История 1965-1985 годов

Духовная жизнь в СССР (1965-1985 гг.). Часть 1

Слайд 1

Духовная жизнь советского общества в 1965 — 1985 гг.

Слайд 2

Духовная и общественная жизнь страны в 70-х — начале 80-х гг. характеризуется: 1. Свертыванием либеральных начинаний хрущевской поры. 2. Идеологизацией науки и культуры. 3. Твердым партийным руководством общественным и культурным процессом. 4.

Бюрократизацией духовной жизни страны (созданием всевозможных комитетов, комиссий, всеобъемлющим контролем, усилением цензуры). 5. Административным, идеологическим и уголовным преследованием инакомыслящих. 6. Ограничением на знакомство с западной культурой. 7.

Усилением идеологического и административного диктата над всеми сферами общественной жизни и контролем за «умами людей». 8. Жесткой регламентацией тематики в развитии культурной жизни страны.

Слайд 3

Обратите внимание

Кризис официальной идеологии. Разрыв между официальной идеологией и реальной жизнью привел к тому, что население перестало доверять властям. В 80 г.

коммунизм так и не был построен и власти выдвинули новую концепцию — «дальнейшего совершенствования развитого социализма». Это означало начало серьезного кризиса официальной идеологии .

Демонстрация отказников в 1973 (Отказники — советские граждане, получившие отказ на выезд из СССР)

Слайд 4

Власть и общество. Движение диссидентов Диссиденты — лица, не согласные с режимом и открыто выступавшие против попрания гражданских свобод; приверженцы принципа самоценности человеческой личности. Один из плакатов демонстрантов 25.08.1968

Слайд 5

1. Цели движения : борьба с существующим строем (одни боролись только с коммунизмом, другие же и с советской государственностью, ставя задачу разрушения СССР). 2. Методы: антикоммунистическая и антисоветская пропаганда; организация демонстраций под правозащитными лозунгами, издательская деятельность «самиздат» и т.д.

Слайд 6

а)либерально-демократическое течение (правозащитники: Даниэль, Синявский, Сахаров и др.); б) патриотическая (русская) оппозиция: Солженицын; в) религиозная оппозиция; г) националистическая оппозиция (Прибалтика, Западная Украина, Закавказье); д) молодежная оппозиция. Андрей Сахаров 3. Классификация движения: Александр Солженицын

Слайд 7

Преследования, которым подвергались советские диссиденты, заключались в увольнениях с работы, исключении из учебных заведений, арестах, помещении в психиатрические больницы, ссылках, лишении советского гражданства и выдворении из страны. к началу 1980-х годов, по свидетельству самих бывших участников диссидентского движения, с диссидентством как более или менее организованной оппозицией было покончено.

Слайд 8

Советская культура «Оттепель» дала импульс творческим поискам. Советская культура стала более открытой по отношению к мировой и отечественной культуре. В литературе и искусстве продолжали жить идеалы гуманизма и демократии.

Важно

Официально провозглашенные идеалы и цели не вдохновляли население страны и люди искали истинные ценности. Ярко заявили о себе: В. Распутин, В. Астафьев, Ч. Айтматов, Е. Носов, А. Тарковский, Э. Неизвестный, Ф. Искандер, В. Ерофеев, О. Целков, В.

Высоцкий и многие другие. Кинорежиссер и сценарист А. Тарковский

Слайд 9

Духовные поиски 70-х годов привели к осмыслению культурного наследия прошлого. Вырос интерес к классике, как отечественной, так и зарубежной. Многие произведения были экранизированы.

Возрос поток посетителей картинных галерей, выставок старых мастеров. Громадными тиражами вышли Библиотека иностранной литературы и Библиотека литературы для детей.

Книга стала дефицитом, подписка не удовлетворяла книжную аудиторию России. 1977 г.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/06/10/dukhovnaya-zhizn-v-sssr-1965-1985-gg-chast-1

Советское общество в 1965 – 1985 гг

Тема: Советское 
общество в 1965 – 1985 гг.

ПЛАН

Введение………………………………………………………………………3

1 Экономические реформы середины 60-х годов: цели, сущность, итоги. Причины их незавершенности………………………………………………………4

2 Нарастание кризисных явлений и формирование механизма торможения в экономике и социальной политике………………………………………………8

3 Политическая и духовная жизнь общества: положительные и негативные тенденции……………………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………18

Список использованной литературы……………………………………….21

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы развития советского общества в 1965 — 1985 годы, складывание механизма торможения стали предметом острой научной дискуссии, им посвящены публикации в периодической печати, специальные статьи. Историки совершенно справедливо выделяют 70-е — первую половину 80-х годов в особый этап развития нашего общества.

Период 70-х-первой половины 80-х годов, связанный с именем руководителя партии и страны Л.И. Брежнева получил определение как застойного. Анализ причин тех трудностей, с которыми наша страна столкнулась в эти годы, поможет нам понять причины последовавшего затем глубокого кризиса советского общества и социалистического общественного строя.

Целью работы является изучение советского общества 1965 – 1985 гг.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть экономические реформы середины 1960-х годов: цели, сущности, итоги. Причины их незавершенности.
  2. Рассмотреть нарастание кризисных явлений и формирование механизма торможения в экономике и социальной политике.
  3. Рассмотреть политическую и духовную жизнь общества: положительные и негативные тенденции.

1 Экономические реформы середины 60-х годов: цели, сущность, итоги. Причины их незавершенности

Новое руководство провозгласило 
научный подход к экономике. При 
этом столкнулись две линии: на применение экономических (рынок, хозрасчет, материальная заинтересованность предприятий и 
трудящихся) и административных (улучшение 
хозяйственного механизма) методов. Экономическая 
реформа 1965 г. стала компромиссом между 
ними [5, c. 314].

В промышленности было восстановлено 
отраслевое управление, но при этом предполагалось, что основным звеном производства станет хозрасчетное предприятие (самостоятельное, самоокупаемое и 
самофинансируемое). Основные фонды 
предприятия оставались в государственной 
собственности, и предприятия должны были вносить за них государству 
арендную плату.

Совет

Топливо, энергию и 
сырье предприятиям предстояло покупать. Это должно было побудить директоров экономить топливо, энергию и 
сырье.

Главным показателем эффективности 
стал объем реализованной продукции, на основе его формировалась прибыль 
предприятия, из которой после уплаты налогов и других отчислений государству 
образовывались фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Этими фондами распоряжалась 
дирекция предприятия.

Таким образом, производитель оказывался в непосредственной зависимости от спроса на произведенную 
им продукцию. От этого же зависела и зарплата работников, которые могли 
получать денежные премии из фондов материального 
поощрения [5, c. 316].

Планирование производства теперь предлагалось начинать «снизу»: дирекция предприятия сама намечала цифры плана, номенклатуру (перечень) изделий и фонд заработной платы, однако эти цифры уточнялись и 
утверждались Госпланом и после 
принятия Закона о пятилетнем плане 
Верховным Советом СССР становились 
обязательными для предприятия. Было сокращено количество планируемых 
показателей. Теперь «сверху» диктовались 
только общий объем произведенной 
продукции в денежном выражении, номенклатура важнейших изделий и общий фонд заработной платы. Изменение планов запрещалось.

В сельском хозяйстве также 
планировались изменения. В марте 1965 г. пленум ЦК в очередной раз 
обсудил вопрос о «дальнейшем 
развитии сельского хозяйства». Колхозы 
и совхозы получили невиданную прежде самостоятельность в рамках государственных 
плановых заданий.

Сам план был снижен и объявлен неизменным на последующие 10 лет. Закупочные цены повышались в 1,5-2 раза, а сверхплановые поставки должны были осуществляться по повышенным ценам. Кроме того, с колхозов и совхозов списывались долги, а цены на технику и запчасти снижались.

Количество показателей, по которым хозяйства отчитывались перед государством, резко уменьшалось.

С целью повышения материальной заинтересованности колхозников трудодень 
был заменен ежемесячной гарантированной 
оплатой деньгами и продуктами по нормам, действовавшим в совхозах. С 1 января 1965 года для колхозников 
были введены пенсии [5, c. 320].

Обратите внимание

Хотя нерешительность 
и консерватизм не позволили замыслу 
реформаторов раскрыться до конца, определенные достижения к концу 1960-х гг. были налицо. В сельском хозяйстве эффект от этих нововведений проявился уже в 1966 г.

: доходы колхозов и совхозов выросли на 15%, что стимулировало и общий рост сельскохозяйственного производства.

В целом восьмая пятилетка вошла в историю СССР как самая успешная со сталинских времен: объем сельскохозяйственного производства вырос на 21% (вместо 12% в предыдущем пятилетии), в промышленности рост составил 50,5%, доходы населения выросли в 1,5 раза.

Большим успехом можно 
считать завершение формирования единой энергетической системы СССР, что 
создало весомую предпосылку 
для интенсификации всего народного 
хозяйства страны. Советский Союз заметно повысил свою конкурентоспособность 
на внешнем рынке.

Отечественные автомобили, строительная и сельскохозяйственная техника, пассажирские самолеты, некоторые потребительские изделия (наручные часы, любительская фотоаппаратура) и многие другие товары стали пользоваться спросом не только в социалистических, но и в ряде развитых капиталистических стран [5, c. 322].

Причины незавершенности 
экономических реформ середины 1960-х 
годов

Главная причина сложностей реализации реформы А.Н. Косыгина заключалась в противодействии преобразованиям со стороны консервативно настроенных руководителей. Ситуация, в которой оценивать работу директора завода или председателя колхоза станет не министерство и не партийный кабинет, а (пусть и не напрямую) потребитель, пугала и партийный аппарат, и министерства и ведомства [3, c. 428].

Вторая причина неудачи реформы вытекала из ограниченности самого ее замысла. Расчеты на то, что в условиях государственной монополии рынок станет безусловным стимулом качественного производства, оказались неоправданными.

Многие предприятия очень быстро усвоили, что добиться увеличения прибыли можно с помощью разного рода уловок (например, путем искусственного повышения цен, экономии на материалах, упрощения технологии производства под видом его рационализации и т. п.).

В результате качество продукции в ряде случаев не только не улучшилось, но зачастую ухудшилось, и одновременно включились инфляционные процессы, ударившие по потребительской корзине производителя [3, c. 429].

Важно

Третья причина проявилась также в стремительном нарастании противоречий интересов различных хозяйственных групп.

Яблоком раздора стали ресурсы, собственность на которые оставалась государственной монополией, но в использовании которых открылись более широкие (и зачастую корыстные) возможности для распоряжения ими со стороны директорского корпуса, отраслевой бюрократии (министерств), местных руководителей и, наконец, партийного аппарата.

Как следствие, происходило «размывание» ответственности за использование государственного богатства, а значит, общее снижение эффективности плановой системы производства и распределения, появление почвы для роста теневой экономики.

Явной непродуманностью можно 
объяснить и такую характерную 
черту реформы, как курс на строительство 
сверхмощных заводов.

«Обласканные» 
прессой и народом индустриальные гиганты весьма быстро превратились в монополистов, противопоставивших себя альтернативному производству, обеспечивая невозможность состязания качественных товаров. В результате потребитель лишился выбора.

Одно лишь это обстоятельство ставило 
под вопрос продолжение рыночной реформы, так как рынок немыслим без конкуренции [3, c. 429].

Вывод. Значение неудачи 
экономической реформы состоит, прежде всего, в том, что в очередной раз, оказалась скомпрометирована идея преобразований в обществе. Возобладание политического курса на стабильность (определившееся к этому времени окончательно) исключило едва ли не любые мероприятия, последствия которых могли бы создать угрозу изменению привычной обстановки.

2 Нарастание кризисных явлений и формирование механизма торможения в экономике и социальной политике

Уже с начала 60-х годов стала очевидной необходимость глубоких экономических преобразований.

Совет

С 1965 г. стала проводиться 
хозяйственная реформа (известная 
как «реформа А.Н. Косыгина»). Ее направления были определены на мартовском (1965 г.) по сельскому хозяйству и сентябрьском (1965 г.) по проблемам промышленности Пленумах ЦК КПСС.

Отмечались серьезнейшие проблемы в аграрном секторе СССР (рост населения на 3% в год, продукции сельского хозяйства — на 1,5% в год; низкий уровень капиталовложений — по семилетнему плану — 7,5% от всех капиталовложений в народное хозяйство; низкая энерговооруженность — 12% колхозов вообще не имели электричества, все сельское хозяйство получало 4% производимой в стране электроэнергии). В итоге были повышены закупочные цены на аграрную продукцию (на сверхплановую — еще на 50%); увеличен объем капиталовложений; установлен твердый план государственных закупок до 1970 г. С колхозов и совхозов были списаны долги [6, c. 208].

Реформа в промышленности не посягала на основы директивной экономики. Упор делался на улучшение управления, совершенствование планирования и усиление экономического стимулирования.

Сократилось число плановых показателей, спускаемых сверху для каждого предприятия; часть полученных прибылей оставалась в распоряжении предприятий (из них создавались фонды — развития производства, социально-культурного и жилищного строительства, материального поощрения — премии, 13-я зарплата и т.д.).

Провозглашался хозрасчет. Совнархозы были ликвидированы (созданы в 1957 г.); восстановлено управление промышленностью через отраслевые министерства.

Результат от реформы 
был неплохой. За годы восьмой пятилетки (1966 — 1970) среднемесячные доходы колхозников выросли в 2 раза; объем промышленного производства увеличился в 1,5 раза; построено около 2 тыс. крупных заводов (среди них — ВАЗ в Тольятти и др.) [6, c. 208].

Но эффект от реформ стал кратковременным. Уже в конце 1967 г. по решению Политбюро почти вся прибыль (даже «сверхплановая») «в порядке исключения» была изъята в бюджет.

Но главное — это то, что директивная экономика сумела быстро нейтрализовать реформы. Попытки перейти к экономическим методам управления отвергались самой административно-бюрократической системой. Расширение прав возрожденных министерств (а число их быстро росло) изначально входило в явное противоречие с тезисом о «самостоятельности» предприятий.

Обратите внимание

Уже к концу 60-х годов реформа выдыхается. Структура народного хозяйства приобретала все более нерациональный характер. Хребтом экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы. Уже в 1970 г. производительность труда в промышленности СССР составляла 53% от уровня США, в сельском хозяйстве — не более 20% [2, c. 576].

Период 70-х — начала 80-х гг. для внутреннего развития Советского Союза стал «этапом застоя».

Страна быстро теряла темпы экономического развития; все более заметным было отставание от государств Западной Европы, США, Японии в технологии, уровне и качестве жизни.

«Симптомами» кризиса стали резкое падение темпов промышленного роста, производительности труда, снижение отдачи от капиталовложений, рост незавершенного строительства, уменьшение потребления.

Кризис развивался в новых для государства демографических 
и социально-политических условиях. Начиная со второй половины 70_х гг. экономика исчерпала резервы свободной рабочей силы. Прирост трудоспособного населения упал с 2 до 0,25% в год. В условиях абсолютного демографического кризиса экономика не могла компенсировать недостатки численностью рабочей силы [2, c. 579].

Сказались также 
истощение традиционной сырьевой базы, смещение топливно-энергетического комплекса на Восток, что вело к росту себестоимости сырья, обостряло проблему с транспортом; физический износ и моральное старение оборудования и основных фондов; кризис организации труда и т.д.

Главный фактор в 
возникшем кризисе был назван академиком Т. Заславской еще в 1983 г. в «Новосибирском докладе» — неспособность существующей системы обеспечить эффективное использование человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала общества.

Читайте также:  Реформы п.а. столыпина

Система оставалась такой же, как и при ее возникновении в 30-е годы (несмотря на реформы 50 – 60-х гг.

): чрезмерная централизация, директивное планирование, отсутствие рыночного ценообразования, контроль всех видов материального стимулирования трудящихся центром, запрещение всех видов индивидуальной трудовой деятельности населения в сфере производства, услуг, торговли [2, c. 580].

Источник: http://yaneuch.ru/cat_06/sovetskoe-obshhestvo-v-1965-/395330.2682882.page1.html

Оценка периода развитого социализма и развития советского общества в 1965–1985 гг

27 Декабря 2012

В последние годы прошлого века новейшая история нашей страны давалась однозначная, получив в ряде исторических работ название «эпоха застоя». Кризис, бесспорно, существовал, что доказывает падение всей  социалистической системы.

Но оно произошло несколько позже, на другом историческом отрезке. А переходный период 1965–1985 гг. развитого социализма, развивающегося на своей собственной основе, имел свою динамику экономического роста и возможности к ее увеличению, не оставаясь в течение 20 лет на одном уровне.

Разумеется, не только поднималась, но и падала, что свойственно всей мировой экономике. Произведенный национальный доход в СССР по официальным данным в 1965 г. равнялся 6,5%, в 1970 г. – 7,8%, в 1975 г. – 5,7%, в 1980 г. – 4,3 %, в 1980 г.

– 3,2%; по альтернативным – 4,8%, 5,0%, 3,1%, 2,2% и 1,8% соответственно.

В чем же причина таких цифровых различий в оценке этого времени, а, следовательно, противоречий в экономике в Советском Союзе? Источник их, на мой взгляд, следующий: при всем многообразии исторических этапов, которые прошло советское народное хозяйство с конца 20 годов, все они имели главную общую черту развития, при которой развитие производительных сил в СССР было определено экономическим процессом строительства государства индустриализацией. Это, пожалуй, единственная экономическая программа в советской истории, доведенная до логического конца. Но не сумевшая трансформироваться в иные экономические формы развития, в то же время как весь остальной мир переходил на наукоемкие сберегающие технологии. Все это, естественно, отражалось на социальной структуре общества, оставляя его доминирующим сословием рабочий класс.

Важно

 Тем самым наше общество отличалось от всего остального мира до конца истории СССР. Хотя стремление к построению бесклассового государства были, в Конституции 1977 г. имелось соответствующее положение.

Индустриализация явилась причиной масштабной урбанизации, ибо ни одно государство во всей истории не совершало такого экономического рывка за столь короткий промежуток времени. В 1981 г. городское население СССР составляло 63,4%.

Тяжелым ручным трудом в промышленности было занято 40% работающих, в строительстве – 60%, в сельском хозяйстве – 70%. Процент вытеснения ручного труда в 1975–1982 гг. равнялся 0,7. Цифры ужасающие, но если взять только одну объективную причину таких показателей, то все выглядит вполне закономерно.

Потеря огромных людских ресурсов во второй мировой войне. Беспрецедентное восстановление экономики за 20 лет без помощи извне, первенство в космосе, достижение паритета, колоссальный оборонный потенциал на базе высочайших наукоемких технологий. В условиях противостояния двух систем.

Против экономики США, единственной, имевшей рост своих показателей в 1939–1945 гг. Поэтому это вполне весомый аргумент вынужденного дисбаланса нашего народного хозяйства.

Задача экономического сбалансирования, т.е. выравнивания роста производства и средств производства всегда была на повестке дня СССР. Путем увеличения производительности труда прежде всего в промышленности.  В 1965 г. по официальной статистике она равнялась 72%, по альтернативной – 36%. Почему же заложенные реформой 1965 г.

экономические успехи сошли на нет? Здесь причины скорее психологические, чем экономические. Из стенографического отчета XXII съезда видно, что правящая элита хотела стабильности и покоя: «Нам нужна политика, чтобы улучшить дела ничего не меняя»[1].

Того же желало и общество, пережившее сталинизм и бесконечные, часто исключающие друг друга хрущевские преобразования. Юридическим документом, закрепившим данный политический курс стала Конституция 1977 г.

– «Конституция построения в СССР развитого социолистического общества, где главным проводником социалистических идей объявлялась новая историческая общность людей – советский народ в лице избираемых советов всех уровней, а главной направляющей силой, ядром всей политической системы – Коммунистическая Партия Советского Союза (ст. 6 Конституции).

Совет

Советы должны были стать тем демократическим институтом, обеспечивающим народоуправление. И они были созданы повсеместно. Высшим органом СССР формально являлся двухпалатный Верховный Совет. Таким образом, на мой взгляд, уже в самой Конституции было заложено основное противоречие советской системы того времени – двоевластие в государстве.

С одной стороны, всевластие Советов, не имеющих власти, а с другой – всевластие партии, пользующейся этой властью. Разделительный механизм разграничения полномочий между полимтическими субъектами отсутствовал, что делало невозможным выполнение ряда задач переходного периода, заложенных в Конституции 1977 г.:

  • создание материально-технической базы коммунизма;
  • совершенствование социалистических отношений в коммунистические;
  • воспитание человека коммунистического общества.

По материалам XIX Всесоюзной партконференции чуть ли не треть взрослого населения страны была отстранена от решения государственных дел к концу 70-х – началу 80-х годов. Система общественно-политических организаций работала формально несмотря на многочисленность.

В 1973 г. численность профсоюзов была 98 млн. человек, комсомола – более 28 млн. и не способствовала решению повседневных проблем простого советского человека.

Но это также не означает, что руководство страны не осуществляло мероприятий по поднятию жизненного уровня людей. Из письма рабочей семьи г. Глухова. Семья из трех работающих: зарплата этой семьи с 1965 по 1976 г. выросла вдвое. В 1965 г. она равнялась 2225 руб.

, в 1976 г. сумма ее – 5125 руб.[2]  Статистическая справка потребления продуктов на душу населения в год в кг в г. Глухове:

1966 г. 1976 г.
Мясо, мясопродукты 59,7 83,9
Масломолочные продукты 299 379
Яйца в штуках 239 287
Сахар 37,9 37,1
Рыба, рыбопродукты 18,5 25,2
Масло растительное 7,0 7,3
Картофель 119,7 112,5
Овощи 71,1 91,5
Фрукты 35,0 34,2
Хлебопродукты, мука, крупы 123,6 106,1

Если даже взять цену 3-4 рубля за кг продукции, хотя в те годы они были значительно ниже, то корзина прожиточного минимума, как бы мы сейчас сказали, была дешевой, что видно без точного подсчета.

Человек в СССР жил сыто в эпоху развитого социализма, а дефицит проуктов питания в те годы не был системным. Добавить сюда бесплатное образование и медицину.

Вот и выйдет, что жизнь советского среднестатистического человека была на достаточно высоком уровне.

Из всего вышеизложенного можно сделать только один вывод, что никогда в своей истории человечество не знало столь парадоксального государства, совершившего экономический и образовательный рывок в своем развитии. В Оренбургской области в 1979 г. 87 % населения имело высшее образования.

Государство, которое так и не смогло перестроиться, исчерпав первичные установки экономического развития в русле общемировых тенденций так и оставшись стоять особняком на протяжении всей своей истории, достигнув небывалого военного могущества, создав экономическую и политическую модель развития, не позволявшую своим гражданам управлять собственным государством, но в то же время обеспечив им безопасность и безбедное существование (в 1965–1985 гг.). Оставаясь государством великих достижений во всех без исключения сферах жизнедеятельности. И еще больших неиспользованных возможностей.

Сноски

[1] Стенографический отчет XXII съезда КПСС. М., 1986. С. 24.
[2] Вопросы истории КПСС, 1976, № 5, с. 18

Источник: http://istoriirossii.ru/sssr/215-oczenka-perioda-razvitogo-soczializma-i-razvitiya-sovetskogo-obshhestva-v-19651985-gg.html

16 Внутренняя и внешняя политика СССР 1965 — 1985 г

Внутренняя и внешняя политика СССР 1965 — 1985 г.г

Этот период развития советского государства принято на­зывать «застоем» (в отличие от хрущевской «оттепели»), что означало стагнацию развития практически во всех сферах политической и экономической жизни страны. С 1964 г.

главой высшего исполнительного органа — Совета Министров — стал А.Н. Косыгин, который занимал эту должность вплоть до своей смерти в 1980 г. Президиум Верховного Совета СССР сначала возглавлял Н.В. Подгорный (до 1977 г.), а затем Л. И.

Брежнев, который одновременно был Генеральным Секрета­рем ЦК КПСС.

В 1977 г. был пересмотрен текст Конституции. В основе новой Конституции была идея достижения «развитого социализма». 6-я статья Конституции закрепляла за КПСС главенствующее положение в системе политического управления государством.

Обратите внимание

На съездах КПСС, проходивших в 1966-1981 гг. принимались решения о планах на ближайшие пятилетки, выполнение которых также строго контролировалось. Результаты достигались в основном только на бумаге, что, не мешало советскому руководству требовать столь же нереалистичных результатов для последующих пя­тилеток.

Характерной особенностью экономического развития в начале этого периода явилось то, чтос 1965 г. под руководством председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина началась реформа.

В результате был вос­становлен функциональный принцип (вместо территориального, введенного при Хрущеве) организации управления, т. е. началось упразднение совнархозов и вос­становление министерств.

Были введены некоторые новшества, которые позволили предприятиям частично распоряжаться частью своих доходов (в случае выполнения ими плана). Кроме того, все предприятия были обязаны вести строгую отчетность по реализованной продукции.

Предполагалось, что эти меры, повысят стимуляцию трудящихся и, соответственно, будут способствовать росту производства. Однако на деле все оставалось по-прежнему, и на предприятиях по-прежнему процветала практика приписок для того, чтобы производственные результаты соответствовали предписанным планом цифрам.

В конце 70-х годов правительство предприняло очередную попытку изменить ситуацию в экономике, проведя новую реформу, по которой, с одной стороны, до­пускались и даже поощрялись хозрасчетные отношения, а, с другой стороны, усили­валось и прежняя система планирования.

В промышленной сфере,как и в предыдущие годы, основной упор делался на тяжелую промышленность. Именно в тяжелую промышленность по большей части вкладывались финансовые (в основном от продажи газа и нефти) и людские ресур­сы. Таким образом, были построены несколько крупнейших советских промышлен­ных предприятий (в т. ч. Волжский и Камский автомобильные заводы).

В 1974 году началась «стройка века» — БАМа (Байкало-Амурской железнодорожной магистрали), на строительство которой были изысканы огромные средства. Таким образом предприятия легкой промышленности практически не получали никакого дополни­тельного финансирования и не развивались, что, естественно, имело следствием острый дефицит товаров народного потребления.

Важно

После неудачной попытки насадить в советском сельском хозяйстве кукурузу как преобладающую сельскохозяйственную культуру и последо­вавшем за этим продовольственном кризисе, руководство приняло решение о необ­ходимости провести новые реформы для нормализации продовольственной ситуа­ции в стране.

Предполагали, что повышение материальной заинтересованности кол­хозников и снижение размеров обязательной продажи сельхозпродукции должны обеспечить рост производства. Кроме того, были повышены закупочные цены на продукты, которые продавали колхозы и совхозы. Принятый в 1969 г.

Примерный Устав колхозов предусматривал большую самостоятельность колхозов, закрепил право колхозника иметь приусадебный участок и отменил ограничения, введенные» на личное хозяйство при Хрущеве.

Кроме этого, в целях повышения экономической эффективности колхозов и совхозов, их стали постепенно объединять с промышлен­ными предприятиями, создавая так называемые агропромышленные объединения.

Предполагалось, что эта мера позволит преодолеть ведомственную разобщенность (за промышленные и сельскохозяйственные предприятия отвечали разные мини­стерства с подчиненными им ведомствами). Однако, несмотря на все предпринятые меры, развитие сельского хозяйства в последующие годы показало их неэффектив­ность или невозможность их полноценной реализации в тех условиях и с теми сред­ствами, которые тогда можно было для этого использовать.

Уровень жизнисоветских граждан в этот период, с одной стороны, достиг неко­торой стабильной отметки, но, с другой стороны, разрыв с западноевропейскими странами год от года становился все больше.

В значительной степени это было свя­зано с тем, что государство делало упор на тяжелую промышленность, а не на лег­кую, которая и производила товары народного потребления.

Однако уровень благо­состояния в городах все-таки рос, и в города стекались значительные массы населе­ния из сельских районов.

Совет

Внешняя политикавэтот период характеризуется стабилизацией отношений между Советским Союзом и западноевропейскими странами с США, который про­должался до ввода советских войск в Афганистан в 1979 г.

Учитывая опыт венгерских событий 1956 г. и не желаю более обострять отноше­ний с соседями по социалистическому лагерю, СССР несколько ослабил давление на политическое руководство этих стран.

Такая политическая либерализация, имевшая, конечно, очень четкие пределы, а также мощная финансовая помощь (в виде креди­тов, поставки нефти, газа, электричества по заниженным тарифам) позволила на некоторое время стабилизовать отношения между членами ОВД. Однако уже в ап­реле 1968 г. ситуация вышла из-под контроля.

Читайте также:  Выдающиеся исторические деятели xix века

Это было связано с событиями в Чехословакии, где незадолго до этого был провозглашен курс на демократизацию политической и социальной системы (так называемый «социализм с человеческим лицом»). Эти события имели мощные последствия не только для самой Чехословакии и других вос­точноевропейских странах, но и для Советского Союза.

Советское правительство могло допустить обновления системы лишь в очень ограниченных пределах, при том усло­вии, что проведенные изменения не затронут суть системы политического управле­ния.

Однако Дубчек, возглавлявший правительство Чехословакии в то время, пред­полагал коренное реформирование системы, что не могло устроить советское прави­тельство, которое видело в этом угрозу для всей политической системы, сложившейся к этому времени в Восточной Европе. Ввод войск в Чехословакию и последо­вавшее за этим смещение Дубчека и назначение на его пост лояльного Гусака позво­лило на некоторое время вернуться к прежнему положению вещей.

Польша также пыталась проводить собственную политику. Недовольство суще­ствующей политической и экономической системой, подчиненным положением перед Москвой, привели в конце 70-х — начале 80-х гг. к массовым выступлением. В 1980 г.

началась забастовка рабочих верфи в Гданьске, которая была поддержана студентами. Политической опорой недовольных выступал профсоюз «Солидар­ность», который обладал огромным влиянием и авторитетом у польского населения.

Обратите внимание

Когда ситуация начала выходить из-под контроля, под давлением Советского руко­водства был смещен Э. Терек, руководить польского правительства, и на его место поставлен В. Ярузельский, от которого СССР ждал решительных действий по по­давлению начавшихся забастовок и выступлений.

Ярузельский в декабре 1981 г. ввел военное положение в стране, добился запрета деятельности «Солидарности» и выслал ее лидеров из страны.

В 70-х — начале 80-х гг. Москве удавалось еще сохранять свое влияние в таких странах восточноевропейского блока, как Югославия, Албания, Румыния. Руково­дство этих стран пытались проводить более или менее независимую от СССР поли­тику и до середины 80-х годов до обострения ситуации дело не доходило.

На юго-восточном направлении Советский Союз активно боролся со все возрас­тающим влиянием Китая, который, претендуя на лидирующее положение в своем регионе, делал все возможное для ослабления влияния там Советского Союза. В 1969 г. произошел военный конфликт на острове Даманский, который победителя не выявил и только еще больше обострил взаимоотношения между двумя странами.

Отношения с Западной Европой в этот период были вполне спокойными. Совет­скому правительству удалось фактически добиться признания послевоенного уст­ройства Европы путем подписания соответствующих договоров со всеми заинтере­сованными сторонами. В 1971 г. было подписано соглашение с Францией, в 1972 г.

был заключен договор с ФРГ, в 1974 г. — с Англией. После заключения этих догово­ров в 1975 г. было достигнуто так называемое Хельсинское соглашение (или же Акт Совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе). К нему присоеди­нились 33 европейские государства и США и Канада.

Согласно этому документу все подписавшиеся стороны обязались соблюдать права человека, а также объявлялись неприкосновенными границы, сложившиеся к этому моменту на территории Евро­пы.

Таким образом, Хельсинское соглашение играло двоякую роль: с одной сторо­ны, оно консервировало систему существующих международных отношений, а с другой стороны, дало мощный толчок для развития диссидентского движения в Со­ветском Союзе.

Важно

В середине 70-х гг. с Соединенными Штатами были заключены принципиально важные договоры по ограничению стратегических вооружений.

Это соглашение ОСВ-1, в котором ограничивалась численность противоракетного вооружения, меж­континентальных ракет наземного базирования и ракет дальнего действия на под­водных лодках. Следующее подписанное соглашение касалось противоракетной обороны (ПРО).

Таким образом, эти договора означали достижение некоего парите­та в ядерном оснащении обеих стран, что давало надежду на долгосрочную стабили­зацию отношений.

Уже к концу 70-х гг. началось резкое обострение отношений между СССР и странами западного блока. Вторжение Советских войск в Афганистан в 1979 году и последовавшая за этим международная реакция показала всю недолговечность ста­билизации внешнеполитической ситуации.

Введение войск встретило ожесточенное сопротивление населения практически на всей территории Афганистана, поддер­жанного Соединенными Штатами и Пакистаном. Партизанская война изматывала силы Советской армии.

Добиться тотального контроля над всей территорией Афга­нистана не удавалось, военные несли ощутимые потери, а война в целом негативно сказывалась на международном авторитете Советского Союза.

В сущности, неудача в Афганистане стала крупнейшим поражением СССР в холодной войне. В 1989 году было принято решение в выводе войск.

После смерти Брежнева в ноябре 1982 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран Ю.В. Андропов, ранее возглавлявший КГБ, а затем Секретариат ЦК по идеологии.

Он признавал наличие многих нерешенных проблем и необходимость перемен, но видел пути их осуществления с консервативно-коммунистических позиций и вряд ли смог бы провести радикальные меры по демократизации общества.

Совет

Ставка была сделана на укрепление дисциплины и порядка, и эти мероприятия дали определенный, но временный эффект.

Андропов скончался в феврале 1984 г. Приход к власти старого и больного К.У. Черненко вызвал всеобщее уныние – трудно было представить на высшем посту более неподходящую фигуру. Это означало возврат к брежневской партократической системе, дальнейшей пропаганде идей «развитого социализма».

Однако в этот период происходит «дозревание» общественного сознания, укрепление в нем понимания необходимости радикальных перемен. В стареющей правящей элите постепенно складывается группа относительно молодых руководителей, которая не только боролась за власть, но и готова была к обновлению системы.

Важнейшие события исторического периода

1964 – 1982 гг. Ноябрь 1964 r. Март 1965 г. 9 сентября 1965 г. Октябрь 1967 г. 21 август 1968 г. 25 августа 1968 г. Март 1969 г. 1972 г. Март 1974 г. Апрель 1974 г. 19 июня 1977 г. 7 октября 1977 г. 18 июня 1979 г. Декабрь 1979 – февраль 1989 г. Июль – август 1980 г. 24 мая 1982 г. 10 ноября 1982 г. Ноябрь 1982 г. – февраль 1984 г. Февраль 1984 – март 1985 гг. Л. И. Брежнев во главе ЦК КПСС. Восстановление парткомов в прежнем виде. Пленум ЦК КПСС о реформе сельского хозяйства. Пленум ЦК КПСС о реформировании промышленности. Принятие закона о всеобщей воинской обязанности. Военное вмешательство СССР и других социалистических стран в дела Чехословакии. Протест диссидентов на Красной площади. Вооруженные столкновения между CССP и КНР на о. Даманский. Подписание с США договора ОСВ-1. Постановление ЦК и Совета Министров о развитии Нечерноземья. Возобновление строительства БАМа. Избрание Л. И. Брежнева Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Принятие новой Конституции СССР. Подписание с США договора ОСВ-2. Война в Афганистане. Олимпийские игры в Москве. Принятие Продовольственной программы. Смерть Л. И. Брежнева. Ю. В. Андропов во главе ЦК КПСС и Советского государства. К. У. Черненко во главе ЦК КПСС и Президиума Верховного Совета СССР.

Вопросы для самоконтроля

1.     Какие причины способствовали превращению периода 70-х – 1-й половины 80-х гг. в «эпоху застоя»?

2.     Какими особенностями обладала экономика периода застоя?

3.     Охарактеризуйте сущность и причины «диссидентского движения».

4.     В чем причина столь длительного нахождения Л. И. Брежнева на первых постах в государстве?

5.     Назовите важнейшие события внешнеполитической деятельности Советского государства в 70-е года – 1-й половине 80-х, какие противоположные процессы происходили в этой области?

6.     Какие особенности были присущи политике, проводимой генеральными секретарями Ю. В. Андроповым и К. У. Черненко?

Источник: https://studizba.com/lectures/15-istoriya/519-lekcionnyy-kurs-po-istorii-rossii/8827-16-vnutrennyaya-i-vneshnyaya-politika-sssr-1965-1985-g.html

Историческое сочинение. 1965-1985

Период отечественной истории с 1965 по 1985 гг. нередко называют «застоем».

Это объясняется тем, что в социально-экономической и политической жизни страны в это время имели место следующие явления: 1) стагнация в экономике; 2) появление теории развитого социализма; 3) замедление процесса сменяемости партийных и советских руководителей на всех уровнях власти. Наиболее заметными фигурами в истории этого периода были Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев и Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин.

Л.И.Брежнев стал Первым секретарем ЦК КПСС после смещения Н.С.Хрущева в октябре 1964 г. (с 1966 г. — Генеральный секретарь ЦК) и занимал эту должность до своей смерти в ноябре 1982 г.

Пришедшее к власти «новое коллективное руководство» во главе с Брежневым постаралось как можно быстрее снять заведомо невыполнимые лозунги и проекты Хрущева, в том числе отменить его наиболее непопулярные решения в области системы государственного управления.

Обратите внимание

В этой связи были отменены Советы народного хозяйства и восстановлены соответствующие отраслевые министерства, отменено деление обкомов партии на промышленные и сельскохозяйственные, и др.

Был снят лозунг построения коммунизма к 1980 г. Вместо этого с конца 1960-х гг. началась разработка теории развитого социализма, которая отодвигала на неопределенный срок построение, а значит и тот момент, когда коммунистическая партия, выполнив свою историческую миссию, должна была слиться с массами.

Концепция развитого социализма послужила теоретической основой Конституции СССР, принятой в 1977 г. В текст этого документа была включена статья 6, которая утверждала, что КПСС является руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы.

То есть, в СССР конституционно закреплялась однопартийная система.

Связь между экономическим застоем и появлением теории развитого социализма очевидна. Плановая экономика показала предел своих возможностей еще в 1950-е гг. Снижение эффективности производства Хрущев, например, пытался компенсировать управленческими новациями и поиском дополнительных ресурсов (освоение целины).

Все это и многое другое делалось для того, чтобы не допустить в экономике элементов рыночных отношений, свойственных идеологически чуждому капитализму.

Но экономические показатели продолжали падать, о построении материально-технической базы коммунизма не могло быть и речи, поэтому обществу нужно было предложить новую теорию, которая позволяла бы КПСС неопределенно долгий срок оправдывать свою монополию на власть в СССР.

В этой связи нужно отметить решение брежневского руководства провести серию экономических реформ, вошедших в историю как «косыгинские». Их вдохновителем и активным сторонником был А.Н.Косыгин. Они проходили во второй половине 1960-х гг.

, в период VIII пятилетки, которая стала самой эффективной за весь послевоенный период.

Суть реформ сводилась к расширению самостоятельности предприятий, снижению плановых показателей и созданию системы материального стимулирования эффективно работающих работников.

Важно

Многие руководители предприятий не были готовы к такого рода деятельности, а события в Чехословакии показали советскому руководству границы либерализации в экономике, за которыми для коммунистов на вершине власти уже не было места.

Это главные причины свертывания «косыгинских» реформ и возврата к прежней — сугубо командно-административной модели управления экономикой.

Результатом этого разворота стала «гигантомания» в промышленном строительстве и попытки поднять сельское хозяйство за счет адресных программ развития, которые не привели к решению экономических проблем. Темпы роста экономических показателей продолжали снижаться.

Неэффективность плановой экономики порождала такую проблему как низкая заинтересованность работников в результатах своего труда, а изменение социально-бытовых условий, уже не позволяли отнести рабочих промышленных предприятий к категории пролетариата, бывшего в свое время опорой коммунистов. В этих условиях Л.И.

Брежнев ищет социальную опору своей власти в среде высших и средних партийных и советских работников, которые наряду с руководителями некоторых общественных организаций и частью директорского корпуса составляли слой т.н. номенклатурных работников. Период застоя стал временем расцвета привилегий номенклатуры.

И первое, о чем следует упомянуть, это решение Брежнева отменить обязательную ротацию (смену, перемещение по должности) партийных кадров. Это было оформлено решением XXIII съезда КПСС в 1966 г. В том же году возрастные ограничения для руководителей были отменены.

Следствием этого решения стало появление клановости в региональном руководстве и явление геронтократии («власть стариков») в высших эшелонах власти. На рубеже 198о-1990-х гг. средний возраст членов Политбюро ЦК КПСС превысил 70 лет. В итоге заключительный период эпохи застоя назвали пятилеткой торжественных похорон.

В это время умерли от старости три Генеральных секретаря ЦК КПСС: Л.И.Брежнев (1982), Ю.В.Андропов (1984) и К.У.Черненко (1985).

Подводя итог, можно сказать, что период отечественной истории с 1965 по 1985 гг. назван застоем не случайно. Вместо эффективных мер экономического характера увеличивалось число управленцев, например, число Министерств союзного значения в 1984 г. в 5 раз превысило этот показатель в сравнении с 1936 г. В 1983 г.

на 6-7 работников приходился 1 управленец. Была отменена обязательная ротация партийных работников, что привело к застою в сфере руководства партией и государством. Конституция 1977 г. наглядно демонстрирует стагнацию в политической системе.

Читайте также:  Античные государства северного причерноморья в 1 в. до н. э. - 4 в. н. э.

Отказ от преобразований периода «косыгинских» реформ привел к росту теневой экономики и расширению списка дефицитных товаров. Темпы прироста национального дохода с 7,7% в 1966-70 гт. снизились до 3,5% в 1981-85 гг. Возросла зависимость советской экономики от экспорта нефти и газа. Если в 1960 г.

Совет

эти энергоносители составляли 16,2% советского экспорта, то в 1985 г. уже 54,4%. Можно сказать, что к середине 1980-х гт. в СССР сложилась социальная структура, характерная постиндустриальному обществу, но система производственных отношений и приоритетов советской экономической модели оставалась индустриальной.

Таким образом, сложилось явное противоречие, когда государство всеми силами пыталось сохранить устаревшие производственные отношения, руководствуясь сугубо идеологическими соображениями.

Источник: https://ayratmusin.ru/ege-po-istorii/istoricheskoye-sochineniye-1965-1985.html

Наука «эпохи застоя» в 1965-1985 годы

Развитие науки в СССР в середине 1960-1980-х годов не носило характер застоя. В этот период государством ведется массированное финансирование целевых фундаментальных научно-исследовательских программ, значительно расширилась сеть научных учреждений и исследовательских центров.

На первый план были выдвинуты задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Создавались региональные, межведомственные координационные научные советы.

С целью превращения науки в непосредственную производительную силу еще в 1960-е годы начали создаваться научно-производственные объединения, такие, как Ленинградское оптико-механическое объединение, военно-промышленные объединения по выпуску новейших образцов военной техники (НПО «Энергия»).

Всего к 1985 года в СССР действовало 250 НПО. Важнейшей из научно-технических задач в этот период являлось обеспечение новых подходов к развитию энергетики. Так были реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электростанций, пущен в эксплуатацию крупнейший атомный ледокол «Арктика».

Эти работы осуществлялись под руководством президента Академии наук СССР А.П. Александрова. Другим направлением в развитии энергетики явилось интенсивное освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири, потребовавшее новых, оригинальных технологических разработок по добыче и транспортировке полезных ископаемых.

Особенно значительными были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная техника) Важные открытия в этой области принадлежали А.М Прохорову, Н.Г. Басову, Л.А. Арцимовичу, И.М. Лившицу, А.Ф. Андрееву.

Широкую известность получили исследования в различных областях химии и биологии. Успехом советских ученых стали работы по расшифровке структуры белка, получению искусственных генов (генная инженерия), лазерная медицина.

Обратите внимание

Результаты большинства научных разработок были тесно связаны с развитием оборонной и космической техники и технологий, которые в 1970-е годы являлись главным направлением государственной политики в области науки.

Однако из-за активного вмешательства органов партийно-государственного контроля и управления, применение жестких административных мер в сферу научного творчества наблюдались значительные перекосы в планировании исследовательских программ.

Например, ошибочная концепция развития отечественной вычислительной техники, принятая за основу в начале 1970-х годов, привела к серьезному отставанию СССР в этой наболее динамично развивающейся отрасли знаний и технологий от большинства развитых индустриальных держав мира.

Следует отметить и то, что экологически опасная программа переброса великих северных рек в Среднюю Азию привела к бессмысленной трате огромных материальных и финансовых средств. В случае же ее реализации последствия могли бы быть катастрофическими для всей планеты.

В начале 1980-х годов советская наука в силу структурного кризиса социально-экономической системы «государственного социализма» стала терять свои лидирующие позиции даже в тех отраслях, где приоритет был ранее неоспорим.

Проявлением такой ситуации явилась регулярная корректировка сроков реализации научных программ, торможение выполнения даже наиболее важных для государства космических исследований, примером служит запуск космического «челнока» «Буран». Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года.

Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре.

Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от американского «Шаттла», который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении (вход в атмосферу и торможение до скорости звука в обоих случаях полностью компьютеризованы). Данный факт — полёт космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошёл в книгу рекордов Гиннеса. Следует отметить, что затем в 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос в 1988 году «Буран» был уничтожен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

Серьезно ощущался кризис советской науки в сфере гуманитарного знания.

Важно

С одной стороны, в СССР в 1970-е годы значительное развитие приобрели перспективные исследования в области экономики, социологии, социального прогнозирования, были разработаны крупномасштабные программы по развитию и размещению отраслей народного хозяйства страны, учитывающие гармоничное использование природных ресурсов и производственного потенциала различных регионов по совершенствованию народно-хозяйственного комплекса в целом. Историческая наука достигла значительных успехов в исследовании конкретных фактов и событий прошлого. Но с другой стороны, большинство теоретических разработок в области экономики и социологии оставалось лишь на бумаге, развитие же гуманитарных исследований сдерживалось жесткими идеологическими рамками, что особенно пагубно влияло на изучение проблем советского периода отечественной истории. Значительное место в работе обществоведов отводилось созданию многотомных трудов, в том числе по истории КПСС, Второй мировой войны, Октябрьской революции, а также различного рода юбилейных изданий. В этот период слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники.

Литература «эпохи застоя» в 1965-1985 годы

Советская культура при Л. И. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной ей предыдущим периодом. В 1970-е годы все отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и «подпольную», государством не признанную.

Большинство талантливых поэтов, писателей, как правило, оказывались в пограничном пространстве между официальной и неофициальной культурой. Поэтому достаточно было небольшого намека, и издательства прекращали принимать рукописи. Можно было не расстреливать, а вынудить уехать за пределы страны и объявить после этого предателем. В 1966 году Л.И.

Брежнев выступил против проявления в культуре двух крайностей — «очернительства» и «лакировки действительности». Однако именно приукрашивание жизни в СССР стало официально поддерживаемой линией в развитии литературы и искусства.

В художественных произведениях этого периода отчетливо прослеживается отход от анализа наиболее острых проблем современности, трактовка прошлого советского общества как неизменно успешное продвижение вреред, хотя и с трудностями, но всегда преодолеваемыми.

Творческое содружество литературы и кинематографа позволило создать многотомные и многосерийные эпопеи. Такими масштабными произведениями были роман «Сибирь» Г. Маркова, киноэпопея о Великой Отечественной войне «Освобождение» и «Солдаты свободы» Ю.Озерова.

Правительство страны приветствовало также разработку писателями и драматургами «производственной» тематики, где герой – новатор производства, открыто вступает в конфликт с косностью и бюрократизмом чиновников. Эту тему талантливо раскрывал в своем творчестве известный писатель-драматург А. Гельман. Театральные постановки и экранизация его произведений имели большой успех («Премия», «Протокол одного заседания»).

Популярностью и признанием общественности пользовались пьесы на историко-революционные темы: «Синие кони на красной траве», «Так победим!» М.Шатрова».

Совет

Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались Ю. В. Трифонов, автор повестей: «Обмен» (1969 год), «Предварительные итоги» (1970 год), «Другая жизнь» (1975 год); В. Г.

Распутин «Деньги для Марии» (1967 год), «Живи и помни» (1974 год), «Прощание с Матерой» (1976 год); В. И. Белов «Привычное дело» (1966 год); В. П. Астафьев «Царь-рыба»(1976 год). Обстановка, в которой разворачивается действие произведений Ю.В.

Трифонова – город, а герой – обыкновенный городской житель, которому в обыденной жизни приходится решать сложные этические вопросы. Писателями-деревенщиками называют Ф. Абрамова, В.Г.Распутина, В.И.Белова и В.П.Астафьева, П. Проскурина, Б. Можаева.

В творчестве «деревенщиков» по-новому начинает звучать тема сельской жизни. Их произведения психологичны, наполнены размышлениями над нравственной проблематикой.

На Вологодской земле в 1960-1970 годы взросло творчество русского советского лирического поэта Николая Рубцова.

Русский Север дал великому поэту главную тему будущего творчества — «старинную русскую самобытность», которая стала центром его жизни, «землёй… священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным»: «Тихая моя Родина», «Чудный месяц плывет над рекою», «Первый снег», «В минуты музыки печальной». На стихи Николая Рубцова написаны замечательные песни — «Букет», «В горнице моей светло».

Особое значение в культуре 1960–1970-х годов имело творчество Василия Макаровича Шукшина, – писателя, актера и кинорежиссера.

В его рассказах, повестях, фильмах нашел воплощение образ странного «чудака-человека», обостренное и даже болезненное восприятие мира которого давало возможность читателю, зрителю по-новому взглянуть на окружающую действительность.

Обратите внимание

Сборники рассказов «Там, вдали» (1968 год), «Характеры» (1973 год) и замечательные фильмы «Живет такой парень» (1964 од), «Печки-лавочки» (1973год), «Калина красная» (1973 год).

Среди авторов, писавших на военные темы, наиболее популярным по-прежнему остается К. М. Симонов, продолжающий трилогию «Живые и мертвые», начатую им ранее.

В свет выходят вторая и третья части: «Солдатами не рождаются» (1964 год) и «Последнее лето» (1970 год). Значителен вклад в литературу о войне Ю. В. Бондарева («Горячий снег» 1969 год), Б. Л.

Васильева (повесть «А зори здесь тихие…» 1969 год). Военной поре были посвящены правдивые книги В. Богомолова, В. Быкова.

Однако далеко не все писатели имели возможность свободно публиковать свои произведения. Многое из того, что было написано в годы «застоя», вышло в свет только в эпоху «Перестройки». Единственным способом совершенно свободно, безо всякой цензуры дойти до читателя (правда, лишь до узкого круга посвященных) оставался «самиздат».

В 1978 году группа писателей самостоятельно выпустила литературно-художественный альманах «Метрополь». В сборнике принимали участие В. Аксенов, А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев. Расплатой для большинства из них стал многолетний запрет на публикации в СССР.

Известность, популярность и любовь советского народа приобрело в этот период творчество Владимира Высоцкого.

В списках и машинописных копиях расходились по стране произведения Александра Исаевича Солженицына. В 1970-е годы А.И. Солженицын создает рассказ «Матренин двор», романы «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ». После памятной публикации в «Новом мире», дозволенной личным распоряжением Н. С.

Важно

Хрущева, в застойные годы советская печать больше не издавала А.И. Солженицына. Его произведения выходят за границей. Это чрезвычайно раздражает советское руководство. В 1969 году его исключают из Союза писателей.

Присуждение ему в 1970 году Нобелевской премии по литературе и публикация за рубежом романа «Архипелаг ГУЛАГ» приводят к тому, что писателя насильно выдворяют из страны.

Уехать пришлось ленинградскому поэту Иосифу Александровичу Бродскому. В его стихах не было никаких политических мотивов, однако творчество И.А. Бродского и сама его личность раздражали официальные круги.

Причина этого была в исключительной оригинальности его поэзии, «эстетической независимости», непохожести его произведений на шаблоны и каноны советского искусства. В прессе была организована травля. Газета «Вечерний Ленинград» опубликовала фельетон «Окололитературный трутень», после которого И.А.

Бродский был арестован и осужден на пять лет ссылки «за тунеядство» в 1964 году. Многие видные деятели культуры выступали в его защиту (А. А. Ахматова, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Т. Твардовский, К. И. Паустовский и др.). Из ссылки И.А. Бродскому разрешено было вернуться, однако о публикациях речь идти не могла.

В 1972 году И.А. Бродский эмигрировал в США, и Нобелевскую премию, присужденную ему в 1987 году, он получал уже как гражданин Соединенных Штатов.

В этот период эмигрировали многие представители творческой интеллигенции, среди них писатели: В. Аксенов «Остров Крым», «В поисках грустного беби», В.

Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», поэт Н. Коржавин, бард А. Галич.

Совет

Творчество «второй волны» эмиграции продолжило традиции культуры русского зарубежья, возникшего после Октябрьской революции, составив особую ее страницу.

Драматургия этого периода отмечена появлением новых работ талантливых советских авторов, таких как А. В. Вампилов: «Утиная охота» (1970 год), В. С. Розов «Ситуация» (1973 год), Г. И. Горин (Офштейн) «Забыть Герострата», «Тот самый Мюнхгаузен» (1972 год), А. М. Володин (Лифшиц) «Осенний марафон» (1979 год).

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s4669t1.html

Ссылка на основную публикацию