Архитектура и культура второй половины xix века

Архитектура второй половины XIX века в России

На развитии архитектуры второй половины XIX века отразилось развитие российского капитализма после реформы 1861 года. Появлению новых типов архитектурных сооружений того времени — вокзалов, крытых рынков, доходных домов, больниц, школ — способствовало развитие промышленности, увеличение торговли, рост производительных сил.

Замечание 1

Вторая половина XIX века в России — время, которое отдано эклектике, а именно смешению исторических стилей.

Возведение зданий происходило в ренессансном, готическом или мавританском стиле, путем копирования архитектурных форм или деталей фасадов, сочетая сразу несколько стилей, либо использование только одного из нескольких.

Обратите внимание

Характерным примером постройки в одном «вкусе» является дворец Великого князя Владимира Александровича в Петербурге (А.И.

Резанов), построенный в 1867-1871 гг в стиле итальянского палаццо с одновременным использованием в отделке внутреннего убранства тем рококо, классицизма и элементов «русского стиля».

Рисунок 1. Дворец Великого князя Владимира Александровича в Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 2

В художественном отношении архитектура того времени оценивалась как архитектура упадка.

Архитекторы материально зависели от частных предпринимателей, что свело практически к нулю осуществление крупномасштабных проектов. Основным заказчиком выступала русская буржуазия.

На 30-40 гг XIX века приходится постепенная утрата ясности и простоты архитектурного художественного образа, что привело к неизбежной потере единства стиля, к господству эклектики. Рациональная планировка сооружений того периода активно маскировалась архаичностью.

Ограниченность по объему этих форм приводила к применению их в архитектурных сооружениях, в независимости от их прямого назначения.

Оформление современных зданий декоративными элементами из русского зодчества обладало эклектическим, поверхностным характером, что усиливало противоречивость.

Важно

Государственное строительство, грамотно продуманные в архитектурном смысле застройки уступили место сокращению строительства государственных объектов и увеличению числа частных построек.

Качество архитектурных ансамблей с точки зрения их эстетичности и плановости оттеснялось на второй план, либо вовсе игнорировалось. В итоге городские территории развитого капитализма выглядели как хаотичные застройки, что несомненно наложило отпечаток на городской облик.

Масштабы сооружений характеризовались несогласованностью и диспропорцией, пышный центр резко контрастировал с убожеством окраин.

Фабричные и заводские комплексы были своеобразными уродующими конструкциями для городского облика. Стремление архитекторов того времени придать таким сооружениям стиля путем включения в облик случайного орнамента в кирпиче, не давало нужного эффекта.

Решения, которые искали архитекторы в декоративных формах прошлого именуется историзмом или, как сказано выше, эклектикой. Исследователи замечали, что данное направление было реакцией на зависимость от традиций классицизма. Период историзма приходится на 1830 — 1900 годы.

Этапы историзма (эклектизма) в архитектуре России

  • готический историзм (1830-1860);
  • ренессанс, барокко, рококо (1840-1870);
  • русский стиль.

Первый этап историзма ознаменовал себя увлечением готикой — в Петергофе был возведен коттедж А. Менелеса, в стиле «неоготика» — церковь в Парголове архитектора А.П.

Брюлова. Особо ярко «неоготика» проявила себя в меблировке, интерьерных решениях Зимнего дворца. В Новом Петергофе — царские конюшни и вокзал Н.Л. Бенуа. «Помпейская» и греко-эллинистическая архитектура представлена Царицыным павильоном в Петергофе архитектора А. Штакеншнейдера, и Новым Эрмитажем в Петербуге Л.

Кленце.

Небольшая часть интерьеров Зимнего дворца, пострадавшая в пожаре 1837 года была выполнена в стиле «неоренессанса» и «необарокко» архитектором А. Брюлловым. А. Штакеншнейдер построил в «необарокко» дворец княгини Белосельской-Белозерской на Невском проспекте у Аничкова дворца. Он же в стиле «неоренессанс» запроектировал Николаевский дворец.

Мавританские и Египетские мотивы были воплощены в проектах домов княгини Мурузи, архитектором А. Серебряковым, и в Египетских воротах А. Менепаса в Царском Селе, соответственно. На тему русского зодчества стилизированны работы К. Тона, как например Большой Кремлевский дворец. Каждый архитектор того времени старался выразить образы эклектизма по своему.

На втором этапе историзма (70-80-е годы) в архитектуре вовсе исчезают классицистические традиции. Каркасные металлические конструкции и покрытия вызывают к жизни рациональную архитектуру с новыми конструктивными и функциональными концепциями. В связи с появлением совершенно новых типов зданий, функциональность и целесообразность встала во главу стиля.

Совет

Появились новые по назначению сооружения: выставочные залы, банки, больницы, вокзалы и т. д.

«Русский стиль» захватывает умы архитекторов.

Этапы «русского стиля» в архитектуре России

  • русско-византийский;
  • ропетовский;
  • неорусский.

Русско-византийский этап ярко выражен в творчестве К. Тона (храм Христа Спасителя в Москве, 1839-1883, разрушен в 1931, восстановлен в 1998 г.)

Ропетовский стиль унаследовал свое наименование по псевдониму архитектора И.П. Петрова-Ропет, до этого разрабатывался профессором Академии художеств А.М. Горностаевым.

На этапе данного стиля становятся модными шатровые завершения, декоры в виде узоров — «мраморные полотенца и кирпичная вышивка» — так названы мотивы в современности. Типичными образцами данного стиля являются: Храм Воскресения на крови А.А.

Парланда в Петербурге, в Москве: здание Исторического музея А.А. Семенова и В.О. Шервуда, здание Городской думы (Д.Н. Чичагов), здание Верхних торговых рядов А.Н. Померанцева.

Представленные примеры зданий обладают вполне современной планировкой интерьеров, которая никак не соотносится с фасадом, выполненном в подражательном стилистике древнерусской архитетуры. Это произошло по причине того, что И. Ропет и В. Гартман взяли за основу русское деревянное зодчество.

Рисунок 2. Храм Воскресения на крови в Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Третий этап «русского стиля» – «неорусский». Является предшественником модерна и несет в себе российский вариант национального романтизма. Первая постройка стиля — церковь Спаса Нерукотворного (1881-1882).

При всем недостатке художественных достоинств архитектуры второй половины XIX века, период обладал важной миссией для постановки новых задач и поиска новых стилей.

Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/osobennosti_arhitektury_v_gorodah_i_stranah_mira/arhitektura_vtoroy_poloviny_xix_veka_v_rossii/

Русская архитектура первой половины XIX века

Подробности Категория: Искусство России XIX века Опубликовано 20.04.2018 14:44 Просмотров: 1527

В начале XIX в. русская архитектура продолжает развиваться в стиле классицизма, но в завершающем его этапе – стиле ампир.

Как известно, первая половина XIX в. в России отмечена всеобщим подъёмом, связанным с победой в Отечественной войне 1812 г.

Основные задачи архитектуры этого времени – решение градостроительных вопросов: в Петербурге создаются уникальные городские ансамбли, завершается планирование основных площадей (Дворцовой и Сенатской), а Москву интенсивно восстанавливают после пожаров 1812 г.

Во многом русский ампир опирался на античность в греческом варианте. Широко использовался суровый и лаконичный дорический (тосканский) ордер. Основные элементы ордера укрупняются, подчеркивается мощь гладких стен, арок и колоннад.

Главное место в строительстве этого времени занимают общественные сооружения. Крупнейшими архитекторами первой половины XIX в. были А.Н. Воронихин, Ф.И. Тома де Томон, А. Д. Захаров, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. Бове и др. 

Андре́й Ники́форович Ворони́хин (1759-1814)

Неизвестный художник. Портрет А. ВоронихинаРусский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.Был крепостным графа А. С. Строганова, отпущен на волю в 1785 г.

Вместе с сыном графа Строганова посетил Францию и Швейцарию, где изучал архитектуру, механику и математику. Впоследствии получил звание академика живописи, а затем – академика архитектуры за проект колоннад в Петергофе.

Первые архитектурные опыты – отделка интерьеров Строгановского дворца в 1793 г.

Главным строением Воронихина является собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге (окончен в 1811 г.).

Обратите внимание

Казанский собор
После Отечественной войны 1812 г. собор был признан памятником русской воинской славы. В 1813 г. здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Интерьер собора
Другое крупное сооружение Воронихина в Петербурге – здание Горного кадетского корпуса (позже института) на берегу Невы. Архитектурной доминантой его стал мощный 12-колонный портик.

Горный институт
Другие работы Воронихина: дом Государственного казначейства, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.

Андреян Дми́триевич Заха́ров (1761-1811)

С. Щукин. Портрет А.Д. Захарова
Работал в стиле ампир. Учился в Академии художеств, а также в Париже у Ж.Ф. Шальгрена, придворного архитектора Наполеона I. Достиг звания главного архитектора Морского ведомства в Петербурге, главного архитектора Гатчины.

Лютеранская церковь св. Петра в Гатчине. Архитектор А.Д. Захаров
Захаров подготовил проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки, по которому архитектор А.А. Бетанкур построил её через несколько лет. Но главным достижением Захарова в архитектуре было проектирование и строительство здания Адмиралтейства.

Главное адмиралтейство в Санкт-ПетербургеИзначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным лично Петром I. В 1732-1738 гг. архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства.К началу XIX в.

архитектура Адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе. Возникла необходимость изменить облик здания, чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими архитектурными ансамблями, расположенными рядом.

В 1806-1823 гг. архитектор А.

Захаров блестяще решил эту задачу. Он почти полностью перестроил Адмиралтейство, оставив лишь изящную башню со шпилем. На месте фортификационных сооружений у верфи был разбит бульвар (сейчас здесь Александровский сад).

Новое грандиозное сооружение имело величественный облик и сохранило его центральное положение в городе: главные магистрали сходятся к нему тремя лучами.

Кораблик на шпиле здания Адмиралтейства является одним из символов Санкт-Петербурга.

Жан-Франсуа Тома́ де Томо́н (1760-1813)

Французский художник и архитектор, работавший в России в стиле классицизма.В Россию прибыл в 1799 г. по приглашению князя А. М. Голицына.В 1801-1805 гг. по желанию императора Александра I увеличил и отделал заново Большой театр в Санкт-Петербурге, получив за это титул придворного архитектора.

Тома де Томон увеличил объём здания, пристроил со стороны главного фасада 8-колонный ионический портик с фронтоном в стиле высокого классицизма. Театр получил богатую внутреннюю отделку. Царская ложа из середины театра по желанию императора Александра I перенесена была в 1-й ряд лож и ничем не отличалась от остальных лож.

Большой Каменный театр стал столичной достопримечательностью наряду с Адмиралтейством и Казанским собором.

Большой театр. Фото 1886 г.
В 1805 г. Тома де Томон принял от Кваренги неудачный проект Санкт-Петербургской биржи на Васильевском острове и создал новый.

Важно

По его проекту построено величественное здание Биржи, охваченное двойным рядом дорических колонн на гранитном основании, к которому ведут широкие парадные лестницы.

На фоне фронтонов с огромными полуциркульными окнами расположены скульптуры работы И. П. Прокофьева и Ф. Ф. Щедрина.

Здание Биржи
Другие работы Тома де Томона: ансамбль стрелки Васильевского острова с двумя пологими спусками к Неве и ростральными колоннами; проект мавзолея Павлу I в Павловске; старый Одесский оперный театр; военный госпиталь в Одессе; Монумент Славы в Полтаве в честь столетия Полтавской битвы; фонтаны вдоль дороги из Петербурга в Царское Село и др.

Монумент славы в Полтаве

Васи́лий Петро́вич Ста́сов (1769-1848)

А. Варнек. Портрет В.П. Стасова
Русский архитектор. Из семьи небогатых дворян. Работал в Экспедиции архитектурных дел. Академик Петербургской академии художеств. Важнейшие его постройки – Спасо-Преображенский собор, Нарвские триумфальные ворота, Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге.

Нарвские триумфальные ворота в Санкт-ПетербургеСпасо-Преображенский собор построен в 1829 г. в стиле ампир на месте более раннего храма.

Читайте также:  Общественное движение второй половины xix века

Площадь собора составляет 1180 м². Фасады оформлены 12-метровыми четырёхколонными портиками ионического ордера.

Спасо-Преображенский собор 

Завершает здание мощный световой барабан с куполом, по углам – четыре главки-колокольни. В северо-западной колокольне установлены башенные часы.

Капитель одной из колонн
Стены собора декорированы лепными панно с воинскими атрибутами, т.к. во время царствования императора Павла I полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии».

Троице-Измайловский собор в Петербурге был построен в 1828-1835 гг. в стиле ампир. Во времена Петра I на этом месте стояла деревянная часовня. В 1754 г. на этом месте был заложен новый деревянный 5-главый храм. После наводнения 1824 г. архитектору В.П.

Стасову было предложено разработать проект нового каменного храма, образцом должна была оставаться старая деревянная церковь.Высота собора составляет 80 м. Вмещает более 3000 человек.

Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.Фасады собора оформлены 6-колонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков – бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С.

И. Гальберга.

Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора – художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.

О́сип (Иосиф; Джузеппе) Ива́нович Бове́ (1784-1834)

Неизвестный художник. Портрет О. Бове

Российский архитектор, прославившийся реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Работал преимущественно в стиле классицизма.
Родился в Санкт-Петербурге в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова, приехавшего в Россию в 1782 г. для работы в Эрмитаже. Архитектурное образование получил в архитектурном училище при Экспедиции Кремлёвского строения у Ф. Кампорези.

Большой театр. Рисунок XIX в.

Под руководством Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля (не сохранились), проведена реконструкция Красной площади, снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров, разбит Кремлёвский (Александровский) сад, построены Манеж, Театральная площадь с Большим (Петровским) театром (в 1821-1824 гг.

проект был переработан А. А. Михайловым). Бове также построил Градскую больницу за Калужской заставой, Триумфальные ворота.

Госуда́рственный академи́ческий Большо́й теа́тр Росси́и (ГАБТ) – один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Комплекс зданий театра расположен на Театральной площади в центре Москвы.

Совет

Театральная площадь
В марте 1853 г. театр сгорел; от пожара, длившегося несколько дней, уцелели только каменные внешние стены здания и колоннада портика. Был восстановлен по проекту А. Кавоса.

Большой театр. Современный вид

Доме́нико Жиля́рди (1785-1845)

М. Быковский. Портрет Д. Жилярди
Швейцарский архитектор, работавший в Москве. Сын архитектора Джованни Жилярди, двоюродный брат Алессандро Жилярди. Лично и в соавторстве с А. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 г.

общественные здания Москвы: Университет на Моховой, Слободской дворец, Екатерининский институт и др. Автор городских усадеб, здания Опекунского Совета и загородной усадьбы Кузьминки.

Работал над восстановлением Колокольни Ивана Великого и других зданий Кремля.

Здание Опекунского совета. Стиль ампир8-колонный портик увенчан фризом работы скульптора И. П. Витали и треугольным фронтоном. Колоннада поднята на высокий подиум с основанием, прорезанным входными арками. Ко входу ведёт широкая лестница. Здание завершено куполом на массивном барабане с полукруглыми окнами. Назначение Опекунского совета – попечение о незаконнорождённых детях и сиротах.В 1847 г.

по проекту М. Д. Быковского здание было перестроено, центральная часть его оставлена без изменений, как и интерьеры центральных залов.

Уса́дьба Кузьми́нки – бывшая усадьба князей Голицыных на землях Кузьминского парка в современных московских районах Кузьминки и Выхино-Жулебино. Постройки расположены по обоим берегам реки Чурилихи (Пономарки), на которой устроена система Кузьминских прудов.

Конный двор зимой
В середине XIX в.

в состав архитектурно-паркового ансамбля усадьбы Кузьминки входило большое количество жилых и подсобных строений, в том числе господский дом, египетский павильон (кухня), пристань и «перевозной» плотик, галерея за прудом, оранжерея, конный двор с музыкальным павильоном, кузница, баня, Влахернский храм, ризница, хозяйственные флигели, флигель священнослужителей, больница для крестьян и др.

Храм Влахернской Божьей Матери

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-rossii-xix-veka/806-russkaya-arkhitektura-pervoj-poloviny-xix-veka

Архитектура России второй половины XIX века Экл

Архитектура России второй половины XIX века

Экл ктикаее ( эклектизм , историзм ) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830 -е-1890 -е гг.

Использование элементов архитектурных стилей ( неоренессанс, необарокко , неорококо , неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль ) называют эклектикой в советской и российской практике. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции.

Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках.

Обратите внимание

Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Неоренессанс Дворец великого князя Владимира Александровича, архитектор Резанов

Дворец Белосельских-Белозерских, архитектор Штакеншнейдер необарокко

Неоготика Ласточкино гнездо 1911 -1912, Л. В. Шервуд

Новопетергофский вокзал 1855 -1857, Н. Л. Бенуа

Готическая капелла Александра Невского в Петергофе, 1831 -1834 гг. К. Ф. Шинкель

Белая башня в Александровском парке города Пушкин в 1821 -1827 гг. Проект архитектора А. А. Менеласа

Дворец строился с 1830 по 1848 гг. , как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова. Дворец был построен по проекту английского архитектора Эдварда Блора, который, по слухам, никогда не был в Алупке. Неомавританский стиль

Северный фосад дворца Воронцовых в Крыму

Особн к Арс ния Мор зоваяе ее ое (ныне Дом приёмов Правительства РФ ; с 1959 года до конца 1990 -х — Дом дружбы с народами зарубежных стран ) — особняк в центре Москвы , на улице Воздвиженка (дом № 16), построенный в 1895 — 1899 годах архитектором Виктором Мазыриным

Неовизантийский стиль Морск й соб р ое ое свят теля Никол я ие ае Чудотв рца ое. Построен в 1913 году архитектором Василием Косяковым

Неорусский стиль Кафедр льный Соб рный храм ае ое Христ Спас теля (собор ае ие Рождества Христова) в Москве, архитектор К. Тон, храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994 -1997 гг.

Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа , 1890 -1893, архитектор Александр Померанцев)

Государственный Исторический музей ; до 1917 года Императорский Российский Исторический музей имени Императора Александра III (до 1881 — Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревич ), арх Шервуд В. О. , 1875 —

Важно

БАСИНА ДОМ (пл. Островского, 5// пер. Крылова, 7 в Петербурге), пам. архитектуры «рус. стиля», собств. доходный дом арх. Н. П. Басина (сооружен по его проекту в 1878 -79).

Соб р Воскрес ния Христ ва ое ее ое на Кров ие (Спас на крови) Архитектор Парланд А. А. 1883 —

Источник: https://present5.com/arxitektura-rossii-vtoroj-poloviny-xix-veka-ekl/

Презентация к уроку МХК «Архитектура и скульптура 2й половины XIX века в России»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация к уроку МХК «Архитектура и скульптура 2й половины XIX века в России»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Архитектура России второй половины XIX века Корина Илона Викторовна
2 слайд Описание слайда:

Исторические события В середине XIX в.

Россия пережила сильные потрясения Поражение в Крымской войне 1853-1856 гг Смерть Николая I Отмена крепостного права и другие реформы Александра II => потребность в переменах Корина Илона Викторовна
3 слайд Описание слайда:

Архитектура Еще в первой половине девятнадцатого века Москва была во многом патриархальным, купеческо-мещанским городом, не испорченным зарождающимся индустриальным капитализмом. Все изменилось с середины 19 века с бурным развитием промышленности и торговли Корина Илона Викторовна Корина Илона Викторовна
4 слайд Описание слайда:

Москва конца 1860х годов
5 слайд Описание слайда:

Меняется и облик Петербурга
6 слайд Описание слайда:

Архитектура Основное направление в архитектуре – Эклектизм Характерно: копирование элементов и форм архитектурных стилей прошлого (древнерусского, византийского, барокко, романского, готики и т.д.) Эклектика породила неоренессанс, необарокко, неоготику, неорококо, неорусский стиль Корина Илона Викторовна

7 слайд Описание слайда:

Неорусский стиль Важные идеи того времени – ИСТОРИЗМ и ПАТРИОТИЗМ В архитектуре: Черты древнерусского зодчества Орнаменты, заимствованные из народной вышивки или воспроизводящие резьбу по дереву доходный дом Н. Н. Никонова, 1894, Пб искусная стилизация, последовательно сочетался с другими, интернациональными стилями
8 слайд Описание слайда:

Новые типы зданий Доходные дома Банки Конторские постройки Пассажи (универсальные магазины) Корина Илона Викторовна
9 слайд Описание слайда:

Доходные дома Пик строительства – вторая половина XIX века Нередко занимали целые кварталы Существовали дома и квартиры для жильцов практически всех классов и уровней достатка
10 слайд Описание слайда:

Совет

Доходные дома Корпус доходного дома занимал всю доступную на участке землю, сада нет (экономия) украшался обычно только уличный фасад здания, куда выходили окна дорогих квартир Доходный дом Н. Б. Юсупова 1886 г. — арх. Х. И. Грейфан Корина Илона Викторовна

11 слайд Описание слайда:

Доходные дома в Москве В 1875 г. Троице-Сергиева лавра воздвигнула первый пятиэтажный доходный дом с башенкой, долгое время остававшийся самым большим гражданским зданием Москвы К началу XX столетия в Москве 5-8 этажных доходных домов насчитывалось около 800 1874-1876, арх. П.П.Скоморошенко Ул.Ильинка, 5
12 слайд Описание слайда:

Пассажи (торговые дома) Пассаж на Невском пр. 1846-1848 гг. — арх. Р. А.Желязевич
13 слайд Описание слайда:

Банки Русский для внешней торговли банк, Пб  1871-1888 гг. архитектор Шретер В.А.
14 слайд Описание слайда:

Конторские постройки Дом Общества для заклада движимых имуществ — Здание ломбарда . 1853 г. , арх. Желязевич Р. А
15 слайд Описание слайда:

Особняки Особняк А. В. Каншина, 1868 г., арх. Винтергальтер Г. И.  
16 слайд
17 слайд Описание слайда:

Главный фасад храма Христа Спасителя.  1832 год. Архитектор К. Тон.  Современный вид
18 слайд Описание слайда:

Интерьер. Рисунок К. Тона, март 1861 года Разрез по линии
19 слайд Описание слайда:

Храм Христа Спасителя Памятник войне 1812 г Арх. Константин Андреевич Тон, (1839-1880) автор попытался суммировать национальные строительные традиции России – византийские, московские, владимирские В то же время — строгость и симметрия, рожденная «ученым» академическим классицизмом

20 слайд Описание слайда:

Параметры Высота – 103м Площадь – 6805 м2 Ǿ центрального купола – 25,5м Вместимость – 10 тыс.человек 4 колокольни – 14 колоколов Корина Илона Викторовна
21 слайд Описание слайда:

Храм Христа Спасителя В плане храм представляет равноконечный крест Пять куполов луковичной формы Четырехстолпный килевидные закомары, как у московских храмов XV — XVI вв опоясывающая основной объем храма крытая двухъярусная галерея на уровне окон аркатурный пояс Корина Илона Викторовна
22 слайд Описание слайда:

Читайте также:  Литература и искусство

Интерьеры Скульптурный и живописный декор Корина Илона Викторовна
23 слайд
24 слайд Описание слайда:

Храм Воскресения на Крови 1883-1907 на месте, где 1 марта 1881 года смертельно ранили Царя-Освободителя Александра II по проекту Альфреда Парланда использованы композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля XVII века мозаичное убранство украшает храм снаружи и внутри Корина Илона Викторовна
25 слайд Описание слайда:

Обратите внимание

Декор фигурные наличники кокошники пояски изразцы цветная глазурованная черепица Пять куполов храма покрыты ювелирной эмалью площадью 1 000 кв. м. колокольню украшают мозаичные гербы городов и губерний Российской империи Корина Илона Викторовна

26 слайд Описание слайда:

Интерьер Храма иконостас, стены и пол облицованы поделочными и полудрагоценными камнями Четыре колонны из алтайской яшмы Мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды Живописные композиции Виктора Васнецова, Николая Бруни и др
27 слайд Описание слайда:

Место ранения Александра II Сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика Находится в западной части храма, прямо над ней колокольня с большим золотым куполом
28 слайд
29 слайд Описание слайда:

Исторический музей проект архитектора В. О. Шервуда и инженера А. А. Семёнова 1875— 1881 заимствовал отдельные детали из рукописей, из архитектуры Останкинской церкви, из Коломенского дворца краснокирпичный «древнерусский» декор шатровые башни
30 слайд Описание слайда:

Здание Политехнического музея 1877г. архитектор А.И. Монигетти
31 слайд
32 слайд
33 слайд Описание слайда:

Верхние торговые ряды (ГУМ) Арх. Н.А.Померанцев, инж. В.Г.Шухов 1889-1893 Прогрессивное для своего времени сооружение сочетает конструкцию из железа и стекла (перекрытия-дебаркадеры) с отвечающим духу эпохи неорусским стилем Корина Илона Викторовна

34 слайд
35 слайд Описание слайда:

Верхние торговые ряды две башни, повторяющие завершение здания Исторического музея Занимающие целый квартал ряды состоят из 3 протяжённых пассажей (размещалось более 1000 магазинов), связанных между собой поперечными проходами проходам соответствуют 3 углублённых подъезда Внешний и внутренний декор воспроизводит детали архитектуры XVII в.
36 слайд
37 слайд Описание слайда:

Универсальный магазин «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ) архитектор Клейн Роман Иванович 1908г – открытие в стиле европейской готики с элементами модерна применение металлических конструкций и стальной каркас здания по проекту знаменитого инженера В. Г. Шухова => обилие света и внутренний простор. Корина Илона Викторовна
38 слайд Описание слайда:

Архитекторы во вт. половине 19 века искали источник вдохновения в национальных исторических традициях, пытаясь отобрать лучшее, и на этой основе пытаясь создать оригинальный стиль. На деле – стилизация, подражание => эклектизм Корина Илона Викторовна
39 слайд Описание слайда:

Скульптура России второй половины XIX века Корина Илона Викторовна
40 слайд Описание слайда:

Скульптура Переживает кризис Характерно: Сюжетность Историческая и бытовая правдоподобность Большое количество деталей, подробностей Станковая жанровая скульптура, обратившаяся к крестьянской теме Нестор-летописец. М.Антокольский Петр I М.Антокольский
41 слайд Описание слайда:

Марк Антокольский «Иван Грозный», 1875 «мучитель и мученик»
42 слайд Описание слайда:

Важно

Иван Грозный в момент тревожных раздумий монашеское одеяние. Царская шуба, скинутая с плеч, свисает с кресла худая сгорбленная фигура пронизана нервным напряжением противоречивость Грозного: исторический долг и совесть, жестокость и раскаяние, внутренний суд человека и суд истории Корина Илона Викторовна

43 слайд Описание слайда:

Скульптор Беклемишев «Деревенская любовь» Корина Илона Викторовна
44 слайд
45 слайд
46 слайд Описание слайда:

Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде Скульптор М.О.Микешин,1862 Высота — 15,7 м, диаметр постамента — 9 м имеет форму колокола (или «шапки Мономаха») 129 фигур Скульптурные изображения делятся на три уровня
47 слайд Описание слайда:

Венчает монумент фигура стоящей на коленях перед ангелом женщины, олицетворяющей Россию
48 слайд Описание слайда:

Средняя часть — шесть скульптурных групп, символизирующих различные периоды истории Русского государства: призвание варягов на Русь (862г) крещение Руси начало изгнания татар образование единой Руси начало династии Романовых образование Российской империи (1721 год).
49 слайд Описание слайда:

В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей. Фриз делится на четыре раздела: «Военные люди и герои» «Просветители» «Государственные люди» «Писатели и художники» Корина Илона Викторовна

50 слайд Описание слайда:

Трудно оценить по достоинству из-за обилия фигур и подробностей Корина Илона Викторовна
51 слайд
52 слайд Описание слайда:

Памятник Пушкину, 1880 скульптор А.М.Опекушин в бронзе Высота памятника вместе с фигурой составила около 11 м пьедестал –изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, 18 низких гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой, а между ними – гирлянды литых лавровых листьев Корина Илона Викторовна
53 слайд Описание слайда:

Пушкин одет в длинный сюртук, поверх которого наброшен широкий плащ Непринужденная поза Момент вдохновения Скромно, но возвышенно Корина Илона Викторовна

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-mhk-arhitektura-i-skulptura-y-polovini-i-veka-v-rossii-248460.html

Русская архитектура второй половины XIX века

Во второй половине XIX в. бурно развивается строительство. Строятся жилые дома и банки, торговые центры и дворцы, храмы и мечети.

Еще до Крымской войны была собрана значительная сумма на строительство собора святого Владимира в Севастополе на территории древнего Херсона, где по преданию киевский князь Владимир принимал христианство.

Огромный крестовокупольный храм по этому проекту сооружался долго – строительство из-за нехватки финансов несколько раз останавливалось. Зам время строительства сменилось несколько ведущих архитекторов – К. Вяткин, Н. Арнольд, Ф. Чагин и Безобразов.

Но в 1892 г. строительство собора завершилось.

Совет

Еще до войны 1864 г., в самом Севастополе началось сооружение собора, который также получил название Владимирского. Война остановила строительство. В 1962 г. под руководством архитектора А.А. Авдеева строительство храма возобновляется. Разработанный им проект основывается на византийском стиле. Храм строился довольно долго, более 20 лет, и только в 1888 г. строительство было завершено.

Храм однокупольный с восьмигранным барабаном и треугольными фронтонами по все фасадам. Сооружен он из местного светлого известняка, на фоне которого выделяются темные колонны из лабрадорита с мраморными резными капителями. Храм является украшением города. Расположен он на Центральном холме. Общая высота храма – 32,5 м. Это, пожалуй, одно из самых заметных зданий прекрасного Севастополя.

Надо отметить, что во второй половине XIX в. храмовому строительству уделялось должное внимание. К 1911 г. было завершено строительство Фаросской церкви. Архитектор очень удачно выбрал место строительства: на пересечении дороги Ялта – Севастополь, у Байдарских ворот. Сам храм расположен на высоком скалистом выступе.

В 1909 – 1914 гг. архитектором Тер-Микеловым по эскизам художника Вардгеса Суренянца построена армянская церковь в Ялте. Она сооружена на крутом склоне, и к ней ведет грандиозная лестница, обсаженная с обеих сторон кипарисами.

Продолжается, прежде всего на Южном берегу, строительство дворцов и особняков, архитектурный стиль которых самый разнообразный.

Особенно выделяются своей претензией на оригинальность «Ласточкино гнездо» и «Кичкинэ». «Ласточкино гнездо» построено на обрыве Аврориной скалы, нависающей над морем. Дача построена в 1911 – 1912 гг.

для нефтепромышленника барона Штейнгеля в ярко выраженном готическом стиле.

Дворец «Кичкинэ» (Малютка) построен на мысе Ай-Тодор в 1908 – 1911 гг. Своей оригинальностью он вызывает самые противоречивые отзывы.Но, так или иначе, «Кичкинэ», очень колоритен и всегда привлекает внимание.

Не менее колоритен дворец «Дюльбер» (Прекрасный), построенный по проекту архитектора Н.П. Краснова в 1896 – 1897 гг. В архитектуре дворца использованы восточные мотивы. На ослепительно белой каменной глади стены эффектно выглядят голубые горизонтальные полосы глазурованной керамической плитки.

Обратите внимание

По проекту архитектора Н.П. Краснова построен для русского императора Николая II Ливадийский дворец – лучшее здание начала ХХ в. в курортной Ялте. Дворец строился как летняя резиденция Русского царя. В его строительстве участвовало большое количество рабочих, 52 русские фирмы и фабрики. Благодаря этому дворец был сооружен за 17 месяцев – с апреля 1910 по сентябрь 1911 гг.

Чистота стиля нарушена включением мотивов византийской (церковь), арабской (дворик), готической (колодец с химерой) архитектуры. Прекрасен главный вход во дворец с севера.

Он будто перенесен сюда с лучших итальянских образцов: изящные колонки коринфского собора поддерживают тонко профилированную аркаду, ею можно любоваться бесконечно. Все облицовано светло-серым мрамором.

Великолепная резьба по мрамору заполняет пространство между арками.

Восхитителен флорентийский дворик (его называют также итальянским) с тосканской колоннадой несущей арки, с журчащим беломраморным фонтаном в центре. Изумительно хороши узорчатые ворота работы уральских мастеров. Интересен по цвету, изящен по рисунку арабский дворик.

Внутри дворца особенно торжественно оформлен Белый зал, отличающийся обилием света и изысканностью лепной отделки потолка. В биллиардной использованы элементы английской архитектуры XVI в. (стиля Тюдор).

В результате поисков архитекторами в города Крыма появлялись оригинальные здания, не потерявшие своей привлекательности и до наших дней.

В память о героической обороне Севастополя в 1895 г. на Екатерининской улице (ныне ул. Ленина) архитектором А.М. Кочетовым и скульптором Б.В. Эдуардсом было построено специальное музейное здание (ныне музей КЧФ).Здание небольшое, изящное, с пышным декором, обилием резьбы по камню, всевозможными украшениями.

Самое крупное мемориальное сооружение в память о крымской войне – здание Панорамы. Строительство ее было завершено в 1904 г., автором является военный инженер О.И. Энберг, при участии архитектора Ф.А. Фельдмана.

Важно

Это цилиндрическое здание с куполом (его диаметр и высота равны 36 м). Стоит здание на массивном прямоугольном цокольном этаже, обработанным глубоким рустом.

Вертикальное членение стен подчеркнуто пилястрами, между которыми в нишах стоят бюсты героев обороны.

Своеобразно по архитектурному стилю здание евпаторийской городской библиотеки, построенной в 1912 г. Здание сооружено в стиле ампир.

В плане оно повторяет древнегреческий круглый храм с той лишь разницей, что коллонадой окружены только боковые секторы, образуя крытые террасы.

Классические дорийские колонны (по четыре с каждой стороны) поддерживают узкий, опоясывающий все здание архитрав и перекрывающий его сплошной фриз.

Рост городов и городского населения, а также возросшие культурные и духовные запросы настоятельно требовали увеличения количества общественно-культурных заведений. Самым красивым и оригинальным считался театр, построенный в курортной Евпатории.

Фасад здания был оформлен в присущем П.Я. Сеферову в неоклассическом стиле: центральный фронтон опирался на восьмиколонный портик – по четыре сдвоенные опоры мощных столбов нижнего этажа. Такие же колонны ионийскими капителями поддерживали перекрытия смотровых балконов. Из основного контура сооружения по сторонам выступают ризалиты со своими небольшими фронтонами

Мода конца XIX века

Начиная с 1877 года и до середины 80-х годов мода опять претерпела изменения. В убранстве комнат появляются драпировки. Портьеры и гардины собираются тяжелыми складками и подборами, обшиваются бахромой и аграмантом, вышиваются стеклярусом. Драпируют и мебель: стулья, кресла и диваны.

Совет

Это в некоторой степени оказало влияние и на костюмы. К 1880 году женская фигура, плотно окутанная тканью и задрапированная, появилась в форме, которую современники прозвали «русалкой»: затянутый в корсет по самые бедра тонкий стан плавно переходил сзади в драпированный трен*, напоминавший русалочий хвост.

Читайте также:  Изменения в социальной структуре россии. помещики и буржуазия.

Впервые за всю историю костюма женская фигура предстала во всей красоте своих естественных линий и пропорций. Футляр корсета только помогал достичь идеала в совершенстве красоты торса, а костюм, плотно прилегающий к телу, довершал его скульптурность, послушно следуя его изгибам и движению.

В общем, из всего арсенала костюмов, какими располагала мода за несколько столетий, это было самое удачное ее произведение.

Являясь совершенством формы, этот костюм был и совершенным выражением существа женщины в представлении буржуазного мира. Красивое тело как ценность, какой обладает женщина как предметом торговли, получило самую выразительную оболочку, оболочку-рекламу, оболочку-вывеску.

Может быть, поэтому мы не мыслим себе Ларису из «Бесприданницы» в костюме иной формы.

«Волки и овцы» Островского, «Милый друг» Мопассана, «Профессия миссис Уоррен» Шоу, «Анна Каренина» Толстого — далеко не полный перечень произведений, в которых такая форма костюмов органично дополняет содержание.

Золя в романе «Добыча» в нескольких фразах раскрыл психологическое значение такого костюма.

«…Ренэ носила декольте с таким презрением к посторонним взглядам, столько спокойствия и нежности было в ее наготе, что она даже не казалась неприличной… когда она проходила по залам в роскошном наряде из розового фая… мужчины проталкивались вперед, чтобы увидеть ее.

Полуденная прогулка Князь Робер Княгиня Зизи
Картины художника Джованни Болдини

Источник: http://kursak.net/russkaya-arxitektura-vtoroj-poloviny-xix-veka/

Культура России XIX века — архитектура, литература, живопись

Подробности Опубликовано: 17 февраля 2013 Обновлено: 17 февраля 2013 Просмотров: 17584

Россия первой половины XIX века представляла собой государство ярких контрастов, где, наряду с бурным развитием капитализма, процветало крепостничество, где идеи свободы, равенства и братства не могли пробиться сквозь мощную стену абсолютного самодержавия и воплотиться в реальность. С одной стороны, великие географические открытия, крупные научные достижения в области математики, физики, медицины ставили Россию в один ряд с развитыми европейскими странами, растущие экономические потребности страны стимулировали создание новых учебных заведений. С другой стороны, существовали такие факторы, как нежелание правительства менять устоявшийся жизненный уклад, стремление ограничить свободу граждан и ввести жесткую цензуру.

Исторические события первой половины XIX столетия диктовали новые настроения в обществе. После блестящей победы над наполеоновской империей идеи патриотизма, героики, величия России нашли яркое выражение во всех сферах отечественной культуры, и прежде всего, в архитектуре той эпохи.

Одним из наиболее талантливых мастеров первой половины XIX столетия был крепостной архитектор графа Строганова А.Н. Воронихин.

Обратите внимание

Построенный им Казанский собор в Петербурге представляет собой торжественный монументальный ансамбль, вызывающий скорее не религиозное настроение, а сознание величия России. Впоследствии перед собором были возведены памятники героям Отечественной войны М.И. Кутузову и М.Б.

Барклаю-де-Толли, созданные скульптором Б.И. Орловским. Это еще усилило гражданский характер ансамбля как храма славы русской военной доблести.

Для выражения величия и славы России, зодчие того времени использовали наследие античной культуры, принципы и формы архитектуры древней Греции и Рима. Таково построенное Ж. Тома де Томоном здание биржи.

Окруженное открытой колоннадой со всех сторон, оно поражает своей ясностью и простотой.

Весь ансамбль – здание биржи, ростральные колонны, каменный спуск, ведущий к реке, — архитектор искусно вписал в окружающий пейзаж города и суровые просторы Невы.

Среди известных архитекторов первой половины XIX века необходимо упомянуть также А.Д. Захарова и его детище – классически простое здание Адмиралтейства, скульптурное оформление которого подчинено общей идее утверждения России как морской державы.

Уже на закате русского классицизма О.

Монферран создает один из крупнейших памятников XIX века – Исаакиевский собор, который должен был символизировать единство самодержавия и православия, прославлять царей земных и небесных.

Тяжелый, изнурительный труд при создании главного православного храма Петербурга, призванного еще более утвердить крепостнические порядки, привел к гибели огромного количества безвестных крестьян.

Важно

В то же время назревали события, открывшие первую страницу в истории российского революционного движения.

14 декабря 1825 года на Сенатской площади построились полки, во главе которых выступили офицеры, решившие изменить государственный строй.

В тот же день восстание было разгромлено, а зачинщиков заковали в Петропавловскую крепость, пятеро из них были казнены. Общественные настроения отразились в литературных произведениях того времени.

История не дала точного ответа, почему А.С. Пушкин не стал участником заговора декабристов, однако их взгляды и основные идеи он воплотил в своем творчестве.

Стихотворения «Во глубине сибирских руд», «Деревня» посвящены первым борцам за народную свободу и пронизаны надеждами на эту «просвещенную свободу». Гениальное творение Пушкина «Евгений Онегин», названное В.Г.

Белинским «энциклопедией русской жизни», оказало огромное влияние на развитие всей русской речи. Его поэтические традиции были продолжены в сочинениях М.Ю. Лермонтова.

Произведения Н.В. Гоголя «Ревизор», «Мертвые души» под налетом тонкого юмора скрывают глубокие социальные проблемы российского общества. На подмостках российских театров, наряду с драматическими произведениями Н.В. Гоголя и А.С. Грибоедова, операми М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского, ставились балеты при участии известных французских балетмейстеров Ш. Дидло и Ж. Перро.

Тема народа появляется в этот период и в живописи. Первым к этому сюжету обращается А.Г. Венецианов, создавая несколько идеализированный образ крестьянина-труженика. К.П. Брюллов ставил перед собой задачу показать состояние народа, его величие и красоту в момент страшной катастрофы, воплотив ее в своей картине «Последний день Помпеи».

Совет

Народ, «жаждущий слова свободы и идущий дружной толпой за своим проповедником», изображен на монументальном полотне А.А. Иванова «Явление Христа народу». Ярким представителем критического реализма в живописи стал П.А.

Федотов, в своих картинах акцентируя внимание на человеческих недостатках и слабостях, высмеивая пошлость и низость современных ему нравов.

Источник: https://www.ckofr.com/istoriya/574-kultura-rossii-xix-veka-arxitektura-literatura-zhivopis

Российская архитектура XIX века

В архитектуре первой половины XIX века доминировал класси­ческий стиль с его колоннадами и фронтонами. Он пришел на смену барокко в конце предыдущего века. В первые десятилетия нового века развернулось широкое строительство в обеих столицах, в губернских городах. Строились общественные и административные здания, театры, музеи.

Это время оставило много замечательных памятников архитектуры. Работала плеяда выдающихся архитекто­ров. В Петербурге в градостроительной практике преобладал ансам­блевый подход. Было завершено формирование основных площа­дей — Дворцовой, Адмиралтейской, Сенатской. По проектам А.Н.

Воронихина были созданы такие архитектурные шедевры, как Казанский собор (1801—1811 н.), Горный кадетский корпус (1806— 1811 гг.). Один из выдающихся архитекторов начала века А.Д.

За­харов создал великолепное здание Адмиралтейства как символ славы Петербурга (оно было построено на месте старого адмирал­тейства, от которого был оставлен только шпиль). Еще одним архитектурным памятником этих лет является здание Петербургской биржи, построенное работавшим в России швейцарским архитек­тором Тома де Гомоном.

Мастер ансамблевого подхода Карл Ива­нович Росси, создав Михайловский дворец (ныне Государственный русский музей) и Здание Главного Штаба, завершил ансамбль Дворцовой площади. Им же был создан Александрийский театр.

Крупнейшим архитектурным сооружением в Петербурге стало строительство Исаакиевского Собора, которое продолжалось 40 лет (с 1818 по 1859 г.), и было решено в формах классицизма. Перво­начальный проект А.

Монферрана был значительно переработан группой видных русских архитекторов — В.П. Стасовым, К.И. Рос­си, А.А. Мельниковым и А.И. Мельниковым, которые вошли в специальный комитет по строительству храма.

Росписи внутри храма были выполнены художниками К.П. Брюлловым, П.В. Васи­ным, Ф.А. Бруни и др. А. Монферран спроектировал и Александ­ровскую колонну на Дворцовой площади в Петербурге (1829—1834), органично вошедшую в ансамбль и придавшую ему большую выра­зительность.

Обратите внимание

В середине века в Петербурге было построено новое здание Эрмитажа, выполненное в стиле архитектуры Возрождения:

проект П. Кленце, строители — архитекторы Н.Е. Ефимов и В.П. Стасов.

В градостроительной практике Москвы решались несколько иные задачи. Шло интенсивное восстановление города после по­жара 1812 г., уничтожившего более две трети города. В ходе восста­новления многие старые здания перестраивались. Своеобразием московской архитектуры было сочетание новых идей, пришедших в XIX в.

, с традициями архитектуры прошлых лет. Архитектор О.И. Бове осуществил реконструкции Красной площади. Она была расчищена от мелких построек и в середине 10-х гг. получила великолепные торговые ряды, удачно сочетавшими старую русскую архитектуру с функциональными задачами.

Бове построил новое здание Большого театра, открывшего в 1825 г., и создал ансамбль Театральной площади, органически увязанной со зданием театра и сохранившимися постройками старой архитектуры. О.И.

Бове была также создана Триумфальная арка в честь победы над Наполеоном (на заставе Тверского тракта; ныне перенесена на проспект Куту­зова).

Другой крупный архитектор Д. Жилярди осуществил перестрой­ку сгоревшего во время пожара здания Московского университета. Очень интересными работами были два частных дома, построенных архитектором А.Г. Григорьевым на Пречистенке: дом Хрущевых (1814 г.; ныне музей А.С. Пушкина) и дом Станицкой (1817—1822 гг.; ныне музей Л.Н. Толстого).

По проектам архитектора К.А. Тона, ученика Воронихина, были построены Большой Кремлевский дворец (1839—1849), Оружейная палата (1844—1851), Николаевский вокзал (1856). Наиболее крупной церковной постройкой К.

А. Тона был храм Христа Спасителя в Москве, выполненный в «русско-византийском» стиле. Его строи­тельство продолжалось более 40 лет (1839—1883). В осуществлении росписей внутри храма приняли участие многие видные художники.

Из самых значительных произведений монументальной скуль­птуры первой половины XIX в. следует назвать Памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804—1818) скульптура И. Мартоса. Он органически вливался и как бы завершал оформление Красной площади.

Важно

Статуи и скульптурные группы для Адмиралтейства Ф. Щедрина. Колесница Славы, запряженная шестеркой лошадей и сопровождаемая двумя воинами, выполненная скульпторами С.С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским.

Она была водружена на триумфальной арке, перекинутой архитектором Росси между двумя зданиями Главного Штаба. Можно также отметить скульп­турную группу, правда, уже несколько другого масштаба и звучания, П.К.

Клодта «Укрощение коня» на Аничковом мосту в Петербурге. Целый ряд интересных работ скульпторов Ф. Толстого, Б. Орловского.

В архитектуре второй половине XIX в. наблюдаются кризисные явления. В градостроительстве все чаще встречается сочетание элементов различных стилей — Ренессанса, барокко. Древней Ви­зантии, Древней Руси. Утрачивается чувство ансамбля. Предаются забвению традиции монументальной скульптуры.

С 30-х годов начинается поиск русского стиля в архитектуре. Этого требовали и официальные правительственные круги. Однако поиск часто сво­дился к простому копированию старых русских форм. И только тогда, когда изучили образцы старинного русского зодчества, были достигнуты определенные успехи.

Это движение к русскому стилю шло от реставрации старых форм к их свободному сочетанию для осуществления новых архитектурных задач. Первыми такими зда­ниями в Москве стали здание Исторического музея (архитекторы А.А. Семенов и В.О. Шервуд), здание Государственной Думы (ар­хитектор Д.Н.

Чичагов) и здание Верхних торговых рядов (архитек­тор А.Н. Померанцев. Ныне здание ГУМа). В области монумен­тальной скульптуры лучшая работа — памятник А.С. Пушкину (1880 г.) в Москве скульптора А. Опекушина. Плодотворно работал скульптор М.М.

Антокольский, запечатлевший в своих скульптурах такие личности, как «Иван Грозный» (1870), «Петр I» (1872), «Ермак» (1891), «Христос» (1874) и др.

Источник: https://magref.ru/rossiyskaya-arhitektura-xix-veka/

Ссылка на основную публикацию