Административно-территориальные единицы на оккупированных белорусских землях

Оккупация и украинизация Белоруссии

После Революции 1917 года провозгласившая независимость Украина пыталась захватить часть Белоруссии с помощью Германии, но столкнулась с партизанской войной

В 1917—1918 годах, сразу же после образования национальных государств из частей бывшей Российской империи, между ними начались территориальные конфликты со взаимными претензиями. Но если в Закавказье вражда между армянскими и азербайджанскими националистами питалась вековыми противоречиями, то границы между украинскими и белорусскими землями хоть и никогда не были четко установлены — ранее предметом спора не были. Центральная Рада в Киеве решила быстро воспользоваться этой ситуацией.

Контактная зона

Исторически украинско-белорусскую государственную границу, с большей долей условности, можно отождествить с границами Великого княжества Литовского после Люблинской унии 1569 года, когда Польша отрезала у ВКЛ Киевскую, Волынскую и Подольскую земли.

Однако Брестчина, Пинщина, Мозырщина и Гомельщина, в прошлом административно связанные с этими землями, остались в составе Белоруссии.

После присоединения части земель Речи Посполитой в конце XVIII столетия к Российской империи белорусско-украинское размежевание стало проходить по границам Гродненской, Минской и Могилевской губерний с территориями Волынской, Киевской и Черниговской губерний, соответственно.

Обратите внимание

При этом, согласно этнографическим исследованиям академика Карского, в начале XX столетия ареал расселения этнических белорусов был значительно шире государственных границ нынешней Белоруссии. Белорусы жили на территории Черниговской и других сопредельных губерний.

Хотя в некоторых южных районах Белоруссии до сих пор говорит на диалектах смешанной, контактной белорусско-украинской группы. Влияние украинского языка просматривается и в восточном Полесье: в Брагинском, Хойникском и некоторых других южных районах современной Гомельской области.

Но это теория, а в 1917 году аргументом при установлении границ новых национальных государств стало право сильного, а не исследования этнографов, лингвистов или историков, и даже не референдумы.Белорусская народная республика (БНР), продекларированная в марте 1918 года в Минске, такой силой не располагала. А вот Центральная Рада Украинской народной республики (УНР) смогла получить поддержку Германии.

Немецкий кулак под украинской вышиванкой

18 февраля 1918 года германские войска, прервав мирные переговоры с советской делегацией в Бресте, начали свое наступление на территорию Белоруссии. Операция получила название «Фаустлаг» — «удар кулаком». Германские войска генерала Гронау легко разметали красногвардейские отряды и отдельные части старой армии, встречавшиеся им на пути. 1 марта 1918 года части второго резервного немецкого корпуса, продвигавшиеся по линии Полесской железной дороги, заняли Гомель и стали продвигаться дальше, в направлении на Новозыбков-Брянск. Наступление немцев было поддержано действиями украинских частей. Вся территория Южной Белоруссии, включая Брест-Литовск, Пинск, Мозырь, Речицу и Гомель, была передана немцами в состав Украины. Юридическим основанием для этого стал Брестский мирный договор, подписанный делегацией УНР с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией 27 февраля 1918 года, и последующие соглашения. Делегация непризнанной БНР не была допущена к переговорам и присутствовала на них только в качестве советников украинской делегации, к мнению которых прислушиваться не захотели.
Первое правительство Белорусской народной республики. Источник: WikipediaПервоначально, согласно статьям Брестского договора, УНР передавалась только южная часть Гродненской губернии: Брест-Литовск и район над Западным Бугом. Но вскоре украинская администрация была установлена в Пинском и Мозырском уездах Минской губернии и в Гомельском и Речицком уездах Могилевской. Фактически над всем белорусским Полесьем. Для немцев в определении северной границы «новой Украины» свою роль сыграли не только притязания их очередных союзников, но и важность полного контроля над железной дорогой Брест — Гомель.А что же белорусские националисты? Представители БНР и УНР продолжали переговоры: в апреле 1918 года в Киев для улаживания территориальных споров выехала делегация во главе с брестчанином Александром Цвикевичем. Переговоры закончились безрезультатно, Центральная Рада не захотела уступать новоприобретенные территории белорусской делегации, в руках у которой был только один аргумент — карта этнографа Карского.Однако никаких серьезных позиций у белорусских партий в Гомеле и на всем юго-востоке Белоруссии не было. Здесь почти не существовало организаций Белорусской социалистической громады, Белорусской партии эсеров, Белорусской социал-демократической партии.Иная картина сложилась в Западной Белоруссии. Большая часть современной Брестской области была захвачена немецкой армией еще в ходе наступления 1915 года. На оккупированной территории, наряду с польскими и еврейскими, были воссозданы и белорусские национальные организации, которые стали придерживаться прогерманской ориентации. В тоже время левые общероссийские партии вынуждены были по-прежнему находиться на нелегальном и полулегальном положении.В 1918 году, после дальнейшей оккупации юго-восточной Белоруссии войсками Германии и УНР, здесь также деятельность политических партий, включая умеренно социалистические, не была запрещена. Но большевики, левые эсеры и анархисты вынуждены были перейти на нелегальное положение. Советы были ликвидированы, а вот городские думы и другие органы местного самоуправления — восстановлены.Одновременно на этих территориях начинается насильственная украинизация. Делопроизводство переводится на украинский язык, что создало трудности для населения. Одним из основных требований гомельских железнодорожников, забастовавших в июле 1918 года, стала отмена украинизации. Что логично — неправильное понимание того или иного технического термина на этом виде транспорта грозило серьезными неприятностями.Помимо этого, рабочий день был увеличен до девяти-десяти часов, тогда как зарплата снижена на 50 рублей, а ее задержки исчислялись месяцами.При этом немцы и их украинские союзники постоянно перекраивают карту Белоруссии. Так, Гомель с его «повитом» (уездом) был включен в состав Черниговской губернии. Пинский повит входит сначала в Волынскую губернию, Речицкий и Мозырский — в Киевскую. Впоследствии, в августе 1918, эти уезды были сведены в Полесский округу (староство). Сюда же были включены и южные части Слуцкого и Бобруйского уездов. Официальной столицей Полесского округа был назначен Мозырь, однако до октября 1918 год окружной административный центр находился в Речице.

Фаустлаг-2

Весной 1918 года немцы наносят второй удар своим вооруженным «кулаком». Но на этот раз — не по большевистским Советам, а уже по украинской Раде. 29 апреля в Киеве происходит военный переворот, в результате которого германские войска разгоняют Центральную Раду и приводят к власти гетмана Павла Скоропадского.

Он ликвидирует в Украине республиканский строй и устанавливает полумонархический режим, который, кроме немецких штыков, опирается на помещиков, бывших офицеров, старое чиновничество и так далее.

Но если в Киеве республиканские украинские деятели подвергаются преследованиям, до арестов и расстрелов включительно, то на оккупированных белорусских территориях принудительная украинизация продолжается.

При гетмане Скоропадском демократические городские думы и земства распускаются, к власти возвращаются так называемые «цензовые» элементы из крупных землевладельцев и собственников. В Гомеле предпринимаются попытки восстановить расквартированный здесь до мировой войны 160-й пехотный Абхазский полк, формируются добровольческие офицерские дружины.

Однако государственная администрация с самого начала оказались заражены сильнейшей коррупцией. Даже революционному подполью удавалось за банальные взятки выкупать на волю своих арестованных товарищей, что в царское время было большой редкостью.

Важно

Помимо насильственной украинизации и восстановлением сословной власти крупных земельных собственников, особое недовольство населения вызывала экономическая политика Украинской державы. Земля вновь возвращалась помещикам, а на крестьянство были наложены тяжелые продовольственные и фуражные поборы в пользу германской армии. Это в итоге вызвало подъем партизанского движения в регионе.

Левые эсеры, анархо-коммунисты и ГРУ

Источник: https://topwar.ru/49486-okkupaciya-i-ukrainizaciya-belorussii.html

Формирование территории и административно- территориальное деление Беларуси. — презентация

1 Формирование территории и административно- территориальное деление Беларуси

2 Истоки государственности относятся к Х в., когда возникло Полоцкое княжество, достигшее наибольшего расцвета в ХІ в.

3 В ХІІІ ХVI вв. территория Беларуси входила в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ), первоначальным ядром которого стали Новогрудские земли. Великое княжество Литовское в те времена было одним из наибольших по территории государств Европы. Его территориальную, а значит, и этническую основу составляли восточные славяне.

4 На протяжении XVI XVIII вв. Беларусь являлась частью федеративного государства Речи Посполитой, объединившего ВКЛ и Польшу. В конце XVIII в. белорусские земли отошли к России и оставались в ее составе до начала ХХ в.

5 В конце XVIII века в результате трёх разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795), практически вся территория современной Белоруссии присоединена к Российской империи. На территориях Российской империи после первого раздела Речи Посполитой были образованы Могилёвская (1772 год) и Полоцкая (1776 год) губернии. В 1778 году они были объединены в одну Белорусскую губернию.

6

7 Белорусская народная республика – первое белорусское национальное государство. Объявлено 25 марта 1918 года

8 После Октябрьской революции 1917 г. в результате сложных исторических процессов 1 января 1919 г. была образована Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Сначала БССР входила в состав Советской России, а с декабря 1922 г. в состав СССР. В 20-х гг. произошло очередное изменение границ Беларуси. Сначала (1919 г.) к Советской России отошли Могилевская, Витебская и Смоленская губернии. Затем по Рижскому договору между Россией и Польшей (1921 г.) территория Беларуси была разделена на 2 части. В составе БССР осталось только 6 поветов Минской губернии. Площадь республики сократилась до 52 тыс. км 2, что составляло лишь четвертую часть территории современной Беларуси. После возвращения 16 поветов Витебской, Могилевской и Смоленской губерний в марте 1924 г., а также Гомельского и Речицкого уездов в декабре 1926 г. площадь БССР увеличилась до 125 тыс. км, а население до 5 млн человек. Западная Беларусь площадью 113 тыс. км отошла к Польше.

Совет

9 Следующее уточнение границ Беларуси произошло в 3040-х гг. В сентябре 1939 г. в состав БССР вошли земли Западной Беларуси, что увеличило общую площадь до 334 тыс. км. Но в октябре 1939 г. земли Виленского края, большинство населения которого составляли белорусы, были переданы Литве. В 1944 г. к Польше отошли 20 районов Белостокской и Брестской областей.

10 В начале Великой Отечественной войны территорию Белоруссии оккупировали немецкие войска. Территория Белоруссии была объявлена генеральным округом в составе Рейхкомиссариата Остланд. Некоторая часть территории Западной Белоруссии (т. н. Bezirk Bialystok, включающий в себя Белосток и Гродно) предполагался к включению в состав германской Восточной Пруссии. В декабре 1943 было создано правительство Белорусской центральной рады, которая имела в основном совещательные и карательные функции.

11 Зелёным цветом указана территория, переданная Польше «Линия Ке́рзона» линия, условно проведённой через Гродно Яловку Немиров Брест- Литовск Дорогуск Устилуг, восточнее Грубешува, через Крылов и далее на юго-запад практически прямой линией до Карпат, которая была рекомендована 8 декабря 1919 года НемировГрубешува КрыловКарпат Линия в основном соответствует этнографическому принципу: к западу от неё находились земли с преобладанием польского населения, к востоку территории с преобладанием непольского. Верховным советом Антанты в качестве восточной границы Польши.

12 БССР в составе СССР (послевоенный период).

13 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики, а в 1991 г. новое название Республика Беларусь. После распада СССР в декабре 1991 г. Республика Беларусь по-настоящему стала суверенным государством. Она входит в состав СНГ, а с 1999 г. является членом Союзного государства Беларуси и России.

14 Изменения административного деления Беларуси связаны с основными этапами формирования территории. Первоначально существовали удельные княжества и земли. Во времена ВКЛ и Речи Посполитой территория делилась на воеводства, а те в свою очередь на поветы. В XVI в. в Беларуси было 7 воеводств: Берестейское, Новогрудское, Виленское, Минское, Полоцкое, Витебское, Мстиславское. После включения территории Беларуси в состав Российской империи основными единицами административного деления стали губернии и поветы. Белорусские земли входили в состав поветов Гродненской, Минской, Витебской, Могилевской, частично Виленской, Смоленской и Черниговской губерний. В 1924 г. в СССР, в том числе и БССР, было введено новое административное деление. Вместо губерний и поветов территория была разделена на округа и районы, а те в свою очередь на сельсоветы. Беларусь в те времена делилась на 10 округов (площадь около 10 тыс. км 2, количество жителей тыс. человек), 100 районов и около 1200 сельсоветов. Центрами округов стали бывшие губернские и крупнейшие поветовые города.

15 В 30-х гг. административное деление Беларуси несколько раз изменялось: укрупнялись и дробились районы, расформировывались и вновь восстанавливались округа. Наконец в 1938 г. была введена новая единица административно-территориального деления область. До 60-х гг. количество единиц административно-территориального деления на территории Беларуси неоднократно изменялось. Так, в свое время существовали Вилейская, Пинская, Полесская, Барановичская, Бобруйская, Полоцкая, Молодечненская области. Было значительно больше районов. Последние значимые изменения административно-территориального деления БССР были проведены в 1960 г., когда была упразднена Молодечненская область и уменьшено количество районов. С этого времени политико-административная карта Беларуси практически не изменялась.

16 Иерархическая структура современного административно- территориального деления Беларуси унаследована от БССР. Она состоит из следующих единиц: область район сельсовет или горсовет. Современная политико-административная карта Беларуси включает 6 областей: Брестскую, Витебскую, Гомельскую, Гродненскую, Могилевскую и Минскую. Площадь областей колеблется от 25,1 тыс. км 2 (Гродненская) до 40,4 тыс. км 2 (Гомельская). Еще больше отличаются области по количеству жителей. В Гродненской области проживает около 1135,1 тыс. человек, а в Минской (вместе с Минском) немногим более 3249,4 тыс. человек.

17 Схема административно- территориального деления Первый уровень o Столица Беларуси (Минск) o Области (Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилёвская) Второй уровень o города областного подчинения с численностью населения не менее 50 тыс. чел., являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами, с развитой инфраструктурой (12) o районы (118) Третий уровень o города районного подчинения (98) o посёлки городского типа (всего 94): городские посёлки (87) курортные посёлки (1) рабочие посёлки (6) o сельские населённые пункты агрогородки посёлки, деревни o сельсоветы (1365)

18

Обратите внимание

19 Центры административных районов областей Беларуси Минская область Площадь без г. Минска 39,9 тыс. км². Область расположена в центральной части Беларуси. Наибольшая протяженность с севера на юг 315 км, с востока на запад 240 км. Размер территории, включая город Минск, составляет 40,2 тыс. км² (19,4 % площади Белоруссии). В состав области входит 22 района.

20 Брестская область Брестская область находится в юго-западной части Белоруссии на границе с Польшей и Украиной (Волынская область), её площадь составляет 32,8 тыс. км². Брестская область состоит из 16 районов. Включает 3 города областного подчинения (Брест, Барановичи, Пинск). На территории области — 18 городов районного подчинения, 8 посёлков городского типа, 2200 сельских населенных пунктов.

Читайте также:  Реформы государственного устройства 1700-1725 годах

21 Витебская область В состав области входят 21 район и 2 города областного подчинения. На востоке граничит со Смоленской, на севере с Псковской областями РФ, на северо-западе с Латвией, на западе с Литвой и Гродненской областью, на юге с Минской и Могилевской областями Республики Беларусь. Протяженность границ с востока на запад составляет более 300 км, с севера на юг 175 км. Территория 40,1 тыс. км².

22 Гродненская область В состав области входят 17 районов, 12 городов, в том числе 6 – областного подчинения, 21 поселок городского типа. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км, граничит с Польшей и Литвой. Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км.

23 Гомельская область Площадь территории Гомельской области 40,4 тыс. км² (1 место в республике), что составляет пятую часть территории всей Беларуси. Область граничит с Брестской, Минской и Могилёвской областями, Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской, Житомирской и Ровненской областями Украины. Гомельская область включает 21 район

24 Могилевская область Область на востоке Беларуси, граничит со Смоленской и Брянской областями России на востоке, Витебской на севере, Гомельской на юге, Минской областью на западе. Площадь 29 тыс. км². В состав области входит 21 район.

25 Проблемы и перспективы Основные недостатки сложившегося АТД сводятся к следующему: крупные по размеру области стимулируют рост областных центров и Минска за счет других регионов, увеличивая дисбаланс развития между городами разного уровня; слишком большая удаленность отдельных районов от областной администрации оказывает негативное влияние на эффективность решения ряда местных задач; большинство первичных единиц АТД не имеет достаточных финансовых и кадровых ресурсов для предоставления соответствующих публичных услуг; чрезмерная централизация сдерживает развитие систем экономического и политического самоуправления, а также ограничивает рыночную базу для экономического роста страны в целом; крупные области оказывают негативное влияние на возможности для развития новых центров; существующее АТД не совпадает с реально складывающимися территориальными социально-экономическими общностями, отражающими объективный процесс районообразования; сформировавшаяся иерархическая система управления территориями слишком громоздка для территориальных масштабов республики.

26 Громоздкость АТД, выражающаяся в функционировании более 1,8 тыс. административных подразделений (6 областных, 118 районных, 213 городских и горпоселковых, 25 районных в городах и почти 1,5 тыс. сельских советов), требует больших расходов на содержание управленческого аппарата и в то же время не позволяет эффективно решать хозяйственные и социальные задачи вследствие дублирования служб и больших различий в социально-экономических потенциалах территориальных единиц. Наиболее обоснованным на сегодняшний день вариантом преобразования АТД страны является формирование следующей двухзвенной системы: первичный уровень 400–450 районов (укрупненные сельсоветы, города и поселки городского типа с прилегающими территориями); высший уровень 18–20 округов (разукрупненные области, центрами которых станут большие и средние города). Переход к данной системе позволит сократить количество административно-территориальных единиц управления с 1,8 тыс. до 500 и менее и создаст условия для более эффективного, взаимоувязанного социально-экономического развития территориальных подразделений всех уровней в условиях формирующихся рыночных отношений.

27

28

29

Важно

30 Экономические районы и подрайоны Центральный район Подрайоны: 1. Минский 2.Борисово-Жодинский 3.Молодечненско-Вилейский 4.Слуцко-Солигорский 5. Столбцовский Северо-Восточный район Подрайоны: 1. Витебский 2. Могилевский 3. Оршанский 4.Полоцко-Новополоцкий Юго-Восточный район Подрайоны: 1.Гомельско-Речицкий 2.Мозырско-Калинковичский 3. Бобруйский 4. Кричевский Западный район Подрайоны: 1.Брестско-Кобринский 2.Пинско-Лунинецкий 3. Гродненский 4.Барановичско-Слонимский 5. Лидский Схема экономического районирования Беларуси по А.Г. Лису (1972)

31 Полигоны Тиссена административных центров районов Сопоставление полигонов Тиссена и административных районов

32 Соответствие АТЕ полигонам Тиссена

33 Пример возможного АТД

34

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1350209

Почему после победы в ВОВ Беларусь сократилась территориально?

История беларуского этноса в 20 веке — это грустная история как соседи непрерывно кромсали этническую территорию беларусов.

Вопреки мифу, что беларусы до революции государственности не имели — беларуская нация (вместе с литовской) зарождалась и развивалась на вполне четко очерченной собственной этнической территории — в границах беларуско-литовского средневекового государства: Великого Княжества Литовского:

Эти границы оказались стойким и к полонизации,и к руссификации беларусов: еще до революции верный самодержавию западнорусист академик Карский тем не менее честно обозначил на карте 1903г. территорию беларуского языка и этноса — в пределах Минской, Могилевской, Витебской, Гродненской, части Смоленской, Черниговской и Виленской губерний :

Поэтому и при создании демократической Беларуской Народной Республики в 1918г. — границы были проведены согласно карте Карского:

Малоизвестный факт, но большевики, которые вначале отрицали существование беларусов как отдельной нации, под влиянием «буржуазно-националистической пропаганды БНР» все-таки пошли на создание Белорусской Советской Социалистической Республики (причем — также в границах Карского и БНР !), провозгласив 1 января 1919г. в СМОЛЕНСКЕ

Правда, тут же, уже 16 января 1919 г., ради высших целей мировой революции, Ленин забрал Витебскую, Смоленскую и Могилевскую губернии — в состав РСФСР, а Западную Беларусь — отдал в 1920г. — буржуазной Польше.

Беларусы от Советской власти получили в виде БССР — клочок земли из 6 паветов (районов) вокруг Минска — который большевики, кстати, также предлагали забрать полякам, но те — сами отказались от «национал-беларуской столицы»:

Настроения беларусов — гневно выразили тогда классики Беларуси:

Ради справедливости нужно отметить, что возмущение не только простых беларусов, но даже Компартии БССР таким «разрезанием по живому» нации — услышали в Москве: в 1924г. в БССР вернули из России Витебскую и Могилевскую области, в 1926г. — Гомельский и Речицкий уезды. Услышали частично — Смоленск и Западную Смоленщину — не вернули.

В сентябре 1939г. Сталин и Гитлер сепаратно поделили Польшу. Беларусы имели от этого положительный эффект — была возвращена в БССР Западная Беларусь, включая Вильно и Белосток. Правда, тут же получили и очередную оплеуху от Советской власти:

но Сталин уже в ноябре 1939г. передал буржуазной Литве (ради согласия ввода Красной Армии на её территорию) этнически беларускую Виленщину с городом Вильно (который резко стал вдруг Вильнюсом, хотя литовцев там жило — не более 4%)- которую Компартия Беларуси уже видела новой столицей БССР.

Совет

Тем не менее, БССР уже выглядела внушительно по сравнению с «беларуским огрызком» 1919г.

, впрочем, на этом кромсание беларусов не кончилось: потерпев страшные людские потери — каждого четвертого во Второй Мировой Войне, «республика-партизанка » в «благодарность» от Кремля потеряла в 1944г.

беларуско-этничную Белосточчину (Подляшье), которую Сталин передал полякам ради создания социалистической ПНР.

В таких почти границах Беларусь и встретила независимостьв 1990г.

Стоит отметить, что были еще попытки после войны со стороны Хрущева и Маленкова снова передать Полоцк в состав РСФСР, Гродно — в состав Литовской ССР, Брест — в состав Украины, но тут даже Сталина прорвало от такой наглости: «Не будем больше обижать беларусов» (впрочем, кусочек беларуского лесного Полесья все-таки для Украины Хрущев выклянчил) .

Суммируя, можно сделать один вывод: исходя из этнической территории беларусов в начале 20в.

, территориально нация понесла потери и после Октябрьской революции (потеряв и Смоленщину, и Виленщину, а также Двинск =Даугавпилс, «подарив» Латвии, а Велиж, Себеж и Невель — российской Псковщине), и после Великой Отечественной войны (потеряв в 1944г. в пользу Польши населенную беларусами Белостокскую область) .

Что наглядно видно на сл. интегральной карте:

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/525416-pochemu-posle-pobedy-v-vov-belarus-sokratilas-territorialno.html

Политика геноцида. Колабарационизм

Административно-территориальные единицы на оккупированных белорусских землях

1. Витебская, Могилевская, Гомельская и восточные районы Минской, часть Полесской областей – «область армейского тыла» группы армий «Центр». Высший орган власти – штаб тыла группы армий «Центр».

2. Южные районы Гомельской, Полесской, Пинской, Брестской областей – рейскомиссариат «Украина».

3. Белостокская, север Брестской и часть районов Барановичской областей – округ Белосток, часть Восточной Пруссии.

4. Северо-западные районы Вилейской области – часть Генерального округа Литва.

5. Генеральный округ Беларусь (ГОБ) рейхскомиссариата «Остланд» — Барановичская, часть Минской, Вилейнской, северные районы Брестской, Пинской, Полесской областей.

«Остланд» — административно-территориальная единица, установленная германскими властями в 1941 г. на оккупированной территории СССР и состояла из 4 генеральных округов: Беларусь, Латвия, Литва, Эстония [2, с. 120 — 121].

На территории Беларуси было создано 260 концлагерей: лагеря военнопленных, трудовые лагеря СД, женские, детские, пересыльные лагеря СС.

Геноцид – уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим и политическим признакам, создание неблагоприятных условий жизни.

На территории Беларуси было создано 70 гетто для полного уничтожения евреев. В Минском гетто и лагере смерти «Тростинец» погибло 100 тыс. евреев.

Обратите внимание

Осуществляя политику «расовой гигиены», гитлеровцы провели 20карательных экспедиций: «Горнунг», «Дирлевангер», «Котбус», «Герман» и др. [5, ч. 1, с. 24 — 25].

Колабароционизм – система отношений, характеризующееся добровольным сотрудничеством с оккупантами в военной, политической и гуманитарной областях на благо агрессора.

Составляющие колабороционизма на Беларуси:

а) те, кто был в оппозиции к большевизму, проживал до 1939 г. в Западной Беларуси, Польше, Германии, Чехословакии;

б) те, кто поверил немецкой пропаганде и добровольно пошел на службу к оккупантам;

в) те, кто вынуждены были идти на службу к немцам, так как иного выбора не было [2, с. 122 – 127; 5, с. 25 — 26].

========================================================

Тема 4.

Партизанская и подпольная борьба на оккупированной территории Беларуси

4.1. Становление «развития массового партизанского движения».

4.2. Боевые действия партизан.

4.3. Взаимоотношения партизан и населения.

4.4. Партийное, комсомольское, антифашистское подполье.

4.1. Становление «развития массового партизанского движения»

Борьба против захватчиков велась в разнообразных формах: невыполнение мероприятий оккупационных властей, вооруженная борьба, подполье.

Этапы развития партизанского движения на Беларуси:

1. Зарождение – 22 июня 1941 г. – январь-февраль 1922 г. Предпосылки: оккупация немецкими фашистами территории Беларуси.

Формы и методы борьбы: тактика небольших точечных ударов, засады на лесных дорогах, агитационная работа, диверсии на коммуникациях.

Проблемы: не хватало оружия, боеприпасов, медикаментов, опыта ведения боев с сильным противником, отсутствие связи с центральными руководящими органами.

Важно

2. Развитие партизанского движения – весна 1942 г. – лето 1943 г. Предпосылки: победа Красной Армии под Москвой, укрепление советского тыла.

Создание Центрального штаба партизанского движения (30 мая 1942 г.), связь с Большой землей, партизанские рейды, «рельсовая война», партизанские зоны.

3. Массовое партизанское движение – осень 1943 г. – конец июля 1944 г. Предпосылки: начало освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Районирование партизанских формирований; координация действий с советским командованием.

«Рельсовая война» на территории Беларуси проводилась в 1943 – 1944 гг. в три этапа. Ряд партизанских бригад после освобождения Беларуси влились в состав Красной Армии.

Источник: http://5rik.ru/best/best-110091.php

Административно-территориальное деление Великого Княжества Литовского (вторая половина ХIII – ХIV вв.)

В ХП-ХШ вв. территория делилась на две части: центральную (главную), земли граничащие (прислушивающиеся).

Центральную часть (политическое ядро государства) составляли Ошмянская, Браславская, Берестейская, Виленская, Вилкамирская, Волковыская, Городенская, Клецкая, Кобринская, Копыльская, Лидская, Менская, Мстиславская, Несвижская, Новоградская, Пинская, Речицкая, Слонимская, Слуцкая, Трокская, Туровская и Упитская земли, в истории известные под общим терми-ном «Литва».

К землям прислушивающимся относились Витебская, Волынь, Жмудь, Киевская, Подляшье, Подолье, Полоцкая, Смоленская, Чернигово-Северская и др.

В центральной части Великого княжества Литовского располагался основной массив государственных великокняжеских земельных владений, а также владения крупных феодалов.

Эта часть государства имела большую плотность населения, с которого взымалась основная часть го-сударственных налогов и из которого формировалась большая часть армии.

В этой части государства находились и высшие органы государственной власти.

Земли, образовавшие Великое княжество Литовское, сохраняли свои прежние границы. Усложнение административно — территориального деления произошло при вступлении на престол Альгерда (1345-1377 гг.

), когда центральная часть в силу внешних причин была разделена на два военно административных округа — Виленский и Трокский Сохранение в Великом княжестве Литовском пре-жнего государственного устройства земель, анализ их правового статуса и взаимоотношений князя Великого княжества Литовского с местными князьями позволяют утверждать, что в этот период земли-княжества пользовались широкой автономией.

Административно-территориальное деление Великого Княжества Литовского (ХIV – середина ХVI вв.)

С 15 века основными административно-территориальными единицами, на которые делилась территория ВКЛ были воеводства и поветы. В 1413 году были образованы первые воеводства — Виленское и Трокское. В 1503 году появляется Витебское, Полоцкое, в 1507 -Новогрудское. Реформа 1565 года привела территорию ВКЛ к единообразию.

Совет

16 век Завершился процесс складывания территории государства, унификации его административно-территориального деления в результате проведенной в 1564-1566 гг. административной реформы, что в итоге привело к окончательному оформ-лению централизованного государства.

Вся территория государства была разделена на 13 воеводств, которые в свою очередь делились на поветы. Воеводства были различны как по территории, так и по количеству населения, имея неодинаковое число поветов (от одного до пяти).

На белорусских землях были образованы Берестейское воеводство с делением на поветы: Берестейским, Пинским, Витебское — с поветами Витебским и Оршанским, Минское воеводство с поветами Речицким, Мозырьским, Мстисталвкое и Полоцкое воеводства без деления на поветы. Новогородское воеводство было разделено на Новогородское, Волковыское, Слонимскиое.

В Вилейское воеводство вошли поветы Ошмянский и Браславский, в Трокское — поветы Городенский и Лидский, в Киевское — Брагинский повет. Такое административно-территориальное деление просуществовало без особых изменений до конца18 века.

Государственно-правовое положение глав княжеств-анексов и удельных княжеств в составе Великого Княжества Литовского (вторая половина ХIII – ХIV вв.)

Анекс – как пристройка,дополнение. В начале правления Витовта, в 1390-е гг. были сделаны существенные шаги к централизации власти в руках великого князя. Ряд удельных княжеств преобразован в наместничества. Правда, этот процесс не был бесповоротным.

Время от времени создавались новые уделы, но в целом государственное управление все увереннее строилось на новых основах.

Читайте также:  Первые русские князья

На месте ряда упраздненных уделов (в том числе в Полоцке, Витебске, на Волыни, в новоприобретенном Смоленске) наместничества получили права отпределенной автономии, закрепленные в так называемых «земских привилеях». Позднее такой же статус получила Жемайтия, возвращенная в состав ВКЛ после победы над Тевтонским орденом.

Такие полусамостоятельные единицы традиционно назывались «землями» в отличие от остальной территории, в 1413 г. разделенной на два воеводства: Виленское и Трокское.

Обратите внимание

Удельные князья управляли своими княжествами самостоятельно и самодержавно, кроме княжеств Полоцкого и Смоленского, в которых искони существовали вече и княжеские советы, помогавшие князю в его государственных делах. Все удельные князья Великого Княжества Литовского признавали над собою власть великого князя.

В случае войны великий князь становился во главе войска и был главнокомандующим всех военных сил. Под его командой находились удельные князья со своими войсками. Монарший титул Гедымина был: «Великий князь литовский и русский» — «Rex Litvinorum ruthenorumque». Его преемники величались: «Великий князь Литвы и Руси» или «Великий князь Литвы, Руси, Самогитии и Киева». Александр титуловался: «Божией милостью великий князь Литовский, Руский, Жомойтьский и иных».

Трансформация социальной структуры общества ВКЛ в течение второй половины XIII — первой половины XVI в.

Социальная структура Великого княжества Литовского — структура общественных отношений в Великом княжестве Литовском, по мере развития закреплявшаяся правовыми актами.

До XV века крепостного права в Великом княжестве Литовском не существовало. Земским привилеем 1457 года великий князь Казимир IVзапретил переход крестьян с частных земель на казённые. Тогда же начал постепенно развиваться и вотчинный суд помещика, к концу XV — началу XVI веков он стал принадлежностью землевладения.

В большинстве поветов, которыми управляли наместники-державцы, велось господарское хозяйство, то есть земли и различные угодья эксплуатировались на великого князя. Порядок этот был особенно развит в собственной Литве, где проживал великий князь.

В других областях господарское хозяйство было распространено слабее вследствие трудности надзора и контроля над ним. Этим хозяйством заведовали наместники-державцы.

Рабочую силу в господарских имениях образовали невольная челядь (паробки и женки) и тяглые люди, называвшиеся в Полоцке пригонными. Признаком тяглой службы, по мнению М. К.

Любавского, служил барщинный труд, а не уплата особой подати сверх службы (дякла), как думал С. А. Бершадский. В разгар работ на помощь призывались и нетяглые разряды крестьян, а также мещане.

Все землевладельцы, обязанные службой, несли её лично с известным числом слуг сообразно размерам имений. С земель, находившихся в общем владении родов, семей или сябров, военная служба отбывалась сообща. Она была обязательна со всякого рода имений: отчин, дедин, прадедин, купленных, пожалованных на разных условиях великим князем.

Отчиною называлось имение, перешедшее по наследству от отца к сыну; если наследство шло от деда или прадеда, то называлось дединою, прадединою. Сначала великие князья считали боярские отчины своими и нередко отбирали, жалуя их князьям и панам; боярам оставалось, таким образом, покинуть свои земли или же служить новым панам.

Важно

Обязанность бояр нести с земли военную службу ограничивала их право собственности на землю: они не могли отчуждать её без разрешения господаря или его урядников; право наследования жены было ограничено, установлен особый порядок наследования сыновей и дочерей; при покупке имений давалось преимущество родственникам перед чужеродцами и т. п.

Генезис шляхецтва вкл

В ВКЛ господствовал феодальный строй. Основным занятием населения было земледелие. Земля при этом находилась в собственности крупных и средних землевладельцев (феодалов). За право пользования ею крестьяне были обязаны феодалу отработкрй или оброком.

Шляхта — привилегированное сословие землевладельцев (феодалов). Окончательно консолидировалось оно лишь в XVI в.

Формирование единого шляхетского сословия связано с изданием великими князьями ряда земских привилеев (16 привилеев до Люблинской унии). В результате к XVI в. сложился комплекс прав и привилегий шляхетского сословия («шляхетские вольности»):

— неприкасаемость личности и имущества; — освобождение от государственных податей; — равенство шляхты перед законом; — право на выборы великого князя; — участие в государственном управлении;

— право на протест против действий администрации.

Крупнейшие землевладельцы из шляхты в XVI — XVIII вв. назывались магнатами. Согласно войсковой описи 1567 г., в ВКЛ было 29 магнатов, владевших более 1000 крестьянских дымовкаждый. Как правило, они же занимали высшие государственные должности. Наиболее богатые магнатские роды: Кезгайлы, Радзивиллы, Олельковичи, Кишки, Гольшанские и другие.



Источник: https://infopedia.su/1x4bb4.html

Административно-территориальное деление БССР (стр. 1 из 3)

Территория Беларуси, соединяя Россию и Западную Европу, имеет большое стратегическое значение. И как следствие многочисленных войн, Беларусь неоднократно меняла свои границы и административно-территориальное деление.

1 января 1919 года была впервые провозглашена БССР, в которую входили Витебская, гродненская, Смоленская, Могилёвская, Минская губернии и белорусские поветы Виленской и Ковенской губерний со столицей в Минске.

Однако 16 января 1919 года ЦК РКП(б) принял решение о присоединении к РСФСР Витебской, Могилёвской и Смоленской губерний. [4,108]

ЛитБел создавалась, как противовес в борьбе против БНР и Литовской буржуазной республики за установление своей власти, для предотвращения войны между Польшей и Советской Россией.

ЦК РКП(б) шёл на отделение от БССР Витебской и Могилёвской губерний достаточно продуманно, потому что знал о настроениях Польши, требовавшей возвращения Беларуси с целью воссоздания Речи Посполитой. Поэтому предполагалось, что при захвате Польшей других территорий эти губернии станут основой для возрождения белоруской государственности. [1,123]

В августе 1919 года территорию ЛитБел полностью оккупировали польские войска и только в июле 1920 года состоялось вторичное провозглашение БССР.

Осенью 1920 года – новое наступление Польши и оккупация значительной части Беларуси. По рижскому мирному договору Беларусь теряла 108 тыс. км2
и 4 миллиона человек в пользу Польши. В составе БССР осталось только 6 поветов Минской губернии: Бобруйский, Борисовский, Игуменский, Мозырский, Минский и Слуцкий. [2,48]

Совет

Летом 1921 года в правительстве РСФСР обсуждался вопрос о создании единого экономического района в составе Витебской, Гомельской, Смоленской, Брянской губерний и БССР с центром в Смоленске.

Однако, правительство БССР предложило свой проект создания единого экономического района путем расширения территории БССР за счет включения в ее состав исконно белорусских земель и преимущественно с белорусским населением. [3,209]

Проект предоставили в Совет труда и обороны и Госплан РСФСР, но практическое его осуществление началось позднее, в связи с настоятельными требованиями БССР.

В декабре 1923 года Президиум ЦИК СССР создает специальную комиссию, которая рассматривала конкретные материалы по каждому уезду о целесообразности его вхождения в состав Беларуси, руководствуясь, прежде всего принципом преобладания белорусского населения в том или ином уезде. [3,209]

В начале февраля 1924 года Президиум ВЦИК РСФСР утверждает решение комиссии об изменении границ, а в марте 1924 года принимает постановление об объединении в составе БССР всех территорий с большинством белорусского населения. [2,49]

В итоге первого укрепления БССР в ее состав были возвращены: от Витебской губернии – Витебский, Полоцкий, Сенненский, Суражский, Городокский, Дрисенский, Лепельский и Оршанский уезды, в составе РСФСР остались: Себетский, Невельский, Величиский уезды; от Гомельской губернии – Климовичский, Рогачевский, Быховский, Могилевский, Чериковский, Чаусский уезды, в составе РСФСР остались Гомельский и Речецкий уезды; от Смоленской губернии – 18 волостей Горецкого и Мстиславского уездов. [3,209]

С 13–16 марта 1924 года проходит VI Всебелорусский съезд Советов, который вошел в историю как съезд первого укрепления БССР.

В результате территория республики увеличилась более чем в 2 раза (110,5 тыс. кв. км.), а количество населения возросло до 4,2 млн. человек и Витебская губерния была ликвидирована. [2,49]

Обратите внимание

Вторая сессия ЦИК БССР 6-го созыва (17 июля 1924 года) упразднила прежнее административно-территориальное деление и ввела новое:

– округа;

– районы;

– сельсоветы.

Было создано 10 округов (Оршанский, Бобруйский, Борисовский, Витебский, Калининский, Могилевский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Слуцкий), которые объединили 100 районов и 202 сельсовета. [2,49]

В декабре 1926 года Президиум ВЦИК издал постановление о передаче БССР Гомельского и Речицкого уездов, которые были переименованы в округа, а Гомельская губерния была ликвидирована.

Теперь территория БССР составляла – 125,8 тыс. кв. км., а население – 5 млн. человек. [3,210]

С июня 1927 года началась постепенная ликвидация округов, а к 1930 году на территории Беларуси осталось только районное деление.

С 15 января 1938 года в республике было введено областное деление: Витебская область включала в себя 20 районов, Гомельская – 14, Могилевская – 21, Минская – 20, Полесская – 15; а в 1939 году, после присоединения Западной Беларуси, БССР насчитывала 10 областей и 197 районов:

Витебскую область – 20 районов, Гомельскую – 14, Могилёвскую – 21, Минскую – 20, Полесскую – 15, Барановичскую – 26, Белостокскую – 24, Брестскую – 24, Вилейскую – 22, Пинскую – 11 районов. [4,109]

Таким образом, расширение территории Беларуси значительно укрепило ее как союзную республику, активизировало в ней хозяйственное и культурное строительство. Население этих районов положительно относилось к изменению своего государственного статуса. [2,50]

Развитие права БССР в 20–30 годы. Конституции БССР
1927 и 1937 гг.

Важно

В период с 1921 по 1925 гг. развитие права в Белорусской ССР шло по нескольким направлениям: во-первых, вводились в действие на территории БССР законодательные акты РСФСР; во-вторых, органы власти и управления БССР принимали собственные нормативно-правовые акты.

Например, в апреле 1921 СНК БССР издал постановление «О производстве торговли», в соответствии с которым, гражданам, достигшим 16 лет, разрешалось вести торговлю продуктами сельского хозяйства; в-третьих, в некоторых законодательных актах РСФСР имелась оговорка, что они действуют на территории других союзных республик без специального подтверждения. [4,112]

Используя опыт законотворчества, накопленный РСФСР, на территории Беларуси вводились в действие законодательные акты Российской Федерации.

Например, действие Закона «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами» с 2 августа 1922 года было распространено ЦИК БССР и на территорию Беларуси.

Таким же образом были введены в действие Гражданский кодекс РСФСР, Гражданско-процессуальный кодекс и т.д.; [3,218]

Земельное право

29 марта 1923 года ЦИК БССР принял Земельный кодекс (введен в действие с 15 апреля 1923 г.), который состоял из 3 частей, регулирующих трудовое крестьянское землепользование, использование государственных земель, землеустройство и переселение.

Земля объявлялась исключительно государственной собственностью, крестьянам она представлялась на правах пользования, при условии ведения хозяйства.

В нем также говорилось о бессрочном пользовании землей и праве крестьян избирать любую форму землепользования. [2,52]

Совет

Земля закреплялась за сельскохозяйственными объединениями, а после выдачи соответствующих документов – за отдельными землепользователями. Землепользование нормировалось. В нем устанавливалась предельная норма земли для крестьянского хозяйства.

Однако расширение территории БССР потребовало унификации земельного законодательства, т. к. на присоединенной территории действовал Земельный кодекс РСФСР. [5,78]

1 апреля 1925 года Президиум ЦИК БССР ввел в действие на всей территории республики новый Земельный кодекс БССР. В основном он повторял принципиальные положения предыдущего кодекса, но уже не предусматривал общинное землепользование, закрепляя товарищеское и подворно-участковое землепользование. [3,219]

1 августа 1924 года был введен в действие Лесной кодекс БССР. Он рассматривался как «продолжение Земельного кодекса» и закреплял государственную собственность на весь лесной фонд, состоящий из лесов местного и общегосударственного значения. Он содержал нормы, устанавливающие порядок управления лесами, условия передачи лесов во временное и постоянное пользование. [5,79]

Трудовое законодательство

До конца 20-х годов на территории БССР действовал КЗоТ РСФСР, принятый ЦИК РСФСР 30 октября 1922 года.

Основными его положениями являлись:

– Привлечение рабочих и служащих к труду на основании индивидуального трудового договора. В исключительных случаях имело место привлечение к трудовой повинности.

– Восьмичасовой рабочий день (с сокращением длительности рабочего дня на подземных работах, вредных для здоровья, на ночных работах для лиц, моложе 18 лет).

– Охрана труда (система обязательного социального страхования рабочих и служащих за счет взносов госпредприятий и частных нанимателей в специальный фонд).

– Отдельная глава посвящалась профсоюзам (в связи с переводом госпредприятий на хозрасчет и разрешением деятельности частных предприятий).

Новый КЗоТ БССР был принят в 1929 году. [4,114]

Гражданское и Гражданско-процессуальное право

Гражданское законодательство этого периода было, прежде всего, направлено на укрепление государственной собственности. В этой связи существовало общее правило не отчуждаемости государственных предприятий в собственность частных лиц. Однако в связи с НЭПом, постановлением ЦИК и СНК БССР от 31 января 1925 года было разрешено отчуждение бездействующих предприятий.

Сохраняя за государством основные позиции во всех отраслях народного хозяйства, закон заботился о развитии кооперативной собственности и допускал в известных пределах частную хозяйственную деятельность.

Частным лицам разрешалось открывать промышленные и торговые предприятия.

Предоставлялось право собственности всем гражданам на немуниципальные строения, на орудия и средства производства, предприятия (разрешенные иметь в частном владении); право на передачу имущества в установленном размере по наследству, заключение не запрещенных законом договоров. Законом устанавливалось право частной собственности на одно жилое строение площадью не более 25 кв. саженей. В дальнейшем постепенно расширились имущественные права граждан, в связи с чем в ГК БССР вносились соответствующие изменения. [2,55]

Обратите внимание

В 1926 году отменяется ограничение размера имущества, которое могло переходить в порядке наследования и дарения. В 1929 году расширился круг наследников по закону в результате включения в него усыновленных и родственников по нисходящей линии.

Источник: http://MirZnanii.com/a/25713/administrativno-territorialnoe-delenie-bssr

Административно-территориальное деление БССР в первые послевоенные годы (1944 – 1950 гг.)

В первые послевоенные годы продолжался начавшийся в начале 1930-х гг.

процесс разукрупнения админи­стративно-территориальных единиц как следствие проводившейся по­литики «приближения органов управления к мес­там», расширения «вертикали власти», регламентации всех сфер деятельности общества. Если в 1934 г.

адми­нистративно-территориальное деление Совет­ского Союза включало 70 краев и областей, 2559 сельских и городских районов, то в 1939 г. стало 110 краев и об­ластей, 3815 районов, в 1951 г. – соответст­венно 136 и 4866 [1, с. 177].

В БССР этот процесс после освобождения от фашистской оккупации проявился прежде всего в дроблении областей, что было характерно и в целом для СССР на завершающем этапе Великой Отечественной войны: с января 1943 г. по август 1944 г. за счет разукрупнения областей была образо­вана 21 новая область (в том числе в РСФСР – 14) [2, c. 7 – 53].

Формальное обстоятельство, потребовавшее ускоренного пересмотра до­во­енной структуры административно-территориального деления республики, было связано с факторами внешнеполитическими. В июле 1944 г.

между прави­тельством СССР и Польским Комитетом Национального Освобождения было подписано соглашение о советско-польской границе.

В соответствии с этим до­кументом обе стороны соглашались с проведением линии границы по «линии Керзона» с отступлением от нее в пользу Польши части территорий, располо­женных к востоку от этой линии до реки Западный Буг и части территории Бе­ловежской пущи на участке Немиров – Яловка.

Данное соглашение было закреп­лено Договором между СССР и Польской Республикой о советско-поль­ской границе (август 1945 г.), подтвердившим «линию Керзона» как основу но­вой границы с отступлением от нее на расстояние от 5 до 8 км в пользу Польши [3, с. 156, 541].

Важно

В результате от Белорусской ССР в состав Польши отошли 17 районов Бе­лостокской и 3 района Брестской областей. Территория БССР сокращалась с довоенных 225,7 до 207,6 тыс. кв. км.

Одновременно 6 пограничных районов Брестской и Белостокской об­ластей, оставшиеся в со­ставе БССР, уменьшились по сравнению с довоенным состоянием: Волковыс­ский, Свислочский, Скидель­ский, – на 0,1 тыс. кв. км, Сопоцкинский и Поро­зовский – на 0,3 тыс. кв. км каждый, Крынковский – на 0,4 тыс. кв.

км, а Грод­ненский район несколько расширился – на 0,2 тыс. кв. км. По сути, Белосто­кская область теряла основа­ния для продолжения своего существования как административно-территори­альная единица: в состав Польши перешли 17 из 23 районов области, 2 из 3 го­родов областного подчинения (Белосток – областной центр и Ломжа).

На тер­ритории БССР из Белостокской области остались только 6 районов общей пло­щадью в 5620 кв. км (примерно 25 % прежней территории области) и с населе­нием, по данным на на­чало 1940 г., 291 216 человек (около 22,5 %  всего насе­ления области).

Из Брестской области в состав Польши отошли 3 района общей площа­дью 3094 кв. км (18 % территории области) с населением на начало 1940 г. 143 249 человек (19 % населения области). В составе Брестской области оста­лось 15 районов общей площадью 14 100 кв. км и населением 607 156 чело­век [4, с. 139].

В такой ситуации «право на существование» в качестве отдельной област­ной единицы из этих двух «обрезанных» областей сохраняла только  Брестская область, которая к тому же по площади и количеству на­селения значительно уступала восточным областям республики.

Необходимость областного районирования западных территорий БССР под­толкнула и процесс разукрупнения восточных областей республики, в пер­вую очередь Могилевской (территория 29,1 тыс. кв. км), Минской (28,3 тыс. кв. км), Витебской (28,1 тыс. кв. км), Полесской (24,6 тыс. кв. км).

Этого тре­бо­вала как указанная выше официальная линия на «улучшение повседневного ру­ководства и обслуживания нужд и запросов населения», так и потребности бы­стрейшего восстановления разрушенного войной хозяйства.

Совет

В этот период про­цесс изме­нения административно-территориального деления БССР облег­чался тем об­стоятельством, что довоенная административно-территориальная струк­тура в период оккупации была разрушена (и до войны она не была стабиль­ной) и ее восстановление можно было совместить с реорганиза­цией этой сис­темы по новому образцу без серьезных издержек.

По воспоминаниям П.К. Пономаренко, инициатива создания новых облас­тей в БССР на оперативных направлениях времен двух мировых войн и советско-польской войны (что в условиях продолжавшейся войны выглядело вполне логично), принадлежала И.В. Сталину [5, с. 145].

В сентябре 1944 г. ЦК КП(б)Б направил в ЦК ВКП(б) проект образова­ния в составе республики трех новых областей – Бобруйской, Гродненской и Полоцкой [6, д. 83, л. 92 – 95].

Белорусское руково­дство выбор центров этих областей – городов Полоцк, Гродно и Боб­руйск – прежде всего аргументиро­вало логикой продолжавшейся войны: «ЦК КПБ в свете уроков войны счи­тал необходимым поднять значение этих исторически сложившихся городов как стратегически важных центров, лежащих на главных оперативных направ­лениях, и развить эти города в промышленном и культурном отношениях» [7, д. 6999, л. 35]. Одновременно предлагалось областной центр Вилей­ской области перенести из г. Вилейка (прежний выбор этого города областным центром был назван «недостаточно обоснованным») в бо­лее крупный промышленный город и железнодорожный центр Моло­дечно с соответствующим переименованием Вилейской области в Мо­лодечненскую. В связи с тем, что Воложин­ский, Ивь­евский и Юратишковский районы Барановичской области «экономически более тяготеют к г. Молодечно и Молодечненской об­ласти», предусматривалось пе­редать их в состав Молодечненской области, а Березинский район Могилевской области по тем же причинам – в состав Минской области [6, д. 83, л. 95]. 19 сентября 1944 г. белорусские предложения об образовании облас­тей и переносе центра Вилейской области были одобрены на заседании ПБ ЦК ВКП(б) [4, с. 140].

Образование областей и перенос центра Вилейской области в г. Молодечно (с переименованием области в Молодечненскую) были оформлены постановлением Президиума Верховного Совета БССР и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1944 г. [8, с. 56], а пере­дача районов из состава одной области в другую – Указами Президиума Верхов­ного Совета БССР [9, с. 275 – 276].

Наиболее значительно сократились размеры Могилевской об­ласти (с 29,1 до 20,7 тыс. кв. км), Минской (с 28,3 до 20,8 тыс. кв. км), Витебской (с 28,1 до 19,6 тыс. кв. км), в меньшей степени – Полесской (с 24,6  до 21,7 тыс. кв. км), Молодечненской (Вилей­ской) (с 22 до 14,8 тыс. кв. км), Брест­ской (с 17,2 до 13,5 тыс. кв. км – главным об­разом за счет отошедших к Польше территорий).

В 1944 – 1950 гг.

центры Крынковского района Гродненской области, Дятловского района Барановичской области, Куренецкого района Молодечнен­ской области, Коссовского района Брестской области, Ленинского района Пин­ской области, Дуниловичского и Плисского районов Полесской области были перенесены в дру­гие насе­ленные пункты. Эти изменения были свя­заны с огромными разрушениями быв­ших райцентров в годы войны и, вследст­вие этого, самовольным пе­реносом  по решениям местных органов райцентров в достаточно крупные, но в меньшей степени пострадавшие от войны населен­ные пункты. Так, фактически с мая 1945 г. центр Коссовского района рас­пола­гался в рабочем поселке Ивацевичи (официально перенос был утвержден в сен­тябре 1947 г.), центр Ленинского района факти­чески сразу после освобождения был перенесен в горпоселок Ми­ка­шевичи (а Указ Президиума Верховного Со­вета БССР вышел лишь в июне 1950 г.).

Перенос центров затрагивал интересы прежде всего населения бывших райцентров: в условиях всеобщего дефицита именно в райцентры в первую очередь вкладывались средства, а остальные населенные пункты получали только малые остатки.

Обратите внимание

Поэтому население бывших райцентров не только выражало недовольство в разговорах между собой, но и обраща­лось в высшие инстанции. Группа жителей г. Коссово в письме, адресованном руково­дителю белорусского правительства П.К.

Пономаренко, выражало недовольство реше­нием о переносе райцентра в Ивацевичи, сравнивая ситуацию в г. Коссово по­сле этого переноса с периодом немецкой оккупации: «…Опять… настал мерт­вый период, замерли культура и экономическая жизнь, а также строительно-восстановительные работы…» [10, д. 19, л.

135]. Однако ни одно принятое ре­шение не было пересмотрено, как и не было выделено дополнительных средств на восстановление бывших райцентров.

В первые послевоенные годы продолжался процесс разукрупне­ния рай­онов, правда, достаточно локальный. В июне 1946 г. Витеб­ский облисполком принял решение «О разукрупнении и образовании новых районов», в соответ­ствии с которым за счет разукрупнения 9 районов области было образовано 3 новых района – Кохановский, Орехов­ский и Ульский.

Необходимость такой ре­организации объяснялась в духе прежней линии на разукрупнение администра­тивно-территори­альных единиц: наличие в области ряда крупных районов, в связи с чем «затрудняется повседневное руководство колхозами и обслужи­ва­ние нужд и запросов населения этих районов, а также в целях быст­рейшего восстановления разрушенных немецко-фашистскими окку­пантами хозяйств об­ласти» [7, д. 690, л. 22]. В сентябре 1946 г. Ука­зом Президиума  Верховного Со­вета БССР это решение было оформ­лено [7, д. 690, л. 14]. Областные пар­тий­ные и государ­ственные ор­ганы еще не раз ставили вопросы о разукрупне­нии ряда районов, од­нако безрезультатно – предложения отклонялись как нецелесо­образные, которые могли привести к образованию слишком мелких районов [4, с. 142 – 143].

С серьезными проблемами пришлось столкнуться и при восстановлении и реорганизации сельсоветов. За время немецко-фашистской оккупации были разрушены и сожжены многие селения – центры сельсоветов.

В результате по­сле освобождения два сельсовета – Бобровичский Телеханского района Пин­ской области и Васильевский Полоцкого района Полоцкой области Указом Президиума Верховного Совета БССР от 17 ноября 1948 г. были вообще уп­разднены из-за огромных разрушений, вызванных карательными акциями ок­купантов. В августе 1942 г.

Бобровичский сельсовет с входящими в него 4 де­ревнями был оцеплен карателями, деревни были сожжены, а жители расстре­ляны. В 1948 г. на территории сельсовета проживало лишь 239 человек, в том числе в Бобровичах – 230.

Важно

Такая же участь постигла жителей Васильевского сельсовета: большая часть в результате карательной операции была расстре­ляна, жилые дома и хозяйственные постройки сожжены, оставшиеся жители расселились по соседним сельсоветам и районам [10, д. 182, л. 93 – 95, 101 –  107]. Кроме того, исполкомы ряда сельсоветов самостоятельно перебирались в насе­ленные пункты, менее пострадавшие от войны.

Прежде всего, это коснулось районов, которые являлись средоточием массового партизанского движения. В 13 районах Полоцкой области большинство центров сельсоветов были перенесены в другие населенные пункты. По Витебской области 73 сельсовета, по Могилевской – 22 сельсовета, по Полесской – 8 сельсоветов после освобождения оказались в селе­ниях, не являвшихся официальными административными центрами [10, д. 19, л. 34; д. 223, л. 28].

Эта практика переноса центров сельсоветов не получила под­держки в ру­ководстве республики, так как вносила элемент дезорганизации в систему управления. В августе 1946 г.

всем председателям облисполкомов было разо­слано инструктивное письмо Президиума Верховного Совета БССР, в котором осуждалась практика как са­мовольного (без утверждения Президиу­мом Вер­ховного Совета) переноса цен­тров сельсоветов в другие населенные пункты, так и самовольного переимено­вания сельсоветов. В письме отмеча­лось: «Там, где после последствий войны центры сельсоветов временно распо­ложены в других населенных пунктах, на­именования сельсоветов должны оста­ваться прежние, а центры сельсоветов не­обходимо восстановить в тех населен­ных пунктах, которые определены Ука­зами Президиума Верховного Совета БССР» [10, д. 19, л. 177].

Вместе с тем реализовать на практике это требование во многих случаях было в тех условиях объективно невозможно.

На восстановление центров сельсо­ветов в сильно разрушенных населенных пунктах не хватало ни материальных, ни финансовых средств, тем более в ситуации, когда вообще все сельское хо­зяйство рассматривалось как основной источник средств для форсированного восстановления промышленности. На местах часто это решение просто игнори­ровалось, перенесенные центры сельсоветов закреплялись, к ним привыкало местное население и вся управленческая система.

В послевоенные годы происходили изменения и в сетке городских посе­лений. После освобождения республики от фашистских оккупантов с 1944 по 1950 г.

три городские поселения был преобразованы в сельские: рабочие по­селки Ветренка Быховского района Могилевской области и Высочаны Лиоз­ненского района Витебской области (октябрь 1948 г.

), а также городской посе­лок Индура Гродненского района Гродненской области (декабрь 1949 г.) [11, с. 326 – 328].

Основная причина этих изменений заключалась в утрате некоторыми  городскими поселениями промышленного характера в связи с громадными разруше­ниями в период войны. Так, рабочий поселок Высочаны существовал с 1941 г.

Совет

на основе прядильной фабрики, где было занято около 2 тыс. человек. В 1943 г. оккупанты сожгли поселок и полностью уничтожили фабрику.

После войны Высочаны не попали в план восстановления промышленных предприятий и приобрели типичные черты сельского поселения с преобладанием среди жите­лей колхозников при отсутствии каких-либо промышленных предприятий, ар­телей и культурно-бытовых учреждений.

Рабочий поселок Ветренка был лик­видирован по аналогичной причине: разрушение городообразующего стеколь­ного завода в годы оккупации и отсутствие его в плане восстановления [10, д. 182. л. 67 – 76].

С другой стороны, 2 рабочих поселка получили более высокий статус и были преобразованы в городские поселки: в 1946 г. рабочий поселок Орехи-Выдрицы, в 1947 г. – рабочий поселок Ивацевичи Кос­совского района Брест­ской области [11, с. 303, 314].

Параллельно шел процесс преобразования сельских населенных пунктов в городские поселения. В 1944 – 1950 гг. в город­ские поселки были преобразованы деревни Большая Берестовица и Коханово (февраль 1947 г.), на­селенный пункт Татарка (май 1949 г.), деревни Василевичи (апрель 1950 г.), Воропаево (июнь 1950 г.) [11, с. 314, 315].

В указанный период происходили изменения и в городском администра­тивно-территориальном делении, связанные с быстрым восстановлением круп­ных городов и ростом их промышленного по­тенциала. 14 мая 1946 г. Указом Президиума Верховного Совета БССР г.

Минск был отнесен к городам респуб­ликанского подчинения и выделен в самостоятельную административно-терри­ториальную единицу [11, с. 309]. Непоследовательно решался вопрос о район­ном делении городов Витебск и Гомель. В мае 1948 г.

Указом Президиума Вер­ховного Совета БССР районное деление в Витебске и Гомеле было ликвидиро­вано [12, с. 116]. Решение принималось в русле борьбы за упрощение и со­кра­щение административно-управленче­ского аппарата. Однако оно себя не оп­рав­дало, и в июне 1951 г.

Обратите внимание

Указами Президиума Верховного Совета БССР рай­онное де­ление в этих городах было восстановлено в прежнем виде [11, с. 280].

Изменения в административно-территориальном делении республики в первые послевоенные годы отражали трудности восстановительного периода и проходили в целом в рамках довоенной мобилизационной логики первых со­ветских пятилеток.

В связи с этим прогрессировало дробление администра­тивно-территориальных единиц, что позволяло максимально использовать мощь разветвленного аппарата управления в условиях преобладания внеэконо­мических методов хозяйствования.

       

С.А. Елизаров

Источник: http://uctopuk.info/article/administrativno-territorialnoe-delenie-bssr-v-pervye-poslevoennye-gody-1944-1950-gg

Ссылка на основную публикацию