Государственные крестьяне (таблица)

Государственные крестьяне

Государственные крестьяне, название впервые появилось в законодательстве русском при Петре I (указ от 26 июня 1724) и первоначально применялось к т. н. черносошным крестьянам, уцелевшим преимущественно на Севере, где не развилось крепостное право и поэтому сельское население было подчинено государственной власти непосредственно.

К ядру государственных крестьян постепенно присоединялись самые разнообразные элементы: потомки служилых людей русского Юга (однодворцы), крестьяне, отобранные в 1764 у монастырей, иноземные колонисты, крестьяне, освободившиеся от крепостной зависимости, и т. д.

До 1861 к государственным крестьянам относились все сельские обыватели, не являвшиеся собственностью частных лиц (крестьяне крепостные) или Императорской фамилии (крестьяне удельные). В 1842 по отчету Министерства государственных имуществ таких обывателей (включая сибирских инородцев, кочевых калмыков и киргизов, сельское население Бессарабии и т. п.

) насчитывалось 10 354 977 душ мужского пола — ок. 1/3 всего населения России по 8-й ревизии. К государственным крестьянам относились и безземельные половники русского Севера, и зажиточные землевладельцы (колонисты, сибирские крестьяне), и вовсе не земледельческие элементы (заводские рабочие на Урале).

Обратите внимание

Юридическое положение горнозаводских крестьян почти не отличалось от положения крепостных, а однодворцы сами имели право владеть крепостными; иноземные колонисты, войсковые обыватели и т. д., в свою очередь, составляли особые юридические группы. Единственным объединяющим признаком этой пестрой массы было ее отношение к казне.

Правительство было для государственных крестьян одновременно частным собственником; кроме налогов общественного характера (подушная подать) государственные крестьяне платили еще оброк. Оброк сначала был добавочным душевым сбором к общей подушной подати; по указу 1724 он равнялся 4 гривнам с души. В 1746 он был поднят до 1 руб., в 1768 — до 2 руб.

, в 1783 — до 3 руб.; в к. XVIII в. были установлены 4 различные нормы оброка, в зависимости от местоположения: больше всего платили государственные крестьяне центра — по 5 руб. 10 коп. с души, менее всего — крестьяне Севера и Сибири — 3 руб. 57 коп. В 1810—12 оклады по всем 4 классам были увеличены еще на 2 руб.

, причем этому сбору впервые было дано название «оброчной подати». По своему значению оброк государственных крестьян был аналогичен оброку помещичьих: это был доход государства, как вотчинника государственных крестьян. Впоследствии он получил толкование арендной платы за землю, на которой находились крестьяне.

Оброк государственных крестьян был меньше помещичьего по крайней мере вдвое.

Относясь к государственным крестьянам как к казенному имуществу, правительство пользовалось ими как резервным фондом для разного рода пожалований, наград за службу и за особые услуги монарху и государству. Таким путем только за период царствования Екатерины II ок. 1300 тыс. государственных крестьян перешли в разряд владельческих; при Павле I за один день 82 тыс. из них стали крепостными.

Из права государства на личность государственных крестьян логически вытекало и его право на имущество последних, на крестьянскую землю. Но такой вывод был сделан не ранее сер. XVIII в. Московское право не проводило четкой границы между владением и собственностью, и государственные крестьяне обращались со своими землями как с собственными: продавали их, закладывали, завещали и т. д.

Межевые инструкции 1754 и 1766 установили, что земли государственных крестьян, исключая те, на которые у владельцев имеются специальные жалованные грамоты, являются собственностью государства и потому не подлежат отчуждению. Проданные лицам других сословий, они должны быть возвращены тем селениям, при которых расположены.

Покупка и продажа государственными крестьянами земель друг у друга в одних местах была также запрещена, в других позволена, но с различными ограничениями. Новый принцип не сразу покончил со старой практикой, но правительство проводило его неуклонно, неоднократно подтверждая правила межевых инструкций (указы 1765, 1782 и 1790).

С этим юридическим переворотом связан и экономический: введение для государственных крестьян общинного землевладения.

При полном распоряжении крестьян своей землей последняя была распределена очень неравномерно.

«Справедливость требует, — говорит один административный документ 1786, — чтобы поселяне, платя одинаковую все подать, равное имели участие и в угодьях земляных, с коих платеж производится»; «уравнение земель, особенно в тех уездах и волостях, где обыватели хлебопашеством более, нежели другими промыслами, приобретают пропитание, почитать надлежит неминуемо нужным, сколько для доставления способа платить поселянам подати свои бездоимочно, тем не менее для успокоения малоземельных крестьян». Последний из аргументов показывает, что правительство в этом случае шло навстречу пожеланиям крестьян, при прежних порядках иногда вовсе лишенных земли и всегда весьма обделенных. Но исходной точкой его политики был все же интерес казенный, а не крестьянский: стремление избежать недоимок, которые, несмотря на изобилие строгих указов по этому поводу (в течение 20 лет, с 1728 по 1748, было издано 97 таких указов), росли в очень невыгодной для государственного казначейства прогрессии. Почти каждое десятилетие их приходилось слагать со счетов; в 1730, напр., было сложено недоимок до 4 млн руб., а в 1739 снова насчитывалось 1 600 тыс.

Источник: http://russiahistory.ru/gosudarstvennyie_krestyane/

Государственные крестьяне

сословие в России VIII – первой половины XIX в., жившее на казенных землях, несшее повинности в пользу государства; считались лично свободными. В 1886 г. получили право полной собственности на землю за выкуп. В Крыму государственные крестьяне являлись основной массой населения полуострова.

Источник: Краткий толковый словарь по этнографии Крыма

в России XVIII – 1-й пол. XIX вв. – сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841 г. управлялись Министерством гос.

имуществ. В сер. XIX в. составляли около 45 % крестьянства. В 1866 г. подчинены общей системе сельского управления, в 1886 г. получили право полной собственности на землю за выкуп.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история

в России XVIII-первой половине XIX вв. сословие, образовавшееся из бывших черносошных крестьян, поповников, однодворцев и др. Жили на казенных землях, несли феодальные повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841 г.

Важно

управлялись Министерством государственного имущества. В середине XIX в. составляли около 45 проц. всего крестьянства. В 1866 г, подчинены общей системе сельского управления, получили право полной собственности на землю за выкуп.

Источник: Словарь исторических терминов

особое сословие XVIII – первой половины XIX вв., образованное по указам Петра I из незакрепощенного земледельческого населения (черносошные крестьяне, половники, однодворцы и др.). Жили такие крестьяне на казенных землях, несли повинности в пользу государства, сохраняя личную свободу. В середине XIX в.

составляли около 45% российского крестьянства. С 1842 г. управление государственными крестьянами осуществлялось Министертвом государственных имуществ, с 1866 г. они были подчинены общей системе сельского управления. В 1866 г. получили право полной собственности на землю.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях

в 18-1-й половине 19 вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и других. Г. к. жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841 управлялись Министерством государственных имуществ. В середине 19 в. составляли ок. 45% крестьянства.

В 1866 подчинены общей системе сельского управления, в 1886 получили право полной собственности на землю за выкуп. Г. к. Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казенной земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886. Попытки правительства улучшить положение Г. к. Закавказья в конце 19 в. не устранили острого малоземелья деревни.

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

в России XVIII – первой половины XIX вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, живших главным образом на окраинах страны, половников, однодворцев, нерусских народов Поволжья и др. Жили на землях казны и считались лично свободными.

Кроме подушной подати платили дополнительный денежный оброк, подлежали телесным наказаниям, исполняли рекрутскую, постойную, дорожную и др. натуральные и денежные повинности. С 1775 г. государственные крестьяне были подчинены губернским казенным палатам (с 1837 — палатам гос. имуществ). С 1801 г. могли приобретать недвижимость и вступать в сделки. В результате реформы П. Д.

Киселева была регламентирована жизнь государственной деревни. В середине XIX в. составляли 45% крестьянства. В основу реформы 1861 г. была положена общая концепция крестьянской реформы, предусматривавшая выкуп земли крестьянами в собственность. При осуществлении реформы наделы государственных крестьян сократились на 10%н центральных губерниях и на 44% — в северных.

Возросли по сравнению с обычной податью и выкупные платежи (на 45%).

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

Совет

особая категория крестьян в России в XVIII–XIX вв., сформирована по результатам податной реформы 1724 г., общей численностью в 1 млн душ мужского пола, которые ранее платили налог в пользу государства наравне с прочими категориями податного населения. Г.к. обязали сверх подушной подати платить государству 40-копеечный оброк.

Считалось, что именно такую феодальную ренту извлекали из каждой мужской души помещики, монастыри и дворцовое ведомство. В 1760 г. оброчный сбор был увеличен до 1 руб. В списки Г.к.

были включены потомки многочисленных чинов служилых людей «по прибору», а также черносошные крестьяне русского Севера, нерусские народы Поволжья, Сибири, Дальнего Востока. При Павле I произошла массовая раздача Г.к. помещикам. Указом 1797 г. Г.к. предписывалось иметь не менее 15 десятин земли на душу.

В отличие от помещичьих и дворцовых крестьян, Г.к. жили на казенных землях и, пользуясь отведенными наделами, подчинялись управлению государственных органов, несли повинности в пользу государства и считались лично свободными. С 1761 г.

имели особых выборных для защиты от притеснении со стороны местной администрации, а также для подачи разного рода ходатайств. В середине XIX в. Г.к. составляли около половины всего русского крестьянства. С 1841 г. находились в ведении Министерства государственных имуществ. В 1866 г.

были подчинены общей системе сельского управления, в 1886 г. получили право полной собственности на землю за выкуп. Г.к. Сибири и Кавказа остались в прежнем положении держателей казенной земли, так как на них не распространялись законы 1866 и 1886 гг.

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века, 2011 г.

особое сословие, оформленное указами Петра I из незакрепощенного земледельческого нас. (черносошных крест., сибирских пашенных крест., однодворцев, нерус. народностей Поволжья и Приуралья). К.Г. существовали на У. (как и в России) с 1724 по 1866. Одна из самых значительных по числ. групп нас. и крест. У. От 12% (1719) до 14,7 (1796). К.Г.

страны было сосредоточено на У. В 1719 их насчитывалось 426,8 тыс. чел. обоего пола, в конце XVIII в. – 1510,3 тыс. чел. В Вятской губ. они составляли в 1795 – 72% от общего кол-ва, в 1861 – 85%, в Перм. – 70% (1781), и 73,6% (1861), в Оренб. – 83,5% (1861). В нач. 50-х XIX в. К.Г. составляли 80% крест. нас. У. Наиб. высокие темпы прироста числ. К.Г.

были в первой пол. XVIII в. вследствие активных миграционных процессов. Соц. положение К.Г. определялось введением подушной подати и оброка в пользу гос-ва (казны) – владельца земель, на к-рых они проживали. Находясь в подчинении системе не помещичьего, а т. н. “государственного феодализма”, К.Г. считались лично свободными.

Обратите внимание

Они могли приобретать в собственность и отчуждать ненаселенные земли, дома в гг., переходить в др. податное сословие, менять место жительства, приносить присягу императору и т.д. Но будучи феодально зависимыми от гос-ва, К.Г., кроме возраставших со временем подушной подати и оброка, платили в казну разл.

земские и мирские денежные сборы, выполняли многочисл. натуральные повинности (подворную, дорожную, рекрутскую, постойную, несли обществ. обязанности сел. старост, старшин, волостных голов и т.д.), подвергались телесным наказаниям. Т.о., фактически К.Г. занимали промежуточное положение между крепостными и свободными людьми. Осн. занятиями К.Г.

являлись земледелие и жив-во. На У. норма крест. надела была относительно высокой по сравнению с др. р-нами. В Вятской губ. он составлял 9 дес. (нач. XIX в.), 7,5 дес. (1850), в Перм. губ. – 9,5 дес. (1861), Оренб. губ. -9-10 дес. (1840-50). Все большее значение со временем в жизни К.Г. приобретали разл. промыслы и торг. деятельность. Ур. гос. дер. произв.

Читайте также:  Положение в османской империи в 70-х годах xix века

на рынок значительную ч. товарной с/х и пром. продукции. Гл. тенденциями соц.-экономического и полит. развития гос. дер. У. являлись утверждение в ее экономике буржуазных отношений, расслоение крест., обострение внутрисословных и кл. противоречий, рост малоземелья, недоимочности, черт кризисного характера. Многочисл.

проявления по существу антифеодального движения К.Г. У. вынуждали пр-во и местные власти идти им на уступки, менять отд. чиновников, проводить в дер. ревизии, реформы. В 1866 на К.Г. были распространены осн. положения реформы 1861, и они признавались крест.-собственниками.    Лит.: Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д.

Киселева. М.; Л., 1946; Демина Т.А. К вопросу о формировании государственных крестьян в Южном Зауралье в XVIII в. // Советские архивы, 1979. № 5.    Пундани В.В.

Источник: Уральская историческая энциклопедия

особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра I из остатков незакрепощенного земледельч. населения черносошных крестьян и половников Сев. Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев, нерус. народностей Поволжья и Приуралья). В отличие от помещичьих и дворцовых “подданных”, Г. к. жили на казенных землях и, пользуясь отведенными наделами, платили казне феод.

ренту, подчинялись управлению гос. органов и считались лично свободными. По данным 1-й ревизии (1724), их насчитывалось в Европ. России и Сибири 1 049 287 душ муж. пола, т. е. 19% всего земледельч. населения страны, по 10-й ревизии (1858) -9 345 342 души муж. пола, т. е. 45,2% земледельч. населения Европ. России. Сословие Г. к. увеличивалось за счет крестьян секуляризованных церк.

Важно

владений и вновь присоединенных терр. (Прибалтики, Правобережной Украини, Белоруссии, Крыма, Закавказья), укр. казаков, б. крепостных конфискованных польск. имений и т. д.

Г. к. имели право пользоваться наделом в размере 8 дес. на душу в малозем. губерниях и 15 дес. – в многоземельных. Фактически наделы были значительно меньше: к кон. 30-х гг. 19 в. – до 5 дес. на душу в 30 губ.

и от 1 до 3 дес- в 13 губ.; в нач. 40-х гг. 325 тыс. душ муж. пола не имели надела. Осн. масса Г. к. вносила в казну ден. оброк; на терр. Прибалтики и губерний, присоединенных от Польши, казенные имения сдавались в аренду частным владельцам и Г. к. отбывали преим. барщину; пашенные крестьяне Сибири сначала обрабатывали казенную пашню, затем вносили продуктовый оброк, а позже – ден. ренту.

В 1-й пол. 19 в. оброк Г. к. колебался от 7 р. 50 к. до 10 р. с души в год. По мере усиления эксплуатации удельных и помещичьих крестьян ден. рента Г. к. становилась относительно меньше, чем повинности др. категорий крестьян. Кроме того, Г. к. обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы; наряду с др.

категориями крестьян платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (дорожную, подводную, постойную и пр.). За исправное несение феод. ренты отвечали круговой порукой. Фактич. эксплуатация Г. к. была значительно выше установленных норм, т. к. осложнялась произвольными поборами чиновников и переложением большей части натуральных повинностей на гос. деревню.

Развитие торговли и пром-сти в 18 и 1-й пол. 19 вв. повлекло за собой расширение прав Г. к.: им было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть “ненаселенными” землями (т. е. без крепостных крестьян) и пр. Но одновременно, в связи с ростом помещичьего предпринимательства, дворянство систематически присваивало гос.

земли и стремилось обратить свободных Г. к. в собств. крепостных (см. Генеральное межевание). Во 2-й пол. 18 в. пр-во роздало дворянству миллионы десятин казенной земли и сотни тысяч Г. к.; в 1-й пол. 19 в. практиковалась массовая продажа гос. имений и передача их в удельное ведомство. Не удовлетворяясь легальными пожалованиями, мн. дворяне требовали ликвидировать самое сословие Г. к.

, передав казенные земли с их населением в частные руки. Помимо материальных мотивов, здесь проявлялось опасение со стороны дворянства, как бы система “гос. феодализма” не поколебала устои феодализма помещичьего: крепостные крестьяне, протестуя против усиливающейся эксплуатации, непрерывно требовали уравнять их с Г. к., т. е. предоставить им личную свободу.

В результате роста малоземелья и повышения феод. повинностей в нач. 19 в. обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность Г. к. Все чаще повторялись массовые волнения гос. деревни, направленные против сокращения наделов, тяжести оброков, произвола арендаторов и чиновников. Вопрос об изменении управления Г. к. вызвал многочисл.

проекты как крепостнические, так и прогрессивно-буржуазные. Дворянское пр-во долгое время занимало в этом вопросе колеблющуюся позицию. Обостряющийся кризис феод.-крепостнич. строя заставил пр-во Николая I приступить к реформе управления гос. деревней с определенной целью: не только поддержать гос. финансы, подняв производит. силы гос.

Совет

деревни, но и приблизить помещичьих крепостных к положению “свободных сельских обывателей”. В течение 1837-41 под рук. ген. П. Д. Киселева было учреждено спец. мин-во гос. имуществ, со сложной иерархией бюрократич. органов (губ. пала тами, окружными начальниками и пр.). На созданную администрацию было возложено “попечительство” над Г. к. через посредство традиционной сел.

общины, замкнутой в рамки волостей и сел. обществ и опекаемой правительств, чиновниками. В программу нового мин-ва входило равномерное наделение крестьян землей, преобразование подушного оброка в форму поземельно-промысловой подати, осн. на точном учете крест. доходов, постепенная ликвидация арендной системы в зап. имениях и перевод их крестьян на систему ден.

оброка, упорядочение продовольств. дела, распространение агротехнич. мероприятий, создание школьной сети, организация лечебных и ветеринарных пунктов, укрепление личных прав крестьян и т. д. Одновременно в 1839-42 предполагалось регламентировать наделы и повинности помещичьих крепостных и частично подчинить их управлению Министерства государственных имуществ.

Однако попытка “инвентаризировать” помещичьи имения вызвала резкий протест со стороны дворянства и закончилась полной неудачей. Программа хоз. подъема гос. деревни также не могла быть осуществлена. Относительно прогрессивное значение имели такие меры, как ликвидация барщинных повинностей Г. к. в Литве, Белоруссии и па Правобереж. Украине, прекращение сдачи гос.

имений в аренду частным владельцам и замена душевого оброка более равномерным зем.-промысловым сбором. Однако эти паллиативы не могли внести коренного изменения в положение Г. к. Малоземелье не было ликвидировано. Количество недоимок не уменьшилось, а выросло еще более; агротехнич. меры оказались недоступными для крест.

массы; преподавание в деревенских школах, осуществляемое силами духовенства, было неудовлетворительно; врачебная и ветеринарная помощь оказывалась в ничтожных размерах, а главное – вся система управления на началах феод. опеки сопровождалась чудовищными насилиями и поборами. Феод. управление гос. деревней находилось в резком противоречии с экономич. процессами 40-50-х гг. 19 в.

, препятствовало росту крест. торговли и пром-сти, мешало развитию с. х-ва и сковывало стихийный рост производит. сил крестьянства. Результатом реформы был небывалый взрыв крест. движения, к-рое приняло особенно бурные формы в р-нах Сев. Поморья, При-уралья и Поволжья, где Г. к. жили крупными компактными массами. Непрерывные протесты против системы управления крепостнич.

гос-ва наблюдались также в центр. и зап. р-нах (см. “Картофельные бунты”, “Холерные бунты” и др.). После окончания Крымской войны 1853-56 обнаружилась явная тенденция к слиянию борьбы Г. к. с движением удельных и помещичьих крепостных. В свою очередь, дворянство, встревоженное планами пр-ва, с одной стороны, и нарастающим крест.

движением – с другой, негодовало против реформы Киселева и требовало ликвидации системы “попечительства”. В 1857 Александр II, назначив новым министром реакционера М. H. Муравьева, одобрил проект контрреформы – приближения Г. к. к положению удельных крестьян. Революц. ситуация 1859-61 заставила пр-во отменить крепостное право. При этом на б.

Обратите внимание

помещичьих и удельных крестьян были распространены личные права Г. к. и формы их “самоуправления”, установленные законами 1838-41. Г. к. в 1866 были подчинены общей системе сел. управления и признаны “крестьянами-собственниками”, хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной, собственности на землю Г. к. получили по закону 1886 об обязат. выкупе зем.

наделов, причем размеры наделов Г. к. оказались больше, а выкупные платежи меньше, чем у помещичьих крестьян. Г. к. Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казенной земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886. Лит.: Дружинин Н. M., Гос. крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1-2, М.-Л., 1946-58; Семевский В. И., Крестьяне в царствование Екатерины II, т. 1-2, СПБ, 1881-1901; Ходский Л. В., Земля и земледелец. Экономич. и статистич. исследование, т. 2, СПБ, 1891. Н. М. Дружинин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. – М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Источник: http://interpretive.ru/termin/gosudarstvennye-krestjane.html

Персональный сайт – Словарь

Писцовые книги

Писцо́вые кни́ги — поземельные описи, использовавшиеся на Руси с XIV века до середины XVII века, содержавшие сведения об имущественном положении крестьян; в этих книгах отражалось детальное описание условий хозяйствования вотчин, сел, монастырей. Составлялись писцами и подьячими.

Однодворцы

Однодворцы в Российской империи — категория государственных крестьян (до 1866). Фактически занимали промежуточное положение между дворянами и крестьянами.

Потомки служилых людей «по прибору» (несших дозорную и сторожевую службу на южной границе в XVII—XVIII в.), которым не было присвоено дворянство.

Поэтому данная категория крестьян была распространена на бывших приграничных землях, в центральночернозёмных губерниях России — Воронежской, Курской, Орловской, Тульской, Тамбовской, Пензенской и Рязанской.

Категория сформировалась в начале XVIII в. Однодворцы платили подушную подать и четырёхгривенный оброк.

Общие земли распределялись по подворному, а не подушному принципу. Землю однодворцы традиционно могли продавать только друг другу.

До 1840 года однодворцы могли владеть крепостными людьми, но фактически лишь единицы пользовались этим правом (в 1830-е годы насчитывалось более миллиона однодворцев, а крестьян у них — 11 тысяч); с крестьянами они жили одним двором. Крестьяне однодворцев несли те же повинности, что и их владельцы. В 1866 году эта сословная группа упразднена.

Мещане

Мещанство – основное городское податное сословие в Российской империи – берет начало от посадских Московской Руси, объединенных в черные сотни и слободы. Мещане были приписаны к своим городским обществам, покидать которые могли только по временным паспортам, а перечислять в другие – с разрешения властей.

Важно

Они платили подушную подать, подлежали рекрутской повинности и телесному наказанию, не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся. Принадлежность к мещанскому сословию была наследственной.

Запись в мещане была открыта для лиц, обязанных избирать род жизни, для государственных (после отмены крепостного права – для всех) крестьян, но для последних – лишь при увольнении из общества и разрешения властей. Как правило, на запись в мещанское общество того или иного города требовалось согласие общества.

Но ряд категорий лиц мог быть приписан к обществу и без согласия последнего (законнорожденные воспитанники сиротских домов, питомцы воспитательного дома; принявшие христианство иноверцы; дети церковнослужителей; дети канцелярских служителей и т.д.). Запись в мещане производились казенными палатами.

В компетенцию последних входила также фиксация фамилий, избранных лицами, которые приписывались к городскому состоянию, если они фамилий не имели. В советское время под мещанином стали понимать человека с мелкими, сугубо личными интересами, узким кругозором, неразвитыми вкусами, безразличный к интересам общества

Дворцовые крестьяне

Дворцовые крестьяне – в Русском государстве 12-18 вв. феодально-зависимые крестьяне, жившие на землях великих князей и царей и несшие в их пользу феодальные повинности. Закрепощены вместе со всеми крестьянами. С 1797 удельные крестьяне

Удельные крестьяне

Удельные крестьяне — категория феодально-зависимого сельского населения России конца XVIII — середины XIX вв., образованная в 1797 из дворцовых крестьян, на основании «Учреждения об Императорской фамилии». К удельным крестьянам относились крестьяне, проживавшие на удельных землях и принадлежавшие императорской семье. Крестьяне платили оброк и несли государственные повинности.

Государственные крестьяне

Госуда́рственные крестья́не— особое сословие в XVIII — первой половине XIX века в России, численность которого в отдельные периоды доходила до половины земледельческого населения страны. В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя и прикреплёнными к земле.

 Государственные крестьяне были оформлены указами Петра I из остатков незакрепощённого земледельческого населения: черносошных крестьян, сибирских пашенных крестьян, однодворцев (служилых людей на чернозёмном пограничье с Дикой степью), нерусских народностей Поволжья и Приуралья.

Совет

Число государственных крестьян увеличивалось за счёт крестьян конфискованных церковных владений (огромные владения Русской православной церкви были конфискованы Екатериной) и вновь присоединённых территорий (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), украинских казаков, бывших крепостных конфискованных польских имений и др. В результате в XVIII веке доля государственных крестьян в земледельческом населении выросла в несколько раз (преимущественно за счёт церковных владений).

Читайте также:  Включение восточной армении в состав россии. культура армении

Во 2-й половине XVIII века правительство роздало дворянству сотни тысяч душ государственных крестьян; в 1-й половине XIX века практиковались массовая распродажа государственных имений и передача их в удельное ведомство, а также перевод государственных крестьян на положение военных поселян, в западных губерниях — сдача в аренду помещикам. Со стороны дворянства поступали предложения ликвидировать сословие государственных крестьян, передав казённые земли в частные руки.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сравнительная таблица мер длины 

Верста = 500 саженям = 42 000 дюймам = 1066,8 м
Сажень = 7 футам = 84 дюймам = 2,13 м
Фут = 12 дюймам = 30,5 см
Дюйм = 2,54 см
Аршин – 0,71 м
Четверть – четвертая часть аршина (0,18 м)

Сравнительная таблица мер площади: XVII век.

1 соха — 800 четвертей земли доброй
-1000 четвертей земли средней
-1200 четвертей земли худой
1 четь — 1,6 гектара
1 четь — 1/4 четверть сохи
-1/8 пол чети сохи
-1/16 полпол чети сохи
-1/24 полполтрети сохи
-1/32 полполпол чети сохи
1 копка (копна сена) — 1120 кв.

м

Чтобы облегчить взимание податей, была введена «живущая четверть», которая заменяла поземельные сборы подворными. У помещиков и вотчинников на живущей четверти считалось 8 дворов крестьян и 4 двора бобылей или 12 дворов крестьян и 8 бобылей. Один крестьянский двор приравнивался к двум дворам бобылей.

Формула перевода масштаба карт, выраженного в верстах, в километры:

Пример: в 1 дюйме 2 версты
2х21:50=0,84
ответ: в 1 см 840 метров

Источник: http://ratkin.ucoz.ru/index/0-15

Завершение крестьянской реформы распространением ее на крестьян удельных и государственных

ЛЕКЦИЯ XXVII

(продолжение)

В 1866 г. завершилась прежде всего в общих чертах законодательная разработка крестьянской реформы – распространением основных начал Положения 19 февраля 1861 г. на многочисленные категории государственных крестьян. А еще раньше – в 1863 г.

– те же начала и даже без некоторых из тех компромиссов, к которым прибегли при уничтожении крепостного права в помещичьих имениях, были распространены на удельных крестьян. О значении реформы 19 февраля для бывших помещичьих крестьян я говорил уже в свое время. Посмотрим теперь, каковы были результаты преобразования 1863–1866 гг.

для бывших удельных и государственных крестьян разных наименований, а затем остановимся несколько и на общих итогах крестьянской реформы для всей массы народа и для страны вообще.

Что касается удельных крестьян, то вы помните, быть может, или, во всяком случае, прочтете в начале моего печатного курса, что эти удельные крестьяне получили свое наименование с момента издания положения об императорской фамилии в 1797 г., при императоре Павле Петровиче.

Но они существовали и раньше под именем крестьян дворцовых и государевых; назначение их заключалось в том, чтобы работать в так называемых дворцовых (удельных) имениях, имениях, назначенных на содержание царской фамилии или принадлежащих отдельным ее членам. Этих крестьян ко времени начала крестьянской реформы было около 850 тыс. душ мужского пола.

Когда началась крестьянская реформа, то Министерство двора, в ведении которого были удельные крестьяне, не ожидая освобождения помещичьих крестьян, тотчас же приступило к выяснению вопроса, как ему быть с этими удельными крестьянами, и мы видим, что уже в 1858 г.

, по желанию императора Александра, издан был особый указ, который этих удельных крестьян уравнял в личных правах и административном устройстве с крестьянами государственными. Это сразу, до освобождения от крепостного права крестьян помещичьих, уничтожило личное крепостное право в удельных имениях.

Что касается вопроса о поземельном устройстве этих крестьян, то он был отложен тогда до разрешения этого вопроса у помещичьих крестьян. Когда было издано Положение 19 февраля об устройстве помещичьих крестьян, то 5 марта 1861 г. был издан указ о том, чтобы Главный комитет для устройства сельского населения занялся теперь распространением принципов изданного положения на крестьян удельных и казенных.

Что касается удельных крестьян, то тогда же в Министерстве двора была образована для обсуждения их поземельного устройства комиссия и в результате двухлетних работ этой комиссии, после некоторых колебаний, выработано было положение, которое устраивало быт удельных крестьян в экономическом отношении значительно лучше, чем был устроен быт крестьян помещичьих. В начале, когда приступили к обсуждению этого вопроса, думали только распространить на удельных крестьян то положение, которое было издано для помещичьих крестьян, причем указывалось, что следует и этим крестьянам сохранить наделы и за них назначить повинности, которые бы соответствовали высшим нормам наделов и повинностей, установленных по местным положениям 19 февраля для крестьян помещичьих. Но затем, когда глубже вникли в вопрос, то увидели, что в дореформенное время удельные крестьяне были наделены значительно лучше помещичьих и что поэтому, если бы к ним применены были даже высшие нормы поземельного устройства помещичьих крестьян, то, несомненно, их положение ухудшилось бы. Удельные крестьяне в дореформенное время имели, во-первых, довольно щедро установленные основные (тягловые) наделы и, кроме того, еще пользовались различными дополнительными прирезками из так называемых земель удельного ведомства.

Обратите внимание

Первоначально Министерству двора казалось, что во всяком случае эти запасные земли должны быть от них отняты, если только они в своих основных наделах имеют земельное обеспечение, не меньшее, чем полагавшееся согласно максимальным нормам по местным положениям 19 февраля, и поэтому первоначальный план был таков, чтобы эти лишние земли оставить у удельных крестьян лишь временно на пять лет. Но министр двора, гр. Адлерберг, внимательно ознакомившись с делом, должен был признать, что крестьяне будут этим поставлены в неблагоприятные условия сравнительно с прежним своим положением; поэтому он полагал, что следует эти запасные земли оставить за крестьянами по меньшей мере на 20 лет и вообще стараться сохранить за ними то положение, в котором они были до реформы. Главный комитет, однако, нашел, что сохранить эти земли за крестьянами на 20 лет будет едва ли целесообразно, потому что тогда их отобрать будет еще труднее, нежели теперь, а вместе с тем Главному комитету казалось, что основные наделы удельных крестьян настолько удовлетворительны в сравнении с наделами помещичьих крестьян, что их одних будет достаточно. Тем не менее, по докладе этого цела государю, Адлербергу предоставлена была выработка проекта положения с возможным соблюдением всяких льгот для удельных крестьян. В конце концов по проекту выработанного им положения, сделавшемуся 26 июня 1863 г. законом, было положено, что не только эти запасные земли вообще должны быть оставлены за удельными крестьянами, но в некоторых местностях, где размер их выделения был ниже норм, установленных для крестьян помещичьих, оно было доведено по крайней мере до этих норм. Таким образом, максимальные нормы наделов помещичьих крестьян были приняты как бы за минимальные нормы для удельных.

Вместе с тем размеры повинностей были оставлены прежние, причем выкуп земель сразу же сделан был обязательным и прежние оброчные платежи, не превышавшие максимальных оброков помещичьих крестьян, прямо обращены были в выкупные, которые должны были прекратиться совершенно через 49 лет; крестьяне же сразу признавались собственниками отведенных им наделов.

В 1861 г. признано было, как я уже сказал, необходимым распространить Положение 19 февраля и на государственных крестьян – на те многочисленные категории их, которые перечислены в первой части моего курса. Их также положено было устроить на основании выработанных для помещичьих крестьян положений.

Чтобы уяснить себе материальную сторону быта государственных крестьян, надо иметь в виду то положение, в каком они были поставлены деятельностью графа Киселева, который на них именно мог сравнительно свободно испробовать те принципы крестьянского устройства, которые он выставил, будучи министром государственных имуществ при Николае I.

До образования Министерства государственных имуществ при огромном обилии казенных земель землепользование казенных крестьян в значительной мере носило захватный характер, и, регулированное лишь или случаем, или произволом чиновников, это землепользование было вообще чрезвычайно неравномерно.

В некоторых местностях на душу приходилось такое количество земли, которое крестьяне фактически не могли обработать, – когда они захватывали, как это было еще недавно в Сибири, сотни десятин на душу, а иногда их землевладение выражалось в полудесятине на душу, т. е. было совершенно неудовлетворительно.

Ввиду того что часто в ближайших к их поселениям местностям земли казны были все разобраны или обращены в казенные доходные статьи, таким крестьянам приходилось арендовать различные угодья у соседних помещиков или даже у крестьян других наименований и существовать в весьма трудных условиях.

Поэтому Киселев и решил в свое время урегулировать землевладение государственных крестьян, и по его идее были образованы еще в 40-х годах кадастровые поземельные комиссии, которых задачей было по возможности уравнять это землевладение казенных крестьян во всех местностях, где они поселены, и, в случае, если окажется невозможно в некоторых местностях отвести им достаточно земли по соседству, переселять их, обращая в их наделы свободные земли и те оброчные статьи, которыми располагало Министерство государственных имуществ.

Важно

Вторая задача этих комиссий заключалась в том, чтобы, соответственно земельным и промысловым выгодам крестьян, обложить их уравнительно справедливым оброком вместо той одинаковой и совершенно неравномерно ложившейся на них подати, которая существовала до того времени.

После почти двадцатилетней работы этих комиссий в большинстве губерний Европейской России казенные крестьяне действительно получили более урегулированное и равномерное поземельное устройство, причем в губерниях малоземельных их старались привести к 8 дес.

надела на душу, что в сравнении с землепользованием помещичьих крестьян представляло весьма значительное обеспечение их быта, а в губерниях многоземельных им давалось до 15 дес. на душу. Таким образом, уже при Киселеве (1837–1856) государственные крестьяне получили сравнительно с помещичьими весьма значительное земельное обеспечение.

Затем, что касается податей, то кадастровыми комиссиями подати эти были исчислены не только соразмерно с пространством отведенной крестьянам земли, но и по соображению с теми промысловыми доходами, которые крестьяне имели, потому что оказалось, что и казенные крестьяне, так же как и помещичьи, во многих губерниях иногда значительную часть своих доходов получали от различных промыслов, нередко даже отхожих – особенно в губерниях нечерноземных. И вот Министерство государственных имуществ приняло это в расчет, так что в состав земельной подати, вообще говоря, очень умеренной по сравнению с данными крестьянам землями, входили платежи как за землю, соответственно ее доходности, так и по соразмерности с теми доходами, которые эти крестьяне получали от различных своих промысловых выгод. Надо сказать, что это в значительной мере разнообразило и самый размер податей и очень разнообразило в составе этих податей ту часть, которая налагалась за промыслы, и ту которая налагалась за землю; так, были губернии, в которых до 40% оброчной подати считались составляющими промысловый налог. В конце концов размеры вычисленных таким образом оброчных податей не только на десятину, но и на душу были значительно меньше, чем те оброки, которые существовали в помещичьих имениях в дореформенное время.

Михаил Николаевич Муравьев (Муравьев-Виленский)

Когда началась разработка крестьянской реформы, Киселев уже оставил свой пост и был заменен сначала Шереметьевым, а затем, спустя короткое время (в 1857 г.), М. Н. Муравьевым, который являлся тогда самым умным и самым злостным крепостником среди министров императора Александра, как это вы могли видеть по его поведению в Главном комитете по устройству помещичьих крестьян.

Муравьев, не столько в интересах казны, сколько именно исходя из своих крепостнических побуждений и опасений, разделявшихся тогда многими крепостниками, боялся, чтобы слишком хорошее устройство государственных крестьян не повело бы к более льготному устройству помещичьих, и, сознательно стремясь к ухудшению положения казенных крестьян, предпринял в 1859 г. переоценку оброчных окладов, падавших на государственных крестьян. При этом им было установлено, что земли, отведенные государственным крестьянам, являются государственной собственностью, а не крестьянскою и что крестьяне должны платить за эти земли не оброчные подати, а оброчную плату, которая, однако, должна, как и прежде, соразмеряться не только с доходом от земли, но и с доходом от промыслов – под видом платы за промысловые выгоды усадеб. При оценке этих выгод был допущен значительный произвол, и обложение крестьян в результате повысилось вообще более чем на 50%; а кое-где и на 80%. После издания Положения 19 февраля, когда указом 5 марта 1861 г. повелено было распространить принципы реформы и на государственных крестьян, Муравьев составил первоначально очень невыгодный для этих крестьян проект их окончательного устройства, но, к счастью для них, в составе Главного комитета нашлись защитники их интересов, и в конце концов дело выработки оснований их поземельного устройства попало в руки Н. А. Милютина. Благодаря участию Милютина все замыслы Муравьева были уничтожены и в конце концов устройство государственных крестьян свелось к тому, что они признаны были повсеместно наследственными владельцами тех наделов, которые им отводились в результате работ кадастровых комиссий. Эти наделы, как вы видели, были своими размерами более благоприятны, чем даже наделы, полученные удельными крестьянами, не говоря уж о помещичьих; что же касается повинностей, то, несмотря на то что благодаря стараниям Муравьева оброчная подать была значительно повышена по инструкции 1859 г., все-таки размер этой подати был значительно меньше оброков, установленных для помещичьих крестьян.

Читайте также:  Ссср нужно время

Таким образом, устройство и удельных, и в особенности государственных крестьян в экономическом отношении оказалось гораздо более благоприятным, нежели устройство помещичьих крестьян.

Что касается правовой и административной стороны дела, то как удельные, так и государственные крестьяне – последние по указу 18 января 1866 г.

, – были устроены в административном отношении на тех самых началах, на которых были устроены и помещичьи крестьяне; причем после того как на государственных крестьян было распространено общее Положение 1861 г.

, оказалось возможным соединение их в одной волости с соседними помещичьими крестьянами, там, где это оказалось удобным, и опять-таки это было, в отношении размеров волостных сборов и в отношении содержания крестьянской администрации, для них существенным облегчением.

Совет

Таким образом, мы видим, что после указов 18 января 1866 г. об административном устройстве казенных крестьян и 24 ноября 1866 г.

об их поземельном устройстве, все категории крестьянского населения в России должны были получить одинаковое административное устройство, одинаковые гражданские права, и вместе с тем значительные категории крестьян получали поземельное устройство гораздо более выгодное, чем то, которое по Положению 1861 г. выпало на долю бывших помещичьих крестьян.

Впрочем, что касается окончательного устройства казенных крестьян, то здесь следует отметить, что фактически наделение землей и обложение различных поселений казенных крестьян подробно разрабатывалось и пересматривалось еще в течение нескольких лет после издания основного указа 1866 г.

о земельном и экономическом их устройстве, ввиду того что кадастровые комиссии не везде кончили к тому времени свои работы.

Те губернии, в которых жили казенные крестьяне, были разделены на известные группы и устраивались особыми поземельно-устроительными партиями чиновников, на основании особых инструкций, каждая из которых подвергалась особому высочайшему утверждению. Инструкции эти для разных губерний были окончательно выработаны и утверждены между 1867 и 1872 г.

Таким образом, поземельное устройство удельных и помещичьих крестьян было закончено значительно раньше, нежели у крестьян бывших казенных, причем земли этих последних не были признаны сразу их собственностью, и впоследствии им пришлось еще их выкупать, как вы увидите, по значительно повышенным нормам.

Источник: http://rushist.com/index.php/kornilov/1166-rasprostranenie-reformy-1861-na-udelnykh-i-gosudarstvennykh-krestyan

Государственные крестьяне

государственные крестьяне картинки, государственные крестьяне фото
Госуда́рственные крестья́не — особое сословие крестьянства в XVIII—XIX века в России, численность которого в отдельные периоды доходила до половины земледельческого населения страны. В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя и прикреплёнными к земле.

Содержание

  • 1 История государственных крестьян
  • 2 Положение государственных крестьян
  • 3 Реформа Киселёва
  • 4 Освобождение государственных крестьян
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

История государственных крестьян

Государственные крестьяне были оформлены указами Петра I из остатков незакрепощённого земледельческого населения: черносошных крестьян, сибирских пашенных крестьян, однодворцев (служилых людей на чернозёмном пограничье с Дикой степью), нерусских народностей Поволжья и Приуралья.

Число государственных крестьян увеличивалось за счёт конфискации церковных владений (огромные владения Русской православной церкви были конфискованы Екатериной), присоединённых и завоеванных территориях (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), бывших крепостных конфискованных имений шляхтичей Речи Посполитой и др. Кроме того, число государственных крестьян пополняли беглые крепостные (частновладельческие) крестьяне, оседавшие на осваиваемых землях (Башкирии, Новороссии, Северном Кавказе и т. д.). Этот процесс (перехода беглых крепостных крестьян в разряд государственных) негласно поощрялся императорской властью.

Также увеличению числа государственных крестьян способствовали селившиеся в России иностранные колонисты (немцы, греки, болгары и т. п.).

Во 2-й половине XVIII века правительство раздало дворянству сотни тысяч душ государственных крестьян; в 1-й половине XIX века практиковались массовая распродажа государственных имений и передача их в удельное ведомство, а также перевод государственных крестьян на положение военных поселян, в западных губерниях — сдача в аренду помещикам. Со стороны дворянства поступали предложения ликвидировать сословие государственных крестьян, передав казённые земли в частные руки. Тем не менее относительная численность государственных крестьян росла. На момент первой переписи 1724 г. государственные крестьяне составляли 19 % населения, а к последней переписи в 1858 г. государственные кр. составляли уже 45 % населения на территории охваченной первой ревизией (одновременно относительная численность крепостных уменьшилась с 63 % в 1724 до 35 % в 1858 году).

Положение государственных крестьян

Государственные (казённые) крестьяне жили на государственных землях и платили подати в казну. По данным 1-й ревизии (1719), их насчитывалось в европейской России и Сибири 1,049 млн душ мужского пола (то есть 19 % всего земледельческого населения страны), по 10-й ревизии (1858) — 9,345 млн. (45,2 % земледельческого населения) .

Предположительно, образцом для юридического определения положения государственных крестьян в государстве послужили коронные крестьяне в Швеции. По закону государственные крестьяне рассматривались как «свободные сельские обыватели».

Государственные крестьяне, в отличие от владельческих, рассматривались как лица, обладающие юридическими правами — они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью. Государственным крестьянам было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы.

Обратите внимание

Земля, на которой работали такие крестьяне, считалась государственным владением, но за крестьянами признавалось право пользования — на практике крестьяне совершали сделки как владельцы земли. Однако помимо того с 1801 года гос. крестьяне могли покупать и владеть на правах частной собственности «ненаселёнными» землями (то есть без крепостных крестьян).

Государственные крестьяне имели право пользоваться наделом в размере 8 десятин на душу в малоземельных губерниях и 15 десятин — в многоземельных. Фактические наделы были значительно меньше: к концу 1830-х годов — до 5 десятин в 30 губерниях и 1—3 десятин в 13 губерниях; в начале 1840-х годов 325 тыс. душ не имели надела.

Основная масса государственных крестьян вносила в казну денежный оброк; на территории Прибалтики и Царства Польского казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и государственные крестьяне отбывали преимущественно барщину; сибирские пашенные крестьяне сначала обрабатывали казённую пашню, затем вносили продуктовый оброк (позже денежный). В 1-й половине XIX века оброк колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души в год. По мере увеличения повинностей удельных и помещичьих крестьян денежная рента государственных крестьян становилась относительно меньше, чем повинности других категорий крестьян. Государственные крестьяне были также обязаны вносить деньги на земские нужды; они платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (дорожную, подводную, постойную и др.). За исправное несение повинностей государственные крестьяне отвечали круговой порукой.

Реформа Киселёва

Основная статья: Реформы П.Д. Киселева

В результате роста малоземелья и увеличения повинностей в начале XIX века обнаружилось прогрессирующее обеднение государственных крестьян.

Чаще стали происходить волнения государственных крестьян против сокращения наделов, тяжести оброков и др. (например, «Холерные бунты», «Картофельные бунты» 1834 и 1840—41).

Вопрос об изменении управления государственными крестьянами вызвал многочисленные проекты.

В 1830-х годах правительство приступило к реформе управления государственной деревни. В 1837—1841 годах была проведена реформа, разработанная П. Д.

 Киселёвым: учреждено Министерство государственных имуществ и его местные органы, на которые было возложено «попечительство» над госкрестьянами через посредство сельской общины.

Были ликвидированы барщинные повинности госкрестьян в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращена сдача госимений в аренду, душевой оброк заменён более равномерным земельно-промысловым сбором.

Убежденный противник крепостного права, Киселёв полагал, что свободу следует вводить постепенно, «чтобы рабство уничтожилось само собою и без потрясений государства».

Важно

Государственные крестьяне получили самоуправление и возможность решать свои дела в рамках сельской общины. Однако крестьяне остались прикреплены к земле.

Радикальное реформирование государственной деревни стало возможным только после отмены крепостного права.

Несмотря на постепенность преобразований, они наталкивались на сопротивление, поскольку помещики опасались, что чрезмерное освобождение государственных крестьян даст опасный пример владельческим крестьянам.

Киселёв намеревался регламентировать наделы и повинности помещичьих крестьян и частично подчинить их Министерству государственных имуществ, но это вызвало возмущение помещиков и не было реализовано.

Тем не менее, при подготовке крестьянской реформы 1861 составители законодательства использовали опыт реформы Киселёва, особенно в вопросах организации крестьянского самоуправления и определения правового положения крестьян.

Освобождение государственных крестьян

24 ноября 1866 принят закон «О поземельном устройстве государственных крестьян», по которому за сельскими обществами сохранялись земли, находившиеся в их пользовании на правах «владения» (прямого пользования). Выкуп наделов в собственность был регламентирован законом от 12 июня 1886.

При осуществлении этих реформ наделы государственных крестьян сократились на 10 % в центральных губерниях, на 44 % — в северных. Выкупные платежи возросли по сравнению с оброчной податью на 45 %.

Платежи были рассчитаны на 49½ лет и в некоторых случаях должны были вноситься до 1931, но были прекращены с 1 января 1907 года в рамках столыпинской аграрной реформы под влиянием революции 1905 года.

См. также

  • Крепостное право
  • Экономические крестьяне
  • Дворцовые крестьяне
  • Удельные крестьяне
  • Приписные крестьяне
  • Монастырские крестьяне

Примечания

  1. Любавский М. К. Обзор истории русской колонизации. М., 1996.
  2. 1 2 Баггер Ханс «Реформы Петра Великого». М.,1985 г.”
  3. Б. Н. Миронов «Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в)»”

Литература

  • H. М. Дружинин Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева, М.-Л., 1958.
  • Л. Г. Захарова, Н. М. Дружинин, статья «Государственные крестьяне» в энциклопедии «Отечественная история»
  • А. Б.

     Мучник, Социальные и экономические аспекты картофельных бунтов 1834 и 1841-43 годов в России, в сборнике: Народные восстания в России. От Смутного Времени до «Зелёной Революции» против Советской Власти, изд. Х.-Д. Лёве, Висбаден, 2006, стр. 427—452 (на немецком языке). (A.

    Moutchnik: Soziale und wirtschaftliche Grundzüge der Kartoffelaufstände von 1834 und von 1841—1843 in Russland, in: Volksaufstände in Russland. Von der Zeit der Wirren bis zur «Grünen Revolution» gegen die Sowjetherrschaft, hrsg. von Heinz-Dietrich Löwe (= Forschungen zur osteuropäischen Geschichte, Bd.

    65), Harrassowitz Verlag, Wiesbaden, 2006, S. 427—452)

государственные крестьяне женщины, государственные крестьяне картинки, государственные крестьяне работа, государственные крестьяне фото

Государственные крестьяне Информацию О

Государственные крестьяне

Государственные крестьяне

Государственные крестьяне Вы просматриваете субъект
Государственные крестьяне что, Государственные крестьяне кто, Государственные крестьяне описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Наш сайт имеет систему в функции поисковой системы. Выше: “что вы искали?”вы можете запросить все в системе с коробкой. Добро пожаловать в нашу простую, стильную и быструю поисковую систему, которую мы подготовили, чтобы предоставить вам самую точную и актуальную информацию.

Поисковая система, разработанная для вас, доставляет вам самую актуальную и точную информацию с простым дизайном и системой быстрого функционирования. Вы можете найти почти любую информацию, которую вы ищете на нашем сайте.

На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Совет

Жизнь известных людей дает вам информацию, изображения и видео о сотнях тем, таких как политики, правительственные деятели, врачи, интернет-сайты, растения, технологические транспортные средства, автомобили и т. д.

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-32570.html

Ссылка на основную публикацию