История византийской и османской цивилизации

Османская империя и опыт Византии

Османская империя и опыт Византии
Sipahi

Продолжаем рассказ о взгляде на Османскую империю греческого историка Димитриса Кицикиса. Автор разоблачает ряд необъективных  представлений об этом государстве, укоренившихся в сознании современных европейцев.

Ислам и политическая мудрость правителей Османской империи позволили воспользоваться государственным опытом Византийской империи, совершенствовать его согласно требованиям норм шариата, и добиться политических, экономических, культурных и военных успехов.

Политический, культурный, экономический и социальный опыт

       Отец греческой православной церкви, св. Иоанн Дамаскин, родившийся в Дамаске в середине VII в., преданно служил своим мусульманским хозяевам, а византийский император Лев III Исавр (717-741) разрешил строительство мечети для мусульманской общины Константинополя.

Мехмед I (1413-1421) заменил греческий — язык администрации — турецким и персидским. Тем не менее, султаны и их визири продолжали пользоваться греческим в качестве языка международного общения.

Обратите внимание

По этому поводу интересно отметить, что османы вели переписку с итальянцами не на латыни, а на греческом языке.

      Став официальным, суннитский ислам сохранил терпимость по отношению к «людям Писания» – христианам и иудеям. Закон Промежуточного региона по-прежнему признавал различные вероисповедания  при условии, что люди, придерживающиеся иных, чем государственные, религиозных взглядов, платят особый налог – джизью.

    Особенно остро преемственность византийско-османского культурного пространства ощущается в Стамбуле в зданиях мечети Айя София и, расположенной напротив построенной через 11 веков мечети султана Ахмеда. Эти созидательные преемственность и синтез воплощены в личности величайшего османского архитектора Синана, родившегося в 1491, умершего в возрасте 97 лет.

Грек из Анатолии, уроженец Кайсери, получил греческое воспитание, но в 21 год вступил в корпус янычар, став мусульманином-бекташи. Реализовавшийся в личности Синана греко-турецкий синтез — религиозный и культурный превратил его в настоящего османа.

Взаимопроникновение православного христианства и ислама происходило на уровне народа, а не элиты, и при посредстве мусульман – суфиев.

      Одной из многочисленных форм влияния ислама на православное христианство являлось движение иконоборчества, которое развернулось в Византии в VIII веке. Христиане выступили против культа священных изображений, начали разбивать иконы, считая их объектом идолопоклонства.

Греческий император Константин V добился официального осуждения любых изображений в здании церкви. В итоге был достигнут компромисс, который и сегодня является характерной чертой восточной христианской церкви, разрешающей иконы, но не скульптуры. А изображение святого в исламе запрещено традицией.

Как и православные христиане, мусульмане особенно негативно относятся к скульптуре.

Важно

Фольклорные турецкие традиции распространились на всем пространстве Османской империи и смешались с традициями других народов региона: турецкие танцы каршимата и чиф-тетелли исполняются в Греции, греческие сирто и хора популярны в Турции.

Михаил Палеолог взял изображение двуглавого орла в качестве фамильного герба у тюрок-огузов.  В XIII веке у султана из династии Сельджукидов и у византийского императора была одна и та же эмблема  — двуглавый орел. Эта эмблема турок и греков стала в XIX веке символом греческого антитурецкого националистического движения «Мегали Идэа» (Великая Идея).

Османская империя и опыт Византии

Преемственность в политических и военных традициях

      Мурад I освободил государственную казну от выплаты военного жалованья, теперь военачальники получали тимары (лены), а также должность губернатора завоеванной провинции. Тимариоты должны были кормить, обучать и поставлять солдат султану. Командующие-христиане, вступив в ряды османской армии, сохраняли свои лены.

Родоначальником одного из древнейших и влиятельнейших родов османской аристократии — семьи Михалоглу был византийский феодал Кесе Михал , принявший ислам и присоединившийся к Осману I. Султан строго контролировал тимары.

Таким образом, в эпоху правления османов центральная власть была восстановлена на обоих берегах Эгейского моря.

      Восстановив власть государства, Османская империя сократила злоупотребления феодалов и соответственно облегчила налоговое бремя крестьян. Византийский философ из Мистры Георгий Гемист Плифон (ок. 1355-1452) предвидел, что алчность землевладельцев сыграет на руку турецким завоевателям: подати в форме отработок оставляли разнообразные лазейки для злоупотреблений.

Налоговая политика османов была направлена на сокращение отработок.  

        Мурад I, использовав свою привилегию взимания пятой части добычи (пенчик) для содержания преданного ему элитного корпуса  капыкуллари, придав ей форму девширме,  систематический призыв мальчиков из семей православных христиан, лучшие из которых поступали на службу во дворец или в армию. При Мураде II и Мехмеде II эта система стала повсеместной.  Новая армия Османов состояла из пехоты — янычар и конницы — сипахи. Правительство и армия перешли в руки капыкуллари. Преданные султану великие визири, выходцы из «девширме», были наделены им властью, тимарами и доходами.

       В истории Византийской империи было много узурпаторов. С 324 по 1453 г., то есть на протяжении 1129 лет, сменилось 14 правящих династий. В истории Османской империи  – была одна-единственная династия.  Османское государство было основано на двойном дуализме.

С одной стороны, существовал социальный дуализм: «военные» и остальной народ (райя), с другой — религиозный: суннитский ислам и христианское православие. Правящая элита – «османы» состояла из класса «военных», в который входили руководители миллетов, в частности, двух основных — «турецкого» и «греческого».

Совет

В основе такой удивительной стабильности центральной власти, сохранившейся, несмотря на любые кризисы и революции, лежала система, построенная во время правления Мехмеда Фатиха.

Османская империя и опыт Византии

Мифы и правда о «капыкуллари»

    Дословно «капыкуллари» – «рабы Порты». Это класс военной знати, представители которой имели право ездить верхом и перепоясываться мечом.

 К «османам», которые по приказу султана выполняли определенные государственные поручения, не участвовали в производстве и были полностью освобождены от налогов,  помимо военных относились чиновники, придворные и верховное духовенство миллетов:  мусульмане, и немусульмане.

  Те, кто занимался торговлей или земледелием, мусульмане или немусульмане, в Румелии или в Анатолии, относились к райе и платили налоги. Попасть из райи в класс «военных», минуя службу в янычарском корпусе, можно было только в исключительных случаях по указу султана.

     Быстрый темп перестройки османского общества на византийский манер в XIV веке обусловил опасность ассимиляции турок Византийским государством. Для политического объединения страны все османы должны были принять суннитский ислам. В итоге они выбрали промежуточное решение.

  Уникальность структуры османского государства состояла в том, что в качестве общей идеологической цементирующей основы были использованы возможности братства Бекташия корпуса «капыкуллари».

Это помогло султану установить полную власть над элитой государства, которая была бы им предана телом и душой, добиться ее полной преданности.

Эти люди, порвавшие со своими родственниками, с православным христианством, приняв ислам, полностью перерождались и  не имели иной материальной и душевной привязанности, кроме личности своего правителя. При таком условии они превращались в элиту правящего класса и получали из рук султана власть и почести.

Обратите внимание

    Этим привилегированным сословием были только православные «греки», то есть исключительно христиане. Исключение султан сделал для мусульман Боснии. В XV в. встретились с боснийскими христианами – богомилами.

Для уничтожения еретического учения римский папа организовал крестовые походы.  Когда спустя десять лет после падения Константинополя, Мехмед II завладел Боснией, на Балканах произошло уникальное явление: все богомилы решили принять ислам.

Однако прежде они заключили с султаном договор, согласно которому их обращение не будет служить препятствием для них самих или для их потомков стать «девширме».

В  XIX веке историк Константинос Папарригопулос отмечал, что греки завладели властью в Османской империи благодаря системе «девширме», однако ради этого им пришлось пожертвовать своей религией.

Османская империя и опыт Византии

       Рекрутирование будущих капыкуллари проходило  исключительно добровольно. Вопреки некоторым утверждениям, дети младше пяти лет не подлежали призыву, в основном набирались мальчики в возрасте от 8 до 18 лет, предпочтение отдавалось четырнадцати-восемнадцатилетним. В качестве исключения принимались юноши 19-20 лет.

Кандидатами в девширме становились подростки из православных семей с устойчивой сформировавшейся в условиях крестьянской жизни психикой, способные отвечать за свои поступки. Государственный глашатай собирал на деревенской площади мальчиков определенного возраста, которых сопровождали их отцы и священник с церковными книгами с записями рождений.

Юноши должны были отличаться нравственным поведением, быть здоровыми, холостыми, иметь здравствующих родителей и братьев, не заниматься торговлей или ремеслами. Из всех собравшихся вербовщик выбирал лишь несколько человек. Среднегодовое количество мальчиков, рекрутируемых по всей империи согласно системе девширме, оценивалось от 1 до 3 тыс. человек. Рекрутов привозили в Стамбул или в Бурсу.

Тех, кто отличался исключительными способностями, направляли в группу аджеми оглан (группа новичков), где их готовили к службе во дворце в качестве пажей — иш оглан (мальчики Внутренней службы). Воспитание было элитарным. Они жили на полном пансионе под строгим контролем ак ага (белых евнухов). Им запрещалось общаться не только с женщинами, но и с внешним миром.

Помимо военных дисциплин, религиозного мусульманского образования, каллиграфии, изобразительных искусств они изучали традиционные науки, должны были уметь читать и писать на османском, арабском и персидском языках, а также проходили специализацию в различных областях управления. После четырех лет учебы проводился новый отбор — чикма (выпуск).

Лучшие ученики продолжали учебу и одновременно несли службу во дворце. В XVII веке насчитывалось 700 пажей. Остальные становились офицерами кавалерийских батальонов «капыкуллари» и управляющими провинциями империи.

Османская империя и опыт Византии

Вооруженные силы Османской империи

       Сухопутная армия государства комплектовалась из «капыкуллари». Всего формировались три корпуса: корпус янычар (пехота), численность которых в период правления Сулеймана I увеличилась до 30 тыс.; корпус артиллеристов, в 1574 г.

состоявший из 2125 человек; и наконец, кавалерия (капыкулу сюварилери), получавшая жалованье в Стамбуле и в крупных городах, но не имевшая тимаров. Последних не следует путать с феодальной кавалерией конницей (тимарлы сипахи), созданной из наделенных тимарами «капыкуллари».В 1527 г.

насчитывалось 27868 сипахи, владевших тимарами, в то время как к концу XVI в. число «кавалеристов на жалованьи» не превышало 6 тысяч.

Османская империя и опыт Византии

     В 1466 г., во времена правления Мехмеда Фатиха, на острове Лесбос, недавно захваченном османами у генуэзцев, в семье сипахи грека-мусульманина Якуба и христианки Каталины родился Хызыр – третий из четырех сыновей. Отца Якуба, тоже сипахи, звали Абдулла. Хызыр, получил известность под именем Хайреддин Барбаросса (1466-1546) и стал символом морской славы империи.

Он говорил на многих языках, в том числе на греческом. Двадцать седьмого декабря 1533 г. султан Сулейман I назначил Барбароссу командующим морскими силами империи (капудан-пашой). Хайреддин возродил и укрепил османский флот.

Он получил также титул бейлербея – самый высокий чин в администрации османских провинций, равный рангу министра (визиря) и дававший право участвовать в заседаниях султанского совета. Провинция морского генерал-губернатора состояла из 13 санджаков, расположенных на побережье и островах Эгейского моря со столицей Гелиболу.

Важно

Вместе с провинцией Алжир, присоединенной Хайреддином к империи, они образовали тимары, финансировавшие морской флот. Мореходство Османской империи стало успешно развиваться с появлением Хайреддина Барбароссы.

Османская империя и опыт Византии

Система исламского образования

       Институт знаний  – Илмийе был представлен  улемами, мусульманскими ученными которые под руководством шейх-уль-ислама занимались толкованием религиозного права суннитского ислама и норм шариата. Улемы исполняли должности преподавателей и судей. Они обучали мусульман в начальных школах при мечетях  и в 8-уровневых высших школах -медресе.

Читайте также:  Карта: междоусобная война в московском княжестве 1425-1450 гг

Первая османская медресе была построена Орханом в Изнике (Никее) в 1331 году. В школах преподавали арабский язык, каллиграфию, суннизм, риторику, поэзию, логику, философию, астрономию. В 1550-1559 годах Сулейман I построил в Стамбуле рядом с мечетью, которая носит его имя, комплекс высших школ четырех уровней, где обучались дипломированные студенты восьмого уровня медресе.

В них  преподавали медицину, математику и физические науки. В качестве судей-кади и муфтиев улемы заседали в мусульманских судах. В Османской империи религиозное мусульманское право (шариат) находилось в подчиненном положении по отношению к гражданскому (канун). Шариат решал личные дела и регулировал жизнь мусульманского суннитского миллета.

При этом улемы обладали правом признавать недействительным любой гражданский закон, если тот противоречит шариату. Кади принимали решения как по вопросам религии (соблюдение законов шариата), так и по гражданским делам. Однако свидетельствовать могли только мусульмане по рождению.

Муфтии занимались теорией мусульманского права и непосредственным толкованием закона (фикх) и выдавали фетвы- официальные суждения по поводу какого-либо правового или религиозного мусульманского закона.

Налоговая система империи

      Налоги в Османской империи делились на две категории.  Предписаны шариатом – натуральная десятина с урожая (эшур), выплачиваемая всеми крестьянами независимо от религиозной принадлежности, подушную подать (джизья, или харадж) платили немусульмане, и закят.

Султаном были введены налоги эрфи – земельный налог (чифт ресми),  «налог на пастбища» (испенч ресми),  чрезвычайный налог (авариз) собирался в случае визитов военных и гражданских представителей центральной власти,  во время проведения в регионе военных кампаний или для оказания помощи соседним регионам, пострадавшим в результате природных бедствий.

Положительные последствия образования Османского государства

Совет

     Варварское разрушение Константинополя франками в 1204 году и его систематическое разграбление на протяжении почти 60 лет их жестокого правления превратили его в пустынный город-призрак.

При этом  генуэзская колония Галата, расположенная на северном берегу бухты Золотой Рог, напротив, была плотно заселена и застроена прекрасными домами. Колониальный характер эксплуатации франками Византийской империи, начиная с того дня 1082 г.

, когда Алексей I Комнин в своей Золотой булле предоставил Венеции невиданные в империи торговые привилегии, привел к упадку византийского торгово-ремесленного сословия. Греки не плавали больше по морям и не передвигались по суше.

Все доходы от торговли шли иностранным купцам — в основном венецианцам и генуэзцам, жившим на правах экстерриториальности в обособленных кварталах византийских городов. Для византийских горожан османская экспансия была избавлением. Султан положил конец таможенным льготам, предоставляемым латинским торговцам в Византии.

Он обложил их более высоким налогом, чем купцов — подданных империи. По мере того как итальянцев изгоняли из превратившегося в «османское озеро» Черного моря и из Эгейского моря, их место занимали небольшие суда торгового флота.

Жители греческих островов строили эти корабли, нанимались на службу в императорский военный флот. Пьер Белой дю Ман, плававший по Эгейскому морю в 1546 г., отметил чувство покоя и безопасности, которое принес османский мир жителям островов. Благодаря барьерам, установленным султаном на пути иностранцев в интересах местных торговцев, интенсивно стала развиваться сухопутная торговля на Балканах.

     Таким образом, государство Османов сохранило многие традиции Византийской империи. Были воплощены исламские принципы справедливости по отношению к поданным.

Греческое, албанское, славянское, румынское, армянское население трудилось, как и прежде, на своей земле для пользы общего государства, принимая ислам или сохраняя свою веру. Использовался и совершенствовался положительный и отрицательный опыт многонациональной и многоконфессиональной Византии.

Человеческие, интеллектуальные, культурные ресурсы привлекались для блага государства, стратегию развития которого определяли мусульмане. Порядок обеспечивался справедливыми законами и четкой организацией. 

Источник: https://islam-today.ru/istoria/osmanskaya_imperiya_i_opyt_vizantii/

Падение великой Византийской империи – год события: что такое и где находилась Византия, причины ее гибели

Одна из наибольших империй в истории, Византия имела огромное влияние на море и суше, в торговле и развитии производства, в религии и культуре.

Падение Византийской империи привело к изменению политической карты Европы и Азии, стало толчком к поиску новых торговых путей, которые привели к географическим открытиям. Сколько просуществовала Византия, и что стало причиной ее краха?

Возникновение Византийской империи

Причиной возникновения Византии стал распад Великой Римской империи, который закончился разделом на Западную и Восточную Римскую империю. Последним правителем Римской империи был Феодосий I.

При его правлении христианство стало единой религией на территории империи.

Перед смертью император осуществил раздел на Западную и Восточную империи, каждую из которых отдал своим сыновьям Гонорию и Аркадию.

Западная империя смогла просуществовать меньше столетия и пала под натиском варваров во второй половине V века.

Обратите внимание

Рим лишился величия на многие сотни лет. Восточная часть с центром в Константинополе (сейчас Стамбул, Турция) стала мощной преемницей, получив название Византийской империи.

Дата основания Константинополя приходится на 330 год, когда император Константин перенес столицу в место, где находилась греческая колония Византия.

В дальнейшем Константинополь превратился в столицу Восточной империи и самый богатый город эпохи Средневековья. Просуществовала Византийская империя в течение более 1000 лет (395–1453), тогда как срок самой Римской империи составляет 500 лет.

Внимание! Византией образовавшуюся империю историки стали называть уже после ее краха в XV веке.

В основе могущества Византийской империи лежит торговля и ремесленное производство. Города росли и развивались, обеспечивали изготовление всех необходимых товаров.

Морской торговый путь был самым безопасным, потому что на суше не прекращались войны.

Торговля между Востоком и Западом осуществлялась через Византию, благодаря чему ее порты достигли наибольшего расцвета, который пришелся на V–VIII в.

Многонациональное население привнесло свое культурное разнообразие, но за основу было взято античное наследие, а греческий язык стал основным.

Большую часть населения составляли греки, поэтому на западе появилось название «греческая империя».

Считая себя наследниками римлян, греки стали называть себя «ромеями», что означает в переводе с греческого римляне, а свою империю Романией.

Расцвет Византии

Период наивысшего могущества империи приходится на правление Юстиниана в средине VI века. Владения империи достигли максимальных пределов за свою историю, что удалось за счет военных походов. Территория Византии выросла после присоединения южной части Испании и Италии, стран Северной Африки.

В империи было утверждено римское право и нормы христианской религии. Документ назывался «Свод законов», став основой для законов европейских держав.

При правлении Юстиниана был построен самый величественный в мире храм Святой Софии с великолепием фресок и мозаичного свода. Монументальный императорский дворец Юстиниана возвышался над Мраморным морем.

Важно

Отсутствие набегов варваров способствовало культурному развитию и росту могущества Византийской империи. Продолжали существовать греко-римские города с дворцами, белоснежными колоннами и статуями. Там процветали ремесла, наука, торговля. Был заимствован опыт римского градостроительства, работал водопровод и термы (бани).

Важно! Государственные символы в период Византийской империи отсутствовали или только развивались.

У правящей последние два столетия династии Палеологов был императорский флаг Византии пурпурного цвета. В его центре располагался двуглавый орел золотого цвета. Эмблема означала раздел Римской империи на две части, потому у орла появилось две головы вместо привычной одной, как у римского орла. По другой версии, двуглавость толковалась как союз светской и духовной власти.

Империя в конце существования

К концу XIV века существование Византийской империи оказалось под угрозой, исходившей от османского государства. Для спасения была задействована дипломатия, велись переговоры на Западе по объединению церквей в обмен на военную помощь Рима. Предварительное соглашение было достигнуто еще в 1430 г., но оставалось еще спорные вопросы.

После подписания унии в 1439 г. византийская церковь признавала правомочность католической в спорных вопросах. Но документ не был поддержан епископатом Византии во главе с епископом Марком Евгеником, что вызвало раскол на православную и униатскую епархию, которые стали сосуществовать параллельно, что можно наблюдать и в нынешнее время.

Церковный раскол оказал большое влияние на историю культуры. Митрополиты, сторонники униатства, стали мостом передачи античной и византийской культуры на Запад.

Греческие авторы стали переводиться на латынь, эмигрантам-интеллектуалам из Греции оказывалось особое покровительство на новом месте.

Виссарион Никейский, ставший кардиналом и латинским патриархом Константинополя, отдал Венецианской республике всю личную библиотеку, насчитывавшую свыше 700 рукописей. Она считалась наибольшим частным собранием Европы и послужила основой для Библиотеки святого Марка.

К концу своего существования Византийская империя уже утратила большую часть своих земель и былое могущество. Территория Византии ограничивалась окрестностями столицы, на которые распространялась власть последнего императора Константина XI.

Несмотря на то, что карта империи постепенно сокращалась, Константинополь до последнего часа воспринимался как могущественный символ.

Совет

Император искал союзников среди соседей, но небольшую реальную помощь предложили лишь Рим и Венеция. Османская держава контролировала почти всю Анатолию и Балканский полуостров, неустанно расширяя границы на востоке и на западе. Несколько раз уже османцы нападали на Византийскую империю, каждый раз отвоевывая новые города.

Источник: https://uchim.guru/istoriya/padenie-vizantijskoj-imperii-god.html

Византийская цивилизация. Видеоурок. Всеобщая история 10 Класс

Из этого урока вы узнаете об истории великой Византийской империи. Это государство нам важно изучать потому, что огромное влияние оно оказало на нашу страну в X–XI вв.

Киевская Русь крестилась в 988 году по византийскому образцу, культура была перенята из Византии, и первые дипломатические отношения Русь установила с Византией.

После падения столицы Византии, Константинополя, именно Москва стала считаться третьим Римом, преемницей Константинополя и всей Византийской цивилизации. На этом уроке вы узнаете о периоде расцвета Византийской империи, а также о причинах ее падения.

Данный урок посвящен истории Византийской цивилизации. Византия сыграло огромную роль в истории средневековой Европы и особенно средневековой Руси. В 988 году Киевская Русь крестилась именно по византийскому образцу.

Само понятие «Византия» является условным. Оно появилось после того, как само Византийское государство исчезло с лица Земли. Это понятие было разработано учеными вместо термина Римская империя. Сами византийцы называли свое государство Римом, Восточной Римской империей.

Себя они называли ромеями, т. е. римлянами. Константинополь (столицу Византии) считали вторым Римом – культурным преемником и наследником Западной Римской империи.

В VII веке официальным языком Византии стал греческий, а не латынь, но правители Византии всегда считали себя потомками римских императоров.

Обратите внимание

Период своего расцвета Византия переживает в самом начале – это время правления императора Юстиниана I (527–565 гг.) (рис. 1).

Ему принадлежат многочисленные заслуги в истории Византии, например, благодаря завоевательным походам, осуществлявшимся в эпоху его правления, византийцам удалось ненадолго завоевать Италию и включить Рим в состав своей державы (рис. 2). Однако эти территории быстро были потеряны.

Арабские завоевания, которые начались в VII веке, свели территорию Византии к минимуму. Вся история Византийского государства – это история постепенного сокращения территорий, которая находилась под контролем византийских императоров.

Важный момент в истории Византии времен Юстиниана заключался в том, что им был создан свод гражданского права (рис. 3). Это настоящий свод законов, который действовал в Византии и в соседних государствах на протяжении многих веков.

Читайте также:  Репрессии против военных 30-х годов

Рис. 1. Император Юстиниан I (Источник)

Рис. 2. Византийская империя в период правления Юстиниана (Источник)

Рис. 3. Свод гражданского права Юстиниана (Источник)

Свод гражданского права Юстиниана состоял из нескольких частей:

  • «Институции» (инструкция о том, как пользоваться этим сводом).
  • «Кодекс» (законы императоров, правивших в Риме и в Византии во II–VI вв., т. е. предшественников Юстиниана).
  • «Дигесты» (выдержки из сочинений римских юристов).
  • «Новеллы» (законы, составленные самим Юстинианом).

Смысл этого свода законов Юстиниана заключался в том, что он предопределил характеристики существования государства в Византии, а также в западных европейских странах и в России.

Именно в этом своде гражданского права было закреплено положение о верховной и неограниченной власти императора.

Конечно же, речь шла не об абсолютной монархии, но об очень сильной императорской власти и возможности императора вмешиваться в любые социальные, экономические и политические процессы на территории подвластного ему государства.

В этом своде законов был закреплен момент, связывающий императорскую власть и православную церковь. Слияние церкви и государства в целом стало характерной чертой европейского Средневековья именно под влиянием тех текстов, которые были созданы византийским императором в середине VI века.

В самом начале эпохи правления Юстиниана произошло восстание Ника, когда социальные низы подняли бунт в Константинополе в 532 году. Проходили восстания и на окраинах империи Юстиниана. В VI–VII веках с севера границы Византии начинают тревожить славяне.

Наиболее серьезная угроза пришла в 637 году, когда на южных рубежах Византии появились арабы. Они за считанные годы отняли у Византии огромные территории в восточном средиземноморье и в северной Африке.

Византийская империя начиная с этого момента стала ограничиваться территорией Балканского полуострова и полуострова Малая Азия.

В 610–641 гг., когда арабы появляются на византийских границах, в государстве правил император Ираклий (рис. 4). Такое имя обусловлено тем, что он имел армянское происхождение. Именно он перевел всю документацию в Византии на греческий язык.

Делопроизводство стало вестись не на латыни, как раньше, а на греческом языке, понятном для большинства жителей Византии. Императорский титул он сменил на греческий по своему происхождению титул басилевс.

Именно так мы называем византийских императоров, которые правили начиная с VI века и до последних годов существования Византии.

Рис. 4. Византийский император Ираклий (Источник)

Важно

Политическое влияние византийских императоров постепенно сокращалось, а увеличивалось влияние культурное. Именно из рук Византии христианство в IX–X вв. получают Болгария, Сербия и Киевская Русь. Такое культурное влияние позволяло заключать Византии выгодные экономические соглашения.

Вместе с религией распространялась и византийская культура – архитектура, живопись и прочее. В русской средневековой культуре тип храмов, искусство мозаики и фрески, жанры средневековой литературы пришли к нам из Византии. Например, летописание на Руси зародилось под воздействием византийского.

Христианство сыграло не только объединительную, но и разделительную роль в истории Византии. Именно здесь в VIII–IX вв. идет движение иконоборчества (религиозно-политическое движение в Византии в VIII – начале IX веков, направленное против почитания икон). Проблемы в управлении страной сопровождались еще и религиозными проблемами.

В 1054 году состоялся великий раскол, так называемая схизма, между православной и католической церквями. Константинопольские патриархи не соглашались с политикой римских пап. Догмат о непогрешимости римского папы не мог устраивать восточных иерархов еще в IV веке, не говоря уже об XI.

Именно в 1054 году константинопольский патриарх и римский папа предали друг друга анафеме (проклятие, изгнание) и запретили друг другу управлять церковью. Взаимные проклятия были сняты только в 1960-е годы. По сей день христианство разделено на православие и католицизм, а в XVI веке добавился еще протестантизм.

Византийская история богата не только событиями культурными, но и событиями политическими. Часто Россию сравнивают с Византией, говоря о том, что в России существуют византийские порядки.

Говоря об этом, имеют в виду постоянные заговоры, политические сложности, моменты, связанные с гражданскими войнами и междоусобицами, которыми история Византии была богата. Русь и Византию также сравнивают в соответствии с деспотическим характером государственной власти, с превращением церкви в «служанку режима».

Историки объясняют такое большое количество междоусобиц большим количеством династий, которые правили в Византии, и борьбой представителей этих династий за власть. Каждый из них хотел как можно шире распространить свое влияние в Византии, что приводило к дворцовым переворотам.

Однако такие дворцовые перевороты нередко поднимались не знатью, а простыми людьми, которые требовали проведения каких-либо реформ. Например, несколько подобных переворотов было проведено под влиянием городских низов Константинополя.

Постоянное уменьшение территорий Византии и междоусобицы, которые царили в этом регионе, привели к тому, что Византийское государство очень быстро ослабело. Во времена крестовых походов Византия переживала очередную полосу упадка.

В 1204 году произошло событие, положившее конец Византии как правопреемнице Римской империи. В этом году солдаты, принимавшие участие в IV крестовом походе, захватили Константинополь.

Совет

Причиной такого отношения западных крестоносцев было то, что Византия оставалась достаточно серьезным конкурентом для Западных европейских государств. Например, серьезнейшим соперником Византия была для Венеции, а венецианское государство было чуть ли не спонсором IV крестового похода.

Венецианцам удалось убедить солдат в том, что Константинополь станет для них добычей гораздо лучшей, а главное – более легкой. Византийский император не ожидал, что крестоносцы окажутся их противниками. В результате в 1204 году Константинополь пал.

На обломках разрушенной империи крестоносцы создали собственное государство, получившее название Латинская империя (рис. 5). Оно просуществовало не слишком долго. Около 100 лет оно продержалось на карте Балканского полуострова и пало по тем же причинам, по которым ослабела сама Византия. Это были многочисленные внутренние междоусобицы и борьба за влияние.

Рис. 5. Герб Латинской империи (Источник)

Затем Византия переживает период своего возрождения. Через несколько лет после того, как само Византийское государство прекратило свое существование, на восточном берегу пролива Босфор (на территории полуострова Малая Азия) было создано новое государство как некий остаток Византии.

По городу Никея оно получило название Никейская империя (рис. 6). Люди, жившие там, считали себя правопреемниками Византии с политической и социальной точки зрения. Здесь также были распространены греческий язык и христианство. С этнической точки зрения Никейская империя отличалась от Византии.

Войны этой империи с крестоносцами привели к тому, что в 1261 году, после прекращения существования Латинской империи, жители Никеи отвоевали Константинополь и официально восстановили Византию. Однако этот последний период существования Византийского государства оказался очень непродолжительным.

Территория Византии продолжала уменьшаться, главным образом под ударами турок, которые к этому времени освоили территории полуострова Малая Азия.

Рис. 6. Никейская империя на карте (Источник)

В последние годы существования территория Византийской империи включала в себя только город Константинополь и небольшие участки земли на берегу пролива Босфор. Эта территория была меньше, чем те небольшие европейские земли, которые ныне занимает Турция.

В 1453 году Никейскому государству, остатку от Византии, пришел конец (рис. 7). Тогда войска турецкого султана захватили Константинополь, и вскоре султан превратил этот город в столицу своего государства – Османской империи.

Византия пусть и не была в течение длительного времени государством крупным, но сохраняла свое влияние в Европе на протяжении всей 1000 лет, которую просуществовала.

Обратите внимание

Культурное влияние Византии проявлялось и в христианстве, и в том, что византийскими учеными было создано огромное количество научных теорий, которые впоследствии были использованы.

Это влияние изобразительного искусства, а также кириллица – та письменность, которую мы используем и сегодня. Хоть конец Византийской империи был трагичен, но об ее значении в мировой истории можно говорить очень долго.

Рис. 7. 1453 год – падение Византийской империи. (Источник)

Список литературы

  1. Васильев А.А.. История Византийской империи / Пер. с англ. А. Г. Грушевой. – СПб.: Алетейя, 2000. 
  2. Волобуев О.В., Пономарев М.В., Всеобщая история для 10 класса. – М.: Дрофа, 2012.
  3. Дашков С.Б. Византийские императоры. – М., 1997
  4. Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса. – М.:Вентана-Граф, 2013.
  5. Курбатов Г.Л. История Византии: От античности к феодализму. – М., 1984.
  6. Норвич Д. История Византии / Пер. с англ. – М., 2010.
  7. Хэлдон Д. История византийских войн / Пер. с англ. – М., 2007

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Интернет портал «Historie.ru» (Источник)
  2. Интернет портал «Antiquehistory.ru» (Источник)
  3. Интернет портал «Enc-dic.com» (Источник)
  4. Интернет портал «Schvedov.ru» (Источник)
  5. Интернет портал «Fb.ru» (Источник)
  6. Интернет портал «Grandars.ru» (Источник)

Домашнее задание

  1. Расскажите о периоде расцвета Византии. С именем какого императора этот период связан и что было сделано в это время? 
  2. Расскажите о культурном влиянии Византии на другие государства. Как повлияла Византия на Киевскую Русь?
  3. Расскажите о Латинской и Никейской цивилизациях.
  4. Как вы думаете, почему Византия пала в 1453 году? Какие были причины этого?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/10-klass/srednie-veka/vizantiyskaya-tsivilizatsiya

На перекрестке цивилизаций: История Византии. Османская империя

Печатное издание 150 Р Купить

На перекрестке цивилизаций: История Византии. Османская империя

Лемерль П., Кицикис Д.

Пер. с фр.

Histoire de Byzance. L'Empire ottoman.

Paul Lemerle. Dimitri Kitsikis

2006 г.

М.: Издательство «Весь Мир»

ISBN 978-5-7777-0235-7, 5-7777-0235-X

60×88 1/16

Обложка

240 с.

Обе работы, включенные в данное издание, посвящены региону, где происходило культурное и религиозное взаимодействие множества народов. В книге Поля Лемерля рассматриваются основные проблемы византийской истории.

Автор показал оригинальные черты Восточной Римской империи, обеспечившие ее жизнестойкость, и проанализировал внешние и внутренние процессы, обусловившие ее упадок и крушение.

Димитрис Кицикис представил далекий от традиционного взгляд на Османскую империю как на государство, ставшее своим не только для турок-мусульман, но и для населявших его христианских народов и являвшееся в эпоху своего расцвета важнейшей частью «Промежуточного региона» между Востоком и Западом.

Книга будет интересна не только историкам, но и широкому кругу читателей.

От издательстваЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ ВИЗАНТИИ (Поль Лемерль)ПредисловиеГлава 1. Константин. Христианская и восточная монархияГлава 2. От Константина до Юстиниана. Борьба с еретиками и варварами (337—518)Глава 3. Век Юстиниана (518—610)Глава 4. Династия Ираклия и конец Римской империи (610—717)Глава 5. Исаврийская и Аморийская династии. Иконоборчество (717—867)Глава 6. Македонская династия и расцвет империиГлава 7. Византия и крестоносцы. Комнины и Ангелы. Латинские государства и греческаяНикейская империя (1081—1261)Глава 8. Эпоха Палеологов и падение Византийской империи (1261—1453)ЗаключениеЧАСТЬ II. ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ (Димитрис Кицикис)ВведениеГЛАВА 1. ИМПЕРСКОЕ ПРОСТРАНСТВОГеографическое пространствоНаселениеЦивилизацияЧетыре «нации»ГЛАВА 2. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ: ОТ ВОСТОЧНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ К ИМПЕРИИ ОСМАНСКОЙ (1280—1461)Территориальная преемственностьПолитическая, культурная, экономическая и социальная преемственностьГЛАВА 3. ЗАВЕРШЕНИЕ СОЗДАНИЯ СТРУКТУРЫ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (1461—1566)Государство и правящий классЭксплуатируемые классы: многонациональный народГЛАВА 4. УПАДОК: ИМПЕРИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В РЕГИОН «ТРЕТЬЕГО МИРА» (1566—1774)Подъем религиозного фанатизмаКолонизация османской экономики странами атлантического регионаСоциальный кризис и народные восстания. Упадок государственных структурГЛАВА 5. ИМПЕРИЯ, ПРЕВРАЩЕННАЯ В КОЛОНИЮ: ОТ АГОНИИ К СМЕРТИ (1774—1924)Восточный вопросПерестройка международных отношений империи по западному образцуНападки сторонников якобинского государства на православную христианскую и суннитскую мусульманскую теократиюОт «интегрированных» наций к нациям восставшимСпасение невозможно: реформы Селима III и Махмуда II, танзимат и младотурки,проекты создания федерации. Кемалистская революция и смерть империиГенеалогия Османской династииПримечанияБиблиография

Источник: https://www.vesmirbooks.ru/books/catalog/history/181/

Падение византийской империи — история и предрасполагающие факторы

Одним из поворотных дней в истории человечества стала дата 29 мая 1453 года.

Читайте также:  Социально-экономическое развитие россии в xvi веке

В этот день состоялся последний штурм Константинополя турецкими войсками, закончившийся фактическим падением Византийской империи. Это событие послужило началом конца византийской цивилизации в целом.

Предпосылки к такому повороту событий историки обнаруживают за несколько веков до завоевания Константинополя 1453 года.

Оглавление:

  • Предпосылки к упадку Византийской Империи
  • Положение Византии к середине 15 века
  • Антитурецкая коалиция
  • Последний штурм столицы
  • Окончательное падение империи
  • Последствия гибели Византии

Предпосылки к упадку Византийской Империи

С самого своего основания и до 11 века нашей эры страна ромеев (само название византийцев) была могущественной империей и являла собой оплот христианского мира. Во времена правления императора Юстиниана страна славилась своим образованием и культурой. Историческое наследие великой империи можно найти сегодня на флагах и гербах современных государств.

Однако в середине 11 века империю настигла угроза сразу с двух сторон. С востока государство стало подвергаться нападкам турок. С запада же стране угрожали норманны.

В итоге Византия оказалась вовлеченной в войну на два фронта. Внутри страны также царил разлад: государство находилось в состоянии династического кризиса и внутренних проблем.

В этом и заключались основные причины гибели Византийской империи.

В итоге агрессия норманнов была отражена, но эта победа далась ромеям высокой ценой: была потеряна византийская Италия. Туркам же византийские правители вынуждены были уступить Анатолию — горную местность, где у империи был постоянный источник запасов продовольствия и пополнения людских резервов для армии. Анатолия всегда была основанием благополучия и процветания для Византии.

Хотя мощь этого крупного государства была значительно подорванной, оно все же продолжало играть роль одной из величайших мировых держав своего времени, почему и просуществовало еще несколько веков.

В это непростое время положение империи было еще более осложнено Крестовыми походами. На протяжении всего столетия между Западной и Восточной Христианскими Церквями все более углублялись конфликты и религиозные различия.

В конце 11 века между Римской и Константинопольской церковью случилось окончательное разделение и раскол.

Армия Крестоносцев, поддерживаемая венецианскими союзниками, захватила Константинополь, разграбила и основала на его руинах Латинскую Империю. Это произошло во время четвертого Крестового похода в 1204 году. Существование Латинской империи оказалось весьма кратко: в 1261 году город удалось освободить.

Положение Византии к середине 15 века

Тысячелетие назад Византия унаследовала территории Восточной Римской империи. Однако к середине 15 века мощнейшая держава находилась в состоянии фактического распада.

К этому времени от некогда обширных византийских территорий остались лишь столица с несколькими предместьями, небольшим числом островов неподалеку от Малой Азии и Мореей (Пелопоннесом).

Такое небольшое государство считалось империей уже чисто номинально, ведь даже правители контролируемых территорий сейчас практически не зависели от центральной власти.

Последние императоры из династии Палеологов были вынуждены довольствоваться правлением полуразрушенным городом. Если во времена процветания население столицы превышало миллион жителей, то в первой половине 15 века численность не превышала 50 тысяч человек.

Важно

К середине 15 века территории Византийской империи были со всех сторон окружены землями Османской турецкой империи — воинственного мусульманского государства. В глазах правителей Османской империи Константинополь был главной преградой распространению султанской власти.

Фактически город находился теперь в центре османских владений, на границе восточной и западной их частей.

Это географическое своеобразие, а также особенности экономики и религии обусловило стратегическую важность захвата древнего ромейского города, некогда славившегося своим могуществом и культурными достижениями.

В конце 14 — начале 15 веков османские правители предприняли ряд походов на Константинополь:

  1. В 1396 году турецкие войска под предводительском султана Баязида I подошли под стены города и в течение семи лет осаждали его с суши. Однако в это время на османские владения напали войска эмира Тимура, что и спасло Византию, отсрочив новую осаду практически на 50 лет.
  2. В 1423 году была сорвана осада Константинополя султаном Мурадом I. I. , до которого дошли слухи о произошедшем в его стране восстании и попытке дворцового переворота.
  3. В дальнейшем было проведено еще несколько неудачных походов турок на столицу восточного Христианства, которые оказались неудачными в силу династических разногласий в самой Османской империи.

Антитурецкая коалиция

Под влиянием политической и экономической ситуации в регионе была создана антитурецкая коалиция, в которую входила Византия и соседние с ней государства. Однако это объединение было весьма неустойчивым и не было официально провозглашено. Все ее участники серьезно опасались усиления турецкого влияния на территориях:

  1. Средневековые Венеция и Генуя имели в восточной части Средиземноморья экономические интересы, поэтому им была невыгодна турецкая экспансия.
  2. Венгрия имела в лице турок серьезного и агрессивно настроенного противника за Дунаем.
  3. Рыцари-иоанниты тоже опасались утраты своих владений на территориях Ближнего Востока.
  4. Даже глава католической церкви опасался распространения и усиления ислама и надеялся остановить его.

Однако в итоге все потенциальные союзники попали в сети собственных внутренних проблем. В конце концов союз быстро распался, и его помощь Византии была совершенно незначительной. И в самом городе уже царили пораженческие настроения. Советники уговаривали императора Константина сдать город и потихоньку расхищали казну в надежде откупиться от турецких завоевателей.

Последний штурм столицы

Взятие Константинополя турками-османами произошло утром 29 мая 1453 года. Хотя первые атаки и были отбиты, но вскоре турецким войскам удалось взять главные ворота города. Силы турецких завоевателей превосходили силы обороняющихся почти в 25 раз. Города защищало около 10 000 византийцев, а турецкие захватчики привели под стены византийской столицы около 250 000 воинов.

На улицах шли кровопролитные бои. В сражении был убит император Константин, которому турки отрубили голову.

Грабежи и насилие продолжались в городе в течение трех дней. Захватчики стали занимать монастыри, и некоторые монахи предпочитали принять мученическую смерть и бросались в колодцы.

Разграблению подвергались и дома горожан. Разорив очередной дом, захватчики вешали на входе флажок в знак того, что здесь уже нечего больше взять.

В храмах происходило насилие и надругательство над святынями. Турки выносили из церквей драгоценные распятия, «украсив» их тюрбанами.

В знаменитом храме Хоры завоевателями была уничтожена икона Богоматери Одигитрии. По преданию, это изображение было выполнено самим святым Лукой и считалось величайшей византийской святыней. Турки вынули образ из оклада и разрубили на несколько частей.

1 июня 1452 года в город прибыл сам султан Мехмед I. I. Проехав по опустошенным и разграбленным улицам, он прибыл к собору святой Софии, въехал в него верхом и приказал сбить крест. По повелению султана церковь была превращена в мечеть, каковую стали называть самой большой в мире.

Вскоре правитель Османской империи издал декрет о возвращении свободы тем жителям Константинополя, которые остались в живых. Однако большая часть жителей была истреблена, другие уведены в рабство. Чтобы скорее восстановить свою новую столицу, Мехмед приказал переселить сюда жителей города Аксарая.

Совет

Султан даровал грекам, находившимся под управлением Константинополя, права самоуправления. Во главу общины был поставлен Патриарх Константинопольский, который подчинялся власти султана.

В течение ближайших лет, после того как произошел захват Константинополя турками, были завоеваны и последние территории бывшей великой империи.

Окончательное падение империи

В течение ближайших лет турки захватили и остальные земли Византийской империи, стерев тем самым это государство с карты мира.

  1. Одной из первых пострадала Сербия. На ее территории были развернуты военные действия между турками и венграми. В 1454 году султан пригрозил Сербии силой и вынудил отдать часть их территории.
  2. В 1456 году свою вассальную зависимость от турецкого султана признала Молдавия.
  3. К концу 1459 года Османская империя захватила всю территорию Сербии, населенную славянами. Исключением остался лишь Белград, которые оставался собственностью Венгрии вплоть до 1521 года.
  4. Через 4 года турки захватили соседнее боснийское королевство.
  5. Постепенно исчезали и остатки греческой государственности. В 1456 году окончательно уничтожено было Герцогство Афинское.
  6. В 1461 году пал Трапезунд — последняя столица свободного греческого мира. Остатки христианского управления можно было обнаружить на Кипре, на некоторых островах в Ионическом и Эгейском морях, в некоторых портовых греческих городах, которые пока еще находились под защитой Венеции.
  7. В январе 1468 года турками была порабощена Албания.

Последствия гибели Византии

Падение Византийской империи, дата которого связывается с датой захвата Константинополя, повлекло за собой глобальные последствия для человечества.

Император Константин X. I. был последним из правителей ромеев. Сама империя прекратила свое существование с его гибелью. Ее территории стали частью Османской империи, а Константинополь оставался турецкой столицей вплоть до 1922 года.

По мнению многих европейских политиков, падение Византии можно было приравнять к началу конца света. Византия была единственной преемницей Римской империи.

В произошедшем многие обвиняли Венецию, которая вела двойную игру, стараясь защитить свои торговые интересы на востоке.

Следует, однако, заметить, что остальные европейские государства вообще не предприняли никаких мер для помощи погибающей империи.

Тем не менее Папа Римский осознавал опасность распространения турецкой экспансии. Он призвал все европейские государства объединиться и организовать общими усилиями мощнейший Крестовый поход. Возглавить этот поход Папа Николай V намеревался лично. В сентябре 1453 года он разослал буллу об объявлении похода всем европейским правителям.

Несмотря на активные призывы Папы и поддержку со стороны греческих кардиналов Виссариона и Исидора, ни одна европейская держава не пожелала участвовать в Крестовом походе. Западные короли следили за новостями о захвате и падении Константинополя, громко сокрушались об этом прискорбном событии, но ничего не предприняли для спасения Византии.

  1. Германский король Фридрих III был беден и не обладал фактически никакой властью над своими князьями. У него не было возможности участвовать в Крестовом походе ни с экономической, ни с политической точки зрения.
  2. Франция только начала приходить в себя после долгой и разрушительной войны с Англией, и французский король Карл VII все силы бросил на восстановление собственной державы. Турецкая угроза была далекой и призрачной, а в его собственной стране была масса нерешенных проблем.
  3. Для Англии Турция была еще более далекой. Государство пострадало от Столетней войны даже больше, чем Франция. Английский король Генрих V. I. лишился рассудка, вследствие чего страна снова погрузилась в пучину войны Алой и Белой Розы.
  4. Единственным западным правителем, выразившим беспокойство, был король Венгрии Владислав. Однако его удерживал конфликт с командующим собственной армией, и без поддержки союзников он не мог решиться на столь опасное предприятие.

Таким образом, самые горячие призывы Римского папы и греческих патриархов не могли заставить Европу действовать в защиту восточного христианства.

По мнению многих историков, падение Византии стало символом завершения эпохи Средних веков в Европе, подобно тому, как падение Римской империи стало завершением периода Античности.

Некоторые исследователи полагают, что массовое бегство в Италию греков послужило началом для эпохи Возрождения. В результате турецкого захвата было утрачено колоссальное количество достопримечательностей и шедевров искусства великой империи.

Обратите внимание

До наших дней дошла лишь малая часть исторического наследия, золотыми буквами вписанного в анналы мировой культуры.

Источник: https://molitva.guru/interesno-znat/padenie-vizantijskoj-imperii-istoriya-i-predraspolagayushhie-faktory.html

Ссылка на основную публикацию