Формирование революционного мировоззрения декабристов

Формирование мировоззрения декабристов

Формирование мировоззрения декабристов

Много первостепенных по значению политических событий прошло через сознание декабристов.

В детстве они слышали разговоры о воцарении нового императора – Александра I; до них доходили смутные разговоры о том, что его отца – императора Павла I – задушили во время дворцового переворота, называли имена участников заговора.

Обратите внимание

Детьми или подростками они узнали о первых войнах России с Наполеоном: на эти войны уходили из дома их отцы и старшие братья. Декабристы выросли в России, и мировоззрение их складывалось на основе размышлений над судьбой Родины. Именно Россия была в центре этого слагавшегося юношеского мировоззрения.

Обратите внимание

Одни из них учились в Московском университете, другие – в Московской школе колонновожатых (будущей Академии генерального штаба), третьи – в Царскосельском лицее. Даже привилегированные учебные заведения были затронуты, как говорили сами декабристы, “духом времени”.

Сомнение в справедливости самодержавного строя рано пробудилось в молодых умах. Крестьян в университет не допускали, но на университетских скамьях студенты-дворяне встречались со студентами-разночинцами.

Мещанские, купеческие и поповские сыновья слушали лекции в одной аудитории с молодыми дворянами. Однако студенты-дворяне отличались от студентов-разночинцев даже формой – мундиром и шпагой.

Студенты-дворяне подъезжали к университету в экипажах, в сопровождении гувернёров – французов или англичан, а рядом по улице шли пешком к университету плохо одетые студенты-разночинцы.

Дворянство жило широкой и весёлой жизнью. В Москве в день бывало по нескольку десятков балов, сияли огнями великолепные особняки и дворцы, а рядом в бедных домишках и лачугах ютились мещане и трудовая беднота.

В учебнике же естественного права студенты, готовясь к экзамену, читали: “Законы должны быть для всех граждан одинаковы”. Противоречие между передовой мыслью и русской действительностью бросалось в глаза: в России законы не были одинаковы для всех граждан.

Юношеская мысль от наблюдений русской действительности переходила к книге, а от книги – опять к русской действительности.

Потихоньку, из рук в руки, студенты передавали запрещённую книгу великого русского писателя XVIII века А. Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”. За эту книгу императрица Екатерина II бросила Радищева в тюрьму. Человек “родится в мир равен во всём другому”, говорилось в этой книге.

Важно

Жестокие картины крепостного права и самодержавия, которые возмущали душу Радищева, разительно совпадали с действительностью, окружавшей юношей. “Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние”, могли прочитать они в другом произведении Радищева.

В дневнике будущего декабриста, студента Московского университета, Николая Тургенева чувствуются первые проблески критики самодержавного строя. “В Сенате много дураков”, — записывает он однажды.

Но, конечно, дело не ограничивалось чтением запрещённых русских книг. С Запада более свободно проникали – ещё в библиотеки дедов и отцов произведения философов-просветителей. Особенно часто попадали в руки передовой молодёжи книги французских корифеев вольнолюбия – Вольтера, Руссо, Дидро, Даламбера, Монтескье.

Читались новые книги, передовые иностранные газеты и журналы. Против ложного положения о якобы “прирождённом” праве дворянина владеть крепостным человеком восставала идея о прирождённом равенстве всех людей, идея о необходимости уничтожения всех феодальных привилегий.

Против неограниченного права абсолютного монарха повелевать по произволу своими подданными поднималась на борьбу идея о власти, принадлежащей народу. В бой с феодальной религией, мистикой, суеверием вступала идея о верховенстве человеческого разума и истинного просвещения.

Возникает сомнение и в официальной религии.

Поднимается пока ещё неясное чувство обиды, что Россия – любимая Родина – угнетена, как никакая другая европейская страна.

Подрастающие дворяне с детства привыкли слышать о воинской славе России, о блестящих победах Румянцева и Суворова.

Россия, в XVIII веке расширявшая свои границы и торжественно заключавшая блистательные мирные договоры, в первые же годы XIX века стала претерпевать чувствительные удары от Наполеона.

Совет

Студенты Московского университета, среди которых в те годы воспитывалось свыше двух десятков будущих декабристов, тяжело переживали “позор Тильзита”. Лицеист Пушкин сочинял эпиграммы на Александра I, которому переломили нос под Аустерлицем.

Около 1811 года в Москве образовалось среди будущих декабристов “юношеского собратство”, члены которого, увлечённые идеями “Общественного договора” Руссо, решили поехать на Сахалин и “составить новую республику”.

Для этого уже были “сочинены законы” и даже придумана особая одежда новых социальных реформаторов: синие шаровары, куртка, пояс с кинжалом, а на груди “две параллельные линии из меди в знак равенства”.

Среди этих фантазий весть о том, что Наполеон перешёл границы России, поразила всех, как громом.

В ту эпоху дворяне могли по собственному желанию служить или не служить на военной службе. Добровольность военной службы была их привилегией. Будущие декабристы были охвачены патриотическим порывом – именно это и привело их в ряды защитников Родины. “В 1812 году не имел я образа мыслей, кроме пламенной любви к Отечеству”, — писал декабрист Никита Муравьёв.

Россия была охвачена брожением.

Защитники старого и сторонники нового всё отчётливее делились на два лагеря: “Эти две партии находятся всегда в своего рода войне, — кажется, что видишь духа мрака в схватке с гением света”, — писал один современник.

Лагерь фамусовых и скалозубов пришёл в столкновение с лагерем Чацких.

Декабристы были наиболее ярким проявлением общего процесса, их замыслы были понятны не им одним – около них был широкий круг сочувствующих.

Историческая действительность подсказывала декабристам способы борьбы, заставляла задумываться над революцией. Общую возбуждённую атмосферу времени, их воспитавшего, прекрасно, ярко и точно охарактеризовал один из самых выдающихся декабристов – Павел Иванович Пестель.

Обратите внимание

Он писал об этом так: “Происшествия 1812, 1813, 1814 и 1815 годов, равно как и предшествовавших и последовавших времён, показали, сколько других постановленных, столько царств уничтоженных, столько новых учреждённых, столько царей изгнанных, столько возвратившихся или призванных и столько опять изгнанных, столько революций совершённых, столько переворотов произведённых, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить. К тому же имеет каждый век свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно везде одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противоположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка.

Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать… Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах”.

Список литературы

М. В. Нечкина. Декабристы, М., 1975, стр. 18.

Восстание декабристов, т. 4. М.- Л., 1927, стр. 105.

Источник: https://doc4web.ru/istoriya/formirovanie-mirovozzreniya-dekabristov1.html

Глава 1. Формирование мировоззрения декабристов и первые тайные общества декабристов

Большое влияние на формирование освободительных идей декабристов оказал патриотический подъем в Отечественной войне 1812 г. Победа русского народа в войне способствовала росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России. Именно война 1812 г.

глубоко и остро поставила перед будущими декабристами вопрос о судьбах России, путях ее развития, выявила огромные возможности русского народа, который, как верили декабристы, освободив свою страну от иноземного нашествия, рано или поздно должен был найти в себе силы сбросить ярмо крепостного рабства.

Декабристы постепенно осознали борьбу с крепостным правом и самодержавием как главные цели своей деятельности.

Они формировали свои взгляды, вникая в жизнь помещичьих крепостных имений, которую с детства хорошо знали, в события Отечественной войны 1812 г.

, на полях которой они проливали кровь, защищая Родину от вторгшегося Наполеона, в заграничных походах, освобождавших Европу, где они воочию увидели «войну народов и царей» против феодального угнетения.

Движение декабристов проходило в русле общемирового революционного процесса, составляя его органическую часть. «Нынешний век, — писал в своих показаниях П.И. Пестель, — ознаменовывается революционными мыслями.

От одного конца Европы до другого видно одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противоположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать». Зуев М.

Н. История России с древнейших времён до конца ХХ века. М., 2005. С.348с.

Возрастал интерес декабристов к чтению политических и философских сочинений западноевропейских и русских мыслителей, к изучению политэкономии, древней и новой истории. Они интересовались новыми книгами, передовыми иностранными газетами и журналами. Идеи Западной Европы и Америки облегчили и ускорили развитие русской освободительной идеологии.

Важно

Тайное общество декабристов родилось 9 февраля 1816г. в Петербурге. Его первым названием было Союз спасения. Россию надо было спасать, она стояла на краю пропасти — так думали члены возникшего общества. Инициатором создания его был 23-летний полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев.

Союз спасения был малочисленной, замкнутой, носившей заговорщический характер группой единомышленников, насчитывающей даже спустя год после своего основания не более 10 — 12 членов. Лишь в конце своего существования она достигла 30 человек.

Наиболее видными членами Союза были князь Сергей Петрович Трубецкой, старший офицер Генерального штаба; Никита Муравьев, подпоручик Генштаба; Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы; подпоручик лейб-гвардии Семеновского полка Иван Дмитриевич Якушкин; племянник знаменитого просветителя XVIII века Михаил Николаевич Новиков и один из самых выдающихся декабристов — Павел Иванович Пестель. Зуев М.Н. История России с древнейших времён до конца ХХ века. М., 2005. С.351.

Основные цели борьбы были, в общем ясны: ликвидировать крепостное право и самодержавие, ввести конституцию, представительное правление. Но средства и способы добиться этого были туманны.

Одной из основополагающих идей Просвещения являлся тезис о том, что мнение правит миром, что порядки в стране соответствуют господствующему в ней общественному мнению.

Задачей революционеров поэтому является не подготовка заговора, не захват и удержание власти, а воспитание прогрессивного общественного мнения, которое, овладев широкими массами, сметет старое правительство.

В соответствии с новыми тактическими установками, революционеры в 1818 г. образовали новое общество — Союз благоденствия, который отличался от прежнего более сложной организационной структурой, и должен был охватить все сферы жизни страны — армию, чиновничество, образование, журналистику, суд и т.д.

Союз благоденствия провозглашал цели, во многом совпадавшие с устремлениями, пусть не обнародованными, Зимнего дворца, его членам трудно было предъявить официальные обвинения.

Совет

Его основной задачей была отмена крепостного права, ликвидация самодержавно-крепостного строя, введение «законно-свободного» представительного правления.

Важно отметить тот факт, что Союз благоденствия оформился организационно и развернул большую работу над своей программой, которая была закреплена в «Зеленой книге». Устав состоял из двух частей. В первой части излагались основные организационные принципы тайного общества и обязанности его членов. «Сокровенная цель» Союза благоденствия была означена во второй части.

Вторая часть устава Союза благоденствия («сокровенная») была составлена позже.

«Вот его программа: уничтожение рабства, равенство граждан перед законом, гласность в государственных делах, гласность судопроизводства, уничтожение винной монополии, уничтожение военных поселений, улучшение участи защитников отечества, установление предела их службы, уменьшенной с 25 лет, улучшение участи членов нашего клира, в мирное время уменьшение численности нашей армии». Маркова А.Н. История России. М., 2001. С.173.

В январе 1820 года состоялось Петербургское совещание, на котором был поставлен вопрос: «Какое правление лучше — конституционно-монархическое или республиканское?». «В заключении приняли все единогласно республиканское правление».

Через год после Петербургского совещания 1820г. состоялся Московский съезд. Новые программа и устав вновь созданного тайного общества были надлежащим образом оформлены и подписаны.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/6741

Тема » Исторические условия возникновения освободительного движения в России Формирование революционного мировоззрения» Тип урока

Тема: «Исторические условия возникновения освободительного движения в России. Формирование революционного мировоззрения»

Тип урока: урок-практикум.

Цели урока:

1)образовательные:

— показать исторические условия возникновения освободительного движения в России;

— раскрыть причины и источники формирования революционной идеологии;

Читайте также:  Преобразования в экономике

— определить причины того, что первыми носителями революционных идей в России были представители господствующего класса – дворянства

— познакомить с деятельностью первых тайных обществ в России;

— изучить программные положения декабристских организаций;

2) развивающие:

— на основании работы с историческими документами развивать умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать и правильно формулировать выводы;

— закреплять умение оформлять полученные знания и сделанные выводы в виде тезисных планов, опорных конспектов, таблиц;

— закреплять умение решать проблемные ситуации;

— учить формулировать свои мысли для публичного выражения и защиты своей позиции;

3) воспитывающие:

— духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание.

Основные вопросы урока:

— Исторические условия возникновения освободительного движения в России.

— Формирование революционного мировоззрения декабристов.

— Тайные общества.

— Программы декабристов.

Основные понятия темы: мировоззрение, идеология, либерализм, освободительное движение, тайные общества, декабристы, программа, устав.

Оборудование и материалы: мультимедийная техника, электронное учебное пособие «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия», раздаточный материал

( фрагменты исторических документов), учебник.

Используемые технологии: блочно-модульное обучение, ИКТ, проблемное обучение, групповая деятельность, дифференцированное обучение.

Основные этапы урока:

  1. Вступительное слово учителя в сочетании с беседой.

После войны 1812 года впервые в России возникло организованное общественное движение, в основе которого была идеология (система, взглядов, идей) приоритета личности человека, его свобод над всем остальным. Такая идеология называется либерализм (либеральная идеология).

Это было новым для России, где всегда главными всегда являлись интересы государства. Когда началось распространение в России либеральных идей? С чем это было связано? Распространение либеральных идей началось в России еще со времен Екатерины Великой, которая вела переписку с Вольтером, Руссо, Дидро.

Но после французской революции начались гонения на либералов. Почему?

Либеральная идеология предполагает переустройство общества путем реформ, преобразований.

В условиях российской действительности либеральная идеология нашла выражение в революционном мировоззрении будущих декабристов.

  1. Работа с историческими документами ( приложение №1).

Исторические условия формирования мировоззрения будущих декабристов.

  1. Задание: работая с документами, записать в форме тезисного плана в тетради ответ на вопрос: «Какие причины способствовали формированию революционной идеологии дворянских революционеров, декабристов?»

  2. Проверка и корректировка составленных планов.

-Разложение феодально-крепостнических отношений и зарождение капитализма в России;

глубокие экономические и политические противоречия в стране.

-Тяжелое положение народных масс, жестокая эксплуатация крепостных крестьян.

— Господство самодержавия: политическое бесправие, политическая реакция и произвол властей.

— Рост национального самосознания народа, патриотический подъем в связи с войной 1812 года.

— Внутренняя политика Александра Первого после войны; рост крестьянского движения, волнения в армии.

— Революционная идеология А.Н.Радищева, передовые идеи русских просветителей.

— Передовые идеи французских просветителей и деятелей Великой французской революции 18 века.

-Подъем национально-освободительного и революционного движения в Западной Европе

в 20-е годы 19 века.

— Патриотизм и гражданственность декабристов, высокое чувство долга и любовь к Родине.

Вывод: главным условием формирования революционных взглядов декабристов являются объективные условия русской действительности, глубокие противоречия в стране, патриотические стремления к свободе и прогрессивному развитию Отечества.

3. Работа с использованием фрагмента урока электронного учебного пособия

1) Из документов вы увидели, что вторая волна либеральных идей пришла в Россию после заграничного похода русской армии. Тысячи молодых офицеров, стали убежденными противниками самодержавия и крепостничества.

Почему первыми носителями революционных идей в России стали именно выходцы из дворян?

( В России не было буржуазии, которая могла бы начать борьбу за демократические преобразования. Народные массы были подвержены монархическим иллюзиям, были необразованны и инертны).

Обратите внимание

Патриотический порыв привел молодых дворян и в ряды защитников Отечества, и в тайные организации.

2) Просмотр фрагмента.

3) Объяснение понятий:

Программа организации – цели, задачи, пути их достижения.

Устав организации – определяет устройство организации, права и обязанности ее членов.

4.Самостоятельная работа.

& 59 + раздаточный материал( приложение №2)

Составить таблицу «Программы декабристов».

Основные вопросы программ:

— автор, название

— будущее государственное устройство

— форма правления

— органы власти и управления (законодательная, исполнительная, судебная)

— избирательное право

— отношение к крепостному праву

— вопрос о земле

— отношение к частной собственности

5. Закрепление изученного материала.

Обсуждение проблемной ситуации.

Ниже приведены два суждения о причинах возникновения тайных обществ в 1-й четверти

19 века, формирования политических идей декабристов:

1) «Превращение (в первой четверти 19 века) общественного движения в революционное было вызвано самим правительством, его наклонностью подавлять каждое независимое… побуждение и мнение отдельных лиц и всего общества» (историк А.А.Корнилов)

2) События 14 декабря 1825 года были навеяны извне, порождены мятежным духом Запада (Манифест13 июля 1826г.)

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

При подготовке к обсуждению проблемной ситуации класс разбивается на две группы, каждая из которых аргументирует выбранную ими точку зрения.

6. Домашнее задание.

1)& 59, вопрос №6 – для всего класса;

2) сообщение по теме «Судьба декабристов» — индивидуальное задание;

3) проект «Отчизны верные сыны» с презентацией проекта – групповое задание

Раздаточный материал к уроку-практикуму

«Исторические условия возникновения освободительного движения в России. Формирование революционного мировоззрения»

Приложение №1

  1. Ответы П.И.Пестеля следственному комитету по делу декабристов на вопрос о причине развития «вольнодумства»

«Я сначала занимался чтением политических книг… без всякого вольнодумства с одним желанием быть когда-нибудь в свое время полезным слугою государству и Отечеству… Начал я потом уж рассуждать и о том, соблюдены ли в устройстве российского правления правила политических наук…

Обратил также мысли и внимание на положение народа, причем рабство крестьян всегда сильно на меня действовало, а равно и большие преимущества аристокрации.

К сему стали присоединяться

(и другие мысли): упадок торговли, промышленности и общего богатства, несправедливость и подкупность судов и других начальств, тягость военной службы для солдат. Тогда начал во мне возникать внутренний ропот противу правительства. …

Возвращение Бурбонского дома на французский престол и соображения мои о том… могу я назвать эпохою в моих политических мнениях. Революция, видно, не так дурна, как говорят, и, что может быть, весьма полезна… Происшествия в Неаполе, Гишпании и Португалии имели тогда большое на меня влияние.

Важно

Я в них находил доказательства в непрочности монархических конституций и достаточные причины к недоверчивости и истинному согласию монархов на конституции, ими принимаемые. Сии последние соображения укрепили меня весьма сильно в республиканском и революционном образе мыслей».

II. Фрагмент из письма декабриста А.А.Бестужева к императору Николаю I, написанного в Петропавловской крепости, с обоснованием своих революционных взглядов, или, как он сам писал,»исторического хода свободомыслия в России».

«Наполеон вторгся в Россию,…и тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости; сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России… Еще война длилась, когда ратники, возвратясь в домы, первые разнесли ропот в классе народа.»Мы проливали кровь,- говорили они,- а нас опять заставляют потеть на барщине.

Мы избавили Родину от тирана, а нас опять тиранят господа». Войска от генералов до солдат, пришедши назад только и толковали, как хорошо в чужих землях.

Сравнение со своим естественно произвело вопрос, почему же не так у нас? Люди, видевшие худое и желавшие лучшего, от множества шпионов предупрежденные, стали разговаривать скрытно, и вот начало тайных обществ.

Многие губернии (в России) обнищали. Устройство непрочных дорог занимало руки трети России, а хлеб гнил на корню. Злоупотребления исправников стали заметнее обедневшим крестьянам, а угнетение дворян чувствительнее. Поведение русских дворян в этом отношении ужасно. Негры на плантациях счастливее многих помещичьих крестьян.

Продавать в розницу семьи…считается ни во что. Не говорю уже о барщине и оброках, но есть изверги, которые раздают борзых щенков для выкармливания грудью крестьянкам! …О притеснении земских чиновников можно написать книгу. Малейший распорядок свыше дает им повод к тысяче насилий и взяток.

То соберут крестьян в сенокос или жатву и месяц ничего не делают. То дадут сделать и потом ломают, говоря, что это не по форме… Лихоимство проникло всюду. …Одним словом, в казне, в судах, у губернаторов, у генерал-губернаторов, везде, где замешался интерес, кто мог, тот грабил, кто не смел, тот крал.

Везде честные люди страдали, а ябедники и плуты радовались».

III. Фрагмент воспоминаний декабриста С.Муравьева-Апостола.

«Трехлетняя война, освободившая Европу от ига Наполеона; последствия оной, введения представительного правления в некоторые государства; сочинения политические, беспрестанно являющиеся в сию эпоху и читаемые с жадностью молодежью; дух времени, наконец обративший умы к наблюдению законов внутреннего устройства государства, — вот источники революционных мнений в России. Молодые люди, занимавшиеся сими предметами, вскоре почувствовали желание видеть в Отечестве своем представительное устройство, сообщили друг другу свои мнения, соединились единством желаний – и вот зародыш тайного общества политического. Распространение же революционных мнений в государстве следовало обыкновенному и естественному порядку вещей, ибо, если возбранить нельзя, чтобы общество не имело влияния на сие распространение. Справедливо также и то, что если бы мнения сии не существовали в России до рождения общества, оно не только не родилось бы, но и родившись, не могло ни укорениться, не разрастись.

По возвращении императора в 1815 году он просил у министров месяц отдыха; потом передал почти все управление государством графу Аракчееву. Душа его была в Европе; в России же более всего он заботился об увеличении числа войск. Царь был всякий день у развода; во всех полках начались учения, и шагистика вошла в полную силу. Служба в гвардии стала для меня несносна…»

Приложение №2.

Работа с документами на уроках истории. Документы по истории России 19 и 20 веков. 11 класс. /М.Н.Чернова, В.Я.Румянцев,- М., Айрис-пресс, 2008. – 288с. – (Домашний репетитор : Подготовка к ЕГЭ).

Документы №№ 29-33 (стр. 42-48)

Тема: «Восстание декабристов»

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

1) образовательные:

— объяснить причины выступления декабристов 14 декабря 1825г.;

— рассказать о ходе восстания;

-подвести учащихся к пониманию причин поражения восстания и движения декабристов в целом;

-показать историческое значение деятельности декабристов.

2) развивающие:

— закреплять умение сравнивать, выделять общее и различное;

— развивать умение по ходу рассказа учителя выделять главное, необходимое для ответа на поставленный вопрос;

— формировать умение оценивать исторические факты с различных точек зрения;

— закреплять умение решать проблемные ситуации;

— учить формулировать свои мысли для публичного выражения и защиты своей позиции;

3) воспитывающие:

— духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание.

Основные понятия темы: междуцарствие; династический кризис, стратегия и тактика декабристов, государственный переворот, военный переворот, восстание, акт гражданского неповиновения, нравственный пример (опыт) декабристов

Оборудование и материалы: мультимедийная техника, электронное учебное пособие, учебник, мультимедийная презентация проектов.

Используемые технологии: блочно-модульное обучение, проблемное обучение, ИКТ, метод проектов, групповая деятельность, дифференцированное обучение.

Предварительная подготовка учащихся:

  1. создание группового проекта «Отчизны верные сыны»

  2. мультимедийная презентация проекта

  3. сообщение по теме «Судьба декабристов»

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

1) проверка заполнения таблицы «Программы декабристов» ( см. предыдущий урок) — фронтально

2) индивидуальное задание: в форме таблицы (заполняется на интерактивной доске)

сравнить программы «Северного» и «Южного общества»:

3) беседа:

— Какая программа была более радикальной? Более реалистичной? Обосновать свое мнение.

— Какой общественный строй должен был установиться в России в результате преобразований, предусмотренных программой?

II. Изучение нового материала

1. Восстание декабристов – объяснение учителя.

1) Перед объяснением – задание: определить причины поражения восстания декабристов.

2) План рассказа учителя:

— Планы декабристов по срокам восстания

— Междуцарствие. Династический кризис.

(Какую ситуацию в истории называют династическим кризисом? Когда еще в истории России возникал династический кризис?)

— План восстания.

— События 14 декабря 1825г. (использование фрагмента урока ЭУП)

3) беседа по поставленному вопросу

4) дискуссия по вопросу: «Какое определение больше всего, по вашему мнению, подходит для характеристики выступления декабристов: «дворцовый переворот», «государственный переворот», «военный переворот», «вооруженное восстание», «акт гражданского неповиновения»?

2. Судьба декабристов – сообщение учащегося.

3. Историческое значение движения декабристов – беседа:

1) Могло ли закончиться успехом движение декабристов?

2) Какой нравственный опыт движения декабристов актуален для нас?

Совет

3) По мнению Л.Н.Толстого «декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства».

— Как вы понимаете эти слова писателя?

— Какие мысли и чувства декабристы вызывали у современников и потомков?

— Чем, на ваш взгляд, можно объяснить неоднозначность взглядов и мнений?

III. Решение проблемной ситуации:

Ниже приведены две точки зрения на историческое значение движения декабристов:

  1. Экстремизм декабристов обернулся для страны ужесточением политического курса Николая I.

  2. Деятельность и идеология декабристов оказали глубокое воздействие на российское общественное движение.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

При подготовке к обсуждению проблемной ситуации класс разбивается на две группы, каждая из которых аргументирует выбранную ими точку зрения.

IV. Мультимедийная презентация проекта «Отчизны верные сыны»

V. Домашнее задание.

Подготовиться к тестированию по теме «Второй период правления Александра I»

Повторить &55-59.

Источник: http://textarchive.ru/c-2236173.html

Формирование мировоззрения декабристов

общества декабристов.

       На первом же своем учредительном 
заседании Южное общество подтвердило

требование республики и подчеркнуло,  что  тайное  общество  не  уничтожено,

действия его 
продолжаются. Пестель  поставил  вопросы  о  цареубийстве  и  о

тактике военной революции, которые были приняты единогласно.

       Сразу же за первым заседанием 
было созвано  второе,  главным  
образом

посвященное организационным  вопросам.  Пестель  избран  был  председателем,

Юшневский блюстителем 
общества. Оба  избирались  и  в  директорию  общества.

Третьим членом директории был избран Никита  Муравьев.  Главное  же  было  в

том, что Южное 
общество, приняв революционный  способ  действия  посредством

войск, считало  начало  военных  действий  в  столице  основным  требованием

успеха. Власть можно было захватить лишь  в  столице,  сломив  сопротивление

царизма, свергнув его. Но  начинать  действия  на  окраине  было  бы  просто

бессмысленно.  Таким  образом,   в   момент   зарождения   Южного   общества

декабристов   уже   был   принципиально   решен   вопрос   о   необходимости

возникновения Северного общества. Успех столичного выступления решал дело.

       Основным вопросом, разрешенным  
на  втором  заседании  общества,  был

вопрос о диктаторской власти избранных  начальников.  Повиновение  избранной

директории было принято безоговорочно.

       В связи с принятием тактики 
военной революции в общество  нужно  было

привлекать военных,  более  всего  тех,  кто  командует  отдельной  воинской

частью.

       После избрания директоров Тульчинская директория  «подразделилась  на

две  управы:  Васильковскую  и  Каменскую.   Они   управлялись:   первая   –

С.Муравьевым, который 
присоединил к  себе  впоследствии  Михаила  Бестужева-

Рюмина, вторая – Василием Давыдовым. Полковник  Пестель и С.Муравьев  были

стержнем, на котором 
вращался весь мятеж  Южного  общества.  Они  привлекали

многочисленных 
последователей».[4]

       Ежегодно в январе, начиная с 
1822г., в Киеве собирались съезды 
Южного

общества  для  обсуждения   организационных,   тактических   и   программных

вопросов.

       В марте – апреле 1821г. возникло 
Северное общество. Первое время  
оно

состояло из двух групп: первая – группа Никиты  Муравьева,  который  написал

свой проект  программы  и  устава  нового  тайного  общества  в  духе  более

радикальном, чем 
постановления  Московского  съезда  1821  г.;  второй  была

группа Николая 
Тургенева, которая была солидарна  с  программой  Московского

съезда.

       Северное общество  также  имело  
ряд  управ-отделений  в  
гвардейских

полках столицы. Во главе общества стояла Дума. В 1823г.  помощниками  Никиты

Муравьева «были 
сделаны князья Трубецкой  и  Оболенский».[5]  После  отъезда

Трубецкого в 
Тверь на его место  был  избран  Кондратий  Рылеев.  В  составе

Северного общества находилась и  ее  Московская  управа,  в  которой  видное

место занимал 
И.И.Пущин. 

  3.2. Политическая 
программа Южного общества. «Русская 
Правда» П.И.Пестеля 

      Годами трудился Павел Пестель 
над проектом своей конституции.  Он  был

сторонником диктатуры временного верховного правления  во  время  революции,

считал  диктатуру  решающим  условием  успеха.  Его  конституционный  проект

«Русская Правда есть наказ или  наставление  временному  правлению  для  его

действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет  и

чего  вновь  ожидать  может».[6]  Полное  название  этого  проекта   гласит:

«Русская Правда, или  Заповедная  Государственная  Грамота  Великого  Народа

Российского,  служащая  заветом  для   усовершенствования   Государственного

устройства России и содержащая верный  наказ  как  для  народа,  так  и  для

Временного Верховного Правления».[7]

      Свой  проект  Пестель  назвал  «Русской  Правдой»  в  память  древнего

законодательного 
памятника Киевской Руси. Он хотел  этим  названием  почтить

национальные 
традиции и подчеркнуть связь 
будущей революции  с  историческим

прошлым русского  народа.  Пестель  придавал  большое  тактическое  значение

«Русской Правде». Революцию  нельзя  было  успешно  совершить  без  готового

конституционного проекта.

      Особенно  тщательно  разработал  он  мысль   о   временном   верховном

революционном правлении, диктатура которого, по Пестелю, была  гарантией  от

«народных междоусобий», которых он хотел избежать.

      В «Русской Правде намечалось 10 глав:  первая  глава  –  «о  земельном

пространстве 
государства»; вторая – «о племенах, Россию населяющих»;  третья

– «о сословиях, в России обретающихся»; четвертая 
– «о народе в отношении  к

приуготовляемому 
для него политическому или общественному состоянию»;  пятая

– «о народе  в  отношении  к  приуготовляемому  для  него  гражданскому  или

частному состоянию»; шестая – об устройстве и образовании 
верховной  власти;

седьмая  –  об  устройстве  и  образовании  местной  власти;  восьмая  об

«устройстве безопасности»  в  государстве;  девятая  –  «о  правительстве  в

отношении к 
устройству благосостояния в государстве»; десятая  –  наказ  для

составления государственного свода законов. Кроме того, в  «Русской  Правде»

имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции.[8]

      Вопрос о крепостном праве 
и вопрос об уничтожении самодержавия  –  это

два основных вопроса 
политической идеологии декабристов.

      Проект  Пестеля  провозглашал  решительное  и   коренное   уничтожение

крепостного права.

      В своем аграрном проекте Пестель  
стоял  за  освобождение  крестьян  с

землей. Вся обрабатываемая земля в каждой волости   делится  на  две  части:

первая часть 
является общественной собственностью, ее нельзя  ни  продавать,

ни  покупать,  она идет  в общинный  раздел  между желающими   заниматься

земледелием  и  предназначена  для  производства  «необходимого   продукта»;

вторая часть 
земли является частной собственностью,  ее  можно  продавать  и

покупать, она 
предназначена для производства «изобилия».

      Каждый гражданин будущей республики 
обязательно должен быть приписан 
к

одной из  волостей  и  имеет  право  в  любое  время  безвозмездно  получить

причитающийся ему земельный надел и обрабатывать его,  но  он  не  может  ни

дарить его, ни продавать, ни закладывать.  Землю можно прикупить лишь  из

второй части 
земельного фонда.

      Пестель считал необходимым отчуждение 
помещичьей земли  при  частичной

конфискации.  Имело  место  отчуждение  земли  за  вознаграждение,  а  также

безвозмездное   отчуждение,   конфискация.    Таким    образом,    помещичье

землевладение (при полном уничтожении крепостного 
права!)  все  же  частично

сохранялось. Иными 
словами, Пестель не решался  отстаивать  лозунг  передачи

всей земли 
крестьянам.

      Считая землю общественным  достоянием,  Пестель нигде не  говорил о

выкупе крестьянами 
той земли,  которую  они  получат  от  государства  после

революции  в  порядке   общинной   собственности.   Помещики   получали   от

государства,  а  не  от  крестьян  вознаграждения  деньгами   за   отходящую

крестьянам землю. Пестель  проектировал  лишь  некоторые  виды  крестьянских

работ на помещика во время переходного периода.

      Пестель предполагал наличие  
банков  и  ломбардов  в  
каждой  волости,

которые давали бы крестьянину ссуду на первоначальное обзаведение.

      Пестель – убежденный противник 
самодержавия, тирании.  Самодержавие  в

России по его 
проекту решительно уничтожалось, причем истреблялся  физически

весь царствующий 
дом.

      «Русская Правда» провозглашала республику. Все сословия в  государстве

должны были быть решительно  уничтожены,  «все  люди  в  государстве  должны

составлять  только  одно  сословие,  могущее   называться   гражданским».[9]

Никакая  группа  населения  не  могла  отличаться  от   другой   какими-либо

социальными привилегиями. Дворянство уничтожалось вместе  со  всеми  другими

сословиями,   и   все   россияне   объявлялись   одинаково   «благородными».

Объявлялось равенство 
всех перед законом и признавалось «неоспоримое  право»

каждого гражданина участвовать в государственных 
делах.

      Подвергались уничтожению гильдии, 
цехи и военные поселения.

      Гражданского  совершеннолетия  
россиянин  по  конституции  
достигал  в

возрасте 20 лет. Все  граждане  мужского  пола,  достигшие этого возраста,

получали избирательные 
права (женщины избирательных прав не имели).  Пестель

был  врагом  всякого  федеративного  устройства  и  сторонником   единой   и

нераздельной 
республики с сильной централизованной властью.

      Республика Пестеля делилась на губернии или области,  которые  в  свою

очередь делились на уезды, а уезды – на волости. Ежегодно в  каждой  волости

должно было собираться общее волостное собрание всех жителей,  т.н.  земское

народное собрание, которое выбирало своих депутатов в  различные  «наместные

собрания»,  т.е.  местные  органы  власти,  а  именно:1)  в  свое  наместное

волостное собрание,  2)  в  свое  наместное  уездное  собрание,  3)  в  свое

наместное окружное ил губернское собрание. В эти три  органа  власти  выборы

были прямыми. Главой наместного волостного собрания был выборный  «волостной

предводитель»,  а  главой  уездного  и  губернского  наместных  собраний   –

«выборные посадники». Окружные  наместные  собрания  выбирали,  кроме  того,

представителей в высший законодательный орган власти – Народное вече.

      Народное вече являлось  органом  
верховной  законодательной  
власти  в

государстве; оно 
было  однопалатным.  Исполнительная  власть  в  государстве

вручалась Державной 
думе.

Источник: http://freepapers.ru/6/formirovanie-mirovozzreniya-dekabristov/2151.23740.list2.html

Формирование мировоззрения декабристов

Формирование мировоззрения Декабристов

Большинство будущих декабристов родилось на рубеже нового столетия: или в последнее десятилетие XVIII в., или в первые годы XIX в.

Все декабристы (исключения крайне редки) были по происхождению дворянами, принадлежали к привилегированному сословию тогдашней крепостной России. Множество разнообразных явлений русской жизни с детства протекло через их сознание, было воспринято ими: жизнь барской усадьбы, дворянского имения, первоначальное домашнее обучение, поступление в учебное заведение.

Много первостепенных по значению политических событий прошло через их сознание.

В детстве они слышали разговоры о воцарении нового императора — Александра I; до них доходили смутные разговоры о том, что его отца — императора Павла I — задушили во время дворцового переворота, называли имена участников заговора.

Обратите внимание

Детьми или подростками они узнали о первых войнах России с Наполеоном: на эти войны уходили из дома их отцы и старшие братья. Декабристы выросли в России, и мировоззрение их складывалось на основе размышлений над судьбой Родины. Именно Россия была в центре этого слагавшегося юношеского мировоззрения.

Они росли большей частью в обеспеченных дворянских семьях, где могли постоянно наблюдать резкую разницу между положением помещика и крестьянина, барина и дворового человека.

Одни из них учились в Московском университете, другие — в Московской школе колонновожатых (будущей Академии Генерального штаба), третьи — в Царскосельском лицее. Даже привилегированные учебные заведения были затронуты, как говорили сами декабристы, “духом времени”. Сомнение в справедливости самодержавного строя рано пробудилось в молодых умах.

Дворянство жило широкой и веселой жизнью. В Москве в день бывало по несколько десятков балов, сияли огнями великолепные особняки и дворцы, а рядом в бедных домишках и лачугах ютились мещане и трудовая беднота.

Обратите внимание

В учебнике естественного права студенты, готовясь к экзамену, читали: “Законы должны быть для всех граждан одинаковы”. Противоречие между передовой мыслью и русской действительностью бросалось в глаза: в России законы не были одинаковы для всех граждан.

Юношеская мысль от наблюдений русской действительности устремлялась к книге, а от книги — опять к русской действительности.

Потихоньку; из рук в руки, студенты передавали запрещенную книгу великого русского писателя XVIII в, А. П. Радищева “Путешествие из Петербурга и Москву”. За эту книгу императрица Екатерина II бросила Радищева в тюрьму.

Человек “родится в мир равен во всем другому”, говорилось в этой книге. Жестокие картины крепостного права и самодержавия, которые возмущали душу Радищева, разительно совпадали с действительностью, окружавшей юношей.

Важно

В дневнике Николая Тургенева чувствуются первые проблески критики самодержавного строя. “В Сенате много дураков”,— записывает он однажды.

Но, конечно, дело не ограничивалось чтением запрещенных русских книг. С Запада более свободно проникали — еще в библиотеки дедов и отцов — произведения философов-просветителей. Особенно часто попадали в руки передовой молодежи книги французских корифеев вольнолюбия — Вольтера, Руссо, Дидро, Даламбера, Монтескье…

Будущие декабристы — Владимир Раевский и Г.С.

Батеньков, подружившиеся еще во время учения в кадетском корпусе, проводили целые вечера в “патриотических мечтаниях”; юные друзья впервые осмелились “говорить о царе, яко о человеке, и осуждать поступки с нами цесаревича”.

Они даже поклялись, “когда возмужаем, привести идеи наши в действо”. Как видим, мысль о каком-то действии против несправедливого строя стала бродить в юных умах еще накануне войны 1812 г.

Важно

В той же Москве около 1811 г. образовалось среди будущих декабристов “юношеское собратство”, члены которого, увлеченные идеями “Общественного договора” Руссо, решили поехать на Сахалин и “составить новую республику”.

Для этого уже были “сочинены законы” и даже придумана особая одежда новых социальных реформаторов: синие шаровары, куртка, пояс с кинжалом, а на груди “две параллельные линии из меди в знак равенства”.

Среди этих фантазий весть о том, что Наполеон перешел границы России, поразила всех, как громом. Началась “гроза двенадцатого года”.

В ту эпоху дворяне могли по собственному желанию служить или не служить на военной службе. Добровольность военной службы была их привилегией. Будущие декабристы были охвачены патриотическим порывом — именно это и привело их в ряды защитников Родины. “В 1812 году не имел я образа мыслей, кроме пламенной любви к Отечеству”, — писал декабрист Никита Муравьев.

Подавляющее большинство будущих членов тайной организации оказалось в армии и стало участниками знаменитых сражений. “В 1812 году употреблен был при 1-й Западной армии и находился в сражениях 4 и 5 августа при г.

Смоленске, того же августа 24 и 26-го чисел при селе Бородине… при взятии города Вереи сентября 29-го, октября 11-го при Малоярославце…” — гласит служебный формуляр декабриста Михаила Орлова. И такие формуляры типичны для многих его товарищей. Война 1812 г.

разбудила их политическое сознание, патриотический порыв закалил его. “Мы были дети 1812 года”, — говорил декабрист Матвей Муравьев-Апостол.

Побывав в странах, где не было крепостного права и где существовали конституционные учреждения, будущие декабристы получили немало материала для размышлений.

Совет

Общественное оживление тех лет было чрезвычайным. В Европе в те годы складывалась революционная ситуация. Во время борьбы с Наполеоном короли и императоры обещали реформы, новую жизнь своим народам — участникам борьбы. Но одержав победу, они не захотели платить по векселям. “Не в одной России — во всех государствах Европы народ был разочарован и обманут” — писал один из современников.

Как и в других странах, в России народные массы также стремились к освобождению от крепостного гнета. Росла борьба между европейскими правительствами и народами, т. е. процесс борьбы против феодального строя. В атмосфере этой борьбы и выросли декабристы.

Россия была охвачена брожением. Защитники старого и сторонники нового все отчетливее делились на два лагеря.

Декабристы не были горсткой беспочвенных мечтателей, оторванных от общества своего времени. Такое представление было бы крайне неверным. Декабристы были наиболее ярким проявлением общего процесса, их замыслы были понятны не им одним — около них был широкий круг сочувствующих.

Глубоко, и верно определил этот процесс один из главных деятелей движения — Сергей Муравьев-Апостол: “Распространение… революционных мнений в государстве следовало обыкновенному и естественному порядку вещей, ибо если возбранить нельзя, чтобы общество не имело влияния на сие распространение, справедливо также и то, что если б мнения сии не существовали в России до рождения общества, оно не только но родилось бы, но и родившись не могло, бы ни укрепиться, ни разрастись”.

Историческая действительность подсказывала декабристам способы борьбы, заставляла задумываться над революцией. Общую возбужденную атмосферу времени, их воспитавшего, прекрасно, ярко и точно охарактеризовал один из самых выдающихся декабристов — Павел Иванович Пестель.

Он писал об этом так: “Происшествия 1812, 1813, 1814 и 1815 годов, равно как и предшествовавших и последовавших времен, показали столько престолов низверженных, столько других постановленных, столько царств уничтоженных, столько новых учрежденных, столько царей изгнанных, столько возвратившихся или призванных и столько опять изгнанных, столько революций совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить. К тому же имеет каждый век свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно везде одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противоположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать… Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах”.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Источник: https://globuss24.ru/doc/formirovanie-mirovozzrenia-dekabristov-1

Доклад: Формирование мировоззрения декабристов

Формирование мировоззрения Декабристов

Большинство будущих декабристов родилось на рубеже нового столетия: или в последнее десятилетие XVIII в., или в первые годы XIX в.

Все декабристы (исключения крайне редки) были по происхождению дворянами, принадлежали к привилегиро­ванному сословию тогдашней крепостной России. Множе­ство разнообразных явлений русской жизни с детства про­текло через их сознание, было воспринято ими: жизнь барской усадьбы, дворянского имения, первоначальное до­машнее обучение, поступление в учебное заведение.

Много первостепенных по значению политических со­бытий прошло через их сознание.

В детстве они слыша­ли разговоры о воцарении нового императора — Алексан­дра I; до них доходили смутные разговоры о том, что его отца — императора Павла I — задушили во время двор­цового переворота, называли имена участников заговора.

Обратите внимание

Детьми или подростками они узнали о первых войнах России с Наполеоном: на эти войны уходили из дома их отцы и старшие братья. Декабристы выросли в России, и мировоззрение их складывалось на основе размышлений над судьбой Родины. Именно Россия была в центре этого слагавшегося юношеского мировоззрения.

Они росли большей частью в обеспеченных дворян­ских семьях, где могли постоянно наблюдать резкую разницу между положением помещика и крестьянина, ба­рина и дворового человека.

Одни из них учились в Московском университете, дру­гие — в Московской школе колонновожатых (будущей Академии Генерального штаба), третьи — в Царскосель­ском лицее. Даже привилегированные учебные заведения были затронуты, как говорили сами декабристы, “духом времени”.

Сомнение в справедливости самодержавного строя рано пробудилось в молодых умах.

Дворянство жило широкой и веселой жизнью. В Москве в день бывало по несколько десятков балов, сияли огнями великолепные особняки и дворцы, а рядом в бед­ных домишках и лачугах ютились мещане и трудовая бед­нота.

В учебнике естественного права студенты, готовясь к экзамену, читали: “Законы должны быть для всех граждан одинаковы”. Противоречие между передовой мыслью и русской действительностью бросалось в глаза: в России законы не были одинаковы для всех граж­дан.

Юношеская мысль от наблюдений русской действительности устремлялась к книге, а от книги — опять к рус­ской действительности.

Потихоньку; из рук в руки, студенты передавали за­прещенную книгу великого русского писателя XVIII в, А. П. Радищева “Путешествие из Петербурга и Москву”. За эту книгу императрица Екатерина II бросила Радищева в тюрьму. Человек “родится в мир равен во всем дру­гому”, говорилось в этой книге.

Жестокие картины кре­постного права и самодержавия, которые возмущали душу Радищева, разительно совпадали с действительностью, окружавшей юношей.

Важно

В дневнике Николая Тургенева чувствуются первые проблески критики самодержавного строя. “В Сенате много дураков”,— записывает он однажды.

Но, конечно, дело не ограничивалось чтением запре­щенных русских книг. С Запада более свободно проника­ли — еще в библиотеки дедов и отцов — произведения философов-просветителей. Особенно часто попадали в руки передовой молодежи книги французских корифеев вольнолюбия — Вольтера, Руссо, Дидро, Даламбера, Монтескье…

Будущие декабристы — Владимир Раевский и Г.С.

Батеньков, подружившиеся еще во время учения в кадет­ском корпусе, проводили целые вечера в “патриотических мечтаниях”; юные друзья впервые осмелились “говорить о царе, яко о человеке, и осуждать поступки с нами це­саревича”.

Они даже поклялись, “когда возмужаем, при­вести идеи наши в действо”. Как видим, мысль о каком-то действии против несправедливого строя стала бродить в юных умах еще накануне войны 1812 г.

В той же Москве около 1811 г. образовалось среди будущих декабристов “юношеское собратство”, члены которого, увлеченные идеями “Общественного договора” Рус­со, решили поехать на Сахалин и “составить новую рес­публику”.

Для этого уже были “сочинены законы” и даже придумана особая одежда новых социальных рефор­маторов: синие шаровары, куртка, пояс с кинжалом, а на груди “две параллельные линии из меди в знак равенства”.

Среди этих фантазий весть о том, что Напо­леон перешел границы России, поразила всех, как громом. Началась “гроза двенадцатого года”.

В ту эпоху дворяне могли по собственному желанию служить или не служить на военной службе. Доброволь­ность военной службы была их привилегией. Будущие де­кабристы были охвачены патриотическим порывом — именно это и привело их в ряды защитников Родины. “В 1812 году не имел я образа мыслей, кроме пламен­ной любви к Отечеству”, — писал декабрист Никита Му­равьев.

Совет

Подавляющее большинство будущих членов тайной организации оказалось в армии и стало участниками зна­менитых сражений. “В 1812 году употреблен был при 1-й Западной армии и находился в сражениях 4 и 5 ав­густа при г. Смоленске, того же августа 24 и 26-го чисел при селе Бородине…

при взятии города Вереи сентября 29-го, октября 11-го при Малоярославце…” — гласит служебный формуляр декабриста Михаила Орлова. И та­кие формуляры типичны для многих его товарищей. Война 1812 г. разбудила их политическое сознание, патрио­тический порыв закалил его.

“Мы были дети 1812 года”, — говорил декабрист Матвей Муравьев-Апостол.

Побывав в странах, где не было крепостного права и где существовали конституционные учреждения, буду­щие декабристы получили немало материала для размыш­лений.

Общественное оживление тех лет было чрезвычай­ным. В Европе в те годы складывалась революционная ситуация. Во время борьбы с Наполеоном короли и импе­раторы обещали реформы, новую жизнь своим наро­дам — участникам борьбы. Но одержав победу, они не захотели платить по векселям.

“Не в одной России — во всех государствах Европы народ был разочарован и обма­нут” — писал один из современников.

Как и в других странах, в России народные массы также стремились к освобождению от крепостного гнета. Росла борьба между европейскими правительствами и на­родами, т. е. процесс борьбы против феодального строя.

В атмосфере этой борьбы и выросли декабристы.

Россия была охвачена брожением. Защитники старого и сторонники нового все отчетливее делились на два ла­геря.

Декабристы не были горсткой беспочвенных мечтате­лей, оторванных от общества своего времени. Такое представление было бы крайне неверным.

Декабристы были наиболее ярким проявлением общего процесса, их замыслы были понятны не им одним — около них был широкий круг сочувствующих. Глубоко, и верно определил этот процесс один из главных деятелей движения — Сергей Муравьев-Апостол: “Распространение…

Обратите внимание

революционных мнений в государст­ве следовало обыкновенному и естественному порядку ве­щей, ибо если возбранить нельзя, чтобы общество не имело влияния на сие распространение, справедливо так­же и то, что если б мнения сии не существовали в Рос­сии до рождения общества, оно не только но родилось бы, но и родившись не могло, бы ни укрепиться, ни разрастись”.

Историческая действительность подсказывала декаб­ристам способы борьбы, заставляла задумываться над ре­волюцией. Общую возбужденную атмосферу времени, их воспитавшего, прекрасно, ярко и точно охарактеризовал один из самых выдающихся декабристов — Павел Ивано­вич Пестель. Он писал об этом так: “Происшествия 1812, 1813, 1814 и 1815 годов, равно как и предшествовавших и последовавших времен, показали столько престолов низверженных, столько других постановленных, столько царств уничтоженных, столько новых учрежденных, столь­ко царей изгнанных, столько возвратившихся или приз­ванных и столько опять изгнанных, столько революций совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с воз­можностями и удобностями оные производить. К тому же имеет каждый век свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно везде одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государ­ства, даже Англии и Турции, сих двух противоположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать… Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах”.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Источник: http://www.yurii.ru/ref10/particle-22356.php

Ссылка на основную публикацию