История россии екатерининской эпохи

Культура России екатерининской эпохи — история России

XVIII столетие в мировой истории – это время больших изменений в социально-общественном устройстве и мировоззрении. Неслучайно его называют «веком просвещения». Идеи Дидро, Руссо, Радищева и Вольтера способствовали утверждению духа свободолюбия, побуждали к борьбе с религиозной косностью и догматизмом.

Новые веяния стали ощутимы в культурной жизни всех европейских стран. Образование, наука, философия, искусство несли на себе отпечаток идей просветителей. Культура России 18 века также переживала небывалый подъем, обусловленный несколькими факторами.

Этапы развития

В исторической науке культуру Московского царства принято называть «древней» или «средневековой». Петровские реформы и создание Российской империи коренным образом изменили не только общественно-политическое устройство русского государства, но и его культурную жизнь.

На рубеже XVII-XVIII веков ослабло влияние православной церкви, до этого старавшейся оградить страну от «еретического» воздействия Запада. Поэтому развитие культуры 18 века в России шло уже по общеевропейскому пути. Одним из самых больших достижение этого периода стало появление светского искусства, никак не связанного с церковным мировоззрением.

В целом же можно выделить три этапа развития культурной сферы Российского государства:

  1. Первая четверть XVIII столетия (время Петровских реформ).
  2. 30-60 годы (достижения в области искусства, литературы и науки).
  3. Последняя четверть века (рост демократизации культуры и просветительства).

Таким образом, реформы Петра Великого имели двоякие последствия. С одной стороны, они заложили фундамент для обновляющих перемен в русском искусстве, а с другой, способствовали разрушению культурных традиций и ценностей Московской Руси.

Достижения в сфере просвещения

На развитие культуры России в 18 веке огромное влияние оказали перемены в области образования, заботу о котором Петр I возвел в ранг государственной политики. С этой целью в годы его правления были открыты новые учебные заведения:

  • навигацкая школа;
  • артиллерийская;
  • медицинская;
  • инженерная;
  • горнозаводские училища на Урале;
  • цифирные школы, где обучались дети подьячих и дворян.

Приемники царя-реформатора продолжили его дело, учредив таким образом Шляхетский и Пажеский корпуса, Смольный институт, Академию наук и Московский университет.

К концу столетия в России уже насчитывалось 550 учебных заведений. Свой вклад в дело просвещения внесла и первая газета «Куранты», а затем «Ведомости».

Кроме того, в стране возникло книгоиздательское дело, и благодаря просветителю Новикову Н. появились первые библиотеки и книжные лавки.

Научная деятельность и изобретательство

Среди российских ученых поначалу преобладали приглашенные из-за рубежа специалисты. Однако уже в 1745 г. на должность профессора Академии наук был избран Ломоносов, а в последующие годы ряды русских академиков пополнили Крашенинников С., Лепехин И., Румовский С. и др. Эти ученые оставили заметный след в развитии:

  • химии;
  • географии;
  • биологии;
  • истории;
  • картографии;
  • физики и других отраслей научных знаний.

Изобретатели также внесли огромный вклад в историю культуры России 18 века. Например, Никонов Е. создал водолазный костюм и примитивную подводную лодку. Нартов А. разработал новую технологию чеканки монет и изобрел токарный станок, а также машину для сверления пушечных дул.

От барокко до реализма

В произведениях русских авторов XVIII века сохранились старые формы изложения. Тем не менее в их содержании заметно уже влияние гуманистических идей. Так, популярные «истории» о героях учили читателей тому, что успех в жизни зависит не от происхождения, а от личных качеств и добродетелей.

Литература, как часть культуры России 18 века, находилась под влиянием сначала стиля барокко, а затем классицизма. Первый из них особенно заметен в поэзии, переводных пьесах, любовной лирике.

Классицизм, воспевающий национальную государственность и абсолютную монархию, достиг апогея в одах Ломоносова. Помимо него, тот же литературный стиль характерен для творчества Княжнина Я., Сумарокова А., Хераскова М.

, Майкова В. и других авторов.

К достижениям в области литературы следует отнести:

  • появление нового стихосложения, ставшего основой современной русской поэзии (Тредиаковский В.);
  • упорядочивание лексических языковых норм (Ломоносов М.);
  • написание первых русских трагедий и комедий (Сумароков А.).

В конце столетия на смену классицизму в литературе пришел сентиментализм, присущий творчеству Карамзина Н. В написанной им «Бедой Лизе» отражены глубокие переживания и чувства простой девушки, которая умеет так же горячо любить, как и выросшая в неге благородная девица.

Фонвизин Д. и Радищев А. в своих произведениях затрагивали острые социальные проблемы, по этой причине литературоведы усматривают в них черты реализма – стиля, получившего развитие в следующем столетии.

На смену иконописи

До XVIII в. главными и, по сути, единственными живописцами в России были богомазы, писавшие иконы. С развитием светского искусства появляются новые жанры.

Основоположником русской живописи считается Лосенко А.

Хотя его полотна были всего лишь подражанием западноевропейским образцам, все же они ознаменовали разрыв культуры России в первой половине 18 века с церковным искусством, диктовавшим как формы, так и сюжеты.

В последующие десятилетия в русской живописи стал лидировать портретный жанр. Камерные, парадные и интимные полотна на долгое время затмили создание бытовых сценок. Самыми известными художниками-портретистами той поры были:

  • Левицкий Д.
  • Боровиковский В.
  • Антропов А.
  • Рокотов Ф.

В конце века картины западноевропейских живописцев, приобретенные императрицей Екатериной, легли в основу художественной коллекции Эрмитажа.

В камне и металле

Отход изобразительного искусства от церковного догматизма дал невероятный толчок развитию ваяния. В этой области культура России 18-19 веков достигла высот мирового уровня. Античные статуи украшали парки и сады Петербурга, фонтаны – дворцовые комплексы, лепнины и рельефы – рациональную простоту фасадов.

Именно в России полностью проявился многогранный талант Растрелли К. Среди его творений, дошедших до нас, стоит упомянуть парадные бюсты, статую Анны Иоанновны и памятник Петру Первому, установленный перед Михайловским замком. Наряду с Растрелли творил и русский скульптор Зарудный Иван.

Со второй половины 18 столетия ваяние в России стало еще более востребованным, как того и требовал стиль барокко. Скульптурами изобиловали фасады дворцов, общественных зданий, а рельефы активно использовались для украшения их интерьеров. Как и в живописи, в ваянии того периода активно развивался портретный жанр, в который внесли большой вклад почти все талантливые русские скульпторы:

  • Шубин Ф.
  • Гордеев Ф.
  • Прокофьев И.
  • Козловский М.
  • Щедрин Ф.
  • Мартос И.

Разумеется, одним из самых выдающихся достижений русской скульптуры 18 века стало создание «Медного всадника» по поручению императрицы Екатерины Второй.

Театральные подмостки

Культура России 18 века немыслима без театра и музыки. В это время были заложены основания, позволившие в следующем столетии ярко проявиться национальным дарованиям в этих областях искусства.

При Петре впервые стали проводиться музыкальные вечера – ассамблеи, на которых придворные и дворяне могли танцевать. Тогда же вошло в моду обучение игре на виоле, клавесине, флейте, арфе, а также обучение салонному пению.

С музыкой связано появление театра и русской оперы, первая из которых «Цефал и Прокрис» была поставлена в 1755 г. Но самым выдающимся произведением той эпохи искусствоведы считают оперу «Орфей и Эвридика» композитора Фомина Е. Кроме него, музыку сочиняли:

  • Березовский М.
  • Хандошкин И.
  • Бортнянский Д.
  • Пашкевич В. и др.

В царствование Екатерины особенной популярностью пользовался крепостной театр, в котором был собственный оркестр. Эти коллективы нередко активно гастролировали, пробуждая тем самым интерес к данному виду искусства. Говоря о культурных достижениях той поры, нельзя обойти стороной открытие в 1776 г. в Москве Петровского театра – предшественника известного на весь мир Большого театра.

Русское барокко и классицизм

В архитектуре России XVIII века господствовали два стиля. До середины столетия это было русское барокко, сменившееся классицизмом. Для первого стиля были характерны черты, заимствованные у голландских, немецких и шведских архитекторов. Примером тому может служить Петропавловский собор.

Однако, невзирая на приглашенных в Россию иностранных зодчих, вскоре в рамках барокко стали формироваться национальные архитектурные особенности. Русский стиль уже заметен в творениях Ухтомского Д., Земцова М., Мичурина И. Ну а бесспорными достижениями барокко были и остаются архитектурные шедевры Растрелли Б.: Петергоф, Екатерининский и Зимний дворцы.

Во второй половине 18 века в культуре России стали появляться черты нового стиля – классицизма, окончательно сложившегося в 80-х годах. Типичным примером архитектуры этого периода можно считать Таврический дворец, возведенный в Петербурге Старовым И. По его же проектам были созданы:

  • Троицкий и Князь-Владимирский соборы.
  • Здания Академии наук и Смольного института.
  • Александровский и Пеллинский дворцы.

Итоги

Конечно, кратко о культуре России в 18 веке и ее достижениях очень сложно говорить, настолько они многогранны и многочисленны.

Но все-таки невозможно спорить с тем, что это было время великого перелома, чему в немалой степени способствовали петровские реформы.

Влияние западного искусства, позволившего русской культуре стать светской, расширив сферу духовной деятельности, предопределило направления ее развития в следующем веке.

Источник:

ЕГЭ. История. Культура. Архитектура 18 века

Архитектура 18 века

Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Растрелли Б.Ф.,  1754-1762

Особенности:

  • 18 век – расцвет архитектуры в России.
  • Три основных направления: барокко, рококо и классицизм. В течение века происходил переход от барокко (нарышкинского и петровского) к классицизму второй половины 18 века.
  • Сочетание в архитектуре российских и западных традиций, Нового времени и Средневековья.
  • В данный период создано большое количество архитектурных зданий, которые сегодня являются культурным наследием России.

Источник: https://valdvor.ru/bez-rubriki/kultura-rossii-ekaterininskoj-epohi-istoriya-rossii.html

Эпоха правления императрицы Екатерины II

Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве.

Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель.

Правосудие продавалось с торга, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:

— Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

— Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

— Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

— Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

— Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Обратите внимание

Исходя из поставленных задач, Екатерина II осуществляла активную реформаторскую деятельность. Ее реформы затронули едва ли не все сферы жизни.

Убедившись в негодной системе управления, Екатерина II в 1763 году провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство государственным аппаратом, и стал высшим административным и судебным учреждением.

Столкнувшись с финансовыми трудностями, Екатерина II в 1763-1764 годах провела секуляризацию (обращение в светскую собственность) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 миллион душ крестьян.

За счет этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья.

Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось.

С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства. Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 года, которое бы учитывало интересы всех сословий.

С этой целью в 1767 году была созвана Уложенная Комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. В новое законодательство Екатерина попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Переработав их труды, она составила для Комиссии знаменитый «Наказ императрицы Екатерины».

«Наказ» состоял из 20 глав, поделенных на 526 статей. В нем о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний.

Комиссия работала более двух лет, но ее работа не увенчалась успехом, так как дворянство и сами депутаты от других сословий стояли на страже только своих прав и привилегий.

Читайте также:  Наступление советский войск. освобождение польши

В 1775 году Екатерине II было проведено более четкое территориальное деление империи. Территория стала делиться на административные единицы с определенным количеством податного (которое платило налоги) населения.

Важно

Страна была разделена на 50 губерний с населением в 300-400 тысяч в каждой, губернии на уезды по 20-30 тысяч жителей. Город представлял самостоятельную административную единицу. Были введены выборные суды и «судебные палаты» для разбора уголовных и гражданских дел.

Наконец, «совестные» суды для малолетних и больных.

В 1785 году была издана «Жалованная грамота городам». Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления – Общую городскую думу, городского голову и судей.

Со времени Петра Великого, когда все дворянство было обязано пожизненной службой государству, а крестьянство такой же службой дворянству, произошли постепенные перемены. Екатерина Великая, в числе прочих реформ, желала внести также стройность в жизнь сословий.

В 1785 году была издана «Жалованная грамота дворянству», которая представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Отныне дворянство резко отделялось от других сословий.

Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами. Екатерина запретила подвергать дворян телесным наказаниям.

Она считала, что это поможет русскому дворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством.

Эти грамоты упорядочили социальную структуру русского общества, разделенного на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство («средний род людей») и крепостные.

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования. В России были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек.

Совет

В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы.

К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тысяч человек.

При Екатерине началось системное развитие женского образования, в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц.

Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив.

В 1783 году основана Российская академия.

При Екатерине II значительно увеличилось население России, были построены сотни новых городов, казна увеличилась в четыре раза, стремительно развивались промышленность и сельское хозяйство – Россия впервые начала экспортировать хлеб.

При ней впервые в России были введены бумажные деньги. По ее инициативе в России была проведена первая вакцинация от оспы (она сама подала пример, стала первой, кому сделали прививку).

При Екатерине II в результате русско-турецких войн (1768–1774, 1787–1791 гг.

) Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены земли, получившие название Новороссия: Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783).

В период правления Екатерины II в следствие так называемых разделов Польши (1772, 1793, 1795) Россией были возвращены отторгнутые поляками западно-русские земли.

Материал подготовлен на основе информациии из открытых источников

Источник: https://ria.ru/20120312/592325752.html

Эпоха Екатерины II

Эпоха правления Екатерины 2 началась с дворцового переворота 28 июня 1762 года, в результате которого ещё вчера скромная и незаметная немецкая принцесса, получившая в православии имя Екатерина, заняла место своего крайне непопулярного супруга императора Петра III.

Как свидетельствовала в своих мемуарах Екатерина 2, Россия, доставшаяся ей от прежней императрицы Елизаветы Петровны, нуждалась в коренных реформах всего уклада жизни. В армии не выплачивалось жалование, поскольку казна была предельно истощена. Отсутствие правильной организации государственного хозяйства привело к упадку торговли, так как основные её отрасли были монополизированы.

Серьёзные проблемы наблюдались в военном и морском ведомствах. С особой остротой давала о себе знать и коррупция среди государственных чиновников, принимавшая с каждым годом всё большие размеры. Взяточничество охватило органы правосудия, а законы действовали лишь в тех случаях, когда это было выгодно богатым и влиятельным лицам.

Обратите внимание

Как государственный деятель высшего ранга, Екатерина 2 обладала весьма ценным качеством – умением уловить всякую дельную мысль, и затем реализовать её в своих целях.

Людей, входивших в её ближайшее окружение, императрица подбирала исходя из их деловых качеств, не боясь при этом талантливых и ярких личностей.

Благодаря этому эпоха правления Екатерины 2 отмечена появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, военачальников, писателей, музыкантов и художников. Именно условия, созданные в этот период, помогли в полной мере раскрыться их способностям.

Навсегда вошли в историю России такие деятели эпохи Екатерины 2, как полководцы А. В. Суворов и П. Румянцев-Задунайский, писатели Д. Фонвизин и А. Радищев, историк Н. Карамзин и поэт – предшественник А. С. Пушкина – Г. Державин.

Рядом с ними следует упомянуть и тех, кто стоял у истоков русской музыкальной культуры – это композитор, педагог и дирижёр Д. Бортнянский, выдающийся скрипач Иван Хандошкин, а также основоположник русской национальной оперы В.

Пашкевич.

История эпохи Екатерины 2 формировалась на основе задач, круг которых императрица очертила для себя следующим образом:

  1. Следует приложить максимум усилий для просвещения нации, которой ей выпало управлять.
  2. Чтобы упорядочить государственную жизнь, нужно внушить обществу уважение к существующим законам.

  3. Для поддержания внутреннего порядка в государстве важно создать полицию, отвечающую всем необходимым требованиям.
  4. Необходимо способствовать расцвету экономики страны и изобилию в ней.

  5. Следует всемерно повышать боеспособность армии, и таким образом поднять авторитет России перед лицом других государств.

Вся эпоха Екатерины 2 стала периодом воплощения в жизнь этих предначертаний.

Уже на следующий год после прихода к власти императрица осуществила сенатскую реформу, позволившую во многом повысить эффективность государственного управления.

В результате изменений, внесённых в работу этого органа власти, сенат, разделённый на 6 отдельных департаментов, и утративший функции управления государственным аппаратом, стал высшим судебным и административным учреждением.

Известно, что Россия в эпоху правления Екатерины 2 стала ареной широкомасштабной акции по изъятию (секуляризации) и переводу в государственный фонд церковных земель. Необходимость таких действий, встретивших весьма неоднозначный отклик в обществе, была вызвана стремлением всеми силами восполнить дефицит государственного бюджета.

В результате предпринятых мер было упразднено около 500 монастырей, что позволило передать в государственную собственность 1 млн крепостных душ. За счёт этого в казну стали поступать значительные средства.

В короткий срок правительство погасило долг перед армией и сумело ослабить общий экономический кризис.

Одним из следствий этого процесса стало также существенное ослабление влияния церкви на жизнь светского общества.

Важно

Эпоха Екатерины 2 ознаменовалась также попыткой поднять на более высокий уровень устройство внутренней жизни России.

Императрица полагала, что большинство несправедливостей в государстве можно преодолеть юридическим путём, выработав свод законов, отвечающих интересам всех слоёв общества.

Он должен был прийти на смену отжившему свой век Соборному Уложению царя Алексея Михайловича, принятому в 1649 году.

Для реализации задуманного в 1767 году была создана Уложенная Комиссия, состоявшая из 572 депутатов, представлявших дворянство, купечество и казачество. В её работу включилась и сама императрица. Внимательно изучив труды западных мыслителей, она составила документ, получивший название «Наказ императрицы Екатерины», состоявший из 20 глав, разбитых на 526 статей.

В нём подчёркивалась необходимость сословного устройства государства и создания в нём условий, обеспечивающих сильную самодержавную власть.

Кроме того, рассматривались многие вопросы, как юридического, так и сугубо нравственного характера. К сожалению, эти её труды не принесли ожидаемого результата.

Проработав два года, Комиссия не смогла выработать необходимого свода законов, поскольку все её члены стояли на страже лишь своих узкосословных интересов и привилегий.

Следует упомянуть и ещё одно важное начинание, которое предприняла Екатерина 2. Эпоха абсолютизма во всех без исключения странах мира характеризовалась жёсткой централизованной властью. Для её более эффективного обеспечения в России императрица предприняла в 1775 году новое административное деление государства.

Совет

Отныне вся территория страны состояла из 50 губерний, по 300-400 тыс. жителей в каждой, которые, в свою очередь, делились на уезды с населением от 20 до 30 тыс. человек. Это способствовало не только осуществлению контроля над жизнью всех, даже самых отдалённых районов страны, но и более точному учёту податных душ, то есть лиц, подлежащих налогообложению.

Эпоха Екатерины 2 явилась весьма благоприятным периодом для российских дворян. В 1785 году увидел свет документ, разработанный императрицей и получивший название «Жалованной грамоты дворянству». На основании этого свода привилегий, оформленного в виде закона, представители высшего сословия резко отделялись от остального населения страны.

Им гарантировалось освобождение от уплаты податей и обязательной государственной службы, как это было заведено со времён Петра 1.

Уголовные и гражданские дела подлежали рассмотрению лишь особого дворянского суда, и к ним запрещено было применять телесные наказания.

По мнению императрицы, это должно было способствовать искоренению среди дворян холопской психологии и воспитанию в них чувства собственного достоинства.

Россия в эпоху Екатерины 2 сделала большой шаг вперёд на пути народного просвещения. В результате очередной государственной реформы была проведена в жизнь система среднего образования.

В её рамках по всей России начал действовать целый ряд закрытых учебных заведений, среди которых были воспитательные дома, дворянские и городские училища, а также институты благородных девиц.

Кроме того, в провинции получили широкое распространение бессословные двухгодичные уездные и четырёхгодичные городские училища. В результате разработки методики преподавания различных дисциплин были введены единые планы обучения.

Обратите внимание

Эпоха просвещения Екатерины 2 памятна также созданием системы женского образования. Начало ей было положено открытием в Санкт-Петербурге в 1764 году Смольного института благородных девиц и созданием для них Воспитательного общества. Отныне молодые дворянки обязаны были не только владеть несколькими иностранными языками, но и изучать целый ряд академических дисциплин.

В период правления Екатерины 2 Российская академия наук, поднявшись на небывалую высоту, заняла лидирующее место в Европе. На её базе были созданы физический кабинет и обсерватория, ботанический сад и кунсткамера, анатомический театр и обширнейшая библиотека. Таким образом, культура эпохи Екатерины 2 создала прочную базу для дальнейшего развития научной мысли в России.

При Екатерине 2, по праву заслужившей титул Великой, наблюдался прогресс во всех областях жизни. Значительно увеличилась численность населения страны, что является неоспоримым свидетельством улучшения жизни её граждан.

В результате появились сотни новых городов и сёл. Небывалый импульс в своём развитии получили промышленность и сельское хозяйство, в результате чего Россия впервые начала экспортировать хлеб.

Всё это дало существенный прирост доходов, позволивший увеличить казну в 4 раза.

С именем императрицы связаны и такие два важных события российской истории, как появление бумажных денег и начало вакцинации против оспы, причём Екатерина, чтобы подать пример другим, первая позволила сделать себе прививку. С тех пор профилактика этого страшного заболевания, уносившего тысячи жизней, стала проводиться регулярно.

Неоспоримы заслуги Екатерины Великой и в расширении границ страны. За годы её правления дважды велись войны с Османской империей (1768-1774 и 1787-1791 гг.).

В результате одержанных побед Россия смогла обеспечить себе выход к Чёрному морю и включить в свой состав территории, получившие название Малороссии. В их число входили Крым, Северное Причерноморье, а также Прикубанье.

В 1783 году Россия приняла под своё подданство Грузию.

Эпоха Екатерины 2 была отмечена также событиями, связанными с разделом Речи Посполитой. В результате активных военных действий, происходивших в 1772, 1793 и 1795 годах в состав России вновь вошли земли, отторгнутые у неё в прежние времена польско-литовскими захватчиками. К их числу относится Западная Белоруссия, Волынь, Литва и Курляндия.

Важно

В то же время нельзя не отметить, что период правления Екатерины 2 отмечен и таким отрицательным явлением, как ещё большее закрепощение крестьян. Несмотря на то, что, являясь человеком просвещённым и мыслящим на европейском уровне, государыня понимала всю пагубность крепостного права, и даже работала над проектом его отмены, она была вынуждена подчиниться устоявшейся веками традиции.

Читайте также:  Отношения северного и южного обществ. общие замыслы восстания

Ещё в первые дни своего царствования Екатерина издала указ, требующий от крестьян полного и беспрекословного повиновения помещикам. При ней приняла ещё больший размах практика раздачи земель вместе с живущими на них крестьянами в собственность фаворитов, а также в качестве поощрения за отличия на государственной службе.

В то же время ужесточилась и сама форма эксплуатации крестьян.

Известно, в частности, что для тех из них, кто платил хозяину оброк (это были в основном жители северных районов России, где земледелие малоэффективно), взимаемая сумма увеличилась вдвое.

Одновременно с этим ухудшилось положение крестьян, обязанных отрабатывать барщину на помещичьих землях. Если прежде их труд ограничивался тремя днями в неделю, то теперь это правило было отменено, и всё зависело от произвола хозяина.

Реакцией на подобные утеснения были восстания, периодически вспыхивавшие в разных районах страны, наиболее крупным из которых стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва, охватившая Урал и Поволжье в период 1773–1775 гг.

Завершив свой тридцатичетырёхлетний период правления, императрица ушла из жизни 17 ноября 1796 года. Однако на этом не завершилась в России эпоха дворцовых переворотов. Екатерина 2 оставила после себя наследника престола – своего сына Павла, коронованного 16 апреля 1797 года и убитого заговорщиками через 4 года.

Источник: https://homsk.com/trombon/epokha-ekateriny-ii

Начало екатерининской эпохи. Золотой век масонства

В 1762 году, после недолгого царствования Петра III, на престол вступает Екатерина II. При ней «братство вольных каменщиков» получает самое широкое развитие.

Очередной выпуск программы «Братья» выбран ведущими радиостанции «Эхо Москвы» Наргиз Асадовой и Леонидом Мацихом для разговора о золотом веке русского масонства.

Полностью прочесть и послушать оригинальное интервью можно по ссылке.

Екатерина — единственная из русских цариц и вторая из русских государей прибавила к своему титулу имя «Великая». И она вполне это заслужила. После смерти Петра наступила печальная эпоха безвременья.

Как сказал один мудрец, когда умирает великий муж, то ссорятся все его приспешники и на первый план выходят люди, которые не достойны нести за гробом великого человека его комнатные туфли.

Вот так оно и случилось.

Совет

И правили придворные клики, была борьба самолюбий — действительно наступило политико-экономическое безвременье. Хотя именно в этот момент в России и появляются ложи. Они оформляются институционально. Англичане Джеймс Кейт, доктор Филипс открывают первые официальные ложи в России.

Вообще о периоде между Петром и Екатериной особо рассказывать нечего, ни в смысле вообще историки, политики, культуры, ни в смысле собственно масонского движения. За исключением того факта, что масонство появилось. А вот потом, после того как Екатерина в результате дворцового переворота 1762 года пришла к власти, тут-то все и началось.

Надо понять, какой Екатерина приняла Россию и какой ее оставила после 20 лет своего царствования. Недаром сказал екатерининский вельможа: «При матушке-государыне без нашего дозволения ни одна пушка в Европе не стреляла». Вот как.

И Екатерина благоволила масонам, российское дворянство почти поголовно вступало в ряды масонов разных лож при ее правлении. И количественно и качественно это действительно был золотой век масонства.

И столбовые дворяне, князья, в том числе представители самых славных родов, и новое дворянство, графы и бароны — все они с одинаковым энтузиазмом шли в масоны.

А почему Екатерина благоволила масонству? По нескольким причинам. Во-первых, она сама была из Европы и у нее не было параноидального страха перед всем западным, который был присущ некоторой части российской элиты.

Кроме того, она очень прохладно относилась к религиозным делам. Екатерина перешла в православие, относилась очень скрупулезно к обрядовой стороне, но религия не играла для нее большой роли.

Поэтому в масонах она видела сообщество свободных людей, которые осмысленно, осознанно делают свой выбор.

Обратите внимание

А ей было важно, чтобы она, нелегитимная государыня, пришедшая к власти в результате переворота, получила бы искреннюю поддержку государства, чтобы ей были преданы не только из личных выгод, но и понимали, сколько она делает для России и для этого нового класса дворянства. Вот этим и обусловлена ее поддержка масонов.

Кроме того, она ведь взошла на престол в атмосфере мрачных ожиданий: мол, вот как начинает юная государыня, это что сейчас начнется! Головы полетят, кровь, ссылки… Ей было важно переломить эти негативные ожидания и показать, что она вполне либерально настроена, что она европейского духа. Отсюда переписка с Вольтером и Монтескье, которые тоже оба были масонами; отсюда благоволение тиснению, т. е. свобода печати, говоря по-современному; отсюда журналы, театры и все формы европейской жизни, которые тогда-то и процвели. А это все было неотделимо от масонства.

Екатерина была, если говорить на современном новоязе, промоутером просвещения, даже более, чем фанатом. Она много делала для просвещения, разумеется, только в дворянской среде. В то, что можно просвещать многомиллионные слои крестьянства, она, конечно, не верила, а дворянство хотела просвещать всеми силами. И для этого не жалела никаких средств.

Портрет Екатерины II. Ф. С. Рокотов, 1763 г. (wikipedia.org)

В масонских ложах того времени, конечно, подавляющее большинство были дворяне, но и люди других сословий там тоже появляются. Это продолжение политики Великого Петра. Ведь до него все это было немыслимо, потому что общество было не развито, и ни служивые, ни крестьяне не могли подняться наверх. При Петре это стало возможным.

Например, купцы или чиновничество, или из выслужившихся солдат люди, разве могли они сделать карьеру в допетровской Руси? Нет, конечно. Масоны сравнивали ситуацию, которая сложилась после Петра Великого, с камнем и деревом. У них есть очень любопытная аналогия. Масоны любят говорить цветисто, используя метафоры и аллегории.

Некоторые из них потрясающие по красоте и емкости.

Дело в том, что имя «Петр» переводится как «камень». Есть фраза из Евангелия. Иисус говорит, обращаясь к апостолу Петру, евангелиевскому персонажу: «Ты, Петр, — камень. И на сем камне воздвигну я Церковь мою».

Используя эту фразу, Ньютон и Брюс, идеологи петровских преобразований с масонской точки зрения, говорили Петру о том, что-то, что он делает, это основание нового государства, да в каком-то смысле новая эра. Петр 1700 год объявил практически новой эрой.

И Новый год стал праздноваться по-иному, и обычаи стали иные. Противопоставление каменного Петербурга и деревянной Руси очень актуально для того времени.

Важно

Масоны сравнивают свою преобразовательную деятельность с работой над диким камнем: дикий камень следует ошлифовать с помощью мастерка, резца, с помощью молота.

«Но для этого нужно, чтобы в Москве появился этот камень», — скажите вы. В Москве они камня не планировали, более того, в Москве при Петре каменное строительство было запрещено. Вот даже так. То есть Москву он бросил. Брюс Москву любил, Прокопович и Петр — нет. Они считали Москву воплощением замшелой затхлости.

А Петербург — это город полностью каменный.

Тут есть интересный филологический штришок. На немецком и голландском название города, новой столицы России звучит «Sankt Petersburg». Эта «s» — это притяжательная частица, т. е. правильный перевод — это «город святого Петра». А по-русски эта «с» выпадает — Санкт-Петербург.

Никакой «с» нет, и получается — святой город Петра.

Они это сознательно переосмыслили, и Петр получил легитимацию на роль демиурга, настоящего творца новой России.

Вот масоны, продолжая эту аналогию, говорили, что до Петра не над кем было работать, не было камня, было некое первобытное состояние, деревянное. И Русь рисковала остаться деревянной. И это было бы величайшим бедствием. Не об этом ли писал Пушкин в «Медном всаднике»?

О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

В чем пропасть и бездна? А в том, что так и остаться деревянной и повторить участь держав, которые делят, т. е. колониальных держав. Например, Польши. Они много о себе понимали, их взяли и разделили. А Россия стала каменной, технологичной и вошла через этот камень в коалицию ведущих европейских держав. Портрет Елагина работы Жана Луи Вуаля, 1789. (wikipedia.org)

Практически все видные сподвижники Екатерины Великой были масонами. Например, Иван Перфильевич Елагин являет собой классический образец масона екатерининской эпохи. Он прошел очень любопытный путь от юношеских иллюзий и слепого очарования масонством до разочарования, ибо столкнулся с такой внешней помпезностью и ритуалами, которые казались ему пустыми игрушками, как он сам писал. И он порвал с масонством. А затем, заинтересовавшись ключевыми вопросами мироздания, главными вопросами бытия, опять пришел к масонству через тех людей, которые воплощали лучшие черты вольных каменщиков. И присоединился к масонству уже на новом уровне понимания. И дослужился до самых больших в истории российского масонства чинов.

Надо сказать, что Иван Перфильевич Елагин был человеком внутренне очень расколотым и мятущимся, ищущим человеком. Через поиск истины он пришел к масонству, через него же и разочаровался в нем. В своей автобиографии он писал, что ничего не нашел кроме пустых игрушек, стремления нажиться за счет ближнего, напиться вином и орать какие-то чудовищные песни. Ничего ему в масонстве не понравилось. Он пришел с пустыми надеждами, а ушел со смешными разочарованиями.

Совет

Но в нем жил этот червь познания. Он не мог жить, не поняв главного — экзистенциальных основ бытия. Ни карьера царедворца, ни счастье в личной жизни, ни деньги, ни дворцы, которые ему жаловали, его не наполняли ощущением внутренней гармонии. И он опять стал искать знакомства с масонами, как он выразился, «с людьми, которые состарились в масонстве», т. е. с опытными, не с выскочками, не с шарлатанами и самозванцами. Он искал не средних и не наиболее репрезентативных, он искал лучших. И нашел таких. Познакомившись с носителями масонской мудрости, он задал себе вопрос: «Стал я думать, нет ли в нем (масонстве) чего-нибудь им, яко знающим, притягательного, а мне, яко невеже, сокровенного?» И вот этот вопрос стал ключевым, поворотным пунктом в его жизни. Он опять пришел к масонам и посвятил всю свою дальнейшую жизнь изучению масонской архивы, как тогда говорили.

Иван Перфильевич Елагин потратил немалые деньги на приобретение гигантского количества книг, рукописей, чертежей, планов. Когда его архив разбирали, Екатерина была потрясена тем, сколько времени он, оказывается, на это все тратил, успевая при этом быть царедворцем и человеком вполне светским. И жалел он только о двух вещах: он говорил на европейских языках, но плохо знал древние. Особенно сожалел, что не знал иврита и греческого. Иван Перфильевич познакомился с неким Станиславом Эли, который был наполовину поляк, наполовину еврей. И тот стал его наставником в каббале.

Елагин, заслужив два величайших титула в российском масонстве, был не только отмечен внешними знаками отличия, но и по заслугам пользовался авторитетом во всем, что касается сокровенного масонского знания. Он знал более остальных. При нем, правда, была некоторая такая борьба внутри лож, но это вряд ли было кому-то интересно, кроме братьев, которые между собой соперничали. Иван Перфильевич был отнюдь не ангел и соперничества не терпел. Он хотел во всем быть первым.

При этом Елагин занимался просветительской деятельностью не только направленной на самого себя, т. е. самосовершенствовался, что тоже является одной из главных задач масонов, но и нес просвещение в массы. На своем острове, который находится в Петербурге, он сделал первый в России парк публичных, как он писал, «полезных и приличных увеселений». Иван Перфильевич молодость провел бурно, и что такое неприличные увеселения он хорошо знал. В России тогда не было подобных заведений. Это было некоммерческое предприятие. Но он был вельможа и был богат. Кстати, на масонские рукописи и планы тратил большие деньги.

Вот любопытный штришок про Елагин дворец, Елагин остров и про самого Ивана Перфильевича. Он устроил там карусели и качели. На качели была очередь, поскольку эта вещь была завлекательна. И он приказал смотрителям качелей выдавать, как он писал, простонародным девушкам в сарафанах специальные веревочки, чтобы они подвязывали свои наряды перед тем, как вступают на качели, «дабы не попадали в кунфузное положение», когда взлетают высоко и открываются виды. Он об этом думал.

Елагин был царедворец, был канцлер, он каждый день был зван к Екатерине, он ведал судьбами полумира, искал истину, искал философский камень (кстати, в подвалах своего же павильона), и ему было дело до крестьянских девок, которые могли оконфузиться. Вот этот штришок, эта веревочка, стоит десятка иных манифестов. Это победа истинного масонского духа — забота о реальном, конкретном человеке, а не вообще о каком-то выдуманном абстрактном идеале.

Хорошо известно, что масонские ложи стали едва ли не первыми сборищами, организациями, где люди рассуждали о нравственных ценностях, о таких категориях, как ответственность дворянства перед Отечеством, дворянский долг, служение Родине. И не только об этом. Здесь нужно понять, что в государстве, каким была Россия до Петра, и какой ее хотели видеть люди, противящиеся реформам, был один вид интеллектуального дискурса. Это была церковная проповедь, которая всегда говорится в импиративном духе и не допускает ни толкования, ни возражения. В ложах важно было не столько о чем они говорят, сколько как они говорят. Они учились мыслить, дискутировать, они понимали, что есть разные мнения; они учились раздвигать интеллектуальные горизонты, они учились читать на иностранных языках. Тогда по-русски книг было очень мало, всему приходилось учиться. Были переводы с немецкого, французского, английского и с древних языков.

Читайте также:  Расширение и укрепление древнерусского государства

Какие направления в масонстве существовали на том этапе? Все те же, что и на Западе: было голубое масонство (английское), было красное (шотландское). Эти цвета, кстати, без всяких коннотаций с современными понятиями: красное сейчас означает большевистский, голубой — гомосексуальный, а тогда это были просто геральдические цвета. Была немецкая, шведская система строгого наблюдения, слабого наблюдения. Чем они отличались, понятно по названию. Строгая требовала большего от приверженцев, слабая давала больше свободы и попустительно относилась к поведению конкретных братьев. Елагин дворец. Вид со стороны Масляного луга, 1906. (wikipedia.org)

Обратите внимание

В книге Дугласа Смита «Работа над камнем» есть такие строки: «Великая английская ложа, также известная как провинциальная ложа, кроме единственного заседания в Аничковом дворце в 1783 году собиралась всегда в доме Ивана Перфильевича Елагина на одноименном острове в Санкт-Петербурге».

Если уж говорить об Иване Перфильевиче как о реформаторе российского масонства, то, как сказал один историк масонства, он добился для российских масонов автокефалии, то есть своеобразного самоуправления. Он стал первым великим провинциальным мастером в России. Это было великое достижение для российского масонства, факт признания авторитета российских вольных каменщиков, российских братьев за рубежом. Это все связано с деятельностью и личностью Ивана Перфильевича Елагина.

Чем же отличались французские ложи от английских, шотландских, немецких? Отличий несколько. Первое — ритуальностью: английское — самое простое, шотландское — самое сложное. Обрядность шотландского масонства, которое напрямую возводило себя к рыцарям-тамплиерам, была гораздо богаче, пышнее, театрализованнее, все степени посвящения были с красивыми названиями. Немецкое масонство было строже, в соответствии с германским духом, и стремилось больше к просвещению и самоуглублению. Французское было более вольным, вплоть до приглашения дам, чего в других ложах не приветствовалось и даже не допускалось. Кроме того, французские ложи ставили перед собой больше задач просветительских и политических.

Почему же люди во времена Екатерины вступали в масонские ложи? По трем главным соображениям. Они, кстати, хорошо описаны у Толстого в сцене приема Пьера Безухова в масоны. Это, по-видимому, изображение приема самого Льва Николаевича. Большинство, скорее всего, попало из соображений суетности. Это была тусовка, это было модно, об этом все говорили. Как я могу быть не там?! Это было сильным побуждением для части юношества. Вторым — возможность познакомиться с сильными мира сего, с вельможами, с людьми богатыми. И либо жениться на чьей-нибудь дочке, карьеру сделать, место получить. Тоже вполне понятное соображение. И, наконец, самая численно малая, но самая лучшая, духовная часть масонства — это люди, которые шли за истиной, за духовной работой, за улучшением мира, как они его понимали, и, прежде всего, через улучшение самих себя. С этими людьми, с их деятельностью связаны лучшие страницы российского и мирового масонства.

Главная цель масонов — добиться такой ситуации в обществе, когда бы воплотились две их главные масонские триады. Одна формулировалась как свобода, равенство и братство. Это нам всем известно, и против этого никто не возражал. Либо была у них вторая триада — благословение, которое приходит через силу и союз. Они хотели достичь такого положения, когда все здоровые силы общества были бы консолидированы. Но свобода, равенство и братство комментариев не требуют. Те, кто не любил масонов во все времена, по каким-то причинам боялись свободы, равенства или братства.

Чего же добились масоны в царствование Екатерины? Какова их главная заслуга? А добились они очень многого. Во-первых, они вместе с государством способствовали тому, что Россия из азиатской окраины превратилась в великую державу, стала признана на Западе. Масоны внесли огромный вклад в дело преображения русского дворянства как ведущего, направляющего, элитного слоя русского общества. И преображение это отчетливо видно. Русские инженеры научились строить корабли не хуже английских и голландских; и победа над турками, над шведами это подтверждает. Российские военные добились неслыханных успехов: Суворов и начало карьеры Кутузова. Какие еще комментарии?

Русские писатели: Карамзин написал первый российский бестселлер. «Бедная Лиза» была переведена на шесть европейских языков.

Российские ученые, Ломоносов, в конце концов, российская армия и сам стиль российской жизни. Петербург был признан европейским городом… Портрет Фонвизина, начало XIX в. (wikipedia.org)

Важно

Но лучше всего иллюстрирует достижение российских масонов пьеса Дениса Ивановича Фонвизина, кстати, тоже масона. Целый клан фон Визенов, немцев, которые приняли православие, похоронен на Донском кладбище. Там вообще множество масонских захоронений. Фонвизин написал комедию «Недоросль», бессмертную. Вслушайтесь в звучание фамилий: Простаков, Скотинин, Правдин, Стародум, и вам все станет ясно.

Источник: https://diletant.media/articles/28919009/

Екатерининский период живописи, история русскго портрета 18 века

А.Вахрамеева

Екатерининский период

Русское искусство в екатерининский период наконец выходит за рамки одной портретной формы. В Академии складывается многожанровая живописная система, появляется историческая картина. Одним из ярких представителей первой волны академических студентов был А.П. Лосенко.

Художник Лосенко Антон Павлович

Товий и ангел  (Между 1753 – 1758 гг.)

А.П. Лосенко называют основоположником исторической живописи. Русская историческая живопись не достигла таких высот, как искусство портрета.

Это полотно относится к раннему периоду творчества художника, но определенный уровень подготовки  у него уже был (до поступления в Академию И.П.Лосенко был учеником И.П. Аргунова). Исторический жанр, прежде всего,  служил отличным опытом для построения композиции, рисунка и совершенствования техники масляной живописи.

Историческая живопись очень хорошо воплощала в себе принципы классицизма. На этой картине изображен библейский сюжет. Полотно имеет горизонтальный формат.

При построении сцены  художник делает акцент не на переживании героев, его больше занимает само повествование и проповедь библейского сюжета, что диктуется запросами эпохи классицизма. Колорит полотна довольно сдержан.

Произведение выполнено на сочетании коричневых и зеленоватых тонов,  контрастных охристых, золотисто-желтых и серовато-голубоватых красок.

Фигуры персонажей – Товий и ангел – по моделировке и стилистике напоминают античные статуи.

Это связано с тем, что художники на начальном этапе работы  Академии еще не отрабатывали сцены на натурных постановках, необходимых для грамотного построения и лучшего понимания человеческого тела, проработке изменений ракурсов и мускулатуры. Товий и ангел одеты как странники, их сопровождает собака. Рыба в руках Товия по виду напоминает форель. Изображение рыбы выполнено на высоком уровне, соблюдены основные с законы построения. Нельзя обвинить художника в незнании анатомии, характере размещения фигур в пространстве.

 

Художник Фирсов Иван Иванович 

Юный живописец (1765-1768 гг.)

Эту картину можно считать первым жанровым произведением в русской живописи. Картина была написана Иваном Ивановичем Фирсовым в годы его пребывания в Париже, и больше тяготеет к французской художественной школе, чем к русской.

Композиция позволяет проводить аналогии  с творчеством Жана Батиста Шардена. Сходство этой картины с работами французского живописца  («Прачка», «Художник») очевидна.

Вероятно, Фирсов  был знаком с творчеством Шардена, но не следует искать в его работе прямое подражание.

​Жан Батист Шарден, «Художник»

Совет

Жанровая сценка уникальна для своего времени, она будто выхвачена из жизни: юный живописец расположился за мольбертом,  ему позирует очаровательная девочка в розовом платье. Юная модель стесняется, старшая сестра мягко угрожает ей пальчиком и ласково треплет ей шею.

Художник выхватывает лишь  миг из длительного процесса, когда реальность претворяется в изображение на холсте, и перед зрителем появляется живописное полотно. В интерьере мастерской, где происходит действие, мы находим много атрибутов, необходимых художнику в его ежедневных трудах: коробка, полная красок, манекен, гипсовая скульптура, ветошь, чтобы смывать краски.

На заднем плане мы видим темную драпировку занавески, закрывающей вход в соседние компартименты и две картины на стене – овального формата портрет и  прямоугольного — пейзаж. Однако композиция не перегружена декорациями и очень органична. Источник света на картине расположен за спиной живописца и направлен на мольберт и модель.

Картина отличается изысканной цветовой гаммой, на полотне преобладают коричневато-охристые оттенки и нежные, мягкие, розовато-персиковые тона.

И.Э. Грабарь очень высоко оценил эту картину: «Эта загадочная вещь, так удивительно выхваченная из жизни, прелестная по композиции и красивая по живописи, идет в разрез с тем, что творилось тогда в России, и должна быть причислена к самым очаровательным картинам эпохи».[2]

Художник Рокотов Федор Степанович

Портрет неизвестной в розовом платье (1770-ые гг.)

Основной вклад Рокотова Ф.С. в развитие русского искусства в том, что он стал основоположником жанра камерного женского лирического портрета. Художник учился у Антропова и Ротари, копировал полотна Л. Токке.

Рокотову было дозволено писать с натуры портрет Екатерины II. По мнению И. Грабаря, «Рокотов живописец томный, пряный и всегда изящный, более даровитый и умелый нежели Антропов, но зато менее его проникновенный».

[3]

Портрет относится к серии московских портретов. Полотно небольшого формата, трехчетвертной разворот модели, погрудный обрез.  Композиция несложная. Абсолютная непроработанность фона не означает, что отсутствует  пространство.

Подобный портрет не был бы  востребован в Петербурге, где требовалась официальность. В Москве легче дышалось, не было жестких придворных требований, была обстановка свободы.

Это  портрет кулуарный, минимизирующий социальные характеристики.

В колористике  «Портрета неизвестной в розовом платье»  заметно влияние западноевропейского стиля рококо. Сходство этого портрета с работами английского живописца Томаса Гейнсборо очевидно.

Для сравнения возьмем «Портрет дамы в голубом» («Портрет герцогини де Бофор»), говорить о прямых заимствованиях Рокотова у Гейнсборо не приходится, но заметны некоторые общие черты.
Палитра очень мягкая.

Обратите внимание

Мы видим очень жидкие краски, прозрачные слои, отсутствие четких контуров. Как будто потоки воздуха,  вибрирующая атмосфера и настроение. Героиня пребывает в состоянии меланхолической задумчивости: нет ни игры, ни действий, ни атрибутов.

Новая черта, появившаяся в этой серии портретов, —  попытка художником  передать новый характер настроения. Появляется некое новое ощущение — не состояние самой модели, а ощущение модели художником.

Художник Левицкий Дмитрий Григорьевич

Портрет великого князя Александра Павловича в детстве (1787 гг.)

Учителями Д.Г.Левицкого в Академии художеств были Л.-Ж.-Ф. Лагрене, Джузеппе Валериани и А.П.Антропов. В работах художника также ощутимо влияние И.Б.Лампи Старшего.

Индивидуальная манера Левицкого в парадном портрете совместила в себе черты западноевропейского искусства классицизма с русской традицией лирического портрета, нашедшее свое воплощение еще у Рокотова. «Левицкий наследует привязанность к чувственно-осязаемой предметности в живописном воспроизведении человеческого облика».

[5] К детскому портрету Левицкий  обратился в поздний период своего творчества. Портрет императора Александра I в десятилетнем возрасте, наряду с портретами сестер Воронцовых и великих княжон вошел в галерею портретов Левицкого, где художник изображает детей.
Портрет вписан в овальный  формат, помещен в прямоугольную раму. Изображенный мальчик стоит в трехчетвертном развороте.

Перед нами поясной полупарадный портрет, в представлении ребенка отсутствует официальность, несмотря на наличие ордена Святого Александра Невского и ленты ордена Андрея Первозванного. Камерность формата создается за счет невероятной выразительности взгляда портретируемого.

Красивые глаза, слегка приподнятые брови, нежный розовато-фарфоровый румянец щек, тонкое лицо, светло-русые, аккуратно причесанные волосы создают образ благовоспитанного венценосного наследника престола. Гладкость кожи и свежесть лица портретируемого достигается с помощью тончайшей лессировки.

Во взгляде ребенка, несмотря на возраст, мы видим образованность, мудрость и вдумчивость, казалось бы еще не свойственную его юным годам. Художнику хорошо удалось передать аристократический лоск и светскую сдержанность своей модели.

Зритель может любоваться переливами атласного бруснично-коричневого цвета  камзола с серебряными пуговицами, аккуратно отлаженными воланами кружевного серовато-лилового воротника нижней рубашки мальчика. Фигура Александра представлена на темном фоне, и создается впечатление, что модель подсвечена изнутри. Живой ум в глазах, переливы атласных складок рукава камзола, легкое напряжение в складках сомкнутых губ, не перешедших в улыбку, утомленного необходимостью позировать перед художником ребенка не позволяют сравнивать портрет с изображениями фарфоровых  марионеток на  полотнах подобного формата середины XVIII века.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ ОБ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ И РУССКОГО ПОРТРЕТА 18 века

ПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД >>>>

АННЕНСКИЙ-ЕЛИЗАВЕТИНСКИЙ ПЕРИОД >>>>

ПАВЛОВСКИЙ ПЕРИОД>>>>

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПЕРИОД>>>>

НАША АНТИКВАРНАЯ ЖИВОПИСЬ>>>>

ЛИТЕРАТУРА

[1] История русского и советского искусства / М. М. Алленов, О. С. Евангулова, В. А. Плугин. М., 1989. С.159

[2] Грабарь И.Э. Академизм в эпоху барокко. Введение в «Историю русского искусства»// Игорь Грабарь о русской архитектуре: Исследования. Охрана памятников М., 1969. С. 65

[3] Грабарь И.Э. Восемнадцатый век и расцвет портретного искусства. Введение в «Историю русского искусства»// Игорь Грабарь о русской архитектуре: Исследования. Охрана памятников М., 1969. С. 63

[4] М.М. Алленов, О.С, Евангулова, В.А,Плугин, под ред. Сарабьянова. История русского  советского искусства, М., 1989. С. 152-153.

[5] М.Алленов. Русское искусство XVIII-начала  XX века, М., 2000. С. 102

Источник: https://antikzone.ru/ekaterininskiy-period-zhivopisi

Ссылка на основную публикацию