Литература и искусство

Литература и искусство

ХVIII в. был периодом зарождения и развития русской национальной литературы. Основоположником русской поэзии был В. К. Тредиаковский (1703- 1768 гг.), который сформулировал принципы силлабо-тонического стихосложения (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

Основоположником русской драматургии был А. П. Сумароков (1717-1777 гг.) — поэт, автор первых русских комедий и трагедий, директор театра в Петербурге. Он творил в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни. Основным жанром творчества Г. Р.

Державина (1743-1816 гг.) была ода. В известной оде «Фелица» показан образ идеального монарха. Русские нравы и обычаи нашли свое отражение в социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Д. И. Фонвизина (1745-1792 гг.).

Обратите внимание

Его комедии положили начало обличительно-реалистическому направлению в русской литературе.

Н. М. Карамзин (1766-1826 гг.) — был основоположником русского сентиментализма (повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь»). Основное сочинение Н. М. Карамзина — «История Государства Российского» (в 12 томах).

Русская литература первой половины XIX в. — одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. Отечественная война 1812 г. и пробужденный ею подъем национального самосознания породили такое литературное течение, как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе был В. А. Жуковский (1783-1852 гг.).

Жемчужиной русской культуры первой половины XIX в. было творчество А. С. Пушкина (1799-1837 гг.

), написавшего более трехсот стихотворений, роман в стихах («Евгений Онегин»), стихотворные сказки («Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке»), драматические («Борис Годунов», «Маленькие трагедии»), прозаические («Дубровский», «Повести Белкина»), исторические («Арап Петра Великого», «История пугачевского бунта») и другие произведения.

В 30-е годы XIX в. расцвел талант М. Ю. Лермонтова (1814-1841 гг.) — «Демон», «Мцыри», «Герой нашего времени», «Вадим» и др. С творчеством А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова связано утверждение реалистического направления в русской литературе.

Н. В. Гоголь (1809-1852 гг.) («Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ревизор», «Шинель» и др.) в своем творчестве сочетал романтизм и реализм.

Вторая половина XIX в. отмечена творчеством писателей-реалистов: Ф. М. Достоевского (1821-1881 гг.) — «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»; М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889 гг.

) — «Господа Головлевы», «Сказки»; Н. А. Некрасова (1821-1877 гг.) — «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины»; И. С. Тургенева (1818-1883 гг.) — «Накануне», «Записки охотника», «Отцы и дети», «Рудин»; И. А.

Гончарова (1812- 1891 гг.) — «Обрыв», «Обломов».

Основным художественным направлением второй половины ХIХ в. был критический реализм, для которого был характерен анализ жизненных обстоятельств героев и критическое отношение к существующей действительности.

Важно

Вершиной русской литературы XIX в. было творчество Л. Н. Толстого (1828- 1910 гг.). Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»). К этому же периоду относится творчество А. П. Чехова (1860-1904 гг.).

В конце XIX — начале ХХ в. расцвел талант выдающихся русских писателей: А. М. Горького (1868-1936 гг.) — «На дне», «Дети солнца», «Варвары», «Враги»; И. А. Бунина (1870-1953 гг.) — «Деревня», «Суходол»; А. И. Куприна (1870-1938 гг.) — «Поединок», «Олеся»; В. В. Вересаева (1867-1945 гг.) — «Записки врача» и др.

Конец XIX — начало ХХ в. в истории русской культуры называют Серебряным веком, для которого характерно появление новых направлений в литературе и искусстве: модернизма, символизма, акмеизма, футуризма и др.

Представителями этих направлений были писатель Д. С. Мережковский (1865-1941 гг.), поэты Ф. К. Сологуб (1863-1927 гг.), В. Я. Брюсов (1873-1924 гг.), К. Д. Бальмонт (1867-1942 гг.), А. А. Блок (1880-1921 гг.), А. А.

Ахматова (1889-1966 гг.) и др.

Наибольшее развитие в изобразительном искусстве середины XVIII в. получил портрет. Крупнейшими портретистами того времени были И. Н. Никитин (ок. 1690-1742 гг.), Д. Г. Левицкий (1735-1822 гг.), В. Л. Боровиковский (1757-1825 гг.

) Во второй половине XVIII — начале Х²Х вв. получили известность живописцы-классицисты: А. П. Лосенко (1737-1773 гг.) — «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»; Г. И. Угрюмов (1764- 1823 гг.

) — «Испытание силы Яна Усмаря», «Торжественный въезд Александра Невского во Псков» и др.

В середине ХIХ в. в русском изобразительном искусстве преобладал социально-бытовой жанр, который с наибольшей полнотой отражен в творчестве В. Г. Перова (1833-1882 гг.) — «Сельский крестный ход на Пасху», «Тройка» и др.).

В 1871 г. по инициативе художника И. Н. Крамского (1837-1887 гг.) было организовано «Товарищество передвижных художественных выставок». Работая в разных жанрах, художники-передвижники внесли в каждый из них новые важные моменты: Н. А. Ярошенко (1846-1898 гг.

) — «Курсистка», «Студент», «Кочегар»; А. К. Саврасов (1830-1897 гг.) — «Грачи прилетели»; И. Н. Крамской (1837-1887 гг.) — портреты литераторов И. А. Гончарова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого. Художником русской природы был И. И.

Шишкин (1832-1898 гг.). Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве И. И. Левитана (1860-1900 гг.). Яркую страницу русского изобразительного искусства составило творчество И. Е. Репина (1844-1930 гг.) — «Бурлаки на Волге», портрет М. П.

Мусоргского, «Иван Грозный и сын его Иван»

Совет

Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике: Н. Н. Ге (1831-1894 гг.) — «Петр I допрашивает царевича Алексея»; В. И. Суриков (1848-1916 гг.) — «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова».

Многие картины И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. И. Левитана, В. А. Серова и других передвижников попали в собрание П. М. Третьякова (1832- 1898 гг.) — представителя старинного московского купеческого рода. В начале 90-х гг. XIX в. собрание достигло уровня музея. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.

Развитие русского театра во второй половине XIX в. связано с именем драматурга А. Н. Островского (1823-1886 гг.) — «Гроза», «Не в свои сани не садись» и др. Наиболее выдающимися актерами ХIХ в. были М. С. Щепкин (1788- 1863 гг.), П. М. Садовский (1818-1872 гг.), П. А. Стрепетова (1850-1903 гг.), М. Н. Ермолова (1853-1928 гг.).

В 1898 г. возник Московский Художественный театр, который возглавили К. С. Станиславский (1863-1938) и В. И. Немирович-Данченко (1858-1943).

Во второй половине XIX в. значительную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое содружество российских композиторов «Могучая кучка», в которую вошли М. А. Балакирев (1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881), Ц. А.

Кюи (1835-1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908). Члены «Могучей кучки» способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Псковитянка», «Снегурочка» Н. А.

Римского-Корсакова).

Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. И. Чайковского (1840-1893) — балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.

Экономический подъем начала ХХ в. оказал влияние на культурное развитие страны. Классическая русская культура, сформировавшаяся в XIX в., переживала кризис. Начался поиск новых эстетических идеалов, художественных принципов, форм и методов.

Обратите внимание

Одной из важнейших черт развития культуры начала ХХ в. было убеждение в свободе творчества и творческой индивидуальности.

Свободный подход к религии, науке, искусству объединил между собой поэзию, музыку, изобразительное искусство, театр, балет и кинематограф.

Источник: https://istorikonline.ru/oge-po-istorii/oge-2-3-3-literatura-i-iskusstvo.html

Литература – искусство слова. История и роль литературы

Литература – искусство слова. История и роль литературы.

Литература!

Литература (лат. lit(t)eratura, буквально – написанное, от lit(t)era – буква) — в широком смысле это совокупность любых письменных текстов.

Материальным воплощением литературных произведений является совокупность различных образов и понятий, зафиксированных автором словами и словосочетаниями. Литература принадлежит к числу предметных искусств, в котором слово является основным средством образного отражения жизни и фантазии. При помощи образов художественная литература воссоздает целые эпохи.

При помощи созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным».

Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в «Евгении Онегине», пытается понять причины поступков Катерины в «Грозе» и сложный духовный мир Наташи Ростовой в «Войне и мире», трагедию Григория Мелехова в «Тихом Доне».

Именно наше восприятие и переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература – это искусство, искусство слова.

Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества – песен, сказок, героического эпоса и др.

Художественную литературу можно считать самым разносторонним видом искусства: например, картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» нуждается в историческом комментарии, а роман А. Толстого «Петр I» – нет: он доносит дыхание эпохи во всех деталях. Важнейшая особенность литературы как вида искусства: способность запечатлевать «иное» и невидимое.

Немного истории

Важно

Литература существует с древнейших времен. Начиналось все с Античной литературы (литературы древних греков и римлян). Её письменные памятники, относятся аж к I тысячелетию до н. э. В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе.

В поздней античности (4-5 век) зарождается Средневековая литература, которая просуществовала до 15 века. Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.

С 14 по 16 век – это время литературы эпохи Возрождения, в которой писатели обращались к литературе античности, и подражали ее идеалам.

Значимыми для русской литературы были 19 и 20 века. — Золотой (Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Фет, Тютчев и др.) и Серебряный (Блок, Ахматова, Маяковский и др.). Они стали для России временем взлета и расцвета.

По богатству литературы (да и других видов искусства) эти века несравнимы ни с каким другим периодом истории не только русской, но и мировой культуры.

Россия громко заявила всему миру о своем существовании и буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых почетных мест.

Основные литературные направления, постепенно сменяющие друг друга и отражающие русскую литературу – это классицизм (17-19 в.), романтизм (18-19 в.) и реализм (19 в.).

Как реакция на реализм в 20 веке возникает литература модернизма и постмодернизма. Они уходят от внешней реальности к исследованию внутренних состояний.

Литература в наши дни, роль литературы

Совет

В 21 веке появляется много массовой литературы. Современные направления в литературе растекаются по двум направлениям: классические и модные. Классические — все то, что было перечислено ранее.

Читайте также:  Расширение и укрепление древнерусского государства

А к модным можно отнести постмодернизм, концептуализм, интеллектуальную литературу, магический реализм, киберпанк, фэнтези и многочисленные книжные сериалы.

Сюда же относятся графические романы (комиксы), электронный эпистолярный жанр, и новые формы фольклора в виде песен, анекдотов, скетчей и т. д.

В наши дни выбор литературы на полках книжных магазинов просто огромен и каждый может выбрать что-то по своему вкусу. Самое главное — не переставать читать, ведь книги оказывают огромное влияние на нас, на наши ценности и понимание мира в целом.

Художественная литература тесно связана с обществом, с его движением к идеалу. Литература является сосредоточением опыта всего народа и отдельной личности в освоении окружающего мира. Она помогает устанавливать связь между поколениями, формировать, развивать и укреплять шкалу ценностей.

Благодаря литературе мы изучаем окружающий мир, воспитываем в себе чувство прекрасного и развиваемся. Литература — это одно из самых ценных достояний человечества за все его существование.

Литература – искусство слова. История и роль литературы.

Модный женский сайт Я самая красивая!

Источник: http://www.i-kiss.ru/rubrika/literatura

Литература как вид искусства

Проходят годы и века, меняются люди и страны, исчезают одни и рождаются другие цивилизации. Мы вошли в стремительный XXI век, который удивляет техническими изобретениями и научными открытиями. Однако как бы не менялся мир, великим духовным достоянием человечества всегда остается искусство, не подвластное времени.

Материальные вещи (дома, автомобили, одежда, обувь и др.) быстро “стареют” и уходят, а произведения искусства никогда не теряют своего значения. В них запечатлены вечные ценности человечества, важные для развития каждой личности. Как справедливо отметил Й. В.

Гете, “искусство помогает человеку стать человеком и обрести смысл своего существования”.

Искусство возникло в глубокой древности, когда древние люди начали рисовать в пещерах, вырезать на камне и костях сцены из своей жизни, танцевать, петь и поэтически рассказывать об окружающем мире и самих себе. Даже тогда, когда еще не было письменности, стремление к красоте уже было привлекательно людям. Оно стало основой искусства.

Искусство является процессом создания особого художественного мира, который подобный реальному миру, но одновременно отличается от действительности, так как построен на основании законов красоты и имеет собственные законы развития.

Обратите внимание

Искусство – это еще и особый способ познания света и человека, форма общения, диалога (автора и того, кто воспринимает искусство, а также многих людей разных поколений, стран и культур между собой).

Искусство обращено к человеческим чувствам, влияет на них и формирует внутренний мир личности и моральные качества, и что есть воспитывает.

Оно помогает человеку сформировать эстетический вкус (умение различать красивое и безобразное, художественное и не художественное, отношение к произведению, ориентироваться в мире искусства) и получить большое наслаждение от произведений искусства.

Качества искусства является его образность – воплощение конкретных форм определенных представлений о мире, жизни, человеческих отношениях, идеалов, ценностей.

Музыка, живопись, литература, скульптура, архитектура, театр, кино и другие произведения человеческого мастерства – все это виды искусства, изделия и человеческая фантазия. Они родственны между собой.

У них оказывается самый главный признак искусства – красота, которая не теряет своего значения за любых изменений в обществе. Красота служит не физическим, а духовным потребностям личности, поэтому искусство патриотично тем, кто ищет смысл жизни, свое место в мире, идеалов.

Вместе с тем, виды искусства отличаются между собой по способу восприятия, материалом и соотношением с временем и пространством. Виды искусства мы воспринимаем по-разному: музыку – слушаем, живопись и скульптуру – созерцаем, театральные спектакли и кино – смотрим и слушаем одновременно.

Кроме того, виды искусства различаются тем материалом, которым пользуется художник. Например, писатель пользуется словом, композитор и музыкант – звуками, художник – красками. Разница между видами искусства чувствуется во временном и пространственном измерениях.

Важно

Так литература и музыка способны раскрыть жизнь человека в течение длительного времени, а живопись, скульптура, архитектура и графика фиксируют только определенные моменты предмета, явления или состояния человека.

В искусстве хореографии, театра и кино важным является пространство, и последовательность во времени.

Художественная литература – один из важнейших видов искусства. Поскольку основным материалом литературы является слово, то ее называют искусством слова, или словесным искусством.

С помощью слова можно не только описать окружающий мир, но и построить воображаемый мир, создать художественный образ и новую художественную реальность.

Благодаря многозначности художественного слова литературные произведения могут прочитываться по-разному в любые времена. Это обеспечивает бессмертную ценность литературы.

Искусство слова всегда скрывает тайну и вдохновляет людей на добро и красоту.


– одна из видов форм общественного сознания, человеческой деятельности, которая отражает действительность в конкретных чувственных образах, воплощая духовные идеалы (художника, народа, эпохи человечества). В широком смысле – совершенное умение в каком-либо деле или отрасли, мастерство.

Литература (художественная) (с латинского littera – буква, литература):

– совокупность печатных и письменных произведений народа, человечества, эпохи, разновидность искусства, отражающие действительность в художественных образах, создает новую художественную реальность по средствам слова.

Функции художественной литературы как вида искусства:

познавательная – дает возможность познать мир и человека;
воспитательная – воспитывает моральные качества и эстетический вкус;
эстетическая – строит мир по законам красоты, создает яркие художественных образы, в которых воплощено представление о жизни и духовных идеалов;
гедонистическая – дает наслаждение от процесса чтения и осмысления прочитанного.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/07/literatura-kak-vid-iskusstva.html

Литература как вид искусства

Проходят годы и века, меняются люди и страны, исчезают одни и рождаются другие цивилизации. Мы вошли в стремительный XXI век, который удивляет техническими изобретениями и научными открытиями. Однако как бы не менялся мир, великим духовным достоянием человечества всегда остается искусство, не подвластное времени. Материальные вещи (дома, автомобили, одежда, обувь и др.

) быстро “стареют” и уходят, а произведения искусства никогда не теряют своего значения. В них запечатлены вечные ценности человечества, важные для развития каждой личности. Как справедливо отметил Й. В. Гете, “искусство помогает человеку стать человеком и обрести смысл своего существования”.

Искусство возникло в глубокой древности, когда древние люди начали рисовать в пещерах, вырезать на камне и костях сцены из своей жизни, танцевать, петь и поэтически рассказывать об окружающем мире и самих себе. Даже тогда, когда еще не было письменности, стремление к красоте уже было привлекательно людям. Оно стало основой искусства.

Искусство является процессом создания особого художественного мира, который подобный реальному миру, но одновременно отличается от действительности, так как построен на основании законов красоты и имеет собственные законы развития.

Искусство – это еще и особый способ познания света и человека, форма общения, диалога (автора и того, кто воспринимает искусство, а также многих людей разных поколений, стран и культур между собой). Искусство обращено к человеческим чувствам, влияет на них и формирует внутренний мир личности и моральные качества, и что есть воспитывает.

Оно помогает человеку сформировать эстетический вкус (умение различать красивое и безобразное, художественное и не художественное, отношение к произведению, ориентироваться в мире искусства) и получить большое наслаждение от произведений искусства.

Качества искусства является его образность – воплощение конкретных форм определенных представлений о мире, жизни, человеческих отношениях, идеалов, ценностей. Музыка, живопись, Литература, скульптура, архитектура, театр, кино и другие произведения человеческого мастерства – все это виды искусства, изделия и человеческая фантазия. Они родственны между собой.

У них оказывается самый главный признак искусства – красота, которая не теряет своего значения за любых изменений в обществе. Красота служит не физическим, а духовным потребностям личности, поэтому искусство патриотично тем, кто ищет смысл жизни, свое место в мире, идеалов.

Вместе с тем, виды искусства отличаются между собой по способу восприятия, материалом и соотношением с временем и пространством. Виды искусства мы воспринимаем по-разному: музыку – слушаем, живопись и скульптуру – созерцаем, театральные спектакли и кино – смотрим и слушаем одновременно. Кроме того, виды искусства различаются тем материалом, которым пользуется художник.

Совет

Например, писатель пользуется словом, композитор и музыкант – звуками, художник – красками. Разница между видами искусства чувствуется во временном и пространственном измерениях. Так литература и музыка способны раскрыть жизнь человека в течение длительного времени, а живопись, скульптура, архитектура и графика фиксируют только определенные моменты предмета, явления или состояния человека.

В искусстве хореографии, театра и кино важным является пространство, и последовательность во времени. Художественная литература – один из важнейших видов искусства. Поскольку основным материалом литературы является слово, то ее называют искусством слова, или словесным искусством. С помощью слова можно не только описать окружающий мир, но и построить воображаемый мир, создать художественный образ и новую художественную реальность. Благодаря многозначности художественного слова литературные произведения могут прочитываться по-разному в любые времена. Это обеспечивает бессмертную ценность литературы.

Искусство слова всегда скрывает тайну и вдохновляет людей на добро и красоту.

Искусство это:

– одна из видов форм общественного сознания, человеческой деятельности, которая отражает действительность в конкретных чувственных образах, воплощая духовные идеалы (художника, народа, эпохи человечества). В широком смысле – совершенное умение в каком-либо деле или отрасли, мастерство.

Литература (художественная) (с латинского littera – буква, литература):

– совокупность печатных и письменных произведений народа, человечества, эпохи, разновидность искусства, отражающие действительность в художественных образах, создает новую художественную реальность по средствам слова.

Функции художественной литературы как вида искусства:

Познавательная – дает возможность познать мир и человека; Воспитательная – воспитывает моральные качества и эстетический вкус; Эстетическая – строит мир по законам красоты, создает яркие художественных образы, в которых воплощено представление о жизни и духовных идеалов;

Гедонистическая – дает наслаждение от процесса чтения и осмысления прочитанного.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/literatura-kak-vid-iskusstva/

Литература и искусство

О чем рассказывается в этом томе — В. Н. Шацкая
Что такое искусство — В. А. Разумный

Художественная литература

Книга ваш друг и учитель — С. Я. Маршак
О литературном труде — В. А. Каверин

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Народное искусство слова — Э. В. Померанцева
Русское устное народное творчество — Э. В. Померанцева
Мифы древнего мира — Н. Б.Клячко

Зарубежная литература

ДРЕВНЯЯ ЛИТЕРАТУРА

Античная литература — С. П. Маркиш
Гомер — М. Л. Гаспаров
Древнегреческая трагедия — Н. Б. Клячко
Комедии Аристофана — Н. Б. Клячко
Поэты древнего Рима — М. Л. Гаспаров
Рамаяна — И. С. Рабинович

ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Эпос раннего Средневековья — Р. М. Самарин
Литература Средневековья — 3. В. Гуковская
Классическая китайская поэзия — Л. З. Эйдлин
Калидаса — И. С. Рабинович
Персидская классическая поэзия — И. С. Брагинский

Читайте также:  Культура руси в ix - xvii веках

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Возрождение — С. Л. Львов
Данте Алигьери — С. Л. Львов
Франческо Петрарка — С. Л. Львов
Франсуа Рабле — Е. Г. Эткинд
Мигель Сервантес — Д. Е. Михальчи
Вильям Шекспир — С. Л. Львов
Лопе де Вега — 3. И. Плавскин

ЛИТЕРАТУРА XVII—XVIII ВВ

Классицизм во Франции — Е. Г. Эткинд
Жан Батист Мольер — Г. Н. Бояджиев
Джон Мильтон — Р. М. Самарин
Литература Англии XVII—XVIII вв. — А. А. Аникст
Французское просвещение — Е. Г. Эткинд
Пьер Огюстен Бомарше — С. Д. Артамонов
Иоганн Вольфганг Гёте — И. В. Миримский
Фридрих Шиллер — И. В. Миримский

ЛИТЕРАТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Литература XIX в. на Западе — А. А. Аникст
Вальтер Скотт — Е. В. Корнилова
Джордж Байрон — Е. В. Корнилова
Виктор Гюго — И. Б. Дюшен
Стендаль (Мари Анри Бейль) — И. Б. Дюшен
Оноре де Бальзак — И. Б. Дюшен
Чарлз Диккенс — Е. В. Корнилова
Уильям Теккерей — Е. В. Корнилова
Адам Мицкевич — М. Ф.

Рыльский
Генрих Гейне — И. В. Миримский
Пьер Жан Беранже — И. Б. Дюшен
Шандор Петефи — К. К Тупикова
Шарль де Костер — С. Л. Львов
Польские писатели 70—80-х гг. — И. Б. Дюшен
Христо Ботев — Ю. Е. Тупикова
Эжен Потье — И. Б. Дюшен
Гюстав Флобер — И. Б.

Дюшен
Выдающиеся французские писатели конца ХIХв. — И. Б. Дюшен
Генрик Ибсен — И. Б. Дюшен
Гарриэт Бичер-Стоу и ее роман «Хижина дяди Тома» — Н. М. Эйшискина
Уолт Уитмен — И. Б. Дюшен
Марк Твен — Н. М. Эйшискина
Роман приключений и научной фантастики — И. А. Желобовский
Литературная сказка — И. А.

Желобовский
Ганс Христиан Андерсен — А. И. Исаева

ЛИТЕРАТУРА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Зарубежная литература XX в. — И. Б. Дюшен
Джэк Лондон — Н. М. Эйшискина
Рабиндранат Тагор — И. С. Рабинович
Лу Синь — Л. 3. Эйдлин
Этель Лилиан Войнич и ее роман «Овод» — Е.А. Таратута
Анри Барбюс — И. Б.

Дюшен
Ромен Роллан — И. Б. Дюшен
Чешская литература XX в. — И. Б. Дюшен
Юлиус Фучик — Л. Б. Яковер
Луи Арагон — И. Б. Дюшен
Пабло Неруда — 3. И. Плавскин
Николас Гильен — 3. И. Плавскин
Эрнест Хемингуэй — И. Б.

Дюшен
Назым Хикмет — А. Д. Тверской

Русская литература

У истоков русской литературы — Д. С. Лихачев

Русская литература XVIII В

Русская литература XVIII в. — Д. Д. Благой
М. В. Ломоносов — Д. Д. Благой
Сатирические журналы Н. И. Новикова — Д. Д. Благой
Д. И. Фонвизин — Д. Д. Благой
Г. Р. Державин — Д. Д. Благой
A. Н. Радищев — Д. Д. Благой
Н. М. Карамзин — Д. Д. Благой

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В

Литература первой половины XIX в. — А. М. Гуревич
B. А. Жуковский — Н. О. Корст
И. А. Крылов — Н. О. Корст
К. Ф. Рылеев — Н. О. Корст
А. С. Грибоедов — Н. О. Корст
А. С. Пушкин — Д. Д. Благой
М. Ю. Лермонтов — И. Л. Андроников
A. В. Кольцов — А, М. Гуревич
Н. В. Гоголь — С. И. Машинский
B. Г. Белинский — С. И. Машинский

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В

Литература второй половины XIX в. — А. М. Гуревич
И. С. Тургенев — Г. А. Лесскис
И. А. Гончаров — И. Т. Трофимов
А. И. Герцен — Г. А. Лесскис
Н. А. Некрасов — К. И. Чуковский
Н. Г. Чернышевский — Н. П. Верховская
Н. А. Добролюбов — Н. П. Верховская
М. Е. Салтыков-Щедрин — С.

Ф. Терехов
А. Н. Островский — В. А. Филиппов
Ф. И. Тютчев — А. М. Гуревич
А. А. Фет — А. М. Гуревич
Ф. М. Достоевский — В. Е. Хализев
Л. Н. Толстой — В. Е. Хализев
A. П. Чехов — А. А. Белкин
B. Г. Короленко — А. В. Xрабровицкий
Литература конца XIX — начала XX в. — А. М.

Гуревич

ИЗ ПРОШЛОГО ЛИТЕРАТУР НАРОДОВ СССР

Из прошлого литератур народов Средней Азии и Кавказа — Г. П. Трефилова
Тарас Шевченко — М. А. Якименко
Иван Франко — М. А. Якименко
Ян Райнис — Д. Г. Блюмфельд

Советская литература

Советская литература — В. А. Диев и А. О. Богуславский
Становление советской литературы — В. А. Диев и А. О. Богуславский
Литературная карта СССР — Л. А. Озеров
Максим Горький — Л. Г. Якименко
Садриддин Айни — М. А. Грингруз
Демьян Бедный — С. А. Гуревич
A. А. Блок — Г. А. Лесскис
B. Я. Брюсов — Г. А.

Лесскис
Муса Джалиль — П. Ф. Рощин
C. А. Есенин — Н. М. Архипова
М. В. Исаковский — С. А. Гуревич
Якуб Колас — С. И. Граховский
Александр Корнейчук — М. А. Якименко
Янка Купала — С. И. Граховский
Вилис Лацис — А. И. Григулис
Л. М. Леонов — М. П. Петров
B. В. Маяковский — Л. А. Кассиль
Н. А. Островский — М. П.

Венгров
Максим Рыльский — А. Р. Мазуркевич
Сулейман Стальский и Джамбул Джабаев — Л. А. Озеров
Галактион Табидзе — М. А. Грингруз
А. Т. Твардовский — П. Ф. Рощин
А. Н. Толстой — Н. Б. Медведева
Ованес Туманян — П. Г. Тычина
Павло Тычина — М. А. Якименко
А. А. Фадеев — Ю. Н. Либединский
К. А. Федин — М. П. Петров
М.

А. Шолохов — Ю. Б. Лукин

СОВЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Советская детская литература — С. В. Михалков
А. П. Гайдар — Н. Б. Медведева
C. Я. Маршак — Г. И. Трефилова
К. И. Чуковский — Н. Б. Медведева
Советский научно-фантастический роман — И. А. Желобовский

Изобразительное искусство

Творить и трудиться! — С. Т. Коненков

СУЩНОСТЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Живопись, ее основные жанры — А. А. Абрамов
Графика — А. А. Гастев
Искусство ваяния — О. В. Буткевич
Что такое архитектура — В. Р. Раннев и О. Н.Яницкий
Народное изобразительное искусство — И. А. Алпатова
Эрмитаж — В. Н. Березина
Государственная Третьяковская галерея — Т. М. Ковалевская

ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

Искусство древнего Египта — М. Э. Матье
Искусство древнего Вавилона и Ассирии — Н. Б. Янковская
Искусство древней Индии — С. И. Тюляев
Искусство древнего и средневекового Китая — М. Н. Кречетова
Искусство древней Эллады — В. И. Бродский
Мавританское искусство — В. И.

Тищенко
Искусство Средневековья в Западной Европе — В. И. Тищенко
Искусство итальянского Возрождения — А. С. Жукова
Микеланджело Буонарроти — А. С. Жукова
Рафаэль Санти — А. С. Жукова
Леонардо да Винчи — Н. А. Лившиц
Великие венецианцы — Н. А.

Лившиц
Мастера немецкого Возрождения — В. Н. Березина
Рубенс и его современники — В. Н. Березина
Голландское искусство XVII в. — В. Н. Березина
Рембрандт ван Рейн — В. Н. Березина
Испанское искусство XVI—XVII вв.— И. М. Левина
Западноевропейские художники XVIII—XIX вв.— В. И.

Березина
Зарубежное изобразительное искусство XX в.— А. С. Жукова

РУССКОЕ ИСКУССТВО

Древнерусское народное искусство — Н. И. Кончаловская
Русское искусство XVIII в. — 3. Т. 3онова
Русское искусство первой половины XIX в. — Е. Н. Чижикова и И. М. Сахарова
A. А. Иванов — А. С. Жукова
Передвижники — Н. П.

Кончаловская
И. Е. Репин — М. А. Немировская
B. И. Суриков — Н. П. Кончаловская
В. М. Васнецов — Е. М. Райхина
Русские пейзажисты — М. А. Немировская
И. И. Левитан — К. Г. Паустовский
М. А. Врубель — Г. А. Плетнева
В. А. Серов — Г.

А. Плетнева

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

Советская живопись — А. А. Абрамов
Скульпторы Советского Союза — О. В. Буткевич
Советская графика — А. А. Гастев
Советский плакат — Ю. Я. Халаминский

МУЗЫКА

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Музыка и ее выразительные средства — Т. В. Попова
Музыкальные жанры — Т. В. Попова
Происхождение музыки — В. А. Васина-Гроссман
Народные музыкальные инструменты — К. А. Вертков
Симфонический оркестр и его инструменты — К. А. Вертков

ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА

Иоганн Себастьян Бах — Ф. Е. Флорич
Вольфганг Амадей Моцарт — Ф. Е. Флорич
Людвиг ван Бетховен — Е. Л. Даттель
Франц Шуберт — И. И. Мартынов
Фридерик Шопен — И. И. Мартынов
Ференц Лист — И. И. Мартынов
Роберт Шуман — Е. А.

Мнацаканова
Из истории итальянской оперы — В. П. Фраёнов
Джузеппе Верди — Р. А. Левитан
Из истории французской оперы — Л. Е. Кренкель
Рихард Вагнер — Е. А. Мнацаканова
Станислав Монюшко — Р. А. Левитан
Эдвард Григ — И. И. Мартынов
Классики чешской музыки — И. И.

Мартынов
Музыка стран Востока — К. К. Розеншильд

РУССКАЯ МУЗЫКА

Народная песня — Н. М. Бачинская-Владыкина
Русская музыка XVIII в. — Б. Б. Ефименкова
Русская музыка начала XIX в. — И. И. Мартынов
М. И. Глинка — И. И. Мартынов
А. С. Даргомыжский — В. И.

Генкина
«Могучая кучка» и М. А. Балакирев — А. Н. Сохор
М. П. Мусоргский — А. Н. Сохор
А. П. Бородин — А. Н. Сохор
Н. А. Римский-Корсаков — А. Н. Сохор
П. И. Чайковский — И. И. Мартынов
С. В.

Рахманинов — А. Н. Сохор

СОВЕТСКАЯ МУЗЫКА

Советская многонациональная музыка — Н. А. Шуйская и Н. Г. Шахназарова
Р. М. Глиэр — С. И. Левит
И. О. Дунаевский — И. В. Нестьев
Д. Б. Кабалевский — С. И. Левит
С. С. Прокофьев — Е. А. Мнацаканова
Арам Хачатурян — Е. Л. Даттель
Ю. А. Шапорин — С. И. Левит
Д. Д. Шостакович — Г. М. Шантырь

TEATР

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Особенности театрального искусства — И. К. Сидорина
Театральные жанры — И. К. Сидорина

ЗАРУБЕЖНЫЙ ТЕАТР

Театр древней Греции и Рима — Д. Л. Устюжанин
Театр в средневековой Европе — К. А. Александрова
Итальянская комедия масок — Е. Л. Львова
Западноевропейский театр XVII—XIX вв. — Г. Б. Пузис
Современный зарубежный театр — Э. И. Глумова

РУССКИЙ ТЕАТР

Истоки русского театра — В. Н. Всеволодский-Гернгросс
Русский театр XVII в. — В. Н. Всеволодский-Гернгросс
Крепостной театр — А. Я. Альтшуллер
Ф. Г. Волков — Ю. А.

Дмитриев
Театральная жизнь Москвы и Петербурга первой четверти XIX в. — А. Я. Альтшуллер
М. С. Щепкин — А. Я. Альтшуллер
П. С. Мочалов — Ю. А. Дмитриев
М. Н. Ермолова — А. Я. Альтшуллер
Ф. И.

Шаляпин — М. О. Рейзен

СОВЕТСКИЙ ТЕАТР

Путь советского театра — Д. Л. Устюжанин
Московский Художественный академический театр (МХАТ) — А. К. Тарасова
Театр для детей — Ю. И. Рубина
Театр кукол — С. В. Образцов
Театральная самодеятельность — П. О. Герата

ИСКУССТВО ТАНЦА

Народный танец — Н. П. Рене-Рославлева
Из истории развития балета — Н. П. Рене-Рославлева
Г. С. Уланова — Б. А. Львов-Анохин

ЦИРК

Из истории циркового искусства — Ю. А. Дмитриев
Советский цирк — Ю. А. Дмитриев

КИНО

Искусство кино — С. А. Герасимов
Из истории зарубежного кино — М. С. Донской
Советское кино — С. А. Герасимов
Экранизация литературных произведений — Г. Л. Рошаль
Детские кинофильмы — Р. Я. Соболев
Мультипликация — А. Г. Снесарев
Документальный фильм — Р. F. Кацман-Григорьев

Читайте также:  Племена кавказа и средней азии в конце 3 и во 2 тысячелетии до н.э.

Источник: http://de-ussr.ru/literat.html

Литература как вид искусства

ГБПОУ КК УСПК

Тема: Литература как вид искусства

Автор: Щербакова Лилия Владимировна, преподаватель русского языка и литературы

Значение слова литература

  • 1. Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение.
  • 2. Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова.
  • 3. Совокупность произведений такого вида искусства.
  • 4. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой-либо отрасли знания, к какому-либо вопросу.

Род литературы

Род литературы

Литературный род – группа литературных произведений, объединённых по ряду признаков.

Роды литературы

ЛИРИКА

ЭПОС

ДРАМА

Чувства

Конфликт

героев

Рассказ о событиях

Роль автора в произведении

Роды литературы:

1) лирика

Роды литературы

2) драма

3) эпос

жанр

Жанр – это сочетание

своеобразных

свойств ,

объединяющих

произведения данного

вида..

например

Басня имеет ряд

устойчивых признаков:

короткий сюжет,

аллегория,

мораль.

романс

ода

песня

лирика

послание

элегия

сонет

баллада

басня

Лиро-эпические

жанры

поэма

Жанры лирики

ПОСЛАНИЕ

ЭЛЕГИЯ

Эпиграмма

ОДА

ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

СОНЕТ

ПОЭМА

БАЛЛАДА

лиро-эпика

трагедия

комедия,

мелодрама

драма

водевиль

КОМЕДИЯ

ТРАГЕДИЯ

ДРАМА

Жанры драмы

басня

рассказ

Эпос

повесть

очерк

роман-эпопея

роман

Жанры эпоса

РОМАН

ЭПОПЕЯ

ПОВЕСТЬ

РАССКАЗ

НОВЕЛЛА

ОЧЕРК

ПРИТЧА

(нравственное аллего-

рическое поучение)

Стихосложение

  • Ритм повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических особенностей; периодическое повторение через определенные промежутки.
  • Рифма одинаковое или сходное звучание окончаний строк (мужская, женская, парная, перекрестная, кольцевая)
  • Белый стих нерифмованные стихи с системой ритмически повторяющихся акцентов.
  • Строфа повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифмы.

Виды рифм.

ПЕРЕКРЁСТНАЯ

КОЛЬЦЕВАЯ

ПАРНАЯ

ЖЕНСКАЯ:

гОрем – мОрем

МУЖСКАЯ :

садУ – льдУ

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ :

глубОкая – одинОкая

ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ :

нЕнависти –

откровЕнно вести

ВЕРЛИБР / БЕЛЫЙ СТИХ / СВОБОДНЫЙ СТИХ

Стихотворные размеры.

АНАПЕСТ

UU¯

АМФИБРАХИЙ

U¯U

ДАКТИЛЬ

¯UU

ПИРРИХИЙ UU

ЯМБ U¯

ХОРЕЙ ¯U

СПОНДЕЙ ¯ ¯

осложнения

размеры

― ударный слог,

U безударный слог

СЮЖЕТ

КОМПОЗИЦИЯ

Содержание и строение текста.

ИДЕЯ

(для чего?)

ПРОБЛЕМА

ТЕМА

(о чём?)

ПРОЛОГ

МОТИВ

ЭКСПОЗИЦИЯ

ЛЕЙТМОТИВ

ЗАВЯЗКА

ПЕРИПЕТИЯ

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

ИНТРИГА

КУЛЬМИНАЦИЯ

ПАФОС трагический

комический

героический

идиллический

РАЗВЯЗКА

ЭПИЛОГ

лирические отступления

форма

содержание первоосновой художественного произведения

В широком смысле художественным вымыслом является все искусство.

  • Тема
  • Проблема
  • Проблематика

Разные типы конфликта психологический, социально-политический, семейный, нравственный, философский, любовный.

  • Элементы сюжета отражают стадии развития конфликта:

экспозиция – введение в действие, изображение условий и обстоятельств;

завязка – начало движения сюжета, то событие, с которого начинается конфликт;

развитие действия – система событий;

кульминация – момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта;

развязка – решение изображаемого конфликта или возможные пути его решения.

  • Элементы внешней композиции:

эпиграф – цитата, предпосланная произведению;

пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого;

эпилог – заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев;

лирические отступления – выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции.

  • Художественный метод
  • Литературное направление
  • Литературное течение
  • Литературные методы, направления и течения классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)
  • Классицизм (от лат. classicus – образец) – направление, возникшее в европейском искусстве и литературе XVII века, опиравшееся на культ разума и представление об абсолютном характере эстетического идеала.

Главная задача – максимально возможное приближение к этому идеалу, наиболее полное выражение получившему в античности.

  • Отличительные черты классицизма:

1) правило «трех единств»: единство действия, единство времени, единство места;

2)деление на жанры: «высокий»( трагедия, ода ) и «низкий» ( комедия, басня );

3)противопоставление долга чувству, требование жертвовать личными желаниями ради общественного блага.

  • Наиболее законченную форму классицизм получил во Франции (комедии Мольера, басни Лафонтена, трагедии Корнеля и Расина).
  • Русский классицизм возник во 2-ой четверти XVIII века и был связан с просветительской идеологией (продолжатели реформ Петра I )

Представители – М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, И.А.Крылов, Д.И.Фонвизин.

  • Сентиментализм (от фр. santimentas – чувство) – литературное течение в Западной Европе и России конца XVIII – начала XIX века, характеризующееся возведением чувства в основную эстетическую категорию. Стал своеобразной реакцией на рассудочность классицизма.
  • Отличительные черты сентиментализма:

элегия

– пастораль

– послание

Н.М.Карамзина.

  • Романтизм (фр.) – творческий метод и художественное направление в русской, европейской и американской литературе конца XVIII – первой половины XIX века.

Главным предметом изображения становится человек, личность.

  • Отличительные черты романтизма:

1)романтический герой – сильная, неординарная натура, человек, обуреваемый страстями, страстно стремящийся к свободе;

2)конфликт между героем и обществом;

3)экзотическая, необычная, бурная природа;

4) исключительный герой в исключительных обстоятельствах .

  • Родоначальником русского романтизма считают В.А.Жуковского
  • Реализм (от лат. realis – вещественный) – творческий метод и литературе направление в русской и мировой литературе XIX и XX веков (критический реализм, социалистический реализм).

Реализм строится на принципах воспроизведения жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах, т.е. признает существование объективных причин социальных и исторических закономерностей.

  • Наиболее яркие представители реализма в русской литературе:

А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.

  • Модернизм (от фр. moderne – новейший, современный) – общее название новых (нереалистических) явлений в литературе первой половины XX века.

Общая задача для эстетических программ этого времени – поиск новых художественных средств изображения новой действительности.

Серебряный век – период развития литературы (поэзии) между 1890 и 1917 гг.

Литературный персонаж

образ природы, образ родины, образ города, образ литературного героя, образ автора условный

Литературный персонаж

  • Литературный герой ( персонаж, тип, характер, действующее лицо ) – образ человека в литературе.
  • Персонаж – изображенное в художественном произведении лицо.
  • Характер – совокупность черт образа персонажа.
  • Тип – художественный образ большого жизненного обобщения, в котором нашли выражение характерные, типические черты поколения или социальной группы.

Система образов

  • Главные – обладают полноценными самостоятельными характерами, принимают участие во всех основных сюжетных положениях.
  • Второстепенные – активно участвуют в развитии сюжета, но им уделяется меньше авторского внимания.
  • Эпизодические – появляются в одном или нескольких эпизодах, не наделены самостоятельными характеристиками.
  • Внесценические – о них упоминают герои произведения.

Художественные средства создания образов

  • Речевая характеристика героя :

диалог

монолог

внутренний монолог

Художественные средства создания образов

Авторская характеристика – оценочное отношение автора к рассказываемому.

Подтекст невысказанное напрямую, но угадываемое отношение автора к изображаемому, неявный, потаенный смысл.

Портрет изображение внешности героя как средство его характеристики.

Деталь выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.

Символ образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме .

Интерьер внутренняя обстановка помещения, среда обитания людей.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/litieratura-kak-vid-iskusstva.html

Мызникова Е.А. – Литература как искусство

Художественная литература как искусство слова

Художественная литература (от лат. «буква») — вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни.

Искусство — это воспроизведение жизни в художественных образах. Искусство является одним из важнейших факторов духовной жизни человечества, оно стимулирует творческую деятельность, обогащает жизнь человека эмоциональными переживаниями и размышлениями.

Виды искусства

  1. Пространственные виды искусства: живопись, скульптура и архитектура, художественная фотография. Название «пространственные» они имеют потому, что объекты, которые они изображают, человек воспринимает в неподвижном виде, словно замершие в пространстве.
  2. Временные виды искусства: музыка, пение, танец, пантомима и художественная литература. Временными их называют потому, что, в отличие от статической формы изображения, характерной для пространственных искусств, они воспроизводят жизнь в её временном развитии.
  3. Синтетические виды искусства: театр, кино. Сочетают элементы как пространственных, так и временных видов (действие разворачивается как в пространстве, так и во времени).

В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую определенное идейно-эстетическое содержание. При этом каждый вид искусства использует «свой» материал: музыка — звук, живопись — краски, архитекту­ра — камень, дерево, металл и т. д.

Литература работает со словом, поэтому способна не ограничиваться в изображении, раскрытии внутреннего и внешнего мира человека, его тончайших переживаний. Это главное ее отличие от других видов искусства. Божественная сущность слова была провозглашена ещё в Библии (Евангелия от Иоанна).

Слово является основным элементом литературы, оно создает связь между материальным и духовным.

Немецкий философ Гегель назвал слово наипластичнейшим материалом. Действительно, средствами слова можно воспроизводить изображаемое любым другим видом искусства.

Так, поэзия приемами своей звуковой организации приближается к музыке, прозаические словесные образы могут создавать иллюзию пластического изображения и т.д. Кроме того, слово,дает возможность изображать человеческую речь.

Словами можно описать звук, цвет, запах, передать настроение, «рассказать» мелодию, «нарисовать» картину. Словесный образ может соперничать с живописным и музыкальным. И все же у него есть свои пределы — литература пользуется только словами.

В доисторические времена литература существовала в устном виде. С возникновением письменности начался новый этап развития литературы, хотя фольклор не теряет своего значения как основа литературы и до сих пор. Во многих литературных произведениях можно встретить отголоски «истоков» литературы (в произведениях Н.С. Лескова, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др).

Обратите внимание

Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование личности. Искусство слова давно уже стало частью той социальной и культурной среды, в которой развивается каждый человек.

Литература сохраняет и передает из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь напрямую к сознанию человека, так как материальным носителем образнос­ти в литературе является слово. Взаимосвязь слова, точнее, речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово — результат мысли и ее инструмент.

С помощью слов мы не только выражаем то, что думаем: сам мыслительный процесс имеет вербальную (словесную) основу и не­возможен вне речи. И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли. В истории литературы можно найти множество примеров, подтверждающих это.

Не­редко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литератур­ные произведения становились инструментом агитации и пропаганды (например, произведения советской литературы).

Безусловно, это крайние проявления, но даже в том случае, когда лите­ратура напрямую не претендует на роль агитатора и наставника, она доносит до человека пред­ставления об определенных нормах, правилах, наконец, предлагает ему определенный способ ви­дения мира, формирует его отношение к той информации, которую человек получает ежедневно.

Основные функции художественной литературы:

  • воспитательная функция;
  • эвристическая (познавательная) функция (изучение окружающего мира);
  • эстетическая функция (воспитание чувства прекрасного);
  • коммуникативная функция.

Источник материала

Источник: http://chitaj.ucoz.net/index/literatura_kak_iskusstvo/0-33

Ссылка на основную публикацию