Государственный строй в период образования русского централизованного государства

Государственный строй в период образования русского централизованного государства

Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян

В период образования централизованного Русского государства происходили довольно существенные изменения и в общественных отношениях. Особенно это касалось феодальной собственности на землю и правового статуса основных группировок господствующего класса феодалов.

Общественный строй государства складывается из положения его населения. Россия в XV–XVI вв. была феодальным государством.

Выделялись:

1) служилые люди по отечеству:

а) думные чины (бояре, окольничие, думные дворяне);

б) московские служилые чины (стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы);

Обратите внимание

в) городские служилые чины (выбор, дети боярские дворовые, дети боярские городовые);

2) служилые люди по прибору – военные;

3) тяглые городские:

а) посадские московские чины (гости, гостиная сотня, суконная сотня, черные слободы и сотни московские);

б) посадские городовые чины (лучшие люди, средние люди, молодшие люди);

4) тяглые уездные – крестьяне черные и дворцовые (крестьяне, бобыли, захребетники или безвытные, крепостные).

Бояре – это служилые люди государя. Чин боярина можно было получить только за службу. За проступки царь мог взять боярский чин обратно.

Образовалось местничество – привилегированное положение тех, кто на службу пришел раньше.

По своему положению бояре – вторые лица в государстве. Суд Великого князя чинили бояре.

Высшие боярские должности:

1) конюший (в случае смерти царя сам мог им стать);

2) дворецкий (т. е. главный управитель всего дворцового имущества);

3) оружейничий (заведовал военным хозяйством царства).

Служба дворян и детей бояр проходила пропорционально верстанию.

Верстание – это предоставление поместного и денежного оклада за государственную службу и на ее срок.

Тяглое население – это все юридически свободное население Московского царства.

Разряды тяглого населения:

1) городское (посадское, посаженное);

2) сельское.

Классы тягловой службы:

1) высшие: военная и административная;

2) низшие: финансовая, крепостных.

Все крестьяне прикреплялись к земле. Их отношения с государством регулировались «порядной записью», по которым крестьянин становился вытным (от выть – «податный участок земли»). Крестьяне объединялись в общины. Вытный платил оброк общине.

Вытные – свободные крестьяне, они могли взять в батраки других безземельных (захребетников), которые в последующем в случае долга хозяину постепенно превращались в крепостных, юридически зависимых.

Полувытчики – бобыли или казаки, они несли половину тягла.

Переход их из одной общины в другую осуществлялся в следующем порядке:

1) переход возможен только в Юрьев день (в этом случае уплачивалось пожилое);

2) переходили с согласия другой общины;

3) при выходе надо выплачивать окуп.

Правовое положение черно-тяглового населения было таким же как у служилых. Они могли покупать землю в поместья и вотчины.

Зависимость крестьян начала складываться не только из нерасплатившихся должников, но и из института холопства.

Важно

Выделялось кабальное холопство – это люди, заключившие договор о продаже себя в холопы на неопределенный срок. Продажа могла касаться лично этого лица либо его и членов его семьи. Холопы лично и экономически зависели от хозяина.

Русь в период становления единого централизованного государства была раннефеодальной монархией.

Признаки наличия централизованной власти в конце XV—начале XVI вв.:

1) наличие центральных органов власти на всей территории Русского государства;

2) замена вассальных отношений отношениями подданства;

3) развитие общегосударственного законодательства;

4) единая организация вооруженных сил, подчиненных верховной власти.

Характерные черты государственного строя этого периода:

1) появилось понятие «царь», который объединяет под своей властью всех иных князей, все – вассалы царя (это образовалось благодаря опыту Золотой Орды);

2) централизованное управление окраинами наместниками монарха;

3) появляется термин «самодержавие» (т. е. форма ограниченной монархии, власть единого монарха ограничивается властью правителей, князей на местах; самодержавие и абсолютизм не тождественны);

4) образуются урегулированные отношения Великого князя и Боярской думы, зарождается местничество (т. е. назначение на должность лиц по заслугам их родителей), Боярская дума носит формальный характер, отношения царя и думы складываются по принципу: царь сказал – бояре приговорили.

Монарх в XV–XVI вв. – Великий московский князь.

Его власть хотя еще не приобрела черты абсолютной власти, все же значительно расширилась. Уже Иван III во всех документах называет себя Великим князем Московским.

Увеличение власти Великого князя происходило на фоне ограничения прав вотчинников. Так, право сбора дани и податей перешло от последних к государственным органам. Светские и церковные феодалы утратили право суда по важнейшим уголовным преступлениям – убийству, разбою и краже с поличным.

Политическое закрепление власти московского князя связано:

1) с браком Ивана III и племянницы византийского императора Софьи Палеолог (это усилило значение власти московских великих князей внутри государства и в Европе; московские великие князья стали называться «государями всея Руси»);

2) с венчанием на царство Ивана IV в 1547 г. (появился титул царя).

Боярство в XV–XVI вв. – уже приближенные к Великому князю люди.

Боярская дума – это высший орган государства в XV–XVI вв.

Источник: https://studopedia.ru/1_17995_gosudarstvenniy-stroy-v-period-obrazovaniya-russkogo-tsentralizovannogo-gosudarstva.html

Государственный строй Русского централизованного государства

Московское государство оставалось раннефеодальной монархией. Сначала отношения между центром и местами строились на основе сюзеренитета — вассалитета. Со второй половины XIV в. вводится порядок, по которому старший получал большую долю наследства, а также всю Владимирскую землю.

Изменилась и юридическая природа отношений между великим князем и удельными князьями. Эти отношения основывались на иммунитетных грамотах и договорах (первоначально предметом этих договоров была служба за вознаграждение; затем — служба за владение вотчиной, а в начале XV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому просто в силу его положения).

Верховная власть. Глава государства — великий князь всея Руси. Постепенно княжеская власть изменялась в двух направлениях — внутреннем и внешнем. С централизацией началось усиление власти внутренней, а с падением Золотой Орды — усиление внешней: с 1480 г.

московские князья стали фактически и юридически независимыми суверенными государями. Новому содержанию власти были приданы и новые формы: с Ивана III — «государь всея Руси», который издавал законы, осуществлял государственное руководство, имел судебные полномочия.

Совет

Однако власть князя была ограничена другими органами раннефеодального государства (например, Боярской думой).

Из совета при князе и княжьего двора в XV—XVI вв. сформировалась в качестве постоянно действующего органа Боярская дума (государева верхняя палата). В ее состав входили думные чины — бояре и окольничьи.

Замещение должностей происходило в соответствии с принципом местничества, основанном на знатности рода и сроке (продолжительности срока) службы предков великому князю.

Расширение территории государства привело к усложнению дворцово-вотчинной системы управления, в которой выделялись две части: (1) управление княжеского дворца во главе с дворецким;

(2) «пути» во главе с путными боярами — органами специального управления (сокольничим, ловчим, конюшенным); для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и местности; исполняли административные и судебные функции (на базе «путей» в XVI в. стали формироваться приказы).

Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказно-воеводскую явилось одним из факторов централизации Русского государства, так как дворцовые органы, ведавшие ранее лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем Русским государством.

Реальные исполнители воли великого князя — дьяки. Они составляли аппарат Боярской думы, казны и двора. Они рекрутировались из поповичей, простого народа или из холопов. Дьяки центральных ведомств подразделялись на великокняжеских, дворцовых, ямских.

Согласно «Записи о душегубстве» (1456—1462) московский великий князь закрепил за собой право рассмотрения наиболее опасных преступлений, изъяв у местных феодалов деда о душегубстве, установив единообразие уголовной репрессии по убийствам, разбоям, грабежам, а позднее и кражам.

Читайте также:  Андрей бакич – известный «белый» военачальник

В целях борьбы с этими преступлениями в период правления Ивана III был принят «Указ о неделыци- ках», позднее вошедший в состав Судебника 1497 г. (статьи 31—36).

Обратите внимание

Этим Указом были учреждены специальные должностные лица, состоящие на княжеской службе, — неделъщики (свои обязанности исполняли поочередно, по неделям), которые набирались из мелких и средних дворян. В обязанности неделыцика входили вызов ответчиков в суд и расследование уголовных дел, в основном о краже, на всей территории государства.

Кроме разъездных судебных поручений ему вверялись розыск татей (воров), «лихих людей», разбойников, их поимка, допрос, пытка и содержание под стражей до передачи дела в суд. О результатах допроса преступника «неделыцик» был обязан доносить великому князю или судье, по поручению которого вел расследование.

Свою власть в стране великие князья делили с удельными князьями — своими братьями. Удельные князья имели свой дворцовый аппарат с дьяческой канцелярией, свои боярские думы с введенными боярами.

Суверенные права удельных князей: судили земельные и разбойные дела; собирали в удельную казну таможенные пошлины, дани и т.д.; считались главами местного дворянского воинства; права и обязанности удельных князей регламентировались договорами с великим князем; великий князь совместно с ними обсуждал важные внутриполитические дела.

Однако верховная власть последовательно осуществляла курс на ограничение (участие удельных князей в общегосударственных делах находилось под контролем великого князя, удельные князья были обязаны участвовать в общерусских военных экспедициях, но не могли сами назначать воевод), а затем и ликвидацию удельнокняжеской системы (Василий III запретил удельным князьям вступать в брак, превращая их уделы в выморочные).

Местные органы управления. Основной административной единицей был уезд. Уезды делились на станы, а станы — на волости. Кроме того, сохранились земли, военные округа, судебные округа (губы).

Местный аппарат возглавляли наместники (из бояр) и волостели (из дворян), которые вершили суд над местным населением; собирали с него «кормы» в свою пользу. Их власть регламентировалась уставными грамотами, выдававшимися местному населению, и доходными списками — кормленщикам.

В подчинении наместников и волостелей находились приставы, которые, согласно Судебнику 1497 г., занимались раскрытием наиболее опасных преступлений.

Функции наместников ограничивались в пользу более мелких, не зависимых от наместника агентов центральной власти — данщи- ков, мытников, таможенников. Ограничение власти наместников сопровождалось усилением роли дворянства на местах, из которых вербовались городовые приказчики, в чьи руки переходила административно-финансовая власть над городом и уездом.

Важно

Города не имели самоуправления. Великие князья, сохраняя земли присоединенных удельных княжеств за их прежними владельцами, изымали города из юрисдикции этих князей, распространяя на них свою власть (это делалось, прежде всего, в целях обороны, поскольку города являлись крепостями).

Наместники и волостели, руководя своим уездом или волостью, управляли в той же мере и городами, находящимися на их территории.

Позже создаются специальные органы городского управления (это связано с развитием городов как крепостей). В середине XV в. появилась должность городчика — своеобразного военного коменданта города. Он обязан был следить за состоянием городских укреплений и выполнением населением повинностей, связанных с обороной.

К концу XV в. городчики стали играть очень важную роль, за ними закреплялись широкие полномочия в земельных, финансовых и других отраслях управления (их власти не ограничивались пределами города, но распространялись и на уезд).

С расширением их функций их стали называть городовыми приказчиками — они подчинялись великокняжеским казначеям.

Источник: https://studref.com/398480/pravo/gosudarstvennyy_stroy_russkogo_tsentralizovannogo_gosudarstva

Учебно-методический центр

Сельское население – крестьянство – подпадало под феодальную кабалу и постепенно было закрепощено. Развивается прикрепление крестьян к земле внеэкономическим (институт холопства) и экономическим (кабальным) путями.

Городская верхушка (купечество) по западному цеховому образцу имело свои корпоративные организации, в то время как городские низы – ремесленники в своем правовом статусе приближались к крестьянам.

Политический строй в период образования Русского централизованного государства.

Централизация Русского государства знаменуется резким усилением власти монарха – московского великого князя, а позже – царя. С княжения Ивана III (1440-1505) московские монархи подчеркивали свою преемственность от византийского православного императорского дома. В руках монарха сосредоточивалась вся гражданская, судебная, административная и военная власть.

Укреплялось верховенство светской власти (власти московского монарха) над церковной.

Совет

Монарх управлял государством с помощью Боярской Думы, которая первоначально была консультативным боярским органом при монархе (московском великом князе). Членов Боярской думы назначал только великий князь (царь), и собственно только ее члены могли называться боярами.

В титулованных бояр (т.е. бояр с титулом князя) превращаются бывшие удельные князья, сохранившие свои вотчины и получившие новые поместья (служилые князья).

Возникновение Боярской Думы позволяет некоторым исследователям говорить об ограниченности власти монарха в этот период, хотя степень такой ограниченности была минимальной.

Как правило, все указы царя начинались словами: «Царь (великий князь) указал, а бояре приговорили…».

Со временем в Боярской Думе наряду с боярами появился дополнительный думский чин – окольничий, а также начали работать профессиональные чиновники и клерки – дьяки и подьячие.

У каждого боярина, как правило, был свой персональный секретарь, являвшийся думским дьяком. Как бояре, так и думские дьяки обычно назначались послами в иностранные государства.

Боярская Дума выступала апелляционной судебной инстанцией.
Отношения вассалитета сменились отношениями подданства подчиненных князей и боярства московскому великому князю.

Формирование отношений подданства привело к тому, что служба феодалов стала обязательной. Вместе с господами отбывали на войну значительные массы «боевых» холопов. В случае надобности к оружию призывалось население городов и сел.

Централизации местного управления в XIV-XV вв.

Обратите внимание

способствовало развитие системы «кормления» – порядок вознаграждения за службу; включал вьезжий корм и основной корм (рождество, пасха, петров день – 12 июля), который наместники и волостели в виде продовольствия, фуража и др. собирали с местного населения. В состав корма входила часть пошлин — полавочных, таможенных, судебных, брачных.

К началу XVI в. в России начинает создаваться приказная система центрального управления:

  • Посольский приказ занимался иностранными делами;
  • Разбойный приказ осуществлял карательные государственные функции;
  • Поместный приказ ведал наделением государственной землей за службу;
  • Казенный приказ следил за государственными финансами и т.д.

В результате финансово-денежной реформы 1535-1538 гг. была запрещена чеканка монеты частными лицами, единая денежная система сосредоточилась в руках государя. Приказы формировались как по отраслевому, так и по территориальному признаку (Казанский, Астраханский, Сибирский приказы).

Источник: http://ido-rags.ru/?p=324

Вопрос 14: Государственный строй русских земель в период образования централизованного государства

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 61Следующая ⇒

Говоря о тенденциях развития права в данных период, можно сказать, что в этот период усиливается значение актов органов государственной власти в регулировании общественных отношений (актов воевод, князя, боярской думы, приказов, органов местного самоуправления, то есть этих актов всех было много).

При этом значение обычного права как регулятора общественных отношений падает. В данный период появляется проблема противоречивости законодательства из-за принятия большого числа актов.

Говоря о централизации, следует иметь ввиду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра – Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

Верховную власть в Русском государстве конца XV — начала XVI в. осуществлял великий князь, который оказался во главе целой иерархии, состоящей из удельных князей и бояр.

Взаимоотношения с ними определялись сложной системой договоров и жалованных грамот, устанавливающих различные степени зависимости для разных субъектов.

Однако он осуществлял власть не единолично, а вместе с Боярской Думой — высшим совещательным органом при князе.

В ходе завоевания Москвою Северо-восточной и Северо-западной Руси, московским князьям было важно преодолеть сепаратизм соседних князей. И если те верноподданнически склоняли голову, то и Иван III, и Василий III великодушно оставляли им их уделы. Менялось лишь следующее.

Читайте также:  Народы закавказья в последние века до нашей эры

Во-первых, формально-юридическое положение удельных князей. Вновь присоединенные территории управлялись на основе договоров московского князя с бывшим удельным князем.

Во-вторых, присоединенные к Москве княжества переименовывались в уезды, а те, в свою очередь, делились на волости и станы. В уезды направлялись из Москвы наместники, в волости и станы — волостели.

Важно

Великому князю принадлежало право назначать на основные государственные должности, в том числе и в Боярскую думу. Он же возглавлял вооруженные силы и ведал внешнеполитическими делами.

От его имени издавались законы, а великокняжеский суд являлся высшей судебной инстанцией. Укреплению власти великого князя способствовало то, что в 90-е годы XV в.

Ивану III удалось добиться независимого от константинопольского патриарха назначения русского митрополита.

Боярская дума.

Боярская дума — постоянный законосовещательный орган при великом князе, действовавший в России с X по XVIII в. Она выросла из Совета бояр при князе, который существовал раннее, но созывался от случая к случаю.

С конца XV в. она превращается в постоянно действующий орган при князе. В нее входят представители древнейших княжеских и боярских родов, но не в качестве князей и бояр — им присваиваются определенные чины. Князья получают чин «боярин», бояре — «окольничий».

В княжение Василия III помимо этих двух чинов появились «думные дворяне» и «думные дьяки» (секретари).

Дума очень редко рассматривает какие-либо вопросы по своей инициативе. Как правило, это были проблемы, на необходимость решения которых указывал государь. Решения Думы получали силу закона лишь после его утверждения.

В Боярской думе и вообще в системе государственного управления действовал принцип местничества, по которому положение членов Боярской думы и других должностных лиц определялось их родовитостью, знатностью, а не деловыми качествами.

Пути и Приказы.

«Пути» — своеобразные ведомства, соединявшие в себе функции государственного управления и удовлетворения потребностей великокняжеского двора (сокольничий, ловчий, конюшенный, чашничий и др.).

Совет

Возглавляли «пути» назначавшиеся великим князем «путные бояре» из числа наиболее родовитых и доверенных лиц. В ведении «путей» находились определенные местности, которыми они ведали «судом и данью».

Наличие «путей» — показатель того, что в государственном управлении сохранялись элементы дворцово-вотчинной системы. Однако с течением времени эта архаичная система не отвечала требованиям централизованной власти. В XV — начале XVI в. появляются новые органы — приказы.

Это были бюрократически централизованные органы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В них сформировалось чиновничество — приказные люди, профессионально занимавшиеся государственным управлением.

Со временем приказы превратились в монопольные органы центрального управления, совмещавшие административные и судебные функции и состоявшие из боярина (глава приказа), приказных дьяков и писцов.

Местные органы управления.

Оно строилось на основе системы кормления. Присоединенные к Москве княжества переименовывались в уезды, а те, в свою очередь, делились на волости и станы. В уезды направлялись из Москвы наместники, в волости и станы — волостели.

Во второй половине XVI в. земские и губные избы становятся основными органами управления на местах. Земские избы избирались тяглым населением посадов и волостей на 1—2 года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Земские органы содержались за счет местного населения. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.

Губные избы становятся основными органами управления в уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял избу избираемый населением староста, судопроизводство возлагалось также на целовальников, дьяков и подьячих. Губные избы находились в непосредственном подчинении Разбойного приказа.

Судебная система.

 Единых в масштабах страны судебных органов не существовало. Суд не был отделен от администрации, поэтому судебные функции осуществляли в рамках своей юрисдикции государственные органы, сословные, церковные и частные (вотчинные).

Обратите внимание

Высшим был суд великого князя — для крупных феодалов, а также высшая апелляционная инстанция.

Судебные функции осуществляли Боярская дума, путные бояре, приказы. На местах судили наместники и волостели.

Армия.

До конца XV в. вооруженные силы страны представляли собой войско Великого князя, полки удельных князей и бояр. В случае необходимости, собиралось народное ополчение. На рубеже XV-XVI вв., в условиях постоянной военной опасности, этих формирований уже не хватало, и было создано дворянское поместное ополчение. За ратный труд войны получали поместья.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Источник: https://stydopedya.ru/1_17794_vopros—gosudarstvenniy-stroy-russkih-zemel-v-period-obrazovaniya-tsentralizovannogo-gosudarstva.html

История отечественного государства и права: Шпаргалка

Вконтакте

Мой мир

Facebook

Twitter

Одноклассники

Google+

Централизация Русского государства знаменуется резким усилением власти монарха – московского великого князя, а позже – царя. С княжения Ивана III (1440–1505) московские монархи подчеркивали свою преемственность от византийского православного императорского дома.

Отношения вассалитета сменились отношениями подданства подчиненных князей и боярства московскому великому князю. В руках монарха сосредоточивалась вся гражданская, судебная, административная и военная власть.

Укреплялось верховенство светской власти (власти московского монарха) над церковной.

Первоначально Боярская дума была консультативным боярским органом при монархе (московском великом князе). Членов Боярской думы назначал только сам великий князь (царь), и собственно только ее члены могли называться боярами. В титулованных бояр (т. е. бояр с титулом князя) превращаются бывшие удельные князья, сохранившие свои вотчины и получившие новые поместья (служилые князья).

Сам факт наличия Боярской думы позволяет некоторым исследователям говорить об ограниченности власти монарха в России в то время. В действительности бояре особо не мешали великокняжеской политике.

Например, в начале каждого русского законодательного акта писали: «Царь (великий князь) указал, а бояре приговорили…» То есть принимал решения все равно именно великий князь (царь) а бояре лишь давали согласие.

Со временем в Боярской думе кроме бояр появился дополнительный думский чин – окольничий, а также начали работать профессиональные чиновники и клерки – дьяки и подьячие. У каждого боярина, как правило, был свой персональный секретарь, являвшийся думским дьяком.

Боярская дума выступала апелляционной судебной инстанцией.

Как бояре, так и думские дьяки обычно назначались послами в иностранные государства.

К началу XVI в. в России сформировалась приказная система центрального управления.

Важно

Посольский приказ занимался иностранными делами, Разбойный приказ осуществлял карательные государственные функции, Поместный приказ ведал наделением государственной землей за службу, Казенный приказ следил за государственными финансами и т. д. Приказы формировались как по отраслевому, так и по территориальному признаку.

В результате финансово-денежной реформы 1535–1538 гг. была запрещена чеканка монеты частными лицами, единая денежная система сосредоточилась в руках государя.

Формирование отношений подданства привело к тому, что служба феодалов стала обязательной. Вместе с господами отбывали на войну значительные массы «боевых» холопов. В случае надобности к оружию призывалось население городов и сел.

Централизации местного управления в XIV–XV вв. способствовало развитие системы «кормления» – содержания должностных лиц за счет местного населения.

Внимание!

Текст предназначен только для предварительного ознакомительного чтения.

Публикация данных материалов не преследует за собой никакой коммерческой выгоды.

Эта книга способствует профессиональному росту читателей и является рекламой бумажных изданий.

Все права на исходные материалы принадлежат соответствующим
организациям и частным лицам.

Источник: https://litra.info/book/istoriya-otechestvennogo-gosudarstva-i-prava-shpargalka/page-12.html

Государственный строй в период образования русского централизованного государства

Русь в период становления единого централизованного государства была раннефеодальной монархией.

Признаки наличия централизованной власти в конце XV—начале XVI вв.

: 1) наличие центральных органов власти на всей территории Русского государства; 2) замена вассальных отношений отношениями подданства; 3) развитие общегосударственного законодательства; 4) единая организация вооруженных сил, подчиненных верховной власти.

Характерные черты государственного строяэтого периода:

1) появилось понятие «царь», который объединяет под своей властью всех иных князей, все – вассалы царя (это образовалось благодаря опыту Золотой Орды); 2) централизованное управление окраинами наместниками монарха; 3) появляется термин «самодержавие» (т. е. форма ограниченной монархии, власть единого монарха ограничивается властью правителей, князей на местах; самодержавие и абсолютизм не тождественны); 4) образуются урегулированные отношения Великого князя и Боярской думы, зарождается местничество (т. е. назначение на должность лиц по заслугам их родителей), Боярская дума носит формальный характер, отношения царя и думы складываются по принципу: царь сказал – бояре приговорили.

Читайте также:  Ссср в годы новой экономической политики

Монарх в XV–XVI вв. – Великий московский князь.

Его власть хотя еще не приобрела черты абсолютной власти, все же значительно расширилась. Уже �ван III во всех документах называет себя Великим князем Московским. Увеличение власти Великого князя происходило на фоне ограничения прав вотчинников. Так, право сбора дани и податей перешло от последних к государственным органам. Светские и церковные феодалы утратили право суда по важнейшим уголовным преступлениям – убийству, разбою и краже с поличным.

Политическое закрепление власти московского князя связано:

1) с браком �вана III и племянницы византийского императора Софьи Палеолог (это усилило значение власти московских великих князей внутри государства и в Европе; московские великие князья стали называться «государями всея Руси»); 2) с венчанием на царство �вана IV в 1547 г. (появился титул царя).

Боярство в XV–XVI вв. – уже приближенные к Великому князю люди.

Боярская дума– это высший орган государства в XV–XVI вв. Боярская дума решала дела большинством голосов, а позже обсуждала спорные моменты до тех пор, пока весь ее состав не приходил к единому мнению, если же этого так и не было, то дело разрешалось государем.

Первоначально дума созывалась, но при �ване IV она стала постоянно действующим органом.

В состав Боярской думы входили так называемые думные чины, т. е. введенные бояре и окольничьи. В XVI в.

Совет

в заседаниях думы стал участвовать Освященный собор.

Полномочия Боярской думы: 1) решение совместно с князем всех основных вопросов государственного управления, суда, законодательства, внешней политики; 2) контроль за деятельностью приказов и местных органов управления (по указу государя); 3) дипломатическая деятельность государства (переговоры с иностранными послами, отправление русских и иностранных послов, назначение им содержания, рассылка государевых грамот в соседние государства);

4) «ведание Москвы» (особое полномочие данного органа) – это руководство всем городским хозяйством во время отсутствия государя.

mybiblioteka.su — 2015-2019 РіРѕРґ. (0.006 сек.)

Источник: https://mybiblioteka.su/tom2/7-104059.html

Упорядоченные вопросы. Общественный строй в период образования Русского централизованного государства

ДРГ.

Общественный строй в период образования Русского централизованного государства. (4)

Политический строй в период образования Русского централизованного государства. (6)

Возникновение Древнерусского государства. (11)

Государственный строй Древней Руси. (12)

Основные пути возникновения государственности на территории нашей страны. (27)

Предпосылки образования Русского централизованного государства. (29)

Общественный строй Древней Руси. (44)

Политические образования периода формирования феодализма в европейской части страны. (1)

Русская правда.

Наследственное право по Русской Правде. (9)

Система договоров по Русской Правде. (16)

Уголовное право по Русской Правде. (38)

Процессуальное право по Русской Правде. (42)

3.

Феодальные республики на Руси. (18)

Государственный строй Золотой Орды. (34)

Псковская судная грамота.

Уголовное право по Псковской судной грамоте. (15)

Правовое положение зависимого населения по Псковской судной грамоте. (20)

Гражданское право по Псковской судной грамоте. (22)

Процессуальное право по Псковской судной грамоте. (24)

Судебник 1497 года.

Уголовное право по судебнику 1497 года. (30)

Правовое положение зависимых людей по Судебнику 1497 года. (32)

Соборное Уложение 1649 года.

Процессуальное право по Соборному Уложению 1649 года. (2)

Уголовное право по Соборному Уложению 1649 года. (10)

Правовое положение крестьян и посадских людей по Соборному Уложению 1649 года. (45)

Феодальное землевладение по Соборному Уложению 1649 года (46)

Сословно-представительная монархия.

Общественный строй России в период сословно-представительной монархии. (26)

Государственный механизм России в период сословно-представительной монархии. (41)

Форма государственного единства России в период сословно-представительной монархии. (43)

1700

Общественный строй России в период становления абсолютной монархии. (17)

Артикул воинский 1715 г. (19)

Краткое изображение процессов или судебных тяжб. (36)

Политический строй России в период становления абсолютной монархии.

Общественный и государственный строй Украины в 17-18 веках. (37)

1800

Земская реформа 1864 года. (3)

Судебная реформа второй половины 19 века. (5)

Военные реформы второй половины 19 века. (13)

Государственный механизм в первой половине 19 века. (14)

Развитие формы государственного единства первой половине 19 века. (21)

Систематизация российского законодательства в первой половине 19 века. (23)

Городская реформа 1870 года. (25)

Крестьянская реформа 1861 года. (28)

Развитие формы государственного единства в середине 19 века (40)

1900

Столыпинская аграрная реформа. (7)

Государство и право в период Первой мировой войны. (8)

Государство и право России в период Февральской революции. (31)

Государственный строй России в 1900-1914 гг. (33)

Основные государственные законы в редакции 1906 года (35)

перейти в каталог файлов

Источник: http://stomfaq.ru/obshestvennij-stroj-v-period-obrazovaniya-russkogo-centralizov/index.html

7. Государственный строй и правовое положение населения в период образования централизованного Русского государства

Государственный строй. Московское государство в период объединения оставалось раннефеодальной монархией, однако с течением времени положение постепенно менялось: изменилась природа отношений между великим и удельными князьями, в начале XV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому князю просто в силу его положения.

Главой Русского государства был великий князь, который обладал широким кругом прав. Он издавал законы, осуществлял государственное руководство, имел судебные полномочия, при этом реальная княжеская власть с течением времени усиливалась и изменялась. С падением ига Золотой Орды великие князья стали юридически независимыми, суверенными государями.

Совет при князе к XV в. трансформировал в Боярскую думу. Боярская дума отличалась от прежнего совета большей юридической и организационной оформленностью.

В Думу входили так называемые думные чины – введенные бояре и окольничьи. Хотя великий князь не обязан был считаться с мнением Думы, фактически все его решения должны были одобряться боярством.

С течением времени великие князья все больше подчиняли себе Боярскую думу.

Правовое положение населения. В XV в. в связи с усилением процесса централизации изменились состав и положение боярства. Князья оттеснили на второй план старинное московское боярство, термин «боярин» стал означать придворный чин, который жаловал великий князь (введенные бояре).

Обратите внимание

Вторым придворным чином стал чин окольничего, его получила основная масса прежнего боярства. Верхушку класса феодалов составляли служилые князья – бывшие удельные князья, потерявшие самостоятельность, но сохранившие собственность на землю.

Средними и мелкими феодалами были слуги вольные и дети боярские, которые несли службу великому князю.

Сельское зависимое население именовалось сиротами, но в XIV в. этот термин вытеснялся новым – «крестьяне» (от «христиане»).

Крестьянство делилось на две категории: владельческие (жившие на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам) и черно-тяглые (жившие на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу землях). Судебник 1497 г.

положил начало всеобщему закрепощению крестьян, установив, что крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму – пожилое.

Монголо-татарское иго привело к сокращению численного состава холопов на Руси.

Холопы подразделялись на несколько групп: большие холопы (княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты), полные и докладные холопы (работники в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников, землепашцев).

Постепенно стирались грани между холопами и крестьянами, холопы получали некоторые имущественные и личные права, а закрепощенные крестьяне все больше их теряли.

Источник: http://www.redov.ru/shpargalki/istorija_gosudarstva_i_prava_rossii/p6.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector