Горбачев и его реформы

Реформы и нововведения в горбачевский период. Справка

Особое внимание уделялось активизации “человеческого фактора” – через укрепление дисциплины и стимулирование новых форм труда. Приоритетными были объявлены социальные проблемы: строительство жилья, снабжение населения продовольствием, совершенствование системы здравоохранения и образования. Однако главное внимание по-прежнему уделялось производственной сфере.

7 мая 1985 г. было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР “О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма” и начата так называемая антиалкогольная кампания.

Пьянство в стране достигло действительно критических пределов, но меры, принятые для его искоренения, оказались грубо-прямолинейными, неэффективными и имели крайне вредные последствия. Резко сократилось производство спиртного, в том числе не только дешевого низкосортного вина и водки, но и марочных вин.

Обратите внимание

Были вырублены виноградники, разрушены винодельческие предприятия. У дверей винных магазинов, число которых резко сократилось, выстроились громадные очереди.

Антиалкогольная кампания привела к росту наркомании, токсикомании, потребления суррогатов спиртного. В обществе она была крайне непопулярна. Огромные потери понес бюджет.

В 1986 г. на XXVII съезде КПСС (25 февраля – 6 марта 1986 г.) в выступлении Горбачева впервые прозвучало о необходимости широкой “демократизации” страны. Тогда же он пустил в оборот еще одно слово, ставшее символом его эпохи – “гласность”, то есть открытость принятия решений и свободный доступ граждан к информации.

Часть доклада Горбачева на XXVII съезде партии, посвященная анализу международной обстановки, также показалась слушателям новаторской.

Молодой советский руководитель обратил внимание делегатов на “общность”, на “взаимозависимость” отдельных составляющих мирового целого, на сложность “глобальных проблем”, на их “общечеловеческий” характер, на то, что они “не могут быть решены силами одного государства или группы государств”, но требуют сознательного взаимодействия государств и народов “в планетарном масштабе”.

Впоследствии такой подход к мировым проблемам стал называться “новым мышлением”, которое привело к окончанию “холодной войны”, объединению Германии.

В мае 1986 г. была введена госприемка. В отличие от контролеров ОТК (отделов технического контроля предприятий), работники госприемки не зависели от администрации и не были материально заинтересованы в выполнении плана.

Госприемка вводилась первоначально на 1500 важнейших предприятиях. Однако эффект от ее введения оказался значительно ниже ожидаемого. Выполнение планов существенно снизилось, упали заработки. Просуществовала госприемка лишь год-два.

Важно

19 ноября 1986 г. был принят закон об индивидуальной трудовой деятельности. Закон разрешил индивидуальное предпринимательство в сфере производства товаров народного потребления и бытового обслуживания.

Был установлен запрет на применение наемного труда. Допускалось лишь выполнение вспомогательных работ по договору. От того, кто решил заняться индивидуальной трудовой деятельностью, требовалась масса справок и разрешений.

В декабре 1986 г. Горбачев вернул из политической ссылки академика Андрея Сахарова и предложил ему участвовать в московских международных антивоенных совещаниях. При Горбачеве начался процесс возвращения советского гражданства лишенным его и высланным диссидентам, была развернута широкая кампания реабилитации жертв политических репрессий.

27-28 января 1987 г. на пленуме ЦК КПСС Горбачев выступил с докладом “О перестройке и кадровой политике партии”, в котором изложил новый план преобразований. Во главу угла ставилась реформа политической системы, которая должна была повлечь за собой и социально-экономическое обновление общества. Перестройка была фактически объявлена новой государственной идеологией.

Именно после этого пленума в широкое употребление вошел новый штамп – “механизм торможения”. Этим механизмом, по мнению Горбачева, являлась косная политическая система, тормозившая экономическое развитие страны.

В 1987 г. Михаил Горбачев провозгласил политику “гласности” – политический термин, обозначающий политику открытости, доступности информации для общественного ознакомления, обсуждения, для контроля деятельности учреждений, организаций и должностных лиц.

На практике это привело к существенному ослаблению цензуры и снятию существовавших в советском обществе многочисленных информационных барьеров. Средствам массовой информации было позволено начать широкую компанию критики существующего общества и его истории под лозунгом “возвращения к ленинским нормам”.

30 июня 1987 г. был принят закон о государственном предприятии (объединении), который предусматривал переход предприятий на хозрасчет и самофинансирование. Предприятия получили право самостоятельно расходовать свою прибыль, остающуюся после расчетов с государством. Допускались две модели хозрасчета.

Совет

Первая из них предусматривала формирование прибыли после выплаты заработной платы работникам на основе нормативов. В этом случае величина прибыли, полученной предприятием, сказывалась лишь на размерах премий. Зато основная зарплата была работнику гарантирована.

При второй модели хозрасчета зарплата зависела от полученной прибыли.

В 1987 г. Горбачев и его окружение начинают использовать для обозначения советского социализма термин “командно-административная система”, понимая под этим “деформацию” идеальной марксистско-ленинской модели.

В 1987-1988 гг. Горбачев и его единомышленники стали употреблять понятие “общечеловеческие ценности”. Признав в качестве общечеловеческих ценностей рынок, плюрализм, правовое государство, они говорили, что в СССР необходимо утвердить “социалистический рынок”, “социалистический плюрализм”, “социалистическое правовое государство”.

28 июня – 1 июля 1988 г. состоялась XIX Всесоюзная конференция КПСС. 30 июня Горбачев выступил с речью, в которой говорилось о реформе власти, охране Конституции и отделении партийных органов от советских.

1 июля на Конференции без обсуждения была принята резолюция “О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны”, в которой предусматривалось вынесение на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета СССР проектов законодательных актов по перестройке советских органов, необходимые дополнения и изменения в Конституцию СССР, а также организация выборов и проведение съезда народных депутатов в апреле 1989 г., на котором должны быть образованы новые органы государственной власти.

1 июля 1988 г. был опубликован закон о кооперации, существенно расширивший возможности предпринимательства. Однако производственные кооперативы столкнулись с большими трудностями из-за сохранявшейся государственной монополии на сырье и ресурсы.

Успешнее всего они действовали в торговле и общественном питании. Кооператоры самостоятельно устанавливали цены, которые превышали государственные в несколько раз.

Многие кооперативы занялись посреднической деятельностью, сводившейся к скупке и перепродаже продукции государственных предприятий.

Обратите внимание

25 мая – 9 июня 1989 г. состоялся I Съезд народных депутатов СССР, на котором демократическая оппозиция оформилась в рамках высшего законодательного органа как прообраз парламентской фракции. Численность Межрегиональной депутатской группы (МДГ), как назвали себя оппозиционеры, быстро достигла 15 % делегатов съезда.

5 февраля 1990 г. состоялся расширенный пленум ЦК КПСС, на котором Михаил Горбачев заявил о необходимости введения поста президента СССР с одновременной отменой 6‑й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС и установлении многопартийной системы (6-я статья конституционно закрепляла руководящую роль КПСС в жизни советского общества).

12-15 марта 1990 г. на III Внеочередном съезде народных депутатов СССР (“в порядке законодательной инициативы” был внесен проект “Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции СССР по вопросам политической системы (статьи 6 и 7 Конституции СССР)”.

14 марта 1990 г. был принят закон “Об учреждении поста президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР”.

9 октября 1990 г. был принят закон СССР “Об общественных объединениях”, признавший наличие в стране многопартийности.

22 января 1991 г. началась последняя советская денежная реформа, получившая название “павловской” в честь ее создателя, министра финансов, а впоследствии премьера правительства СССР Валентина Павлова.

В ходе реформы был осуществлен обмен 100- и 50-рублевых купюр на купюры нового образца. Проводился он в течение трех дней, суммы обмена были жестко ограничены.

Из обращения было изъято всего 5% той суммы, которая считалась избыточной.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20110228/337418349.html

Горбачёв его реформы

Подготовка и проведение 70-летия Октября, публикации в прессе по широкому кругу проблем, волновавших людей, внесли большое оживление в общественную жизнь страны. 4—5 ноября в Кремле состоялась встреча представителей общественных сил и движений, приехавших на юбилейные торжества.

Она стала ареной интересной дискуссии по проблемам исторического развития. Горбачев впервые выдвинул тогда идею многовариантности исторического процесса, заявил, что противоречие двух систем не является определяющим.

И уж совсем «крамольно», как призыв к инакомыслию, прозвучало из уст Генерального секретаря ЦК КПСС признание необходимости отказа от монополии на истину.

По набору идей, атмосфере, характеру общения это был удачный форум. Он показал огромные возможности сотрудничества общественных сил и движений, ставивших целью формирование новой, общечеловеческой цивилизации. Не менее важным было то, что все гости горячо приветствовали перемены, происходившие в нашей стране в рамках политики перестройки. [1, c. 359]

Во второй половине ноября на совещании партийных работников и 1 декабря — на встрече с руководителями средств массовой информации, деятелями науки и культуры состоялся разговор об их работе на новом этапе перестройки, суть которого — демократизация общества и радикальная экономическая реформа.

С интересом была встречена опубликованная в ноябрьском номере журнала «Советское государство и право» статья академика В.Н.Кудрявцева с аргументацией в пользу создания правового государства. Вообще, «переход» от 87-го к 88-му году был отмечен углублением аналитических разработок по всем направлениям общественных наук.

Важно

Из архивов и спецхранов библиотек извлекались труды мыслителей, художников, даже имена которых ранее боялись упоминать. Опьяненные свободой историки, экономисты, философы, социологи, литературоведы стремились очистить свои сферы знания от всевозможных искажений и заблуждений, порожденных сталинизмом, объективно оценить состояние нашего общества.

Уже тогда под лавиной новых фактов и данных становилась очевидной ущербность и упрощенность прежних наших представлений о социализме и социалистических ценностях.

Если у нас самый передовой строй, носитель будущего, почему мы хронически отстаем от многих других стран и по уровню жизни, и по производительности труда? Если мы самая демократическая страна в мире, почему люди лишены духовной свободы, не имеют возможности влиять на политические процессы и принятие решений?

Эти и многие другие острые вопросы задавались теперь открыто; люди нового поколения, молодежь, не боялись обвинений в «антисоветской агитации».

И разумеется, рассуждения наших идеологов относительно «создания основ социализма», потом его «полной и окончательной победы» и, наконец, «построении развитого социалистического общества», носившие сугубо апологетический и схоластический характер, уже не могли никого удовлетворить.

Между тем реформа экономики понемногу продвигалась. С 1 января 1988 года все предприятия были официально переведены на хозрасчет. Вступили в силу законы о финансовой их самостоятельности, реформе Госбанка, создании специализированных кредитных учреждений.

Президиум Верховного Совета СССР утвердил положение об условиях и порядке оказания психиатрической помощи, чтобы избежать злоупотреблений, имевших место в этой области. В ответ на массовые выступления во многих регионах страны было принято решение об усилении внимания к охране природы.

Общественность потребовала внести изменения в постановление об увековечении памяти Брежнева, и 7 января были восстановлены прежние названия — города Набережные Челны, Черемушкинского района Москвы, Красногвардейской площади в Ленинграде, упразднена площадь Брежнева в Москве.

Совет

Февраль начался с пленума Верховного суда СССР, отменившего приговоры 1938 года и прекратившего дела в отношении Бухарина, Рыкова, Раковского и других, привлекавшихся к уголовной ответственности по так называемому «антисоветскому правотроцкистскому блоку».

8 февраля было опубликовано совместное постановление ЦК КПСС, правительства и ВЦСПС о порядке избрания советов трудовых коллективов и проведении выборов руководителей предприятий и объединений.

А на следующий день я выступил с заявлением по Афганистану, предложив конкретные меры по политическому урегулированию, в том числе — вывод наших войск в течение 10 месяцев. Если вспомнить, сколько жизней стоила нам эта затянувшаяся на десятилетие война, скольких молодых людей навсегда оставила инвалидами, какие потери и страдания принесла афганскому народу, станет понятным взрыв надежд на ликвидацию конфликта, развязывание которого позорило нашу страну. [1, c. 360]

РЕФОРМА ШКОЛЫ

Очередной Пленум, намеченный на февраль, был «отдан» реформе школы, доклад по этому вопросу давно готовил Лигачев. Пленум ЦК состоялся 17—18 февраля 1988 года.

Выступая с докладом «О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению» Он стал говорить о классовом воспитании, идейности, о недопустимости притупления идеологической бдительности, о том, что учебный процесс — это не только обучение, но и воспитание, в школе формируются основы мировоззрения человека. Центральная его мысль состояла в том, что демократизация общественной жизни и радикальная экономическая реформа требуют от партии и общества осмысления новых реальностей, перспективы дальнейших действий. Эта новая реальность воспринималась общественным сознанием в различных, порой причудливых вариантах. Поскольку гласность вскрыла многие пороки нашей действительности, необходимость перестройки мало кто отрицал. [1, c. 365]

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ

Благодаря политическим и экономическим реформам социализм избавляется от деформаций, возвращается к своим истокам и в то же время выходит на новые исторические рубежи обновления. В то же время и тогда Горбачев понимал, что логика реформ требует уже не просто совершенствования системы, а вторжения в самые ее основы.

К весне 1988 года стало очевидным, что сопротивление обновленческим реформам нарастает и предстоящая Всесоюзной партконференции не будет «легкой прогулкой», станет полем пробы сил между реформаторским и консервативным крылом партии. А поскольку весь политический актив страны был в ней — то и всего общества. Тем большее значение приобретал вопрос, на какой платформе развернется подготовка к ней, какая сверхзадача будет одушевлять ее решения.

На Всесоюзном съезде колхозников, встрече с представителями прессы и творческой интеллигенции, совещании заведующих отделами ЦК (28 марта). Везде Горбачев стремился решить двуединую задачу.

С одной стороны, лучше понять состояние умов в различных слоях общества.

Обратите внимание

А с другой — донести до возможно более широкой аудитории свои замыслы, понимание перспективы, включить людей в активное формирование политики.

XIX партийная конференция  открылась 28 июня в Кремлевском Дворце съездов.

Делегаты приняли предложение ЦК заслушать доклад Генерального секретаря ЦК по первым двум вопросам повестки дня: «О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС, основных итогах первой половины двенадцатой пятилетки и задачах партийных организаций по углублению процесса перестройки» и «О мерах по дальнейшей демократизации жизни партии и общества». [1, c. 382]

РЕФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СССР

Политика перестройки становилась делом миллионов, люди выходили из состояния апатии и отчужденности, набирал силу процесс очищения общественной атмосферы, отравленной длительным застоем.

Но это лишь часть правды, в противном случае не было бы необходимости начинать доклад на такой драматической ноте. Другая часть заключалась в том, что механизмы обновления по-настоящему не заработали, порыв к свободе блокировался номенклатурным режимом.

Перестроечный опыт, как и опыт предшествующих реформаторов, подводил к принятию кардинальных решений о проведении реформы политической системы.

Основные задачи формулировались так: осуществление радикальной экономической реформы, активизация духовного потенциала общества, реформа политической системы, демократизация международных отношений. Эта позиция была воспринята партийной конференцией, что подтвердил характер принятых решений.

На конференции выявились первые признаки постепенно оформлявшейся правоконсервативной оппозиции. Об этом свидетельствовали напористые выступления ряда партийных функционеров. Не менее решительно высказывались радикально настроенные делегаты, в их числе Ельцин.

В целом его выступление было направлено на поддержку перестроечных процессов по всем конкретным вопросам и, за исключением совмещения должностей, не носило конфронтационного характера.

Важно

Особое внимание он уделил теме социальной справедливости, сделал акцент на привилегиях, заявив, что надо наконец ликвидировать продовольственные пайки для «голодающей номенклатуры», исключить и по существу и по форме слово «спец» (спецмагазины, спецполиклиники, спецсанатории и т.д.) из лексикона. [1, c. 392]

Либеральные организации были провозвестниками капиталистических преобразований и слоев (от мелкого до олигархического капитала). В 1987—1989 годы эти идеи отторгались обществом, и ценности демократического социализма доминировали в освободительном движении.

Лишь в 1989—1991 годы верхи интеллигенции и часть номенклатуры перешли к поддержке либеральных капиталистических ценностей. Этот неожиданный маневр привел к резкому изменению соотношения сил, ресурсы буржуазного течения революции возобладали. Социалисты потерпели поражение.

[4, c. 218]

Если говорить о передаче Советам реальной власти, предусматривалось до конца года изменить структуру партийного аппарата, упразднив отраслевые отделы.

Уже на осенней сессии Верховного Совета СССР рассмотреть комплекс вопросов, связанных с реорганизацией Советов.

Рекомендовать в апреле 1989 года провести выборы народных депутатов СССР, а в конце года — Верховных Советов союзных и автономных республик.

Своей открытостью и свободомыслием конференция вызвала потрясение не только в стране, но и на Западе. Она показала, что отныне у нас голос народа — не пустой звук, его волей будет определяться выбор путей развития и формирование властных структур. Укрепился дух и поднялось настроение у всех искренних поборников демократических преобразований.

В конечном счете, на основе проделанной многогранной работы, включив — с помощью гласности и демократизации, динамизации духовных процессов в обществе — весь народ в размышления о стране, ее прошлом, настоящем и будущем, мы смогли сформулировать, точнее сформировать теорию и политику перестройки.

Узловой ее пункт — вернуть человека как главное лицо в политический процесс, в экономику, в развитие духовной сферы общества. Продолжить и довести до конца работу, начатую революцией по преодолению отчуждения человека от средств производства, власти, культуры.

Крупный разговор развернулся по вопросам аграрной политики. Ни 1965, ни 1982 годы не дали решения сельскохозяйственной проблемы. Организационные меры, огромные средства, вкладываемые в сельское хозяйство, не принесли должной отдачи.

Горбачев выступил за новые подходы в аграрной политике. И еще — формировать общественное мнение, так как до сих пор на делового человека у нас смотрят как на рвача.

Совет

История знает несчетное число примеров, когда вооруженные до зубов государства рушились из-за того, что народ, в особенности крестьянство, истощались поборами. [1, c. 423]

Если попытаться коротко охарактеризовать смысл политической реформы, как она была задумана и проведена, то можно сказать, что это — передача власти из рук монопольно владевшей ею коммунистической партии в руки тех, кому она должна была принадлежать по Конституции, — Советам через свободные выборы народных депутатов. И вполне понятно, что успех или неудача реформы, особенно на ранних ее этапах, всецело зависели от отношения к ней самой КПСС, которая, по существу, должна была добровольно расстаться с собственной диктатурой. Это была дьявольски сложная политическая операция, болезненная и особенно тяжелая, можно сказать, со «смертельным исходом» для слоя партийной номенклатуры. «Отречение от престола» грозило ей постепенной утратой привилегий, которыми она пользовалась, переходом из разряда сильных мира сего в разряд обычных граждан.

Вполне понятно, что партийно-государственная бюрократия должна была встретить это нововведение в штыки. А поскольку в то время в ее распоряжении все еще оставались основные рычаги власти, было только два средства обеспечить успех реформы.

Организовать мощное давление на партийно-государственную бюрократию со стороны большинства общества, решительно настроенного на радикальные перемены. А с другой стороны, ослабить сопротивление верхушечного слоя тактическими маневрами, отсекая наиболее консервативную его часть, втягивая в преобразование людей, способных мыслить по-новому.

Без политического маневрирования могущественная бюрократия, формировавшаяся в рамках тоталитарной системы, никогда не позволила бы отобрать у себя власть.

Источник: http://stud24.ru/history/gorbachjov-ego-reformy/354030-1095792-page2.html

М. С. Горбачев: годы правления. Перестройка, гласность, распад СССР. Внешняя политика Горбачева :

Одним из наиболее популярных русских политиков на Западе периода последних десятилетий ХХ века является Михаил Сергеевич Горбачев. Годы правления его сильно изменили нашу страну, а также ситуацию в мире.

Это одна из самых противоречивых фигур, согласно мнению общественности. Перестройка Горбачева вызывает неоднозначное отношение в нашей стране.

Этого политика называют как могильщиком Советского Союза, так и великим реформатором.

Биография Горбачева

История Горбачева начинается в 1931 году, 2 марта. Именно тогда родился Михаил Сергеевич. Он появился на свет в Ставрополье, в селе Привольное. Родился и вырос он в крестьянской семье. В 1948 году работал вместе с отцом на комбайне и получил за успехи в уборке урожая орден Трудового Красного Знамени.

Горбачев в 1950 году окончил с серебряной медалью школу. После этого он поступил на юридический факультет Московского университета. Горбачев признавался впоследствии, что в то время довольно туманно представлял себе, что такое право и юриспруденция. Однако ему импонировало положение прокурора или судьи.

В студенческие годы Горбачев жил в общежитии, получал одно время повышенную стипендию за комсомольскую работу и отличную учебу, но тем не менее едва сводил концы с концами. Он стал членом партии в 1952 году.

Обратите внимание

Однажды в клубе Горбачев Михаил Сергеевич познакомился с Раисой Титаренко, студенткой философского факультета. Они поженились в 1953 году, в сентябре. МГУ Михаил Сергеевич окончил в 1955 году и был отправлен на работу в Прокуратуру СССР по распределению.

Однако именно тогда правительство приняло постановление, по которому принимать на работу выпускников юридических вузов в центральные прокуратуры и органы суда запрещалось. Хрущев, а также его соратники, сочли, что одной из причин репрессий, осуществляемых в 1930-е годы, было засилье неопытных молодых судей и прокуроров в органах, готовых подчиняться любым указаниям руководства.

Так Михаил Сергеевич, у которого от репрессий пострадали два деда, стал жертвой борьбы с культом личности и ее последствий.

На административной работе

Горбачев возвратился в Ставрополье и решил больше не связываться с прокуратурой. Он устроился в отдел агитации и пропаганды в крайком комсомола – стал заместителем заведующего этого отдела.

Комсомольская, а затем и партийная карьера Михаила Сергеевича развивалась очень успешно. Политическая деятельность Горбачева принесла свои плоды. Он был назначен в 1961 году первым секретарем местного крайкома ВЛКСМ.

Горбачев уже в следующем году приступает к партийной работе, а затем, в 1966 году, становится первым секретарем Ставропольского горкома партии.

Так постепенно развивалась карьера этого политика. Уже тогда проявился главный недостаток этого будущего реформатора: Михаил Сергеевич, привыкший самоотверженно трудиться, не мог добиться того, чтобы его распоряжения добросовестно выполняли подчиненные. Эта характеристика Горбачева, как считают некоторые, и привела к распаду СССР.

Москва

Горбачев в ноябре 1978 году становится секретарем ЦК КПСС. Большую роль в этом назначении сыграли рекомендации ближайших сподвижников Л. И. Брежнева – Андропова, Суслова и Черненко. Михаил Сергеевич через 2 года становится самым молодым из всех членов Политбюро.

Он хочет в ближайшем будущем стать первым лицом в государстве и в партии. Помешать этому не могло даже то, что Горбачев, по существу, занимал “штрафной пост” – отвечающего за сельское хозяйство секретаря. Ведь этот сектор советской экономики был самым неблагополучным.

Михаил Сергеевич все еще оставался после смерти Брежнева на этой должности. Но Андропов уже тогда ему советовал вникать во все дела, чтобы быть готовым в любой момент взять на себя всю ответственность.

Когда Андропов умер и к власти пришел на непродолжительный срок Черненко, Михаил Сергеевич стал в партии вторым человеком, а также самым вероятным “наследником” этого генсека.

В политических кругах Запада известность Горбачеву впервые принес осуществленный им в 1983 году, в мае, визит в Канаду. Он отправился туда на неделю с личного разрешения Андропова, в то время бывшего генсеком.

Пьер Трюдо, премьер-министр этой страны, стал первым крупным лидером Запада, принявшим лично Горбачева и с симпатией к нему отнесшимся.

Встретившись и с другими политиками Канады, Горбачев приобрел в этой стране репутацию энергичного и амбициозного политического деятеля, который резко контрастировал со своими престарелыми коллегами из Политбюро. Он проявил значительный интерес к методам управления экономикой и моральным ценностям Запада, включая демократию.

Перестройка Горбачева

Дорогу к власти Горбачеву открыла смерть Черненко. Пленум ЦК 11 марта 1985 года избрал Горбачева генеральным секретарем. Михаил Сергеевич в этом же году на апрельском пленуме провозгласил курс на ускорение развития страны и перестройку.

Эти термины, которые появились еще при Андропове, не сразу получили широкое распространение. Это произошло лишь после XXVII съезда КПСС, который прошел в феврале 1986 года. Горбачев назвал гласность одним из основных условий успеха предстоящих преобразований.

Важно

Еще нельзя было назвать полноценной свободой слова время Горбачева. Но можно было, по крайней мере, говорить в печати о недостатках общества, не затрагивая, правда, основ советского строя и членов Политбюро.

Однако уже в 1987 году, в январе, Горбачев Михаил Сергеевич заявил, что в обществе не должно быть закрытых для критики зон.

Принципы внешней и внутренней политики

Новый генеральный секретарь ясного плана реформ не имел. Лишь память об “оттепели” Хрущева осталась у Горбачева.

Кроме того, он верил в то, что призывы руководителей, если они честны, а сами эти призывы – правильны, могут дойти в рамках существовавшей в то время партийно-государственной системы до рядовых исполнителей и тем самым изменить к лучшему жизнь. В этом был свято убежден Горбачев.

Годы правления его были отмечены тем, что он на протяжении всех 6 лет говорил о необходимости сплоченных и энергичных действий, о том, что нужно конструктивно действовать всем и каждому.

Он надеялся, что, являясь лидером социалистического государства, можно завоевать мировой авторитет, основанный не на страхе, а прежде всего на разумной политике, нежелании оправдывать тоталитарное прошлое страны.

Горбачев, годы правления которого часто называют “перестройкой”, верил, что новое политическое мышление должно восторжествовать.

В него должны входить признание приоритета над национальными и классовыми ценностями общечеловеческих, необходимость объединения государств и народов для совместного решения стоящих перед человечеством проблем.

Политика гласности

Во время правления Горбачева в нашей стране началась общая демократизация. Политические преследования прекратились. Гнет цензуры ослаб. Из ссылок и тюрем возвращались многие видные люди: Марченко, Сахаров и др.

Политика гласности, которая была начата советским руководством, изменила духовную жизнь населения страны. Возрос интерес к телевидению, радио, печатным изданиям. Лишь за 1986 год журналы и газеты приобрели более 14 миллионов новых читателей.

Все это, безусловно, существенные плюсы Горбачева, проводимой им политики.

Лозунг Михаила Сергеевича, под которым он проводил все преобразования, был следующий: “Больше демократии, больше социализма”. Однако у него постепенно менялось понимание социализма.

Совет

Еще в 1985 году, в апреле, Горбачев на Политбюро говорил, что, когда Хрущев до невероятных размеров довел критику сталинских действий, это принесло лишь большой ущерб стране.

Вскоре гласность привела к еще большей волне антисталинской критики, которая в годы “оттепели” и не снилась.

Антиалкогольная реформа

Задумка этой реформы изначально была весьма положительной. Горбачев хотел уменьшить количество алкоголя, потребляемого в стране на душу населения, а также начать борьбу с пьянством. Однако кампания в результате чересчур радикальных действий привела к неожиданным результатам.

Сама реформа и дальнейший отказ от монополии государства привели к тому, что основная часть доходов в этой сфере ушла в теневой сектор. Немало стартовых капиталов в 90-е годы было сколочено на “пьяных” деньгах частниками. Стремительно пустела казна.

В результате этой реформы были вырублены многие ценнейшие виноградники, что привело к исчезновению в некоторых республиках (в частности, в Грузии), целых секторов промышленности.

Антиалкогольная реформа также способствовала росту самогоноварения, токсикомании и наркомании, а в бюджете образовались многомиллиардные убытки.

Реформы Горбачева во внешней политике

В ноябре 1985 года состоялась встреча Горбачева с Рональдом Рейганом, президентом США. На ней была признана обеими сторонами необходимость улучшения двусторонних отношений, а также оздоровления всей международной обстановки. Внешняя политика Горбачева привела к тому, что заключены были договоры СНВ.

Михаил Сергеевич заявлением от 15.01.1986 года выдвинул целый ряд крупных инициатив, посвященных вопросам внешней политики. Должна была быть проведена полная ликвидация к 2000 году химического и ядерного оружия, осуществлен строгий контроль при уничтожении и хранении его. Все это – важнейшие реформы Горбачева.

Причины неудач

В отличие от направленного на гласность курса, когда было достаточно лишь распорядиться ослабить, а потом и фактически отменить цензуру, другие его начинания (например, нашумевшая антиалкогольная кампания) были сочетанием с пропагандой административного принуждения.

Горбачев, годы правления которого были отмечены возрастанием свободы во всех сферах, в конце правления, став президентом, стремился опираться, в отличие от его предшественников, не на партийный аппарат, а на команду помощников и правительство. Он склонялся все больше к социал-демократической модели. С. С.

Шаталин говорил, что ему удалось превратить в убежденного меньшевика генсека. Но Михаил Сергеевич слишком медленно отказывался от догм коммунизма, лишь под влиянием роста в обществе антикоммунистических настроений.

Обратите внимание

Горбачев даже в ходе событий 1991 года (августовского путча) рассчитывал еще удержать власть и, возвратившись из Фороса (Крым), где у него находилась государственная дача, заявил, что он верит в ценности социализма и будет бороться за них, возглавляя реформированную компартию.

Очевидно, что он так и не смог себя перестроить. Михаил Сергеевич во многом остался партийным секретарем, который привык не только к привилегиям, но и к не зависящей от народной воли власти.

Заслуги М. С. Горбачева

Михаил Сергеевич в своем последнем выступлении в роли президента страны поставил себе в заслугу то, что население государства получило свободу, духовно и политически раскрепостилось. Стали реальными свобода печати, свободные выборы, многопартийность, представительные органы власти, религиозные свободы.

Высшим принципом были признаны права человека. Началось движение к новой многоукладной экономике, было утверждено равноправие форм собственности. Горбачев покончил, наконец, с холодной войной.

Во время его правления была остановлена милитаризация страны и гонка вооружений, изуродовавшая экономику, мораль и общественное сознание.

Внешняя политика Горбачева, который ликвидировал окончательно “железный занавес”, обеспечила Михаилу Сергеевичу уважение во всем мире. Президенту СССР в 1990 году была вручена Нобелевская премия мира за направленную на развитие сотрудничества между странами деятельность.

В то же время некоторая нерешительность Михаила Сергеевича, его желание найти компромисс, который устроил бы и радикалов, и консерваторов, привели к тому, что так и не начались преобразования в экономике государства.

Политическое урегулирование противоречий, межнациональной вражды, которая и развалила в итоге страну, так и не было достигнуто.

Едва ли история способна дать ответ на вопрос о том, смог бы на месте Горбачева кто-нибудь другой сохранить СССР и социалистическую систему.

Заключение

Субъект верховной власти, как правитель государства, должен обладать всей полнотой права. М. С. Горбачев, лидер партии, который сосредоточил в своем лице государственную и партийную власть, не будучи всенародно избранным на этот пост, в этом отношении существенно уступал в глазах общественности Б. Ельцину.

Последний и стал, в конце концов, президентом России (1991). Горбачев, как будто компенсируя этот недостаток во время своего правления, наращивал свою власть, пытался добиться различных полномочий. Однако он законы не соблюдал и не заставлял других это делать. Поэтому характеристика Горбачева столь неоднозначна.

Политика – это прежде всего искусство разумно действовать.

Среди многих обвинений, предъявленных Горбачеву, пожалуй, самым существенным было обвинение его в нерешительности. Однако если сопоставить значительные масштабы прорыва, осуществленного им, и короткий срок нахождения у власти, с этим можно поспорить.

Важно

Кроме всего вышеперечисленного, эпоха Горбачева была отмечена выводом войск из Афганистана, проведением первых состязательных свободных выборов в истории России, ликвидацией существовавшей до него монополии на власть партии. В результате реформ Горбачева мир существенно изменился. Он не станет уже никогда прежним.

Не обладая политической волей и мужеством, совершить такое невозможно. К Горбачеву можно по-разному относиться, но, безусловно, это одна из самых крупных фигур современной истории.

Источник: https://www.syl.ru/article/193279/new_m-s-gorbachev-godyi-pravleniya-perestroyka-glasnost-raspad-sssr-vneshnyaya-politika-gorbacheva

ЕГЭ. История Кратко. М. С.Горбачёв

М. С.Горбачёв.

Основные направления деятельности Горбачёва М.С.

Экономическая сфера

Апрель 1985, Пленум ЦК КПСС взял курс на «ускорение социально-экономического развития» , то есть на модернизацию социализма, отказ не от самой системы, а от её недостатков.

Основные задачи курса:

  • Быстрейшее внедрение достижений НТР
  • Рост производительности труда
  • Повышение материальной заинтересованности работников
  • Борьба с уравнительной системой оплаты труда
  • Закупка за рубежом новейшего оборудования
  • Увеличение вложений в производство товаров народного потребления
  • Введение госприёмки, которая должна значительно повысить качество продукции.

Причины отрицательных результатов курса на ускорение

  • Проводилась на основе командно-административной системы
  • Неумелое руководство в новых условиях
  • Засилье бюрократизма

1987-начало экономической реформы ( Абалкин Л.И.)

Основные направления реформы:

  • Расширение самостоятельности предприятий путём введения хозрасчёта и самофинансирования
  • Постепенное возрождение частного сектора в экономике
  • Отказ от монополии внешней торговли
  • Интеграция в мировой рынок
  • Сокращение количества министерств и ведомств
  • Развитие арендных отношений на селе.

Последствия реформы

  • Крайняя некомпетентность руководства, неумение ими руководить экономическими процессами в новых условиях привело к резкому снижению экономических показателей
  • Ухудшение уровня жизни людей.
  • Падение производства
  • Нехватка товаров, некоторые из них стали продаваться по талонам.
  • Начало легализации теневой экономики
  • На арендные отношения в селе перешло лишь 2 % колхозников.

Политическая сфера

Политика гласности:

  • Пересмотр многих событий отечественной истории
  • Реабилитация жертв сталинских репрессий
  • Критика «эпохи застоя».

В политике появились новые люди: Лигачёв Е.К., Рыжков Н.И. (Председатель Совета Министров, Ельцин Б.Н. – первый секретарь Московского обкома КПСС,

Шеварднадзе Э. А. – министр иностранных дел и др.

Направления политической реформы

  • Создание нового высшего законодательного органа власти – Съезда народных депутатов СССР
  • Проведение выборов на альтернативной основе
  • Отмена 6 статьи Конституции о руководящей роли партии.
  • Начало складывания многопартийной системы
  • Учреждение поста Президента СССР
  • Установление двухуровневой системы высшей законодательной власти: Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР ( постоянно действующего парламента)
  • Изменение структуры исполнительной власти : вместо правительства- Кабинет министров, подчинённый Президенту СССР.

Итоги политической реформы

  • Активизация политической деятельности народа
  • Подрыв авторитета правящего режима
  • Возникновение партий и общественных движений

Демократизация всех сторон жизни

  • Прекращение политических преследований
  • Ослабление цензуры
  • Возвращение из ссылки академика Сахарова А.Д. и других диссидентов и правозащитников.

Национальный вопрос

  • Обострение национальных отношений в СССР
  • Рост сепаратизма
  • Межнациональные столкновения и погромы(волнения в Алма-Ате, декабрь 1986;1988- карабахский конфликт( армянское большинство в Нагорном Карабахе- части Азербайджанской СССР, хотели присоединиться к Армянской СССР);1988- создание народных фронтов в Эстонии, Латвии, Литве, Западной Украине, Молдавии, Грузии, подавление демонстрации в Тбилиси в апреле 1989.

Деятельность ГКЧП( 19-21 августа 1991)

Состав ГКЧП:

Янаев Г.И. – вице-президент

Павлов В.С. – премьер-министр

Язов Д.Т.- министр внутренних дел

Крючков В.А.- председатель КГБ

Пуго Б.К. – министр внутренних дел и др.

Цель: не допустить подписания нового союзного договора, что означало бы потерю власти в стране.

Горбачёв М.С. был изолирован в Крыму, в Форосе.

Победа демократических сил.

Внешняя политика

«Новое политическое мышление»

Особенности:

  • Отказ от идеи о расколе мира на два лагеря
  • Отказ от силовых методов решения конфликтов
  • Признание приоритетными общечеловеческие ценности.

Направления внешней политики:

  • Нормализация отношений со странами Запада
  • Урегулирование региональных конфликтов
  • Установление взаимовыгодных контактов со странами

Итоги

  • Положен конец «холодной войне»
  • Ослабла угроза ядерной войны
  • Начался процесс сокращения и уничтожения вооружений, в том числе и ядерных
  • СССР потерял статус сверхдержавы, лишился союзников, утратил былой авторитет в мире.
  • Многие мероприятия по сокращению вооружений проводились в одностороннем порядке
  • Мир превратился в однополярный – со сверхдержавой США.

Примечание. Все даты по периоду правления Горабчёва М.С. здесь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Плакаты периода перестройки

 Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/105-istoriya-ege-teoriya/766-ege-istoriya-kratko-m-s-gorbachjov

Экономические реформы Горбачева (1989-1991)

Ключевым в стратегии реформ М.С. Горбачева являлось ускорение темпов экономического роста, научно-технического прогресса, увеличение производства средств производства, развитие социальной сферы.

Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства.

При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль над качеством продукции (закон о госприемке).

Проект реформы предусматривал:

— расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

— постепенное возрождение частного сектора экономики, прежде всего путем развития кооперативного движения;

— отказ от монополии внешней торговли;

— глубокую интеграцию в мировой рынок;

— сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

— признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

Однако, несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. В 1988 году были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг.

В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий.

Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В целом в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения.

Совет

Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы (всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т. д.) народное хозяйство страны лишилось и административно-командных рычагов принуждения со стороны партии.

После некоторых первых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад.

Летом 1990 года взамен ускорения был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 год, т. е. к концу 12-й пятилетки (1985—1990).

Однако в противовес планам официального руководства на поэтапное (в течение нескольких лет) введение рынка был разработан план (известный как программа «500 дней»), нацеленный на «быстрый прорыв» в рыночных отношениях, поддержанный оппозиционно настроенным к Горбачеву Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным.

Авторами проекта выступила группа ученых-экономистов — академик С.С. Шаталин, Г.А. Явлинский, Б.Г. Федоров и др.

В течение первой половины срока намечалось: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонопольного законодательства.

В течение второй половины предполагалось снятие, в основном, государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики.

Данный проект создавал реальную основу для экономического союза республик, но содержал значительные элементы утопизма и мог привести к непредсказуемым социальным последствиям. Под давлением консерваторов Горбачев отказался от поддержки этой программы.

31.Ход и проблемы перехода России к рыночной экономике (1991-1999гг)

Обратите внимание

Реформы, проведённые в России в 1990-х годах. К этим реформам, в частности, относятся либерализация цен, либерализация внешней торговли и приватизация. Кроме того в тот период были произведены существенные преобразования в налоговой, земельной и ряде других сфер.

Российские реформы 1990-х годов были полной противоположностью китайским. Все основные реформы проводились практически одновременно без тщательного учета ресурсных ограничений и выбора последовательности реформенных мероприятий.

Игнорировались интересы слабых (под предлогом недопустимости популизма) — достаточно упомянуть полное обесценение сбережений в 1992 году, резкое падение жизненного уровня, невыплаты заработной платы, фактическое разорение большинства предприятий несырьевого сектора на начальном этапе реформы.

Население ответило взрывной интенсификацией неуправляемых перераспределительных процессов — ростом теневой экономики, коррупции, преступности. Правительство даже не пыталось найти адекватные меры, чтобы сдержать эти процессы. Массовое недовольство вылилось в восстание парламента против президента.

В 1991 году российское политическое руководство осознало неизбежность срочных мер для сохранения Российского государства как единой многонациональной державы.

Судьба России зависела от быстрого и успешного проведения комплекса реформ во всех сферах. Важнейшим направлением реформ была либерализация, а именно введение свободных цен на товары и услуги.

к осени 1992 года — стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей.

Позитивным результатами либеральных реформ стали: ликвидация товарного дефицита и очередей, насыщение потребительского рынка товарами; развитие рыночной инфраструктуры: коммерческих банков, товарных бирж, валютного рынка, страховых компаний; бурное развитие частного сектора в экономике, частного предпринимательства.

32. Экономическое реформы в Китае.
Экономические реформы

В 1985-1991 года акцент стал переноситься в город.. Централизованное правительство распространило реформы на государственные предприятия (ГП) в городах.

Важно

китайское правительство способствовало созданию негосударственных предприятий, которые назывались городскими коллективными хозяйствами, – предприятий, находившихся в собственности руководителей и работников предприятий.

Реформа финансовой системы

Реформа финансовой системы была проведена в Китае к середине 80-х годов.. Главным каналом накопления и распределения финансовых средств является госбюджет, главным их источником является чистая прибыль предприятий. Но сама система управления финансами после ее реформы приобрела кроме существовавшего госбюджетного инструмента еще один механизм – хозяйственную деятельность предприятий.

Большинство китайских ученых выделяют три периода финансовой реформы в КНР с 1976 по 1985 годы.

Первые три года были экспериментально-подготовительным этапом китайской финансовой реформы. В этот период проверялись на практике различные формы финансовых взаимоотношений.

Основными формами были: а) Формула первой системы финансовых взаимоотношений с городами центрального подчинения, провинций и автономных районов была следующей: «Фиксирование соотношения между доходами и расходами, деление их общей суммы».

То есть при наличии хозяйственной прибыли часть ее оставлялась району, в убыточных местах или в убыточные для конкретного района годы часть убытков возмещалась из Госбюджета. б) При второй форме – «деление прироста доходов, увязка доходов с расходами» – внимание на положительный или отрицательный баланс не обращали.

Сравнивали прирост доходов (+ или -) относительно предыдущего года и затем подтягивали доходы к расходам за счет или в пользу центрального бюджета. При этой системе хозяйственные стимулы для регионов были ниже, чем в первом случае.

в) Третья форма была довольно оригинальной. Она была применена в качестве эксперимента в 1977 году в провинции Цзянсу. Основывалась она на установке твердых отчислений в бюджет, определявшихся по исторически сложившейся доли расходов в доходах района

Второй этап ознаменовался выработкой по большому счету лишь одной оправдавшей надежды формы финансовых взаимоотношений между центром и периферией. Это была так называемая система «ступенчатой ответственности с отделением доходов от расходов».

Совет

Эта система успешно просуществовала до 1984 года, когда все отчисления от прибыли были заменены единым налоговым механизмом.

В принципе к этому этапу китайские плановики шли аж с 1978 года, когда вместе с формированием собственных фондов из доли прибыли возникла необходимость определения принципов распределения этой прибыли между предприятиями, местными и центральным бюджетами. Многие выработанные с того времени варианты этого деления и легли потом в основу налогового законодательства.

Банковская реформа в Китае

В годы реформ банковская система в Китае является одним из самых динамичных элементов экономики. При этом, несмотря на многочисленные нововведения, основной ее характеристикой остается жесткий контроль за деятельностью кредитных организаций со стороны государства и Центрального Банка.

В Китае действует двухуровневая система банков. На первом уровне находится Центральный банк, на втором – специализированные государственные банки и обширная сеть коммерческих банков.

Одним из элементов банковской реформы является решение Центрального банка Китая о слиянии (укрупнении) нескольких тысяч мелких кредитных кооперативов и закрытии тех из них, которые не удовлетворяют предъявляемым требованиям.

Особое место в кредитной системе страны занимают так называемые государственные банки, переведенные в разряд коммерческих в 1994-1995 гг.

Вопрос.

Реформы 50-60 гг. в СССР. Экономические реформы Н. С. Хрущёва. Хозяйственная реформа 1965г.

1.С середины 50-х до середины 60-х в стране протекал процесс политической демократизации. Начавшиеся экономические реформы затронули сферу сельского хозяйства и стимулировали децентрализацию управления экономикой. Но, попытка достичь более эффективного управления экономикой

успеха не имела. Она привела лишь к ослаблению позиций Первого секретаря.Административно-командная система продолжила существовать, так же как и партийное руководство государственными структурами. Во внешней политике

Обратите внимание

имперские амбиции СССР вызвали ряд напряженных ситуаций как на Западе, так и на Востоке.

Тем не менее, несмотря на все противоречия и сложности, это десятилетие ознаменовалось рядом существенных достижений: за годы семилетки жилой фонд возрос на 40 %, В 1964 году были впервые введены пенсии для колхозников.

2. Достигнув с помощью курса на некоторую либерализацию режима относительной политической стабильности, Н.С. Хрущев столкнулся с трудноразрешимыми экономическими проблемами. Реформы было решено начать с сельского хозяйства.

Предполагалось повысить государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширить посевные площади за счет целинных и залежных земель. Освоение целины на первых порах дало прибавку продовольствия. С другой стороны, оно проводилось в ущерб не только традиционным зерновым районам, но было научно не подготовлено.

Поэтом вскоре целинные земли пришли в упадок. С марта 1955 года началось реформирование планирования сельхозпроизводства. Целью провозглашалось сочетание централизованного руководства сельским хозяйством с расширением прав и хозяйственной инициативы на местах, т. е. децентрализация управления республик.

Почти 15 тысяч предприятий было передано в ведение республиканских административных органов. В 1957 году правительство приступило к упразднению отраслевых министерств и их замене территориальными органами управления, В республиках создавались СНХ (Советы народного хозяйства).

Центральным аппаратом управления народным хозяйством становились СНХ СССР, ВСНХ СССР. В конце 1962 года проведена одна из самых неудачных реформ: партийные организации были разделены на промышленные и сельские.

В развитии промышленности большое внимание уделялось развитию легкой промышленности, результатом стал рост валовой продукции пищевой промышленности в 1,5 раза. Значительное место в общей стратегии Хрущева отводилось научно-техническому прогрессу в развитии тяжелой и легкой промышленности.

Важно

Серьезными недостатками экономических реформ стали управленческие просчеты, увеличение расходов на военные нужды, политизация и идеологизация в управлении народным хозяйством. Широко известны такие эксперименты как так называемые “рязанский мясной эксперимент”, “кукурузная эпопея”, выселение ученых-аграрников из Москвы в деревни, другие.

Нарастание кризисных явлений привело к социальной дестабилизации (подавление выступления рабочих в Новочеркасске в 1962 году, разгон демонстрации студентов в 1958 году). С целью снижения напряженности власти пошли на увеличение зарплаты в госсекторе, удвоение размеров пенсий, снижение пенсионного возраста, сокращение продолжительности рабочего дня. Кризис системы управления был налицо, однако Н.С. Хрущев возложил всю вину на сельские партийные организации.

Ситуация усугубилась значительным ростом бюрократического аппарата, смешением функций, дублированием решений и т.д. Те же последствия имела и реформа центрального аппарата управления народным хозяйством (создание совнархозов).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что экономические и политические реформы Н.С. Хрущева носили ограниченный характер демократизации и сводились к формальной структурной реорганизации, что неизбежно влекло кризисные явления. Кризис реформ привел к возникновению консервативных тенденций и восстановлению некоторых элементов тоталитаризма.

Линия Хрущева на единоличное правление партийным и государственным аппаратом была расценена членами ЦК КПСС как стремление к новой диктатуре. В результате в октябре 1964 года на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен с занимаемых постов в партии и правительстве.

3Хозяйственная реформа 1965 г – вместе с тем предприятиям была предоставлена определенная автономия: в ок-тябре 1965 г. приняты постановления «Об улучшении планирования и стимулирования производственной экономики» и «О государственном производственном предприятии при социализме».

К минимуму было сведено число обязательных показателей, введены новые: стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма центра-лизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в распоряжении предприятий.



Источник: https://infopedia.su/1×5086.html

Ссылка на основную публикацию