Культура башкирского народа в 19 веке

Культура башкирского народа в 19 веке – история России

1)

2) Происхождение башкирского народа.

3) Первые сведения о башкирах.

4) Саки, скифы, сарматы.

5) Древние тюрки.

6) Половцы.

7) Чингизхан.

8) Башкортостан в составе Золотой Орды.

9) Тимур.

10) Иван Грозный.

11) Присоединение башкир к Русскому государству.

12) Башкирские восстания.

13) Башкирские племена.

14) Верование древних башкир.

15) Ислам.

16) Принятие Ислама.

17) Письменность у башкир и первые школы.

17) Возникновение башкирских аулов.

18) Возникновение городов.

19) Охота и рыболовство.

20) Земледелие.

21) Бортничество.

22) Влияние Гражданской войны на экономическую и общественную жизнь Башкирии

1) Происхождение башкирского народа. Формирование, становление народа происходит не сразу, а постепенно. В восьмом веке до нашей эры на Южном Урале жили ананьинские племена, которые постепенно расселились и на другие территории.

Учёные считают, что ананьинские племена прямые предки коми-пермяков, удмуртов, марийцев, а потомки ананьинцев приняли участие в происхождении чувашей, поволжских татар, башкир и других народов Урала и Поволжья.

Башкиры как народ не переселились откуда-либо, а формировалась в результате очень сложного и длительного исторического развития на местах коренных племен, в процессе контактов и скрещивания их с пришлыми племенами тюркского происхождения. Это савроматы, гунны, древние тюрки, печенеги, половцы и монгольские племена.

Обратите внимание

Полностью процесс становления башкирского народа завершается в конце XV — в первой половине XVI века.

2) Первые сведения о башкирах.

Первые письменные свидетельства о башкирах относят к IX — Х векам. Особенно важны свидетельства арабского путешественника Ибн-Фадлана.

Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем в районе нынешнего города Уральска оно переправилось через реку Яик и сразу же вступило в “страну башкир из числа тюрок””.

В ней арабы переправились через такие реки, как Кинель, Ток, Сараи, а за рекой Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.

Ближайшими соседями башкир на западе были булгары, а на юге и востоке — грозные кочевые племена гузов и кыпчаков. Башкиры вели активную торговлю с Китаем, с государствами Южной Сибири, Средней Азии и Ирана. Они продавали купцам свои меха, железные изделия, скот и мед. В обмен получали шелка, серебряные и золотые украшения, посуду.

Проезжавшие через страну башкир купцы и дипломаты оставили рассказы о ней. В этих рассказах упоминается, что города башкир состояли из наземных бревенчатых домов. На башкирские поселения устраивали частые набеги соседи булгары. Но воинственные башкиры старались встретить врагов еще на границе и не подпускали их близко к своим селениям.

3) Саки, скифы, сарматы.

2800 — 2900 лет назад на Южном Урале появился сильный могущественный народ — саки. Главным их богатством были кони. Знаменитая сакская конница стремительными бросками захватывала плодородные пастбища для своих многочисленных табунов.

Постепенно степи Восточной Европы от Южного Урала до берегов Каспийского, Аральского морей и юг Казахстана стали сакскими. Среди саков были особенно богатые семьи, у которых в табунах было несколько тысяч лошадей. Богатые семьи подчинили себе бедных сородичей и выбрали царя. Так возникло сакское государство.

Важно

Все саки считались рабами царя, а все их богатство было его собственностью. Считалось, что даже после смерти, он становятся Царем, но только в другом мире. Хоронили царей в больших глубоких могилах. В ямы опускали бревенчатые срубы — дома, вовнутрь клали оружие, посуду с едой, дорогие одежды и другие вещи.

Все было изготовлено из золота и серебра, чтобы в подземном мире никто не сомневался в царском происхождении похороненного.

Целое тысячелетие господствовали саки и их потомки на широких степных просторах. Затем они разделились на несколько отдельных групп племен и стали жить отдельно.

Скифы были кочевым народом степей, необъятных пастбищных угодий, протянувшихся через Азию от Маньчжурии до России. Скифы существовали разводя животных (овец, крупный рогатый скот и лошадей) и отчасти занимались охотой. Китайцы и греки описывали скифов как свирепых воинов, которые составляли единое целое со своими быстроногими малорослыми конями.

Вооруженные луком и стрелами скифы сражались верхом. Согласно одному из описаний, они снимали с врагов скальпы и хранили их в качестве трофея. Богатые скифы были покрыты сложной татуировкой. Татуировка была свидетельством принадлежности человека к знатному роду, а её отсутствие было признаком простолюдина. Человек с нанесёнными на тело узорами превращался в “ходячее” произведение искусства.

Когда умирал вождь, его жену и слуг убивали и хоронили вместе с ним. Вместе с вождём хоронили и его лошадей. Множество очень красивых изделий из золота, найденных в захоронениях, говорят о богатстве скифов. Кочуя вдоль границ зауральской степи лесостепи, саки соприкасаются с жившими там полукочевыми племенами.

По мнению многих современных исследователей, это были финно-угорские племена — предки марийцев, удмуртов, коми-пермяков и, возможно, венгров-мадьяр. Взаимодействие саков и угров завершилось в IV веке до нашей эры появлением на исторической арене сарматов. Во втором веке до нашей эры сарматы завоевали Скифию и опустошили её.

Часть скифов была истреблена или попала в плен, другие были подчинены и слились с саками. Известный историк Н. М. Карамзин писал о сарматах. “Рим не стыдился золотом покупать дружбу сарматов”.

Совет

Скифы, саки и сарматы говорили на иранском языке. В башкирском языке имеются древнейшие иранизмы, то есть слова, вошедшие в лексику башкиров из иранского языка: кыяр (огурец), камыр (тесто), такта (доска), быяла (стекло), бакта (шерсть — линька), hике (нары), шишмэ (родник, ручей).

4) Древние тюрки.

В VI — VII веках из степей Центральной Азии постепенно передвигались на запад новые орды кочевников. Тюрки создали огромную империю от Тихого океана на востоке до северного Кавказа на западе, от лесостепных районов Сибири на севере до границ Китая и Средней Азии на юге. В 558 году Южный Урал уже находился в составе государства тюрков.

Верховным божеством у тюрков было Солнце (по другим версиям — небо) Его называли Тенгре. Тенгре были подвластны боги воды, ветра, лесов, гор и другие божества. Огонь, как считали древние тюрки, очищал человека от всех грехов и дурных мыслей.

Вокруг ханской юрты и днем, и ночью горели костры. Никто не смел приблизиться к хану, пока не проходил через огненный коридор.
Тюрки оставили глубокий след в истории народов Южного Урала.

Под их влиянием образовывались новые племенные союзы, которые постепенно переходили к оседлому образу жизни.

5) Во второй половине IX века через степи Южного Приуралья и Заволжья проходит новая волна тюркоязычных кочевников — печенегов. Они были вытеснены из Средней Азии и Приаралья потерпев поражение в войнах за обладание оазисами Сырдарьи и Северного Приаралья. В конце IX века печенеги и родственные им племена становятся фактическими хозяевами степей Восточной Европы.

В состав печенегов, обитавших в степях Заволжья и Южного Приуралья входили и башкирские племена. Являясь органической частью заволжских печенегов башкиры IX — XI веков ни своим образом жизни, ни культурой, по-видимому, не отличались от печенегов. Половцы — это тюрки-кочевники, которые появились в середине XI века в степях Урала и Волги.

Сами половцы называли себя кыпчаками. Они подступили к границам Руси. Со временем их господства степь стала называтся Дешти-Кыпчак, Половецкая степь. Об временах господства половцев ваяния — каменные “бабы”, стоящие на степных курганах. Хотя эти статуи называются “бабами”, среди них преобладают изображения воинов-героев — родоначальников половецких племён.

Обратите внимание

Половцы выступили как союзники Византии против печенегов, изгнали их из Причерноморья. Половцы были как союзниками, так и врагами русских племён. Многие из половцев стали родственниками русских князей. Так, Андрей Боголюб-ский был сыном половчанки, дочери хана Аепы.

Князь Игорь, герой “Слова о полку Игореве”, до своего похода 1185 года на половцев сам приглашал половцев принять участие в военных набегах на Русь.

В XIII — XIV веках территория Приуралья и Зауралья была заселена кыпчаками. Они вступали в родственные связи с другими племенами населявшими этот район.

6) Чингисхан был сыном вождя небольшого монгольского племени. В восемь лет он остался сиротой. Когда отец Чингисхана увидел на ладони младенца большое родимое пятно, он посчитал это признаком того, что сын станет великим воином.
Настоящее имя Чингисхана — Темучин.

Его заслугой было то, что он объединил в один межплеменной союз мало связанные друг с другом кочевые племена. Всю свою жизнь он посвятил созданию империи. Война была орудием этого строительства. Пеших воинов в войске монголов не было: каждый имел двух коней, одного для себя, другого — для поклажи.

Жили, кормясь за счёт покорённого населения.

Города, если их население сопротивлялось, беспощадно уничтожались вместе со всеми жителями. Правда, если они сдавались без борьбы, их могла ждать пощада.

Чингисхан и его армия приобрели такую известность своей жестокостью, что многие предпочитали сдаваться ему без боя. Войска Чингисхана преодолели Великую Китайскую стену и захватили вскоре весь Китай.

В 1215 году был захвачен Пекин и весь Китай стал частью великой монгольской империи.

Важно

В 20-х годахXIII века Чингисхан со своей ордой подошёл к окраинным городам Руси. Хотя русские города были хорошо укреплены, они не могли сдержать натиска монголов. Победив объединённые силы русских и половецких князей в 1223 году в битве на Калке, монгольское войско опустошило территорию между Доном и Днепром к северу от Азовского моря.

В тринадцатом веке к Южному Уралу подошли многочисленные войска грозного Чингисхана. Силы были неравны, в нескольких боях башкиры были разбиты. В знак примирения в ставку монгольского хана прибыл башкирский вождь Муйтан хан, сын Туксоба хана. Он привез с собой дорогие подарки, в том числе и тысячи голов скота.

Чингисхан остался доволен дорогими подарками и наградил хана грамотой на вечное владение им и его потомками землями, через которые протекает река Белая. Обширные земли, отданные под власть Муйтан хана, полностью совпадает с территорией расселения башкирских племен IX — XII веков.

Но широкие массы башкир не примирились с потерей независимости и неоднократно поднимались на войну против новых хозяев.

Тема борьбы башкир против монголов наиболее полно отражена в легенде “Последний из Сартаево рода”, повествующей о трагической судьбе башкирского хана Джалыка, который в войне против монголов потерял двух своих сыновей, весь свой род, но до конца остался непокоренным.

Источник:

Башкиры: история и мифы

В мире около двух миллионов башкир, по данным последней переписи населения 1 584 554 человека из них проживает в России. Сейчас представители этого народа населяют территорию Урала и части Поволжья, говорят на башкирском языке, относящемся к тюркской языковой группе, с X века исповедуют ислам.

Источник: https://valdvor.ru/otechestvennaya-istoriya/kultura-bashkirskogo-naroda-v-19-veke-istoriya-rossii.html

Башкирский быт

    К началу XIX века башкирские деревни состояли из одной, реже – двух-трех улиц. Общественным центром была мечеть с конусообразным минаретом.

Часть внутреннего интерьера юрты     На рубеже XIX – XX веков у юго-восточных башкир можно было встретить самые разнообразные сооружения, начиная от корывого конического шалаша и кончая бревенчатыми избами. Наряду с бревенчатыми, дерновыми, саманными, т. е. из сырцового кирпича, плетневыми или каменными, сложенными из плетняка, крепленного глиной, бытовали различные типы легких кочевых жилищ.    Из кочевых самым примитивным является корывой конический шалаш, который известен в качестве летнего жилища бедных семей. Встречался также конический шалаш, покрытый кошмой.     Основным видом летнего жилища у юго-восточных башкир была решетчато-войлочная юрта. На юге-востоке и юго-западе были распространены сферические юрты тюркского типа. Вход в юрту закрывала кошма.

    Внутри кибитки обычно отделялась особой занавеской (шарашу) правая женская половина, где размещалась хозяйственная утварь, продукты; на левой, мужской половине стояли сундуки с имуществом, были разостланы кошмы, лежали подушки, по стенам висели верхняя одежда, полотенца, оружие, конская сбруя. В центре кибитки в непогоду разводили огонь: дым от костра выходил в открытую дверь.

Часть внетреннего интерьера дома     Юго-восточные башкиры в горно-лесной местности устанавливали на летовках небольшие бревенчатые избы (бурама). Бурама – это простой сруб, однокамерный, с двусатной крышей, с земляным полом, без потолка. Это жилище не имело окон, стены не конопатились, было много щелей, через которые проходил свет. В таких избах очаг располагался в одном из углов у входа. Бурама не была переносным жилищем, обилие строительного материала позволяло башкирам иметь такие срубы на каждой летовке.     Был также аласынь: это легкая постройка четырехугольного плана на деревянном каркасе, корывая, берестяная или лубяная без окон.     В любом старом башкирском доме видное место занимали нары вдоль передней – против входа – стены: на них сидели, ели, спали. Печь сооружали обычно справа от двери. Были распространены также печи-камины (сыуал) с прямым дымоходом. Рядом – очажок с вмазанным котлом.
Читайте также:  Создание советского правительства

ОДЕЖДА

    Башкирский мужской костюм в прошлом веке был однотипен для всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубаха с широким отложным воротником и длинными рукавами, а также штаны с широким шагом.

Поверх рубахи носили короткую безрукавку (камзул). При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани. В холодное время года башкиры носили овчинные шубы (тире тун), полушубки (билле тун) и суконные халаты.

 

Нагрудное украшение (по Н.В.Бикбулатову) Налучье и колчан (по Н.В.Бикбулатову)

   Повседневным головным убором у мужчин были тюбетейки. В холодное время года надевали войлочные шляпы или меховые шапки. В степных районах в зимние бураны носили теплые малахаи (малахай) с небольшой тульей и широкой лопостью, прикрывавшей затылок и уши.

    Наиболее распространенной обувью у юго-восточных башкир, как и у зауральских, являлись сапоги-сарыки с мягкими кожаными головками и подшивами и высокими суконными или хромовыми голенищами. Были распространены так же кожаные башмаки и сапоги (итек). Пожилые мужчины, обычно знать и представители духовенства, носили мягкие сапожки (ситек).

Выходя из дома, поверх них надевали кожаные или резиновые галоши.
    Женская одежда была более разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья и шаравары (ыштан). Замужние женщины до глубокой старости под платьем носили нагрудную повязку. На платье надевали приталенную безрукавку (камзул), обшитую рядами позументов, блях и монет.

На севере Башкортостана в XIX веке получил распространение холщовый фартук.
 

  Башкирка в национальной одежде (по С.Н.Шитовой)

   Темные халаты, слегка приталенные в поясе, носили повсеместно. На праздничные бархатные халаты нашивали позумент, монеты, подвески, бисер. В зимнее время богатые башкирки носили шубы из дорогого меха – куницы, лисы, бобра, выдры (баса тун).

Менее состоятельные надевали теплые халаты из белого домашнего сукна или овчинные шубы.
    Наиболее распространенным женским головным убором был хлопчатобумажный небольшой платок.

Юго-восточные башкирки, как и зауральские, долгое время после свадьбы носили покрывало из двух неразрезанных фабричных платков красного цвета с крупным узором. На юго-востоке Башкортостана поверх платка замужние женщины надевали высокие меховые шапки. Одним из старинных головных уборов замужней женщины был  .

Совет

Это – шапочка с круглым вырезом на макушке и длинной лопастью, спускающейся по спине. Она богато украшалась кораллами, бляхами, серебряными монетами и подвесками.
 

    Повсеместно носили пуховую и шерстяную шаль. Встречались конопляные шали.     Женская обувь мало отличалась от мужской. Это – кожаные туфли, сапоги, обувь с холщовыми голенищами.     Общей для мужчин и женщин обувью являлись чулки.

У башкир чулки бывали трех видов: вязаные, шерстяные, суконные и войлочные.

    В конце XIX – начале XX веков под влиянием городского населения башкиры начинают шить одежду из шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Покупают обувь, головные уборы и одежду фабричного производства.

Однако, традиционная народная одежда продолжала играть ведущую роль.

УТВАРЬ

Кожанная посуда     Кожаную посуду изготовляли из шкур многих домашних животных: лошади, коровы, быка, овцы, теленка, козы. Среди указанных материалов башкиры предпочитали лошадиные шкуры, особенно при выделке кумысных сосудов, так как они отличались прочностью и влагонепроницаемостью. При изготовлении сосудов утилиризовалась вся кожа лошади. Из кожи туловища делался большой сосуд (саба) для приготовления и содержания кумыса, вместимостью до 12-13 ведер. В 1960-е годы старики рассказывали, что в конце XIX века на юго-востоке саба сохранились в наиболее зажиточных хозяйствах. Сложный в изготовлении, этот сосуд, за ненадобностью в хозяйстве, постепенно вышел из употребления раньше других видов традиционной посуды. Из лошадиной кожи делались большие сосуды, в которых подавали кумыс. Из кожи головы лошади изготовлялись подойники. Лошадиная кожа шла также на изготовление кожаных вьючных мешков, дорожных фляг с узким дном (мортай), ведро и кадыков, сосудов для сбивания масла и походных сумок.

    Юго-восточные башкиры изготовляли также бурдюки из целой шкуры овцы, козы, теленка. Эти наиболее древние сосуды кочевников среди башкир в начале XIX века встречались чрезвычайно редко.     Из шкуры жеребенка, козла, теленка делались коробки для хранения соли, сырков и других сухих продуктов. В отличие от других кожаных сосудов шерсть с их стенок не снимали.

    Башкиры выделывали также из кожи переметные сумы, конскую сбрую, обувь, пояса с дорожными сумками и пр.     Кожаные сосуды шились конским волосом. Последний применялся также для приготовления всякого рода веревок.

    В конце XIX – начале XX века в связи с уменьшением поголовья скота башкиры прекратили изготовление кожаной посуды.

Деревянная посуда     В конце XIX – начале XX века среди бытовой утвари преобладала посуда из дерева. Делали эту посуду в горно-лесных районах, богатых березой, липой и лиственницей. Из нароста (оро) березы, из березового и лиственного корня, из ствола липы выдалбливали и вытягивали различную посуду. Это – чаши для еды (ашлау, алдыр), кумыса, ковши для разливания кумыса (ижау), вазоялчки для меда, совки, ложки, небольшие корытца для рубки мяса, лотки для просеивания зерна и замеса теста, половники.

Была у башкир посуда и со вставным дном. Высокие деревянные кадки из ствола деревьев (батман) использовали для приготовления кумыса, айрана и других напитков, для хранения и перевозки меда, муки и зерна. Узкие долбленные сосуды для приготовления кумыса и сбивания масла. В деревянных бочонках держали кислое молоко, кумыс, воду, бузу.

Медная посуда     В районах, где растет береза, в быту была распространена берестяная утварь. Из бересты делали туески, банки для хранения сметаны, лотки для муки, посуду для хранения муки, ягод, соли и т. п.     Для приготовления пищи башкиры пользовались вмазанным в печь чугунным котлом.     В конце XIX – начале XX века в состоятельных семьях появилась покупная металлическая, стеклянная и керамическая посуда. Чайники, самовары, кувшины стали привычными предметами в домашнем быту.

ПИЩА

    У башкир, как и у других скотоводческих народов, существовала искони разнообразная молочно-мясная кухня. Молочная пища башкир отличается разнообразием и специфичностью продуктов. Важным продуктом было коровье молоко. С топленого молока собирали густые сливки. Они употреблялись в качестве приправы к чаю, кашам и похлебкам. Из сметаны сбивали масло. Молоко заквашивали, делали из него творог (эремсек) и другие продукты. Кипяченое молоко после охлаждения до нормальной температуры заквашивали и получали  . Это кушанье и сегодня распространено повсеместно. Заготовлялся впрок на зиму  или  эремсек. Это – катык с молоком, высушенные в котле на медленном огне, в результате получалась сладкая красноватая масса. Перед употреблением в пищу приправлялась свежим молоком и подавалась к чаю. Лакомством, которое также подавалось к чаю, был  – свежий, хорошо отжатый творог, смешанный с медом. Одним из самых распространенных и важных молочных питательных продуктов башкир был  – кисло-соленые сырки, полученные из кислого молока путем длительного кипячения и отжима полученной массы. Корот употребляли свежим или, слегка подсолив, высушив на солнце и прокоптив на дыму, запасали на зиму, подавая затем к похлебкам, чаю. Высушенные сырки были незаменимым продуктом в дорожных условиях, военных походах. В летний зной в качестве прохладительного напитка пили айран – кислое молоко, разведенное водой. Из кобыльего молока приготовлялся кумыс, острый и утоляющий жажду, лечебный напиток.     Важную роль в пищевом режиме башкир играли мясные продукты. Самим любимым мясом была конина, баранина употреблялась бедными.

– одно из древнейших и прославленных башкирских кушаний, традиционное при приеме гостей. Название ” ” (пять пальцев”) произошло от того, что это кушанье башкиры ели руками. Приготовлялось оно всегда из свежей конины или баранины, мясо варилось в котле в продолжение нескольких часов и затем резалось на мелкие кусочки. После того, как мясо сварится, в котел клалась салма – крупная лапша, которую делают в виде квадратов. Часто башкирки просто рвут руками тесто на кусочки. Такая салма юго-восточными башкирами называется –  (казашья салма).
– лошадиные кишки, начиненные из цельной полосы конского сала и мяса, по другому говоря, конская колбаса. Она провялалась на солнце, перед употреблением в пищу варилась. Конская колбаса и сегодня является одним из наиболее лакомых и почетных блюд.
– жидкий, заправленный мукой отвар мяса с накрошенным в него сыром (корот).     В питательном режиме башкир немаловажное место занимали птицы. Башкиры добывали и употребляли в пищу куропаток, рябчиков, тетеревов, глухарей, диких уток и гусей.     Из диких животных чаще других употреблялись в пищу зайцы, козы, лоси и реже медведи. Башкиры, живущие по берегам озер и рек, употребляли в пищу вареную рыбу.

    Наряду с молочными и мясными продуктами башкиры издавна готовили кушанья из злаков – полбы, ячменя, ржи, пшеницы, пшена. Из них изготовляли крупу и муку. Из крупы и муки в смеси с молочными продуктами башкиры приготовляли  (похлебка из ячменных или полбенных круп, заправленная корот),  (каша на молоке или на воде, сваренная из ячменных или полбенных круп), салма, описанная выше,  (мелко истолченная и поджаренная ячменная или полбенная крупа, смешивалась с маслом и затем разводилась в горячей воде),  (каленые и жареные зерна ячменя, конопли и полбы),  (мелко нарезанные кусочки раскатанного пресного, пшеничного теста, замешанного на яйцах, сваренные в кипящем конском или бараньем жиру), йыуаса (печенье из пресного пшеничного теста, изготовленное в кипящем масле или жире),  (блины, которые жарились в масле на сковородке) и  (хлебная лепешка, печеная в золе).    Существенно разнообразило меню употребление в пищу черемухи, клубники, земляники, малины, черной и красной смородины, ежевики, костяники и полевой вишни. Ягоды употреблялись как свежие, так и в виде особого рода пастилы; сушеную черемуху и вишню употребляли как начинку для пирогов. Ели также коренья и листья съедобных растений.

    Хмельными напитками башкир являлись асы бал и в юго-восточном Башкортостане –  .
    Асы бал – напиток опьяняющей и крепкий, кислушка. При его приготовлении сотовый мед разводился в горячей воде и заквашливался дрожжами или кислым тестом. Для прготовления дрожжей башкиры пользовались хмелем. Заквашенный мед ставили два-три дня в теплое место. За это время она приобретала надлежащую крепость. Асы бал приготовлялся башкирами повсеместно, где занимались пчеловодством. Кислушка не была повседневным напитком, она приготовлялясь, в основном, зимой для свадебных пиршеств, торжеств и т. п.
     – опьяняющий напиток. Приготовлялась из зерен овса, ячменя, ржи или пшеницы. Проросшие зерна этих злаков сушили и затем мололи на руяных жерновах. Полученный солод с добавлением овсяной муки заваривали горячей водой, заквашивали, как и асы бал, и оставляли бродить дня на два-три. В настоящее время буза приготовляется башкирами особенно в Абзелиловском и Учалинском районах.     Повседневным и любимым напитком башкир был чай. Кроме покупного чая, заваривали листья матрушки, бодана и других растений. К чаю в качестве сладкого подавали мед.

    Таким образом, у юго-восточных башкир было необычайное разнообразие форм материальной культуры, которое объясняется сложностью их этнической истории, особенностями хозяйства и многообразием природных условий.

Источник: http://sunarchi-school.narod.ru/p33aa1.html

История и Культура Башкортостана

В Башкортостане в мире и дружбе живут люди самых разных национальностей. Дружба, уважение к культуре и обычаям каждой национальности стали нормами жизни в нашей республике. Сохранить такое отношение между людьми – это наш долг перед предками.

Читайте также:  Обстановка в 80-х годах

Башкиры – коренной народ Республики Башкортостан. По его имени образовано название республики. К сожалению, в годы существования СССР уделялось недостачно внимания сохранению культуры и национальной самобытности народов России. Пережитки этого сохранилось до сих пор. Нередко можно услышать от самых видных политиков фразу: «Мы русские», вместо – «Мы россияне».

Такие люди забывают о всех других национальностях, проживающих в России, что, разумеется, недопустимо. Поэтому во второй половине 1980-х годов началось движение народов России за национальное возрождение. Не остались в стороне и башкиры.

Обратите внимание

Одной из форм сохранения культуры башкирского народа, а также (обратите на это внимание) всех других национальностей, проживающих на территории республики стало проведение курултаев.

Первый всемирный курултай (конгресс) башкир прошёл 1-4 июня 1995 года в городе Уфе и районах республики. Второй Все­мирный курултай прошёл 10-11 июня 2002 года. Обращаясь к народам Республики Башкортостан делегаты Второго Всемирного курултая, сказали следующее:

Мы призываем все народы Республики Башкортостан и дальше укреплять межнациональное доверие и согласие, не допуская противоречий и конфликтов во взаимоотношениях, избегая действий, способных обострить межнациональные отношения.

Мы верим в будущее родного Башкортостана – общего дома для всех народов республики!

Население Башкортостана. О численности башкир в конце XVIII – середине XIX века существуют различные мнения. По подсчётам дореволюционного ученого В. Э. Дена, башкир на рубеже XVIII – XIX веков было всего 185 тысяч душ обоего пола. Ф. А.

Фиельструп считал, что общая численность башкир в 1796 году составляла около 235 тыс. человек. Численность башкир в 1800 году округляется у У. X. Рахматуллина в 184 – 186 тысяч и у Б. X. Юлдашбаева – около160 тыс. Р. Г.

Кузеев называет цифру 250 -275 тысяч человек, дополнительно учитывая 30 – 40 тысяч сартов и аюкинских калмыков, которые к началу XIX века в основном уже растворились в башкирской этнической среде.

Первая половина XIX века характеризуется дальнейшей коло­низацией Башкортостана, что наряду с естественным приростом привело к повышению плотности населения. Так, в 1811 году Оренбургскую губернию населяло около 788 тыс. человек. В 1822 г.

численность мужского населения Оренбургской губернии достигла 552227 человек.

Кроме башкир в губернии было: русских крестьян – 206997 человек, ясачных татар, тептярей и мишарей -124675, купцов, мещан, заводских крестьян и прочих, не занимающихся хлебопашеством – 50352, отставных солдат, казаков и их детей – 33068, казаков Уральского войска —15274 человек.

Важно

В 1989 г. общая численность равнялась 3943313 человек, в том числе русские – 1548291 человек или 39,3%. Учитывая военные годы, приток и отток населения, общий демографический рост всего, в том числе русского населения следует признать нормаль­ным.

Динамика численности башкир и татар требует тщательного анализа, особенно – заметное уменьшение числа башкир и, соответственно, увеличение числа татар по данным переписи 1989 года. Где же корни этого демографического явления? Для этого следует обратиться к истории.

Создание и активное функционирование башкирского литературного языка на базе южного и восточного диалектов без учета северо-западного диалекта практически положило начало дифференциации башкирского этноса, отстранило северо-западных башкир от общего направления культурно-языкового развития.

В 1970 – 1980 годах была предпринята попытка в башкирских деревнях северо-западного Башкортостана ввести школьное преподавание на башкирском литературном языке и таким путем, начиная с юного поколения, возродить среди перешедших на татарский язык башкир башкирский язык в современной литературной форме. Преподавание в школах на башкирском языке без учета особенностей северо-западного диалекта встретило недовольство и было приостановлено.

Результаты неправильной национальной политики в Башкортостане в отношении северо-западных башкир получили чёткое отражение в статистике. По переписи 1926 года в Башкортостане из 625,8 тысяч башкир 280 тыс.

(44,7%) назвали родным языком татарский, в 1939 г., соответственно, из 671 тысяч башкир – 306 тыс. (45,6%), в 1959 г. из 737711 человек – 309 тыс. (41,8%), в1979 г. из 935,9 тыс. башкир – ЗЗЗтыс. (более 28%), в 1989 г. из 863,8 тыс.

человек – 216 тыс. (около25%).

Цифры об общей численности башкир 1979 г. и 1989 г. особенно  показательны для  обрисованной  политики.  Численность башкир без учета естественного прироста за 10 лет уменьшилась на 72,1 тыс. человек, тогда как по стране в целом возросла на 78 тысяч человек или на 5,7%.

Перепись 1926 года показывает, что в Башкортостане было 135960 (4,3%) мишарей и 23290 (0,9%) тептярей. Соответствуют эти цифры исторической действительности или нет, это неважно. Важно, что эти народы в переписи указали свою этническую принадлежность. В переписи населения 1939 г. и последующих переписях мишарей и тептярей причислили к татарам.

Это было грубейшим нарушением прав народов на самоопределение. Мишари по языку, быту и культуре отличаются от татар, хотя и близки к ним. Недаром среди современных мишарей замечается преобладание, в отличие от казанских татар, понтийского антропологического типа.

Совет

Почти все крупные этнографы России связывали и связывают мишарей с древним финно-угорским племенем «мещера», жившим в бассейне Средней Оки и впоследствии тюркизированным.

Тептяри возникли как сословие в конце XVII века. Термин «тептяр», по мнению А. 3. Асфандиярова, происходит от башкирского слова «тибеу» — выгнанный из общины. По архивным источникам, в XVIII веке большинство тептярей были башкирами.

Потом в их ряды постепенно вливались марийцы, татары, мишари и другие. В начале XX в. тептяри находились в стадии перехода от сословия к этносу.

Процесс формирования тептярей как этноса не завершился и был приостановлен бурными событиями 1917 года.

В последние десятилетия отмечается уменьшение численности народов Башкортостана. Так, с 1970 по 1989 гг. число чувашей сократилось на 8129, марийцев – на 3870 человек, мордвы – 8822, удмуртов — 4322, украинцев – 2015, белорусов – 947, немцев -1081 и евреев – 1757 человек.

Причинами этого являются отток населения на историческую родину (особенно евреев в Израиль, немцев в Германию и т. д.

), в новые промышленные районы, ассимиляция более крупными народами (например, при смешанных браках обычно дети пишутся русскими) и сокращение естественного прироста.

(Рим Янгузин.)

Источник: http://www.bashculture.ru/archives/306

История и расселение башкир

Башкиры или башкирцы – народ тюркского племени, живут преимущественно на западных склонах и предгорьях Урала и в окрестных равнинах. Но во второй половине 16 века им, за небольшими исключениями, принадлежала вся земля между Камой и Волгой до Самары, Оренбурга и Орска (тогда еще не существовавших) и на восток по Миассу, Исети, Пышме, Тоболу и Иртышу до Оби.

Башкир нельзя считать аборигенами этой обширной страны; несомненно, что они пришельцы, заместившие собой какой-нибудь другой народ, происхождения, может быть, финского. На это указывают ископаемые памятники страны, названия рек, гор и урочищ, которые обыкновенно сохраняются в стране, несмотря на смену племен, в ней обитавших; это подтверждается и преданиями самых башкир.

В названиях рек, озер, гор, урочищ Оренбургского края встречается весьма много слов не тюркского корня, например, Самара, Сакмара, Уфа, Ик, Мияс, Изер, Ильмен и другие. Напротив, реки, озера и урочища южных Оренбургских и Киргизских степей часто носят названия татарские или киргизские, например, Илек (сито), Яик (от яикмак – расширяться), Иртыш (ир – муж, тыш – наружность) и т.

д.

Обратите внимание

По преданиям самих башкир, они переселились в свои теперешние владения за 16-17 поколений, то есть лет за 1000.

С этим сходятся и показания арабских и персидских путешественников IX-XIII веков, которые упоминают о башкирах как о народе самостоятельном, занимавшем почти ту же территорию, как и в настоящее время, именно, по обеим сторонам Уральского хребта, между Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика (Урала).

А. Масуди, писатель начала Х века, говоря о европейских башкирах, упоминает и о племени этого народа, обитающем в Азии, т. е. оставшемся на родине. Вопрос о племенном происхождении башкир является в науке весьма спорным.

Одни (Штраленберг, Гумбольдт, Уйфальви) признают их за народ угро-финского племени, только впоследствии принявший монгольский тип; киргизы называют их истяк (остяк), из чего также выводят заключение о финском их происхождении; некоторые историки производят их от булгар. Д. А.

Хвольсон производит башкир от вогульского племени, составляющего отрасль угорской группы народов или часть большой алтайской семьи и считает их родоначальниками мадьяр.

Заняв новый край, башкиры разделили землю по родам. Одним достались горы и леса, другим привольные степи. Страстные охотники до лошадей, они держали у себя и бесчисленные стада рогатого скота, а степные – и верблюдов. Кроме того, лесные башкиры занимались и звероловством, и бортничеством.

Лихие наездники, они отличались смелостью и безграничным удальством; всего выше ставили личную свободу и независимость, были горды и вспыльчивы. У них были князья, но с весьма ограниченной властью и значением.

Все важные дела решались не иначе как в народном собрании (джиин), где всякий башкир пользовался правом голоса; в случае войны или набега джиин никого не принуждал, а каждый шел по доброй воле.

Важно

Такими были башкиры до Батыя, такими остались и после него. Найдя в Башкирии соплеменников, Батый дал им тамги (знаки) и разные преимущества. Вскоре при хане Узбеке (1313—1326) в Башкирии утвердился ислам, который еще раньше проник сюда.

Позднее, когда Золотая Орда распалась на отдельные царства, башкиры платили ясак различным властителям: одни, жившие по рекам Белой и Ику, — царям казанским, другие, кочевавшие по р. Узеню, — царям астраханским, а третьи, обитатели гор и лесов Урала, — ханам сибирским.

Сбором одного ясака и ограничивались отношения ордынцев к башкирам; внутренний быт и самоуправление остались неприкосновенными.

Горные башкиры еще более развили свои силы и всецело сохранили свою независимость; степные обратились в мирных кочевников: а те из них, которые породнились с уцелевшими от татарского погрома болгарами (волжскими), начали даже привыкать к оседлой жизни. С русскими башкиры пришли в соприкосновение еще задолго до покорения Казани.

Несомненно, что предприимчивые новгородцы завели торговые сношения с башкирами, так как соседняя Вятская страна стала заселяться новгородскими выходцами еще в XII веке, а реки Вятка, Кама и Белая служили лучшим естественным путем для сношений между народами, по ним обитавшими.

Но чтобы новгородцы имели на берегах Камы постоянные селения — это сомнительно.

Затем имеется известие, что в 1468 г. в царствование Иоанна III воеводы его, «воюючи казанские места», ходили воевать и в Белую Воложку, т. е. проникли до р. Белой. После похода 1468 г. нет никаких указаний, чтобы русские вторгались в Башкирию, и только в 1553 г.

, по завоевании Казани, русская рать усмиряла народы, зависевшие от Казанского царства, и разоряла татарские жилища до отдаленных пределов башкирских.

Тогда-то, вероятно, башкиры, теснимые набегами киргиз-кайсаков, с одной стороны, с другой же, видя усиливающуюся власть московского царя, добровольно приняли русское подданство. Но точных исторических данных о том, чтобы они явились в Москву с челобитной, как это сделали орские люди и луговая черемиса, не имеется.

Как бы то ни было, но в 1557 г. башкиры уже платили ясак, а Иоанн Грозный в завещании, писанном в 1572 г., поручает сыну своему Казанское царство уже «с Башкирдою».

Вскоре после принятия русского подданства башкиры, находя обременительным доставлять ясак в Казань и терпя от набегов соседних племен, просили царя построить на их земле город. В 1586 г.

Совет

воевода Иван Нагой приступил к основанию города Уфы, которая была первым русским поселением в Башкирии, если не считать Елабуги, построенной на самой границе башкирских земель. В том же 1586 г., несмотря на противодействие ногайского князя Уруса, построена была и Самара. В воеводском наказе 1645 г. упоминается про острожек Мензелинск; в 1658 г. построен город Челябинск для прикрытия слобод, раскинувшихся по р. Исети; в 1663 г. уже раньше существовавший Бирск возводится в укрепленный форт, занимающий середину пути от Камы к Уфе.

Читайте также:  Правление михаила романова

Башкиры разделены были на волости, которые образовали 4 дороги (части): сибирскую, казанскую, ногайскую и осинскую. По Волге, Каме и Уралу раскинута была сеть укрепленных мест, носивших названия городов, острогов, зимовий.

Некоторые из этих городов делались центрами уездного или областного управления, которому подчинены были и инородцы, приписанные к этому уезду. Башкиры вошли в состав уездов Казанского, Уфимского, Кунгурского и Мензелинского.

В 1662 г. вспыхнуло восстание под предводительством Сеита. Своей конечной целью восстание имело возрождение мусульманской независимости во всем Казанском крае и Сибири. В 1663 г. воевода Зеленин подавил восстание.

За усмирением следует строгое воспрещение притеснять башкир с предписанием «держать с ними ласку и привет» и «их государевою милостью обнадеживать». Спокойствие в крае водворено, но ненадолго. В 1705 г.

вспыхнуло восстание еще более упорное.

В 1699 г. начали строить Невьянский завод, подаренный Петром в 1702 г. предприимчивому Демидову; затем явились заводы Уктусский, Каменский, Алапаевский, Сысертский, Тагильский, Исетский и др.; возник Екатеринбург — место главного управления горными заводами.

К концу царствования Петра при одних казенных заводах было 5422 души мужского пола. Все эти заводы лежали вне башкирских земель, но они к ним уже подступали. В 1724 г. башкиры ограничены были в праве владения лесами, которые подразделены были на заповедные и незаповедные. В постройке г.

Оренбурга они видели дальнейшую меру лишения их земельной собственности. Они решили сопротивляться.

Обратите внимание

В 1735 г. вспыхнуло восстание под предводительством Кильмяк-Абыза. По первым же слухам о восстании назначен был Александр Иванович Румянцев идти усмирять его. В июне 1736 г. большая часть Башкирии была выжжена и разорена.

Указом 1736 г.

русским разрешено приобретение башкирских земель, а мещерякам, оставшимся верными и в бунтах не участвовавшим, предоставлено было право собственности на те земли, которые они до того арендовали у башкир-бунтовщиков.

В 1742 г. командиром Оренбургской экспедиции, называвшейся в то время Оренбургской комиссией, назначен был Ив. Ив. Неплюев, государственный деятель петровской школы. Прежде всего, Неплюев принялся за развитие военных поселений, на важность которых для умиротворения края указывал и Петр.

Центром этих поселений избран был Оренбург, который Неплюев перенес на р. Урал, где он находится в настоящее время. По его представлениям учреждена была в 1744 г.

Оренбургская губерния, и в состав ее вошли все земли, которые ведала Оренбургская экспедиция, и кроме того Исетская провинция с зауральскими башкирами, Уфимская провинция со всеми башкирскими делами, а также Ставропольский уезд и Киргизские степи.

К 1760 г. в Башкирии действовало уже 28 заводов, в том числе 15 медных и 13 железных, а население их доходило до 20000 душ мужского пола.

Всего же к этому времени пришлого населения насчитывалось в Башкирии 200000 душ обоего пола.

Распространение заводов, имевшее неизбежным своим последствием занятие земель, которые башкиры считали своей неотъемлемой собственностью, встретило с их стороны сильную оппозицию.

Важно

По Положению от 19 февраля 1861 года башкиры в правах и обязанностях не отличаются от прочего сельского населения империи. По делам хозяйственным башкиры составляют сельские общества, которые общественной землей владеют на началах общинных, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости (юрты).

Сельское общественное управление состоит из сельского схода и сельского старосты, а волостное (юртовое) управление — из волостного (юртового) схода, волостного (юртового) старшины с волостным правлением и волостного суда.

Волостное правление образуют: волостной старшина, сельские старосты и сборщики податей тех сельских обществ, в которых они имеются.

В конце 19 века башкиры в числе 575000 человек проживали между 50-57° сев. шир. и 70-82° вост. долг. в губерниях Оренбургской и Уфимской повсеместно и в уездах Бугульминском и Бузулукском Самарской губернии, Шадринском, Екатеринбургском, Красноуфимском, Пермском и Осинском Пермской губ. и Глазовском и Сарапульском Вятской губ.

Начало 20 века характеризуется подъемом просвещения, культуры и этнического самосознания. После Февральской революции 1917 г. башкиры вступили в активную борьбу за создание своей государственности. В 1919 г. образовалась Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика.

К концу 1926 г. численность башкир составляла 714 тысяч чел. Отрицательно сказались на численности башкир последствия засухи и голода 1932-33 годов, репрессий 1930-х годов, большие потери в Великой Отечественной войне 1941-45 годов, а также ассимиляция башкир татарским и русскими.

Доля башкир, живущих вне Башкирии, в 1926 г. составляла 18%, в 1959 – 25,4%, в 1989 –40,4%. Удельный вес горожан среди башкир составил к 1989 г. 42,3% (1,8% в 1926 г. и 5,8% в 1939 г.).

Урбанизация сопровождается ростом числа рабочих, инженерно-технических работников, творческой интеллигенции, усилением культурного взаимодействия с другими народами, увеличением доли межнациональных браков. В октябре 1990 г.

Совет

Верховный совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Башкирской АССР. В феврале 1992 г. провозглашена Республика Башкортостан.

В настоящее время основная масса башкир расселена в долине р.

Белой и по ее притокам: Уфе, Быстрому Таныпу — на севере; Деме, Ашкадару, Чермасану, Кармасану — на юге и юго-западе; Симу, Инзеру, Зилиму, Нугушу — на востоке и юго-востоке, а также в верховьях р.

Урал, по среднему течению р. Сакмары и ее правых притоках и по рекам Большой и Малый Кизил, Таналык. Численность в России 1345,3 тысяч человек, в т.ч. в Башкирии 863,8 тысяч человек.

Источник: https://geographyofrussia.com/istoriya-i-rasselenie-bashkir/

Башкирские обычаи и традиции

Башкиры испокон века живут на юге Урала. Их родина богата рыбой, пушным зверем, всевозможной дичью. Уральские горы являются обладателями одних из самых богатейших природных недр, в них скрываются залежи самоцветов, наиболее красива здешняя яшма.

В письменных источниках о башкирах впервые упоминается в середине 9 века. Самоназвание нации «башкоот», что в переводе с тюркского означает «волчья голова».

Народ исповедует ислам и славится трудолюбием, трепетным отношением к земле, башкиры – опытные животноводы и отличные пчеловоды. 

Башкирские традиции

Запреты башкир

Забытые традиции башкирского народа

Башкиры соблюдают ряд традиций, которые обусловлены историей существования народа и мусульманскими обычаями. Строже всего соблюдаются такие запреты:

  • в зимний период нельзя копать землю, так как почва отдыхает и не надо ее трогать;
  • любое дело надо начинать «чистой» правой рукой, ею же подавать угощения своим гостям и принимать посуду назад, левой рукой можно сморкаться;
  • женщинам нельзя переходить дорогу представителям сильной половины, правило сохранялось в отношении мальчиков;
  • переступать порог мечети разрешено с правой ноги при входе, левой – при выходе;
  • в пищу нельзя принимать спиртное, свинину, падаль, а хлеб полагается ломать, а не резать;
  • еду берут тремя пальцами, двумя запрещается.

Запреты башкир

Обычаи гостеприимства

Башкиры с исключительной теплотой относились к гостям, и званым и незваным они были рады. Считалось, что пришедший в дом человек может быть посланником Бога или самим Богом, обратившимся в земное существо. Большой грех – не накормить, не напоить или не согреть путника.

Даже случайно попавшему в гости накрывают стол, выставляя на него все, что есть в закромах и кладовых. Считалось, что если посетитель отведает молочных продуктов, у хозяина корова станет яловой.

Гостить полагалось не более 3-х дней, а на прощание башкиры обязательно дарят подарки, особенно маленьким детям, так как считается, что ребенок, которые не может в силу возраста попробовать пищу, может проклясть хозяина.

Гостеприимство башкир
Совет

Если вы попали в гости в Башкирскую семью, уделите особое внимание мытью рук – такая процедура обязательна перед едой, после употребления мяса и перед выходом из дома. Кроме этого, принято до приема пищи споласкивать рот.

Семейные традиции башкир

Женщина в башкирской семье имела такое положение, как и в любой мусульманской общине. Мужья к своим женам были благосклонны, физическую силу применяли редко. Девочек воспитывали в кротости, исключительном терпении и скромности.

Замужнюю женщину можно определить  по платку, который она должна носить на голове после свадьбы. Разговоры с чужими мужчинами не поощрялись, у своего мужа не принято спрашивать, что он делал и где был.

Обратите внимание

Измена жены – самый страшный грех, а вот мужчина мог жениться неоднократно, если получит дозволение от первой супруги, которая считалась самой авторитетной среди всех живущих в доме женщин. Если в семью приходила молодая невестка, все обязанности возлагались на ее плечи.

Уважительнее всего относились к бабушкам и дедушкам, а молодые были обязаны знать свой род до седьмого колена, чтобы не допустить брака с родственниками.

Семейные традиции башкир

Отношение к детям

Башкиры стремятся иметь большую семью и поэтому всегда рады рождению ребенка. Будущим матерям запрещали выполнять тяжелую работу, их прихоти и желания исполнялись беспрекословно.

Нося малыша под сердцем, будущей маме предписывалось смотреть только на красивые вещи и привлекательных людей, на что-либо страшное или безобразное смотреть не разрешалось.

Чтобы роды прошли благополучно, будущий отец произносил фразу «Разродись, скорее, жена моя!», а тот, кто первый сообщал радостную новость о рождении наследника, щедро одаривался. После родов семья праздновала «бишектуй» – торжество, посвященное первой колыбели. 

Отношение к детям
Вывод:

Башкиры – колоритный, самобытный и очень гостеприимный народ, тщательно оберегающий свои традиции и обычаи. Для башкирской семьи характерен патриархат, обязанности женщины и мужчины строго распределены. Родители любят своих детей и рады их появлению на свет, у башкир развит культ почитания старших.

Культура и традиции башкирского народа

Источник: http://www.xn—–6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai/bashkirskie-obyichai-i-traditsii

Башкиры. Древний народ с берегов Дуная

В Российской Федерации сегодня живут люди самых разных национальностей. У каждой из них имеются свои традиции и обычаи. Один из наиболее многочисленных народов – башкиры.

Народ обладает богатой многовековой историей и имеет свои традиции и обычаи.

Чтобы поближе познакомиться с национальностью и начать лучше понимать ее представителей, нужно ознакомиться с актуальной информацией по теме.

Немного о Башкортостане

Памятник Салавату Юлаеву

Наиболее многочисленные из народов имеют свои субъекты, входящие в состав России. Так, в ПФО расположилась республика Башкортостан. Она относится к Уральскому экономическому району. На границе с субъектом находятся:

  • области: Свердловская, Челябинская и Оренбургская,
  • края: Пермский,
  • республики Удмуртия и Татарстан.

В качестве столицы Башкортостана был выбран город Уфа. Субъект была выделен в составе России по национальному признаку, получив такое право первой среди подобных автономий. Это произошло в 1917 году.

Основное население Башкортостана – башкиры. Для них данная республика – основное место проживания в РФ. Однако представителей национальность можно встретить и в других уголках России и даже за ее пределами.

Кто такие башкиры?

На сегодняшний день в России проживает больше 1,5 млн. этнических башкир. Народ имеет свой язык и письменность, которая до 20 в. базировалась на основе арабских символов. Однако во времена СССР письменность сначала была переведена в латиницу, а затем и в кириллицу.

Фактором, который позволяет представителям национальности сохранить общность, выступает религия. Преобладающее число башкир является мусульманами–суитами.

Окунемся в прошлое

Башкиры – очень древний народ. Современные ученые утверждают, что первых представителей национальности описывали еще Геродот и Птолемей. В исторических записях народ называют аргиппеями. Если верить рукописям, представители национальности одевались, как скифы, однако имели собственное наречие.

Летописцы Китая по-другому интерпретируют башкир. Ученые прошлого причисляли представителей национальности к племени гуннов. В «Книге Суй», которая была создана в 7 столетии, упоминаются 2 народа, которых современные специалисты интерпретируют, как башкир и волжских булгар.

Путешественники из арабских государств, перемещавшиеся по свету во времена Средневековья, позволили внести в историю народа больше ясности.

Так, примерно в 840 году Саллам ат-Тарджуман приехал на родину представителей национальности и подробно описал их быт и обычаи. Согласно его характеристике, башкиры – это народ, который обитал по обоим склонам Уральских гор.

Его представители проживали между 4 разными реками, среди которых присутствовала и Волга.

Источник: https://dedadi.ru/obshhestvo/bashkiry.html

Ссылка на основную публикацию