Гражданская война в произведениях искусства

Тема революции и гражданской войны в литературе 20-30 годов. Сочинение

Революция — слишком масштабное событие, чтобы не быть отраженным в литературе, и редкий писатель, её переживший никак не коснулся её в своем творчестве.

Существуют разные подходы к этой теме. Скажем «Конармия» Бабеля или «Донские рассказы» Шолохова — это ряд не очень связанных между собой эпизодов, выстраивающихся в огромные мозаичные полотна, а «Белая гвардия» Михаила Афанасьевича Булгакова — классический роман.

У разных писателей события подаются с разных точек зрения: у Серафимовича в «Железном потоке» — с точки зрения народа, у Булгакова и большинства эмигрантских писателей — с точки зрения дворянства.

Обратите внимание

Шолохов вообще исследует не борьбу угнетателей и угнетенных, а противоречия, которые возникают в самом народе в ходе братоубийственной войны. Существует еще один подход к теме — исторический. Марк Алданов в романе «Девятое термидора» описывает не нашу революцию, а французскую.

Революция для этого автора — не просто смена власти или даже социальной формации, а взрыв животных инстинктов, возвращение человечества в зверское состояние. Он пишет: «Страшна революция не против монархии, а против носового платка», то есть — против культуры.

И все же среди множества мнений можно выделить два основных подхода к данной теме. Удобнее всего будет проанализировать этот процесс на примере двух романов — «Разгрома» Фадеева и «Белой гвардии» Булгакова.

Персонажи Булгакова — это русская интеллигенция, дворянство, офицерство, и события изложены с их точки зрения. Герои Фадеева же — люди из народа (единственный, кого худо-бедно можно назвать «интеллигентом» — Мечик, подан как представитель «мелкой буржуазии»).

Эти два писателя находятся в разных лагерях и, соответственно, у Булгакова представители простого народа, «мужички — богоносцы Достоевские» представлены отрицательно.

Этим людям все равно, где белые, где красные, они заботятся только о себе, а интеллигенция предстает перед нами как хранительница народной памяти, великой культуры и твердых нравственных принципов. У Фадеева же все наоборот.

Культурный и образованный Мечик оказывается предателем, в нем нет внутренней силы, позволяющей следовать за народом и служить ему. Морозко же, как олицетворение простого народа, хотя и несколько импульсивен, но интуитивно чувствует правду.

Есть у Фадеева и еще одна идея: «Цель оправдывает средства». Показателен образ Левинсона, который не останавливается ни перед какой жестокостью, чтобы спасти отряд. Его можно сравнить с Хлудовым из булгаковского «Бега», но Хлудов в конце драмы понимает свою ошибку, осознает пагубность этой идеи. Левинсон же, напротив, убежден в своей правоте, и Фадеев оправдывает его.

Важно

Естественно, из всего вышеперечисленного видно, что у Фадеева и Булгакова диаметрально противоположные взгляды на саму революцию.

Если у Фадеева это событие представлено как необходимое и закономерное, которое освободило народ (и в целом, несмотря на трагические судьбы героев, роман «Разгром» — вещь оптимистическая), то для Булгакова революция — прообраз апокалипсиса, гибель старой России, уничтожение культуры и всего, что дорого человеку.

Мы видим, что такое грандиозное событие никого не могло оставить равнодушным. Могут существовать разные мнения по этому поводу, но то, как революция была отражена в разных произведениях разных писателей, может помочь и нам, потомкам, разобраться во всем, осознать и осмыслить свою историю…

Источник: http://litera.su/learner/all-works/review-theme/theme-of-revolution-and-civil-war-in-literature-of-20-30-years

Тема гражданской войны в литературе 20- 30 годов 20 века. – презентация

1 Тема гражданской войны в литературе годов 20 века

2 События революции и гражданской войны нашли своё отражение в новой литературе х годов. Революция принесла энтузиазм, веру в новое мироустройство, но принесла и беды, трагедию всей страны. Освещение войны было упрощенным, одноплановым, монументально героическим. Сейчас известно, что помимо «революции- праздника трудящихся и угнетённых» существовал и иной образ: «окаянные дни» (Бунин), «глухие годы» (Мандельштам), «блевотина войны- октябрьское веселье» (Гиппиус). Но эта точка зрения не имела права на существование!

3 Начав отсчёт нового времени и вознамерившись создать земной рай, стали крушить направо и налево. Пели: «Кто был ничем, тот станет всем», а народ уже в годы был затравлен, одурачен, голоден и нищ! Пели: «Отречёмся от старого мира, а отреклись от Гумилёва и Шаляпина, Бунина и Ахматовой. И ещё от 1,6 млн. талантливейших учёных, писателей, эмигрировавших за границу. Сносили древнейшие храмы и монастыри, убивали священнослужителей!

4 Максим Горький: «Наша революция дала простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии. Народные комиссары относятся к России, как к материалу для опыта, русский народ для них- та же лошадь, которой учёные- бактериологи прививают тиф для того, чтобы лошадь выработала в своей крови противотифозную сыворотку. Вот именно такой жестокий и заранее обречённый на неудачу опыт проводят комиссары над русским народом, не думая о том, что измученная, полуголодная лошадка может издохнуть»

5 В стране красный террор. Но неправы и те, кто возлагал свои надежды на белое движение. В обстановке кровавой неразберихи ничего существенного не могли дать народу и белые, которые в своей массе не были, естественно, ни ангелами, ни благородными рыцарями Ни красные, ни белые не могли дать ничего народу, но за красными, как за силой новой, было серьёзное психологическое преимущество.

6 В начавшейся гражданской войне Россия потеряла с 1918 по 1922 годы – миллионов человек! ( по другим источникам 16 млн.): военные потери – 800 тысяч эмиграция- 1,5 – 2 млн. человек болезни- 5,1 млн. человек. Остальные 5-7 млн. беззаконно расстреляны (Крондштатский, Тамбовский и др. мятежи). Война началась с момента рождения новой власти.

7 Литературные позиции 20-х годов «Победители» «Побеждённые» «Ни с теми, ни с другими» Дмитрий Фурманов «Чапаев» Александр Серафимович «Железный поток» Александр Фадеев «Разгром» и др. Михаил Булгаков «Белая гвардия» Иван Шмелёв «Солнце мёртвых», «Рассказ про одну старуху» Марина Цветаева «Лебединый стан» Борис Лавренёв «Сорок первый» Борис Пильняк «Голодный год», «Повесть непогашенной луны» Виталий Вересаев «В тупике» Исаак Бабель «Конармия» Артём Весёлый «Россия, кровью умытая»

8 «Победители» Революция и гражданская война – героическое время В горниле гражданской войны происходит становление личности Большевики играют руководящую роль в преодолении стихийности масс Большевики- положительные герои, люди из народа Произведения всегда оптимистичны, даже если финал трагичен

9 «Победители»: Дмитрий Фурманов, Александр Фадеев, Александр Серафимович

Совет

10 Героями «победителей» стали В.И.Чапаев из одноимённого произведения Д. Фурманова, Левинсон и Морозко из «Разгрома» А. Фадеева, комиссар Кожух из «Железного потока» А. Серафимовича и другие.

11 «Побеждённые» Эти авторы менее известны, а потом и вовсе вытеснены Революция и гражданская война- всенародная трагедия, братоубийственная бойня Война оказывает разлагающее действие на людей Победителей не может быть, так как всё гибнет

12 «Побеждённые»: Михаил Булгаков, Марина Цветаева, Борис Лавренёв, Иван Шмелёв

13 «Побеждённые». М. Булгаков- автор «Белой гвардии», «Дней Турбиных» (версия для театра), «Бега» и др.

14 «Побеждённые»: Борис Лавренёв, автор героической пьесы «Разлом» и «Сорок первого» Кадры из фильма «Сорок первый» (О. Стриженов и И. Извицкая)

15 «Побеждённые». Иван Шмелёв- автор «Солнца мёртвых», «Рассказа про одну старуху»

16 «Ни с теми, ни с другими» Попытка показать правду: революция- красный террор, ничуть не уступающий белому Но всё- же революция- весёлое время Писатели были репрессированы. Так как старались показать революцию во всех её противоречиях

17 «Ни с теми, ни с другими»: Исаак Бабель, Борис Пильняк

18 «Ни с теми, ни с другими». Исаак Бабель- автор «Конармии»

19 Своим героем в «Повести непогашенной луны» Борис Пильняк делает Фрунзе, умершего во время насильственной операции по поводу язвы. Впервые в литературе создаёт образ И.В.Сталина (Негорбящийся человек)

Обратите внимание

20 Михаил Шолохов к 1940 году закончит работу над романом –эпопеей «Тихий Дон», где с жестокостью и щемящей жалостью покажет судьбу казачества. Главные герои эпопеи Григорий Мелехов и Аксинья станут одними из самых трагичных!

21 Максим Горький: «Наши комиссары относятся к России, как к материалу для опыта, русский народ для них- та же лошадь, которой учёные- бактериологи прививают тиф для того, чтобы лошадь выработала в своей крови противотифозную сыворотку. Вот именно такой жестокий и заранее обречённый на неудачу опыт проводят комиссары над русским народом, не думая о том, что измученная, полуголодная лошадка может издохнуть»

Источник: http://www.myshared.ru/slide/499667

Гражданская война в литературе 20 века

/ Сочинения / Разное / Обзорные темы по произведениям русской литературы XX века / Гражданская война в литературе 20 века

  Скачать сочинение
Тип: Обзорная тема (по произведениям нескольких авторов)

    Революция 1917 года и гражданская война оказалась настолько значимым событием в истории России, что она не могла не отразиться в творчестве огромного количества писателей. Особенно меня поразили два произведения, касающиеся этих событий. Это роман А. Фадеева «Разгром» и «Донские рассказы» Шолохова.
    А.

Фадеев в своем романе «Разгром» более объективно, чем другие советские писатели того времени, осветил гражданскую войну. В основу его произведения положены реальные события. Это один из эпизодов разгрома партизанского отряда на Дальнем Востоке.

    Сам Фадеев писал об основной мысли своего романа: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, а все, поднявшееся из подлинных корней революции, …развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».
    Очень показательно, что писатель, говоря о героях «Разгрома», называет их «человеческим материалом».

Революция и гражданская война требовала именно «материала» для победы и построения нового общества. Человеческая жизнь не имела большой цены, она с легкостью приносилась в жертву во имя победы. В «Разгроме» это отчетливо показано. Многочисленный отряд Левинсона получает партийную задачу: во что бы то ни стало пробиться в свободную от противника Тудо-Вакскую долину.

С большими трудностями (преследование противников, нехватка пропитания и т.д.) отряд пытается ее выполнить… Но на подходе к долине он попадает в окружение казаков. Живыми из боя выходят только девятнадцать человек из полуторосотенного отряда.

Левинсон, прорвавшись из окружения, оглядывается на отряд, «но никакого отряда не было: вся дорога была усеяна конскими и людскими трупами…» Человеческий материал истреблен, но главное – поставленная задача – была выполнена. Без сомнения, отряд Левинсона пополнится новыми бойцами, готовыми (и не совсем готовыми) «положить свою жизнь на алтарь революции».

    Но партизаны погибают не только в сражениях. Вспомним эпизод отравления безнадежно больного Фролова. Боец стал обузой для отряда, и было принято решение дать ему яд.
    Но несправедливо было бы представлять всех революционных деятелей, партийцев циничными и бездушными людьми, не имеющими никаких человеческих эмоций.

Важно

В том то и заключалась их трагедия, что они постоянно стояли перед выбором: победа революционной идеи или человеческая жизнь, а подчас и сотни жизней.
    В своем романе Фадеев смотрит на события революции с позиции «красного». Но примечательно то, что он совсем не приукрашивает революционных будней.

Даже герои у него, хотя и довольно четко делятся на положительных и отрицательных, не имеют однобокой ярко выраженной окраски.
    В «Донских рассказах» Шолохова, помимо исторических фактов минувших времён, привлекает общечеловеческое содержание – проповедь сострадания, согласия. Автор показывает проявление гуманности и человечности.

    Истинную человечность, милосердие проявляет герой рассказа «Чужая кровь» дед Гаврила. Когда-то он с женой отправил своего единственного и горячо любимого сына Петро на войну. И жили они теперь только ожиданием его возвращения. Автор описывает, с какой заботой старики готовили для сына одежду: «…сшили полушубок на Петров рост и положили в сундук.

Сапоги расхожие – скотину убирать – ему сготовили. Мундир свой синего сукна берёг дед, табаком пересыпал, чтобы моль не поела…» Гаврила так ждал своего сына, что весть о его гибели была не сразу принята и понята: «Одного сына убить?! Кормильца?! Петьку мово?! Брешешь, сукин сын!..

Не верю!»
    Именно родительская любовь, доброта, жалость к живому подсказали Гавриле спасти девятнадцатилетнего продкомиссара Николая, раненного кубанцем. Старики стали постепенно забывать о погибшем сыне и полюбили «чужую кровь». Самые тёплые, ласковые слова нашлись для сына: «Петюшка», «родимый», «сынок», «сынушка». Названный сын полюбил стариков.

Но финал рассказа печален: Пётр возвращается на Урал, чтобы поднимать родной завод.
    Такой исход закономерен. Гаврила – крестьянин, Пётр – рабочий, а значит, не привязан к земле. Кроме того, он молод, горяч, верен своему делу: «…Рабочие, какие пришли из армии, снова поднимают завод на ноги… Смертно голодают сами и семьи ихние, а работают… Как же я могу жить тут? А совесть?..

»
    Старики во второй раз теряют сына. Но главное в этом рассказе – проявление милосердия, любви, сострадания к чужому человеку, потому что он – Человек.
    «Донские рассказы» заставляли размышлять над тем, обязательно ли должна была «исходить кровью» мать-Родина, над тем, как исчезало природное, врождённое, воспитанное семьёй, почему не были использованы возможности мирного улаживания конфликта.
    Счёт человеческих благородных поступков должен быть, по Шолохову, такой: скольких ты спас, скольким облегчил жизнь, сколько сберёг красоты на земле, а не скольких ты истребил, осиротил, скольким отравил существование.

Читайте также:  Народы закавказья в последние века до нашей эры

    Таким образом, гуманизм разными писателями понимается по-разному. Если у Фадеева гуманизм подчиняется законам военного времени, то у Шолохова нет ничего превыше нравственно-моральных ориентиров, святых во все времена.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Разное / Обзорные темы по произведениям русской литературы XX века / Гражданская война в литературе 20 века

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00331361214993254376

Изображение гражданской войны в произведениях писателей 20 века

Изображение гражданской войны в произведениях писателей 20 века

11 класс

Презентацию подготовила: Косырева Нина Петровна ,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 87 г. Воронеж

Тема гражданской войны представлена в литературе начала 20 века достаточно широко и многопланово, но каждый из писателей или поэтов решал задачу по- своему. Мы можем отметить многообразие подходов к изображению человека, вовлеченного в водоворот революции и гражданской войны

Александр Серафимович «Железный поток» 1924г.

«А вокруг ветряков с возрастающим гомоном все шире растекается людское море, неохватимо теряясь

пятнами бронзовых лиц. Седобородые старики, бабы с измученными лицами, веселые глаза дивчат; ребятишки шныряют между ногами – и все это тонет в громадной, все заливающей массе солдат.

Александр Серафимович главное внимание акцентировал на изображении гражданской войны как «революционного потока». Он не стремится изобразить конкретного человека, его судьбу – у него историю делает некая безликая масса, захваченная стремлением изменить мир.

«Ординарец Морозка, отгоняя плетью осатаневших цесарок, сушил на брезенте овес.

—  Свезешь в отряд Шалдыбы, — сказал Левинсон, протягивая пакет. Морозка недовольно отвернул голову, заиграл плеткой — ехать не хотелось. Надоели скучные казенные разъезды, никому не нужные пакеты, а больше всего — нездешние глаза Левинсона; глубокие и большие, как озера, они вбирали Морозку вместе с сапогами и видели в нем многое такое, что, может быть, и самому Морозке неведомо.»

Александр Фадеев «Разгром» 1924-1926

В изображении А.Фадеева гражданская война – это исторический разлом, который разделил людей на две противоположные, враждующие стороны. Его привлекают люди, которые разными путями пришли в революцию. Он уже рисует индивидуальные портреты, показывает проявления героического в людях, которые не похожи на героев.

Борис Лавренев «Сорок первый» 1924 г.

Совет

Борис Лавренев изображал не столько события гражданской войны, сколько судьбы людей, их чувства, которые проявляются вне зависимости от социальных катаклизмов.

Красноармеец Марютка оказалась в силу обстоятельств на пустынном острове посреди Каспийского моря с синеглазым белогвардейским поручиком по фамилии Говоруха-Отрок. Она должна была ненавидеть его классовой ненавистью, а вместо этого между героями вспыхнула любовь…

Марютка шагнула вперед, нагнулась. С воплем рванула гимнастерку на груди, выронив винтовку.

В воде на розовой нити нерва колыхался выбитый из орбиты глаз. Синий, как море, шарик смотрел на нее недоуменно-жалостно.

Она шлепнулась коленями в воду, попыталась приподнять мертвую, изуродованную голову и вдруг упала на труп, колотясь, пачкая лицо в багровых сгустках, и завыла низким, гнетущим воем:

Родненький мой! Что ж я наделала? Очнись, болезный мой! Синегла-азенький!

Михаил Булгаков. «Белая гвардия»

О трудных судьбах интеллигенции в революции и гражданской войне рассказывает роман М.Булгакова «Белая гвардия»

Привычный, казалось бы, устойчивый и прочный мир рухнул в одно мгновение. Куда идти? В каком сражаться стане? Эти непростые вопросы задают себе герои романа братья Турбины и их друзья. Писатель пронзительно правдиво передал трагедию людей, для которых слово «честь» было основой поведения.

Он показал, какой хаос и разруху несут любые социальные катаклизмы простым людям

—  Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…

Чернея, крикнул:

—  Да скажи же хоть слово! Как же это, а?

Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело…

Михаил Шолохов «Донские рассказы»

Но накрепко закусил Николка посинелый кончик языка, будто боялся проговориться о чем-то неизмеримо большом и важном.

К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…

Особое место в изображении гражданской войны занимает писатель Михаил Шолохов, впервые появившийся в литературе со сборником «Донские рассказы».

Война предстала перед читателем страшной, кровавой, разрубающей пополам жизнь не только односельчан, но и родных по крови людей, членов одной семьи.

М. Шолохов «Тихий Дон». Великий роман великого писателя

Трагические события гражданской войны показаны на судьбе простого казака Григория Мелехова. Тяжелый путь разочарований, поражений и потерь проходит главный герой. Война калечит не только тело, но и душу человека – вот главный итог романа

По-своему изображали гражданскую войну поэты. Почти все они были революционными романтиками, верили во всемирную революцию, в очищающую силу революционной грозы. Даже от названий сборников веяло горячим огнем революционных событий.

Обратите внимание

Тема их стихотворений- героизация революционных будней. Символом революционной эпохи стало стихотворение Михаила Светлова «Гренада»

Любая эпоха, в которой происходят глобальные исторические события, меняющие ход истории, остается на страницах книг.

Писатели позволяют нам приблизить время, посмотреть пристальней на историю своей страны, ощутить её не через сухие строки документов, а через судьбы героев, живших в то непростое время

Ещё раз вспомним имена поэтов и писателей:

Александр Серафимович «Железный поток»

Александр Фадеев «Разгром»

Борис Лавренев «Сорок первый»

Михаил Булгаков «Белая гвардия»

Михаил Шолохов «Тихий Дон»

Поэты гражданской войны:

Асеев, Луговской, Светлов, Багрицкий

Домашнее задание. (по выбору или по вариантам) 1. Написать отзыв о любом поэте или писателе, о творчестве которого вы услышали на уроке. 2. Сделать сообщение об одном из произведений, исключая роман Шолохова «Тихий Дон»

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/izobrazhieniie_ghrazhdanskoi_voiny_v_proizviedieniiakh_pisatieliei_20_vieka

История России

В. И. Мухина. Портрет работы М. В. Нестерова.

После Октябрьской социалистической революции роль изобразительных искусств и архитектуры была обусловлена их новым общественным положением. Победа революции имела своим следствием широкую демократизацию искусства, установление неразрывной связи между ним и интересами социалистического отечества.

Ведущие принципы и задачи советских изобразительных искусств и архитектуры определились уже на самом раннем этапе. Советская власть, взяв на себя в интересах народа охрану музейных сокровищ, памятников архитектуры и старины, одновременно стремилась сделать все возможное для развития нового искусства. Подписанный В. И.

Лениным 12 апреля 1918 г. декрет положил начало созданию первых советских скульптурных памятников. В других декретах содержались решения об организации художественных выставок и конкурсов, учреждении государственных закупочных комиссий, денежных средствах, реформе художественного образования, мастерских для художников и т.

д.

План «монументальной пропаганды», принятый по предложению В. И. Ленина, явился в то время самым ярким выражением общих принципов нового искусства.

Главную цель «монументальной пропаганды» В. И. Ленин видел в том, чтобы поставить искусство на службу революции, воспитать народ в духе нового, коммунистического миропонимания.

Вместе с упразднением некоторых уродливых памятников, прославлявших царизм, декрет предписывал мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов монументов в честь Октябрьской социалистической революции.

В список лиц, память которых намечалось увековечить, вошли имена замечательных людей прошлого — революционеров и общественных деятелей, писателей, ученых, философов, художников. Начиная с осени 1918 г. на улицах Петрограда, Москвы и других городов появились первые произведения «монументальной пропаганды» — памятники Радищеву, Степану Разину, Робеспьеру, Каляеву, Тарасу Шевченко и другим.

Важно

Над осуществлением плана работали многие скульпторы, представлявшие различные творческие течения,— Н. А. Андреев, С. Т. Коненков, А. Т. Матвеев, В. И. Мухина, С. Д. Меркуров, В. А. Синайский, архитекторы Л. В. Руднев, И. А.Фомин, Д. П. Осипов, В. М. Маят.

Идеи ленинского плана оказали влияние и на более широкую область монументально-декоративного искусства — праздничное оформление городов, массовых шествий и т. д. В оформлении улиц Москвы и Петрограда в дни первой годовщины Октябрьской революции участвовали видные художники, в том числе К. С. Петров-Водкин, Б. М. Кустодиев, С. В. Герасимов.

При всем несовершенстве большинства первых памятников и произведений декоративной живописи они несли с собой дух гуманизма, пафос революционного обновления жизни.

Характерной чертой изобразительного искусства эпохи революции и гражданской войны была агитационная направленность, определявшая значение и место отдельных его видов.

Наряду с памятниками и мемориальными досками рупором революционных идей и лозунгов стал плакат, говоривший языком аллегории (А. П. Апсит), политической сатиры (В. Н.

Дени) и достигший тогда наибольшей высоты в классических работах Д. С. Моора («Ты записался добровольцем?», «Помоги»).

Непревзойденными в своем роде были также «Окна РОСТА» В. В. Маяковского и М. М. Черемных. «Телеграфный» язык этих плакатов, сознательно упрощенный, отличался остротой и лаконизмом.

К искусству плаката тесно примыкала политическая графика, которую широко популяризировали журналы «Пламя», «Красноармеец» и другие периодические издания. Революционная тематика проникала и в станковую графику (рисунки Б. М.

Совет

Кустодиева), особенно в гравюру на дереве и линолеуме. «Войска» В. Д. Фалилеева, «Броневик» и «Крейсер Аврора» Н. Н. Купреянова — типичные произведения графики этого времени.

Для них характерны напряженные контрасты черно-белой манеры, повышение роли силуэта.

Эпоха революции получила отражение и в книжной иллюстрации (рисунки Ю. П. Анненкова к «Двенадцати» А. Блока, обложки и книжные знаки С. В. Чехонина), но этот род искусства был в большей мере связан с новыми изданиями классической литературы, прежде всего «Народной библиотеки» (работы Д. Н. Кардовского, Е. Е. Лансере и других).

В портретной графике особую ценность имели сделанные с натуры зарисовки В. И. Ленина (Н. И. Альтман, Н. А. Андреев). Плеяда крупных мастеров (А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, А. П. Остроумова-Лебедева) развивала пейзажную графику.

Станковая живопись первых послереволюционных лет больше, чем какой-либо другой вид искусства, испытала на себе давление «левого фронта». Выставки того времени изобиловали формалистическими произведениями. Вместе с тем работы многих художников-реалистов были далеки от современности.

Лишь некоторые полотна («Новая планета» К. Ф. Юона, «Большевик» Б. М. Кустодиева и т. п.) свидетельствовали о стремлении их авторов раскрыть исторический смысл происходящего, хотя и эти работы были отмечены печатью наивного аллегоризма.

Свойственная всему советскому искусству раннего периода аллегория проникала даже в пейзажную живопись, породив такой своеобразный отклик на современные события, как, например, картина А. А. Рылова «В голубом просторе». Но в картинах первого советского баталиста М. Б.

Грекова события революционной эпохи получили свое прямое изображение.

Среди прочих искусств в особом положении находилась архитектура, возможности которой в этот период не выходили за рамки проектирования и теоретического осмысливания новых задач. Но уже в следующий период, а именно в 30-е годы архитектура и искусство изменились немного в другую сторону.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/xx-vek/izobrazitelnye-iskusstva-i-arxitektura-v-period-revolyucii-i-grazhdanskoj-vojny.html

Тема революции и гражданской войны в русской литературе 20 века | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть бра­тоубийственными.

Таков по сути характер любой войны, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен.

Осознание гражданской вой­ны как национальной трагедии стало определяю­щим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценно­стей классической литературы.

Обратите внимание

Это осознание прозвучало, может быть, даже не до конца понятое самим автором, уже в романе А. Фадеева «Разгром».

И сколько бы критики и ис­следователи ни искали в нем оптимистическое на­чало, книга прежде всего трагична — по описыва­емым в ней событиям и судьбам людей, фило­софски осмыслил суть событий в России начала XX века спустя годы Б. Пастернак в романе «Док­тор Живаго».

Герой здесь оказался заложником истории, которая безжалостно вмешивается в его жизнь и разрушает ее. В судьбе Живаго — судьба русской интеллигенции в ХХ веке.

Во многом близок к Б. Пастернаку и другой пи­сатель, драматург, для которого опыт гражданской войны стал его личным опытом. Это М. Булгаков. Его пьеса «Дни Турбиных» стала живой легендой XX века. Пьеса рождалась необычно.

В 1922 году, оказавшись в Москве (после Киева и Владикавка­за, после опыта работы врачом), М. Булгаков узна­ет о том, что в Киеве умерла его мать.

Эта смерть послужила толчком к началу работы над романом «Белая гвардия», а уже потом из романа рождается пьеса.

Читайте также:  Карта: походы владимира и ярослава мудрого

В романе и в пьесе нашли отражение личные впечатления М. Булгакова. В страшную зиму 1918—1919 годов писатель жил в Киеве, своем родном городе, переходившем из рук в руки. Судьбу человека решал ход истории. В центре пьесы — дом Турбиных.

Его прообразом во мно­гом стал дом Булгаковых на Андреевском спуске, сохранившийся до наших дней, а прототипами ге­роев — близкие писателю люди. Так, прототипом Елены Васильевны была сестра М. Булгакова.

Важно

Это придало булгаковскому произведению особую теплоту, помогло передать неповторимую атмо­сферу, которая отличает дом Турбиных.

Дом их — это центр, средоточие жизни, причем в отличие от предшественников писателя, напри­мер поэтов-романтиков, символистов начала XX ве­ка, для которых уют и покой были символом мещан­ства и пошлости, у М. Булгакова дом — это средо­точие духовной жизни, он овеян поэзией, его обитатели дорожат традициями дома и даже в труд­ное время стараются их сохранить.

В пьесе «Дни Турбиных» возникает конфликт между человеческой судьбой и ходом истории. Гражданская война врывается в дом Турбиных, разрушает его. Емким символом мирной жизни становятся не раз упоминаемые Лариосиком «кремовые шторы» — именно эта грань отделяет дом от охваченного жестокостью и враждой ми­ра.

Композиционно пьеса строится по кольцево­му принципу: действие начинается и заканчива­ется в доме Турбиных, а между этими сценами местом действия становятся рабочий кабинет украинского гетмана, из которого сам гетман бе­жит, бросая людей на произвол судьбы; штаб петлюровской дивизии, которая входит в город; вестибюль Александровской гимназии, где соби­раются юнкера, чтобы дать отпор Петлюре и за­щитить город.

Именно эти события истории круто изменяют жизнь в доме Турбиных: убит Алексей, искалечен Николка, да и все обитатели турбинского дома оказываются перед выбором. Горькой иронией звучит последняя сцена пьесы. Елка в доме, со­чельник 18-го года. В город входят красные вой­ска.

Известно, что в реальной истории два этих события не совпадали по времени — красные вой­ска вошли в город позже, в феврале, но М.

Булга­кову необходимо было, чтобы на сцене стояла ел­ка, символ самого домашнего, самого традицион­ного семейного праздника, который лишь острее дает почувствовать близкое крушение этого дома и всего прекрасного, создававшегося веками и обреченного мира.

Горькой иронией звучит и реп­лика Мышлаевского: после того, как Лариосик произносит слова из чеховской пьесы «Дядя Ва­ня»: «Мы отдохнем, мы отдохнем…» -— слышатся далекие пушечные удары, в ответ на них следует сказанное Мышлаевским ироническое: «Так! От­дохнули!..

» В этой сцене с особой наглядностью видно, как история врывается в жизнь людей, как XIX век с его традициями, укладом жизни, жалоба­ми на скуку и несобытийность сменяет век XX, на­полненный событиями бурными и трагическими. За их громовой поступью не слышен голос от­дельного человека, обесценена его жизнь. Так, через судьбу Турбиных и людей их круга М. Булга­ков раскрывает драматизм эпохи революции и гражданской войны.

Совет

Особо следует остановиться на проблеме нрав­ственного выбора в пьесе. Перед таким выбором оказывается главный герой произведения — пол­ковник Алексей Турбин.

Его главенствующая роль сохраняется в пьесе до конца, хотя убитым его приносят в конце третьего акта, а весь последний четвертый акт происходит после его гибели.

В нем полковник присутствует незримо, в нем он, как и при жизни, выступает как главный нравственный ориентир, олицетворение понятия о чести, ориен­тир для других.

Выбор, перед которым оказался Алексей Тур­бин в момент, когда подчиненные ему юнкера го­товы сражаться, жесток — либо сохранить вер­ность присяге и офицерскую честь, либо сберечь жизнь людей. И полковник Турбин отдает приказ: «Срывайте погоны, бросайте винтовки и немед­ленно по домам».

Такой выбор, сделанный им, дается кадровому офицеру, «вынесшему войну с германцами», как он сам говорит, бесконечно трудно. Он произносит слова, которые звучат как приговор ему самому и людям его круга: «Народ не с нами. Он против нас».

Признать это тяжело, отступиться от воинской присяги и предать честь офицера еще тяжелее, но булгаковский герой решается на это во имя высшей ценности — че­ловеческой жизни. Именно эта ценность оказы­вается высшей в сознании Алексея Турбина и са­мого автора пьесы.

Совершив этот выбор, ко­мандир ощущает полную безысходность.

В его решении остаться в гимназии — не только жела­ние предупредить заставу, но и глубинный мо­тив, разгаданный Николкой: «Ты, командир, смерти от позора ждешь, вот что!» Но это ожида­ние смерти не только от позора, но и от полной безысходности, неотвратимой гибели той Рос­сии, без которой такие люди, как булгаковские герои, не представляют себе жизни.

Пьеса М. Булгакова стала одним из наиболее глубоких художественных постижений трагичес­кой сущности человека в эпоху революции и гражданской войны.

Источник: http://resoch.ru/tema-revolyucii-i-grazhdanskoj-vojny-v-russkoj-literature-20-veka/

Советское изобразительное искусство

Знакомясь с произведениями советского изобразительного искусства, сразу замечаешь, что оно очень отличается от предыдущего периода в истории искусства.

Это отличие состоит в том, что все советское искусство пронизано советской идеологией и было призвано быть проводником всех идей и решений советского государства и коммунистической партии, как руководящей силы советского общества.

Обратите внимание

Если в искусстве 19-го – начала 20-го века художники подвергали серьезной критике существующую действительность, то в советский период такие произведения были недопустимы. Красной нитью через все советское изобразительное искусство был приложен пафос строительства социалистического государства.

Сейчас, спустя 25 лет после распада СССР, к советскому искусству повышен интерес со стороны зрителей, особенно оно становится интересным для молодежи. Да и более старшее поколение многое переосмысливает в прошедшей истории нашей страны и также интересуется казалось бы очень знакомыми произведениями советской живописи, скульптуры, архитектуры.

Искусство периода Октябрьской революции, гражданской войны и 20-х – 30-х годов.

В первые годы после революции и в годы гражданской войны огромную роль сыграл боевой политический плакат. Классиками искусства плаката по праву считаются Д.С.Моор и В.Н.Дени. Плакат Моора “Ты записался в добровольцы?” и сейчас покоряет выразительностью образа.

Помимо печатного плаката в годы гражданской войны возникли плакаты, рисованные от руки и размножающиеся с помощью трафарета. Это “Окна РОСТА”, где активное участие принял поэт В. Маяковский.

В период гражданской войны работал план монументальной пропаганды, составленный В.И.Лениным, смысл которого состоял в сооружении по всей стране памятников известным людям, которые так или иначе содействовали подготовке и свершению социалистической революции. К исполнителям этой программы относятся прежде всего скульпторы Н.А. Андреев И.Д. Шадр.

В 20-х годах образовалось объединение, сыгравшее значительную роль в построении нового советского общества -России” (АХРР) “Ассоциацию художников революционной России (АХРР).

В 30-х годах был создан единый Союз художников СССР, объединивший всех художников, которые в своем творчестве должны были следовать методу социалистического реализма. Художники старшего поколения (Б.Кустодиев, К.Юон и др.) и более молодые стремились отразить новое в советской действительности.

 В творчестве И.И. Бродского нашла отражение историко-революционная тема. Эта же тема в произведениях М.Грекова и К.Петрова-Водкина носит возвышенно-романтический характер. 

В эти же годы было положено начало эпопее “Лениниана”, создавшей бесчисленное за советский период количество произведений, посвященных В.И.Ленину.

Важно

Жанристами (мастерами бытового жанра) и портретистами 20-х-30-х годов следует в первую очередь назвать М.Нестерова, П.Кончаловского, С.Герасимова, А.Дейнеку, Ю.Пименова, Г.Ряжского и других художников. 

В области пейзажа работали такие художники, как К.Юон, А.Рылов, В.Бакшеев и др.

После революции и гражданской войны шло бурное строительство городов, в которых было создано много памятников видным деятелям революции, партии и государства. Известными скульпторами были А.Матвеев, М.Манизер, Н.Томский, С.Лебедева и другие.

Советское изобразительное искусство 1941 -1945 г.г. и первых послевоенных лет

В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение, что “когда гремят пушки, музы молчат”. Нет, в период самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш и резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом.  

Героический подъем народа, его моральное единство стали той основой, на которой поднялось советское искусство времени Отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Эти идеи вдохновляли художников-плакатистов, воодушевляли живописцев на создание картин, повествующих о подвигах советских людей, определяли содержание произведений во всех видах искусства.

Огромную роль в это время, как и в годы гражданской войны, сыграл политический плакат, где работали такие художники, как В.С.Иванов, В.Б.Корецкий и другие. Их произведениям присущ гневный пафос, в образах, ими созданных, раскрывается несгибаемая воля людей, грудью вставших на защиту Отечества. 

Подлинное возрождение переживает в войну рисованный плакат. По примеру “Окон РОСТА” в 1941 – 1945 годах создавались многочисленные листы “Окон ТАСС”. Они высмеивали захватчиков, разоблачали истинную сущность фашизма, призывали народ на защиту Родины. Среди художников, работающих в “Окнах ТАСС”, в первую очередь следует назвать Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов).

Убедительно рассказывают о переживаниях советских людей в годы войны графические серии этого времени. Сердечной болью отмечена великолепная серия рисунков Д.А.Шмаринова “Не забудем, не простим!” Тяжесть жизни блокадного Ленинграда запечатлены в цикле рисунков А.Ф.Пахомова “Ленинград в дни блокады”.

Трудно было работать в годы войны живописцам: ведь для создания законченной картины требуется время и соответствующие условия, материалы.

Тем не менее, тогда возникло немало полотен, вошедших в золотой фонд советского искусства. О трудных буднях войны, о героях-воинах рассказывают нам живописцы студии военных художников имени А.Б.Грекова.

Они ездили по фронтам, принимали участие в военных действиях.

Совет

Военные художники запечатлели на своих полотнах все то, что сами видели и пережили. Среди них П.А.Кривоногов, автор картины “Победа”, Б.М.Неменский и его картина “Мать”, крестьянская женщина, приютившая у себя в избе солдат, много пережившая в тяжелую для Родины годину. 

Полотна большой художественной ценности создали в эти годы А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Кукрыниксы. Их картины, посвященные героическим подвигам советских людей советских людей на фронте и в тылу, проникнуты искренним волнением. Художники утверждают нравственное превосходство советского народа над грубой силой фашизма.

В этом проявляется гуманизм народа, его вера в идеалы справедливости и добра. О мужестве русских людей говорят исторические полотна, созданные во время войны, в том числе такие, как цикл картин Е.Е.Лансере “Трофеи русского оружия” (1942), триптих П.Д.Корина “Александр Невский”, полотно А.П.Бубнова “Утро на Куликовом поле”.

О людях военной поры много поведала нам и портретная живопись. В этом жанре создано немало произведений, отмеченных незаурядными художественными достоинствами.

Портретная галерея периода Отечественной войны была пополнена и многими скульптурными произведениями.  Люди несгибаемой воли, мужественных характеров, отмеченные яркими индивидуальными отличиями, представлены в скульптурных портретах С.Д.Лебедевой, Н.В.Томского, В.И.Мухиной, В.Е.Вучетича.

В годы Отечественной войны советское искусство с честью выполнило свой патриотический долг. Художники пришли к победе, пройдя через глубокие переживания, что позволило в первые послевоенные годы создать произведения, обладающие сложным и многогранным содержанием.

Во второй половине 40-х – 50-х годов искусство обогащается новыми темами и образами. Его основные задачи в этот период – отражение успехов послевоенного строительства, воспитание нравственности, коммунистических идеалов.

Расцвету искусства в послевоенные годы в немалой степени способствовала деятельность Академии художеств СССР, куда входят наиболее значительные мастера. 

Обратите внимание

Искусству послевоенных лет свойственны и другие особенности, которые прежде всего касаются его содержания. В эти годы усиливается интерес художников к внутреннему миру человека.

Отсюда внимание, которое уделяют живописцы, скульпторы, графики портрету и жанровым композициям, позволяющим представить людей в самых различных жизненных ситуациях и показать своеобразие их характеров и переживаний.

Отсюда особая человечность и теплота многих произведений, посвященных жизни и быту советских людей. 

Естественно, что в это время художников продолжают волновать события недавней войны. Вновь и вновь обращаются они к подвигам народа, к тяжким переживаниям советских людей в суровую годину. Известны такие полотна тех лет, как”Машенька”Б.Неменского, “Письмо с фронта” А.Лактионова, “Отдых после  боя” Ю.Неменского, “Возвращение” В.Костецкого и многие другие.

Полотна этих художников интересны тем, что тема войны решается в них в бытовом жанре: они рисуют сцены из жизни советских людей на войне и в тылу, рассказывают об их страданиях, мужестве, героизме. 

Примечательно, что и картины исторического содержания также нередко решаются в этот период в бытовом жанре. Постепенно мирная жизнь советского народа, пришедшая на смену тяжелым испытаниям военных лет, находит все более полное и зрелое воплощение в творчестве многих художников. Пояляется большое количество жанровых картин (т.е.

Читайте также:  Карта: освободительная война на украине и в белоруссии 1648-1654 гг

картин бытового жанра), поражающих разнообразием тем и сюжетов. Это быт советской семьи, с ее нехитрыми радостями и огорчениями (“Опять двойка!” Ф.Решетникова), это горячий труд на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах (“Хлеб” Т.Яблонской, “На мирных полях” А.Мыльникова). Это жизнь советской молодежи, освоение целины и т.п.

Особенно важный вклад в жанровую живопись сделали в этот период художники А.Пластов, С.Чуйков, Т.Салахов и другие.

Важно

Успешно продолжала развиваться в эти годы портретная живопись – это П.Корин, В.Ефанов и другие художники. В области пейзажной живописи в этот период помимо старейших художников, в том числе М.Сарьяна, работали Р.Нисский, Н.Ромадин и другие.

В последующие годы изобразительное искусство советского периода продолжало развиваться в том же направлении.

Источник: http://cvetamira.ru/sovetskoe-izobrazitelnoe-iskusstvo

Гражданская война в литературе поэтов 20 века

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Более 85 лет назад Россия, прежняя Российская империя, лежала в развалинах. Прекратилось 300-летнее  правление династии Романовых в Феврале, в Октябре распрощалось с рычагами управления буржуазно-либеральное Временное правительство. На всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времён Московского княжества Ивана Калиты, полыхала Гражданская война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до гор Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок.

          Что такое любая гражданская война? Обычно её определяют как вооружённую борьбу за власть между представителями различных классов и социальных групп.

Иными словами, это борьба внутри страны, внутри народа, нации, зачастую между земляками, соседями, недавними сослуживцами или друзьями, даже  близкими родственниками.

Это трагедия, надолго оставляющая незаживающую рану в сердце нации и надломы в её душе.

          Как же протекало это драматическое противостояние в России? Каковы были особенности нашей Гражданской войны помимо беспрецедентного географического, пространственного размаха?

        Узнать, увидеть, почувствовать всю палитру красок, мыслей, чувств эпохи гражданской  войны можно, изучая архивные документы и воспоминания современников.

Также  ответы  на  пронзительные  вопросы можно  найти  и в произведениях литературы и искусства той огневой поры, что являются свидетельскими показаниями перед судом Истории. А таких произведений немало, ведь революция – слишком огромное по своим масштабам событие, чтобы не быть отраженным в литературе.

Совет

И лишь считанные единицы писателей и поэтов, оказавшиеся под её влиянием, не коснулись этой темы в своём творчестве.        

           Один из лучших памятников любой эпохи, как я уже сказала, – это яркие и талантливые произведения художественной литературы.

Так и с русской литературой о Гражданской войне. Очень  интересны  творения  тех поэтов и писателей, что прошли через горнило Великой русской смуты. Одни из них сражались «за счастье всех трудящихся», другие – «за единую и неделимую Россию».

Кто-то делал для себя ясный нравственный выбор, кто-то  был лишь косвенно причастен к деяниям одного из противоборствующих лагерей. А иные и вовсе пытались встать над схваткой. Но каждый из них – личность, явление в русской литературе, талант, порой незаслуженно забытый.

          Долгие десятилетия мы рассматривали 
нашу историю в двух цветах, черном и белом.

 Черный – 
это все враги – Троцкий, 
Бухарин, Каменев, Зиновьев и 
иже с ними, белый – это наши 
герои – Ворошилов, Буденный, Чапаев, Фурманов и другие. Полутона не признавались.

Если речь шла о гражданской войне, то зверства белых, благородство красных и, как исключение, подтверждающее правило, случайно затесавшийся между ними «зеленый» – батька Махно, который «ни нашим, ни вашим».

         Но теперь-то мы знаем, как сложен и запутан на самом деле был весь этот процесс в начале 20-х годов 20 века, процесс отбора человеческого материала, знаем, что нельзя в черно-белом изображении подходить к оценке тех событий и литературных произведений, им посвященных. Ведь даже саму гражданскую войну историки склоняются теперь считать начавшейся не с лета 1918, а с 25 октября 1917, когда большевики совершили военный переворот и свергли законное Временное правительство.

Обратите внимание

          Оценки Гражданской войны весьма несходны и противоречивы, начиная с её хронологических рамок. Некоторые исследователи датировали её 1918-1920 годами, что, по-видимому, нельзя признать справедливым (речь здесь может идти только о войне в европейской России). Наиболее точной является  датировка 1917-1922 годы.

          Гражданская война началась, без преувеличения, «на другой день» после захвата власти партией большевиков в ходе Октябрьской революции.

          Меня  заинтересовала  эта  
тема, её  воплощение  в  литературе  той  поры.

  Мне  захотелось  более  подробно  познакомиться  с  различными  оценками  происходящих  событий, узнать  точку  зрения  писателей, стоящих  по  разные  стороны  баррикад, по-разному  оценивающих  события  тех  лет.

          Я поставила  перед  собой  цель – познакомиться  с  некоторыми  произведениями  о гражданской войне, проанализировать  их  и постараться

* понять всю неоднозначность этой трагедии в нашей стране;

* рассмотреть ее с разных сторон, с разных точек зрения: от полнейшего поклонения

   революции  («Разгром» Александра Фадеева) до резкой критики («Россия, кровью  

   умытая» Артёма Веселого);

* доказать на примере литературных произведений, что любая война, говоря 

  словами  Льва  Николаевича  Толстого, – это  «противное  человеческому  разуму  и 

  всей  человеческой  природе  событие».

          Интерес  к  этой  теме возник  у  меня  после  знакомства  с публицистическими заметками Алексея Максимовича Горького «Несвоевременные мысли», которые ранее были  недоступны читателю. Писатель  за  многое  осуждает  большевиков, выражает  своё  несогласие  и  осуждение: «Новое начальство такое же грубое, как и старое. Орут и топают ногами, и взятки хапают, как прежние чинуши хапали, и людей стадами загоняют в тюрьмы».

       Не читали  советские  читатели  и «Окаянных дней» Ивана  Алексеевича  Бунина, назвавшего так время революции и гражданской войны, «Писем  к Луначарскому» Валентина Галактионовича  Короленко и других, запрещённых ранее произведений.

 

        Как братоубийственную войну («зачем шли на брата, рубя и разя….

»), как уничтожение «яркой культуры отчизны своей» воспринимал гражданскую войну и революцию не включаемый ранее в школьные программы поэт  серебряного века  Игорь Северянин.

        Сочувствовал  и белым, и красным Максимилиан Волошин:

…И здесь 
и там между рядами

Звучит один и тот 
же глас:

Кто не за нас, тот против нас!

Нет безразличных! Правда, с нами!

А я стою один меж них

В ревущем пламени и 
дыме.

И всеми силами моими

Молюсь за тех и за других.

Важно

          Прошло более восьми десятилетий после Гражданской войны, но мы только сейчас начинаем понимать, какое это было несчастье для всей России. Ещё недавно в литературе в  изображении  Гражданской  войны  на первый план выступала героика.

Преобладала идея: слава победителям, позор побежденным. Героями войны были те, кто сражался на стороне красных, на  стороне  большевиков.

Это Чапаев («Чапаев» Дмитрия Фурманова), Левинсон («Разгром» Александра  Фадеева), Кожух («Железный поток» Александра  Серафимовича) и другие  солдаты революции.

          Однако была и другая литература, с симпатией изображающая тех, кто встал на защиту России от мятежа большевиков. Эта литература осуждала насилие, жестокость, «красный террор». Но  совершенно  понятно, что такие произведения  в годы  советской власти  были  запрещены.

        Однажды  известный русский певец Александр Вертинский спел песню о юнкерах. За это его вызвали в ЧК и спросили: «Вы что, на стороне контрреволюции?». Вертинский ответил: «Я их жалею. Их жизнь могла бы пригодиться России. Вы же не можете мне запретить их жалеть».

        «Дышать запретим, если найдем нужным! Без этих 
буржуазных выкормышей мы обойдемся».

            Я  познакомилась  с  разными  произведениями  о  гражданской  войне, как  поэтическими, так  и  прозаическими, и  увидела  различные подходы авторов к изображаемому, различные  точки  зрения  на  происходящее.

          Более  подробно  в  реферате  я  проанализирую  три  произведения: роман Александра  Фадеева «Разгром», неоконченный  роман  Артёма  Весёлого  «Россия, кровью  умытая» и повесть Бориса  Лавренёва «Сорок  первый».

          Роман  Александра  Фадеева  «Разгром» является  одним из самых  ярких произведений, рисующих героику гражданской войны.

Совет

          Юность самого  Фадеева прошла на Дальнем Востоке. Там он активно участвовал в событиях Гражданской войны, сражаясь в красных партизанских отрядах.

Впечатления тех лет отразились в рассказе «Против течения» (1923), в повести «Разлив» (1924), романе «Разгром» (1927) и неоконченной эпопее «Последний из удэгэ» (1929-1940). Когда у Фадеева родился замысел романа «Разгром», ещё продолжали полыхать последние бои на дальневосточных окраинах России.

«Основные наметки этой темы, – отмечал Фадеев, – появились в моём сознании ещё в 1921 – 1922 годах».

          Книгу высоко оценили читатели  и многие литераторы.

Писали, что «Разгром» «открывает поистине новую страницу нашей литературы», что в нём найдены «основные типы нашей эпохи», относили роман к числу книг, «дающих широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны», подчёркивали, что «Разгром» показал, «какую крупную и серьёзную силу имеет наша литература в Фадееве».

В «Разгроме» нет предыстории персонажей, предваряющей действие. Но в повествовании о жизни и борьбе партизанского отряда в течение трех месяцев писатель, не отступая от основного сюжета, включает существенные детали из прошлой жизни героев ( Левинсона, Морозки, Мечика и др.), объясняющие истоки их характера и нравственных качеств.

          Всего 
персонажей в романе (включая 
и эпизодические) около тридцати. Это необычно мало для произведения, рассказывающего о гражданской войне. Это  объясняется  тем, что в центре внимания Фадеева изображение человеческих характеров. Он любит подолгу и внимательно исследовать отдельную личность, наблюдать ее в разные моменты общественной и частной жизни.

          Военным 
эпизодам в романе отведено 
немного места. Их описание подчинено углубленному анализу изменений во внутреннем мире участников борьбы. Заглавное событие – военный разгром партизанского отряда – начинает играть заметную роль в судьбах героев лишь с середины произведения (глава 10 – «Начало разгрома»).

Первая половина романа – неторопливое повествование о человеческих судьбах и характерах, жизненной ориентации героев в годы революции. Затем автор показывает сражение как испытание людей. И во время военных действий писатель обращает внимание прежде всего на поведение и переживания участников сражений.

Где находился, что делал, о чем думал тот или иной герой – вот  какие  вопросы волнуют Фадеева.

         «Настоящий человек пробуждается 
в самых лучших своих сторонах, когда стоит перед большим испытанием». Это убеждение Фадеева обусловило его художественный прием – довершать характеристику человека изображением его поведения в той трудной обстановке, которая требует высшего напряжения сил.

                                  

Обратите внимание

          Если 
брать чисто внешнюю оболочку развития событий  в  романе «Разгром», то это действительно история разгрома партизанского отряда Левинсона,  т.к. А.А.

Фадеев использует для повествования один из самых драматических моментов в истории партизанского движения на Дальнем Востоке, когда объединенными усилиями белогвардейских и японских войск были нанесены тяжелые удары по партизанам Приморья.

          К концу романа складывается трагическая ситуация: партизанский отряд оказывается во вражеском окружении. Выход из создавшегося положения потребовал больших жертв. Роман заканчивается гибелью лучших людей отряда. Осталось в живых только девятнадцать. Но дух бойцов не сломлен. Роман утверждает идею непобедимости народа в справедливой войне.

         Система 
образов «Разгрома», взятая в целом, отразила реальное соотношение основных социальных сил нашей революции.

В ней участвовали пролетариат, крестьяне и интеллигенция, руководимые большевистской партией.

Соответственно этому в «Разгроме» показаны «угольное пламя», идущее в авангарде борьбы, крестьяне, преданный народу интеллигент – врач Сташинский, большевик – командир Левинсон.

         Однако 
герои романа не просто «представители» 
определенных социальных групп, 
но и неповторимые индивидуальности.

Перед взором читателя, как живые, 
выступают спокойный и рассудительный Гончаренко, горячий и торопливый в суждениях Дубов, своевольный и увлекающийся Морозка, покорная и сострадательная Варя, обаятельный, сочетающий в себе наивность юноши и мужество борца Бакланов, отважный и стремительный Метелица, скромный и волевой Левинсон.

Важно

        Образы  Бакланова и Метелицы, юность которых совпала с революцией, открывают портретную галерею молодых героев, так богато и поэтично представленную в последующем творчестве Фадеева, и особенно в его романе «Молодая гвардия».

         Бакланов, во всем подражавший большевику 
Левинсону, становится в ходе 
борьбы подлинным героем. Напомним  строки, предваряющие эпизод его героической смерти: «…его наивное скуластое лицо, слегка подавшееся вперед, выжидая приказа, горело той подлинной и величайшей из страстей, во имя которой сгибли лучшие люди из их отряда».

         Бывший 
пастух Метелица выделялся в 
партизанском отряде своей исключительной 
отвагой. Его храбрость восхищает 
окружающих. В разведке, в белогвардейском 
плену, во время жестокой казни Метелица показал высокий образец бесстрашия. Жизненная сила била в нем неиссякаемым ключом.

«Этот человек минуты не мог просидеть спокойно – весь был огонь и движение, и хищные его глаза  всегда горели ненасытным желанием кого-то догонять и драться». Метелица – герой-самородок, сформировавшийся в стихии трудовой жизни. Таких немало было в народе.

Революция выводила их из безвестности  и помогала им раскрыть в полную меру свои прекрасные человеческие качества и возможности. Метелица олицетворяет их судьбу.

Источник: http://stud24.ru/literature/grazhdanskaya-vojna-v-literature-pojetov/407216-1393228-page1.html

Ссылка на основную публикацию