Военная реформа ссср

Военная реформа в СССР в 20е г. Реорганизация органов гос безопасности и внутренних дел в период Нэпа

В декабре 1921 года Всероссийская конференция Ркпб приняла решение о реорганизации ВЧК. 9 Всерос. Съезд Советов принял постановление об упразднении ВЧК,а в феврале 1922 года было создано ГПУ при НКВД. Задачи:предупреждение,раскрытие враждебной деятельности антисоветских элементов,охрана гос.

Тайны,борьба со шпионажем,с контрреволюцией и контрабандой. В распоряжении ГПУ находились особые части войск. Все общеуголовные дела передавались в трибуналы. ГПУ сосредоточилось на гос. Антиправит делах.Подготовленные ГПУ дела передавались в судебные инстанции.На местах создавались подчиненные ГПУ отделы при ЦИК республик.

Особые отделы создавались в армии и на флоте. Аналогичные реформы были проведены в других республиках(Украина,Белоруссия) В договоре о создании СССР предполагалось создать объединенный орган для борьбы с контрреволюцией. По Конституции 1924-создавался ОГПУ. Надзор за деятельностью ОГПУ возагался на Прокурора Верховного суда СССР.

Обратите внимание

1923-положение об ОГПУ.На него возлагалось управление союзными ГПУ,организация охраны границ СССР. Идеологической основой стала доктрина революционная законность.

В 1928 году после рассмотрения ВЦИК деятельности НКВД и НКЮ ,ВЦИК и СНК отметили частую небоснованност ьприменения уголовного наказания,частое использование условного заключения вместо опрадвдательных приговоров,медленность судебных производств.

Было внесено предложение о возможности НКВД продлять срок заключения тех кто не поддается воспитанию,предлагалось расширить компетенцию начальинков мест заключения,расширить трудовые колонии и сделать принудительные работы бесплатными. Бесплатный труд заключенных и эконмоическая система ГУЛАГа становились важным эконмоическими факторами в развитии народного хозяйства страны.

Военная реформа в СССР 1924 – 1925 (1928) годов.

Необходимость проведения реформы была обусловлена трудностью экономического положения страны, невозможностью содержания многочисленной армии; неудовлетворительным руководством Вооруженными Силами; невысоким уровнем боевой подготовки; несоответствием организационной структуры экономическим возможностям страны.

Целью проведения являлось укрепление вооруженных сил, сокращение их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями страны. Опыт этого времени имеет особое значение для сегодняшнего дня, так как это были реформы в условиях радикально изменившегося политического строя страны.

В ходе реформы введена территориально-милиционная система строительства Красной Армии в сочетании с кадровой, которая позволяла иметь при минимальных затратах небольшое кадровое ядро армии, способное обеспечить неприкосновенность границ, а в случае войны быстро мобилизовать крупные военные силы.

Переход к смешанной системе комплектования был обусловлен чисто экономическими факторами, ибо Советское государство было не в состоянии содержать кадровую армию численностью свыше 1 млн человек. Численность кадровой армии была сокращена почти в 10 раз по сравнению с 1920 г. и доведена до 562 тысячи человек. Законодательно новая система комплектования была закреплена с принятием “Закона об обязательной военной службе” 18 сентября 1925 г.

Большое внимание было уделено организационной перестройке и укреплению органов управления. Изменена их организационно-штатная структура. Ликвидированы многочисленные штабы. С октября 1923 по октябрь 1924 г. центральный аппарат был сокращен на 22,7 %, аппараты военных округов – в среднем на 33,5 %, аппараты органов снабжения на 40 %. На три четверти уменьшилась бумажная отчетность. Улучшилась техническая оснащенность. Так например, с 1923 по 1926 г. численность советского воздушного флота увеличилась в 12 раз. Реорганизовывается система снабжения. Ликвидированы промежуточные звенья – дивизионное и корпусное. Снабжение стало осуществляться по схеме “округ – часть – боец”.

Качественно обновился командный состав. Произошло значительное омоложение кадров. Был осуществлен переход от системы краткосрочных курсов к военным школам с 3-4 годичным сроком обучения. Со

формирования. К весне 1925 г. они составляли 10 % ее общей численности. В результате таких мер, как сокращение численности Красной армии, максимальное сокращение всех тыловых органов, отказ в 1924 г. от призыва молодого пополнения (около 100 тысяч чел.), только в 1924 г. материальное содержание командного состава увеличилось на 30-40 %, а красноармейца- с 35 коп.

до 1 руб.20 коп. В ходе осуществления реформы пришлось столкнуться с рядом проблем и трудностей. Это – трудности связанные с демобилизацией многомиллионной армии. Проблемы с однонациональными формированиями (национализм, местничество, сепаратизм). Невозможно было дислоцировать соединения в соответствии с оперативными планами развертывания армии в случае войны.

Армия была перегружена выполнением многочисленных задач по внутренней службе – боролась с бандитизмом, охраняла объекты народного хозяйства, вела разного рода хозяйственные работы.

В результате проведения реформы 1924-1925 гг.

Важно

вооруженные силы страны были приведены в соответствие с новыми условиями развития государства, возможностями его экономики и уровнем развития военной науки и техники. Организационное укрепление армии обеспечило повышение обороноспособности СССР.

Военная реформа 1924—25 в СССР.

После окончания Гражданской войны и военной интервенции 1918—20 Коммунистическая партия и Советское правительство, используя временную стабилизацию международной обстановки, признали возможным максимально сократить численность Красной Армии и полностью перевести её на штаты мирного времени.

В условиях восстановления разорённого войной народного хозяйства было признано целесообразным иметь армию, построенную на смешанном кадрово-территориальном принципе.

Это позволяло, с одной стороны, иметь при минимальных затратах небольшое кадровое ядро армии, способное в мирное время обеспечить неприкосновенность государственных границ СССР, а в случае войны быстро отмобилизовать достаточно крупные военные силы; с другой стороны, страна получала возможность без длительного отрыва трудящихся от производства охватить военным обучением большое количество военнообязанных. Широкая программа перестройки Советских Вооружённых Сил, принятая ЦК РКП (б), легла в основу В. р. Подготовка и непосредственное осуществление её были возложены на специальную комиссию во главе с М. В. Фрунзе. В. р. проходила в обстановке острой борьбы с Л. Д. Троцким и его сторонниками, пытавшимися после смерти В. И. Ленина изолировать ЦК партии от армии, посеять недоверие к ЦК, укрепить своё монопольное руководство военным ведомством и не допустить выполнения намеченных преобразований. В январе 1925 Троцкий был отстранён от должности наркомвоенмора и председателя РВС СССР и вместо него назначен М. В. Фрунзе. В результате В. р. Красная Армия получила твёрдую штатную численность (562 тыс. чел.). В её составе на кадровом положении находились 26 стрелковых дивизий, почти вся кавалерия, технические части и ВМФ. Территориальные войска состояли из 36 стрелковых, 1 кавалерийской дивизий, полка бронепоездов и 3 национальных полков, подразделений и частей войсковой артиллерии. Смешанная система просуществовала до середины 30-х гг., когда в связи с возрастанием угрозы фашистской агрессии и укреплением экономической мощи СССР был совершен переход к единому кадровому устройству Красной Армии. В. р. создала твёрдую и устойчивую войсковую организацию, осуществила переход к нормальной системе комплектования (установив один призыв военнообязанных осенью каждого года), ликвидировала текучесть красноармейского состава, улучшила хозяйственное и материальное положение частей и всех категорий военнослужащих, качественно обновила командные кадры и весь личный состав армии и флота. Была расширена сеть национальных формирований, заложена плановая система боевой подготовки, поднят авторитет и укреплено единоначалие руководящего состава, усилена действенность партийно-политической работы, установлена более тесная связь между армией и народным хозяйством.

Серьёзную перестройку и сокращение претерпели все звенья органов военного управления. Был значительн

состав РВС СССР, должность Главнокомандующего упразднена. Политическое управление РВС было преобразовано в Политическое управление РККА во главе с членом ЦК партии. Штаб РККА освобождён от несвойственных ему функций. Он был призван ведать разработкой оперативных планов обороны страны, строительством, подготовкой и обучением армии.

Административные функции были возложены на Главное управление РККА, которое осуществляло руководство учётом и призывом военнообязанных, штатным устройством, комплектованием частей и соединений, службой войск, перемещением командного состава. Снабжение армии было сосредоточено в едином органе — Управлении начальника снабжения РККА.

Для руководства техническими видами Вооружённых Сил (ВВС и ВМФ) созданы соответствующие управления. Вместо губернских военных комиссариатов учреждаются территориальные округа (губернские, корпусные, дивизионные). Первые предназначались для комплектования кадровых и территориальных формирований, последние два — для комплектования преимущественно территориальных частей.

Территориальные округа объединяли функции строевого и местного управлений, а также военных отделов губернских исполкомов. К концу В. р. была повышена огневая мощь соединений Сухопутных войск, детально отработан мобилизационный план, повышено значение технических войск. В период проведения В. р. партийно-комсомольская прослойка в армии возросла до 26%.

Совет

В конце 1925 в Красной Армии насчитывалось 74 800 коммунистов и 73 838 комсомольцев, или вдвое больше, чем в 1924. Число рабочих в составе армейских партийных организаций достигло 40% .

Этому способствовали введение 2-летней программы политического воспитания и обучения красноармейцев, учреждение партийных комиссий, принятие 14-м съездом партии нового раздела Устава «О партийных организациях в Красной Армии» и др.

Территориальные части стали новой формой связи Советского государства и партии с крестьянством, открыли пути для работы партии в деревне и укрепления в ней советского влияния.

В. р. завершилась принятием 18 сентября 1925 Закона об обязательной военной службе трудящихся в возрасте от 19 до 40 лет.

В нём устанавливалось, что защита интересов СССР есть священная обязанность всех трудящихся. Закон определял, что всеобщая обязательная военная служба включает двухгодичную допризывную подготовку, действительную военную службу и пребывание в запасе до 40 лет. Действительная служба состояла: в кадровых войсках — из непрерывной службы от 2 до 4 лет; в территориальных войсках — из ежегодных учебных сборов общей длительностью 8—12 месяцев в течение 5 лет; подготовка вневойсковым порядком — из периодических занятий на учебных пунктах в течение 6 месяцев за тот же срок службы. См. также ст. Союз Советских Социалистических Республик, раздел Вооружённые Силы.

Вопрос 62

Индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства: организационные и правовые основы. Примерный устав сельскохозяйственной артели 1935г

Коллективиза́ция — процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Проводилась в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг.

(решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927),Цель коллективизации — формирование социалистических производственных отношений в деревне, ликвидация мелкотоварного производства для разрешения хлебных затруднений и обеспечения страны необходимым количеством товарного зерна.

Хлебная стачка

Курс на коллективизацию сельского хозяйства был провозглашён на XV съезде ВКП (б) (декабрь 1927). По состоянию на 1 июля 1927 года, в стране насчитывалось 14,8 тыс. коллективных хозяйств; на тот же период 1928 г. — 33,2 тыс., 1929 г. — св. 57 тыс. Они объединяли 194,7 тыс., 416,7 тыс. и 1 007,7 тыс. индивидуальных хозяйств, соответственно.

Среди организационных форм коллективных хозяйств преобладали товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы); имелись также сельхозартели и коммуны. Для поддержки коллективных хозяйств государством были предусмотрены различные поощрительные меры — беспроцентные кредиты, снабжение сельхозмашинами и орудиями, предоставление налоговых льгот.

К осени 1927 государство установило твёрдые цены на хлеб. Быстрый рост индустриальных центров, увеличение численности городского населения вызвали огромный рост потребности в хлебе.

Низкая товарность зернового хозяйства, неурожай зерновых в ряде регионов СССР (преимущественно на Украине и Северном Кавказе) и выжидательная позиция поставщиков и продавцов привели к событиям, именуемым «хлебной стачкой». Несмотря на незначительное снижение урожая (1926/27 — 78 393 тыс. т., 1927/28 — 76 696 тыс. т.

) в период с 1 июля 1927 по 1 января 1928 государством было заготовлено на 2000 тыс. т. меньше, чем в тот же период предшествующего года.

Обратите внимание

Уже к ноябрю 1927 встала проблема с обеспечением продовольствием некоторых промышленных центров. Одновременный рост цен в кооперативных и частных лавках на продовольственные товары при снижении плановых поставок привёл к росту недовольства в рабочей среде.

Для обеспечения хлебозаготовок власти во многих районах СССР вернулись к заготовкам на принципах продразвёрстки. Подобные действия, однако, были осуждены в Резолюции пленума ЦК ВКП(б) от 10 июля 1928 года «Политика хлебозаготовок в связи с общим хозяйственным положением».

В то же время практика коллективного хозяйствования 1928 года на Украине и Северном Кавказе показала, что колхозы и совхозы имеют больше возможностей для преодоления кризисов (природных, войн и т. п.).

По замыслу Сталина, именно крупные промышленные зерновые хозяйства — совхозы, создававшиеся на государственных землях, — могли бы «разрешить хлебные затруднения» и избежать трудностей с обеспечением страны необходимым количеством товарного зерна.

11 июля 1928 года пленум ЦК ВКП (б) принял резолюцию «Об организации новых (зерновых) совхозов», в которой указывалось: «утвердить задание на 1928 г. с общей площадью вспашки, достаточной для получения в 1929 г. 5-7 млн пудов товарного хлеба».

Результатом этой резолюции стало принятие Постановления ЦИК и СНК СССР от 1 августа 1928 г. «Об организации крупных зерновых хозяйств», п.

1 которого гласил: «Признать необходимым организовать новые крупные зерновые советские хозяйства (зерновые фабрики) на свободных земельных фондах с таким учётом, чтобы к урожаю 1933 обеспечить получение товарного зерна от этих хозяйств в количестве не менее 100 000 000 пудов (1 638 000 тонн)».

Создаваемые новые советские хозяйства намечалось объединить в трест общесоюзного значения «Зернотрест», в непосредственном подчинении Совету труда и обороны.

Важно

Повторный неурожай зерновых на Украине в 1928 году поставил страну на грань голода, который, несмотря на принятые меры (продовольственная помощь, снижение уровня снабжения городов, введение карточной системы снабжения), имел место в отдельных регионах (в частности, на Украине).

Цели коллективизации

В качестве выхода из «хлебных затруднений» партийное руководство выбрало социалистическую реконструкцию сельского хозяйства — строительство совхозов и коллективизацию бедняцко-середняцких хозяйств при одновременной решительной борьбе с кулачеством.

Сельское хозяйство, базировавшееся в основном на мелкой частной собственности и ручном труде, было не в состоянии удовлетворять растущий спрос городского населения на продовольственные товары, а промышленности — на сельскохозяйственное сырьё. Коллективизация позволяла сформировать необходимую сырьевую базу для перерабатывающей промышленности, поскольку технические культуры имели весьма ограниченное распространение в условиях мелкого индивидуального хозяйства.

Читайте также:  Захватнические планы англии и турции на кавказе

Устранение цепочки посредников позволяло снизить стоимость продукта для конечного потребителя.

Ожидалось также, что повышение производительности труда и его эффективности высвободит дополнительные трудовые ресурсы для промышленности. С другой стороны, индустриализация сельского хозяйства (внедрение машин и механизмов) могла быть эффективна лишь в масштабах крупных хозяйств.

Наличие большой товарной массы сельскохозяйственной продукции позволяло обеспечить создание крупных продовольственных резервов и снабжение быстро растущего городского населения продуктами питания

-ликвидация кулачества как класса

-обобществление средств производства

-централизованное управление с/х

-повышение эффективности труда (плата за трудодни)

-получение средств на индустриализацию

Источник: https://cyberpedia.su/13x5ae.html

Военные реформы России — от средневековья до наших дней

Не так давно в вооруженных силах Российской Федерации инициировались масштабные реформы: изменились контуры военных округов, организационная форма войск, в части стала поступать новая техника. Однако воинские реформы случались и ранее – о том, для чего они затевались в прошлом, и пойдет наш рассказ.

Военные реформы Ивана III «Великого» и Ивана IV «Грозного»

Солдаты времен Ивана Грозного.

Впервые серьезные изменения в организации военного дела на Руси пришлись на конец средневековья, впрочем, как и во многих других европейских государствах.

Начало этому процессу положил Иван III «Великий» (годы правления с 1462 по 1505), запустивший практику раздачи земельных наделов служивым людям – кадровым военным, как говорят сейчас.

Совет

Практика прижилась, и ко времени вступления на престол Ивана IV (спустя 30 лет) Россия располагала огромной по тем временам армией в 300 тысяч человек – такого воинства не имело ни одного государство Европы.

Иван Грозный продолжил начинания по укреплению мощи страны и в период с 1550 по 1571 г.г. провел первую «настоящую» военную реформу, начало которой положил указ от 3 октября 1550 года о разделе земель вокруг Москвы между 1000 помещиками, занявшими ключевые командные штаты в армии. Итогами этой работы стали:

  • Упорядочение системы комплектования и военной службы.
  • Организация централизованного управления армией.
  • Создание постоянного стрелецкого войска, основы будущей регулярной армии.
  • Единая централизованная системы снабжения армии.
  • Организация пограничной службы.

Военные реформы Петра I

За полтора столетия в мире многое изменилось. Солдаты петровского времени.

Царь-реформатор взялся за реформирование вооруженных сил России с присущим ему рвением.

Приняв в начале царствования по сути средневековую армию (к слову, российская армия на тот момент не была ни отсталой, ни худшей в мире, и вполне сносно воевала по всей протяженности своих границ), за 30 лет он превратил её в самую современную и эффективную на континенте. Основные результаты воинских реформ Петра I:

  • Создание регулярной армии и флота, основанных на системе рекрутского набора.
  • Упразднение ранее существовавших и создание новых унифицированных, четко разделенных на рода войск соединений, одетых в одинаковую форму, вооруженных одинаковым оружием и т.п.
  • Появление армейского устава и введение единой системы воинского обучения и воспитания.
  • Централизация военного управления.
  • Учреждение должности главнокомандующего, создание полевого штаба.
  • Открытие военных школ для подготовки офицерских кадров.
  • Проведение военно-судебных реформ.

Военные реформы Милютина (Александра II) (1860-70 г.г.)

Форма солдат русской армии 19-го века.

Военный министр Дмитрий Алексеевич Милютин, после неудач Крымской войны, правильно оценил обстановку и затребовал немедленных реформ в армии.

Крымская кампания наглядно показала две слабые точки российской армии: резко наметившееся отставание в вооружении от Франции и Англии, плохо организованные логистика и системы снабжения войск.

К чести неутомимого министра, со своими задачами он справился, вновь подтянув армию до высочайших стандартов. Итогом десятилетия реформ стали:

  • Замена рекрутской повинности общей воинской повинностью.
  • Создание армейского резерва.
  • Образование военных округов (15 округов).
  • Современный устав армии.
  • Перевооружение армии нарезным оружием и артиллерией
  • Реорганизация боевой подготовки войск и офицеров.
  • Учреждение военных гимназий, военных и юнкерских училищ.
  • Военно-судебные реформы.

Военные реформы 1905-12 гг.

Русская армия после реформ 1905 года, на пороге Первой мировой

Новое поражение, на сей раз – во время Русско-Японской войны 1904-1905 г.г. породило новый виток реформ. Именно с армией реорганизованной на данном этапе стране предстояло вступить в Первую Мировую Войну. Основная задача, решаемая этим пакетом состояла в:

  • Усилении централизации военного управления.
  • Введении территориальной система комплектования войск.
  • Сокращении сроков службы для младших чинов и значительный приток «свежей крови» среди офицеров.
  • Принятие новых программ для военных училищ, новых уставов службы.
  • Перевооружение частей новыми артиллерийскими орудиями.
  • Создании тяжелой полевой артиллерии.
  • Значительном усилении роли инженерных войск и улучшении снабжения армии.

«Революционные» военные реформы 1917-18 г.г.

Революция — время, когда все вокруг принимает весьма странные формы. В том числе и обмундирование.

Рождение «несокрушимой и легендарной» Красной Армии на обломках имперской. Эта реформа затрагивала в основном организационные моменты, и серьезно перетрясла как офицерский корпус, так и саму систему управления войсками.

Многие элементы «революционной реформы» с современной точки зрения кажутся полной нелепостью, и вскоре в этом убедились и сами её авторы.

В собственно «военном» плане большевики не стали изобретать ничего нового и продолжили уже сформировавшуюся до них линию. Военные реформы 1917-18 г.г.:

  • Отмена воинских званий и знаков различия, уравнивание в правах офицеров и рядового состава.
  • Армия управляется решениями солдатских комитетов и советов солдатских депутатов. Командиры — вплоть до командира полка – избираются общим собранием частей их непосредственного подчинения, командиры выше полкового уровня — на совещаниях и съездах комитетов соединений.
  • Армия расформировывается и создается заново, по принципу добровольности и рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций.

Уже меньше года спустя после обозначенных реформ, в апреле-мае 1918 года от принципа добровольного призыва отказались в пользу всеобщей воинской повинности, а командиров стали назначать «сверху», а не избирать.

Военные реформы 1937-39 гг.

Советская армия перед — и в первые годы Великой Отечественной

Реформы этого периода, под стать времени – они вновь сводятся к организационным моментам, в основном, касающихся «затягивания гаек», то есть увеличению ответственности военнослужащих.

  • Создан Главный Военный Совет Красной Армии и Главный Совет Военно-Морского Флота, занимающиеся вопросами военного строительства.
  • Увеличение числа военных округов и комиссариатов, создание военных отделов в местных партийных органах.
  • Водится институт военных комиссаров, просуществовавший до августа 1940 г. (после — заместитель командира по политической части, политрук).
  • Увеличен срок военной службы, снижен призывной возраст, удлинен срок пребывания в запасе.
  • Весь личный состав вооруженных сил обязан принимать присягу.
  • Более строгие наказания за дезертирство и самовольные отлучки из части.

Военные реформы периода Отечественной войны 1914-1945 г.г.

Бойцы Советской армии, 1943 год

Благодаря тому, что с момента прихода к власти большевиков, и аж двух военных реформ, армия вместо более современной, дисциплинированной и боеспособной, стала скорее весьма хаотичным и стихийным механизмом, кампания 1941 года началась крайне неудачно.

Руководству страны предстояло исправить это положение, во-первых, быстро, а во-вторых, в условиях все нарастающего хаоса.

Речь не шла о каком-то едином программном механизме реформ, в этот краткий период было принято огромное количество решений – как совершенно необдуманных, так и тех, что используются до сих пор в армии России. Военные преобразования 1941-1945 г.г.:

  • Изменение системы организации высшего командования, создание оперативных объединений и армейских корпусов.
  • Всеобщая мобилизация всех мужчин с 19 до 55 лет.
  • Более эффективная структурная организация вооруженных теперь это: фронт, армия, корпус, дивизия, бригада, полк, батальон, рота, взвод, отделение.
  • Издан Боевой устав пехоты (1942 г.).
  • Деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет.
  • Введение новых знаков различия.
  • Учреждено Главное управление тыла.
  • Республиканские, областные и районные комитеты партии обязывались развернуть в тылу врага сопротивление.
  • Усложнилась и увеличилась система военных трибуналов.

Источник: http://armedman.ru/voennyie-kampanii/do-1899-voennyie-kampanii/voennyie-reformyi-rossii-ot-srednevekovya-do-nashih-dney.html

Красная армия. Реформы 1920 — 1939 годов

Красная Армия, с победой завершившая кровопролитную братоубийственную войну, доказала всем о состоятельности правительства большевиков, в которое, на тот момент, никто не верил. Созданная на основе старой армии она нуждалась в реорганизации.

С окончанием  Гражданской войны в РСФСР,  а впоследствии СССР (создан в 1924 году),   наступило тяжёлое время. После  нескольких лет ожесточённой  внутренней  войны страна лежала в развалинах, разруха коснулась всех сфер жизни, в том  числе и армии.

Причины проведения реформ

Создание Красной Армии, современной, технически оснащённой и регулярной было первостепенной задачей для нового правительства, но было понятно, что для этого нужны были огромные финансовые средства, которых в стране просто не было.

Содержание огромной после военной армии тяжким бременем ложилось на разрушенное народное хозяйство молодого государства. К моменту окончания Гражданской войны Красная Армия насчитывала  более 5 миллионов человек, и содержание такой махины для истощённой  экономики было не под силу.

Первая реформа

По этому, в 1923-1925 годах была проведена первая военная  реформа, призванная улучшить  боевой элемент армии: её технические, мобилизационные, организационные возможности.

Сокращение численности армии

В рамках проводимой реформы Красной Армии последовательно за несколько лет,  начиная с 1922 года, прошло масштабное сокращение численности РККА до 500000 человек.

Был изменён призывной возраст, теперь он составлял 20 лет, а с 1925 г.

увеличен да 21 года, Это сделало возможным высвобождение существенных резервов рабочей  силы для экономики и  значительно уменьшило затраты на содержание армии.

Красная армия. Изменение системы комплектации и подготовки

Была изменена система комплектования и подготовки РККА, теперь кадровая система сочеталась с  территориально-милиционной.  Создание территориально-милиционной системы занял первейшее место в реформах РККА  в условиях мирного времени. В так называемых  «территориальных» войсках  постоянно находилось только 15%  личного командного и рядового  состава.

Остальной контингент входил в «переменный» состав, который составляли красноармейцы, призванные на военную службу, но в частях на казарменном положении находящиеся только во время военных сборов.

Обратите внимание

прочее время они находились дома и занимались мирным трудом. В 1923 году количество «территориальных» дивизий составляло 20% от общего количества соединений,  в 1928 году количество таких дивизий составляло уже 60%.

До  середины 30-х годов большинство частей РККА  комплектовалось по территориальному принципу.

Плюсы и минусы новой системы комплектации

Такая система позволяла экономить значительные средства из военного бюджета, и освобождала для экономики значительные трудовые ресурсы, но отрицательно сказывалась на боевой подготовке военных Красной Армии.

Однако значительная часть соединений приграничных округов, технических частей и флота была постоянно укомплектована вооружением и личным составом до штатного количества и находилась в сравнительно высокой степени боеготовности.

Проблемы проводимых реформ

Не смотря на то, что максимальное сокращение численности дало возможность  найти средства для восстановления военной промышленности, ситуация с тыловым  и социальным обеспечением  для военнослужащих, требующих немалых затрат, которых у Советской России просто не было, была плачевной. Не хватало самого необходимого, денежное содержание было мизерным,  стояла  острая проблема с казарменным и жилым фондом.

Другой серьёзной проблемой, отрицательно сказывающейся на боеспособности Красной Армии, был низкий образовательный уровень военнослужащих.

Для её решения в штат частей были введены учителя, создавалась армейская сеть клубов, кружков, библиотек, киноустановок. Созданы тысячи «ленинских уголков» где красноармейцы могли заниматься самообразованием и проводить досуг.

Такими мерами удалось значительно повысить уровень грамотности среди военнослужащих.

Итоги первой реформы Красной Армии

По мере восстановления экономики улучшалось и социально-бытовое  положение военнослужащих – уже к концу 20-х годов были повышены нормы денежного содержания красноармейцев, особенно командиров, улучшено вещевое  довольствие и повышен продовольственный паёк, менялась к лучшему ситуация с жилым фондом для военнослужащих.

Так же были приняты меры для улучшения положения демобилизованных военных Красной Армии  и  их трудоустройству после службы в армии, налажено  обеспечение пособиями инвалидов войн, принято особое положение о пенсионном обеспечении командного состава, принят Кодекс  льгот для красноармейцев. Все принятые меры способствовали снижению  социально-экономического напряжения в армии и флоте, повышению боеспособности армии и значительному  повышению статуса военной службы.

Вторая реформа. Новая военная доктрина

Красная Армия нуждалась в новой военной доктрине. Вместе с возрастанием экономических потенциалов СССР, росли и его военно-технические возможности. Была пересмотрена военная доктрина, согласно новой концепции численность армии увеличивалась, ставка делалась на механизацию и моторизацию, качественное и количественное улучшение военной техники.

Образованны ранее отсутствующие рода войск, такие, как  танковые,  ВДВ, авиация,  ПВО, инженерные,  химические,  военно-транспортные войска,  войска связи. Происходит реорганизация артиллерийских частей – формируются  зенитная, корпусная, противотанковая артиллерия, а так же артиллерийский резерв главного командования.

Реформы в командных органах

Органы управления и командования так же прошли  реорганизацию  для увеличения централизации и образования единоначалия.

  В 1934 году был упразднён РВСР, наркомат по военным и морским делам реорганизован  в  Народный комиссариат  обороны. Происходит переименование штаба РККА в Генеральный штаб (1935 г.).  В 1937 г.

Важно

упраздняется Комиссия обороны,  создаётся  Комитет Обороны при СНК,  в это же время  появляется отдельный наркомат ВМФ.

При каждом наркомате выделялся ГВС (Главный военный совет). После рассмотрения  всех версий формирования Красной Армии, было принято решение об отказе от территориальной системы  и национальных формирований и о переходе к кадровой армии. В 1937 г. более 60%  формирований стали кадровыми  к 1939 году все территориальные дивизии были ликвидированы.

Военная подготовка

По новому «Закону о всеобщей воинской обязанности» был понижен до 19 лет возраст призыва в Красную Армию (для призывников с полным средним образованием – с 18). Срок службы в армии устанавливался в Сухопутных войсках – 2 года, в авиации – 3 года, во флоте – 5 лет.

Сокращался  список лиц освобождаемых от призыва в армию. На десять лет поднимался  возраст нахождения в запасе (с 40 до 50 лет). В школах в обязательном порядке вводилась  НВП, которую проходили школьники 5-7 классов и военная подготовка, которую проходили школьники  8-10 классов.

Читайте также:  Правый радикализм в россии (конец xix-начало xx вв.)

Военное образование

Увеличение численности армии повлекло за собой  проблему количества и качества командного состава. В результате «чистки» командных кадров в 1937-39 гг. в армии катастрофически не хватало  командирских  кадров. Все это побудило правительство  принять решение  о развертывании  десятков военных училищ и курсов командного состава.

Если 1937 году в СССР было 48 училищ, готовящих военные кары, то уже 1939 их насчитывалось 80, в 1940 г. – 124, на начало 1941 г. – 203. Все военные училища были переведены на 2х летний срок обучения. На курсах ком.состава обучение длилось всего несколько месяцев. Все это сказывалось на уровне подготовки командиров.

Новая система учёта

Вместо устаревшей системы  регистрации призывников по предприятиям вводилась система учёта в военкоматах по месту жительства. Все эти меры улучшили организационные и мобилизационные возможности Красной Армии. В случае военных конфликтов можно было довольно быстро поставить под ружьё большое количество военнослужащих.

Численность армии значительно возросла: в 1936 она составляла  1,1 млн. военнослужащих, 1939 – приблизительно 2 млн. человек, к 22.06.1941г. Красная Армия насчитывала  5,4 млн. военнослужащих. Имелось 303 дивизии различных родов войск, но к великому сожалению 40% из них пребывали в периоде формирования. Это негативно сказалось в момент нападения фашистской Германии на Советский Союз.

Значение реформ

В эти нелёгкие для страны годы, в полной экономической изоляции, невероятными усилиями выдающихся военных деятелей, всего народа, была сформирована новая армия, ставшая костяком Советской Армии.

Было приложено невероятное количество сил, чтобы отразить любое нападение.

Они не пропали даром, несмотря на то, что в первые годы войны Красная Армия, 100 лет которой отмечается в 2018 году, потерпела ряд сокрушительных ударов в начале Великой Отечественной войны, но смогла  остановить врага и погнать его до самого Берлина.

Значение реформ, проведённых в период с 1920 по 1940 годы, трудно переоценить. Создание новой военной доктрины, над основными положениями которой работал ещё Михаил Фрунзе.

Значение имела новая система учёта, позволившая в короткие сроки провести мобилизацию.

Создание современных для того времени родов войск, организация конструкторских бюро, работающих над новыми видами вооружения, строительство новых военных заводов, позволило оснастить армию новейшим вооружением и победоносно завершить Отечественную войну.

Хочется ещё раз отметить, что Красная Армия была сформирована в 1918 году на основе старой армии России, которую покинули многие офицеры и генералы, создав новую Белую армию.

Но в Красной Армии служило более 200 тысяч офицеров старой армии, пришедших служить добровольно и по проведённому в 1918 году призыву военных специалистов, которые приняли активное участие в её создании и реформировании.

Совет

Часть их были не всегда обосновано сокращены или репрессированы, что, конечно же, сказалось в начале Отечественной войны.

Примером могут служить бывший полковник царской армии, впоследствии маршал СССР, руководитель Генерального штаба Борис Шапошников и бывший штабс-капитан царской армии, а в годы ВОВ руководитель Генерального штаба маршал Александр Василевский.

Источник: http://solnechnajdolina.ru/istoricheskie-ocherki/krasnaj_armiaj_r-_1920-1939_golov/

Вторая Военная реформа в СССР

      Она вытекала из внешнеполитического курса государства, главная цель которого-создание благоприятных внешних условий для дальнейшего развития советского общества, обеспечение советскому народу возможности трудиться в условиях мира и свободы.

Доктрина имела оборонительную направленность и была закреплена в Конституции и Законе об обороне СССР.

Она учитывала содержание военных доктрин союзных государств и предполагала сотрудничество с ними при решении совместных оборонных задач на основе многосторонних и двусторонних межправительственных соглашений и договоров.

       Военная доктрина имела две важные стороны: политическую и военно-техническую. В Доктрине подчеркивалось, что:

     СССР безоговорочно отвергает войны, применение военной силы или угрозу силой как средство разрешения межгосударственных споров и противоречий, исходит из того, что война как средство достижения политических целей в современных условиях себя полностью изжила, стала неприемлемой и недопустимой.

Военная доктрина 1987 года оценивала источники военной опасности; стратегический характер возможной войны; определяет, к отражению какой агрессии готовить государство и Вооруженные Силы; устанавливала, какие по составу, количеству и качеству Вооруженные Силы нужны для этой цели; определяла направленность подготовки и способы их боевого применения.

       Таким образом, концепция военного реформирования исходит из того, что в условиях сохраняющихся арсеналов ядерного оружия, отказа отдельных стран принять обязательства никогда не применять первыми ядерное оружие и военную силу вообще, он вынуждает готовить свои Вооруженные Силы к решению оборонительных задач при любом варианте развязывания против неё агрессии.

      8 декабря 1987 года был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.      На новом этапе советской дипломатии двусторонние отношения между государствами значительно активизировались с помощью ежегодных личных встреч М.С. Горбачёва с президентами США (1985г. – в Женеве; 1986 – в Рейкьявике; 1987 – в Вашингтоне, 1988 – в Москве, 1989 – на Мальте).

       Результатом переговоров стал Договор от 8 декабря 1987 г. об уничтожении целого класса ядерных вооружений – ракет среднего и ближнего радиуса действия. Советская сторона взяла на себя обязательства демонтировать и уничтожить 1752 ракеты, почти в два раза, американская – 869. Это соглашение было дополнено установлением детальной системы взаимного контроля. В 1991 г.

Обратите внимание

был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1)21, положивший конец периоду конфронтации. Были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических и культурных связей между СССР и США. СССР выступил с целым рядом новых инициатив по разоружению (в том числе о ликвидации ядерного оружия к 2000 г.

)

       В 1990 году был подготовлен договор о сокращении и ограничении строительных наступательных вооружений, подписано соглашение об уничтожении и не производству химического оружия.

Кроме того, на советско – американских переговорах на высшем уровне были найдены компромиссы по сокращению вооружённых сил в Европе, в германском вопросе, в решении проблемы окончательного послевоенного устройства Европы.

     Военно-политические аспекты переговоров по проблемам сокращения и ликвидации обычных и ядерных вооружений, которые проходили во второй половине 1980-х годов, рассматривались США исключительно с позиции собственной национальной безопасности.

Такой односторонний подход характерен для большинства американских и некоторых западноевропейских исследователей
22

     Советский Союз выступил инициатором 
по одностороннему сокращению 
своих Вооружённых Сил на 500 тыс. 
человек, 10 тысяч танков, 8,5 тыс. артиллерийских 
систем и 820 боевых самолётов.

       С США был заключён договор об уничтожении ракет средней  и меньшей дальности, начался вывод советских войск с территории Восточной Европы (К сожалению, США и НАТО, обещая на словах, этому примеру не последовали).

     Вместе с тем, следует подчеркнуть, что смягчение международной напряжённости, сокращение вооружённых сил, как со стороны СССР, так и частично со стороны Запада привели к распространению в широких кругах «иллюзии», т.е. ошибочного мнения о том, что военной угрозы вообще уже не существует (за что ухватились  «демократы» западного разлива при разрушении СССР и его Вооружённых сил)…

Важно

      В этом плане, нас не может 
не беспокоить то, что США создают 
и сейчас  (в условиях  «перезагрузки») крупные группировки неядерных 
сил с применением высокоточного оружия, оснащённого космическими средствами связи, сопровождаемыми массированной обработкой мирового общественного мнения (Югославия, Ирак, Афганистан и др.), размещение ракетно-ядерного оружия в Польше, Болгарии, Румынии и в других местах…

       Таким образом, усилия М. Горбачёва направленные на прекращение «холодной войны», уменьшение угрозы крупных международных конфликтов, укрепление международной безопасности увенчались внешне успехом. Но эти как будто положительные итоги были достигнуты путём значительных уступок США и НАТО, ослабления международных позиций СССР.

Соотношение сил между сверх державами постепенно изменялось в пользу США,
СССР всё больше оказывался в русле политики Соединенных Штатов. 
А блок НАТО, возглавляемый США, становится доминирующей военной силой в мире.

   

       Концепция военной реформы и основные процессы, сказавшиеся на армии, были связаны с объявленным прекращением холодной войны, крупным разоружением и сокращением  вооружённых сил, ликвидацией  Варшавского договора и выводом советских войск из стран Восточной Европы; конверсией оборонной промышленности СССР.

Большое влияние оказывал и нарастающий экономический кризис, затруднивший снабжение и перевооружение армии, социальное обустройство увольняемых офицеров. Кроме того, обострялись политические и межнациональные конфликты, в которые вовлекалась армия.23 

     Таким образом, огромное отрицательное значение на концепцию строительства Вооружённых сил оказала политика «нового мышления».

Горбачёв М. С., Шеварднадзе Э.А., их соратники, всё сводили к т.н. общечеловеческим ценностям,  поэтому интересы нашего государства иногда оказывались на втором плане. В своей практической деятельности они исходили из того, что «Западный мир» давно уже придерживается категорий приоритетности общечеловеческих ценностей.

И по их решению Советскому Союзу нужно было только догонять в этом отношении западные страны.

    1. Реорганизация организационно-штатной структуры и системы армии и флота.

      В Советском Союзе было пять основных
видов
Вооружённых Сил: Сухопутные войска, Ракетные войска стратегического назначения, Войска противовоздушной обороны (ПВО), Военно-воздушные силы (ВВС) и Военно-Морской Флот (ВМФ).

Причём Ракетные войска стратегического назначения как вид войск, кроме СССР, существовали только в Китае, а ПВО — как отдельного вида — не было больше ни в одной стране мира. Помимо основных видов Вооружённые Силы включали в себя Тыл Вооружённых Сил, штабы и войска Гражданской обороны, а также Пограничные и Внутренние войска. (Войска специального назначения — спецназ — не входили в эту структуру.). 
      Виды Вооружённых Сил, в свою очередь, делились на рода войск. Так, сухопутные силы имели собственные ракетные войска и ПВО, артиллерию; мотострелковые, воздушно-десантные и танковые войска; кроме того, — специальные войска — инженерные, радиотехнические, связи, автомобильные, дорожные и др.

       ВМФ имел подводный флот, флот надводных кораблей, береговые ракетно-артиллерийские войска, а также морскую авиацию и морскую пехоту. ВВС подразделялись на дальнюю (стратегическую) авиацию, военно-транспортную авиацию и фронтовую — бомбардировщики, штурмовики (когда-то их называли «летающая крепость») и истребители-перехватчики.     

Совет

    Воздушно-десантные войска (ВДВ) как род войск сформировались в 1946 г. Предназначенные для выброски с воздуха в тыл противника ВДВ состояли из парашютно-десантных, танковых, артиллерийских, самоходно-артиллерийских и других частей и подразделений.

В целях выполнения «интернационального долга» и сохранения власти коммунистических правительств десантники участвовали в жестоком подавлении восстаний в Венгрии (1956 г.) и Чехословакии (1968 г.). Они же первыми вошли в Афганистан (1979 г.).  
         Структура командования и руководства Вооружёнными Силами была довольно сложной. У каждого вида войск был главнокомандующий этими войсками.

Кроме того, вся огромная территория Советского Союза была разделена на военные округа — с командующим округа во главе. Поэтому и по числу генералов Советский Союз был на первом месте в мире — один генерал приходился на каждые 700 военнослужащих (в США — на 3400).

 

     Непосредственное руководство осуществляло Министерство обороны — кроме Пограничных и Внутренних войск, которые подчинялись своим министерствам — КГБ и МВД. Разработкой всех военных планов и операций, а также согласованием действий всех военных органов руководил Генеральный штаб.

Руководство партийно-политической работой было возложено на Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота (на правах отдела ЦК КПСС). В Программе партии прямо говорилось: «Основой основ военного строительства является руководство КПСС Вооружёнными Силами…». Пост Верховного главнокомандующего всеми Вооружёнными Силами занимал генеральный секретарь ЦК КПСС.

Поэтому история Советской Армии и Флота, а также способы решения ими военно-стратегических задач неразрывно связаны как с историей партии, так и с именами её генеральных секретарей.  С именем Л. И. Брежнева связано начало затянувшейся на девять лет афганской войны, для ведения которой были существенно расширены понятия «интернационального долга советского воина» и «защиты социализма».

Только в мае 1988 г., уже перед самым выводом войск из Афганистана, советский народ из советских газет узнал, что под псевдонимом «ограниченный контингент советских войск» скрывается 40-я армия, — около 100 тыс. человек. Тогда же начальник Главного политического управления СА и ВМФ генерал армии А. Д. Лизичев сообщил о потерях: убитых — более 13 тыс.

человек, раненых и пропавших без вести — около 36 тыс.24      Советский Союз добивался военного равенства, причем не только с США, а практически со всем Западом, и добился его к началу 70-х гг. «Паритет был историческим достижением», — услышали советские люди от Ю. В. Андропова во время его краткого пребывания на высшем посту. Советскому народу пришлось дорого заплатить за это.

Вместо повышения уровня жизни, что естественно для мирного времени, главным направлением экономики страны стало наращивание военного потенциала. Приоритет был отдан статусу военной сверхдержавы. Потом, под гнётом невыносимых военных расходов, в период «перестройки» были выработаны более скромные и куда более разумные позиции «оборонительной достаточности».


Обратите внимание

     Значительные (погромные) изменения произошли в результате реформ в Военно – Морском  Флоте СССР. Период конца 1960-х – конца 1980-х годов можно назвать золотым веком нашего флота. Именно к концу 1980-х годов наш флот достиг высочайших показателей боевого могущества и стал вторым в мире по количественному составу носителей и боевому потенциалу после ВМС США.

При этом высший пик развития нашего флота за все его 300 лет существования приходится на 1985 год. Оценим потери флота за годы реформ по боевым надводным кораблям. На 1985 и 2003 годы числилось соответственно: всего боевых надводных кораблей 703 и 146, из них океанской и морской зон – 380 и 70.

Потери за эти годы составили: по кораблям всех классов, рангов и типов: 703 – 146 = 557 единиц; по кораблям океанской и морской зон: 380 – 70 = 310 единиц. Из 380 кораблей океанской и морской зон на 1985 год кораблей основных классов, то есть 1 и 2 рангов, числилось 250 единиц.

Примем в таком же соотношении (250:380 = 0,66) количество кораблей 1 и 2 рангов на 2003 год: 70 х 0,66 = 42 корабля. Таким образом, потери за время реформ боевых надводных кораблей ориентировочно составили: по кораблям 1 и 2 рангов: 250 – 42 = 208 кораблей; по всем кораблям океанской и морской зон действий: 310 кораблей; всего по кораблям всех классов, рангов и типов: 557 боевых кораблей.

    В Цусимском сражении потери составили 26 кораблей и судов. Таким образом, приблизительные потери только надводных кораблей за время реформ соответствуют примерно 25-30 “Цусимам”. Или одна-полторы “Цусимы” в год реформ. Это разгром флота без войны, поражений, капитуляций и контрибуций! 25     

Реорганизация армии началась в специфических 
условиях. По решению М. С. Горбачёва были  выведены советские войска из Афганистана, уничтожены ракеты средней и меньшей дальности. С трибуны ООН в декабре 1988 г. Горбачёв объявил об односторонних мерах по сокращению Советских Вооружённых Сил. Советские люди узнали, что общая численность Вооружённых Сил сокращается на 500 тыс.

Читайте также:  Окружение будапештской группировки вражеских войск

человек (12%). Что советские военные контингенты в Восточной Европе в одностороннем порядке уменьшаются на 50 тысяч человек, а шесть танковых дивизий (около двух тыс. танков) выводятся из ГДР, Венгрии, Чехословакии и расформировываются. Что всего в европейской части СССР число танков сокращается на 10 тыс., артиллерийских систем — на 8,5 тыс., боевых самолетов — на 820.

Что из 10 тыс. танков (стоимостью около 1 млн. долларов каждый) половина должна быть физически уничтожена, остальные превращены в тягачи для гражданских нужд и тренажёры. Что выводится 75% советских войск из Монголии, и численность войск на Дальнем Востоке, опять же в одностороннем порядке, уменьшается на 120 тыс. человек — это было с одобрением встречено в Пекине…26.

     

Источник: http://stud24.ru/history/vtoraya-voennaya-reforma-v-sssr/10558-25789-page4.html

Реформы Красной армии 1920 – 30х годов ⋆ СССР: Проданная страна

После создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) в 1923 – 1925 годах и накануне Великой отечественной войны были проведены реформы, ориентированные на совершенствование боевого элемента армии: оснащение ее современными техническими средствами борьбы, использование более рациональных способов комплектования людскими ресурсами, изыскание наилучшей организационной структуры войск, приемов и способов вооруженной борьбы. Первая, после учреждения Красной Армии, советская военная реформа 1923—1925 годов из-за того, что истощенное после первой мировой и гражданской войн народное хозяйство Советской России не могло выдержать тяжести содержания современной боеспособной армии, была вынужденной. Содержание почти пятимиллионной армии ложилось тяжелым грузом на экономику СССР, поэтому с 1921 года началось последовательное сокращение Вооруженных Сил страны.

В течение трех-четырех лет общая численность вооруженных сил была доведена до 500 тысяч человек, то есть фактически уменьшена более чем в 10 раз.

Декретом ВЦИК и СНК от 28 сентября 1922 года «Об обязательной воинской повинности для всех граждан РСФСР мужского пола» подтверждался принцип обязательной службы трудящихся, однако в армию теперь стали призывать не с 18-ти, а с 20-летнего возраста.

Важно

Позднее, с 1925 года призывной возраст был повышен до 21 года, что дало значительные резервы рабочей силы для использования в народном хозяйстве. Уменьшение затрат на содержание армии, а вместе с тем одновременное поддержание ее боеспособности и боеготовности на высоком уровне, были достигнуты, в основном, за счет ущемления социальной сферы и хозяйственно-бытовых нужд военнослужащих.

Одним из основных нововведений реформы стало введение смешанной системы комплектования и подготовки Вооруженных Сил, которая заключалась в сочетании территориально-милиционной системы с кадровой.

Этот переход к смешанной территориально-кадровой системе был объявлен декретом ЦИК и СНК СССР от 8 августа 1923 года «Об организации территориальных войсковых частей и проведении военной подготовки трудящихся» и занял первостепенное место в реорганизации Красной Армии в условиях мирного времени.

К концу 1923 года на территориальное положение было переведено 20% стрелковых дивизий, к концу 1924 года — 52%, а в 1928 году — 58%. Территориальные части занимали преобладающее место в составе Красной Армии вплоть до второй половины 1930-х годов.

В местных войсках, укомплектованных по территориально-милиционному принципу, постоянно имелось только 16% штатного командного и рядового состава, основную же часть воинского контингента составлял переменный состав — призванные на военную службу красноармейцы, которые находились на казарменном положении только в короткие периоды учебных сборов, а все остальное время жившие дома и занимавшиеся своей повседневной трудовой деятельностью.

Это значимо уменьшало военные расходы государственного бюджета и способствовало увеличению трудовых ресурсов в народном хозяйстве, но не могло не отражаться на уровне боеготовности армии. М. В.

Фрунзе по этому поводу выразился так: «Конечно, если бы перед нами был выбор между 1,5 — 2-миллионной кадровой армией и нынешней системой милиции, то с военной точки зрения все данные были бы в пользу первого решения. Но ведь такого выбора у нас нет».

2 Значительная часть дивизий приграничных округов, технические части, военно-морской флот, которые составляли кадровые соединения, были постоянно укомплектованы личным составом и вооружением и находились в относительно высокой степени боевой готовности.

Совет

Содержание Красной Армии было переведено со смешанного денежно-натурального на платный принцип. Вместо прежних 35 копеек в месяц красноармеец стал получать 1 рубль 20 копеек.

Командному составу денежное содержание было повышено на 38%, но и при этой прибавке оно продолжало составлять менее трети нормы бывшей царской армии.

Денежное довольствие командира роты того времени (при пересчете курса) по странам: СССР — 53 рубля; Германия — 84 рубля; Франция — 110 рублей; Англия — 343 рубля. Плохая ситуация с денежным содержанием сложилась и у командного состава запаса, который привлекался для вневойсковой подготовки.

За один учебный час им платили 5 копеек, а комсоставу из безработных — 9 копеек. Все рядовые территориальных частей, привлекавшиеся на войсковые сборы, должны были обеспечить себя одеждой, постельными принадлежностями и продовольствием за собственный счет.

Максимальное сокращение армии дало возможность не только сэкономить существенные средства для восстановления и развития разрушенного войной хозяйства страны, но и увеличить ассигнования на воссоздание оборонной промышленности.

Однако и без того тяжелые условия жизни, службы и быта личного состава кадровых войск в социальном отношении были ухудшены.

Казарменный фонд, который был создан еще в дореволюционный период по норме 1,5 квадратных метра на человека, был сильно разрушен и устарел, а государство не располагало средствами ни на его ремонт, ни на создание каких-либо элементарных удобств.

Командный состав также находился в тяжелом положении с жильем: кое-какими квартирами было обеспечено только 30%, а остальные размещались или на частных квартирах, или ютились по нескольку семей в одном помещении. В войсках было недостаточно одежды, а имевшаяся была низкого качества.

Обратите внимание

Весьма кризисное состояние сложилось с постельными принадлежностями, которыми воинские части были обеспечены менее чем на 50%. На баню и стирку в месяц на каждого красноармейца выделялось всего по 30 копеек, поэтому оставалась угроза эпидемий.

Норма продовольственного довольствия на сутки содержала 3012 калорий, но она была, в сравнении с нормами буржуазных армий, ниже оптимальной на 300-600 калорий. В ходе реформы не нашла должного отражения такая проблема, как пенсионное обеспечение и трудоустройство комсостава, уволенного из рядов армии.

Большая часть из них оказалась безработными и без средств к существованию. Численность РККА была на 183 тысяч человек меньше, чем во Франции, на 17 тысяч человек меньше, чем у Польши, Румынии и стран Прибалтики вместе взятых. В СССР на каждые 10 тысяч жителей содержал 41 солдата, Польша — около 100, Франция — 200.

На боеспособность Красной Армии вплоть до начала Великой Отечественной войны отрицательно сказывался низкий общеобразовательный и культурный уровень военнослужащих.

Поэтому в воинских частях были введены в штат учителя, созданы более 4500 «ленинских уголков», в которых бойцы могли проводить свой досуг и самообразование. В армии развертывалась клубная, кружковая и библиотечная работа, сыгравшая огромную роль в культурном воспитании миллионов будущих защитников страны.

Если в 1923 году из армейских библиотек было взято для чтения 6,4 млн книг, то в 1924 году эта цифра возросла до 10 млн книг. Во многих гарнизонах открывались Дома Красной Армии, сеть киноустановок выросла до 420.

В течение двух лет армейской службы в войсках удавалось снижать число безграмотных красноармейцев до 12%. Стоимость социально-бытовых услуг и содержания одного военнослужащего возросла с 1924 по 1926 год на 90 рублей. Резко сократилось число случаев такого тяжкого преступления, как дезертирство.

Численность дезертиров от обшей численности вооруженных сил: 1923 год – 7,5%; 1924 год — 5%; 1925 год – 0,1%.

Важно

В постановлении III съезда Советов Союза «О Красной Армии» в мае 1925 года была одобрена военная реформа 1923 – 1925 годов и даны указания правительству привлечь к активному участию в деле усиления обороноспособности страны все общесоюзные и союзно-республиканские ведомства, а также общественные организации.

Съезд поручал ЦИК и СНК провести в 1925—1926 бюджетном году следующие практические меры по увеличению отпуска средств: — на улучшение материально-бытового положения армии; — качественное и количественное улучшение всех видов довольствия, квартирно-казарменных условий (ремонт, новое строительство, оборудование казарменных помещений), расширение квартирно-жилищного фонда командного состава путем бронирования жилой площади в пунктах расквартирования воинских частей; — проведения бронирования во всех гражданских учреждениях, предприятиях и заведениях для должностей, подлежащих исключительному замещению демобилизованными из рядов армии и флота и приравнению их в отношении условий поступления на работу к членам профсоюзов; — улучшение обеспечения пособиями инвалидов войн; — принятие особого положения о пенсионном обеспечении командно- начальствующего состава армии; — обеспечение реального осуществления Кодекса льгот для красноармейцев. Это постановление существенно способствовало снятию социально-экономического напряжения в армейской среде.

Параллельно с ростом экономической мощи СССР шло развитие его военно-технической базы обороны, с уровнем которого постепенно приводилась в соответствие Красная Армия, а также ее социальный статус.

Была пересмотрена военно-доктриальная концепция, по которой в сфере военного строительства требовалось руководствоваться следующим положением: «По численности армии не уступать нашим вероятным противникам на главнейшем театре войны, а в области военной техники быть сильнее их по решающим видам вооружения: авиации, танкам, артиллерии, автоматическим огневым средствам».3 Создаются новые рода войск: танковые, авиация, воздушно-десантные, противовоздушной обороны, инженерные войска, войска связи, химические войска, военно-транспортные войска. Меняется принцип формирования артиллерийских частей — создаются корпусная артиллерия, артиллерия резерва главного командования, зенитная и противотанковая артиллерия. Происходило постепенное сворачивание и перевод территориально-милиционных формирований на кадровое положение. Основательные организационные трансформации коснулись и органов военного управления.

style=”display:block” data-ad-format=”fluid” data-ad-layout-key=”-gw-3+1f-3d+2z” data-ad-client=”ca-pub-6862013547369110″

data-ad-slot=”2623795897″>

Так, в целях повышения централизации и установления единоначалия в высших звеньях руководства вооруженными силами в июне 1934 года был упразднен Реввоенсовет СССР, а наркомат по военным и морским делам был преобразован в Народный комиссариат обороны.

В 1935 году Штаб РККА был переименован в Генеральный штаб. В 1937 году вместо Комиссии обороны при СНК создается Комитет Обороны и одновременно выделяется самостоятельный наркомат Военно-морского флота. При каждом из военных наркоматов учреждались Главные Военные Советы.

По результатам рассмотрения в течение лета и осени 1937 года более семи вариантов развития Красной Армии, было принято решение о полном отказе от территориально-милиционных и национальных формирований и переходе к единой кадровой армии.

В 1937 году кадровыми стали более 60% дивизий, в последующие предвоенные годы территориальные части были полностью ликвидированы (смотри таблицу ниже).

«Закон о всеобщей воинской обязанности», принятый 1 сентября 1939 года, стал стержнем новой военной реформы. Согласно этому закону снижался призывной возраст с 21 до 19 лет (для окончивших полную среднюю школу — с 18 лет).

Совет

Такое изменение в законодательстве СССР позволило в короткие сроки призвать на действительную службу пополнение более трех возрастов (юношей 19, 20 и 21 года и частично 18-летних).

Срок действительной военной службы для рядового состава сухопутных войск устанавливался в 2 года, для младшего начсостава — 3 года, для ВВС — 3 года, для ВМФ — 5 лет, а для лиц с высшим образованием срок службы оставался 1 год.

В целях полного и равноценного пополнения Вооруженных Сил значительно сокращался круг лиц, освобождаемых от призыва, отменялись отсрочки для студентов вузов, учителей и других категорий граждан.

Для всего рядового и начальствующего состава повышался возраст состояния в запасе на 10 лет (с 40 до 50), что вызывалось необходимостью увеличения резерва армии на военное время. Новый закон вводил большую продолжительность подготовки военнообязанных резерва.

Для начсостава она увеличивалась в три раза, для младших командиров — почти в 5 раз, для рядового состава длительность военно-учебных сборов возрастала в 3,5 раза. Одновременно с этим в обязательном порядке вводилась начальная военная подготовка учащихся в 5-7 классах и допризывная подготовка — в 8-10 классах общеобразовательных школ, техникумах и высших учебных заведениях.

Вместо ранее существовавшей системы регистрации призывников по предприятиям была введена система учета военнообязанных в военкоматах по месту жительства.

Численность армии, флота, авиации увеличилась в несколько раз: — 1936 год — не превышала 1,1 млн человек; — осень 1939 года — около 2 млн человек; — июнь 1941 года -5,4 млн человек.

К 22 июня 1941 года в Красной Армии имелось более 303 стрелковых, танковых, моторизованных, кавалерийских дивизий, хотя 125 (свыше 40%) из них находились еще в стадии формирования.

Обратите внимание

Чтобы избежать катастрофического положения с кадровым составом в результате массовых репрессий, правительство в пожарном порядке приняло решение о развертывании десятков новых военных училищ и краткосрочных курсов по подготовке младшего комсостава.

Количество военных училищ в СССР: — 1937 год – 47; — 1939 год – 80; — 1940 год – 124; — январь 1941 года — 203.

Все пехотные, артиллерийские, танковые, технические училища были переведены с трехлетнего на двухлетний срок обучения.

На краткосрочных курсах усовершенствования комсостава (в 1938—1939 годах их окончило около 80 тысяч человек) учеба продолжалась всего несколько месяцев. Все это определяло низкий уровень подготовки командиров.

Что касается затрат, то на первую военную реформу 1923—1926 годов было потрачено 1660 млн рублей, а на реформу 1937—1941 годов — 154,7 млрд рублей.

Источники информации: 1. Клевцов «Социальные и организационные проблемы военных реформ 20 — 30-х годов» 2. Фрунзе «Избранные произведения» 3. ЦАМО РФ (ф.7)

Делимся статьей:

Метки записи:

Источник: http://sssr-my.ru/reformy-krasnoj-armii-1920-30x-godov/

Ссылка на основную публикацию