Искусство руси времен татаро-монгольского нашествия

Искусство Руси времен Татаро-Монгольского нашествия

Владпмиро-суздальская земля больше всего пострадала от нашествия Батыя в 1237 — 1238 гг. Уничтожение произведений искусства было тем более ощутимо, что многие из них были созданы буквально накануне нашествия. Только в 1237 г.

епископ Митрофаи поставил киот над престолом в Успенском соборе во Владимире, украшенный золотом и серебром. Ростовский епископ Кирилл в 1231 г.

украсил собор в Ростове иконами «многоценными», пеленами, двумя кио­тами, напрестольной нндитией, сосудами и ринидами, а также и «златыми» дверями, установленными в южном портале, на­рестольными крестами и внес в храм мощи святых «в раках прекрасных». В 1226 г., т.е.

Обратите внимание

уже через три года после битвы па Калке, была заложена каменная церковь Спаса в Нижнем Новгороде. Л в 1234 г. князь Святослав Всеволодович «съ верши л церковь в Юрьеве и у краен ю… ». В это же время создавались и «златые» двери для Рождественского собора в Суздале. Собор был расписан фресковой живописью, а его пол был выуощен красным «разноличным мрамором».

Татары прежде всего опустошили самую богатую сокровищницу русского искусства — Успенский собор во Вла­димире.

Они сорвали с иконы Владимирской Богоматери древний оклад из золота и серебра, украшенный драгоценными камнями; ограбили и другие церкви и монастыри — сняли драгоценные оклады с напрестольных Евангелий, унесли кре­сты и сосуды, а также и одежды князей, которые принято было вешать в храмах на память о них. Разорив Владимир, татары двинулись к Ростову, а потом на Ярославль и Городец и по Волге вплоть «до Галича Мерского». Другие пошли к Юрьеву, Переславлю, Дмитрову и Твери.

Нам предстоит выяснить, насколько опустошительным было уничтожение древних произведений искусства и как быстро протекал процесс восстановления древних памятников. Это имеет прямое отношение к выяснению преемственности традиций и появлению новых качеств в искусстве.

Разоренный татарами владимирский Успенский собор все-таки кое-что сохранил из домонгольского прикладного и изобразительного искусства. Здесь сохранился от храмовой утвари Андрея Боголюбского Сион XII в., позднее привезенный в Москву. Уцелел чтимый образ Владимирской Богоматери XII в.

, на котором остался и фрагмент золотого чеканного и басменного оклада с семифнгуриым деисусом. Это, по-видимому, часть того оклада, который вновь был сделан в XIII в. после пожара 1185 г., когда сильно пострадало церковное узорочье, данное Андреем Боголюбским.

Возможно, отсюда же происходит и икона Вседержителя («Спас, златые власы»), написанная в начале XIII в. в традиции высокого владимиро-суздальского искусства. Уцелел и сильно пострадавший образ Богоматери Боголюбской XII в. В Ярославе чудом сохранился большой храмовый образ начала XIII в.

Богоматери «Великая Панагия» и моленная икона Спаса середины XIII в. ярославских князей Василия и Константина.

Меньше всего уцелело произведений прикладного искусства, которые привлекали своей драгоценностью, и их легче было унести. Тем не менее, когда в конце XIII в.

Важно

татарская рать вместе с князьями Андреем Александровичем Городецким и Федором Ростиславичем Ярославским взяла Владимир, то Успенский собор еще хранил произведения прикладного искусства. Они вновь были разграблены: «… и чудное дно медяное выдраша, и сосуды священныя вся поимаша».

На протяжении всей второй половины XIII в. летописи не сообщают сведений о строительстве храмов во Владимире или Суздале. Раньше их пробуждается Ростов Великий. Уже в 1253 г.

в Ростове освящалась вновь построенная деревянная церковь Бориса и Глеба внуками Константина Всеволодовича — Борисом Ростовским и Глебом Белозерским. Новый храм стоял недолго и, повидимому, сгорел, а в 1287 г. был восстановлен заново и освящен ростовским епископом Игнатием.

О произведениях прикладного искусства в Ростове мы не имеем никаких данных. Но непрерывное возобновление храмов почти сразу же после Батыева погрома свидетельствует о том, что на Владимиро-Суздальской земле еще были опытные строители, живописцы и мастера церковного «узорочья».

И, несмотря на отсутствие самих произведений прикладного искусства XIII в., у пас пет оснований говорить о полной потере домонгольских традиций в искусстве. Судя по сохранившимся произведениям живописи XIII — начала XIV в., в них еще ярко выявлялись черты высокого искусства ростово-суздальской школы.

13 прикладном искусстве некоторое снижение уровня мастерства несомненно было за счет угона мастеров и снижения материальной базы для создания произведений искусства (прежде всего — отсутствие драгоценных металлов) и потерн некоторых сложных технических навыков.

Но оно обогащалось за счет народного искусства, а следовательно, ярче выявляло его национальные особенности. Последние проявились и в профессиональном искусстве ростовской живописи.

Черты народной интерпретации образов в простоватых, но эмоционально напряженных лицах уже выявлены в чеканке деисуса на золотом окладе XIII в. с иконы Владимирской Богоматери. В то же время это произведение сохраняет монументальное величие фигур с искусной домонгольской пластикой одежд в византийской традиции.

Новгород не был разорен во время татаро-монгольского нашествия, но новгородское прикладное искусство во второй половине XIII в. переживало большую ломку, как и искусство среднерусских земель. Это можно проследить прежде всего по иконографическим изображениям на золоте и серебре, т.е.

на произведениях, сделанных не простыми ремесленниками, а городскими мастерами прикладного искусства. Подписанных и точно датированных произведений новгородского происхождения, относящихся к этому времени, нет.

В самом Новгороде и его окрестностях не сохранилось ни одного не разрозненного комплекса церковных или монастырских ризниц, кроме ризницы Софийского собора. Ценнейшим источником для выявления новгородских древностей является Оружейная палата Московского Кремля и ризница Троице-Сергиевой лавры.

Археологические раскопки в Новгороде мало помогают разработке истории прикладного искусства, так как они дают больше рядового материала бытового назначения, как, например, крестытельники, височные кольца, серьги, булавки, перстни, браслеты.

Совет

В конце XV в. из Новгорода в Москву попало значительное количество древних новгородских произведений в качестве «поминков», полученных Иваном 3, и изъятий, произведенных после покорения Новгорода. Вывозил из Новгорода произведения искусства и Иван Грозный.

Великий Новгород был одним из центров производства перегородчатых эмалей в домонгольское время. Этот факт в настоящее время уже твердо установлен благодаря археологическим находкам. Исследователи располагают теперь довольно большим числом новгородских произведений с перегородчатыми эмалями XII — XIII вв.

В процессе сохранения и собирания художественного наследия Северо-восточной Руси после ее разорения татаро-монголами Твери принадлежит особо важное место. В Тверь бежали жители из многих мест Ростово-Суздальской земли, «…собраша жеся тогда во Тверь отвсюду бегдых много и вси совещашася межи собою с татары битися».

Эти пришельцы из высокоразвитых центров русской культуры домонгольского времени переносили в Тверь знания и художественные традиции своей родины. Связи с древним Ростовом закрепляются и династическим браком. В 1294 г.

Михаил Ярославич Тверской женится на дочери Дмитрия Борисовича Ростовского Анне: Как ни один другой центр культуры, Тверь быстро возрождалась после опустошительного нашествия Батыя. Уже в середине XIII в. по всей Тверской земле наблюдается размах деревянного строительства. В 1240 г.

в Твери князем Ярославом Всеволодовичем была перенесена на правый берег Волги и заново срублена крепость. В разных местах Тверского княжества строилось много деревянных церквей и монастырей, потом исчезнувших, но оставивших о себе известия, собранные в XIX в. местными краеведами.

К XIII в: относится, например, известие о древнем монастыре на реке Жабне близ Калязина, разоренном татарами. В XIII — XIV в. увеличивалось и число рядовых тверских городов, которые расширялись, обрастали посадами, «что служит ярким показателем процесса возрождения экономики и культуры русского города, шедшего вглубь, несмотря на татарский гнет и феодальные междоусобицы».

В последней четверти XIII в. строительство в Твери идет такими темпами, что оно предполагало и стабильность материальной базы у тверских князей, и наличие достаточного количества мастеров разных специальностей. И, что особенно важно, в Твери развивалось уже каменное зодчество. В 1285 г.

Обратите внимание

тверской князь Михаил Ярославич и его мать Оксинья заложили каменный храм Спаса Преображения на месте деревянного соборного храма Козьмы и Дамиана 1271 г., сгоревшего в 1282 г. В 1290 г. храм уже был завершен, а в 1292 г. — расписан фресковой живописью. Об этом позаботился тверской владыка Андрей, нанявший лучших художников и иконописцев. В 1297 г.

освящена церковь Афанасия и срублен город Зубков. Во время пожара в Твери в 1298 г. сообщается, что «сгорело немало именья — золота и серебра, ружья, порть». «Обстоятельство или факт, что уже в XIII в.

в Твери оказалась нужда в каменном соборном храме и что там нашлись мастера, ко­торые сумели его выстроить, тогда как в других городах, как известно, даже в позднейшее время не умели сами строить каменных храмов и обращались к чужим мастерам, — весьма замечательный и показывающий, как высоко уже в это время стояла Тверь в культурном отношении».

Восстановлению культуры Твери способствовали и старые центры просвещения, каким был Отрочь монастырь, ставший центром переписки книг и литературной деятельности, а также и установление в 1271 г. епископской кафедры.

Первый тверской епископ Симон был одним из образованнейших людей своего времени. По словам летописи, он был «добродетелен и учите лен и силен в книгах божественного пи­сания… и честен, и смыслен зело…».

Важным фактом в истории культуры Твери было начало тверского летописания, которое А.И. Насонов относит к 1285 г.

Тверь возвышалась одновременно с Москвой, и порою масштабы строительной деятельности в Твери были более значительными, чем в Москве.

Искусство Москвы второй половины XIII в. почти ничем не представлено, за исключением немногочисленных археологических находок. Последние трудно расчленить с домонгольским XIII в. Все, что известно от этого времени, относится к типичному городскому ремеслу, знакомому по раскопкам в Киеве, Чернигове, Старой Рязани, Смоленске.

Важно

Археологические наблюдения в Московском Кремле представляют интерес прежде всего потому, что они констатируют следующий факт: после сожжения Москвы Батыем в 1237 г. нет никакого перерыва в напластовании культурного слоя. Москва тотчас же отстраивается после погрома, повидимому, привлекая к себе беженцев из других мест Владимиро-Суздальской земли, а возможно, и киевщины.

Изыскания выяснили очень важное обстоятельство — более древнюю дату начала в Москве каменного строительства, относимую к 80-м годам XIII в. Это чрезвычайно интересное открытие проливает свет на взаимоотношения Москвы с Тверью.

Соперничество двух возвышающихся одновременно центров на окраине Владимпро-Суздальской земли выражалось не только в делах политических, но и в храмовом строительстве, в создании собственного летописания, памятников письменности, живописи и прикладного искусства.

Время создателя династии московских великих князей Даниила Александровича, известное до сих пор только по письменным источникам, теперь приобретает источники археологические.

Выводы историков о том, что культура Москвы опиралась прежде всего на владимиро-суздальское художественное наследство времен Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, а следовательно, на культурные богатства Киевской Руси, приобретают все новые доказательства в исследованиях историков культуры и археологов.

XIII в. был переломной эпохой в русской культуре, когда рождалось новое осмысление образов, народный характер их истолкования.

Это было связано не только с установлением татаро-монгольского ига, но и с тем культурно-историческим процессом, который охватил всю Западную Европу на пороге Возрождения, принесшего новые гуманистические идеи. В русском прикладном искусстве они особенно ярко сказались в последней четверти XIV — начале XV в.

Москва и Новгород находились в этот период в общем русле запад­ной и южнославянской культуры, воспринявшей богатое наследие Византии. И мы не видим в русском прикладном искусстве тех прямых «заимствований» и «влияний», которые бы ставили это искусство как бы па второе, подчиненное место.

«Заимствования» и «влияния» могли быть только двусторонними. И порою творческий характер русского искусства ставил его выше южнославянского и поздневизантийского. При этом русское искусство никогда не теряло национальных особенностей и не было подражательным.

Источник: https://histerl.ru/periudi_istorii/igo/iskusstvo.htm

18. Русская культура после татаро-монгольского нашествия

Монголо-татарское
нашествие отбросило русскую культуру
на несколько веков назад. Достаточно
прочесть фундаментальный труд Б.А.Рыбакова
о ремеслах Древней Руси, чтобы понять,
какая богатая культура была растоптана
столь любимыми евразийцами – носителями
“пассионарности” с Востока.

Читайте также:  Реакционная идеология самодержавия (теория официальной народности)

“После
монгольского завоевания исчез ряд
технических приемов, знакомых Киевской
Руси, в археологическом инвентаре
исчезло много предметов, обычных для
предшествующей эпохи. В инвентаре
деревенских курганов XIII-XIV вв.

отсутствуют
шиферные пряслица, сердоликовые бусы,
золотостеклянные бусы, трехбусинные
височные сердоликовые бусы, зерненые
бусы, привески, амулеты и некоторые
другие вещи. В жилых слоях уже не
встречаются стеклянные браслеты столь
частые в до-монгольское время”8. Только
в XVI в. появляется вновь ювелирное
искусство перегородчатой эмали, но его
нельзя сравнить с домонгольским.

Вместе
с эмалью отмирают искусство черни и
зерни и даже простое искусство скани.
Скань возрождается в XVI в., а зернь и
чернение получат распространение лишь
в XVI в. А ведь это были искусства, которыми
гордились русские мастера XII в., которые
были известны на всю Европу.

Совет

Многие
ремесленники были убиты, и еще большее
их число монголы угнали в рабство.
Русские мастера существовали впроголодь,
их перегоняли за татарским войском как
скот. Они погибали, замерзали, умирали
от голода и создавали потрясающие своим
великолепием золотоордынские города.

А на Руси, их родине, в первые 50 лет
ордынского владычества не было построено
ни одного нового города. Целое столетие
после монгольского нашествия не
возобновлялось каменное строительство.
Даже в Великом Новгороде, до которого
монголы не дошли, здания из камня не
строились более полувека. То, что начало
строиться позднее, строилось значительно
хуже, чем в XII-начале XIII вв.

Совершенно
исчезла и более не возродилась уже
знаменитая и великолепная резьба по
белому камню.

Резкий
упадок пережила торговля, “зарождавшиеся
в XII-XIII вв. связи города с деревней,
широкая торговля некоторых крупных
городов с далекой переферией, а
следовательно, и организация массового
производства в городе – все это было
уничтожено татарами почти повсеместно.

Разгромлены были именно те области, где
сильнее всего ощущался выход городского
ремесла на рынок: Киев и связанные с ним
города Приднепровья, Владимир, Рязань
и ряд менее значительных городов.
Начавшийся в XII в.

одновременно и на
западе и на востоке Европы процесс роста
городов и выхода городского ремесла на
более широкий рынок со вре мени
монгольского завоевания продолжается
только на западе и совершенно прекращается
в Киевской Руси”9.

Во
время нашествия татар погибли многие
драгоценные памятники русской литературы.
Уцелевшее дошло до нас в не всегда
удачных копиях и списках.

В одном списке
дошло до нас даже “Слово о полку
Игореве” – произведение, имевшее
широкое распространение в домонгольской
Руси.

Обратите внимание

Во многих городах прекратилось
ведение летописей, там же, где эта работа
продолжалась, записи стали сухими и
сжатыми, совершенно не похожими на живое
изложение событий авторами XII в. Русская
культура 14-16 в.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2847688/page:11/

Русская культура периода Золотоордынского ига (XIV – XV вв.)

Все статьи сайтаКультурологияКультура РоссииРусская культура периода Золотоордынского ига (XIV — XV вв.)

Тяжелейшим испытанием для древнерусской куль­туры стало иго Золотой Орды. Многие русские города были сожжены, разграблены, памятники искусства, уничтожены, художники убиты или уведены в плен. Ведущую роль в культуре этого периода играла церковь. Русский народ сумел осознать свои силы и подняться на борьбу за независимость.

Подъем национального са­мосознания во многом связан с деятельностью одного из самых почитаемых русских святых — Сергия Радо­нежского. Это он вдохновил московского князя Дмит­рия (Донского) на Куликовскую битву. Он заложил основание Троице-Сергиевой лавры, многих монастырей и храмов.

Главной своей задачей Сергий и его ученики считали духовное воспитание народа.

Древнерусские города Новгород и Псков не знали монголо-татарского ига, но выплачивали посланным туда баскакам дань. Художественная жизнь здесь продолжа­лась. Здесь появилась повесть «Сказание о граде Ките­же», который стал символом России, прообразом зем­ного рая. Возрождение древнерусских городов начина­ется с середины XIV века.

Необходимость обороны кон­солидировала русские силы, способствовала объедине­нию русских земель, формированию русской народно­сти. В этом процессе главную роль играла Москва. Дело в том, что к этому времени Византийская империя была разгромлена турками, Константинополь как центр хри­стианского православия пал и был переименован в Стам­бул.

Установление турецкого владычества на Балканах было страшной угрозой для славян. Все это усилило значение Московской Руси как центра православия. Первое поражение татар, нанесенное полками Дмитрия Донского в 1378 г., а затем Куликовская битва 1380 г. были концом рабства.

Начинается быстрое объедине­ние русских земель, которое завершается в конце XV — начале XVI века под началом Москвы.

Троица «Андрея Рублева»

Важно

Центральным звеном древнерусского искусства были иконопись и храмовая архитектура. Подлинным шедевром этой живописи является икона «Троица» Андрея Рублева. Известны имена и таких мастеров ико­нописи как Алимпий Печерский и Даниил Черный. Их творчество сопоставимо с мастерами итальянского Воз­рождения.

В Новгороде и Пскове строятся каменные храмы: церковь Николы на Липне, церковь Успения на Волотовском поле, церковь Федора Стратилата и дру­гие. В Новгороде сложилась местная живописная шко­ла, на формирование которой оказал большое влияние великий византиец Феофан Грек. Будучи приглашенным на Русь, он принимал участие в росписях более 40 церквей.

Его живописная манера была своеобразна, не­повторима, его иконы, образы святых — Христа Пантократора и др. дышат страстностью, духовной энерги­ей и внутренним напряжением. Феофан Грек познако­мил русских мастеров с византийским искусством и стал огромным явлением в художественной жизни Москвы.

Он расписывал церкви и терема Московского кремля, работал вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца над росписями Благовещенского собора.

Определенное влияние на древ­нерусскую культуру оказали связи с кочевым Восто­ком. Русские и кочевники не только воевали, но и на­прямую торговали между собой. Хазары, скифы-сарма­ты, города Причерноморья, Закавказья и Средней Азии вступали в культурные контакты с Московской Русью.

Монгольское влияние на русскую культуру оцени­вается историками по-разному. Так, например, Карам­зин считает, что Москва обязана своим величием ха­нам, а С.М.Соловьев считает, что значительного влия­ния на русскую внутреннюю администрацию татаро-монголы не оказали.

Конечно, монгольское иго приос­тановило культурное развитие страны: были разорва­ны традиционные связи с Византией, уничтожено и угнано в плен большое количество населения, разру­шены города. Но только этим монгольское нашествие не ограничивается. Некоторые историки (Н.С.Трубец­кой) считают, что Московское государство возникло благодаря татарскому игу.

Дескать, монгольское иго вывело русский народ из бытия мелких разрозненных племенных и городских княжеств на широкую дорогу государственности (Б.Ширяев). Монголы, но его мне­нию, дали покоренным русским землям основы поли­тической культуры, централизм, самодержавие, крепостничество. Это привело к созданию нового этнотипа, психологии русского человека.

Но прямого воздействия монгольского права на русское не было. Какого-то спе­циального кодекса для Руси монголы не создали. Да и систематического управления Русью со стороны мон-голо-татар не было. У власти оставались русские кня­зья, они платили Орде дань. Но сама власть князей пре­терпела изменения.

Совет

Время от времени в тот или иной русский город назначался баскак для надзора, главным образом за сбором дани. Однако это не было системой, определенных функций баскаки не имели.

Конечно, монгольское иго привело к потере демок­ратического управления на Руси. Прекратили существо­вание городские собрания, народные вече (за исключе­нием Новгорода и Пскова). Но когда русские вассалы получили от хана право самим собирать для него нало­ги, компетенция Великого князя Руси расширилась.

Еще больше она выросла при Дмитрии Донском, кото­рый стал фактически единым и автономным правите­лем. За монгольский период великий русский князь стал более сильным правителем, чем его предшествен­ники. Таким образом, монголо-татарское иго было од­ним из факторов образования самодержавия на Руси.

Монголо-татары укрепили на Руси идею верховной власти. При этом власть монгольского хана была ничем не ограничена, носила абсолютный, деспотический ха­рактер.

И этот принцип единовластия стал все глубже внедряться в политическую культуру русского народа. Власть, стоящая в центре всего, сама порождает право, находится вне и над правом.

Царь стал понятием не правовым, а вероучительным (власть от бога).

Русская культура заимствовала у монголов такие черты воинской доблести, как храбрость, выносливость, и тактику использования конницы в военном деле.

В русском языке сохранилось много монгольских слов, относящихся к деньгам и налоговому обложению, это было связано со сбором дани и различных налогов. Монголы не оказали существенного влияния на рус­ское просвещение, т.к.

сами его не имели. Тоже самое можно сказать о русской архитектуре и искусстве.

Важным фактором сохранения русской культуры в эти тяжелые времена явилось православие. Монголы были веротерпимы и не трогали православные храмы.

Обратите внимание

Причины этого заключаются в язычестве монголов, а язычники все веры считают одинаковыми. Сами мон­голы были крайне суеверны и считали шаманов людь­ми, наделенными сверхъестественными свойствами.

В одном из указов Чингисхана было указание, что все веры должны быть терпимы.

Что еще дали монголы древней Руси? Принцип эти­кета дипломатических переговоров. Знакомство с мон­гольским способом ведения дипломатии очень помогло русским князьям в отношениях с восточными держа­вами, в особенности с преемниками Золотой Орды.

В целом важность и значимость монгольского влияния на русскую культуру не следует преувеличивать. Сама по себе русская культура, пойдя в «степь», стала циви­лизующим фактором.

Многие татары со временем при­шли в христианство и стали видными деятелями рус­ской культуры, например, Карамзин, Чаадаев, Булгаков.

Источник: http://www.mudriyfilosof.ru/2013/01/xiv-xv.html

Культура Руси до монголо-татарского нашествия (стр. 1 из 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1. Культура Руси до монголо-татарского нашествия…………………..….4

2. Культура России
XVII

XVIII
вв……………………………………….…7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….9

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….…10

ВВЕДЕНИЕ

Культура народа является частью его истории.

Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.

В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям – хозяйственной, политической, культурной.

Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры.

Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты – одни для Поднепровья, другие – для Северо-Восточной Руси и .т.д, далее в работе рассматривается вопрос о Культуре России XVII – XVIII вв, в которой говорится начало нового периода в русской истории и новым этапом в истории русской культуры.

Русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Это была культура переходного времени, новые тенденции четко обозначились лишь к концу века.

1. Культура Руси до монголо-татарского нашествия.

Культура Руси до монголо-татарского нашествия включает в себяустное народное творчество, где рассказывается о большинстве былинных сюжетов связанных со временем княжения Владимира Святославича — временем единства и могущества Руси, успешной борьбы со степными кочевниками. Истинный герой былинного эпоса — герой-богатырь, олицетворявший сам народ.

Важно

Любимейший народный герой — Илья Муромец, крестьянский сын, воин-патриот, защитник «вдов и сирот». Народ воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича. Устная поэзия существовала и в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. Устное народное творчество продолжало жить и развиваться и после появления письменной литературы.

Письменность, создание славянской азбуки, так же описывается в культуре Руси, которую связывают с именем византийских монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия. По мнению ряда исследователей, на рубеже IX–Х веков на территории Болгарского царства, в результате синтеза греческого письма и элементов глаголицы, возникла азбука, получившая позднее название «кириллица».

Более легкий и удобный алфавит со временем вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян. Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание — ежегодные записи событий. Летописания включали в себя библейские сюжеты, сказания, тексты дипломатических документов.

Читайте также:  Расцвет дворянской империи. восстание емельяна пугачева.

Одним из первых памятников летописания

является «Повесть временных лет» (предположительно 1113 год), написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором («Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуда Русская земля стала есть»).

Нестор повествует историю Русской земли, начиная с расселения славян и легендарных князей Кия, Щека и Хорива. Появление житийной литературы. Образцом такой литературы является «Сказание о Борисе и Глебе».

Жанр, является одной из главной части в писания русской Руси. Образец: «Хожение игумена Даниила на Восток» (1107 год) — авторское описание путешествия первого известного нам русского паломника. Известно как «Хожение в Иерусалим» или «Поломник». Даниил посетил святые места в Иерусалиме.

Большинство памятников письменности домонгольского времени погибло во время пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась лишь незначительная часть книжных богатств Древней Руси — всего около 150 книг.

Древнейшие литературные памятники — «Остромирово евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году и два «Изборника» князя Святослава Ярославича (1073 и 1076 годы). Одним из древнейших памятников русской литературы является «Слово о законе и благодати».

Оно написано в 30–40-х годах XI

века священником Илларионом, который стал позднее первым русским митрополитом.

Живопись . От живописи Владимиро-Суздальской Руси до монгольского времени до

Совет

нас дошли фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Наилучшей сохранностью отличается фреска Дмитриевского собора с изображением «Страшного Суда».

Архитектура . До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. Некоторые формы деревянного зодчества (шатровые церкви, колокол) впоследствии оказали влияние на каменную архитектуру.

После крещения Руси начинается возведение каменных храмов — в основе по образу и подобию визайнтийских. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма. Внутреннее пространство здания расчленялось массивными столбами, соединенными попарно арками; возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом.

Первой

каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X века греческими мастерами. Церковь была разрушена монголо-татарами в 1240 году. В 1031–1036 годах в Чернигове, также греческими зодчими, был воздвигнут Спасо-Преображенский собор — самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси.

Вершиной зодчества XI века является Софийский собор в Киеве, построенный в 1037–1054 годах греческими и русскими мастерами. Вслед за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке.

Новгородские постройки начала XII века: Николо-Дворищенский собор (1113 год), соборы Антониева (1117–1119 годы) и Юрьева (1119 год) монастырей, церковь Иоанна на Окопах (1127 год), Шатровые церкви, звонницы. Каменное строительство во Владимиро-Суздальской земле на рубеже XI–XII веков началось с возведения собора в Суздале Владимиром Мономахом.

Строительство во Владимире большого подъема достигло при Андрее Боголюбском. Возводились городские укрепления, от которых сохранились белокаменные Золотые Ворота. В загородной княжеской резиденции Боголюбове был сооружен замок, состоявший из комплекса построек, окруженных стенами с белокаменными башнями.

Центром всего ансамбля являлся собор Рождества богородицы. В 1158–1161 годах был построен Успенский собор, богато декорированный резным камнем. Шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165), которая отличается совершенством и легкостью пропорций, стройностью и устремленностью ввысь.

2. Культура России
XVII

XVIII
вв.

Обратите внимание

В XVII в. в истории России завершается период Средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной, хотя уже появились зачатки промышленности – первые мануфактуры. Утвердилась новая царствующая династия Романовых. В России сложилась сословно-представительная монархия.

Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русской культуры. В XVII в. русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Это была культура переходного времени, новые тенденции четко обозначились лишь к концу века.

Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Постепенно происходит взаимопроникновение различных диалектов, складывается единый русский язык. XVIII в. характеризуется на Руси поздним феодализмом. Делаются попытки преодолеть отставание России от стран Западной Европы, происходят существенные перемены во всех областях жизни.

Их начало связано с реформами Петра I (I672-1725). В России утверждается самодержавная власть – абсолютная монархия. В XVIII в. развиваются внешние экономические и культурные связи России с западными странами, способствующие вхождению ее в мировой историка- культурный процесс. Во второй половине XVIII в. в недрах феодальной экономики формируется капиталистический уклад. К концу XVIII в.

завершается процесс складывания русской нации на базе уже сложившейся русской народности с высоким уровнем культуры и чувством национального единства.

Основным содержанием историко-культурного процесса в этот-период были формирование и развитие национальной русской культуры.

Появляются новые сферы культуры – наука, художественная литература, светская живопись, общедоступный театр и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Судьба русской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без «Слова о полку Игореве», рублевской «Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого.

Важно

Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура средневековья исторически была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер – она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской.

Словно забыв свои византийские корни, русская архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать западный художественный опыт. Получила развитие скульптура, почти неизвестная в Древней Руси. Изменился облик городов.

Да и сами горожане преобразились – стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы повеления.

скачать за 50 руб

после оплаты нажмите на кнопку “Вернуться на сайт” – документ будет скачан автоматически
Скачанный документ будет содержать только материал уже воспроизведенный на сайте.

Источник: http://MirZnanii.com/a/131556/kultura-rusi-do-mongolo-tatarskogo-nashestviya

Историческая подмена сути нашествия монголов на Русь

  Существующая сегодня общепризнанная историками версия событий времен нашествия монгольских полчищ на Русь, продолжительного татаро-монгольского гнета и освобождения Русской земли от ордынского ига достаточно популярна. И звучала она примерно следующим образом.

В Монголии на рубеже двенадцатого и тринадцатого веков жил вождь, который сумел собрать под своим руководством разобщенные монгольские кочевые племена и основал империю, самую обширную в истории человечества.

После чего получил имя, по которому стал известен всему миру – Чингис-хан.

 Хан Великой монгольской империи имел огромное войско, во главе которого решил покорить весь древний мир. Разгромив соседские кочевые племена, Чингис-хан покорил Китай и Среднюю Азию.

После падения Самарканда его войска отправились за Амударью вслед за бежавшим шахом разгромленного государства Хорезм. Затем орда прокатилась через Северный Иран и вступила сначала на территорию Южного Кавказа, где покорила города и собрала дань, а затем разгромила и Северный Кавказ.

С наступлением весны 1223 года войска Чингис-хана достигли границ древней Руси. Объединившиеся военные силы русских мелких князей и кочевых половцев не смогли противиться натиску свирепого хана, а потому в произошедшем на берегу реки Калка противостоянии они были разбиты.

Тем не менее, удача отвернулась от хана – в боях в Волжской Булгарии его войско потерпело поражение и вынужденно вернулось в покоренную Азию. 

 Захватническую политику отца после его смерти продолжил Угедей – третий сын Чигисхана. Под его началом была проведена масштабная военная операция, закончившаяся завоеванием Западных государств, в том числе и многочисленных русских княжеств. Тогда, в 1237 году, Русь подверглась второму страшному нашествию татаро-монгольского войска.

Совет

Орда прокатилась по ее просторам, оставляя после себя сожженные и разоренные города. Растоптав Русь, войска хана Угедея двинулись на запад, где разорили Польшу, Венгрию и Чехию.

Татаро-монгольская волна докатилась до берегов Адриатического моря, но вынуждена была отхлынуть назад, опасаясь возможных действий со стороны хоть и разгромленной, но все-равно опасной и непредсказуемой Руси.

 Тот исторический период и стал началом длительного татаро-монгольского гнета, тяжким бременем нависшего над русской землей. Огромная империя, распростершая свои владения од Пекина до берегов Волги, хозяйничала на Руси, совершала набеги на города, разоряла их, убивала или уводила в рабство множество славян.

Знатные ханы из Орды одаривали князей разрешениями на княжеский престол, но при этом могли спокойно убить их. Тем не менее, в среде монголов были христиане, что позволяло некоторым русским князьям заводить с ними довольно крепкие приятельские, а иногда и откровенно дружеские отношения.

Иной раз такая дружба давала князю возможность с помощью военной силы своего побратима удержаться на престоле.

 Однако с течением времени Русь начала крепчать военной мощью, объединяя разрозненные княжества перед лицом общей беды. И в 1380 году, молодой московский князь Дмитрий по прозвищу Донской разгромил монгольского хана Мамая со всем его войском, а сто лет спустя сошлись в битве на реке Угре воины князя Ивана III с войсками хана Ахмата.

Оба противника разбили лагеря на противоположных берегах реки, ожидая начала военных действий. Но сражения как такового не произошло. Ахмат поверил, что войска князей русских теперь стали достаточно сильны, чтобы противостоять врагу, поэтому повернул своих воинов и ушел с ними к берегам Волги.

После этого «стояния на реке Угре» монгольская империя начала сдавать свои позиции и Русь смогла, наконец, освободиться от многовекового ига.

Однако современная историческая наука обладает сведениями, позволяющими утверждать, что называть иго, продолжавшееся несколько веков на Руси, татаро-монгольским некорректно, поскольку так называемые захватчики вовсе не были пришельцами из монгольских степей.

Обратите внимание

Они были русскими. Возможно, свою роль в данной исторической подмене сыграли летописцы времен Петра Великого, ведь именно тогда татар, как и монголов причислили к монголоидной расе. Версия о подмене фактов имеет определенные свидетельства.

Первоисточники о татаро-монгольском нашествии

 Особое внимание нужно обратить на тот факт, что термин, обозначающий монгольское нашествие, практически никогда не употреблялся в древнерусских сказаниях и книгах.

Описание тяжелых испытаний, выпавших на долю славян от набегов монголов, можно найти только в Сборнике старорусских летописей и других древнейших памятников литературы. В этом сборнике подробно описана сама Русь, ее территория, а также существенные на тот момент военные достижения.

В частности рассказывается, что земля славянская красива и светла, что имеет она природные богатства, реки, обширные просторы, густые леса, бесчисленное зверье и птиц, а также города, селения, монастыри и другие храмы под руководством князей да бояр.

Далее описывается занимаемая Русью обширная территория, которая была покорена христианами и подчинялась Владимиру Мономаху, а затем перешла к сыну его князю Юрию, потом к внуку – князю Всеволоду. При этом и половцы, и литовцы с немцами, и даже повелитель Византийский трепетали перед Владимиром Мономахом.

И затем лишь в нескольких словах описано, что обрушилось несчастье, какого не видела Русь со времен Ярослава Великого и до владимирского князя Юрия, Напали на Русь «поганые» народы и стали жечь христианские монастыри.

 Данный текст взят из произведения «Слово о погибели Русской Земли», не сохранившегося до нашего времени описания татаро-монгольского набега. Но этот отрывок очень скуден, и в нём трудно угадать какое-либо вражеское вторжение со стороны иноземных недругов.

Важно

Основная часть летописи была уничтожена по всей вероятности историками семьи Романовых, которые и ввели эту подмену. Тем не менее нельзя с уверенностью говорить о том, что в не сохранившейся части летописи рассказывается о завоевании Руси монгольской империей.

Обозначение «поганые» может в равной степени относиться и к крестьянам, и к язычникам, и даже к некоторым соседним народностям. 

Внешние черты татаро-монгол

 Сегодня вызывает серьезные сомнения описание внешности Чингис-хана и его принадлежность к монголоидной расе. Например, на портрете, хранящемся в музее Тайваня, этот вождь кочевников вовсе не выглядит азиатом.

Существуют также древние описания Чингис-хана, согласно которым он был высокого роста, имел длинную окладистую бороду и желто-зеленые раскосые глаза.

Читайте также:  Оккупация карелии финскими войсками

Известный в древности ученый из Персии Рашид ад-Дин указывал, что в династии, из которой происходил Чингис-хан часто появлялись на свет дети со светлыми волосами и глазами. Да и само имя Борджигин, полученное предками Чингис-хана, переводится как сероглазый. Эти же сведения подтверждает Г.

Грумм-Гржимайло, описывая сказание о том, что один из предков Чингис-хана, некий Бодуаньчар, имел голубые глаза и белые волосы. Таким же образом описывается и внешность хана Батыя. Он тоже был светловолос, имел светлую бороду и светлые глаза.

Обращает на себя внимание тот факт, что языки монгольской группы не имеют имени Бату, равно как и Батый. Имя Бату есть в башкирском языке, а имя Бастый можно встретить у половцев. На основании этого просится вывод, что имя одного из сыновей Чингис-хана имело вовсе не монгольское происхождение. 

бюст Бату Хана, находящийся в Турции 

На иранской миниатюре XV-XVI веков Тимур нарисован с белой густой бородой и внешними признаками белой расы

 К сожалению, нельзя доверять сказаниям и легендам о Великом хане, написанным в сегодняшней Монгольской Республике. Все потому, что в средние века на территории монгольских степей не существовал ни алфавит, ни письменность, поэтому записи создавались не ранее семнадцатого века.

Совет

А это может означать, что любая из этих записей — всего лишь пересказ прошедших через века и, возможно, претерпевших серьезные изменения, устных легенд.

Современные монголы очень бережно относятся к этим хроникам и чтут память своего великого предка, как напоминание о былом могуществе народа, сумевшего покорить половину древнего мира.

 Еще одна загадка состоит в том, что ни один из свидетелей тех давних дел не описывал людей с черными волосами и с раскосыми глазами, которые бы могли соответствовать монголоидной внешности. Единственными представителями народов, вышедших из степей Азии, стали джалаиры и барласы.

Об этих народах упоминают в книге «Русь и Золотая Орда» ученые Б.Греков и А.Якубовский. Но, согласно авторам книги, эти племена пришли на русскую землю вовсе не под началом Чингис-хана, они пришли в Семиречье – территорию сегодняшнего Казахстана. После чего уже в конце восемнадцатого века они разделились.

Джалаиры ушли в сторону сегодняшнего Ходжента, а барласы поселились на берегах Кашкадарьи. В период своего нахождения в Семиречьи оба племени приобщились к тюркскому языку и культуре. Влияние тюркской культуры оказалось таким сильным, что в конце четырнадцатого века тюркский язык они стали считать своим родным.

В пользу рассматриваемой версии выступает также тот факт, что в течение трехсот лет ига так и не произошло слияние монголов и славян.

 В период развития Руси, берущий начало в шестнадцатом веке, начинается продвижение русского народа в сторону востока, к подножию Уральских гор.

И удивительным оказалось то, что на протяжении тысячи километров этого пути первопроходцы-казаки не встретили никаких остатков могущественной империи степных ханов, которая охватывала территорию от Китайского государства до границ европейской Польши.

Обратите внимание

Никаких признаков городов, ни знаменитого многокилометрового ямского тракта, которым спешили в столицу Каракорум гонцы от русских князей. Никаких следов, свидетельствующих о существовании в этих местах государства.

Кроме этого, оказалось, что население этого края не помнит и не знает ни о процветавшей в монгольских степях столице Каракорум, ни о великих ханах, чье влияние и власть распространялись на половину древнего мира.

О династиях маньчжур из Северного Китая, жители не забыли, поскольку представители этой династии ассоциировались у них со злом из-за частых разорительных набегов. Но сведения о Батые и Чингисхане отчего-то не остались в памяти местных жителей. Так и не найдя на своем пути ни следов развитого и богатого государства монгольского, ни развалин городов, первопроходцы наткнулись только на малоразвитое Кучумово царство, расположенное на месте сегодняшней Тюмени.

 Обращает внимание и тот факт, что и в живописи на миниатюрах, изображавших эпизоды истории, связанные с военными походами татаро-монголов, все они показаны с явно русской внешность.

При внимательном рассмотрении миниатюры «Стояние на Угре» или миниатюры «Взятие Козельска», становится очевидным, что внешность нападавших не является монголоидной.

Кроме того, и на многих других старорусских миниатюрах внешний вид и обмундирование воинов Чингисхана практически невозможно отличить от вида русских дружинников.

Миниатюра “Стояние на Угре” из летописного свода. XVI век.   Взятие ордынцами Козельска.    

 А на известной европейской миниатюре под названием «Смерть Чингисхана» хан нарисован в шлеме, который очень похож на доспехи Болеслава. Такое обмундирование носили русские и европейские воины.

Бросается в глаза абсолютно славянское лицо хана, одежда, очень похожая на славянский кафтан, окладистая светлая борода. На боку прицеплен вместо узкой искривленной азиатской сабли елмань — оружие, позаимствованное русскими воинами у турецких янычар.

Такие сабли еще долго оставались на вооружении, вплоть до времен Павла Первого.

Миниатюра из средневекового манускрипта книги Марко Поло. «Смерть Чингисхана при осаде крепости Калки»

Источник: http://taboo.su/istoriya/falsifikatsiya-istorii/255-nashestviya-mongolov.html

Культура периода феодальной разробленности и татаро-монгольского нашествия

14.4. Культура периода феодальной разробленности и татаро-монгольского нашествия (12-14 вв.)

В данном периоде выделяются два этапа. Первый – с 1240 г. и до середины 14 в., который характеризуется заметным упадком во всех областях культуры. Это связано с монголо-татарским нашествием и одновременной экспансией немецких, шведских, литовских, польских и венгерских феодалов.

Второй период – вторая половина 14-15 вв. Он отмечен подъемом национального самосознания и возрождением русской культуры. В результате иноземного вторжения центр общественно-политической и культурной жизни сместился на северо-восток, где постепенно устанавливалась гегемония Москвы.

Монголо-татарское завоевание нанесло страшный удар ослабленной междоусобицей Руси. Города были сожжены и ограблены. Мастера искусства и ремесел погибли в сражениях или были уведены в плен. Первые пять-десять лет после монгольского вторжения русское искусство находилос ь как бы в состоянии шока.

Важно

В обстановке опустошения главное значение приобрело деревянное строительство, но от этого периода памятников почти не сохранилось. Сильный удар захватчики нанесли и по ремеслам. Такие виды прикладного искусства, как перегородчатая эмаль, чернь, резьба по камню, стеклоделие приостановились в своем развитии на долгое время. Культурные связи русских земель с Византей и другими странами заглохли.

Только в Пскове и Новгороде, избежавших разорения, растущие торгово-ремесленные силы продолжали работать. Известными фактом является вклад в 1359 г. в новгородскую церковь Флора и Лавра деревянного резного креста (так называемый Людогощинский), который представлял прекрасный образец резьбы по дереву, где сочетались крупные детали с мелкими и орнаментом плоской резьбы по всей поверхности.

Однако, постепенно преодолевая феодальную раздробленность, русские земли концентрировались вокруг Москвы, подготавливая процесс объединения в единое независимое государство. Вместе с позитивными политическими процессами и шло возрождение русской культуры.

Просвещение. Литература

Несмотря на огромную тяжесть монголо-татарского ига в 14-15 вв., на Руси развивалось просвещение и книжное дело. В эту средневековую эпоху распространение грамотности и знаний шло разными путями: в княжеских дворцах, монастырях, торговых городах и деревне.

Судя по житийной литературе обучение детей начиналось в возрасте 7 лет, сначала их обучали чтению, а затем письму.

Многочисленные берестяные грамоты, найденные при раскопках в Новгороде говорят о том, что русские горожане были достаточно образованы и использовали свои знания в деловой практике и в быту.

Применение бумаги и замена ею пергамента сделало книги более доступными. Уже к 15 веку известно достаточно библиотек. От 13-14 вв. до нас дошло 583 рукописные книги.

Остальные, очевидно, погибли в огне многочисленных пожаров и войн.

Выдающимся памятником литературы и географических описаний является “Хождение за три моря” Афанасия Никитина, совершившего небывалое путешествие по Волге и Каспию в Персию, а затем в Индию.

Ведущим жанром русской литературы этого периода является воинская повесть. Сильным патриотическим чувством проникнуты “Повесть о разорении Рязани Батыем”, “Слово о погибели Русской Земли” и ряд других. Отражая общественную идею политического и культурного объединения русских земель, литература показывала рост национального самосознания народа в борьбе с иноземным игом и созданием единого централизованного государства. Целый цикл выдающихся произведений посвящен этой проблеме. Это произведения о победе на Куликовом поле, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Задонщина” и др.

Архитектура

После монголо-татарского разорения русская архитектура только с конца 13 века начала создавать все заново. Строительство сосредоточилось на северо-западе и во Владимирской земле, включая Москву. Географическое положение Пскова обусловило развитие здесь оборонного зодчества. В 14-15 вв. возведены каменные стены псковского детинца, крепость Изборск. Храмы строились небольших размеров из мелкого камня и затем их белили.

Первые каменные постройки в Московском кремле, не сохранившиеся до наших дней, появились на рубеже 13-14 вв.

Успешно возводится белокаменный Кремль, а затем были заложены несколько каменных храмов – соборы Чудова и Симонова монастырей в Москве, Успенский в Коломне и др.

После победы на Куликовом поле каменное строительство приобрело большой размах. Церкви строились не только в Москве или Коломне, но и Звенигороде, Дмитрове, Можайске.

Живопись

Живопись второй половины 13-15 вв. является естественным продолжением искусства домонгольской Руси. Изоляция от Византии и разобщенность русских земель подтолкнули к росту областных тенденций в искусстве. Появились новгородская, ростовская, тверская, псковская, московская и вологодская школы живописи. 14 век – время блестящего расцвета монументальной живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал великий византиец Феофан Грек (1340 – после 1405), приехавший на Русь в 70-е годы 14 столетия. Он расписал церковь Спаса на Ильине, фрески которой дошли до нас лишь частично. По сохранившимся фрагментам можно судить о живописной манере мастера: широкие удары кисти, уверенно положенные блики, преобладание красно-коричневых и желтых охр.

По своему московская школа живописи не знала себе равных. Когда около 1390 г. из Новгорода в Москву приехал Феофан Грек, здесь уже сложилась самобытная традиция, что позволило избежать простого подражания великому мастеру.

Под его руководством проходили основные художественные работы: росписи церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др. Наиболее достоверным творением Феофана в Москве считается 7 икон деисусного чина Благовещенского собора.

Глубокая одухотворенность, выразительный рисунок, звучный колорит придают деисусу собора значение одного из величайших произведений мирового искусства.

Совет

Иконостас Благовещенского собора – древнейший из дошедших до нас так называемых русских высоких иконостасов. До этого времени алтарь в русских и византийских храмах отделялся от молящихся невысокой преградой.

Новый иконостас, в становлении которого большую роль сыграли Феофан Грек, Андрей Рублев и их товарищи, представлял собой высокую стену из нескольких рядов икон. В 16 в.

композицию иконостаса вошли деревянная резьба, богато украшенные оклады для икон.

Первые семь икон праздничного иконостаса Благовещенского собора традиционно связывают с именем величайшего художника Древней Руси Андрея Рублева (1360-1430), достоверных сведений о жизни и творчестве которого сохранилось немного.

Самое совершенное произведение Рублева – икона “Троица”, просиходящая из Троицкого собора Троице-Сергиевой монастыря, была написана в 10-е или 20-е годы 15 в. Три ангела – это предвечный совет о послании Отцом Сына на страдание во имя спасения человечества.

Изображенные Рублевым ангелы – едины, но не одинаковы. Их согласие достигается единым ритмом, круговым движением. Круг, с древности символизирующий гармонию, образован позами, движениями ангелов, соотносительностью их фигур.

Таки образом, Рублеву удалось решить труднейшую творческую задачу, выразив две сложные богословские идеи о таинстве евхаристии и триединстве божества.

В 1918 г. в дровяном сарае близ Успенского собора в Звенигороде были найдены три рублевские иконы. “Архангел Михаил” воплощает идеальную красоту юности, “Апостол Павел” – образ высокой духовной силы, а “Спас” – скорбен и светел.

Таким образом, в 14-15 вв. в тяжелейших условиях борьбы за национальное освобождение, объединение вокруг Москвы шло формирование великорусской народности и зарождение общерусской культуры.

Используются технологии uCoz

Источник: http://ya-simkina.narod.ru/R14-4.htm

Ссылка на основную публикацию