Либеральное направление в общественном движении и борьба с ним революционных демократов
Перед лицом нарастающей революционной ситуации пришли в движение и либеральные круги. «Славянофилы» и либералы-«западники» быстро нашли общий язык.
Страх перед революцией, желание сделки с царизмом ценою предательства интересов народных масс, сохранение основных устоев старого строя при разнообразных уступках и уступочках новому, реформа, а не революция — такова была программа либералов.
Неудача Крымской войны усилила реформистские настроения либерального лагеря.
«Мы сдались не перед внешними силами западного союза, а перед нашим внутренним бессилием»,— писал славянофил Самарин. Война во много раз увеличила число недовольных и содействовала развитию оппозиционного движения. Даже в очень умеренных кругах стало популярным требование «гласности», т. е.
свободы печати, требование развития грамотности и просвещения, улучшения администрации и суда, борьбы с произволом начальства. Всё шире стало распространяться убеждение в необходимости покончить в кратчайший срок с крепостным правом. Показательно, что с требованием реформ выступили даже такие люди, как реакционный историк М. П.
Погодин, из-под пера которого вышел во время Крымской войны ряд «политических писем» с обличением «внутренних зол» и требованием гласности, «уважения к общественному мнению», поощрения технического прогресса, с указанием на тяжёлое положение крестьянства, угрожающее общественному «спокойствию».
В общем хоре критиков стали раздаваться голоса даже отдельных видных бюрократов и сановников, например, курляндского губернатора (позже министра внутренних дел) П. А. Валуева, метко определившего положение государственного управления словами «сверху—блеск, внизу — гниль».
Таким образом, уже во время Крымской войны на «верхах» начинали смутно сознавать невозможность «жить постарому». Появились разнообразные либеральные записки, ходившие по рукам, развилась либеральная журналистика. Её центром временно стал новый журнал «Русский вестник», основанный в 1856 г. М. Н.
Катковым, в то время ещё либералом (впоследствии он сделался ярым сторонником реакции). Либералы прибегали также к устройству банкетов, быстро, впрочем, прекращённых правительством, к отдельным оппозиционным выступлениям в дворянских собраниях и подаче «адресов» на имя царя.
Влиятельную часть либерального лагеря 50—60-х годов составляли такие представители «западнического» круга «сороковых годов», как Анненков, Тургенев; с некоторыми либеральными предложениями и лозунгами в то время выступали братья Аксаковы, Кошелев и др.
Общей чертой либерализма разных толков и оттенков были «лойяльность» и доверие к царской власти, ожидание реформ исключительно «сверху», резко враждебное отношение к революционным методам. Либеральные политики представляли интересы части помещиков и буржуазии и были крепко связаны с правительством общим страхом перед движением народа.
Свою оппозицию правительственному курсу они обосновывали «заботой» о предупреждении народной революции. Исходя из этого, видный либерал Кавелин доказывал, что уничтожение крепостного права путём реформы сверху якобы «на пятьсот лет» даст России «внутренний мир и возможность правильного, спокойного преуспевания, без скачков и прыжков».
«Либералы,— указывал Ленин,— хотели «освободить» Россию «сверху», не разрушая ни монархии царя, ни землевладения и власти помещиков, побуждая их только к «уступкам» духу времени.
Либералы были и остаются идеологами буржуазии, которая не может мириться с крепостничеством, но которая боится революции, боится движения масс, способного свергнуть монархию и уничтожить власть помещиков».
Либералы, по характеристике Ленина,—это «лицемерные торгаши, протягивающие одну руку (открыто) демократии, а другую руку (за спиной) крепостникам и полицейским».
Основным водоразделом борьбы этого времени была борьба между крестьянами и помещиками. Это была борьба за прусский или революционный (так называемый «американский») путь развития капитализма в сельском хозяйстве.
В общественном движении это была борьба между революционерами, отражавшими интересы крестьянства, с одной стороны, и либералами — с другой.
Объективно либералы находились в одном лагере с крепостниками, так как отстаивали прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве, стояли в основном за сохранение помещичьего землевладения и основ самодержавия.
В этом главном вопросе сходились интересы всех помещиков— и либералов и крепостников. Борьба между либералами и крепостниками была борьбой внутри одного лагеря, они спорили только из-за формы и меры уступок крестьянам, уступок, нужных им именно для сохранения помещичьей собственности на землю и основ самодержавия.
Вместе с тем либералы произносили громкие фразы о прогрессе и народном благе, и эта либеральная болтовня распространяла среди передовой молодёжи иллюзии о возможности «мирного развития», отвлекала молодёжь от революционной борьбы.
Поэтому для подготовки революции в России необходимо было разоблачить лицемерие либералов, показать передовой молодёжи, что только путём революционной борьбы можно добиться действительного уничтожения гнёта помещиков и самодержавия.
Поэтому революционные демократы повели последовательную беспощадную борьбу против либерализма, чтобы сплотить силы революционного лагеря.
Чернышевский называл либералов ««болтунами, хвастунами и дурачьем», ибо он ясно видел их боязнь перед революцией, их бесхарактерность и холопство перед власть имущими»,— писал Ленин.
Требования народа, новое в историческом процессе, истинные интересы масс выражал именно революционно-демократический лагерь. Либералы же предавали интересы народа. Ленин указывал, что история навсегда сохранит память о революционных демократах как о передовых людях эпохи, а о либеральных реформистах как о людях половинчатых, бесхарактерных, бессильных перед силами старого и отжившего.
В напряжённой обстановке революционной ситуации разрабатывалась и была провозглашена отмена крепостного права в России.
«Крестьянская реформа» 1861 г. ярко отразила кризис «верхов», невозможность для господствующего класса управлять постарому. Вместе с тем «крестьянская реформа» явилась самой крупной уступкой самодержавия, сделанной под давлением первого демократического натиска, возглавленного Чернышевским.
«Революционеры — вожди тех общественных сил, которые творят все преобразования; реформы — побочный продукт революционной борьбы».
Источник: https://histerl.ru/periudi_istorii/obostrenie_krizisa_feodalizma/liberalnoe_upravlenie_v_obshestvennom_dvigenii.htm
Общественно-политическое развитие России во второй половине XIX в. Консервативное, либеральное и революционно-демократическое течения
Общественно-политическое
развитие России во второй половине XIX в. Консервативное, либеральное и
революционно-демократическое течения
В
общественном движении пореформенной
России спорили, конкурировали, боролись
за влияние те же течения, которые
оформились в 30—50-е гг. XIX в. — накануне
«великих реформ».
Отмена крепостничества,
освобождение крестьян, учреждение
земского самоуправления, введение
гласного, состязательного, бессословного
судопроизводства — эти и другие
исторические по значению перемены,
осуществленные властями «сверху»,
создали новую общественную реальность,
поставили новые вопросы.
Из ответов на
вызовы времени складывались идеология
и деятельность консерваторов, либералов,
революционеров 60—90-х гг.
Консервативное течение. Консерваторы,
растерявшиеся было в первые годы
правления Александра II (1855—1881), довольно
быстро восстановили свое влияние при
дворе. Этому способствовали польское
восстание 1863г., «нечаевщина», террор
«Народной воли».
Убийство Александра
II 1 марта 1881 г. превратило консервативные
умонастроения в официальную идеологию
правления Александра III (1881 —1894). Наиболее
крупными представителями русского
консерватизма были журналист М. Н. Катков
и обер-прокурор Святейшего Синода К. П.
Победоносцев. Излюбленной идеей
консерваторов было признание самодержавия
исконной формой российской государственности.
Они отвергали реформы, резко критиковали
парламентские институты, осуждали
либералов за готовность «учиться у
Европы». Следовало, как говорилось в
написанном Победоносцевым манифесте
в связи с коронацией Александра III,
«утверждать и охранять самодержавную
власть для блага народного от всяких
на нее поползновений».
Либеральное
течение. Либеральное движение в
пореформенной России не стало серьезной
самостоятельной силой. Тому были свои
причины. «Великие реформы» были начаты
и проведены под влиянием тех идей,
которые либералы отстаивали с 40-х гг.
(освобождение крестьян, гласный и
бессословный суд, свобода книгопечатания
и др.).
Критиковать правительство или
требовать от него немедленного принятия
конституции и представительного
правления они и не хотели, и не могли.
Их голос либо сливался с голосом власти,
либо просто не был слышен. Положение
изменилось лишь в 70-е гг., когда
активизировалось земское движение.
Земские деятели предлагали царю расширить
права местного самоуправления, дать
основные гражданские права, сделать
«силу мнения» реальной опорой «силы
власти». Крупнейшими представителями
русского пореформенного либерализма
были К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, С. А.
Муромцев, А. И. Кошелев и др. События 1
марта 1881 г. были восприняты либералами
как громадная трагедия.
Их влияние на
Александра III и власть было весьма
незначительным. Либерализм на долгие
годы «ушел в себя», откавал-ся от участия
в большой политике.
Радикальное течение. В 60-х — начале 80-х
гг. оно было представлено движением
революционных народников.
Основой
идеологии революционного народничества
была теория «общинного социализма»,
впервые сформулированная в работах А.
И.
Герцена: русская крестьянская община
с ее коллективным землепользованием и
самоуправлением есть зародыш социализма;
Россия имеет уникальный шанс перейти
к социализму, минуя капитализм, и тем
самым показать человечеству путь в
новый — справедливый и цивилизованный
— мир.
В начале 70-х гг.
народническое движение вступило в новый
этап.
Сформировались три основных
идейных течения — пропагандистское,
бунтарское и заговорщическое.
Идеологом пропагандистского направления
был П. Л. Лавров. Критически мыслящие
личности, по его мнению, возглавляют и
направляют исторический процесс.
Интеллигенция должна «идти в народ»,
просвещать его, готовить к будущей
революции.
М. А.
Бакунин,
вождь бунтарского направления, разделяя
представления Лаврова о роли революционной
интеллигенции в развязывании революции,
определял ее предназначение иначе.
Революцию не нужно готовить, бунтарский
инстинкт органически свойствен народу:
молодежь должна идти в деревню, чтобы
«звать к топору».
Идеолог
заговорщического направления П. Н.
Ткачев не разделял увлечений своих
сподвижников: не следует ждать, пока
народ созреет к революции, и не нужно
«бунтовать» деревню. Российская монархия,
по его убеждению, висит в воздухе, не
имеет прочных социальных корней, общество
ее ненавидит и осуждает. Задача
революционеров в том, чтобы создать
конспиративную организацию, готовую к
перевороту и захвату власти.
В 1874 г. началось массовое движение, в
котором приняли участие тысячи молодых
людей, — «хождение в народ». Переходя
из деревни в деревню, они раздавали
пропагандистскую литературу, вели
разговоры с крестьянами, убеждали их,
что «более терпеть нельзя».
В
1876 г. была создана организация «Земля
и воля». Конечной целью ее члены признали
замену монархии республикой, а средством
достижения цели — подготовку крестьянской
революции.
Главным стало пропагандистское
направление: народники становились
сельскими учителями, фельдшерами,
земскими служащими и пытались развернуть
пропаганду среди крестьян. Успеха эта
деятельность не имела.
после
смерти Александра II эпоха «великих
реформ» закончилась.
Почти все члены
Исполнительного комитета «Народной
воли» были арестованы и казнены по
приговору суда.
В 80—90-е
гг. народничество утратило революционный
характер и перешло на либеральные
позиции («теория малых дел», «тихой
культурной работы»).
Формой преодоления
народничества стал марксизм. Его первым
идеологом в России был Г. В. Плеханов,
создавший в Женеве марксистскую группу
«Освобождение труда» (1883).
Источник: https://StudFiles.net/preview/6053125/
Общественные движения второй половины XIX в
Возникновение общественных движений
Отмена крепостного права и реформы в 60-70-х гг. XIX в. привели к изменениям в социальной, экономической и политической жизни страны.
Переходный характер экономики и социальной структуры этого периода активизировал различные общественные силы России на поиск пути исторического развития, стимулировал дискуссии по этому вопросу.
Русская интеллигенция превратилась после отмены крепостного права в главного участника общественного движения.
Основными направлениями общественного движения в России во второй половине XIX в. были консерватизм, либерализм, народничество, социал-демократия, марксизм.
Консерватизм
Крупнейшие представители этого течения — государственные деятели, литераторы и философы К. П. Победоносцев, М. Н. Катков, В. П. Мещерский, А. А. Фет, Н. Я. Данилевский. Они опирались на русскую национальную идею.
Основным идеологическим принципом консерваторов была формула: «Самодержавие, православие, народность». Основная задача — сохранение самодержавия. Консерваторы подвергали критике реформы Александра II.
Печатными органами консерваторов были «Русский вестник», «Московские ведомости», «Гражданин».
Либерализм
Видные представители либерализма в России принадлежали к научной и творческой интеллигенции (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, М. М. Стасюлевич, М. Т. Лорис-Меликов, Н. А. и Д. А. Милютины).
Русские либералы занимались просветительской деятельностью, выступали сторонниками модернизации страны.
Либералами издавались журналы «Отечественные записки», «Русский вестник», «Вестник Европы», «Русская мысль», газеты «Голос», «Русские ведомости».
Народничество
Основоположниками этого течения были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, которые в 50-х гг. XIX в. полагали, что крестьянская община («ячейка социализма») и качества крестьянина-общинника («прирожденного коммуниста») помогут России перейти к социалистическому строю, минуя капитализм.
В народничестве складывались и развивались различные направления, имевшие общую цель борьбы (социализм), и признававшие необходимость революции для достижения этой цели.
Теоретиком пропагандистского направления революционного народничества был П. Л. Лавров, считавший, что интеллигенция подготовит крестьянство к революции. Главная задача интеллигенции заключалась в пропаганде идей социализма в народе.
Теоретиком бунтарского (анархистского) направления революционного народничества был М. А. Бакунин. Он считал, что главная несправедливость — социальное неравенство, а основным носителем несправедливости является государство. Цель борьбы — ликвидация существующего государства. Основное средство борьбы — революционный бунт народа.
Теоретик заговорщического направления П. Н. Ткачев предполагал, что крестьянство не готово к революции. Интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть и будет руководить переустройством общества.
В 60-е гг. XIX в. среди студенческой молодежи распространилась идеология нигилизма. Отрицая философию, искусство, мораль, религию, нигилисты называли себя материалистами и проповедовали «эгоизм, основанный на разуме».
Под влиянием социалистических идей романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1862 г.) возникли артели, мастерские, коммуны, надеявшиеся путем развития коллективного труда подготовить социалистическое преобразование общества.
Подпольные организации народников возникли в конце 50-х — начале 60-х гг. XIX в. Возник студенческий кружок в Харьковском университете (1856-1858 гг.), кружок пропагандистов в Москве во главе с П. Э. Аргиропуло и П. Г. Заичневским (1861 г.).
В 1863-1866 гг. действовала революционная организация, возглавляемая Н. А. Ишутиным («ишутинцы»). В 1866 г. член организации Д. В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II.
В конце 60-х гг. XIX в. была создана организация «Народная расправа» во главе с С. Г. Нечаевым. Он написал устав организации «Катехизис революционера», в котором отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. В 1871 г.
российское общество было возмущено убийством студента И. Иванова, члена «Народной расправы», оказавшего неповиновение С. Г. Нечаеву. С суда над «нечаевцами» началась эпоха политических процессов, ставших частью общественной жизни 70-х гг.
XIX в.
В 1869-1874 гг. существовало «Большое общество пропаганды» («чайковцы»). Его возглавляли Н. В. Чайковский, С. Л. Перовская, С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин. В 1874 г.
«чайковцы» участвовали в подготовке массовой акции — «хождения в народ», когда сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов отправились в деревню для агитации и пропаганды социализма среди крестьян. «Хождение в народ» провалилось, т. к.
крестьянам были чужды социалистические идеи о свержении самодержавия.
Первой крупной организацией народников была «Земля и воля» (1876- 1879 гг). Организацией руководили М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, Л. А. Тихомиров.
Землевольцы создавали поселения в деревне. Новое «хождение в народ» также не дало результатов, и в 1879 г. организация раскололась.
Социал-демократия
Сторонники пропаганды социалистических идеалов объединились вокруг Г. В. Плеханова. Их организация называлась «Черный передел» (1879-1882 гг.), руководители — Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич. Такое название она получила потому, что ее члены призывали коренным образом, «по-черному» поделить всю землю в России.
Сторонники тактики индивидуального террора образовали «Народную волю» (1879-1882 гг.), ее возглавлял Исполнительный комитет, куда входили А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов и др.
Народовольцы ставили своей целью революционный захват власти и построение общинного социализма. К власти они намеревались прийти с помощью политического переворота. 1 марта 1881 г. Александр II был убит членами «Народной воли». Ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, организация была разгромлена полицией, ее лидеры казнены.
В 80-90-х гг. XIX в. в интеллигентской среде получили широкое распространение идеи реформаторского народничества (В. П. Воронцов, И. И. Каблиц, Н. К. Михайловский и др.). Теоретики либерального народничества доказывали возможность мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством.
Тяжелое материальное положение, произвол предпринимателей заставляли рабочих вести борьбу за улучшение своего положения.
Первые рабочие выступления относятся к 60-м гг. XIX в. В 70-е гг. стачечное движение усилилось. В 1872 г. произошла одна из крупнейших стачек десятилетия — в Нарве бастовало около 6 тыс. рабочих Кренгольмской мануфактуры.
Прекратить стачку удалось только с помощью войск и ряда уступок рабочим. В 1885 г. произошла стачка на Николаевской мануфактуре близ Орехово-Зуева (Морозовская стачка). Суд над руководителями Морозовской стачки в 1886 г. выявил факты произвола администрации.
Рабочие были оправданы судом присяжных.
Рабочие выступления второй половины ХIХ в. носили стихийный и разрозненный характер, выдвигались преимущественно экономические требования.
В 1870-х гг. возникли рабочие организации, которые наряду с экономическими целями ставили перед собой и политические. Первой такой организацией был «Южнороссийский союз рабочих» (1875 г.). Его возглавил Е. О. Заславский. В 1878 г.
в Санкт-Петербурге возник «Северный союз русских рабочих». Эта организация насчитывала около 200 человек. Ее руководителями были В. П. Обнорский и С. Н. Халтурин. «Северный союз» имел программу и устав. Ему удалось нелегально выпустить единственный номер газеты «Рабочая заря». В 1878 г.
после ареста руководителей организация распалась.
Рост рабочего движения в 80-х гг. XIX в. заставил правительство сделать первые шаги по оформлению рабочего законодательства. В 1885 г. был запрещен ночной труд подростков и женщин.
Революционное движение в 80-х — начале 90-х гг. ХIХ в. характеризовалось упадком народничества и распространением марксизма в России.
Марксизм
В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Г. В. Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу «Освобождение труда» — первую русскую социал-демократическую организацию.
В середине 80-х гг. ХIХ в. в России возникли социал-демократические кружки студентов и рабочих: «Партия русских социал-демократов» Д. Н. Благоева, «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых» П. В. Точисского, группа Н. Е. Федосеева в Казани (1888-1889 гг.), «Социал-демократическое общество» М. И. Бруснева (1889-1892 гг.).
На рубеже 80-90-х гг. ХIХ в. социал-демократические группы существовали в Киеве, Харькове, Одессе, Минске, Туле, Иваново-Вознесенске, Вильне, Ростове-на-Дону, Тифлисе и других городах.
Начавшаяся в конце XIX в. модернизация экономики России привела к росту численности рабочего класса. Уже в начале ХХ в. насчитывалось около 14 млн рабочих.
Тяжелые условия жизни и труда, отсутствие рабочего законодательства заставляли рабочих организовываться и бороться за свои права. С 1900 г. российские рабочие начали проводить митинги и демонстрации, выдвигать свои требования. В 1901 г.
забастовали 1200 рабочих Обуховского завода в Петербурге. Современники событий назвали стачку «Обуховской обороной».
Летом 1903 г. весь юг России от Баку до Одессы был охвачен грандиозной стачкой, в которой приняло участие от 130 тыс. до 200 тыс. человек. В декабре 1904 г.
была проведена политическая стачка, закончившаяся подписанием первого в истории рабочего движения России коллективного договора между рабочими и нефтепромышленниками.
Этот договор закрепил 9-часовой рабочий день, увеличение зарплаты на 20 %, предоставление ежегодного отпуска и т. д.
В начале XX в. активизировалось крестьянское движение.
В 1900-1904 гг. выступления крестьян достигли значительного размаха (около 600 волнений в 42 губерниях Европейской России). Крестьяне не выдвигали политических требований. Они выступали против отдельных помещиков, требовали раздела помещичьей земли, сокращения налогов и повинностей.
Особенно широко крестьянское движение развернулось в марте — апреле 1902 г. в Полтавской и Харьковской губерниях. В нем приняло участие более 150 тыс. крестьян. В эти губернии были введены правительственные войска. Крестьян наказывали целыми селами, отдавали под суд, ссылали на каторгу.
Свидетельством нарастания кризисной ситуации в стране было движение демократической интеллигенции. Она требовала политических свобод — слова, печати, собраний и других и выступала против полицейского произвола. Наибольшую активность проявляло студенчество.
Источник: https://istorikonline.ru/oge-po-istorii/oge-2-2-3-obshchestvennyye-dvizheniya-vtoroy-poloviny-xix-v.html
Идейные течения и общественные движения 30-50-х гг. XIX в.: консерваторы, либералы, революционные демократы
В общественном идейном движении России XIX в. обычно выделяют три направления: консервативное, либеральное и революционное. Борьба между этими направлениями определяла характер общественного развития страны в данный период.
Можно выделить следующие основные факторы развития общественного движения:
· Кризис крепостнического строя, тормозивший развитие страны, что все яснее понимали люди различных политических взглядов
· Неготовность и неспособность правительства Николая 1 осуществлять коренные реформы, его стремление лишь упорядочить существующую систему организации общества
· Реакционный курс внешней политики – Россия стала жандармом Европы
· Социальные и философские идеи западных стран
· Идеи и опыт декабристов
Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения.
Напротив, движение декабристов показало, что прежде чем браться за коренное переустройство России, необходимо понять, что она из себя представляет – каково ее место в мировой истории, какие силы направляют ее развитие.
Центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московские салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь.
Московский университет), литературные журналы: «Москвитянин», «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Современник» и другие. В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.
Консервативное направление.
Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVin-XDC вв.
, приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию».
Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.
Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность.
В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России.
Крепостное право рассматривалось как благо для парода и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству.
Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.
Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем, профессорами Московского университета М.П. Погодиным и С.П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.
Теория официальной народности вызвала резкую критику не только радикально настроенной части общества, но и либералов. Наибольшую известность получило выступление П.Я.
Чаадаева, написавшего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале «Телескоп» в 1836 г., П.Я.
Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого.
По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.
Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П.Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал «Телескоп» закрыли. Его редактор, Н.И.
Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П.Я.
Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.
Либеральное направление.
На рубеже 30-40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и др.
Идеологами западников историки, юристы, писатели и публицисты: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.И. Панаев, В.Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав.
Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести.
Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы.
Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников. Славянофилы преувеличивали национальную самобытность России.
Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения.
Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма, в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм.
Этим они объясняли особый путь исторического развития России. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.
Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью.
Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России.
Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли.
Славянофилы и западники заложили в 30-50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.
Радикальное направление.
Во второй половине 20-х первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали малочисленные кружки, появлявшиеся в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их члены разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними.
Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Широкую известность приобрели произведения поэтов-декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым посланием в Сибирь А.С. Пушкина и ответом ему декабристов. Студент Московского университета А.И.
Полежаев за свободолюбивую поэму «Сашка» был исключен из университета и отдан в солдаты.
Большой переполох московской полиции вызвала деятельность кружка братьев П., М. и В. Критских. Его члены в день коронации Николая разбросали на Красной площади прокламации, с помощью которых пытались возбудить в народе ненависть к монархическому правлению. По личному повелению императора участников кружка заточили на 10 лет в каземат Соловецкого монастыря, а затем отдали в солдаты.
Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П.
Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию. В 1831 г. образовалось «Сунгуровское общество», названное по имени его руководителя, выпускника Московского университета Н.П. Сунгурова.
Студенты, члены организации, восприняли идейное наследие декабристов. Они выступали против крепостничества и самодержавия, призывали к введению в России конституции. Они не только занимались просветительской деятельностью, но и разрабатывали планы вооруженного восстания в Москве.
Все эти кружки действовали непродолжительное время. Они не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России.
Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда передовых журналов. Многие общественные деятели увлеклись философским постулатом Г.В.Ф. Гегеля «все разумное действительно, все действительное разумно» и на этой основе пытались примириться с «гнусной», по оценке В.Г. Белинского, российской действительностью. 251
В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметался новый подъем. Он был связан с деятельностью В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, М.В. Буташевича-Петрашевского и других.
Литературный критик В.Г. Белинский, раскрывая идейное содержание рецензируемых произведений, воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу.
Идеалом политического строя для него было такое общество, в котором «не будет богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди». В.Г. Белинскому были близки некоторые идеи западников, однако он видел и отрицательные стороны европейского капитализма.
Широкую известность приобрело его «Письмо к Гоголю», в котором он порицал писателя за мистицизм и отказ от общественной борьбы. В.Г. Белинский писал: «России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства.
Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека». Разошедшееся в сотнях списков «Письмо» имело большое значение для воспитания нового поколения радикалов.
Петрашевцы. Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них М.В. Буташевича-Петрашевского его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф.М. Достоевский, М.Е. СалтыковЩедрин, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.).
М.В. Петрашевский на паях создал со своими друзьями первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам. Пользоваться книгами могли не только петербуржцы, но и жители провинциальных городов.
Для обсуждения проблем, связанных с внутренней и внешней политикой России, а также литературы, истории и философии члены кружка устраивали свои собрания известные в Петербурге «пятницы». Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845-1846 гг. приняли участие в издании «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка».
В нем они излагали сущность европейских социалистических учений, особенно Ш. Фурье, оказавшего большое влияние на формирование их мировоззрения.
Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. В 1848 г. М.В.
Петрашевский создал «Проект об освобождении крестьян», предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали.
Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.
Кружок М.В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей».
Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой.
(Инсценировка расстрела очень выразительно описана Ф.М. Достоевским в романе «Идиот».)
Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распространению в России социалистических идей.
А.И. Герцен и теория общинного социализма. Дальнейшее развитие социалистических идей в России связано с именем А.И. Герцена. Он и его друг Н.П. Огарев еще мальчиками дали клятву бороться за лучшее будущее народа.
За участие в студенческом кружке и пение песен с «гнусными и злоумышленными» выражениями в адрес царя они были арестованы и отправлены в ссылку. В 30-40-х годах А.И. Герцен занимался литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола.
Поняв, что в России невозможно пользоваться свободой слова, А.И. Герцен в 1847 г. уехал за границу. В Лондоне он основал «Вольную русскую типографию» (1853 г.), выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда», на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казненных декабристов, организовал вместе с Н.П.
Огаревым издание первой бесцензурной газеты «Колокол» (1857-1867 гг.). Последующие поколения революционеров видели огромную заслугу А.И. Герцена в создании вольной русской прессы за границей.
В молодости А.И. Герцен разделял многие идеи западников, признавал единство исторического развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848-1849 гг. убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу.
В связи с этим он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития А.И. Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации.
По его мнению, русский крестьянин лишен частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и ее периодическим переделам. В крестьянской общине А.И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя.
Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития • капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А.И. Герценом противоречиво.
В одних работах он писал о возможности народной революции, в других — осуждал насильственные методы изменения государственного строя. Теория общинного социализма, разработанная А.И. Герценом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX в.
В целом вторая четверть XIX в. была временем «наружного рабства» и «внутреннего освобождения». Одни молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества.
Третьи активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в.
, с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине века.
Источник: https://infopedia.su/11x3cb3.html
Революционное направление общественного движения
Третье направление общественного движения в России – радикальное, или революционное. Первой попыткой общества противостоять власти можно считать декабризм, непосредственным толчком к которому послужили войны с наполеоновской Францией. Знакомство с жизнью Европы и ее сравнение с российской было явно не в пользу последней.
По инициативе гвардейских офицеров А.И. и Н.М. Муравьевых, С.И. и М.И. Мкравьевых-Апостолов, С.П. Трубецкого и И.Д. Якушкина в 1816 г. была создана строго конспирированная организация – Союз спасения, в которую вошло 30 человек. Они предполагали захватить власть путем вооруженного переворота и цареубийства, чтобы потом принять конституцию ликвидировать крепостное право.
В 1818 г. организация распалась и возник Союз благоденствия, включивший около 200 членов. Цели остались прежними, однако их достижения предполагалось добиваться путем широкой пропаганды своих взглядов. К сожалению, реформаторские настроения образованной части российского общества не нашли понимания у властей.
Тогда наиболее радикальные из них решили встать на путь революционной борьбы.
В 1821 г. в Петербурге возникло Северное общество, а на Украине – Южное общество. Н.М.
Муравьев, в то время лидер Северного общества, разработал «Конституцию», согласно которой России предлагалось ввести конституционную монархию, высшим законодательным органом сделать Народное вече, избираемое на основе высокого имущественного ценза, отменить крепостное право.
Программный документ южан — «Русская Правда» П.И.Пестеля был радикальнее. Россия должна стать республикой. Выборы в законодательный орган – Народное вече и исполнительный – Державную думу предполагалось проводить без имущественного ценза.
Крепостное право отменялось, а из казенных, монастырских и частично конфискованных у помещиков земель создавался общественный фонд, из которого каждый земледелец получал в пользование надел, обеспечивающий минимум его потребностей. Эта земля не могла ни продаваться, ни закладываться.
Методом борьбы они избрали заговор и революционный переворот. Четырнадцатого декабря 1825 г., воспользовавшись сумятицей, вызванной передачей власти, они вывели часть гвардейцев на Сенатскую площадь в Петербурге, пытаясь сорвать присягу Николаю I . А 29 декабря 1825 г.
на Украине вспыхнуло организованное Южным обществом восстание Черниговского полка. Выступления были подавлены, участники направлены на каторгу или в ссылку. Пятеро декабристов – П.И.Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский и К.Ф. Рылеев – казнены.
Декабризм нес в себе ростки будущих течений общественной мысли. Расправа над инакомыслящими породила в обществе уныние и страх. Общественная жизнь на какое-то время была заморожена. Власть стала относиться еще подозрительнее к любым проектам модернизации страны.
Идеология основной массы русского народа и высших кругов ограничивалась православной религией, причем в умеренном звучании, и верой в доброго, справедливого царя. Такой идеологии соответствовала триединая формула, выдвинутая Союзом русского народа в 1905 г.: «Самодержавие, православие, народность». Церковь управлялась Святейшим Синодом, полностью подчиненным царю.
Монархи защищали церковь от конкуренции с другими конфессиями, что приводило к застою и потере отдельными иерархами морального авторитета. Значительная часть интеллигенции к началу XX века утратила интерес к религии вообще. Негативные образы священников у Толстого в «Воскресении» и у Лескова в «Полунощниках», по-видимому, соответствовали таким настроениям.
Патриархальный монархизм не имел и не нуждался в дополнительных опорах типа монархической партии. Поскольку церковных патриархов в России со времен царя Петра I не было, то вся устойчивость политической системы определялась только самодержавным монархом.
Устранение привычной большинству русского народа монархии означало бы катаклизм вселенского масштаба, потрясение основ и смуту.
Приближалось время, когда русская интеллигенция становилась «третьей силой», создавая профессиональные и культурные ассоциации демократической направленности: Комитет по развитию культуры, Вольное экономическое общество, Московское правовое общество и др.
Либералам противостояли по своему духу и методам группы социалистической направленности: социал-демократы, социалисты-революционеры и анархисты, превратившиеся в партии к 1905 г.
Представители революционно-демократического течения – В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, члены кружка М.В.
Бутащева-Петрашевского (петрашевцы), — разделяя многие взгляды западников, вступают с ними в разногласия.
Соглашаясь с тем, что Россия развивается по западному образцу и придет к конституции, они не идеализировали Европу, резко критиковали буржуазный строй, стояли за решительные действия – за революцию.
Родоначальником «русского социализма» называют А.И.Герцена, писателя, философа, революционера. Поражение революции 1848-1849 гг. в Европе привело его к мысли об особом пути России.
Если Европа достигнет прогресса через капитализм, полагал он, то Россия будет двигаться вперед через социализм, предпосылка к которому – крестьянская община с коллективистским менталитетом ее членов. Так сблизились представления об особом историческом пути России западника Герцена и славянофилов.
Издаваемый им в Лондоне альманах «Полярная звезда» и газета «Колокол», обличавшие русское самодержавие, стали первой бесцензурной русской прессой.
К крупнейшим теоретикам «русского социализма» относится Н.Г.Чернышевский.
Он считал, что Россия может перейти к социализму, минуя капитализм, посредством крестьянской общины, поскольку в ней содержатся такие элементы социалистических отношений, как уравнительное перераспределение земли, совместное владение и пользование лугами, лесами, пастбищами, крестьянское самоуправление, равенство всех членов. Идеи Герцена и Чернышевского легли в основу народнической идеологии.
Самодержавие даже в ходе буржуазных реформ 1860-х гг. не изменило своей сути, что привело к расколу между властью и обществом, еще больше углубившимся с появление разночинцев.
Этот особый слой в среде интеллигенции породили серьезные изменения в социальном составе образованной части общества, вызванные буржуазными реформами. Границы между сословиями разрушались. Выходцы из духовенства, дворян, мещан, крестьян и проч.
Быстро теряли связи со своей средой, превращаясь в интеллигентов-разночинцев, стоящих вне сословий, живущих свое, особой жизнью. Это давало им ощущение собственной исключительности; в то же время они порывали с привычными традициями и устоями своей среды, отрицая их как нечто враждебное.
Стремясь изменить жизнь как можно быстрее, они полагали, что сумеют справиться с этими задачами. Именно разночинная интеллигенция стала основой революционного движения в пореформенной России.
В течение 1860-х гг. разночинцы неоднократно пытались создать свою сильную организацию. В 1862-1864 гг. появилась группа «Земля и воля», во второй половине 1860-х гг. – кружки под руководством Н.А.Ишутина, затем С.Г.Нечаева.
В идейном плане интеллигенция ориентировалась на нигилизм – отрицавшее общепринятые нормы, ценности течение, свойственное кризисным эпохам общественного развития. Нигилисты должны были развивать свой интеллект, изучать науки, стремиться к свободной, приносящей практическую пользу деятельности, отказаться от «груза» традиционных взглядов и привычек.
Барышни увлекались новыми идеалами женской эмансипации, стриглись, курили, учились и желали «идти в народ». Все это немало удивляло Европу.
Нигилизм во многом подготовил почву для идеологии революционного народничества. В 1870-1880-х гг. это направление заняло ведущее место в российском революционном движении. Его теоретиками были М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н. Ткачев.
Основные идеи революционных народников сводились к следующему: капитализм в России насаждается «сверху» и не имеет в стране социальных корней, будущее – за общинным социализмом, поэтому нужно готовить крестьян к революции.
После ее победы крестьянам будут переданы все пахотные земли и другие угодья, их освободят от непосильных налогов и контроля со стороны административно-полицейских органов.
Для достижения поставленных целей идеологи народничества предлагали разные пути. М.А.Бакунин считал, что нужно как можно быстрее начать крестьянскую революцию. Крестьяне только ждут толчка, а «подтолкнуть» их есть задача интеллигенции. Это направление получило название бунтарского или анархического, поскольку его представители выступали за «безгосударственный» социализм.
П.Л.Лавров, возглавивший, так называемое, пропагандистское направление, тоже ратовал за крестьянскую революцию, но ее ведущей силой считал революционеров-интеллигентов, которые должны вести пропаганду среди населения, готовя его к революции.
Третье направление получило название заговорщического. Его теоретик Н.П.Ткачев считал, что народ и интеллигенцию разделяет пропасть, крестьяне никогда не поймут революционеров, поэтому последним остается путь заговора. Группа интеллигентов должна захватить власть путем вооруженного переворота и проводить необходимые преобразования «сверху».
Революционные народники дали ответы на многие теоретические и практические вопросы. Выдвинутая Лавровым идея о необходимости создания массовой народной партии для подготовки и проведения революции служит связующим звеном между революционным народничеством и следующими поколениями русских революционеров.
С 1873 г. народники начали «хождение в народ» для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского восстания. Кончилось это многочисленными арестами. В 1876 г. возникает народническая организация «Земля и воля» (Г.В.Плеханов, А.Д. Михайлов, Н.А.Морозов, В.Н.Фигнер и др.). На площади перед Казанским собором они проводят первую в России политическую демонстрацию.
Правительственные репрессии и жажда деятельности привели к дискуссиям о методах борьбы. Споры по тактическим и программным вопросам завершились расколом. В 1879 г. организация распалась на «Черный передел», куда вошли Г.Н.Плеханов, Л.Г.Дейч, В.И.Засулич, П.Б.Аксельрод, выступавшие за агитационно-пропагандистские методы борьбы, и «Народную волю», лидерами которой были А.И.Желябов, С.Л.
Перовская, Н.А.Морозов и др.
Своей главной задачей народовольцы считали борьбу с правительством, доведшим народ до рабского состояния. Они выступали за созыв Учредительного собрания, установление в стране демократического строя и уничтожение частной собственности.
В качестве важнейшего средства борьбы они выбрали террор, и прежде всего – убийство царя, что должно было вызвать в стране политический кризис и народное восстание. Народники не сразу пришли к террору.
Сначала это была месть за товарищей и защита организации, затем он стал способом агитации, а позже превратился в основной метод переустройства общества.
Охота на царя-«освободителя» началась 4 апреля 1866 г. выстрелом члена кружка ишутинцев Д.В.Каракозова. В ответ царизм усилил репрессии. Первого марта 1881 г.
на Александра II было совершено очередное, шестое покушение.
После убийства императора народнические организации были практически разгромлены, лидеры – казнены, а народническая идеология оказалась в глубоком кризисе, идейном и организационном.
Кризис революционного народничества привел к появлению либерального народничества. Самым ярким его представителем был публицист Н.К.Михайловский, один из тех «кающихся дворян», которые видели смысл жизни в служении народу.
Не веря в революцию и боясь ее, он исходил из идеи необходимости первоначального изменения личности. В политической борьбе призывал народников придерживаться тактики сотрудничества с либералами.
Что касается решения аграрного вопроса, то здесь он выступал за сохранение общинного землевладения.
Все надежды Михайловский возлагал на интеллигенцию, которая должна была руководствоваться интересами подавляющей части общества – трудящихся. Таким образом, он обосновал субъективный метод понимания исторических процессов.
В среде либеральных народников появилась популярная «теория малых дел», нацеливавшая интеллигенцию на ежедневную работу по улучшению положения крестьян, организацию земских школ, больниц и т.д. Либеральные народники составляли самую значительную часть «идейной» земской интеллигенции.
От либералов они отличались тем, что отдавали приоритет социально-экономическим преобразованиям, а не борьбе за конституцию и политические свободы.
Начали пересматривать свои взгляды и члены организации «Черный передел». Они по-прежнему выступали за социализм, но видели путь к нему через самобытность русского народа, а через развитие в России капитализма.
В целом в 1880-е гг. народническая идеология, хотя и утратила прежнюю идейную цельность, все же сохранила господствующее положение в русской общественной мысли. Ее также, как раньше, поддерживали широкие слои молодежи. Русский крестьянский социализм внес свой вклад в мировую общественно-политическую мысль, что позволяет отнести его к достижениям человеческой цивилизации.
Народничество не потеряло своей актуальности и на рубеже веков. Оно получило новое направление, которое объективно отражало настроение большинства крестьянства страны: передача земли тем, кто ее обрабатывает.
Кооперативная идея социализма составила основу программных положений партии социалистов-революционеров (эсеров) – революционного крыла неонародничества и партии народных социалистов (энесов) – умеренного крыла реформаторов-неонародников.
Источник: https://studopedia.su/7_54837_revolyutsionnoe-napravlenie-obshchestvennogo-dvizheniya.html