Белинский — создатель русской критики

Виссарион Григорьевич Белинский1811-1848

Главная → Белинский В.Г. → Значение Белинского

По мощи гениального дарования и масштабам литературно-эстетических и философских знаний Белинский подобен титанам эпохи Возрождения. Его знания исключительны по своему многообразию, а идейно-эстетические суждения и оценки удивительны по оригинальности и глубине.

Страстно, фанатически влюбленный в отечественную литературу, отдавая ей главное внимание, он не впадал в националистическую односторонность и являлся горячим почитателем, превосходным знатоком западноевропейской и шире — мировой литературы.

Им написаны поучительные характеристики произведений Шекспира, Шиллера, Гёте, Жорж Санд и многих других зарубежных писателей. Его анализы русских писателей нередко даются в сопоставлении с западноевропейскими.

Обратите внимание

Гениальное истолкование Белинским сущности, своеобразия и значения русской литературы, его ведущие идейно-эстетические принципы и оценки стали определяющими для всего последующего развития отечественного искусства.

Белинский выступил выдающимся деятелем, корифеем самобытно-русской философской мысли, основоположником революционно-демократической критики, гениальным теоретиком-эстетиком, пионером создания научной истории литературы. Это великий патриот, пламенный публицист, бесстрашный общественный трибун, замечательный социолог, несгибаемый борец за интересы самых широких трудовых масс.

В развитии отечественной философии, публицистики, литературно-эстетической мысли, в освободительной борьбе русского народа его деятельность ознаменовала собою крупнейшую историческую полосу.

П. А. Вяземский, непримиримый идейный противник Белинского, правильно понял его роль, сказав, что это «литературный бунтовщик, который, за неимением у нас места бунтовать на площадях, бунтовал в журналах».

Видя в Белинском самого страшного врага, литературные борзописцы самодержавно-крепостнического режима пытались подорвать его авторитет клеветнической полемикой, пасквилями, прямыми и тайными доносами. В 30—40-е годы в ожесточенно-яростных сражениях против Белинского особенно усердствовали Булгарин, Шевырев, Сенковский и Бурачек. У них были многочисленные помощники.

Так, басня Б. Федорова «Крысы», опубликованная в 1842 году почти одновременно в журналах «Маяк» и «Москвитянин», завершалась словами, явно обращенными к III отделению: «Литературных крыс я наглости дивился, Знать Васька-Кот запропастился». В оглупленном, карикатурно-пародийном виде критик изображался в повести «Пиюша» В.

Ушакова (1835), в комедиях «Семейный суд» В. Каратыгина (1839), «Новый недоросль» С. Навроцкого (1840), «Демон стихотворства» В. Невского (1843) и в других произведениях реакционной литературы.

Но авторитет Белинского в глазах прогрессивной общественности от этого не снижался. Первостепенные писатели нашей прогрессивной литературы, начиная с Пушкина, отдали ему дань безусловного уважения и восторженного поклонения. А. В. Кольцов говорил И. И. Панаеву: «Я обязан всем ему», И. С. Тургенев называл его «отцом и командиром».

Важно

Белинский поднял критику на такую высоту гражданского служения, до которой она до него не возвышалась ни в одной стране мира.

Подчиняя литературу решению самых насущных нравственно-общественных вопросов, автор «Литературных мечтаний» стал центральной фигурой эпохи, истинным властителем дум прогрессивных читателей, в особенности молодежи своего времени.

По свидетельству Герцена, «Статьи Белинского судорожно ожидались молодежью в Москве и Петербуге с 25 числа каждого месяца. Пять раз хаживали студенты в кофейные спрашивать, получены ли „Отечественные записки“, тяжелый номер рвали из рук в руки.

„Есть Белинского статья?“ — „Есть“, — и она поглощалась с лихорадочным сочувствием, со смехом, со спорами… и трех-четырех верований, уважений как не бывало». Роль Белинского, нравственно-политического учителя своих современников и последующих поколений, выразительно подчеркнута Некрасовым, который в поэме «Медвежья охота» сказал: «Ты нас гуманно мыслить научил»…

Ослабляя революционное влияние Белинского, либералы, в лице Анненкова, Боткина и других, пытались представить его предтечей либерального движения.

Но эти попытки были дезавуированы Герценом, Чернышевским, Добролюбовым, Некрасовым и их последователями. Герцен видел в критике самую революционную натуру своего времени. Чернышевский заявил, что Белинский «носил в своей душе идеал будущего».

Добролюбов считал, что он всегда будет гордостью, славой и украшением русской литературы.

Величие Белинского в том, что он, опираясь на трудовые слои населения, выражая, по определению Ленина, «настроение крепостных крестьян», смотрел далеко вперед и предугадывал блистательные дали своего отечества.

Одно из заветных его убеждений заключалось в осознании России как строительницы общечеловеческой цивилизации.

Совет

Базраздельно веря в необъятные силы своего народа, гордясь его духовной мощью, Белинский видел его назначение «в том, чтоб слить в себе все элементы всемирно-исторического развития» и «сказать миру свое слово, свою мысль».

Сразу же после смерти Белинского, боясь влияния критика на молодые умы, царская цензура сделала его имя и сочинения запретными. И несмотря на это, в 1856 году его политический противник, славянофил И. Аксаков принужден был признать, что «имя Белинского известно каждому сколько-нибудь мыслящему юноше».

Когда в 1859 году появилось первое издание его сочинений, реакционеры требовали их изъятия. Позже, в конце XIX — начале XX века, на борьбу с Белинским ринулись критики-идеалисты, в особенности Волынский и Айхенвальд. Но благотворное воздействие критика, преодолевая все барьеры, ставящиеся ему литературными недругами, неудержимо росло.

По крылатому выражению Ленина, идеи Белинского делали его дорогим «всякому порядочному человеку на Руси».

Представляя самую передовую для своего времени идейность, проникаясь глубочайшей верой в необъятные силы своего народа, прозревая грядущее, Белинский стал первооткрывателем, Колумбом таких истин, суждений, которые наложили неизгладимую печать на все последующее развитие прогрессивной критики, эстетики, теории и истории литературы. И не только русской. Это критик мировой известности и всемирной роли. Ведь именно ему принадлежит первая концепция критического реализма, созданная в Европе. В том или ином переосмыслении многие теоретические положения Белинского вошли в основной фонд марксистско-ленинской науки. Этим самым великий критик, переживая целые эпохи, приобрел значение нашего современника. Его определяющие методологические принципы, историко-литературные суждения, эстетические оценки, наконец, стилевое своеобразие, мастерство остаются руководством к действию и в создании социалистического искусства.

Реклама от Literature-XIX.Ru

Источник: http://www.literature-xix.ru/belinskijj/znachenie-belinskogo/

Белинский Виссарион Григорьевич

В.Г.Белинский. Художник К.Горбунов, 1843 г.

Литературный критик

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811 — 1848), литературный критик. Родился 1 июня (13 н.с.) в крепости Свеаборг в семье флотского врача. Отец вышел в отставку и поселился в г. Чембар (ныне город Белинский) Пензенской губернии. Здесь прошло детство Белинского.

По окончании местного уездного училища поступает в Пензенскую гимназию, но учился не столько в классах, сколько по книгам, нередко поражая своих учителей знаниями, далеко выходящими за пределы гимназической программы. Рано знакомится с сочинениями Пушкина, Жуковского, Шекспира, Гёте. Его любимым поэтом был А. Пушкин.

Осенью 1829 успешно выдержал экзамен и был зачислен студентом факультета словесности Московского университета. Семья не могла оказывать ему материальную поддержку, поэтому приходилось надеяться на самого себя: подрабатывал на жизнь уроками и переводами, как большинство студентов из малоимущих.

Обратите внимание

В 1830 пишет драму «Дмитрий Калинин» и представляет ее в цензурный комитет университета, который признает пьесу «безнравственной» и запрещает ее публиковать и ставить на сцене. Цензор даже пригрозил сослать автора в Сибирь или отдать в солдаты.

Поскольку Белинский по болезни не сдал своевременно экзамены, университетское начальство в сентябре 1832 отчислило его из университета по причине «слабого здоровья и притом по ограниченности способностей». Очутившись за порогом университета, Белинский не пал духом.

Он продолжал заниматься самообразованием, зарабатывая на хлеб мелкой журналистской работой и переводами с французского. Важную роль в его духовном становлении играл в ту пору кружок Н. Станкевича, ратовавший за развитие просвещения в России.

Весной 1833 Белинский начинает работать в журнале Н. Надеждина «Телескоп».

В приложении к «Телескопу» — еженедельнике «Молва» — в 1834 появляется первая статья Белинского «Литературные мечтания», сразу принесшая славу молодому критику. В 1835 опубликована статья «О русских повестях и повести г. Гоголя». Русская литература обрела профессионального критика.

В 1836 правительство закрыло «Телескоп» за публикацию «Философического письма» П. Чаадаева. Белинский остался без журнальной трибуны и без средств к существованию. Он живет случайными заработками. В это время он переживает страстное увлечение философией Гегеля, которая оказала влияние на его мировоззрение и способствовала углублению его критического метода.

Увлечение Гегелем разделяли друзья критика — Станкевич, Бакунин, Боткин. Журнал «Московский наблюдатель», в котором Белинский сотрудничал в 1838 — 1839, стал первым русским печатным органом, пропагандировавшим гегелевскую философскую систему и диалектический метод.

В 1839 Белинский переезжает в Петербург, где ведет в журнале «Отечественные записки» литературно-критический отдел, публикуя свои статьи и заметки почти в каждом номере. Начав со статьи «Русская литература в 1840 году», он ежегодно дает обзоры русской литературной жизни. В первой половине 1840-х годов круг друзей Белинского пополняется новыми лицами: это П.

Анненков и Н. Некрасов, И. Тургенев и Д. Григорович. Он радовался каждому молодому таланту, старался поддержать каждое новое дарование сочувственным и внимательным отзывом.

Важно

В 1843 он женился на Марии Васильевне Орловой. У Белинских родилось трое детей. Жизнь становится все труднее, но творчество все интенсивнее.

В «Отечественных записках» появляются обширные статьи, посвященные творчеству Лермонтова, — «Стихотворения М. Лермонтова» и «Герой нашего времени» — и одиннадцать статей под общим названием «Сочинения Александра Пушкина». Эти статьи доныне остаются классическими, непревзойденными шедеврами русской критики.

Нещадно эксплуатируемый издателем журнала А.

Краевским, в 1846 Белинский вынужден порвать с «Отечественными записками». В 1847 журнал «Современник» переходит в руки Н. Некрасова и И. Панаева, и Белинский возглавляет в нем критический отдел. Однако прогрессирует его болезнь (туберкулез). На средства, собранные Боткиным, он едет лечиться за границу.

Находясь в небольшом немецком городке, Зальцбрунне, 15 июля 1847 написал знаменитое письмо Гоголю по поводу его книги «Выбранные места из переписки с друзьями», вызвавшей негодование передовых людей России.

К осени 1847 Белинский вернулся в Петербург и принялся за работу над одной из самых глубоких статей «Взгляд на русскую литературу 1847 года». С наступлением сырой и холодной погоды болезнь опять обострилась, но критик не прекращал работы. В конце жизни Белинским стало интересоваться 3-е отделение, и смерть, возможно, избавила его от каземата Петропавловской крепости. 26 мая (7 июня н.с.) 1848 великий критик скончался.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Вернуться на главную страницу Белинского.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/belinski1vg.php

В. Г. Белинский (1811-1848)

Кто бы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развивалась она, Белинский всегда будет ее гордостью». В этих немногих словах Н. А.

Добролюбова ярко и точно выражено значение великого подвига, совершенного в истории русской культуры Виссарионом Григорьевичем Белинским.

Критик, историк литературы, публицист, философ, теоретик искусства — он всюду был прежде всего борцом за передовые идеалы своего времени, врагом самодержавия и крепостничества.

Совет

Еще в студенческие годы он написал трагедию «Дмитрий Калинин», направленную против крепостного права.

«Кто дал это гибельное право — одним людям порабощать своею властью волю других, подобных им существ, отнимать у них священное сокровище — свободу?» — восклицал Белинский устами своего героя Дмитрия Калинина.

Эта же мысль лежала и в основе критической деятельности Белинского — сначала на страницах журналов «Телескоп» и «Молва», а позднее в «Отечественных записках» и «Современнике».

В своих статьях критик раскрывал и ставил на обсуждение самые острые вопросы современной общественной жизни России.

Отнимать у искусства право служить общественным интересам, утверждал Белинский, — значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит лишать его живой силы и делать его «игрушкой праздных ленивцев».

Белинский учил, что литература, как и искусство в целом, должна служить целям освобождения человека, выражать стремления и чаяния народа, содействовать преобразованию действительности на разумных, социально-справедливых началах. Вместе с тем он требовал высокохудожественного мастерства, требовал того, чтобы литература была живым, образным воссозданием действительности.

Основоположник русской литературной критики, Белинский определял значение того или иного произведения в соответствии с требованиями действительности.

Он резко осудил критику как выражение частных, случайных «мнений» и подвел под нее прочный научный фундамент, превратил ее в трибуну передовых идей. Белинский боролся за критику, которая, как и искусство, давала бы «ответы на вопросы времени».

Вместе с писателями демократического лагеря он боролся за критику, которая воспитывала бы в читателе любовь к России, к ее народу.

Обратите внимание

Критика Белинского явилась теоретическим обобщением художественного опыта отечественной и зарубежной литературы.

На материале творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Кольцова, Тургенева, Гончарова, Достоевского и других писателей критик не только создал теорию реализма и народности, явившуюся высшим достижением мировой эстетической мысли первой половины XIX в., но и осветил пути дальнейшего развития русской литературы.

В своих работах Белинский заложил основы научной истории русской литературы. Его характеристики многих писателей XVIII — XIX вв. до сих пор сохранили значение образца критического анализа — идейного и эстетического.

Читайте также:  Действия крымской армии

Особенно значительна заслуга Белинского в истолковании творчества Пушкина как основоположника новой русской литературы. Восторженно приветствовал В. Г. Белинский Лермонтова. Он писал: «В этой глубокой натуре, этом мощном духе все живет; им все доступно, все понятно… он поэт русский в душе — в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни…»

Очень важную роль сыграл Белинский в судьбе Гоголя. Отмечая глубокую преемственную связь между Пушкиным и Гоголем, Белинский в Гоголе видел «поэта социального», открывающего собой новый этап в развитии русской литературы.

Критик называл Гоголя «отцом», «главой и основателем» «натуральной школы», которая была колыбелью плеяды великих русских писателей: Герцена, Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Гончарова. Белинский стал теоретиком и вождем этой школы.

Свою воинствующую принципиальную критику Белинский называл «прямой», в отличие от критики «уклончивой», оперирующей «осторожнейшими выражениями», трусливо избегающей выражать ясное отношение к явлениям искусства.

Истинно патриотическим чувством была проникнута каждая написанная Белинским строка. Определяя значение Белинского в истории русской общественной мысли, Чернышевский писал: «Немного найдется в нашей литературной истории явлений, вызванных таким чистым патриотизмом, как критика гоголевского периода». Белинский был горд своей принадлежностью к русской нации.

Важно

Он знал ее героическое прошлое и предвидел ее великое будущее. В статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года» он писал: «Да, в нас есть национальная жизнь, мы призваны сказать миру свое слово, свою мысль, но какое это слово, какая мысль — об этом пока еще рано нам хлопотать.

Наши внуки или правнуки узнают это без всяких усилий напряженного разгадывания, потому что это слово, эта мысль будет сказана ими…»

Белинский отличался тончайшим литературным вкусом. В своих критических оценках он почти никогда не ошибался. Приговор, вынесенный им писателю, был безошибочным.

Похвала — верным признаком того, что произведение написано подлинным талантом. Так им была предсказана большая литературная судьба Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Тургенева, Гончарова, Достоевского. Он был критиком-учителем.

Громадную силу его духовного влияния испытали на себе виднейшие русские писатели.

Белинский прошел сложный и не лишенный противоречий путь идейного развития. В решении некоторых философских проблем он иногда заблуждался, порой приходил к неверным выводам. Но когда он убеждался в своей неправоте, он честно подвергал свои заблуждения суровой критике.

Белинский страстно искал правильную революционную теорию, которая могла бы помочь найти пути к коренному преобразованию современной ему действительности.

В силу условий русской жизни того времени он не мог найти ее, но всю жизнь мечтал о той поре, когда «не будет богатых, не будет бедных, ни царей и подданных, но будут братья, будут люди…» Вся его деятельность была одухотворена благородным стремлением к социальной справедливости, к счастью народа.

Белинский был не просто литературным критиком в обычном значении этого слова. «Я в мире боец»,— говорил он о себе.

Совет

Он обладал удивительной способностью решать самые отвлеченные вопросы теории искусства под углом зрения коренных интересов народа. Революционный характер деятельности Белинского понимали и его идейные противники.

Один из них писал: «Белинский был не что иное, как литературный бунтовщик, который, за неимением у нас места бунтовать на площади, бунтовал в журналах».

Современники Белинского в своих воспоминаниях и письмах донесли до нас живой облик великого критика, его глубокую честность и принципиальность, искренность и страстность его убеждений.

Больной, пораженный тяжким недугом, он не щадил себя в борьбе против своих многочисленных идейных противников.

«В этом застенчивом человеке, в этом хилом теле обитала мощная гладиаторская натура»,— писал Герцен в «Былом и думах».

Царское правительство готовило расправу над вождем русской демократии, но постоянная нужда, бесконечная борьба с реакционной цензурой, изнуряющая болезнь свели Белинского в могилу раньше, чем николаевским жандармам удалось похоронить его в каземате Петропавловской крепости. Многие замыслы великого критика так и остались неосуществленными — и среди них его планы создания критической истории русской литературы.

Деятельность Белинского имела огромное историческое значение. Он явился подлинным основоположником русской научной критики. В течение нескольких десятилетий Белинский продолжал оставаться духовным вождем освободительного движения России. Его имя было знаменем в борьбе против ненавистного помещичьего строя, символом стойкости и мужества в служении своему народу.

Источник: https://pandia.ru/365204/

В.Г.Белинский — величайший русский критик 19 века

Величайшим представителем всей русской критики 19 века считается Виссарион Григорьевич Белинский (1811—1848). Именно он является подлинным создателем русской литературной критической мысли.

До появления этого автора критические выступления зачастую сводились к банальному пересказу сюжета и его однобокой оценке исходя из личных предпочтений автора или выявлению стилистических недочетов в произведениях.

Литературные площадки 18 века зачастую становились местом для сведения счетов между критиками.

Обратите внимание

В.Г.Белинский же выступил универсальным и оригинальным критиком, поднявшим русскую критику на небывалую до этого высоту, органично соединив глубокую теоретическую «проработку» произведения с ее художественным изложением в виде статьи или заметки.

Он отличался независимостью взглядов, идейной принципиальностью, горячей полемичностью, за что и получил прозвание «Неистовый Виссарион». Принципиальность литературных воззрений писателя подтверждает и то, что произведения одних и тех же авторы могли получить у него различную оценку.

Например, очень противоречивое отношение сложилось у него к Гоголю.

Литературно-критическая деятельность Белинского

В творчестве критика принято выделять 3 периода:

В.Г.Белинский

  • «телескопский» период (1834 – 1836), когда он работал в изданиях Надеждина «Телескоп» и «Молва»;
  • период «примирения с действительностью» (1837 – осень 1840), самая мрачная пора в жизни критика, в это время критик был увлечен идеями Гегеля;
  • «петербургский» период (1841 – 1848), открывающийся статьей «О стихотворениях Лермонтова» и заканчивающийся обзором «Взгляд на русскую литературу 1847 года», время своеобразного подведения итогов, осмысления путей русской культуры и утверждение реализма как ведущего жанра в русской литературе.

«Телескопский» период в творчестве В.Г.Белинского — критерии оценки произведения

В 1834 году, выступив с циклом статей «Литературные мечтания», критик мгновенно выделился из ряда критиков, открыто выступая против литературных кумиров 1830-х годов – Бестужева-Марлинского и Бенедиктова – и критикуя признанные авторитеты прошлого.

«У нас нет литературы!» –

восклицал он, считая всю русскую литературу подражательной (ломоносовский и карамзинский периоды), поскольку она не опиралась на «дух народа», его «внутреннюю жизнь».

Самобытность он признавал только за «пушкинским» периодом, относя к нему также Державина, Крылова, Грибоедова.

В статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) критик подразделяет поэзию на два вида – реальную и идеальную.

  • Идеальная поэзия, по его мнению, опирается на реальность, значительно расширенную субъективным мировосприятием художника.

К такой поэзии он относит античную поэзию, «Фауста» Гете, творчество Байрона и Шиллера.

  • Реальная же поэзия целиком воспроизводит действительность со всеми «подробностями, красками и оттенками» (Сервантес, Шекспир, В.Скотт, Пушкин, Гоголь).

Реальная поэзия, по мнению Белинского, созвучна эпохе, в которой

«проза жизни глубоко проникла в самую поэзию жизни»,

поэтому наиболее популярны стали крупные прозаические жанры – роман и повесть.

Белинский-критик выводит свои критерии оценки уровня художественного произведения:

  • народность,
  • «простота вымысла»,
  • «совершенная истина жизни»
  • и «оригинальность».

Считая главной задачей художника показать действительность, он призывал к «беспощадной откровенности» реальной поэзии, где

«жизнь является как бы на позор, во всей наготе, во всем ее ужасающем безобразии и во всей ее торжественной красоте».

Полемичны статьи критика «Стихотворения Владимира Бенедиктова» (1835) и «Стихотворения Кольцова» (1835), в которых критик противопоставляет стихам признанного мэтра поэзию мало кому известного Кольцова.

Автор выступал против «вычурной» поэзии, лишенной, по его мнению, органичности и естественности.

Важно

Впрочем, жизнь показала, что его оценки популярного в то время Бенедиктова, которого современники ставили выше Пушкина, чрезвычайно резки: поэт не заслуживал столь резких суждений

Статья «О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя» (1836) является итогом размышлений автора о сущности литературного ремесла. Отвечая на статью Шевырева «Словесность и торговля»,

Критик протестует против того, чтобы литературу «творили» определенные привилегированные авторы, представители светского круга, считая литературу общенациональным делом.

Кризис Белинского — «примирение с действительностью» (о гармонии формы и содержания, поиски героя)

В конце 30-х – начале 40-х годов критик переживал острый духовных кризис, вызванный тяжелой общественно-политической обстановкой и материальной нуждой. Во многом благодаря влиянию друзей Станкевича, Каткова и Бакунина критик приобщился к философии Гегеля и встал на позицию «примирения с действительностью». Белинский, по выражению Герцена,

«проповедовал тогда индийский покой созерцания и теоретическое изучение вместо борьбы».

Статьи «Неистового Виссариона» выходят в «Московском наблюдателе» и «Отечественных записках», причем зачастую во взглядах критика наблюдается крен в сторону «охранительной» позиции.

Например, в статьях «Бородинская годовщина В. Жуковского…» (1839) и «Очерки Бородинского сражения (воспоминания о 1812 годе). Сочинение Ф.

Глинки» (1839) он считает необходимой существование имперской формы власти в России.

Подчиняясь идеям Гегеля («созерцательности»), критик переоценивает те произведения, в которых явно звучит протестующий пафос (творения Шиллера, Ж. Санд, В. Скотта), и высоко оценивает творчество Пушкина, Шекспира, Гете, поскольку в их произведениях сильно объективное начало («Менцель, критик Гете» (1840)).

Автора интересует проблема личности, «отпавшей» от общества и отвергающей окружающего его действительность – т.н. «героя времени», больше рефлексирующего («созерцающего»), чем делающего. Итог размышлениям он подводит в статьях

  • «Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (1838)
  • «Горе от ума… Сочинение А. С. Грибоедова» (1840),
  • «Герой нашего времени. Сочинение М.Лермонтова» (1840).

Наблюдая за Гамлетом в блестящем исполнении Мочалова, Белинский делает свой вывод о сущности трагедии. Он считает, что апатичность главного героя вызвана не его духовной слабостью, а напротив, Гамлет – «сильный духом человек», который ищет гармонию с окружающим его миром путем «примирения с действительностью».

Размышляя над сущностью комедии «Горе от ума…» критик формулирует мысль о гармонической взаимосвязи формы и содержания.

При этом он не считает комедию Грибоедова органически единой, поскольку в ней смешивается объективный взгляд на фамусовскую Москву и субъективность в оценке Чацкого.

Совет

По мнению автора, герой комедии не способен рационально подойти к оценке окружающей действительности, поэтому превращается в

«крикуна, фразера, идеального шута, на каждом шагу профанирующего все святое, о чем он говорит».

«Петербургский период» в жизни критика — о роли художника и идеалах

Новый период является логическим продолжением времени «примирения с действительностью». Смена мировоззрения критика возникает вследствие полемики с Герценом и Боткиным, возникшей вскоре после переезда в Петербург, а также восприятия им новой русской литературы, в частности, творчества Лермонтова

В статье «Стихотворения М. Лермонтова» (1841) писатель выводит на первый план личность. Критик ставит проблему лирического героя как носителя субъективной картины мира.

«Великий поэт, говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем — о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество»,

– пишет он.

Провозглашая новые идеалы, автор говорит о необходимости согласования творческой свободы художника со «служением современности», т.е. творческой интерпретации реальных сторон жизни.

А это невозможно без восприятия идей народности, гуманизма (или «гуманной субъективности») и эстетически обоснованного единства формы и содержания. В статье «Стихотворения Е.

Баратынского» (1842) он пишет, что подлинно художественным произведение может стать то, в котором

«изящество формы оправдывает верность идеи, а верность идеи способствует изяществу формы».

«Реабилитируя» субъективное начало в лирике, Белинский вновь говорит в положительном ключе о творчестве Ж. Санд, Г. Гейне, В. Скотта, Шиллера. Показательна его оценка «Горя от ума» —

«благороднейшее создание гениального человека».

Преодоление духовного кризиса периода «примирения» заканчивается обоснованием Белинским идей «натуральной школы». Во вступлении к «Физиологии Петербурга» (1844—1845), в статье «Мысли и заметки о русской литературе» (1846), он сформулировал основные принципы творчества писателей «натуральной школы»:

  • реалистическое изображение действительности,
  • объективность авторского взгляда,
  • гуманизм.
Читайте также:  Собирательство в палеолите бассейна десны

Наиболее полно свои идеи критик отразил в цикле статей, посвященных творчеству Гоголя. Эти свои взгляды на литературу ему пришлось отстаивать в яростной журнальной борьбе с Булгариным, Гречем и славянофилами.

Итоги своих критических воззрений Белинский подводит в годовом обзоре «Взгляд на русскую литературу 1847 года», ставшем для критика последним. Здесь он размышляет об отечественной литературе в историческом аспекте, считая, что

  • русская литература «началась натурализмом», и отводя роль первого светского поэта Кантемиру.
  • Следующий этап связан с именами Ломоносова, Карамзина, Жуковского, Державина и венчается творчеством Пушкина.
  • Окончательный шаг в сторону критического реализма сделал Гоголь.

Произведения Герцена, Достоевского, Григоровича, Гончарова, Тургенева, Даля критик рассматривает уже с точки зрения «натуральной школы» и провозглашает этих писателей яркими последователями гоголевской традиции.

P.S.

Для закрепления или проверки данного материала предлагаем решить кроссворд-онлайн по теме

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/russkaya-kritika-2/v-g-belinskiy-velichayshiy-russkiy-kritik-19-veka

Белинский основоположник русской реалистической эстетики и литературной критики

Художественная литература для него – одна из форм общественного самосознания, действенное средство нравственного и эстетического воспитания.

Искусство Белинский постоянно связывал с современностью, с задачами борьбы против несправедливых общественных отношений.

Он писал: “Отнимать у искусства право служить общественным интересам – значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит – лишать его самой живой силы, т. е. мысли”.

Обратите внимание

Теоретические суждения Белинского по многим вопросам и сегодня не потеряли живого актуального значения. Он создал ту концепцию реализма, которая в своих основных чертах оказалась справедливой для последующего развития русской литературы. Эта концепция была неотделима у Белинского от идеи народности литературы. Еще в статье о Гоголе 1835 г.

Белинский прямо утверждал, что народность есть не достоинство, а необходимое условие истинно художественного произведения.

По глубокому убеждению критика, подлинная народность заключается в постановке проблем большого общественного значения, отражении прежде всего не внешнего, а внутреннего, духовного своеобразия народа, его субстанции, как писал Белинский, в верпом воспроизведении типических черт действительности.

Вместе с тем Белинский никогда не смешивал народность с простонародностью, с преимущественным интересом к мелочным, этнографическим подробностям народной жизни. Он пполне был согласен с Гоголем, который сказал, что “истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе парода” (“Несколько слов о Пушкине”).

Именно поэтому Белинский решительно выступал против космополитических теорий, в соответствии с которыми национальность будто бы “происходит от чисто внешних влияний и выражает собою все, что есть в народе неподвижного, грубого, ограниченного, неразумного и диаметрально противопоставляется всему человеческому”

В литературе и литературной критике 20-30-х годов понятия национальность и народность часто употреблялись как синонимы. Даже в статьях о Пушкине Белинский не всегда дифференцировал эти понятия.

Долгое время критик полагал, что “русский поэт может себя показать истинно национальным поэтом, только изображая в своих произведениях жизнь образованных сословий…”, что для звания великого поэта мало умения “схватывать резкие оттенки только грубой простонародной жизни…”.

Однако во второй половине 40-х годов Белинский во многом уточняет свою позицию. Защищая принципы “натуральной школы”, он приходит к выводу, что прежде всего в пароде, в крестьянстве отражаются лучшие национальные черты.

Важно

Поэтому он считал несомненным достоинством “натуральной школы” то, что “от высших идеалов человеческой природы и жизни она обратилась к так называемой “толпе”, исключительно избрала ее своим героем…”, что и позволило литературе стать “вполне национальною, русскою, оригинальною и самобытною…”

В системе эстетических воззрений Белинского важное место занимает принцип историзма.

Он заключается в раскрытии многогранных связей литературы с жизнью, которая, как писал Белинский, “всегда выше искусства, потому что искусство есть только одно из бесчисленных проявлений жизни.

Вот почему в критических статьях 40-х годов Белинский стремился рассматривать проблематику художественных произведений в социальном плане, выявлять в литературе отражение общественных противоречий эпохи, судить литературу жизнью, а жизнь – литературой.

Последовательно борясь с теорией “искусство для искусства”, Белинский вместе с тем решительно настаивал на признании специфических особенностей литературы. Искусство способно выполнить свою важнейшую общественную роль только при том непременном условии, что оно является именно искусством, а не набором фраз.

Самое значительное или актуальное содержание еще не делает произведения художественным: “… Какими бы прекрасными мыслями пи было наполнено стихотворение, как бы ни сильно отзывалось оно современными вопросами, по если в нем нет поэзии – в нем не может быть пи прекрасных мыслей и никаких вопросов”.

Белинский постоянно отстаивал мысль о неразрывной, диалектической связи содержания и формы: “Идея с формою должна быть органически слиянна, как душа с телом, так что уничтожить форму значит уничтожить идею, и наоборот”.

Положение о содержательности художественной формы является одним из важнейших завоеваний эстетики Белинского.

Совет

С тех же диалектических позиций рассматривал критик и проблему типического, которую он назвал “одним из основных законов творчества”. “Надобно,- писал Белинский,- чтобы лицо, будучи: выражением целого особого мира лиц, было в то же время и одно лицо, целое, индивидуальное.

Только при этом условии, только чрез примирение этих противоположностей и может оно быть типическим лицом”. Критик стремился прежде всего уяснить пафос художественного произведения, понять его внутреннюю структуру, разобраться в его внутреннем мире.

Созданию передовой эстетики – способствовал удивительный универсализм Белинского, счастливо соединившего в себе и критика, и теоретика, и историка литературы.

Громадный нравственный авторитет Белинского, признаваемый его современниками и остающийся незыблемым для нас, основывался на твердости его убеждений и кристальной честности. Никакие “побочные” соображения не могли заставить его изменить или смягчить точку зрения. Для него не существовало в литературе “табеля о рангах”.

Исключительно высоко ценил он значение Гоголя в истории русской литературы. Но и любимому писателю критик не мог простить идейных заблуждений. Так же воспитывал Белинский и молодых писателей.

Восторженно встретил он первый роман Достоевского “Бедные люди”, но столь же прямо высказал свое отрицательное отношение к той идейной нечеткости, которая проявилась в последующих произведениях талантливого писателя.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Белинский основоположник русской реалистической эстетики и литературной критики

Другие сочинения по теме:

  1. Черты реалистической эстетики в творчестве Пушкина Свобода выбора, свобода совести при произнесении приговора – все это детерминистские реалистические требования. Критики часто говорили о вкусе. Каждый понимал…
  2. “Эстетическое возрождение” русской литературной критики Метафизическая критика процвела в руках “религиозных философов” и кое-кого из символистов. Первым выдвинул ее теории Волынский. В своей книге о…
  3. Белинский и лирическое начало на примере творчества Пушкина Теперь Белинский особенно высоко начинает ценить в литературе именно лирическое начало. ” Субъективный” Шиллер стал для него дороже “объективного” Гете….
  4. Золя и его отношение к литературной деятельности “реалистической школы” Золя пылко сопротивлялся всему, что может, с его точки зрения, ограничить “независимость” художника, уменьшить право на “творческую свободу”. Молодой Золя…
  5. Перро как основоположник европейской литературной сказки Мы до сих пор очень мало знаем об авторе волшебных сказок – Шарле Перро. За 300 лет мы забыли его…
  6. К. Д. Ушинский основоположник русской педагогической науки Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) удачно сочетал в своей деятельности педагога-ученого и педагога-писателя. Окончив Московский университет, Ушинский в течение нескольких лет…
  7. “Повести Белкина” Пушкина как начало русской реалистической прозы За кажущейся фабульной простотой “Повестей Белкина” скрывается сложнейшее сюжетное построение. Об этом писал еще Эйхенбаум Б. Пушкин не анализирует психологию…
  8. Белинский о романе Пушкина “Евгений Онегин”; Говоря Белинский о романе Пушкина “Евгений Онегин” Говоря о романе, в целом Белинский отмечает его историзм в воспроизведенной картине русского общества….
  9. Белинский и Чернышевский как создатели концепции литературного развития В статьях Пушкина “О прозе” и “О народности в литературе” с присущими великому поэту четкостью и лаконизмом сформулированы положения о…
  10. В. Г. Белинский “Взгляды на русскую литературу В. Г. Белинский “Взгляды на русскую литературу 1847 года” Конспект по статье В. Г. Белинского “Взгляд на русскую литературу 1847…
  11. Становление русской реалистической фантастики в прозе Пушкина и Гоголя Творческие искания Гоголя в середине 1830-х годов имели ДЛЯ этого процесса первостепенное значение. Впервые в русской литературе складывалась система фантастической…
  12. Создание эстетической программы реализма в русской литературе Выступления В. Г. Белинского по поводу “Мертвых душ” Н. В. Гоголя свидетельствовали о глубоком переломе в развитии его эстетических и…
  13. Виссарион Григорьевич Белинский Движение западников оформилось около 1840 г., когда философы-идеалисты из кружка Станкевича и идеалисты-социалисты из кружка Герцена объединились в одно движение,…
  14. Историко-литературная концепция русской литературы Белинскому было суждено сделать величайшей важности дело: он создал концепцию реализма, первый оценил гениев “натурального” направления русской литературы-Пушкина, Лермонтова, Гоголя….
  15. Как же Белинский прошел мимо юмора “Повестей Белкина”? Пушкину, создателю образа Белкина, с его простодушием и лукавством, автору повестей, пронизанных иронией и юмором, был близок юмор Гоголя. Как…
  16. Начало литературной деятельности Гоголя – “Вечера на хуторе близ Диканьки” Первые литературные опыты Гоголя относятся еще к нежинскому периоду и до нас не дошли. Гоголь принимал горячее участие в создании…
  17. Полемические статьи Писарева “Пушкин и Белинский” Особое место в литературно-критическом наследии Писарева занимают две его резко полемические статьи, объединенные общим названием “Пушкин и Белинский” (1865). Еще…
  18. Значение для русской литературы реалистических повестей и комедии Гоголя В произведениях Гоголя реализм обогащается той “социальностью”, которая становится в дальнейшем характерной чертой “натуральной школы”. С полным основанием В. Г….
  19. Грандиозное здание концепции истории русской литературы Белинский был создателем целостной историко-литературной концепции, охватывавшей в единой картине пути и перепутья истории русской литературы от Ломоносова и Кантемира…
  20. Значение творчества Некрасова для развития русской поэзии Для всей нашей многонациональной литературы художественный опыт Некрасова оказался чрезвычайно важным. Его поэзия становилась для национальных литератур источником художественных идей,…

Источник: https://ege-russian.ru/belinskij-osnovopolozhnik-russkoj-realisticheskoj-estetiki-i-literaturnoj-kritiki/

Критика Белинского

Вернуться на предыдущую страницу

XIX столетие – «Золотой век» русской литературы, а также период становления классической художественной критики.

Ее основоположником и одним из самых ярких представителей является Виссарион Григорьевич Белинский.

Литературно-публицистическая деятельность В.Г.Белинского пришлась на непростое время – жесткий цензурный гнет, отсутствие свободы для творчества. Но, не смотря на это, ему удавалось работать много и плодотворно.

Обратите внимание

Большую часть творческого наследия В.Г.Белинского составляют критические статьи, рецензии и обзоры. Среди наиболее известных публикаций – «Литературные мечтания»,  «Ничто о ничем, или Отчет г. издателю Телескопа за последнее полугодие (1835) русской литературы», «О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя»» и другие.

Как литературный критик В.Г.Белинский разработал теорию реализма, ввел в обращение новые терминологические единицы, ставшие базовыми при оценке любого литературного произведения (народность, верность характеру героя, современность и т.д.). Особого внимания заслуживают его монографии, посвященные крупнейшим писателям «Золотого века» – А.С.Пушкину, М.Ю.

Лермонтову, Н.В.Гоголю.

Русская литература

  • Мысли и заметки о русской литературе
  • Основания русской грамматики

Рецензии и заметки

  • Аббаддонна. Сочинение Николая Полевого… Мечты и жизнь. Были и повести, сочиненные Николаем Полевым
  • Аббаддонна. Сочинение Николая Полевого. Издание второе
  • Алексей Васильевич Кольцов
  • Альф и Альдона… Соч. Н. Кукольника
  • Антология из Жан Поля Рихтера…
  • Арабески… Н. Гоголя… Миргород… Н. Гоголя…
  • Аристократка, быль… рассказанная Л. Брантом
  • Балакирева полное собрание анекдотов шута, бывшего при дворе Петра Великого
  • Басни И. А. Крылова…
  • Басни Ивана Крылова [1840] 22k
  • Басни и апологи И. И. Дмитриева
  • Бернард Мопрат, или перевоспитанный дикарь, сочинение Жорж Занд, (Г-жи Дюдеван)
  • Библиографическое известие
  • Библиографические и журнальные известия
  • Библиотека романов и исторических записок, издаваемая книгопродавцем Ф. Ротганом…
  • Борис Годунов. Трагедия… М. Лобанова
  • Браво, или Венецианский бандит…
  • Были и небылицы казака Луганского
  • Валерий и Амалия, или Несчастное семейство. Повесть Алексея Тимофеева
  • Вастола, или Желания… Соч. Виланда…
  • Введение в философию. Сочинение… Карпова
  • Великолепное издание «Дон Кихота»
  • Виндсорские кумушки. Комедия в пяти действиях Шекспира…
  • Виргиния, или Поездка в Россию. А. Вельтмана. Сердце и думка. Приключение. Соч. А. Вельтмана
  • Владимир и Юлия, или Любовь девушки в шестнадцать лет. Роман. Сочинение Федора К. ср. на
  • Всеобщее путешествие вокруг света…, составленное Дюмон-Дюрвилем…
  • В тихом озере черти водятся. Старая русская пословица в лицах и в одном действии. Федора Кони
  • Вторая книжка «Современника»
  • Вчера и сегодня. Литературный сборник, составленный гр. В. А. Соллогубом…
  • Гадательная книжка… Чудесный гадатель узнает задуманные помышления…
  • Гайдамаки. Поэма Т. Шевченка
  • Гамлет, принц датский… Сочинение Виллиама Шекспира…
  • Гамлет. Трагедия В. Шекспира, перевод А. Кронеберга…
  • Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова
  • Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова
  • Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова
  • Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. Издание третье…
  • Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. Издание третье…
  • Грамматические разыскания. В. А. Васильева…
  • Два призрака. Роман. Соч. Ф. Фан-Дима
  • Дедушка русского флота
  • Действительное путешествие в Воронеж. Сочинение Ивана Раевича
  • Демон стихотворства… Соч. В. Не…го
  • Денница ново-болгарского образования. Сочинение Василия Априлова
  • Дитя поэзии… Стихотворения Михаила Меркли
  • Довмонт, князь псковский… Соч. А. Андреева…
  • Драматические сочинения и переводы Н. А. Полевого. Две части
  • Драматические сочинения и переводы Н. А. Полевого. Часть третья
  • Драматические сочинения и переводы Н. А. Полевого. Часть четвертая
  • Дурацкий колпак
  • Душенька, древняя повесть И. Богдановича
  • Жертва… Сочинение г-жи Монборн
  • Жизнь и похождения Петра Степанова сына Столбикова… Рукопись XVIII века
  • Жизнь, как она есть. Записки неизвестного, изданные Л. Брантом…
  • Журналистика
  • Журнальная заметка
  • Журнальная заметка
  • Журнальные и литературные заметки
  • Записки Александрова (Дуровой)…
  • Записки о походах 1812 и 1813 годов, от Тарутинского сражения до Кульмского боя
  • Ижорский. Мистерия
  • Изгнанник, исторический роман из смутных времен Богемии, в продолжении Тридцатилетней войны
  • «Илиада» Гнедича
  • Импровизатор, или Молодость и мечты италиянского поэта. Роман датского писателя Андерсена…
  • Искатель сильных ощущений. Сочинение Каменского
  • История государства Российского, сочинение Н. М. Карамзина
  • История князя Италийского, графа Суворова Рымникского, генералиссимуса российских войск. Сочинение Н. А. ПолевогоКритика
  • История о храбром рыцаре Францыле Венциане и о прекрасной королевне Ренцывене
  • История России в рассказах для детей. Сочинение Александры Ишимовой
  • И то и сё, или Собрание сочинений в стихах и прозе. М. Д.
  • Казаки. Повесть Александра Кузьмича
  • Калеб Виллиамс. Сочинение В. Годвина
  • Кальян. Стихотворения Александра Полежаева… Арфа. Стихотворения Александра Полежаева
  • Карманный песенник
  • Карманный словарь иностранных слов… издаваемый Н. Кирилловым
  • Конек-горбунок. Русская сказка. Сочинение П. Ершова
  • Кот Мурр… Сочинение Э.-Т.-А. Гофмана. Перевод с немецкого Н. Кетчера
  • Краткая история Крестовых походов. Перевод с немецкого
  • Краткая история Франции до Французской революции. Сочинение Мишле…
  • Ластовка. …Собрал Е. Гребенка… Сватанье. Малороссийская опера в трех действиях. Сочинение Основьяненка
  • Ледяной дом. Сочинение И. И. Лажечникова… Басурман. Сочинение И. Лажечникова
  • Литературная хроника («Современник». Том девятый)
  • Литературное объяснение
  • Литературные и журнальные заметки
  • Литературные и журнальные заметки. Несколько слов «Москвитянину»
  • «Макарьевская» литература
  • Мелкие рецензии 1835 г.
  • Мелкие рецензии 1839 года
  • Мелкие рецензии 1845 года
  • Месяцеслов на (високосный) 1840 год… Памятная книжка на 1840 год
  • Метеор, на 1845 год…
  • Мечты и звуки Н. Н.
  • Михаил Васильевич Ломоносов. Сочинение Ксенофонта Полевого
  • Митя (,) купеческой сынок. Рассказ. Соч. Г..
  • Молодая сибирячка. Истинное происшествие. Перев. с французского А. Попова
  • Москва. Три песни Владимира Филимонова
  • Москве благотворительной. Ф. Глинки
  • Московские записки
  • Мусташ. Сочинение К. Поль де Кока
  • Мысли Паскаля
  • Наль и Дамаянти. Индейская повесть В. А. Жуковского…
  • Наследница… Сочинение П. Сумарокова…
  • На сон грядущий
  • Наталия. Сочинение госпожи ***…
  • Начертание русской истории для училищ. Сочинение профессора Погодина
  • Наши, списанные с натуры русскими
  • Наши, списанные с натуры русскими… Уральский казак. Соч. В. И. Даля
  • Недовольные… Соч. М. Н. Загоскина…
  • Непостижимая. Владимира Филимонова
  • Несколько слов о фельетонисте «Северной пчелы» и о «Хавронье»…
  • Новое Не любо — не слушай, а лгать не мешай… Две гробовые жертвы, Рассказ Касьяна Русского
  • Новые досуги Федора Слепушкина
  • Ночь на рождество Христово. Русская повесть девятнадцатого столетия
  • Ночь. Сочинение С. Темного…
  • Общая реторика Н. Кошанского. Издание девятое…
  • О господине Новгороде Великом… А. В.
  • Одесский альманах на 1840 год
  • О жизни и произведениях сира Вальтера Скотта. Сочинение Аллана Каннингама…
  • Оливер Твист. Роман г-на Диккенса (Boz)
  • Ольга. Быт русских дворян в начале нынешнего столетия. Сочинение автора «Семейства Холмских»
  • Оперы и водевили, переводы с французского Дмитрия Ленского…
  • О развитии изящного в искусствах и особенно в словесности. Сочинение Михаила Розберга…
  • Осада Троице-Сергиевской лавры, или Русские в 1608 году… Александра С***
  • Осенний вечер. Изданный В. Лебедевым…
  • «Осужденный». Повесть А. Крылова
  • Отелло, фантастическая повесть В. Гауфа…
  • От Белинского
  • О характере народных песен у славян задунайских. Набросано Юрием Венелиным…
  • Очерки жизни и избранные сочинения Александра Петровича Сумарокова… изданные Сергеем Глинкою… Часть I…
  • Очерки жизни и избранные сочинения Александра Петровича Сумарокова, изданные Сергеем Глинкою… Часть вторая и третья
  • Пантеон русского и всех европейских театров. Март. No 3
  • Париж в 1838 и 1839 годах. Соч. Владимира Строева
  • Парижская красавица… Роман К. Поль де Кока
  • Парижские тайны. Роман Эжена Сю. Перевел В. Строев…
  • Песни Т. м. ф. а… Елисавета Кульман. Фантазия. Т. м. ф. а…
  • Повеса, или Как ведут себя до женитьбы. Оригинальный русский роман
  • Повесть Ангелина… Сочинение Николая Молчанова
  • Повести А. Вельтмана
  • Повести Безумного
  • Повести и предания народов славянского племени. (,) изданные И. Боричевским
  • Повести и рассказы П. Каменского
  • Повести Марьи Жуковой. Суд сердца. Самопожертвование. Падающая звезда. Мои курские знакомцы
  • Повесть о приключении английского милорда Георга… М. К.
  • Подарок на новый год. Две сказки Гофмана… Детская библиотека. Соч. девицы Тремадюр… Разговоры Эмилии о нравственных предметах… Миниатюрный альбом для детей…
  • Полное собрание сочинений Фаддея Булгарина…
  • Портретная и биографическая галерея словесности, художеств и искусств в России. I. Пушкин и Брюллов (Портреты — Соколова)
  • Посельщик. Сибирская повесть. Соч. Н. Щ.
  • Практическая русская грамматика, изданная Николаем Гречем
  • Предки Калимероса. Александр Филиппович Македонский…
  • Призвание женщины. С английского
  • Провинциальная жизнь (Ольский)… Сочинение Егора Классена
  • Провинциальные бредни и записки Дормедона Васильевича Прутикова…
  • Прокопий Ляпунов, или Междуцарствие в России…
  • Просодическая реформа
  • Путеводитель в пустыне, или Озеро-море. Роман Джемса-Фенимора Купера…
  • Путевые записки Вадима
  • Разговор. Стихотворение Ив. Тургенева (Т. Л.)…
  • Размышления по поводу некоторых явлений в иностранной журналистике
  • Разные повести
  • Регентство Бирона. Повесть. Соч. Константина Масальского… Граф Обоянский… Соч. Н. Коншина… Шигоны…
  • Рейнские пилигримы. Соч. Бульвера…
  • Репертуар русского театра, издаваемый И. Песоцким… Книжки 1 и 2, за генварь и февраль… Пантеон русского и всех европейских театров. Часть I
  • Репертуар русского театра, издаваемый И. Песоцким… Книжки 1 и 2 за январь и февраль… Пантеон русского и всех европейских театров. Часть I и Ii
  • Репертуар русского театра. (,) Издаваемый И. Песоцким. Третья книжка. Месяц март…
  • Речи, произнесенные в торжественном собрании императорского Московского университета, 10-го июня, 1839…
  • Речь об истинном значении поэзии, написанная… А. Метлинским
  • Рецензии 1835 г.
  • Рецензии 1835 года
  • Рецензии, январь — апрель 1836 г.
  • Рецензии 1838 г.
  • Римские элегии. Сочинение Гете. Перев. А. Струговщикова
  • Робинзон Крузе. Роман для детей. Сочинение Кампе
  • Руководство к познанию древней истории для средних учебных заведений, сочиненное С. Смарагдовым…
  • Руководство к познанию теоретической материальной философии. Сочинение Александра Петровича Татаринова…
  • Русская беседа, собрание сочинений русских литераторов, издаваемое в пользу А. Ф. Смирдина. Том I
  • Русская грамматика Александра Востокова…
  • Русская драматическая литература…
  • Русская история для первоначального чтения. Сочинение Николая Полевого
  • Русская история для первоначального чтения. Сочинение Николая Полевого
  • Русская история для первоначального чтения. Сочинение Николая Полевого. Часть третья
  • Русские журналы
  • Русские народные сказки. Часть первая
  • Секретарь в сундуке (,) или Ошибся в расчетах. Водевиль-фарс. В двух действиях. М. Р… Три оригинальные водевиля…
  • Сельское чтение…
  • Сельское чтение, книжка вторая…
  • Сельское чтение. Книжка первая, составленная В. Ф. Одоевским и А. П. Заблоцким. Издание четвертое…
  • Семейство, или Домашние радости и огорчения. Роман шведской писательницы Фредерики Бремер…
  • Сицкий (,) капитан фрегата. Сочинения князя Н. Мышицкого
  • Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым. Том первый
  • Сказка за сказкой. I. Сержант Иван Иванович, или Все за одно. Исторический рассказ Н. В. Кукольника
  • Сказка о Марье Маревне, кипрской царевне, и Иванушке дурачке, русском мужичке… Жар-птица и сильный могучий богатырь
  • Сказка за сказкой. Том II
  • Собрание сочинений Михаила Васильевича Ломоносова
  • Собрание стихотворений Ивана Козлова
  • Современник. Том одиннадцатый… Современник. Том двенадцатый
  • Современник. Том десятый
  • Современные исторические труды в России… Письма А. В. Александрова к издателю «Маяка»
  • Сочинения в прозе и стихах, Константина Батюшкова
  • Сочинения Гете, (.) Выпуск I
  • Сочинения Гете. Выпуск 2
  • Сочинения Державина
  • Сочинения Константина Масальского…
  • Сочинения Н. А. Коровкина
  • Сочинения Николая Гоголя
  • Сочинения Николая Греча.
  • Сочинения Основьяненко
  • Сочинения Платона… часть II-я
  • Способ к распространению шелководства. Я. Юдицкого
  • Старинная сказка об Иванушке-дурачке, рассказанная московским купчиною Николаем Полевым…
  • Статьи и рецензии (1843-1845)
  • Стихотворения Александра Вердеревского
  • Стихотворения Алексея Кольцова
  • Стихотворения Владимира Бенедиктова. Вторая книга.
  • Стихотворения Владимира Бенедиктова. Спб., 1842
  • Стихотворения графини Б. Ростопчиной
  • Стихотворения Димитрия Сушкова
  • Стихотворения Владимира Бенедиктова. Второе издание
  • Стихотворения Владислава Горчакова
  • Стихотворения Милькеева
  • Стихотворения М. Лермонтова
  • Стихотворения М. Лермонтова
  • Стихотворения В. Жуковского. Том девятый…
  • Стихотворения Петра Штавера..
  • Стихотворения Эдуарда Губера…
  • Сто русских литераторов. Издание книгопродавца А. Смирдина. Том первый…
  • Странный бал, повесть из рассказов на станции, и восемь стихотворений. Сочинение В. Олина
  • Страсть сочинять, или «Вот разбойники!!!» Водевиль… Переделанный с французского Федором Кони
  • Студент, артист, хорист и аферист
  • Сцены на море. Сочинение И. Давыдова
  • Сын актрисы. Роман
  • Сын жены моей… Сочинение Поль де Кока…
  • Тайна жизни. Соч. П. Машкова…
  • Таинственный монах, или некоторые черты из жизни Петра I
  • Тарантас. Сочинение графа В. А. Соллогуба
  • Тоска по родине. Повесть. Сочинение М. Н. Загоскина
  • Тысяча и одна ночь, арабские сказки
  • Тысяча и одна ночь, арабские сказки
  • Уголино… Сочинение Николая Полевого
  • Упырь. Сочинение Краснорогского
  • Утренняя заря, альманах на 1841 год, изданный В. Владиславлевым. Третий год.
  • Утренняя заря, альманах на 1840 год, изданный В. Владиславлевым…
  • Утренняя заря, альманах на 1843 год, изданный В. Владиславлевым
  • Физиология Петербурга
  • Фритиоф, скандинавский богатырь. Поэма Тегнера в русском переводе Я. Грота
  • Хмельницкие, или присоединение Малороссии
  • Художник. Т. м. ф. а.
  • Цветы музы. Сочинение Александра Градцева
  • Цын-Киу-Тонг (,) или Три добрые дела духа тьмы. Фантастический роман в четырех частях, Р. Зотова
  • Человек с высшим взглядом, или Как выйти в люди. Сочинение Е. Г.
  • Шапка юродивого, или Трилиственник… Соч. Зотова
  • Эдмонд и Констанция. Сочинение Поль де Кока
  • Ярчук (,) собака-духовидец. Сочин. Александрова (Дуровой)
Читайте также:  Причины и последствия распада золотой орды

Помимо литературной критики, В.Г.Белинский на протяжении всей жизни был увлечен театром. Он автор таких статей, как «И мое мнение об игре г. Каратыгина», «Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» и других. Считая театральные подмостки зеркалом общества, он рассматривал спектакли так же, как литературные произведения, сквозь литературно-эстетическую призму.

Источник: http://obelinskom.ru/kritika_belins.html

Ссылка на основную публикацию