Либерализация внешнеполитического курса

Либерализация внешнеполитического курса

В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны «социалистического лагеря»..

Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью.

Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира.. Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.).

Обратите внимание

Между ними восстанавливались дипломатические и торговые отношения. Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры. К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.

Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами «третьего мира» (развивающимися странами) Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

Противоречия внешнеполитического курса.

Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества.

имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, например, в октябре 1956 г. в Венгрии. В конце 50-х годов осложнились отношения с Китайской Народной Республикой.

Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны (Карибский кризис).

В частности, получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств.

В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств.

Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки.

Важно

Оценивая реформы Н.С. Хрущева в целом, необходимо отметить их отличительные особенности:

– реформы проводились в рамках административно-командной системы и не могли выйти за ее пределы;

– сами реформы подчас носили импульсивный и непродуманный характер, что приводило не к улучшению состояния в тех или иных сферах, а, наоборот, иногда запутывало и усугубляло положение.

46. Экономическая реформа 1965 г. («Косыгинская реформа»): причины введения, итоги и значение.

47. Внешняя политика СССР в 1953-1970-е гг.

Международное положение и внешняя политика СССР в 1953-1985гг.

Первое время после смерти Сталина членам «коллективного руководства» было не до внешней политики — шла ожесточеннейшая борьба за власть. Поэтому, несмотря на определенные расхождения в вопросах внешней политики (так, министр иностранных дел В. М. Молотов занимал гораздо более жесткую позицию по отношению к Западу, чем Г.М, Маленков (первым в мире (!) в марте 1954 г.

заявивший о недопустимости ядерной войны) или Н. С. Хрущев), всеми овладело желание взять своего рода «тайм-аут» в международных отношениях. Следствием этого стало определенное смягчение дипломатии СССР, выразившееся в урегулировании многих давних конфликтов. Так, 27 июля 1953 г. было достигнуто перемирие в Корее, положившее конец трехлетней кровопролитной войне, а в июле 1954 г.

в Женеве завершилась проходившая при участии СССР конференция по Индокитаю, которая оформила окончание боевых действий между вьетнамскими коммунистами во главе с Хо Ши Мином и французскими колониальными войсками генерала Леклерка. Была признана независимость Северного Вьетнама. В 1955—1956 г.

было заявлено о прекращении состояния войны с Германией и Японией (мирных договоров заключено не было, отсюда до сих пор открыт вопрос о Южных Курилах). В сентябре 1955 г. в ходе официального визита в Москву первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра были установлены дипломатические отношений между СССР и ФРГ, домой возвратились оставшиеся в живых немецкие пленные.

Незадолго перед этим, 15 мая 1955 г. страны-победительницы во II мировой войне договорились о выводе своих войск из Австрии в обмен на соблюдение ею строжайшего нейтралитета (подобное решение предлагалось и для Германии, но тут оно уже слишком запоздало). В июле 1955 г.

произошла первая после Потсдама личная встреча глав стран-победительниц: СССР (Хрущев), США (Эйзенхауэр), Великобритании (Иден) и Франции (Фор), закончившаяся, правда, безрезультатно. Наконец, 17 апреля 1956 г. был распущен Коминформ. Однако эти новые тенденции отнюдь не означали наступление «эры пацифизма» в советской внешней политике.

И после Сталина СССР по-прежнему жестко контролировал свою сферу влияния в Восточной Европе, не допуская там и малейших признаков неповиновения (советские войска в июле 1953 г. подавили волнения в Восточном Берлине) и увеличивал свои ядерные арсеналы (20 августа 1953 г.

Совет

было официально объявленио об испытании в СССР первой в мире водородной бомбы, таким образом СССР не только догнал США в ядерной гонке, но и вышел вперед). 14 мая 1955 г.

в ответ на вступление ФРГ в НАТО и воссоздание при поддержке западных держав, прежде всего США и Франции, немецкой армии (бундесвер), Советский Союз инициировал создание военного блока восточноевропейских держав — Организация Варшавского Договора (Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия). Так окончательно оформилась структура блокового противостояния между Востоком и Западом, расколовшая Европу. Окончательно рухнула надежда ряда умеренных политиков в обеих частях Европы о создании между противниками своеобразной «буферной зоны» из нейтральных государств (Швеция, Германия (-и), Австрия и Югославия).

Смерть Сталина вызвала пересмотр отношений с такими социалистическими государствами, как Китай и Югославия. Отношения с КНР стали теперь для Советского Союза едва ли не самым приоритетным вопросом, а после визита Хрущева, Булганина и Микояна в Пекин (сентябрь — октябрь 1954 г.) между двумя странами установлены равноправные союзнические отношения.

В качестве жеста доброй воли СССР отказался от своих прав на аренду Порт-Артура и эвакуировал с Квантунского полуострова свою военно-морскую базу, ликвидировал все смешанные советско-китайских предприятия с передачей их имущества в полную собственность Китая. Произошел также своеобразный раздел сфер влияния в мировом коммунистическом движении (СССР — Европа и Сев.

Америка, Китаю — «третий мир»). Казалось, между двумя крупнейшими социалистическими державами установились самые безоблачные отношения. В июне 1955 г.

с визита все тех же Хрущева, Булганина и Микояна в Белград (несмотря на сопротивление Молотова) и их переговоров с Тито началась нормализация советско-югославских отношений, разорванных при Сталине (окончательная нормализация- визит Тито в Москву в июне 1956 г.).

В условиях смягчения глобального противостояния в нейтральных странах возникает (апрель 1955 г.) т. н. Движение неприсоединения, участники которого декларировали свое неучастие разделившем мир соперничестве великих держав.

Прежде СССР очень скептически относился к политике нейтралитета, действуя по принципу «кто не с нами — тот против нас». Однако уже в ходе визита Хрущева и Булганина в Индию, Бирму и Афганистан (ноябрь — декабрь 1955 г.

) Советский Союз официально одобрил эту инициативу.

Обратите внимание

XX съезд КПСС официально утвердил идею о возможности и необходимости мирного сосуществования и соревнования двух систем, однако отнюдь не стал безоговорочным поворотом к сближению с Западом. Визит Хрущева в США в сентябре 1959 г.

, встречи советского лидера на улицах с простыми американцами, посещение большого числа американских городов, выступление в ООН (предложение о всеобщем и полном разоружении) и, наконец, выступление по телевидению, во время которого обращаясь к американской аудитории Хрущев заявил: «Ваши внуки будут жить при коммунизме!».

Однако в период «холодной войны» отношения между двумя сверхдержавами развивались по своеобразной синусоиде. Периоды обострения отношений, когда, казалось, дело вот-вот должно дойти до «горячей» войны, сменялись периодами потепления и взаимного сближения, а те, в свою очередь, новыми приступами враждебности.

Не был исключением и рассматриваемый период.

Более того, американцы позднее говорили, что, несмотря на свою кажущуюся простоватость (а может быть как раз из-за нее), Хрущев был для них самым неудобным партнером (хуже Сталина!), так как в отличие от «отца народов» был, во-первых, абсолютно непредсказуем, а, во-вторых, азартен и не раз явно провоцировал американцев на враждебные действия. Именно Хрущев спровоцировал два едва ли не самых острых за всю историю «холодной войны» кризиса — Берлинский (второй) и, особенно, Карибский.

Берлинский кризис. СССР в лице Хрущева с конца 50-х гг. настаивал на том, чтобы весь Берлин стал свободным демилитаризованным городом, отделенным от остальной Германии полноценной границей. В конце 1958 г. Хрущев даже предъявил западным странам ультиматум, требуя принять его условия в течение 6 месяцев и обещая в противном случае предпринять односторонние меры.

СССР и ГДР придумали дикий по меркам цивилизованного мира, но абсолютно дипломатически корректный выход из этой тупиковой ситуации. 13 августа 1961 г.

за одну ночь силами строительных частей Немецкой Народной Армии (ГДР) по периметру Западного Берлина исключительно на принадлежащей ГДР территории была возведена стена, ставшая впоследствии зримым воплощением разделившего Европу «железного занавеса». Хрущев воспринял исход второго Берлинского кризиса как свою победу.

Хрущёв сделал вывод, что согласие с текущим положением дел США означает, что они бятся. Следствием этих ошибочных умозаключений стал острейший Карибский кризис 1962г.

Карибский кризис— чрезвычайно напряжённое противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами относительно размещения Советским Союзом ядерных ракет на Кубе в октябре 1962.

Кризису предшествовало размещение в 1961 году Соединёнными Штатами в Турции ракет средней дальности «Юпитер», напрямую угрожавших городам в западной части Советского Союза, доставая до Москвы и основных промышленных центров.

Кризис начался 14 октября 1962 года, когда самолёт-разведчик США в ходе одного из регулярных облётов Кубы обнаружил советские ракеты средней дальности Р-12. 22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского «наступательного оружия», из-за чего в США немедленно началась паника. Был введён «карантин» (блокада) Кубы.

Важно

Вначале советская сторона отрицала наличие на острове советского ядерного оружия, затем — уверяла американцев в сдерживающем характере размещения ракет на Кубе.

В исполкоме всерьёз обсуждался силовой вариант решения проблемы и его сторонники убедили Кеннеди как можно скорее начать массированную бомбардировку Кубы.

Однако очередной облёт U-2 показал, что несколько ракет уже установлены и готовы к пуску, и что подобные действия неминуемо привели бы к войне.

Президент США Джон Кеннеди предложил Советскому Союзу демонтировать установленные ракеты и развернуть всё ещё направлявшиеся к Кубе корабли в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Фиделя Кастро Председатель Совета Министров СССР и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв согласился, и 28 октября начался демонтаж ракет. Карибский кризис продолжался 13 дней. Он имел чрезвычайно важное психологическое и историческое значение. Человечество впервые в своей истории оказалось на грани самоуничтожения. Разрешение кризиса стало переломным моментом в Холодной войне и началом разрядки международной напряжённости, что выразилось, в частности, в заключении 5 августа 1963 г. Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах (кроме подземных). Это потепление сказывалась вплоть до 1968 г. и вошло в историю как «период разрядки».

Источник: https://studopedia.net/7_12932_liberalizatsiya-vneshnepoliticheskogo-kursa.html

Ссср в мировых и региональных кризисах и конфликтах после второй мировой войны. политика «разрядки». «новое политическое мышление». распад мировой социалистической системы

Министрами иностранных дел СССР в начале «холодной войны» были В. М. Молотов, с 1949 г. — А. Д. Вышинский. Конфронтация сторон проявилась в связи с выдвинутым США планом Маршалла.

Перед советской внешней политикой встали новые задачи:

— развитие братской дружбы со странами народной демократии и всемерное укрепление мировой системы социализма;

— поддержка национально‑освободительного движения и дружественное сотрудничество с молодыми государствами, сбросившими колониальное иго;

— защита мира и разоблачение агрессивной сущности империализма;

— проведение и закрепление ленинских принципов мирного сосуществования государств и развитие деловых связей со всеми странами.

Основные события

1949 г. — разрыв дипломатических отношений между СССР и СФРЮ (И. Б. Тито был объявлен «фашистом» и «гитлеровско‑троцкистским агентом»).

1945-1954 гг. — военный конфликт во Вьетнаме (США помогали французским колонизаторам). Женевские соглашения 1954 г.

, в которых большую роль в подготовке и заключении сыграл Советский Союз, создали условия для укрепления мира на Индокитайском полуострове и в Юго‑Восточной Азии, для закрепления в международных соглашениях побед вьетнамского народа над колонизаторами.

Углубляя международную напряженность, в сентябре 1954 г. США создали новый агрессивный военный блок в Юго‑Восточной Азии — СЕАТО.

— 1950-1953 гг. — военный конфликт в Корее (Южная Корея, США и их союзники против Северной Кореи, КНР и СССР).

Политика мирного сосуществования — либерализация внешнеполитического курса

XX съезд КПСС 1956 г. сформулировал вывод о возможности предотвращения новой мировой войны и мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Это не предполагало прекращения «холодной войны», речь шла о ее продолжении более гибкими средствами.

Либерализация внешнеполитического курса Продолжение «холодной войны»
1954- 1955 гг. — нормализация отношений с Югославией
15 мая 1955 г. — подписание договора о восстановлении независимой и демократической Австрии, которая обязалась придерживаться политики постоянного нейтралитета, а СССР, США, Великобритания и Франция — уважать ее нейтралитет
1959 г. — визит Н. С. Хрущева в США
1960 г. — осуществление СССР одностороннего сокращения Вооруженных сил
1963 г. — заключение между СССР, США и Великобританией договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере и под водой
1955 г. — формирование военного союза социалистических стран — Варшавского договора (ОВД), хотя реально большинство социалистических стран с 1947 г. представляли собой единый военный лагерь, вооруженный и обученный по советским образцам
1956 г. — подавление демократической антикоммунистической революции в Венгрии
1957-1964 гг. — оказание Советским Союзом экономической помощи более 20 странам Азии, Африки, Латинской Америки
1956 г. — участие СССР в конфликте между Израилем и Египтом
1958 г. — участие СССР в конфликте вокруг Ливана и Иордании (угроза применения СССР межконтинентальных баллистических ракет — МБР)
1961 г. — возведение Берлинской стены
1962 г. — Карибский кризис
Читайте также:  Внутренняя политика правительства и создание тайных обществ

Во второй половине 1960‑х гг. СССР был вовлечен в новые международные конфликты: война в Юго‑Восточной Азии (Северный и Южный Вьетнам, с 1964); военный конфликт на Ближнем Востоке (арабо‑израильская война, 1967).

С начала 1970‑х гг. начался новый этап в советской внешней политике, связанный с «разрядкой международной напряженности». На XXIV съезде КПСС (1971) была принята Программа мира, на XXV съезде КПСС (1976) — мирные инициативы, направленные на укрепление безопасности в Европе. Основные задачи в области международных отношений в период «разрядки»:

1) Устранение распада мировой социалистической системы, сплочение социалистических стран в политическом, экономическом и военном отношениях.

— 1964-1973 гг. — оказание помощи Северному Вьетнаму во время агрессии США.

— 1968 г. — введение войск ОВД в Чехословакию, подавление антикоммунистической революции («Пражская весна» во главе с А. Дубчеком). Обострение отношений с Югославией, Албанией, Румынией и Китаем.

— Март — август 1969 г. — вооруженные столкновения на советско‑китайской границе.

2) Поддержка коммунистических, национально‑освободительных движений и режимов:

— международные совещания коммунистических и рабочих партий (1965, 1969);

— экономическая, военная помощь странам Азии, Африки, Латинской Америки и их политическая поддержка;

— 1979 г. — начало советской интервенции в Афганистан;

— 1981 г. — активная политическая поддержка польского генерала В. Ярузельского, который, опираясь на армию и спецслужбы, установил в Польше режим чрезвычайного положения.

3) Нормализация отношений между Востоком и Западом.

— 1968 г. — договор о нераспространении ядерного оружия между СССР, США и Великобританией.

— 1971 г. — соглашение СССР, США, Франции и Великобритании по Западному Берлину.

— Май 1972 г., Москва — переговоры между Л. И. Брежневым и Р. Никсоном и подписание договора ОСВ‑1 (Ограничение стратегических вооружений). Впервые признавалось существование паритета стратегических сил.

— 1972 г. — Договор об основах взаимоотношений между СССР и США.

— 1 апреля 1975 г. — подписание Заключительного акта Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки).

— 1975 г. — первый в мире международный советско‑американский полет в космос («Союз» — «Аполлон»).

— 1979 г. — подписание Л. И. Брежневым и Дж. Картером договора по ОСВ‑2 (не был ратифицирован конгрессом США).

— конец 1970 — начало 1980‑х гг. — подписание договоров СССР с ФРГ, ПНР, ФРГ и ГДР.

— 1979 г. — ввод советских войск в Афганистан вызвал новый виток гонки вооружений и обострение международных отношений.

«Новое политическое мышление»

«Новое политическое мышление», сформулированное М. С. Горбачевым, имело следующие характерные черты: деидеологизация межгосударственных отношений, приоритет общечеловеческих ценностей, признание общепринятых норм морали как обязательного критерия всякой политики, отказ от вмешательства во внутренние дела братских стран.

Реализация:

1986-1987 гг. — встречи М. С. Горбачева с лидерами стран Запада и начало переговоров по вопросам о выводе из Европы и уничтожении советских и американских ракет, об Афганистане, об ограничении гонки вооружений.

8 декабря 1987 г. — заключение советско‑американского соглашения об уничтожении ядерных ракет средней и меньшей дальности.

15 мая 1988 г. — начало вывода советских войск из Афганистана.

1989 г. — начало вывода частей и подразделений советских войск из Центральной Европы.

1989-1990 гг. — объединение Германии.

1990 г. — договор СССР и США об обычных вооруженных силах.

Совет

К 1990 г. в результате «демократических революций» «восточный блок» перестал существовать. Ликвидированы СЭВ и ОВД. СССР (после августа 1991 г. — Российская Федерация) отказывается от статуса сверхдержавы.

1991 г. — советско‑американский договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.

С распадом СССР после августа 1991 г. «холодная война» окончательно завершилась. Правопреемница СССР — Российская Федерация — также вступила в новую эпоху, не претендуя уже на статус сверхдержавы.

Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/sssr-v-mirovykh-i-regionalnykh-krizisakh-i-konfliktakh-posle-vtoroy-mirovoy-voyny-politika-razryadki-novoye-politicheskoye-myshleniye-raspad-mirovoy-sotsialisticheskoy-sistemy.html

Либерализация внешнеполитического курса

Международные связи в 50-е годы. Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской ʼʼоттепелиʼʼ велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада.

С начала 50-х годов в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов.

Был оформлен союз, в состав которого вошли Великобритания и несколько стран Ближнего Востока (СЕНТО). Возник военно-политический блок в Юго-Восточной Азии (СЕАТО).

Военно-политические блоки были призваны, в частности, сдерживать влияние ʼʼсоциалистического лагеряʼʼ в мире и национально-освободительное движение колониальных народов.

В серединœе 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны ʼʼсоциалистического лагеряʼʼ. В 1955 ᴦ. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами.

Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали: Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе.

Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы.

Создавались объединœенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Обратите внимание

Одним из последствий возникновения новых военно-политических блоков стало дальнейшее обострение международной обстановки. Для ослабления ее требовались иные, более гибкие дипломатические средства, новые, более продуманные подходы к решению мировых проблем.

Становилась всœе более очевидной крайне важно сть отказа от жесткой конфронтации в межгосударственных отношениях. Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира. В 1954-1956 гᴦ.

велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии. Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 ᴦ.

). Между ними восстанавливались дипломатические и торговые отношения. Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 ᴦ. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры.

К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.

Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами ʼʼтретьего мираʼʼ (развивающимися странами) — Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др.
Размещено на реф.

рф
Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в строительстве металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.). За время пребывания Н.С.

Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

Противоречия внешнеполитического курса. Новые подходы к решению внешнеполитических проблем четко определились в серединœе 50-х годов, после XX съезда КПСС. Съезд уделил большое внимание вопросам международной обстановки и перспективам мирового развития.

В документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государствами мира. В 1957 ᴦ. министром иностранных дел СССР был назначен А.А.

Важно

Громыко — профессиональный дипломат, долгое время представлявший интересы страны в ООН.

Вторая половина 50-х годов была временем дальнейшей активизации СССР на международной арене. Стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба.

Основными направлениями взаимного сотрудничества были: внешняя торговля, координация народнохозяйственных планов, контакты в области научно-технической политики, культурные связи. Главным центром межэкономических отношений оставался СЭВ.

Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других объектов на территории соцстран. Вместе с тем во взаимоотношениях государств всœе чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества.

С одной стороны, были признаны многовариантность путей к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, к примеру, в октябре 1956 ᴦ.

советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. Организаторы выступления требовали, в частности, вывода советских войск с венгерской территории. Вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединœенными вооруженными силами государств — участников Организации Варшавского Договора.

В конце 50-х годов осложнились отношения с Китайской Народной Республикой. Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских военных баз. В ответ Советский Союз отказался от выполнения подписанного ранее соглашения о сотрудничестве двух стран в области ядерной физики.

Возникли конфликты во взаимоотношениях с США. 1 мая 1960 ᴦ. в окрестностях Свердловска (Екатеринбурга) был сбит американский разведывательный самолет ʼʼУ-2ʼʼ. Инцидент, произошедший незадолго до запланированной встречи Н.С.

Хрущева с президентом США Эйзенхауэром, послужил причиной срыва встречи в верхах.

Совет

Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны (Карибский кризис). В 1962 ᴦ. правительство СССР договорилось с кубинским руководителœем Ф. Кастро о размещении на Кубе ракет с ядерными боеголовками.

В связи с начавшимися поставками ракет правительство США объявило о введении ʼʼкарантинаʼʼ на всœе виды направляемого на Кубу оружия. Оно потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в противном случае нанести по ним ракетно-бомбовые удары.

Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущева.

Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых форм межгосударственных отношений. В частности, получили развитие прямые контакты руководителœей СССР с главами других государств. Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н.С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испытаний атомного оружия.

Предпринимались попытки достигнуть договоренности с Западом по проблемам разоружения. Представители Советского Союза в ООН выступали с инициативами, направленными на сокращение обычных вооружений и запрещение ядерного оружия.

В СССР были осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и численность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водородного оружия.

В 1963 ᴦ. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств.

Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки.

Обратите внимание

В 1964 ᴦ. завершилась политика реформ, проводимых Н.С. Хрущевым. К этому времени неизмеримо увеличилось число противников этих реформ. Окрепла оппозиция Н.С. Хрущеву в рядах партийно-государственного аппарата.

Непродуманность и спешка реорганизаций в сфере народного хозяйства умножили ряды его противников на периферии. Разрыв отношений с Китаем, инцидент с американским разведывательным самолетом активизировали критику в адрес внешней политики Н.С. Хрущева.

Намеченные им планы демобилизации армии вызвали глубокое недовольство в Генеральном штабе.

Преобразования этого периода явились первой и наиболее значительной попыткой реформировать советское общество. Стремление руководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политические и социальные структуры удалось лишь отчасти.

Осуществленные по инициативе сверху преобразования не принœесли ожидаемого эффекта. Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ и ее инициатором — Н.С. Хрущевым. В октябре 1964 ᴦ. Н.С.

Хрущев был освобожден от всœех занимаемых постов и отправлен в отставку.

Либерализация внешнеполитического курса — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Либерализация внешнеполитического курса» 2017, 2018.

  • — Либерализация внешнеполитического курса

    На ХХ съезде КПСС была сформулирована новая внешнеполитическая концепция: необходимость мирного сосуществования государств с различным государственным строем и многовариантность путей построения социализма с одновременным подтверждением принципа «пролетарского… [читать подробнее].

  • — Либерализация внешнеполитического курса

    После смерти Сталина руководство СССР активизировало внешнеполитическую деятельность, пересмотрело некоторые взгляды на отношения с другими, прежде всего капиталистическими, странами. Начался короткий период «оттепели» в международных отношениях. Налаживались тесные… [читать подробнее].

    Читайте также:  Культура и архитектура xix века
  • Источник: http://referatwork.ru/category/politika/view/278265_liberalizaciya_vneshnepoliticheskogo_kursa

    Новые реальности внешней политики n n либерализация внешнеполитического

    Новые реальности внешней политики n n либерализация внешнеполитического курса Нормализация отношений с Югославией (1954 – 1955) Подписание мирного договора с Австрией (1955) Политика мирного сосуществования: попытка добиться компромисса с западными странами по вопросам разоружения • Продолжение «холодной войны» и возникновение конфликтных ситуаций в международных отношений • Создание военно – политической организации соц. стран – Варшавского договора (1955) • Подавление народного восстания в Венгрии (1956) • Берлинский вопрос: обострение отношений и возведение разделительной Берлинской стены (1961)

    НОВЫЕ РЕАЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ n n Встреча Хрущева и Эйзенхауэра (1959) Одностороннее сокращение Советской Армии Заключение договора между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере и под водой (1963) Ухудшение отношений с Китаем и Албанией начиная с 1960 г.

    Кубинцы называют его «Октябрьским кризисом» . В США распространено название «Кубинский ракетный кризис» .

    Важно

    Причины кризиса n n Во-первых, американские ракеты располагались в непосредственной близости от СССР (Англия, Италия, Турция), в то время как у СССР не было ни одной базы вблизи границ США, что беспокоило руководство СССР. А во- вторых, признание Кубы СССР послужило поводом для беспокойства США, которые принимают решение свергнуть режим Ф. Кастро военным путем. В ответ СССР тайно размещает свои ракеты на Кубе.

    Начало кризиса Кризис начался 14 октября 1962 года, когда самолетразведчик U-2 ВВС США в ходе одного из регулярных облетов Кубы обнаружил в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские ракеты средней дальности Р-12 и Р-14.

    По решению президента США Джона Кеннеди был создан специальный Исполнительный комитет, в котором обсуждались возможные пути решения проблемы. Некоторое время заседания исполкома носили секретный характер, однако 22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского «наступательного оружия» , из-за чего в США началась паника. Был введён «карантин» (блокада) Кубы.

    Вначале советская сторона отрицала наличие на острове советского ядерного оружия.

    25 октября фотографии советских ракет на территории Кубы были продемонстрированы на заседании Совета Безопасности ООН.

    США в ответ начали подготовку вторжения на Кубу. Однако очередной облёт самолета-разведчика США показал, что несколько советских ракет средней дальности уже установлены и готовы к пуску. Мир оказался на пороге ядерной войны.

    Её удалось избежать в последний момент благодаря своевременно заключенному компромиссу между Кеннеди и Хрущевым.

    Значение Карибского кризиса Карибский кризис имел чрезвычайно важное психологическое и историческое значение. Человечество впервые в своей истории оказалось на грани самоуничтожения. Разрешение кризиса стало переломным моментом в холодной войне и началом разрядки международной напряжённости.

    Условия компромисса: — СССР согласился демонтировать и вывести с Кубы все свои ракеты. — США гарантировали безопасность Кубы, согласились вывезти ракеты с баз, расположенных в Турции.

    Совет

    Выводы: n n В октябре 1962 года мир оказался у порога третьей мировой войны, а человечество- у грани термоядерной катастрофы… Не случилось. Советское руководство, американская администрация продемонстрировали здравый смысл, гибкость, благоразумие.

    Информационные источники: n n Хрущев С. Н. Никита Хрущев: кризисы и ракеты. Москва, 1994 Сахаров А. Д. Тревога и надежды. М. , 1990 Хопкинсон К. ХХ век. М. , 1997

    Источник: https://present5.com/novye-realnosti-vneshnej-politiki-n-n-liberalizaciya-vneshnepoliticheskogo/

    Ссср в 1953-1964 годах либерализация внутриполитического курса

    Период Отечественной истории с 1953 по 1964 гг. называют периодом политической «оттепели». Это время связано с именем Н.С. Хрущева, с его попытками осуществить либерализацию внутренней и внешней политики СССР. После смерти И.В. Сталина были произведены изменения в руководстве страны. Председателем Президиума Верховного Совета СССР был утвержден К.Е.

    Ворошилов, Председателем Совета Министров стал Г.М. Маленков, министром иностранных дел — В.М. Молотов, министром обороны — Н.А. Булганин (заместители маршалы А.М. Василевский и Г.К. Жуков). МВД СССР и МГБ СССР были объединены в новое МВД, его возглавил Л.П. Берия. Формально самым важным был пост Г.М. Маленкова. 26 июня 1953 г. на заседании Президиума ЦК КПСС Л.П.

    Берия был обвинен в «антипартийной деятельности» и арестован. В декабре 1953 г. состоялся закрытый суд над Л.П. Берией, который признал его виновным в организации заговора для захвата власти, ликвидации советского строя, реставрации капитализма и т.д. и приговорил к смертной казни. В тот же день — 23 декабря 1953 г. — приговор был приведен в исполнение. В сентябре 1953 г. Н.С.

    Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС.

    Разоблачение культа личности И.В. Сталина.

    Сразу же после смерти И.В. Сталина было прекращено «дело врачей». Затем началось освобождение политзаключённых, прежде всего, родных и близких высших руководителей страны. В Москве освободили жену министра иностранных дел В.М. Молотова П.С. Жемчужину, арестованную в 1949 г., затем родственников других высокопоставленных деятелей партии и государства. В марте 1953 г. по инициативе Г.М.

    Маленкова был поставлен вопрос о необходимости «прекратить политику культа личности». Из средств массовой информации стали изыматься материалы, прославлявшие И.В. Сталина, запрещено было именами здравствующих руководителей называть города, населённые пункты, вывешивать их портреты. В сентябре 1953 г.

    Верховный Совет СССР издал Указ, согласно которому Верховному суду было дано право пересматривать дела репрессированных. Началась широкая реабилитация — оправдание и освобождение — заключённых. В течение 1953 г. было реабилитировано около 1000 чел.

    Чтобы ускорить процесс, было создано около сотни комиссий, которые прямо в лагерях изучали дела, беседовали с заключенными и тут же их быстро освобождали. До 1956 г. было реабилитировано до 10 тыс. чел. В общем, вину сняли примерно с 1,5 млн. чел, арестованных с начала 30-х гг. Реабилитация была свёрнута в середине 60-х гг. В 1955 г.

    Обратите внимание

    Министерство государственной безопасности (МГБ) было преобразовано в Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР. Одновременно был обновлён кадровый состав этого ведомства. Председателем КГБ стал И.А. Серов, ранее работавший с Н.С. Хрущёвым на Украине.

    XX съезд КПСС.

    Источник: https://pdnr.ru/b1367.html

    Внешняя политика СССР в 53-64 гг

       Таким образом, экономические и политические реформы Хрущева и носили ограниченный характер демократизации и. сводились к формальной структурной реорганизации, что неизбежно влекло кризисные явления.

    Кризис реформ привел к возникновению консервативных тенденции и восстановлению некоторых элементов тоталитаризма. Линия Хрущева на единоличное правление партийным и государственным аппаратом была расценена партийным и государственным аппаратом как стремление к новой диктатуре. В результате в октябре 1964 г .

    на Пленуме ЦК Хрущев был смещен с занимаемых постов в партии и правительстве. [2., стр 215]

     
          
          
     
     

                                         4. Внешняя политика

      

       Либерализация внутренней политики сопровождалась либерализацией внешнеполитического курса. Советским руководством была выдвинута концепция о необходимости мирного сосуществования государств. СССР выступал с предложениями о сокращении вооружения и прекращении ядерных испытаний.

    Однако эти инициативы не были поддержаны западными державами, продолжавшими наращивание военного и потенциала НАТО. Для осуществления противовеса этому союзу, а также для военного сотрудничества социалистических стран и СССР в мае 1955 г .

    была создана Организация Варшавского Договора (СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания), и, смотря на консолидацию, внутри «социалистического лагеря» наблюдались противоречия, вылившиеся в антисоветские выступления (восстановление в Венгрии, 1956 г ., и берлинский кризис, 1961 г .).

       Вслед за «берлинским кризисом» последовал «карибский» ракетный кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы. После победы на Кубе революционных сил во главе с Ф. Кастро США развернули подрывную войну против нового кубинского режима. В 1962 г. СССР решил помочь Кубе и разместил на острове ракеты с ядерными боеголовками.

    Важно

    Узнав об этом, американские военные начали готовить немедленное нанесение ядерных ударов по кубинским и советским территориям с территорий США и Турции. Ситуацию в последний момент удалось разрешить только после прямых переговоров американского президента Дж. Кеннеди и Н. Хрущева (22-27 октября 1962 г.).

    Карибский ракетный кризис стал кульминацией «холодной войны», после которого начался процесс улучшения отношений СССР и капиталистических стран и переход от противостояния к «мирном сосуществованию».

       На рубеже 50-60-х гг.

    СССР проявлял активность в отношениях со странами «третьего мира» (Юго-Восточная Азия, Ближний Восток), поддерживая коммунистические движения в Южном Вьетнаме, Лаосе, Таиланде, Малайзии, Бирме. Активно развивались отношения с Индией и Индонезией, Камбоджей, Непалом, Египтом, Алжиром, которые Советское правительство классифицировало как «развивающиеся страны социалистической ориентации». СССР стремился экономически и политически поддержать правительства этих государств с целью изоляции их от капиталистических стран.[1., стр 231]

          
          
          
          

                         5. Либерализация внешнеполитического курса.

      

        В отношениях между ведущими странами Запада и странами социалистического лагеря продолжалось состояние «холодной войны».

    На Западе продолжалось создание военно-политических блоков, направленных против СССР и стран социалистического лагеря.

    Был оформлен союз СЕНТО, в который вошли Великобритания и несколько стран Ближнего Востока. Возник военно-политический блок в Юго-Восточной Азии — СЕАТО.

       В ответ на это СССР, Болгария, Польша, Румыния, ГДР, Чехословакия, Албания 14 мая 1955 г. подписали Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

    На базе этого документа в целях проведения единой оборонной политики была создана Организация Варшавского Договора (ОВД).

    Совет

    ОВД ставила своей целью обеспечение безопасности стран социалистического лагеря и поддержание мира в Европе.

        Одним из последствий создания противостоящих военно-политических блоков стало осложнение международной обстановки.

        Тем не менее, советское руководство стало стремиться к расширению взаимоотношений СССР с другими странами. Н.С. Хрущёв предпринял ряд поездок за рубеж с целью установления личных контактов с лидерами дружественных стран.

    Были восстановлены дипломатические отношения с Австрией и ФРГ. В 1955 г. советскому руководству удалось нормализовать взаимоотношения с Югославией. В 1956 г.

    было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией.

        К концу 50-х гг. СССР был связан торговыми соглашениями более чем с 70 государствами.

        В послевоенное время в колониях ослабло влияние Англии и Франции. С середины 50-х гг. целый ряд колониальных стран Азии и Африки обрёл независимость. СССР стал прилагать усилия для вовлечения молодых независимых государств в орбиту своего влияния. Так, в 1955 г. Н.С. Хрущёв и Н.А.

    Булганин посетили Индию, Бирму, Афганистан. В обмен на неприсоединение к проамериканским блокам эти страны получили большие кредиты. При участии советских специалистов в Индии сооружался металлургический комбинат в г. Бхилаи, со временем он стал символом советско-индийской дружбы.[2.

    ,стр 240]

        Укреплялись позиции СССР в арабском мире. В 1956 г. СССР оказал дипломатическую помощь независимому Египту во время англо-французской и израильской агрессии. В 1957 г. СССР занял решительную позицию во время военного давления США на Сирию. В 1958 г. под угрозой советского вмешательства Англия и США вывели свои войска из Ливана и Иордании.

    Обратите внимание

        В 1955-1958 гг. СССР установил дипломатические отношения Ганой, Гвинеей, Ливией, Либерией, Марокко, Суданом, Тунисом.

        При финансовой и технической помощи СССР в разных странах было построено около 6000 предприятий.

        В 1957 г. министром иностранных дел СССР стал А.А. Громыко — профессиональный дипломат. Он приложил немало усилий для дальнейшего развития международных связей СССР.

        Вместе с тем в рассматриваемый период возникали сложности во взаимоотношениях СССР и других стран. Так, в 1956 г. в Венгрии антисоциалистические выступления приняли вооружённый характер. 4 ноября 1956 г. начался ввод советских войск в Будапешт. Антисоциалистическое выступление силой оружия было подавлено.

        1953 — 1956 гг. вошли в историю как эпоха «великой дружбы» СССР и Китая. Советские специалисты оказывали помощь в сооружении на территории Китая 150 промышленных объектов. До ХХ съезда Китай был основным партнёром СССР в Азии. Но критика «культа личности» И.В. Сталина встретила непонимание китайских властей. Китайскую позицию поддержали Албания, КНДР, Румыния. В 1959 г.

    во время китайско-индийского пограничного конфликта СССР занял нейтральную позицию. Мао Цзедун посчитал это оскорблением, так как, на его взгляд, Москва не должна одинаково относиться к пролетарскому Китаю и буржуазной Индии. В Китае была развёрнута шумная антисоветская кампания.

    В ответ из Китая были отозваны все советские специалисты, Москва потребовала вернуть все кредиты, предоставленные начиная с 1950 г.

        Противостояние двух систем в 1962 г. едва не вылилось в новую мировую войну. США создали к этому времени свои военные базы на территории Турции, Италии, ФРГ и разместили на них ракеты с ядерными зарядами. Размещение американских военных баз в Турции представляло большую опасность для безопасности СССР. В 1962 г. по просьбе кубинского руководителя Ф.

    Важно

    Кастро СССР стал тайно создавать на Кубе военную базу. В ответ американский президент Д. Кеннеди установил военно-морскую блокаду Кубы и потребовал вывести советские войска с территории Кубы. Войска СССР и ОВД, с одной стороны, и США и НАТО, с другой, были приведены в полную боевую готовность. Только благоразумие Н.С. Хрущёва и Д. Кеннеди спасло мир от ядерной катастрофы.

    Руководители двух мировых держав достигли компромисса: СССР вывозил ракеты с Кубы, США — из Турции и Италии; США гарантировали безопасность режиму Ф. Кастро.

    Читайте также:  История ссср в 20-30 годы хх века

        Советское руководство предпринимало также меры для того, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испытаний ядерного оружия. В 1955 — 1960 гг.

    СССР в одностороннем порядке сократил свои вооружённые силы на 3,3 млн. чел.

        В 1963 г. в Москве был подписан договор между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. За короткий срок к этому договору присоединились более 100 государств.

        Внешнеполитическая деятельность советского правительства в 1953 — 1964 гг. привели к некоторому смягчению международной напряжённости.[2.,стр 249]

        

                                                   Заключение

     

      Период Отечественной истории с 1953 по 1964 гг. называют периодом политической «оттепели». Это время связано с именем Н.С. Хрущева, с его попытками осуществить либерализацию внутренней и внешней политики СССР.

        Высокий уровень советской науки способствовал появлению новых отраслей промышленности — ядерной энергетики.

      В 1959 г. в СССР были построены первые атомные подводные лодки.

        Либерализация внутренней политики сопровождалась либерализацией внешнеполитического курса. Советским руководством была выдвинута концепция о необходимости мирного сосуществования государств. СССР выступал с предложениями о сокращении вооружения и прекращении ядерных испытаний

       Развивалась электроэнергетика.

    Совет

      В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышленностью и строительством.

       После осуждения культа личности в стране началась широкая реабилитация.              Вначале реабилитация коснулась отдельных личностей, затем — целых народов.

       Были осуществлены меры по улучшению социального положения населения. Для подростков устанавливался 6-час. рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на 2 часа в субботние и предпраздничные дни. В 1956 г. был принят закон о государственных пенсиях. Размер пенсий некоторых категорий населения увеличивался в 2 раза. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.

       Наибольший успех был достигнут в области жилищного строительства.

          
       

                                      
    Список литературы:

     1. История России (IX – XX вв.): Учебное пособие. Отв. ред. Я. А. Перехов. –

        «Москва», 2000г. стр. 378

    2. Боффа Дж. История Советского Союза. Том 2, от Отечественной войны до   

         положения второй мировой державы. Сталин и Хрущёв. 1941-1964гг. —  

         «Москва», 1994 г., стр.301

    3. Д. Боффа., «История Советского Союза»,  «Москва», 1990 г., стр. 287

    Источник: http://student.zoomru.ru/history/vneshnyaya-politika-sssr-v-5364/44593.343716.s2.html

    Либерализация внешнеполитического курса

    Либерализация внешнеполитического курса.

    В отношениях между ведущими странами Запада и странами социалистического лагеря продолжалось состояние холодной войны. На Западе продолжалось создание военно-политических блоков, направленных против СССР и стран социалистического лагеря. В 1954 г.

    был создан военный блок «Организация договора Юго-Восточной Азии» (СЕАТО), в который вошли США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Филиппины, Пакистан. В 1955 г. был оформлен еще один военный блок — «Организация центрального договора» (СЕНТО), в который первоначально входили Англия, Турция, Пакистан, Иран, Ирак (в 1959 г.

    Ирак вышел из его состава, штаб-квартира блока была переведена в Анкару).  
         В ответ на это СССР, Болгария, Польша, Румыния, ГДР, Чехословакия, Албания 14 мая 1955 г. подписали Варшавский договор (военно-политический союз европейских социалистических государств. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи подписан в мае 1955 г.

    в Варшаве представителями Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии, а также Албании (с 1962 г. не принимает участия в деятельности организации). Организация Варшавский договор была создана в ответ на создание в 1949 г. военно-политического блока западноевропейских капиталистических государств НАТО, нацеленного против стран социалистического лагеря.

    Одной из главных заслуг Варшавского договора является срыв «холодной войны». Варшавский договор внес большой вклад в закрепление политических итогов второй мировой войны и послевоенного развития. В деятельности Варшавского договора присутствовали две стороны: военная и политическая.

    В военной отношении Варшавский договор постоянно заботился об обороноспособности стран социалистического лагеря. В то же время тесное политическое сотрудничество помогало странам — участницам Варшавского договора решать национальные и интернациональные задачи. Высший орган Варшавского договора — Политический консультативный комитет (ПКК).

    В рамках Варшавского договора действовало Объединенное командование вооруженными силами государств — участников Договора, Военный совет, Штаб объединенных вооруженных сил и Комитет министров обороны. 1 июля 1991 г. Варшавский договор был распущен.) о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

    Обратите внимание

    На базе этого документа в целях проведения единой оборонной политики была создана Организация Варшавского Договора (ОВД). 
         Было создано Объединенное командование вооруженными силами государств — участников Договора.

    Для обсуждения общих вопросов укрепления обороноспособности и вооруженных сил, координации внешней политики стран участниц Договора был создан Политический консультативный совет. Договор был подписан на 20 лет. ОВД ставила своей целью обеспечение безопасности стран социалистического лагеря и поддержание мира в Европе.

     
         В 50-е годы СССР прилагал значительные усилия для укрепления отношений с социалистическими странами. Расширялся обмен научно-техническим и производственным опытом, техникой, научной документацией, налаживалась специализация производства. Расширялась торговля между социалистическими странами, за 10 лет — с 1956 по 1966 гг. — объем товарооборота между ними увеличился в 6 раз.

     

         Одной из сложных в этот период была германская проблема. СССР оказывал всемерное содействие становлению ГДР. С 1954 г. СССР прекратил взимание военных репараций с ГДР, предоставил ей кредиты на быстрейшее восстановление экономики. В июне 1955 г. Н.С. Хрущев и Н.А. Булганин посещают с официальным визитом ГДР, в результате 20 сентября 1955 г. был подписан договор об отношениях СССР и ГДР, в котором провозглашалось, что ГДР является свободной в решении вопросов внутренней и внешней политики. В Договоре также определялись условия пребывания советских войск в ГДР. В то же время, в 1961 г. в Берлине была сооружена Берлинская стена, поделившая немецкую столицу на две части.

     
         Советское руководство стало предпринимать попытки для нормализации отношений с Югославией, ухудшившихся в конце 40-х годов. 26 мая 1955 г. Н.С. Хрущев и Н.А. Булганин посещают Югославию, и 2 июня 1955 г. был подписан Договор о дружбе между СССР и Югославией. СССР оказывал большую помощь Албании.

    На советские кредиты и при оказании технической помощи СССР в Албании был построен ряд предприятий, составивших основу национальной экономики Албании. При поддержке СССР укреплялась Монголия. В 1957 г. Монголии были переданы построенные советскими специалистами предприятия стоимостью 300 млн. руб.  

         1953-1956 гг.

    вошли в историю как эпоха «великой дружбы» СССР и Китая. СССР немало содействовал образованию Китайской Народной Республики в 1949 году. В 50-е годы СССР оказывал Китаю всестороннюю помощь в деле индустриализации. С помощью СССР в Китае создавались новые отрасли промышленности — автомобильная, тракторная, машиностроение, авиационная и др.

    Советские специалисты оказывали помощь в сооружении на территории Китая 200 промышленных объектов.

    Также оказывалась Китаю помощь в подготовке квалифицированных кадров рабочих, инженерно-технических работников, интеллигенции. СССР последовательно отстаивал Китай на международной арене. В частности, СССР поддержал требование Китая о выводе американских военных с китайского острова Тайвань, в 1958 г.

    руководство СССР предупредило США, что нападение на Китай оно будет рассматривать как нападение на СССР. До ХХ съезда Китай был основным партнером СССР в Азии. Но критика «культа личности» И.В. Сталина на XX съезде КПСС встретила непонимание китайских властей. Китайскую позицию поддержали Албания, КНДР, Румыния.

    Отношения между СССР этими странами стали охладевать. В 1959 г. во время китайско-индийского пограничного конфликта СССР занял нейтральную позицию. Мао Цзедун посчитал это оскорблением, так как, на его взгляд, Москва не должна одинаково относиться к пролетарскому Китаю и буржуазной Индии. В Китае была развернута шумная антисоветская кампания.

    Важно

    В ответ из Китая были отозваны все советские специалисты, Москва потребовала вернуть все кредиты, предоставленные с начала 1950 года.  
         Возникли и другие сложности во взаимоотношениях внутри стран социалистического блока. Так, в 1956 г. в Венгрии антисоциалистические выступления приняли вооруженный характер. 4 ноября 1956 г.

    начался ввод советских войск в Будапешт. Антисоциалистическое выступление силой оружия было подавлено.

         В послевоенное время в колониях ослабло влияние Великобритании и Франции. С середины 50-х гг. целый ряд колониальных стран Азии и Африки обрел независимость. СССР стал прилагать усилия для налаживания с ними дружественных отношений.

    Им были предоставлены долгосрочные кредиты на льготных условиях, оказывалось техническое содействие в строительстве важнейших промышленных предприятий, что способствовало упрочению их независимости. В 50-х гг. СССР оказывал помощь 14 государствам Азии и Африки.

     
         Упрочению позиций СССР среди азиатских стран способствовал визит руководителей СССР Н.С. Хрущева и Н.А. Булганина в декабре 1955 г. в Индию, Бирму, Афганистан.

     Этим визитом было положено 
    начало сближению СССР и Индии. Индия совсем недавно (1947) стала 
    независимой от Великобритании 
    и испытывала трудности государственного 
    становления. СССР в эти годы оказал значительную помощь премьер-министру Индии Джавахарлалу Неру в строительстве новой Индии.

    Был заключен целый ряд соглашений между двумя странами: торговое соглашение, соглашение о строительстве в Индии в г. Бхилаи крупного металлургического завода, соглашение о технической помощи СССР Индии в разведке залежей нефти и др. СССР предоставил Индии крупные кредиты и займы. Металлургический комбинат в г.

    Бхилаи стал символом советско-индийской дружбы. СССР оказывал помощь Индонезии в строительстве промышленности, предоставлял ей широкие кредиты. СССР поддерживал и своего ближайшего соседа Афганистан, оказывая ему техническую и финансовую помощь в виде долгосрочного кредита в сумме 100 млн. долл. на развитие его экономики.

     
         Всего в странах Азии и Африки в конце 50-х гг. сооружалось свыше 300 промышленных объектов 
         Укреплялись позиции СССР в арабском мире. В 1956 г., когда Египет национализировал Суэцкий канал, то Англия и Франция развернули антиегипетскую кампанию. В том же году Великобритания, Франция и Израиль совершили вооруженное нападение на Египет.

    СССР выступил на стороне Египта и предупредил руководство стран — агрессоров, что, если они не выведут свои войска из Египта, то СССР придет на помощь Египту. Агрессия против Египта была прекращена. В 1957 г. возникла угроза интервенции Сирии со стороны США и Турции. СССР поддержал и это арабское государство.

    Советское правительство заявило, что в случае агрессии не оставит Сирию. Угроза интервенции была снята. СССР подписал с Сирией соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве в области строительства железных дорог, плотин, гидроэлектростанций, оросительных систем и т.д. В 1958 г. США ввели свои войска в Ливан, а Великобритания ? в Иорданию.

    Совет

    И вновь Советский Союз пришел на помощь арабским государствам. Под угрозой советского вмешательства агрессоры вывели свои войска из Ливана и Иордании.  
         В 1955-1958 гг. СССР установил дипломатические отношения с целым рядом африканских стран: Ганой, Гвинеей, Ливией, Либерией, Марокко, Суданом, Тунисом.

    При финансовой и технической помощи СССР в разных странах было построено около 6000 предприятий.  

         Советское руководство всячески стремилось к расширению взаимоотношений СССР с западными капиталистическими странами.

     Так, в послевоенное время 
    оставался нерешенным вопрос 
    о взаимоотношениях с Австрией. По инициативе СССР 15 мая 1955 г. США, СССР, Великобритания и Франция подписали Договор о независимости Австрии, обеспечивающий ее развитие как независимого государства, осуществляющего политику постоянного нейтралитета. В 1955 г.

    были восстановлены дипломатические отношения с ФРГ. В 1956 г. было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией.  
         Советское руководство придавало большое значение вопросу о сокращении вооружений и запрещении атомного оружия.

    СССР внес в ООН ряд конкретных предложений, направленных на решение этой проблемы, не они не были приняты.

     Тогда СССР в 1955-1960 гг. в одностороннем 
    порядке сократил свои вооруженные силы на 3,3 млн. чел. Весомым вкладом СССР в дело разрядки международной напряженности стала ликвидация в добровольном порядке двух советских военных баз на территории других государств: весной 1955 г. СССР передал Китаю в полное распоряжение Порт-Артур, а в январе 1956 г.

    была ликвидирована советская военная база в Порккала-Удд (Финляндия).  
         Большим успехом советского руководства в этот период стало подписание в 1963 г. в Москве договора между СССР, США и Великобританией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

    За короткий срок к этому договору присоединились более 100 государств.  

         Вместе с тем, в 1962 г. мир снова оказался на грани новой мировой войны. США создали к этому времени свои военные базы не территории Турции, Италии, ФРГ и разместили на них ракеты с ядерными зарядами.

    Размещение американских военных баз в Турции преследовало угрозу для безопасности СССР. В 1962 г. по просьбе кубинского руководителя Ф. Кастро СССР стал создавать на Кубе военную базу. В ответ американцы установили военно-морскую блокаду Кубы и потребовали вывести советские войска с территории Кубы.

    Войска СССР и ОВД, с одной стороны, и США и НАТО, с другой, были приведены в полную боевую готовность. Только благоразумие советского и американского руководителей — Н.С. Хрущева и Д. Кеннеди — спасло мир от ядерной катастрофы.

    Обратите внимание

     Был достигнут компромисс: СССР 
    вывозил ракеты с Кубы, США — из 
    Турции и Италии; США гарантировали 
    безопасность режиму Ф. Кастро.

    23 октября 1962 г.

    Источник: http://yaneuch.ru/cat_06/liberalizaciya-vneshnepoliticheskogo-kursa/610261.3558477.page1.html

    Ссылка на основную публикацию