Земельные реформы в ряде российских колоний и национальных районах

Земельные реформы в России — PDF

1 Земельные реформы в России

2 Первые русские поселения на Аляске 80-гг. XVIII в.

3

4 Сумма сделки 7,2 млн долларов золотом.

5 Первая земельная реформа (крестьянская) 1861 года

6 Страна до проведения первой земельной реформы Крепостное право препятствие для роста экономики страны: неравномерность распределения по территории страны земледельческого населения; ограничение роста городского населения. Ослабление государства за счёт недополучения налогов. Крепостные крестьяне платили и подушную подать государству, и оброк помещикам.

7 Ослабление крепостного помещичьего хозяйства. Часть дворянских имений, оказываясь в долгах, переходила в руки государства. Сокращение крестьянского населения. Ревизия 1857 г.

: в Европейской России 34,39% крепостных крестьян (на 10% меньше, чем за 20 лет до этого).

Уменьшение, в основном, за счет перехода крепостных крестьян в положение крестьян государственных, а также за счёт снижения естественного прироста.

Обратите внимание

8 Ход реформы 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

Полное освобождение крестьяне получали в течение 2-х лет безо всякого выкупа, объединяясь в сельские общества с правами самоуправления. Земли оставались собственностью помещиков.

Помещики были обязаны предоставить крестьянам в постоянное пользование «усадебную оседлость» и земельный надел для несения ими государственных и других повинностей.

9 Крестьяне должны были в течение первых 9 лет обрабатывать свои наделы и нести установленные Положением повинности в пользу помещика отбывать барщину или платить оброк. Временнообязанные крестьяне. Усадьба выкупалась по желанию крестьян, т.е.

даже без согласия землевладельца. Полевой надел мог быть выкуплен либо по обоюдному согласию между помещиком и крестьянином, либо по одностороннему требованию землевладельца.

Государство предоставляло ссуды, которые крестьяне должны были погашать в течение 49 лет.

10 Землю, отведённую в постоянное пользование, могли выкупить крестьяне или крестьянские общины. Правительство ограничивало распад сложившихся общинных связей. В 1893 г. были введены новые правила выхода из крестьянской общины.

Крестьянин не мог выйти из общины без согласия на это 2/3 участников схода, даже полностью выплатив выкупные платежи. Земля, выкупленная отдельным крестьянином, становилась личной собственностью и переходила по наследству. Выкупая землю, крестьяне переходили в состояние крестьян-собственников.

Выкупные платежи предназначались уже не помещику, а государству.

Важно

11 Крестьянское население Крепостные крестьяне и дворовые люди 23 млн человек. Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 1861 г.

Удельные крестьяне (около 2 млн человек) освобождались от крепостной зависимости по закону 1863 г. и сразу переводились на обязательный выкуп.

Государственные крестьяне (около 16,5 млн) получили 6-10 десятин на ревизскую душу только в пользование с обязательной выплатой оброка в течение 20 лет. По указу 1866 г. переводились на обязательный выкуп с 1887 г.

12 Наделение крестьян землёй Размер земельного надела зависел от качества земли. Территория России была разделена на три полосы: нечернозёмную, чернозёмную и степную.

Полосы в зависимости от качества земли и плотности населения делились на местности (всего 29). В каждой местности определялись максимальная и минимальная нормы подушного надела.

Участки земли выделялись на каждую ревизскую душу, независимо от количества рабочих рук.

13 Крестьяне лишались части своих наделов, если величина их фактического надела превышала установленный Положением размер.

В среднем земельный надел на душу мужского пола составлял 3,4 десятины вместо 6-8 десятин, необходимых для нормального жизнеобеспечения при тогдашнем уровне агротехники. «Лишние» земли отрезали.

Совет

Площадь «отрезков» составляла в среднем по стране 20%, в некоторых губерниях 30-40%.

14 «Отрезки» во многих местностях не только уменьшали площадь наделов крестьян, но и чрезвычайно ухудшали наделы качественно.

Помещики намеренно старались отрезать лучшие пахотные земли, а также различные необходимые крестьянам угодья (например, луг или выгон) и дать крестьянам только одну пашню, тем самым ставя крестьян в полную экономическую зависимость.

Так, в нечерноземных местностях невозможно ведение хозяйства без скотоводства, т.е. без лугов и пастбищ. Крестьяне были вынуждены арендовать нужные участки земли (отрезки) на любых условиях.

15 Часть крестьян практически осталась без земли: дворовые крестьяне; крестьяне мелкопоместных дворян; крестьяне, получившие дарственный надел. Крестьяне без выкупа могли получить в качестве дара 1/4 высшего надела (около 1 десятины на душу).

В ряде случаев они предпочитали получить 1/4 надела в дар, чем весь надел целиком за плату и повинности. Недостаток земли. Начало стихийного переселения крестьян в южные степи Украины, на Северный Кавказ, в Поволжье и Сибирь. С гг.

государственная поддержка переселенцев.

16 Ход реформы За период с 1861 по 1881 г. было выкуплено более 80% всех земель временнообязанных крестьян. В декабре 1881 г. Александр III подписал указ об обязательном выкупе земли всеми остававшимися временнообязанными крестьянами.

Виды землевладения в европейской части России на начало XX в. (в млн десятин): частные владения 102,7 ( ,7) надельные земли 138,8 земли казны и пр. 154,7 Всего 395,2 1 млн душ мужского пола бывших крепостных получили 33,7 млн десятин земли; у 100 тыс.

помещиков осталось 69 млн десятин.

Обратите внимание

17 Параллельно с Земельной реформой проводилась Земская реформа (1864 г.): создала новый институт всесословного выборного местного самоуправления; приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство; способствовала развитию местного благоустройства.

18 До земельной реформы 1861 г. в России уделяли мало внимания состоянию почвенного покрова. Изменение экономики сельского хозяйства вызвало необходимость разработки новых форм налоговой политики, в том числе в области земледелия. Потребовалась обоснованная оценка земель. В 1881 г. Нижегородское губернское земство обратилось к В.В.

Докучаеву с предложением провести исследования и оценку почв в целях правильного налогового обложения. В течение гг.

были разработаны новые естественно-научные принципы классификации, картографирования, бонитировки почв, составлены почвенные и геологические карты, дана характеристика состояния сельского хозяйства каждого уезда и Нижегородской губернии в целом.

19 «Картография русских почв» (Докучаев, 1879). Впервые на основе полевых методов исследования и картографирования, разработанных В.В. Докучаевым и его учеником Н.М. Сибирцевым, были составлены вполне достоверные почвенные карты Нижегородской ( гг.) и Полтавской ( гг.) губерний, а позднее и других губерний России.

Опубликованы «Материалы к оценке земель Нижегородской губернии» (Докучаев, 1886). «Русский чернозем» (Докучаев, 1883). На основе обобщения материалов полевых почвеннокартографических исследований в гг. под общим руководством В.В. Докучаева его учениками Н.М. Сибирцевым и Г.И. Танфильевым и А.Р.

Ферхминым была составлена и опубликована сводная Почвенная карта Европейской России.

20 Почвенная карта Нижегородской губернии (под общей ред. В.В. Докучаева), масштаб 1: , 1886 г. Почвенная карта Европейской России Н.М. Сибирцева, Г.И. Танфильева, А.Р. Ферхмина (под ред. В.В. Докучаева), масштаб 1: , 1900 г.

Важно

21 Материалы к оценке земель «Правильная оценка земель дело настолько сложное в теоретическом отношении, она затрагивает такую массу самых разнородных, чисто житейских интересов и находится в связи с таким множеством самых разнохарактерных (как естественноисторических, так и экономических) условий, что удовлетворительное решение данной задачи безусловно требует: а) продолжительного и систематического изучения края, б) специальной подготовки исследователя, в) полнейшей объективности самого метода оценки» В.В. Докучаев Исследования почвенные Исследования экономические

22

23 Оценка естественного плодородия Оценка лёгкости обработки почв Оценка закрепления питательных веществ, поступающих с удобрением Оценка земледельческого качества территории

24 Итоги крестьянской реформы 1861 года Начало развития капиталистических отношений. Крестьянское хозяйство постепенно утрачивало натуральный характер и становилось товарным. Увеличились темпы развития земледелия. Площадь пашни: 88,8 млн дес. (1860 г.) — 117,2 млн дес. (1887 г.); урожайность зерновых: 29 пуд. с дес.

(1860-е гг.) — 39 пуд. с дес. ( гг.). Экономическая зависимость крестьян от помещиков. К 1900 г. средний надел крестьянской семьи 2 дес. Треть крестьянских дворов не имела лошадей, треть имела одну лошадь. Урожай зерновых в России самый низкий в Европе.

Крестьянство несло бремя налогов, направляемых на развитие промышленности.

25 Вторая земельная реформа (Столыпинская) годы

26 Во второй половине XIX в. Российская империя достигла максимальных за свою историю размеров.

27 Страна к началу проведения второй земельной реформы Препятствие для развития сельского хозяйства страны общинное землепользование.

Крестьянская община институт социальной защиты (низкий уровень социально-экономического развития деревни, особенности географических и природных условий страны, аграрная перенаселённость, притеснения со стороны землевладельцев). За 45 лет (к 1905 г.) из общины вышли 145 тыс.

хозяев, а 80% надельных земель по-прежнему находились в общинном пользовании. «А что есть община? Да тяжелее крепостного права иной раз!» (Достоевский, 1876 г.)

28 Коллективное пользование мешало крестьянам по-хозяйски относиться к земле: Частые переделы земли частая смена хозяев отсутствие стимула для улучшения качества земли, извлечение прибыли и быстрое истощение земли. Община наделяла каждый двор земельным наделом одинакового качества, т.е.

Совет

долей на каждом поле, угодье чересполосица, раздробленность участков. Принудительный севооборот отсутствие возможности использовать личный опыт и вести хозяйство как считаешь необходимым. Все решения в общине принимались «миром», которому подчинялся каждый крестьянин.

Выход крестьянина из общины был крайне затруднён.

29 Внутриобщинная чересполосица

30 Начало XX века Задача скорейший подъём деревни и улучшение экономического положения крестьян. Программа С.Ю. Витте: важнейшая для страны проблема может быть решена только на основе освобождения крестьян от общины. С.Ю.

Витте выступал за постепенное введение частной собственности на надельную землю, за то, чтобы крестьянин чувствовал себя её хозяином, за уравнивание его в правах с другими сословиями.

«Горе той стране, которая не воспитала в населении чувства законности и собственности, а, напротив, насаждала разного рода коллективное владение».

31 Ход реформы С 1906 г. П.А. Столыпин министр внутренних дел, затем председатель Совета министров. I Государственная дума (1906 г.) и II Государственная дума (1907 г.) предлагали решение аграрного вопроса путём отчуждения частной земельной собственности.

Столыпин отверг требования отчуждения помещичьих земель, допуская их перераспределение лишь путём скупки государством продаваемых помещиками земель и перепродажи их крестьянам. Столыпин считал, что власть непременно должна выступать инициатором разложения общины, а также контролировать весь процесс (Витте больше полагался на стихийный процесс).

Реформа была направлена против революции и начала реализовываться после её подавления.

32 3 программы составные части реформы Первая сделать крестьян полновластными собственниками, освободить их от опеки общины, помочь расслоению крестьянства, чтобы «крепкие и сильные» смогли обойти «убогих и пьяных».

Основная цель реформы насаждение частной земельной собственности, создание многочисленного и сильного класса зажиточных крестьян опоры государственной системы. Вторая достижение всеобщей грамотности в объёме обязательной четырёхлетней начальной школы.

Обратите внимание

В целях распространения сельскохозяйственных знаний, появления класса настоящих фермеров. Третья ускорение роста промышленности и развитие внутреннего рынка страны.

33 Манифест 3 ноября 1905 г. Предусматривалась отмена с 1 января 1907 г. выкупных платежей и расширение операций Крестьянского банка по скупке частновладельческих земель и перепродаже их крестьянам. Указ 9 ноября 1906 г. (стал законом 14 июня 1910 г.

) «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Надельные земли в связи с отменой выкупных платежей освобождались от ограничений общинного владения, а крестьяне приобретали право свободного выхода из общины с укреплением надела в личную собственность. Закон 29 мая 1911 г.

предусматривал проведение землеустройства. Постановление Временного правительства 28 июня 1917 г. о прекращении реформы.

Источник: https://docplayer.ru/37590927-Zemelnye-reformy-v-rossii.html

Антамошкина Е.Н. Земельная реформа и аграрная политика России в конце ХХ века

Библиографическая ссылка на статью:
Антамошкина Е.Н. Земельная реформа и аграрная политика России в конце ХХ века // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/02/2308 (дата обращения: 27.03.2019).

Центральное место в аграрной политике России в начале 1990-х гг. занимала земельная реформа.

Основными принципами проведения земельной реформы были: 1) преодоление государственной монополии на землю за счет предоставления права собственности на земельные участки населению и  предприятиям; 2) сохранение за государством права собственности на отдельные участки, имеющие особое значение, например, для селекционной работы; 3) сочетание платного и бесплатного механизма наделения землей для всех категорий собственников; 4) государственный контроль за использованием земель, их экологическим состоянием.

Читайте также:  Международное положение ссср до второй мировой войны

   Монополия государственной собственности на землю не обеспечивала сохранности земель, не говоря уже об улучшении их качественного состояния. Сократились посевные площади. С 1988 г. по 1992 г. они уменьшились со 119,6 млн. гект. до 114,4 млн. гект. [5].

Содержание гумуса, определяющего плодородие земли, снизилось на 25-30 процентов в период с 1970 по 1990 гг. Увеличились площади заболоченных, переувлажненных, засоленных земель. Таким образом, из-за неудовлетворительного состояния земельных ресурсов Россия ежегодно недополучала около 40 млн.

тонн сельскохозяйственной продукции в пересчете на зерно [3, с. 45]. Это также подчеркивало необходимость реформирования земельных отношений.

   Земельная реформа, прежде всего, была направлена на изменение общественных отношений в сельской местности за счет быстрого перехода к частному землевладению.

Вместе с тем вопросам по эффективности использования земельных ресурсов, предотвращению их дальнейшей деградации и выбытия из сельскохозяйственного оборота должного внимания не уделялось.

Важно

Хотя было очевидно, что у новых собственников земельных ресурсов, зачастую не доставало финансовых ресурсов для улучшения качественного состояния используемых земель, не хватало знаний в области агротехники.

   Одной из проблем, с которой пришлось столкнуться при проведении земельной реформы, было определение оптимального размера землепользования.

Необходимо было выделить земельный участок такой площади, чтобы ее было достаточно для организации самостоятельного фермерского хозяйства.

С другой стороны излишняя земельная площадь могла создать дополнительные трудности в развитии фермерских хозяйств: недостаток сельскохозяйственной техники, удобрений, семян и т. п.

   Вопросам определения оптимальных размеров сельскохозяйственных предприятий посвящено достаточно много исследований. Значительный вклад в постановку и разработку этой проблемы внес А.В. Чаянов [6;7]. Его теория связана с определением оптимальных размеров хозяйств на основе метода предельных издержек и взаимосвязи производственных факторов «труда, земли и капитала».

Чаянов аргументировано доказал, что фактор «земля» является производным от фактора «труд», именно на этом должно основываться развитие крестьянских хозяйств. «Земельная площадь гораздо более подвижна, чем состав семьи, – отмечает он, – указанная связь должна пониматься как зависимость распределения земельной площади от демографического развития семьи» [6, с. 154].

   Не достаточно высокий уровень эффективности использования производственного потенциала колхозов и совхозов зависел от слабой технической оснащенности, недостатка либо избытка рабочей силы в хозяйствах, нерациональной структуры посевных площадей. Теория А.В.

Чаянова, безусловно, могла быть полезна при установлении предельных размеров землепользования фермерских хозяйств.

Совет

Ведь при создании новых типов сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств важно было обеспечить сбалансированность материальных, трудовых и земельных ресурсов.

  При этом не следует забывать, что для каждого вида сельскохозяйственной деятельности характер зависимости индивидуален. То есть при определении рационального размера землепользования необходимо учитывать занимается ли хозяйство растениеводческой или только животноводческой деятельностью.

Для предприятий, специализирующихся на животноводстве приоритетными критериями при выделении земельных участков должны быть: возможность обеспечения животных собственными кормами, обеспечение рациональной занятости работников.

При выделении земельных участков предприятиям, специализирующихся на растениеводстве перечень таких критериев значительно шире.

Необходимо было обеспечивать рациональные севообороты, возможности по организации товарного производства, размеры пашни должны позволять эффективно использовать сельскохозяйственную технику. Также все эти факторы должны быть увязаны с трудовыми ресурсами.

  С точки зрения концепции А.В. Чаянова «в случае если для развертывания хозяйства в оптимальных размерах у его организаторов не хватает достаточного количества земли или капитала, или рабочих рук, предприятие строится в размерах меньших, сообразно фактору, находящемуся в минимуме» [6, с. 156].

  В крупных сельскохозяйственных предприятиях возрастают затраты, связанные с увеличением размеров землепользования.

Увеличение численности коллектива приводит к росту затрат на управление, увеличение размеров землепользования ведет к росту затрат на транспортировку продукции, появляются дополнительные издержки, например, связанные с охраной сельскохозяйственных угодий и собранного урожая.

Обратите внимание

Вместе с тем, появляются возможности более эффективного применения сельскохозяйственной техники, оборудования, складских и производственных помещений. Именно соотношение этих факторов и определяет рациональные размеры землепользования для крупных сельскохозяйственных предприятий.

  Процесс передачи земли в частную собственность на безвозмездной основе должен был дать дополнительный импульс для развития фермерских хозяйств.

В действительности, в регионах с высокой плотностью сельского населения, а именно это, как правило, территории интенсивного земледелия, возможности по развитию фермерских хозяйств уменьшились.

Поскольку, чем выше плотность населения, тем больше занятых в сельском хозяйстве, и соответственно уменьшается надел земли, бесплатно передаваемый работникам.

Собственного земельного надела для организации фермерского хозяйства, как правило, не хватало, а получить дополнительный участок было проблематично, поскольку лучшие земли оказались поделенными между работниками бывших колхозов и совхозов. Прежде всего, эта проблема коснулась южных районов России – Краснодарский край, Ростовская, Волгоградская области.

   Возникли проблемы и с материально-техническим обеспечением фермеров – имущество хозяйств, сельскохозяйственная техника также были разделены между пайщиками.

И если в прежних условиях руководители совхозов и колхозов должны были выделять материально-технические средства для первичного обустройства фермерского хозяйства, с началом реорганизации ситуация изменилась. Все работники, даже вышедшие на пенсию имели право на получение имущественного пая, в том числе и в натуральной форме.

Поэтому для районов страны с интенсивным земледелием реорганизация колхозов и совхозов с бесплатной передачей в собственность земли и имущества, создала только дополнительные трудности в развитии фермерских хозяйств.

Важно

  В районах же Нечерноземья, Западной Сибири, Дальнего Востока складывалась полностью противоположная ситуация. Соотношение между численностью населения и площадью земли сельскохозяйственного назначения, передаваемой в собственность граждан в этих регионах, позволяло получить крупный земельный пай, достаточный для организации самостоятельного хозяйства.

    Однако, для хозяйств этих регионов были характерны: нехватка квалифицированных кадров, неразвитость инфраструктуры, отсутствие дорог с твердым покрытием.

Поэтому, реорганизация колхозов и совхозов и в целом земельная реформа принципиально не повлияли на развитие фермерства, а в основном способствовали росту мелкотоварных крестьянских хозяйств. Фермерские хозяйства в этих регионах традиционно специализировались на животноводческой продукции.

Производство же растениеводческой продукции резко сократилось по причине его убыточности и нерентабельности в индивидуальных хозяйствах.

   Недостатка в земельных ресурсах регионы Сибири, Дальнего Востока и Нечерноземной полосы не испытывали.

Земельные паи не полностью передавались в акционерные общества, товарищества, производственные кооперативы, часть оставалась за их владельцами и использовалась для ведения личного подсобного хозяйства.

Если же фермеры или вновь созданные сельскохозяйственные предприятия нуждались в дополнительных участках, они могли их арендовать у местных администраций.

   Таким образом, бесплатная передача земли в собственность не способствовала развитию фермерства.

Совет

Реорганизация колхозов и совхозов не устранила многих недостатков присущих крупным хозяйствам, а в ряде ситуаций только усилила их негативное воздействие на эффективность сельскохозяйственного производства.

Возникли новые проблемы, связанные с юридическим закреплением прав на наделы земли, находящейся в коллективной собственности.

   Установление предельных норм землепользования ориентировало сельское хозяйство России на переход к мелкотоварному производству, при этом вряд ли можно было рассчитывать на самостоятельное обеспечение страны необходимым количеством продовольствия.

Да, и, по сути, запланированный переход к мелкотоварному производству это экстенсивный путь развития сельского хозяйства.

Получение высоких урожаев возможно лишь при освоении современных технологий производства, которые во многом предопределяют формы организации сельскохозяйственного производства, размеры землепользования, уровень профессиональной подготовки работников.

   Еще одна проблема, которая активно обсуждалась, заключалась в том, что с введением частной собственности на землю неизбежно социальное расслоение в сельской местности.

Ряд политиков и экономистов высказывали опасения, что превращение земли в товар сделает ее объектом спекуляций, что приведет к дальнейшей деградации земельных ресурсов, выбытию их из сельскохозяйственного оборота, сосредоточению земли в руках криминальных структур [3, с. 52].

  Некоторые исследователи пытались проводить параллели между земельной реформой 1990-х годов и аграрной реформой Столыпина, подчеркивая, что поддержка фермерских хозяйств, как раз и является реализацией идей Столыпина в современных условиях [1; 2]. Однако, не смотря на некоторое сходство, по сути, между ними мало общего.

Обратите внимание

Реформа Столыпина была направлена на создание условий для развития крестьянского хозяйства, которое на тот период времени являлось основной формой организации сельскохозяйственного производства. Принятые меры в действительности укрепляли экономическое положение крестьянских хозяйств.

Им предоставлялось право выхода их общины, с закреплением за ними наделов земли, находящихся в их фактическом пользовании.

  Начатая в 1992 году земельная реформа предполагала бесплатную передачу в частную собственность значительной части сельскохозяйственных угодий. При этом подавляющая часть новых, потенциальных собственников не стремилась к работе на земле и более того не была к ней готова.

Для них, полученные земельные паи рассматривались исключительно как объект получения дополнительного дохода, за счет перепродажи или передачи в аренду.

При передаче земли непосредственным товаропроизводителям возник новый тип земельных отношений, определяющих специфику и особенности аграрной политики, в сфере ценовой, налоговой политики, земельного рынка.

   Поэтому при проведении земельной реформы предусматривалось, после завершения раздела земли на паи, поэтапное выделение их в натуре.

Это позволит собственнику сдавать землю в аренду и получать плату с учетом качества и расположения земельных участков. Однако в действительности рынок земли и земельных паев не сложился.

Многие акционерные общества, созданные в результате реорганизации не идут на выделение реальных земельных участков своим пайщикам, препятствуют купле-продаже земельных участков.

Библиографический список

  1. Аграрные отношения: теория, историческая практика и перспективы развития / отв. ред. И.Н. Буздалов. М.: Наука, 1993. 267 с.
  2. Аграрный строй в России: прошлое, настоящее, будущее. Под ред. д-ра экон. наук В.Е. Есипова. СПб: Изд-во: СПбГУЭФ, 1999. 316 с.
  3. Иванов В.В. Аграрная реформа в России: организационно-экономический аспект. СПб: Петрополис, 1993. – 150 с.
  4. Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. М.: Госполитиздат, 1948. Т. 2. 738 с.
  5. Народное хозяйство СССР в1990. М.: Финансы и статистика, 1991. 752 с.
  6. Чаянов А. В. Крестьянское хозяйство / А.В. Чаянов. – М.: Экономика, 1989. – 486 с.
  7. Чаянов А.В. Избранные произведения: сборник / А.В. Чаянов / Сост. Е.В. Серова. М.: Издательство Московский рабочий, 1989. 368 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://human.snauka.ru/2013/02/2308

Земельная реформа длиной в 150 лет: положительные преобразования в экономике развитых стран начинались с земельной реформы

Позавчера премьер Владимир Путин провел совещание, посвященное празднованию 150-летия со дня рождения премьер-министра России начала прошлого века Петра Аркадьевича Столыпина.  

Уже из вступительного слова Владимира Путина выяснилось, что планы, связанные с упоминанием великого реформатора России, у  нынешнего премьер-министра в этом смысле гораздо серьезней, чем можно было бы предположить:

«Место и роль Петра Аркадьевича в истории нашей страны огромные,— заявил он,— и вместе с тем его деятельность и несомненные заслуги долгие десятилетия были несправедливо забыты, недооценены и современниками, и потомками».

Если к этому добавить недавние заявления Владимира Владимировича о предстоящей новой земельной реформе в стране, то уместно вспомнить еще один Юбилей уже этого года — 150 лет Манифеста Александра II и Положение о даровании свободы крестьянам, документы о вступлении в силу Положения, об управлении сельскими общинами. Реализация этих уложений означала постепенную отмену крепостного права и начало приватизации российских земель – процесс, который, по мнению, многих аналитиков до сих пор в стране не завершен ни по факту, ни по достижении желаемого реформатором цели.

Случайно или нет, Петр Аркадьевич Столыпин, как автор и реализатор наиболее успешной земельной и социально-экономической реформы России, родился на год позже Манифеста, положившего начало пути нашей страны к развитому капитализму и цивилизованным земельным отношениям, как основы, в первую очередь, развития территорий и сельского хозяйства, скажем так, основного пользователя земель сельхозназначения.

И это как раз то, о чем все чаще и чаще говорят и президент, и премьер, которые ставят вопрос перед правительством и обществом, во-первых, о несовершенстве земельных отношений в части эффективности оборота и использования сельскохозяйственных угодий, во-вторых, о несовершенстве и нецивилизованности земельного рынка, и в третьих, о деградации сельских территорий и сельского населения, как основы заселенности и естественной территориальной безопасности и, как следствие этого, падении сельского хозяйства, снижающего уже уровень продовольственной безопасности страны.

Важно

Поэтому попробуем исследовать эту проблему — а проведена ли земельная и социально-экономическая реформа Александра II, с которой все собственно и началось.

Читайте также:  Концепция внешней политики россии в 21 веке

Существует несколько аспектов подхода к пониманию актуальности разрешения проблемы земельных отношений и земельной реформы: исторический, экономический, социальный, точнее социально-экономический.

Начнем с исторического.

Почему мы отстаем в своем развитии от Западных стран? Причин множество. Большинство из них носят объективный характер.

В XX веке над Россией восторжествовала попытка выстроить субъективную модель будущего без частной собственности, без рынка и конкуренции, без деловой активности миллионов людей, опираясь исключительно на фантомную теорию Маркса о возможности существования бесклассового общества.

Они приступали к строительству этого нового общества, не имея ни одной до конца разработанной экономической доктрины, в которой предусматривались модели обхода ненавистных им издержек   «буржуазного общества».

Историческая канва развития страны в XIX и XX веках была конъюнктурна в угоду пришедшим к власти социал-демократам (большевикам) в  1917 году, как впрочем, и сама практика жизни строилась, разрушая и нарушая все условия и традиции развития мировой экономики.

Именно поэтому, сегодня возникает острая необходимость выстраивания прошедших событий по оставшимся историческим вехам. Особенно по наиболее больному вопросу для страны, неразрешенному до сих пор, по вопросу о земле.

До Екатерины II вся земля и люди, трудившиеся на ней, принадлежали царской династии.

Хорошо понимая, что административно управлять хозяйством и территорией огромной страны из столицы невозможно, Екатерина II в 1785 году в дополнение к 23 имевшимся губерниям, добавила еще несколько десятков. Всего в стране стало 47 губерний. Каждая из них, теперь распадалась на уезды. Земля была закреплена за дворянами вместе с жившими на ней крестьянами.

Предполагалось, что в будущем произойдет наделение крестьян землей и освобождение их от крепостного права.

После долгих лет борьбы общественности (национально-ориентированного дворянства) за освобождение крестьян, Манифест Александра II 1861 г., создал условия для реального их раскрепощения.

Обязанности помещиков по всем сельским проблемам переходили к общинам, в которые объединяли крестьян, получившие юридическое право распоряжения землей.

Совет

Предполагалось, что примерно через 20 лет, после выплаты крестьянами обязательных платежей за землю, они повсеместно становятся её частными владельцами.

Периодические переделы в общинах, которые были обусловлены общественной формой владения ресурсами, породили все возраставшую черес- и мелкополосицу индивидуальных крестьянских наделов, тормозя переход всего сельскохозяйственного производства страны от натурального к товарному производству, от экстенсивного к интенсивному земледелию. Однако медленно, но примерно через двадцать лет, в Западных губерниях Европейской России начался поступательный процесс распадения общин вследствие близости к западным границам, где уже вовсю практиковались другие формы эффективного владения землей.

По разным причинам, но выплата платежей растянулись на 45 лет и крестьяне были освобождены от них только с 1 января 1907 г.

После этого впервые в своей истории российские крестьяне получили не только моральное, но и фактическое право стать собственниками своей земли.

Решение векового крестьянского вопроса выросло до размеров национальной идеи, которую хорошо понимали в стране все, кроме левых политических партий.

В условиях острого политического противоборства и начиналась в стране земельная реформа под руководством Столыпина. Только благодаря ей в стране наступило относительное спокойствие.

Реформа осуществлялась по нескольким направлениям:

1.  Продажа земель крестьянам через созданный Крестьянский Поземельный Банк. ( В общем объеме от 8 до 10% всех земель).

2.   Передача земли крестьянам. До 1911 г.   проводилась без ликвидации чересполосицы. Законы о земельной реформе  1910 г. и «О землеустройстве» в 1911 г.

Обратите внимание

превратили вопрос в комплекс землеустроительных мероприятий, по окончании которых крестьяне получали землю в виде сведенного к единому участку отруба или хутора, чаще отруба, как промежуточной формы перехода на хуторскую систему хозяйства, с выдачей им Свидетельств о праве на землю. (Охватила примерно от 70 до 80% всех земель)

3.  Переселение крестьян из центральных районов России в Сибирь, Казахстан и на Дальний Восток. Всего переехало и окончательно поселилось около 2,5 млн. человек, начав осваивать целинные земли, которые никогда ранее не видели рук человека.

За 9 лет реформы в ней приняло участие более 80 процентов сельского населения России. Одна треть из 6 млн. дворов, подавших заявления о реформировании, к 1917 году получила Свидетельства о праве собственности на землю.

Первая мировая война, в которую была втянута Россия, решительно изменила всю социально-политическую атмосферу, серьезно затормозив ход, столь необходимой для страны, земельной реформы. Война предопределила дефицит обеспечения населения хлебом к весне 1917 г. и февральскую революцию.

Почти с первых дней образования и работы Временного правительства стал очевиден курс на свертывание земельной реформы, отрицание права частной собственности не только на землю, но и рыночных отношений в экономике. В деятельности Временного правительства с первых дней нарастало влияние тенденций и программных установок эсеров о строительстве социализма.

Летом 1917 г. решением Временного правительства земельная реформа была остановлена и образованы земельные комитеты. На них возлагалась задача демонтажа всего комплекса работ по землеустройству и «социализации» земли.

Именно это было главной причиной начавшейся в стране смуты.

Крестьян из статуса собственников земли перевели в положение пользователей земли. В стране начался голод, от которого в начале 1920-х годов погибло несколько миллионов человек, не считая жертв развязанной большевиками гражданской войны.

В 1929 г. по прямому указанию И.Сталина положено начало огульной коллективизации.

Жертвой этой акции стали миллионы крестьян. Два миллиона из них были объявлены «кулаками» и погибли от бесцельной высылки «на север» и репрессий.

Именно тогда в стране погибло от голода по разным оценкам от 3 до 5 млн. человек.

От репрессий и огульной коллективизации в городах осело более 12 млн. крестьян.

Крестьянское сословие, в начале века кормившее хлебом огромную страну и даже возможность его экспорта, в ходе коллективизации было превращено в её врагов и уничтожено.

Коллективизация серьезно подорвала экономические основы сельскохозяйственной России. Неуклонный рост объема экспорта хлеба в 70-х и 80-х годах — было только подтверждением этого.

Крестьяне, составляющие в любой стране экономическую основу только потому, что являются собственниками земли, в нашей стране за 150 лет так и не смогли стать её собственниками и уважаемыми Хозяевами. Потеряна сама культура индивидуально-частного земледелия, ныне бережно охраняемая в развитых странах.

Важно

Все это только подтверждает продолжение издержек тоталитарной модели управления экономикой страны, в которой до сих пор полностью не проведена земельная реформа и не ликвидированы остатки феодальной системы.

Можно сказать и по иному: Если не проведена земельная реформа, любая страна лишается условий для преодоления остатков феодальной системы, замешанной на тоталитарном принципе управления экономикой.

 Что же происходит сегодня?

Земля для большинства управляющей элиты страны, к сожалению, стала предметом бизнеса. Почему? Потому, что земельная реформа начала 90-х годов в том виде, в каком она предлагалась ее разработчиками, практически была сорвана. Земля в натуре крестьянам так и не выделена. Земельные паи определены не на земле, а на бумаге.

Произошла профанация земельных преобразований и обман миллионов потенциальных собственников земельных паев. Средств на это огромное и важное дело государство не выделяло и до сих пор нет и ясно сформулированной политики по земле.

Земельные паи, у обездоленных и обделенных судьбой крестьян, обходя законы, в большинстве своем вокруг крупных городов, были скуплены частными лицами и непрофильными структурами.

Многие предприятия, которые были приватизированы, сразу же оказались в руках, а еще точнее, под каблуком чиновников.

Так как предприятия остаются без земли, у них нет, и не может быть устойчивой экономической деятельности.

А чиновники все выше и выше поднимают планку арендной платы, которой душат сферу действия и условия расширения работы всего малого и среднего бизнеса, как в столичном регионе, так и на периферии.

Налогооблагаемая база эффективно может расти только на основе роста числа предприятий малого и среднего бизнеса. Это аксиома капиталистической экономики.

! Но местные администрации, путем подъема арендных ставок на землю, душат деловую жизнь малых предприятий, а значит и налоговую базу территории. Число малых и средних предприятий не растет, а падает.

Создается впечатление, что администрации разных уровней не понимают, что этим рубят сук, на котором они сидят.

Совет

Аренда земли известна в мире давно, как один из способов организации земельных отношений. Но не как единый государственный метод сбора налогов. Он необходим тогда, когда все сельскохозяйственные земли находятся в частной собственности и аренда становится одной из форм выстраивания последующих отношений между самими собственниками.

Аренда в руках администраторов стала и «дубиной» и формой обогащения только потому, что не проведена до конца земельная реформа и не определен собственник, готовый обрабатывать землю, и не защищены его права на землю, как в городе для предпринимателей, так и на селе. Но для чиновников это стало удобной формой существования.

Такое положение долго продолжаться не может. Противоречия в сфере земельных отношений уже сегодня становятся все острее и люди, работающие на земле, по праву должны обладать не бумажным, а реальным правом на землю на основе действующего законодательства. Законы все есть, но они, в большинстве своем, пока не выполняются.

Можно добавить.

Такие страны, как Польша, Венгрия Словакия, Литва, Индия и Мексика, только потому набирают обороты в своем развитии, что в 90-е годы   преобразования в экономике начали с земельной реформы.

Они реально, а не на бумаге передали (или возвратили) землю крестьянам, подобно тому, как это было сделано в XIX веке в странах Европы, которые ныне называются развитыми.

Полное раскрепощение российского крестьянства, начавшееся в 1861 г. все еще не завершено. И видимо это начинает понимать наше высшее руководство, заговорившее сегодня и о Столыпине, и о новой земельной реформе, и инициировавшее в прошлом году изменения закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

15.07.2011

Источник: http://zem.ru/analitika/detail/?id=3545

2.1 Основные итоги земельной реформы в России

Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно. В законе РСФСР от 27 декабря 1990 года «О земельной реформе» были обоснованы цели, задачи и основные этапы реализации земельной реформы.

Основным стержнем земельной реформы являлся переход от единой государственной собственности на землю к многообразию видов собственности, в том числе — к частной. В комплексе мер, направленных на преобразование земельных отношений центральное место занимает институт частной собственности граждан на земельные участки.

Вместе с тем, установление прав частной собственности на землю было ограничено определенными рамками.

Обратите внимание

Существенную роль в сфере перераспределения земель и юридическом закреплении прав на землю за собственниками сыграл закон РФ от 23 декабря 1992 года, который снял мораторий на продажу земельных участков гражданами, получившими участки в частную собственность для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства. Однако начатая в 1991 год земельная реформа не доведена до конца. Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.

В России завершен 1-ый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность миллионы гектаров продуктивных земель. Они получили земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских хозяйств. В ходе земельной реформы к январю 1999 года произошли значительные преобразования:

1) ликвидирована монополия государственной собственности за землю;

2) проведена реорганизация 23,5 тысяч колхозов и совхозов, осуществлена приватизация 115,9 миллионов га земли;

3) сформирован значительный слой крестьянских хозяйств, им передано 13,8 га земель;

Читайте также:  Стрелецкое восстание 1682 г. правление царевны софьи

4) создан фонд перераспределения земель;

5) решена в основном проблема обеспечения граждан земельными участками. 43,6 млн. граждан имеют земельные участки для личных нужд. Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества участков.

Основные результаты земельной реформы 1990-2008 гг.:

1. Ликвидирована государственная монополия на владение землей.

2. Осуществлен переход к платному землепользованию.

3. Созданы условия для гражданского оборота земельных участков.

4. Сформирован слой крестьянско-фермерских хозяйств.

5. Созданы целевые земельные фонды, существует специальная категория — земли запаса.

6. Развернута система государственного земельного кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество в настоящее время.

7. Разработана система государственной кадастровой оценки всех категорий земель

Для эффективной реализации земельной политики, реальное регулирование земельных отношений в настоящее время осуществляется только на правовой основе, хотя механизмы реализации этой правовой основы разные, в том числе экономический, административный психологический.

2.2 Земельная реформа 2011 года

Важно

Как известно, в законах, регулирующих земельные отношения, имеются значительные пробелы и нестыковки. Эти нестыковки планируется устранить в законодательном порядке в самое ближайшее время.

С 1 июля 2011 года началась реализация глобальной земельной реформы в Российской Федерации.

Цель проводимой реформы заключается в том, что граждане смогут получать в собственность и распоряжаться по своему усмотрению земельными участками, а муниципальные поселения получат право распоряжения землей и смогут получать дополнительные доходы.

Уже сейчас претерпели значительные изменения законы, касающиеся оборота земель сельскохозяйственного назначения. На данный момент процедура оформления документов на земельные паи существенно упростилась.

И эта процедура для муниципальных образований стала стоить значительно дешевле, так как органы кадастрового учета будут бесплатно предоставлять сведения, касающиеся земли (выписку из кадастра, план территории, кадастровой паспорт объектов недвижимого имущества).

Администрация муниципальных образований также должна бесплатно предоставлять гражданам информацию и документы, которые нужны для подготовки к межеванию земельных участков. Также должны быть предусмотрены меры, которые ограничат участие посредников в решении земельных вопросов.

Все процедуры, связанные с межеванием земель и проведением кадастровых работ, должны выполняться четко в самые кратчайшие сроки на местах, так, чтобы граждане не тратили время на дорогу.

Законом будут предусмотрены меры, которые не позволят при передаче в собственность россиянам земли сельскохозяйственного назначения, заниматься спекуляцией.

Совет

Участки земли могут быть попросту изъяты у собственников, в случае если земли не будут в течение трех лет использоваться по назначению.

Правительство Российской Федерации уже готовит постановление, определяющее признаки неиспользования земель для сельскохозяйственных нужд.

Те же земли, которые пока считаются невостребованными, могут быть отданы в распоряжение муниципалитетов. Сами муниципальные образования смогут передавать такие земли фермерам, работающим на земле.

Органы местного самоуправления уже сейчас могут отстаивать свои права на невостребованные земли в судебном порядке.

Приоритетное право оформления таких участков в собственность будет предоставлено сельхозпроизводителям, то есть тем предприятиям и гражданам, которые непосредственно работают на земле.

Выкуп таких земельных участков будет производиться по сниженным ценам (15% вместо прежних 20% от кадастровой стоимости), а половина расходов фермерских и крестьянских хозяйств будет оплачиваться из федерального бюджета РФ. Перед местными властями также поставлена задача — найти резервы для финансирования оставшихся затрат.

В будущем планируется в законодательном порядке закрепить нормы передачи земельных участков в безвозмездное пользование тем гражданам, которые работают или планируют работать в сельской местности.

В первую очередь воспользоваться этим правом смогут работники бюджетной сферы — учителя, врачи, социальные работники и библиотекари.

Обратите внимание

Возможно, безвозмездно будут выдавать земельные участки и переселенцам, тем которые хотят жить и работать на земле и производить сельскохозяйственную продукцию.

Многодетные семьи смогут бесплатно, без конкурсов и торгов, получить в собственность земельные участки для строительства жилья. Порядок предоставления и размер участков будут определяться на региональном уровне органами местного самоуправления.

Сейчас правительство Российской Федерации разрабатывает Федеральную целевую программу, касающуюся совершенствования инфраструктуры села. Эта программа будет способствовать совершенствованию инженерных коммуникаций и жилищно-коммунальной сферы на селе. Федеральная программа будет работать до 2020 год.

Работающую сейчас Федеральную программу «Социальное развитие села» решено продлить до 2013 года. В рамках этой программы на социальное развитие сел было выделено более сорока миллиардов рублей из федерального бюджета, а свыше 190 миллиардов было выделено из региональных бюджетов и внебюджетных фондов.

В рамках этой программы были проведены газопроводы и водопроводы во многие селах нашей страны, было построено свыше 14 миллионов кв. метров жилья для сельчан. Также во многие дома провели телефонные линии и значительно улучшили электроснабжение в селах.

Также необходимо разрешить вопросы, связанные с землями, которые используются Министерством обороны и специализированные учреждения. На данный момент эти ведомства платят льготный налог, который составляет всего лишь 0,3 процента от кадастровой стоимости объектов.

Это льготу вполне можно убрать, но делать это нужно внимательно. Сначала нужно провести тщательный анализ всех объектов недвижимости и проследить то, как они используют вверенные им земельные участки.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/28111

Земельная реформа: 1990–2002

Основной целью земельной реформы
в постсоветской России было разгосударствление земли, создание условий для
возникновения рынка земли и субъектов
этого рынка, владеющих землей на правах
частной собственности.

Для легализации
такого необходимого элемента рыночной
экономики, как гражданский оборот земель, потребовалось более 10 лет дискуссий, расколовших общество и законодателей.

Особенно ожесточенные дебаты
между сторонниками и противниками

коммерциализации земли велись по вопросу о землях сельскохозяйственного назначения.

Известно, что в советский период союзное государство обладало монополией
собственности на землю, возникшей в результате ее национализации[1] и закрепленной в Конституции СССР: «В исключительной собственности государства
находятся: земля, ее недра, воды, леса».

Важно

Первая попытка изменить эти положения
была предпринята в конце 1980-х годов
в рамках реформирования социалистической системы.

Закон «О собственности
в СССР» и Основы законодательства
Союза ССР и союзных республик о земле,
вступившие в силу в 1990 году, ликвидировали монополию союзного государства, вводя множественность субъектов
права (публичных) и многообразие форм
собственности на землю.

И хотя разработчикам Основ не удалось легализовать
понятие частной собственности, в результате политического компромисса был
введен институт пожизненного наследуемого владения землей, являвшийся по сути
завуалированной формой ограниченного

права частной собственности.

Официальный старт денационализации земли и земельной реформы в Российской Федерации был дан 1 января 1991 года, когда вступили в силу Законы РСФСР
«О земельной реформе» и «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве».

Вместе с новым
Земельным кодексом, принятым в 1991 году, и законом «О плате за землю» они создали правовую базу для возникновения
различных форм земельной собственности: государственной, муниципальной, частной.

Закрепляя институт пожизненного
наследуемого владения и постоянного
(бессрочного) пользования землей, эти законы предусматривали также возможность
приобретения участков земли в частную

собственность[2]. В то же время речь в них

шла только об ограниченном праве собственности, поскольку земля была исключена из гражданского оборота и был введен
мораторий на куплю-продажу, дарение
и иные сделки с земельными участками

(за исключением садовых, дачных и приусадебных) сроком на 10 лет.

На этом начальном этапе реформы
основной задачей правительства было
перераспределение земельного фонда
в пользу граждан и создание нового типа
сельскохозяйственных производителей —
индивидуальных фермерских хозяйств.

С целью развития фермерского движения
в начале 1991 года Советом Министров
РСФСР были приняты соответствующие
постановления, определившие меры помощи и содействия фермерским хозяйствам, включая и финансовую помощь
в размере одного миллиарда рублей (так
называемый «силаевский миллиард»).
Однако, вопреки ожиданиям, массового
исхода крестьян из коллективных хозяйств не произошло.

Совет

Те, кто решился вести индивидуальное хозяйство, столкнулись с немалыми трудностями: часто им
выделялись не самые качественные или
неудобно расположенные земельные участки, не было кредитов, не хватало техники. Начинающие фермеры испытывали
противодействие и негативное отношение
не только со стороны колхозных и местных властей, но и самих колхозников.

Со временем государственная поддержка
фермеров практически сошла на нет, многие из вновь созданных индивидуальных
хозяйств разорялись и банкротились.

Основной рост фермерства наблюдался
в период с 1992 по 1994 год, когда число
хозяйств возросло с 49 до 270 тысяч,
а в 1996 году оно достигло своего «пика»: 279,1 тысячи фермерских хозяйств,
располагающих 12 001 гектаром сельхозугодий. Затем это число стало сокращаться

при некотором возрастании общей площади земельных наделов (в 2000 году насчитывалось 264,6 тысячи хозяйств, располагающих 14 484 гектарами земель)[3].

С целью ускорения аграрных преобразований в 1991 году был издан указ президента «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»
и ряд постановлений правительства по реорганизации колхозов и совхозов, обязывавших последние в установленные сроки
принять решение о преобразовании в новые формы хозяйствования (АО, товарищества на вере, кооперативы и т. д.) либо о

сохранении прежней[4]. За 1992–1994 годы

большинство предприятий аграрного сектора прошли перерегистрацию с изменением организационно-правового статуса,
однако во многих случаях происходила

лишь формальная «смена вывески», не затрагивающая основ внутриколхозных отношений.

В основу приватизации сельскохозяйственных земель и иной собственности
коллективных хозяйств был положен
принцип социально справедливого уравнительного распределения, в рамках которого предусматривалась передача на безвозмездной основе в собственность
членам трудовых коллективов, а также работникам социальной сферы села и пенсионерам усредненных земельных долей
и имущественных паев. В результате этих
преобразований собственниками земельных долей стали около 12 миллионов бывших колхозников и работников совхозов,
однако это право собственности долгое
время оставалось виртуальным — в натуре
земельные доли не выделялись, не было
ясности и в вопросе о том, как крестьяне

могут реально ими распорядиться.

В отсутствие соответствующих федеральных законов отношения по использованию земельных долей, возникших
в результате приватизации сельскохозяйственных предприятий, регулировались
почти исключительно на основании указов президента и постановлений правительства.

В соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года
«О регулировании земельных отношений
и развитии аграрной реформы в России»
владельцы долей должны были получить
документы, удостоверяющие их права на
земельные участки, и принять решение по
их использованию.

Обратите внимание

Они получали право
передавать долю по наследству, получать
земельные участки в натуре при выходе из
хозяйства, вносить их в уставный капитал

сельскохозяйственных предприятий, сдавать в аренду, продавать и покупать.

В последующих указах президента и постановлениях правительства[5] подтверждались

права крестьян на земельные доли и устанавливался порядок их использования,
при котором разрешались практически
все виды операций с землей, включая ее
куплю-продажу. Однако в действительности процесс регистрации права на земельные доли и заключения договоров
по сделкам с землей шел крайне медленно. К середине 1995 года многие субъекты
РФ из политических или иных соображений задерживали (а некоторые и вовсе не
начинали) выдачу свидетельств на земельные доли. При этом местными законодателями нередко вводились дополнительные ограничения на сделки с землей.
К 1995 году свидетельства на земельные
доли получили около 70 процентов собственников; к 2000 году, по данным Госкомзема России, — 91,2 процента, из которых
около 2/3 распорядились правами на свои

земельные доли (см. табл. 1).

К середине 1990-х годов в земельном законодательстве сложилась довольно парадоксальная ситуация.

Основной
массив норм, регулирующих земельные
отношения, содержался в пакете указов
президента и постановлений правительства 1992–1993 годов, изданных в условиях
противоборства между исполнительной и
законодательной ветвями власти.

Эти
нормативные акты, отменявшие бoльшую
часть статей Земельного кодекса РСФСР
и снимавшие мораторий на сделки с землей, содержали наиболее либеральные
нормы, не запрещавшие практически никаких операций с землей.

Полные права
собственности на землю были также провозглашены в положениях Конституции
РФ и развиты в регулирующей сделки
с землей 17-й статье нового Гражданского
кодекса. Однако президентские указы, по
мнению многих законодателей, не отражали степени достигнутого согласия
в обществе по вопросу о гражданском
обороте земель; 17-я глава Кодекса была

заморожена и должна была вступить в силу лишь после принятия нового Земельного кодекса.

Источник: http://www.strana-oz.ru/2004/1/zemelnaya-reforma-1990-2002

Ссылка на основную публикацию