против ханов, беков, баев, был против произвола царских властей, против иранского деспотизма и т. д.

В Армении исключительно 
большое значение в это время 
имело творчество великого армянского писателя Хачатура Абовяна. X. Абовян окончил Дерптский университет, был учителем. Он создал новый литературный армянский язык, доступный и понятный народу. До него в Армении все писалось на древнем классическом армянском языке, незнакомом уже народу.

Абовян писал: «Ведь ежели народ не говорит на этом языке, не разумеет его,- тут хоть сыпь золото из твоих уст — что толку».

Главное его произведение, положившее основание новой армянской 
литературе, называлось «Раны Армении». Абовян в мрачных красках рисовал 
то исключительно тяжелое положение, в котором находилась Армения 
под властью Ирана.

Абовян был 
сторонником присоединения Армении 
к России, понимая, что это было лучшим выходом для Армении по сравнению с господством Турции и Ирана. В 1828 г. он писал: «Да будет 
благословен тот час, когда русские 
благословенной своей стопой вступили в нашу светлую землю». В Молдавии выпустил повесть К.

Негруци под названием «Александр Лэпушняну», в которой освещалось народное движение, осуждался произвол бояр. Но после революции 1848 г. позиции Негруци становятся более умеренными.

Складывается литература также и у прибалтийских народов: литовцев, латышей и эстонцев. Поскольку 
у латышей и эстонцев дворяне 
были из немцев, естественно, что творчество эстонских и латышских писателей 
было особенно связано с народом. Основателем литовской национальной литературы был Кристионас Донелайтис.

Совет

Хотя он начал свою литературную деятельность в XVIII в., но его произведение «Времена года» было опубликовано в 1818 г. В первые десятилетия XIX в. развертывается литературная деятельность литовского поэта Антанаса Страздаса. Он сам был выходцем из крепостных крестьян и отражал их стремления в своих произведениях.

В эти же годы выступает 
со своими произведениями шляхтич Дионизас Пошки.

В Латвии, несмотря на стремление дворян подчинить все своему влиянию 
и не допустить возникновения 
латышской национальной культуры и 
в частности литературы, ее развитие начинается с начала XIX в. В начале XIX в. выступает первый латышский 
народный поэт Индрик Слепой, развертывается литературная деятельность Я. Ругена и начинается творческая деятельность Анса Ливенталя, Анса Лейтана.

В развитии эстонской литературы отмечается тот же процесс эмансипации, отделения ее от насаждаемой баронством немецкой культуры.

В этом процессе складывания эстонской национальной литературы большая роль принадлежала народному эпосу «Кале-випоэг», собирателем которого был крупный эстонский писатель Ф. Р. Крейцвальд.

Помимо Крейцвальда, крупными эстонскими писателями этого времени были К. Я. Петерсон и Ф. Р. Фельдман.

В области искусства, какие 
области художественной литературы, в первую половину XIX в. благодаря творческой деятельности Щепкина, Мочалова, Глинки, Федотова и других гениальных представителей русского национального искусства решающее место занимает демократическое направление.

Демократическое направление в искусстве противостояло дворянскому направлению, стоявшему на позициях преклонения перед буржуазной культурой Запада; оно утверждало реализм в театре, музыке и в изобразительном искусстве.

Демократическое и реалистическое течение утверждалось в борьбе с официальным направлением, культивировавшимся дворянством, дворцовыми кругами и царизмом.

Так, в театрах в начале XIX в.

Обратите внимание

ставились на сцене пьесы так называемого «высокого жанра», написанные в классическом стиле, на мифологические или исторические темы, например пьесы Озерова «Эдип в Афинах», «Дмитрий Донской» и другие.

Затем на театральной сцене шли пьесы: Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла», Н. Полевого «Иголкин — купец Новгородский» и аналогичные им произведения, написанные в «казенно-патриотическом духе».

Такие пьесы питались реакционной 
идеологией. Они поддерживались царским 
правительством. Актеры, игравшие в 
них, свои роли исполняли в напыщенном ложноклассическом стиле. Но с появлением пьес реалистического содержания судьба пьес такого рода была решена.

Они были вытеснены со сцены после появления 
«Горя от ума» Грибоедова, «Ревизора» Гоголя, произведений Островского. Постановка на сцене гениальных произведений Грибоедова, Гоголя, Островского утверждала реализм и демократические тенденции в театральном искусстве.

Театр играл в это время большую воспитательную роль, он пробуждал мысль лучших, передовых людей эпохи.

Центром реалистического, демократического направления в театральном искусстве 
стал Малый театр, основанный в 1806 г. В 1824 г. состоялся первый спектакль 
Московского Малого театра в доме купца Варгина.

С тех пор Малый театр неизменно оставался важнейшим центром национальной культуры, и недаром говорили, что в Москве имеются два университета — один на Моховой, второй на Театральной площади.

Хотя Малый театр и именовался императорским, однако, как подчеркивал Луначарский, «русская либеральная и радикальная общественность отвоевала у двора Малый театр».

Источник: http://stud24.ru/literature/literatura-narodov-rossii-v-pervoj/385124-1265356-page1.html

Народы Российской Империи в поразительных портретах 1870-1886 годов

Путешествуя по России, исследователь Джордж Кеннан собрал сотни портретов коренных народов необъятной империи.

Джордж Кеннан (George Kennan) родился в 1845 году в Норволке, штат Огайо. С 12 лет начал работать посыльным на железнодорожном телеграфе, а позднее стал телеграфистом.

В 1864 году Кеннан присоединился к команде исследователей, разведывающих возможный маршрут для прокладки телеграфа из США в Россию через Аляску, Берингов пролив, Чукотку и Сибирь как альтернативу трансатлантического телеграфного кабеля.

Обратите внимание
Важно

Два года Кеннан провёл с инженерами в холодной пустыне, встречал множество коренных народов, но планы с телеграфом пришлось свернуть, так как завершилась укладка кабеля по дну Атлантического океана.

[/su_box]

Подавленный Кеннан вернулся в США ни с чем, кроме своих дневников, которые адаптировал в книгу «Палаточная жизнь в Сибири» («Tent Life in Siberia»). Публикация имела большую популярность наряду с лекциями, которые он читал с целью разоблачения злоупотреблений российских властей.

В 1870 году Кеннан вернулся в Россию, отправился на корабле из Санкт-Петербурга по Волге до Каспийского моря, побывал на высокогорьях Кавказа, встречал грузин, армян и десятки этнических групп.

Более десяти лет Кеннан проработал журналистом в США и вновь вернулся в Россию в 1885 году. Он направился на восток от Санкт-Петербурга, изучая Алтай на границах Казахстана, Монголии и Китая, затем через Сибирь на золотые прииски вдоль реки Кара.

Кроме документирования жестоких условий содержания в тюрьмах и трудовых лагерях в Сибири (за что позже правительство выслало его из страны) Кеннан собрал сотни фотографий, которые отображали огромное разнообразие подданных императора: от городских чиновников до недавно освобождённых крепостных крестьян, религиозных лидеров и военнослужащих на периферии империи.

Татары в небольшой деревне неподалёку от Минусинска.

Читайте также:  Народы закавказья в последние века до нашей эры

Казахские джигиты.

Татарки с детьми.

Мужчины из Закавказья.

Муэдзин (призывающий мусульман на обязательную молитву) мечети в Тбилиси, Грузия.

Чеченцы на свадьбе.

Почтовые сани в Сибири.

Горец-христианин.

Афроабхазский горец.

Две казашки, одна из них невеста (слева).

Казах или бурут.

Христофор Фомич Маковский, начальник полиции Иркутска.

Дагестанский горец.

Армянка.

Мулла на свадьбе.

Г-н Знаменский, начальник полиции в сибирском городе Минусинске с чучелом волка.

Вооружённый перс.

Грузины.

Грузины.

Александр Александрович Бунге – зоолог, путешественник-исследователь и военный врач.

Мужчина с дочерьми.

Состоятельная бурятская пара.

Женщина в традиционной одежде.

Источник: https://aeslib.ru/kultura-i-iskusstvo/fotografiya/narody-rossijskoj-imperii-v-porazitelnyh-portretah-1870-1886-godov.html

Народы Российской империи во второй половине XIX в

Народы Российской империи во второй половине XIX в. Национальная политика самодержавия. 

По данным Всероссийской переписи 1897 г., население страны составляло 125 640 тыс. человек (без Финляндии, в которой в то время насчитывалось 2556 тыс. жителей). При этом на Европейскую Россию приходилось 102,9 млн. и на Азиатскую Россию — 22,7 млн. жителей.

Российская империя была многонациональной и многоконфессиональной державой. Ее исторической и этнической основой являлся русский народ.

Россия, согласно «Основным законам империи», была православной монархией, в которой Русская православная церковь занимала ведущие позиции.

Совет

Показательно, что в документе, удостоверяющем личность человека, указывалась не его национальность, а вероисповедание.

Крупнейшими наряду с русскими этносами были во второй половине XIX в. украинцы, белорусы, поляки, татары, немцы, башкиры, финны, евреи и др.; миллионы последователей имели православие, ислам, католицизм, протестантизм, буддизм, иудаизм.

В Российской империи к 1917 году проживало свыше 100 народов, не считая небольших этнических групп. По данным переписи 1897 года (во время которой задавался вопрос не о национальности, а о родном языке) великороссы составляли 44,35 % населения (55,667 млн чел.), малороссы — 17,81 % населения (22,381 млн чел.

), белорусы — 4,69 % (5,886 млн чел.). Все они официально считались «русскими», численность которых, таким образом, составляла 83,934 млн чел. или 66,81 %[10]. Вместе славяне (восточнославянские народы, а также поляки, болгары и другие) составляли порядка 75 % населения империи.

Значительной национальной группой были евреи — 5,2 млн чел (4,1 %).

         Успешная национальная политика являлась непременным условием стабильности и единства страны.

Народы, населявшие Российскую империю, имели разный уровень культурного и экономического развития.

Они по-разному относились к верховной государственной власти, и их представления о своем месте в общественно-политической жизни России часто были прямо противоположны.

Стоит заметить, что некоторые народы (поляки) тяготились пребыванием в составе Российской империи и неоднократно поднимали национально-освободительные восстания.

Александр II (1855 — 1881 гг.) и Александр III (1881 — 1894 г.) проводили, в общем, единую политическую линию в национальном вопросе. Ее стержнем была унификация (добровольная или насильственная) национальных регионов. Реализовывалась данная политика обычно в форме русификации.

Польша

Особенно четко это просматривается в отношении развитых народов западной окраины страны. После подавления восстания 1863 — 1864 гг. в Польше началась ускоренная насильственная русификация.

Польская администрация была заменена на русскую, уволены все польские чиновники; делопроизводство, юриспруденция, преподавание в гимназиях и университете — все переведено на русский язык. Серьезным гонениям подверглось и католическое духовенство.

Обратите внимание

Прошла секуляризация церковных земель, закрыто большинство монастырей и низложено несколько епископов. Униатские храмы передавались православной церкви, деятельность которой особо поощрялась. Главным носителем национально-освободительной идеи Александр II считал шляхту и поэтому в 1864 г.

провел аграрную реформу, больно ударившую по ее экономическим интересам. Даже само слово «Польша» изымалось из оборота и заменялось нейтральным «Привислинский край». Важно заметить, что эти мероприятия находили поддержку и понимание в российском обществе. Популярный тогда журналист М.Н.

Катков писал об отношениях России и Польши: «Оба государства никогда не были простыми соперниками, но были врагами, которые никогда не смогут существовать друг подле друга, врагами до самого конца».

 Финляндия

Стремясь не допустить дальнейшего обострения национальных проблем, правительство Александра II, подавляя польское восстание, провело ряд преобразований в Финляндии. В 1863 г.

был созван финский сейм, не созывавшийся в течение многих лет. Сейм установил сроки последующих своих созывов. Ликвидировался церковный контроль над образованием.

В учебных заведениях вводилось обучение на финском языке.

В 1860-1870-х гг. Финляндия получила свою денежную систему, имела свою таможню. Доходы ее не поступали в общеимперскую казну.

Из уроженцев Великого княжества Финляндского комплектовались финские стрелковые батальоны, находившиеся в подчинении местного генерал-губернатора.  Финляндия: проблема согласования имперского и местного законодательства.

Но в 1891 принят закон об урегулировании несоответствий имперского и местного законодательств российской стороной.

Важно

Начинается русификация Финляндии: первый министр-секретарь нефинского происхождения – Плеве, русский язык в делопроизводстве.

Финские стрелковые батальоны расформированы, распространение на Финляндию российского закона об общей воинской повинности. В ответ —  волна терроризма, убийство Бобрикова (1904) – генерал-губернатора Финляндии.

 Белоруссия. Украина

В отличие от Финляндии и Польши, где правительством допускались определенные национальные послабления, в Малороссии (Украине) и губерниях Северо-Западного края (Белоруссии) проводился более жесткий курс.Рассматривая украинцев и белорусов как часть русского народа, правительство не признавало их языка и культуры.

В 1850-1860-х гг. среди белорусской интеллигенции укрепилось представление о белорусах как о самостоятельном народе. Начала издаваться литература на белорусском языке. Поскольку своих высших учебных заведений белорусы не имели, они обучались в Петербурге. Именно в столице империи возникла первая организация белорусской интеллигенции — «Го­мон».

Возникшие в ряде городов Малороссии культурно-просветительские организации — громады — были обвинены в сепаратистской деятельности. Издание громадами литературы на украинском языке, изучение украинской поэзии и фольклора было воспринято правительством Александра II как стремление к обособлению. В 1863 г. министр внутренних дел П.А.

Валуев издал циркуляр  о приостановлении печатания на украинском языке («малороссийском наречии» по терминологии того времени) литературы религиозной, учебной и предназначенной для начального чтения. К пропуску цензурой разрешались «только такие произведения на этом языке, которые принадлежат к области изящной литературы».

Поводом для издания циркуляра, который появился в разгар польского восстания 1863—1864 годов, согласно версии, изложенной в самом документе, послужили «обстоятельства сугубо политические» — попытка осуществления «сепаратистских замыслов» «под предлогом распространения грамотности и просвещения».

«Высочайше одобренный» циркуляр выражал точку зрения российского правительства в отношении украинского языка. Опираясь на высказываемые в прессе (напр.

, в киевском «Вестнике Юго-Западной России») и Киевском цензурном комитете мнения об употреблении малороссийского наречия, Валуев писал, что «большинство малороссов сами весьма основательно доказывают, что никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может, и что наречие их, употребляемое простонародьем, есть тот же русский язык, испорченный влиянием на него Польши»  

В 1876 года в германском городе Бад-Эмс (нем. Bad Ems) был подписан Эмский указ Александра II. Направлен на ограничение использования и преподавания украинского языка (по терминологии того времени — «малорусского наречия») в Российской империи.

Он был подписан по предложению начальника III отделения генерал-адъютанта А. Л. Потапова, получившего письмо от помощника попечителя Киевского учебного округа М. В.

Совет

Юзефовича, в котором он обвинил украинских просветителей в том, что они хотят «вольной Украины в форме республики, с гетманом во главе».

Эмский указ дополнял основные положения Валуевского циркуляра 1863 года.

Если попытки интеллигенции сохранять и развивать национальную культуру не находили положительного отклика у правительства, то в социальных вопросах оно порой шло на уступки. Так, крестьяне нескольких губерний Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины были переведены на обязательный выкуп, им возвратили отрезанные от их наделов земли, снизили на 20 % барщину и оброк.

  Евреи

Ещё в XVIII в. для евреев была введена «черта оседлости» — области, где им разрешено проживать. В неё входили Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украина, Бессарабия, Черниговская и Полтавская области.

В 1860-х годах позитивные перемены произошли в отношении еврейского населения. Уходила в прошлое практика обращения евреев в православную веру как средство приобщения еврейского населения к государственной жизни. Новым веянием стало внедрение в еврейскую среду русского языка. В 1860-х гг.

было разрешено проживать вне «черты оседлости» купцам первой гильдии, обладателям ученых званий. В Польше евреям разрешалось приобретать недвижимость. Как след­ствие, стала численно возрастать прослойка еврейских предпринимателей, а также представите­лей творческой интеллигенции.

Однако национальной политике того периода были свойственны избирательность и противоречивость.

Так, в 1870-х гг. вновь последовал ряд ограничений евреев в правах: ограничивалось еврейс­кое представительство в городских думах; были закрыты созданные для евреев в 1844 г. государст­венные школы.

Евреев лишили права селиться вне городов и местечек даже в пределах «черты оседлости». Им запрещалось приобретать недвижимость в сельской местности.

Обратите внимание

Для еврейских детей вводи­лись ограничения при поступлении в учебные заведения (число евреев в них не должно было превышать установленную норму). Существовали ограничения для занятия некоторыми видами профессиональной деятельности.

Однако эти притеснения распространились лишь на тех евреев, кто не перешел в православную веру.

Ряд монархических изданий вели пропаганду враждебного отношения к евреям, влияя на правительственную политику.

Начало 80-х: еврейские погромы на юге России – ожесточение политики в отношении выбора евреями места проживания.

1882 – восстановление черты оседлости, евреям-ремесленникам и купцам 1-ой гильдии запрещено поселяться в Москве, процентная норма для поступления в институты.

В 1887 г. для евреев была определена норма при приеме в высшие учебные заведения – 3% в столицах, 5% — вне черты оседлости.

В поисках лучшей жизни евреи устремились в страны Западной Европы и в Америку. Власти легко отпускали их, с условием – назад не возвращаться.

 В Средней Азии на русском языке велось лишь официальное делопроизводство, во всем остальном местное население придерживалось национальных традиций, обрядов, верований, языка.

Либеральной в целом была национальная политика в Прибалтике.

Важно

На смену насильственной христианизации народов Поволжья, Закавказья, Алтая, Якутии и др., проводившейся в 30-егг. XIX в., в 60—70-е гг. пришла относительно гибкая политика: приобщая эти народы к русской культуре, центральная власть вместе с тем вносила существенную лепту в формирование национальной интеллигенции, развитие письменности и языка, создание системы образования.

 Впрочем, национальная политика Александра III в целом была нацелена на принудительную русификацию национальных окраин (исключением была недавно присоединенная Средняя Азия).

России в XIX в. приходилось решать сложные национальные проблемы, преодолевать острые противоречия между центром и окраинами, народами, ее населявшими. Но в целом страна жила в условиях межнационального мира.

Источник: https://i100rik.com.ua/narodyi-rossiyskoy-imperii-vo-vtoroy-polovine-xix-v/

Ссылка на основную публикацию