Формирование древнерусской народности

Древнерусские земли-волости и формирование русской народности

Большинство историков сходятся РІРѕ мнении, что древнерусская народность сформировалась РІ X-XI веках РЅР° обширной территории Восточноевропейской равнины благодаря возникновению (РІ начале X века) Рё последующему росту феодального государства Киевская Р СѓСЃСЊ, достигшего Рє началу XII века зенита своего могущества, Рё объединившего разрозненные ранее племена славян РІ РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ территориально-этническую общность “Р СѓСЃСЊ”, “Русская земля”.

Но русская история и русская государственность начинаются не с возникновения Киевской державы, а гораздо раньше.

Рљ моменту ее образования,  будущий СЂСѓСЃСЃРєРёР№ народ уже имел Р·Р° плечами длительный период развития, называемый историками “раннегосударственным” или “предгосударственным”, характерный началом сословного деления древнеславянского общества Рё возникновением РіРѕСЂРѕРґРѕРІ. Крупные поселения, огороженные укреплениями — “РіРѕСЂРѕРґР°” — были РЅРµ только центрами ремесла Рё торговли отдельных племен, РЅРѕ Рё административно-военными центрами, контролировавшими определенную территорию. Города служили убежищем РЅР° случай РІРѕР№РЅС‹, там хранились материальные ценности, запасы зерна, Рё была сконцентрирована СЂРѕРґРѕ-племенная знать — вожди СЃ дружинами, жрецы, старейшины, богатые торговцы. Р� еще там собиралось вече – совещательное собрание земли.

Обратите внимание

Р’ сущности, если РїРѕРґ словом “государство” понимать население, занимающее определенную территорию Рё подчиненное единой власти, то первыми государствами РІ пределах будущей Р СѓСЃРё следует признать старейшие исторические родоплеменные территории — “земли”, названные РїРѕ РёС… главным городам — Киевскую, Черниговскую, Галицкую, Волынскую, РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґСЃРєСѓСЋ, РџСЃРєРѕРІСЃРєСѓСЋ, Смоленскую, Полоцкую, Ростово-Суздальскую, Рязанскую Рё РњСѓСЂРѕРјСЃРєСѓСЋ. РџРѕ мнению историков Рё археологов, эти земли вполне сформировались уже РІ VI — VIII веках, задолго РґРѕ Киевской Р СѓСЃРё, Рё представляли СЃРѕР±РѕР№ РіРѕСЂРѕРґР°-государства, наподобие древнегреческих полисов VII — VI веков РґРѕ нашей СЌСЂС‹. До Греции, РіРѕСЂРѕРґР°-государства известны РЅР° Востоке — РІ Шумере, РђСЃСЃРёСЂРёРё, Финикии. РџРѕРјРёРјРѕ главного — “старейшего “ РіРѕСЂРѕРґР°, РІ каждой СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ «земле» были РіРѕСЂРѕРґР° второстепенные, или “РїСЂРёРіРѕСЂРѕРґС‹”, возникшие либо как пограничные крепости, либо как центры примкнувших Рє СЃРѕСЋР·Сѓ мелких племен. РџРѕ общему правилу, РїСЂРёРіРѕСЂРѕРґС‹ состояли РІ зависимости РѕС‚ главного РіРѕСЂРѕРґР° РїРѕ принципу: “РЅР° чем старейшие РіРѕСЂРѕРґР° вздумают, РЅР° том РїСЂРёРіРѕСЂРѕРґС‹ станут”. Такое подчинение было необходимо для политического единства земли. Однако СЃРѕ временем некоторые РїСЂРёРіРѕСЂРѕРґС‹ росли, приобретали экономический Рё политический вес Рё вступали СЃ главным РіРѕСЂРѕРґРѕРј РІ соперничество. Это соперничество могло кончиться обособлением РїСЂРёРіРѕСЂРѕРґР°, СЃ образованием РІ сфере его влияния РЅРѕРІРѕР№ “земли” — как это было, например, СЃ Переяславлем-Р СѓСЃСЃРєРёРј, отделившимся РѕС‚ Киевской земли РІ середине XII века (там утвердилась младшая линия Мономашичей — потомки Юрия Долгорукого). Р’ РґСЂСѓРіРёС… случаях противостояние могло завершиться даже победой РїСЂРёРіРѕСЂРѕРґР° Рё переходом Рє нему титула “старейшего”. Р’ качестве примера может послужить историческая СЃСѓРґСЊР±Р° Владимира-Залесского, вознесенного РєРЅСЏР·СЊСЏРјРё Андреем Боголюбским Рё Всеволодом Великим над старейшими городами земли – Ростовом Рё Суздалем.

РЎ появлением пришлых князей-Рюриковичей, которые, РїРѕ словам историка Костомарова, “РЅРµ имели сознания государственного начала”, Р° были лишь «наездниками Рё обирателями подвластных народов», земли-государства РЅРё РІ коей мере РЅРµ утратили своего значения. Р’ РёС… старейшие РіРѕСЂРѕРґР° РєРЅСЏР·СЊ Владимир Святославич посылал СЃРІРѕРёС… сыновей РІ качестве наместников, Рё практически РІСЃРµ РѕРЅРё превратились РІСЃРєРѕСЂРµ РІ феодальные княжества. РќРѕ время показало, что “земля” – гораздо более устойчивая государственная единица, чем “волость” или “княжение”. Понятия «Смоленщина», «Псковщина» или «Рязанщина» РЅРµ потеряли своего смысла даже сегодня. Будучи образованы разными славянскими (Рё РЅРµ только славянскими) этносами, РІСЃРµ древнерусские земли имели СЃРІРѕРё исторические РєРѕСЂРЅРё, Рё как следствие, племенные, языковые Рё культурные особенности, которые продолжали хранить  даже тогда, РєРѕРіРґР° Киевская Р СѓСЃСЊ стала лишь преданием далекой старины.

Источник: http://starinarus.ru/ruzem/drevnerusskie-zemli-volosti-i-formirovanie-russkoj-narodnosti.html

Какие народы населяли Русь до прихода славян. Народности древней руси

ГлавнаяДревнийНародности древней руси

Славяне были не единственным народом, населявшим Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре.

Чудь

«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью».

Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям».

Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов.

Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство.

Особенно много про них рассказывают в Республике Коми.

Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.

В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи.

Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам.

Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки.

Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

Меря

«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» — эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами.

Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России.

То есть, в самом центре нашей страны.

О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха.

Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет».

Важно

Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.

С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Древней Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием».

Читайте также:  Падение временного правительства

Во главе бунта стали жрецы «старой веры» — волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно.

Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание.

Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский».

Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям.

Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа.

Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья.

Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.

Мурома

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам.

Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.

Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали.

Совет

По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой.

Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления.

Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается.

Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей.

Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.

Источник: https://religionpeace.ru/drevnij/narodnosti-drevnej-rusi.html

Билет 1. Восточные славяне в древности. Возникновение Русской государственности. Формирование древнерусской народности и его исторические значения

Первые свидетельства о славянах:

*Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов.

*В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н.э.) славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство.

*Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат.

Территория восточных славян:

*Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге.

*Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI—IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы-этап на пути складывания государственности восточных славян.

*Великий водный путь «из варяг в греки» возник в конце IX в.

Хозяйство славян:

*Основным занятием восточных славян было земледелие.

*С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество.

Община:

*К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни.

*Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер . И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок.

*С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Общественный строй:

*Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья племенной знати и бывшая родовая верхушка — «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях вечевых сходах.

*Особой военной организацией была дружина. Дружина делилась на старшую и младшую.

Причины образование Древнерусского государства:

*внутренние

*развитие производственных сил,которое привело к появлению соседской общины и возникновению классов

*рост числа городов, как первых самостоятельных организаций жителей

*возникновение военно-дружинной знати

*зарождение общих культурных традиций, связанные с языком,письменностью и некоторыми обрядами

*внешние

*необходимость созданиявооружённых сил для защиты городов и населения

*развитие постоянных целенаправленных торгово-экономических отношений между городами и государствами

Нормандская теория:

По этой теории накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в завис.от хазар. В 859 г. новгородцы “изгнали варягов за море”, что привело к междоусобице. В этих усл. собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями и предложили им княжить над ними.

Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из кот. Рюрик положил начало княжеской династии (2 других брата Ррика – Трувор и Синеус). После смерти Рюрика др. варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объед. Новгород и Киев в 882 г. Так и сложилось гос-во Русь (называемое историками также Киевская Русь).

2 билет. Социально-политический строй Киевской Руси IX – начала XII вв. Историческое значение принятия христианства для Древней Руси.

Объединение Новгорода и Киева:

*Результатом совместной деятельностии руководящих городов, дружин создались 2 крупных восточнославянских объединений Новгород(север), Киев(юг). 884-885гг.- образование Киевской Руси. Во главе государства стоял великий князь киевский, которому подчинялись подвластные племена,родственники и дружинники князя , создавали и закладывали первые юридические основы-суд.

Олег(879-912):

*организация первых военных походов Византию

*первый письменный договор

*882г-захватил Киев, убил Аскольда и Дира

*подчинил себе древлян, северян, радимичей.

Князь Игорь(912-945гг):

* 944 г. был подтвержден договор с Византией

*При Игоре произошло первое народное возмущение — восстание древлян в 945 г.

*Убит древлянами при сборе дани в 945г.

Ольга(945-969гг)

* жестоко отомстила древлянам за убийство мужа.

*Ольга установила четкий порядок сбора дани (“полюдья”)путем введения: «уроков»-определения точных размеров дани

«погосты»-установление мест сбора дани

Святослав(964-972гг):

*присоединил земли вятичей

*покорил мордовские племена и подчинил их Киеву

*разбил и покорил Хазар(разбойники)

*отразил натиск печенегов

Владимир I:

*При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата, была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен.

Читайте также:  Промышленность и торговля

Принятие христианства:

*В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство.

*Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов.

*Причины принятия христианства:

1) необходимость укрепления власти киевского князя

2) потребность государственного объединения на новой духовной основе.

3)оправдание социальногонеравенста

4) необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

*Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси:

*Христианство утверждало идею равенства людей перед Богом

*Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси

*Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры (каменное строение, рост грамотности)

*Идеологическое правление

*Укрепление авторитета князя

*Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

*Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви «десятину»

*Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется «равноапостольным»

Ярослав Мудрый(1019-1054):

* Киевская Русь достигла наивысшего могущества

*укрепил позиции Прибалтики

*построил г.Юрьев

*закрыл границу для печенегов, укрепил южные границы

*создал первые гос. Школы

*построил монастыри

* в процессе укрепления и создания единого централизованного государства, управления им, он поделил Русь между своими сыновьями, что привело к феод.раздробленности

Владимир Мономах(113-1125):

*По инициативе Владимира Мономаха в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою».

*Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав так называемый «Устав Владимира Мономаха», ставший еще одной частью «Русской Правды».

Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство.

Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами.

*При Мономахе укрепился международный авторитет Руси, была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. При Владимире Мономахе

*Сыну Владимира Мономаха Мстиславу I Великому (1125-1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/43.html

история 1-7. Восточные славяне в древности. Возникновение русской государственности. Формирование древнерусской народности и его исторические значения

  1. Восточные славяне в древности. Возникновение русской государственности. Формирование древнерусской народности и его исторические значения.
  2. Социально-политический строй Киевской Руси IX — начала XII вв. Историческое значение принятия христианства для Древней Руси.

  3. Феодальная раздробленность на Руси: причины и политические последствия.
  4. Монголо-татарское нашествие на Русь, его особенности и последствия. Борьба русских земель за независимость в XIII-XIV вв.
  5. Объединение русских земель в единое государство. Причины возвышения Москвы. Образование российского централизованного государства.

  6. Россия в эпоху Ивана Грозного. Политическая система правления Ивана IV и его роль в социально-экономической жизни России.
  7. Социально-политические предпосылки зарождения Смутного времени и его последствия.
  1. Восточные славяне в древности. Возникновение русской государственности.

    Формирование древнерусской народности и его исторические значения.

Славян относят к семье индоевропейских народов. Прародина славян точно неизвестна. Есть несколько концепций происхождения и прародины славян: миграционная (пришли на восточно-европейскую равнину), которая в свою очередь делится на «дунайскую» (С.М. Соловьев, В.О.

Ключевский) и «прибалтийскую» (М.В. Ломоносов, А.Г. Кузьмин); и автохтонную (славяне как этнос сформировались на территории восточно-европейской равнины и являлись исконным населением (Б.А. Рыбаков)). Большинство ученых по археологическим данным сегодня считают прародиной территорию к востоку от германцев – от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке.

Оттуда славяне в середине I тыс. н.э. двинулись на запад (западные славяне – поляки, чехи, словаки), юг (южные славяне – болгары, хорваты, сербы и т.д.) и восток (предки русских, украинцев и белорусов). Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство.

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции народов. В VI-IX вв.

Обратите внимание

славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы – этап на пути складывания государственности славян. Вот некоторые из них:

Кривичи Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины
Вятичи По реке Ока
Ильменские словене Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов
Радимичи По реке Сож
Древляне По реке Припять
Дреговичи Между реками Припять и Березина
Поляне По западному берегу реки Днепр
Уличи и тиверцы Юго-запад Восточно-Европейской равнины
Северяне По среднему течению реки Днепр и по реке Десна

Также образовывались целые союзы славянских племен: Славия (Ильмень), Куявия (Киев) и Артания (Чернигов) – три крупных объединения до Руси.

Занятия восточных славян: скотоводство, бортничество (охота), земледелие (залежное, подсечно-огневое и пашенное).

Вера – язычество (культ предков, поклонение явлениям природы, земледельческие культы).

VIII-IX вв. – период перехода от военной демократии к феодальным отношениям. Военно-дружинная и родоплеменная знать начинают играть определяющее положение в обществе.

Социально-политический строй был таков: вече (народное собрание), князь с дружиной, воеводы и старейшины.

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла соседская.

Племенные княжения славян имели признак зарождающейся государственности. Одним из таких был союз племен во главе с Кием «Держава Волынян».

Причины возникновения государственности:

  • Земледелие с использованием орудий труда
  • Смена родовой общины на соседскую
  • Рост городов
  • Возникновение дружины
  • Экономическое, социально-политическое и культурное развитие (путь из варяг в греки)

Существует три теории возникновения государства у восточных славян:

  • Славянская (антинорманнская) – отрицается роль варягов в образовании ДРГ и призвание их на княжение (М.В. Ломоносов, Б.А. Рыбаков)
  • Центристская — ДРГ возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но при участии варягов (А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва и большинство современных историков)
  • Норманнская – ДРГ создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян (Г.З. Байер, А.Л. Шлецер, Г.Ф. Миллер в 18 веке, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев в 19 веке)

862 год (согласно Повести временных лет) – призвание Рюрика на княжение

Рюрик (862-879 гг.)

  • Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь
  • Призван на княжение в 862 году
  • Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях
  • Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) Олегу

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию.

Система управления:

Великий князь

Дружина (бояре, отроки)

Князья племенных союзов

Дружины

Крестьяне

Холопы

Великий князь традиционно считался верховным правителем и собственником земли на Руси. Но его власть не была единоличной, она ограничивалась боярством и вече.

882 год – Объединение князем Олегом Новгородской и Киевской Руси, создание централизованного государства в центре в Киеве

Олег (879-912 гг.)

  • Первый реальный правитель ДРГ, объединивший земли славянских племен вдоль пути «из варяг в греки»
  • В 882 году захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства
  • Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей и заставил выплачивать дань
  • Упрочил внешнеполитическое положение. В 907 году совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 гг.)

В результате слияния восточнославянских племён в период Киевской Руси постепенно образовалась древнерусская народность, для которой были характерны известная общность языка (возникшая на раннефеодальной экономической основе), территории и психического склада (проявлявшегося в общности культуры).О наличии такой общности, сложившейся, несмотря на слабость экономических связей в стране, свидетельствуют понятия «русский народ» и «Русская земля», встречающиеся в памятниках письменности и обозначающие древнерусскую народность и населяемую ею территорию. На основе устного народного языка сложился древнерусский литературный язык, известный по летописи, «Русской правде» и другим памятникам письменности.

Об определённой общности культуры свидетельствуют памятники зодчества, живописи, скульптуры, при всех их особенностях обладающие устойчивыми чертами стиля, характерного для творчества русских зодчих, иконописцев, ювелиров и др.

По всем русским городам и землям передавались бродячими певцами и сказителями былины и песни, предания и сказки.

Создававшиеся в Киеве или Новгороде, Чернигове или Переяславле литературные произведения читались и распространялись в разных областях Русской земли.

  1. Социально-политический строй Киевской Руси IX — начала XII вв. Историческое значение принятия христианства для Древней Руси.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют, как IX – начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода:

  • ПЕРВЫЙ (IX – середина X в.) – время первых киевских князей
  • ВТОРОЙ (вторая половина X – первая половина XI в.) – время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы
  • ТРЕТИЙ (вторая половина XI – начало XII в) – переход к территориально-политической раздробленности

После образования ДРГ в 882 году в центре с Киевом, возникла Киевская Русь. Князь Олег был активен во внешней политике (два удачных договора с Византией, подчинение местных племен и обложение их данью). После его смерти на престол взошел князь Игорь.

Игорь (912-945 гг.)

  • Расширил границы ДРГ, подчинив племя уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове
  • Отразил набеги кочевников-печенегов
  • Организовал военные походы против Византии (1. 941 – закончился неудачей, 2. 944 г. – заключение взаимовыгодного договора)
  • Убит древлянами при сборе дани в 945 г.

Социально-политический строй Киевской Руси:

Социально-экономический строй Киевской Руси:

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. Наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников. Такие независимые крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Руси носило название «люди». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлось смердами. Те смерды, которые находились в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу.

Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившееся или обедневшее крестьянство брало у феодалов в долг «купу» (часть урожая, скота, денег). Отсюда название этой категории населения – закупы.

Важно

Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников.

Рабовладельческий уклад имел довольно широкое распространение в Киевской Руси, но господствующей системой производственных отношений был феодализм.

Отличие феодального строя Руси от западноевропейского в огромной роли государственного сектора в экономике страны – наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

Как уже отмечалось, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой.

После смерти Игоря его жена Ольга жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Жестоко отомстив древлянам, Ольга была вынуждена пойти на упорядочение сбора дани.

Ольга (945-969 гг.)

      1. Уроков – определения точных размеров дани
      2. Погостов – установления мест сбора дани
  • Поездка в Византию (957 год) и принятие христианства под именем Елена
  • В 968 году руководила защитой Киева от печенегов

Когда Святослав подрос перед ним стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, отразил натиск печенегов.

Святослав (964-972 гг.)

  • Сын князя Игоря и Ольги, правитель ДРГ, инициатор и руководитель многих военных походов
  • Разгром Хазарского каганата в 965 году
  • Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией в 968-971 гг.
  • Военные столкновения с печенегами в 969-972 гг.
  • Договор между Русью и Византией в 971 гг. о ненападении
  • Убит печенегами по пути домой из Болгарии на днепровских порогах

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из главных задач: обеспечение защиты русских земель от набегов печенежских племен.

Владимир I Святой (980=1015 гг.)

  • Первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава – Владимиром и Ярополком (972-980). Победа Владимира и утверждение его на киевском престоле
  • 980 г. Языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих богов во главе с Перуном (попытка приспособить язычество к потребностям ДРГ и общества завершилось неудачей)
  • 988 г – принятие христианства
  • Дальнейшее расширение и укрепление ДРГ. Владимир окончательно покорил радимичей, совершил успешные походы против поляков, печенегов, основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород и др.)

В 988 году при Владимире в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство утверждалось медленно.

Причины принятия христианства:

  • Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе
  • Оправдание социального неравенства
  • Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям
  • Повышение международного авторитета

Значение принятия христианства:

  • Укрепило государство и власть князя
  • Повысило международный авторитет Руси
  • Развитие письменности, живописи, архитектуры
  • Нанесен удар по родовым обычаям (кровная месть)
  • Способствовало приобщению Руси к византийской культуре

Во главе РПЦ был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви «десятину».

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

После смерти Владимира Святого киевский престол перешел к Святополку (1015-1019), который убил своих братьев Бориса и Глеба, и получил прозвище Окаянный.

Против Святополка Окаянного выступил его брат – Ярослав.

При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества.

Источник: http://topuch.ru/vostochnie-slavyane-v-drevnosti-vozniknovenie-russkoj-gosudars/index.html

Ссылка на основную публикацию