Культура руси в ix — xvii веках

Культура Руси в IX — XVII веках

КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ В X-XII ВЕКАХ.

Что такое культура?

Культура – «возделывание, обработка почвы»

Культура – это достижения людей в области литературы, искусства, музыки и т.д.

Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты.

Особенности древнерусской культуры

  • Культура Руси складывалась как синтетическая , т. е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
  • Русская культура развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения.
  • Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.

Архитектура

Архитектура каменная связана с Русью христианской.

Деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой.

Десятинная церковь

Сооружена между 986 и 996 годами в Киеве в честь пресвятой Богородицы в эпоху княжения Владимира Великого, который выделил на возведение и поддержание церкви десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. В источниках Десятинную церковь нередко называют церковью Богородицы. Она представляла собой крестово-купольный шестиярусный каменный храм. В начале XI века была повреждена пожаром, но вскоре её восстановили и с трёх сторон добавили галереи. Десятинная церковь была богато украшена мозаиками, фресками, резными мраморными и шиферными плитами. Иконы, кресты и посуда были привезены из Корсуня в 1007 г. Кроме главного алтаря у церкви имелись ещё два: святого Владимира и святого Николая.

Софийский собор в Киеве

Относится ко времени правления Ярослава Мудрого. Софийский собор отразил сочетание славянских и византийских традиций. На основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать глав нового храма.

Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.

Золотые ворота с церковью Благовещения в Киеве

Золотые ворота один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого.

При Ярославе Мудром территория города активно разрасталась, что требовало возведения новых оборонительных укреплений — возводятся мощные валы с армированными деревянными клетями, глубокие рвы.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Он стал главным храмом древнерусского города и Чернигово-Северского княжества, а ныне является единственным сохранившимся на левобережье Украины памятником монументального каменного зодчества периода расцвета Киевской Руси. Это величественный пятиглавый восьмистолповый храм.

О его бывшем богатом внутреннем убранстве свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны. На протяжении веков он неоднократно перестраивался. В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Северского.

Софийский собор в Новгороде

Обратите внимание

Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами. В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора.

Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.

Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Успенский собор во Владимире

Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году.

Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси. Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Король Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.

Живопись Киевской Руси. Смальта

Смальта (от итал. smalto — голубая краска из толчёного стекла; устар. — шмальта ) — цветное непрозрачное стекло («глухое»), получаемое по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов. Смальтой называют также кубики и кусочки различной формы, полученные методами колки, резки выплавленных заготовок смальтового стекла. Кусочки смальты являются традиционным материалом для создания мозаичных панно.

Фреска

Фреска (от итал. fresco  — свежий ) живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому).

При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

Портрет семьи Ярослава Мудрого в Софийском соборе в Киеве

Мозаика

Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды.

В Древней Руси мозаика появилась в 10 веке, а именно после того, как государство приняло христианство. При этом данный вид монументального искусства в тот период времени развивался медленно. Объяснялось это тем, что материал для составления мозаики стоил достаточно дорого, смальту изготавливать не умели, и ее приходилось привозить из заморских стран.

Святой Георгий Победоносец

Возникновение письменности

Долгое время господствующей была традиционная точка зрения, согласно которой письменность была принесена на Русь из Болгарии в связи с официальным принятием христианства в 988 г. Но уже в середине прошлого столетия учёным стали известны отдельные факты, в основном литературного характера, свидетельствующие о наличии христианства и письменности на Руси задолго до официального крещения.

Берестяная грамота на Руси

Алфавит

Создание алфавита связывают с именами Кирилла и Мефодия Будучи в качестве миссионеров в Моравии, они переводили на славянский язык церковные книги. Разрабатывая славянский алфавит, они приспосабливали уже имевшиеся славянские письмена для передачи церковных, греческих текстов. Древнейшие славянские памятники имеют два алфавита: кириллицу и глаголицу.

Изборник Святослава

Важно

Книга 1073 г. переписана в Киеве для князя Святослава Ярославича. Парадное издание. Целая энциклопедия различных сведений, содержащая более 400 разделов из истории, математики, естествознания, грамматики, философии и других областей.

Написана на пергамене кириллицей. Оригиналом для этой книги считается болгарский сборник, написанный в X в. для царя Симеона.

Одна из самых больших по размеру древних книг.

Летопись

«Повесть временных лет» – наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов Х V.

Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.

Традиция приписывает авторство «Повести временных лет» монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, жившему в XI начале XII веках.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/kul-tura-rusi-v-ix-xvii-viekakh.html

Культура России IX-XVI века (стр. 1 из 2)

Культура руси до монгольского нашествия

Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их материально-трудовой практики. Это результат его творческих усилий, включающий в себя все, что было создано умом и руками людей.

Периодизация истории русской культуры

Руси домонгольского времени, культуру ХШ-XV вв. — времени формирования Русского централизованного государства, культуру XVI и культуру XVII столетий. Русскую культуру до конца XVII в. обычно характеризуют как средневековую.

С петровских преобразований утверждается новая русская культура. Основной чертой ее был светский, рационалистический тип культуры. Как отдельные периоды развития новой культуры рассматриваются: культура первой четверти ХУШ в., середины — второй половины XVIII в.

, первой половины XIX в., второй половины XIX в., начала XX в.

Особеиносги развили русской культуры
IX

XVII
вв.

1. Медленно совершенствуются ироизводительных сипы, господствует натуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественных отношений.

2. характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ-земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным гарантом. Отсюда авторитет старины, того, что многократно повторялось; следование образцам.

3. отаичительной чертой средневековой культуры является

господство в вдеологш релтиозного мировоззрения

4. для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многве факты и явления еще не получили.

Русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры (однотипностью социально-экономического развшия Руси и европейских стран, сходством социальной структуры и христианские вечные ценности)

Истоки русского культурного развития
. Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное

влияние кочевых народов и Византни.

Совет

Традиции Византни — одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира — оплодотворили народную, осиованную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.

Во второй пояовиие ХП — начале ХШ в. русская культура стала испытала определенное влияние западно-европейскиой романской традиции. Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.

В культуре домоигольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности.

Письмеяность
. Принято христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. братья-миссионеры из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60-е годы IX в. Во второй половине IХ в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство

специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма — так появилась нынешняя азбука, «кириллица»
, которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром Г, затем в 1918 г.).

О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи, женщины подписывали пряслица , сапожник вырезал на колодке

имена своих заказчиков.

Огромное количество надписей (их называют граффити) обнаружено на стенах древних соборов. «Господи помози» «Якиме стоя успе», «Кузьма-порося». Надпись на стене Софии Киевской над саркофагом Ярослава Мудрого помогаа историкам узнать, что киевских князей величали царским титулом.

В Новгороде обнаружили берестяные грамоты
. В настоящее время найдено более 700 грамот- в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и др городах.

Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве. Дочь Ярослава Мудрого Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Литература, устное народное творчество
.

до нас дошли около 150 книг.

Обратите внимание

Древнейшая среди них — «Остромирово Евангелие». Оно было написано в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира,

Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания. («Александрия», рассказывавшая о подвигах и жизни Александра Македонского, а также «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия, византийские хроники и др.)В отличие от европейских стран, тле литературный языком была латынь, на Руси писали ва родном языке.

Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали созданию самой знаменитой летописи Древней Руси-совести временных лет», составленной монахом Киево-Печерского

монастыря Нестором в начале ХП в.

Летописи каждой из земель отличаются друг от друга: как героическая военная хроника воспринимается «Псковская летопись»
; описанием княжеских усобиц наполнена летопись Галицко-Волынской земли («Ипатьевская летопись»): летопись Новгорода — это своеобразная городская хроника. Идея единой и сильной великокняжеской власти характерна для летописи Владимиро-Суздальской земли («Лаврентьевская летопись»). Различные летописные сочинения обычно назывались либо по месту, гда они хранились, либо по имени автора или ученого, их обнаружившего.

Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых «жития» князей Бориса и Глеба

Среди публицистических сочинений одно «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (40-е годы XI в.),

Из наиболее известных сочинений того времени следует назвать «
Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово»
и «Моление» Даниила Заточника. Самое выдающееся произведение периода удельной раздробленности — бессмертное «Слово о полку Игореве»

Читайте также:  Орловская наступательная операция 1943 года (12 июля - 18 августа)

Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество
, —былины
,

Ремесло
. число городов 300, работали ремесленники более 60 специальностей. занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклоделы
. С середины Х в. было широко развито производство кирпича, многоцветаой керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия —кольчуг, колющих мечей, сабель.

Архитектура. Сейчас мы знаем более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас от домонгольского времени. До конца Х в. на Русине было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

Важно

Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце Х в., — это двадцатипятигаавая церковь в честь Богородицы в Киеве
, называемая также Десятинной церковью.

В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор (1037)
, имевший 13 куполов. Тоща же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве
. Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке, Чернигове и др. На территории Руси известно около 15 каменных храмов XI — начала XII в.,

Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храмы возводились из плоского кирпича размером 31х31 см и толщиной 2,5-4 см, который назывался плинфой Тип храма, пришедший из Византии, называют крестовоткупольным
. Четыре, шесть или более

столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол.

В период раздробленности складывались различные архитектурно-художественные школы. Большинство храмов ХП — начала ХШ в. одноглавые
. Мозаичные изображения уступали место фрескам.

В Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы .

В Новгороде — известняк. соборы Юрьева и Антоньев монастырь, церковь Спаса на Нередице.

Во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси основным строительным материалом был камень
. Он вырубался блоком размером 50х50х50 см.. Успенский н Дмигровский соборы во Владимире Золотые ворота; церковь Покрова на реке Нерль соборы Переяславпя- Залесского. Суздаля, Юрьева-Польского.

Характерные черты белокаменной архитектуры
— изысканность, стройность, ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен. Отличительной чертой этих сооружений является аркатурно-колончатый пояс, проходящий по середине здания.

Живопись и скулы

Фреска
— это живопись водяными красками по сырой штукатурке.

Мозаика — изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. В Древней Руси Мозаичные изображения набирались из смальты — специального стекловидного материала.(огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской)

Необходимым украшением храмов были иконы (по-гречески — изображение, образ). Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках Х1-Х11 вв. «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом, являлись принадлежностью храмов и были довольно большими

Русских иконописцев Х1 в. — Алимпий, Описей, Георгай и др. местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой.

Совет

Широкое развитие получила резьба по дереву и камню, особенно в украшении стен храмов.

если развитие экономики, социально-политяческая борьба позволяют судить об общем ходе исторического процесса, то уровень культуры наглядно показывает результат этого процесса.

Складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относи-

Источник: http://MirZnanii.com/a/333322/kultura-rossii-ix-xvi-veka

Культура России с IX по XVII века: архитектура, литература, живопись

Представлена культура Отечества с 9 по 17 век. В каждом веке определена сущность и значение вековой культуры. Указаны год создания, автор и название творения архитектурного, литературного и художественного искусства. Четко выделены основные критерии, хороший материал для заучивания материала для ЕГЭ.

9 – 12 века сущность:

  • Следование традициям
  • Замкнутость (патриотичность)
  • Медленное накопление культурных ценностей
  • Зисилие влияния церкви
  1. Литература

    • Повесть временных лет (Нестор – начало 12 века(1118г)
    • Слово «О законе и благодати» (Илларион 30е года 11 века)
    • Поучение Владимира Мономаха детям (11 век)
    • Сказание о Борисе и Глебе (аноним, конец 11 начало12 века)
    • «Изборники Святослава 1073 и 1076 год
    • Хождение игумена Даниила (начало 12 века)
    • Слово о полку Игореве (~ киевский летописец Петр Бориславич, конец 12 века (1185(7) год)
    • Хождение Богородицы по мукам (12 век)
    • Житие Феодосия Печорского

в основном строительство из камня, техника: крестово-купольный храм

  • Десятинная церковь в Киеве (при Владимире, ~989 год)
  • Дворец Ольги
  • Софийский собор в Киеве (1037г)
  • Софийский собор в Новгороде (1045г)
  • Софийский собор в Полотске (1060е годы)
  • Спасско-Преображенский собор в Чернигове (1036г)
  • Успенский собор во Владимире (При А. Боголюбском)
  • Успенский собор во Владимире (При А. Боголюбском)
  • Церковь Покрова на реке Нерли
  • Замок Андрея Боголюбского в Боголюбове
  • церковь Спаса на Нередице (1198г)

Фреска, мозаика, икона. (Алимпий – монах-иконописец)

  • Оранта
  • Знамение (1170 год)
  • Владимирская Божья Матерь (появилась во Владимире из Византии в 1155 году)
  • Ангел Златые Власы (2 половина 12 века)

Мозаика: Дмитрий Солунский (1111- 1113г)

Оранта: богоматерь Великая Панагия (12 – начало 13 в)

13 – 15 (период феодальной раздробленности, монголо-татарского нашествия, объединение русских земель вокруг Москвы)

  • Патриотическая тематика
  • Складывание единой общерусской культуры
  • Большое влияние церкви
  • Резкое падение грамотности
  • Монастыри – центры образовательной культуры
    • Ипатьевская и Лаврентьевсая летописи
    • Слово Даниила заточника (Даниил, ~1197 год)
    • Моление Даниила Заточника (псевдо Даниил, ~1229 год)
    • Повесть о разорении Батыем Рязани 1237г
    • Слово о погибели Русской земли (1238г)
    • Повесть о битве на Калке (1224 – 1240г)
    • Житие князя Александра Невского (начало 14в)
    • Задонщина (конец 14в)
    • Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича (2 пол. 14в)
    • Хождение Афанасия Никитина за три моря (вторая половина 15 века ~1475)
    • Повесть о новгородском белом клобуке (конец 15в)

Крестово-купольные храмы:

  • Церковь Федора Стратилата в Новгороде (1361г)
  • Цековь Спаса на Ильине улице в Новгороде (1374г)
  • Спасо-Преображенский собор (1374)
  • Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234г)
  • Успенский собор Московского кремля (Аристотель Феофантий  1475—1479г)
  • Благовещенский собор МК (1489г
  • Грановитая палата (Построена в 1487 — 1491 году по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари)
  • Свято-Тро́ицкая Сергиева Лавра (Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским)

1) Андрей Рублев (1360-1430гг) иконы:

  • Троица (1410-20е годы)
  • Преображение Господне
  • Благовещение
  • Спас (1410-20е годы)
  • Рождество Христово

2) Феофан Грек

  • Фрески для Благовещенского собора Московского кремля
  • Богоматерь Донская
  • Фреска церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1378г)

16 век (Иван Грозный, опричнина)

  • Продолжение складывания общерусской культуры
  • Наличие различных подходов, мнений и стилей
  • Критика церкви (иосифляне и нестяжатели)
  • Появление азбук и букварей (начало книгопечатанья 1 марта 1564г)
  • Никоновская летопись (начало царствования Грозного)
  • Степенная книга царского родословия (Составлена духовником Ивана IV Васильевича Грозного — Андреем (будущий митрополит Афанасий) между 1560 и 1563 годами)
  • Четьи – Минеи (жизнь святых)
  • Переписка Ивана Грозного с Курбским (1563-1564г и 1577-1579г)
  • Сказание о Великом князе Московском (Курбский)
  • Сказание о Магмете Салтане (Иван Пересветов 1547г)

«Подрайская землица» (О КАЗАНИ)

«Не может царь без грозы, как конь без узды»

  • Домострой (Сильвестр, середина 16в)
  • Сказание о князьях владимирских (церковная теория; Спиридон, начало 16в)
  • Теория «Москва-третий Рим» (Филофей)
  1. Архитектура

    • Архангельский собор МК (усыпальница московских князей; Алевиз Новый 1505-1508г)

Храмы шатрового типа (восьмерик, четверик)

    • Церковь Вознесения в с. Коломенском  ( Петр Францизск Ганнибал 1528—1532г; в честь рождения Ивана Грозного)
    • Колокольня «Иван Великий» (Фрязин 1508г; в честь Ивана 3)
    • Китай-город (~1538г)
    • Белый город (построена в 1589(93)г Фёдором Савельевичем Конём)
    • Собор Василия Блаженного или собор Покрова на Рву(1555-1561г. по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством)
    • Церковь Бориса и Глеба в Плотниках (1536г)
    • Церковь Жен-мироносиц (1510г)

Дионисий — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублева.

    • Иконы Успенского собора в Москве
    • Роспись собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477).
    • Одигитрия Смоленская. 1482г.
    •  Варвара Великомученица
    • Митрополит Алексий с житием

Прокопий Чирин

Андрей Чохов – «Царь Пушка»

17 век

  • Разрыв с традицией
  • Преодоление культурной замкнутости России (ослабевание отказа от общения с Европой)
  • Обмирщение культуры
    • Теремной дворец в Кремле (построен в1635—1636 годах по приказу царя Михаила Романова мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным, Ларионом Ушаковым)
    • Дворец Алексея Михайловича в с. Коломенском (2 пол. 17 века)
    • Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1627г)
    • церковь Покрова в Медведкове (1634 -1635г., Дмитрий Пожарский)

Борокко:

  • Церковь покрова Богородицы в Филях (конец 17в)
  • Храм Николая Чудотворца в Хамовниках (1679—1682г)
  • Храм Святой Троицы в Никитниках (1631—1634)
    1. Литература
      • Новый летописец (памятник позднего русского летописания, который охватывает события со времени окончания царствования Ивана IV до 1630 г. Является важным источником по истории Смутного времени. Основной его целью было доказать право Романовых на престол)
      • Синопсис
      • Сказание Авраама Палицына (о смуте 1620г)
      • Повесть о Горе и Злочастии
      • Повесть о Фроле Скобееве (конец 17в)
      • Повесть о Карпе Сутулове
      • Повесть о Шемякином суде
      • Житие Протопопа Аввакума (1672-1673г)
      • Повесть о блудном сыне (Симеон Полоцкий)

Симеон Ушаков (иконописец)

  • Спас нерукотворный
  • Митрополит Филоретъ
  • Троица

Появляются ПОРСУНЫ (портреты)

Стали рисовать людей: Прокопий Чирин, Назарий Савин

Источник: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/kul-tura-rossii-s-ix-po-xvii-vieka-arkhitiektura-litieratura-zhivopis

Русская культура IX-XVII веков

Специфика русской культуры

Историю России можно представить как летопись цивилизации, которая обладает общими чертами и особенностями и по отношению к европейской цивилизации, и по отношению к традиционным цивилизациям Азии. Россия занимает особое место между Востоком и Западом. По этой причине можно указать на общее и особенное в ее развитии, раскрыть самобытность российской истории.

Россия всœегда отличалась неимоверностью неосвоенных пространств и небольшим количеством людей, живущих на этих просторах. Многие специалисты указывают на роль степного фактора, который мешал верховенству права и закона. Культурологи не обходят вниманием и феномен насилия, который постоянно ʼʼобеспечивалʼʼ цивилизационные срывы в России.

Многие исследователи обратили внимание на своеобразие русского демократизма, который неизменно приводил к тирании. Указывают также на то, что в России нет настоящей бюрократии, зато обнаруживается засилье чиновников. В нашей стране, отмечают культурологи, не сложился цивилизованный механизм культурной преемственности поколений.

Специфику положения России определяет ее географическое положение между Европой и Азией, миром постоянного преобразования и миром традиции.

Русская культура, несомненно, отличается своеобразием. В ней обнаруживается широта русской души, свобода образа жизни, исповедальность литературы. Огромен вклад русской культуры в культуру мировую.

Национальную философскую школу представляет собой русская философия. Для многих наших поэтов в душе России скрыта какая-то тайна.

Поиски собственной культурной идентичности в разные эпохи проявлялись по-разному.

II-I тыс. до н.э. – формирование праславянского языка. I-II вв. – первые упоминания римскими историками (венеды). V-VII в. – расселœение славянских племен (южные, западные, восточные). Общинно-родовой строй и его разложение. Патриархальный уклад. Славянская мифология и фольклор.
Размещено на реф.рф
Развитие земледелия и ремесла. Возникновение городов.

Обратите внимание

Создание славянской письменности (IX в., Кирилл и Мефодий). Возникновение русского государства (конец IX в., нормандская и антинормандская теории). Культура домонгольской Руси (X-XIII вв.). Династия Рюриковичей. Походы на Византию. Христианизация Руси (988 ᴦ., Владимир). Трансформация славянского пантеона. Культовое строительство. Десятинная церковь (конец X в.).

Правление Ярослава Мудрого (XI в.). Свод законов ʼʼРусская правдаʼʼ. Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Распространение христианской литературы (ʼʼОстромирово Евангелиеʼʼ, ʼʼИзборникиʼʼ Святослава). Возникновение оригинальной литературы (ʼʼСлово о Законе и Благодатиʼʼ митрополита Иллариона).

Первые жития (ʼʼСказание о Борисе и Глебеʼʼ, ʼʼЖитие Феодосия Печерскогоʼʼ).

Съезд князей в Любече (1097 ᴦ.). Период раздробленности (XII в.). ʼʼПовесть временных летʼʼ, ʼʼПоучениеʼʼ Владимира Мономаха, ʼʼСлово о полку Игоревеʼʼ. Расцвет местных художественных школ. Владимиро-Суздальская школа (Золотые ворота͵ Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли).

Читайте также:  Политические партии россии в 1917 г.

Новгородская школа (церковь Спаса на Нередице). Живопись (Спас Нерукотворный). Декоративно-прикладное искусство. Ювелирное дело, литейное, гончарное, стекольное производство. Период татаро-монгольского ига (1237-1480 гᴦ.). Упадок культуры. Утрата ремесленных секретов. Прекращение каменного строительства.

Объединœение русских земель вокруг Москвы (XIV в.). Начало возрождения культуры. Сооружение белокаменного Кремля в Москве (1368 ᴦ.). Строительство новых монастырей (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Троице-Сергиев). Куликовская битва (1380 ᴦ.).

Литература Куликовского цикла (ʼʼЗадонщинаʼʼ, ʼʼСказание о Мамаевом побоищеʼʼ). ʼʼЖитие Сергия Радонежскогоʼʼ (1418 ᴦ., Епифаний Премудрый). Стиль ʼʼплетение словесʼʼ. Развитие книжной культуры (замена пергамена бумагой).

Расцвет живописи (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий).

Становление единого русского государства (XV-XVI вв.). Формирование великорусской народности. Правление Ивана III. Концепция ʼʼМосква – третий Римʼʼ (Филофей). Споры иосифлян и нестяжателœей. Судебник 1497 года. Ансамбль московского Кремля. Успенский собор (Аристотель Фиорованти, 1479 ᴦ.), Благовещенский собор (псковские мастера, 1489 ᴦ.

), Грановитая палата (Марко Фрязин и Антонио Солари, 1491 ᴦ.), Архангельский собор (Алевиз Новый, 1508 ᴦ.). Колокольня Ивана Великого (Бон Фрязин, 1508). Стены Кремля (итальянские мастера, 1516 ᴦ.). Возникновение шатровой архитектуры (церковь Вознесения в Коломенском, 1532 ᴦ.). Правление Ивана Грозного. Судебник 1550 года.

Стоглавый собор (1551 ᴦ.). Жесткий иконописный канон. Взятие Казани (1552 ᴦ.). Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного, 1560 ᴦ., Барма). Зарождение книгопечатания (1564 ᴦ., Иван Федоров и Петр Мстиславец). Свод правил ʼʼДомостройʼʼ. Великие Четьи-Минœеи (митрополит Макарий). Возникновение публицистики (переписка Грозного с Курбским).

Колонизация Сибири (Ермак).

Важно

Культура России XVII века. Смутное время. Феномен самозванства. Династия Романовых (1613-1917 гᴦ.). Реформа Никона. Ростовский кремль. Раскольничество. ʼʼЖитие протопопа Аввакумаʼʼ. Годуновская и строгановская школы иконописи. Творчество Симона Ушакова (ʼʼСпас Нерукотворныйʼʼ, 1658 ᴦ.). Московское (ʼʼнарышкинскоеʼʼ) барокко. Церковь Покрова в Филях (1693 ᴦ.). Секуляризация культуры.

Гражданская архитектура. Светские жанры в литературе (исторические и бытовые повести). Силлабические вирши (Симеон Полоцкий). Первая газета ʼʼКурантыʼʼ. Рождение театра и драматургии (1672 ᴦ.). Светская живопись (ʼʼпарсуныʼʼ). Географические открытия (С. Дежнев, Е. Хабаров). Открытие школ, первого высшего учебного заведения (Славяно-греко-латинская академия). Распространение грамотности.

Русская культура IX-XVII веков. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Русская культура IX-XVII веков.» 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/kultura/view/115236_russkaya_kul_tura_ix_xvii_vekov

Культура Древней Руси (IX — начало XIII веков)

Произведения культуры всегда обусловлены уровнем хозяйственного развития общества, традициями, опытом предшествующих поколений, влиянием других, сопредельных культур.

Древнерусская культура выросла на базе культуры восточнославянских племен, испытывая одновременно влияние византийской, болгарской, скандинавской, закавказской, степной и других культур.

При этом речь шла не о механическом соединении элементов различных культур, а о их синтезе.

Основа культуры – письменность, именно она способствует развитию духовной культуры. Письменность на Руси была известна ещё до крещения, однако именно принятие христианства привело к её широкому распространению и развитию грамотности. Авторами славянского алфавита считаются греки-монахи Кирилл и Мефодий.

Они создали две азбуки – глаголицу и кириллицу. С X в. на Руси появляются первые школы при монастырях, церквях и епископских дворах. При Ярославе Мудром открывается первая библиотека (в Софийском соборе Киева).

Писали в то время на пергаменте – тщательно обработанной коже молодых телят и ягнят, в Новгородской земле получили распространение берестяные грамоты – специально подготовленная березовая кора. Использовали так называемое «уставное письмо», при котором буквы между собой не соединялись и имели строгое изображение форм.

Основные жанры древнерусской литературы – летописание, житие (биографии святых и причисленных к лику святых), слово (поучение), хождения (путешествия) и исторические повести.

Летописи (погодное изложение событий, хроника) – важнейшие памятники и письменности, и литературы, и истории. Право и обязанность вести летописи были даны церкви. В каждом отдельном крупном городе при монастыре был свой монах-летописец.

Древнейшая русская письменная летопись – «Повесть временных лет», составленная около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Она проникнута идеей единства Руси перед лицом внешней опасности, патриотическими настроениями.

История Руси рассматривается в «Повести» на фоне всемирной истории.

С XI в. начинается запись церковных проповедей. В 1051 г. первый русский митрополит Илларион составил «Слово о законе и благодати», проникнутое патриотическим пафосом. В нём автор отразил идею равноправия всех христианских народов, что означало тогда выступление против притязаний Византии на гегемонию.

Совет

Наиболее известным является былинный цикл, в котором воспеваются русские герои-богатыри, защитники Руси – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Фольклор оказал огромное влияние на развитие русской письменной литературы, её тематику, направленность, положил в основу её содержания важнейшие проблемы жизни Руси.

Развитие архитектуры и живописи было тесно связано с принятием христианства. С X в. на Руси начинается широкое строительство каменных культовых зданий, церквей и монастырей.

Ведущим типом строительства храма стал крестово-купольный, заимствованный из Византии (в его основе – два свода, которые пересекались под прямым углом, образуя своего рода крест, на месте их пересечения сооружался, купол).

Как правило, это были большие, монументальные здания, с торжественными арками, светлыми помещениями, позолоченными куполами, богато украшенные изнутри, что должно было символизировать могущество молодого государства (Черниговский храм Спаса, Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде).

Древнерусское зодчество развивалось под сильным влиянием византийских мастеров (именно из Византии пришло умение кладки кирпича), но в то же время имело и свою специфику (использовалось многоглавие храма, ступенчатая пирамидальность, местные строительные материалы). Своеобразный стиль строительства сложился в Новгородской земле, где сказывалось влияние Севере, скандинавской культуры. Храмы здесь воздвигались, как правило, с одним куполом, их отличали суровость и простота.

Внутренние стены храмов обязательно расписывались изнутри, украшались иконами, фресками и мозаиками. Мозаика – это изображения или узор, составленный из кусочков окрашенного непрозрачного стекла. Фреска — это рисунок водяными красками по сырой штукатурке. Икона – изображения святых на деревянной доске красками натурального происхождения.

Большинство икон этого периода не сохранилось, но дошло имя одного из мастеров- иконописцев – монаха Алимпия. Ещё одной формой живописи была книжная миниатюра, изображавшая библейские сюжеты.

Живопись была подчинена строгим религиозным канонам (правилам): условность письма, плоскость и неподвижность изображения, определённая символика цветовой гаммы и др.

Обратите внимание

Широкое развитие на Руси получило прикладное искусство – резьба по дереву, по камню, по кости, что использовалось при украшении дворцов, храмов (утварь, посуда, культовые предметы). Имелись стеклоделательные мастерские. Очень искусным было ювелирное ремесло. Среди основных видов ювелирной техники выделяются украшения зернью, сканью, чернью, перегородчатой эмалью.

В целом для древнерусского государства был характерен достаточно высокий по средневековым меркам уровень развития культуры.

Синтез языческой культуры восточнославянских племен и христианской традиции Византии предопределил самобытность русской национальной культуры. Ее основные черты – гуманность, патриотизм, народность. Древнерусская культура характеризуется стремлением к масштабности и монументальности и одновременно её отличали цельность и простота, мягкость и изящество.

Гаврилова Наталья Владимировна

Источник: https://gallerix.ru/lib/kultura-drevney-rusi/

История русской культуры. Русская культура IX- XVII веков. Сводная таблица для 10-11 классов. — презентация

1

2 Данная таблица поможет учащимся систематизировать знания по истории русской культуры IX- XVII веков и подготовиться к ЕГЭ по истории.

3 IX –XIII ввXIV-XVввXVI вXVII в Письменность, просвещение 1. Создание славянской азбуки (Кирилл и Мефодий) 2. Монастыри – центры книжности и образования. 3. Берестяные грамоты как свидетельства распространения грамотности в городах и пригородах 1. Замена пергамента бумагой. 2. Центрами книжности по- прежнему остаются монастыри – зарождение книгопечатания Иван Федоров. Первая книга – «Апостол»- 1564, «Часослов» , Псалтырь Переписка И.Грозного с А.Курбским. 3. Начальные знания о солеварении, истории 1.Рост печатной продукции. 2.Появление государственных и частных библиотек – открытие Славяно-греко- латинской академии Симеоном Полоцким г – «Букварь» В.Бурцева, «Грамматика» М. Смотрицкого 5. « Синопсис»- исторический труд И. Гизеля

4 IX –XIII ввXIV-XVввXVI вXVII в литература 1.« Повесть временных лет» Нестора (нач. XII века) 2.« Слово о законе и благодати» митрополита Илариона( 40-ые годы XI века» 3.« Поучение детям»В.Мономах XIIв 4.« Слово о полку Игореве» ( о событиях 1185г) 5.« Слово и Моление» Д. Заточника (XII- XIIIвв) 1.Софоний Рязанец «Задонщина»-конец XIV в. 2.Творчество Епифания Премудрого «Житие Сергия Радонежского» 3. Аф. Никитин « Хождение за три моря» 4. «Житие Ал. Невского» ( XIII- XIVвв) 1. Сильвестр «Домострой» 2.А. Курбский «История о великом князе Московском» 3.Энциклопедически й труд «Великие Четьи-Минеи» под рук. Макария 4. Филофей «Москва- Третий Рим» 5. Ермолай Еразм « Повесть о Петре и Февронии» 6.Появление жанра публицистики (Иван Пересветов и Авраамий Палицын) 1.Появление жанра исторической повести «Повесть о Азовском сидении» (1642) 2.Появление автобиографическ их произведений «Житие протопопа Аввакума» 3.Сатирические повести 4.Творчество Симеона Полоцкого 5. Вирши – поэтические произведения любовных, бытовых, сатирических мотивов

5 IX –XIII ввXIV-XVввXVI вXVII в архитектура 1.Десятинная церковь в Киеве 2.Софийский собор в Киеве Софийский собор в Новгороде( ) 4.Золотые ворота в Киеве 5.Дмитриевский собор во Владимире( ) 6.Успенский собор во Владимире( ) 7.Покрова на Нерли Успенский собор Московского кремля (1326; 1475 А. Фиораванти) 2.Благовещенский собор Московского кремля( )домовая церковь царской семьи 3.Грановитая палата – М. Фрязин Место торжественных приемов 4.Троице-Сергиев монастырь -1337г. 5.Андроников монастырь(Москва, 1427) 6. Кирилло-Белозерский монастырь-( Вологда 1397) 7. Соловецкий монастырь (Архангельск ) 1.Строительство Китай- города (Ф. Конь ) 2. Стена Белого города( Ф. Конь ) 3. Новодевичий монастырь ( в честь взятия СмоленскаВасилием III) 4. Церковь Вознесения в Коломенском 1532 (в честь рождения Ивана Грозного) 5. Архангельский собор Московского кремля А.Фрязин ( ) Усыпальница русских царей. 6. Казанский собор. Барма. Постник ( в честь взятия Казани Иваном IV) 7. Колокольня Ивана Великого Бон Фрязин.1505г 1.Появляется новый стиль- нарышкинское барокко 2.Дворец в Коломенском Работа зодчих Бажена Огурцова, Лариона Ушакова, Чирина, Савина.

6 IX –XIII ввXIV-XVввXVI вXVII в живопись 1.Иконопись Алимпия 1.Иконопись Феофана Грека. Роспись Благовещенского собора. 2. Творчество Андрея Рублева ( ) 1.Иконопись Диони сия. ( ) Успенский собор. 2.Строгановская школа живописи 1.Появление жанра парсуны 2.Симеон Ушаков ( )мастер оружейной палаты путешественники Аф. Никитин – исследование Крыма, Турции, Индии. «Хождение за три моря» 1.Семен Иванович Дежнев ( ) исследование Сибири, проход из Ледовитого океана в Тихий, пролив между Азией и Америкой 2.Хабаров Ерофей Павлович ( ) освоение Амура. 3.Атласов Владимир Васильевич ( )- исследование Камчатки

7 Тест по культуре. * А1 Укажите наиболее ранний по времени постройки собор? 1)Софийский в Киеве 2) Дмитриевский во Владимире 3) Софийский в Новгороде 4) Успенский во Владимире * А2. Популярный на Руси жанр, в котором повествование шло по годам: 1) хроника 2) летопись 3) житие 4) хождение * А3. Прочтите отрывок из литературного произведения и укажите год, к которому оно относится: « Не прилично было нам, братья, начать старинными словами тяжкое повествование о походе Игоря Святославовича… Начнем же, братья, повесть от старинного Владимира до нынешнего Игоря…» 1) ) ) ) 1224 * А4. При каком правителе сложился уникальный кремлевский ансамбль, который поражает своей красотой и ныне? 1 ) Иване Калите 2) Дмитрии Донском 3) Иване III 4) Симеоне Гордом * А5. При каком князе была сформирована идея « Москва – третий Рим» 1) Иван III 2) Иван Калита 3) Дмитрий Донской 4) Василий III

8 * А6. Автором « Хождения за три моря» является 1) Аристотель Фиораванти 2) Федор конь 3) Алевиз Фрязин (Новый) 4) Марко Фрязин * А7. Храм, построенный Грозным в честь победы над Казанью 1) Василия Блаженного 2) Успенский собор 3) Ивановская церковь 4)церковь Вознесения * А8.Назовите художника, работавшего в Оружейной палате в 17 веке 1) Георгий Зиновьев 2) Иван Максимов 3) Тихон Филатьев 4) Симон Ушаков * А9. Какие из зданий построил архитектор Казаков а) Дом Губина б) Голицынскую больницу в) Зимний дворец г) здание Сената в Московском Кремле д) здание Академии художеств е) Михайловский дворец 1) АБГ 2) АВГ 3) БГЕ 4) АВД * А10. Кто организовал первый профессиональный театр? 1) Волков 2) Пашкевич 3) Сумароков 4) Шлыкова

Важно

9 * А 11 Об «обмирщении культуры» 17 века свидетельствует 1 ) появление парсуны 2) принятие закона об обязательном начальном образовании 3) начало книгопечатания 4) открытие Академии наук * А 12 Об «обмирщении культуры» 17 века свидетельствует 1) появление профессионального театра 2) переход на новое летоисчисление 3) начало книгопечатания 4) создание Славяно-греко-латинской академии * А13 « Поляне жили в те времена отдельно … и были три брата -Хорив, Щек, Кий и их сестра –Лыбедь. И построили город и назвали в честь брата своего – Киевом…» 1)« Соборное уложение 2) « Русская правда» 3) « Поучение Владимира Мономаха» 4) « Повесть временных лет» * А 14 « Отцом» русского театра называют 1) Бирона 2) Волкова 3) Радищева 4) Ползунова * А 15 Создателем первой паровой машины считают 1) Бирон 2) Волков 3) Ползунов 4) Рокотов * А 16 В древнерусской литературе « Житием» называли 1) погодную запись событий 2) описание деятельности христианских святых 3) поучение князей наследникам 4) народные эпические сказания

Читайте также:  Правление александра iii и контрреформы 1880 - 1890-х гг.

10 * А 17 Живописное художественное произведение малых размеров получило название 1) витраж 2) заставка 3) филигрань 4) миниатюра * А 18 Русский портретист 18 века 1) Рокотов 2) Кипренский 3) Брюллов 4) Воронихин * А 19 Появление книгопечатания в России связано с именем 1) Симеона Ушакова 2) Ивана Пересветова 3) Андрея Курбского 4) Ивана Федорова * А 20 Русские архитекторы 18 века 1) Татищев, Щербаков 2) Казаков, Баженов 3) Шубин, Аргунов 4) Конь, Чохов * А 21 Мореплаватель, открывший пролив между Азией и Америкой 1) Беринг 2) Поярков 3) Ушаков 4) Нахимов * А 22 С именами Феофана Грека, Дионисия, Симеона Ушакова связано развитие 1) ювелирного искусства 2) зодчества 3) летописания 4) иконописи *

11 В1 Расставьте в хронологическом порядке появление исторических памятников * А) Собор Василия Блаженного б) «Повесть временных лет» в) «Слово о полку Игореве» г) белокаменный Кремль в Москве * В2 Соотнесите * А) Даниил Заточник 1) «Задонщина» * Б) Софоний Рязанец 2) «Моление» * В) Нестор 3) «Поучение детям» * Г) Владимир Мономах 4) «Повесть временных лет» 5) «Домострой» * Соотнесите: * А) Марко Фрязин 1) «Троица» * Б) Андрей Рублев 2) Грановитая палата * В) Аристотель Фиораванти 3) Архангельский собор * Г) Алевиз Новый Фрязин 4) Успенский собор Московского Кремля 5) Казанский собор

12 * Список литературы: * 1. История с древнейших времен до конца XVIII века., учебник для вузов. Под ред. А.Н. Сахарова. М: Аст., 2003 * 2.В.Н. Александров История русского искусства, Минск, 2007 * 3.Л. А. Беляев. Крепости и вооружение Восточной Европы. М: « Бук Хаус»,

Источник: http://www.myshared.ru/slide/127486

История России

Надпись на глиняном сосуде, найденном при раскопках в Смоленской области в 1949 году. X век.

Культура древней Руси — это культура раннефеодального общества. В устном поэтическом творчестве отразился жизненный опыт народа, запечатлённый в пословицах и поговорках, в обрядности сельскохозяйственных и семейных праздников, из которой культовое языческое начало постепенно исчезло, обряды же превратились в народные игры.

Скоморохи — бродячие актёры, певцы и музыканты, выходцы из народной среды, были носителями демократических тенденций в искусстве.

Народные мотивы легли в основу замечательного песенного и музыкального творчества «вещего Бояна», которого автор «Слова о полку Игореве» называет «соловьём старого времени».

Исторические песни и предания широко использовались летописцами, которые подчиняли фольклорный материал своей идейно-политической тенденции. Так, в летопись вошли предания о мести Ольги древлянам, о борьбе русского народа с печенегами и т. д.

Рост народного самосознания нашёл особенно яркое выражение в историческом былинном эпосе. В нём народ идеализировал время политического единства Руси, хотя ещё и очень непрочного, когда крестьяне ещё не были зависимы.

Крестьянин-богатырь Микула Селянинович рисуется в эпических произведениях свободным и богатым. В образе «крестьянского сына» Ильи Муромца, борца за независимость родины; воплощён глубокий патриотизм народа.

Совет

Народное творчество оказывало воздействие на предания и легенды, складывавшиеся в феодальной светской
и церковной среде, и помогало формированию древнерусской литературы.

Другим источником, определившим самостоятельность и художественную выразительность литературы, была культура устной, ораторской речи — воинской, посольской, судебной, — достигшей высокого совершенства, лаконизма и образности.

Грамота на бересте От Гостяты к Васильви, обнаруженная при раскопках в новгороде в 1951 году. XI век.

Громадное значение для развития древнерусской литературы имело появление письменности. На Руси письменность возникла, по-видимому, довольно рано. Сохранилось известие о том, что славянский просветитель IX в. Константин (Кирилл) видел в Херсонесе книги, писанные «русскими письменами» (буквами).

Свидетельством наличия у восточных славян письменности еще до принятия христианства является обнаруженный в одном из смоленских курганов глиняный сосуд начала X в. с надписью, которую исследователи расшифровывают по-разному («горушна» — пряность, «Горух» — имя, «псал» — писал и т. п.).

Значительное распространение письменность получила после принятия христианства.

Древнерусские писатели высоко ценили книгу и знания. Летописец подчёркивает пользу «книжного учения» и сравнивает книги с «реками, напояющими вселенную», с «источниками мудрости».

Высокого уровня достигло искусство оформления древнерусской рукописной книги. Такие памятники письменности XI в.

, как Евангелие, переписанное для новгородского посадника Остромира, или «Изборник» князя Святослава Ярославича, богато украшены заставками и миниатюрами.

Нуждаясь в грамотных людях, князь Владимир Святославич организовал первые школы. Грамотность не была привилегией только господствующего класса, она проникала и в среду горожан. Обнаруженные в значительном количестве в Новгороде грамоты, написанные на бересте (с XI в.), содержат переписку простых горожан; делались надписи и на ремесленных изделиях.

Прорись той же грамоты

Для оригинальной литературы Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство. Ярким писателем XI в. был митрополит Иларион, автор известного «Слова о законе и благодати». В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси.

Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». Самому Феодосию — игумену Печерского монастыря — принадлежит несколько поучений и посланий к князю Изяславу. Ко времени около 1113 г.

Обратите внимание

относится замечательный памятник древнерусского летописания—«Повесть временных лет…». Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов — исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли.

Автор «Повести», упомянутый выше монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран.

Незаурядным писателем был Владимир Мономах.

Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности (необходимость сильной княжеской власти, борьба с набегами кочевников и т. д.).

«Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.

Софийский собор в Новгороде. XI век.

Широкие международные связи Древнерусского государства обусловили интерес к иностранной литературе. Ярослав Мудрый заботился о переводе книг с греческого языка на русский.

Эта переводческая работа продолжалась и позднее. Кроме богослужебных книг и житийной литературы, были переведены исторические произведения — византийские хроники, воинские повести и т. д.

Переводчики иногда творчески перерабатывали и дополняли подлинники.

Большой интерес представляют памятники древнерусской архитектуры и изобразительного искусства. Русские мастера деревянного зодчества, имена которых, большей частью не сохранились, создавали разнообразные сооружения, строили обширные и сложные по конструкции господские хоромы, возводили крепости и замки. Особенно славились своим искусством новгородские плотники.

В конце X в. они построили в Новгороде огромный рубленый собор св. Софии с тринадцатью верхами. Найденные в Новгороде монументальные деревянные колонны конца X в., украшенные резным «звериным» орнаментом, свидетельствуют о высоком развитии декоративной резьбы в отделке жилищ.

Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.

Важно

В конце X в. в Киеве были возведены каменные дворцовые постройки и сооружён 25-главый обширный собор — Десятинная церковь. На площади около этой церкви были поставлены вывезенные князем Владимиром из Херсонеса античные скульптуры.

Изображение музыкантов и плясунов на лестничной фреске Киевского Софийского собора. XI век.

При Ярославе Мудром Киев был расширен и обнесён могучим крепостным валом с каменными воротами. От этих укреплений сохранились лишь остатки главной башни — Золотые ворота.

В центре города зодчие воздвигли Софийский собор — величественное 13-главое здание, пышно украшенное внутри мозаикой, фресками и резным камнем. Вокруг собора была сооружена стена.

В другом большом городе Киевской Руси — Чернигове был построен Спасский собор, в Полоцке и Новгорода возведены Софийские соборы.

В области изобразительного искусства был также накоплен некоторый опыт.. Источники сообщают об изваяниях языческих божеств на Руси, о каких-то живописных изображениях человекоподобных животных («тварей»).

Развитие монументального изобразительного искусства было связано с освоением византийского художественного наследства. Выдающимся памятником является грандиозный мозаичнофресковый ансамбль Софийского собора в Киеве, созданный византийскими и русскими мастерами.

В росписи Софийского собора были помещены портретные изображения семьи князя Ярослава Мудрого, а лестницы башен, ведущие на хоры, украшены изображениями светского характера.

Княжеские дворцы и храмы резко отличались своими размерами и богатством от жилищ городского люда. Монументальное искусство было одним из сильных средств идеологического укрепления феодального строя.

Совет

Но в то же время в величественных и торжественных образах архитектуры нашла отражение творческая сила русского народа, подлинного создателя материальных и культурных ценностей. Во второй половине XI в. возводятся каменные здания в княжеских монастырях в Киеве — Выдубицком, Дмитриевском, Печерском.

В Вышгороде был сооружён огромный собор, соперничавший по величине с Киевским Софийским собором. Продолжалось и светское строительство.

Важной областью художественного творчества в IX—XI вв. было прикладное искусство. Мастера украшали тонко стилизованным растительным или «звериным» орнаментом металлические детали одежды, утварь, оружие.

В этом орнаменте находили отражение мотивы народных преданий, появлялись характерные для дохристианских верований и культов образы птиц, древа жизни и пр. Быстрый путь развития проделало тесно связанное с потребностями и вкусами знати ювелирное искусство.

Вместо характерного для X — начала XI в. сурового убора знати, состоявшего из тяжёлых кованых серебряных и золотых вещей, во второй половине XI в.

русские ювелиры создают изысканные и утончённые золотые украшения, диадемы, колты, богато расцвеченные эмалью, драгоценными камнями, жемчугом и тончайшей сканью. Работа русских ювелиров изумляла иноземцев своим техническим и художественным совершенством.

В процессе наметившегося феодального дробления Древнерусского государства создались новые культурные центры. Но при всём своеобразии местных оттенков русской культуры сохранилось её единство.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/x-xii-veka/kultura-drevnej-rusi.html

Ссылка на основную публикацию