История России: Периодизация истории России. Киевская Русь – Московское государство. | Cтрановедение России (Reálie Ruska)
«Кому жить на Руси хорошо?» (Н. Некрасов, произв. «Кому на Руси жить хорошо?»)
«Русь, куда несешься ты?» (Н.В.Гоголь, произв. «Мертвые души»)
— «Кто виноват?» (А. И. Герцен, произв. «Кто виноват?»)
— «Что делать?» (И. Г. Чернышевский, произв. «Что делать»)
«Кем быть?»(В.В. Маяковский, произв. «Кем быть?»)
Периодизация истории России
Традиционно отсчет российской истории ведется с 862 г. , когда на Русь пришли варяги из Скандинавии и стали князьями русских земель. Российская цивилизация сравнительно молодая.
Историю России можно разделить на 5 циклов:
9-13 вв
Период расцвета был достигнут при Ярославе Мудром в 12 в., когда Киевская Русь вошла в число лидеров средневекового общества. Цикл завершился в результате феодального раздробления государства и татаро-монгольского нашествия.
14 в. – начало 17 в
Центр страны был перенесен в Москву, сформировалось Московское государство . Цикл достиг вершины при Иване III и завершился национальной катастрофой в Смутное время.
Начало 17 в. – начало 20 в
Третий цикл начался с воцарения династии Романовых и достиг вершин в царствование Петра I и Екатерины II. Российская империя вступила в число мировых держав.
Однако потом возобладали консервативные тенденции, произошла задержка с переходом к индустриальному обществу (почти на столетие по сравнению с Европой).
Завершение этого цикла — серия национальных катастроф: поражение в войне с Японией, в первой мировой войне, распад Российской империи и гражданская война.
20 г. 20 в. – 1991
Русские большевики с трудом и методами насилия вновь собрали большую часть распавшейся империи под власть единого центра.
Возрождается вновь локальная цивилизация, но впервые не под флагом православия, а социализма. Советский Союз стал сверхдержавой.
Этот цикл закончился экономическим и геополитическим ослаблением, внутренними национальными проблемами и потом распадом СССР.
Многие думают, что в 20 в. был прерван естественный ход российской истории катастрофой. Десятки миллионов людей погибли от рук сограждан и при их согласии. Произошла резкая деградация нравов и культуры. Иногда сравнивают эту ситуацию с гибелью классической античной культуры.
С 1991 г
Отказавшись от социалистической идеологии и преодолев экономический кризис 90 гг., Российская Федерация ищет путь в лучшее будущее.
(По книге Кононенко, Б.И.: Культура. Цивилизация. Россия.)
Несколько раз в тысячелетней истории России происходило коренное социально-политическое и экономическое преобразование(эпоха правления Петра I, социализм, реформы 90 гг. 20 в.).
Несколько раз страна входила в тупик (Смутное время, социализм). Населению часто приходилось испытывать бедствия. Повторялись войны, голод.
Однако на трагическом фоне истории России возникла высокая культура, наблюдались этапы взлетов духовности, были достигнуты мировые успехи в науке.
Восток-Запад
В российской истории сменяются восточная и западная фазы. Русские видят свою страну как во многом азиатскую, которую необходимо цивилизовать, идя по европейскому пути.
Западные историки видят в России скорее тип восточного общества (властвует человек, а не закон; власть сосредоточена в руках одного человека; отсутствует понимание личности как абсолютной ценности).
Однако российскую цивилизацию вообще можно считать гибридной: в нее включены элементы европеизма и азиатства.
В 6-8 вв. в процессе заключительного этапа Великого переселения народов разные племена восточных слaвян (например, вятичи, древляне, кривичи и др.) расселились на обширном пространстве от Среднего Днепра на юге до Ладожского озера на севере, от Западного Буга на западе до Волги на востоке.
Хотя условия для эффективного развития земледелия в этих областях были из-за сурового климата непригодны (плодородные южные степные области были заняты кочевыми племенами – половцами, печенегами, тюрками, хазарами и др.), восточные славяне в основном занимались земледелием, а также охотой, рыболовством и скотоводством.
Торговали медом, воском, мехами.
Во главе восточнославянских общностей стояли князя с дружинами. Их резиденциями были укрепленные поселения – грады.
Религией восточных славян было язычество – они почитали природных богов (Перун – главный бог, бог грома и молнии, Радегаст – бог солнца).
Русь и Киевская Русь
По рекам Днепр и Волхов проходил северо-южный водный торговый путь „из варяг в греки“ . Эту трассу выбрали варяги, северное племя скандинавцев (викинги) для торговли с Византией. На ней возникли крупные города – Новгород и Киев.
В 862 г. в Новгороде был варягами создан самый ранний союз восточнославянских земель – Русь, позже названный Киевская Русь.
Варяги оставили следы в русском языке – например имя Владимир = Waldemar, Ольга = Helga. Слово «Русь», возможно, происходит от финского «Ruotsi», которым, по одной из гипотез, назывались племена восточных слaвян.
Первый правитель Руси – это варяжский князь Рюрик (Hrörekr, Roderick) пришедший в Новгород. Основатель первой династии русских правителей — Рюриковичей. При наследнике Рюрика, князе Олеге, к его землям был присоединен Киев, который стал столицей княжества.
Карта: Торговый путь „из варяг в греки“
В 988 при князе Владимире было принято православное христианство, заимствованное из Византии. Скульптуру языческого бога Перуна в Киеве бросили в реку Днепр.
После крещения на Русь проникает славянская письменность, созданная в 9 в. Кириллом и Мефодием.
Киевская Русь развивала интенсивные торговые и культурные связи с Византией. Византийская цивилизация оставила много следов в русском обществе.
Вершины достигает Киевская Русь в половина 11 в. при Ярославе Мудром. В это время она входила в состав передовых европейских государств, укреплялись ее богатые дипломатические и торговые связи с Европой.
Сыновья Ярослава женились на европейских принцессах, дочери выходили замуж за европейских королей.
При Ярославе был принят первый свод законов Древней Руси – Русская Правда.
В 1125 г.
, с концом властвования Владимира Мономаха, Киевская Русь распалась на отдельные княжества.
Первый письменный памятник, свидетельствующий о ранней истории России, – летопись Повесть временных лет , созданный монахами в Киево-Печерской лавре.
На начальном этапе развития Руси сыграло важную роль географическое положение на перекрестке евроазиатских торговых и миграционных путей. История того времени – это почти беспрерывная борьба между оседлыми (в основном славянскими) и кочевыми (по преимуществу азиатскими) народами. Киевская Русь перекрывала ордам кочевников путь на запад. Возникает миф о России как о „щите Европы».
Карта: Борьба с кочевниками
После распада Киевской Руси сформировалась система отдельных, фактически самостоятельных княжеств. Они складывались вокруг больших городов Киевской Руси. Самые значительные: Новгородское, Владимиро-Суздальское, Смоленское, Черниговское, позже Тверское.
Карта: Феодальная раздробленность
Новгородская земля
Новгород был наиболее развитым, крупнейшим торговым центром. Имел свои деньги, законы, войско, систему управления („боярская республика“). Здесь возникли ценнейшие архитектурные памятники.
Родом из Новгорода был знаменитый князь Александр Невский, который дважды защитил землю от врагов – от шведов (сражение на реке Неве, 1240) и тевтонских рыцарей (Ледовое побоище на Чудском озере, 1242).
В начале 13 в. большое войско новых кочевников под предводительством Чингисхана приблизилось к юго-восточным границам Руси.
В 1237 г. в низовьях реки Волги была союзом монгольских племен основана Золотая Орда.
Отсюда монголы вторглись на русские земли, взяли Рязань, Владимир, Москву, разорили Киев. Из Руси монгольские войска начали поход в Центральную Европу.
240 лет русские земли практически являлись протекторатом монгольской империи и платили ей ежегодную дань.
В 1380 г. московский князь Дмитрий Донской победил татар в битве на Куликовом поле и положил начало освобождения.
Последствия нашествия
Было разрушено много городов, были забыты ремесла, прекращено строительство. Нашествие вызвало глубокий упадок культуры, длительное отставание России от Западной Европы.
Незваный гость хуже татарина. (pусская народная пословица)
Московские князья использовали выгодное положение Москвы в центре русских княжеств и с помощью Золотой Орды устраняли своих соперников (князей городов Владимира, Рязани и Твери). Москва стала претендовать на роль центра в процессе „собирания русских земель“.
В середине 15 в. Орда распалась на Крымское, Астраханское, Казанское и Сибирское ханства.
Иван III
В 1462 г. на престол вступил Иван III, „великий князь московский и всея Руси“. С эпохой его правления связана централизация страны и спокойствие на ее восточных границах.
Иван III присоединил удельные княжества: подавил сепаратизм в Новгороде, покорил Ярославль, Тверь, Псков, Рязань.
Во времена правления наследников Ивана III границы Московского государства далее продолжали расширяться.
Карта: Формирование Московского государства
Идеологическая платформа Московского государства
- древнее происхождение власти правителей из династии Рюриковичей
- власть государя от самого Бога, правитель — борец за истинную веру
- Москва – «третий Рим» (Москва – духовный центр мирового христианства)
После преодоления последствий монголо-татарского нашествия последовал огромный подъем культуры. Выросли каменные кремлевские соборы, возникли ценейшие памятники живописи (иконы и фрески Андрея Рублева) и литературы (летописи, агиографии).
При Иване III возникают первые органы центрального управления („приказы“ и учреждения, решающие вопросы государственных дел – например, Посольский приказ, предшественник министерства иностранных дел).
Был написан Судебник, новый свод законов.
Формируется купеческое сословие (например, известная старинная семья Строгановы), развиваются ремесла, строительство.
Однако в экономической области жизнь людей (население насчитывало около 6,5 млн) в Московском государстве развивалась неравномерно – подъемы сменялись застоями, часты были неурожаи и эпидемии чумы.
Иван IV Грозный
В 1533 г. вступил на московский престол трехлетний Иван IV (позже получивший прозвище Грозный). Все его детство и юность, когда он не мог фактически править, шла при дворе борьба боярских группировок.
В 1547 г. 16-летнего Ивана, как первого русского великого князя, официально венчали на царство.
Личность Ивана Грозного
Иван IV вырос в атмосфере заговоров и убийств, без матери, что очень сильно повлияло на его психику. После того, как умерла его любимая жена, он утратил последние признаки человечности. Царь в порыве гнева даже убил своего сына.
Реформы государственного управления
Молодой царь со своими помощниками-боярами провел ряд реформ.
Создал первый российский парламент – Земский собор. Сложилась система приказов центральных органов, управляющих разными областями государства.
Население платило денежные и натуральные налоги.
Развитие торговли
В России Ивана Грозного развивались промышленность и торговые отношения с другими странами, в основном, с Персией и Англией. Английские и голландские купцы и предприниматели часто прибывали в то время в Россию.
Внешняя политика и войны
Возникает полурегулярная армия, и царь военными средствами борется с врагами России. Ему удается покорить Казанское и Астраханское ханства (их земли превращаются в почти безлюдные пространства); позже было побеждено и Сибирское ханство.
К России были присоединены земли по всему течению Волги, произошла колонизация захваченных территорий. Россия впервые превратилась в многонациональное государство (на вновь присоединенных территориях жили неславянские и неправославные народы).
В конце 50 гг. 16 в. начались Ливонские войны (Ливония — сегодняшняя Латвия и Эстония), закончившиеся фактически поражением России.
Карта: Россия во второй половине 16 в.
Репрессии
Постепенно укреплялась единоличность власти монарха, углублялась его подозрительность; политика репрессий затронула все слои населения.
Царь разделил государство надвое: на так наз. «опричнину», к которой были причислены те, кому он доверял (территория «опричнины» занимала треть страны).
Здесь бояре, ставшие исполнителями политики царского террора, хозяйничали по-своему, не стесняя себя никакими законами. Об «опричнине» было запрещено говорить в присутствии иностранцев. Остальная территории России называлась «земщиной».
В ходе террора погибли многие тысячи людей.
Самым страшным злом стали разгром и обезлюдение Новгорода.
Последствия правления Ивана IV
Московская Русь во главе с первым царем значительно расширилась, превратилась в многонациональное государство и стала называться Россией. Была создана жестко централизованная монархия.
(смутный = странный, неясный; смута – волнение, мятеж)
Смутное время или смута — название этапа в истории Росии, когда в сложных и неясных условиях менялись династии.
После смерти Ивана IV Грозного в 1584 году наследником престола стал его слабоумный сын Федор I, который перепоручил ведение государственных дел своему шурину, опричнику Борису Годунову.
Второй сын Ивана Грозного, Дмитрий, неожиданно скончался в возрасте восьми лет; в его убийстве неофициально обвиняли Годунова. После смерти царя Федора Земский собор избрал Годунова царем.
Династия Рюриковичей пресеклась.
Царствование Бориса Годунова
Царствование Бориса Годунова преследовали неудачи – страшный неурожай и голод, эпидемии, нашествия, восстания, в чем народу виделись признаки Божьего гнева.
В конце 16 в. были приняты меры по установлению в России крепостничества.
Самозванцы
В обстановке всеобщего недовольства и хаоса появляются самозванцы, которые выступают под видом наследников Ивана IV.
В Польше ( в то время Речи Посполитой) один молодой человек объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Борис Годунов был в результате заговора убит, и после взятия Москвы поляками в 1605 г.
в России на престол был возведен самозванец. В историю России он вошел под именем Лжедмитрий I. Русские узнали, что это не настоящий русский царь, как передают разные предание, например, по тому, что он не спал после обеда, как было принято в России, и не ходил в баню.
От нового царя заговорщики вскоре избавились.
Потом царский престол переходил из рук в руки, некоторое время он снова находился в распоряжении поляков.
Только в 1613 г., при помощи народного патриотического движения (во главе с новгородцами Минином и Пожарским) российский трон был освобожден от власти иноземцев. Земский собор избрал на царствование Михаила Романова. Начинается правление царской династии Романовых.
С первыми десятилетиями власти Романовых связано ужесточение крепостничества. Кульминацией сопротивления крестьян было восстание донского казака Степана Разина (1667–1671).
Казаки — бывшие крепостные, которые убежали от своих владельцев, вольные люди, живущие на окраинах территории России.
Карта: Рост России в 17 в.
- Аксенова. М.: Энциклопедия для детей. История России от древних времен до Петра Великого. Аванта +, Москва 2000.
- История России. Атлас. ФГУП ПКО «Картография», Москва 2004.
- Кононенко, Б.И.: Культура. Цивилизация. Россия. Издательство „Щит-М“, Москва 2003.
- Некипелов, А. Д.: Новая российская энциклопедия. Том I. Россия. Издательство «Эмциклопедия», Москва 2004.
- Berďajev, N.A.: Ruská idea. Základní otázky ruského myšlení 19. a počátku 20. století.OIKOYMENH, Praha 2003.
- Fozikoš, A., Reiterová, T.: Reálie rusky mluvících zemí. Nakladatelství Fraus, Plzeň, 1998.
- Pipes, R.: Rusko za starého režimu. Argo, Praha 2004.
- Švankmajer, M., Veber, V., Sládek, Z., Moulis, V.: Dějiny Ruska. Nakladatelství Lidové noviny, Praha, 2004.
- Россия великая: http://russia.rin.ru/
- Русская государственность: http://gosudarstvo.voskres.ru/indx.htm
- Русское письмо: http://character.webzone.ru/
- Хронос. История России. http://www.hrono.ru/index.sema
Источник: https://ruskerealie.zcu.cz/r2-2A.php
Читать
Карамзин Н М
История государства Российского (Том 1-12)
Н.М. Карамзин
История государства Российского
(Том 1-12)
СОДЕРЖАНИЕ
ТОМ 1
ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава I. О НАРОДАХ, ИЗДРЕВЛЕ ОБИТАВШИХ В РОССИИ. О СЛАВЯНАХ ВООБЩЕ
Глава II. О СЛАВЯНАХ И ДРУГИХ НАРОДАХ,
СОСТАВИВШИХ ГОСУДАРСТВО РОССИЙСКОЕ
Глава III. О ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ СЛАВЯН ДРЕВНИХ
Глава IV. РЮРИК, СИНЕУС И ТРУВОР. Г. 862-879
Глава V. ОЛЕГ ПРАВИТЕЛЬ. Г. 879-912
Глава VI. КНЯЗЬ ИГОРЬ. Г. 912-945
Глава VII. КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ. Г. 945-972
Глава VIII. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЯРОПОЛК. Г. 972-980
Глава IX. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР,
НАЗВАННЫЙ В КРЕЩЕНИИ ВАСИЛИЕМ. Г. 980-1014
Глава Х. О СОСТОЯНИИ ДРЕВНЕЙ РОССИИ
ТОМ 2
Глава I. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СВЯТОПОЛК. Г. 1015-1019
Глава II. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЯРОСЛАВ ИЛИ ГЕОРГИЙ. Г. 1019-1054
Глава III. ПРАВДА РУССКАЯ, ИЛИ ЗАКОНЫ ЯРОСЛАВОВЫ
Глава IV. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИЗЯСЛАВ,
НАЗВАННЫЙ В КРЕЩЕНИИ ДИМИТРИЕМ. Г. 1054-1077
Глава V. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВСЕВОЛОД. Г. 1078-1093
Глава VI. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СВЯТОПОЛК-МИХАИЛ. Г. 1093-1112
Глава VII. ВЛАДИМИР МОНОМАХ,
НАЗВАННЫЙ В КРЕЩЕНИИ ВАСИЛИЕМ. Г. 1113-1125
Глава VIII. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МСТИСЛАВ. Г. 1125-1132
Глава IX. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЯРОПОЛК. Г. 1132-1139
Глава Х. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВСЕВОЛОД ОЛЬГОВИЧ. Г. 1139-1146
Глава XI. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИГОРЬ ОЛЬГОВИЧ
Глава ХII. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИЗЯСЛАВ МСТИСЛАВИЧ. Г. 1146-1154
Глава ХIII. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОСТИСЛАВ-МИХАИЛ МСТИСЛАВИЧ. Г. 1154-1155
Глава ХIV. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ГЕОРГИЙ, ИЛИ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ,
ПРОЗВАНИЕМ ДОЛГОРУКИЙ. Г. 1155-1157
Глава XV. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИЗЯСЛАВ ДАВИДОВИЧ КИЕВСКИЙ.
КНЯЗЬ АНДРЕЙ СУЗДАЛЬСКИЙ,
ПРОЗВАННЫЙ БОГОЛЮБСКИМ. Г. 1157-1159
Глава XVI. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОСТИСЛАВ-МИХАИЛ ВТОРИЧНО В КИЕВЕ.
АНДРЕЙ В ВЛАДИМИРЕ СУЗДАЛЬСКОМ. Г. 1159-1167
Глава XVII. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МСТИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ КИЕВСКИЙ.
АНДРЕЙ СУЗДАЛЬСКИЙ, ИЛИ ВЛАДИМИРСКИЙ. Г. 1167-1169
ТОМ 3
Глава I. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ. Г. 1169-1174
Глава II. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ II [ГЕОРГИЕВИЧ]. Г. 1174-1176
Глава III. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВСЕВОЛОД III ГЕОРГИЕВИЧ. Г. 1176-1212
Глава IV. ГЕОРГИЙ, КНЯЗЬ ВЛАДИМИРСКИЙ.
КОНСТАНТИН РОСТОВСКИЙ. Г. 1212-1216
Глава V. КОНСТАНТИН, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ
ВЛАДИМИРСКИЙ И СУЗДАЛЬСКИЙ. Г. 1216-1219
Глава VI. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ГЕОРГИЙ II ВСЕВОЛОДОВИЧ. Г. 1219-1224
Глава VII. СОСТОЯНИЕ РОССИИ С XI ДО ХIII ВЕКА
Глава VIII. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ГЕОРГИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ. Г. 1224-1238
Том 4
Глава I. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЯРОСЛАВ II ВСЕВОЛОДОВИЧ. Г. 1238-1247
Глава II. ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ СВЯТОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ,
АНДРЕЙ ЯРОСЛАВИЧ И АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
(один после другого). Г. 1247-1263
Глава III. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЯРОСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ. Г. 1263-1272
Глава IV. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ЯРОСЛАВИЧ. Г. 1272-1276.
Глава V. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Г. 1276-1294.
Глава VI. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Г. 1294-1304.
Глава VII. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ. Г. 1304-1319
Глава VIII. ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ ГЕОРГИЙ ДАНИИЛОВИЧ,
ДИМИТРИЙ И АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧИ
(один после другого). Г. 1319-1328
Глава IX. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИОАНН ДАНИИЛОВИЧ,
ПРОЗВАНИЕМ КАЛИТА. Г. 1328-1340
Глава Х. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СИМЕОН ИОАННОВИЧ,
ПРОЗВАННЫЙ ГОРДЫЙ. Г. 1340-1353
Глава XI. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИОАНН II ИОАННОВИЧ. Г. 1353-1359
Глава XII. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ. Г. 1359-1362
ТОМ 5
Глава I. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ,
ПРОЗВАНИЕМ ДОНСКОЙ. Г. 1363-1389
Глава II. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ДИМИТРИЕВИЧ. Г. 1389-1425
Глава III. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ВАСИЛИЕВИЧ ТЕМНЫЙ. Г. 1425-1462
Глава IV. СОСТОЯНИЕ РОССИИ ОТ НАШЕСТВИЯ ТАТАР ДО ИОАННА III
ТОМ 6
Глава I. ГОСУДАРЬ, ДЕРЖАВНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ
ИОАНН III ВАСИЛИЕВИЧ. Г. 1462-1472
Глава II. ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИОАННОВА. Г. 1472-1477
Глава III. ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИОАННОВА. Г. 1475-1481
Глава IV. ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИОАННОВА. Г. 1480-1490
Глава V. ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИОАННОВА. Г. 1491-1496
Глава VI. ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИОАННОВА. Г. 1495-1503
Глава VII. ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИОАННОВА. Г. 1503-1505
ТОМ 7
Глава I. ГОСУДАРЬ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ИОАННОВИЧ. Г. 1505-1509
Глава II. ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ВАСИЛИЕВА. Г. 1510-1521
Глава III. ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ВАСИЛИЕВА. Г. 1521-1534
Глава IV. СОСТОЯНИЕ РОССИИ. Г. 1462-1533
ТОМ 8
Глава I. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ И ЦАРЬ ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ II. Г. 1533-1538
Глава II. ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИОАННА IV. Г. 1538-1547
Глава III. ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИОАННА IV. Г. 1546-1552
Глава IV. ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИОАННА IV. Г. 1552
Глава V. ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИОАННА IV. Г. 1552-1560
ТОМ 9
Глава I. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИОАННА ГРОЗНОГО. Г. 1560-1564
Глава II. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИОАННА ГРОЗНОГО. Г. 1563-1569
Глава III. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИОАННА ГРОЗНОГО. Г. 1569-1572
Глава IV. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИОАННА ГРОЗНОГО. Г. 1572-1577
Глава V. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИОАННА ГРОЗНОГО. Г. 1577-1582
Глава VI. ПЕРВОЕ ЗАВОЕВАНИЕ СИБИРИ. Г. 1581-1584
Глава VII. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИОАННА ГРОЗНОГО. Г. 1582-1584
ТОМ 10
Глава I. ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕОДОРА ИОАННОВИЧА. Г. 1584-1587
Глава II. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ФЕОДОРА ИОАННОВИЧА. Г. 1587-1592
Глава III. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ФЕОДОРА ИОАННОВИЧА. Г. 1591 — 1598
Глава IV. СОСТОЯНИЕ РОССИИ В КОНЦЕ XVI ВЕКА
ТОМ 11
Глава I. ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА. Г. 1598-1604
Глава II. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ БОРИСОВА. Г. 1600-1605
Глава III. ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕОДОРА БОРИСОВИЧА ГОДУНОВА. Г. 1605
Глава IV. ЦАРСТВОВАНИЕ ЛЖЕДИМИТРИЯ. Г. 1605-1606
Том 12
Глава I. ЦАРСТВОВАНИЕ ВАСИЛИЯ ИОАННОВИЧА ШУЙСКОГО. Г. 1606-1608
Глава II. ПРОДОЛЖЕНИЕ ВАСИЛИЕВА ЦАРСТВОВАНИЯ. Г. 1607-1609
Глава III. ПРОДОЛЖЕНИЕ ВАСИЛИЕВА ЦАРСТВОВАНИЯ. Г. 1608-1610
Глава IV. НИЗВЕРЖЕНИЕ ВАСИЛИЯ И МЕЖДОЦАРСТВИЕ. Г. 1610-1611
Глава V. МЕЖДОЦАРСТВИЕ. Г. 1611-1612
ТОМ 1
ПРЕДИСЛОВИЕ
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.
Правители, Законодатели действуют по указаниям Истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие.
Но и простой гражданин должен читать Историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.
Вот польза: сколько же удовольствий для сердца и разума! Любопытство сродно человеку, и просвещенному и дикому. На славных играх Олимпийских умолкал шум, и толпы безмолвствовали вокруг Геродота, читающего предания веков. Еще не зная употребления букв, народы уже любят Историю: старец указывает юноше на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней Героя. Первые опыты наших предков в искусстве грамоты были посвящены Вере и Дееписанию; омраченный густой сению невежества, народ с жадностию внимал сказаниям Летописцев. И вымыслы нравятся; но для полного удовольствия должно обманывать себя и думать, что они истина. История, отверзая гробы, поднимая мертвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста, из тления вновь созидая Царства и представляя воображению ряд веков с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; ее творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим; еще не думая о пользе, уже наслаждаемся созерцанием многообразных случаев и характеров, которые занимают ум или питают чувствительность.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=123509&p=1
Краткая история Российского государства от начала до наших дней
Территория современного Российского государства была заселена еще в доисторическую эпоху скифскими народами — древнейшими предками славян. Цивилизация скифов была предшественницей Киевской Руси.
История Российского государства возникла ещё задолго до основания Римской империи, а племена, которые населяли территорию России в дославянскую эпоху, активно участвовали в созидании античной культуры.
Прародители славян обитали, в основном, в Центральной Европе, но с истечением времени переселились на восток. По языковому признаку они причислялись к индоевропейской группе народов. Довольно занимательна этимология самого наименования нашей страны.
Термин «Россия» впервые употребил в десятом веке византийский император Константин VII, используя его в своих сочинениях. Это слово имело греческое происхождение и обозначало Русь, то есть территории всех восточных славян.
В VII веке н.э. переселение славян из Центральной Европы завершилось созданием практически новой национальности — русские. Если судить по записям «Повести временных лет», то Российское государство сформировалось в 862 году и стало крупнейшим государством Европы, раскинувшимся от Черного моря до Заполярья.
Затем стараниями династии Рюриковичей было основано новое монархическое государство — Киевская Русь. В состав этого государства вошли все восточные славяне, а также частично финно-угорские, тюркские и балтийские племена.
В XI веке случился развал этого древнего русского государства-империи на небольшие княжества.
С 1237 года некоторые области Древней Руси подверглись нашествию монголо-татар (некоторые современные исторические версии опровергают этот факт). Считается, что все северо-восточные территории Древней Руси выплачивали дань татарским ханам вплоть до конца XV века.
С середины XV века на территории России сложилось единое геополитическое пространство со столицей в Москве. Первым монархом Руси считается Иван IV Грозный. В период его царствования к государству Московскому примкнули также Астраханское и Казанское.
В конце XVI века на Руси начало развиваться крепостное право.
В первой половине XVII Россия испытывала Смутное время, ознаменованное польско-шведской интервенцией и сильным политэкономическим кризисом. Защитив свою суверенность, русская держава вступила в новый этап своего формирования.
В 1613 году в России стала царствовать династия Романовых. Первым царем этой династии был Михаил Федорович. В период его правления русские освоили Восточную Сибирь.
Там основалось множество различных городов и поселений (Кузнецк, Якутск и др.), в том числе на Чукотке и в Приамурье.
В период царствования его сына — Алексея Михайловича — усилилось влияние Запада на культуру и самобытность российского государства.
Одним из наиболее интересных периодов в истории России стало время правления Петра I (1682-1725). Этот царь создал новую столицу в Санкт-Петербурге, возвратил многие русские земли, усилил абсолютную монархию и провел ряд радикальных реформ по модернизации армии и образования.
После смерти царя Петра в стране возникло несколько дворцовых переворотов, которые смогла прервать лишь Елизавета I (1741-1762). В период царствования Екатерины II (1762-1796) Россия воевала (и довольно успешно) с Турцией за доступ к Черному морю.
В конце XVIII — начале XIX века начались войны с Францией. Войска Наполеона оккупировали несколько европейских государств, но в 1812 были окончательно сокрушены русской армией. Одно из наиболее значимых событий для России произошло в 1861-м — году, когда отменили крепостное право.
Стремительный экономический рост обозначился в конце XIX — начале XX века. В период Первой мировой войны монархический строй был низвергнут Временным революционным правительством. В государстве нарастал управляемый политический хаос, который завершился Октябрьской революцией 1917 года.
Основательной проверкой на прочность для Российского государства стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Потери человеческих ресурсов были гигантскими. В ходе этой войны погибло более 26 млн.
человек и было разрушено более 70 тысяч населенных пунктов. Война прекратилась лишь с победой Советского Союза, но понадобились целые десятилетия, чтобы возродить экономику страны.
В 1991 году Советский Союз распался, сформировав на территории страны Российскую Федерацию и несколько более мелких государств.
История имеет тенденцию повторяться. Так что не за горами возникновение новой Российской империи, которая вберет в себя новые народы и территории (примечание админа).
История возникновения Германии
Краткая история становления Белоруссии как государства
Краткая история Российского государства
Греция. Историческое становление Греции
История Египта: египетская цивилизация
Когда появился Израиль: краткая история государства
История Индии
Как развивалось государство Испания
История возникновения Италии
История государства Канады
Краткая история Китайской цивилизации
Историческое прошлое Польши
История Соединенных Штатов
История Украины. Как появилась Украина
Как возникла Франция
Исторические хроники Швеции
Источник: http://bymok.ahmojdom.ru/istoriya-rossijskogo-gosudarstva/
Об истинной истории древней Руси
И далее. «Существуют несколько версий историков по поводу места, где же именно сформировалась славянская общность (теории возникновения славян): первой была выдвинута Карпато-Дунайская теория (родина славян – район между Карпатами и Дунаем), в XX в.
родилась и стала основной Висло-Одерская теория (славяне возникли севернее Карпат), затем академик Б. Рыбаков выдвинул компромиссную теорию, согласно которой славяне возникли ГДЕ-ТО в Восточной Европе – от Эльбы до Днепра.
Наконец, существует версия, что прародиной славян было Восточное Причерноморье, а их предки – одна из ветвей скифов – скифы-пахари». И т.д.
К этому необходимо также добавить производимое в книге объяснение названия славян – «происходит от слов «слово» и «ведать», то есть означает людей, язык которых понятен, в отличие от «немцев» (как бы немых) – так славяне называли иностранцев».
Согласитесь, все это очень интересно и даже занимательно.
Не знаю как Вас, уважаемый читатель, но меня все эти доводы типа – ЗАГАДКИ, НЕКАЯ, НЕЯСНЫХ, ГДЕ-ТО, не просто не удовлетворяют, но и наталкивают на мысль, что это какое-то намеренное извращение имеющихся фактов.
Я исхожу из того, что у академической науки должны же быть силы и средства, чтобы разобраться и внести ясность и определенность в нашу историю. Судя по выше отмеченному, никакой ясности, и никакой определенности нет. Почему у науки нет, а у меня есть, хоть и не полная, но обширная информация о древнейшей истории русского народа.
И свою концепцию Русской истории я изложил в рукописи «О древнейшей истории России».
Неужели среди наших российских ученых-историков нет ни одного патриота, ни одного порядочного человека, который бы раскритиковал бы ту ложь, навязываемую нам всем уже около 300 лет, и занялся бы профессионально распутывать поставленные наукой «загадки». Иначе, это не наука.
То, что я вам представил выше нельзя назвать наукой.
Где в слове СЛАВЯНЕ есть или просматривается значение «слово»??? Откуда можно сделать вывод о наличии в слове СЛАВЯНЕ значения «ведать»??? СЛАВЯНЕ – значит «славные».
Это прямой и самый правильный посыл, который приходит на ум, и этому значению уже около 5 тысяч лет (если не больше). А вот почему «славные», с этим надо разбираться.
Но у нас есть ответ на этот вопрос.
Там же в книге «История. Полный курс» объясняются ВЕРСИИ происхождения слова «Русь»: «:…либо от названия реки Рось – правого притока Днепра (данная версия предложена академиком Б.
Рыбаковым, но сегодня считается устаревшей), либо от названия варягов (по летописи Нестора), либо от слова «roots», что означает «корабельные гребцы», которое затем преобразовалось в «ruotsi» (современная версия)».
Уважаемые господа ученые – да побойтесь Бога! О таких вещах говорить в XXI веке. И что самое страшное, этим всем забивают голову нашим детям, намеренно формируя у них комплекс неполноценности и зависимости от Запада.
В представленной книге далее отмечается. «Важнейший источник о событиях русской истории с древнейших времен до начала XII в.
– первая русская летопись (древнейшая из сохранившихся) – «Повесть временных лет», первую редакцию которой создал монах Киево-Печорского монастыря Нестор приблизительно в 1113 г.».
И на этом «документе» (почему в кавычках будет ясно чуть позже) академическая наука строит свою концепцию истории России.
Да есть много и других интереснейших документов, которые освещают нашу древнейшую историю. Но почему-то именно летопись Нестора у академиков главная.Посмотрим, на что опираются в своем заблуждении историки. Основной посыл официальной науки таков.
Русская княжеская династия зародилась в Новгороде.В 859 году северные славянские племена изгнали за море варяг-норманнов («северных людей»), выходцев из Скандинавии, которые незадолго до того навязали им уплату дани. Однако в Новгороде начинаются междоусобные войны.
Чтобы прекратить кровопролитие, в 862 году по приглашению новгородцев пришёл «княжить» варяжский князь Рюрик. Норманнская дружина со своим предводителем явилась стабилизирующим фактором в борьбе за власть между боярскими родами».
На такую точку зрения мы выдвигаем здесь свои контраргументы, опровергающие догмы академической науки:
1.
Русская княжеская династия зародилась задолго до появления Рюрика в Новгороде. Там правил до этого Гостомысл, который был 19-м (!!!) по счету князем от известного князя Вандала (Вандаларий – 365 г. рождения)
Рюрик был внуком Гостомысла (сын средней дочери Гостомысла), а это значит, что Рюрик был русским по крови.
3.
Никаких междоусобных войн в Новгороде не было. После смерти Гостомысла там сел на княжение старший его внук Вадим. А Рюрика приглашали всего лишь на княжение в Ладогу.
4.
Дружина Рюрика была дестабилизирующим фактором на Руси, с помощью которой Рюрик и его родня захватила силой власть в Новгороде.
5.
Ни одному здравомыслящему человеку не придет в голову пригласить на княжение человека незнакомого, не имеющего отношения к действующей династии князей, а уж тем более из каких-то там норманнов, которых только что выгнали из страны за море и которым платили дань.Все представленные аргументы будут раскрыты чуть позже.
Но и этого достаточно для того, чтобы продемонстрировать – «важнейший источник» академической науки не соответствует по своему содержанию реальным событиям. К этому также можно пока кратко добавить, что Дир и Аскольд никакого отношения к Рюрику не имели, они не были варягами и тем более братьями, как нам преподносит наша историческая наука.
Что же собой представляет «Повесть временных лет»? Это, скорее всего, литературное произведение, а не хроника.
Центром внимания летописца Нестора является крещение Руси князем Владимиром из рода Рюриковичей. Все события до крещения готовят читателя к этой кульминации, все последующие – напоминают о ее важности. Русь как бы появляется из тьмы прошлого небытия незадолго до своего крещения.
Автора «Повести…» мало интересует дохристианское прошлое славян, хотя в его распоряжении тогда, за 1000 лет до нас, наверняка имелись исторические сведения, различные мифы и сказания, а возможно и рукописи, доставшиеся от языческой эпохи. Именно на таких материалах и сведениях, которые сохранились с тех времен, далее мы выстроим реальную история древнейшей Руси.
Получается, что Нестор намеренно исказил история русского народа, а иными словами выполнял чей-то заказ.
Идем дальше. Раз в летописи говорится о событиях XII века, то автор жил не ранее.
Но при этом встает вопрос: каким образом автор, живя в киевском монастыре в XII веке, мог знать то, что было в IX веке в Великом Новгороде, – при огромных трудностях тогдашних дорог и «безграмотности» всей страны?Ответ только один – никак не мог! !! А потому вся Несторова летопись есть простое сочинительство со слов других лиц или по слухам и времен более поздних. И это убедительно доказано в книге С.Валянского и Д.Калюжного «Забытая история Руси».Там говорится, что «древнейший из всех списков «Повести временных лет» – Радзивиловский – был изготовлен лишь в начале XVII века. Его страницы содержат следы грубой работы фальсификатора, вырвавшего один лист, вставившего лист о призвании варягов и подготовившего место для вставки потерянного «хронологического листа». И этот материал, кем-то сфабрикованный, принимается за источник знаний???А для читателя еще более удивительным будет узнать при этом, что нашел этот список, т.е. предъявил всему миру, царь наш Петр Алексеевич, про которого в известных кругах давно ходили слухи, что царь-то «не настоящий». Я имею в виду момент «подмены» настоящего царя Петра, который уехал учиться в Голландию в сопровождении 20-ти (!!!) дворянских детей, а возвратился оттуда только с одним Меньшиковым, в то время как все остальные либо умерли, либо исчезли в расцвете лет в Голландии. Интересно, не правда ли.В своем исследовании С. Валянский и Д. Калюжный высветили еще один интересный факт в летописи, который касается половой зрелости наших предков.Оказывается, по сравнению с другими княжескими династиями, например Германии и Англии, «наши князья в промежуток от X до XII века достигали половой зрелости только на тридцатом году своей жизни». Это настолько поздно в сравнении с другими династиями, что «поверить такой хронологии невозможно, а значит нельзя считать достоверными и летописи, живописующие деятельность представителей этих династий».
Есть и другие немаловажные моменты, связанные с содержанием летописи. Например, в летописи Нестора не отмечены или были сдвинуты по времени сведения о кометах, затмениях луны и солнца. Также в летописи отсутствуют какие-либо сведения о Крестовых походах и, особенно об «освобождении Гроба Господня из рук неверных». «Какой монах не возликовал бы по этому поводу и не посвятил бы этому дню не одну, а многие страницы как радостному событию для всего христианского мира?»
Но если летописец не видел небесных затмений, происходивших на его глазах, и не знал о событиях, гремевших на весь мир при его жизни, то как же он мог знать что-нибудь о князе, призванном за 250 лет до него? Во всяком случае, так называемая «начальная летопись» переходит целиком на положение позднего апокрифа», т.е.
сочинения, авторство которого не подтверждено и маловероятно. Вот такие вот дела.Сошлемся также на мнение первого нашего историка В. Татищева. Он отмечал, что «все русские историки почитали за первейшего и главного писателя Нестора – летописца». Но В.
Татищев не понимал, почему сам Нестор никаких древних авторов не упомянул, в том числе и об Иоакиме епископе.В. Татищев был уверен, и по сказаниям это было видно, что древние истории письменные были, но до нас не дошли. Историк полагал однозначно, что задолго до Нестора были писатели, например, Иоаким новгородский.
Но его история почему-то осталась безызвестной для Нестора.
И весьма несомненно, по- мнению В. Татищева, что Иоакимова история у польских авторов была (т.е. существовала), так как многие дела у Нестора не упоминались, а у северных (польских) авторов имелись. Также В.
Татищев отмечал, что «все манускрипты, которые он имел, хоть и начало от Нестора имели, но в продолжении, ни один с другим точно не сходились, в одном то, в другом другое прибавлено или сокращено».
Е. Классен обстоятельно анализировал вопрос, на чем же основано убеждение о начале самостоятельности русского народа или о его государственности только со времен призвания Рюрика. На летописи Нестора или на заключении о его сказании Л. Шлецера.
Из летописи, считал сам автор, ясно и несомненно видно, что племена, призвавшие варягов, вели жизнь политическую, государственную, так как составляли уже союз, общину из 4 племен – Руси, Чуди, Славян, Кривичей, занимавших до 1 миллиона квадратных верст в северо-восточном углу Европы и имевших города – Новгород, Старую Ладогу, Старую Русу, Смоленск, Ростов, Полоцк, Белозерск, Изборск, Любечь, Псков, Вышгород, Переяславль.
Баварским географом было насчитано 148 (!) городов у восточных славян. У дикарей, полагал Е. Классен, и с ним мы согласны, на таком протяжении живущих, нельзя даже предполагать и взаимных отношений, а тем еще менее единства мыслей, что выразилось у Руси, Чуди, Славян и Кривичей относительно вызова к себе князей на престол. И самое главное, дикари не имеют городов!
О Несторе упоминал также в своих исследованиях С. Лесной. Он отмечал, что «Нестор писал не столько историю Руси или южной Руси, сколько династии Рюрика. Как показывает сравнение с Иоакимовской и 3-й Новгородской летописями, Нестор совершенно намеренно сузил свою историю. Историю северной, т.е. Новгородской Руси он почти обошел молчанием.
Он был летописцем рюриковской династии, и в его задачи вовсе не входило описание других династий, поэтому он опустил и историю южной Руси, никакого отношения к рюриковской династии не имеющей. И самое главное, сведения о доолеговской Руси могли быть сохранены языческими жрецами или лицами, явно враждебно настроенными против христианства.
Но именно монахи, подобные Нестору, уничтожали малейшие следы, напоминающие о язычестве
».
А также: «Нестор умолчал об этом княжении (Гостомысла), лишь упомянув сам факт. И можно понять почему: он писал летопись южной, Киевской, Руси, и история северной его не интересовала. Это уводило его в сторону от задач, поставленных перед ним церковью.
Это видно из того, что первым князем на Руси он считал Олега. Рюрика русским князем он не считает, ибо Новгород тогда русским не назывался, а назывался словенским.
Возможно, Нестор и вовсе не упомянул бы Рюрика, если бы не его сын Игорь: нельзя было не сказать, кто был его отцом
».
Вот такое фактическое положение дел с нашей древней историей. Первоосновой нашей государственной истории по академической науке является «Повесть временных лет», которая, по сути, является сфальсифицированным документом – подделкой.
Закрепили такое положение дел с нашей историей далее иностранцы, призванные государями, для написания Российской истории. Мало того, что они не знали русский язык, так они открыто презирали все русское, ту страну, в которой они жили.
Ярчайшим примером может служить академик Л. Шлецер (1735 – 1809 гг.). Представим одно из шлецеровских «умозаключений» относительно древнейшей русской истории (речь идет о VII веке!!!):
«Повсюду царствует ужасная пустота в средней и северной России. Нигде не видно ни малейшего следа городов, которые ныне украшают Россию.
Нигде нет никакого достопамятного имени, которое бы духу историка представило превосходные картины прошедшего. Где теперь прекрасные поля восхищают око удивленного путешественника, там прежде сего были одни темные леса и топкие болота.
Где теперь просвещенные люди соединились в мирные общества, там жили прежде сего дикие звери и полудикие люди».
Коротко подытожим сказанное. Нестор был идеологом рюриковских князей, воплотителем их интересов. Признать, что новгородские князья древнее Рюриковичей, что русская княжеская династия существовала задолго до Рюрика, – считалось недопустимым.
Это подрывало право Рюриковичей на первородную власть, а потому это беспощадно искоренялась.
Вот почему в «Повести временных лет» нет ни слова о Словене и Русе, которые положили начало русской государственности на берегах Волхова.
Точно так же игнорирует Нестор и последнего князя дорюриковской династии — Гостомысла, лицо, абсолютно историческое и упоминаемое в других первоисточниках, не говоря уж о сведениях из устных народных преданий.
Вот поэтому «Повесть временных лет» никоим образом нельзя считать источником о нашей древности, и наша историческая наука обязана признать этот факт и в кротчайшие сроки создать реальную правдивую историю нашего государства. Это так нужно нашему обществу, это сильно поможет в нравственном воспитании нашей молодежи, не говоря уже о фундаментальном положении – не зная прошлого, не построишь будущее!
О фактах древнейшей русской истории и государственности у Русов нами ранее были подготовлены две рукописи: «О древнейшей истории России» и «История Русичей по Велесовой книге».Там представлены убедительные доказательства о высокой культуре древних славян и наличие государственности у наших предков задолго до прихода Рюрика в Новгород. В данном исследовании предполагается продолжить работу в этом направлении, чтобы по фактическим данным представить вариант истории русского народа с древнейших времен.
В работе будем опираться в основном на летописные материалы, которые не имели широкого хождения и не воспринимаются академической наукой в качестве исторических источников.
Среди них: «Сказание о Словене и Русе», «Велесова книга», «Будинский Изборник», «Родословная славяно-русского народа, его царей, старейшин и князей от прародителя Ноя до Великого князя Рюрика и князей Ростовских», «Сказы Захарихи» и другие.
Источник: https://pandoraopen.ru/2016-06-01/ob-istinnoj-istorii-drevnej-rusi/
7 русских, написавших историю России
Люсьен Февр писал, что историк — это не тот, кто знает, а тот, кто ищет. Нашу историю «нашли» и написали великие русские историки — от Татищева и Карамзина до Соловьева и Ключевского.
Василий Татищев первым предпринял попытку перейти от средневекового летописного стиля к аналитическому или критическому повествованию. Именно ему пришло в голову рассматривать историю как череду причинно-следственных связей; связей дня сегодняшнего с событиями прошлого.
Главный труд Татищева «История Российская» создавался по мере изучения автором величайшего множества источников — как работ древнегреческих историков (Геродота, Страбона, Клавдия Птолемея), так и русских летописей и манускриптов. Татищевская «История» состояла из 4-х частей, охватывавших период с древнейших времен — здесь Татищеву «помогли» греки — до Смутного времени.
Деталь: само собой, многолетняя работа Татищева над «Историей Российской» не могла пройти без уникальных находок. В частности, именно ему русская история обязана обнародованием таких важнейших документов как «Русская правда» (1019-1054 гг.) и «Судебник Ивана Грозного» (1550).2
«Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монархической власти…» — так Николай Михайлович Карамзин описывает первые века русской истории в своем грандиозном научном труде «История государства Российского».
Работа Карамзина состоит из 12-ти томов, включающих в себя описания всех важнейших событий, произошедших на Руси со времен древних славян и призвания варягов до царствования Ивана IV Грозного и Смутного времени.
Создавая свою «Историю» Карамзин использовал в качестве источников римские, греческие, византийские и русские летописи: он сравнивал разные описания одних и тех же событий, анализировал изученные факты и согласовывал их между собой дабы добиться максимальной объективности собственного изложения.
Эпохальная работа Карамзина издавалась в течении 12 лет — первые 8 томов были напечатаны в 1816-1819 годах, а 9, 10 и 11 тома — в 1821-1824 годах. Заключительный том «Истории» был выпущен в 1829 году, спустя 3 года после смерти автора.
Деталь: большинство современников Карамзина высоко ценили его как историка, однако, были и исключения, едва ли не самым интересным из которых является оценка деятельности Карамзина-историка Пушкиным:
I.
В его «истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута
II
На плаху истину влача,
Он доказал нам без пристрастья
Необходимость палача
И прелесть самовластья
Русский историк, писатель и публицист Михаил Погодин интересовался историей России с раннего детства. Закончив словесное отделение Московского Университета и защитив магистерскую диссертацию «О происхождении Руси» (1825), он продолжил свои исторические изыскания.
Последователь Карамзина и знаток всех теорий образования древнерусского государства, Погодин занимался изучением славянской истории и преподавал ее студентам.
Он анализировал процессы закрепощения крестьянства, причины возвышения Москвы и особенности русских летописей.
В процессе ему неоднократно удавалось отыскивать важнейшие памятники словесности, ранее считавшиеся утерянными или открывать ранее неизвестные исторические источники.
Будучи одним из лидеров и идеологов движения славянофилов, Аксаков выражал свои общественно-исторические взгляды в работах, в большинстве своем посвященных противопоставлению исторического пути России и Запада.
В 1846 году Аксаков опубликовал магистерскую диссертацию на тему «Ломоносов в истории русской культуры и русского языка»; в своих статьях «Об основных началах русской истории», «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности» и «О русском воззрении» полемизировал с Сергеем Соловьевым.
Фактически, Аксаков-историк не оставил потомкам ни одного цельного исторического труда, однако, его историко-филологические исследования, критические выкладки и размышления о судьбе России и связи ее прошлого с будущим были важнейшей частью культурного контекста его времени и многократно издавались и переиздавались отдельными книгами, а также публиковались в журналах славянофилов («Русская беседа», «Молва», «Парус» и др).
«… Я пришёл к убеждению, что историю нужно изучать не только по мертвым летописям и запискам, а и в живом народе…» — так вспоминал о формировании своего интереса к истории России и Украины Николай Иванович Костомаров.
Защитив диссертацию на тему «Об историческом значении русской народной поэзии», Костомаров приступил к исследованию украинских летописей и публицистических работ XVII века, изучению развития взаимоотношений русского и украинского народа и сбору народных песен, стихов и дум.
Основным историческим сочинением Костомарова считается «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», первая глава которой посвящена правлению Владимира Святого, а последняя — императрице Елисавете Петровне.
Выпускник, а впоследствии профессор и ректор Московского Государственного Университета Сергей Михайлович Соловьев увлекался исторической наукой с раннего детства.
Известно, к примеру, что «История Государства Российского» авторства Карамзина — напомним, что это 12 томов! — была прочитана юным Соловьевым никак не менее 12 раз, а лекции Михаила Петровича Погодина были любимым предметом Соловьева-студента в его университетские годы.
После окончания Московского Университета Соловьев получил возможность слушать лекции ученых-историков в Берлине и Париже и понял, как уловить закономерности в смене явлений и проследить внутреннюю логику истории его родной страны.
Первая книга эпохальной двадцатидевятитомной работы Сергея Соловьева «История России» вышла в 1851 году и уже в этот момент, за 28 лет до публикации последнего, 29 тома, стало понятно, что научного труда такого уровня в России еще не было. «История России» стала подробнейшим, основанном на невиданном до Соловьева количестве источников, трудом, рассказывающим об истории России с древнейших времен до конца XVIII века..
Член-корреспондент и академик Императорской Академии наук Ключевский по праву считается важнейшим из русских историков конца XIX-начала XX веков, сумевшим описать историю России не только в высшей степени научно, но и по-настоящему ярко и художественно.
Автор знаменитого на весь мир «Курса русской истории», Ключевский более 36 лет преподавал в Московском Университете, параллельно читая лекции в Московской Духовной академии и на Московских женских курсах.
В 1899 году из под пера Ключевского вышло «Краткое пособие по русской истории» — и именно этот труд стал предвестником издания полного курса истории России. Работа Ключевского состояла из 4 томов — с древнейших времен до времени правления Екатерины II.
Источник: https://russian7.ru/post/7-russkix-napisavshix-istoriyu-rossii/