Внутриполитическая деятельность владимира мономаха

Деятельность владимира мономаха

Правление Владимира Мономаха

19.01.2018Категория: Образование и наукаПодкатегория: История Популярность

Владимир Мономах — один из русских князей, чье имя хорошо помнят потомки.

Внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах активно продолжал государственную стратегию своего деда — старался укрепить как международное, так и внутреннее положение Руси.

В период его правления с 1073 по 1125 год древнерусское государство испытало последний подъем перед монгольским завоеванием — можно утверждать, что усилиями Владимира Мономаха Русь еще какое-то время оставалась независимой и крепкой.

Внутренняя политика Владимира Мономаха — стремление преодолеть раздробленность

Как и все русские князья XI века, Мономах в самом начале своей политической деятельности столкнулся с проблемой усобиц.

Области древнерусского государства делились между сыновьями, братьями, племянниками и внуками великих князей — и почти беспрерывно местные властители ссорились и воевали, стремясь расширить и укрепить свои вотчины.

Владимир Мономах, изначально владевший Черниговом, не мог полностью остаться в стороне от усобиц — но на протяжении всей жизни пытался примирить князей между собой.

  • В 1093 году черниговский князь отказался от борьбы за главный город государства, Киев, уступив право княжения Святополку.
  • В 1097 год князь активно участвовал в Любечском съезде — это была самая известная попытка «замирения князей». Затея не увенчалась сильным успехом — хотя князья, поделив земли, договорились о вечном мире, в реальности раздоры между ними продолжились уже через год.
  • В 1113 году занял киевский престол — однако сделал это не в результате военного похода или интриг, а по настоянию самих киевлян.

При любой возможности Мономах старался решить разногласия с соседними правителями миром. Именно за эти качества его уважали в народе.

Внешняя политика Владимира Мономаха — войны и династические союзы

За свою жизнь Владимир Мономах совершил несколько десятков походов против половцев, заключил он с ними и несколько мирных соглашений. Кроме того, в 1116 году был предпринят поход на Византию.

Мономах активно укреплял связи как внутри государства, так и снаружи при помощи династических браков. Сам князь был женат на половчанке, дочери хана, а его собственные дети вступали в браки с другими отпрысками династии Рюриков. Внучка князя стала женой византийского императора. Благодаря своей неагрессивной, но продуманной политике к концу жизни Мономах управлял почти всеми русскими землями — лично или через своих сыновей и ставленников.

Источник: https://magictemple.ru/dejatelnost-vladimira-monomaha/

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭ/ Исторический портрет Владимира Мономаха. История ЕГЭ Задание 40, С6

Годы правления:1113-1125

Из биографии.

Владимир Мономах – внук Ярослава Мудрого. Своим прозвищем он обязан деду по материнской линии — Константину Мономаху. Это мудрый государственный деятель и законодатель, умелый полководец и дипломат, строгий и мудрый правитель.

Мономах стремился всеми силами сохранить единство Руси, за повторную усобицу беспощадно карал.

В 1097 году Мономах собрал съезд князей в Любече, на котором отмечалось, как пагубно влияют на Русь междоусобицы. Однако съезд закрепил начало раздробленности: «Каждый да держит отчину свою» (т. е. владеет землями, унаследованными от отца, и не покушается на чужие).

Обратите внимание

Ещё не будучи киевским князей, Мономах организовал ряд успешных походов против половцев: в 1103, 1109 и 1111 годах, до этого был созван Долобский съезд князей в 1103, на котором князья договорились совместно выступить против половцев.

В 1113 году, после смерти киевского князя Святополка Изяславича, в Киеве произошло восстание, Мономаха пригласили на княжение. Таким образом, на престоле он оказался в 60 лет!

Дополнил « Русскую правду» «Уставом Владимира Мономаха», в котором значительно ограничил злоупотребления ростовщиков, тем самым были защищены права закупов – именно они страдали от беспредела ростовщиков. Было запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.

«Поучение» Владимира Мономаха

Это ценный источник по военной истории. Первое произведение военно-мемуарного жанра. Но прежде всего — это наставление будущему воину, защитнику страны.

На первое место в воспитании князей Мономах ставил нравственное воспитание. Он завещал детям, внукам, всем потомкам быть справедливыми, милосердными, не лениться («да не застанет вас солнце в постели»), учиться, вести честную и достойную жизнь защитника отечества . Он поучал защищать вдов, сирот и убогих, не давать сильным губить слабых.

Много писал Мономах о своих охотничьих подвигах, он считал, что охота закаляет мужчину: «Дети, ни войны, ни зверя не бойтесь, — делайте дело мужское!»

Основная мысль « Поучения»- осуждение усобиц и призыв к единству Руси.

Шапка Мономаха

Военные успехи Мономаха и его детей значительно повысили международный авторитет Руси. Византия стала побаиваться Русь , а после того, как сын Мономаха Мстислав был отправлен отцом с огромным войском в Андрианополь, император Алексий Комнин решил помириться с Мономахом и прислал в Киев ему дары.

Среди них была барма (то есть широкий воротник с драгоценными камнями, с надписями религиозного характера, она надевалась поверх одежды правителя), Крест с Животворящего дерева, золотая цепь, венец и сердоликовая чаша Августа-кесаря. Митрополит Эфесский не просто вручил дары, а даже венчал на царство присланной шапкой ( правда, это лишь предание).

По другой версии, шапка была подарена Ивану Калите ханом Узбеком, и произошло это значительно позже- в 14 веке.

Важно

Скипетр (укороченный посох), цепь, барма, держава (золотой шар с короной или крестом) и шапка стали атрибутами венчания правителей на Руси.

Известное изречение: «Тяжела ты, шапка Мономаха» ,- появилось в трагедии А.С. Пушкина

«Борис Годунов».

Сегодня символы власти хранятся в Оружейной палате в Москве.

Данный материал можно использовать, готовясь к заданию № 25 — историческое сочинение.

Исторической портрет Владимира Мономаха: направления деятельности

1. Внутренняя политика Владимира Мономаха

Сохранение единства и стабильности государства, усиление его экономической мощи:

  • три четверти страны было подчинено великому князю и его родственникам
  • положен конец междоусобным войнам (Любечский съезд в 1097г)
  • шло дальнейшее развитие торговли, положено начало чеканки монет, что значительно увеличило товарооборот в стране.

Дальнейшее развитие литературы и искусства, образования:

  • появилась версия « Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В 1117г. монах Сильвестр создал вторую версию « Повести…», которая и дошла до нас
  • «Хождение» игумена Даниила — повествование о путешествии в Палестину
  • «Поучение» Мономаха, обращённое к своим детям
  • было переведено много книг из византийской литературы
  • созданы школы, стали «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное”
  • велось активное строительство церквей.

2. Внешняя политика Владимира Мономаха

Защита страны совместно с сыновьями от внешних врагов:

  • На северо-западе Мстислав строил каменные крепости в Новгороде и Ладоге, на северо-востоке Юрий отражал набеги волжских булгар, князь Ярополк, правивший в Переяславле, воевал с половцами в 1116 и 1120гг, после чего те бежали на Кавказ и в Венгрию, присоединил дунайские города, полностью подчинил Полоцкую землю.

Налаживание дружеских отношений с другими странами:

  • с 1122г. — восстановились дружеские отношения с Византией
  • продолжалась политика укрепления династических связей с Европой, сам Мономах был женат на дочери короля Англии – Гите.

Итоги деятельности Владимира Мономаха

  • усилилась централизация власти, сохранялся контроль над важнейшими городами Руси, над путём « из варяг в греки».При Мономахе Русь была сильнейшей державой
  • временное прекращение усобиц
  • произошло усиление экономической и военной мощи страны
  • шло развитие культуры, образования.
  • прекращение половецких набегов, что значительно повысило международный авторитет Руси, придало уверенности народу в своих силах.
  • дальнейшее мирное сотрудничество со станами Запада, использование для этих целей дипломатических методов и династических браков.

Хронология жизни и деятельности Владимира Мономаха

1113-1125 правление Мономаха
1097 съезд князей в Любече по инициативе Мономаха
1103 разгром половцев на р. Сутень( со Святополком)
1107 разгром половцев ( со Святославом)
1111 победа над половцами на р. Сальница
1113 «Устав Владимира Мономаха»
1117 вторая версия « Повести временных лет», написанная монахом Сильвестром.
С 1122 дружеские отношения с Византией.

Изображение Владимира Мономаха на постаменте памятника Микешина М.О.

«Тысячелетие Руси» в Новгороде( открытие памятника- в 1882г)

Источник: http://istoricheskij-portret.ru/praviteli/ryurikovichi/vladimir-monomah/

Внутренняя политика Владимира Мономаха

Содержание

1. Начало княжения Владимира Мономаха

на Киевском престоле 5

2. Управление Руси Владимиром и его заветы потомкам 9

3. Законодательная деятельность Владимира Мономаха 23

Заключение 29

Введение

Князь Владимир — Василий Всеволодович прозванный Мономахом, являлся великим князем киевским и был сыном Владимира Ярославича — самый замечательный из русских князей дотатарского периода нашей истории, оставивший о себе громкую славу и добрую память.

Эпоха его правления до сих пор оставляет ряд разнообразных исторических суждений о значении для России его преобразований и нововведений: это и крещение Руси, и попытки объединения княжеств, и его знаменитое «Поучение».

Все это делает актуальным и небезынтересным дальнейшее изучение личности и общественно-политической деятельности Владимира Мономаха.

Предметом данной работы являются разнообразные аспекты внутренней политики Владимира Мономаха.

Хронологические рамки исследования определены, прежде всего, эпохой правления Владимира Мономаха. Владимир родился в 1053 году. Умер – в 1125 году.

Географические рамки обусловлены изучение внутренней политики Владимира Мономаха, таким образом, в данной работе исследуется в основном его экономико-политическая деятельность в пределах территории княжеств.

Необходимо отметить, что в литературе и научных трудах исследуются различные направления деятельности Владимира Мономаха.

Совет

Во-первых, в продолжении 30 лет он был посредником в княжеских распрях, общим миротворцем, стражем отечества от лютых половцев. Как отмечает Устрялов Н. Г.

«Мономах возвышался над всеми современными князьями дальновидной политикой, твердостью, мужеством, народ привык видеть в нём главу Руси».[1]

Также ряд работ посвящен деятельности Владимира как законодатель. Закон Владимира ограждал закупов от произвола хозяина, но угрожал им полным рабством, если они убегут, не исполнив условий.

Кроме всего, время Мономаха было временем первого рассвета художественной и литературной деятельности. В Киеве и других городах строились церкви, украшались живописью. Об этом и многом другом пойдет речь в нашем повествовании.

Читайте также:  Народнические организации. хождение в народ

Целью данной работы является изучение политического, религиозного, общественно-правового аспектов управления Владимира Мономаха Киевской Русью.

В качестве задач работы выделим:

-рассмотрение исторической ситуации на Руси, предшествовавшей правлению Владимира Мономаха;

-изучение процесса начала крещения Руси при содействии Владимира;

-анализ внутренней политики Владимира Мономаха и отображения им своего мировоззрения в литературе;

-рассмотрение законодательной деятельности Владимира Мономаха.

1. Начало княжения Владимира Мономаха

на Киевском престоле

Владимир родился в 1053г. Когда Святослав Черниговский отнял Киев у Изяслава I, Всеволод сел в Чернигов, а сын его Владимир — в Смоленск.

Владимир служил Святославу и опять занявшему Киев Изяславу, как старейшим князьям: по поручению первого он помогал полякам против немецкого императора Генриха IV, по приказанию второго он дважды ходил на полоцких князей (1077). Когда отец его Всеволод сел в Киев, Мономах занял стол в Чернигове.

Князь Владимир Мономах появился на свет в разгар византийских козней и смуты. Его мать-гречанка русским языком не владела. Зато отец говорил на пяти языках: надо полагать, и с супругой своей объяснялся по-гречески.

Варварская, холодная Россия, страна необузданных и непредсказуемых страстей, представлялась горделивой дочери византийского императора, скорее, местом вынужденной ссылки чем вторым Отечеством.

Чем же еще заняться как не окунуться с головой в дворцовые интриги?

Обратите внимание

Кто же, в таком случае, вдохнул в сердце киевского наследника Мономахов русский дух? И был ли это дух до конца русским? Не свила ли в его груди с самого рождения гнездо коварная византийская змея? Во всяком случае любовь к иноземщине прослеживается в судьбе князя на протяжении всей жизни, чтобы он потом ни говорил в своем “Поучении”. Сам Владимир Мономах женился на Гите — дочери англо-саксонского короля Гаральда, имея от нее восемь детей. Надо полагать, у всех этих Мономаховичей — наполовинку англосаксов, начетвертинку византийских греков — кровная привязанность к русской земле и к русской культуре была достаточно относительна и носила преимущественно территориальный характер. Кроме того, одна из сестер родоначальника русского Мономахова гнезда была замужем за германским королем, другая — за венгерским; связи с венгерской династией были в дальнейшем закреплены и с помощью собственной дочери.

Без знания этих генеалогических деталей трудно понять феномен Владимира Мономаха, направленность его внешней и внутренней политики, а также мотивы противоречивой деятельности. Если называть вещи своими именами, то чаяния Русской земли были весьма далеки от личных амбиций наследника угасающей ветви византийских императоров.

Ведь у русского князя были достаточно реальные шансы сесть на константинопольский трон. Потому-то мысленный взор его был постоянно устремлен к Византии. Стать императором? Но ведь это было возможно только за счет интересов Русской державы.

Разве Византия присоединилась бы к Киевской Руси — стань наследник Мономахов легитимным правителем новой империи? Смешно даже подумать! Конечно же, великий князь сделал бы все от него зависящее, чтобы русские земли превратились в третьестепенные провинции Византии.

Именно это прекрасно осознавали печерские патриоты, на себе самих испытавшие жестокий деспотизм церковных греческих иерархов. Не надо было иметь семь пядей во лбу, дабы понять, что ожидало бы русский народ и русскую государственность в политическом и экономическом плане — татаро-монгольское иго с византийским лицом.

По смерти Святополка-Михаила граждане киевские, определив в торжественном совете, что достойнейший из князей российских должен быть великим князем, от­правили послов к Мономаху и звали его властвовав в столице.

Добродушный Владимир давно уже забыл несправедливость и вражду Святополкову: искренно оплакивал его кончину и в сердечной горести отказал­ся от предложенной ему чести.

Вероятно, что он боял­ся оскорбить Святославичей, которые, будучи детьми старшего Ярославова сына, по тогдашнему обыкнове­нию долженствовали наследовать престол великокняжеский.

Важно

Этот отказ имел несчастные следствия: киевля­не не хотели слышать о другом государе; а мятежники, пользуясь безналичием, ограбили дом тысячского, име­нем Путяты, и всех жидов, бывших в столице под осо­бенным покровительством корыстолюбивого Святопол-ка.

Спокойные граждане, приведенные в ужас таким беспорядком, вторично звали Мономаха. «Спаси нас,— говорили их послы,— от неистовства черни; спаси от грабителей дом печальной супруги Святополковой, соб­ственные наши домы и святыню монастырей». Влади­мир приехал в столицу: народ изъявил необычайную радость, и мятежники усмирились, видя князя велико­душного на главном престоле российском [2] .

Даже и Святославичи не противились общему же­ланию; уступили Мономаху права свои, остались кня­зьями удельными и жили с ним в согласии до самой их кончины. Они счастливее отцов своих торжествова­ли вместе пренесение (2 мая 1115 г.) мощей св.

Бориса и Глеба из ветхой церкви в новый каменный храм Вы-шегородский: сим действием Владимир изъявил, в на­чале своего правления, не только набожность, но и любовь к отечеству: ибо древняя Россия признавала оных мучеников главными ее небесными заступниками, ужасом врагов и подпорою наших воинов.

Еще будучи князем переяславским, он украсил серебряную раку святых золотом, хрусталем и резьбою столь хитрою, как говорит летописец, что греки дивились ее богатству и художеству.

Из отдаленнейших стран России собра­лись тогда в Вышегороде князья, духовенство, воево­ды, бояре; бесчисленное множество людей теснилось на улицах и стенах городских; всякий хотел прикос­нуться к святому праху, и Владимир, чтобы очистить дорогу для клироса, велел бросать народу ткани, одеж­ду, драгоценные шкуры зверей, сребреники. Олег дал роскошный пир князьям; три дня угощали бедных и странников.— Сие торжество, и церковное и государст­венное, изображая дух времени, достойно замечания в истории.

Итак, в 1093 году, когда скончался Всеволод, Владимир не хотел воспользоваться своим положением и занять Киев: он пригласил на великокняжеский стол княжившего тогда в Турове двоюродного брата своего Святополка Изяславовича, который был старше его.

Почти все время княжения Святополка Владимир был верным его союзником, несмотря на то, что киевляне сильно были привязаны к Владимиру и не любили Святополка. Когда в год своего вокняжения Святополк предпринял поход против половцев, Владимир присоединился к нему со своей дружиной.

Совет

На совете Владимир стоял за мир, а киевляне требовали битвы и настояли на своём. 20 мая произошла битва. Вскоре русские вынуждены были отступить.[3]

Эта битва закончилась поражением половцев. В 1107г. половцы опять пошли на Русь, но Владимир вместе с другими князьями разбил их наголову под Лубнами. В 1111г. князья — Владимир с детьми, Святополк совершили блестящий поход к Дону и два раза жестоко разбили половцев. В 1113г.

Святополк скончался и киевляне на вече выбирают своим князем Владимира и зовут его к себе. Мономах медлил. Но все-таки киевляне перетянули его к себе. Тогда Владимир сел на киевском столе как избранник Киевской земли.

Время великокняжения Владимира было самым цветущим в истории Киевской Руси.

2. Управление Руси Владимиром и его заветы потомкам

С 1116 по 1123 гг. Владимир, одолевая внешних не­приятелей, смирял и внутренних. Князь минский, Глеб, не хотел ему повиноваться, сжег город Слуцк, захваты­вал людей между Припятью и Двиною: за то сын Мо­номахов, Ярополк, опустошил Друцк и вывел жителей в новый городок, для них основанный.

Сам великий князь, соединясь с Давидом Черниговским и с Ольго-вичами, взял город Вячеславль, Оршу, Копыс; осаждал Минск, смирил Глеба и, вновь им оскорбленный, при­вел его как пленника в Киев, где он и скончался.

— Беспокойные новогородцы, употребляя во зло юность своего князя Всеволода, мятежными поступками заслу­жили гнев Мономаха, который призвав всех тамошних бояр в Киев, велел им торжественно присягнуть в вер­ности, удержал некоторых у себя, а других заточил.

Правые или не столь виновные возвратились домой уз­нав опытом, что самый человеколюбивый, но мудрый государь не оставляет дерзких ослушников без наказа­ния. Уже несколько времени посадники новогороцские были, кажется, избираемы из тамошних граждан: Вла­димир, опасаясь их мятежного духа, дал сей сан киев­скому вельможе Борису.

Источник: http://MirZnanii.com/a/340016/vnutrennyaya-politika-vladimira-monomakha

Политическая программа Владимира Мономаха

Вообще, по тогдашнему русскому обычному праву, все сыновья наследовали поровну, а дочерям обязывались выдавать приданое при замужестве; меньшому сыну доставался отцовский двор. Каждому, однако, предоставлялось распорядиться своим имуществом по завещанию.

В правах наследства бояр и дружинников и в правах смердов существовала та разница, что наследство бояр и дружинников ни в каком случае не переходило к князю, а наследство смерда (простого земледельца) доставалось князю, если смерд умирал бездетным. Женино имение оставалось неприкосновенным для мужа.

Если вдова не выходила замуж, то оставалась полной хозяйкой в доме покойного мужа, и дети не могли удалить ее. Замужняя женщина пользовалась одинаковыми юридическими правами с мужчиной. За убийство или оскорбления, нанесенные ей, платилась одинаковая вира, как за убийство или оскорбления, нанесенные мужчине.

Обратите внимание

Местом суда в древности были: княжеский двор и торг, и это означает, что был суд и княжеский, но был суд и народный — вечевой, и, вероятно, постановления Русской Правды, имеющие главным образом в виду соблюдение княжеских интересов, не обнимали всего вечевого суда, который придерживался давних обычаев и соображений, внушенных данными случаями.

Доказательствами на суде служили: показания свидетелей, присяга и, наконец, испытание водою и железом; но когда было введено последнее — мы не знаем.

Усиление Руси при Владимире Мономахе

Княжение Владимира Мономаха было временем политического и экономического усиления Руси, расцвета культуры и литературы. К сожалению, сведения о внутренней деятельности Мономаха и жизни страны за это время весьма скудны и случайны.

Во время пришествия Владимира на престол, важнейшей задачей тогдашней политической деятельности было, с одной стороны, установление порядка и согласия между князьями, а уж потом укрепление могущества Руси на мировой арене. 

Читайте также:  Русская культура на рубеже xix-xx веков

С этой задачей Владимир Мономах справился: при Владимире Мономахе Русь побеждала половцев, и они на время перестали быть постоянной угрозой. Власть киевского князя простиралась на все земли, заселенные древнерусской народностью. Усобицы мелких князей решительно пресекались тяжелой рукой великого князя. Киев стал действительно столицей огромного, крупнейшего в Европе государства. 

Гигантским полукругом очерчивает поэт «Слова о погибели русской земли» границы Руси во времена правления Владимира Мономаха: от Венгрии к Польше, от Польши к Литве, далее к прибалтийским землям Немецкого ордена, оттуда к Карелии и к Ледовитому океану, оттуда к Волжской Болгарии, буртасам, мордве и удмуртам.

Демонстрируя силу и мудрость, он завоевывал первенство и авторитет среди всех русских князей. Твердая рука Мономаха простерлась до Дуная, где он вступил в конфликт с византийской империей. В 1116 году Владимир воевал против греков, поддерживая свергнутого византийского императора Диогена, поскольку дочь Владимира Мария была замужем за сыном Диогена Леоном.

Борьба шла за дунайские города. Но Диоген погиб, и дело закончилось ничем. Войска Мономаха, по некоторым сведениям, опустошили Фракию. Алексей Комнин, новый византийский император, был вынужден послать к Мономаху своего представителя, митрополита эфесского Неофита, с мирными предложениями. Наполовину грек Владимир иначе, чем в Византии, понимал суть верховной власти.

Современная ему Византия акцентировала внимание на правах правителя, Владимир же воспринимал власть как круг обязанностей. 

Важно

В том же 1116г. Мономах организовал новый большой поход против половцев. Затем посылал на Дон своих сыновей. Он нанес удар по Полоцкому княжеству, где сидели вечно мятежные потомки князя Всеслава, который умер в 1101 г., так и не смирившись с властью Киева.

Попытался Мономах продолжить балканскую политику своих предков и утвердиться на Дунае. На юг было направлено русское войско, но Византия поспешила прислать Мономаху богатые дары, греки предложили обручить внучку Мономаха, дочь Мстислава Добронегу с сыном византийского императора. Это была высокая честь. Русское войско было отозвано.

Таким образом в 1122 году Владимир помирился с преемником Алексея, Иоаном Комнином. 

Ожесточение историков, пытающихся, спустя многие столетия, понять смысл давних событий, берет свои корни в идеологии, которая зарождается на Руси в XI—XII в. Идут непрерывные войны — с половцами, на юго-востоке, с поляками, немцами — на Западных рубежах.

Это жестокие, кровопролитные, разрушительные конфликты. Пленники обращаются в рабство. Василий Ключевский называет Владимира Мономаха «самым умным и добрым из Ярославичей», но в Поучении детям великий князь вспоминает, что напав однажды врасплох на Минск, он не оставил там «ни челядина, ни скотины».

В Минске жили православные христиане. 

Существует еще и такая точка зрения на политические события времен Киевской Руси во главе с Владимиром Мономахом: военные столкновения этого времени, носили семейный, династический характер. Это касалось и запада, и юга.

Русско-половецкие связи были настолько сильны, что историки-евразийцы пришли к мысли о существовании единого полицентрического государства: Половецкая степь и Киевская Русь. Одновременно, как заметил французский историк Леруа-Болье, никогда — до XVIII в.

— Россия не была такой европейской, как в эпоху Киевской Руси. Это был результат, в первую очередь, брачных, династических связей. Следовательно и конфликты были семейными.

 Несмотря на разные точки зрения, все историки сходятся во мнении, что наибольшую мощь и влияние на мировой политической и культурной аренах Киевская Русь приобрела в эпоху правления Владимира Мономаха, князя мудрого, решительного и деятельного. 

Совет

Проанализировав факты, свидетельствующие о личности, деятельности Владимира Мономаха мы можем отметить, что он был убежденным и страстным идеологом нового. За время своего правления Владимир Мономах показал себя сильным и волевым правителем.

Он сумел на время не только приостановить естественный процесс распада Руси на отдельные земли, умерив пыл и подчинив себе русских князей, но значительно укрепил русскую государственность. При этом великом князе Русь восстановила свое единство, свою мощь.

Другие князья беспрекословно выполняли указания Мономаха. 

Он проявил себя не только как видный полководец, властный политик, законодатель, но и как рачительный хозяин. Мономах стремился не только уберечь бояр, дружинников, духовенство, богатое купечество от народного гнева, но и поддержать хозяйство смерда и ремесленника, которое составляло основу государственного благосостояния. 

К тому же действовал Владимир Мономах, руководствуясь справедливостью, совестью, мудростью, стремился моральной проповедью сгладить политические недостатки системы и защищал самую систему. 

Не забывал Владимир Мономах и о том, что одного единения и организованности внутри государства недостаточно для крепких позиций на мировой арене. И именно поэтому активно заботился о статусе Киевской Руси в глазах других государств.

Его внешнеполитическая деятельность была направлена на создание нового образа Киевской Руси.

При этом князь одновременно действовал во многих направлениях: расширял и укреплял границы российского государства путем быстрых и решительных завоеваний, а также создавал условия для культурного роста Киевской Руси. 

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что во времена правления Владимира Мономаха Киевская Русь стала крупным государственным и культурным центром. 

Обратите внимание

Политико-правовые воззрения Владимира Мономаха

  У Мономаха были отчетливые этические представления, целая этическая система в области политики. Эта этическая система его политики довольно полно выражена в двух его сочинениях: в том, что мы можем назвать собственно «Поучением», и в автобиографии, в которой он обсуждает события своей жизни с той же высокой моральной точки зрения, с какой написано и письмо к Олегу.

Владимир Мономах представитель новой идеологии, оправдывавшей новый, провозглашенный на Любечском съезде принцип — «кождо да держит отчину свою», признавший факт раздробления Руси.

Мономах во всех случаях подавал свой голос за упорядочение государственной жизни Руси на основе нового принципа и стремился предотвратить идейной пропагандой те княжеские раздоры, которые в новых условиях могли только усилиться.

Призыв к единению против общих врагов— половцев, к прекращению раздоров между князьями не был в его устах призывом к старому порядку. Сторонников раздоров самих по себе никогда не существовало.

Раздоры князей были естественным следствием нового положения вещей, но следствием, против которого выступали (внешне по крайней мере) и сами враждующие стороны.

     Владимир Мономах стремился к объединению усилий всех русских князей по укреплению могущества Русской земли, но к объединению на основе принципа, провозглашенного Любечским съездом.

     Владимир Мономах отчетливо сознавал, что новому принципу общего владения Русской землей необходимо было создать моральный авторитет.

Это было тем более необходимо, что сразу же вслед за Любечским съездом вновь начались кровавые раздоры князей. Нужна была идеологическая пропаганда новых идей.

Важно

Задачам этой пропаганды служит культ Бориса и Глеба, летописание, усиленно поддерживавшееся Владимиром Мономахом, и, наконец, собственные произведения самого Владимира Мономаха.

 Культ Бориса и Глеба неоднократно использовался для идейной защиты прав князя на свои вотчины. Характерно, что культ Бориса и Глеба особенно расцветает во время Владимира Мономаха, официально его поддерживавшего.

При Владимире же Мономахе создается и «Повесть временных лет» с ее центральной политической идеей братства всех князей. Согласно «Повести временных лет», все русские князья — представители одного княжеского рода, восходящего к единому родоначальнику — Рюрику.

Все князья — братья, но братья не равные между собой, а старшие и младшие. Старшие должны уважать права младших, младшие же — выполнять свои обязанности по отношению к старшим.

В своей политической деятельности Мономах с особенной энергией призывал соблюдать крестоцелование.

Это был не простой призыв к честности, а установление самой сути системы: ведь целует крест не только побежденный победителю, но и сюзерен своим вассалам, а вассалы ему: все князья — постоянно договаривающиеся стороны.

На договорных условиях пытался Мономах организовывать совместные походы русских князей против половцев, стремился добиться их организации путем уговоров, созывов княжеских съездов, на которых всегда выступал против раздоров и за активную оборону Русской земли.

Кроме того, в новых условиях необходимо было упорядочить феодальную эксплуатацию в интересах всего феодального класса, остановить отдельных излишне усердствовавших в этом феодалов. Одним словом, недостаток объединяющей политической силы киевского князя и недостаток экономических связей необходимо было бы в некоторой степени возместить силой моральной.

Совет

Мономах был одним из создателей идеологии периода феодальной раздробленности — идеологии, обосновывающей и оправдывающей совершившееся и совершающееся дробление Руси между отдельными княжествами и вместе с тем безуспешно стремящейся устранить путем моральной проповеди бедственные последствия этого дробления.

В своих произведениях Мономах пытался опереть новую политическую систему на христианскую мораль, на строгое выполнение договорных условий, на совместное решение основных вопросов на княжеских съездах, на взаимное уважение к правам младших и старших. В конечном счете вся новая система должна была опираться на моральную дисциплину, на идеологию.

Вот почему этой идеологии Мономах и придал такое большое значение, заботясь о писателях, покровительствуя летописанию, укрепляя церковь, развивая культ Бориса и Глеба, поддерживая Киево-Печерский монастырь и лично занимаясь писательской деятельностью.

Новую идеологию и новый принцип Мономах пытался сделать тем стягом, с помощью которого он мог бы руководить дружиной князей-братьев.

 Таким образом, высокая мораль была потребностью распадающегося общества. Ее появление было вызвано глубокими историческими причинами.

Громадная политическая тема — подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй — была разрешена в «Поучении» с удивительным художественным тактом.

Весь тон «Поучения» — задушевный, почти лирический, иногда несколько старчески суровый и печальный — строго соответствует тому определению, которое сам Мономах дал в начале своего «Поучения», когда писал, что, отпустив послов своей братьи, пришедших к нему с бесчестным предложением выступить против Ростиславичей, он «в печали» взял Псалтирь, а затем собрал «словца си любая и складох по ряду и написах». Вынувшийся Мономаху стих из Псалтири: «векую печалуеши, душе?», «будучи обращен к гадающему, как бы сам собой присваивал его душевному строю названье печалования; а слово это на языке той эпохи значило много больше, чем значит теперь», — к этому верному наблюдению исследователя «Поучения» — В. Л. Комаровича добавим от себя, что слово «печалование» имело в Древней Руси именно тот политический оттенок, который требовательно лежит на всем «Поучении». Печалование означало заступничество старших за младших и обиженных.

Читайте также:  Литература начала века

Образ идеального правителя у Мономаха — это образ милосердного мудреца, для которого в первую очередь важны интересы страны, забота о благе людей ( «всего же паче убогых не забывайте, но елико могуще по силе кормите, и придайте сироте, и вдовицю, оправдите сами, а не вдавайте сильным погубить человека» ). Это сопряжено с пониманием ответственности за людей своей земли.

Поэтому мир предпочтительнее войны, потому что война наносит урон подданным.

Обратите внимание

Но если она неизбежна, Мономах наставляет вести себя как можно более нравственно по отношению к мирным жителям и требовать того же от войска, дабы народ не ополчился против своей власти: «Куда же ходяще путём по своим землям, не дайте пакости деяти отроком, ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в житех, да некляти вас начнуть». Таким образом.народ в понимании Мономаха не безгласен.

В «Поучении» Мономаха наметилась мировоззренческая тенденция, которая будет разрабатываться в последующем Иосифлянами. А именно, тенденция открытости мирской жизни, её предпочтительности монашеской аскезе. (Последователи стяжательства перенесут такую поведенческую парадигму не только на образ мирянина, но и на политику Церкви).

Как пишет Н.М. Золотухина, «Милость божья, утверждал он (Мономах), скорее достигается «малым добрым делом», а «ни одиночство, ни чернечьство, ни голод, яко инии добрии терпят».Деятельный мирской человек предпочтительнее монаха, вся заслуга которого в том и заключается, что он терпит личные ограничения» (Н.М.

Золотухина «Развитие русской средневековой политико-правовой мысли»). Можно выявить противоположность воззрений Владимира Мономаха и сторонников православно-аскетического подвижничества, в частности Нестора, который говорит о приоритете «духовного водительства» над княжеским правлением.

Мономах придерживается рационалистической светской тенденции и активной политической жизни.

Источник: http://student.zoomru.ru/politolog/politicheskaya-programma-vladimira-monomaha/135490.1053973.s2.html

Внешняя и внутренняя политика Владимира Мономаха |

История России  /  Князь Владимир Мономах  /  Внешняя и внутренняя политика Владимира Мономаха

Как ни стремился к миру Владимир Мономах во время своего правления, однако именно эти его попытки примирения враждующих князей каждый раз приводили его на поле битвы. Так в 1077 году происходит первое важное сражение в его биографии, которое очень повлияло на дальнейшую внутреннюю и внешнюю политику Мономаха.

Повинуясь приказу киевского князя Изяслава, он выступил против половцев и спустя год Великим князем Киевским становится отец Владимира Мономаха, а сам получает Черниговское княжество.

Однако, после прихода в 1094 году под стены его замка приходит Олег Святославич с требованием возвратить землю его отца, будущий киевский князь покинул свои земли.

Важно

Правление Владимира Мономаха Киевской Русью началось лишь в 1113 году, и на княжение он был призван киевской знатью, которая была изрядно напугана недавним народным восстанием против ростовщиков.

Мономаху удалось загасить остатки восстания и выяснять причины его возникновения. Для предотвращения данных конфликтов в будущем он активно способствовал установлению норм долгового права.

Именно благодаря уставу Владимира Мономаха была значительно облегчена участь наёмных работников и должников (так называемых закупов).

Правление этого правителя также ознаменовалось борьбой с половцами-кочевниками, и великий князь не только защищал свои территории, но и помогал защитить свои земли остальным князьям.

Около двух десятков раз князь самолично заключал с кочевниками мирный договор. Также он был сторонником организации рейдов в половецкие земли и агитации внутри них для привлечения народного ополчения.

Необходимо отметить, что данная политика буквально вознесла Мономаха в глазах народа.

Прославился период правления Мономаха и военными действиями Киевской Руси против мощной Византии. Так в 1116 году Владимир был военным союзником императора Диогена, женатого на дочери Мономаха Марии. Данная война была окончена вскоре после гибели Диогена, а уже в 1120 году с территории Руси были полностью изгнаны печенеги.

Совет

Мудрое правление Мономаха смогло привести к усилению политической мощи Руси, а также рассвету народного образования и культуры. Стоит отметить и литературные труды правителя, ставшие не только рассказом о житии, но и мудрым руководством по правлению государством для потомков.

Владимир Мономах скончался девятнадцатого мая 1125 года и был захоронен в Киеве, после чего власть переходит к его сыну Мстиславу.

Видео-лекция по теме: внешняя и внутренняя политика Владимира Мономаха

Мероприятия внешней и внутренней политики Владимира Мономаха:

Интересные материалы:

Источник: http://student-hist.ru/knaz-vladimir-monomah/vnesnaya-i-vnutrennaya-politika-vladimira-monomaha/

Внешняя и внутренняя политика в годы правления Владимира Мономаха

ID: 24180

Название работы: Внешняя и внутренняя политика в годы правления Владимира Мономаха

Категория: Доклад

Предметная область: История и СИД

Описание: Немудрено ведь годы правления Владимира Мономаха фактически начались еще при князе Всеволоде его отце и он активно участвовал во всех государственных делах при Святополке. Внутренняя политика в годы правления Владимира Мономаха. Князь сразу же принял решение расширить и обновить Русскую правду которую стали называть в результате его решительных действий Устав Владимира Мономаха.

Язык: Русский

Дата добавления: 2013-08-09

Размер файла: 28.06 KB

Работу скачали: 162 чел.

Внешняя и внутренняя политика в годы правления Владимира Мономаха

Владимир Мономах начал править Киевом 20 апреля 1113 года. Во время большого восстания против правления бояр и ростовщиков после смерти Святополка Изяславича народ призвал князя на киевский престол.

Умный и расчетливый человек, внук Ярослава Мудрого, он за весьма короткое время сумел навести образцовый порядок в государственном устройстве. Немудрено, ведь годы правления Владимира Мономаха фактически начались еще при князе Всеволоде, его отце, и он активно участвовал во всех государственных делах при Святополке.

Историки единодушно приходят к мнению, что великий князь проводил внутреннюю и внешнюю политику мудро, взвешивая каждый свой шаг.

Внутренняя политика в годы правления Владимира Мономаха.

Князь сразу же принял решение расширить и обновить «Русскую правду», которую стали называть в результате его решительных действий «Устав Владимира Мономаха».

Данный документ теперь содержал статьи, облегчающие условия денежного займа – была установлена предельная сумма выплаты процентов по долгу. Теперь беднота – рядовичи, смерды, закупы — была избавлена от угрозы стать холопами, попав в длительную или вечную долговую кабалу.

Одновременно положения нового устава защищали бояр, дружинников, ростовщиков, купцов, священнослужителей от очередного восстания в результате недовольства народа. Владимир Мономах решительно пресекал все попытки междоусобиц, умело находя подход ко всем боярам и князьям.

Обратите внимание

Он жестоко карал мятежников, бережно охраняя покой вверенного ему государства. Итогом внутренней политики Владимира Мономаха стало приостановление процесса распада страны на отдельные земли, государь твердой рукой подчинил себе практически всех русских князей.

Внешняя политика в годы правления Владимира Мономаха.

Великий князь всем соседям Киевской Руси дал понять, насколько он тверд и решителен в своих действиях.

В 1116 году княжеская дружина отправилась походом против половецкого хана Тугоркана, войска которого неоднократно нарушали покой на южных границах княжества, и разгромила его, надолго обезопасив Русь от набегов.

Император Византии, опасаясь очередного нашествия русского войска, дал согласие на женитьбу своего сына Иоанна на внучке Владимира Мономаха Добронеге, что отныне сделало отношения двух великих государств предсказуемыми.

Киевская Русь завоевала безусловный международный авторитет, участвуя во внутривизантийских делах – русская дружина помогала императору подавлять восстание в Херсонесе. Деятельность Владимира Мономаха во внешней политике была направлена на повышение статуса своей страны в глазах соседей, при нем Русь стала самым большим европейским государством, культурным и государственным центром русского народа.

Годы правления Владимира Мономаха стали последним периодом усиления Киевской Руси перед феодальной раздробленностью.

Политика владимира мономаха (очень кратко)
В. Мономах вступил в Киев 20 апреля. В считанные дни этот опытный военный и государственный деятель навел разумный порядок. По его инициативе совет феодалов принял расширенный и обновленный вариант «Русской правды», который сразу стали называть «Устав Владимира Мономаха».

Главное в этом документе – статьи, которые облегчали условия займа денег под проценты и резко ограничивали возможности превращения смердов, закупов и рядовичей в холопов. Эти положения «Устава» одновременно спасали бояр, церковнослужителей, дружинников, купцов от народного гнева.

Все историки единодушны в выводе, что В.

Важно

Мономах проводил мудрую, взвешенную внутреннюю и внешнюю политику. При нем практически прекратилась междоусобица, поскольку он умел найти подход к самым разным по характеру и поведению князьям и боярам, но вместе с тем карал беспощадно мятежников.

Соседи Киевской Руси тоже почувствовали решительность и твердость В. Мономаха.

В 1116 году его войска разгромили половцев, обеспечив надолго спокойствие на южных границах. Под угрозой нашествия русских дружин византийский император согласился в 1122 году женить своего сына на внучке великого киевского князя, что придало отношениям двух сильных государств более безопасный и предсказуемый характер.

Международный авторитет Киевской Руси при В. Мономахе заметно вырос. Этот князь стал образцом для подражания для многих поколений властителей нашей страны. «Память о Владимире Мономахе, – отмечает академик Б. Рыбаков, непревзойденный знаток истории древнерусского государства, – в самых поэтических формах сохранялось и в начале XII в.

(«Слово о полку Игореве»), и в начале XIII в. (Ипатьевская летопись и «Слово о погибели земли Русской»). Даже в XV — XVI вв. во время создания Российского централизованного государства вспоминали «старого Владимира». Иван III венчал своего внука на царство «шапкой Мономаха» (изготовленной в конце XV в.

); а Иван Грозный украсил свое царское место в Успенском соборе сценами из военной и государственной деятельности Владимира Мономаха.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=24180

Ссылка на основную публикацию