Инициатива ссср о разоружении. пакт келлога – бриана

Инициатива СССР о разоружении. Пакт Келлога — Бриана

ИНИЦИАТИВЫ СССР О РАЗОРУЖЕНИИ

На Генуэзской конференции 1922 г., первой между­народной конференции, на которую была приглашена Страна Советов, советская делегация выступила с предложением о разоружении.

Идея разоружения приобрела большую популярность в народных массах. Лига наций была вынуждена включить в план своих работ обсуждение вопроса о разоружении. С конца 1925 г.

при Лиге наций стала работать подготовительная комиссия конференции по разоружению.

Обратите внимание

В ноябре 1927 г. в работе подготовительной комиссии конференции по разоружению приняла участие со­ветская делегация, возглавляемая М. М. Литвиновым. Советская делегация внесла предложение о полном и всеобщем разоружении.

Она предложила ликвидировать во всех странах мира армии и военный флот, упразднить всеобщую воинскую повинность, распустить военные министерства и генеральные штабы, срыть все крепости и военные заводы, закрыть военные школы и т.

д.

В марте 1928 г. советская делегация выступила в подготовительной комиссии конференции по разоружению с проектом частичного разоружения.

Она предложила сократить вооруженные силы стран, имеющих армии численностью свыше 200 тыс. человек, наполовину; имеющих армии численностью свыше 40 тыс.

человек — на одну треть; имеющих армии численно­стью до 40 тыс. человек — на четверть. Проект не нашел поддержки у западных держав.

Советское правительство не было приглашено к участию в переговорах о заключении пакта Келлога — Бриана.

ПАКТ КЕЛЛОГА — БРИАНА

6 апреля 1927 г., по случаю 10-летия вступления США в первую мировую войну, французский министр иностранных дел Бриан обратился к правительству США с предложением заключить между обеими странами договор о вечной дружбе, запрещающий войну как средство национальной политики. Это предложение было благожелательно встречено в Вашингтоне.

Государственный секретарь США Келлог не только поддержал предложение Бриана, но даже расширил его. Он высказался за заключение многостороннего договора об отказе от войны как средства национальной политики. К переговорам о заключении этого договора были привлечены другие западные державы.

Все они не возражали против договора, но вносили свои оговорки.

Важно

27 августа 1928 г. представители 15 государств, в том числе США, Франции, Англии, Италии, Японии и Германии, подписали в Париже пакт об отказе от войны как средства национальной политики.

Пакт обязывал его участников разрешать любые споры и конфликты между ними мирными средствами.

Всем остальным государствам мира, в том числе и Советскому Союзу, было послано приглашение присоединиться к этому пакту.

Советский Союз присоединился в начале сентября 1928 г. к пакту Келлога — Бриана и первым из его участников ратифицировал его. Советский Союз отверг оговорки, которые были сделаны другими участниками пакта и которые ограничивали сферу его действия.

Поскольку ратификация пакта Келлога — Бриана затянулась, Советский Союз в конце 1928 г. сделал предложение ряду стран о немедленном введении в действие этого пакта. Это предложение было принято. 9 февраля 1929 г.

представители СССР, Польши, Румынии, Эстонии и Латвии подписали в Москве протокол о немедленном введении в действие пакта Келлога — Бриана в отношениях между подписавшими этот протокол странами. На протяжении февраля — апреля 1929 г. к этому протоколу присоединились Турция, Иран и Литва.

Московский протокол 1929 г. способствовал укреплению мира на западных и юго-восточных рубежах нашей страны.

Летом 1929 г. пакт Келлога — Бриана вступил в силу в отношениях между всеми его участниками.

Источник: https://histerl.ru/sovetskie_soyz/do_vtoroi_mirovoi_voini/iniciativa_cccp.htm

Пакт Бриана — Келлога (27 августа 1928 г.)

Кульминационным
достижением «пацифистской» дипломатии
был так называемый пакт Бриана — Келлога
об отказе от войны как орудия национальной
политики.

Инициатива
предложения этого нового пацифистского
пакта принадлежала Бриану. 6 апреля 1927
г.

, в связи с десятой годовщиной вступления
США в мировую войну, тысячи американских
волонтёров, сражавшихся на Западном
фронте, по приглашению французского
правительства приехали в Париж.

По этому
поводу Бриан выступил с заявлением о
дружественных чувствах Франции к
Соединённым штатам и о готовности
французского правительства подписать
с США «любое взаимное обязательство,
чтобы поставить, по американскому
выражению, войну вне закона».

Совет

20
июня 1927 г. Бриан передал американскому
послу в Париже официальную ноту с
проектом франко-американского договора
о «вечной дружбе».

Заключением такого
договора французское правительство
рассчитывало обеспечить себе поддержку
США для укрепления франка, урегулировать
свои долговые обязательства перед
Америкой и вообще упрочить военно-политическое
положение Франции на случай осложнений
в Европе.

Со своей стороны американская
дипломатия старалась использовать идею
Бриана в интересах внутренней и внешней
политики США. Что касается внешнеполитических
мотивов, которые заставляли правительство
Соединённых штатов поддержать французское
предложение, то они были достаточно
понятны.

Возросшая после войны
экономическая мощь Соединённых штатов
внушала правительству заокеанской
республики стремление приобрести
руководящее влияние в мировой политике.

Американцы не забыли, какое дипломатическое
поражение они понесли после мировой
войны, когда Англия и Франция сумели
воспользоваться всеми плодами победы
над Германией и превратить детище
Вильсона — Лигу наций — в послушное
орудие своего собственного господства.

Руководитель государственного
департамента США Келлог стремился
создать Соединённым штатам Америки
положение международного арбитра и
противопоставить создаваемый им
«инструмент мира» женевскому синедриону,
где американским представителям
приходилось оставаться в роли наблюдателей.
В период выборов президента и членов
Конгресса предполагаемый пакт изображался
как плод мирной инициативы самого
американского правительства. 28 декабря
1927 г. Келлог сообщил Бриану, что
правительство Соединённых штатов с
удовлетворением принимает французское
предложение. Однако оно не считает
возможным заключить договор о «вечном
мире» с одной лишь Францией. Необходимо
«достигнуть присоединения всех главных
держав к пакту, посредством которого
эти державы отказались бы от войны как
орудия национальной политики».

Во
Франции американский ответ вызвал
большое разочарование. Многосторонний
договор, предложенный Келлогом, грозил
ослабить значение ранее заключённых
французской дипломатией договоров и
подорвать французскую систему союзов.
Кроме того, он наносил урон и престижу
Лиги наций, противопоставляя ей новое
объединение европейских держав,
подписавших пакт.

Последовавшая
затем дипломатическая переписка между
Францией и США отразила стремление
французской дипломатии устранить
нежелательные для Франции изменения в
первоначальном проекте пакта.

Обратите внимание

Келлогу
предлагалось заключение такого договора
между Францией и США, который воспрещал
бы всякую наступательную
войну.
В
дальнейшем к нему могли бы присоединиться
и все остальные государства.

Во французской
ноте имелась характерная оговорка, что
новый пакт не упраздняет заключённых
ранее союзов и не аннулирует обязательств,
содержавшихся в уставе Лиги нации, в
Локарнских соглашениях и других
международных актах.

Было
очевидно, что французская дипломатия
стремится оставить за Францией право
применения вооружённой силы в целях
своей внешней политики. Келлог ответил,
что американское правительство стоит
за безусловный отказ от войны как
средства национальной политики. Потому
оно и не может принять французское
предложение.

13
апреля 1928 г. послы Соединённых штатов
в Англии, Германии, Италии, Японии вручили
правительствам этих стран ноты
тождественного содержания с запросом
по существу франко-американского спора.
Ими были представлены также первоначальный
проект Бриана, дипломатическая переписка
государственного департамента с
французским правительством и американский
проект договора о запрещении войны.

Первой
из запрошенных держав ответила Германия.
В ноте от 27 апреля 1928 г. она, разумеется,
поспешила высказаться в пользу
американского проекта. Германская
дипломатия следовала своей обычной
тактике: демонстрировать абсолютное
миролюбие Германии, усыплять международную
бдительность и отвлекать внимание
стран-победительниц от усиленного роста
германских вооружений.

Британская
дипломатия, обеспокоенная активностью
США, решила укрепить англо-французские
отношения. Нота Чемберлена от 19 мая 1928
г.

, указывая на «отсутствие существенных
противоречий» между обоими проектами,
солидаризировалась с французским
проектом.

Однако британское правительство
сохраняло за собой право особого
истолкования обязательств пакта в
отношении таких стран, где у Великобритании
имеются «особые интересы».

Таким
образом, Америка оказалась перед
объединённым фронтом англо-французской
дипломатии. Во избежание провала своего
предложения американское правительство
решило пойти на уступки. Проект был
изменён в соответствии с важнейшими
требованиями Франции и Англии, сводившимися
к тому, что разрешались войны в интересах
обороны государств.

Важно

23
июня 1928 г. правительство США разослало
текст договора об отказе от войны всем
участникам Локарнских соглашений и
британским доминионам. Вскоре он был
принят всеми государствами, приглашёнными
стать участниками пакта: Германией (12
июля), Францией (14 июля), Италией (15 июля),
Польшей (17 июля), Бельгией (18 июля),
Великобританией (18 июля), Японией (20
июля), Чехословакией (20 июля).

Церемония
подписания пакта Келлога была проведена
27 августа 1928 г. в Париже с участием
представителей Англии, Бельгии, Германии,
Италии, Польши, Франции, Чехословакии
и Японии.

В первой статье пакта
договаривающиеся стороны заявляли, что
они «исключают обращение к войне для
Урегулирования международных споров
и отказываются от таковой в своих
взаимных отношениях».

Вторая статья
гласила, что при урегулировании или
разрешении всех могущих возникнуть
между сторонами споров или конфликтов
должны всегда применяться только мирные
средства. Наконец, третья статья
устанавливала, что пакт открыт для
присоединения всех других государств:
сообщения о таком присоединении будут
приниматься правительством США.

26
сентября 1928 г. Лига наций приняла
Генеральный акт по арбитражу для мирного
урегулирования конфликтов. Этот договор
предусматривал судебную и арбитражную
процедуру рассмотрения и урегулирования
конфликтов между участниками пакта
Келлога.

Перейти
к началу страницы

Перейти
к содержанию книги

Смотреть
карты

Источник: https://StudFiles.net/preview/2453621/page:11/

Келлога-Бриана пакт 1928 года, 27 августа (Вышинский,1948)

Келлога-Бриана пакт 1928 года – иначе Парижский договор о воспрещении войны в качестве орудия национальной политики – подписан 27. VIII в Париже.

6. IV 1927 по случаю 10-летия вступления США в первую мировую войну министр иностранных дел Франции Бриан (…) обратился с посланием к американскому народу и правительству.

Он предлагал заключить между обеими республиками договор о “вечной дружбе, запрещающей обращение к войне, как к средству национальной политики”. 20.

Совет

VI 1927 года Бриан передал американскому послу в Париже Херрику проект такого договора.

Инициатива Бриана объяснялась следующими соображениями. Трудно было представить себе возможность войны между Францией и США. Между обоими государствами не было непосредственных точек соприкосновения, а равно такого различия интересов, которое могло бы привести к войне.

Между тем для Франции было далеко не безразлично, какую позицию заняли бы США в том случае, если бы Франции пришлось вести европейскую войну. Подписав с Францией договор о вечном мире и об отказе от войны, США тем самым связали бы в определённой мере свою политику на случай участия Франции в европейской войне.

Таким образом, Бриан повторял, хотя и в суженном виде, попытку Клемансо добиться во время Парижской конференции 1919 гарантийного договора с США. На предложение Бриана государственный секретарь США Келлог ответил лишь 28. XII 1927 нотой на имя французского посла в Вашингтоне Клоделя.

Принимая предложение Бриана о заключении договора об отказе от войны, Келлог видоизменил проект Бриана, предложив заключить не двусторонний, а многосторонний договор. В результате этого контрпредложения между США и Францией возникла оживлённая дипломатическая переписка.

Контрпредложение Келлога диктовалось следующими причинами. Могущество американского капитализма в этот период достигло весьма больших размеров, и вместе с тем выросли его претензии на увеличение влияния в Европе.

Для утверждения этого влияния американский капитал в тот период не намерен был прибегать непосредственно к военной силе.

Происходившее начиная с 1923-1924 годов проникновение американских капиталов на европейские и мировые рынки имело место, во-первых, ввиду бедности Европы капиталами и, во-вторых, в силу того, что на целом ряде рынков европейские государства были не в состоянии соперничать с Соединёнными Штатами.

Обратите внимание

Однако, помещая в изобилии свои капиталы в европейское народное хозяйство, США хотели иметь гарантию того, что проценты с этих капиталов, равно как и самые капиталы, будут возвращаться обратно в Америку. Для этого они должны были иметь уверенность в мирном развитии Европы и её хозяйства в течение определённого промежутка времени.

Другим движущим мотивом, тесно связанным с первым, являлось стремление США создать организацию, параллельную Лиге наций, и притом организацию, во главе которой стояли бы США. Предлагаемый многосторонний пакт мог бы явиться зародышем подобной организации.

Нотой 13. IV 1928 года США, ссылаясь на предшествующую переписку с Францией (которая к этому моменту дала согласие на многосторонний договор), предложили Великобритании, Германии, Италии и Японии высказаться по вопросу о многостороннем пакте.

В ответных нотах указанные страны согласились участвовать в пакте, запрещающем войну как орудие национальной политики, но при этом сделали ряд оговорок, охранявших их интересы и сводивших обязательство отказа от войны к платонической декларации. Так, английская нота от 19.

V 1928 года оставляла свободу действий Великобритании в “некоторых областях, благополучие и целостность которых являются предметом особого и жизненного интереса для нашего мира и безопасности”. Эти области “специального интереса” в английской ноте не назывались.

Вторая оговорка в той же ноте, оставлявшая свободу действий для Великобритании, относилась к “некоторым государствам, правительства которых ещё не признаны всеми и которые едва ли находятся в положении, могущем обеспечить поддержание доброго порядка и безопасности в пределах их территорий”.

Читайте также:  Распад киевской руси на феодальные княжества

Иными словами, английская нота имела в виду, с одной стороны, СССР, а с другой – Китай, причём по отношению к обеим странам Великобритания оставляла за собой свободу действий в неприменении пакта об отказе от войны.

Франция в ноте от 14. VII 1928 сделала оговорки, касающиеся права на самозащиту, а равно права на выполнение обязательств статута Лиги наций, Локарнского договора и договоров о нейтралитете. В свою очередь Германия, Италия и Япония также сделали различные оговорки.

Важно

27. VIII 1928 года Парижский договор был подписан представителями США, Бельгии, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, Ирландии, Индии, Германии, Италии, Польши, Франции, Чехословакии, Японии. Он состоял из трёх статей.

В первой говорилось об отказе от войны для урегулирования международных споров и в качестве орудия национальной политики.

Во второй статье признавалось необходимым разрешать любые споры и конфликты мирными средствами, наконец, третья статья говорила об условиях присоединения к пакту, его ратификации и хранения ратификационных грамот (хранить ратификационные грамоты уполномочивалось правительство США).

В тот же день США адресовали ноту 48 другим государствам с приглашением присоединиться к Келлога-Бриана пакту. Все они в разное время присоединились к пакту. СССР также получил предложение присоединиться к пакту, но не от США, с которыми СССР не имел тогда дипломатических отношений, а от французского правительства.

Присоединение СССР к Келлога-Бриана пакту. В течение всего периода переговоров о заключении пакта, т. е. с апреля 1927 по август 1928, СССР не был поставлен официально в известность, а равно не был приглашён участвовать в этих переговорах.

Ряд оговорок к пакту, сделанных отдельными его участниками, позволял считать, что непривлечение Советского Союза к подписанию пакта преследовало цели создания враждебной, антисоветской коалиции и оставления полной свободы рук в отношении возможной войны против СССР.

Отражая настроение широких кругов английского народа, одна из лондонских газет вынуждена была признать, что отказ пригласить СССР подписать Келлога-Бриана пакт “будет рассматриваться СССР и всем рабочим движением… как попытка обострить отношения между СССР и капиталистическими правительствами.

Люди, на которых лежит ответственность за этот отказ, прикрытый предлогом стремлений к миру, увеличивают военную опасность, которую они, якобы, стремятся избежать”. Французская газета “Эко де Пари” приблизительно в то же время писала, что “пакт без участия СССР будет недействительным”.

5. VIII 1928 года Г. В.

Чичерин в интервью, данном представителям печати, отметил, что устранение Советского правительства из числа участников переговоров о пакте наводит прежде всего на мысль, что в действительные цели инициаторов этого пакта входило и входит стремление сделать из него орудие изоляции и борьбы против СССР. Указав, что ещё не поздно пригласить СССР для участия в переговорах, Чичерин заявил, что дальнейшее поведение инициаторов пакта по отношению к СССР будет служить показателем того, что именно является их действительной целью – мир или подготовка войны.

Совет

Между основными участниками пакта начались оживлённые переговоры по вопросу об участии СССР в Келлога-Бриана пакте; Великобритания и Польша заняли в этом вопросе отрицательную позицию, правительство США высказалось за присоединение СССР, а французское правительство колебалось.

В результате было принято компромиссное решение: пригласить СССР присоединиться к пакту, а не подписывать его совместно с основными участниками.

Хотя с точки зрения самого пакта присоединение к нему юридически ничем не отличалось от подписания, тем не менее процедура, предложенная для СССР, имела в некоторой степени дискриминационный характер и этим самым отвечала настроениям противников участия СССР в пакте.

27. VIII 1928 года, в тот самый день, когда в Париже подписывался пакт, французский посол в Москве Ж. Эрбет по поручению французского правительства довёл до сведения НКИД текст пакта и запросил о согласии правительства СССР присоединиться к этому пакту. Посол при этом прибавил, что в случае утвердительного ответа он “уполномочен принять акт о присоединении для передачи его в Вашингтон”.

31. VIII M. M. Литвинов уведомил французского посла о согласии правительства СССР присоединиться к Келлога-Бриана пакту. В сопроводительной ноте Советского правительства излагались оговорки к тексту пакта.

В отличие от оговорок, сделанных другими участниками пакта и ограничивавших его применение, советские оговорки расширяли действие пакта.

Советское правительство заявляло, что оно будет считать для себя необязательными “оговорки, содержащиеся в дипломатической переписке по поводу пакта между его первоначальными участниками”.

Тем самым с точки зрения Советского правительства нарушением пакта должны были считаться не только объявленная война, но и всякие фактические военные действия, начатые любым государством, независимо от каких бы то ни было оправданий этих действий.

Обратите внимание

Мотивы, в силу которых Советское правительство сочло возможным присоединиться к пакту, были также изложены в этой ноте.

В ней говорилось (после критики содержания пакта): “Тем не менее, поскольку Парижский пакт объективно накладывает известные обязательства на державы перед общественным мнением и даёт Советскому правительству новую возможность поставить перед всеми участниками пакта важнейший для дела мира вопрос – вопрос о разоружении… Советское правительство изъявляет своё согласие на подписание Парижского пакта”.

Одновременно с решением правительства СССР о присоединении к пакту Президиум ЦИК своим постановлением от 29. VIII 1928 ратифицировал это присоединение. Таким образом, СССР оказался первым участником Келлога-Бриана пакта, ратифицировавшим его, тогда как ни одно из остальных государств не ратифицировало пакта раньше 1929 года. 29.

XII 1928 правительство СССР предложило Польше, Литве, Финляндии, Эстонии и Латвии подписать специальный протокол о досрочном введении в силу между участниками этого протокола обязательств пакта Келлога, не дожидаясь его общей ратификации. Соответствующий протокол был подписан в Москве 9. II 1929 (см. Московский протокол 1929).

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Литература:

Сталин, И. В. Политический отчет Центрального Комитета XVI съезду ВКП(б). Доклад и заключительное слово 27 июня-2 июля 1930 г. “Вопросы ленинизма”. Изд. 10. [M.]. 1937. С. 357-358, 361.-Treat у tor the renunciation of war. Text ol the treaty, notes exchanged, instruments of ratification and of adherence and other papers. Washington. 1933.

VIII, 315 p. – Lysen, A. Le pacte Kellogg. Documents concernant le traité multilatéral contre la guerre signé à Paris le 27 août 1928, recueillis avec une préface, un tableau synoptique de projets americains et français et une bibliographie par A. Lysen. Leyde. 1928. 95 p. – Papers relating to the foreign relations of the United States. 1927-1928. Vol.

1-2. Washington. 1942. Vol. 1. P. 1-235; vol. 2. P. 611-630.-Dосuments on international affairs. Ed. by J. W. Wbeler-Bennett. 1928-1929. London. 1929-1930. P. 1-14 (1928); p. 51-55 (1929). – Tоуnbee, A. J. Survey of international affairs. 1928. London. 1929. P. 1-47. – История дипломатии. T. 3. Под ред. В. П. Потёмкина. М. 1945. С. 401- 407.

– Outsider. Пакт Келлога. М. – Л. 1928. 72 с. – Myers, D. P. Origin and conclusion of the Paris pact. Boston. 1929. 227, VIII p.-Miller, D. H. The peace pact of Paris; a study of the Briand-Kellogg treaty. New York. 1928. 287 p.- Shotwell, J. T. War as an Instrument of national policy and it's renunciation in the Pact of Paris. New York. 1929.

310 p. – Вalbareu, C. Le pacte de Paris. (Pacte Briand-Kellogg sur la mise de la guerre hors la loi). Paris. 1929. 118 p.- Selected articles on the pact of Paris, officially the general pact for the renunciation of war. Сотр. by Gerould. New York. 1929. 281 p.- Mahaney, W. B. The Soviet Union, the League of nations and disarmament. 1917-1935.

Philadelphia. 1940. P. 35-48.

Источник: http://doc20vek.ru/node/3452

Присоединение СССР к пакту Бриана – Келлога

Подготовка и заключение конвенции о неприменении силы в международных отношениях (пакт Бриана – Келлога)

Положение Франции в международных отношениях после провала ее “рейнской авантюры” было крайне неблагоприятным. Хотя и в существенно меньшей степени, чем Советский Союз, Франция тоже страдала от дипломатической изоляции. Несмотря на активность французской дипломатии в 20-х годах, относительно надежными союзниками для Парижа могли считаться только малые страны Восточной Европы.

Но это были слабые союзники. Ни одна из великих держав в тот период не поддерживала Францию в той мере, как той было это необходимо. Великобритания при молчаливой поддержке США солидаризировалась больше с Германией, чем с Францией. В Риме считали Париж главным соперником Италии на Балканах. С Германией Францию разделяли непримиримые разногласия по вопросам ограничения германских вооружений.

В советско-французских отношениях не было преодолено отчуждение времен Бреста, интервенции и гражданской войны. Кроме того, все союзники Франции в Восточной Европе объективно были враждебны Советскому Союзу.

Важно

Американское направление в такой ситуации казалось французской дипломатии если не наиболее перспективным с точки зрения приобретения нового союзника, то, по крайней мере, наименее бесперспективным.

6 апреля 1927 г., в десятую годовщину вступления США в мировую войну, министр иностранных дел Франции Бриан в обращении к американскому народу предложил заключить двусторонний франко-американский договор “о вечной дружбе, запрещающий обращение к войне как к средству национальной политики”.

Идея договора была подсказана Бриану профессором Колумбийского университета, активистом антивоенного движения США Дж.Т.Шотвеллом, главным редактором 150-томной “Экономической и социальной истории Первой мировой войны”. Он был убежден, что война между двумя промышленно развитыми странами будет в принципе всегда перерастать в многосторонний конфликт.

Отсюда следовал вывод о невозможности ограниченных войн в индустриальную эпоху.

Между Францией и США не было разногласий, которые могли бы даже теоретически привести к войне. Поэтому расчет Бриана состоял не в приобретении гарантии ненападения со стороны Соединенных Штатов, а в получении политической поддержки от Вашингтона.

В Европе верили, что ни одна страна мира не посмеет начать большую войну, не заручившись, по крайней мере, нейтралитетом США. Значит, полагали в Париже, в случае намерения напасть на Францию Германии придется учитывать мнение Вашингтона.

Французские официальные круги надеялись также, что сближение с США поможет им решить проблему долгов.

Американская сторона приняла французские предложения благожелательно, но сочла их чрезмерными. Президент США Кэлвин Кулидж и государственный секретарь Фрэнк Келлог выдвинули контрпроект.

Вместо договора о “вечной дружбе” они предложили заключить между США и Францией двустороннее арбитражное соглашение, которое и было подписано 6 февраля 1928 г. в день 150-летия франко-американского договора о союзе и дружбе 1778 г.

Совет

В преамбулу документа были включены формулировки, содержавшие осуждение войны как средства решения международных споров.

Однако идея принципиального отказа от войны встретила широкую поддержку американской общественности. Учитывая настроения избирателей, администрация США выступила с идеей подписания открытого многостороннего договора о неприменении силы в международных отношениях вообще. 13 апреля 1928 г.

Келлог официально представил проект соответствующего документа. По содержанию он был довольно умеренным. В тексте содержалось декларативное осуждение войны, но не оговаривались никакие репрессивные санкции против тех, кто может ее развязать.

Проект договора и пояснительные записки к нему была направлены Великобритании, Италии, Германии, Японии, а также европейским союзникам Франции и британским доминионам.

Поскольку по сути предлагавшийся договор являлся декларацией о намерениях, он не вызвал возражений и практически все приглашенные страны согласились к нему присоединиться.

Начавшиеся франко-американские переговоры, в которых затем приняли участие и другие страны, продолжались более года. В конфиденциальном письме Бриану французский посол в Вашингтоне сообщал, что в госдепартаменте США “абсолютно не верят” в практическую возможность безусловного отказа от войны ни для Соединенных Штатов, ни для Франции.

В то же время давление пацифистски настроенного общественного мнения по обе стороны Атлантики нарастало. В такой атмосфере 27 августа 1928 г. в Париже и состоялось подписание пакта, к которому первоначально присоединилось 15 стран. Официально этот документ назывался “Парижский договор об исключении войны в качестве орудия национальной политики”.

Более он известен как “пакт Бриана – Келлога”.

Участники пакта, которыми в конце концов стали почти все государства мира, осудили практику обращения к войне для урегулирования международных споров и высказались против ее использования в качестве средства национальной политики (ст. 1). Кроме того, они декларировали необходимость разрешения споров и конфликтов мирным путем (ст. 2).

Несмотря на ограниченный характер пакта Бриана – Келлога и ряд оговорок, сделанных при его подписании Великобританией, Францией, Германией и Японией, он создавал международно-правовые основания для ограничения использования в международных отношениях военно-силовых методов агрессивной направленности.

В Советском Союзе “буржуазный пацифизм” порицался за его внеклассовый соглашательский характер. Подготовку пакта Бриана – Келлога в Москве тоже воспринимали негативно, во многом оттого, что Советский Союз и на этот раз не пригласили к переговорному процессу.

Нарком иностранных дел СССР Чичерин интерпретировал ход переговоров о заключении пакта как часть “подготовки войны против СССР”. Столь серьезное заключение обосновывалось тем, что проект пакта допускал сохранение всех существовавших на момент его подписания союзов и блоков, а практически все их Москва считала антисоветскими.

Советский Союз раздражало и то, что одним из инициаторов пакта выступали США, которые по-прежнему отказывались от установления дипломатических отношений с СССР.

Важно

По вопросу о пакте в советском руководстве имелись разногласия. Среди высших партийных лидеров за присоединение к пакту выступал Н.И.Бухарин. Из руководителей наркомата иностранных дел идею пакта поддержал Литвинов, а возражал против нее – Чичерин.

Тем не менее, получив через французского посла в Москве официальное приглашение присоединиться к пакту в день его подписания, Советский Союз это приглашение принял. Более того, СССР первым ратифицировал пакт, а 9 февраля 1929 г.

, еще до официального вступление пакта в силу, в Москве был подписан так называемый протокол Литвинова – Московский протокол о досрочном введении в силу обязательств пакта Бриана – Келлога между СССР, Польшей, Румынией, Эстонией и Латвией. В том же году к Московскому протоколу примкнули Турция, Иран и Литва.

Источник: https://studopedia.su/18_108091_prisoedinenie-sssr-k-paktu-briana—kelloga.html

Пакт Бриана-Келлога

1920‑е годы в международных отношениях характеризовались двумя противоречивыми процессами. С одной стороны, после Первой мировой войны с ее смертоносными новинками в области вооружения получили распространение пацифистские идеи, и каждая держава‑победительница громогласно заявляла о своем стремлении к миру и о необходимости разоружения.

С другой стороны, правительства продолжали гонку вооружений, убеждая общественность, что это делается исключительно потому, что партнеры и потенциальные соперники не хотят разоружаться, что, в свою очередь, требует гарантий безопасности.

Версальско‑Вашингтонская система установила неравенство в распределении вооружений, и все переговоры фактически выливались в закрепление этого неравенства. Впрочем, в 1925 г. странам удалось подписать Женевский протокол о запрещении применения химического и бактериологического оружия. Локарнская конференция 1925 г.

Важно

с ее системой гарантий границ и взаимными договоренностями держав о решении спорных вопросов путем арбитража, казалось, открывала путь к развитию мирных отношений, к созданию системы коллективной безопасности.

Массовое движение, целью которого было объявление войны вне закона, распространилось по всему миру, особенно сильны были антивоенные настроения в англосаксонских странах.

Идя навстречу общественному мнению, а также намереваясь восстановить сопричастность Соединенных Штатов к решению европейских проблем (в противовес Англии), 6 апреля 1927 г. министр иностранных дел Франции А.

Бриан обратился к американскому народу с призывом, вдохновленным и, по сути, написанным профессором Джеймсом Т. Шотвеллом из Колумбийского университета. Бриан предложил подписать франко‑американский договор, запрещающий использование войны как средства национальной политики.

Французские правящие круги рассчитывали обеспечить этим договором благожелательное отношение мировой общественности к своей политике и тем самым укрепить позиции в Европе.

Одобрив в принципе идею Бриана, государственный секретарь США Ф. Келлог 28 декабря 1927 г. предложил заключить не двусторонний, а многосторонний договор. Он же ознакомил с этим предложением правительства европейских государств. Первой ответила Германия, которая в апреле 1928 г. поддержала американский проект.

Правда, предложение Келлога создавало юридические трудности для стран, вступивших в Лигу Наций и связанных возможностью применения статьи 16‑й, которая в отношении санкций против агрессора не исключала применения военной силы.

Серьезные замечания сделало правительство Англии, которое категорически заявило, что не допустит какого‑либо вмешательства в район «особенного интереса» своей страны. Таким образом британские власти заранее обусловливали свое право на войну в таких районах как «способ самообороны» Британской империи.

Совет

Кроме того, англичане отвергли возможность участия в подписания государств, «правительства которых еще не получили всеобщего признания». Речь, в первую очередь, шла об СССР, с которым Великобритания за год до того разорвала дипломатические отношения.

21 мая 1928 г. французское правительство предоставило свой контрпроект, обусловливая право «на законную самооборону в рамках существующих договоров». Правительства Японии и Италии приветствовали пакт как «полное уничтожение войны» и повторили французские замечания.

28 июня 1928 г. Келлог опубликовал новую ноту и пересмотренный проект договора 14 странам. Уточнялось, что отказ от войны касался отношений между участниками договора, а не между всеми странами.

В результате длительной дипломатической переписки по вопросу трактовки понятия «война вне закона» 15 держав (США, Бельгия, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка, Ирландия, Индия, Германия, Италия, Польша, Франция, Чехословакия, Япония) подписали в Париже 27 августа 1928 г. «Пакт всеобщего отказа от войны».

Пакт Бриана–Келлога состоял из преамбулы и двух основных частей. В статье 1‑й стороны заявляли, что «осуждают использование войны для решения международных споров и отказываются от нее как от инструмента государственной политики». В статье 2‑й стороны признавали, что для «решения всех споров и конфликтов они будут стремиться прибегать только к мирным способам».

Универсальная форма пакта открывала возможности присоединения к нему зависимых и полуколониальных стран. Уже 27 августа США разослали приглашение присоединиться к пакту Бриана – Келлога 48 государствам, в том числе и СССР, не участвовавшему в переговорах.

Именно Советский Союз первым среди дополнительно приглашенных ратифицировал договор. 9 февраля 1929 г. был подписан Московский протокол, в котором СССР, Латвия, Польша, Румыния, Эстония (а позже Литва, Иран и Турция) объявили о досрочном (не дожидаясь ратификации в других странах) вступлении в силу Парижского договора.

Для остальных стран пакт Бриана – Келлога вступил в силу 24 июля 1929 г.

Подписание Парижского договора помогло нормализовать франко‑германские отношения.

Во время визита в Париж для подписания пакта канцлер Штреземан поставил перед Брианом и Пуанкаре вопрос об оккупации Рейнской области, отчасти уже решенный Локарнскими соглашениями, но частично еще ограниченный статьями Версальского договора, предусматривавшего окончание оккупационного периода в 1935 г.

Обратите внимание

По мнению Штреземана, после принятия пакта Бриана – Келлога присутствие иностранных войск на германской территории не имело больше никакого смысла. Во время Гаагской конференции в августе 1929 г. было решено, что эвакуация союзных войск из двух зон Рейнской области, все еще оккупированных ими, должна начаться в сентябре 1929 г.

и завершиться до 30 июня 1930 г. Первыми должны были эвакуироваться бельгийские и английские войска, затем французские (американские оккупационные войска были выведены еще в 1923 г. после несостоявшейся ратификации Версальского договора сенатом Соединенных Штатов).

Хотя пакт Бриана – Келлога и имел большое моральное, общественное значение и способствовал развитию международного права, он носил декларативный и исключительно формальный характер.

Государства не подкрепили свои намерения «отказаться от войны» обязательствами по разоружению или хотя бы ограничению гонки вооружений.

Замечания Франции и Англии хоть и не вошли в текст договора, но оставляли, на самом деле, для них право на «войну в целях самообороны».

Источник: https://agesmystery.ru/rubriki/raznye-tajny/pakt-briana-kelloga/

Присоединение СССР к пакту Бриана – Келлога

В Советском Союзе “буржуазный пацифизм” порицался за его внеклассовый соглашательский характер. Подготовку пакта Бриана – Келлога в Москве тоже воспринимали негативно, во многом оттого, что Советский Союз и на этот раз не пригласили к переговорному процессу.

Нарком иностранных дел СССР Чичерин интерпретировал ход переговоров о заключении пакта как часть “подготовки войны против СССР”. Столь серьезное заключение обосновывалось тем, что проект пакта допускал сохранение всех существовавших на момент его подписания союзов и блоков, а практически все их Москва считала антисоветскими.

Советский Союз раздражало и то, что одним из инициаторов пакта выступали США, которые по-прежнему отказывались от установления дипломатических отношений с СССР.

Важно

По вопросу о пакте в советском руководстве имелись разногласия. Среди высших партийных лидеров за присоединение к пакту выступал Н.И.Бухарин. Из руководителей наркомата иностранных дел идею пакта поддержал Литвинов, а возражал против нее – Чичерин.

Тем не менее, получив через французского посла в Москве официальное приглашение присоединиться к пакту в день его подписания, Советский Союз это приглашение принял. Более того, СССР первым ратифицировал пакт, а 9 февраля 1929 г.

, еще до официального вступление пакта в силу, в Москве был подписан так называемый протокол Литвинова – Московский протокол о досрочном введении в силу обязательств пакта Бриана – Келлога между СССР, Польшей, Румынией, Эстонией и Латвией. В том же году к Московскому протоколу примкнули Турция, Иран и Литва.

Проект панъевропейского объединения

На рубеже 20-30-х годов на международном уровне активно обсуждался проект Пан-Европы, выдвинутый занявшим в тот момент пост премьер-министра Франции в одиннадцатый раз Аристидом Брианом. С этой идеей Бриан выступил впервые в сентябре 1929 г. на 10-й сессии Ассамблеи Лиги наций в Женеве.

Он предложил рассмотреть вопрос о возможности заключения заинтересованными правительствами соглашения в целях установления “между европейскими народами своего рода федеральной связи”.

Развернутое воплощение эта идея получила в официальном французском Меморандуме об организации режима европейского федерального союза, разосланном европейским странам-членам Лиги наций в мае 1930 г. Меморандум был направлен и в Москву – для сведения СССР.

В этом документе говорилось о коллективной ответственности европейских правительств “перед лицом опасности, угрожающей европейскому миру как с точки зрения политической, так и с точки зрения экономической и социальной”, ввиду сохранявшейся несогласованности политических курсов различных европейских стран. Сама реальность европейского географического единства, по мнению авторов меморандума, диктовала необходимость воплощения странами Европы “принципа солидарности”, преодоления распыления сил, прежде всего – в хозяйственной области. Механизм реализации экономических, финансовых и политических мер по налаживанию сотрудничества мыслился в виде регулярно созываемой Европейской конференции, составленной из представителей всех европейских членов Лиги наций. Исполнительным органом конференции должна была стать постоянная Европейская комиссия с местопребыванием в Женеве.

Французский меморандум вызвал сдержанную реакцию. Но поскольку он соответствовал пацифистским веяниям своего времени, никто не решился его отвергнуть. Тем более, что предстояло длительное обсуждение проекта, которое позволяло несогласным с идеей Бриана утопить ее в дискуссиях.

В Германии французский настрой на европейскую федерацию воспринимали как очередную завуалированную попытку закрепить преобладание Франции на континенте. По проекту Бриана в Пан-Европу не должны были входить Великобритания, США и Советский Союз.

Совет

В таком случае оставшейся без поддержки Лондона, Вашингтона и Москвы Германии была автоматически уготована в Пан-Европе подчиненная роль.

На конференции министров иностранных дел европейских стран-членов Лиги, созванной в сентябре 1930 г.

в Женеве, было признано, что объединение стран Европы является жизненно необходимым для поддержания мира.

Но вопрос о Пан-Европе решено было перенести на обсуждение очередной сессии Лиги, которая в свою очередь постановила продолжить исследование вопроса в учрежденной для этой цели Европейской комиссии.

Советский Союз при формировании своей позиции в отношении Пан-Европы исходил из того, что объективно этот проект по-прежнему игнорировал СССР как европейскую державу и был направлен против Германии. Наркомат иностранных дел СССР в июне 1930 г.

предписывал своим представителям в каждой из 27 стран, которым Франция предложила войти в европейскую федерацию, заявлять об “абсолютно отрицательном отношении” Москвы к плану Бриана.

В сентябре эта позиция была закреплена решением Политбюро о неучастии в работе Европейской комиссии. Однако когда в начале 1931 г. в Москве было получено официальное приглашение присоединиться к ее работе, Литвинов (сменивший на посту наркома Чичерина в 1930 г.

), высказался за его принятие. В письме Сталину он мотивировал свое мнение необходимостью “иметь в стане врага по крайней мере своего наблюдателя”.

Новые подходы к проблеме долгов и репараций. План Юнга

Во второй половине 20-х годов темпы возрождения экономического потенциала Германии ускорились: в 1927 г. ее промышленное производство достигло довоенного уровня, а экспорт превысил этот уровень в 1929 г.

Обратите внимание

Тем не менее, правительство Германии добивалось пересмотра плана Дауэса, определившего размер ежегодных репарационных платежей от 1 млрд. в 1924-1925 гг. до 2,5 млрд. марок в 1928-1929 гг. Оно настаивало на снижении суммы и изменении сроков платежей. Западные державы пошли навстречу этим пожеланиям.

Читайте также:  Внутреннее положение россии в 1920-1921 годах

Решено было учредить комитет экспертов по репарационному вопросу, который возглавил американский финансист, президент компании “Дженерал электрик” Оуэн Юнг.

Работа комитета экспертов, начавшаяся в феврале 1929 г., проходила на фоне серьезных расхождений между представителями Германии, Великобритании, Франции, Бельгии и других стран. Все же в июне 1929 г. комитет рекомендовал заменить план Дауэса новым планом Юнга, согласно которому ежегодные репарационные платежи сокращались до 2 млрд. марок на период 1929-1965 гг.

, с тем, чтобы в 1966-1988 гг. Германия платила суммы, равные ежегодным долговым выплатам стран-получателей германских репараций Соединенным Штатам. Таким образом, после 1966 г. Германия фактически брала бы на себя выплату союзнических долгов европейских стран США.

Репарации должны были выплачиваться только за счет прибылей железных дорог и государственного бюджета Германии.

Для утверждения плана Юнга в Гааге в августе 1929 г. и январе 1930 г. работала международная конференция. Она утвердила план Юнга.

Кроме того, путем обмена нотами между Францией, Бельгией и Германией была оформлена договоренность о сроках и методах окончательной эвакуации союзных войск из Рейнской области.

Был отменен финансовый и экономический контроль над Германией. План Юнга и сопутствующие ему договоренности закрепили разрядочные тенденции в Европе.

В дальнейшем реализация плана Юнга была остановлена. В условиях начавшегося мирового экономического кризиса летом 1931 г. президент США Герберт Гувер заявил о введении моратория на выплату американских долгов по межсоюзническим обязательствам военного времени на 1931-1932 гг. с одновременной приостановкой всех других межгосударственных платежей, включая репарационные.

Важно

Затем с учетом тяжести ситуации в международных финансах был поставлен вопрос о полном аннулировании репарационных выплат по плану Юнга. Летом 1932 г. на конференции в Лозанне была определена сумма заключительного германского платежа в 3 млрд. марок, подлежавшая выплате в течение 15 лет (по истечении 3-летнего моратория на 1932-1934 гг.). Эта сумма никогда не была выплачена.

Проблемы разоружения

Разоружение было самым популярным лозунгом “эры пацифизма”.

Логика ограничения возможности государств развязать войну через разоружение нашла отражение в уставных положениях Лиги наций о сокращении национальных вооружений и контроле над военной промышленностью, в решениях международных конференций, созывавшихся под ее эгидой. Будучи крупномасштабной целью, разоружение стало предметом длительных межгосударственных переговоров и определило задачи международных миротворческих движений.

В политической практике 20-х годов существовало несколько основных подходов к разоружению. Первый состоял в разоружении как таковом и предусматривал сокращение имеющихся арсеналов. Второй предполагал введение согласованного контроля над наращиванием вооружений и военным производством.

Третий акцентировал взаимосвязь разоружения и обеспечения политических гарантий национальной безопасности государств. Четвертый был комплексным и состоял в постулировании жесткой триединой взаимосвязи “всеобщий мир-безопасность-разоружение”. Разоруженческие усилия в 20-х годах не дали крупных результатов, но их не следует недооценивать.

Благодаря предпринимавшимся попыткам задачи разоружения были введены в круг практических задач политиков и дипломатов, которые стали постепенно накапливать необходимый экспертный и переговорный опыт.

Кроме того, некоторые частные договоренности об ограничении вооружений имели действительно важное прикладное значение, поскольку эти договоренности замедляли милитаризацию международных отношений.

В 1923-1924 гг. по инициативе Лиги наций была образована международная Комиссия по изучению военно-технических аспектов разоружения. В ее рамках возникла идея созыва международной конференции, которая разработала бы всеобъемлющую программу мер для предупреждения военно-технической гонки силового соперничества как между великими державами, так и между малыми и средними странами.

В 1925 г. в Женеве под эгидой Лиги наций был образован Подготовительный комитет конференции по разоружению, в который вошли представители 21 страны, включая США и СССР.

Совет

Правда, в работе первых трех сессий комитета в Женеве советский представитель не участвовал из-за разрыва советско-швейцарских дипломатических отношений после убийства на территории Швейцарии, в Лозанне, в мае 1923 г. советского дипломата В.В.Воровского.

СССР включился в работу только IV сессии в ноябре 1927 г. после того, как в мае 1927 г. советско-швейцарские дипломатические отношения были восстановлены.

Глава советской делегации, заместитель наркома иностранных дел Литвинов на этой сессии представил проект полного и немедленного разоружения.

Предлагалось в течение одного года осуществить пятидесятипроцентное сокращение вооруженных сил всех государств, с тем чтобы в последующие три года была осуществлена демобилизация армий, отменены законы о воинских повинностях, уничтожены имеющиеся вооружения и военные материалы и т.д.

Этот проект был воспринят зарубежными государствами как заведомо нереалистичный. Страны Лиги наций отказались его обсуждать. В пропагандистском ключе был выдержан и предложенный Москвой в марте 1928 г. новый, несколько смягченный проект конвенции.

Между тем требования разоружения со стороны общественности множились. От правительств требовали сокращения военных расходов и увеличения бюджета социальных затрат.

Великобритания и особенно Франция в условиях мощного давления избирателей против увеличения военных расходов испытывали серьезные трудности с изысканием ресурсов для финансирования программ модернизации своих вооруженных сил. Особенно типичной такая картина была для Франции.

Понимания невозможность увеличить военные расходы, французское правительство проявляло упорство в недопущении возрождения военной мощи Германии, которая требовала или отмены ограничений на строительство ее вооруженных сил, или снижения уровней вооруженности Франции и Великобритании до того, каким обладала Германия.

Источник: https://infopedia.su/9xce41.html

Присоединение РЎРЎРЎР Рє пакту Бриана – Келлога

Р’ Советском РЎРѕСЋР·Рµ “буржуазный пацифизм” порицался Р·Р° его внеклассовый соглашательский характер.

Подготовку пакта Бриана – Келлога – негативно, РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј оттого, что РЎСЃСЃСЂ Рё РЅР° этот раз РЅРµ пригласили Рє переговорному процессу.

=часть “подготовки РІРѕР№РЅС‹ против РЎРЎРЎР “.

Р·Р° – Рќ.Р�.Бухарин.наркомата РёРЅ дел идею пакта поддержал Литвинов, Р° против нее – Чичерин.

Тем не менее, получив через французского посла в Москве официальное приглашение присоединиться к пакту в день его подписания, Советский Союз это приглашение принял.

Обратите внимание

Более того, СССР первым ратифицировал пакт, а 9 февраля 1929 г.

, еще РґРѕ официального вступление пакта РІ силу, РІ РњРѕСЃРєРІРµ был подписан так называемый протокол Литвинова – РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ протокол Рѕ досрочном введении РІ силу обязательств пакта Бриана – Келлога между РЎРЎРЎР , Польшей, Румынией, Эстонией Рё Латвией. Р’ том же РіРѕРґСѓ Рє РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРјСѓ протоколу примкнули Турция, Р�ран Рё Литва.

16. Приход нацистов к власти в Германии и политика западных держав. «Пакт Четырёх»

Мировой эк кризис привел к чрезвычайному обострению соц-полит обстановки в Германии. На внеочередных выборах в рейхстаг в ноябре 1932г. за национал-социалистов проголосовали 12 млн избирателей.

Партия Гитлера набрала большее число голосов. В январе 1933г. президент Германии Гинденбург поручил Гитлеру как лидеру самой крупной парламентской фракции сформировать прав-во.

Это означало, что Гитлер добился своего, но также главной его целью была абсолютная власть в стране. В феврале 1933г., Гитлер добился введения на территории Германии чрезвычайного положения.

Соответственно, конст права и свободы граждан были отменены, а рейхстаг распущен. Были назначены новые выборы, кот прошли в марте 1933г. в обстановке нарастающего нацистского террора и репрессий.

Путем ареста депутатов КПГ нацисты обеспечили себе парламентское большинство.

Затем провели через новый парламент закон о предоставлении прав-ву чрезв полномочий, по кот они фактически наделялись неограниченными правами, в том числе принимать законы без одобрения рейхстага и не заботясь об их соответствии Веймарской конституции. Он был провозглашен «фюрером (вождем) германской нации». В стране установился кровавый диктаторский режим. Приход нацистов к власти в Германии явился переломным событием в развитии МО и сделал реальной угрозу войны, так как в Германии утвердились полит силы, основой идеологии которых была «расовая теория», согласно кот. немцы принадлежали к избранной арийской расе, призванной управлять миром. –Гитлер имел грандиозные экспансионистские планы, которые можно было осуществить только военным путем – захват Европы и её колоний, а соответственно, разгром Франции и завоевание территорий на востоке Европы, принадлежавших СССР и др расположенным там гос-вам. В дальнейшем стало бы возможным подчинить себе и американский континент. Подготовка к войне становилась первоочередной задачей Германии, нужно было освободиться от ограничений Версальского дог и приступить к восстановлению промышленности и армии. Для этого было необходимо организовать мощное дипломат прикрытие с целью убедить западные державы в намерении продолжить прежнюю полит линию, направленную на сотрудничество с ними. В то же время во внешнеполит линии нацисткой Германии наметились и определенные коррективы, прежде всего это касалось советско-германских отн. Несмотря на то, что в апреле 1933г. германская сторона ратифицировала протокол о продлении срока действия договора о нейтралитете и ненападении с СССР от 24 апреля 1926г., вскоре обнаружилось, что срок договора истекает. Гитлер предлагал западным державам сплотиться на антисоветской основе и рассчитывал добиться от них необходимых ему уступок. Конвенция об определении агрессии. В условиях становления нацист режима в Германии и нарастания военн угрозы в Европе и Азии особую актуальность приобретало советское предложение о заключении международной конвенции об определении агрессии. С этой инициативой нарком по иностр. делам Литвинов выступил на конф по разоружению ещё осенью 1932г. Актом агрессии предлагалось признать следующие действия гос-ва: если 1) оно объявит войну другому гос-ву, 2) введет войска на терр другого гос-ва, 3) нападет своими сухопутными, морскими и воздушными силами на морские или воздушные суда другого гос-ва, и т.д. Советское предложение отвечало задачам обеспечения СССР, а также имело и более широкий полит смысл, соответственно оно вызвало большой интерес у участников конф по разоружению. Принятие такой конвенции делало бы возможным быстро и эффективно приводить в действие механизм санкций, предусмотренный Уставом Лиги Наций в отн гос-ва агрессора, что служило бы делу укрепления основ коллектив безопасности в рамках Версаля. Но в мае 1933г. при обсуждении проекта на пленарном заседании конф по разоружению, Англия и Франция отказались его поддержать, Германия и �талия также не одобрили эту идею. Не получив большинства, проект был отклонен.

«Пакт четырех». Приход нацистов к власти в Германии не вызвал существенных перемен в европейской политике западных держав.

Великобритания и Франция продолжали придерживаться прежнего, намеченного ещё в Локарно курса.

Важно

Они демонстрировали готовность и дальше идти по пути компромисса с ней в расчете таким способом сохранить континентальную стабильность.

Ещё на конференции по разоружению британский премьер-министр Макдональд поддержал предложении Муссолини начать переговоры между Англией, Францией, �талией и Германией с целью подготовки четырехстороннего договора «о солгласии и сотрудничестве» в решении крупных международных проблем, получившего впоследствии название «пакт четырех». За счёт такого пакта, консервативные круги Великобритании рассчитывали укрепить франко-итал сотрудничество, тем самым ограничив полит возможности Гитлера по подрыву европ порядка. �тальянский лидер Муссолини рассчитывал укрепить международные позиции своей страны, призывал к реконструкции Версаля и критиковал Лигу Наций, предлагал создать директорию 4х ведущих европ держав – Англии, Франции, �талии и Германии. Но у большинства европейских государств эта идея вызвала неодобрение, так как это могло ущемить их суверенные права. С марта по июль 1933 проходили переговоры о «пакте четырех». Усилиями Фарнции проект договора претерпел существ изменения, смягчившие его антиверсальскую направленность. 15 июля 1933г. в Риме в торжественной обстановке договор о согласии и сотрудничестве 4х держав был подписан. Но каждая из сторон не была удовлетворена достигнутым компромиссом и договор, будучи не ратифицирован ни Германией, ни Францией, так и не вступил в силу. Переговоры о его заключении и сам факт подписания оказали очень негативное влияние на дальнейшее развитие полит ситуации в Европе. Ухудшились отн Франции с её восточноевроп союзниками (Польша), нацистская Германия укрепила свои международные позиции, договор был подписан без участия СССР, вследствие чего ухудшились советско-франц отношения. Гитлер перешел к решительным действиям , в октябре 1933г. Германия демонстративно вышла из Лиги Наций.

Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 218 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:

Начало 1мв и ее причины. Цели держав . Военная кампания 1914г. | Мирный договоры 1919-20 гг. | Билет 3. Международные отношения на заключительных этапах первой мировой войны. Вступление в войну США. «14 пунктов» президента В. Вильсона. | Версальский мирный договор с Германией и его историческое значение. | Вашингтонская конференция 1921–1922 гг. Завершение формирования Версальско- Вашингтонской системы международных отношений. | Проблемы международных экономических отношений на конференциях в Генуе и Гааге (1922 г.). | Нормализация отношений Советского Союза со странами Европы и Азии. «Полоса при- знаний» и особенности внешней политики СССР в 1920-е гг. | Конвенция об определении агрессии | Политика Японии на Дальнем Востоке. Возникновение очага войны. Позиция Лиги Наций. | Нападение Японии на США и Антигитлеровская коалиция после начала войны на Тихом океане. Декларация Объединенных Наций. |

mybiblioteka.su – 2015-2019 РіРѕРґ. (0.008 сек.)

Источник: https://mybiblioteka.su/7-28267.html

Ссылка на основную публикацию