Культ личности сталина

Культ личности Сталина

Выражение «культ личности Сталина» получило широкое распространение после появления в 1956 в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» и в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».

Проявления культа личности

Советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого «великого вождя и учителя». Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, заводы, колхозы, военная техника.

Его имя упоминалось в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным. 1 января 1936 г. в «Известиях» появляются первые два стихотворения, прославляющее И. В. Сталина, которые принадлежат перу Бориса Пастернака.

По свидетельству Корнея Чуковского и Надежды Мандельштам, он «просто бредил Сталиным».

«А в те же дни на расстояньи За древней каменной стеной Живёт не человек, — деянье: Поступок ростом с шар земной. Судьба дала ему уделом Предшествующего пробел. Он — то, что снилось самым смелым, Но до него никто не смел. За этим баснословным делом Уклад вещей остался цел. Он не взвился небесным телом, Не исказился, не истлел.. В собраньи сказок и реликвий, Кремлём плывущих над Москвой, Столетья так к нему привыкли, Как к бою башни часовой. Но он остался человеком, И если, зайцу вперерез Пальнёт зимой по лесосекам,Ему, как всем, ответит лес»

Имя Сталина упоминается и в гимне СССР, сочиненном С.Михалковым в 1944 году:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, И Ленин великий нам путь озарил, Нас вырастил Сталин — на верность народу,На труд и на подвиги нас вдохновил!

Образ Сталина стал одним из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты, в том числе Анри Барбюс (автор изданной посмертно книги «Сталин»), Пабло Неруда, эти произведения переводились и тиражировались в СССР.

Произведения, прославляющие Сталина, в изобилии появлялись и в публикациях фольклора практически всех народов СССР.

Тема Сталина постоянно присутствовала в советской живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное искусство (прижизненные памятники Сталину, как и памятники Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 и Восточной Европы). Особую роль в создании пропагандистского образа Сталина сыграл массовый советский плакат, посвящённый самой разнообразной тематике.

Обратите внимание

Именем Сталина прижизненно было названо огромное количество объектов, в том числе населённых пунктов (первым из которых, по-видимому, стал Сталинград в 1925 — в обороне Царицына Сталин участвовал в Гражданскую войну), улиц, заводов, культурных центров.

После 1945 города имени Сталина появились во всех государствах Восточной Европы, причём в ГДР и Венгрии Сталинштадт (ныне часть Айзенхюттенштадта) и Сталинварош (ныне Дунауйварош) стали выстроенными практически с нуля в честь вождя «новыми социалистическими городами».

Существовал даже проект переименования Москвы в город Сталинодар.

Аналогичные по характеру, но меньшие по масштабу явления наблюдались и в отношении других государственных руководителей 1930-х-1950-х (Калинина, Молотова, Жданова, Берия и пр.). Сопоставимым с культом Сталина был только (в основном посмертный) культ Ленина, продолжавшийся весь советский период, заниженный в сталинскую эпоху, но вновь и еще с большей силой возвышенный после смерти Сталина.

Никита Хрущёв, развенчивая культ личности в своём знаменитом докладе на XX съезде КПСС утверждал, что Сталин всячески поощрял такое положение вещей.

Хрущёв заявил, что редактируя подготовленную к печати собственную биографию, Сталин вписывал туда целые страницы, где называл себя вождём народов, великим полководцем, высочайшим теоретиком марксизма, гениальным учёным и т. д.

В частности, Хрущёв утверждает, что следующий отрывок был вписан самим Сталиным: «Мастерски выполняя задачи вождя партии и народа, имея полную поддержку всего советского народа, Сталин, однако, не допускал в своей деятельности и тени самомнения, зазнайства, самолюбования».

Известно однако, что Сталин пресекал некоторые акты своего восхваления. Так, по воспоминаниям автора орденов «Победа» и «Слава» первые эскизы были выполнены с профилем Сталина. Сталин попросил заменить его профиль на Спасскую башню.

На замечание Лиона Фейхтвангера «о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью», Сталин «пожал плечами» и «извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус».

В 1949 году, когда МГУ хотели присвоить его имя, Сталин категорически отказался.

Важно

В учебнике для юридических вузов и факультетов «Теория государства и права», изданном авторским коллективом под редакцией профессора С. С. Алексеева, говорится следующее об одной из причин культа личности Сталина:

Российская многовековая традиция патернализма нашла воплощение в мелкобуржуазном вождизме, характерном для многомиллионной крестьянской страны. Психология вождизма, бюрократическое обожествление авторитета и послужили питательной средой культу личности Сталина. К началу 30-х гг. тоталитарный режим стал суровой политической реальностью.

После «разоблачения культа личности» получила известность фраза, приписываемая обыкновенно М. А. Шолохову (но также и другим историческим персонажам): «Да, был культ… Но была и личность!».

Марксизм-ленинизм, идеологическая основа Советской власти, в теории отвергает вождизм, ограничивая «роль личности в истории», что проистекало из марксистского культа равенства.

Однако некоторые учёные считают вождизм естественным следствием ленинизма. Например, русский философ Н.

Бердяев считал, что «Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделенного диктаторской властью».

В Советской России до 1929 года было распространено выражение «вожди партии». Но после 1929 года это выражение практически исчезло. Конечно, к лидерам государства и партии применялись аналогичные титулы.

Так, «Ленинградским вождём» называли С. М. Кирова. Но истинный вождь в «вождистком» обществе всегда и везде может быть только один. Титулы «Великий вождь», «Великий вождь и учитель» по отношению к И. В.

Сталину были почти обязательны в официальных публицистике и риторике.

Мифологизация картины истории

Основополагающую роль в создании мифологической картины советской истории сыграл созданный, частью лично Сталиным, частью под его редакцией «Краткий курс истории ВКП(б)».

Насколько Сталин в своём изложении пренебрегал элементарной логикой, видно из следующего отрывка, касающегося событий 1920 г. — катастрофического по своим последствиям отказа С. М.

Будённого выполнить приказ командования и перебросить свою армию на угрожаемый Варшавский фронт:

«Что касается войск Южного фронта, стоявших у ворот Львова и теснивших там поляков, то этим войскам „предреввоенсовета“ Троцкий воспретил взять Львов, и приказал им перебросить конную армию (…) далеко на северо-восток, будто бы на помощь Западному фронту, хотя не трудно было понять, что взятие Львова было бы единственно возможной и лучшей помощью Западному фронту. (…) Таким образом, вредительским приказом Троцкого было навязано войскам нашего южного фронта непонятное и ни на чем не основанное отступление — на радость польским панам. Это была прямая помощь, но не нашему западному фронту, а польским панам и Антанте»

Среди мифов, созданных «Кратким курсом», особенно живучим оказался абсолютно ни на чем не основанный миф о «победе под Псковом и Нарвой», якобы одержанной «молодой Красной Армией» 23 февраля 1918 года (см. День защитника Отечества).

К концу сталинской эпохи из истории революции и Гражданской войны исчезли практически все деятели, реально игравшие видные роли (кроме Ленина); их действия были приписаны Сталину, узкому кругу его соратников (как правило, игравших в реальности второстепенные и третьестепенные роли) и нескольким видным большевикам, умершим до начала Большого Террора: Свердлову, Дзержинскому, Фрунзе, Кирову и другим. Партия большевиков представлялась единственной революционной силой; революционная роль остальных партий отрицалась; реальным лидерам революции приписывались «предательские» и «контрреволюционные» действия, и так далее. В целом созданная таким образом картина носила даже не искажённый, а просто мифологический характер. Также при Сталине, особенно в последнее десятилетие его правления, активно переписывалась и более далёкая история, например, история правления Ивана Грозного и Петра Первого.

Разоблачение культа личности в СССР

XX съезд КПСС

Самым известным разоблачителем культа личности был Хрущёв, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущёв, в частности, сказал:

Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году. Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и народов». Не было уже других слов, чтобы еще больше восхвалять роль Сталина. Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагроможденные в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги.

1961

В 1961 году тело Сталина выносят из Мавзолея Ленина — Сталина. Начинаются массовые переименования: город-герой Сталинград был переименован в Волгоград, Столица Таджикской ССР Сталинабад — в Душанбе (см. также Список мест, названных в честь Сталина).

1962

В срочном порядке паровозы ИС (Иосиф Сталин) были переименованы в ФДп (ФД, пассажирский вариант).

Культ вне СССР

Культ личности Сталина был также распространён в большинстве социалистических стран мира. После «разоблачения» культа в СССР, проявления культа личности Сталина на время остались только в Албании, Китае и КНДР.

Источник: https://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=191

Культ личности Сталина

Не прошло еще и 60 лет, как страна распрощалась с «Великим вождем народа» Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Младшее поколение знает его по учебникам истории и передачам, которые то и дело проходят в различных эфирах и раскрывают тайны и подробности его жизни.

Старшее же поколение, вернее те, кто остался в живых, до сих помнят времена репрессий и страха, а некоторые и вовсе до сих пор почитают его и готовы пасть перед ним на колени.

Так почему же мнения о бывшем правителе нашей страны разнятся, и почему сложился культ личности Сталина? Психология этого явления весьма непростая.

Причины появления культа личности Сталина

Само по себе понятие культа личности Сталина появилось сразу же после смерти вождя в 1953 году. Оно получило широкое распространение после появление доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде ЦК КПСС. Но обо всем по порядку.

Формирование культа личности Сталина началось еще 20-х годах ХХ века.

В то время распространенным явлением было применение титулов к различным лидерам государства. Например, С.М. Кирова называли «Ленинградским вождем». Однако вождь должен быть один и этот титул достался Иосифу Виссарионовичу. В 1936 году в газете «Известия» появились первые стихотворения прославляющие «Вождя народа», автором которых является Борис Пастернак.

В то же время именем Сталина активно начинают называть различные объекты, заводы, улицы и культурные центры. Тема вождя постоянно появляется в литературе, художественных произведениях, скульптуре и живописи. Усилиями творцов в середине 30-х годов был создан миф о том, что Иосиф Сталин является «отцом народов» и «великим учителем», а также «гением всех времен».


Совет

Немалую роль в формировании и развитии этого мифа сыграло массовое переселение крестьян в города и их трудоустройство на различные Советские стройки и производства. Для большинства граждан 30-40-х гг. ХХ века Сталин в социальном отношении действительно стал более значимым, чем родные отцы. Все дело в том, что сталинский режим был основан на истерии.

Немало этому способствовало сексуальное вытеснение и репрессирование почти всех проявлений сексуальности. По этой причине вся сексуальная энергия народа направлялась на самого Сталина.

Также росту культа личности Сталина в СССР способствовало и разрушение в обществе религиозных представлений и верований.

Отказ от веры порождал в психике граждан агрессию и разрушал гармонию между разумом и бессознательным. В итоге опустевшую нишу стала занимать не религия и мораль, а культы руководителей страны – В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого и наконец, И.В. Сталина.

Разоблачение культа личности Сталина

Смерть «Вождя народа» 5 марта 1953 года положила начало изменению отношения к руководителю страны, к его личности и ко всему периоду его правления.

Уже спустя два месяца после кончины Сталина прекратилось издание его произведений, через год были отменены его премии за укрепление мира и дружбы между народами, а также в области литературы, науки и искусства, которые впоследствии стали государственными.

Кроме того, состав руководства КПСС и Советского правительства был изменен и секретариат партии возглавил известный деятель Н.С. Хрущев. Именно ему выпало одно из центральных мест в работе по развенчанию культа личности Сталина.

Началась реабилитация жертв репрессий, обновление кадров в органах госбезопасности и внутренних дел, а в печати все чаще стала появляться критика культа личности Сталина. Основную же роль сыграл доклад Н.С. Хрущева на 20 съезде КПСС «О культе личности и его последствиях» в феврале 1956 г.

Основными тезисами доклада стали сведения о массовых репрессиях, переосмысление его деятельности как руководителя страны и негативных чертах характера «вождя народа». Фактически Хрущев сформировал миф, скрывающий настоящие мотивы действий руководителей страны. Делегаты ХХ съезда КПСС согласились с оценками периода культа личности Сталина, которые высказал Хрущев. Таким образом, своим докладом и последующими действиями Никита Сергеевич фактически уничтожил отца народа в общественных глазах. Ярким тому примером послужило вынесение тела «вождя» из мавзолея на Красной площади.

Поскольку миф о Сталине как отце народа прочно укрепился в общественном сознании, после его смерти и доклада Хрущева сформировался так называемый «Эдипов комплекс», который характеризовался с одной стороны уничтожением «отца народов», а с другой стороны глубоким чувством вины перед ним. Отказ от культа личности Сталина привел к вынужденному формированию аргументов, оправдывающих такое символическое уничтожение «Вождя народа». И в массовом сознании таким аргументом стала ненависть к И.В. Сталину и всему, что было им создано в период его правления. Последствия такого уничтожения культа личности Сталина привели к тому, что большинство граждан Советского Союза получили тяжелую психическую травму, от которой не могут оправиться и последующие поколения, которые выросли под воздействием родителей, живших при сталинском режиме. Пострадали и руководители власти, которые под действием того же «Эдипова комплекса» стали не способны к адекватной политической деятельности в плане развитии общества, экономики и государственного управления. Это привело к регрессу и коррупции практически во всех сферах деятельности. Таковы итоги культа личности Сталина. И пока граждане России и не смогут реально осмыслить, что стоит за мифологическими образами «вождя народа», в стране не появится настоящая стратегия развития и улучшения конкурентоспособности.

Читайте также:  Культура и архитектура xix века

Источник: http://kak-bog.ru/kult-lichnosti-stalina

Культ личности Сталина — для чего и зачем он был нужен?

«–Не пристало так судить о Боге, пусть и по молодости. Нам не дано познать предвечного Творца. Он существует вне нас. Даже материализм признаёт, что мир существует вне нашего сознания. А Бог и подавно.

– Простите, владыка, но лучше называть вещи своими именами. Вне нашего сознания Бога нет.»

Чингиз Айтматов

Эпиграфом к сегодняшней статье стала цитата из произведения «Плаха» советского и киргизского писателя Чингиза Айтматова.

Она как никто лучше, на мой взгляд, показывает истинную сущность и фундамент в первую очередь психологического, а потом уже социального и политического явления, возникшего в 30-е годы  ХХ века, поразившего все сферы жизни общества. И имя данному явлению — «Культ личности Сталина».

Этот феномен и по сей день трактуется неоднозначно. Величайшие люди оценивают его значение в кардинально разных плоскостях субъективизма.

Обратите внимание

Что и порождает кучу мифов, загадок и тайн, которые словно паразиты присасываются к имени Сталина уже на протяжении 60 лет.

Так что же такое «Культ личности Сталина»? Для чего он был так нужен? Кто его породил и кто стал палачом данному явлению? На эти вопросы я постараюсь найти ответы в данной статье, полную версию которой вы сможете прочитать по адресу WebHistoryRussia.ru.

Что же такое культ личности Сталина?

Культ личности — это возвеличивание значения личности в различных сферах общественной жизни. Конечно же, данное явление не рождается на пустом месте — человек, которого все идеализируют, должен обладать в той или иной сфере яркими профессиональными качествами. В этом деле Сталин не был исключением.

Давайте перенесемся в 30-е годы ХХ века, переходную эпоху от аграрного к индустриальному обществу, эпоху больших надежд, мечтаний.

Это время было особенным для всего мира, хотя бы по причине того, что на планете зарождаются попытки построения абсолютного, идеального, утопического общества, цель которого в будущем —  поглощение всего мира в свое идеальное нутро.

В это время главой этого общества является человек очень противоречивой и неоднозначной натуры, тот, кому предстоит войти в мировую историю гордым и смелым шагом — Иосиф Виссарионович Сталин. Именно тогда в социалистическом обществе зарождаются предпосылки и связи для создания колоссального проекта возвеличивания и обожествления одной лишь только личности.

Итак, давайте попробуем понять, в чем смысл данного феномена.

Культ — это вера во что-то сильное, что тебя может защитить. Потребность в культе идеалистического возвеличивания того или иного объекта восхищения является естественной, с точки зрения человеческой психологии. Вера в бога, вера в отца, вера в любимого музыканта или выдающегося знакомого необходима человеку для создание идеальной цели, в которую он верит и на которую он равняется.

Как правило, в теократических государствах этим «отцом» является бог или боги, вера в которых придает человеку силы и уверенности в его дальнейшей жизнедеятельности.

В атеистическом русском обществе 30-х годов государство убило всемогущего отца, великого православного Бога, давая взамен веру в вождя, который сможет всех защитить и обезопасить.

Важно

На месте данного вождя на начальном этапе попытки построение социализма стоял товарищ Ленин, вера в которого была, не побоюсь этого слова, божественно непоколебима. Когда Ленин умер, соответственно, нужно было передать эту роль кому-то другому. И это место история преподнесла товарищу Сталину.

На просторах Интернета существует мнение о том, что один человек не способен контролировать и держать в своих дланях полмира.

Это лишь подтверждает мою точку зрения о том, что Сталин лишь давал людям то, что они психологически желали.

Важную роль в построении культа личности Сталина сыграла его честолюбие и жажда власти, которую не раз подмечали его современники. Ярким подтверждением будет цитата из письма Ленина к съезду партии:

« Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью».

Что касается масштабов данного явления, то оно было весьма обширно и затронуло  как психологическую, социальную, так и политическую сферы общества. Сталин сделал себя богом, по сравнению со Сталиным, большинство абсолютных монархов кажутся прототипом наших органов местного самоуправления).

Сила этого культа была настолько велика, что даже и сейчас, в век «срыва покровов» и всевозможных исторических «развенчаний», когда каждая вторая передача по ТВ стремится раскрыть обывателям загадки истории, порой в весьма нелепых предположениях, но в основном все-таки давая ответы на многие сокровенные вопросы, о которых наши предшественники и мечтать на могли, даже в это время, когда историки безжалостно топчут славу «великого мужа» в голых и беспристрастных свидетельствах его бесчеловечных деяний все равно  многие закрывают глаза на бесспорные и жестокие преступления данного человека, аргументируя это его личностью и достижениями.

Итоги по анализу культа личности Сталина

В 1956 году состоялся знаменитый на весь мир ХХ съезд КПСС. Дебютом данного собрания был доклад Никиты Хрущева об осуждении культа личности, в котором новый лидер обвинил во всех радостях и падениях советского народа Сталина. Отчасти весь доклад был правдив, но для предания шарма и эффекта прошлого генсека облили грязью с ног до головы.

Многие могут сказать, что это была финальная точка в жизни «Культа личности Сталина», но, если анализировать  историческую ситуацию нашей страны, напрашивается вывод, что Сталин до сих пор живет в нашем сознании и наших сердцах.

Его политика, деятельность настолько глубоко засела в сознание нашего народа, что избавиться от нее мы сможем очень нескоро.

Завершить свою статью я хотел бы высказыванием Шарля Де Голля:

«Сталин не ушел в прошлое, он растворился в будущем»

Источник: https://webhistoryrussia.ru/stati/104-kult-lichnosti-stalina-dlya-chego-i-zachem-on-byl-nuzhen

Разоблачение «культа личности» и.в. сталина

Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина – кампания по пересмотру тенденции к возвеличиванию фигуры И. В. Сталина средствами массовой официальной пропаганды, а также в произведениях культуры и искусства. Толчок этой кампании дал доклад «О культе личности и его последствиях», сделанный Н. С. Хрущёвым на XX съезде КПСС в 1956 году.

В преддверии XX съезда

Начиная с декабря 1929 года, когда в СССР с помпой был отпразднован 50-летний юбилей И. В. Сталина, возвеличивание советского лидера было неотъемлемой частью советской культуры. Образ Сталина был центральным в литературе, живописи, скульптуре, кинематографе.

Его фигура воспевалась в фольклоре многочисленных народов СССР. Именем Вождя назывались города, улицы, различные учреждения и предприятия.

После Великой Отечественной войны личность Сталина начали возвеличивать в странах, где установились просоветские коммунистические режимы.

Совет

Первые шаги к ликвидации последствий репрессивной политики были сделаны уже в скором времени после смерти Сталина, в 1953 году. 10 марта 1953 года Г. М. Маленков, на тот момент – фактический руководитель СССР, – сказал, что «политику культа личности» следует прекратить.

Уже в апреле 1953 года упоминания Сталина и ссылки на его сочинения исчезли из центральной печати.

Согласно решению Президиума ЦК КПСС, разосланному на места накануне 1 мая 1953 года, на первомайской демонстрации предписывалось не использовать портреты члены ЦК КПСС, в том числе и Сталина.

5 ноября 1955 года члены Президиума ЦК КПСС обсуждали вопрос «о 21 декабря», то есть, о предстоящем дне рождения Сталина. Н. С. Хрущёв предложил отметить эту дату только в печати, а торжественного собрания не проводить. Его поддержали М. Г. Первухин и Д. Т. Шепилов, тогда как Л. М. Каганович и К. Е.

Ворошилов возразили. Н. А. Булганин и А. И. Микоян согласились, что собрание проводить не нужно. Г. М. Маленков и В. М. Молотов при обсуждении не присутствовали.

В итоге было решено опубликовать посвящённые Сталину статьи в печати и осветить его биографию в радиопередачах, а также приурочить к 21 декабря присуждение Сталинских премий.

30 декабря 1955 года Хрущёв докладывал Президиуму ЦК по вопросам о реабилитации жертв репрессий. Он предложил разобраться, как стало возможным, что большинство членов и кандидатов ЦК ВКП(б), избранных XVII съездом партии, оказались репрессированы.

31 декабря была сформирована работала комиссия во главе с секретарём ЦК КПСС П. Н. Поспеловым, которой и предстояло это выяснить. В состав комиссии, помимо Поспелова, вошли П. Т. Комаров, А. Б. Аристов, Н. М. Шверник. 9 февраля члены комиссии изложили свои выводы на заседании Президиума.

Обратите внимание

Из них следовало, что в 1937–1938 годах жертвами репрессий стали свыше 1,5 миллионов советских и партийных руководителей, из них 600 тысяч были расстреляны. По свидетельству Микояна, Поспелов, зачитывавший доклад, один раз «даже разрыдался» – настолько ужасающими были приведённые в тексте факты.

Заключение комиссии вызвало бурную дискуссию. Возникали разные предложения. Так, Молотов согласился, что на XX съезде КПСС надо выступить с критикой Сталина, но сказал, что надо отметить и положительные стороны его правления. Со схожей позицией выступили Ворошилов и Каганович.

В конечном счёте доклад о культе личности Сталина было поручено сделать на закрытом заседании съезда. Выступить с ним должен был Хрущёв.

Доклад на XX съезде КПСС

14 февраля 1956 года в Кремле в присутствии представителей 55 зарубежных коммунистических и рабочих партий (кроме опальной югославской) открылся XX съезд КПСС. На нём собрались 1436 делегатов.

Съезд был созван за восемь месяцев до условленного срока в связи с необходимостью подвести итоги изменений, которые произошли в стране после смерти Сталина, а также прояснить статус самого Сталина.

Присутствовавшие на том съезде отмечали, что в зале на своём привычном месте стояла только статуя Ленина – ни портрета, ни фотографии Сталина рядом не было.

Тем не менее, обратившись к съезду, Хрущёв призвал собравшихся почтить память Сталина и одновременно ещё двух «виднейших деятелей коммунистического движения», умерших в перерыве между XIX и XX съездами, – лидеров чехословацкой и японской компартий К. Готвальда и К. Токуда.

Заседания съезда проходили десять дней, 25 февраля он завершил свою работу. В тот день, на закрытом заседании съезда, в отсутствие иностранных делегатов, первый секретарь Президиума ЦК КПСС Н. С. Хрущёв и выступил с «секретным докладом». Очевидцы вспоминали, что в зале царила полная тишина. По окончании речи Хрущёва Н. А. Булганин предложил обойтись без прений и вопросов по докладу, после чего делегаты съезда приняли постановления об одобрении положений доклада и о его рассылке партийным организациям без опубликования в печати.

Важно

В докладе «культ личности Сталина» осуждался с опорой на взгляды классиков марксизма, выступавших против «культа индивидуума». Цитировалось политическое завещание Ленина – знаменитое «Письмо к съезду», чьё существование партия до сих пор не признавала, – и высказывания Н. К. Крупской о личности Сталина.

Критиковалось игнорирование Сталиным правил коллективного руководства, массовые репрессии и депортации, преувеличение роли Сталина в победе СССР в Великой Отечественной войне и другие проявления возвеличивания Вождя (названия городов, изменение текста гимна, замена Ленинской премии на Сталинскую и так далее).

Если верить дошедшему до нас тексту выступления Хрущёва, тот обвинял Сталина в «мании величия», а восхваления в адрес Вождя называл «тошнотворно-льстивыми». Сын Хрущёва Сергей вспоминал, что после выступления, вернувшись домой, отец выглядел очень усталым, но в то же время очень довольным: он «просто сиял».

Реакция на доклад Хрущёва

После съезда доклад «О культе личности и его последствиях» услышали 7 миллионов коммунистов и 18 миллионов комсомольцев. В Тбилиси его содержание вызвало массовые протесты.

5-7 марта в городе прошли студенческие шествия с возложением венков к памятнику Сталину, а 8 марта толпа осадила здание ЦК компартии Грузии и потребовала вывесить в Тбилиси портреты Сталина.

На следующий день в центре грузинской столицы состоялся 80-тысячный митинг, где звучали призывы реабилитировать Берию и сместить Хрущёва и даже высказывания в пользу выхода Грузии из состава СССР. В результате митинг был разогнан, несколько десятков человек были арестованы КГБ, многих приговорили к тюремным срокам.

Областные и республиканские партийные активы задавались вопросом, что делать с наглядной агитацией, посвящённой Сталину. Многие партийные руководители на местах приходили в недоумение, не зная, как донести до населения новый официальный взгляд на правление Сталина.

Слухи о содержании доклада доходили и до простых граждан: о выступлении Хрущёва на XX съезде узнавали от знакомых партийных работников, благодаря зарубежным радиостанциям. Фактически о секретности доклада речи не шло, просто его текст не публиковали официально.

Совет

Реакция была неоднозначной: те, у кого родные и близкие были репрессированы, ликовали и радовались. Многие испытали чувство разочарования в Сталине. Часть населения, напротив, отказывалась верить в обвинения в адрес покойного Вождя.

Те, кто соглашался с докладом Хрущёва, проникались к нему личной симпатией и противопоставляли жестокому Сталину. Кто-то, напротив, задавался вопросом, где был сам Хрущёв и другие члены Президиума, когда Сталин совершал все названные преступления.

Уже в апреле 1956 года из КГБ стали поступать сообщения о случаях самовольного сноса памятников и бюстов Сталина. На некоторых собраниях звучали призывы изъять тело Сталина из Мавзолея.

Читайте также:  Император константин и христианство

30 июня 1956 года Президиум ЦК КПСС издал постановление «О преодолении культа личности и его последствий», где были обозначены рамки допустимой критики культа личности Сталина. Постановление представляло собой сокращённый вариант доклада Хрущёва. Его направили руководителям коммунистических партий за рубежом.

В СССР полная версия доклада была официально опубликована лишь в 1989 году. Впрочем, большинство лидеров иностранных коммунистических и рабочих партий услышали доклад ещё в ночь с 25 на 26 февраля из уст советских дипломатов. Многие из них были шокированы услышанным. Лидеры албанской и китайской компартий Э.

Ходжа и Чжоу Эньлай ещё в день, когда доклад был зачитан, в знак протеста досрочно покинули XX съезд, не дождавшись церемонии закрытия.

На отношения СССР с Албанией десталинизация повлияла решительным образом: диалог между странами быстро сошёл на «нет», и Албания на десятилетия вышла из орбиты советского влияния.

Меры по «десталинизации»

В январе 1957 года было объявлено о реабилитации фигурантов дела маршала Тухачевского и других видных военачальников. Дела Зиновьева, Каменева и Бухарина, впрочем, пересмотрены не были – комиссия во главе с Молотовым решила, что те «вели антисоветскую деятельность».

Обратите внимание

Пик борьбы с «культом личности» пришёлся на 1961 год. Тогда на XXII съезде КПСС были приняты решения по поводу изъятия тела Сталина из Мавзолея (его было решено захоронить на Красной площади) и по поводу переименования Сталинграда в Волгоград.

Переименованию подлежали и другие города, названные в честь бывшего лидера СССР: Сталинабад стал Душанбе, Сталино – Донецком, Сталинири – Цхинвалом, Сталинск – Новокузнецком. Имя Сталина исчезло из названий городов в странах Восточной Европы: Сталинварош (Венгрия) был переименован обратно в Дунауйварош, Орашул-Сталин (Румыния) – в Брашов и так далее.

Многие памятники Сталину, в том числе и за рубежом, например, в Праге, были демонтированы. Кинофильмы подверглись цензуре: сцены со Сталиным вырезали или укорачивали.

Последствия и оценки

С приходом к власти Л. И. Брежнева в октябре 1964 года тема разоблачения «культа личности» Сталина стала замалчиваться, поскольку, по мнению властей, могла подорвать устои социалистического строя. Эти настроения сохранялись в среде интеллигенции, особенно среди диссидентов.

В феврале 1966 года 25 видных деятелей науки, литературы и искусства СССР обратились к генсеку ЦК КПСС Брежневу с письмом, в котором говорилось о недопустимости «частичной или косвенной реабилитации Сталина» и о необходимости предать гласности «поистине страшные факты» его преступлений.

Руководство страны дистанцировалось от темы «культа личности» Сталина вплоть до начала «перестройки».

Американский биограф Хрущёва У. Таубман отмечает, что тот многое умолчал на XX съезде, а многое изложил в специфических формулировках. Так, Хрущёв заявил о своей симпатии не ко всем жертвам Сталина, а лишь к незаслуженно репрессированным коммунистам.

Ленина, в период правления которого в стране тоже имели место террор и репрессии, Хрущёв противопоставлял Сталину и даже обвинял последнего в предательстве Ленина. Несмотря на это, Таубман называет речь Хрущёва на съезде «самым опрометчивым и самым мужественным поступком в его жизни». То же самое в сороковую годовщину доклада говорил М. С.

Важно

Горбачёв, на тот момент уже бывший президент СССР. Он выразил восхищение «политическим мужеством» и решимостью Хрущёва.

В современной России, в виду крайней полярности в оценках личности и деятельности самого И. В. Сталина, кампания по развенчанию «культа личности» Сталина и конкретно доклад Хрущёва на XX съезде оцениваются неоднозначно.

Большинство специалистов соглашаются с тем, что обвинения Хрущёва в адрес Сталина были в целом справедливыми, однако критикуют его за перекладывание на одного Сталина всей вины в репрессиях, депортациях и прочих негативных сторонах периода его правления.

Также существует мнение, что одной из основных целей «секретного доклада» было устрашение оппонентов в партийном руководстве, прежде близких к Сталину, таких как Ворошилов, Каганович, Молотов, Маленков.

Исторические источники

Доклад Н. С. Хрущёва о культе личности Сталина на XX съезде КПСС: Документы. М., 2002.

Литература

  • Аксютин Ю. В. Хрущёвская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953–1964 гг. М., 2010.
  • Афиани В. Ю. Доклад Н.С. Хрущёва о культе личности Сталина и реакция на него в Академии наук СССР // В едином историческом пространстве. Сб. научных статей к 60-летию члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора Е.И. Пивовара. М., 2009. С. 232 – 240.
  • Афиани В. Ю. Международные отклики на доклад Н.С. Хрущёва на XX съезде КПСС о культе личности Сталина // Общественная мысль и традиции русской духовной культуры в исторических и литературных памятниках XVI – XX вв. Новосибирск, 2005. С. 464 – 477.
  • Таубман У. Хрущёв. М., 2008.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/razoblachieniie_kulta_lichnosti_i_v_stalina

Культ личности Сталина

Некоторые историки считают, что культ Сталина возник в 1926 — 1927 гг. Во многих выступлениях лидеров «левой» оппозиции уже тогда звучал протест против нарождающегося в партии культа. Но то было лишь начало возвышения Сталина.

Внешне он держался с подчеркнутой демократичностью, как бы противопоставляя себя «аристократу» Троцкому.

Сталин был относительно доступен, грубоват и прост; он свободно ходил по зданию ЦК и Кремлю, гулял вокруг него без охраны, иногда запросто заходил в Институт красной профессуры побе­седовать со студентами.

Если в начале 20-х гг. в большинстве официальных учреждений можно было увидеть портреты Ленина и Троцкого (после 1924 г. портрет Троцкого почти везде убрали), то портретов Сталина еще нигде не было — их начали повсюду вывешивать только в 1930 г., после того, как в декабре 1929 г. с небывалой для того времени пом­пезностью было отмечено его 50-летие.

Сталина в при­ветствиях называли не только «замечательным», «выдающимся», но уже и «великим», «гениальным». В сборнике статей и воспоминаний о Сталине, выпущенном в 1929 г., содержалось немало преувеличений и искажений. Настойчиво повторялась мысль, что «…при жизни Ленина т.

Сталин, будучи одним из его учеников, был, однако, единственным, самым надежным его помощником, который, в отличие от других, на всех важнейших этапах революции, на всех крутых поворотах, проделанных партией под руководством Владимира Ильича, без коле­баний шел рука об руку с ним».

Совет

Авторы сборника стремились доказать, что, хотя Сталина знают в партии ско­рее как практика, в действительности он и крупнейший теоретик марксизма-ленинизма.

К.Е.Ворошилов в своей статье «Сталин и Красная Армия» приписал Сталину такие заслуги в гражданской войне, которых и в помине не было. В 1931 г. в преди­словии к 6-томному собранию сочинений В.И.

Ленина редактор этого издания В.В.Адоратский писал, что работы Ленина надо изучать через труды Сталина. В новые из­дания своих книг по истории ВКЩ б) Ем.Ярославский и А.

Бубнов вписывали страницы о «заслугах» Сталина.

Можно предположить, что во всех этих восхвалениях, значительно усилившихся после январского Пленума ЦК 1933 г., было немало искреннего. Но еще больше было заботливо поощряемого подхалимского усердия.

То, что первыми стали прибегать к неумеренным восхвалениям Сталина члены Политбюро, особенно Молотов и Каганович, сразу придало этим восхвалениям характер официального политического курса, которого должны были придерживаться и те, кто никогда не счи­тал Сталина непогрешимым.

То и дело в газетах печатались статьи Пятакова, Зи­новьева, Каменева, которые в очередной раз признавали свои ошибки и правоту «великого вождя трудящихся всего мира — товарища Сталина».

В первом номере «Правды» за 1934 г. была помещена огромная статья К.Радека, где он прямо захлебывался от восторга, говоря о Сталине.

Через несколько дней эту статью издали отдельной брошюрой тиражом 225 тыс. экземпляров.

Обратите внимание

Культ Сталина служил не только его неумеренному тщеславию, но и столь же неумеренному властолюбию, ставил в особое положение, поднимал над партией на недосягаемую высоту и полностью изолировал от какой-либо критики. Это проявилось уже на XVII съезде ВКП(б), где почти каждый из выступавших говорил о «величии» и «гениальности» Сталина. Можно было подумать, что съезд собрался лишь для того, чтобы его чествовать.

Естественно, что через Коминтерн культ Сталина стал сразу же насаждаться и во всех зарубежных компартиях, а это не могло не повлиять на стиль и методы их работы. Пример ВКЩ б) поощрял к созданию культа собственных вождей, к извращению демократических принципов внутрипартийной жизни.

Источник: https://histerl.ru/sovetskie_soyz/obrazovanie/kult-lichnosti-stalina.htm

Культ личности Сталина. Причины. Проявления

Возвеличивание личности Сталина

Культ личности Сталина — чуждое принципам марксизма-ленинизма искусственно созданное преувеличение и возвеличивание роли личности И.В. Сталина.

Во времена сталинского правления советской пропагандой был создан вокруг него полубожественный ореол непогрешимого вождя. Культ личности Сталина начался в середине 20-х — и продлился до начала 50-х годов XX века.

Сталинизм — характеризуется господством авторитарно-бюрократических методов управления страной и обществом, практическим отождествлением партийных и государственных органов, отсутствием контроля за политическим руководством, подавлением свободомыслия, ликвидацией национального равенства, массовым террором и репрессиями, а в теоретическом плане догматизацией марксизма.

Страна в период формирования культа личности

В 1930-е гг. в Советском Союзе была однопартийная система власти.

Курс на ускоренный переход к социализму, жесткая централизация, сращивание партийных и государственной власти — все эти факторы на долгое время определили вектор политического развития советского общества.

Конкретным выражением всех качественных изменений политического режима стало утверждение культа личности Сталина. Он был на вершине пирамиды власти, все ниженаходящиеся звенья которой имели лишь исполнительные функции.

Сталинизм характеризуется господством авторитаризма, усилением государственных карательных функций, сращиванием государственных органов и господствовавшей Коммунистической партии, жестким идеологическим контролем за всеми сторонами жизни общества.

Некоторые исследователи считают сталинизм одной из форм тоталитаризма. Сталинские репрессии — массовые политические репрессии, осуществлявшиеся в СССР в период сталинизма. Количество непосредственно жертв сталинских репрессий (лиц, приговоренных за политические (контрреволюционные) преступления к смертной казни или лишению свободы, выселенных, сосланных) исчисляется миллионами.

Сталин и власть

Сталин еле смог приподнять руку, чтобы подозвать к себе. В глазах были ужас, страх и мольба…

Овации во славу себе Сталин поощрял и, бывало и такое что, расстреливал тех, кто мало ему аплодировал. Сталин упивается своей властью.

Он проявлял такие темные страсти, свойственные его натуре как личная мстительность, злопамятство, садизм и прочие, при этом не считаясь ни с какими классовыми интересами и действовал даже вопреки этим интересам — проявляя исключительную личную жестокость, личное коварство и личную жажду власти.

Кульминацией стал 1937 год, когда Сталин смог ликвидировать всех своих мнимых и реальных противников партии.

Сталинская иррациональность была заключена в том, что сажали и расстреливали вчерашних героев революции, расстреливали своих, самых преданных членов партии, которые умирали порой с клятвой верности Сталину на устах. Это кажется безумием.

И существует версия, что вождь народов попросту был сумасшедший, который все это устроил и организовал, вопреки своим собственным партийным интересам.

В действительности Сталин поступал абсолютно логично со своей точки зрения, и даже в чем-то придерживаясь ленинской политики. Но если все-же допустить, что И. Сталин был безумцем, который правил страной на протяжении нескольких десятилетий, не встречая никаких помех и сопротивления, то значит само государство, созданное Лениным, давало ему такую возможность.

Единственный актер-режиссер, а сцена вся страна

В сталинские времена всякое высказывание, которое выражало легкую критику государства и Сталина, рассматривалась как буржуазная агитация и пропаганда. Да по сути и высказываться было не обязательно. Хватало и подозрения, что человек мыслит как-то не так. Достаточно было случайной оговорки или опечатки.

Вождь всех народов очень умело подходил к подбору кадров. Людей которые были талантливы или самостоятельны в руководстве он уничтожил и окружил себя исполнителями, которые никак не могли с ним конкурировать да и боялись этого пуще огня.

Террор в России начался задолго до Октябрьской революции. Еще с…

Кроме этого, удивительно разбираясь в людях, он мог так умело их расставлять и стравливать между собой, что в результате это шло на пользу ему одному.

Важно

В итоге его жертвы располагались как бы цепями, порой предварительно сыграв роль палачей. Сталин умел очаровывать людей своими мягкими и обходительными манерами.

Умело сохранял маску непроницаемости, за которой скрывалось нечто непредсказуемое…

Сама власть его привлекала, кроме всего прочего, как игра человеческими жизнями. Хорошо зная людей и глубоко их презирая, глава государства к ним относился как к сырому материалу, с которого можно лепить что угодно, осуществляя в истории какой-то замысел своей личности и судьбы.

Он был в собственных глазах единственный актер-режиссер, а сценой было все государство и шире — весь мир. В этом смысле он был по натуре художник. Отсюда, в частности, и многие отклонения Сталина от Ленина в сторону культа собственной личности.

Отсюда же и его капризный деспотизм, а также подготовка и развертывание судебных процессов как сложно-увлекательных детективных сюжетов и красочных спектаклей.

«При Сталине был порядок!»

Когда в наши дни слышишь: «При Сталине был порядок!», то хочется задать вопрос — а какой ценой был достигнут этот «порядок». И был ли это в действительности «порядок».

За десятки лет своего функционирования сталинская бюрократия доказала, что она может «наводить порядок» только одним единственным способом: вначале общество или отдельный его «участок» приводили в социально-аморфное состояние, разрушая все его связи, всю сложную структуру, а после вносят в него «элемент организации», как правило взяв за образец военную организацию. При этом военную организацию опять-же совершенно особого типа, где, к примеру, «красноармеец должен бояться карательных структур новой власти больше, чем пуль врага».

Однако такой способ социальной организации можно назвать наведением порядка лишь в весьма условном смысле. Как там у А.Толстого? «Такой навел порядок — хоть покати шаром».

Совет

Там, где все многообразие взаимоотношений между людьми сводится к одной единой зависимости казарменного характера, ценой «порядка» становится беспорядок, социальная дезорганизация не преодолевается, а только загоняется вглубь.

Читайте также:  Причины и последствия распада золотой орды

Для поддержания такого рода «порядка» надо искусственно создавать в государстве обстановку предельной напряженности, обстановку чрезвычайного положения, необъявленной внутренней или даже внешней войны.

Теперь об «ускоренной модернизации» промышленности и сельского хозяйства, осуществление которой кое-кто ставит в заслугу этой тоталитарной бюрократии, считая ее основным героем ликвидации вековой отсталости России.

Первоисточник этой концепции возможно найти в докладах И.

Сталина, который завораживающими цифрами — миллионами тонн угля, чугуна, стали вытеснял из сознания людей даже повод думать о других миллионах — о миллионах изгнанных из родных мест, умерших от голода, расстрелянных или догнивающих в лагерях.

В результате раскрытия советских архивов было найдено множество документов за подписью Сталина, которые могут свидетельствовать, как считают современные исследователи, что именно им были санкционированы почти все массовые политические репрессии.

Но самым страшным было то, что среди раздавленных были такие, которые…

Вождь партии

Сталин мог умело использовать не только веру людей в социализм, но и нерушимый авторитет Маркса и Ленина, добиваясь роста своего авторитета как их соратника.

Формирование культа личности в государстве, где отсутствовали демократические традиции, во многом определялся и атмосферой страха перед репрессиями.

Большую роль в идеологическом обосновании культа личности Сталина сыграл учебник “История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс”, который был опубликован в 1938 году. В нем Сталин изображается вождем партии с момента ее образования. Культ И.

В. Сталина насаждался его ближайшим окружением, делавшим на этом быструю политическую карьеру. По всей стране культ И.В.Сталина внедряли в сознание народа многочисленные партийные работники и государственные служащие.

Разоблачение культа личности Сталина

Культ личности Сталина был разоблачен Н. Хрущевым в ходе XX съезда КПСС в 1956 г., 25 февраля. Он длился с 14-го по 25 февраля 1956 г. Разоблачение культа личности Сталина Никитой Сергеевичем было изложено в закрытом докладе «О культе личности и его последствиях».

В нем Хрущевым озвучивалась точка зрения на недалекое прошлое государства, а также перечислялись многочисленные факты истории второй половины 1930-х начала 1950-х гг., он интерпретировал их как преступления, где на Сталина за них возлагалась вина. Проблема военных и партийных деятелей, репрессированных при Сталине, тоже была поднята.

Доклад, несмотря на эту условную закрытость, распространили по всем партийным уголкам Советского Союза.

ред. shtorm777.ru

Источник: http://shtorm777.ru/kult-lichnosti-stalina-prichiny-proyavleniya.html

О культе личности сталина иосифа виссарионовича вкратце кратко

Содержание статьи:

  • Общие сведения о Культе личности
  • Предпосылки для становления Культа личности Сталина
  • Первые проявления настоящего Культа личности
  • Обличение Культа личности Сталина
  • Выражение Культа личности через культуру и искусство
  • Времена перестройки и отношение современности к Культу личности

Очень многие люди, вспоминая времена становления Советского Союза, неизменно вспоминают Культ личности Сталина, который считался непоколебимым устоем довоенного, военного и послевоенного периода.

Общие сведения о Культе личности

Несмотря на то, что понятие Культа личности появилось сравнительно недавно – лишь во второй половине прошлого века – признаки и проявления этого явления уходит ещё во времена древности.

Есть несколько направлений Культа личности, и далеко не всегда главный объектом такого выделения является живой человек.

Уже в далёкой древности можно было найти зарождения культа – люди поклонялись различным языческим и официальным богам, приносили им жертвы и выполняли всевозможные обычаи и традиции, даже не допуская мысли о неповиновении и отрицании того, чему люди поклоняются.

Обратите внимание

Проходили года, а люди не переставая верили в сверхъестественные силы и законы природы. Однако появлялись и те, кто задумывались об истинном назначении и возможностях распространения.

Впервые появлялись чудотворные целители, лидеры группы, которых люди уподобляли божественным силам и старались не упускать ни одного слова, телодвижения. Так появились и разнообразные секты и группы, которые сохранились для наших дней.

А первый и наиболее яркий пример культа личности предоставляется религия, верования и все подобные темы в этом направлении.

Не всем нравилось такое движение – идти за одним человеком всей толпой.

Однако такие люди сразу выделялись среди других своим мнением и взглядами, а когда их обличали – чаще всего подвергали пыткам, наказанию или казни без суда и следствия. Многие, зная это, пытаются тихо и мирно оставлять своё мнение при себе, да и инакомыслящих при наличии культов личности чаще всего не было, этого и значение слова не предполагает.

Знаменитый Культ личности никогда не приносил что-то хорошего как для страны-создательницы этого явления, так и для других государств, расположенных поблизости. В Советском Союзе долгое время не признавали того, что стали жертвами этих самых культов.

Однако со временем к власти пришли большевики, появился коммунизм и многие люди, ставшие у руля всех этих свершений, сначала считавшиеся настоящими благодетелями, затем они перерастали в «отца и защитника советского народа», а позже и вовсе превращавшиеся в идолов.

Несмотря на то, что вера человеку необходима постоянно, о её сохранении заботятся и пытаются передавать всё известное потомкам и будущему поколению, церковь чаще всего становится чем-то возвышенным, превращаясь в представителя из области Культов личности.

Считается, что уничтожение церквей и всех религиозных учреждений в советское время было с той целью, чтобы устранить дополнительное влияние на народные массы, ведь сталинский режим предполагал единство всех территорий и политики, а церковь и религия позволяли инакомыслие и явственное выражение своих мнений. Кроме того, известно много случаев, в том числе и в России, когда инициатором многочисленных выступлений и митингов была именно церковь и её основные прихожане.

Предпосылки для становления Культа личности Сталина

Во время послереволюционного восстановления к власти приходит Иосиф Виссарионович Сталин.

В это самое время советская пропаганда, которой было необходимо найти такое лицо, которое можно было бы поставить в пример народу, сделать примером для подражания, дабы «установить мир и порядок».

Подходящих кандидатур долго не предоставлялось, а прошедший – Владимир Ленин уже не так сильно воспринимался публикой как в былые времена.

Важно

Идеальной персоной оказался Сталин, которого возвеличивали и воспевали до немыслимых пределов – в честь него организовывали мероприятия, отмечали его день рождения. Его фамилий именовали города, приписывали к названиям заводов, колхозов и военной техники. Его ставили на один уровень с великими создателями учений и отдельно разработанного политического движения – Маркс, Энгельс и Ленин.

В литературе и музыке также нашлось место для восхваления культа личности нового вождя – особенное внимание этому персонажу и деятелю истории уделял известный поэт Борис Пастернак.

Также в советском гимне так же вспоминалось о вожде как о народном отце и последователе основных идей и предложений Ленина.

Образ Сталина воссоздавали многочисленные художники, а в каждой кинокартине роли вождя уделялось особое внимание.

Первые проявления настоящего Культа личности

Чаще всего обличать Культ личности как таковой в СССР не собирались, благодаря Сталину появилось новое направление уже существующего марксизма – сталинизм, который представлял собой всю политику, проводимую советским вождём во время правления.

Ввиду неоспоримой однопартийной системы, не предполагающей других альтернатив правления, формировались многочисленные планы и осуществлялись реформы, проводились репрессии, что больше смахивало на жестокое внедрение социализма, основанного на элементах тоталитарного режима, о наличии которого сейчас можно часто услышать от современных профессоров.

Многие источники говорят о том, что Сталин положительно относился к Культам личности и очень часто поощрял его  как уважение к верховному правительству.

Явственным признаком Культа является то, что Сталин был первым и последним обладателем следующего статуса – Генералиссимуса Советского Союза. Для этого была сделана специальная форма, которая использовалась только в особенное время.

Первое использование этого статуса и новой формы – это период Великой победы в 1945 году.

Также есть многочисленные факты, свидетельствующие о том, что Иосифу Сталину не была присуща гордыня – во время предложения присоединить его имя к МГУ, однако «вождь народа» не одобрил это и смело заявил, что единственная фамилия, которой стоит назвать институт – это Ломоносов.

Также очевидцы рассказывают случай, что некоторые первичные образцы известных наград были выполнены с изображением Сталина – его поменяли на эскиз Спасской башни.

Обличение Культа личности Сталина

Ранее термин «Культ личности» не применяли в отношении небезызвестного вождя, а, даже после смерти правителя, продолжали восхвалять его образ и подобие. Тело было кремировано и отправлено в мавзолей – рядом с Владимиром Ленином.

Первое публичное раскрытие всей правды произошло на юбилейном – двадцатом – съезде Коммунистической Партии, именно здесь Хрущёв продемонстрировал свой ошеломительный доклад на тему Культа личности.

Все произнесённые заявления были ошеломительными для каждого, позже возымевшие оглушительные последствия и распространение, как по всей территории Советского Союза, так и за границей – безучастными оставались лишь Корейская Народная Республика, Албания и Китай.

Совет

 Тело вождя было немедленно перенесено из Мавзолея. С 1961 года начались переименования всех городов, посещённых правителю – в том числе город-герой Сталинград, ставший Волгоградом.

Если раньше Сталиным и всё, что с ним связано, пытались массово распространяться повсюду, то после обличения всех последствий и признаков культа личности, многие пытались избегать любого упоминания о постоянно встречающем «образе прошлого».

Все политические преступления начала двадцатых и конца пятидесятых годов, репрессии и уничтожение невинных людей присуждались в обвинение именно к Сталину. Также считалось, что вождь имел слишком предвзятые мнения, часто совершал необоснованные и вопиющие деяния.

Однако, мероприятием, которому придавали особенное значение и смысл, считались массовые репрессии, именуемые позже большим террором или ежовщиной. Главное название – ежовщина – было обусловлено тем, что главным организаторам и инициатором являлся народный комиссар внутренних дел Ежов.

Выражение Культа личности через культуру и искусство

Даже после обличения Культа личности Николаем Сергеевичем Хрущёвым, образ Сталина не полностью исчез из культурных произведений искусства, однако был уже не так широко афиширован – больше правды, а также не такое огромное влияние на общественность были показаны в разных источниках.

Самым массовым по количеству воссозданных образов Сталина считается кинематограф – образ Сталина был использован в двух мультипликационных фильмах, более сотни художественных фильмов были «освещены» присутствием советского лидера. Документальных фильмов, в которых рассказывалось о политической, экономической жизни, личной жизни, а также о детстве и о подробных биографических подробностях – историки насчитывают около десяти фильмов с подобной информацией.

Абсолютным рекордсменом актёрских ролей Иосифа Сталина считается известный грузинский актёр – Андро Кобаладзе. Ролей, сыгранных им в этом направлении, насчитывают около пятнадцати.

Чаще всего ему дают характеристику как очень похожему как по амплуа, так и по внешнему виду актёры, превосходно воссоздавшему советского лидера.

Всего же актёров, примеривших на себя амплуа выражения Сталина, подчёркивая при этом и культ личности, насчитывается более пятидесяти профессионалов.

В живописи Сталину посвящалось также особенное место – в честь него известные художники создавали картины, печатали марки с присутствием вождя, изображали на обложках популярных и известных обложках, а также многочисленные выставки, на которых представлялись образы Сталина, написанные пером искусного мастера.

Очень много произведений мировой литературы посвящены именно этому деятелю, возвышая и прославляя его ум, храбрость и мудрость, возвеличивая его образ. Многие современники считают, что это также способствовало воссозданию и укреплению устоявшегося Культа личности.

К этому присоединяются и песни, в которых так или иначе он упоминается, или и вовсе целиком и полностью посвящённые правителю тексты музыкальных произведений. Образы Сталина использовались и в музыкальных шедеврах великих композиторов, и при вышивании красивейших ручных ковров, и при изготовлении кондитерских изделий или при чеканке монет.

Обратите внимание

Также его портрет можно увидеть на шести общепринятых государственных наградах, выдававшихся преимущественно за отличие и заслуги перед Родиной во время самой кровопролитной войны для страны и всего мира, и битвы с врагом – фашизмом, пришедшим с запада.

Все воспроизведения образов Сталина и восхваления его культа личности, посвящению многочисленных произведений и настоящих шедевров искусства называли сталинианой – понятием, вошедшим в повседневный обиход сравнительно недавно, но уже активно использовавшийся.

Времена перестройки и отношение современности к Культу личности

Несмотря на то, что Хрущёв полостью обличил и разобрал до малейших деталей тот образ, который десятилетиями навязывали советским гражданам и гражданкам. Детям внушалось, что они живут и радуются только благодаря великой и многоуважаемой фигуре правительства.

Однако столь большой ажиотаж вокруг этой темы продлился не так долго, как хотелось бы деятелям политической и экономической жизни – лишь в 1952 году эта тема была горячо обсуждаема и ей пестрили все заголовки популярных газет.

Позже появился ряд других проблем, которые затмили эти облачения.

С приходом к власти Леонида Ильича Брежнева сложилось вполне нейтральное мнение и впечатление. Слишком большого внимания не оказывали, лишь в энциклопедиях давалась краткая справка о правителе.

Однако к концам восьмидесятых годов о вожде снова вспомнили – в связи с затянувшейся Перестройкой и волнениями на политическом и экономическом фронтах, о неоднозначной личности вновь заговорили, и вскоре эта тема стала самой популярной и актуальной.

В современном мире отношение к вождю и правителю полностью разнится – кто-то считает, что Сталин нанёс больше вреда, нежели пользы государству, кто-то наоборот пытается отстоять все идеи и свершения предводителя.

Однако, несмотря на огромное количество фактов, неурядиц и неточностей, можно сказать лишь одно – Культ личности Сталина имел очень большое влияние на всё гражданское общество и наиболее активным периодом развития этого явления считается время, когда Сталина уже не было среди живых.

Источник: http://antiquehistory.ru/kult-lichnosti-stalina-kratko/

Ссылка на основную публикацию