Заселение древнерусских земель

Заселение древнерусских земель

1. В IX в. на территории, заселенной восточно-славянскими племенами, было образовано Древнерусское государство — Киевская Русь, которое являлось крупнейшим раннефеодальным государством Восточной Европы.

Территорией формирования Киевской Руси стало обширное пространство от Балтийского (на севере) до Черного моря (на юге) и от Западной Двины (на западе) до Волги и ее притоков (на востоке).

2. Славяне были не первыми жителями данной территории. До славян на указанной территории проживали, по меньшей мере, четыре крупных этноса.

— скифы (VII — III вв. до н.э.) — языческий народ арийского происхождения, имевший развитую культуру и государственность, занимавшийся земледелием и скотоводством, управлявшийся царями — оставили наибольшие следы своей деятельности, в частности, курганы;

— древние греки-колонисты (V — III вв. до н.э.) — соседи скифов, которые основали торговые города-государства (полисы) на черноморском побережье (Херсонес, Ольвию, Керчь и др.), вели торговлю с местными племенами;

— сарматы — кочевой народ из Азии, временно осевший в Причерноморье в III — IV вв. н.э.;

— финно-угры — народ, пришедший из Сибири и осевший на широких просторах Северной и Северо-восточной Руси, а также Северной и центральной Европы — предки современных венгров, финнов, эстонцев, мордвинов, марийцев, чувашей; они культурно повлияли на славянские племена севера и северо-востока Руси.

Обратите внимание

3. В V — VII вв. в Центральной Европе сформировался новый этнос славяне, который начал расселяться на юг и восток. Славяне разделились на три большие языковые и культурные группы.

— западные славяне (предки поляков, чехов, словаков и моравов);

— южные славяне (предки сербов и хорватов, других народов Южной Европы);

— восточные славяне (предки русских, украинцев и белорусов). Восточные славяне расселились вдоль бассейна рек Невы и Днепра и состояли из 15 крупных племен. Это были (расселенные с севера на юг):

— словене (у оз. Ильмень);

— кривичи, полочане (Западная Двина);

— дреговичи (Припять);

— вятичи (Ока и Москва);

— радимичи (Десна);

— северяне (Северский Донец, Дон);

— древляне (средний Днепр);

— поляне (верховья Днепра);

— волыняне, дулебы (Волынь);

— тиверцы и уличи (Дунай);

— иные племена.

Каждое племя имело свою внутреннюю организацию, племенных вождей (как правило, военачальников). Наиболее развитыми племенами были поляне, древляне, кривичи и словене.

Раньше всех сведения о государственности имеются о полянах. Согласно легенде, в V в. н.э.

, более 1500 лет тому назад, Полянские князья, братья Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбидь, основали в верховьях Днепра город Киев, названный в честь старшего брата Кия.

Крупнейшая гора в городе получила название Щековицы (в честь другого брата), а речка, являющаяся притоком Днепра получила наименование Лыбидь.

Киев стал крупным Полянским центром.

Другим крупнейшим центром, столицей кривичей, словен и соседних финно-угорских племен Чуди и Мери, стал Новгород.

4. Соседями восточных славян были кочевые народы:

— булгары (болгары) — кочевой восточный народ, разделившийся на два: северные булгары осели на Волге и Каме и стали предками современных татар, южные булгары (болгары), ушли за Дунай и, смешавшись с южными славянами, стали предками современных болгар;

— половцы (вместе с другими народами) — предки казахов;

— хазары, аланы и печенеги (предки осетинов и иных северокав­казских народностей).

На севере соседями восточных славян были варяги (скандинавы)- Варяги и их дружина нередко приглашались северными восточнославянскими племенами для решения внутренних конфликтов и защите от внешней угрозы.

На юге влиятельным соседом восточных славян была Византия восточная часть Римской империи, уцелевшая от набегов варваров в V в. и просуществовавшая еще около 1100 лет после гибели Рима. Византия занимала территорию современной Греции, Турции, Ближнего Востока, Египта и Северо-Восточной Аф­рики.

Византия соединила в себе культуры Рима, азиатских народов Восточного Средиземноморья, Египта, Греции. Для Византии было характерно смешение западных (римских) атрибутов императорской власти и азиатской деспотической системы властвования, сложного восточного придворного ритуала.

Важно

Господствующей религией в Византии было греческое православное (ортодоксальное) христианство, заимствованное в 988 г. Киевской Русью.

Источник: https://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/kratko/zaselenie_drevnerusskix_zemeli.htm

1.Происхождение славян. Заселение славянами территории будущей Древней Руси. Племенные союзы восточных славян

Предыстория
восточных славян своими корнями уходит
в глубокую древность.

Есть
утверждение, что впервые существование
славян было зафиксировано 2000 лет назад в 1 веке н. э (в некоторых источниках
упоминается о венедах(античные авторы,
Таций, Иордан), но эти сведения сомнительны,
т.к.достоверно не было известно, что
венеды – это славяне.

Говорилось, что
венеды – малоизвестный этнос,
существовавший недалеко от Испании.).
Славяне, а изначально писалось словене-
это люди, владеющие речью, словом,
относящиеся к индоевропейской языковой
группе, их прародиной считаются северные
склоны Карпатских гор. В.В. Седов писал,
что славяне появились в 4 в.

до н. э. на
территории современной Польши.

Но
первые 1005ые сведения о существовании
славян относятся к 6-ому веку нашей эры.
Находки археологов подтверждают этот
факт. Лингвисты выделили самые древние
слова славянского народа.

Стало известно,
что в речи славян было много слов,
обозначавших лесистую и болотную
местность, и мало слов, обозначавших
моря и гористый ландшафт, что говорит
о том что этнос сформировался на
территории совр. Польши, т.

к описанная
местность характерна для этой страны.

Затем
в Европе наступила эпоха Великого
переселения народов. С территории Польши
славяне расселились. Следствием этого
стало разделение славян на Западных,
Южных и Восточных. Восточные славяне
расселились на территории современных
РФ, Украины(1,2,4 в. н. э.) и Белоруссии(в
последнюю очередь на территории
Белоруссии в 9 в. н. э.).

С
5 в. они начали проникать на территорию
нынешней РФ по двум направлениям:

Северный
путь.

Он
был наиболее ранним, вел из Северной
Польши в Псковскую и Новгородскую
области(с 5 в.н.э.), оттуда славяне в 7-9
веках продвинулись на восток и юго-восток
в тверскую, ярославску, владимирскую,
костромскую, и сев. Части Московской
обл.

Южный
путь.

Он
вел с территории совр. Украины в области
к югу от Москвы – курскую, брянскую,
рязанскую, орловскую,тульскую, калужскую,
южн. Ч. Московской обл. Расселение по
южному пути также шло в 7-9 веках.

К
9 в.

на территории Украины,Белоруссии,
Центральной России у славян насчитывалось
13 восточно-славянских племенных союзов:
словене ильменские(3,5 в РФ), кривичи,
вятичи, часть племенного союза северян
(Курск), полочане, дреговчич, родимичи
(3 в совр.

Белоруссия), поляне, древляне,
волыняне, уличи, тиверцы, белые хорваты,
часть северян (6,5 в совр. Украина).
У
каждого союза племен были свои обычаи
и нравы.

2.Происхождение восточнославянской государственности. Первые государства восточных славян. Образование Древнерусского государства. Основным занятием славян было земледелие

Византийские
писатели утверждали,что о славянах в 6
веке можно было сказать,что они выносливы
и свободолюбивы. Вторым делом после
земледелия у славян было военное.

Военный
уклад у восточных славян был таков :во
главе стоял Князь, но он возглавлял
воинов только в походе, а в мирное время
в 6-ом веке всё решало народное
собрание,дееспособные граждане. Но оно
не было профессиональным управлением,
что является главной чертой государства.

К 7-ому веку появляется дружина –
профессионалы военного дела,сплоченные
культом Перуна. Они стали навязывать
свою волю силой. По началу племя приносило
дружине дары добровольно, но потом
принудительно, это стало обязательной
данью.

Совет

Это значит что, дружина руководит
остальными и становятся профессиональными
управленцами, следовательно возникает
государство.

Признаки
государства: 1)Общество делится на
управляющих и управляемых. 2)Управляющее
опираются на силу – аппарат принуждения.
Племенные союзы восточных славян
подходят по этому определнию.

К
9-ому веку возникают объединения племенных
княжений. К середине 9-ого века –
сформировались 2 федерации: Киев ( на
юге, Приднепровье, господствовали
поляне. (Куява)), Новгород(близ Новгорода,
самого Новгорода ещё не было –
господствовали словене и кривичи
(Славия)). Условно их называют Киевским и Новгородским государствами.

В
9 в произошла скандинавская экспансия.
В сер. 9 в.

(точно неизвестно как) в Киевском
гос-ве. к власти пришли князья –скандинавы
Аскольд и Дир. В 862 г. в Новгородском
гос-ве. к власти мирным путем (по договору)
пришли варяжские князья – братья Рюрик,
Синеус и Трувор. (Призвание варягов.)
Получается, что государственность у
славян была и до Рюрика. (поэтому
Нормандская теория происхождения
вост.-слав.

государственности не находит
подтверждения).

При
приемнике Рюрика Олеге Вещем (879-912 гг.),
который захватил Киев и убил Аскольда
и Дира, Киевское и Новгородское гос-ва
были военным путем объединены (около
882 г.) в одно. Так образовалось Древнерусское
государство (Киевская Русь) со столицей
в Киеве.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3735948/

Проверка работы — происхождение словян.Заселение древнерусских земель

Всего было 8 предложений, заказчик выбрал автора orl Нужен аспирант или преподаватель, чтобы помочь сделать другое по истории, сроки очень сжатые. Отзовитесь, пожалуйста!

На нашем сервисе более 22153 профессиональных исполнителей, которые готовы выполнить ваше задание. Опишите его и получите их предложения с ценой.

Автор24 — это биржа, где напрямую у преподавателей/аспирантов/репетиторов можно заказать выполнение работы «тема»

1 сентября 2016

Заказчик создал задание на выполнение Работы по предмету История

1 сентября 2016

15 исполнителей откликнулись и предложили выполнить работу по стоимости от 50 до 360 руб

1 сентября 2016

Заказчик переписывался с автором orl

1 сентября 2016

Заказчик выбрал автора orl,

2 сентября 2016

Автор выполнил работу по теме Проверка работы — происхождение словян.Заселение древнерусских земель за 1 день и уложился в заданный срок

2 сентября 2016

Заказчик принял работу с первого раза и оплатил заказ

2 сентября 2016

Заказчик оставил положительный отзыв.

Закажи её у наших авторов!

Крестьянские движения XIV-XV вв

Немецкая деревня оставалось местом постоянной напряжённости долгое время. Даже небольшие улучшения крестьянской жизни требовали упорной борьбы.

Вместо локальных войн XIII века крестьяне поднимаются за свои права по всей территории страны. Наиболее активно выступают свободные крестьяне.

Начавшееся расслоение крестьянство было на руку зажиточным селянам. Так они могли расширить наделы и начать эксплу…

Образование провинции Азия

Потрясения, охватившие Рим вследствие проведения аграрной реформы совпали с общим кризисом, охватившим Восточное Средиземноморье.

Обратите внимание

То и дело вспыхивали волнения в Южной Италии, все еще не завершилось восстание на Сицилии, закончилась война с иберами, а в

году до н.э.

возникло народное движение в Малой Азии, в бывшем Пергамском царстве.
В деле присоединения малоазийских регионов римляне следов…

Греческие государства в первой половине XIII в.

Отдельные греческие архонты уже сразу после падения Константинополя под ударами крестоносцев пытались организовать сопротивление латинянам, однако эти попытки, равно как и народные выступления были безуспешными. Однако на некоторых территориях, оставшихся неподконтрольными латинянам, возникли греческие государства, крупнейшими среди которых были:
В 1205 г. в районе Вифинии, вокруг не захваченных кр…

Политическая карта Европы и Средиземноморья в первой половине VIII в. Вторжение германских племён в Западную Римскую Империю коренным образом изменило положение в Европе. Вместо единого и сильного государства появились многочисленные варварские королевства:Чётких устоявшихся границ у королевств не было. Короли постоянно воевали друг с другом и перемещали границы.

Восточная Римская Империя не претерпела таких изменений. Византийские правители сумели дать отпор остгот…

История

Другое

Источник: https://Author24.ru/lenta/1321982/

Расселение восточных славян

?

Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
2015-04-01 09:11:00 Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov
2015-04-01 09:11:00 Categories: Восточнославянские племенаРусская часть Восточно-Европейской равнины заселялась волнообразно, племенами, принадлежащими к «антской» и «склавенской» группам славянского этноса. Колонизация этих земель происходила в двоякой форме: как в виде относительно единовременных перемещений больших племенных групп, так и путем постепенного «расползания» отдельных родов и семей. В отличие от южного и западного направлений славянской колонизации, освоение большей части восточноевропейской территории (ее лесной зоны) осуществлялось большей частью мирно, без каких-либо серьезных столкновений с туземным финским и балтским населением. Основным противником человека в этих местах был не враждебно настроенный чужак, а безлюдные дремучие леса. Лесную часть страны на протяжении многих столетий приходилось не столько завоевывать, сколько заселять.

В южной, лесостепной зоне, напротив, славянам пришлось выдержать изнурительную борьбу, но не с местным населением, а с пришлыми кочевыми ордами. Так, по меткому замечанию одного историка, русская история с самого своего начала как бы раздвоилась: в ней, наряду с собственно европейской историей, всегда являвшейся подлинной основой национально-государственной и культурной жизни русского народа, возникла навязанная и неотвязчивая азиатская история, изживать которую русскому народу пришлось на протяжении целого тысячелетия ценой неимоверных усилий и жертв (Шмурло Е. Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862 – 1462). Изд. 2-е, исправленное. СПб., 1999. Т. 1. С. 43). Но сам этот труд по изживанию азиатской истории был подлинно европейским трудом — медленным, упорным и крайне тяжелым преодолением варварства посредством цивилизации и культуры.

Читайте также:  События начала xx века с 20х - 40х годов

«Повесть временных лет» перечисляет следующие восточнославянские племена, расселившиеся во второй половине I тысячелетия между Балтийским и Черным морями: поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, словене, бужане (или волыняне, осколки племенного объединения дулебов), белые хорваты, северяне, угличи и тиверцы. Некоторые из этих племен известны под их собственными именами и другим средневековым авторам. Константин Багрянородный знает древлян, дреговичей, кривичей, северян, словен и лендзян (видимо, выходцев из района современного Лодзя); Баварский географ сообщает о бужанах, волынянах, северянах и угличах; арабские историки, отдавая предпочтение в своих сообщениях общему термину «славяне» («ас-сакалиба»), особо выделяют среди них волынян-дулебов. Большая часть восточнославянских племен, населивших Русскую землю, принадлежала к «склавенской» ветви славянства, за исключением северян, угличей и тиверцев — «антов» византийских хроник.

В заселении земель древней Руси участвовали подчас те же славянские племена, которые колонизовали Балканы и западноевропейские территории.

Археологически это подтверждается, например, находками в лесной зоне Восточной Европы (в Днепровско-Двинском и Окском бассейнах) так называемых лунничных височных колец, чье происхождение прочно увязывается со Среднедунайскими землями, где они были весьма распространенным украшением местных славян — дрогувитов (дреговичей), северян, смолян (являвшихся, вероятно, родственниками древнерусских кривичей, чьим главным городом был Смоленск), и хорватов, которые первоначально обитали в Верхнем Повисленье и на землях современных Чехии и Словакии (Седов В. В. Лунничные височные кольца восточнославянского ареала. В кн.: Культура славян и Русь. М., 1998. С. 255).

С продвижением на север носителей лунничных височных колец, скорее всего, связана популярность «дунайской темы» в русском фольклоре, особенно удивительная в былинном эпосе севернорусских земель. Дунай, на берегах которого славяне осознали свою этническую самостоятельность и самобытность, навсегда остался в народной памяти колыбелью славянства.

Летописное известие о расселении славян по Европе с берегов Дуная, по-видимому, следует рассматривать не как ученую, литературную, а как народную, долетописную традицию. Слабые отголоски ее слышатся в некоторых раннесредневековых латинских памятниках. Анонимный Баварский географ IX в.

упоминает некое королевство Zerivani (Сериваны) на левом берегу Дуная, откуда «произошли все славянские народы и ведут, по их словам, свое начало». К сожалению, это название несоотносимо ни с одним из известных государственных образований раннего Средневековья.

Еще более ранний Раввенский аноним поместил прародину славян «в шестом часу ночи», то есть опять же в Подунавье, к западу от сарматов и карпов (жителей Карпат), которые, согласно этой географо-астрономической классификации, обитали «в седьмом часу ночи».

Важно

Оба автора писали свои сочинения в то время, когда у славян еще не было письменности, и, следовательно, почерпнули свои сведения из их устных преданий.Реки вообще привлекали к себе славян — этого поистине «речного» народа, — как это отмечали еще византийские писатели VI в. «Повесть временных лет» свидетельствует о том же.

Общие контуры расселения восточнославянских племен всегда соответствуют в ней речным руслам.

Согласно известию летописца, поляне осели по среднему Днепру; древляне — к северо-западу от полян, по реке Припяти; дреговичи — к северу от древлян, между Припятью и Западной Двиной; бужане — к западу от полян, по реке Западный Буг; северяне — к востоку от полян, по рекам Десне, Сейму и Суле; радимичи — к северу от северян, по реке Соже; вятичи продвинулись на восток дальше всех — к верховьям Оки; поселения кривичей протянулись вдоль верховьев Днепра, Волги и Западной Двины; озеро Ильмень и река Волхов, занятые ильменскими словенами, обозначили северную границу расселения, а Днестр и Южный Буг, освоенные тиверцами и угличами, — южную.Арабские источники и Прокопий Кесарийский сообщают о продвижении славян еще дальше на восток — в Донской бассейн. Но закрепиться здесь им не удалось. В XI – XII столетиях, когда создавалась «Повесть временных лет», эти земли (за исключением Тмутороканского княжества) давно и безраздельно принадлежали кочевым племенам. Память о пребывании на них славян была утрачена, поэтому летописец и не включил Дон в число рек, по берегам которых «сели» наши предки. В целом летописное свидетельство о расселении восточных славян отличается высокой степенью достоверности и в главных чертах подтверждается другими письменными источниками, археологическими, антропологическими и лингвистическими данными.

Два миграционных потока в древнерусские земли

Итак, восточнославянский этнос не знал ни племенного, ни диалектного единства, ни общей «прародины», каковой вплоть до недавнего времени безоговорочно признавалось Среднее Поднепровье. В сложном процессе расселения восточных славян выделяются два основных потока, берущих свое начало на обширных территориях от низовьев Вислы до северодунайских земель.

Направление одного из них пролегало через Южную Прибалтику в междуречье Днепра и Западной Двины, где он раздваивался: северо-восточный его рукав (ильменские словене и, отчасти, кривичи) ответвлялся в псковско-новгородские края, а юго-восточный (кривичи, радимичи и вятичи) «загибался» в бассейны Сожи, Десны и Оки.

Другой поток устремлялся по Волыни и Подолии в Среднее Поднепровье (поляне) и, разветвляясь, уходил на север, северо-запад и северо-восток (древляне, дреговичи, северяне).Рассмотрим каждый из этих потоков, присвоив им условные названия «северный» и «южный».

В северо-западных землях Древней Руси славянское население появилось не позже V в.

— именно к этому времени относится возникновение культуры псковских длинных курганов, разбросанных по берегам Псковского озера, рек Великой, Ловати, Мсты, Мологи и частично Чадогощи. Ее археологический облик (вещевой инвентарь, погребальная обрядность и т. д.

) резко отличается от местных балто-финских древностей и, напротив, находит прямые аналогии в славянских памятниках на территории Польского Поморья. С этого времени славяне становятся основным населением этого региона (Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. С. 213 – 216).

Следующая волна «северного» потока славянского переселения археологически представлена браслетообразными височными кольцами — характерными женскими украшениями, не свойственными ни одной из финно-угорских и балтских культур.

Очагом этого миграционного движения было Повисленье, откуда славянские племена, носители браслетообразных колец, заселили западную часть ареала культуры псковских длинных курганов, продвинулись в Полоцкое Подвинье, Смоленское Поднепровье и далее на восток в междуречье Волги и Клязьмы, достигнув в IX – X вв. южных берегов Белоозера.

Местное финское и балтское население было довольно быстро подчинено и отчасти ассимилировано пришельцами.Почти одновременно в эти же земли пришли дунайские смоляне, чьим отличительным признаком являются лунничные височные кольца. Эти разные группы славянского населения объединились в мощный племенной союз кривичей. Летописец отметил, что кривичи обитали «…

Совет

на верх Волги, и на верх Двины, и на верх Днепра, их же град есть Смоленск»; они же были «первии насельници… в Полотьски», в их земле стоял Изборск. О том, что кривичи были пограничным населением всего древнерусского Северо-Запада, свидетельствует, в частности, латышское название русских — krievs («криевс»).

Другим местом оседания славян, участников «северного» колонизационного потока, было северо-западное Приильменье и исток Волхова. Наиболее ранние славянские памятники (культура новгородских сопок) датируются здесь VIII в. Большая их часть сосредоточена по берегам Ильменя, остальные рассеяны в верховьях Луги, Плюссы и бассейне Мологи.

Что касается радимичей и вятичей, то современные данные полностью подтверждают летописное известие об их происхождении «из ляхов». Но если радимичи, подобно ильменским славянам и западным кривичам, сохранили южнобалтийский антропологический тип, то вятичи унаследовали некоторые расовые черты финно-угорского населения Восточно-Европейской равнины.

«Южный» поток хлынул на Среднерусскую равнину несколько позднее. Заселение славянами Среднего Поднепровья и лесостепной полосы с ее черноземными просторами началось в последних десятилетиях VII в.

Два обстоятельства способствовали этому: во-первых, уход из Северного Причерноморья булгар и, во-вторых, образование в степях между Волгой и Доном Хазарского каганата, который временно перекрыл воинственным заволжским кочевникам — печенегам и венграм — дорогу на запад; в то же время сами хазары почти не беспокоили славян на протяжении всей первой половины VIII в.

, так как были вынуждены вступить в длительную войну с арабами за Северный Кавказ.Впрочем, заселяя Поднепровье, славяне еще долго предпочитали держаться лесных массивов, по долинам рек спускавшихся в степи. В VIII в. здесь возникает раннеславянская роменская культура.

В следующем столетии славянские поселения продвигаются еще дальше в глубь степей, как это можно видеть по памятникам боршевской культуры на Среднем и Нижнем Дону.

Антропологические исследования показывают, что в заселении лесостепной полосы принимали участие славянские племена, принадлежащие как к балтийскому антропологическому типу (высокий лоб, узкое лицо), так и к среднеевропейскому (низкий лоб, широкое лицо).

Расселение славян на древнерусских землях сопровождалось стычками между племенами, порой принимавшими весьма ожесточенный характер. Столкновения были вызваны покушениями на соседнюю территорию, прежде всего на охотничьи угодья.Конфликты этого рода были, вероятно, повсеместным явлением, но «Повесть временных лет» запомнила только один из них: поляне, по словам летописца, «быша обидимы древлянами и окольними». Обидеть племя или народ — значит, нарушить добрососедские отношения. Следовательно, речь идет о каком-то попрании прав полян на занимаемую ими территорию со стороны соседних племен.Похоже, суть конфликта проясняет одна из былин киевского цикла, сохранившая реалии «докиевской» эпохи. Однажды, во время очередного «почестного пира» в Киеве, к князю Владимиру явились его слуги — и в каком виде?

Все они избиты-изранены.Булавами буйны головы пробиваны,

Кушаками головы завязаны.

Оказалось, что они «наехали во чистом поле» на толпу неизвестных «молодцов» — «за три ста и за пять сот», которые «избили-поранили» княжьих людей, «повыловили» всю «белую рыбицу», «повыстрелили туров-оленей» и «повыхватали ясных соколов». Обидчики назвались «дружиною Чуриловою». В дальнейшем выясняется, что этот Чурила Плёнкович живет «не в Киеве», а «пониже малова Киевца» (на Нижнем Дунае), причем своим могуществом и богатством он превосходит князя Владимира — двор у него «на семи верстах», обнесен «железным тыном», а «на всякой тынинке по маковке, а и есть по земчужинке». Эта былина как будто является фольклорным вариантом летописного известия о нападении «древлян и окольних» на угодья полян.

Два независимых друг от друга миграционных потока, вобравшие в себя разные группы славянских племен, обусловили «двуполюсное» развитие ранней русской истории. Русский юг и русский север долгое время шли если не совсем различными, то вполне самостоятельными путями. Охотно подчеркивая свои отличия друг от друга, они слишком часто забывали о том, что их объединяло. И в конце концов историческая задача достижения государственного и народного единения оказалась не по силам ни одному, ни другому. Поэтому можно сказать вслед за С. М. Соловьевым, что Новгородская и Киевская земли были не двумя центрами, а двумя главными сценами нашей древней истории. Подлинное средоточие Русской земли находилось не там и обнаружило себя не сразу. Зерно ее государственности — Владимиро-Суздальская Русь — медленно вызревало в стороне от кипучей жизни древнерусского пограничья.

Источник: https://sergeytsvetkov.livejournal.com/402075.html

Славянская колонизация Северо-Восточной Руси (IX–XIII вв.). История — Путеводитель по Золотому кольцу России

Следствием славянской колонизации стало начало формирования в этом регионе великорусской народности, а в политическом измерении — возвышение Владимиро-Суздальской земли среди удельных княжеств Киевской Руси.

Историческое ядро Ростово-Суздальской земли находилось в природном регионе Ополье, для которого характерны плодородные темноцветные почвы (народное название — «владимирские черноземы») открытого земледельческого ландшафта.

Заселение Ополья славянами протекало в условиях средневекового климатического оптимума X—XIII вв., в течение которого площадь лесов ещё более уменьшилась, а стабильная тёплая температура позволяла собирать обильные урожаи.

Климатический оптимум Средневековья, приведший к росту численности земледельческих народов и освоению ими новых пространств, стал катализатором многих миграционных процессов в Европе, в том числе и расселения немцев на восток.

Хронология

Славянская колонизация Северо-Восточной Руси характеризовалась несколькими миграционными волнами.

Ранняя племенная миграция

Первым этапом стало прониковение в Северо-Восточную Русь в IX-X вв. славянских поселенцев, при котором представителями ряда племён начали осваиваться определённые территории. Главными путями миграции в условиях отсутствия дорог служили реки.

Читайте также:  Российская экономика в начале xx века

По Волге на север и восток Волго-Окского междуречья начали проникать кривичи, составившие этническую основу Суздальского ополья. В более северные земли, в том числе в регион Белого озера, стали проникать ильменские словене, позже составившие этническую основу поморов.

В южной части Подмосковья и в Рязанской земле славянская колонизация шла, в основном, за счёт племени вятичей, хотя отмечается также некоторое участие радимичей и северян.

Обратите внимание

Вятичи продвинулись вниз по Оке в район Рязани, вышли на реку Проню, а также расселились вверх по Москве-реке.

Граница ареала расселения вятичей и кривичей, судя по характерным для каждого из племён височным кольцам, прошла по водоразделу Москвы-реки и Клязьмы.

Таким образом, территория Москвы находилась в пределах вятичского расселения, о чём также свидетельствуют находки вятичских артефактов на Боровицком холме.

В колонизации Суздальского ополья вятичи, однако, почти не участвовали, освоив лишь часть течения Оки.

На нижнюю Оку, в район Мурома, славянское население проникло не с запада по Оке, а с севера по Нерли и Клязьме, будучи таким образом преимущественно кривичским.

Привлекательность Северо-Восточной Руси была обусловлена рядом обстоятельств.

Это был, с одной стороны, уже упомянутый средневековый климатический оптимум, который обеспечивал стабильную сельскохозяйственную базу, а с другой стороны развитие международной торговли и высокий спрос на истощившуюся в других областях Руси пушнину, игравшую роль главного прибавочного продукта и источника накопления богатств. Немалую роль после крещения Руси сыграло также распространение христианства, заставлявшее бежать подальше от княжеской власти представителей племён, желавших сохранить верность язычеству.

Южнорусская миграционная волна

Второй и значительно более мощной волной стала миграция в Ростово-Суздальскую землю южнорусского населения, пришедшаяся на XII-XIII в. К вышеупомянутым причинам добавились процессы, имеющие общее значение для упадка Южной Руси:

  • разгар феодальных усобиц за киевский великокняжеский престол
  • регулярные набеги степных кочевников (до начала XIII в. в летописях отмечено 46 половецких набегов на поднепровские земли)
  • угасание значительной части торговли по Днепру вследствие ослабления Царьграда и опасности прохода половецких земель

В летописях также отмечено появление при Владимире Мономахе «прямоезжей дороги» из Южной Руси в Залесье через ранее едва проходимые брянские леса. Это значительно облегчило прямое сообщение киевских земель с Владимиро-Суздальской землёй, которое ранее осуществлялось в обход, по днепровско-волжскому пути с волоком на Валдае.

В отличие от славянской колонизации балтских земель верхнего Поднепровья, имевшей место в VI-VIII в.

, историки отмечают в случае с Волго-Окским междуречьем уже не только стихийное, но и феодально организованное переселение.

В условиях раннефеодальной древнерусской государственности колонизация, особенно во время южнорусской миграционной волны, уже опиралась на укреплённые города и вооружённые дружины.

Важно

Одним из наиболее активных поощрителей переселения и основателем новых городов был сын Владимира Мономаха, ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий. Он вербовал новых поселенцев и выдавал им, согласно Татищеву, «немалую ссуду».

Вдобавок, они наделялись статусом вольных земледельцев, которого у многих из них не было в Южной Руси, где имело место немалое юридическое и экономическое принижение простого населения.

Сын Юрия, Андрей Боголюбский, также славился своей колонизаторской деятельностью.

После монгольского нашествия на Русь, на рубеже XIII—XIV вв. отмечается очередная волна переселений из Киевского, Черниговского и других южнорусских княжеств, которая охватила в том числе часть местной знати с дружинами.

Она совпала с переездом митрополита Максима из Киева во Владимир-на-Клязьме в 1299 г.

и может быть объяснена, как показывает Антон Горский, меньшим масштабом разорений и более быстрыми темпами восстановления Северо-Восточной Руси.

Южнорусские переселенцы перенесли в Северо-Восточную Русь не только родные названия городов (например, Переяславль, Стародуб, Звенигород, Галич, Юрьев, Вышгород, Перемышль), но и многочисленные гидронимы.

К примеру, и Переяславль-Залесский и Переяславль-Рязанский (Рязань) расположены на реках Трубеж, названных в честь притока Днепра, на котором стоит южный Переяславль.

Встречаются также реки Лыбедь, Рпень (Ирпень), несколько рек с именем Почайна, Десна и другие гидронимы, перенесённые из Южной Руси.

Археологические данные

По результатам археологических исследований, при которых благодаря новым методам стало возможно изучение не только городов, но и селищ, в Северо-Восточной Руси для второй половины X века характерен интенсивный рост числа и размеров сельских поселений, достигший наивысшего подъёма в XII–первой половине XIII вв. При этом отмечается крайне низкая плотность поселений и артефактов, относящихся к более ранним эпохам.

Наиболее изученными в археологическом отношении районами Северо-Восточной Руси являются Суздальское ополье, а также окрестности Белого озера и реки Шексны.

В Суздальском ополье отмечается весьма высокая плотность поселений, составляющая по современным оценкам около двух тысяч, подавляющее большинство из которых относятся к рассматриваемому периоду.

Плотность заселения окрестностей Белого озера существенно ниже, однако и там прослеживаются признаки значительно прироста на протяжении XII–XIII вв.

Совет

Селища были, как правило, стабильными многодворными поселениями с наземными срубными жилыми постройками и полями. Здесь выплавляли железо, производили орудия труда, бытовые вещи и украшения из железа, цветных металлов и так далее.

Создание сети новых поселений сопровождалось интенсивным сельскохозяйственным освоением окружающих территорий и формированием земледельческого ландшафта. В спектрах пыльцы в Суздальском ополье начиная с IX в. прослеживается постепенное сокращение площадей, занятых лесом, а относительно XII в.

данный индикатор говорит о полной перестройке растительного покрова — открытые ландшафты стали преобладающими.

Богатые находки монет, украшений, бытового инвентаря и оружия, имеющих в том числе иноземное (часто ближневосточное и греческое) происхождение, указывают на немалое благосостояние сельского общества Северо-Восточной Руси X–XIII вв. и его вовлечённость в торговлю.

Тогда как жизнеобеспечение шло, в основном, за счёт сельского хозяйства, основным источником прибавочного продукта и накопления богатств был, по-видимому, пушной промысел.

Это подтверждается археологическими данными, поскольку в остеологических находках исследованных селищ широко представлены кости пушных животных — бобра, белки, куницы и так далее. Они составляют до 62% всех остеологических находок.

Весьма распространены находки наконечников стрел с тупым бойком, предназначенных для охоты на пушного зверя без порчи его меха.

Можно, однако, говорить о различиях в развитии экономической жизни в Суздальском ополье и в более северных регионах.

В Суздальском Ополье, пушной промысел, по археологическим данным, утрачивает своё значение к концу XI — началу XII века, тогда как в белозёрском регионе он прослеживается ещё значительно дольше.

Автохтонное население

До прихода славян земли Северо-Восточной Руси населяли различные финно-угорские племена, такие как меря, мурома, мещера, весь, чудь заволочская и другие.

Многие авторы, занимавшиеся вопросами славянской колонизации Северо-Восточной Руси, отмечали низкую плотность автохтонного финно-угорского населения при заселении этих земель славянами.

К их числу относятся такие исследователи как А. А. Спицын, П. Н. Третьяков, Н. А. Макаров и другие.

Обратите внимание

К причинам малочисленности местных племён относят более низкий уровень социальной и материальной культуры, в частности едва развитое земледелие, в то время как традиционными формами жизнеобеспечения были охота и собирательство, рыбная ловля и скотоводство. Местами сосредоточения автохтонного населения служили берега озёр и рек, тогда как крупные участки земель, расположенные вне близости от водоёмов были практически безлюдными.

С другой стороны, массив славянского населения уже в XII в. признаётся весьма многочисленным и активным. Таким образом, несмотря на мирный характер колонизации и отсутствие каких-либо военных действий, можно говорить о довольно быстром численном преобладании славянского элемента в Северо-Восточной Руси.

Это подтверждается и археологическими данными, по результатам которых в культуре сельских поселений, а также погребальных курганов Волго-Окского междуречья довольно слабо прослеживаются финские традиции, несколько более заметные в самой северной части Ростово-Суздальской земли.

Предполагается также, что в отдельных случаях имел место отток финно-угорского населения на восток.

Роль в политическом дискурсе Новейшего времени

Факт существования финно-угорского населения на землях Северо-Восточной Руси до прихода славян использовался на разных этапах истории отдельными публицистами как доказательство «неславянского» происхождения великорусской народности. Одним из первых, кто сформулировал идею туранского происхождения «московитов», был поляк Франциск Духинский, выступавший в XIX в. за восстановление Речи Посполитой в старых границах как форпост Европы против азиатского влияния.

Несмотря на то, что его тезисы были со временем отвергнуты и забыты научным сообществом, в XX в. они были подхвачены приверженцами украинского национализма.

С конца XX в.

стали широко распространяться околонаучные утверждения о том, что современный русский народ, якобы, по своему происхождению является преимущественно финно-угорским, а не славянским, а славянский язык и культуру лишь воспринял извне, что пытаются подкрепить результатами масштабной генетической экспертизы гаплогрупп Y-хромосомы, передающихся из поколение в поколение по мужской линии практически без изменения.

Однако, эти утверждения (как правило из разряда жанра фолк-хистори) являются политически ангажированными и не подтверждаются наукой, что позволяет большинству филологов, антропологов, генетиков и историков, занимающихся проблемами финно-угроведения и истории восточно-славянских племён, утверждать, что с научной точки зрения такое мнение является бездоказательным.

Источник: https://golden-ring.drugiegoroda.ru/history/10415-slavyanskaya-kolonizaciya-severo-vostochnoj-rusi-ix-xiii-vv/

Исторические науки — Заселений древнерусских земель

Заселений древнерусских земель.

  1. В IX в. на территории, заселенной восточно-славянскими племенами, было образовано Древнерусское государство — Киевская Русь, которое являлось крупнейшим раннефеодальным государством Восточной Европы.
    Территорией формирования Киевской Руси стало обширное пространство от Балтийского (на севере) до Черного моря (на юге) и от Западной Двины (на западе) до Волги и ее притоков (на востоке).
  1. Славяне были не первыми жителями данной территории. До славян на указанной территории проживали, по меньшей мере, четыре крупных этноса (– исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психологического склада, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований самосознанием и исторической памятью).
  • скифы (VII — III вв. до н.э.) — языческий народ арийского происхождения, имевший развитую культуру и государственность, занимавшийся земледелием и скотоводством, управлявшийся царями — оставили наибольшие следы своей деятельности, в частности, курганы;

Рис 1.

  • древние греки-колонисты (V — III вв. до н.э.) — соседи скифов, которые основали торговые города-государства (полисы) на черноморском побережье (Херсонес, Ольвию, Керчь и др.), вели торговлю с местными племенами;

Рис 2.

  • сарматы — кочевой народ из Азии, временно осевший в Причерноморье в III — IV вв. н.э.;

Рис 3.

  • финно-угры — народ, пришедший из Сибири и осевший на широких просторах Северной и Северо-восточной Руси, а также Северной и центральной Европы — предки современных венгров, финнов, эстонцев, мордвинов, марийцев, чувашей; они культурно повлияли на славянские племена севера и северо- востока Руси.

Рис 4.

  1. В V — VII вв. в Центральной Европе сформировался новый этнос славяне, который начал расселяться на юг и восток. Славяне разделились на три большие языковые и культурные группы.
  • западные славяне (предки поляков, чехов, словаков и моравов);
  • южные славяне (предки сербов и хорватов, других народов Южной Европы);
  • восточные славяне (предки русских, украинцев и белорусов). Восточные славяне расселились вдоль бассейна рек Невы и Днепра и состояли из 15 крупных племен. Это были (расселенные с севера на юг):
  • словене (у оз. Ильмень);
  • кривичи, полочане (Западная Двина);
  • дреговичи (Припять);
  • вятичи (Ока и Москва);
  • радимичи (Десна);
  • северяне (Северский Донец, Дон);
  • древляне (средний Днепр);
  • поляне (верховья Днепра);
  • волыняне, дулебы (Волынь);
  • тиверцы и уличи (Дунай);
  • иные племена.

Рис 5.

Каждое племя имело свою внутреннюю организацию, племенных вождей (как правило, военачальников).

Наиболее развитыми племенами были поляне, древляне, кривичи и словене.
Раньше всех сведения о государственности имеются о полянах. Согласно легенде, в V в. н.э., более 1500 лет тому назад, Полянские князья, братья Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбидъ, основали в верховьях Днепра город Киев, названный в честь старшего брата Кия.

Крупнейшая гора в городе получила название Щековицы (в честь другого брата), а речка, являющаяся притоком Днепра получила наименование Лыбидь.
Киев стал крупным Полянским центром.

Другим крупнейшим центром, столицей кривичей, словен и соседних финно-угорских племен Чуди и Мери, стал Новгород.

  1. Соседями восточных славян были кочевые народы:
  • булгары (болгары) — кочевой восточный народ, разделившийся на два: северные булгары осели на Волге и Каме и стали предками современных татар, южные булгары (болгары), ушли за Дунай и, смешавшись с южными славянами, стали предками современных болгар;
  • половцы (вместе с другими народами) — предки казахов;
  • хазары, аланы и печенеги (предки осетинов и иных северокавказских народностей).
Читайте также:  Становление советского трудового общества. развитие культуры. характерные черты советской цивилизации.

Рис 6.
На севере соседями восточных славян были варяги (скандинавы). Варяги и их дружина нередко приглашались северными восточнославянскими племенами для решения внутренних конфликтов и защите от внешней угрозы.
На юге влиятельным соседом восточных славян была Византия «остичная часть Римской империи, уцелевшая от набегов варваров в V в. и просуществовавшая еще около 1100 лет после гибели Рима. Византия занимала территорию современной Греции, Турции, Ближнего Востока, Египта и Северо-Восточной Африки. Византия соединила в себе культуры Рима, азиатских народов Восточного Средиземноморья, Египта, Греции.

Для Византии было характерно смешение западных (римских) атрибутов императорской власти и азиатской деспотической системы властвования, сложного восточного придворного ритуала. Господствующей религией в Византии было греческое православное (ортодоксальное) христианство, заимствованное в 988 г. Киевской Русью.

Источник: http://historyarch.ucoz.net/index/zaselenij_drevnerusskikh_zemel/0-65

вопрос о заселении земли МО

вопрос о заселении земли МО [Aug. 21st, 2009|11:27 am]

Древняя Русь. Научное сообщество

old_rus
[not_simpson]

Назрел вопрос.Может ктото сходу даст ответ.Как известно, Вятичи по Оке постепенно поднимались, к примеру, к местам последующего возникновения Москвы и МО.Так вот, переселялась часть населения, или постоянно снималось и уходило полностью племя(я читал о самоподожженых поселениях при переселениях))? если часть, то значит ли это что одновременно вятичи жили в 12 в. и в позже названной калужской области и в московской области и в москве и по всему маршруту их скитаний?

и вопрос два. Известно ли примерное население Вятичей в 9-11 веках? (судя по количеству курганов это были тысячи только в МО и Мск).

Comments:
From: kemenkiri
2009-08-21 07:50 am (UTC)

(Link)

Насчет заселения могу порекоммендовать статью, только не видала ее пока в электронном виде:С.З. Чернов, И.В. Волков Болшево 3 и особенности древнерусской колонизации севера Московского края в XI в. // Великий Новгород и Средневековая Русь. Сборник статей к 80-летию академика В.Л. Янина. Москва, «Памятники исторической мысли», 2009. — с. 546-572.Там есть в том числе и карта «по состоянию на XI век», что ценно.

В Институте археологии книжка точно водится, в т.ч. водилась в книжной лавочке…

From: not_simpson
2009-08-21 08:12 am (UTC)

(Link)

спасибо большое, попробую поискать в инете…

конечно хотелось бы точный квалифицированный ответ, а то ещё один труд читать поностью время нет. итак стоит в очереди с 20 книг …

From: aviculus
2009-08-21 02:21 pm (UTC)

(Link)

Посмотрите ещё в Археологии СССР — там карты, кажется хорошие. Там ведь проблема этническая — на основе чего выделяют вятичей? — На основе ПВЛ (и т.п.)и височных колец.

Но они, как я помню, разновременны. И пока — кажется — никто это толком объяснить не смог. (Впрочем, я тут не компетентен — из чужих рук это знаю). Тут ещё надо принимать во внимание и т.н.

кочевое земледелие, основанное на подсеке.

From: k999
2009-08-31 06:37 am (UTC)

(Link)

Неизвестно.

Кое-что есть тут: http://www.laborunion.lt/memo/modules/sections/index.php?op=viewarticle&artid=9

Ну и некий комментарий, почему неизвестно: «…Начиная с IX-Х вв. славяне-вятичи с верхней Оки постепенно продвигались в северо-восточном направлении. При этом, расселение шло по поречью Оки и далее вдоль реки Москвы. Регион Протвы и Нары оставался не затронутым славянской колонизацией. Складывается впечатление, что голядь, заселявшая его, не допускала сюда славянских переселенцев.»

From: telesyk
2009-09-01 11:16 pm (UTC)

(Link)

Заселена земля МО была достаточно давно и никакие «вятичи» там никаким боком особо не участвовали:«…Великорусское племя… было делом новых разнообразных влияний… притом в краю, который лежал вне старой коренной Руси и в ХII в. был более инородческим, чем русским краем… Финские племена водворялись среди лесов и болот центральной и северной России еще в то время, когда здесь не заметно никаких следов присутствия славян«.
/В.О.Ключевский «Исторические портреты». Москва, 1990 год, стр. 41./«В области Оки и верхней Волги в XI- XII вв. жили три финские племени: мурома, меря и весь. Начальная киевская летопись довольно точно обозначает места жительства этих племен: она знает мурому на нижней Оке, мерю по озерам Переяславскому и Ростовскому, весь в области Белоозера. Ныне в центральной Великороссии нет уже живых остатков этих племен; но они оставили по себе память в ее географической номенклатуре. На обширном пространстве от Оки до Белого моря мы встречаем тысячи нерусских названий городов, сел, рек и урочищ. Прислушиваясь к этим названиям, легко заметить,… что некогда на всем этом пространстве звучал один язык, которому принадлежали эти названия, и что он родня тем наречиям, на которых говорят туземное население нынешней Финляндии и финские инородцы среднего Поволжья, мордва, черемисы».
/В.О.Ключевский «Исторические портреты», стр.41-42./
Кто же основал и населял в XII-м веке эти тысячи нерусских городов, сел? «Вятичи»? Как пишет профессор В.О.Ключевский, «некогда финские племена были распространены далеко южнее линии рек Москвы и Оки, — там, где не находили их следов впоследствии». Знать, кто-то впоследствии очень старательно уничтожал «следы» и напоминания о финских племенах. Но сам факт их присутствия в XIII веке на землях от Оки, Мокши и Москвы до Белого моря установлен неоспоримо.Миграция отдельных представителей славянских племен в земли будущей Московии в составе дружин, естественно, могла иметь место. Но это были случаи эпизодические. Не могли земледельческие племена славян бросить собственные ухоженные земли и уйти в болотистые, таежные, заселенные чуждыми племенами места. Не существовало в этом исторической необходимости.Естественно, финские племена принимали в свою среду любых пришельцев, растворяя их в своей массе. Особенно преуспели монахи: монах шел в лесные дебри ради спасения духовного самосознания, но в глуши леса встречал язычника, каким совсем недавно был сам. Оседая на чужой финской земле, священники и монахи создавали свои нехитрые очаги, окружали себя представителями местных племен, вовлекая их в христианство.Эту мысль подтвердил и профессор В.О.Ключевский:«Значит, русские переселенцы не вторгались в край финнов крупными массами, а, как бы сказать, просачивались тонкими струями, занимая…промежутки, какие оставались, между разбросанными среди болот и лесов финскими поселками».
/В.О.Ключевский «О русской истории», стр.95./Далее профессор пишет:«…в преданиях Великороссии уцелели некоторые смутные воспоминания о борьбе, завязывавшейся по местам; но эти воспоминания говорят о борьбе не двух племен, а двух религий. Столкновения вызывались не самою встречею пришельцев с туземцами, а попытками распространить христианство среди последних».
/ В.О.Ключевский «О русской истории», стр.95/Таким образом, среди финского этноса, в его обители, появлялись редкие поселенцы. Этот метод заселения свидетельствует о том бесспорном факте, что пришельцев было очень мало и были они преимущественно монахами.

И далее В.О.Ключевский подтверждает свою мысль. «Сохранилось даже предание, записанное в XVII в.

, что часть языческого, очевидно, мерянского населения Ростовской земли, убегая от «русского крещения» (эко хватил профессор, уже и крещение не христианское, а русское.

Таким образом прополаскивались мозги читателей), выселилась в пределы Болгарского царства на Волгу к родственным мери черемисам».

From: not_simpson
2009-09-02 07:41 am (UTC)

(Link)

Бесспорно, фино угорские племена населяли территорию МО, но как написано в АКР, в третьей четверти 1 го тыс. НЭ они пропали (ушли). Так и написано. Никто не знает причин. НО (!!) другие историки в своих трудах пишут что племена вятичей были более развиты, и в те годы при распространении на земли МО просто ассимилировали к себе фино угорские племена, и никуда они не уходили. Этот факт вылился из того что при раскопках захранений вятичей, среди характерных им черт выявлены некоторые обычаи фино угорских племен. Кстати, могу ошибаться по памяти, но захронение тел (не сожженых останков) это именно перешло из обычаев финно угорских племен.я поспорю что не было массового оттока в места МО вятичей. Это хотя бы должно быть по соображением увеличения населения и необходимостью покорения новых земель. Кстати и, в самом деле, надвигающегося христианства. Это показывают и раскопки.

я кстати не называю факты войн с Вятичами в летописях (значит они там были), речной дружбы Вятичами с булгарами (так же из летописей)…

From: telesyk
2009-09-02 08:40 am (UTC)

(Link)

пропали-ушли-испарились — это не из истории, а из магии какой-нить. Ключевский в своих трудах показывает — никто никуда не ушёл, местное население сперва было христианизированно, а после славянизированно. Однако ещё касательно времён Ивана IV Валишевский к примеру пишет:«Съ этнографической точки зрънiя девять десятыхъ страны (Московии) имъли только то русское населенiе, которое оставила здъсь прокатившаяся волна недавняго колонизацiоннаго движенiя. Не было необходимости въ то время «скресь» русскаго, чтобы найти татарина и особенно финна. Основой населенія (Московии) вездъ являлось финское племя«.
/ К.Валишевский «Иван Грозный», стр.16./

From: not_simpson
2009-09-02 08:51 am (UTC)

(Link)

христианство приняли очень поздно. последними. и вы считаете, до этого времени это были финны?

а раскопки гвоорят что вятичи со своеобразной культурой.

From: telesyk
2009-09-02 09:40 am (UTC)

(Link)

Раскопки нам говорят об изменении погребального обряда в XI-XII веках, НО — обратите внимание, что краниологические серии (коллекции черепов) из могильников МО этого времени полностью аналогичны краниологическим сериям мордовских могильников, антропологически это одно и то же население (ссылку на данные в этом деле поищу).

From: telesyk
2009-09-02 01:30 pm (UTC)

(Link)

Во, вот тут академик глашает:Когда я впервые увидела краниологические серии, то есть коллекции черепов вятичей, мне сразу бросилось в глаза, что они в сущности не отличаются от финно-угорского населения, скажем, из древнемордовских могильников. По антропологическим признакам — это одно и то же население.

Да и откуда другому взяться-то? Дальше она ессессно проводит разделение: эта мордва — мордва, а вот эта мордва — уже славяне ибо у них погребальный обряд славянский и т.д. но всё это софистика, проводя аналогию можно сказать, что японцы перенявшие европейскую культуру всё-равно остались японцами. Для жителей МО в этом плане не должно быть исключений.

From: telesyk
2009-09-01 11:17 pm (UTC)

(Link)

Ну и классика жанра:«А на Белеозере жили люди некрещеные (племена веси), и как учали креститися (глядите, пришел всего лишь монах, а не русь или вятичи, как нам пытались внушить) и веру христианскую спознавати, и они поставили церковь, а не ведают, во имя которого святого. И на утро собрались да пошли церковь свящати и нарещи которого святого, и как пришли к церкви, оже в речке под церковию стоит челнок, в челноке стулец, и на стульце икона Василий Великий, а пред иконою просфира (как видим, уже в те времена монах знал свое дело). И они икону взяли, а церковь нарекли во имя Великого Василия. И некто невежа взял просфиру ту да хотел укусить ее; ино его от просфиры той шибло, а просфира окаменела…И на Белеозере то первая церковь Василий Великий от такова времени, как вера стала».
/ В.О.Ключевский «О русской истории», стр.99./
Вот так в одночасье все люди финского поселения стали христианами и великороссами. А славянством здесь и не пахнет.

From: not_simpson
2009-09-02 07:43 am (UTC)

(Link)

мне кажется это не реально. если тока он сулил им чтото хорошее (защиту от врагов, уменьшение налогов и пр)

From: telesyk
2009-09-02 08:32 am (UTC)

(Link)

В этой связи имеем такое описание:«Для мешавшегося русско-чудского населения христианство и язычество- не противоположные, одна другую отрицающие религии, а только восполняющие друг друга части одной и той же веры, относящиеся к различным порядкам жизни, к двум мирам, одна- к миру горнему, небесному, другая- к преисподней, к «бездне».
/ В.О.Ключевский «Исторические портреты», стр. 52./
Только благодаря тому, что религия пошла на «двоеверие», удалось за три-четыре столетия привить финским племенам православие и на этом базисе «создать народ российский». Хотя, как видим, остался на исконной земле обычный финский этнос.
Хотя и религиозные столкновения достаточно известны и заканчивались они смертью для миссионеров.

Источник: https://old-rus.livejournal.com/250112.html

Ссылка на основную публикацию