Император константин и христианство

Император константин | религия и вера

ИМПЕРАТОР КОНСТАНТИН — СТРАНИЦЫ ИЗ ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИВ 305 году Диоклетиан, напуганный народными волнениями стихийными бедствиями, голодом и эпидемиями, отрекся от престола, Его примеру последовал и Максимиан. Власть в империи перешла руки Галерия и Констанция.

Галерий вскоре умер, а вслед за ним 306 году умер и Констанций. Римские войска в Британии провозгласили сына Констанция Константина римским императором. Поддержал Константина и престарелый Максимиан, вместе с Диоклетианом отказавшийся от власти, но при этом не утративший своего влияния на государственные дела.

Однако у Константина нашлось пять чело век соперников, которые тоже претендовали на римский престол. Разгорелась ожесточенная борьба за трон, подобную которой трудно найти на страницах истории. Константин превзошел своих противников мудростью и военными способностями.

В 312 году, через шесть лет после своего про возглашения римским императором, он двинулся со своим войском на Рим. Этот поход был предпринят против его соперника Максентия.

Обратите внимание

Константину было известно, что Максентий, готовясь к решающему сражению, совершал положенные языческие церемонии, приносил жертвы языческим богам и обращался за советами к языческим жрецам.

Константин тоже был язычником, но втайне сочувствовал христианам, о которых слышал много хорошего и от отца своего Кон станция и от матери своей Елены, да и сам он имел возможность видеть христиан во время их тяжелых испытаний. В сердце Константин закралось сомнение в могуществе языческих богов.

И вот однажды он, якобы, увидел на небе яркое сияние, которое через мгновение приняло форму креста, и надписи на нем: «Сим победишь!» В тот же день во сне он, по его словам, увидел человека, руке которого был опять тот же знак, показанный в видении. Проснувшись, Константин решил, что во сне он видел Самого Спасителя, Которому поклоняются христиане. Призвав золотых дел мастеров, он приказал сделать изображение креста, дабы изображение было императорским знаменем.

Знамя Константина

В четвертом веке трудился Евсевий — первый христианский историк (родился он в 263 юлу, умер в 340 году), перу которого принадлежит много трудов. Евсевий лично видел это знамя Константина. По словам Евсевия, длинная рукоятка знамени была покрыта золотом.

На верхушке был венец, составленный из золота и драгоценных камней, в венце изображен был знак креста с начальными буквам имени Спасителя. Под этим венцом находился портрет императора и золота, а под ним перекладина, с которой спускался четырехугольный пурпурный флаг, окаймленный драгоценными камнями.

Это знамя было названо императорской хоругвью. Константин приказал носить его впереди войска. Были выделены пятьдесят человек для охраны знамени. Вскоре войска Константина встретились с войсками его соперника Максентия. Константин одержал победу, войска Максентия были разбиты, а сам он на другое утро был найден мертвым в реке Тибре.

Победоносно вошел Константин в Рим, повелев нести перед собою отрубленную голову Максентия.

Забота о личной славе

Было ли у Константина истинное обращение ко Христу? В этом можно весьма усомниться. Надо полагать, что у него суеверный страх перед языческими богами уступил место суеверному страху перед Христом.

Важно

Войдя в Рим, Константин, прежде всего, позаботился о том, чтобы его статуя была воздвигнута в городе с изображением креста в руке.

Здесь явно видно его желание прославить в первую очередь свою собственную персону и уже, между прочим отметить, что в победе ему помог тот Бог, Которому поклоняются христиане.

Политические цели Константина

Расправившись со своим главным соперником Максентием, честолюбивый Константин затем одержал победу и над другими соперниками, став единым императором великой Римской империи. В 313 году он издал эдикт, которым отменил все декреты Диоклетиана, направленные против христиан.

Константин понимал, что репрессиями с христианством ничего не поделаешь, тем более теперь, когда христиане весьма умножились Он, как умный политик, понял, каких успехов он может достигнуть, если сумеет приспособить христианство для своих политических целей.

Он, безусловно, понимал, что в нравственном отношении христианство стоит неизмеримо выше языческих верований.

Но вне сомнений, Константин в те годы не пережил полного переворота в своей жизни, который мы называем обращением Можем ли мы себе представить такого верного ученика Христова, который повелел бы отрубленную голову своего врага нести перед собой?

Верховный жрец язычников

Факты говорят о том, что Константин в те годы был далек от истины. Его статуя стояла в языческом капище среди языческих богов, и он ее оттуда не удалял. Он был грубый, бесцеремонный и властолюбивый. В течение своей жизни он истребил почти всех своих родственников. Убил он и свою жену Фаусту и сына Криспа, подозревая их в заговоре.

Хотя он и назвал себя христианином, но в то же время именовал себя и верховным жрецом язычников. Крещение Константин принял только в 337 году, перед самой смертью, очевидно надеясь, что крещение очистит его от прежних грехов.

Официальное соединение христианской церкви с римским государством В 313 году было официально возвещено о соединении христианской церкви с римским государством, церковь стала государственной организацией, руководимой императором Суеверный Константин совершил этот шаг с надеждой, что христианский Бог, в силе Которого он убедился, поможет ему в битвах за обладание всем миром.

Боялся Константин прогневить и языческих жрецов, ибо все его эдикты в от ношении христиан были очень осторожны. Но чем дальше, тем все больше Константин оказывал предпочтение христианству.

Из своей казны он сделал много пожертвований на строительство христианских храмов Он окружил себя христианскими епископами, они со провождали его и на войне, и в путешествияхЕсли уже во втором и третьем веках наблюдались некоторые отклонения христианской церкви от первохристианства, то со времени Константина началось величайшее падение церкви.

Совет

Численно христианские общины стали быстро расти, но духовный их уровень катастрофически падал. Служители стали благословлять то, что было совершенно несовместимо с учением Христа.

Современник Константина историк Евсевий рассказывает, что один из епископов в лести императору зашел так далеко, что вызвал укор даже от самого императора, который был вынужден прервать егоКонстантин практически руководил всем епископатом христианской церкви, без его ведома не решался ни один церковный вопрос. Он освободил из тюрем и рудников всех христиан, возвратил и их конфискованное имущество. Он обещал почетные должности все тем, кто примет христианство. Ради выгоды многие римские чиновники и офицеры стали объявлять себя христианами, на самом деле сердце своем, оставаясь язычниками.

Елена — основоположник почитания «священных предметов»

Мать Константина — Елена совершила путешествие в Иерусалим, где ей показалось, что она нашла тот самый крест, на котором был распят Христос. Падкое на подобные сенсации духовенство поспешило воспользоваться этой историей множество легенд выросло вокруг креста, найденного Еленой.

Эта история положила начало почитанию так называемых «священных предметов» Церкви стали состязаться одна с другой в приобретении священных реликвий. В ход пошли и гвозди, которыми якобы был пригвожден ко кресту Христос, и камешки пещеры, в которой Он был погребен, и многое другое.

Перед этими предметами люди преклоняли колени, язычники, ради выгоды пришедшие в христианство, решили, что они эти предметы должны почитать вместо прежних идолов. Вожди церкви поощряли, а не останавливали эти языческие тенденции

Оязычивание христианства.

Административное зачисление язычников в христианство

Итак, печальную картину мы видим во времена Константина. С одной стороны, мы видим отрадную картину христиане, выпущены из тюрем, гонений на них больше нет, но, с другой стороны, мы видим быстрое оязычивание христианства, христианские храмы заполняют люди, весьма далекие от Христа, люди, внутренне остающиеся язычниками.

Именно со времен Константина стали с неимоверной быстротой умножаться такие христиане, которые по своей жизни ничем не отличались от язычников. Но все ли христиане были в этот период таковыми? Христос в посланиях к семи церквам, о которых мы читаем в книге Откровения, обращается к «ангелу» церкви. Некоторые богословы полагают, что под ангелом следует разуметь пресвитера церкви.

Но это очень узкое толкование. Под словом «ангел» в этих посланиях следует разуметь всех любящих Христа христиан, ибо все любящие Христа люди являются Его вестниками, а слово «ангел» означает «вестник»В истории христианства всегда были, есть и будут любящие Христа сердца. Его вестники, Его ангелы Христос в.

Обратите внимание

Своих семи посланиях не обращается к тем, кто, называясь христианином, является язычником, но только к тем, кто искренне любит Его. Эти любящие Христа люди могли, в зависимости от условий, не совсем верно понимать некоторые второстепенные вопросы, но самое главное то, что они любят Христа, а поэтому и являются Его ангелами.

В одни периоды христианства таких ангелов было больше, в другие — меньше. И во времена Константина, когда в основной своей массе христианство переживало великое падение, были любящие Христа души. и к ним обращается Христос со словами: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну».

Вот эти ангелы, эти верные ученики Христовы, любящие Христа, и являются Его Церковью, которую, по обетованию Христа, врата ада не одолеют. Если мы говорим о том, что во времена Константина сатана установил престол свой в церкви, то под словом «церковь» мы имеем в виду церковную организацию. возглавлявшуюся римским императором Константином.

Эта церковная организация численно росла, но в духовном отношении в своей массе падала вниз. Что же касается сердец, любящих Христа, то в них сатана не мог поставить свой престол. «Врата ада» не одолевают тех людей, в чьих сердцах горит огонь любви ко Христу.

Император Константин чем дальше, тем все больше и больше да вал власть в руки епископов, рассматривая их как своих ближайших чиновников. Постепенно на язычников оказывалось все большее давление с целью заставить их перейти в христианство. Постепенно Константин подходил к такому моменту, когда он намеревался одним росчерком пера всех подданных Римской империи в административном порядке зачислить в христианство.

Арианство

Немалую смуту принесло и арианство. Арий был родом из Ливии. По описанию, он был человеком строгой жизни и серьезной наружности. Но за этой внешностью скрывалось тщеславие и честолюбие. Арианство было продолжением гностицизма, о котором мы ранее говорили. Арий, как и гностики, отрицал божественность Христа.

По мнению Ария, Христос не Бог, а первый и совершеннейший из сотворенных Богом существ. Он выше всех ангелов и архангелов, но ниже Бога Отца. Епископ Александр обвинил Ария в богохульстве. «Безбожный Арий, — воскликнул он, — ты, предтеча антихриста, осмелился высказать хулу против божественного Спасителя».

Учение Ария было осуждено, а сам он был отлучен от церкви как еретик. Церковный историк Евсевий частично соглашался с Арием, между ними была оживленная переписка. У Ария нашлось вскоре много сообщников. Первый вселенский Никейский собор (325 г.

)В этот спор вмешался император Константин, думавший, что его присутствие и власть способны избавить церковь от внутренних раздоров.

Важно

Константин написал письмо Александру и Арию, в которое осуждал их спор о бесполезных вопросах Как видно, для Константина не имело никакого значения — Бог ли Христос или же первый и сотворенных Богом существ Иначе он не назвал бы этот спор бесполезным.

Константин послал в Египет епископа Хосия с особым поручением устранить спор Но Александр и Арий отказались выслушать увещание посланца самого императора Тогда Константин ре шил вникнуть в суть спора Он принял решение создать совещание всех епископов Римской империи В июне 325 года в городе Никее в Вифинии собрался Первый вселенский собор, на котором присутствовало триста восемьдесят епископов и, кроме того, много пресвитеров и диаконов. Историк Евсевий, также присутствовавший на этом соборе, пишет «Цвет духовенства от бесчисленных общин Европы Африки и Азии находился теперь в сборе» Это было совершенно не обычное зрелище и для самих епископов Многие из них еще совсем недавно вернулись с каторги и на своих телах имели следы пыток . А теперь они собрались во дворце в Никее, и сам император Константин председательствует на их собрании, какого еще никогда не было Здесь были буквально все епископы из всех частей Римской империи Тот факт, что председательское место на соборе занимал император говорит о полном подчинении христианской церкви римскому императору. Участник этого собора историк Евсевий пишет, что все епископы, пресвитеры и диаконы, затаив дыхание, ждали появление императора. Наконец он вошел в зал Его одежа была украшена золотом и драгоценными камнями. Все собрание поднялось с мест при его входе. Он подошел к золотому, приготовленному для него креслу После того, как пропели хвалебную песнь императору, он начал свою речь. Собор продолжался больше двух месяцев, и Константин присутствовал на большей части заседаний, а также лично знакомился с многими епископами.

Читайте также:  Эволюция самодержавия в россии в начале xx века

Диакон Афанасий

Внимание всех участников собора привлек молодой диакон Афанасий, ставший затем в скором времени епископом. После выступления вызванного на собор Ария слово взял Афанасий. Его выступление было в силе Духа Святого.

Опираясь только на слово Божие, Афанасий ярко и убедительно доказал ересь Ария, его устами сказал как бы Сам Господь Свое слово на этом соборе. Это еще раз подтверждает мысль, что во все периоды христианства были любящие Христа служители.

Может быть и они по некоторым второстепенным вопросам и имели неверные понятия, но они искренне любили Христа, и Он их в нужный момент использовал как Своих ангелов, как Своих посланников.

Все доводы Ария разлетелись вдребезги, весь собор проникся глубоким уважением к доселе мало известному диакону Афанасию.

Никейский символ веры

На соборе был составлен краткий символ веры, в котором было подчеркнуто, что Бог один в трех лицах. Этот так называемый «Никейский символ веры» был подписан всеми собравшимися епископами, за исключением нескольких ариан. Одобрил решения собора и император Константин, заявивший при этом, что он отправит в ссылку всех, кто не подчинится этим решениям.

Как только ариане услышали об этом, они поскорее поспешили и свою подпись поставить под символом веры, принятом на этом Никейском вселенском соборе. Только два епископа — Секунд и Феона, египтяне по происхождению, вместе с Арием продолжали отстаивать его взгляды. Все трое были по приказу Константина высланы в Иллирию.

Совет

Кроме арианского вопроса, на этом вселенском соборе решались и некоторые другие, менее важные вопросы. Собором заинтересовались и языческие философы, некоторые из них приехали в Никею и беседовали с христианскими епископами. По окончании заседаний собора император Константин устроил для христианских епископов великое пиршество.

Однако вскоре после Никейского собора настроение Константина в отношении Ария изменилось.

В 327 году Константин вдруг усомнился в правильности решения Никейского собора. Он приказал вернуть Ария из ссылки и вызвал его к себе для беседы. Испугавшийся Арий, не ожидавший ничего доброго от этого вызова к императору, заявил, что он согласен с учением о Боге Отце, Сыне и Духе Святом.

Удовлетворившись этим ответом, Константин вернул из ссылки и друзей Ария Но Арий и его друзья стали опять, где это было возможно, высказывать свои прежние взгляды.

Источник: http://maxpark.com/community/43/content/1459741

История Церкви -4. Победа христианства. Обращение императора Константина. Миланский эдикт

В самом конце III в. произошло два события, которые имели большое значение в жизни Церкви.

Император Диоклетиан разделил Империю на две части и кроме двух императоров учредил две должности цезарей, ближайших помощников августов. Этим было положено начало отделению Востока и Запада.

С другой стороны, в 297 году была произведена «чистка» армии от христиан, где они занимали многие высокие посты.

Хотя до 302 г. не было открытого гонения, но цезарь Востока Галерий был врагом христианства и искал только удобного случая, чтобы начать преследования. Во время торжественного гадания на внутренностях птиц в Антиохии христиане были обвинены в том, что крестным знамением нарушили церемонию. Против них были изданы первые враждебные эдикты, и многие подданные были сосланы и лишены мест.

Диоклетиан фактически отдал управление империей Галерию и, когда тот в 303 г. решил начать всеобщее истребление христиан, спросил оракула и, получив положительный ответ, одобрил его указ.

Эдикт предусматривал немедленное разрушение всех христианских храмов в империи и сожжение всех священных книг.

Накануне опубликования эдикта войска ворвались в Собор в Никомидии, находившийся рядом с императорским дворцом, разграбили его, избили всех там находившихся и подожгли здание.

Обратите внимание

Гонение, начавшееся в 303 году и длившееся до 311, было самым страшным и кровопролитным из всех, которые пришлось пережить Церкви. Повсюду были уничтожены храмы, книги были преданы огню. Этим объясняется отсутствие рукописей до IV-го века. Тысячи христиан были избиты или сожжены. В одной Никомидии пострадало свыше 20 тысяч, во главе с епископом Анфимом и многочисленным духовенством.

В это гонение пострадал за Христа знаменитый военноначальник, любимец императора Диоклетиана Георгий (Победоносец). Он роздал все свое имущество бедным и явился к императору с обличением гонителей.

Его мучения произвели такое впечатление в Никомидии, что множество христиан пошло на добровольные мучения. Церковь прославила его как великомученика (память 23/6 мая).

В Никомидии пострадал и другой великомученик, врач Пантелеимон (27/9 августа), память о котором так же, как и слава Георгия Победоносца, разошлась по всему миру.

В Солуни пострадал начальник города, великомученик Димитрий Мироточивый (26/8 ноября), в Илиополе – великомученица Варвара (4/17 декабря), в Халкидоне – великомученица Евфимия Всехвальная (16/29 сентября).

На Западе, благодаря цезарю Констанцию Хлору, отцу Константина Великого, женатому на христианке, равноапостольной Елене, эдикт Диоклетиана не имел силы. В его области, Галлии и Британии, было разрушено несколько церквей, а в области Максимиана, Италии и Испании, сожжены христианские библиотеки. Все же и в самом Риме было много пострадавших, в том числе святой Севастьян и его дружина.

С 310 года в империи началась анархия и борьба за власть отдельных вождей войска. Галерий заболел страшной болезнью и перед смертью неожиданно для всех издал эдикт 311 года, в котором провозглашал свободу от преследования.

Он, кроме открытых гонений основал лже-церковь и издал ложное евангелие «Акты Пилата», желая этим подорвать авторитет Церкви.

Важно

Наконец, в 313 году, в Милане, Константин и Ликиний подписали акт о церковном мире, который окончательно водворился на Западе, а вскоре, после поражения Максимиана, и на Востоке.

Прекращение гонений было победой христианства, которое, несмотря на страшные испытания начала IV века, продолжало распространяться и укрепляться. Римская Империя не могла уже продолжать борьбу и признала за новой верой право на существование.

В 313 году в Милане соправители Константин и Ликиний торжественно подтвердили и ввели в действие эдикт о веротерпимости императора Галерия.

Христианам были возвращены храмы и имущество, отобранные во время гонений, и разрешен вновь доступ ко всем государственным должностям.

За год до Миланского соглашения произошли события, о которых повествует церковный историк епископ Евсевий Кесарийский в своей «Жизни Константина».

В 312 году у правителя Галлии и Британии Константина возникла борьба с Максенцием, правителем Италии. Константин двинулся с войском из Галлии через Альпы к Риму и подошел к нему 27 октября. В этот день ему и его приближенным было чудесное явление «Креста над солнцем».

Ночью во сне Константину явился Спаситель и повелел начертать знамение креста на щитах и шлемах воинов. Константин исполнил повеление и на следующий день разбил Максенция, и торжественно вступил в Рим.

С этой поры, по словам епископа Евсевия, Константин твердо уверовал во Христа и всю свою жизнь посвятил служению Ему.

Совет

Император Константин принадлежал к благочестивой языческой семье и вырос в обстановке веротерпимости. И его отец, Констанций Хлор, и он сам были формально поклонниками солнца, но современное им язычество их не удовлетворяло, и они стремились к более возвышенному идеалу. Мать Константина – Елена, по происхождению британка, обратилась в христианство.

Поэтому Константин так легко стал сам защитником новой веры – в ней он видел свой идеал, к которому стремились все лучшие люди империи.

Но все же посягнуть на Рим с его древними языческими святынями было для него святотатством, и он решился на это лишь после видения креста над солнцем, когда он понял, что есть символ, который превосходит все, во что веровали его предки.

Император Константин с 312 г. стал покровителем христиан, но сам принял крещение только перед смертью в 337 г. Он передал Римскому епископу свой Латеранский дворец и базилику. В ней был устроен храм Христа Спасителя. Он же заложил в Риме храмы на месте мученической кончины святых апостолов Петра и Павла, в Палестине, на Голгофе и в Вифлееме.

Император Константин был человеком глубоко религиозным и верил в свое призвание, но он одновременно хотел водворить через новую веру мир и порядок в империи. С самого начала на этом пути у него возникли трудности.

В Африке произошел раскол донатистов (последователей епископа Доната), не признававших иерархии, которая во время гонений была, по их мнению, недостаточно стойкой. Возникли две параллельных иерархии. Донатисты обратились к императору, вмешивая его в церковные дела, в которых он не мог разобраться.

Галло-Римский Собор решил дело не в пользу епископа Доната, но тем раскол не был уврачеван. Тогда император созвал Собор всей Западной Церкви в своей бывшей резиденции – Арле.

Арльский Собор 314 г. имеет в истории Церкви большое значение.

Он состоял из епископов, клириков и мирян Галлии, Италии, Испании и Африки, которые осудили Доната, подтвердили право епископов апеллировать к Соборам, установили правила посвящения в епископский сан, а главное, определили отношения между Соборами и Римским епископом. Ему, как старейшему на Западе, были сообщены, а не посланы на утверждение постановления Собора, так же, как и главам восточных Церквей. Каноны Арльского Собора были приняты на Востоке.

Обратите внимание

Следствием Собора Западной Церкви было то, что император Константин приказал преследовать всех не подчинившихся соборному решению, считая их нарушителями государственного порядка. Светская власть, таким образом, впервые не только была замешана в церковные дела, но и применила силу для водворения церковного мира.

Африканская смута улеглась на время, но возникло новое, гораздо более опасное движение, которое нарушило не только мир в империи, но разделило Церковь надолго на два непримиримо враждующих лагеря.

Источник: http://dvseminary.ru/entrants/training-manual/church-history/28263/

Роль константина в раннем христианстве

«Код да Винчи» — история о борьбе правды и неправды, добра и зла. Поэтому нет ниче­го удивительного в том, что героев этого романа можно раз­вести по двум соответствующим сторонам.

К хорошим геро­ям относятся, конечно же, Роберт Лэнгдон и Софи Невё, искренние в своих мыслях и намерении узнать правду.

Не­однозначно положителен глава судебной полиции Безу Фаш, бесцеремонный персонаж, чьи действия часто кажутся своекорыстными и самонадеянными, но который в конце оказывается на стороне добра/В числе отрицательных персонажей мы видим, к своему удивлению, Лью Тибинга («Учи­теля» — до его саморазоблачения кажется, что он на стороне Лэнгдона и Невё); Реми, шофера и шпиона Тибинга; монаха-альбиноса Сайласа, который убивает по заказу, с целью достижения, как ему кажется, большей справедливости.

Однако не только действующие лица этого произведе­ния, но и исторические фигуры, на которых строится сюжет, можно ассоциировать с добром или злом. Иисус и Мария Магдалина, конечно, положительные персонажи из прошлого.

С другой стороны, архетипически плохой парень — римский император четвертого века Констанстин. Константину фактически вменяются в вину многие из болезней, которые начиная с его дней разъедают хри­стианство.

В соответствии с Лью Тибингом (и отчасти с Лэнгдоном), именно Константин навсегда изменил форму христианства, подчеркнув в нем главенство муж­ского начала, демонизировав женское, ложно приписав божественную сущность смертному пророку Иисусу и уничтожив более ранние евангелия, в которых просла­влялась его человечность, в то время как канонические тексты представляли его божеством. Верно ли это изо­бражение?

Читайте также:  Зарождение русской государственности и крещение руси

Христианство Константина

Точнее, мы узнаем от Тибинга, что Константин, оставаясь язычником всю свою жизнь, на самом деле так и не стал хри­стианином; Константин просто использовал христианство в своих политических целях.

Предположительно, он созвал Никейский собор в 325 году в попытке объединить христи­ан, вынудив их признать Иисуса Богом, а не человеком (до тех пор христиане воспринимали Иисуса как человека).

А затем Константин создал Библию в ее нынешнем виде, Библию, из которой исключены все упоминания о священ­ном женском начале и восславлено мужское, в которой человек Иисус объявляется божеством.

Важно

Насколько эти утверждения о Константине соответству­ют исторической реальности и насколько они являются плодом фантазии, вымыслом, который развивается в этом произведении, но не имеет оснований в истории? Мы можем начать с вопроса о степени приверженности самого Константина христианству. Правда ли то, что он всю свою жизнь оставался язычником и так и не обратился в христи­анство?

Рассмотрим ключевой разговор между Софи и Лью Тибингом на эту тему:

—  А я думала, Константин был христианином, — сказала Софи.

—   Едва ли, — покачал головой Тибинг. — Он всю жизнь про­жил язычником, и крестили его только на смертном одре, когда он был слишком слаб, чтобы протестовать. Через три столетия после распятия Иисуса Христа на кресте число его последователей неизмеримо возросло.

Христиане воевали с язычниками, конфликт настолько разросся, что Риму угро­жал раскол на два отдельных государства. Константин пони­мал, что надо как-то спасать ситуацию. И вот, в 325 году нашей эры он решил объединить Рим под знаменем одной религии.

А именно — христианства.

Софи удивилась: Но что заставило императора-язычника выбрать государственной религией христианство?

Тибинг усмехнулся: Константин был весьма неплохим стратегом. Он понимал, что христианство находится на подъеме, и просто сделал ставку на фаворита (с. 280-281).

Историки не откажут этим утверждениям в некоторой справедливости, но в целом они скорее вымысел, чем факт. Сначала нужно рассмотреть путь развития христиан­ства, который привел к знаменитому обращению Констан­тина в веру.

Распри между христианами и язычниками

Неверно утверждать, как это делает Тибинг, что «между христианами и язычниками начались распри, и конфликт достиг таких размеров, что грозил расколоть Рим надвое».

Здесь явно преувеличена сила христианства до обраще­ния Константина, и кажется, будто христиане были почти столь же многочисленны, как и язычники, и постоянно то наступали, то защищались. На деле все было совершенно иначе.

Христиане до Константина в начале четвертого века составляли в империи ничтожное меньшинство и терпели гонения со стороны групп подавляющего боль­шинства — язычников и их правительственных структур.

Совет

Для начала мне, наверное, следовало бы уточнить дефи­ниции. Язычники в данном контексте — термин не негатив­ный.

Он просто обозначает приверженцев распространен­ных на территории империи политеистических религий, то есть религий, почитающих многих богов.

А поскольку каж­дый в этой империи, за исключением иудеев и христиан, почитал многих богов, этот термин объединяет подавляю­щее большинство населения.

Боги, которым поклонялись, были самые разнообраз­ные. Были «великие боги», известные нам по греческой и римской мифологии, — например греческие Зевс, Арес и Афина или их римские аналоги Юпитер, Марс и Минерва.

Но помимо них были божества местные и функциональные: боги-покровители, обитавшие в больших и малых городах по всей империи (разные боги в разных местах), семейные боги и боги домашнего очага, боги лесов, рек и полей, боги, выполнявшие разнообразные функции — обеспечивавшие хороший урожай, плодовитость скота, помощь женщинам в деторождении, здоровье, благополучие и мир, оказывавшие мелкие услуги тем, кто об этом попросит.

На протяжении этого периода Римской империи суще­ствовала тенденция к предпочтению одного бога, главен­ствующего над остальными, бога верховного. Известно, что сам Константин поклонялся «незримому солнечному богу» (лат.

8о1 1пу1сш$) до и даже после того, как стал христиани­ном. Иногда Константин (и другие), похоже, идентифици­ровал это божество с богом Аполлоном, который также ассоциировался с солнцем.

Но, обратившись в христиан­ство, Константин, по-видимому, решил, что это божество в действительности христианский Бог.

Обратите внимание

Так или иначе, в языческих культах империи процветало многобожие, и богам этим поклонялись как кому заблагорас­судится.

Это важно понять, для того чтобы вникнуть в суть взаимоотношений христиан и язычников, которые имеет в виду Лью Тибинг, говоря о том, что «между христианами и язычниками начались распри». На самом деле это не совсем так.

Яростные нападки действительно имели место, но истории известно, что они были почти исключительно односторонними. Это языческое большинство боролось с христианским меньшинством, пытаясь истребить его.

В сущности, христианство с момента своего зарождения было гонимой религией1. Начало религии фактически поло­жили страдания и казнь ее основателя, Иисуса. И после его смерти многих из его последователей постигла та же судь­ба.

Иногда ранних христиан преследовали иудеи, посколь­ку, по многим представлениям иудеев, христиане богохуль­ствовали, называя Иисуса мессией.

Но со временем все большую роль в этих преследованиях стали играть римские язычники и их правительственные чиновники.

Причины, по которым язычники ненавидели христиан, были связаны с отношением язычников к своим богам. Боги обеспечивали им жизненные блага: здоровье, процветание, любовь, мир, плодородие и так далее. Они делали это про­сто в обмен на поклонение — жертвование животных или другой снеди по случаю и славословия в свою честь.

Эти боги не соперничали друг с другом, требуя, чтобы религиоз­ные обряды совершались только во имя того или иного из них. Все они были богами, и все заслуживали почитания.

Важно

Что, однако, случалось, когда их переставали должным образом почитать? Они могли разгневаться, и тогда — толь­ко держись! Боги могли отомстить, наслав всяческие «при­родные» бедствия: чуму, голод, засуху, землетрясение. Когда такое случалось, простейшим объяснением было то, что боги покинули их.

А причиной тому было недостаточное внимание к ним. А кто отказывался поклоняться богам дол­жным образом? Христиане, которые утверждали, что Бог един, это Бог Иисуса, и поклоняться следует только Ему2.

Когда бедствия обрушивались на города, столицы и целые области во втором и третьем столетиях от Рождества Христова, легко было поверить, что в этом виноваты хри­стиане. Иногда это приводило к насилиям толпы по отноше­нию к христианам.

А когда такие волнения выходили из-под контроля, римским властям приходилось порой вмешивать­ся и оказывать официальное давление на христиан, с тем чтобы заставить их публично отречься от своей веры в хри­стианского Бога и должным образом почитать богов языческих.

Когда христиане отказывались, их наказывали, в том числе подвергая пыткам и казням.

Такова была реальная ситуация с христианами и языч­никами в империи. Это не была, как утверждает Тибинг, борь­ба двух враждующих групп. Это было преследование языческим большинством христианского меньшинства. Как оказывается, гонения на христиан достигли апогея непосред­ственно перед появлением на сцене Константина.

Его пред­шественником был император Диоклетиан, управлявший вос­точной частью империи, в то время как западная находилась под властью его соправителя Максимиана. Диоклетиан решил, что с христианами (которые в то время, по-видимому, составляли 5-8 процентов населения империи) необходимо покончить раз и навсегда.

Поэтому в 303 году нашей эры он, при поддержке Максимиана, инициировал общеимперскую кампанию преследований (ранее, начиная с первого века, пре­следования, как правило, носили сугубо локальный характер).

Совет

Было обнародовано несколько императорских указов, призы­вавших к сожжению христианских книг, разрушению христи­анских церквей, лишению христиан классовых привилегий и, наконец, разрешавших арест христианских священников.

В 304 году еще один указ потребовал, чтобы все подданные Рим­ской империи совершали жертвоприношения богам; непови­новение означало смерть или принудительные работы. Хри­стиане, разумеется, не могли повиноваться, не изменив своей вере. Эти «великие гонения», как их назвали, продолжались, возобновляясь время от времени, около десятилетия.

В соответствии с беглым обзором Лью Тибинга, именно Константин в 325 году положил конец конфликтам между язычниками и христианами. Это также не соответствует действительности. Константин остановил гонения на хри­стиан в 313 году нашей эры, на следующий год после своего обращения.

Чтобы понять, как все это происходило, нам нужно рассмотреть само его обращение, которое было весь­ма непростым делом. Но одно совершенно ясно: вопреки утверждению Тибинга, Константин не оставался всю свою жизнь убежденным язычником.

Он сам связывает свое обра­щение с решительным моментом, случившимся, как оказы­вается, на поле сражения.

К сожалению, у нас нет надежных свидетельств о том, что же в действительности произошло, когда Константин обра­тился к вере, только рассказы — вроде записанного Евсеви- ем, религиозным биографом Константина, христианским писателем четвертого века, которого иногда называют «отцом церковной истории», поскольку он был первым хри­стианином, оставившим подробное и всестороннее изложе­ние истории церкви начиная от дней Иисуса до своего вре­мени, времени Константина. Кроме десятитомной «Исто­рии Церкви» он написал биографию Константина. Как легко представить, эта биография окрашена личными взгля­дами Евсевия на христианство. Но даже если и так, он заяв­ляет, что слышал от самого Константина о его знаменитом обращении спустя несколько лет после этого события.

Гадая, что бы это могло значить, той же ночью он увидел сон, в котором ему явился Христос с тем же символом и ска­зал, чтобы он использовал его как защиту от врагов. На сле­дующий день Константин, собрав мастеров, описал им этот символ, и они воспроизвели его из золота и драгоценных камней.

Он имел форму креста с двумя греческими буквами наверху — сЫ и гЬо — первыми буквами имени Христа в гре­ческом языке.

Обратите внимание

По Евсевию, Константин созвал религиоз­ных советников, которые могли бы объяснить, что все это означает, и они сказали ему, что если он станет поклоняться христианскому Богу, то получит защиту во всем.

Вступив затем под этим символом в битву с Максенцием на Мильвийском мосту, он одержал сокрушительную победу и про­возгласил себя верховным императором запада (другой гене­рал, Лициний, был императором восточной части империи).

Лью Тибинг прав, сообщая, что он отнюдь не превратился с этого момента в усердного и истового христианина, истре­бив в себе все языческое.

Во-первых, ученые отмечают, что он, похоже, продолжал поклоняться богу солнца даже после своего «обращения»: монеты, чеканившиеся в его правле­ние, еще девять лет после этого продолжали нести на себе изображение 8о1 1пу1сШ5.

В представлении Константина могли слиться его старая религия с новообретенной верой в христианского Бога.

Возможно, не случайность то, что по его установлению христианскому Богу следовало покло­няться в день солнца (зип — 8ипс1ау, воскресенье), а Рожде­ство Христово праздновать во время зимнего солнцестоя­ния. Но так или иначе, вопреки утверждению Тибинга, Кон­стантин начал в некотором смысле осознавать себя христианином с того кульминационного момента в 312 году.

В следующем году Константин, договорившись с Лици- нием, своим соправителем, контролировавшим восточную часть империи, объявил о прекращении преследований христиан на территории всей империи.

В частности, был издан указ, известный как Миланский эдикт, обеспечивав­ший свободу вероисповедания для всех подданных импе­рии — христиан, язычников и иудеев — и отправления культа бога (богов) привычным для них образом.

Важно

Именно это — а не созванный двенадцать лет спустя Никейский собор — поло­жило конец конфликтам между язычниками и христианами.

Читайте также:  Средневековая русь и европейские культуры

С этого момента Константин осознавал себя — и другие считали его — христианином, хотя, как я уже отмечал, остат­ки былой приверженности языческим богам сохранялись еще на протяжении лет десяти. Но к началу 320-х годов Кон­стантин уже твердо придерживался христианской веры.

Ли Тибинг верно замечает, что Константин принял крещение только на своем смертном одре (в 337 году), но это произо­шло не вопреки его воле, на что намекает Тибинг. В действи­тельности для христиан не было чем-то необычным откла­дывать свое крещение до самого конца.

Однако задолго до этого Константин всенародно демонстрировал свою при­верженность христианству, в том числе благодеяниями, которыми он осыпал христианскую церковь и ее духовен­ство на протяжении двадцати с лишним лет.

Остается вопрос: почему Константин обратился в христиан­скую веру? Трудно сказать, прав ли на этот счет Тибинг, утвер­ждая, что Константин просто «поставил на фаворита».

Очевид­но, что Константин намеревался объединить империю, кото­рая столь долгое время была раздроблена (на протяжении пятидесяти лет до восшествия на трон Диоклетиана империя повидала двадцать разных императоров).

С этой целью он пред­принял ряд финансовых и политических мер.

И, возможно, в признании христианского Бога он видел способ достижения культурного единства империи: она могла стать целостной империей, почитающей одного Бога (христианского Бога вме­сто разномастных богов, которым в противном случае поклоня­лись бы по всей империи), с одним императором во главе. Один Бог, одна вера, один император, одна империя.

Несомненно одно: обращение Константина — самое при­мечательное событие в истории западной цивилизации. Хри­стианство превратилось из религии преследуемого и ненави­димого в империи меньшинства в религию, которой отдал предпочтение сам император. Церковь купалась в располо­жении; стало очень популярным принимать христианство и таким образом отрекаться от языческих богов.

Совет

Люди обраща­лись толпами. К концу четвертого столетия большая часть населения империи стала христианской. Все императоры после Константина, за одним мимолетным исключением, были христианами. За пятьдесят лет после его смерти хри­стианство превратилось в официальную религию империи.

Как сказал один писатель, обращение Константина было «вторым по величию из всех известных истории сюжетов»4.

Но его обращением в 312 году и эдиктом о веротерпимо­сти в 313 году дело не закончилось. Поскольку, как замечает сам Тибинг, нечто значительное произошло в 325 году. Тибинг ошибается, говоря, что именно тогда Константин предпринял попытку объединения империи под знаменем христианства.

Этот процесс уже шел. Но возникла проблема с использованием христианства как средства объединения: христианская Церковь сама не была едина в понимании неко­торых фундаментальных вопросов, не менее важных, чем ее теологические представления.

Для того чтобы христиан­ство объединило империю, ему самому нужно было объеди­ниться.

И это была истинная причина, по которой Констан­тин созвал собор христианских епископов (их было около 200-250), которым предстояло решить вопросы, вызываю­щие внутренние разногласия христиан; он состоялся в горо­де Никее, потому и был назван Никейским собором.

Никейский собор

Источник: http://nasch-mir.ru/rol-konstantina-v-rannem-xristianstve/

Главная страница

Император Константин Великий и его обращение к христианству

Constantine the Great and his turning to Christianity

Ирини Артеми,

богослов-филолог аспирант Афинского университета

мозаика храма святой Софии в Константинополе

Флавий Валерий Константин родился в городе Naissus, Ниш в Сербии. Он был сыном Констанция Хлора, который позже стал римским императором, и св. Елены, женщины смиренного нрава, но с замечательным характером и необычайными способностями1.

Елена была дочерью хозяина гостиницы. Дата рождения императора Константина в точности не известна, она варьирует между 274 и 288 гг. Константин I или св. Константин, был римским императором с 306 до 337 гг. по Р. Х.

Он хорошо известен как первый римский император, который принял христианство, Константин издал Миланский эдикт (указ) в 313 году, которым провозглашалась религиозной терпимость в отношении ко всем вероисповеданиям во всей империи2.

Сегодня некоторые историки поддерживают точку зрения, что не было никакого официального указа-эдикта, но только лишь принято было Лицинием и Константином «решения о религии3.

Обратите внимание

Знаменитый Lubarum императора Константина — монограмма  с именем Христа, данная ему в видении перед битвой с Максентием

Указ-эдикт не только защищал христиан от преследований по религиозным мотивам, но защищал все религии, дозволяя любому поклоняться тому божеству в зависимости от того, какую кто избрал религию. Аналогичный указ был издан в 311 г. императором Галерием, позже ставшего старшим император тетрархии.

Эдикт Галерия даровал христианам право придерживаться своей религии и свершать культовые обряды, не вызывая никаких неприятностей «Ut denuo Sint Chrsitiani et conventicula sua componant, ita ut ne quid contra disciplinam agant», но не возвращая им любую их собственность4.

Напротив, Миланский эдикт состоял из множества статей, которые заявили, что все конфискованные церкви должны будут возвращены, а также другие положения относящиеся к защите частной собственности христиан5. Ни Константин, ни Лициний не провозглашали христианство в качестве официальной религии6.

В 324 году, после поражения Лициния и его смерти, начался период единоличного правления империей Константином. Глубокое понимание фактов, истории и проницательность его характера привели его к сознанию принять два важных решения, которые изменили всю историю Римской империи, и которые оказывают свое влияние до сих пор.

Его первым решением было принятие христианства в качестве официальной религии Римской-Византийской империи, а вторым было — перенесение столицы империи из Рима в новый город. Он был построен на месте древнего Византия и ему было дано имя Константинополь. Этот город стал столицей новой империи, Новым Римом7.

С 320 Константин постоянно поддерживал христианство, оказывая ему финансовую помощи и льготы, или устанавливая налоговые льготы христианской Церкви. После признания христианства в качестве дозволенной религии, religio licita, Константин Великий даровал гражданские свободы епископату, т. н. audentia episcopalis.

Таким образом епископ совершал суд не только в силу своей духовной власти, но и в силу имперского закона о власти8. Хотя, Константин защищал и поддерживал христианскую веру, однако он был крещен как христианин незадолго до своей смерти. По обычаю Римской империи св.

Константин оставался верховным понтификом, Pontifex Maximus, по политическим причинам, а также для поддержания мира и гармонии в отношениях между язычниками и христианами9. Многие историки считают10, Константин помогал христианству из чисто политических соображений.

Они утверждают, что победно торжество христианства на Востоке имело место уже задолго до самодержавного правления императора Константина. Обращение Константина к христианству началось — в соответствии с указаниями Истории Евсевия Памфила11-с видения Константина, которое ему было явлено перед боем против Максенция, и молитвы Константина, обращенной к Богу христиан. Евсевий дает описания видения не в том смысле, что он был причиной и поводом для обращения Константина в христианство, но для того, чтобы показать, что новый император император имел благословение Триединого Бога христиан. Именно в этой перспективе и можно рассматривать т. н. политическое богословие.12

солид- новая монета Римской империи, введённая императором Константином на Западе с 314г., а на Востоке с 324г.

Константин привнес много изменений в строе жизни Римской империи: а) Распятие как вид казни было отменено, б) детоубийство — убийство нежелательных детей-было отменен, в) практика рабства стала утрачивать силу и многие рабы были освобождены, г) гладиаторские игры были запрещен , хотя они еще не были полностью устранены, д) христианские мужчины были избраны в качестве советников императора, е) церкви были освобождены от налогов, ж в первый день недели, воскресенье, был выделен как священный день поклонения. Воскресенье стало официальным днем римского выходного дня, чтобы больше людей могли посещать церкви.13
Принято мнение, что император Константин принял Христианскую Церковь не только по богословским мотивам, но также и по политическим. Как политик, он осознавал возрастающую роль христианского меньшинства в частной и общественной жизни. Тот факт, что христианство стало его религией это свидетельствует в частности и его детям, что император в данном случае руководствовался не только политическими молитвами. Он руководствовался также своими религиозными побуждениями и чувствами.

перевод с английского языка и подготовка текста статьи » Православного Апологета» 2012г.

Источник: https://apologet.spb.ru/ru/1093.HTML

Блоги / Diletant.media: Юлиан Отступник: император, бросивший вызов самому Христу

В IV веке римский император Юлиан решил повернуть время вспять и запретить христианство. Встретив сопротивление, он 
стал угрожать тем, кто не желал возвращаться к язычеству. 

В 330-х годах император Константин Великий сделал христианство фактически официальной религией пока еще единой Римской империи.

Уже в начале своего правления он прекратил гонения на 
последователей Иисуса, а затем даровал им всё большие привилегии. В разных концах империи началось строительство христианских церквей, материалом для которых часто служили камни специально разрушенных языческих храмов.

Важно

К концу жизни Константина христианская церковь осознала все преимущества статуса государственной религии, и её клир не собирался расставаться с достигнутым положением.

В 337 году Константин Великий умер, перед смертью успев провозгласить наследниками сразу трех своих сыновей и 
племянника, разделив римские провинции между ними.

Сразу после его похорон началась жестокая борьба за власть, победу в которой одержал средний сын Констанций II. Чтобы отцовское наследство не дробилось и дальше, он приказал убить всех потенциальных претендентов на престол.

За считанные месяцы императорская семья резко сократилась – от рук убийц, посланных Констанцем, погибли два его дяди и семь кузенов. После этого новый император затеял войну с 
родными братьями.

Император Констанций II. Источник: Wikipedia.org

От боковых ветвей императорского рода остались лишь два мальчика, два юных племянника Константина – 12-летний Галл и 6-летний Юлиан. Когда убийцы ворвались в их дом, Галл тяжело болел, и 
его не тронули, посчитав, что он умрет без посторонней помощи, а Юлиана пощадили из-за его малолетства. На всякий случай к мальчикам приставили епископа Евсевия, который не столько обучал братьев, сколько приглядывал за 
ними и докладывал об их поведении Констанцию. Гораздо большее влияние, чем этот священник, оказал на юного Юлиана ученый раб евнух Мардоний, познакомивший мальчика с античными философией и литературой. Восприимчивый ученик страстно глотал сочинения Платона, Аристотеля, Сократа и других древнегреческих авторов. Он так любил учиться, что даже обрадовался, когда их с братом выслали подальше от столицы империи Константинополя в каппадокийский Марцел, где имелась огромная библиотека.

В провинциальной глуши братья прожили пять лет. Юлиан запоем читал книги, а Галл занимался фехтованием и 
верховой ездой. Тем временем Констанций осознал, что прямых наследников у него не будет. Его жена Евсевия считала, что её бездетность – наказание за грехи мужа. В 347 году Констанций решил сделать наследником Галла, которому уже исполнился 21 год. Он вызвал его в Константинополь и даровал ему титул цезаря. Со времен Диоклетиана император носил титул августа, а его соправитель и 
наследник – цезаря.

Констанцию пришлось отправиться в Италию, чтобы отвоевать Рим у очередного узурпатора. Константинополь остался порученным Галлу, который принялся наводить в нём свои порядки. После казни нескольких крупных чиновников и подавления недовольств к Констанцу потоком потекли доносы и просьбы усмирить своего соправителя. Император сперва отправил Галла в Антиохию, но тот принялся руководить ею без оглядки на верховную власть. В 354 году Констанций вызвал Галла к себе, а пока тот находился в пути, приказал убить его за превышение должностных полномочий. 23-летний Юлиан, живший в ссылке в далёкой Никомедии, остался единственным наследником императорской династии.

В 355 году Констанций вызвал двоюродного брата в Милан, где тогда находился двор. Некоторые историки считают, что он хотел убить последнего потенциального претендента на престол, но его смогла переубедить императрица Евсевия. Ей понравился благообразный юноша, который бредил философией и умолял отпустить его обратно к любимым книгам. Император решил, что этот «ботаник» опасности для него не представляет, провозгласил Юлиана цезарем взамен его убитого брата и, к радости парня, отправил его в Афины. Юлиан был страшно рад оказаться в центре эллинистической культуры. В Афинах он приобщился к элифсинским тайнам – сложному языческому обряду — и начал общаться с жрецами продолжавших существовать в Греции дохристианских культов. За несколько месяцев, проведенных в Афинах, Юлиан стал страстным адептом неоплатонизма – учения, составленного из основ древнегреческой философии и восточной эзотерики, главной целью которого был поиск единого абстрактного божества.

Оригинал 

Источник: https://echo.msk.ru/blog/diletant_ru/2397167-echo/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector