Вторая половина хх века в учебниках украины

Вторая половина хх века в учебниках украины — история России

13.8 Культура Украине во второй половине ХХ века и на современном этапе.

В послевоенные годы расширилась сеть научно-исследовательских учреждений, увеличилась численность научных кадров. Возобновили свою работу Киевский, Харьковский, Одесский государственные университеты. К 1950 г. действовало 222 тысячи школ.

Наряду со всеми положительными изменениями продолжала действовать сталинская идеология. Постоянному контролю подвергались деятели литературы и искусства. На протяжении 1946-1948 гг.

ЦК КП (б) принял ряд постановлений: «Об искажении и ошибках в освещении истории литературы в книге «Очерки истории украинской литературы», «О репертуаре драматических и оперных театров УССР и мероприятия по его улучшению» и др.

Обратите внимание

В названных документах искажалась культурная жизнь Украины, в частности литература, искусство, состояние исторической науки, около сотни украинских деятелей науки были обвинены в украинском буржуазном национализме.

Обходя политические притеснения, украинские литераторы доносили до читателя идеи гуманизма, чувство патриотизма, любовь к своей Родине. В эти годы получили широкое распространение произведения А. Малышко «Прометей», О.

Гончара «Знаменосцы», М. Бажана «В дни войны», П. Воронько «Весенний гром» и др. Плодотворно работали А. Довженко, А. Копыленко, М. Стельмах. Борьбе с пережитками посвятили свои произведения сатирики и юмористы О. Вишня и С.

Олейник.

В послевоенный период музыка характеризуется расширением тематики и жанров. В начале 60-х годов Б. Лятошинский завершил Третью симфонию, поэму «Гражина по повести А. Мицкевича. Тепло встретили слушатели Вторую симфонию и сюиту «Король Лир» Г. Майбороды, ораторию «Октябрь» К.

Данькевича, сюиту «Памяти Леси Украинки» и «Партизанские картины» А. Штогаренко, «Прикарпатскую симфонию» С. Людкевича и др. В оперном искусстве следует выделить оперы «Милана» Г. Майбороды, «Украденное счастье» Ю. Мейтуса, оперу-интерпретацию драмы-феерии Л.

Украинки «Лесная песня» В Кирейко и др.

Тематика послевоенной живописи посвящена событиям Второй мировой войны. На материалах фронтовых воспоминаний создано великое множество картин: Д. Безуглый «Форсирование Днепра», Л. Чичкан «Отомстим», С. Отрощенко «Немецкие оккупанты на Украине».

В скульптуре также как и в живописи ведущими темами стали события и образы военного времени: памятник молодогвардейцам – монументальная скульптура (1954), ее авторы В. Агибалов, В. Мухин, В. Федченко, А. Сидоренко и др.

60-е гг. ознаменовались выходом романов «Омут» Г. Тютюнника, «Правда и кривда» М. Стельмаха, «Капля крови» Ю. Мушкетика, «Человек живет дважды» Ю. Шелкопляса. С интересом общественность встретила произведения молодых поэтов-шестидесятников: В. Симоненко, Л. Костенко, И. Драча и др.

Репрессии 1965 – 1966 гг.

Важно

скрытая идеологическая «чистка» редакций газет, журналов, издательств, институтов гуманитарного профиля, усиление идеологического давления на интеллигенцию вместо предпологаемого уничтожения инакомыслия дали обратный результат: часть шестидесятников, которые не были арестованы, давали отпор неосталинизму.

Появились произведения «Горе от ума» В. Черновола – сборник документов и биографических сведений о жертвах репрессий 1965 – 1966 гг.; антисталинские статьи В. Мороза «Репортаж из заповедника им. Берия» и «Среди снегов».Весомый вклад в литературу вносят О. Гончар, М. Стельмах, П. Загребельный, Ю. Мушкетик, М. Зарудный и др.

Значительным явлением украинского кино стало творчество С. Параджанова, К. Муратовой, Л. Быкова. Сокровищницу украинского кино пополнили такие талантливые фильмы как «Тени забытых предков», «Белая птица с черной отметиной», «Меланхолический вальс», «В бой идут одни старики», «Аты-баты, шли солдаты» и др.

Новые черты в 70 – 80-е годы приобрела музыка. Широкой популярностью пользовались исполнители массовой эстрадной песни С. Ротару, В. Зинкевич, Н. Яремчук.

Пропаганде музыкального творчества благоприятствовала деятельность таких художественных коллективов как Государственный симфонический оркестр Украины, капеллы «Думка», «Требита», Украинский народный хор, квартет им. Н. Лысенко и др.

Среди общественных сооружений 70-х годов художественно отличаются Дворец культуры «Украина» (1970, архитектор Е. Маринченко и др.) и Здание института технической информации (1971, архитекторы Л. Новиков, Ю. Броев) в Киеве. Создаются музеи народной архитектуры и быта.

Установлены памятники А. Пушкину и Н. Лысенко в Киеве (А. Ковалев), Т. Шевченко – в Москве (Ю. Синкевич и др.), И. Франко – во Львове (В. Борисенко и др.).

Совет

Одной из ярких и характерных черт культурной жизни украинского был расцвет народного самодеятельного творчества. В художественной самодеятельности принимали участие свыше 4 млн. трудящихся; в республике действовало 105 самодеятельных народных театров, 48 народных ансамблей и симфонических оркестров.

В 80-е годы были начаты реформы в экономике и политике, социальной и духовной жизни СССР, которые, в конечном счете, привели к его развалу. 16 июля 1990 г.

Верховной Радой была принята Декларация о государственном суверенитете Украины, а 2 августа – Закон «Об экономической самостоятельности Украинской ССР. 24 августа 1991 г.

Верховная Рада приняла «Акт независимости Украины», который был подтвержден на всенародном референдуме 1 декабря того же года. Таким образом, Украина пришла к независимости.

С провозглашением независимости Украины государство ощущало острую потребность в создании законодательной базы в области культуры. 23 мая 1991 г. Верховной Радой был принят закон Украины «Об образовании».

Он определил школу как основу духовного и социально-экономического развития государства и предвидел кардинальные изменения в ее работе.

Кабинетом министров утверждена комплексная национальная образовательная программа «Освита» («Украина – ХХI столетие»).

Программа основывается на соединении образования науки и культуры, отечественного и мирового педагогического опыта. Ее целью является подъем отечественного образования до мирового уровня. Важным шагом в этом направлении стало принятие Верховной Радой Украины 19 февраля 1992 г. «Основ законодательства о культуре».

Из-за отсутствия эффективной системы государственного финансирования культуры указом президента Украины в июле 1994 г. был создан Фонд содействия искусству Украины. Уже первые шаги его деятельности показали, что работа Фонда эффективно влияет на реализацию многих художественных проектов, содействует духовному возрождению общества.

Обратите внимание

В 90-х годах возникают негосударственные культурно-творческие организации, среди них такие как ассоциация творческой интеллигенции «Мир культуры», общественные объединения: театр – студия «Арабески», ассоциация «Новая музыка», Центр международных культурных инициатив и др.

Реорганизовывается вся система высшего и среднего специального образования. В 1998 г. в Украине насчитывалось 204 учебных заведения III – IV уровней аккредитации, т. е. университетов, академий, институтов, 665 учреждений образования I – II уровней аккредитации, т. е. техникумов и колледжей.

В этом же году государство начало новый этап практической реализации программы возрождения исторических памятников, возвращение к жизни символов веры украинского народа. Отстроен заново Михайловский Златоглавый собор.

После нескольких лет дискуссий по поводу проектов работ отстроен Успенский собор Киево-Печерской лавры, который поднялся из руин и освящен 28 августа 2000 г.

В 2000 г. в составе Министерства культуры и искусств Украины создана Государственная служба контроля за перевозом культурных ценностей через государственную границу.

Служба занимается государственной экспертизой культурных ценностей, возвращением краденных, незаконно вывезенных и невозвращенных произведений искусства.

Состоялся Всеукраинский съезд работников культуры и искусств, на котором с программными речами выступили Президент Украины Л. Кучма и министр культуры Б. Ступка, определив пути развития культурно-творческого процесса государства.

Процессы, происходящие в обществе, широко охватили и литературу. Происходит переоценка общественных идеалов, исторических событий. Сегодня первое место занимает публицистика, которая освещает политические процессы и изменения, происходящие в обществе. Высоким гражданским пафосом наполнено творчество И. Драча, Д. Павличко, П. Мовчана, В. Яворивского, И. Дзюбы и др.

Важно

Весомый вклад в возрождение исторической памяти и возвращение забытых имен деятелей культуры и искусства внесли Союз писателей Украины и ее издательские органы: газета «Литературная Украина», журналы «Звон», «Березиль», «Днепр», «Вселенная», «Слово и время», «Украинский исторический журнал», «Памятники Украины».

Благодаря этим изданиям начали возвращаться в украинскую литературу ранее запрещенные имена писателей и их произведения, произведения искусства, творчество художников диаспоры, исторические исследования.

Происходят изменения в украинском кино. Создаются украиноязычные фильмы. По произведениям классиков украинской литературы созданы многосерийные фильмы «Сад Гетсиманский» по мотивам произведений И.

Багряного, «Ловушка» – И. Франко, «Царевна» – О. Кобылянской, «Роксолана» – П. Загребельного. В1991 г. создан Государственный фонд украинской кинематографии.

Позднее создана Ассоциация молодых кинематографистов Украины (АМКУ).

Возрождается в Украине музыкальное творчество, развивается современная украинская песня. Новые песни дарят слушателям О. Билозир, О. Билоножко, С. Ротару, П. Дворский, А. Кудлай, П. Зибров, Т. Повалий и другие мастера эстрадного искусства. Проводятся песенные фестивали – «Червона Рута», «Песенный вернисаж», «Таврические игры» и др.

Таким образом, деятельность украинский народ возрождает и развивает национальную культуру. Культура – вечная золотая нить истории, которая соединяет поколения, эпохи, времена и направлена в будущее. Украинская культура создала великие ценности. Задача нынешнего поколения – сберечь и приумножить их.

Вопросы для самопроверки:

Какие процессы произошли в культурной жизни Украины в 20-30-е гг.

Какой вклад в разгром фашистов внесли деятели культуры во время Второй мировой войны?

Достижения в сфере литературы, изобразительного искусства, музыки в послевоенный период.

Какие процессы происходили в литературной жизни Украины в 60-80 гг.

Какие изменения произошли в культурной жизни Украины после принятия Акта о независимости Украины в 1991 г.

Совет

Диаспора – расселение по разным странам народа, изгнанного обстоятельствами, завоевателями или господствующей властью за пределы Родины; вся совокупность выходцев из какой-либо страны и ее потомки, которые проживают за ее пределами.

Кантата – музыкальное произведение торжественного или лирико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, часто также хором, в сопровождении оркестра.

Конструктивизм – направление в искусстве XX в. выдвигавшее на первый план функциональную оправданность форм, целесообразность конструкций, рациональную ясность.

Культ – совокупность ритуалов, обрядов и действий, основанных на вере в сверхъестественное; обязательный элемент любой религии.

Формализм – искусствоведческое направление в XIX- XX вв. претендующее на раскрытие закономерностей развития искусства путем изучения его структуры, совокупность экспериментальных направлений модернистского искусства (футуризм, кубизм, дадаизм и др.).

Рекомендуем ознакомится: http://knigi.link

Источник:

Украинская культура второй половины XX века, Образование — История Украины Библиотека русских учебников

ГлавнаяИсторияИстория УкраиныПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Развитие украинской культуры во второй половине XX в происходило зигзагообразно. Сначала, после смерти.

Сталина, наступил короткий период относительной либерализации, когда была в многих ранее репрессированных художников, доступными стали их произведения, выросло национальное достоинство украинской, расширились границы для творческого самовыражения, наконец, сформировалось поколение»шестидесятников», которое отмечало ся непримиримостью к идеологическому диктату, уважением к личности, приверженностью национальных культурных ценностей, идеалов свободди.

С победой в. Кремле в середине 1960-х годов консервативных сил украинская культура снова попадает в жесткие тиски советской официальной идеологии.

Обратите внимание

В обществе нарастают кризисные явления, упадок мо орал, девальвируются общечеловеческие ценности, утверждается пренебрежительное отношение к языку, истории, литературы, искусства, усиливается идеологическая цензура, начинается травля интеллигенции, повал ьною становится русификация и т.д..

Читайте также:  Политическое устройство россии в первой половине 16 века

Тех, кто осмеливался выступать против режима, лишали права печататься, снимать фильмы или ставить спектакли, принимать активное участие в культурной жизни, увольняли с работы, и. Нколо бросали за решеткути.

Наконец, с началом горбачевской перестройки, когда демократизация набирала все большие обороты, создавались условия для национально-культурного возрождения украинского общества

Образование

протяжении всего периода существования. СССР правящий режим особое внимание неизменно уделял образованию, которую рассматривал как важный аспект коммунистической идеологии. Поэтому неудивительно, что, начиная реформирования су успильства,. М.

Хрущев не обошел и образовательной сферы, тем более, что последняя должна создать основу для развертывания научно-технической революции. Именно по его инициативе в прессе развернулась дискуссия относительно май щем школ, которая завершилась принятием в декабре 1958 г..

Закона»Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в. СССл апреле следующего года соответствующих ный закон был принят в Украинраїні.

Совет

Согласно этим документам было начато структурную перестройку общеобразовательной школы.

Она предусматривала: введение обязательной восьмилетней неполного среднего образования; преобразования средней десятилетним ной школы в одиннадцатилетнюю, поскольку около трети учебного плана в 9-11-м классах было отведено под производственное обучение, создание материальной базы для овладения школьниками одной из массовых пр офесий.

Стратегическим направлением работы школы в законе было определено принцип сочетания общеобразовательного и политехнического обучения. С этой целью в школах вводилось производственное обучение, часть занятий которого в проводилась на предприятиях и в колхозах и совхозах.

Выпускники средних школ, за исключением 20% лучших учеников, перед поступлением в вузы были обязаны отработать минимум 2 года на производстве и. Согласно закону, вводился аморальный принцип факультативности украинского языка, традиционно сохранялся унифицированный подход к образованию, идеологический контроль за ней тощ тощо.

Важно

Несерьезные недостатки реформы, в частности, на недооценку гуманитарного аспекта образования, реальность угрозы снижения общего уровня среднего образования, в своем письме в адрес. М. Хрущева указывал выдающийся ук. Краинский педагог-новатор, директор.

Павлышской средней школы. Кировоградской. В. Сухомлинский. Он стал известным благодаря таким своим педагогическим работам, как»Сердце отдаю детям»,»Рождение гражданин а»,»Как воспитать настоящего человека»,»Сто советов учителю»,»Родительская педагогика»и др..

Источник: https://valdvor.ru/bez-rubriki/vtoraya-polovina-hh-veka-v-uchebnikah-ukrainy-istoriya-rossii.html

Украинская культура второй половины XX века, Образование — История Украины Библиотека русских учебников

Главная История История Украины Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Развитие украинской культуры во второй половине XX в происходило зигзагообразно. Сначала, после смерти.

Сталина, наступил короткий период относительной либерализации, когда была в многих ранее репрессированных художников, доступными стали их произведения, выросло национальное достоинство украинской, расширились границы для творческого самовыражения, наконец, сформировалось поколение»шестидесятников», которое отмечало ся непримиримостью к идеологическому диктату, уважением к личности, приверженностью национальных культурных ценностей, идеалов свободди.

С победой в. Кремле в середине 1960-х годов консервативных сил украинская культура снова попадает в жесткие тиски советской официальной идеологии.

В обществе нарастают кризисные явления, упадок мо орал, девальвируются общечеловеческие ценности, утверждается пренебрежительное отношение к языку, истории, литературы, искусства, усиливается идеологическая цензура, начинается травля интеллигенции, повал ьною становится русификация и т.д..

Тех, кто осмеливался выступать против режима, лишали права печататься, снимать фильмы или ставить спектакли, принимать активное участие в культурной жизни, увольняли с работы, и. Нколо бросали за решеткути.

Наконец, с началом горбачевской перестройки, когда демократизация набирала все большие обороты, создавались условия для национально-культурного возрождения украинского общества

Образование

протяжении всего периода существования. СССР правящий режим особое внимание неизменно уделял образованию, которую рассматривал как важный аспект коммунистической идеологии. Поэтому неудивительно, что, начиная реформирования су успильства,. М.

Хрущев не обошел и образовательной сферы, тем более, что последняя должна создать основу для развертывания научно-технической революции. Именно по его инициативе в прессе развернулась дискуссия относительно май щем школ, которая завершилась принятием в декабре 1958 г..

Закона»Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в. СССл апреле следующего года соответствующих ный закон был принят в Украинраїні.

Совет

Согласно этим документам было начато структурную перестройку общеобразовательной школы.

Она предусматривала: введение обязательной восьмилетней неполного среднего образования; преобразования средней десятилетним ной школы в одиннадцатилетнюю, поскольку около трети учебного плана в 9-11-м классах было отведено под производственное обучение, создание материальной базы для овладения школьниками одной из массовых пр офесий.

Стратегическим направлением работы школы в законе было определено принцип сочетания общеобразовательного и политехнического обучения. С этой целью в школах вводилось производственное обучение, часть занятий которого в проводилась на предприятиях и в колхозах и совхозах.

Выпускники средних школ, за исключением 20% лучших учеников, перед поступлением в вузы были обязаны отработать минимум 2 года на производстве и. Согласно закону, вводился аморальный принцип факультативности украинского языка, традиционно сохранялся унифицированный подход к образованию, идеологический контроль за ней тощ тощо.

Важно

Несерьезные недостатки реформы, в частности, на недооценку гуманитарного аспекта образования, реальность угрозы снижения общего уровня среднего образования, в своем письме в адрес. М. Хрущева указывал выдающийся ук. Краинский педагог-новатор, директор.

Павлышской средней школы. Кировоградской. В. Сухомлинский. Он стал известным благодаря таким своим педагогическим работам, как»Сердце отдаю детям»,»Рождение гражданин а»,»Как воспитать настоящего человека»,»Сто советов учителю»,»Родительская педагогика»и др..

Всего в его активе — 41 монография и более 600 научных статей, где раскрываются каноны высокогуманных и д емократичнои педагогической концепции, которая органично сочетает классическую и народную педагогику.

За это выдающегося педагога обвиняли в отсутствии»классового подхода»к воспитаниювання.

Обратите внимание

После смещения в октябре 1964 p. М. Хрущева школьная реформа предыдущих лет была отменена и лишь отдельные ее фрагменты, как, например, восьмилетняя неполное среднее образование, отмена платы за обучение в стар рших классах (1956), введение школ-интернатов (1956) и школ продленного дня (1960), оставались в силе.

С одиннадцатилетнего срока обучения в дневной общеобразовательной школе с 1966 вернули ися к десятилетке.

Тогда же начался переход к обязательного среднего образования, которая вводилась не только через общеобразовательную школу, но из-за среднее специальное образование и систему профессионально-тех ночного обучения, обновлялись учебные программы и учебники. Обучение в начальной школе сокращалось с четырех лет до трех.

Все шире внедрялись факультативные занятия для старшеклассников углубленное изучение отдельных предметов, кабинетная система обучения, межшкольные учебно-производственные комбинаты, где ученики получали начальную профессиональную подготовку.

Усилилась политизация учебно-виховног в процесса: с середины 1960-х годов вводился специальный курс обществоведения, с 1972 г — обязательная начальная военная подготовка, с 1975 г — основы советского государства и права. Укреплялась центр ализации управления образованием частности, в 1969 г вновь. Министерство образования. СССР урезало автономию своего украинские соответствия, взяв на себя ряд его основных функцииовних функцій.

Следующий шаг реформирования образовательной сферы был связан с тем, что па начале 1980-х годов заметным стало неуклонное отставание образовательной подготовки выпускников советских средних школ от миро ового уровня. Особенно низким был уровень подготовки учащихся сельских школ. Поэтому в 1984 г.. Верховный. Совет.

СССР одобрил»Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы»У них определялся комп лекс задач для повышения качества образования и воспитания, роста престижа профессии учителя, совершенствования структуры управления образованием, укрепления ц материальной базы.

Вводилось обучения с 6 лет (по желанию родителей), 8-летние школы были реорганизованы в 9-Ричи, а 10-летние — в 11-летние. Упор делался на трудовом обучении учащихся, овладении ими конкретными знаниями по естественно-технических ичних, экономических и общественных наук и т.д..

Учителя имели уделять больше внимания идеологическому воспитанию учащиесяю учнів.

Важно

К сожалению, заметных результатов эта реформа не имела ее осуществления было слабо подкреплено материально, не сопровождалось демократизацией образовательной дела, наоборот, усиливалась централизация управле ния системой образования, рос идеологическое давление со стороны компартии, игнорировались национальные особенностиі.

Итак, система школьного обучения и воспитания.

УССР, которая отмечалась такими недостатками, как догматизм, заорганизованность, нивелирования личности и подчинения ее воле коллектива, назойливое насаждение я оторванной от жизни коммунистической идеологии и атеизма, с каждым годом теряла свою эффективность.

Существенным препятствием, мешала обеспечению надлежащего уровня школьной подготовки, был нищий ю материально состояние сферы образования и, соответственно, низкая оплата труда педагогов.

И все же, несмотря на недостатки, на протяжении второй половины 1950-х — 1980-х годов удалось создать значительный научный и культурный потенциал республики, всем детям было обеспечено доступ к образованию, а уровень знаний и интеллектуальное развитие как учеников, так и студентов длительное время превышали показатели развитых краеїн.

В период перестройки своеобразной попыткой развития способностей школьников стало возрождение лицеев и гимназий

Кроме школ, экономическое и культурное развитие общества требовал наращивания подготовки специалистов со средним специальным и высшим образованием. Не случайно промышленным и сельскохозяйственным предпр приятия с 1959 г было предоставлено право по своим путевкам посылать на учебу способную молодежь. Расширялась сеть заочного и вечернего обученияння.

Быстрыми темпами в Украине развивалась профессионально-техническое образование. Согласно правительственному постановлению от 1969 р все профтехучилища были преобразованы в учебные заведения со средним образованием. Закон о народном в образовании (1973) назвал их основной школой профессионального обучения молодежи.

А в 1984 p, согласно»Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы», профтехучилища различных типов реоргани зовувалися в единый тип учебного заведения, где учащиеся получали общее среднее образование и профессию. Если в 1966 г насчитывалось 700 профтехучилищ, где обучалось 285,9 тыс.

Совет

учащихся, то в 1987 г -1200 средних профтехучилищ, в которых получали образование и специальность свыше 710 тыс человек. Правда, по ряду причин (недостаточное обеспечение материально-технической базы многих училищ, недостаточная подготовка изложенной.

Дацко состава и мастеров производственного обучения, комплектования училищ учащимися со слабой успеваемостью и с т н неблагополучных семей и т.п.) уровень квалификации выпускников профтехучилищ отставал от нео бхидного уровня производствя виробництва.

Расширилась подготовка специалистов со средним специальным образованием. Если в 1960/61 уч г в республике было 595 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось 398 тыс студентов, в 1986 6/87 уч г их было 733, где получали специальность 806 тыс. человек в 370 специальностямностями.

Ощутимо расширялась сеть высших учебных заведений, укреплялась их материально-техническая база. Поэтому протяжении 60-80-х годов общее количество студентов выросло вдвое. В 1986/87 уч р республ. Лике действовало 146 вузов, где обучалось около 850 тыс. студентов. На базе.

Донецкого,. Симферопольского и. Запорожского пединститутов было открыто университеты 31969 р при некоторых вузах было создано подгот вчи отделения, слушатели которых, успешно сдав экзамены, становились студентами.

Для обеспечения учебно-воспитательный процесс в вузе более 80 тыс профессорско-преподавательских кадров, среди которых было 2,6 тыс. докторов и до 30 тыс. кандидатов наук. Соответственно возросла и количество специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве.

Читайте также:  Состав политбюро ркп (б) - вкп (б) - кпсс (таблица)

УССР: если в 1964 г их насчитывалось 2,3 млн, то в 1985 г — 7300000 оси — 7,3 млн осіб.

Существенным недостатком высшего и среднего специального образования оставалась качество подготовки специалистов, которая значительно отставала от мирового. Она по-прежнему, в целом была низкой, особенно на заочных и ве вечерний отделениях.

Обратите внимание

Крайне неудовлетворительным оставалось материально-техническое обеспечение вузов. В начале 1990-х годов. СССР по уровню образования в мире занимал лишь 28 место.

Если в начале 1980-х годов персон альной компьютер на столе западного студента заменял набор карандашей и логарифмическую линейку, то советские студенты о таком даже не мечталиіяли.

Общей проблемой всей системы образования в Украине была ее русификация, когда украинский язык достаточно спланировано вытеснялась из школ,. ПТУ, высших и средних специальных учебных заведений. Попытки украинс ских писателей, преподавателей вузов, учителей после XX съезда. КПСС помешать этому процессу не имели успеха. Уже упомянутый.

Закон»Об укреплении связи школы с жизнью»(1959), демократично, на первый взгляд, предоставив родителям право выбирать для своих детей язык обучения в школе, поставил украинский язык в неравноправное положение с российской, которая всячески поддерживалась государством и, конечно, имела высший соц иально статус.

Сложилась абсурдная ситуация, когда нельзя было отказаться от изучения русского языка, однако можно было игнорировать украинского. В условиях настойчиво пропаганды идеи»слияние наций»и»ут ванию единого языка для всех народов»это положение.

Закона об образовании фактически становилось инструментом национального нивелирования и русификации украинских школї школи.

Одной из попыток борьбы против русификации была проведена в феврале 1963 г республиканская конференция по вопросам культуры украинского языка, в которой приняли участие более 800 учителей, писателей, ученые ей.

По сути, она превратилась в публичную форму протеста против преследования украинского языка в. СССР.

Важно

Приводились многочисленные факты безосновательного ограничения использования украинского языка, травля тех кто выступал за ее всестороннее развитие, единогласно осужден абсурдную теорию»двуязычия нации»Участники конференции обратились к руководству государства с требованием улучшить состояние украинского языка, с отдельная, ввести и во всех образовательных учреждениях республики, учреждениях, торговли, на предприятиях и транспорте, обеспечить поддержку украиноязычных издательств, кинематографии тощтощо.

К сожалению, к мнению конференции партийная номенклатура и не думала прислушиваться.

Из года в год быстрыми темпами сужалась сфера потребления в школе украинского языка, сокращалась сеть украинских школ, а в в крупных городах на востоке и юге Украины они почти совсем исчезли конце 1980-х годов сложилась абсурдная ситуация, когда в канадском городе. Эдмонтон было больше украинских школ, чем у. Донецке. Луганске,.

Днепропетровске и. Харькове вместе взятых целом на грани 80-90-х годов, как уже отмечалось в предыдущем разделе, менее половины украинских школьников учились в украинских школах, перева жно в сельской местности»Состояние школьного образования в городах Украины настолько скандальный, — с болью писал. И.

Дзюба в труде»Интернационализм или русификация?»-. Что соответствующая статистика давно не пуб лечится, а данные о количестве украинских и неукраинских школ чуть ли не относятся к самым государственных тайн.

Плохо то, что»украинский»школы совсем не воспитывают национальную гиднис ть и национальное чувство, не дают элементарного осознания своей национальной принадлежности и связанных с этим обязанностей, не обеспечивают самого минимального знания родной истории и родной культуры. В большинства из них царит тот же дух превосходства и»предпочтительносты»русской культуры и второстепенности украинскихкраїнської… «

Распространению русского языка в национальных республиках способствовали постановления. ЦК. КПСС»О дальнейшем совершенствовании изучения и преподавания русского языка в союзных республиках»от 1 июня 1978 г и. Совета. Мини страх.

СССР»О мерах по распространению изучения русского языка в союзных республиках»от 13 октября 1978 г. В 1979 г в. Ташкенте (Узбекистан) состоялась научно-практическая конференция»Русский язык — мо ва дружбы и сотрудничества народов.

Совет

СССР», на которой, между прочим, было рекомендовано»ввести повсюду изучения русского языка в национальных дошкольных учреждениях для детей с пяти лет жизни»В. Постан ове. ЦК. КПСС и. Совета. Министров.

СССР»О дополнительных мерах по совершенствованию изучения русского языка в общеобразовательных учебных заведениях союзных республик»от 26 мая 1983 г в Украине учитель.

России ской языка было установлено 15% надбавки к ставкам, классы, где было более 25 учеников, на уроках русского языка делились на две подгруппы. Также предполагалось увеличить количество изданий учебной, мето щения и художественной литературы на русском языке. Обычным явлением стало освобождение учащихся в российских школах от изучения украинского языка и литературыератури.

Еще хуже было положение в высших и средних специальных учебных заведениях Украины. Попытки министра высшего и среднего образования Украины. Ю.

Даденкова, который в 1965 г разослал инструктивное письмо о языке вы икладання в вузах, постепенно перевести обучение, издательское дело, проведения официальных мероприятий, общественно-политической и культурно-просветительной работы неукраинскую язык, остановила»директива из. Москвы»после я устранения. П. Шелеста и. Ю. Даденкова с должностей процесс русификации украинского образования продолжился с новой силой. Как следствие, высшие и средние специальные учебные заведения Украины почти полностью перешли на русский язык преподавания. Поэтому молодежь, которая приходила в эти учреждения из украинских школ, за годы учебы нередко русифицироваласькувалася.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/istoria/istoriya_ukrayini_-_lazarevich_mv/ukrayinska_kultura_drugoyi_polovini.htm

Читать

Рекомендовано

загальноуніверситетською кафедрою історії України Харківського національного Університету ім. В. Н. Каразіна, кафедрою соціально-гуманітарних дисциплін Харківського бізнес-коледжу

Предисловие

Настоящее издание — это пособие переходного периода, когда на смену старым мифам о прошлом нередко приходят новые, чего нельзя допускать. Авторы попытались наметить основные вехи истории Украины, учитывая новейшие исследования как отечественных, так и зарубежных авторов.

Пособие рассчитано на широкую читательскую аудиторию, уже имеющую определенные знания в пределах школьного курса истории Украины. Поэтому одни периоды — широко известные, устоявшиеся оценочно и сюжетно — рассмотрены кратко, а другим — дискуссионным — уделено больше внимания.

Обратите внимание

Авторы учли, что ранее Украина исторически встречалась с большим миром по преимуществу опосредованно, сквозь призму другого, политически более развитого сознания, — греческого, польского, русского, немецкого. И не случайно в 1869 году французский политик, сенатор К.

Делямар (1797–1870) подчеркивал: судьба 15-миллионного украинского народа трагична и потому, что он был забыт историками.

https://www.youtube.com/watch?v=icTv8rbW9F8

Современная отечественная историография должна всячески избегать соблазна неоромантизма. Еще М. С.

Грушевский совершенно справедливо учил сторониться переоценки своих национальных ценностей, заслуг и интересов («надмірної переоцінки своїх національних вартостей, заслуг, інтересів»), не допускать гипертрофии национального самовозвеличивания и исключительности. Иначе, полагал он, такая история породит поколение национальных нарциссов, лишенных всякой объективности.

По мнению историка С. Стельмаха, сегодня смешиваются логические понятия «оценка» и «ценностный анализ», так как сменилась не методология, а лишь вектор оценки. Все еще присутствует догматизм мышления, одновекторное освещение исторического процесса.

Между тем мировая историческая наука XX века действует на основе теоретического плюрализма, альтернативных подходов и синтеза философско-социологической мысли.

Грядущее столетие станет столетием развития межотраслевой аналитической социальной истории, которая поставит под сомнение событийную, личностно ориентированную историографию.

Ученый, который изучает и анализирует прошлое, конструирует историю. Процесс исследования проходит через его субъективное мышление, и каждый историк видит исторический процесс по-своему. Именно поэтому чем больше логических схем, аналитических позиций, выводов представлено в историческом труде, тем с большей степенью вероятности можно будет приблизиться к достоверному описанию прошлого.

Для украинского этноса характерны такие черты, как чрезмерное внутреннее самоуглубление, тенденция к раздуванию противоречий. Эти качества украинского менталитета кроются в национальной философии, для которой всегда были характерны софистика, диалогизм, широкая палитра позиций и подходов к одному и тому же вопросу. Все вышеизложенное следует учитывать историку.

Важно

Как обеспечить, чтобы общечеловеческое наследие, имевшее в разные эпохи и различных культурах название «золотого правила», устояло перед плюрализмом новейшего времени? Как добиться, чтобы воцарился наконец консенсус в украинском обществе, победила привычка терпимо относиться к его несовершенству, выполнять обязательства, не приносящие сиюминутной пользы?! Невозможно жить, только упиваясь славным прошлым, ориентируясь на образ врага или чувство морального превосходства над соседом. Зрелые общества, подчеркивает современный немецкий философ О. Гёффе, вносят существенные поправки в первый постулат и полностью отказываются от второго. От того, удастся ли современному обществу независимой Украины объединиться вокруг общегосударственной, общегражданской цели, зависит, вне сомнения, будущее страны. А на пути к этой цели пусть хранит наша память опыт нелегкой, сложной, поучительной истории украинских земель и живущего на них народа.

Авторы выражают искреннюю благодарность работникам Научной библиотеки им. В. И. Вернадского (г. Киев), Библиотеки украинской диаспоры (г. Киев), Российской государственной публичной библиотеки (г. Москва), Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино (г.

Москва), Общественной библиотеки имени В. Сержа (г. Москва), Научной библиотеки имени В. Г. Короленко (г.

Харьков), Центральной научной библиотеки Харьковского университета, а также деятелям украинской диаспоры Австралии, Германии, Польши, Великобритании, США, оказавшим неоценимую помощь при подготовке данного пособия.

Раздел I.

Украинские земли в древности и эпоху средневековья (до второй половины XVI века)

Тема 1. Украинские территории от прадавних времен к позднему средневековью. Рождение украинского этноса

Первые человеческие сообщества на землях Украины

Первые антропоидные предки человека появились на Земле, видимо, три-четыре миллиона лет тому назад.

Из прародины человечества — Кении, Передней и Юго-Восточной Азии, Танзании, Эфиопии древние люди (археантропы) примерно миллион лет назад начали мигрировать в Европу.

Ранее европейский материк из-за периодических похолоданий был плохо приспособлен для примитивной охоты и собирательства, а именно эти занятия около двух миллионов лет давали пропитание и одежду первобытным людям.

В эпоху палеолита (на территории Украины он существовал 900—12 тысяч лет назад) из-за смены периодов похолодания и потепления древние человеческие стада постоянно перемещались с места на место. Мигрировали и животные, спасаясь от человека и стихии природы, а также в поисках более удобных ареалов, причем за стадом из 1500 голов обычно двигалось не более трех семей первобытных людей.

Совет

Большие человеческие сообщества собирались только на различные церемонии, особенно религиозные. Маршруты, по которым люди продвигались в Восточную Европу, пролегали через Балканы, Венгрию, южную Германию и Карпаты. Если территория Левобережной Украины и Крыма заселялась через Кавказ и Центральную Европу, то в степную часть юго-восточной Украины люди шли из южного Средиземноморья.

Первый ледниковый период (600–500 тысяч лет назад) не коснулся территории Украины, ибо льды дошли только к югу Эстонии.

Второй ледник (470–430 тысяч лет назад) достиг региона современного Луцка. За ним последовало потепление, продолжавшееся около 200 тысяч лет, когда климат на территории Украины стал напоминать субтропики.

Третий ледник (230–180 тысяч лет назад) простирался к нынешнему Самбору, Кременчугу, Белгороду (но не затронул Закарпатья).

Читайте также:  Пушкин и лермонтов

Местами толщина ледового покрова достигала трех километров, что вынудило людей уходить на Балканы, Кавказ и в другие регионы.

Затем снова наступило потепление (180–110 тысяч лет назад), когда массы воды достигли Индостанского субконтинента и севера Африки. Отсюда, по-видимому, исходит библейский сюжет о «Великом потопе».

Четвертый ледниковый период (110—12 тысяч лет назад) лишь коснулся северной оконечности Украины, после чего в очередной раз началось повышение температуры.

Наиболее давние стоянки первобытного человека периода раннего палеолита найдены на Закарпатье, Житомирщине, вдоль среднего течения Днестра, в Донбассе и Крыму.

Так, у села Королёво нынешней Закарпатской области на высоком берегу Тиссы на глубине 12 метров от поверхности выявлено пятнадцать культурных пластов палеолитической эпохи.

Обратите внимание

В самом нижнем из них обнаружены скребки, рубила, остроконечники из камня, возраст которых достигает одного миллиона лет.

В среднем палеолите (мустьерский период) люди проживали у бассейна Десны, в северном Донбассе. Около 150 тысяч лет назад появились люди нового антропологического типа — палеоантропы (неандертальцы).

Объем их головного мозга достигал 1600 кубических сантиметров, они умели делать из кремния острия для копий, ножи, строить примитивные жилища и пользоваться огнем.

Неандертальцы коллективно охотились на бизонов, мамонтов, южных слонов, оленей, диких лошадей.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=548941&p=1

История украины в интерпретации украинских учебников для в средних школ

История Украины

в интерпретации украинских учебников для в средних школ

Все анализируемые учебники изданы после 2002 гг. и рекомендованы Министерством просвещения Украины для обучения в средних школах с 7 по 11 классы.

В отличие от российской средней школы, в старших классах украинских школ не происходит возвращения к повторному изложению истории государства, т.е.

все исторические события излагаются только один раз, на уровне доступном восприятию человека определенного возраста. Поэтому история средних веков, предназначенная для преподавания в 7 и 8 классах, носит более упрощенный характер.

Этот анализ решал следующие задачи:

  1. Сопоставить интерпретацию основных событий и периодов, общих в истории русского и украинского народов.

  2. Исходя из гипотезы о том, что любая история является продуктом идеологического и мифологического конструирования, выявить основные идеологические образы и мифологемы, передаваемые учащимся в процессе исторического образования.

  3. Выяснить, способствует ли интерпретация истории в школьных учебниках формированию национального самосознания и национальной идентичности украинской молодежи и, если это так, носит ли этот конструкт позитивную или негативную направленность.

    Имеется в виду уровень этнической толерантности, ориентации на взаимодействие или дистанцирование.

Соотношение объема материалов, посвященных политической истории, с одной стороны, и истории культуры, с другой стороны, выглядит следующим образом:

Класс

Исторический период

Политическая история в %

История культуры в %

7 класс

С древнейших времен до первой половины XVI века

86,8

13,2

8 класс

Со второй половины XVI в. до первой половины XVIII в.

87,2

12,8

9 класс

Со второй половины XVIII в. до начала ХХ в.

78,0

22,0

10 класс

С начала ХХ века до 1939 г.

90,3

9,7

11 класс

С 1939 г. до 2002 г.

86,3

13,7

История Украины. Учебник для 7 класса.

Авторы: Роман Лях, Надя Темирова. 187 стр. Киев, 2005.

В учебнике содержится 5 глав, в том числе:

  • Глава, посвященная древней истории Украины (до возникновения Киевской Руси) – 22,7% текста

  • Глава, посвященная возникновению и расцвету Киевской Руси – 25,1% текста

  • Глава, посвященная периоду удельной раздробленности и Галицко-волынскому государству как правопреемнику Киевской Руси – 13,4% текста

  • Глава, посвященная политическому устройству, социально-экономическому и культурному развитию Киевской Руси и Галицко-Волынского государства – 14,4% текста

  • Глава, посвященная периоду пребывания украинских земель в составе Великого княжества Литовского и других стран — 24,4% текста.

В число наиболее примечательных событий периода раннего средневековья (на внутренней обложке учебника) наряду с событиями, указанными и в русских учебниках соответствующего периода, включены:

  • первое упоминание в летописи названия Украина (1187 год),

  • поход монголо-татар на Украину и взятие Киева Батыем (1240),

  • основание Львова, княжение Льва Галицкого, Юрия-Болеслава 11, завоевание галицко-волынской земли Польшей и Литвой (1349),

  • разгром Литвой татарского войска на Синих Водах (1363),

  • Кревская уния, Острожская уния, Городельская уния,

  • Грюнвальдская битва,

  • возникновение Крымского ханства (30е гг. XV в.),

  • восстание Мухи,

  • восстание Михаила Глинского.

Предисловие носит нейтральный характер и вкратце знакомит учащихся с содержанием учебника.

Первые три главы содержат в сжатом виде, главным образом, информацию об этнических процессах на территории Восточной Европы в начале первого тысячелетия нашей эры и эпохе формирования, расцвета и распада Древнерусского государства.

В этих главах обращают на себя внимание следующие акценты:

  • О восточных славянах (VI — VII вв.) говорится: «Восточные славяне заложили основу формирования украинского народа, поэтому их считают праукраинцами». (с. 51)

  • Утверждается, что «формирование праукраинского государства происходило параллельно с подобными процессами в Европе» (с.52).

  • Летопись цитируется в переводе на современный украинский язык, причем, так как не указывается, что это перевод, у читателя — подростка в отсутствие иной информации может сложиться впечатление, что и летопись написана по-украински.

  • Галицко-волынское княжество объявляется правопреемником Киевской Руси, причем это образование постоянно называется державой, т.е. государством. Утверждается, что «с распадом галицко-волынского государства закончился княжеский период истории Украины, который длился почти пять веков».

  • Среди важнейших политических и культурных центров Киевской Руси в домонгольский период упоминаются, кроме Киева, — Чернигов, Галич, Переяславль и Львов, хотя в последнем было только 5 тысяч жителей.

    Новгород и Псков, важнейшие центры Древнерусского государства, не называются вовсе, хотя по численности населения и своей значимости в истории Древней Руси уступали только Киеву.

    Ничего не говорится об опыте вечевых республик Новгорода и Пскова, и выборах князей новгородцами,

  • в разделе «Культура» отсутствует упоминание о высоком уровне образованности новгородцев, наглядным свидетельством которого являются новгородские берестяные грамоты.

В пятой главе «Украинские земли в составе великого княжества Литовского и других стран» (вторая половина XIV – первая половина XVI века) особого внимания заслуживают следующие акценты:

  • Специально обращается внимание на то, что в начале XIV века великий князь Литовский Гедимин называл себя «королем Литовским и Русским».

  • Указывается, что в Грюнвальдской битве участвовали белорусы и россияне (1410). Кто имеется в виду, остается неясно, так как в этот период «русью» называли себя и будущие украинцы и население Московской Руси.

  • Утверждается, что при власти Свидригайла существовало «Великое княжество Русское» или Украинско-Белорусская держава. Иными словами, учебник прямо и косвенно идентифицирует судьбу украинских земель с судьбой Великого княжества Литовского, в то время как о судьбе восточной части бывшей Киевской Руси не упоминается вовсе.

  • В тех случаях, когда речь идет о Великом княжестве Московском, в отношении которого употребляется понятие «Московщина», читателю становится ясно, что это иностранное государство, не имеющее никакого отношения к Украине.

    В частности, даже не упоминается важнейшее событие русской истории — Куликовская битва, хотя говорится об Иване Великом, который окончательно «сбросил монголо-татарское иго» «с Руси».

    Употребляя понятие «Русь» в отношении к Московскому царству, авторы окончательно запутывают читателя, так как в этот период русскими землями называют и современные украинские территории.

  • Изложение краткой истории Крыма в период XIV- XVI вв. косвенно обосновывает претензии на историческое присутствие Украины на этом полуострове. В учебнике имеются фактические ошибки, например, на с.

    166 утверждается, что «в XIII веке в крымские города стали переселяться итальянцы», хотя никаких итальянцев как единой нации до XIX века вообще не существовало, а генуэзцы и венецианцы никакими итальянцами себя не считали.

  • Название раздела «Завоевание Московским государством Чернигово-Северской земли» говорит само за себя, Параграф внутренне противоречив, так как, с одной стороны, воюет Иван III с Литвой, и его поддерживают некоторые «украинские» вельможи, с другой, литовское войско возглавляет князь Константин Острожский, который позиционируется как «украинский» аристократ. Примечательно, что род Острожских в истории Польши фигурирует как литовско-польский, а вовсе не украинский.

  • На с. 177-179 утверждается, что «украинская народность сформировалась на землях Киевского, Переяславского, Северского княжеств, Буковины и Закарпатья. В XV- XVI вв. территорией расселения украинцев стал юго-восток, нижнее Приднепровье и Побужье.. Название «Украина» распространилось с приднепровских земель на все украинские земли, вытесняя первоначальное – «Русь».

    В XIV веке появляется название «Малая Русь» (впервые в грамотах последнего галицко-волынского князя Юрия-Болеслава 11, который называет себя королем всей Малой Руси»), которое в основном фигурирует в официальных документах. Народ называет себя русинами, россиян в то время называют московитами».

  • Весь этот пассаж, процитированный дословно, по своей сути, которой не замечают авторы, противоречит всему сказанному ранее. О появлении этнонима «украинцы» в этот период говорить вообще не корректно, хотя авторы то и дело именно так называют население бывшей Киевской Руси.

    В то же время название Малая Русь стали употреблять сами же удельные князья и летописцы этого периода, следовательно, это вовсе не более позднее изобретение имперской пропаганды, как это утверждается в учебнике за 9 класс.

  • В XIV веке происходит формирование современного украинского языка. Это утверждение сомнительно, и речь может идти лишь о распространении диалекта древнерусского языка.

Выводы:

  1. В целом изложение истории домонгольского периода, которая является общей для современной России и Украины, по представленным историческим фактам совпадает с в русскими учебниками.

  2. Различаются акценты, формирующие определенные мифологемы. Так, в частности, первоначальное восточнославянское государственное образование, в отличие от русских учебников, Древнерусским государством никогда не называется.

    Фигурирует либо название «Киевская Русь», либо «Древнеукраинское государство».

    Употребление второго из них абсолютно не правомерно, потому что в канун прихода монголо-татар территория государства распространялась от Архангельска на севере до Нижнего Новгорода на востоке, значительно превышая границы современной Украины.

  3. Читателю постоянно внушается мысль о том, что в период раннего средневековья уже существовала Украина и украинцы. В то же время авторы сами себе противоречат, рассуждая о том, что в состав Великого княжества Литовского входили «русские земля», а сам великий князь называл себя «великим князем литовским и русским».

  4. Учебник неоднократно подчеркивает мысль о том, что единственным правопреемником Киевской Руси является Галицко-Волынское княжество, совершенно игнорируя тот факт, что еще в эпоху расцвета Древней Руси Владимиро-Суздальская земля была ее неотъемлемой частью.

    Иными словами, Московская Русь может претендовать на свое правопреемство относительно Киевской Руси во всяком случае не в меньшей степени, чем Галиция.

  5. Московская Русь, называемая Московией или Московщиной, постоянно позиционируется как иностранное государство в отличие от Великого княжества Литовского.

Все это дает право утверждать, что изложение истории данного периода и тенденциозно, и мифологизировано.

История Украины для 8 класса.

Источник: http://textarchive.ru/c-1593439.html

Ссылка на основную публикацию