Дипломатия на руси 12 — 15 веков

Дипломатия на Руси 12 — 15 веков

Со второй половины XI века Киевское государство распадается на уделы, то есть происходит распад на ряд обособленных княжеств, который начался после смерти Ярослава и завершился в XII веке. Но сношения Киевской Руси с Византией и Западной Европой при этом не прекратились.

С Византией постоянная связь поддерживалась благодаря подчинению русской церкви константино­польскому патриарху. Но связи были не только церковные. У Руси и Византии был общий враг — половцы, одинаково угрожавшие благосостоянию обеих стран.

Если в X веке Империя натравливала печенегов на Русь, то теперь она нуждалась в союзе с русскими князьями, чтобы ослабить опасность со стороны половцев. Между византийскими императорами и русскими князьями заключались наступательно-оборонительные союзы.

Обратите внимание

Проводником византийской политики на Руси был митрополит киевский, назначенный патриархом из греческого духовенства и фактически являвшийся агентом константинопольского правительства.

О тесных связях с Византией в эту эпоху свидетельствуют и брачные связи между русскими княжескими домами и византийским императорским домом. Владимир Мономах был по матери внуком императора Константина Мономаха, от которого и принял свое греческое прозвище «единоборца». Дочь самого Владимира была замужем за Леоном, сыном императора Диогена, одна из внучек — за царевичем из дома Комнинов.

Сохранялись стародавние связи и со странами Северо-Западной Европы. Владимир Мономах был же­нат на Гите, дочери англосаксонского короля Гаральда.

Особенно прочные и оживленные отношения существовали между Южной Русью и непосредственно к ней примыкавшими Польшей и Венгрией.

На общих «снемах» (съездах) с венгерским королем и польскими князьями обсуждались вопросы международной политики. Снемы сопровождались увеселениями — пирами и турнирами. Так, венгры, прибывшие на помощь к Изяславу Мстиславичу киевскому, устроили наездничьи потехи: «играли на фарях (конях) и на скакунах», и киевляне «дивились венграм, множеству их слуг и коням их».

Немалое политическое значение имели в эту эпоху и брачные союзы русских князей с правящими домами соседних государей. Напрасно греческое духовенство внушало русским князьям, что «недостойно зело благоверным князьям отдавать дочерей своих в страны, где служат на опресноках». Политические соображения брали верх над религиозными предписаниями.

По наблюдению одного из исследователей польско-русских отношений, Линниченко, польский двор зорко следил за политическим положением в Руси и искал браков с той княжеской линией, которая в данную минуту была могущественней.

Политическое значение брачных союзов между Венгрией и Русью видно хотя бы из обручения Даниила Романовича галицкого в детстве с малолетней дочерью венгерского короля Андрея. Вступали русские князья в брачные союзы и с чешскими князьями.

Важно

Две самые могущественные политические силы средневековой Европы — Германская империя и папство — не остались вне дипломатического кругозора Киевской Руси. Сын Ярослава Мудрого Изяслав в борьбе с братьями искал содействия у германского императора.

Его соперник и брат Святослав избежал вмешательства Германии только путем непосредственных переговоров с немецким императором.

Успех, достигнутый им, объясняется тем, что сам он был женат на сестре одного из крупнейших германских феодалов, Бурхарда, епископа трирского, который и служил посредником в переговорах.

Искал сближения с Германией и третий сын Ярослава Всеволод. Его дочь Евпраксия была замужем за маркграфом Бранденбургским и, овдовев, обвенчалась с императором Генрихом IV.

В поисках союзников для своего восстановления на киевском троне Изяслав Ярославич послал сына в Рим к папе и даже признал себя данником римского престола, принес должную присягу «в верности князю апостолов» и «принял царство опять, как дар св. Петра» из рук папы Григория VII. Демарши папского престола в Польше в пользу Изяслава привели к возвращению его в Киев при содействии Болеслава Смелого.

В другом случае инициатива сближения шла от самого папского престола. В 1245 году под влиянием паники, охватившей всю Европу перед лицом монголо-татарской опасности, папа Иннокентий IV держал собор в Лионе о положении «святой земли» (Палестины) и об отражении монголо-татар. На соборе было решено обратиться за помощью к «русскому королю», то есть Даниилу Романовичу галицкому.

Завязавшиеся сношения завершились торжественным примирением католической церкви с русской, но церковная уния преследовала чисто политические цели — создание союза для борьбы с монголо-татарами.

Очевидно, ту же задачу имело и папское посольство к новгородскому князю Александру Ярославичу (Невскому).

Совет

Союз между папским престолом и Юго-Западной Русью был закреплен коронованием Даниила Романовича королевской короной из рук папских легатов. Международное значение этого акта само собой очевидно.

Принять предложение папы убедили Даниила польские князья и вельможи, заявив ему: «возьми венец, и мы тебе на помощь против татар».

С возникновением торговых немецких городов в Прибалтике между ними и русскими городами завязались оживленные торговые сношения, заключались договоры, носившие торговый характер. Эти договоры имели задачей урегулировать условия торговых сношений русских городов с немецким купечеством.

Договоры Новгорода 1192, 1257 и 1270 годов и Смоленска 1229 года с немецкими городами Прибалтики еще сохраняют черты, характерные для X века.

Купец, находясь в чужой стране, должен был дипломатическим путем устанавливать свои взаимоотношения с местным населением как в области гражданской, так и в уголовной и политической.

Поэтому и здесь уделяется много места порядку разрешения возможных столкновений и исков. И тут в основу полагается русское право, к этому времени уже кодифицированное в «Русской правде».

Впрочем, ввиду трудности полного подчинения иностранцев действию русского права, новгородские договоры допускали применение жребия — своеобразного «суда божия»,— порядок, который сохранялся в Северо-Восточной Руси в отношении иностранцев еще в XVI и XVII веках.

Особо оговаривалось обоюдное обязательство: купцов «в дыбу не сажать и в погреб» (тюрьму); оно гарантировало личную безопасность торговцев в чужом государстве. В условиях постоянных междоусобных войн очень важно было соглашение о признании купцов, ездивших с товарами, нейтральными лицами, которым предоставляется «путь чист» через воюющие между собой земли.

Большое место в договорах с немцами занимали чисто торговые вопросы: пути, которыми должны следовать иностранные гости, порядок уплаты долгов, единство мер и весов, размеры торговых пошлин и так далее.

При политической раздробленности Русской земли дипломатические отношения не могли ограничиться только теми или иными отношениями с соседними государствами.

Обратите внимание

Особое значение приобретали дипломатические отношения между отдельными княжествами, на которые распалось Киевское государство.

Урегулирование мелочных споров и взаимных пре­тензий между мелкими государями — вотчинниками — составляет главное содержание этой дипломатии. Лишь временами князья объединяются перед лицом общей опасности.

Уже вскоре после смерти Ярослава установилась практика разрешения междукняжеских споров на таких же снемах (съездах), на каких разрешались международные конфликты. На снемы съезжались заинтересованные князья и в общем шатре, «сидя с братьями своими на одном ковре», совместно с наиболее доверенными дружинниками, обсуждали все очередные вопросы.

Этим путем разрешались поземельные споры. На съездах решались общие военные предприятия. В 1103 году на Дол обском съезде Владимир Мономах и его двоюродный брат Святополк Изяславич, после длительных споров, в которых принимали активное участие их дружинники, сговорились об общем похо­де на Половецкую землю.

На съездах же принимались и общеобязательные для всех союзников правовые нормы: так, на общем съезде сыновья Ярослава утвердили дополнения к «Правде» их отца.

Таким образом, на съездах устанавливались прин­ципы общей политики, обязательной для всех князей.

На Любечском съезде, который попытался разрешить споры из-за волостей, было провозглашено прекращение феодальных усобиц: «Почто губим Русскую землю, сами на себя котору делая?» — заявляли князья.

Тогда же, повидимому, было принято решение, что князь, нарушивший постановление о том, что «отныне имемся по едино сердце!», лишается волости (княженья), а боярин — головы.

Важно

Решения съездов, подобно международным постановлениям, скреплялись крестным целованием. Участники соглашения брали на себя обязанность силой проводить его в жизнь, памятуя об общей пользе.

Действительно, когда после Любечского съезда один из его участников, князь волынский Давид Игоревич, вероломно захватил и ослепил Галицкого князя Василька, то прочие князья, участвовавшие на съезде, во главе с Владимиром Мономахом, выступили против него и его соумышленника князя киевского Святополка Изяславича.

Со Святополком они вскоре помирились, потребовав, чтобы он принял участие в карательной экспедиции против Давида, а самого Давида заставили явиться на новый снем. Здесь было решено отнять у него Владимир-Волынский, «затем, что ты вверг нож в нас, чего не бывало в Русской земле!»

Наряду со снемами в силе были и соглашения между отдельными князьями. Характерно, что и в таких случаях к дипломатическим переговорам привлекались третьи лица — союзные князья и их дружинники.

Иногда посредниками выступали женщины из княжеской семьи. Так, мачеха Владимира Мономаха, вдова его отца Всеволода, по просьбе киевлян, примирила своего пасынка с киевским князем Святополком. Владимир «преклонился на просьбу княгини, потому что чтил ее, как мать, отца ради своего».

Очень крупную роль играли в переговорах церковные феодалы — епископы и настоятели монастырей. В переговорах между Владимиром Мономахом и киевлянами, кроме его мачехи, принимал участие и митрополит, и это тоже оказало влияние на его решение, потому что он «и митрополита также чтил, сан святительский, и не преслушал мольбы его».

Епископы постоянно выступали в качестве послов. Среди них были выдающиеся дипломаты.

Совет

Такие чер­ты наблюдаются, например, у черниговского епископа Порфирия, который в 1187 году был посредником между рязанскими князьями и владимирским великим князем Всеволодом Большое Гнездо, «милость прося у него, дабы умирить его с рязанцами».

При содействии обманутого им владимирского епископа Луки это ему удалось, и он сам, по просьбе Всеволода, поехал с его дружинниками в Рязань с «миром». Но в Рязани он повел свою линию, «утаився от Всеволод овых дружинников», так как его симпатии лежали всецело на стороне Рязани, которая входила в состав его епархии.

Он действовал, по словам владимиро-суздальского летописца, «не по-святительски, но как переветник и лжец» и «инако изворотил речь», то есть проявил те свойства, которые в последующие века долгое время считались основными качествами настоящего дипломата.

Договоры между князьями нередко заключались непосредственно в присутствии епископов или в стенах почитаемых монастырей.

Все это давало широкую возможность духовенству вмешиваться в международную политику.

Характерен случай, имевший место в 1127 году, когда игумен одного из киевских монастырей, Григорий, при поддержке созванного им церковного собора понудил киевского князя Мстислава Владимировича нарушить договор с черниговским князем, заявив: «на мне пусть будет грех, если преступишь крестное целование». Мстислав сотворил волю духовенства и, по словам летописца, раскаивался в этом всю жизнь.

В тех случаях, когда князья не принимали участия лично в ходе переговоров, дипломатические отношения осуществлялись посредством послов.

При отсутствии налаженных сношений и элементарной безопасности в пути вопрос о неприкосновенности послов был одним из наиболее важных. В Смоленском договоре 1229 года устанавливается двойная вира (плата) за убийство посла. Точно также и Новгородский договор 1270 года за убийство новгородского посла требует двадцать марок серебра и столько же за немецкого посла вместо обычных десяти марок.

Указанные оговорки не всегда были излишними. Когда в 1223 году к русским князьям, выступившим в поход против монголо-татар, пришли татарские послы, то они были перебиты.

Обратите внимание

Впрочем, в данном случае между русскими и монголо-татарами было состояние войны, что могло оправдать в глазах русских князей поступок, нарушающий основной закон международного права.

Еще чаще послы подвергались насильственному задержанию. В 1142 году, например, послы новгородские были задержаны в Южной Руси, потому что не сговорились с киевским князем относительно того, кто будет князем в Новгороде. Также поступали владимирские великие князья и другие.

При сношениях между русскими князьями послы пользовались содержанием и средствами передвижения (корм и провоз) за счет того князя, к которому они были посланы,— обычай, который, может быть, следует возводить к византийской традиции.

Помимо исполнения своих прямых обязанностей в переговорах послы содействовали распространению различных сведений международного значения. При отсутствии каких-либо других способов внешнеполитической информации эта роль дипломатических представителей являлась явно существенной.

Поэтому Владимир Мономах и рекомендовал своим сыновьям оказывать честь и послу и купцу, «ибо они, ходя мимо, по всем землям прославляют человека либо добрым, либо злым».

После завоевания и опустошения Русской земли монголо-татарами международное значение русских княжеств очень пошатнулось.

Юго-Западные русские земли подпали постепенно под власть великих князей литовских и Польши и на долгое время утратили свою самостоятельность. Северо-Восточная Русь, отрезанная Литвою и немецкими рыцарями от общения с Западной Европой, угнетенная татарским игом, которое не только давило, но и оскорбляло душу народа, была почти совершенно оторвана от общения с другими народами.

В течение XIV и даже первой половины XV века международные отношения Северо-Восточной Руси ограничивались почти исключительно Золотой Ордой, Византией, Литвой и торговыми сношениями Новгорода с немецкой и шведской Прибалтикой.

Важно

Связь Северо-Восточной Руси с Византией поддерживалась зависимостью русской церкви от кон­стантинопольского патриарха.

Отношения с Литовским великим княжеством определялись почти исключительно необходимостью обезопасить русские земли от наступления литовских феодалов.

Сношения Новгорода с прибалтийскими городами, объединившимися в XIV веке в сильный Ганзейский союз, велись в тех же направлениях, какие намечались в договорах двенадцатого и тринадцатого веков.

Читайте также:  Внешняя политика ивана iv

Характерная особенность новгородских договоров четырнадцатого и пятнадцатого веков заключалась в том, что хотя они и писались от имени великого князя, но фактически заключались выборными властями боярской республики, каковой был тогда Новгород,— епископом, посадником, тысяцким, иногда при участии представителей «концов» (на которые делился город) и отдельных разрядов новгородского населения.

Источник: https://histerl.ru/periudi_istorii/moskovskoe_kniagestvo/diplomatia.htm

Читать онлайн «Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг.» автора Потемкин Владимир Петрович — RuLit — Страница 56

Право частной войны устанавливается повсеместно. В связи с этим можно говорить о частной дипломатии. Два феодальных сеньора ведут переговоры как самостоятельные державы. Крупные сеньоры чувствуют себя вполне независимыми госу­дарями и как таковые сносятся как с иностранными, так и со своими королями.

Это одинаково относится и к светским и к духовным сеньорам. Выработались формальные приемы объявления войны и заключения мира через особых вестни­ков, передававших поручение устно или при помощи извест­ных символических действий. Эти вестники потом стали назы­ваться герольдами.

Они носили гербы своих сеньоров, и их личность считалась неприкосновенной, как личность послов.

Тщетно стремится церковь, интересы которой особенно страдали от феодальной анархии, установить известный поря­док в этом хаосе. Делаются попытки ввести некоторые пра­вила, ограничивающие или хотя бы смягчающие право частной войны.

С XI века, по инициативе церкви, издаются постанов­ления, которые воспрещают «вторгаться в храмы, притеснять и оскорблять монахов и их спутников, хватать крестьян и крестьянок, похищать или убивать жеребят, волов, ослов, баранов, овец, свиней; пусть никто не задерживает купцов и не грабит их товаров». Нарушителям этого «божьего мира» угрожали отлучением. Пытались установить так называемое «божье перемирие», запрещая частные войны по определен­ным дням (с вечера среды до утра понедельника), в праздники, в течение постов. Но никакие церковные угрозы не могли обес­печить проведение в жизнь этих мероприятий.

Несмотря на все стремления королевской власти в разных странах покончить с частными войнами, они упорно продол­жались в течение всего средневековья, — ас ними действо­вала и частная дипломатия. Раньше всего частные войны были воспрещены в Англии, где рано установилась сильная коро­левская власть.

Но это не помешало им в новой форме вспых­нуть в XV веке — в войне Алой и Белой розы. В Испании, во Франции и особенно в Германии королевская власть, бес­сильная бороться с феодальными войнами, долгое время при­нуждена была лишь вводить их в определенные рамки и тем самым, в принципе, их узаконивать.

Совет

Золотая булла Карла IV в сущности легализировала част­ную войну, установив лишь правила ее объявления.

Выступление на историческую сцену городов, которое привело в конце концов к усилению централизующих тенденций в феодальной Европе, в ряде случаев лишь осложняло характерную для феодализма раздробленность власти.

Города ведут самостоятельную политику, объявляют войны своим сеньорам и друг другу, вступают в переговоры, заключают союзы.

Добившись политической самостоятельности, города делаются своего рода коллективными сеньорами со всеми их атрибутами вплоть до права частной войны.

Наиболее четко особенности дипломатии периода феодальной раздробленности выступают на примере русских княжеств XIII—XV веков.

2. ДИПЛОМАТИЯ НА РУСИ XIIXV ВЕКОВ

Международные отношения Киевской Руси в XI—XIII веках.

Со второй половины XI века Киевское государство, «подобно другим государствам аналогичного происхождения, распадается на уделы, разделяется и подразделяется между потомками завоевателей, разрывается на части феодальными войсками, разбивается вторжением иноземных народов».

С распадом Киевского государства на ряд обособленных княжеств, который начался после смерти Ярослава и завер­шился в XII веке, не прекратились сношения Киевской Руси с Византией и Западной Европой. «Слава великая» рус­ских князей, если верить летописи, доходила «ко странам дальним: к грекам и к венграм и к ляхам [полякам] и к чехам и даже до Рима».

С Византией постоянная связь поддерживалась благодаря подчинению русской церкви константинопольскому патриарху. Но связи были не только церковные. У Руси и Византии был общий враг — половцы, одинаково угрожавший благосостоя­нию обеих стран.

Обратите внимание

Если в X веке Империя натравливала пече­негов против Руси, то теперь она нуждалась в союзе с рус­скими князьями, чтобы ослабить опасность со стороны по­ловцев. Между византийскими императорами и русскими князьями заключались наступательно-оборонительные союзы. В 1073 — 1074 гг.

, по просьбе императора Михаила VII Дуки, русские князья во главе с Владимиром Мономахом ходили на усмирение восставшего против Византии Херсонеса. В 1160 г. император Мануил Комнин просил у киевского князя Ростислава Мстиславича помощи против венгров, «в силу заключенного между русскими и греками мира».

В союзе с Мануилом Комнином были и галицкие князья Владимир Володаревич и его сын Ярослав Осмомысл. Проводником византий­ской политики на Руси был митрополит киевский, назначае­мый патриархом из греческого духовенства и фактически являв­шийся агентом константинопольского правительства в Киеве.

Источник: https://www.rulit.me/books/tom-1-diplomatiya-s-drevnih-vekov-do-1872-gg-read-204732-56.html

Особенности дипломатии Руси XV в

Замечание 1

Конец $XIV$-начало $XV$ века характеризуется сильной позицией Великого княжества Литовского.

Князь Василий I женился на дочери литовского князя Софье Витовтовне, но в результате имел больше проблем от нового родственника, чем помощи.

Витовт имел свои далеко идущие планы, в которых не последнее место занимали амбиции по поводу Руси. Так, в $1395$ году он захватил Смоленск, воспользовавшись проблемами внутри местного княжеского рода.

В отношениях с Витовтом до начала $XV$ века Василий I был гибок и дипломатичен, поскольку Литва поддерживала Москву против Орды; поэтому князь принял захват Смоленска и неоднократные походы в Рязанскую землю. Но в $1405$ году Витовт совершил поход на Псков, тогда Василий повел против него войско. В $1408$ году войска около месяца простояли на реке Угре, после чего заключили мир.

Сыну Василия I Василию II могущественный дед помогал утвердиться на русском престоле. До смерти Витовта открытого сопротивления Василию Васильевичу не высказал ни один противник. В дальнейшем отношения с Литвой были также непростыми. Василий II заключил договор с Казимиром IV о взаимном признании границ, по которому Казимир обещал не поддерживать Новгород.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

При Иване III отношения ухудшились, так как позиции России усилились. Казимир IV поддерживал мятежный Новгород, правда издалека, но дипломатии это не способствовало. Почти все правление Ивана III с Литвой шли войны с переменным успехом, многие города Древней Руси были присоединены к Москве.

Русь и Орда

Во время правления Василия I Русь подверглась нескольким нашествиям из Орды.

После падения Тохтамыша выплата дани в Орду прекратилась, но в $1408$ году ставленник среднеазиатского правителя Тамерлана Едигей совершил набег на Русь.

Ему удалось дойти до Москвы, хотя город он не взял, но разрушения в государстве были очень сильными. Василий I использовал против Едигея дипломатию: тому пришлось спешно возвращаться в Орду, где вспыхнула новая усобица.

При Василии II ситуация осложнилась, так как Русь ослабляла феодальная война. Набеги ордынцев были практически постоянными. Так, великий князь даже попал в плен к Казанскому хану Улу-Мухаммеду.

Важно

При этом Золотая Орда на тот момент фактически распалась, ее наследницей считалась Большая Орда. Вместе с тем, сын Улу-Мухаммеда Касим стал союзником Василия II, поступил на службу и получил земельное пожалование.

Однако в целом Василий II вынужден был платить дань, а после пленения отдал несколько городов в кормление.

Преемник Василия II Иван III занял более решительную позицию в отношении ига.

Замечание 2

Распавшаяся на несколько независимых ханств Орда уже не могла быть прежним опасным противником, поэтому претензии хана Большой Орды Ахмата были отвергнуты.

Иван III перестал выплачивать дань. Поход Ахмата $1472$ года был провальным, несмотря на то, что он сжег Алексин.

Русские правители уже долгое время использовали союз с Крымским ханством против Орды, поэтому Ахмату пришлось бороться с Менгли-Гиреем. В итоге, нашествие $1480$ года поставило точку в вопросе ига.

Простояв в течение двух месяцев на берегу реки Угры, Ахмат повернул обратно, его союзник Казимир IV обещанной помощи не прислал. Монголо-татарское иго, длившееся $240$ лет было сброшено.

Русь и Византия

На Руси $XV$ века пристально следили за положением в Византии.

Османский натиск на империю вынудил ее обратиться за помощью к Западной Европе, следствием чего было принятие Флорентийской унии в $1437-1438$ году.

По унии признавалось главенство папы римского.

На Руси унию встретили крайне негативно.

Назначенный из Византии митрополит Исидор, присутствовавший на соборе по заключению унии, был смещен и заключен в темницу, откуда, правда, вскоре бежал.

В $1453$ году падение Константинополя окончательно убедило представителей русской церкви в том, что они единственные остались проводниками православной веры.

Совет

С точки зрения международного статуса и для утверждения крепкой государевой власти византийские идеи были весьма кстати.

Русь стали считать преемницей Византии, этому способствовал и брак Ивана III с племянницей последнего императора Софьей Палеолог.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/osobennosti_diplomatii_rusi_xv_v/

Междукняжеская дипломатия на Руси ХII-ХIII вв

При политической раздробленности Русской земли дипломатические сношения не могли ограничиться только теми или иными отношениями с соседними государствами.

Особое значение приобретали дипломатические отношения между отдельными княжествами, на которые распалось Киевское государство. Урегулирование мелочных споров и взаимных претензий между мелкими государями-вотчинниками составляет главное содержание этой дипломатии.

Лишь временами князья объединяются перед лицом общей опасности. Уже вскоре после смерти Ярослава установилась практика разрешения междукняжеских споров на таких же снемах[15] (съездах), на каких разрешались международные конфликты.

На снемы съезжались заинтересованные князья и в общем шатре, «сидя с братьями своими на одном ковре», совместно с наиболее доверенными дружинниками, обсуждали все очередные вопросы.

Этим путем разрешались поземельные споры. Так, на съезде в Любече в 1097 г. внуки Ярослава постановили как правило распределять княжества по признаку наследственного владения. На съездах решались общие военные предприятия. В 1103 г.

на Долобском съезде[16] Владимир Мономах и его двоюродный брат Святополк Изяславич после длительных споров, в которых принимали активное участие их дружинники, сговорились об общем походе на Половецкую землю.

На съездах же принимались и общеобязательные для всех союзников правовые нормы: так, на общем съезде сыновья Ярослава утвердили дополнения к «Правде» их отца.

Обратите внимание

Таким образом, на съездах устанавливались принципы общей политики, обязательной для всех князей. На Любечском съезде, который попытался разрешить споры из-за волостей, было провозглашено прекращение феодальных усобиц. Тогда же, по-видимому, было принято решение, что князь, нарушивший это постановление, лишается волости (княженья), а боярин — головы.

Решения съездов, подобно международным постановлениям, скреплялись крестным целованием. Участники соглашения брали на себя обязанность силой проводить его в жизнь.

Действительно, когда после Любечского съезда один из его участников, князь волынский Давид Игоревич, вероломно захватил и ослепил галицкого князя Василька, то прочие князья, участвовавшие на съезде во главе с Владимиром Мономахом, выступили против него и его соумышленника князя киевского Святополка Изяславича.

Со Святополком они вскоре помирились, потребовав, чтобы он принял участие в карательной экспедиции против Давида, а самого Давида заставили явиться на новый снем. Здесь было решено отнять у него Владимир-Волынский. Наряду со снемами в силе были и соглашения между отдельными князьями.

Характерно, что и в таких случаях к дипломатическим переговорам привлекались третьи лица — союзные князья и их дружинники. Иногда посредниками выступали женщины из княжеской семьи. Так, в 1097 г. мачеха Владимира Мономаха, вдова его отца Всеволода, по просьбе киевлян, примирила своего пасынка с киевским князем Святополком.

Владимир «преклонился на мольбу княгини, потому что чтил ее, как мать, отца ради своего». Очень крупную роль играли при переговорах церковные феодалы — епископы и настоятели монастырей. Епископы постоянно выступали в качестве послов. Среди них были выдающиеся дипломаты.

Такие черты наблюдаются, например, у черниговского епископа Порфирия, который в 1187 г. был посредником между рязанскими князьями и владимирским великим князем Всеволодом Большое Гнездо, «милость прося у него, дабы умирить его с рязанцами».

При содействии обманутого им владимирского епископа Луки это ему удалось, и он сам, по просьбе Всеволода, поехал с его дружинниками в Рязань «с миром». Но в Рязани он повел свою линию, «утаився от Всеволодовых дружинников», так как его симпатии лежали всецело на стороне Рязани, которая входила в состав его епархии.

Важно

Он действовал, по словам владимиро-суздальского летописца, «не по-святительски, но как переветник и лжец» и «инако изворотил речь», т. е. проявил те свойства, которые в последующие века долгое время считались основными качествами настоящего дипломата. Договоры между князьями нередко заключались непосредственно в присутствии епископов или в стенах почитаемых монастырей. Все это открывало широкую возможность духовенству вмешиваться в международную политику. Что также привело к делению власти на светскую и духовную, где доминирующее положние занимала светская власть.

Порядок заключения договоров:

Тексты междукняжеских договоров Х1-ХШ вв. не сохранились, но содержание их может быть в известной мере восстановлено. Это, во-первых, договоры о союзе, которые заключались на взаимовыгодных условиях, и основной целью которых была взаимовыручка и преданность друг другу в любой ситуации.

Читайте также:  Внутренняя и внешняя политика бориса годунова

Договоры, как международные, так и междукняжеские, утверждались, как сказано, целованием креста и обычно заключались в форме «крестных грамот». Расторжение договора выражалось в том, что посол бросал крестные грамоты и уезжал.

Естественно, что гарантия крестного целования была лишь условной, поскольку вся она держалась только на уважении к предмету культа и имела исключительно моральный характер.

Таким образом, одного крестного целования было недостаточно. Для большего впечатления клятву приносили на «раке», т. е. у гробницы того или иного почитаемого святого, например, у раки патронов княжеской династии святых Бориса и Глеба.

Наконец, прибегали к требованию заложников, или «талей». Обычно выдачей заложников с обеих сторон обеспечивалось соблюдение договора половцами, которых русские всегда подозревали в коварстве.

Заложниками же обеспечивался правильный ход предварительных переговоров с половцами.

После завоевания и опустошения Русской земли монголо-татарами международное значение русских княжеств очень пошатнулось. Юго-западные русские земли подпали постепенно под власть великих князей литовских и Польши и на долгое время утратили свою самостоятельность.

Совет

Северо-Восточная Русь, отрезанная Литвой и немецкими рыцарями от общения с Западной Европой, угнетенная татарским игом, которое «не только давило, но оскорбляло и сушило душу народа, ставшего его жертвой», была почти совершенно оторвана от общения с другими народами. В течение XIV и даже первой половины XV в.

международные отношения Северо-Восточной Руси ограничивались почти исключительно Золотой Ордой, Византией, Литвой и торговыми сношениями Новгорода с немецкой и шведской Прибалтикой. Связь Северо-Восточной Руси с Византией поддерживалась зависимостью русской церкви от константинопольского патриарха.

Отношения с Литовским великим княжеством определялись почти исключительно необходимостью обезопасить русские земли от наступления литовских феодалов. Сношения Новгорода с прибалтийскими городами, объединившимися в XIV в. в сильный Ганзейский союз[17], велись в тех же направлениях, какие намечались в договорах XII и XIII вв. характерная особенность новгородских договоров XIV-XVвв.

заключалась в том, что хотя они и писались от имени великого князя, но фактически заключались выборными властями боярской республики, каковой был в то время Новгород, — епископом, посадником и тысяцким, иногда при участии представителей «концов» (на которые делился город) и отдельных разрядов новгородского населения.

Таким образом с помощью грамотной расстановки баланса сил между княжествами феодальной Руси и разрешения вопроса с Золотой Ордой Москва смогла объединить свои земли, был создан единый легитимный центр урегулирования междукняжеских споров и конфликтов в роли которого выступали «Снемы», а также были введены новые понятия ведения переговоров и заключения нового типа договоров.

Источник: https://mykonspekts.ru/2-179.html

Удельная Русь в XII–XV веках

С 30-х гг. ХII в. древнерусское государство распадается на полтора десятка княжеств-государств, главными из которых постепенно становятся Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская земля.

Сохраняя общность языка и культуры, но утратив политическое единство, Русь вступает в период феодальной раздробленности, продолжавшийся до конца XV в. После походов Батыя (1237–1240 гг.) Владимиро-Суздальское и ряд других княжеств Северо-Восточной Руси входят в состав Золотой Орды.

Новгородская земля, платя дань монголам, все же сохраняет независимость. Часть русских княжеств вошла в состав Великого княжества Литовского и Русского, а часть – в Галицко-Волынское княжество, которое в ХIV в. было разделено между Литвой, Польшей и Венгрией. К концу XV в.

Обратите внимание

земли, объединившиеся вокруг Москвы, образуют независимое централизованное государство, получившее название Россия.

В чем причины распада Киевской Руси? К XII в. сложилось крупное боярское землевладение. Хо­зяйство носило натуральный характер, экономические связи княжеств были слабы. Удельным князьям и их боярам-вотчинникам требовалась самостоятельность для оперативного решения местных задач, например подавления народных выступлений.

Развитие производительных сил, установление само­стоятельных торговых связей (у Галицко-Волынского княжества с западными соседями – Чехией, Польшей, Венгрией, у Владимиро-Суздальского – с восточными, у Новгорода – с балтийскими стра­нами) поддерживало центробежную тенденцию.

Ей же способствовало снижение роли Киевского кня­жества, подвергавшегося набегам кочевников и бывшему яблоком раздора между удельными князьями, боровшимися за великое княжение.

Огромный урон экономике Руси нанесло монголо-татарское вторжение. Из 74 городов было разру­шено 49, причем 15 так и не смогли восстановиться. Велики были и людские потери.

В течение 2,5 ве­ков русские княжества платили ханам дань, торговые пошлины, налоги для «кормления» ханских чи­новников. Народные выступления заставили Орду с конца XIII в.

передать сбор дани в юрисдикцию русских князей, но она не стала меньше.

Тем не менее развитие производительных сил не остановилось.

Увеличивались площади пахотные земель, ос­новным типом землепользования стало трехполье (яровое и озимое поля, третье – под паром), хотя сохранились подсечно-огневая система (зерно сеялось в золу от вырубленного и сжигаемого леса) и перелог (распашка новых участков по мере истощения старых).

Важно

Землю стали обрабатывать железными орудиями труда, удобрять. Начал применяться водяной двигатель (в домницах, на мельницах, на руд­никах). Если в ХII в. было около 60 ремесел, а в ХIII в. – 90, то к XVI в. их стало более 200.

Хотя основной формой землевладения продолжала оставаться вотчина, но в производственных отно­шениях с XIII в. появляется принципиально новый элемент – условное, или поместное, землевладе­ние.

Князь или боярин наделял своего дружинника или слугу (нередко бывшего холопа) землей за службу (как правило, военную). Такое владение поначалу не было наследственным и сохранялось только при условии добросовестной службы господину.

Появляется новый социальный слой помещиков-дворян (термин «дворянин» известен с ХII в. и означал «человек княжеского двора»).

Система вассалитета, характерная для всех средневековых европейских государств, в т. ч. и для Ру­си, начинает вытесняться системой подданства. Отношения между сеньором и вассалами характеризо­вались определенным демократизмом и, как правило, скреплялись договором.

Относительная незави­симость западноевропейских феодалов от своих сеньоров и центральной королевской власти (плюс достаточно свободный статус городов) стали одной из предпосылок развития демократических инсти­тутов в Западной Европе (появление в ХIII в. английского парламента и др.).

Отношения подданства, характерные для восточных деспотий, начиная с Древнего Египта, требовали беспрекословного подчи­нения слуги, холопа своему господину.

Развитию их на Руси в значительной степени способствовали физическое уничтожение большого числа дружинников и бояр во время похода Батыя, княжеские усобицы, полу­оккупационный режим в период ига, частичное заимствование русскими феодалами золотоордынских порядков.

Совет

Процесс закрепощения крестьян, характерный для феодализма, нашел отражение в исчезновении старых терминов, обозначающих формы феодальной зависимости (смерды, закупы и др.), и появлении в XIV в.

нового термина — «крестьяне» («христиане»), что говорило о приобретении этой категорией населения общих черт, характерных для кресть­янства как класса феодального общества.

Наряду с зависимым крестьянством существовало и «черно­сошное», жившее на свободных («черных») землях и платившее подати в казну.

В Западной Европе в ходе длительной борьбы с феодалами (например, «коммунальные революции» на рубеже ХI–ХII вв. во Франции) городам удалось добиться независимости от сеньоров. На Руси же города (а не феодальные замки) были издавна административными центрами.

Их зависимость от кня­зей многократно возросла при монголах, т. к. князь был единственным защитником от ханских карательных экспедиций.

Зависимое городское население делилось на «черных ремесленников», несших натуральные и денежные повинности в пользу государства, и ремесленников, принадлежавших боярам, князьям или монастырям.

Разделение Руси сказалось на процессах этногенеза: проживание в разных, нередко воюющих друг с другом государствах, разница климата и другие факторы привели к обособлению трех групп восточных славян.

Накапливались различия в языке, обрядах, традициях, образе жизни, культурно-психологическом складе. В результате в XIV–XVI вв.

Обратите внимание

на базе древнерусской народности постепенно формируются три новых: русская («великороссы»), белорусская и украинская.

«Белая Русь» означала «свободная Русь» – свободная от дани Орде. Белоруссия входила в состав Великого княжества Литовского и Рус­ского, большинство населения которого были русскими. «Украина» означала и «окраина», и «свой край», т. е. «своя страна».

Украина была разделена между Литвой, Польшей и Венгрией. Различия между родственными народностями поначалу были очень незначи­тельными, а самоназвание «Русь» среди украинцев и белорусов сохранялось очень долго. До конца XIX в.

украинский язык считался «полтавским диалектом» русского языка.

Активные этнические процессы происходят и на других территориях будущей Российской импе­рии.

Так, в это же время происходит образование татарской народности в Золотой Орде из завоевате­лей-монголов (их было меньшинство, название «татары» было, вероятно, наименованием одного из монгольских племен), булгар, кипчаков (половцев) и покоренных народов Средней Азии и Поволжья. Этому способствовало объявление в 1312 г. ислама государственной религией.

В социальной психологии и общественной мысли на Руси боролись достаточно противоречивые тенденции. С одной стороны, проявлялась сепаратистская тенденция (любой ценой защитить свое хозяйство, вотчину, княжеский удел), а с другой – объединительная, особенно заметная со второй половины XIV в.

С одной стороны, налицо было стремление к сохране­нию личных и групповых прав и привилегий, унаследованных со времен военной демократии (вече, общины, дружинников и др.), с другой– к закреплению отношений подданства (по типу «господин – хо­лоп»). Последнее, например, нашло отражение в таких литературных памятниках рубежа ХII–ХIII вв.

, как «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, где автор почти обожествляет княжескую власть. К концу XIV в. идея освобождения от ига и восстановления единства русских земель становится ведущей.

В ее становление внес заметный вклад один из духовных лидеров эпохи Сергий Радонежский, благословивший московского князя Дмитрия Ивановича на битву с войсками Мамая в 1380 г. Художественным воплощением идеи возрождения Руси стали фрески и иконы Андрея Рублева.

В ХIII–ХV вв. для Руси главными внутренними и внешнеполитическими задачами стали: выжить, а за­тем добиться независимости. Монгольская империя, основанная Чингисханом (1201–1227 гг.

), подчинила себе народы Сибири, Китая, Кореи, Средней Азии и др. Внук Чингисхана Батый (1208–1255 гг.) в 1236 г. предпринимает поход в Европу. Героическое сопротивление русских княжеств ослабило монголь­ские войска.

Их продвижение на запад было окончательно остановлено в Чехии и Венгрии в 1242 г.

Важно

Однако главная опасность Руси грозила с северо-запада – от шведских феодалов и немецкого Ливонского ордена (образовался в 1237 г. после слияния орденов меченосцев и Тевтонского). Монгольское завоевание не привело к ассимиляции русичей.

Русские воины служили в ордынских войсках. Относительно свободно действовала православная церковь. Крестоносцы же несли на покоренные земли крепостное право, жестокую эксплуатацию и насильственное «окатоличивание».

Кроме того, орден представлял собой одну из лучших по тем временам военную организацию и победить его было очень трудно. Победы Александра Невского над шведами в 1240 г. и орденом в 1242 г.

(битва на Чудском озере, или «Ледовое побоище»), а также победа польско-русско-литовских войск в битве при Грюнвальде в 1410 г. остановили западную агрессию.

Попытки галицко-волынских князей организовать сопротивление Золотой Орде в конечном итоге окончились неуда­чей. В XIV в. наметились три центра, претендовавшие на объединение русских земель: Москва, Тверь и Великое княжество Литовское и Русское. Последнее, возникнув в 40-х годах ХIII в.

как федерация рус­ских и литовских земель под верховной властью литовской династии, к ХIV в. объединяет под своей властью значительное число русских княжеств. Талантливый полководец князь Ольгерд в 1362 г. у Синих вод наносит крупное поражение татарам, а затем совершает три похода на Москву.

Однако взять Москву ему не удалось, и от претензий на объединение земель бывшей Киевской Руси пришлось отказаться.

В 1327 г., подавив антиордынское восстание в Твери, московский князь Иван Калита полу­чает от хана ярлык на великое княжение. К 1375 г. Тверь, как и другие княжества, признает лидерство Москвы в объединении Северо-Восточной Руси.

Возвышению Москвы способствовали не столько достаточно безопасное и выгодное географическое положение или экономические факторы (торговые свя­зи между вотчинами и княжествами были достаточно слабы), сколько стремление избавиться от дани и – главное – добиться национальной независимости, плюс достаточно последовательная, гибкая политика московских князей.

Совет

В 1378 г. на реке Воже русские войска во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем наносят первое крупное поражение Орде. Триумфом русского оружия стала победа в 1380 г.

на Куликовом поле объединенного войска большинства русских княжеств над ордынским военачальником Мамаем.

За нее великий московский князь стал именоваться Дмитрием Донским, а впоследствии был причислен к лику святых.

Эта победа настолько высоко подняла престиж Москвы, что бывший союзник Мамая литовский князь Ягайло, по каким-то причинам опоздавший (?) на Кули­ково поле, рассматривает проект союза с Дмитрием Донским.

Такой союз мог бы, вероятно, привести к восстановлению территориальной целостности русского государства и свержению монгольского ига уже в XIV в. Московско-Литовскому союзу помешал захват в 1382 г. (с помощью предательства) Москвы ханом Тохтамышем и восстановление дани. В 1385 г.

Литва заключает унию (союз) с Польшей и тем самым закрепляет территориальный раздел Руси.

Московскому княжеству потребовалось еще столетие, чтобы добиться независимости. За это время к нему были присоединены города Муром, Нижний Новгород, Новго­род и другие княжества и земли. Этому способствовало вступление Золотой Орды в полосу феодальной раздробленности. В XIV в.

Читайте также:  Сторонники и противники хрущева

от нее отделяются среднеазиатские владения, в XV в. – Крымское, Казан­ское, Астраханское и Сибирское ханства. В 1480 г. Москва отказывается платить дань Орде.

Обратите внимание

Хан Ахмат приводит войско на Русь, но не решается вступить в бой с полками московского великого князя Ивана III. Простояв несколько недель на реке Угре, Ахмат возвращается в Орду. С игом было покончено.

Вскоре после этого как отражение независимости государства появляется новое название Московской Руси – Россия. На смену древнерусской цивилизации приходит новая – российская цивилизация.

Таким образом, в ХII–XV вв. Русь, пережив феодальную раздробленность, монголо-татарское иго и потеряв часть территории, отошедшей к Литве, Польше и Венгрии, вновь возрождается как централи­зованное государство – Россия.

Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 2964; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s39584t1.html

«Формирование и эволюция внешней политики и дипломатии на Руси (IX до конца XVI вв.)»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ «Формирование и эволюция внешней политики и дипломатии на Руси в эпоху Средневековья» (IX — XVI вв.)Программа спецкурса для магистрантов и аспирантов по специальности 02.07.

00 – «История»Екатеринбург 2008УТВЕРЖДАЮ: Декан Исторического факультета __________БАБИНЦЕВ В.А.Программа по спецкурсу для магистрантов по теме « Формирование и эволюция внешней политики и дипломатии на Руси (IX — XVI вв.

)составлена в соответствии с требованиями федерального (вузовского) компоненте к обязательному минимуму и уровню подготовки: дипломированного магистра и аспиранта по направлению «история» — по циклу дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образованияСеместр__________Общая трудоемкость 36 час в том числе — консультации — самостоятельная работа — другоеКонтрольные мероприятия: — Круглый стол — ЗачетАвтор-составитель:

Овчинникова Бронислава Борисовна кандидат исторических наук, профессор кафедры истории России Уральского государственного университета им. А.М.Горького.

Рекомендовано к печати протоколом заседания кафедры «Истории России» от___________________№© Уральский государственный университет, 2008 © Овчинникова Б.Б., 2008

Программа спецкурса по теме:

«Формирование и эволюция внешней политики и дипломатии на Руси (IX — до конца XVI вв.)»

1. Складывание международных отношений на Руси и зарождение древнерусской дипломатии(IX — первая пол. XII вв.) Расширение территории и укрепление границ Древнерусского государства в походах на Хазарию и Волжскую Булгарию.

Походы первых князей и борьба с кочевой Степью в IX-Xвв. Установление русско-византийских отношений. 860 год — Договор мира и любви – дипломатическое признание Древнерусского государства. Складывание единой дипломатии на Руси и ее особенности. Формирование посольской службы.

Активизация внешней политики Древнерусского государства в XXI вв. Русь и кочевники: печенеги, торки, половцы. Русская политика на Востоке в Х в. Походы на Восток в свете древнерусской дипломатии. Проблема взаимосвязи Каспийского похода Руси 909-914 гг и восточной политики Византии и Хазарии.

Каспийский поход 945 г. в дипломатии Руси. Русско-аланские взаимоотношения в связи с внешнеполитическими акциями Руси на Востоке.

Русь и Северная Европа: позиции Руси по отношению к скандинавским странам.

Русь и Восточная Европа: вопросы русско-польских границ; от конфронтации к мирному союзу с Чехией; германо-русские связи и роль Оттона 1 в их укреплении; дружественные русско-венгерские отношения. Русско-болгарский договор (964 г.) и столкновения из-за Мурома в конце XI в. Русь и Византия в X-XI вв.

Новые походы русских князей на Константинополь. Русско-византийские договора и их значение для древнерусской дипломатии.

Отношение Руси и Византии в XIXII вв. Соглашение между Василием П (византийский император) и Владимиром Святым. Международные контакты и династические связи Руси.

Приход к власти в Византии Константина XI Монамаха и начало резких перемен в отношениях между двумя странами. Поход Ярослава Мудрого на Византию (1043 г.). Тмутаракань и Византия. Участие Владимира Мономаха в походе на Дунай против Византии(1116 г.). Русские князья в конфликте между Византией и Венгрией.

2. Северо-Западная Русь в борьбе с датско-немецко-шведскими завоевателями в XIIXIII вв .

Германская империя и Папская курия за создание колоний в Прибалтике.

Данническая зависимость Эстонии и Латвии от Новгорода, Пскова, Полоцка. Походы немцев в Прибалтику в 60-е годы XII века. Вторжение крестоносцев в устье Двины, в страну ливов (нач. XIII в.). Основание Ордена меченосцев.

Захват ливов меченосцами.

Угроза северо-западным землям Руси : Новгороду, Пскову, Полоцку. Князь Юрий Всеволодович против Ордена. Договора Новгорода и Пскова с Ригой и разногласия между русскими землями.

Важно

1237 год – объединение Ордена меченосцев и Тевтонского Ордена в Ливонский. Походы немцев, датчан и шведов на Северо-Западную Русь.

Разгром шведов в устье Невы и борьба с иноземными завоевателями под руководством князя Александра Невского.

«Ледовое побоище». Раковорская битва. Финляндский поход. Приостановка немецко-датского «натиска на Восток».

3. Агрессия Востока на децентрализованную Русь в XIII в.

Военная экспансия державы Чингисхана. Походы против соседей Монгольского государства – военной державы кочевников великой Степи. Разведовательный поход отрядов Чингисхана в Половецкую степь. Битва на реке Калке.

Батыево нашествие на Русь (1237-1242). У южных границ Рязанского княжества и его захват Батыем. Взятие Коломны и Москвы. Осада Владимира. Разорение Владимирского, Ростовского, Ярославского и других русских княжеств. Битва на реке Сити. 1240 год – падение Киева. Захват Галицко-Волынской Руси. Походы Батыя в Польшу, Чехию, Венгрию, Молдавию. Междукняжеская дипломатия на Руси.

Образование Золотой Орды. Система управления покоренными землями. Ордынское иго и его характерные черты.

Вассальная данническая зависимость Руси: признание русскими князьями верховной ханской власти; ярлыки на княжение; система баскачества; воинские повинности. Русь как источник дани. Грабительские набеги кочевников.

Русские княжеские роды и их взаимоотношения с Ордой. Открытые вооруженные выступления русских против Орды. Политика компромиссов и уступок. Взаимоотношение Золотой Орды и Православной церкви.

4. Основные направления внешней политики Руси в XIV в

Антиордынские выступления на Руси Иван Калита , его сыновья и их отношения с Золотой Ордой. Походы ордынского царевича Арабшаха (Арапши) и мурзы Бегича. Объединенный отряд хана Мамая с наемниками из колоний Генуи в Крыму и вассальных народов Северного Кавказа и Поволжья у южных границ Рязанского княжества.

Куликовская битва (1389 г.).

Вхождение западных и юго-западных русских земель в состав Великого княжества Литовского и Польши. Князь Миндовг и его военные действия. Укрепление и расширение княжества Литовского при Гедимине (1316-1341 гг.). Признание верховной власти Гедимина Киевским княжеством.

Галицко-Волынское княжество в 30-40-е годы XIV в. Правление Ольгерда в Литве(1345-1377 гг.). Поражение Литвы от Ордена (1348 г.). Захват Польшей Галицкой земли, Бреста и Подляшья (1349 г.). Союз Ольгерда с Тверским княжеством. Усиление Литвы и подчинение Русских земель. Русские земли в составе Литвы – «другая Русь».

Северо-Западная Русь в борьбе за сохранение выхода к Балтийскому морю. Возобновление шведами агрессии на Руси. Цели агрессии: захват русских владений, прилегавших к Балтийскому морю; установления контроля над внешней торговлей и внешними сношениями Руси через Неву. Начало шведской агрессии в Карелии (80-е-нач.90-х гг. XIII в.).

Русско–Шведская война. Строительство крепостей: шведами — Выборга (1293 г.), русскими – Орешка (1323 г.). Русско-шведский мирный договор. Союзный договор Новгорода и Ливонского ордена. Отношение Новгорода с Норвегией, заключение мирного договора (1326 г.). Крестовый поход короля Швеции Магнуса на северо-западные русские владения (1348 г.).

Осада русскими Выборга (1351 г.). Мирное соглашение Руси со Швецией (1351 г.)

5. Внешнеполитическая обстановка в конце XIV – первой половине XV вв. Междукняжеские договора XIV – XV вв.

Ведущая роль Великого Владимирского княжества в Восточной Европе. Поход Тохтамыша и сожжение Москвы (1382 г.). Восстановление ига. Объяснение причин нашествия Тохтамыша в исторической литературе. Война Тохтамыша против Тимура (1384-1395 гг.).

Договор литовского князя Ягайло с Орденом (1382 г.), его сближение с Москвой (1384 г.) и переговоры с Польшей (1385 г.) – Кревская уния. Провозглашение Ягайло польским королем (1386 г.). Правление на Руси Василия I (1389-1425 гг.). Присоединение Нижегородского и Суздальского княжеств, распространение влияния на Новгород и Псков.

Великое княжество Литовское и его отношения с Русью. Правление Витовта в Литве (1392-1430 гг.) и его походы против Орды. Поражение литовско-русских полков Витовта и татарского отряда Тохтамыша на реке Ворскле (1399 гг.). Попытки Витовта выступить против Руси в начале XV века. Нашествие Едигея и осада Москвы.

Победа объединенных польско-литовско-русских сил над Тевтонским орденом (15 июля 1410 г. у села Грюнвальд).

Распад Золотой Орды на ряд самостоятельных ханств. Отделение Казанского и Крымского ханства. Большая Орда – наследница Золотой Орды. Правление Василия П Темного ( 1425-1462 гг.). Феодальная война на Руси (1425-1453 гг.). Набеги казанских татар и отрядов Саид-Ахмета в конце 40-х – начале 50-х гг. на Русь.

Война между Новгородом и Ливонским орденом (1443-1448 гг.). Заключение мирного договора на 25 лет (1448 г.) в Нарве между Новгородом и Псковом , с одной стороны, и Ливонским орденом, с другой.

6. Международные связи Московского государства во 2-ой половине XV века.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Иван III (1462-1505 гг.): политическое возззрение и военно-политические успехи. Яжелбицкий договор. Ликвидация самостоятельности княжеств и уделов.

Хан Большой Орды –Ахмат и его военные действия.

Совет

Распад Золотой Орды на ряд самостоятельных ханств: Казанское, Астраханское, Сибирское, Ногайское, Крымское. Юго-восточное направление во внешней политике Руси. Наступление на Казань и признание вассальной зависимости от Москвы. Ногайское княжество. Расширение территории Руси на восток.

Продвижение русских на Урал и за хребет, к нижнему течению Оби. Сибирское ханство. Северное Поморье и Югорская земля под властью московского князя. Крымский вопрос. Возрождение связей с Византией. Брак Ивана III с племянницей последнего византийского императора. Новый государственный герб – византийский двуглавый орел.

Русско-ливонская война (1480-1481 гг.) .Русско-литовская война (1487-1494 гг.). Русско-шведская война (1495-1496 гг.). Осада Выборга. Походы русских в Карелию.

Успехи Русского государства во внешнеполитической деятельности.

7. Становление профессиональной дипломатической службы в России и формирование «посольского обычая»( XVXVI вв.) Этапы формирования дипломатической службы в России. Роль Боярской и Ближней Думы. Процесс организации приказов.

Посольский приказ: исторя создания и его роль в дипломатическом протоколе России. Документация и архивное дело в российской дипломатии. Рангирование дипломатов.Дела посольские. Посольские дары в посольском церемониале России ( XV-XVI вв.)

8.

Внешняя политика Ивана IV Грозного (XVI в.)

Политика Ивана Грозного в период присоединения Поволжья. Продвижение за Урал. В Сибирь. От противостояния с Крымом к борьбе за Ливонию.Русская дипломатия на начальном этапе борьбы за Прибалтику. Ливонская война и дипломатия России. Наследие Ивана IV в поросах внешней политики.

9.Круглый стол по теме: «Русская дипломатия допетровской эпохи: переход от Византийской имперской модели контроля и наблюдения к Европейской концепции взаимоотношений между суверенными государствами»— 2 часа

К рассмотрению предлагаются следующие вопросы:

1.Чем обусловлен выбор стран, отношения с которыми для России являлись приоритетными? 2.Почему в допетровской России не сложилась система постоянных дипломатических представительств за рубежом? 3.Тождественны ли понятия «посол» и «дипломат» для средневековой Руси? Какова была степень влияния русских дипломатов XV-XVI вв на выбор внешнеполитического курса страны? 4.Влияние религиозного фактора на русскую дипломатическую систему

Список рекомендуемой литературы:

— Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л.,1989. — Белокуров С.А. О Посольском приказе. М. Изд. Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1906. — Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России. М., 2000. — Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в ХШ – ХУ вв. М.,1988. — Гумелев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. — Дипломатический словарь. М., 1984. Т.I; М., 1986. Т. II. — История России: тысячелетие дипломатии и войн. Уч. Пособ. Вып. Екатеринбург. 1995. — История внешней политики России. Конец ХУ-ХУП вв. М., 1999 — Каргалов В.Д. Конец ордынского ига. М., 1980. — Каргалов В.Д. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. — Коллманн Н. Соединённые честью. Государство и общество в России раннего нового времени. М. 2001. — Кучкин В.Л. Русь под игом. М., 1992. — Кучкин В.Л. Формирование государственной территории Северо- Восточной Руси в Х-Х!Увв. М.,1984. — Назаров В.Д. Свержение ордынского ига на Руси. М., 1983. — Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. — Сахаров А.М. Дипломатия Древней Руси IX – первая половина Х в. М., 1980. — Похлёбкин В.В. Внешняя политика Руси, России, СССР за 1000 лет в именах датах и фактах. М. 1992. — Сахаров А.М. Дипломатия Святослава. М., 1991. — Селянинов О.П. Тетради по дипломатической службе государств. История и современность . М., 1998. — Скрынников Р.Г. История Российская IX – XVII вв. М., 1997. — Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1997. — Хорошкевич А.Л. Россия в системе международных отношений середины XVI в. М., 2003 — Шаскольский И.П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII – XIII вв. М., 1978. — Шаскольский И.П. Борьба Руси за сохранение выхода к Балтийскому морю в XIV в. Л., 1987.

— Юзефович Л.А. «Как в посольских обычаях ведется…». М., 1988

Источник: http://cat.convdocs.org/docs/index-151081.html

Ссылка на основную публикацию