История культуры древней руси и ее соседей

Развитие культуры Киевской Руси на разных этапах

Зарождение и развитие культуры Киевской Руси проходило на фоне процесса централизации русских земель вокруг одного центра. Постепенно название всех племен, таких как вятичи, северяне, дреговичи, радимичи, поляне сменяются единым для всех понятием «русский» или «русич».

Для культуры этого периода характерна патриархальность, уважение к старшим. Большое значение для развития государственности имело принятие христианства, которое постепенно стало оплотом русской нравственности и духовной самобытности.

С этим событием связано также распространение на Руси каменного храмового строительства.  Влияние и помощь Византии способствовали формированию русской письменности, оформлению ее согласно требованиям того времени.

Обратите внимание

Следует отметить, что характерной чертой Киевской Руси было единство языка: письменного, разговорного, церковного.

Богатым наследием устной культуры являются былины, которые сохранились и до наших дней. Особенным в них было наличие в большей степени языческих символов, воспевание нравственных принципов, физической силы. Наличие основ устного былинного творчества, а также повсеместное распространение единого русского языка способствовало формированию истоков русской литературы.

Произведения культуры Киевской Руси, этапы развития архитектуры, литературы, живописи

ВекОбразование, наука, правоАрхитектура, строительство, ремеслаЛитература, искусствоДругие сферы
До IX Обычное право Деревянные городища, дома, утварь Былины, песни, пляски Язычество, кумиры (идолы), многоженство
IX Кирилл и Мефодий, славянская письменность Деревянное зодчество: избы, терема, крепости
X Каменное строительство: Десятинная церковь Былины Принятие хри­стианства, моно­гамная семья
XI Берестяные грамоты, княжеские и церковные школы, Правда Ярослава (Русская Правда), каноническое право. Княжеский суд Софийский собор в Киеве, фрески, мозаика. Софийские соборы в Полоцке, Чернигове, В ы ш городе, Нов городе. Ремесло: оружие, гончар­ные, ювелирные (скань, зернь, :-шаль) изделия Древнерусская литература, Иларион, «Слово о законе и благодати». Устав, миниатюры. Скоморохи, гусляры Иконы, богослу­жение, церковное пение, пережитки язычества (колядование)
XII Устав ВладимираВсеволодовича.Научные знанияв церковной переводнойлитературе.Географическиезнания богомольцев.Врачеватели (лечьци) Церковь святого Георгия в Ладоге. Церковь Спаса на Нередице под Новгородом. Успенский и Дмитровский соборы во Владимире. Храм Покрова на Нерли Нестор, «Повесть временных лет». Жития святых. Поучение детям Вла­димира Мономаха. Местные летописи. «Моление» Данила Заточника, «Слово о полку Игореве» Богоматерь Владимирская
XIII

В сельской местности народ жил общинами. Делами такой «верви» (от веревки, которой обмеривали участки земли) руководили старейшины, старосты, общий сход.

Общественные, семейные отношения регулировались обычным и церковным правом, решениями князей, Русской Правдой, сводом законов, утвержденных Ярославом Мудрым.

В условиях феодальной раздробленности возникали особенности в социально-политическом и экономическом строе отдельных земель. В Новгородской земле вече приглашало князя (руководитель войска, главный судья), выбирало посадника и архиепископа. Во Владимиро-Суздальском княжестве основная власть находилась в руках князя.

Всеволод Большое Гнездо (1176-1212) первым присвоил себе титул великого князя владимирского. В Галицко-Волынском княжестве князю противостояло сильное боярство. Значение Киева постепенно падало. Во Владимиро-Суздальском княжестве формировалась наследственная монархия. Политический строй Новгородской земли напоминал республику.

На Галицко-Волынской земле преобладала боярская олигархия.

«Владимир повелел опрокинуть идолы.

Когда влекли Перуна по Ру­чью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его и приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы).

Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых» (из «Повести временных лет»).

В Древней Руси грамотность и образование существовали до принятия христианства (988). Древнерусская славянская письменность — кириллица — появилась еще в IX в. После принятия христианства в 988 возникли школы при монастырях, церквях, при княжеских и боярских дворах.

Важно

Грамотными были не только феодалы-землевладельцы, но и простые ремесленники, торговцы, другие люди, о чем свидетельствуют несколько сот берестяных грамот, найденных археологами в Новгороде, Пскове. Летописи (хроники событий, исто­рические книги) с X в. составляли монахи в монастырях и княжеских дворах.

Древнейшая летопись, дошедшая до наших дней — «Повесть временных лет», была составлена в Киеве в начале XII в. Нестором.

С принятием христианства наряду с деревянным (городища, мосты, дома, бани, хозяйственные постройки) получило развитие каменное, главным образом храмовое строительство. До наших дней сохранились Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, другие культовые сооружения.

Соборы расписывались фресками (живопись по сырой штукатурке), украшались мозаикой (изображения, составленные из цветных камней, смальты, керамики).

В Софии Киевской осталось изображение семьи Ярослава Мудрого с дочерьми, но абсолютно преобладала церковная живопись с различными иконописными школами.

Нравоучительным, патриотическим и другим содержанием были насыщены «Поучение сыновьям» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника, «Слово о законе и благодати» Илариона, «Слово о полку Игореве», а также народные былины, песни, сказки и пр.

На культурную, духовную жизнь русского общества сильное влияние оказывали Византия, западные (Польша, Венгрия, Священная Римская империя, Швеция, Норвегия) и восточные соседи.

Источник: https://histerl.ru/vse_mareriali/kultura/drevnia_rusi.htm

3. Культура древней Руси

Под
культурой мы понимаем совокупность материальных и духовных ценностей,
создаваемых человечеством в процессе
его общественно-трудовой практики.
Говоря о материальной культуре, мы имеем
в виду развитие орудий труда, техники, машин, строительства и т.д. К духовной
культуре относятся наука, образование,
идеология, литература, искусство.

Культура
Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской
культуры до нас не дошли, они погибли
в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились
преимущественно церкви, соборы, иконы,
литература, предметы религиозного
культа.

В основе культуры Древней Руси
лежит культурное наследие восточнославянских племен. Влияние на нее оказывали
кочевые народы, варяги. Большое влияние
на культуру Древней Руси оказало
принятие христианства, а также Византия,
страны Западной Европы.

Совет

Письменность
на Руси существовала еще до принятия
христианства (так например, текст
договора Олега с греками в 911 г. был
написан на русском и греческом языках).
К моменту принятия христианства сложился
алфавит. Принятие христианства способствовало распространению грамотности, развитию письменности,
просвещения.

О
широком развитии письменности
свидетельствуют надписи на ремесленных
изделиях: женщины подписывали прялица,
гончары – глиняные сосуды, сапожник на колодках вырезал имена своих
заказчиков.

В
1951 г. археологами впервые были обнаружены
в Новгороде берестяные грамоты. Найдено
более 500 грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Среди грамот есть хозяйственные
документы, письма, завещания.

При
Ярославе Мудром была открыта школа в Киеве, где обучалось более 300 детей. Получила образование его дочь Анна –
одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

От
XI – XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых
имеют точную дату написания. Древнейшая
из них – “Остромирово евангелие”,
она была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира.

В
то время писали на пергаменте, на
специально выделанной телячьей коже. Текст начинали писать с большой красной буквы – заставки. Книги украшали
рисунками – миниатюрами. Сшитые листы
книги переплетали, закладывали между
двумя досками, которые обтягивали
кожей. Книги стоили очень дорого, их
тщательно хранили, передавали по
наследству.

Кроме
переписки религиозных текстов, переводов
на древнерусский язык с греческого и
латыни, создавались также оригинальные
сочинения русских авторов. В отличие
от европейских стран, где латинский
язык был признан государственным, на
Руси писали на родном языке.

В
этот период был создан целый ряд
выдающихся произведений. Среди них: “Повесть временных лет”, “Поучения
Владимира Мономаха”, “Моления
Даниила Заточника” и др.

Обратите внимание

В
период феодальной раздробленности
ведущей идеей в литературе была идея
единства Русской земли. Описаниями княжеских междуусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти полны “Псковская”,”Новгородская”,”Ипатьевская”,”Лаврентьевская”
и др. летописи. Особое место среди
произведений этого периода занимает
“Слово о полку Игореве”, гордость
нашей литературы.

Наряду
с письменной литературой широкое
распространение имело устное народное
творчество, прежде всего былины, повествующие о ратном и созидательном
труде нашего народа.

Высокого
уровня развития достигла архитектура.
Сохранилось более 60 памятников архитектуры
с домонгольского периода. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянными.

Одним
из первых каменных сооружений была
двадцатипятиглавая церковь в честь
Богородицы в Киеве (Десятинная церковь),
возведенная греческими мастерами в
конце X в. В середине XI в.

при Ярославе
Мудром был сооружен Софийский собор с
13 куполами и Золотые ворота в Киеве. Затем Софийские соборы были сооружены
в Новгороде и Полоцке. На территории
Руси известно 15 каменных храмов XI – нач.

XII вв. подобного стиля.

В
период феодальной раздробленности складывались различные архитектурные стили. Большинство храмов одноглавые. Мозаичные изображения уступают место
фрескам.

Отличия в архитектуре в основном
связаны со строительным материалом,
используемым в той или иной местности. Так в Новгороде широко использовался
известняк.

Наиболее древними памятниками
Новгорода являются соборы монастырей
Юрьева и Антоньева, церковь Спаса на
реке Нередине.

Важно

В
отличие от Новгорода и Киева во
Владимиро-Суздальской земле и Галицко-Волынской Руси основным
стройматериалом был белый камень. Характерные черты белокаменной архитектуры: изысканность, стройность, устремленность ввысь, богатая
декоративность.

Из памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси наиболее известны Золотые ворота, Успенский
и Дмитровский соборы во Владимире,
остатки дворца Андрея в Боголюбове,
храм Покрова на реке Нерли, соборы
Переяславля Залесского, Суздаля,
Юрьева-Польского.

Внутри
храмов стены были богато украшены
фресками и мозаиками. Фреска – это
живопись водяными красками по сырой штукатурке. В Софийском соборе в Киеве
сохранились изображения сыновей и
дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением охоты, скоморохов,
ряженых и т.п.

Мозаика
– изображение, выполненное из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты.
Древняя Русь использовала смальту
(специальный стекловидный материал). В мозаике выполнена огромная фигура
богоматери Оранты (Киевская София).

Украшением
храмов были иконы. Также как фрески и
мозаики первые иконы на Руси были
выполнены греческими мастерами. Самой
почитаемой на Руси была икона “Владимирской богоматери”, выполненная неизвестным
греческим художником на рубеже XI-XII
вв.

(хранится в Третьяковской галерее).
Иконы того времени являлись принадлежностью храмов и были больших
размеров. До нас дошли имена иконописцев
XI в.: Олимпий, Олисей, Георгий и др.

С
образованием самостоятельных
княжеств-государств в живописи
складывались местные школы, отличавшиеся
манерой исполнения.

Монументальная
скульптура языческих времен не получила распространения, так как преследовалась церковью. Первые светские скульптурные
памятники появились на Руси лишь в XVIII в.

***

Таким
образом, IX-XIII века стали периодом
складывания русского государства,
самого крупного в средневековой Европе.

Совет

Его создание проходило в условиях почти
непрерывных войн с кочевниками,
нападавшими с Востока, с германо-шведскими феодалами, наступавшими с Запада, с Византией, осевшей на южных рубежах.

Находясь на середине торговых путей
СевероЗападной Европы с Византией и
Средней Азией, русское государство быстро развивалось, крепло, становилось
могучим и влиятельным.

Период
удельно-княжеской раздробленности и
совпавшее по времени нашествие
монголо-татарских завоевателей привели
к распаду Киевской Руси. Она была
растерзана Золотой Ордой, польско-литовскими князьями и прошла долгий и мучительный
путь, пока не возродилась в лице
Московского княжества, ставшего центром
объединения русских земель, и не
превратилась в Российскую империю.

Лекция
III.  МОСКОВСКАЯ РУСЬ (XIV – XVI вв.).

Источник: https://StudFiles.net/preview/1790841/page:4/

1.2.4 Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции

Видеоурок: Достижения культуры Руси IX – начало XII вв
 

Читайте также:  Распад киевской руси на феодальные княжества

Лекция: Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции

Культура Древней Руси

Во времена Киевской Руси люди, конечно, не ограничивали себя сбором урожая, торговлей и войнами. Большое значение имела также и культура.

Различные племена, объеденные в одно государство, привнесли множество своих культурных особенностей, традиций, обычаев и ремесел.

Так восточнославянские народности сохранили предания и легенды, языческие верования, которые позже отразились и в христианстве, резьбу по дереву и по камню, отличие в кузнечном ремесле и прочее.

Но также в те времена, благодаря торговле, на культуру людей, как простых, так и знати, оказывалось большое влияние соседей. Среди всех соседних государств, самое большое влияние оказывала, конечно, Византия.

Она как центр культуры и торговли, позволила восточным славянам обрести монотеистическую религию (веру в одного бога) — христианство. Что, в свою очередь, зародило множество культурных всплесков, таких как письменность, рисование икон, зодчество и прочее.

Помимо Византии множество достижений угро-финских племен, хазар, западных славян, европейцев, балтов и печенегов было взято на вооружение восточными славянами.

«Богатыри». Виктор Васнецов.Илья Муромец в центре

Одним из важнейших культурных особенностей было устное народное творчество (фольклор), которое передавалось поколениями. До нас дошло множество сказок и былин про жизнь богатырей, таких как Илья-Муромец.

Обратите внимание

Особенностью таких былин было то, что прославлялось не завоевание других земель, а по большей части защита родной земли. В былинах восхвалялись герои-богатыри, самоотверженно служившие князю и Родине.

В них также отражался труд крестьянина, религиозные представления, взгляды на исторические личности и события. Фольклор имел важное значение для передачи жизненного опыта подрастающим поколениям.

Среди фольклорных жанров были и заговоры, посредством которых стремились повлиять на природные силы или человеческую судьбу. Применялись они в момент совершения обрядов.  

Берестяная грамота

Развитие письменности, получило всплеск при принятии христианства, конечно, не без помощи Византии. Оттуда приезжали священники, привозились священные манускрипты и книги. При церквях стали открываться школы, где обучали чтению и письму. Поэтому население, в частности в городах, было довольно грамотное.

Первые книги были очень дорогие, так как писались на дубленой коже (пергамент) вручную. Но со временем стали использовать более дешевую бересту (березовую кору). Что послужило ещё большему распространению письменности, которая не только решала проблему грамотности населения, но была необходима для закрепления международных договоров и правовых норм.

Нестор
Литература. Самыми древними рукописными книгами середины XI века являются “Изборник Святослава”, “Остромирово Евангелие” и “Новгородский кодекс”. В этот период было написано широко известное литературно-публицистическое произведение – “Слово о законе и благодати” – торжественная речь митрополита Иллариона.

Литература Киевской Руси XII века, конечно, ассоциируется с Нестором Летописцем, монахом Киево-Печерского монастыря. Именно он, опубликовал свою «Повесть временных лет», исторический документ, который по сегодняшний день является важнейшим в изучении истории Киевской Руси. Повесть эта была написана в начале XII века.

Она описывает историю русской земли ещё со времен Ноя до 1117 года. Своё название данное произведение получило благодаря первой фразе текста: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».

Эти и другие книги вызывали глубокое почитание и воспринимались как источник божественной мудрости. Читали вслух. К чтению относились как к особому труду. Ленивых и нерадивых читателей осуждали. Бережное отношение к книге соответствовало тяжелому труду книгописца, который длился месяцы и годы.

Если книги были большими, то текст располагали в два столбца, если маленькими, то в один столбец. Писали кириллицей.
Святые Кирилл и Мефодий. Слева фреска собора св. Софии в Охриде (Македония), около 1045 г. 
Справа икона XVIII—XIX вв.


 Кирилл и Мефодий – христианские проповедники из Византии, создатели старославянской азбуки, канонизированы и почитаются как святые.

Зодчество до принятия христианства было основано на строительстве из дерева, так как это был самый дешевый и доступный строительный материал.

Важно

Конечно, за века использования, восточнославянские народности добились не малых успехов на этом поприще. Но каменное строительство пришло из Византии, после принятия Владимиром христианство. При возведении храмов из камня, первые зодчие были из Византии, а они уже передали это искусство славянам. Поэтому при изучении храмов мы видим, что те, что были построены при Владимире, полностью соответствуют византийским традициям, а построенные при Ярославе, уже больше имеют свой особый славянский вид.

Десятинная церковь (церковь Успения Богородицы), 989 – 996 гг., Киев, Владимир Святославич. Разрушена монголами в 1240г. 

Собор Святой Софии (Софийский собор), Киев, пер. пол. XI в., Ярослав Мудрый

Софийский собор, Новгород, 1045—1050 гг., Ярослав Мудрый

Софийский собор, Полоцк, 1060-е гг., Ярослав Мудрый

Великолепным архитектурным сооружением были Золотые ворота в Киеве – крепостная башня с высоким проездом. Построена греческими мастерами в 1037 году при Ярославе Мудром. 

Конечно, стоит упомянуть и художественные достижения восточных славян. Помимо славянских кузнецов, которые славились среди всех соседей Киевской Руси, за изготовление оружия и доспехов, славились также и ювелиры. Их тончайшая работа была всегда востребована среди иностранных торговцев.

В целом Древнерусская культура представляет собой пример, когда у всех соседей было взято все самое лучшее, при этом было не забыто и свое наследие. Со временем все приобретенное культурные достижения других стран восточные славяне, дополнив их своими открытиями, превратили в уникальную самобытную культуру, обогатив при этом и мировую культуру тех лет.

Христианская культура и языческие традиции

Восточные славяне, еще задолго до крещения Руси были знакомы с христианством и их традициями. Конечно, основой послужила Византия, будучи широким культурными торговым центром. Христианство в Византии принимали восточнославянские купцы, которые часто бывали в Константинополе для продажи своих товаров.

Кирилл и Мефодий в 858 году создавшие славянскую азбуку, были христианскими просветителями. Княгиня Ольга первая из княжеской семьи приняла христианство в г. Константинополь – столице Византии. Византийские послы и торговцы, жившие на территории Киевской Руси, также оказывали большое влияние на славян.

Крещение Руси на реке Днепр
Когда Владимир пришел к тому, что не только военная дружина и налоги должны объединять государство, но и единая религия, перед ним стал сложный выбор, какую именно религию принять. Сначала он попытался создать единый пантеон славянских богов во главе с Перуном, но эта идея в итоге провалилась. Далее он обратился к своим соседям.  Соседствующие хазары были иудеями, при этом Хазарский каганат уже прекратил существование под ударами Святослава. Поэтому иудаизм не мог дать какие-либо преференции молодому государству. Другие соседи были мусульманами, а также имелись обширные связи с европейскими государствами. Но выбор остановился на христианстве восточного образца, так как Византия была ориентиром для Руси. Она была самым величественным и богатым государством-соседом, которое оказывало на Русь, экономическое, политическое и культурное влияние. Поженившись с дочерью византийского царя, Владимир принялся крестить своих подданных. Приехав в Киев с византийскими епископами, он первый обряд проводил прямо на реке Днепр. Конечно, не все славяне хотели так просто расставаться со своей языческой верой, тем более они несли ее веками.

В Новгороде даже поднялось восстание и были многочисленные столкновения с княжеской дружиной. Хотя внедрение и было несколько насильственным и заняло множество лет, приведение всего государства к единой вере прошло успешно.

Во многом этому поспособствовал сын Владимира — князь Ярослав Мудрый. Он воздвиг множество церквей и соборов. Правда, некоторые языческие традиции пришлось все же оставить или объединить с христианскими.

К примеру, такие праздники, как Ивана Купала, Масленица, Коляды остались у нас с языческих времен и по сей день празднуются.

Тоже коснулось и языческих богов, со временем и при помощи христианских священников бывших богов заменили на святых православной церкви.

Так, низвергнутый и попираемый Перун, идолы которого безжалостно сжигались или были брошены в реки, постепенно преобразовался и обрел черты православного святого Ильи-пророка.

Черный бог Велес, властитель природы, могучий оборотень, вечный враг Перуна, был превращен в христианского святого Власия, бог вешнего света Ярило был отождествлен со святым Георгием.

Совет

В целом христианство смогло постепенно полностью заменить язычество, принеся единую веру на всю территорию Киевской Руси, что помогло значительно укрепить единство народа, даже при таком большом количестве различных народностей.  

Предыдущий урок Следующий урок

Источник: https://cknow.ru/knowbase/173-kultura-drevney-rusi-hristianskaya-kultura-i-yazycheskie-tradicii.html

Культура древней Руси

Успехи славян в развитии хозяйства, их объединение в едином государстве, героическая борьба за независимость способствовали развитию культуры. Большие достижения были в различных видах искусства: в устном народном творчестве, литературе, зодчестве, живописи, художественном ремесле.

1. Развитие ремесла

Древняя Русь славилась своими искусными ремесленниками. Ремесло развивалось и в деревнях – там были свои кузнецы,»строители, гончары, специалисты по кожевенному делу. Но больше всего ремесленников проживало в городах. Городов же в древнерусском государстве уже в XI в. было больше сотни. Недаром Киевскую Русь часто называли «страной городов».

В древней Руси насчитывались десятки ремесленных специальностей. Гончары выделывали на гончарном кругу множество разнообразной глиняной посуды совершенной формы и красивой отделки с цветной глазурью – кувшины, блюда, миски – и детские игрушки.

В древней Руси в ручных домницах варилось немало металла.

Из него кузнецы выделывали множество сошников, серпов, ножей, гвоздей, подков, замков.

Особенно славились мастера по оружию. Выделывались обоюдоострые мечи (т. е. острые с двух сторон) и боевые щиты, крепкие брони и кольчуги – боевые защитные рубахи из металлических колец. О русском оружии шла громкая слава.

Славились киевские ювелиры – мастера по тонкой обработке драгоценных металлов, делавшие украшения, посуду.

Славились мастера чеканки, гравировки, золочения.

Существовало много способов тонкой отделки вещей, например способ украшения зернью. Он состоял в том, что на поверхность предмета по линиям заранее нанесенного рисунка припаивали множество крохотных металлических шариков. Их  требовалось тысячи, и каждый надо было припаять отдельно.

На некоторых изделиях изображали сложные сцены, например на турьем роге, отделанном серебром, мастер изобразил сцену из русской былины.

Обратите внимание

Художники-мастера иногда расписывались на своем произведении: на дне великолепной чеканной чаши, найденной в Новгороде, есть надпись: «Братила делал», а на другой: «Коста делал».

Мастера подолгу учили подмастерьев и молодых учеников, передавая им секреты своего искусства.

2. Зодчество и живопись

Русские мастера-умельцы с большим искусством возводили сложные деревянные и каменные постройки: оборонительные стены на высоких земляных валах, богатые хоромы и терема знати, красивые храмы.

Многие дома знати были ярко расписаны, имели затейливые кровли, сложные резные украшения.

Каменные храмы поражали своими огромными размерами, строгостью и соразмерностью внешней формы и исключительной красотой внутренней отделки.

Особенно красив был древний Киев, прозванный «матерью городов русских» и «соперником Царьграда».

Житель древней Руси или иноземный купец («гость», как его тогда называли), подъезжая к Киеву, издалека видел его высокие стены, сверкавшие золотой отделкой главные ворота, названные Золотыми, возвышавшийся в центре города Софийский собор.

Читайте также:  Семен буденный – советский военачальник и известный стратег

Софийский собор был построен на месте победы воинов Ярослава Мудрого над печенегами и стал символом расцвета Киевской Руси.

Стены Софийского собора были сложены из рядов плитообразного розового кирпича – плинфы, чередующихся с толстым слоем светлой извести. Центральный купол окружали четыре средних купола, за которыми стояли восемь малых. Фасад разрезали глубокие ниши. Вокруг храма шла открытая галерея.

Важно

Храм увенчивали так называемые закомары – полукруглые арки, на которых лежала крыша храма.

Внутри храма стены снизу доверху украшали фрески – живопись водяными красками, нанесенная художником по сырой штукатурке. Центральный купол и арки покрывала мозаика – красочные изображения из смальты (стекловидных камешков) различных цветов.

Древние мастера использовали здесь до 130 оттенков мозаики: синего, голубого, фиолетового, золотого тонов. Этим определяется особый, неповторимый колорит мозаики Софийского собора. Камешки вдавливались в сырую штукатурку под различным углом друг к другу, и, когда сквозь

Скань.

  Украшения из тонкой скрученной серебряной и золотой проволоки неширокие проемы окон на них падал свет, все изображение искрилось, переливалось разными цветами, поражая воображение каждого, кто входил в храм.

Прекрасные храмы и дворцы возводились в Новгороде и других городах древней Руси. И везде они свидетельствовали о силе и богатстве феодалов.

Расположенные рядом с низкими хижинами городской бедноты, они поражали всех своим величием и красотой и утверждали в сознании людей того времени идею покорности князю и авторитет церкви.

3. Устное народное творчество.

Богато было народное устное творчество в древней Руси. Народ создавал песни – веселые, грустные, боевые, колыбельные. Рассказывалось множество сказок.

В речи сверкали меткие поговорки и пословицы. Народ сложил былины – величественные поэмы о могучих богатырях Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о веселом и сметливом Алеше Поповиче. Крепко стояли они на границах Руси. Не пропускали врага к Киеву.

  • Ко тому ко стольному ко городу
  • ко Киеву
  • На той ли на дороге на широкой
  • Была застава великая.
  • Крепость была крепкая,
  • Ни конник не проезживал,
  • Ни зверь не прорыскивал,
  • Ни птица не пролетывала.

И бились они храбро за «землю Русскую» да «за вдов, за сирот, за бедных людей».

В былинах, сказках, пословицах виден ум народа, его богатая художественная фантазия, его размышления о прошлом и мечты о будущем.

Трудовые люди того времени отражали в творчестве не только свою жизнь с ее радостями и печалями, но и свои надежды, мысли о будущем. В ту пору, когда лошадь была самым быстрым средством передвижения, народ уже мечтал в сказках о ковре-самолете, который нес бы человека по воздуху, быстрый как ветер.

Мечтал человек о великой мудрости, о покорении сил природы. «Похотелося Вольге много мудрости»,- говорит былина о своем герое Вольге Святославиче. Вольга хотел «птицей-соколом летать по поднебесью, щукой-рыбою плыть во глубоких морях».

4. Письменность. Летописи

Древняя Русь знала письменность еще до принятия христианства. Существовали древнейшие рукописи, написанные «русскими письменами».

Позже русские буквы были усовершенствованы и утвердилась славянская азбука, которой написано большинство дошедших до нас древних русских документов. Эти буквы не совсем походили на теперешние. Буква А называлась «аз», буква Б – «буки».

От названия этих букв и произошло слово «азбука».

Все книги были тогда рукописными: печатать книги еще не умели. Бумаги тогда не было, и писали на тонко обработанной телячьей коже (пергаменте) гусиными перьями или палочками. Книги создавались медленно и стоили дорого. Русские люди очень ценили книги. Писали и на бересте, выдавливая или прорезывая буквы.

Совет

При раскопках в Новгороде нашли несколько сотен писем древних русских людей друг к другу, писанных на бересте.

В монастырях возникали первые исторические труды, в которых по порядку, год за годом, записывались важнейшие события. Год назывался «лето», поэтому погодную запись стали именовать летописью.

Одна из древнейших русских летописей – «Повесть временных лет» – составлена в Киево-Печерском монастыре монахом Нестором. Она рассказывает о том, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть». Многочисленные летописцы продолжали эту летопись в разных городах древней Руси.

Летописи – замечательный памятник, которым мы гордимся. Они запечатлели множество событий прошлого. Летописи рассказывают нам о нашей истории.

5. Школа и просвещение

В древней Руси существовали школы. В них обучали чтению, письму, богословию, пению.

Князь Владимир Святославич повелел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». При князе Ярославе Мудром было велено собирать в школу и детей простого народа – «по городам и иным местам».

Внучка Ярослава Мудрого при одном из монастырей основала первую в Европе школу для девочек.

Многие матери не хотели отдавать своих детей в школу и плакали «по них… аки по мертвых». Как бы уговаривая их, древний летописец писал: «Свет дневной – есть слово книжное, его же лишився безумный, аки во тьме ходит и погибнет вовек».

В древней Руси было немало грамотных людей, и не только среди знати и духовенства, но и из простого народа.

В XI в. стала создаваться первая библиотека – при Софийском соборе в Киеве. Возникали библиотеки и в других русских городах и при монастырях.

Высокая культура древней Руси явилась основой развития культуры русского, украинского и белорусского народов.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-nashej-strany-nechkina-lejbengrub/218-kultura-drevnej-rusi.html

Культура Древней Руси: от языческих традиций к христианским канонам

Прежде чем начать доклад, определимся с понятием «культурное наследие». Культура — это определённый образ жизни, её уклад.

Представители разных народов имеют уникальный язык, носят характерную для них одежду, по-разному возводят здания, обустраивают жильё. Они поклоняются своим божествам, отмечают присущие лишь им праздники, восхваляют своих героев в песнях и сказаниях.

Все эти элементы составляют культуру каждого народа и передаются из поколения в поколение в виде духовного и материального достояния.

В древней Руси культурное наследие накапливалось веками на основе языческих традиций и под влиянием соседних государств.

Истоки

Становление древнерусской культуры произошло вместе с объединением племён и образованием Российского государства в IX веке.

Первоначально быт древних славян был связан с земледелием, скотоводством и обожествлением «Матушки-природы». Наши предки чтили языческих идолов.

Они поклонялись богу солнца Ярило, покровителю поэзии Велесу, богу грома Перуну, «прародителю славян» Дажьбогу.

Языческий свадебный обряд.

Князь Владимир Святославович (в народе — Владимир Красное солнышко) изменил ход истории. В 988 году был совершён обряд крещения Руси. Тысячи русичей были вынуждены принять христианскую религию по воле правителя.

Влияние Византии

Первым русским митрополитом (главой церкви) стал наместник из Константинополя Михаил. Приобщение к византийской культуре способствовало коренным изменениям в привычном жизненном укладе народа:

  • открытию школ при монастырях и церквях;
  • формированию азбуки;
  • развитию письменности;
  • зарождению древнерусской литературы;
  • возведению каменных строений — крепостей, храмов, княжеских усадеб.

Кириллица была создана стараниями монахов из Константинополя — Кирилла и Мефодия. Они составили новый алфавит на основе древнерусских обозначений слов.

Письменность, грамотность, образование

В Киевской Руси писали на берестяных грамотах. Для выдавливания букв использовалось так называемое писало. Оно изготавливалось из кости, металла или дерева.

Судя по археологическим находкам в Новгороде, на бересте умели писать и зажиточные, и бедные горожане. Этот факт говорит о высоком уровне грамотности древнерусского населения. Способом выдавливания на бересте из поколения в поколение передавалась важная информация:

  • содержание торговых сделок;
  • письма с мест военных действий;
  • отчёты по ведению хозяйства;
  • приглашения на свадьбы, поминки;
  • донесения;
  • забавные стихи и загадки.

Берестяная грамота — запись на коре берёзы, памятник письменности Древней Руси XI—XV вв.

С развитием письменности на Руси появляются летописи. Первые из них, дошедшие до наших дней, упоминают о разгроме Хазарского каганата и гибели его кочевого народа под натиском российского войска, об освоении новых земель, о заслугах князей.

Архитектура и градостроительство

Первым каменным храмом древней Руси стал 13-главый Софийский собор в городе Киеве. Этот памятник архитектуры сохранился до наших дней. Над его строительством работали византийские архитекторы. Здание возводилось во время правления Ярослава Мудрого по образцу собора в Константинополе.

После этого в XI — XII веках и тут и там в княжествах появлялись церкви и церквушки с золотыми куполами. Например, Софийский собор в Новгороде — уменьшенная, и менее роскошная копия киевского храма. Над его возведением трудились только русские мастера, без участия византийских зодчих.

Новгородский Софийский собор — выдающийся памятников древнерусского зодчества.

Народное творчество

Первоначальные формы фольклора русского народа были связаны с языческим культом. Песни во славу урожая сменились былинным эпосом. В таких устных произведениях прославлялись русские богатыри: Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец.

Былины — народное творчество, созданное по мотивам реальных событий. Так, прообразом Добрыни Никитича считается воевода Добрыня, дядя великого князя Владимира Красное Солнышко.

Герои русских былин на картине В.М. Васнецова «Богатыри».

Христианские убеждения, обмен опытом с чужеземными ремесленниками, торговцами, монахами и послами русичей привели в Киевской Руси к расцвету в области просвещения, развитию письменности, основанию и застройке новых городов и княжеств со златоглавыми храмами.

Однако в конце 1230-х годов духовным и материальным ценностям древнерусского народа был нанесен большой урон. Тогда огромные полчища монголо-татар достигли границ Киевской Руси.

Обратите внимание

С их нашествия в её истории началась эпоха золотой орды — трёхсотлетний период владычества восточной деспотии, разорения и угнетения русского народа, упадка его экономики и культуры.

Источник: http://www.doklad-plus.ru/istoriya/kultura-drevnei-rusi.html

Культура Древней Руси. Культура языческого периода. Быт Руси

История Древнерусского государства началась задолго до принятия христианства. Христианская культура Руси основывалась на языческом пласте культуры.

Самые ранние сведения о Древнерусской культуре содержатся в «Повести Временных лет» – первой значимой общерусской летописи.

Там зафиксировано, что князь Владимир Святой хотел создать общерусский языческий Пантеон богов. Главный Бог руссов – Перун-громовержец.

«Скотий Бог» Велес также занимал важное положение (скот в те времена отождествлялся с деньгами). Погодой управляли Стрибог (бог ветра) и Даждь-бог (Бог солнца).

Постепенно складывался эпос. Его сюжеты сохранились в основном в былинах, записанных много веков спустя («Михайло Поток», «Дунай», «Вольга и Микула», о богатырях Добрыне Никитиче и Илье Муромце).

Важнейшим признаком культуры является, несомненно, искусство строительства, т. е. архитектура. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева.

Языческая Русь знала живопись, скульптуру, музыку, но в исключительно языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов.

Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ.

Важно

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами.

Все свидетельства современников говорят о том, что Киев был большим и богатым городом. В Киеве сияли своими куполами златоверхие храмы, поражали изяществом дворцы Владимира, Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича; удивляли монументальностью, замечательными фресками Софийский собор, Золотые ворота – символ побед русского оружия.

Читайте также:  Рабочее движение на западе в период стабилизации

Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь. Здесь располагались дружинники, толпилась бесчисленная челядь. Женщины сидели за столом наравных с мужчинами. Гусляры услаждали слух именитых гостей, пели им; большие чаши, рога с вином ходили по кругу.

Любимыми забавами богатых людей были соколиная и ястребиная охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта являлась баня.

У причалов Днепра теснились сотни больших и малых судов.

Похожие вопросы

Высокого уровня. Культура Древней Руси. Культура языческого периода. Быт Руси. История Древнерусского государства началась задолго до принятия христианства.

Достижения христианской культуры Руси. Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой.

После 1945 г. мировым лидером авангарда в архитектуре стали США, куда в 1920-30-х гг. эмигрировали виднейшие европейские зодчие довоенного периода. такие как В. Гропиус и Л. Роэ.

Общая характеристика культуры России в XVI в. Быт и общественная мысль.

« Предыдущий вопрос. Архитектура Древней Руси.

Культура Московской Руси. В XV–XVI вв. Русь окончательно избавилась от монголо-татарских захватчиков, полностью сформировалось Русское единое государство.

Культура Владимиро-Суздальской Руси. Эпоха раздробленности охватывает XII–XV вв. русской истории и начало XVI в. Для русской духовной культуры середины XII–XIII вв. характерно появление в разных регионах Руси самобытных.

  • Культурология — Характерные особенности культуры Киевской Руси

    Особенность культуры Киевской Руси определяется тем, что она представляла собой синтез славянской языческой культуры с византийской христианской.

    В европейской культуре 19 век занимает очень важное место. В этот период произошли самые грандиозные. Загрузка.

  • Культурология — Язычество как феномен истории культуры

    Язычество как феномен истории культуры. Термин «язычество » имеет церковнославянские корни (от слова «языпи» – «иноземцы») и появился в эпоху Киевской Руси уже после принятия христианства.

    Культура Московской Руси. В XV–XVI вв. Русь окончательно избавилась от монголо-татарских захватчиков, полностью сформир.

    Большое развитие получило и другое искусство Древней Руси – архитектура.

  • Религиоведение -. особенности культуры Киевской Руси

    Особенность культуры Киевской Руси определяется тем, что она представляла собой синтез славянской языческой культуры с византийской христианской.

    В европейской культуре 19 век занимает очень важное место. В этот период произошли самые грандиозные. Загрузка.

    найдено похожих страниц:10

  • Источник: http://svargich.ru/kultura-drevnej-rusi-kultura-yazycheskogo-perioda-byt-rusi/

    Урок 7. Культура Древней Руси – История России: 6 класс

    1. Особенности культуры Древней Руси.

    Люди Древней
    Руси не только выращивали хлеб, торгова­ли, воевали, но и строили
    величественные храмы, украшали их стены искусными росписями, изготав­ливали
    прекрасные ювелирные изделия, слагали по­эмы, сказки, песни, открывали школы,
    собирали книги, накапливали знания о природе и окружаю­щем мире, т. е. они
    создавали культурные ценности.

    Основой древнерусской культуры стало наследие
    восточных славян: древние мифы и сказания, тради­ции резьбы по дереву и камню,
    искусство кузнецов и т. д. Древнерусская культура впитывала в себя и культурные
    достижения проживавших на Руси и соседних народов — угро-финнов, балтов, хазар,
    печенегов, половцев, западных славян.

    Большое влия­ние на русскую культуру
    оказывала Византия, осо­бенно после принятия христианства. Из Византии
    приглашались мастера для строительства храмов, на­писания икон, привозились
    богословские книги. Благодаря тесным связям с Византией Русь позна­комилась с
    многовековой христианской культурой. Но древнерусские мастера не стали слепо подражать
    своим византийским учителям.

    Совет

    Создавая свои тво­рения, они стремились отразить в
    них думы и чая­ния русского народа.

    Главным мотивом
    древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил
    против внешних врагов.

    2. Устное народное творчество.

    С незапамятных
    времён развивалось на Руси устное народное твор­чество — песни, сказки, былины.
    Былины — это поэ­тические сказания о прошлом, в которых прославля­лись подвиги
    русских богатырей.

    Любимыми
    былинными героями стали крестьян­ский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муро­мец,
    рассудительный и справедливый Добрыня Ни­китич, весёлый и сметливый Алёша
    Попович.

    В отличие от
    западноевропейских рыцарских хроник, главной идеей которых была идея завоева­ния,
    крещения иноверцев, русские былины проник­нуты идеей освобождения своей земли,
    её защиты от врагов.

    Вы
    постойте-тко за веру, за отечество,

    Вы
    постойте-тко за славный стольный Киев-град.

    Народ воспевал
    не только ратные подвиги бога­тырей, но и нелёгкий труд пахаря-земледельца, ко­торый
    воплотился в образе Микулы Селяниновича.

    3. Письменность и грамотность.

    Письменность у
    восточных славян зародилась ещё до принятия ими христианства. Славянскую азбуку
    создали ви­зантийские монахи Кирилл и Мефодий. Славянская письменность во
    второй половине IX века и в X ве­ке проникла на Русь.

    Крещение Руси
    дало мощный толчок развитию письменности, грамотности. На Русь со времён Вла­димира
    стали приезжать церковные грамотеи, пере­водчики из Византии и Болгарии. При
    церквях и мо­настырях были открыты школы. Обучение велось на родном языке;
    учили чтению, письму, основам хрис­тианского вероучения и счёту.

    Обратите внимание

    Появились,
    особенно в правление Ярослава Мудрого и его сыновей, мно­гочисленные переводы
    греческих и болгарских книг. В основном переводились византийские церковные
    книги, жизнеописания христианских святых, истори­ческие сочинения.

    В XI веке
    многие грамотные рус­ские люди с удовольствием читали популярное в те времена
    сочинение «Александрия», в котором были собраны легенды и предания о подвигах
    Александра Македонского.

    Первые русские
    книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из специально
    выделанной телячьей кожи. Каждая буква в них бы­ла тщательно выписана по
    строгим правилам — ус­таву. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими
    текст, — миниатю­рами. Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди.

    На Руси было
    много грамотных людей, особен­но среди городского населения. С XI века, после
    ос­нования женского монастыря в Киеве и школы при нём, гра­моте стали учить и
    девочек. Лю­ди обменивались деловой ин­формацией, писали друг другу письма.
    Вместо бумаги пользо­вались берёзовой корой — бе­рестой.

    4. Литература.

    В XI веке на
    Руси появились письменные познавательные произведения, т. е. зарождается
    древнерусская литература. Первыми литера­турными произведениями бы­ли летописи.

    Древнейшая
    дошедшая до нас летопись «Повесть времен­ных лет» была создана около 1113 года
    монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

    Используя летописи, написан­ные
    его предшественниками, различные документы, в том числе, например, договоры Ру­си
    с Византией, Нестор вос­создал широкую картину исто­рических событий.

    В первых
    строках своей летописи он по­ставил вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля,
    кто в Киеве начал первым княжить?»

    Важно

    Отвечая на этот
    вопрос, летописец повествует о становлении Древнерусского государства с цент­ром
    в Киеве, о деятельности первых его князей, об отношениях с другими
    государствами и народами.

    Нестор был одним
    из первых создателей житий — литературных описаний жизни людей, причисленных
    православной церковью к лику святых. В житиях обязательно рассказывалось о
    различных чудесах, со­вершённых святыми при жизни и после смерти. Нес­тор
    написал одно из первых житий Бориса и Глеба.

    Ещё до Нестора
    жил другой крупный литератор Древней Руси — Иларион, первый киевский митро­полит
    — уроженец Руси, а не византиец. Он создал целый ряд произведений в жанре слова
    — торжест­венного и поучающего обращения. Наиболее извест­ным является его
    «Слово о Законе и Благодати», впервые произнесённое в 1049 году в честь заверше­ния
    строительства оборонительных сооружений Кие­ва.

    В первой части своего
    произведения Иларион восхваляет идеи христианства. Во второй части — «Похвала
    князю Владимиру» — он славит Владими­ра, крестителя Руси. Третья часть
    посвящена Яросла­ву Мудрому, которого Иларион изображает как до­стойного
    продолжателя дела Владимира. При этом через всё произведение красной нитью
    проходит идея величия Руси, её особой роли в христианском мире.

    5. Зодчество и изобразительное искусство.

    Издав­на на Руси
    было развито деревянное зодчество — ис­кусство постройки различных зданий. Из
    дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские
    крепости. Русское деревянное зод­чество имело свои традиции.

    Для него была
    харак­терна многоярусность строений, увенчание их башен­ками и теремами,
    наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая
    художественная резьба по дереву непременно украшала деревянные строения.

    После принятия
    христианства византийские мас­тера стали строить на Руси каменные храмы. В 989
    году князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь (церковь
    Успения Пресвятой Богородицы).

    На строительство и содер­жание храма он отдал
    десятую часть княжеских до­ходов — отсюда и его название.

    Совет

    Это было мощное
    сооружение с несколькими куполами, воздвигнутое из тонкого кирпича с
    вкраплениями в него природ­ного камня, богато украшенное резным мрамором.

    Первые русские
    храмы, в том числе и Десятинная церковь, были выстроены в строгом соответствии
    с византийскими архитектурными традициями. По­строенный же в Киеве при Ярославе
    Мудром Со­фийский собор сочетал в себе славянские и визан­тийские традиции.

    Центральный купол окружали размещённые чуть ниже четыре средних купола, за
    которыми ещё ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм
    преобразовывался в традиционную для русского зодчества многоку­польную
    пирамиду. Внутреннее убранство Софий­ского собора отличалось изысканностью и
    богатством.

    Стены были покрыты фресками — картина­ми, написанными водяными
    красками по сырой штукатурке. Центральный купол переливался раз­ноцветной
    мозаикой — картинами из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.
    Фрески и мозаика отличались яркостью, искусным подбором тонов.

    На них, помимо
    церковных сюже­тов, были изображены картины повседневной жизни людей — пляски
    ряженых, охота на медведя и т.д. Особый интерес представляют фрески с изображе­нием
    семьи Ярослава Мудрого.

    В XI—XII веках
    были построены большие камен­ные храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде и Нов­городе.
    Самым замечательным является Софийский собор в Новгороде — единственное
    сооружение то­го времени, дошедшее до наших дней почти без из­менений.

    Этот
    храм строже киевского, здесь всего лишь пять куполов, расположенных в чётком
    сим­метричном порядке. Мощные стены сложены из из­вестняка. Внутри храма нет
    ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески. София стала симво­лом
    Великого Новгорода.

    После строительства Со­фийского собора новгородская
    архитектура начина­ет приобретать своё неповторимое лицо — скупость украшений,
    строгость и величественность форм.

    Обратите внимание

    Храм в Древней
    Руси был средоточием несколь­ких видов искусства. Иконы, фрески и мозаика, тор­жественное
    богослужение, церковное пение состав­ляли в нём удивительное единство.

    6. Художественное ремесло.

    Русь славилась
    свои­ми искусными ремесленниками. Воины многих стран высоко ценили оружие и
    доспехи, изготовленные русскими мастерами-оружейниками, — копья, мечи, щиты,
    защитные рубахи из металлических колец — кольчуги.

    Высоким уровнем
    отличалось искусство русских ювелиров — мастеров по тонкой обработке драгоцен­ных
    металлов и камней, делавших дорогие украше­ния, золотую и серебряную посуду.

    Для изготовле­ния украшений — серёжек, браслетов, подвесок, ко­лец, ожерелий —
    использовалась очень сложная техника.

    Например, зернь, когда на изделие напаи­вался
    узор, состоящий из множества мельчайших шариков-зёрнышек.

    Применяли также
    скань: орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволо­кой,
    которую также напаивали на металлическую поверхность. Скань сочеталась с
    эмалью: промежут­ки между перегородками заполняли разноцветной эмалью,
    получалась так называемая перегородчатая эмаль.

    Таким образом,
    Древнерусское государство от­личалось высоким для своего времени уровнем
    развития культуры. При этом Русь творчески пе­реработала культурные достижения
    Византии и других соседей-государств, формируя свои самобытные культурные
    традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

    Источник: https://www.sites.google.com/site/ist6kl/kultura-drevnej-rusi

    Ссылка на основную публикацию