Концепция истории украины в украинских школах и вузах

«Новая школа» Украины: высокие идеи и украинские результаты?

Новый учебный год в Киеве начался с очередного преодоления прошлого путем отказа от традиционных школьных линеек.

«Мы стремимся избавиться от пережитков советского прошлого и дать возможность школам самостоятельно определять формат праздника 1 сентября, и это не обязательно должна быть линейка», — заявила замглавы КГГА Анна Старостенко.

В департаменте образования полагают, что такое решение расширит самостоятельность учебных заведений, будет способствовать внедрению принципов педагогической свободы и творчества, дебюрократизации сферы образования.

А 23 августа Кабмин Украины удовлетворил просьбу об отставке первого заместителя министра образования и науки Инны Совсун. На прощание она написала: «Это были тяжелые, изнурительные и вдохновляющие 2,5 года, полные побед и поражений…»

Обратите внимание

Что же за победы оставила после себя Совсун и иные атаманы Минобра, которых в школах Украины уже называют коротко – «банда»?

Главная победа — стартующая реформа образования, подготовку которой начал министр Квит, а продолжила Лилия Гриневич, что воплотилось в законопроекте «Про освіту» № 3491-д от 04.04.2016.

* * *

Цель реформы в обсуждении не нуждается – приближение к европейским стандартам. Проект получил название «Новая школа. Простор возможностей образования».

Министр Гриневич кратко обозначила реформу: «12 лет обучения в школе, два иностранных языка, переход от искусственной перегрузки детей голой теорией к практике и электронные учебники…» Заметим, что в 12-й класс ученики пойдут не раньше 2029/2030 учебного года.

Концепция новой школы, как утверждают в министерстве, прошла обсуждение у родителей и педагогов. Хотя это явный перебор – кого в Киеве интересует мнение родителей и тем более педагогов?

Откровенно говоря, нового в «Новой школе» маловато, что признают и ознакомившиеся с ней учителя Украины.

Скорее, это новый этап проталкивания в образовательную среду реформаций 90-х годов с учетом политической и общественной надобности нынешнего режима.

В министерстве утверждают, что новые образовательные стандарты основываются на «Рекомендациях Европейского Парламента и Совета Европы о ключевых компетенциях обучения в течение жизни» от 18 декабря 2006 года, но «не будут ограничиваться ими».

Важно

С одной стороны, рекомендациям 10 лет! Для сферы образования это очень много! Целое поколение. С другой стороны, важно утверждение, что в министерстве «не будут ограничиваться ими».

В европейских рекомендациях определены ВОСЕМЬ рамочных установок в области ключевых компетенций.

1.Общение на родном языке.

2. Общение на иностранных языках.

3. Математическая грамотность и базовые компетенции в науке и технологии.

4. Компьютерная грамотность.

5. Освоение навыков обучения.

6. Социальные и гражданские компетенции.

7. Чувство новаторства и предпринимательства.

8. Осведомленность и способность выражать себя в культурной сфере.

Что в «Новой школе» Украины по части ключевых компетенций?

1.Общение на государственном (и родном в случае отличий) языке.

2. Общение на иностранных языках.

3. Математическая грамотность.

4. Компетентность в естественных науках и технологиях.

5. Информационно-цифровая компетентность.

6. Умение обучаться на протяжении всей жизни

7. Социальные и гражданские компетенции.

8. Предприимчивость.

9.Общекультурная грамотность (предполагает глубокое понимание собственной национальной идентичности).

10. Экологическая грамотность и здоровый образ жизни

Сравнительный анализ компетенций показывает, что «язык» и «собственная национальная идентичность» принципиально по-иному рассматриваются, чем в ЕВРОПЕ. Поэтому проект называют «Новая украинская школа». Например, сегодня ни один выпускник среднего общеобразовательного учреждения не может сдавать ВНО по другим предметам, пока не пройдет тест ВНО по украинскому языку.

* * *

С одной стороны, удивляют временные рамки реформирования: первая фаза (2016-2018), вторая фаза (2019-2022), третья фаза (2023-2029).

Как будто через год или полтора Гриневич под улюлюканье не вышвырнут из министерского кресла, как вышвырнули из кресла премьера её партийного хозяина Арсения Яценюка.

Причем уже сегодня можно смело предположить, что вышвырнут её за провал, воровство или участие в агентурных «схемах Путина»…

С другой стороны, это может свидетельствовать о том, что при всеобщем «одобрямс» система образования страны остаётся крепким орешком для реформаторов. И они не видят возможности изменить ее до тех пор, пока не сменятся поколения учителей и чиновников от образования.

* * *

Совет

Разумеется, образование на Украине, бывшее одним из лучших в СССР, за 25 лет поистрепалось и нуждается в реанимации. Пример – провал летом с. г. участников внешнего независимого оценивания (ВНО), не сдавших экзамены по украинскому языку и литературе и истории Украины. Причем эти экзамены хуже всего сдали в Закарпатской, Черновицкой и Ровенской областях.

Итогом реформы должен стать новый украинец: личность, патриот, инноватор.

* * *

За внешне понятными теоретическими выкладками кроются вещи сугубо практичные, которые уже внедряются в образовательную систему.

Так, «глубокое понимание национальной идентичности» будут усиливать на уроках истории Украины, для чего министерским приказом № 826 от 17.07.2016 утверждены новые учебные программы для старшеклассников.

Программы, которые готовили под контролем Украинского института национальной памяти, теперь будут включать обязательно изучение «войн советской России с Украинской Народной Республикой», «советской оккупации Украины», «украинской политической эмиграции», «депортации» народов, «агрессию России против Украины»…

В старших классах учителя и школьники будут бороться с историческим прошлым советского периода, изучая тему «Установление и утверждение советского тоталитарного режима (1921-1939 гг.)» [по-иному перевести «Встановлення й утвердження радянського тоталітарного режиму (1921-1939 рр.)» не представляется возможным, новояз украинского дает о себе знать].

Напомним, что раньше изучались темы «Украинская ССР в условиях новой экономической политики (1921-1928)», «Укрепление Советской власти в Украине (1929-1938)».

От учителей и обучающихся программа требует знаний о «вкладе украинского народа в победу над нацизмом во Второй мировой войне» с учетом того, что украинцы были в «военных формированиях государств Объединенных Наций».

В школьной программе нет даже намеков на то, что в истории Украины была Великая Отечественная война, а была только «германо-советская война».

Обратите внимание

В программе нет и Украинской ССР в годы «германо-советской войны». Есть «оккупация Украины войсками Германии и ее союзников», но нет освобождения от оккупации. Есть «советское наступление зимой 1942-1943 гг.

Бои на Левобережье летом-осенью 1943 г. Битва за Днепр. Освобождение Киева. Изгнание германских войск и ее союзников с Правобережной и Южной Украины. Депортация с Крыма крымских татар и других народов.

Завершение боевых действий на территории Украины».

При этом от школьника учитель, в частности, должен в обязательном порядке потребовать «творчески применять приобретенные знания для характеристик исторических персоналий: А.Мельник С.Бандера, Тарас Бульба (Боровец), Р.Шухевич, К.

Осьмак, И. Кожедуб, Ахмет-хан Султан, К.Деревьянко, Е. Патон». Разработчики, видимо, считают, что выпускникам школы других личностей, проявивших себя в годы Великой Отечественной войны, знать не надо.

Не будем, мол, перегружать старшеклассников…

Но УССР в программе появится при изучении темы «Украина в первые послевоенные годы (1945 – начало 1950-х гг.)».

Причем своеобразно: «Украина – соучредитель ООН». Как находящаяся под «советской оккупацией» Украина (УССР) может быть соучредителем ООН? Для разработчиков программы такой вопрос явно не существенен…

А вот границы таки устанавливались, похоже, для «суверенной» УССР: «Международные договоры второй половины 1940-х – начала 1950-х гг., установление границ УССР. Участие УССР в других международных организациях». Без упоминания СССР, вклада народов Советского Союза в восстановление экономики и налаживания мирной жизни в братской союзной республике…

* * *

«Нова школа буде плекати українську ідентичність» («Новая школа будет лелеять украинскую идентичность»), — записано в проекте.

Хотя в Киеве заявляют о приверженности европейским ценностям, рекомендациям Европейского парламента и Совета Европы.

«Новая украинская школа» требует «нового учителя, который может стать агентом перемен». Министр Гриневич планирует уволить 4 тысячи учителей. Действительно, для чего державе столько лишних «агентов перемен»?

Важно

Такое сокращение планируют провести в рамках создания «опорных школ и оптимизации школьной сети». За два года после февраля 2014-го на Украине закрыли почти 300 школ.

Новой школе обещают и «справедливое финансирование» (на уровне 7% ВВП за счет государственного, местных бюджетов, иных источников) и «автономию школы, которая будет базироваться в условиях децентрализации на центральном уровне управления».

Формула «автономии школы» заслуживает особого внимания. Кто поймет «децентрализацию на центральном уровне управления», тому повезет… с финансами в первую очередь.

* * *

Есть надежда на то, что будет реализован проект «Новая школа», а не «Новая украинская школа».

История Украины не будет перелицована в угоду националистам от истории. Старшеклассники уже способны осознанно воспринимать преподносимый в школе исторический материал.

В проекте «Новой школы» правильно подмечено: «Дитячий організм не сприймає більше, ніж відведено природою для його віку» («Детский организм не воспринимает больше, чем отведено природой для его возраста»).

В семьях сохранилась память о родственниках, воевавших в годы Великой Отечественной войны, в обществе советский период все больше и больше воспринимается не так, как предлагают декоммунизаторы и десоветизаторы…

А если учитывать, что большинство выпускников школ поступают в вузы для обучения на платной (контрактной) основе, то они вправе и ориентиры выбирать самостоятельно. В этом году в вузы Украины только на дневную форму обучения поступили 465,2 тыс. абитуриентов. 49% из них будут обучаться на платной основе… 

Источник: https://odnarodyna.org/content/novaya-shkola-ukrainy-vysokie-idei-i-ukrainskie-rezultaty

Безотцовщина украинской государственности

Концепция преподавания истории Украины как в украинских школах, так и в украинских вузах базируется априори на мифе об унитарности украинского государства с незапамятных времён.

Между тем, для одних нынешних украинских территорий центром тяжести был не Киев, а Москва и Петербург, для других – Речь Посполитая, или Австрия.

Может, именно из-за этой исторической тенденции с провозглашением независимости Украины центробежные силы стали обретать столь разрушительный для украинской государственности характер…

На буксире империи

Мы привыкли мыслить в фарватере концепции Нестора-летописца, который провозглашал Киев «матерью городов русских». Может, когда Нестор был жив, эта концепция и была актуальна.

Однако со снижением роли Киева как важнейшего торгового центра на пути «из варяг в греки» стало снижаться и его государствообразующее значение. С 1132 г.

, после смерти князя Мстислава Владимировича, древнерусское государство окончательно распалось на две республики — Новгород и Псков и тринадцать независимых княжеств. На территории современной Украины находились Киевское, Черниговское, Переяславское и Галицко-Волынское княжества.

Совет

Татаро-монгольское нашествие нивелировало значение Киева и как культурного и государственного центра. Местом сборки нового государства стало Владимиро-Суздальское княжество и Москва. Это произошло ни много ни мало, но почти 800 лет назад. Нещадно опустошаемые набегами кочевых народов просторы современной территории Украины стали тем, что мы сегодня называем «серой зоной».

Казачество было не столько феноменом государственного строительства, как об этом пишут в школьных учебниках на Украине, сколько типичной формой самоорганизации людей на территориях без права и закона.

Упразднение запорожского казачества было вызвано вовсе не украиноненавистническими взглядами российских правителей, как говорится в «национально-продвинутых учебниках», а завершением строительства полосы городов-крепостей с воинскими гарнизонами и укреплений в 1742 году, которая строилась более 150 лет и защищала от татарских набегов Слобожанщину, нынешнюю Харьковскую и Сумскую области.

Именно эту полосу называли Украиной или Окраиной, которая отодвигала рубежи государства ещё дальше.

Примечательно, что для Польши и Литвы Украина была Украиной, то есть пограничьем. Так, к примеру по тому же принципу была когда-то названа Сербская Краина, то есть от слова «край» в значении граница государства.

Нечего и говорить о том, что управлялся этот регион непосредственно из Москвы или Петербурга. Так что, тяготение современных территорий Юго-Востока Украины к непосредственному подчинению Москве имеет давнюю традицию.

Украинская (пограничная) линия на современной карте и старинной немецкой. На немецкой карте «украинская линия» отмечена чуть выше над русско-турецкой границей.

Пешки польского гамбита Вместо евразийского, русского взгляда на государство, как на семью, на территориях доминирования Речи Посполитой распространялся искривлённый «европейский» взгляд на государство как на государство, где каждый холоп, если гоноровитый, может стать шляхтой, а любой шляхтич — магнатом.

Читайте также:  Система жалованных грамот великого московского князя

У каждого польского дворянина был собственный идеал, своя мечта о государстве, которой он старался следовать. Вся Речь Посполита была поделена между магнатами, которые в своих владениях были полновластными правителями. Фактически это были государства в государстве со своими армиями, судами, и даже образовательными учреждениями.

В качестве наёмных войск в своих междоусобицах они использовали казаков, иногда татар. Казаки с большой охотой выступали в качестве наёмных добровольческих батальонов у польских магнатов. Фактически одна из таких междоусобиц переросла в Гетманщину. Теперь уже казацкие старшины становились властью на территориях, которые им удавалось подчинить.

Обратите внимание

Властью, которая действовала по образцу польских магнатов. Например в 1686 году казацкий полковник Семен Филиппович Гурко (Палий) взял власть в Фастове (Правобережье – входило в Речь Посполитую на тот момент) и округе и вёл самостоятельную международную политику (просил Россию включить в состав империи и, вместе с тем, жаловался польскому королю на притеснения от католиков).

В августе 1704 года Палий стал жертвой козней Мазепы, ещё одного самовольного магната, которого называли «гетманом» — начальником войска. По сути, территорию, которую такой гетман или полковник контролировал, можно было бы сегодня назвать территорией под властью военной хунты, то есть под властью ограниченного в числе военного сообщества в состоянии перманентной войны.

А ярлыки предателей, защитников веры или носителей национальной идеи «навесили» им историки и писатели.

В конце концов, Россия, договорившись с другими государствами, разделила с ними раздираемую усобицами магнатов, гетманов и полковников территорию Речи Посполитой – «истерички Европы», как её называли при европейских дворах.

Однако бунтарская закваска погони за призрачным, недостижимым идеалом власти осталась. «Где два украинца там три гетмана» — живет с той поры. Кстати, именно ляхи придумали национальность «украинец».

В тюрьме народов На жителей части территории современной Украины, которая в девятнадцатом веке попала под власть Австрийской империи, наиболее сильно подействовала австрийская имперская идея порядка. Организованность, которая часто доходит до нонсенса, до паранойи определила их мировоззрение.

Франц Кафка и Ярослав Гашек, каждый со своей стороны, раскрыли и ужас, и абсурдность такого мышления. Железная рука австрийской империи и жестокая нищета населения поставила на колени некогда гордых наследников славы Галицко-Волынского княжества. Львов стал польско-немецким городом с небольшим местным коренным населением.

Габсбурги определяли, как называться русским — русинами или украинцами. Террор, направленный против русскоязычных граждан и русскоязычной литературы к 1914 году дал свои результаты.

Русские в первой мировой войне воевали против русских же, и назывались Украинскими Сичевыми Стрельцами, аналогично тому, как это происходит и сейчас на Донбассе. Непробиваемая вера в силу организованности и дисциплины стала фундаментом для формирования националистов-фанатиков.

Именно они стали ударной силой и разного рода «партий», «орденов», «организаций», тайных обществ, от масонов до бандеровцев и «украинской диаспоры», которые заточены на пропаганду русофобии и ненависти к русским, сочиняя новый язык, новую литературу и новую историю.

Стоит отметить, что и национал-социализм, и фашизм, как идеология, зародились именно в Австро-Венгерской империи ещё при правлении Франца Иосифа, да и Гитлер сам был австрияком.

Важно

Австро-Венгерская «лоскутная» империя объединяла на не очень большой территории в компактном проживании десятки народов, католицизм, православие, мусульманство. Жители империи не понимали друг друга, так как общались на языках не только не близких, но и фундаментально разных: немецком, венгерском, разнообразных славянских, итальянском и др. Такое компактное проживание и непонимание друг друга, скреплённое только официальным имперским порядком, породило национальную ненависть.

Королевство Галиция и Лодомерия со столицей в Лемберге входило в состав Австро-Венгрии под австрийским протекторатом.

Закарпатье с Ужгородом принадлежало Венгрии, Буковина имела статус автономии Западная Украина входила в состав Австро-Венгрии несколькими частями: Закарпатье принадлежало автономной в империи Венгрии (фактически угорские завоеватели контролировали эти земли с незначительными промежутками, начиная с середины 13-ого столетия), Волынская, Ровенская, Львовская, Ивано-Франковская и части других областей входили в т.н. край Галиции и Лодомерии, где заправляли по факту поляки. Сами поляки свою интервенцию во Львов начали ещё во времена Данилы Галицкого, то есть почти 800 лет назад. Буковина (Черновицкая область) входила в состав Австро-Венгрии в качестве автономного края, именно поэтому там не так сильно развилось католичество и уния, аналогично тому, как оно сохранилось на Закарпатьи, сохранились прекрасные монастыри, так как поляки не правили на Буковине. Это был отдельный цисарский регион, который сотни лет очень тесно был связан с православной Румынией, входил в состав православной Молдавии, и, в конце концов, Румыния в 20-ом столетии на некоторое время получила Буковину в своё прямое управление.

Противостояние регионов

Впервые Украина родилась в нынешнем виде только сто лет назад, да и то без Западной Украины, которая была присоединена всего лишь 70 лет назад.

Мы видим, что Украинская Советская Социалистическая Республика была «склеена» не просто с трёх больших кусков территории (в 1954 добавился четвертый – Крым), а с совершенно разных по пониманию государства и государственности регионов.

С распадом Советского Союза, который вёл политику примирения, сглаживания национальных и культурных противоречий, оказалось, что очень просто можно стравить Западные области Украины с Юго-Востоком, и миф о унитарности Украины как самостоятельного государства не выдерживает никакой критики.

Однако самыми опасными и для населения Украины и для ее целостности являются территории, на которых живы традиции Гетманщины. Достаточно вспомнить 1917 год. Считается, что гражданская война на территории бывшей Российской Империи началась с октября, после захвата власти большевиками.

Но раскол в обществе, характерный как раз для состояния гражданской войны, на территории Гетманщины был уже в марте. Киев лихорадило. Небольшие города, сёла и деревни становились полностью «самостоятельными».

Совет

Митинги, безвластие, бандитизм, разрушение памятников… В Киеве уже сто лет назад «судили» и разрушили памятник Петру Аркадьевичу Столыпину… А в июле в Киеве началось вооруженное восстание так называемых полуботковцев.

Одна из воинских частей «не пожелала» идти на фронт, а требовала остаться защищать украинскую государственность «в столице», назвалась именем «гетьмана Полуботка» и требовала поставить всех солдат на «полное государственное довольствие».

Такой себе «Айдар» тех времён… И в то же время в Харькове, центре Донецко-Криворожского бассейна, ни секунду не признавали Киева в любом другом статусе, кроме губернского центра. Всё было там относительно тихо вплоть до ноября 1917, когда на ДонКривбасс напали «калединцы», казаки Всевеликого войска Донского.

Казаки Всевеликого войска Донского вступили с пролетариями Донбасса в прямое военное столкновение. Статус столицы был дан Киеву только в 30-х годах и сделали это большевики. Сама Центральная Рада управляла не более 5-тью областями в центре нынешней Украины, и при этом совсем не долго, до конца не контролируя даже Киев.

В итоге, Украина – это государственное образование, союзный ленинский проект, составной элемент Советского союза. В этом проекте были объединены несколько разных по традициям государственного устройства земель, но в этом проекте впервые украинский народ получил свою государственность и полное объединение.

Этот проект, это объединение работало в СССР, работало даже до недавнего времени в промышленном союзе с Россией. Запущенные антисоюзные процессы родили центробежные силы, в которых Закарпатье будет тяготеть к Словакии и Венгрии, Черновцы к Румынии, Западная Украина вольётся на правах «Польши Б» в неформальный союз с «Польшей А» (польская терминология 20-30-х годов прошлого столетия)… Да и на остальной части страны эти процессы не утихнут… Таков печальный итог произведённых событий 2014-ого года.

Сергей Карый, историк, Нежин

Источник: http://www.politnavigator.net/bezotcovshhina-ukrainskojj-gosudarstvennosti.html

Источник: http://www.kazaknews.ru/publ/istorija_kazachestva/bezotcovshhina_ukrainskoj_gosudarstvennosti/21-1-0-678

Насколько сильно отличается программа истории в украинских школах от программы в русских?

Скачал вчера учебники, перечитывал на свежо. Оказалось, что структурно — подходы близки. В центре -конфликтное описание мира. Народы воюют.

Старая советская классовая борьба превратилась в обоих cлучаях в историю национальных конфликтов. Коллектив — центр истории. Человек и человечество куда-то пропало из горизонта школьной истории.

И обе школьных истории склонны к героике — к величанию коллективных героев.

И еще между строк — утверждение исторической справедливости как ценности (при зияющем отсутствии правовой справедливости).

Разница учебников — в разнице героев и толкования империи (царата для украинцев), СССР и Европы. Но и тут — не понимание истории, а запоминание славных дел для россиян и обид для украинцев.

Для россиян школьная история — довольно приятное чтение. Для украинцев же — традиционная необходимость «пить бром» (В.Винниченко) до и после прочтения.

Обратите внимание

Учебники построены для госуправления памятью, инженеринга очень коллективистких идентичностей, против индивидуальности.

Я порылся в учебниках 2007-2013 гг. Везде идет программа взаимонепонимания в Восточной Европе. Обиды и точки конфликтов, а не история взаимодействия и взаимопонимания. Нынешняя война создана теми культурными процессами (в том числе школьным образованием), которые развивались в Восточной Европе: незнание друг друга, непонимание, черно-белое представление о мире и прошлом.

И еще одно общее: представление о себе как монотонном образовании. В украинской истории Донецк, Харьков и Одесса появляются лишь в конце учебников. 80% учебников касаются трети страны В российских — видимо под влиянием декларативной федеральности — регионам отдано 30%, остальное — Москва-СПб.

Внесу свои пару слов. Тема конечно интересная и тут не обходится без идеологичности (один комментарий под вопросом чего стоит).

Начнем с того что на пост-советском пространстве есть такая вещь как кумовство. Кумовство присутствует и в министерстве образовании.

Допустим в ведомстве у вас есть знакомый, а вы написали учебник, но ваше творение никто не увидит, так как книжка будет без графы «рекомендовано для программы Министерства образования» или что-то вроде того.

Зачастую такие товарищи плохо учились в университетах либо вообще не поступали на истфак. Но в силу присутствия связи их опусы читают и внимают школьники. Это первая общая беда.

Вторая общая беда заключается в нациоцентричности и этноцентричности в курсе истории. То есть «движком» исторического процесса является украинский/русский народ, который берет начало с княжеств древней Руси (чистой воды примордиализм 19 в.).

Этнические меньшинства упоминаются редко и в негативной коннотации: например евреи во время Хмельниччины, евреи-шинкари и наконец Холокост. Хотя известно что Украина — это родина хасидизма и сионистских движений и есть что рассказать об украинских евреях.

Важно

Этноцентризмом грешат и российские учебники, где кавказцы и татары упоминаются довольно редко, а о чукчах и якутах и говорить не стоит.

Третья беда — патриотичность. Наука история никогда не ставит цель сделать из человека лояльного гражданина. История учит критически мыслить. Западные школы предлагают в своих программах разнообразие мнений, идеологем и ученик может сделать выводы сам.

Четвертая беда — отсутствие множественных аспектов. В СССР помимо политического аспекта имел место быть социально-экономический, который трудно усваивался учениками из-за кучи непонятных цифр и статистических данных. Сейчас остался политический аспект и чуть-чуть история культуры.

Во французских школах история идет не как череда событий, а как последовательность аспектов к определенным событиям.

Допустим в 8 классе будет изучаться идеологический аспект Французской революции, а в 9 — социально-экономический (ученик будет рассматривать соотношение повышение цены на хлеб и инфляцию) и т. д.

Пятая беда — нет ввода в историографию, источниковедение. Учебник истории Украины/России напоминает литературный рассказ с датами. Сама история воспринимается как сказка или эпос. Соответственно возникает стереотип что история — не наука и ее можно переписать в угоду политическому режиму.

Шестая беда — отсутствие гуманистических моментов в учебниках. Гуманитарные (то есть гуманистические) науки не просто так получили это название.

Читайте также:  Внутреннее положение россии в 1920-1921 годах

История должна прививать человеколюбие, а не культ боевой славы, национализма, гордыни, обиды, ненависти. История в том числе учит нас тому, что нет ничего дороже человеческой жизни. Однако тут надо сделать одно «но!».

Российские и украинские учебники осуждают нацизм как антигуманную идеологию. «История Украины» еще и коммунизм осуждает.

Совет

Седьмая и самая главная беда — фактологические ошибки. В одном украинском учебнике я обнаружил «факт», который меня убил. Якобы Гердер (немецкий националист 19 в.

) сравнивал Украину с Грецией которая вот-вот расцветет, хотя в начале «долгого века» еще не пахло украинским национальным самосознанием.

Российские учебники не полны такими упущениями, но там любят подавать факты в идеологическом (фрагментарном) ключе или просто «смазывать» неудобные моменты для российского нарратива (например раздел Польши в 1939 г.).

Вот настолько всё плохо.

Некоторое время назад я нашел интересное исследование школьных учебников стран бывшего СССР и законспектировал его: medium.com

В целом, украинские учебники поддерживают общий тренд: на место советской концепции мира о классовой борьбе поставлена концепция о национально-освободительной борьбе.

Концепция эта механически заимствована из учебников стран Африки и Азии, столетиями находившимися в колониальной зависимости от стран Запада и ведущих с ним долгую борьбу за независимость.

Соответственно, в учебниках стран бывшего СССР узурпатором свободы народов выставляется Российская империя во всей ее продолжительности, начиная с Московского царства и заканчивая Советским Союзом. А главным виновником всех бед — русский народ.

«Воссоединение Украины с Россией» 1654 года подается как признание Москвой независимости Украины, которая потом была той же Москвой «преступно» отобрана. На самом же деле, договор 1654 года, «Мартовкие статьи», устанавливал условия службы Запорожского войска русскому царю.

Аналогично тому как служило, например, и Донское казачество. Между тем, воссоединение исторических русских земель стало возможным благодаря национально-освободительной борьбе русского народа против Польского владычества под руководством Богдана Хмельницкого.

Понятия Украины и украинцев тогда не было, запорожские казаки считали себя русскими людьми, а свою землю — Южной или Малой Россией.

Обратите внимание

Участие «Гетманщины» в Северной войне авторы некоторых учебников рассматривают как «трагедию украинского народа», а выступление против Петра I гетмана Мазепы как «попытку освободиться от московского царизма».

Измена Мазепы подается как заранее разработанный план «освобождения от московского ярма», в котором он использовал Карла XII в своих целях. Карл XII, таким образом, из одного из основных действующих лиц Северной войны превращается в объект политики хитроумного гетмана.

Пытаются доказать, что у гетмана не оставалось выбора: якобы победа любой из сторон означала бы ликвидацию «украинской автономии», поэтому он выбрал «единственное возможное решение»: «освобождение из-под власти царя заранее до окончания войны и подписание сепаратного мирного договора». В реальности же речь шла не о сепаратном мире, а о переходе на сторону Карла XII.

Культивируется миф о СССР как тоталитарной «империи», ведущей политику «русификации», где «отсутствовала украинская государственность». Тем самым снижается роль УССР как учредителя Союза ССР и снимается вопрос о насильственной «украинизации» 1920 — начала 1930-х гг.

В целом довоенный период истории Украины в составе СССР характеризуется так: «в чрезвычайно сложных условиях отсутствия государственности и тоталитарного сталинского режима она (украинская нация) в короткое время отстроила свою экономику и добилась дальнейшего своего развития».

Общесоюзный голод 1932-1933 гг. в украинских учебниках квалифицируется как геноцид. «Голодомор» рассматривается в контексте сталинских репрессий. Авторы учебников называют потери от «голодомора» от 3 до 12 миллионов, что, учитывая общую демографическую ситуацию в стране, является явным преувеличением. Кроме того, часто общесоюзные потери от голода выдаются за потери одной Украины.

Как одну из основных черт советской послевоенной политики в УССР все авторы учебников выделяют русификацию. При этом сами же приводят факты, противоречащие их мифу.

Например, «объем передач республиканского телевидения делился в языковом отношении напополам», что же касается соотношения изданных книг и выпущенных фильмов на русском и украинском языках, то здесь, как правило, не учитывается, что значительная их часть выпускалась за пределами Украины, в том числе в Белоруссии и Молдавии.

Важно

Термин «Великая Отечественная война» применяется далеко не всеми авторами учебников. Некоторые называют ее «советско-германской». Утверждается, что Вторая мировая война развязана совместно СССР и Германией в результате пакта Молотова-Риббентропа, здесь обе державы выступают в роли агрессора.

Важную роль в учебниках играет миф о двух течениях движения Сопротивления на Украине: советского и самостийнического, при этом самостийники ОУН-УПА якобы «вынуждены были вести борьбу на два фронта» и «представляли наибольшую угрозу гитлеровцам».

Однако не приводится ни одна успешная операция ОУН-УПА против немцев. Не сообщается, кто их снабжал униформой и вооружением. Замалчиваются факты убийства советского разведчика Н.Кузнецова и генерала Ватутина ОУНовцами. Не упоминается «Волынская трагедия» 1943 г.

, когда ОУНовцами был проведен геноцид польского населения на Волыни.

Прослеживается явная попытка реабилитировать коллаборационистов в контексте «репрессий на Западной Украине» после прихода Красной армии.

В украинских учебниках тиражируется фальсификация о карательных операциях в отношении населения Западной Украины сотрудников НКВД, переодетых в форму УПА. В одном учебнике приводится фотография с подписью: «Солдаты спецподразделения НКВД, переодетые в форму воинов УПА.

Западная Украина, 1947 г.». Однако давно доказано, что на снимке — «боевка» УПА. И это несмотря на то, что те же авторы признают, что боевики УПА надевали советскую форму для проведения своих карательных акций в отношении местного населения, настроенного просоветски.

Злодеяния, в исторической действительности совершавшиеся националистами, современные украинские учебники истории приписывают советской власти.

Учился в Донецке укр. И даже в тот момент когда уже была днр в 11 классе на предмете история отечества (бывш история Украины) нам рассказывали о том какой плохой Гитлер и не менее ужасный сталин .

Когда все кричали про то какой ужасный Бандера- на истории всему классу исходя из книг и фактов доказали и рассказали ,что Бандера не был коллаборантом и умер в конц лагерях Германии за позицию независимой Украины (и это в ДНР,ярые ватники была в шоке ).

Совет

Рассказывали про казацкую Украину ,то к какой стране  симпатизировали гетьманы и почему  стоит не любить Россию с её имперскими замашками да и в принципе все страны что были вокруг .

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/4896/naskolko-silno-otlichaetsya-programma-istorii-v-ukrainskikh-shkolakh-ot-programmy-v-russkikh

«Одна из главных проблем образования Украины — как сохранить вузы»

В новом учебном году на Украине будет больше первоклассников и меньше первокурсников. Недавно принятый закон «О высшем образовании» сократил количество высших учебных заведений с 802 до 317.

По словам министра образования и науки Украины Сергея Квита, к концу учебного года ВУЗов станет ещё меньше. Уменьшился и объём госзаказа.

Исключение составляют военные специальности, число бюджетных мест на которые увеличили.

Кроме того, с этого года в украинских школах вводится курс по национально-патриотическому воспитанию. «Концепцию национально-патриотического воспитания детей и молодежи» утвердило Министерство образования Украины. Её цель — «восстановление исторической памяти о периодах государственной традиции на Украине».

Особое значение в документе отведено знакомству с историей «героической борьбы украинского народа за государственную независимость в течение своего исторического пути». В частности, речь идёт об ОУН, УПА, диссидентском движении, студенческой «Революции на граните», «Оранжевой» революции, «Революции Достоинства» и т.д.

Военно-патриотическое воспитание рекомендуют проводить с привлечением участников боевых действий на Востоке страны и членов семей «Небесной сотни».

Об особенностях нового учебного года и проблемах, с которыми сталкивается украинское образование, корреспондент издания «Украина.Ру» Алёна Сергеева поговорила с экс-министром образования и науки Украины Станиславом Николаенко. Сейчас он глава Общественного совета в сфере образования и науки, ректор Национального университета биоресурсов и природопользования.

— Станислав Николаевич, каким будет этот учебный год на Украине, и чем он отличается от предыдущих?

— Прежде всего, хотелось бы, чтобы этот учебный год был мирным. Это то, чего хочется всем. Уже понятно, что год будет непростым. Во многом, из-за демографической ситуации в стране.

Обратите внимание

Количество ребят, поступивших в колледжи и ВУЗы, в сравнении с прошлым годом уменьшилось на 23%. Что же касается университетов, институтов и академий, из 460 тысяч мест на первых курсах поступивших — не более 180 тысяч.

Соответственно, освобождаются преподаватели, и одна из главных проблем — как удержать ВУЗы.

— Но ведь помимо демографических проблем существует и проблема военных действий на Востоке Украины. Насколько это осложнило ситуацию?

— Что касается нашего университета, у нас есть студенты и из Донецкой, и из Луганской областей. Правда, их не так много. Раньше к нам поступали и крымчане, у нас даже был филиал в Симферополе. Сейчас представителей данных регионов существенно меньше.

— Насколько меньше?

— Если говорить о Крыме, то процентов на 99. Студентов из Донбасса меньше почти наполовину.

— Из-за сложностей с грядущим отопительным сезоном сейчас рассматривается вариант увеличения зимних каникул для школьников и студентов и, соответственно, пересмотр учебных графиков. Возможно, сократят каникулы в тёплое время года или внедрят 6-дневное обучение. Насколько это целесообразно?

— Вряд ли такие меры принесут ощутимый положительный результат. И это не только моё мнение, я общаюсь с ректорами ведущих украинских ВУЗов. В прошлом году в нашем университете каникулы были с 1 января по 9 февраля. За счёт этого удалось сэкономить на освещении и отоплении около 4 миллионов грн.

Однако подобные шаги приводят к снижению качества подготовки студентов и школьников. Кроме того, по моему мнению, прошлый год по степени напряжения в отношениях Украины и Российской Федерации был более сложным. Надеюсь, что если Президент и Правительство мобилизуются, этот год хуже не будет.

— Кстати, об отношениях с Российской Федерацией. Как известно, в этом году обучение на Украине будет проходить в соответствии с «Концепцией национально-патриотического воспитания детей и молодежи», утверждённой Министерством образования. Приведу лишь один пример. «История Украины 1914 — 2014 гг. Материалы к учебнику для общеобразовательных школ».

И на странице 201 мы видим следующую иллюстрацию с подписью«На курорт к нам приползло колорадское ***ло».

Интересно было бы узнать Вашу позицию относительно таких картинок в школьных методичках.

И где грань между «национально-патриотическим воспитанием» и здравым смыслом, элементарными правилами приличия? Ведь нецензурная лексика в учебниках — это не нормально…

— Как мне кажется, сегодня мы видим перелом в психологии людей, их мировоззренческих принципах. В частности, это происходит и со мной. В отношения Украины с Россией вбит осиновый кол.

Ведутся откровенные боевые действия, уничтожается историческую память. Из восьми братьев моего отца четверо погибли во время Второй мировой, во время Великой Отечественной войны.

Умалять вклад Украины в эту победу… я думаю, что никто не имеет права это делать.

— Тем не менее, в учебниках во время Великой Отечественной войны вряд ли были нецензурные выражения…

— Что касается данного учебника, по моему мнению, его авторы «дали в штангу». Я говорю образно, по-студенчески. Так бы сказали мои студенты. Действительно, существует элементарная культура и, конечно же, переходить на нецензурные выражения было нельзя.

— Ещё один скандал — теперь уже с учебником по русскому языку для 9 класса, который получили ученики некоторых гимназий Киева. Причиной возмущения родителей стало то, что на первой странице изображён герб Российской Федерации, а внутри — «множество пропагандистских разделов»…

— В учебнике может быть герб любой страны — существующей и не существующей. Главный вопрос в том, с какой целью это сделано. Если с целью прославлять и поклоняться — одно дело. Если же это сделано с целью простого повествования — совсем другое.

То есть, нужно смотреть, в каком контексте всё это подаётся. Убеждён, что цензуры быть не должно.

Когда я был министром образования, мы работали по такой методике: отправляли учебник на рецензию и 10 экспертов «втёмную», не зная, кто автор, давали ему оценку.

Важно

Что же касается данного учебника, кто-нибудь должен был подсказать: «люди добрые, на Украине не может быть российских учебников. Равно как и американских. У нас должны быть только украинские учебники. А вот язык обучения может быть и венгерским, и русским, и крымско-татарским и так далее». Это ведь азы. Те, кто утверждает такие учебники и пособия, должны об этом знать.

— А вот мой ребёнок изучает немецкий язык по немецким учебникам. Школа, в которой он учится, имеет тесные связи с Германией, оттуда приходит учебная литература…

— Это не правильно, это нарушение. Если учителя такой учебник используют для обучения (наряду с сетью Интернет, журналами, различными пособиями) — вполне может быть. Но программа и базовый учебник должны быть украинскими.

Читайте также:  История россии после правления петра i

— Возвращаясь к началу нового учебного года. В чём, по-Вашему мнению, главные проблемы украинского образования, и есть ли преимущества?

— Главная наша сила в большом генетическом потенциале нашего народа — сильного и свободолюбивого. Я вспоминаю 2011 год, Зимняя Универсиада в Турции. Мы туда поехали делегацией в 300 человек.

Там шли китайцы, американцы, россияне, англичане, французы… И я тогда, будучи министром, волновался о том, как же мои студенты выступят. А когда начались непосредственно соревнования, я понял, что равных нам нет.

Наши дети могут всё.

То же самое было на олимпиадах, когда мы соревновались в программировании, по физике, точным наукам… В этом, безусловно, наша сильная сторона. Другое дело, насколько Правительству удаётся создавать ребятам условия. А самая главная проблема украинского образования — это положение школьного учителя, преподавателя университета, учёного. Они сегодня крайне бедны.

Когда я стал министром образования и науки Украины, средняя зарплата по школе составляла 70 долларов. Мне удалось повысить её до 250 долларов. Но сегодня, после всех этих валютных прыжков, учительская зарплата не превышает 150 долларов. Власть должна решительно идти на повышение заработных плат научно-педагогическим работникам.

Это первый вопрос. Второе — у нас крайне отстала материально-техническая база. Необходимо заинтересовать бизнес, чтобы он производил технические средства для обучения. Возможности для этого есть. Взамен можно снижать налоги, создавать льготные условия. И бизнес бы на это пошёл. Но сегодня ничего этого нет.

А обучать «на пальцах» очень сложно.

Беседовала Алёна Сергеева

Источник: https://ukraina.ru/interview/20150901/1014157557.html

Высшая школа на современном этапе — ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В НЕЗАВИСИМОМ УКРАИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕ — История педагогики Украины

Раздел VIII

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В НЕЗАВИСИМОМ УКРАИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

3. Высшая школа на современном этапе

Высшее образование в Украине в первые годы независимости развивалась согласно стратегии, определенной Государственной национальной программой «Образование» («Украина XXI века»), принятой в 1994 г.

Основополагающим документом, который регулировал ее правовое, организационное и содержательное обеспечение, стал Закон Украины «О высшем образовании» (2002).

Главными задачами высшего учебного заведения как центра образования и воспитания молодежи определены:

• удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

• воспитание в духе украинского патриотизма и уважения к Конституции Украины;

• приобретения высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности;

• удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно — педагогических кадрах высшей квалификации;

• организация и проведение фундаментальных поисковых и прикладных научных исследований по проблемам образования, переподготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов;

• повышение образовательно-культурного уровня граждан.

Совет

Однако в условиях переходного периода, который сопровождается одновременным изменением общественно-политического и экономического устройства, происходит нарушение процесса воспроизводства научно-технических кадров, снижение общественного статуса их деятельности и как следствие — отток молодежи из отраслей науки и техники, образования и культуры.

Особенностями становления высшей школы в этот период является:

• несогласованность потребностей современного общества и уровня подготовленности выпускников школ и ВУЗОВ;

• несоответствие новых целей и задач формам управления и функционирования высшего образования, а также интересов субъектов образовательного процесса их возможностям;

• относительная изолированность современных университетов от общества;

• проблема подготовки и повышения квалификации преподавателей ВУЗОВ.

За годы независимости в высшей школе Украины произошли существенные пере-созидания — введен институт частного образования, обновлена структура и направления подготовки специалистов.

Современное состояние высшего образования регламентируется рядом государственных актов, концептуальным и содержательным наполнением, ориентацией на международные параметры и стандарты (рис. 20).

С целью повышения качества, доступности и конкурентоспособности национального образования и науки на мировом рынке труда и образовательных услуг; создание новых методов и предоставления новых возможностей для научного поиска и технологического развития; повышение эффективности научных исследований, содействия эффективному международному научному сотрудничеству; обеспечение доступа граждан к научно — образовательных ресурсов и создание условий для непрерывного обучения в течение всей жизни определена стратегия реформирования высшего образования.

В соответствии с утвержденным МОН Украины «Государственного стандарта высшего образования» разработана и внедрена в лицензировании и аттестации система стандартов высшего образования. Она содержит обязательные и вариативные составляющие.

Систему стандартов высшего образования составляют:

• государственный стандарт;

• отраслевые стандарты;

• стандарты высших учебных заведений.

Стандарты высшего образования являются основой оценки ее качества и профессиональной подготовки, а также качества образовательной деятельности высших учебных заведений независимо от типа, уровня аккредитации и формы обучения.

Составляющие государственного стандарта высшего образования:

• перечень квалификаций по соответствующим образовательно — квалификационным уровням;

• перечень направлений и специальностей, по которым осуществляется под готовка специалистов в высших учебных заведениях за соответствующими образовательно-квалификационными уровнями;

• требования к образовательным уровням высшего образования;

• требования к образовательно-квалификационных уровней высшего образования.

Составляющих отраслевых стандартов высшего образования:

• образовательно-квалификационные характеристики выпускников высших учебных заведений;

• образовательно-профессиональные программы подготовки;

• средства диагностики качества высшего образования.

Стандарты высших учебных заведений содержат:

• перечень специализации по специальностям;

• вариативные части образовательно-квалификационных характеристик вы пускників;

• вариативные части образовательно-профессиональных программ подготовки;

• вариативные части средств диагностики качества высшего образования;

• учебные планы;

• программы учебных дисциплин.

Порядок разработки стандартов высшего образования и внесения в них изменений, а также осуществления контроля за их соблюдением определяется Кабинетом Министров Украины.

Разработка государственных стандартов образования обусловливает потребность в их научном и методическом обеспечении.

Обратите внимание

Наработанные учебные и образовательно — профессиональные программы служат основой организации учебного процесса в соответствии с государственными стандартами.

По заказу Министерства образования и науки Украины усилиями ученых и преподавателей созданы новые современные учебники для всех звеньев высшей школы.

Учебный процесс в высшей школе в основном обеспечен альтернативными учебниками и учебными пособиями, согласованными с государственными стандартами.

Методический аппарат многих учебных изданий отвечает современным требованиям и обеспечивает современные методы работы с учебником или пособием.

В основе учебников по педагогике — достижения украинской научной школы Василия Помагайби, Василия Онищука, исследование проблем организации народной педагогического образования, проблем управления и основнаукової труда в школе Алексея Русская, Василия Чепелева, Николая Черпінського и других.

Психологическим основанием педагогических учебников послужили результаты исследований украинской научной школы Григория Костюка по проблемам психического развития детей, их индивидуальных осо-ностей, мышления.

В учебниках отражены оригинальные идеи педагога — новатора, одного из зачинателей педагогики сотрудничества, яркого представителя инновационной образовательной практики Александра Захаренко.

Законом Украины «О высшем образовании» основана многоступенчатая образование, ориентирована на подготовку специалистов трех уровней: младшего специалиста, бакалавра, специалиста, магистра.

Важно

Контроль за предоставлением высшими учебными заведениями качественного образования осуществляется в форме государственной аттестации, которая проводится не реже одного раза в 10 лет в порядке, установленном Министерством образования и науки Украины. Государственная аттестация высшего учебного заведения предоставляет, подтверждает или повышает его уровень аккредитации.

Уровень аккредитации

Учебное заведение

Образовательно-квалификационный уровень

IV

Университет

(получение полного высшего образования и квалификации широкого

спектра естественных, гуманитарных, технических,

экономических и других направлений науки, техники, культуры и искусств)

СПЕЦИАЛИСТ

(специальные умения и знания,

достаточные для выполнения задач и обязанностей определенного уровня профессиональной деятельности)

МАГИСТР

(специальные умения и знания, достаточные для выполнения профессиональных задач и обязанностей инновационного характера определенного уровня профессиональной деятельности)

Академия

(получение полного высшего образования и квалификации в определенной области науки, производства, образования, культуры и искусства)

III или IV

Институт

(получение полного высшего образования и квалификации в определенной области науки, производства, образования, культуры, искусства)

БАКАЛАВР

(функциональные знания, умения и знания относительно обобщенного объекта труда (деятельности), достаточные для выполнения задач определенного уровня профессиональной деятельности)

Консерватория

(получения базового высшего образования и квалификации в области культуры и искусства)

II

Колледж

(получения базового высшего образования и квалификации в родственных направлениях подготовки или по нескольким родственным специальностям (если входят в учебного или учебно-производственного комплекса))

1

Техникум (Училище)

(получение неполного высшего образования и квалификации по нескольким родственным специальностям)

МЛАДШИЙ СПЕЦИАЛИСТ

(специальные умения, знания,

достаточные для осуществления производственных функций определенного уровня профессиональной деятельности)

В период между аттестациями не чаще 1 — 2 раз в год осуществляется текущее инспектирование учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений. Раз в 5 лет проводится фронтальная проверка деятельности обучав заведения (итоговое инспектирование).

Такая модель государственного контроля имеет определенные недостатки. В частности, не предусмотрено независимой институции для оценивания качества образования в учебных заведениях; нормативные показатели реально не подкреплены научно-методическим и техническим обеспечением; государственная аттестация как основная форма умаляет роль инспектирования в системе государственного контроля.

Доступность высшего образования, задекларированное в законе, обеспечивается системой ВУЗОВ разных форм собственности (государственная, коммунальная, частная), финансирования (государственный, местный или частный бюджет), но единого подчинения нормативным актам МОН Украины.

Для подтверждения уровня высшего образовательного учреждения введена система аккредитации по специальности и учебного заведения в целом.

Эта система предусматривает контроль и оценку уровня оснащенности высшего учебного заведения, научного статуса и задела преподавателей, качества знаний студентов. Система обязывает каждый ВУЗ Украины соблюдать присвоенного уровня аккредитации и нести ответственность пе-ред студентами, их родителями за качество предоставляемых образовательных услуг.

Совет

Новый этап в развитии украинского образования положил начало указ президента «О неотложных мерах по обеспечению функционирования и развития образования в Украине» (2005). На его выполнение Министерством образования и науки разработан и принят правительством государственную программу «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» на 2006 — 2010 годы.

В определении мероприятий программы приняли активное участие ведущие ученые Национального технического университета, Национальной академии наук Украины, специалисты заинтересованных министерств, ведомств и высших учебных заведений.

Выполнение задач программы будет осуществляться с учетом стратегии социально-экономического развития регионов и новейших достижений в информационной сфере. Программа рассчитана на пять лет, ее ва-ртість — около 1,8 млрд. грн.

Важной составляющей программы является создание информационных ресурсов украинского научно — образовательной среды, которое требует развития инфраструктуры национальной научно-образовательной телекоммуникационной сети, к которой уже сегодня подключено более 80 университетов и научных учреждений НАН Украины. Развитие инфраструктуры сети даст возможность подключить к ней все остальные университеты и академические научные учреждения, углубит информационный обмен и интеграцию между ними.

Основной задачей этой сети является высокодинамичный поиск и распространение информации научно — образовательного характера — организация доступа к мировым электронным библиотекам, проведение видеолекций и видеоконференций, обеспечение учебного процесса дистанционного образования и предоставления возможностей для пилотной апробации новых телекоммуникационных технологий и подготовки кадров для внедрения этих технологий в производство и бизнес.

Значительным фактором вывода отечественного образования на качественно новый уровень и улучшение подготовки высококвалифицированных специалистов является не только компьютеризация учебного процесса, но и внедрение интернет — технологий, создание корпоративных сетей и виртуальных лабораторий, которые дают возможность в реальном времени выполнять экспериментальные исследования в процессе аудиторных занятий.

Программа направлена на объединение информационных ресурсов образования, науки, а также других отраслей общественной деятельности.

Указом президента «О неотложных мерах по обеспечению функционирования и развития образования в Украине» определены пути интеграции украинского образования в европейское образовательное пространство в контексте Болонского процесса.

Обратите внимание

Основанный 1999 г. по инициативе Болонского университета процесс европейской интеграции науки и образования имеет две составляющие:

1) формирование содружества ведущих европейских университетов под эгидой Великой хартии университетов;

2) объединения до 2010 г. национальных образовательных систем в европейское образовательное и научное пространство с едиными требованиями, критериями и стандартами.

Главная цель Болонского процесса — объединение усилий научной и образовательной общественности и правительств стран Европы для существенного повышения конкурентоспособности европейской системы науки и высшего образования в мировом измерении, а также повышения роли этой системы в общественных преобразованиях.

Присоединение Украины к Болонскому процессу решает две важные задачи. Во-первых, обязывает работать на уровне европейских требований, во-вторых, таким образом гарантируется высокий уровень качества образования.

Источник: http://schooled.ru/psychology/history_pedagog/41.html

Ссылка на основную публикацию