История кодификации в россии

История кодификации Российского права

      
 

    ИСТОРИЯ КОДИФИКАЦИИ ПРАВА  
  1. Введение 
  2. Характеристика Свода законов Российской Империи
    1. Предпосылки к составлению Свода
  3. Создание Свода законов Российской Империи
    1. Основные положения Свода законов Российской империи.
    2. Влияние Свода законов на последующее законодательство и на развитие юридической науки.
  4. Развитие Российского законодательства
  5. Кодификация общесоюзного и Российского законодательства
    1. Сущность кодификации общесоюзного законодательства
    2. Кодификация Конституции СССР 1977Г.
    3. Кодификация некоторых законов
  6. Заключение
  7. Список использованной литературы

      
      
    

Введение. 

      Создание 
единого правового пространства -важнейший элемент становления государства.

Главной целью систематизации в настоящее время провозглашается построение общенациональной правовой информатизации России, обеспечивающую доступность правовой информации для каждого государственного органа, гражданина, да и вообще — для любого заинтересованного лица.

 
         Естественно, что такие задачи стояли перед русским обществом и в древности. С незапамятных времен проводились попытки кодифицировать, упорядочить действующие документы.

     Объектом 
данной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере становления и совершенствования современной системы российского законодательства, а так же в ходе его исторического развития.

Обратите внимание

     Предмет работы – нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты уполномоченных органов и должностных лиц, теории, концепции, взгляды ученых относительно становления института российского законодательства.

     Цель 
работы – комплексное правовое исследование института развития, совершенствования и становления российского законодательства.

     Цель 
исследования определила постановку следующих 
задач:

· раскрыть специфику становления российской системы законодательства;

· рассмотреть различные виды структурирования российского законодательства.   
      
      
   

  1. Характеристика  Свода законов  Российской Империи

 

    1. Предпосылки к составлению  Свода

    К началу XIX века в России накопился огромный нормативный материал, никак не систематизированный со времени издания Соборного уложения 1649 года, и находившийся в крайне запущенном состоянии, способствовавшем произволу чиновников и судебных властей. По словам юриста С.Ф.Березкина: «Это было время безотрадного состояния нашего законодательства.

Многочисленные, беспрерывно нарастающие законы и указы, часто один другому противоречащие, рассеяны были или в рукописных архивных сборниках, или в сотнях книг, издаваемых без системы, даже без хронологического порядка и лишенных всякой полноты и достоверности, причем сборники нередко заменялись копиями, наполненными грубых ошибок».

1[1] 

    Попытки кодификации законодательства предпринимались 
на протяжении XVIII и начала XIX века, но оказались неудачными. Между тем отсталость и запутанность законодательства противоречила интересам не только низших слоев общества, но и привилегированных сословий.

Еще в правление Александра I, на коронационных медалях которого было написано «Закон – блаженство всех и каждого»2[2], в России усиливается интерес к законоведению, работам отечественных и западноевропейских юристов, осуществляются переводы произведений Бентама, Монескье, Беккариа и др.

, в печати появляются рецензии на юридические произведения, разделы правоведения в периодике; делаются попытки издавать юридические журналы (Журнал правоведения, Журнал дома практического правоведения, Журнал законодательства и др.)3[3] В обществе все больше распространяется идея правления, основанного на праве.

    Когда же, на фоне восстания декабристов, занял трон Николай I, потребность в едином упорядоченном законодательстве стала для него еще более настоятельной. Единое законодательство призвано было способствовать правовому обоснованию деятельности Николая I, направленной на стабилизацию положения в стране.

К тому же приведение законодательного материала в определенную систему должно было показать, что установление «законности» в России снимает вопрос о необходимости конституции.

4[4]

    Николай Павлович проявлял недюжинную компетентность в многоаспектных юридических проблемах – в течение четырех с лишним лет его и великого князя Михаила обучал естественному, публичному и народному (т.е.международному) праву занимался знаменитый «законоведец» М.А.Балугьянский.

Важно

Едва заняв трон, Николай решительно занялся правовыми проблемами, прежде всего систематизацией российского законодательства. В 1833 году он вспоминал: «Первым занявшим меня делом было, естественно, правосудие. /…

/ Вместо сочинения новых законов я велел собрать сперва вполне и привести в порядок те, которые уже существуют, а самое дело, по его важности, взял в непосредственное мое руководство, закрыв прежнюю комиссию».5[5] Таким образом, именно Николаю I принадлежал выбор инкорпоративной формы систематизации, приведшей к созданию Полного Собрания и Свода законов Российской империи.

    Важным 
шагом со стороны Николая I было привлечение к работе по систематизации Михаила Михайловича Сперанского (1772-1838). Выходец из духовенства, необычайно образованный и работоспособный, названный В.О.

Ключевским «воплощенной системой», выдающийся государственный деятель и законовед был правой рукой императора Александра I на протяжении большой части его царствования, подготовив множество его нормативно-правовых документов. Среди многочисленных направлений его работы было деятельное участие в работе Комиссии составления законов, прежде занимавшейся кодификацией законодательства.

В бытность свою генерал-губернатором Сибири он выстроил не только систему управления, но и весьма успешно систематизировал законодательство о Сибири – им были созданы «Учреждение о сибирских губерниях», девять уставов и положений по различным вопросам управления и статуса населения6[6], в том числе «Устав об инородцах», признававший автономное самоуправление и обычное право кочевых народов Сибири.

    Тем не менее, обратиться к Сперанскому 
со стороны императора было вынужденной 
мерой. Сперанский имел либеральные 
взгляды, был автором четко выстроенных 
и смелых (но не реализованных) проектов преобразования системы управления, построенных на разделении властей 
и ограничении монархии конституцией. Хотя он и не участвовал в восстании декабристов, многие из них подтверждали, что в случае победы прочили Сперанскому место в своем правительстве. Вместо этого жестокой «проверкой» для законоведа оказалась необходимость участвовать в Верховном уголовном суде над декабристами; ему пришлось готовить грамотное юридическое обоснование назначенных им приговоров, при этом оправдывая отсутствие правильного судебного разбирательства.

    13 июля 1826 года, когда следствие было 
завершено, приговоры объявлены 
осужденным, и пять из них были 
казнены, в тот же день был 
опубликован манифест, также написанный 
Сперанским, в котором четко от 
имени императора было проведено 
выношенное автором положение 
о том, что «не от дерзостных 
мечтаний, всегда разрушительных, но 
свыше усовершенствуются постепенно отечественные установления, дополняются недостатки, исправляются злоупотребления. В сем порядке постепенного усовершенствования всякое скромное желание к лучшему, всякая мысль к утверждению силы законов, к расширению истинного просвещения и промышленности, достигая к Нам путем законным, для всех отверстым, всегда будут приняты Нами с благоволением /…/».7[7]

    Николай I отчетливо понимал, что ему не обойтись без гениального ума, обширнейших правовых познаний, юридической опытности Сперанского. По замечанию Г.Ф.

Шершеневича, «к нему обратились не как к государственному человеку, чьи идеи, планы, направления могли бы послужить руководством для правительственного механизма, а как к рабочей силе, без помощи которой нельзя было произвести механизм в действие».8[8]

    В январе 1826 года царь поручил Сперанскому 
составить подробный доклад о 
предшествующей деятельности по систематизации российского законодательства.

Совет

Он подготовил такой доклад; позже, в своем труде 
«Обозрение исторических сведений о 
Своде законов» Сперанский дает характеристику работы всех учреждений, занимавшихся приведением в порядок российского 
законодательства – со времен Петра 
I, повелевшего в 1700 году «снести Соборное Уложение 1649 года с постановлениями, после него состоявшимися, то есть с новоуказными статьями, именными указами и боярскими приговорами,  по частным делам вершенными»9[9](см.Таблицу № 1). Причину неудач всех комиссий Сперанский видел в том, что «все почти приступали прямо к концу… не приготовив ни начала, ни средины», то есть, вместо того, чтобы собрать и упорядочить существующую законодательную базу, комиссии или начинали сочинять новую, или составляли своды из «неверного собрания отрывков».10[10]

    Опыт 
самого реформатора, приобретенный 
им при работе в Комиссии составления 
законов, которая была образована при 
Министерстве юстиции в 1803 году, убедил его в ошибочности такого подхода.

В те времена Сперанский, считая российское законодательство далеким 
от идеального, лично проделал огромную работу по привлечению к делу составления 
нового законодательства ведущих европейских 
специалистов в области права. Он организовал переписку с французским 
специалистом в области юриспруденции 
Дюмоном, английским правоведом И.

Бентамом и немецким ученым-криминалистом А.Фейербахом -последний в феврале 1806 года был принят в члены-корреспонденты Комиссии, для непосредственной работы над уголовным уложением был приглашен немецкий профессор Л.Г.Якоб, в качестве специалиста «по предметам, к теории уголовного права принадлежащим», в Комиссию был включен немецкий профессор Феслер.

11[11]

    В целом Комиссия стремилась достичь 
определенной сбалансированности между 
феодально-крепостническим законодательством 
и становлением в России буржуазных отношений путем создания отраслевых уложений (гражданского, торгового, уголовного).

В 1810 году были составлены и переданы Государственному Совету, в день его открытия, три части гражданского уложения: 1) о праве личном, 2) об имуществах и 3) о договорах. Кроме того, Комиссией были составлены проекты устава гражданского судопроизводства, а также торговое уложение.

Но ориентация на зарубежное законодательство вызвала резкое недовольство и обвинения в прямом заимствовании. Д.П.

Трощинский при рассмотрении в Государственном Совете в 1815 году проекта Гражданского Уложения резко высказался: «Рассмотренный нами проект Гражданского Уложения, собственно, есть испорченный перевод Наполеонова кодекса, с которым он в том только и разнствует, что многие части, переставленные с одних мест на другие, производят вящее замешательство в понятиях и сугубую недоверчивость к его духу».12[12] Когда же Сперанский был отправлен в ссылку, работа комиссии под началом князя Лопухина, который не любил и не хотел заниматься законотворчеством, была и вовсе запущена.13[13]

    Теперь, представляя Николаю I план созданию единого законодательства, Сперанский подошел к делу более подготовленным.

Серьезное изучение правовых систем западноевропейских государств, а главное, русского законодательства в его историческом развитии позволили Сперанскому разработать радикальный по своей сути план систематизации законодательства.

Обратите внимание

В соответствии с планом он разделил все работы отделения на три этапа: составление сначала хронологического Полного Собрания, затем систематического Свода законов и, наконец, уложений на основе кодификационной обработки законодательного материала.

14[14] Таким образом, что касается первоначального этапа работы, взгляды императора и законоведа совпадали: следует провести сначала сбор и учет, а затем инкорпорацию всего существующего российского законодательства. Эту позицию выражает эпиграф из Бэкона, поставленный Сперанским к «Обозрению исторических сведений о Своде законов»: Structura nova veterum legum (Строение новое – законы старые (лат.)15[15] 

  1. Создание  Свода законов  Российской Империи.

 

    31 января Комиссия составления 
законов была преобразована в 
прославленное II Отделение Собственной 
Его Императорского Величества 
канцелярии, которое по правовому 
положению действовало на правах 
министерства, с той лишь существенной 
разницей, что его работа направлялась 
непосредственно императором. Начальником 
II Отделения стал М.А.Балугьянский. Однако царь вверил Сперанскому (без поста и чина) общее «возглавление» важнейшей отрасли государственного дела. До самой смерти Сперанский руководил II Отделением без какого-либо юридического оформления своей нелегкой миссии . 16[16]

Источник: http://stud24.ru/history/istoriya-kodifikacii-rossijskogo-prava/246934-725921-page1.html

Теоретические и исторические проблемы кодификации права в России

12.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОДИФИКАЦИИ ПРАВА В РОССИИ

Эмирсултанов Я.А., аспирант. Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Филиал: Южно-Российский институт. E-mail: yaroslav555@mail.ru

Аннотация: В статье осуществлено осмысление юридико-технических, исторических и теоретических проблем кодификации права.

Автор определил и проанализировал особенности основных этапов кодификации российского права.

На основе использования сравнительно-правового метода, автор приходит к выводу о том, что при всей самобытности многовековой истории кодификации можно выделить ее исторические типы и стадии, присущие народам, государственно-организованным в европейском смысле этого слова.

Ключевые слова: кодификация права, непрерывная кодификация, рекодификация, правовая система, источники права, закон.

THEORETICAL AND HISTORICAL PROBLEMS OF CODIFICATION OF LAW IN RUSSIA

Emirsultanov Y.A., postgraduate student. Place of study: Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation. Branch: South-Russian Institute. E-mail: yaroslav555@mail.ru

Annotation: The article analyzes the legal, technical, historical and theoretical problems of codification of law. The author defined and analyzed the features of the main stages of the codification of Russian law.

Читайте также:  Какие точки зрения существуют по вопросу о месте россии в мировой цивилизации?

On the basis of the widespread use of the comparative legal method, the author comes to the conclusion that, for all the uniqueness of the centuries-old history of codification, its historical types and stages inherent in the peoples, state-organized in the European sense of the word, can be distinguished.

Важно

Keywords: codification of law, continuous codification, re-codification, legal system, sources of law, law.

По мере перехода к государственно-организованному правопорядку наблюдается общественная потребность в правовой определенности, выражающаяся в необходимости быстро и без существенных трудозатрат находить надлежащие правовые нормы. Развитие системы права в любом обществе напрямую связано с совершенствованием юридической техники, формально-техническим состоянием правовой системы и характером системы источников права.

Адекватным ответом на данную социальную потребность становится кодификация права. История кодификации насчитывает более четырех тысяч лет, а содержание научного осмысления данного правового явления никак не соответствует его масштабу. С учетом все возрастающего интереса в нашей стране к разработке кодексов и кодификации научный интерес к указанному институту вполне обоснован.

На ранних этапах правового развития кодификация представляла собой запись и отбор правовых обычаев, бытовавших в устной форме и отличавшихся партикуляризмом, что препятствовало формированию единого целостного и централизованного правового регулирования ранних государств. Самым древним из

известных памятников подобной кодификации считается Кодекс Хаммураби XVIII в. до н.э. Примером ранней русской кодификации считается Русская Правда XI в., дополняемая на протяжении последующих четырех столетий [7, а57-65].

Конечно, приемы и содержание кодификационных работ отличаются в различных странах Европы и Азии, но в целом в них просматривается историческая закономерность, состоящая в возрастании роли закона в качестве средства государственного управления.

В правовых доктринах некоторых европейских государств, например, Франции, до сих пор сохранилось понимание кодификации как упорядочения в единой целое правовых норм из разнородных источников права с целью достижения правовой определенности в сфере правоприменения. В зависимости от используемых при этом юридико-технических средств определяют виды кодификации [2, с. 18].

Вместе с тем, кодификация не является гомогенным явлением, ее концепция в значительной мере определяется историческими условиями, философскими концепциями, государственной идеологией.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Анализируя историю кодификационных работ можно выявить определенные типы кодификации, играющие решающую роль в сохранении и развитии относительного равновесия конкретных форм общественных отношений или обеспечивающих видоизменение источников права для осуществления контролируемых трансформаций политико-правовых институтов [6,а45-56]. Поэтому помимо цели содействия удовлетворительному ознакомлению с правовыми нормами в кодексах древних и средневековых государств просматривается намерение консервации общественных отношений.

Философы эпохи Просвещения изменили представления о законах. Так, Вольтер считал закон не только средством социального управления, но и инструментом изменения общества. Достаточно привлечь к кодификационным работам просвещенных людей и законы будут осуществлены настолько полно, что судьям останется только открыть сборник и получить необходимые руководства по правоприменению.

Вследствие этого, начиная с конца XVII в. в Европе зародилось устойчивое представление о кодификации как качественном улучшении правового материала, выраженного, чаще всего, в форме свода законов.

Совет

В отличие от ранних казуистических сборников правовых норм, в кодексах эпохи Просвещения (например, Кодекс Наполеона 1804г.) средства кодификации использованы для осуществления реформы общества и права.

При этом кодификация перестает быть простым упорядочением действующих правил, законотворцы создают абстрактную систему новых норм, изменяющих действующее право по существу.

В национальных правовых системах данная тенденция проявляется по-разному. Так, в России вторая половина XVIII в. стала особым этапом кодификации права, проникнутым государственно-политическим и правовым обликом «просвещенного абсолютизма».

Отличительными особенностями данной кодификации считаем ее социально-политическую направленность, выражавшуюся в стремлении государственной власти создать унифицированное централизованное законодательство и упорядоченную систему судебно-административного правоприменения.

Целью кодификации «просвещенного абсолютизма» не являлось совершенствование системы права и ее источников. Кодификация использовалась для укреп-

5'2017

Пробелы в российском законодательстве

ления абсолютистской законности, основанной на доминировании государственного волеизъявления, расширении сферы действия законодательства и установлении нормативного регулирования всех общественных отношений.

С точки зрения формы, разработчики кодификации второй половины XVIII в. перешли от традиционной схемы составления сводного уложения к системе отраслевых кодексов, обособленных по критерию формальной характеристики объектов правового регулирования отдельной области права и объединённых в свою очередь в единый свод государственных законов.

Кодификация выражала интересы дворянства и со-словно-правительственной бюрократии, оказала влияние на последующее развитие российского права в Х1Хв.

И, хотя, конкретные итоги кодификационной работы Комиссии нового уложения оказались не столь существенными и выражались в общих положениях и рекомендациях о формах реализации правовой реформы, но именно в данный период были созданы формы позитивного законодательства, идеология основных законов государства, а также сформированы предметные области материальных и процессуальных отраслей права.

Обратите внимание

Наследие кодификационных комиссий в виде неопубликованных сводов правительственного значения стало фундаментом правовой системы российского абсолютизма и основой для кодификации права и правовых реформ XIX в.

При этом по уровню правотворчества, выражавшемуся в умении законодателей обобщенно излагать индивидуальные правоположения и гармонично сочетать традиционные и новые правовые норм, систематизировать отдельные правовые сферы, кодификация периода «просвещенного абсолютизма» оказалась на высоком уровне, непревзойдённом в последующем периоде систематизации права [4, с.127-129].

Таким образом, качественные изменения в российском правоведении на рубеже XVIII-XIX в. способствовали переходу от эмпирической классификации к разработке новым правовых норм, что составляет суть кодификации.

Однако в отличие от Европы, где философия Просвещения превратила закон в изъявление общей воли, символ борьбы с абсолютизмом, триумф естественной справедливости, в России кодификация закрепляла правовой режим абсолютистского государства [2, с. 58].

Кодификация первой трети XIX в. выдержана в концептуальном русле Комиссии нового уложения, но по размаху и масштабам не имеет аналогов не только в России, но и в мировой практике.

Свод действующих законов Российском империи стал результатом проведения в жизнь новой законодательной политики, слияния философской и догматической обработки законодательства и развития исторического изучения национального права.

Сохранение национальной самобытности содержания Свода законов подтверждает М.М. Сперанский. Он отмечал, что основание правового порядка в России составляет правда, подкрепленная религией как внутренней силой и законом как внешней силой [5, с.

1]. Форма и структура томов Свода соответствует лучшим образцам европейских кодексов. При этом Свод законов представлял собой не законченную в определенный момент, а обновляемую и систематически дополняемую кодификацию законов.

Обновлением Свода

Важно

стали два его полных издания 1842 и 1857г. и последующие дополнения в форме Продолжений.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Однако проблема кодификации как деятельности по сведению разнородных правовых норм в один сводный кодекс состоит не только в создании закона, но и в результатах этой деятельности, оцениваемой с разных сторон. Так, масштабность Свода законов, насчитывающего около 150 тысяч законов, одними авторами оценивается как значимая и беспрецедентная работа, другими — как главный недостаток Свода [3, с.538, 539].

Использование кодификации как средства обеспечения основных общественно-политических изменений характерно для российского государства и в социалистический период его развития.

Советские кодификации не ограничиваются качественным преобразованием государства и права, а нацелены на «постоянно воспроизводящуюся диалектику сохранения и изменения общественных связей» [1, с.241, 242].

Социалистический тип кодификации представляет собой стандартизированное средство планирования и обеспечения будущего развития.

Результаты первой кодификации советского права были проникнуты иллюзиями о достаточности общих положений права, проникнутых революционным правосознанием и выраженных в четко сформулированных основных принципах правовой политики, из которых каждый может делать вывод о направлениях собственной деятельности и правомерности поступков других пролетариев.

Результатом первой кодификации стало не только появление нескольких кодексов, определивших структуру советской правовой системы, но и создание норм-обобщений, норм-принципов, давших толчок развитию права. В ходе первой кодификации фактически было создано новое законодательство, хотя и с «вынужденным» использованием правового материала и юридических средств предшествующих эпох.

Примечательно, что если в Европе ХХ век стал эпохой рекодификации, то есть обновления действующих кодексов, то в России в период проведения социалистических кодификаций проводилась целенаправленная политика на формирование принципиально новой по содержанию, самобытной правовой системы. При этом не просто игнорировались, а именно публично отрицались результаты предшествующих этапов кодификации права.

Совет

Таким образом, в России отказ от классических схем кодификации осуществлен ранее других европейских государств. Вместе с тем, опыт социалистических кодификаций вписывается в систему непрерывных кодификаций, заключающихся в рациональной переработке действующего права без внесения в него изменений, которые активно практикуются в Европе.

При очевидной несхожести фактических возможностей реализации замысла об установлении законности, средств и способов практического воплощения прогрессивных теоретических положений в России и в Европе, следует указать на общность целей кодификационных работ XIX — XX вв., заключающихся в закреплении законности и справедливости общественного устройства и государственной власти.

В целом, следует отметить, что всеохватывающие и частичные изменения кодексов требуют знания опыта предшествующих веков для преодоления внутреннего сопротивления, обусловленного необходимостью адаптации кодекса к фактически существующим общественным отношениям. Повторение кодификации, даже при условии социально-экономических и полити-

ческих изменений, приводит к прерыванию адаптации кодекса к юридической действительности и не окажет благоприятного воздействия на общественные отношения в течение одного или двух десятилетий.

И в XXI в. цели кодификационных работ сохраняются неизменными, а именно упрощение, прояснение и рационализация права. Метод непрерывной кодификации права стал современной тенденцией российского и европейского правового развития.

Список литературы:

1. Варга Чаба. Загадка права и правового мышления / Пер. с англ.; Сост. и науч. ред. М.В. Антонова. — СПб.: ИД «Алеф- Пресс», 2015.

2. Кабрияк Р. К. Кодификации / Пер. с фр. Л.В. Головко. — М.: Статут, 2007.

3. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс. М., 2007.

4. Омельченко О.А. Кодификация права в России в период абсолютной монархии. М., 1989.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

5. Руководство к познанию законов. СПБ., 1845.

6. Шатковская Т.В. Традиция и модернизация в праве: сравнительно-правовой аспект// Журнал российского права. 2014. №4. С.45-56.

Обратите внимание

7. Шатковская Т.В. Правовой быт российских крестьян второй половины XIX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук/ Ростов-на-Дону, 2000.

Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат», оригинальность текста — 95,39%

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-istoricheskie-problemy-kodifikatsii-prava-v-rossii

35. История кодификации в России

Первая попытка систематизировать правовые нормы в XVIII в. была предпринята существовавшей в

1700–1703 гг.

Палатой об Уложении

, главной задачей которой стало приведение в соответствие с судебниками 1497 и 1550 гг. и Соборным Уложением 1649 г. всего массива вновь принятых во второй половине XVII в. нормативных актов. Помимо этого, необходимо было обновить судебную и управленческую практику путем включения в нее новых норм права. Палата об Уложении составила к 1703 г.

Читайте также:  Экспансия русских земель xiii- xvi вв. (таблица)

проект Новоуложенной книги

, она сохраняла структуру Соборного Уложения 1649 г. (25 глав), но его нормы были существенно обновлены. Новоуложенная книга не была одобрена царем.

В

1720–1725 гг.

в Санкт-Петербурге действовала

Уложенная комиссия

, в работе которой были задействованы тексты Соборного Уложения 1649 г., Кормчей книги, Военного устава, Морского устава, шведских и датских законов. Главным направлением кодификационной работы в это время было выделение норм, направленных на укрепление и защиту государственного интереса. В 1725 г. Уложенная комиссия подготовила

проект нового Уложения, включавший 4 книги

: «О процессе, т. е.

Важно

о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих»; «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; «О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; «О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии», всего – 120 глав, разделенные на 2000 статей. Однако после смерти Петра I и прихода к власти Верховного тайного совета кодификационная работа была свернута. Тем не менее при Петре I были все же

утверждены следующие кодексы

: Артикул воинский (1714–1715 гг.), Генеральный регламент (Устав коллегий) (1720 г.), Пункты о вотчинных делах (1725 г.).

Кодификационные комиссии Сената без особого успеха работали при

Анне Иоанновне.

С одобрения

Елизаветы

в 1754 г.

начала работу

новая Уложенная комиссия

, задачей которой вновь стала переработка старой и создание новой системы права.

В 1755 г.

I и IV части Уложения были представлены Сенату, который после обсуждения совместно с Синодом передал их на утверждение императрице. Однако в связи с политическими событиями (Семилетняя война) работа над Уложением приостановилась.

С 1760 г.

она возобновилась: во вторую часть проекта были внесены изменения, в частности связанные с проектами отмены смертной казни. В

1761 г.

Сенат издал

Указ о созыве сословных представителей

(от дворянства и купечества) для обсуждения и утверждения проекта. Со смертью Елизаветы, т. е. с 25 декабря 1761 г., работа над Уложением приостановилась.

Заместитель канцелярии

Сперанский

планировал осуществить:

1) полную публикацию всех законов (с 1649 г. и по его время) – данный пункт выполнен;

2) создать инкорпорации, составить свод;

3) создать новое Уложение.

В 1830 г.

изданы все важнейшие законы Российской империи. Нормы права изложены по институтам (систематический метод).

В основе лежит дуализм двух начал (частное и публичное право).

Публичное право

– законы государственного союза, которые делились на: законы основные; законы учреждения; законы о сословиях.

Частное право

– законы делились на определительные и охранительные.

Первый Гражданский кодекс в России появился

в 1922 г

. при большевиках. Уголовный кодекс принят советской властью

в 1919 г

. В

1926 г.

 – новое издание УК. Последняя крупная кодификация была произведена

в 1963–1964 гг.

Первая попытка систематизировать правовые нормы в XVIII в. была предпринята существовавшей в

1700–1703 гг.

Палатой об Уложении

, главной задачей которой стало приведение в соответствие с судебниками 1497 и 1550 гг. и Соборным Уложением 1649 г. всего массива вновь принятых во второй половине XVII в. нормативных актов. Помимо этого, необходимо было обновить судебную и управленческую практику путем включения в нее новых норм права. Палата об Уложении составила к 1703 г.

проект Новоуложенной книги

, она сохраняла структуру Соборного Уложения 1649 г. (25 глав), но его нормы были существенно обновлены. Новоуложенная книга не была одобрена царем.

В

1720–1725 гг.

в Санкт-Петербурге действовала

Уложенная комиссия

, в работе которой были задействованы тексты Соборного Уложения 1649 г., Кормчей книги, Военного устава, Морского устава, шведских и датских законов. Главным направлением кодификационной работы в это время было выделение норм, направленных на укрепление и защиту государственного интереса. В 1725 г. Уложенная комиссия подготовила

проект нового Уложения, включавший 4 книги

: «О процессе, т. е.

Важно

о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих»; «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; «О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; «О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии», всего – 120 глав, разделенные на 2000 статей. Однако после смерти Петра I и прихода к власти Верховного тайного совета кодификационная работа была свернута. Тем не менее при Петре I были все же

утверждены следующие кодексы

: Артикул воинский (1714–1715 гг.), Генеральный регламент (Устав коллегий) (1720 г.), Пункты о вотчинных делах (1725 г.).

Кодификационные комиссии Сената без особого успеха работали при

Анне Иоанновне.

С одобрения

Елизаветы

в 1754 г.

начала работу

новая Уложенная комиссия

, задачей которой вновь стала переработка старой и создание новой системы права.

В 1755 г.

I и IV части Уложения были представлены Сенату, который после обсуждения совместно с Синодом передал их на утверждение императрице. Однако в связи с политическими событиями (Семилетняя война) работа над Уложением приостановилась.

С 1760 г.

она возобновилась: во вторую часть проекта были внесены изменения, в частности связанные с проектами отмены смертной казни. В

1761 г.

Сенат издал

Указ о созыве сословных представителей

(от дворянства и купечества) для обсуждения и утверждения проекта. Со смертью Елизаветы, т. е. с 25 декабря 1761 г., работа над Уложением приостановилась.

Заместитель канцелярии

Сперанский

планировал осуществить:

1) полную публикацию всех законов (с 1649 г. и по его время) – данный пункт выполнен;

2) создать инкорпорации, составить свод;

3) создать новое Уложение.

В 1830 г.

изданы все важнейшие законы Российской империи. Нормы права изложены по институтам (систематический метод).

В основе лежит дуализм двух начал (частное и публичное право).

Публичное право

– законы государственного союза, которые делились на: законы основные; законы учреждения; законы о сословиях.

Частное право

– законы делились на определительные и охранительные.

Первый Гражданский кодекс в России появился

в 1922 г

. при большевиках. Уголовный кодекс принят советской властью

в 1919 г

. В

1926 г.

 – новое издание УК. Последняя крупная кодификация была произведена

в 1963–1964 гг.

Источник: http://www.srinest.com/book_1589_chapter_34_35.%C2%A0Istorija_kodifikaii_v_Rossii.html

35. История кодификации в России

Первая попытка систематизировать правовые нормы в XVIII в. была предпринята существовавшей в 1700–1703 гг. Палатой об Уложении, главной задачей которой стало приведение в соответствие с судебниками 1497 и 1550 гг. и Соборным Уложением 1649 г. всего массива вновь принятых во второй половине XVII в.

нормативных актов. Помимо этого, необходимо было обновить судебную и управленческую практику путем включения в нее новых норм права. Палата об Уложении составила к 1703 г. проект Новоуложенной книги, она сохраняла структуру Соборного Уложения 1649 г. (25 глав), но его нормы были существенно обновлены.

Новоуложенная книга не была одобрена царем.

В 1720–1725 гг. в Санкт-Петербурге действовала Уложенная комиссия, в работе которой были задействованы тексты Соборного Уложения 1649 г., Кормчей книги, Военного устава, Морского устава, шведских и датских законов.

Совет

Главным направлением кодификационной работы в это время было выделение норм, направленных на укрепление и защиту государственного интереса. В 1725 г. Уложенная комиссия подготовила проект нового Уложения, включавший 4 книги: «О процессе, т. е.

о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих»; «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; «О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; «О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии», всего – 120 глав, разделенные на 2000 статей.

Однако после смерти Петра I и прихода к власти Верховного тайного совета кодификационная работа была свернута. Тем не менее при Петре I были все же утверждены следующие кодексы: Артикул воинский (1714–1715 гг.), Генеральный регламент (Устав коллегий) (1720 г.), Пункты о вотчинных делах (1725 г.).

Кодификационные комиссии Сената без особого успеха работали при Анне Иоанновне.

С одобрения Елизаветы в 1754 г. начала работу новая Уложенная комиссия, задачей которой вновь стала переработка старой и создание новой системы права.

В 1755 г. I и IV части Уложения были представлены Сенату, который после обсуждения совместно с Синодом передал их на утверждение императрице. Однако в связи с политическими событиями (Семилетняя война) работа над Уложением приостановилась. С 1760 г.

она возобновилась: во вторую часть проекта были внесены изменения, в частности связанные с проектами отмены смертной казни. В 1761 г. Сенат издал Указ о созыве сословных представителей (от дворянства и купечества) для обсуждения и утверждения проекта. Со смертью Елизаветы, т. е.

с 25 декабря 1761 г., работа над Уложением приостановилась.

Заместитель канцелярии Сперанский планировал осуществить:

1) полную публикацию всех законов (с 1649 г. и по его время) – данный пункт выполнен;

2) создать инкорпорации, составить свод;

3) создать новое Уложение.

В 1830 г. изданы все важнейшие законы Российской империи. Нормы права изложены по институтам (систематический метод).

В основе лежит дуализм двух начал (частное и публичное право). Публичное право – законы государственного союза, которые делились на: законы основные; законы учреждения; законы о сословиях. Частное право – законы делились на определительные и охранительные.

Первый Гражданский кодекс в России появился в 1922 г. при большевиках. Уголовный кодекс принят советской властью в 1919 г. В 1926 г. – новое издание УК. Последняя крупная кодификация была произведена в 1963–1964 гг.

Источник: http://www.razlib.ru/shpargalki/shpargalka_po_istorii_gosudarstva_i_prava_rossii/p35.php

История кодификации в России

Первая попытка систематизировать правовые нормы в XVIII в. была предпринята существовавшей в 1700–1703 гᴦ. Палатой об Уложении, главной задачей которой стало приведение в соответствие с судебниками 1497 и 1550 гᴦ. и Соборным Уложением 1649 ᴦ. всœего массива вновь принятых во второй половинœе XVII в.

нормативных актов. Вместе с тем, крайне важно было обновить судебную и управленческую практику путем включения в нее новых норм права. Палата об Уложении составила к 1703 ᴦ. проект Новоуложенной книги, она сохраняла структуру Соборного Уложения 1649 ᴦ. (25 глав), но его нормы были существенно обновлены.

Новоуложенная книга не была одобрена царем.

В 1720–1725 гᴦ. в Санкт-Петербурге действовала Уложенная комиссия, в работе которой были задействованы тексты Соборного Уложения 1649 ᴦ., Кормчей книги, Военного устава, Морского устава, шведских и датских законов.

Обратите внимание

Главным направлением кодификационной работы в это время было выделœение норм, направленных на укрепление и защиту государственного интереса. В 1725 ᴦ. Уложенная комиссия подготовила проект нового Уложения, включавший 4 книги: ʼʼО процессе, т. е.

о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащихʼʼ; ʼʼО процессе в криминальных, розыскных и пыточных делахʼʼ; ʼʼО злодействах, какие штрафы и наказания следуютʼʼ; ʼʼО цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономииʼʼ, всœего – 120 глав, разделœенные на 2000 статей.

При этом после смерти Петра I и прихода к власти Верховного тайного совета кодификационная работа была свернута. Тем не менее при Петре I были всœе же утверждены следующие кодексы: Артикул воинский (1714–1715 гᴦ.), Генеральный регламент (Устав коллегий) (1720 ᴦ.), Пункты о вотчинных делах (1725 ᴦ.).

Кодификационные комиссии Сената без особого успеха работали при Анне Иоанновне.

С одобрения Елизаветы в 1754 ᴦ. начала работу новая Уложенная комиссия, задачей которой вновь стала переработка старой и создание новой системы права.

В 1755 ᴦ. I и IV части Уложения были представлены Сенату, который после обсуждения совместно с Синодом передал их на утверждение императрице. При этом в связи с политическими событиями (Семилетняя война) работа над Уложением приостановилась. С 1760 ᴦ.

Читайте также:  «станы» на пути полюдья, «погосты».

она возобновилась: во вторую часть проекта были внесены изменения, в частности связанные с проектами отмены смертной казни. В 1761 ᴦ. Сенат издал Указ о созыве сословных представителœей (от дворянства и купечества) для обсуждения и утверждения проекта. Со смертью Елизаветы, т. е.

с 25 декабря 1761 ᴦ., работа над Уложением приостановилась.

Заместитель канцелярии Сперанский планировал осуществить:

1) полную публикацию всœех законов (с 1649 ᴦ. и по его время) – данный пункт выполнен;

2) создать инкорпорации, составить свод;

3) создать новое Уложение.

В 1830 ᴦ. изданы всœе важнейшие законы Российской империи. Нормы права изложены по институтам (систематический метод).

В корне лежит дуализм двух начал (частное и публичное право). Публичное право – законы государственного союза, которые делились на: законы основные; законы учреждения; законы о сословиях. Частное право – законы делились на определительные и охранительные.

Первый Гражданский кодекс в России появился в 1922 г. при большевиках. Уголовный кодекс принят советской властью в 1919 г. В 1926 ᴦ. – новое издание УК. Последняя крупная кодификация была произведена в 1963–1964 гг.

Важно

История кодификации в России — понятие и виды. Классификация и особенности категории «История кодификации в России» 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/gosudarstvo/view/48166_istoriya_kodifikacii_v_rossii

rulibs.com

Первая попытка систематизировать правовые нормы в XVIII в. была предпринята существовавшей в 1700–1703 гг. Палатой об Уложении, главной задачей которой стало приведение в соответствие с судебниками 1497 и 1550 гг. и Соборным Уложением 1649 г. всего массива вновь принятых во второй половине XVII в.

нормативных актов. Помимо этого, необходимо было обновить судебную и управленческую практику путем включения в нее новых норм права. Палата об Уложении составила к 1703 г. проект Новоуложенной книги, она сохраняла структуру Соборного Уложения 1649 г. (25 глав), но его нормы были существенно обновлены.

Новоуложенная книга не была одобрена царем.

В 1720–1725 гг. в Санкт-Петербурге действовала Уложенная комиссия, в работе которой были задействованы тексты Соборного Уложения 1649 г., Кормчей книги, Военного устава, Морского устава, шведских и датских законов.

Главным направлением кодификационной работы в это время было выделение норм, направленных на укрепление и защиту государственного интереса. В 1725 г. Уложенная комиссия подготовила проект нового Уложения, включавший 4 книги: «О процессе, т. е.

о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих»; «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; «О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; «О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии», всего – 120 глав, разделенные на 2000 статей.

Однако после смерти Петра I и прихода к власти Верховного тайного совета кодификационная работа была свернута. Тем не менее при Петре I были все же утверждены следующие кодексы: Артикул воинский (1714–1715 гг.), Генеральный регламент (Устав коллегий) (1720 г.), Пункты о вотчинных делах (1725 г.).

Кодификационные комиссии Сената без особого успеха работали при Анне Иоанновне.

Совет

С одобрения Елизаветы в 1754 г. начала работу новая Уложенная комиссия, задачей которой вновь стала переработка старой и создание новой системы права.

В 1755 г. I и IV части Уложения были представлены Сенату, который после обсуждения совместно с Синодом передал их на утверждение императрице. Однако в связи с политическими событиями (Семилетняя война) работа над Уложением приостановилась. С 1760 г.

она возобновилась: во вторую часть проекта были внесены изменения, в частности связанные с проектами отмены смертной казни. В 1761 г. Сенат издал Указ о созыве сословных представителей (от дворянства и купечества) для обсуждения и утверждения проекта. Со смертью Елизаветы, т. е.

с 25 декабря 1761 г., работа над Уложением приостановилась.

Заместитель канцелярии Сперанский планировал осуществить:

1) полную публикацию всех законов (с 1649 г. и по его время) – данный пункт выполнен;

2) создать инкорпорации, составить свод;

3) создать новое Уложение.

В 1830 г. изданы все важнейшие законы Российской империи. Нормы права изложены по институтам (систематический метод).

В основе лежит дуализм двух начал (частное и публичное право). Публичное право – законы государственного союза, которые делились на: законы основные; законы учреждения; законы о сословиях. Частное право – законы делились на определительные и охранительные.

Первый Гражданский кодекс в России появился в 1922 г. при большевиках. Уголовный кодекс принят советской властью в 1919 г. В 1926 г. – новое издание УК. Последняя крупная кодификация была произведена в 1963–1964 гг.

Источник: http://rulibs.com/ru_zar/sci_juris/dudkina/0/j68.html

История российских кодификаций гражданского права

Исследуем историю российских кодификаций гражданского права.

История гражданского права и его кодификаций отражает суть и особенности истории всего права.

Обычаи как неформальные правила имущественных отношений возникли в России заметно раньше писаных норм (Русской Правды, Судебника 1550 года, Псковской Судной Грамоты).

Однако являясь включенными в разные юридические документы, которые были наделены силой правовых актов, гражданские нормы имели разрозненный, а не кодифицированный характер.

Историю российского гражданского законодательства можно представить четырьмя кодификациями:

– Свод гражданских законов Российской Империи от 1832 года;

– Гражданский кодекс РСФСР от 1922 года;

– Гражданский кодекс РСФСР от 1964 года;

– действующий ныне Гражданский кодекс РФ.

Свод гражданских законов Российской Империи 1832 года можно охарактеризовать как кодификацию, так как данным актом были отменены все ранее действовавшие законы, а законодательство было заметно переосмыслено с учетом подходов европейского законотворчества.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 года является важным этапом в развитии частного права, которое основано на частной собственности и инициативности. Это связано с общим подъемом цивилистической мысли перед событиями 1917 года.

Одной из вершин юридической науки является работа Покровского «Основные проблемы гражданского права», которая была опубликована в 1917 году. Возникшие цивилистические традиции нашли широкое отражение в Гражданском кодексе 1922 года.

Гражданский кодекс РСФСР 1964 года в большей мере отражает сформировавшийся тоталитарный общественный строй и «государственное плановое народное хозяйство» социалистической республики.

Однако даже максимально политизированный кодекс сохранил основополагающие гражданско-правовые конструкции сделок, договоров, возмещения вреда и т.п.

В этом нашла отражение вневременная и внеполитическая сила цивилистических подходов как результатов многовекового социального, культурного и научного развития.

При всех ограничениях инициативности и отрицании частной собственности Гражданский кодекс 1964 года перенимает одно из достижений римского частного права – виндикацию, согласно которой собственник вправе истребовать свое имущество из чужого и незаконного владения.

Российская история гражданско-правового регулирования имеет две нереализованные кодификации гражданского законодательства.

Проект Гражданского уложения Российской Империи 1809-1812 годов был подготовлен и составлен группой специалистов под руководством Сперанского.

Данный проект имел множество заимствований из кодекса Наполеона, которые не принимались отечественным гражданско-правовым законодательством, судебной практикой, правопониманием.

Обратите внимание

Отечественная война 1812 года и недостаточный законодательный уровень проекта помешали ему получить форму официальной кодификации.

Проект Гражданского уложения 1913 года занимает особое место в российской истории. Многолетний значительный труд группы правоведов под руководством Тютрюмова завершился созданием шедевра гражданско-правовой науки не только того времени.

Идеи и положения проекта Тютрюмова соединили в себе достижения современных и древних юристов, они развили сухую и простую германскую пандектистику, стали фундаментом для качественного и продолжительного ускорения развития всей отечественной юридической науки.

В настоящее время Проект Уложения 1913 года является не только памятником российскому гражданскому праву, но и востребован как научный источник с неисчерпанными идеями, решениями и подходами.

Источник: https://lecu.ru/grazhdanskoe-pravo/527-

35. История кодификации в России

Первая попытка систематизировать правовые нормы в XVIII в. была предпринята существовавшей в 1700–1703 гг. Палатой об Уложении, главной задачей которой стало приведение в соответствие с судебниками 1497 и 1550 гг. и Соборным Уложением 1649 г. всего массива вновь принятых во второй половине XVII в. нормативных актов.

Помимо этого, необходимо было обновить судебную и управленческую практику путем включения в нее новых норм права. Палата об Уложении составила к 1703 г. проект Новоуложенной книги, она сохраняла структуру Соборного Уложения 1649 г. (25 глав), но его нормы были существенно обновлены. Новоуложенная книга не была одобрена царем.

В 1720–1725 гг. в Санкт-Петербурге действовала Уложенная комиссия, в работе которой были задействованы тексты Соборного Уложения 1649 г., Кормчей книги, Военного устава, Морского устава, шведских и датских законов.

Главным направлением кодификационной работы в это время было выделение норм, направленных на укрепление и защиту государственного интереса. В 1725 г. Уложенная комиссия подготовила проект нового Уложения, включавший 4 книги: «О процессе, т. е.

о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих»; «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; «О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; «О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии», всего – 120 глав, разделенные на 2000 статей.

Однако после смерти Петра I и прихода к власти Верховного тайного совета кодификационная работа была свернута. Тем не менее при Петре I были все же утверждены следующие кодексы: Артикул воинский (1714–1715 гг.), Генеральный регламент (Устав коллегий) (1720 г.), Пункты о вотчинных делах (1725 г.).

Кодификационные комиссии Сената без особого успеха работали при Анне Иоанновне.

Важно

С одобрения Елизаветы в 1754 г. начала работу новая Уложенная комиссия, задачей которой вновь стала переработка старой и создание новой системы права.

В 1755 г. I и IV части Уложения были представлены Сенату, который после обсуждения совместно с Синодом передал их на утверждение императрице. Однако в связи с политическими событиями (Семилетняя война) работа над Уложением приостановилась. С 1760 г.

она возобновилась: во вторую часть проекта были внесены изменения, в частности связанные с проектами отмены смертной казни. В 1761 г. Сенат издал Указ о созыве сословных представителей (от дворянства и купечества) для обсуждения и утверждения проекта. Со смертью Елизаветы, т. е.

с 25 декабря 1761 г., работа над Уложением приостановилась.

Заместитель канцелярии Сперанский планировал осуществить:

1) полную публикацию всех законов (с 1649 г. и по его время) – данный пункт выполнен;

2) создать инкорпорации, составить свод;

3) создать новое Уложение.

В 1830 г. изданы все важнейшие законы Российской империи. Нормы права изложены по институтам (систематический метод).

В основе лежит дуализм двух начал (частное и публичное право). Публичное право – законы государственного союза, которые делились на: законы основные; законы учреждения; законы о сословиях. Частное право – законы делились на определительные и охранительные.

Первый Гражданский кодекс в России появился в 1922 г. при большевиках. Уголовный кодекс принят советской властью в 1919 г. В 1926 г. – новое издание УК. Последняя крупная кодификация была произведена в 1963–1964 гг.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_3970_chapter_36_35.Istorija_kodifikaii_v_Rossii.html

Ссылка на основную публикацию