Становление советского трудового общества. развитие культуры. характерные черты советской цивилизации.

Советская цивилизация. (Отрывки)

Страница 1 из 78

Глава 1. Развитие капитализма в России: как изменялись взгляды Ленина

Как сказал Плеханов, “нет ни одного исторического факта, которому не предшествовало бы, которого не сопровождало бы и за которым не следовало бы известное состояние сознания”. Крушению советского строя, этому тяжелейшему удару по российской цивилизации, предшествовало то состояние сознания, которое Андропов определил четко: “Мы не знаем общества, в котором живем”.

Это состояние сопровождает нас и сегодня, что и предопределяет тяжесть положения, в котором мы очутились. Незнание уже превратилось в непонимание.

Когда сообщаешь сведения даже о хорошо изученных характерных чертах нашего общества, тебя слушают с недоумением, недоверием, часто со злобой.

Это тяжелый случай — “структурно обусловленное непонимание”, когда реальные факты не втискиваются в укорененную структуру мышления и просто отвергаются или не замечаются.

Обратите внимание

В советское время через поголовное образование и средства идеологического воздействия в наше сознание была внедрена жесткая парадигма для восприятия и понимания истории и общественных явлений в России, особенно в предреволюционное и революционное время. Парадигма — это свод правил, образцов, логических приемов, неприемлемых ошибок. Все то, что формирует наше мышление в отношении определенного класса явлений и проблем.

Огромную роль при построении этой парадигмы сыграл молодой В.И.Ленин и его фундаментальный, во многих отношениях замечательный труд “Развитие капитализма в России” (1899). В этом году исполняется 100 лет с момента его издания, но вспомнить его надо не ради юбилея.

Он поразительно актуален сегодня, и вся история его переосмысления самим Лениным вплоть до его работ о НЭПе дает нам сильные, прокаленные уроки.

Почему же мы от них бежим? Почему предпочитаем копошиться на уровне Солженицына? Прокаленные уроки трудны, нужна сила и совесть, чтобы их принять.

История труда “Развитие капитализма в России” — драма культуры. Труд написан великим мыслителем и одновременно великим политиком — с большой интеллектуальной силой и со страстью. Это сочетание определило убедительность, мощь и длительность воздействия труда — и в то же время глубокую противоречивость этого воздействия.

По сути, этот труд завершил построение философско-политической парадигмы, в рамки которой была введена общественная мысль первой трети нашего века и которая в суженном виде была перенесена в официальную советскую идеологию.

Появление парадигмы — революция в мышлении, она всегда дает поначалу большой толчок развитию, приводит к расцвету мысли. Как говорится, даже ошибочная теория лучше, чем никакой.

Если есть теория, можно формулировать вопросы и ставить эксперименты (хотя бы мысленные).

Важно

Но слишком жесткая теория быстро начинает давить мысль и накладывает шоры — особенно если не появляется мыслителей такого же ранга, способных поставить под сомнение, а потом опровергнуть утверждения, ставшие догмой.

Ленин как политик затвердил достроенную им парадигму слишком жестко — в ущерб себе как ученому.

И попал в тяжелое положение: жизнь быстро стала опровергать выводы его труда, но созданная Лениным партия стала расти и набирать силу именно на основе теории, идеологии и языка, заданных этим трудом.

В начале века марксизм в России стал больше, чем теорией или даже учением: он стал формой общественного сознания в культурном слое. Поэтому Ленин как политик мог действовать только в рамках “языка марксизма”, отступая ради этого даже от Маркса.

И Ленин совершил почти невозможное: в своей мысли и в своей политической стратегии он следовал требованиям реальной жизни, презирая свои вчерашние догмы — но делал это, не перегибая палку в расшатывании мышления своих соратников.

Приходя шаг за шагом к пониманию сути крестьянской России, создавая “русский большевизм” и принимая противоречащие марксизму стратегические решения, Ленин сумел выполнить свою политическую задачу, не входя в конфликт с общественным сознанием.

Ему постоянно приходилось принижать оригинальность своих тезисов, прикрываться Марксом, пролетариатом и т.п. Он всегда поначалу встречал сопротивление почти всей верхушки партии, но умел убедить товарищей, обращаясь к здравому смыслу.

Но и партия сформировалась из тех, кто умел сочетать “верность марксизму” со здравым смыслом, а остальные откалывались — Плеханов, меньшевики, Бунд, троцкисты.

Совет

Для собирания России после Февраля 1917 г. оказалось жизненно важно, что Ленин в ходе революции 1905-1907 гг. и столыпинской реформы понял ошибочность главных выводов труда “Развитие капитализма в России”.

В чем же драма? В том, что не поняли и не задумались мы — и в результате “не знали общества, в котором живем”. Так позволили его погубить и вновь разорвать Россию.

Легко было бы оправдаться: виноваты ошибочные выводы Ленина и то, что он явно от них не отказался. Но принять такого оправдания нельзя.

Когда читаешь книгу Ленина, видно, что если бы он не заострил свои выводы, сделал их умеренными, с оговорками, то и выстрадать новое понимание России после 1905 г. у него бы не было острой потребности.

Достоевский в своих романах заставляет героев доходить до “последних вопросов”, ставя над ними experimentum crucis — жестокий, решающий эксперимент (“эксперимент распятием”). Так, мне кажется, работала мысль Ленина — так он поступал со своими концепциями.

Но рвать на себе рубаху и опровергать свои прежние выводы он позволить себе не мог, он был политик, а не доктор философских наук.

Мы сами виноваты в том, что под убаюкивающие лекции серых профессоров мы отбросили плодотворную противоречивость ленинской мысли. Но нельзя же и сегодня слушать колыбельные песни! Давайте хладнокровно обсудим выводы главной части книги “Развитие капитализма в России” — о капитализме в деревне.

Источник: http://leninism.su/books/3595-sovetskaya-czivilizacziya-otryvki.html

Особенности культуры советского периода: вспоминаем прошлое

Культура советского периода имеет как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, начиная с 20-х годов, власть начала бороться с безграмотностью. Строились школы (образование стало бесплатным), открывались профессиональные училища, университеты.

Народ начал массово приобщаться к культуре. Возникла необходимость в доступности литературы, вследствие чего начали открываться библиотеки. А с другой стороны вся культура была подчинена советской власти и присущей ей тоталитаризму.

Все направления культуры того времени проходили цензуру, где цензорами являлись представители «верхушки» КПСС.

После революции 1917

После революции 1917 г. в культуре еще оставались отголоски Серебряного века, наблюдалось разнообразие стилей и жанров в искусстве. Начиная со второй половины 20-х годов, практически все стало подчинено сталинскому тоталитаризму. «Культурная революция» (30-е гг.

) окончательно утвердила полное подчинение культуры марксистско-ленинскому учению. По заявлению Сталина, все науки должны носить политический характер. В это время, в исторической науке появилась новая отрасль – «история партии». Она и стала ведущим идеологическим предметом изучения.

Социологический реализм — это единственное художественное направление, по которому должно было следовать советское искусство.

Политическим подтекстом этого направления является то, что нужно показывать не жизнь, как она есть на самом деле, а так, как при социализме (идеализированной).

Культ личности Сталина

30 – 50 годы стали культом личности Сталина. И соответственно официальное искусство того периода носило выраженный тоталитарный характер. В каждом учреждении висели портреты Сталина, стояли его бюсты.

Всем деятелям искусства предстояло сделать выбор: или творить в стиле социологического реализма, или «писать в стол», или мигрировать за рубеж.

Тем, кто сделал свой выбор в пользу третьего, предстояло бежать из СССР. Советская власть вынуждала покидать деятелей искусств, не вписывающихся в рамки тоталитарной концепции советской власти. Репрессировали всех, чей талант не был на службе у властей. Начало было положено Лениным и его «философскими пароходами».

Обратите внимание

Уезжая, они подписывали бумагу о не возвращении, тому, кто возвращался, грозил расстрел. В 90 процентов – это была вынужденная миграция. Большинство эмигрантов (деятелей искусств), являясь редкими и думающими людьми остались за «железным занавесом». Список этих людей огромный, вот некоторые из писателей: В. Набоков, Б. Зайцев, И. Бунин, И. Бродский, В. Войнович, И. Шмелев, Н. Тэффи, Б.

Поплавский и многие другие. Официальную литературу в СССР представляли: М. Горький, Д. Фурманов, В. Маяковский, М. Шолохов, А. Н. Толстой и др. Немало и таких кто «писал в стол» (их публикации увидели свет после 1980 г.): А. Ахматова, М. Цветаева, А. Солженицын, М. Булгаков, Б. Пастернак и др. Надо сказать, что литература в 30-х гг. претерпевала застой.

Стали закрываться творческие группы и кружки, а появился «Союз писателей», в который нужно было вступать всем вынужденно.

Стоит отметить, что многие произведения искусства в СССР, идентичны германским. Пример из кино: «Лени Рифеншталь» и «С. Эйзенштейн». Музыка: «Советский марш» и нацистский «Herbei zum Kampf..». Происходили множественные заимствования.

Взгляды на архитектуру советскими властями было неоднозначно. С одной стороны в 30-е годы разрушались памятники архитектуры, такие как Храм Христа Спасителя, Сухарева башня и др. А с другой стороны, на протяжении всего советского периода развитие архитектуры соответствовала мировым тенденциям: конструктивизм 20-х присутствовал во всем мире (Мельников, Татлин).

Чечулин: гостиница «Россия», Кремлевский дворец съездов. Массовое жилищное строительство (хрущевки, сталинки) решили проблему отдельного жилья, что соответствовало всем мировым тенденциям.

После революции 1917 года Лениным закрываются частные театры, они становятся государственными. Сценическое искусство советского времени развивали: В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов и др. Сначала по всем странам СССР открываются театры разных народов для просвещения масс.

Читайте также:  Теория официальной народности

Это время дало миру таких ярких композиторов, как Губайдуллина (муз. к мультфильму «Маугли»), Шнитке, Шестакович, Прокофьев. В любой цивилизованной стране мира знают эти фамилии. Все они внесли огромный вклад в мировое искусство.

Важно

Кинематограф стал самым массовым искусством. В картинах тех лет выражалось сознание людей. Выходили как художественные, так и документальные картины. В художественных картинах преобладала историко-революционная тема: «Мы из Кронштадта», «Чапаев» и др.

Выходили фильмы про воспитание советского поколения: «Путевка в жизнь». В это же время заложили фундамент детского и юношеского фильмов. Нужно не забывать и о советских мультфильмах. В 1935 году в СССР была открыта студия «Союзмультфильм».

Первыми мультипликационными картинами стали: «Часовые полей», «Каштанка», «Снежная королева». С развитием техники стали появляться объемные мультфильмы, такие как «Крокодил Гена» и мультфильмы в плоском стиле «Малыш и Карлсон».

Мировыми шедеврами считаются советские мультфильмы, которые выходят в это же время: «Маугли», «Вини Пух», «Ну погоди». В 80-х годах появляются: «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег», которые были выполнены из пластилина.

Источник: https://my-cccp.ru/osobennosti-kultury-sovetskogo-perioda/

Культура советского периода

К советской культуре сегодня нет однозначного отношения. Одни исследователи считают, что этот период не представляет никакого интереса, другие говорят о советской эпохе как о значительном периоде в истории русской культуры.

Действительно, культура советская времени – это явление многоплановое, а потому очень сложное. Она пришла, уничтожив в пламени революции и гражданской войны, культуру дворянскую и культуру крестьянства.

Культуры пролетариата к этому времени не сложилось. Советская культура основана на культуре военных люмпенов и культуре лагерей.

На разных этапах развития советского государства соотношение между этими составляющими было различным.

Характерные черты советской культуры

Отличительной чертой культуры 20-х годов был плюрализм и склонность к диалогу культур, расцветала культура инакомыслия, проявлявшаяся в творчестве:

  • поэтов и писателей А. Блока, А. Белого, И. Бунина, Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматовой, В. Короленко,
  • художников В. Кандинского, М. Шагала,
  • композиторов С. Рахманинова, Ф. Шаляпина, И. Стравинского.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Однако уже в 30-50гг. начинает складываться культура тоталитаризма, когда всякое инакомыслие жестоко подавляется.

Замечание 1

Задача построения социализма требовала культурной революции, заключавшейся в ликвидации безграмотности, создании системы высших и средних специальных учебных заведений; организации научно-исследовательских институтов, библиотек, развития театров и т.п.

В результате культурной революции, развития и роста крупных городов, активного переселения в них людей из деревни постепенно возникает гибридная культура, отличавшаяся неустойчивым, динамическим неравновесным характером, основными признаками которой стали черты так называемой фабричной системы, которая отличалась тенденцией к концентрации, широкой регламентацией деятельности, планомерностью, массовостью и трудовой дисциплиной и т.д.

Совет

По отношению к литературе и искусству в 30-50гг. происходила ликвидация различных художественных течений в связи принятием доктрины социалистического реализма (1934г.). Все другие направления были объявлены вне закона, независимые группировки художников были упразднены. Так, например, после смерти К. Малевича картины авангардистского художников-авангардистов больше не выставлялись, все, что попало в музеи, было спрятано в запасниках.

Замечание 2

Основой массовой культуры Советского Союза стала социокультурная мифология, порожденная тоталитаризмом, основными чертами которой стали вульгаризация любого явления истории или современности, упрощенная форма для полуграмотной массы, обожествление вождя, двухцветный взгляд на мир, псевдооптимизм.

Однако произведения зачастую были глубже своего жанра, так как в рамках этого течения создавали свои произведения известные деятели искусства, среди которых писатели М. Горький, М. Шолохов, А. Фадеев, А. олстой, композиторы Д. Шостакович, Н.Я. Маяковский, режиссеры С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А.

Довженко.

Оттепелью была названа культура 60-х гг. К этому времени фабричная система достигла своего апогея и стала изменяться. Началом оттепели считают появление в 1954 году повести И. Эренбурга с этим названием.

Нравственно-политической позицией деятелей культуры этого времени, отвергших сталинизм, стали пьесы, стихи проза А. Солженицына, В. озова, А. Аксёнова, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, кинофильмы М.

Хуциева постановки театра «Современник».

Культура 70-80-х годов ХХ века отличается тем, что, пережив хрущевскую оттепель, советские люди стали задумываться над путями дальнейшего развития культуры, в чертах которой стала проявляться противоречивость:

  • с одной стороны, искусство обращалось к революционной романтике, стремясь найти там моральную опору,
  • с другой, – все больше проявлялись настроения безысходности, безнадежности.

Замечание 3

Появилась официальная и неофициальная, диссидентская, культура, при этом официальная литература становилась все более догматичной.

В связи с тем, что к этому времени выросло уже несколько поколений людей, воспитанных в советское время, влияние идеологии заметно возросло, однако при этом с середины 70-х в обществе начинается процесс отторжения ценностей «развитого социализма».

Вместе с тем и 70-80 гг. значительно обогатили русскую культуру – это время А. Астафьева, В. Распутина, Р. Газматова, Ч. Айтматова.

Источник: https://spravochnick.ru/kulturologiya/kultura_sovetskogo_perioda/

4. Формирование культуры советской эпохи. Достижения и трудности развития искусства в условиях тоталитаризма

Советская культура как форма общественного сознания и специфический феномен выражает способ деятельностного существования человека и обуславливает рациональное упорядочивание и систематизацию эмпирического опыта в процессе освоения им действительности и смысла бытия.

Глобализация современного мира трансформирует концепт «советская культура», изменяя его влияние на традиционные и нетрадиционные компоненты культуры общества. Это актуализирует необходимость исследования его в рамках и культурологического знания и в целом теории культуры.

Исследование феномена тоталитаризма как типа цивилизации, оказавшего влияние на советскую культуру, началось в конце 30-х гг. в трудах X. Арендт, Р. Арон, З.Бжезинского, В. Гуриан, и других. Проблемами тоталитаризма и тоталитарной культуры занимались: Т. Манн, Б.Брехт, К.Ясперс, Э.Фромм, В.Гроссман, В.Шаламов, А. Сахаров, А.Солженицын и другие [4, 212].

Обратите внимание

Из рассмотренного материала уже можно вывести трудности развития искусства в условиях тоталитаризма. Основным моментом в этом случае выступает партийность. И можно теперь поговорить о формировании культуры тоталитарного общества.

В каждой из тоталитарных культур существовала технология работы с бессознательным. Ведь каждый из художников претендует на то, что он имеет определенную стратегию овладения бессознательным. Инженерный подход к бессознательному, тогда состоит в том, чтобы прибрать к рукам и овладеть. Этот подход выделил художников авторитарного толка.

Архитектура включается в контекст идейно — политических проблем, которые с невиданной остротой развиваются в художественной культуре. Сверх задачей становится связь строительства с промышленностью. Проявилось это в строительстве собора социализма. Побочным эффектом стало строительство массового жилья.

Социальная проблематика является постоянно действующим фактором во всей истории архитектуры, но в острые переломные периоды роль его возрастает в исключительной степени. Имперский стиль эпохи тоталитаризма воплотился, в так называемой, культуре № 2. Культура № 2 — символ конечности, например, дворец Советов.

Он символизирует на своих ярусах все стили: от стилей Древней Ассирии и Древнего Рима до конструктивизма. Это предполагает мотив стабилизации жизни. Здание Дворца Советов — неподвижность, затвердевание культуры, культ вертикали и ее сакрализация, иерархия. Московские небоскребы — это стремление смоделировать небо, причем » рабочее небо».

К способам моделирования этого образа относятся, например, своды метро. Всякие переходы сокрализуются, вот почему входы в метро (в Москве) оформлялись как входы в храм. Однако если учесть, что при этом мы спускались под землю, то на ум приходят символы подземных божеств. Все эти проявления можно увидеть в искусстве 50-80 годов это важное время для формирования советского искусства.

Главное, основное — новизна, поворот. «Оттепель» — основное слово этого времени, первые проблески демократического, не подцензурного начала. В пятидесятых годах происходит масса выставок и конкурсов. В это время на арену выходит Анатолий Зверев, его еще называют «русским Матиссом» [4, 226].

С 1957 года интереснейшие выставки идут на двух основных площадках: Музей имени Пушкина и Музей имени Маяковского. Это были выставки мастеров русского авангарда.

Важно

В живописи 1956-57 годы складывается ряд очагов неофициальной культуры. Во-первых, образована студия Э. Билютина -«новая реальность». В 56-60 г. — это первые годы подобных выставок.

Во-вторых, образована школа, к которой примыкали Крапивницкий, Равин, Яковлев и др. 56-58 годы — значимые процессы в развитии живописи, нетрадиционного искусства. Квартирные выставки, развитие самиздата характерны для этого времени. Начиная, с 1969 года введено постановление об обязательной цензуре выставок.

Массовая аудитория все больше начинает ощущать потребность в другом изобразительном искусстве. У художников же, наоборот стремление выйти к мировым массам. 1974 год «бульдозерная выставка» — попытка организовать выставку на открытом воздухе. В 1975 году были проведены две большие выставки на ВДНХ , 1972 год- расцвет соц.арта — Андрей Харитонов, Кулаков…

Возвращение к вечному и личному характеризует развитие не только живописи, ни и кинематографа: Тарковский, Шукшин. Это своеобразное начало авторского кинематографа. Не случайным было нарастание в духовной культуре семидесятых годов музыки. Именно в 70-ые годы впервые звучит творчество Губайдуллиной, Шнитке, Эдисона.

Этот период попытка вырваться за рамки культуры, это контркультура. Итак, три типа, на которых держалась советская ментальность: созидание, война, культура сливаются в одно целое. XX век -век компьютерной техники. Возрастание роли знаковых систем и средств массовой информации. Культура начинает восприниматься как интерзнаковая реальность.

В это же время, XX век содержит противоречие: философичность и концептуальность доминанты развития современной культуры. Советская культура, с одной стороны, стремиться стать философией откровения. С другой, выведение на первый план ценностей негативного плана. Это становится симптомом XX века.

Читайте также:  Лекции по истории вов

Взаимосвязь философии и искусства выразили философские настроения и идеи, например Риккерта. Культура XX века пытается себя самопознать. Картина предстает как стремление раскрыть новые представления о пространстве и времени.

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/15608

Культура Советского периода

       Общая характеристика советской культуры

       Великая Октябрьская социалистическая революция означала перелом в жизни России, в политическом, экономическом, социальном характере бытия ее народов.

Особую роль она сыграла в рождении и становлении культуры нового типа — общенародной, массовой, многонациональной.

Великий Октябрь создал необходимые общественно-социальные, идеологические и нравственные предпосылки для совершения революции в области культуры.

Совет

        Осуществление же культурной революции было связано прежде всего с приобщением многомиллионных масс не только русского, но и других народов России к овладению грамотностью — базой всякой культуры, к основам общей и профессиональной культуры. Этот процесс был особенно сложным и длительным, так как одной из характерных черт культурной жизни дореволюционной России являлось настоящее ограбление масс, по выражению В. И. Ленина, «в смысле образования, света и знания».

       У самых истоков большевизма как идейного течения в России находилась ленинская идея использования культуры в качестве «служанки политики», инструмента воздействия на людей, на их сознание и поведение. Причем литература расценивалась как исходная, начальная форма всестороннего воздействия на общество.

     «Если мы не сумеем и пока мы не сумеем объединить наше воздействие на народ и на правительство посредством печатного слова, — будет утопией мысль об объединении других, более сложных, трудных, но зато и более решительных способов воздействия», — писал В.И.

Ленин в исторической своей статье «С чего начать?».1

        В работе «Что делать?» Ленин обосновывает — почти на целый век вперед — принцип нетерпимости к любому инакомыслию (относительно собственной социалистической, а в будущем — прямо большевистской идеологии). «…

Буржуазная идеология по происхождению своему гораздо старше, чем социалистическая», «она более всесторонне разработана», «она обладает неизмеримо большими средствами распространения».

«И чем моложе социалистическое движение в какой-либо стране, тем энергичнее должна быть поэтому борьба против всех попыток упрочить несоциалистическую идеологию…». «…

Наше движение действительно находится в младенческом состоянии, и для того, чтобы скорее возмужать, оно должно именно заразиться нетерпимостью по отношению к людям, задерживающим его рост своим преклонением пред стихийностью»2.

Художественное 
творчество. Интеллигенция.

          Отмечая исторические изменения, 
происходящие в работе творческой 
интеллигенции в связи с Октябрьской революцией, В. И.

Ленин говорил: «Подумайте о том влиянии, которое оказывали на развитие нашей живописи, скульптуры и архитектуры мода и прихоти царского двора, равно как вкус и причуды господ аристократов и буржуазии.

В обществе, базирующемся на частной собственности, художник производит товары для рынка, он нуждается в покупателях. Наша революция освободила художников от гнета этих весьма прозаических условий, она превратила Советское государство в их защитника и заказчика».

Обратите внимание

     Новые задачи встали здесь как перед теми художниками старшего поколения, которые сразу приняли революцию и выражали ее в своем творчестве, так и перед мастерами первого, собственно советского поколения художников — создателей искусства эпохи, не имеющей в мировой истории аналогий.

Революция выдвинула перед художником новые задачи – служить народу, отстаивать общее дело борьбы за социализм и коммунизм, нести людям правду, рождать в них творческое начало. Ленин говорил: «Искусство принадлежит народу.

Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их.

Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».

Большая роль в утверждении новых принципов искусства принадлежала трудам В. И. Ленина, его многочисленным высказываниям по вопросам культуры. Еще в 1905 г.

в статье «Партийная организация и партийная литература» он выдвинул понятие партийности литературы, понятие, которое впоследствии вполне закономерно было распространено и на другие виды культуры.

Это положение стало руководящим во всей политике партии в области искусства.

Уже в первые месяцы после революции 
Советское правительство принимает 
ряд важных для развития культуры постановлений: 17 июня 1918 г. был опубликован декрет «Об охране библиотек и книгохранилищ»; 5 октября 1918 г.

— декрет «О регистрации, приеме на учет и хранении памятников искусства и старины»; 26 ноября 1918 г. — декрет «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием»; в январе 1919 г.

при Наркомпросе было создано издательство «Всемирная литература».

В самое 
трудное время — в годы революции и гражданской войны партия и государство уделяли внимание развитию литературы и искусства.

Одним из важных и актуальных мероприятий в первые годы Советской власти была национализация художественных музеев, частных собраний и коллекций. 3 июня 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет о национализации Третьяковской галереи. 3

Важно

В Москве были также национализированы частные галереи Щукина, Морозова, Остроухова, в Петрограде Эрмитаж, Русский музей и многие частные собрания и коллекции. Зимний дворец был превращен во Дворец искусств, а несколько позднее передан в ведение Эрмитажа.

Был национализирован Кремль, его соборы превращены в музеи. Были также приняты меры к охране архитектурных сооружений и произведений искусства и старины в Звенигороде, Дмитрове, Коломне, Серпухове, Можайске, Новгороде, Пскове и других городах.

Многочисленные царские дворцы в Петрограде, а также дворцы и особняки в Гатчине, Петергофе, Царском Селе, Павловске и других местах были превращены в музеи.

Музеями стали также подмосковные помещичьи усадьбы, представляющие историко-художественный интерес: Останкино, Кусково, Мураново, Абрамцево и многие другие. Уже в 1919 г.

в революционной России насчитывалось 87 народных музеев, а в 1921 г. их стало 210.

Чтобы изучить и систематизировать 
художественные материалы, был учрежден «Государственный музейный фонд», в котором сосредоточивались музейные ценности.

После того как эти ценности были учтены, систематизированы и изучены, начался этап комплектования музеев: равномерное распределение художественных произведений по различным музеям Москвы, Петрограда и всей страны.

Одновременно в стране развернулось музейное строительство, какого еще не знала история культуры.

Совет

Важным 
событием в истории искусства 
стала перестройка художественного 
образования. В 1918 г. Училище живописи,

ваяния 
и зодчества, школа станкового искусства и Строгановское училище школа производственного (прикладного) искусства были слиты и реорганизованы в Первые и Вторые свободные художественные мастерские. В 1920 г. путем их слияния были созданы единые Высшие художественно-технические мастерские – ВХУТЕМАС.

В конце 
ноября 1920 г. декрет Совета Народных Комиссаров, подписанный В. Ульяновым (Лениным), провозгласил, что «Московские Высшие государствен

ные художественно-технические мастерские есть специальное художественное высшее техническо-промышленное учебное заведение, имеющее целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования».

О жизненной для республики важности нового высшего учебного заведения говорит 11-й пункт декрета: «Студенты призывных возрастов считаются военнообязанными, откомандированными для выполнения учебной повинности.

Лица, получившие откомандирование и не явившиеся в учебное заведение, считаются дезертирами и подлежат ответственности по законам военного времени».

В 1930 г. при реорганизации ВХУТЕИНа на его базе созданы: Московский архитектурный институт, художественный факультет Московского текстильного института и Московский полиграфический институт, один из факультетов которого в 1934 г. был преобразован в Московский художественный институт (позднее — МГХИ им. В. И. Сурикова).

Особое 
место среди первых мероприятий 
Советской власти занимал ленинский 
план монументальной пропаганды, осуществление которого началось вслед за опубликованием 12 апреля 1918 г. Советом Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина декрета «О памятниках республики»:

«В 
ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:

  1. Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению

         Возвращаясь неоднократно к вопросу об интеллигенции, Ленин пришел к выводу, что это социальная прослойка, обслуживающая интересы разных классов и выступающая на их стороне: есть пролетарская интеллигенция, мелкобуржуазная и буржуазная.

В силу классовой неоднородности интеллигенции Ленин считал необходимым проводить различную тактику по отношению к отдельным ее слоям: в пролетарской интеллигенции целиком и полностью видеть составную часть движущей силы социалистической революции; мелкобуржуазную интеллигенцию, как и все мелкобуржуазные элементы, колеблющуюся массу — нейтрализовать; против буржуазной интеллигенции, сплоченной вокруг крупного капитала и поддерживающей капитализм,— бороться, сломить ее сопротивление.

Народное 
просвещение

История культурного 
строительства в СССР убедительно свидетельствует о том, что ее достижения стали возможны благодаря широкому участию народных масс в культурном преобразовании страны.

Обратите внимание

Советское общество историческим опытом своего развития подтвердило правильность ленинской теории о том, что главным элементом культурной революции является творческая созидательная активность народных масс. В статье «О работе Наркомпроса» В. И. Ленин писал: «…

Советская республика идет вперед в деле народного просвещения, это несомненно. „Снизу», т. е. из той массы трудящихся, которую капитализм отстранял — и путем открытым, путем насилия, и средствами лицемерия и обмана — отстранял от образования, идет могучий подъем к свету и знанию» '.

Подъем миллионных масс к культуре народа В. И. Ленин считал характернейшей чертой нашей культурной революции. В. И. Ленин говорил и о второй стороне процесса развития культуры: «Мы вправе гордиться тем, что мы помогаем этому подъему и служим ему»4.

Решено было построить в селах к 50-летию Октября 500 клубов «Спутник». Молодежь, откликнувшись на решение съезда ВЛКСМ сделать культурно-воспитательную работу ударной задачей комсомола, назвала строительство бригадных клубов своим долгом и обязанностью.

Была создана 281 строительная бригада. Более полутора тысяч студентов строили «Спутники», художественно их оформляли, осуществили озеленение и благоустройство. В массовом сооружении бригадных клубов участвовали промышленные предприятия, рабочие городов и поселков, школьники.

Строительство клубов «Спутник» стало в Курской области поистине всенародным делом.

Читайте также:  Модернизация в начале хх века в россии

Опыт строительства был обсужден в ЦК ВЛКСМ, который отметил активность молодежи в культурно-бытовом строительстве на селе, улучшение на этой основе политической и культурно-массовой работы среди сельского населения.

Опыт народной массовой стройки клубов в бригадных 
поселках заинтересовал многих: только «Курсграждан — проект» отправил в различные области и края РСФСР и других союзных республик более пяти тысяч проектов и чертежей клуба «Спутник».

Важно

За счет строительства 
культурно-просветительных учреждений в отдаленных селах и на производственных участках колхозов и совхозов область получила дополнительно к 50-летию Октября 500 клубов с 80 тыс. посадочных мест.

Не менее 
важно участие трудящихся в сфере 
управления культурным строительством в целом, работа в органах общественного управления отдельными учреждениями и их комплексами.

Деятельность в органах общественного самоуправления выступает при этом как одна из форм проявления общественно-политической активности. Именно это направление общественной деятельности в культурно-просветительной области неоднократно подчеркивал В. И. Ленин в своих статьях и выступлениях.

Говоря о библиотечном деле, он ставил вопрос о «привлечении к работе самого населения». Известно и высказывание Н. К.

Крупской по этому вопросу: «Необходимо, чтобы население пошире принимало участие в обсуждении всех мероприятий по политпросветработе, чтобы не только „обслуживалось», по принимало участие в созидании того, что ему нужно». И далее: «Надо, чтобы каждое учреждение политпросвета состояло под контролем населения, работало при его поддержке».

Сельские учреждения культуры накопили значительный опыт в этом деле. Прежде всего следует назвать советы или правления клубов, библиотек, киноустановок, многообразные комиссии и секции, координационные сонеты по управлению сельскими культурными комплексами и централизованными клубными системами и т. п.

Советы по культуре направляют свои усилия на укрепление материальной базы учреждений культуры, повышение уровня культурно-просветительных работников. Нрава и обязаппостп этих общественных советов закреплены соответствующими документами.

Так, в Положении о государственных клубных учреждениях РСФСР, утвержденном приказом министра культуры республики в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР 6 марта 1966 г., имеется специальная глава «Участие общественности в деятельности клубных учреждений».

Совет

Коллективным органом управления клубной работой, говорится в ней, является общественный совет Дома культуры (клуба), в который па добровольных началах привлекаются широкие массы трудящихся с целью повышения уровня культурно-просветительной работы и наиболее полного удовлетворения запросов различных групп населения.

Нередко органы общественного управления берут 
па себя функции руководства учреждениями, не имеющими платных работников. В таком случае деятельность последних построена на началах самоуправления. Такие ситуации возникают, как правило, при создании народных музеев и картинных галерей, клубов, красных уголков, библиотек на производственных участках.5

Источник: http://stud24.ru/culture/kultura-sovetskogo-perioda/468192-1777320-page1.html

Советская культура: основные черты и тенденции

Советский период в истории России продолжался 74 года: с октября 1917 по август 1991.

После победы Октябрьской революции Советская Россия предприняла грандиозную попытку воплотить в жизнь великие идеалы просветительского гуманизма — свободу, равенство, братсво, счастье, солидарность.

То, что не удалось сделать западному миру, следую по буржуазно-капиталистическому пути, решила совершить новая Россия, избрав пролетарско-социалистический путь развития.

Революционные события в России стали также вызововм марксизму, поскольку противоречили его фундаментальным положениям, согласно которым та или иная общественная формация не уходит с исторической сцены до тех пор, пока не исчерпает свой потенциал прогрессивного развития. Капитализм в России того времени не только не исчерпал свои возможности, но еще только складывался и не достиг даже зрелого состояния.

В военно-экономической области Советский Союз, в который Россия преобразовалась в 1922 году, стал второй мировой державой — после США. Такого уровня он достиг прежде всего благодаря успехам научно-технического прогресса. Однако этот прогресс в полной мере проявил себя главным образом в военной обласьти.

Созданные здесь новейшие, высокие технологии не получили должного распространения в гражданских отраслях производства, за исключением космоса.

В результате Сов союз не смог в 60 — 70-е годы модернизировать экономику, перевести ее на постиндустриальную основу. где главную и решающую роль играют высокие технологии.

Обратите внимание

Все это отрицательно сказалось на эффективности производства и темпах развития экономики. Советский союз начал все ощутимее проигрывать в социально-экономическом хазяйстве, которое становилось для советского общества неким камнем пректновения или даже проклятьем. Политика оказалась самой неблагополучной и уязвимой областью строящегося социалистического общества.

Сталинские репрессии 30-40-х готов, грубые нарушения прав человека легли темным пятном на Советское государство.

Строительство новой культуры также сопровождалось крайностями и перегибами. С одной стороны, здесь имеются впечатляющие успехи и достижения, которые наиболее ярко проявлиись в развитии науки. Благодаря этому Советский Союз первым запустил искусственный спутник Земли, первым построил атомную эклетростанцию, первым изобрел лазер и т. д.

Советский Союз создал эффективную систему образования, котоаря признана одной из лучших в мире. Во многом по этой причине Россия из страны сплошной неграмотности очень быстро стала одной из самых образованных стран мира.

Благодаря созданию широкой сети библиотек и музеев, низким ценам на книги, посещение театра, кино и выставок, в Советском Союзе сложились самые благоприятные условия для приобщения к культуре подавляющего большинства населения. Все это дало большой положительный результат.

Глубокие внутренние противоречия, трудности и сложности, допущенные серьезные просчеты, крайности и ошибки, неблагоприятные внешние условия и многое другое — все это в конечном счете привело к провалу попытки построения социалистического общества и культуры.

В развитии советского периода можно выделить три основных этапа:

1) 1917 — 1932 гг. В центре его находился поиск новой культуры  и путей ее построения, проходившей на фоне широкого культурного плюрализма. Гл события — гражданская война, НЭП, коллективизация. Борьба с церковью и религией. Национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и др. Ликвидация безграмотности. Массовая эмиграция русской интеллигенции.

2) 1932 — 1956 Процесс построения социалистической культуры, с культурной революцией в условиях тоталитаризма.  Культ личности Сталина. Прогресс науки. Репресси против ученых

Важно

3) 1956 — 1991  Исправление допущенных ранее просчетов и ошибок, поиск путей к социализму с человеческим лицом, демократизации культуры и общественной жизни. Снимается железный занавес постепенно. Разоблачение культа личности Сталина. Оздоровление нравственного климата. Улучшается положение религии. Достижения в науке, художественной культуре. 1985 г — перестройка.

Основные достижения культуры России советского периода. Было создано много музеев, такие, как Музей игрушки, Музей мебели, быта 19 и других веков, морозовского фарфора и т. д. Всего только за пять лет 1918 — 1923 было создано 250 новых музеев.

1925 — введно всеобщее начальное образование. Возникла сеть кружков ликбеза. В России 20-х годов существовало множество самых разных литературно-художественнх течений, школ и группировок. В одной только Москве насчитывалось более 30.

Реализм в живописи представляли художники-передвижники.

30-е годы отмечены ликвидацией неграмотности. К концу 30-х годов насчитывалось около 1800 научно-исследовательских институтов. Многие советские ученые — Павлов, Жуковский, Чаплыгин, Лебедев, Иоффе получили мировую известность.

Дарованы миру были роман «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Ювенильное море», «Котлован», «Чевенгур» Платонова, «Реквием» Ахматовой, Шолохов «Тихий дон». В годы войны литература пережила новый подъем (Ахматова, Берггольц, Твардовский, Сурков, Тихонов, Шолохова, Симонова, Исаковского, Полевого, Фадеева.

Высокими достижениями отмечено развитие музыки — Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Хренников, Свиридов, Ковалевский. Шостакович седьмую симфонию посвятил героическим защитникам Ленинграда. Широкую популярность имели песни композиторов Александрова, Соловьева-Седого, Блантера, Новикова, Дунаевского, Мокроусова, Фрадкина.

Песня Лебедева-Кумача и Александрова стала настоящим гимном война — «Священная война». Расцвет переживает детская литература — Маяковский, Маршак, Чуковский, Михалков, Гайдар, Барто, Кассиль, Олеша.

1964 — академики Басов и Прохоров награждаются за создание лазера. Наша страна первой начинает использовать атомную энергию в мирных целях. 1954 — начинает работать первая атомная электростанция, 1957 — пущен первый атомный ледокол «Ленин».

Совет

1957 — запуск спутника Земли, открывший эру в освоении космоса. 1961 — космический полет Гагарина. К 60-м годам уже введена система всеобщего среднего образование.

Розов «В поисках радости», «Традиционный сбор». Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Рыбоков «Дети Арбата».Дудинцев — «Белые одежды». Фильм «Покаяние» Абуладзе.

Фильмы — «Летят журавли» Калатазов, «Баллада о солдате» Чухрая, «Судьба человека» Бондорчука. Тарковский «Андрей Рублев», «Зеркало», «Жертвоприношение».

Поэзия — Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский.Удивитнельного успеха достигла «деревенская проза». В этом жанре трудулись Абрамов, Астафьев, Можаев, Белов, Носов.

Авторская песня — Высоцкий, Окуджава, Галич.

Советский театр — «Современник», «Театр на Таганке», «Театр на Малой Бронной». Своим успехом советский театр обязан прежде всего творчеству режиссеров Любимова, Ефремова, Эфроса.

Изобразительное искусство: Реализм — Платонов, Томский, Оссовский, Моисеенко, Коржев, Яблонская, Ромадин, Глазунов, Шилов. Линию русского авангарда продолжают в своем творчестве Сидур, Калинин.

Продолжают успешно работать ярко заявившие о себе в 60-е годы художники Попков, Салахов, Андронов, Жилинский, Стожаров, Волков. В 70-е годы получают широкую известность группа молодых художников — Назаренко, Нестеров, Булгаков, Ситников, Орлов.

В скульптуре творят Аникушин, Комов, Клыков. Социально-экономические проблемы и трудности, рост бездуховности, симптомы нравственной болезни находят выражение в творчестве Шукшина, Трифонова, Распутина, Вампилова, Розова, Володина, Битова, Айтманова.

Источник: https://kultura-socio.ru/otvety-na-voprosy-k-ekzamenu-po-distsipline-kulturologiya/679-sovetskaja-kultura-osnovnye-cherty-i-tendencii.html

Ссылка на основную публикацию