Сталинская эпоха в украинских школьных учебниках

Школьные учебники СССР

ПОИСК ПО САЙТУ (верхние результаты могут быть сторонние, гугловская реклама). Если отключены скрипты, форма поиска работать не будет.

Жёлтый или серый фон со страниц, по возможности, убираем — для удобства чёрно-белой распечатки (в настройках принтера можно указать отдельные страницы для печати).

Также, по возможности, предлагаем цветной и чёрно-белый варианты учебника. Там, где качество скана позволяет, распознаём текст учебника (где нет формул, таблиц и спецсимволов) или фрагмент.     Начинающим пользователям.

Скопировать распознанный текст учебника со страницы можно через Ctrl+A (выделить всё) и Ctrl+С (копировать), затем вставить Ctrl+V в текстовой редактор (Блокнот) и сохранить как TXT.     Полные тексты обычно выкладываем готовым отдельным файлом.     Текстовой файл можно открывать на любом устройстве.

Обратите внимание

Электронная читалка — на телефоне, на компьютере, с E Ink экраном — удобна тем, что позволяет настраивать желаемый шрифт и, самое главное, оставлять закладку (запоминает место, где закрыли, и без закладки). Открываете в читалке наш файл простого текста (.txt), не замусоренного интернет-дребеденью, и пользуетесь.

Ссылка на программу для чтения — ниже.     Если ранее не встречались с форматом DjVu, ссылка на программу тоже ниже. Годится для настольных ПК, ноутбуков и планшетов с большим экраном; в телефонах открывать DjVu не имеет смысла, это картинка с текстом.

Мы указываем год издания конкретного отсканированного учебника, но следует учитывать, что многие из них были написаны ещё в 1930-50-е сталинские годы, а впоследствии переиздавались. Некоторые же, такие как учебники А. П. Киселёва по математике, пришли к нам из 19 века.

Просьба сообщать, если что-то не работает: karlov@bk.ru

Сканируйте и присылайте советские школьные учебники в любом потрёпанном состоянии, в любом формате (лучше несжатый TIF) или уже готовые DjVu/PDF: karlov@bk.ru — во вложении или, если большие TIF-ы, через файлообменники типа яндекс-диск.

Программа для чтения DjVu — WinDjView.exe
офиц. сайт: windjview.sourceforge.io/ru

Для распознанного текста и прочих книжных форматов можно использовать AlReader: www.alreader.com/downloads.php?lang=ru

версии для всех операционных систем.

+ Полезная ссылка. «Живые» переизданные сталинские учебники (можно купить): stalins-bukvar.ru

 

МЕТОДИКИ

Начальная школа. Настольная книга учителя. Ред. М. А. Мельников. — 1950 г.

Самостоятельная работа учащихся на уроках. Есипов Б. П. — 1961 г.

Методическое руководство к обучению письму. Гербач В. С. — 1907 г.

Указания для учителя о применении прописей при обучении письму в начальной школе. Воскресенская, Закожурникова, Ткаченко. — 1935 г.

Методика чистописания. Боголюбов Н. Н. — 1955 г.

Методическое руководство к букварю. — 1956 г.

Методика обучения чтению и письму в начальной школе. Редозубов С. П. — 1961 г.

Как организовать в семье обучение ребёнка шести лет по «Азбуке». Янковская, Крылова. — 1963 г.

Как обучать ребёнка шести лет по «Азбуке». — 1972 г.

Внеклассное чтение в 1 классе (методические указания). Светловская, Джежелей. — 1981 г.

Внеклассное чтение во 2 классе (методические указания). Светловская, Джежелей. — 1983 г.

Что читать детям. Рекомендательный указатель детской литературы для учащихся 1-4-х классов. — 1951, 1953 г.

Методика грамматики и орфографии в начальных классах. Кустарёва, Рождественский и др. — 1970 г.

Русский язык в первом классе. Кустарёва, Рождественский. — 1972 г.

Русский язык во втором классе. Закожурникова, Кустарёва, Рождественский. — 1970 г.

Важно

Методические указания к преподаванию русского языка во II классе. Сыроечковская, Шейнина. — 1955 г.

Русский язык в третьем классе. Кустарёва, Рождественский. — 1974 г.

Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. Политова Н. И. — 1984 г.

Уроки русского языка в 1 классе. Рамзаева Т. Г. — 1989 г.

Уроки русского языка в 6 классе. Лазарева Л. А. — 1979 г.

Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов средней школы. Пособие для учителя. Костяева, Рыбченкова. — 1991 г.

Литературное чтение в VI классе. Методическое пособие. Бочаров Г. К. — 1957 г.

Методические указания к преподаванию литературы в VIII классе. Корст, Смирнов. — 1954 г.

Программы средней общеобразовательной школы. Математика. Шаламова Г. А. (ред.) — 1991 г.

К истории развития передовых идей в русской методике математики. Ланков А. В. — 1951 г.

Методическое руководство к учебникам арифметики. Пчёлко А. С. — 1934 г.

Методика преподавания арифметики в начальной школе. Пчёлко А. С. — 1945 г.

Методика преподавания арифметики. Кавун, Попова. — 1934 г.

Методика арифметики в начальной школе. Волковский Д. Л. — 1937 г.

Арифметические упражнения и функциональная пропедевтика (как давать навыки вычислений в 6-8 классах). Гончаров В. Л. — 1947 г.

Методика преподавания арифметики. Чичигин В. Г. — 1952 г.

Методика преподавания математики. Брадис В. М. — 1954 г.

Методика арифметики для учителей. Березанская Е. — 1955 г.

Методика обучения алгебре в 6 классе. Гибш И. А. — 1963 г.

Алгебра. Пособие для учителей 9-11 классов. Гибш И. А. — 1960 г.

Методика преподавания алгебры. Барыбин К. С. — 1965 г.

Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе. Глаголева, Ивашёв-Мусатов. — 1980 г.

Геометрия. Методическое пособие. Гангнус, Гурвиц. — 1934,35 гг.

Преподавание математики. Пиаже и др. — 1960 г.

Совет

Методика преподавания математики в начальных классах. Бантова, Бельтюкова. — 1984 г.

Методика преподавания математики в восьмилетней школе. — 1965 г.

Методический журнал «Математика в школе» 1929—1949 гг.

Учись решать задачи. Колягин, Оганесян. — 1980 г.

Методика преподавания физики в семилетней школе (4 тома). Горячкин Е. Н. — 1948-1955 г.

Методика преподавания астрономии в средней школе. Набоков М. Е. — 1947 г.

Методика преподавания астрономии в средней школе. Левитан Е. П. — 1965 г.

Источник: https://sheba.spb.ru/shkola/

Как переписывают историю в школьных учебниках народов бывшего СССР

В эстонских учебниках ключевым событием для интерпретации Второй мировой войны является подписание «Пакта Молотова-Риббентропа». Ответственность за неудачу англо-советско-французских переговоров о заключении договора о взаимопомощи, направленного на обуздание гитлеровской агрессии, возлагается исключительно на СССР.

Причиной указываются экспансионистские устремления Кремля. Один из учебников пишет что переговоры об антигитлеровской коалиции начались в Москве в июле 1939 года и зашли в тупик после того, как советские представители потребовали немедленного пропуска советских войск к западным границам Польши и Румынии.

Зачем Советскому Союзу нужно было проводить войска сквозь Польшу, никак не объясняется.

В Эстонии темы начала Второй мировой войны и утраты странами Балтии независимости рассматриваются как взаимосвязанные. 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу.

28 сентября 1939 года СССР заставил Эстонию заключить договор о взаимопомощи, по которому на эстонской территории, начиная с октября 1939 года, были размещены советские сухопутные, морские и авиационные военные базы и войска общей численностью 25 000 человек.

Тем не менее, об аннексии и советизации Эстонии и речи не было. Нет никаких документальных подтверждений подобного рода планов.

Замышлялось лишь создание собственных сфер влияния в Восточной Европе в рамках и пределах, допускаемых тогдашним международным правом и обычаем и с учетом разрастающейся войны. Ограниченный контингент Красной Армии располагался в строго отведенных для этого местах. Военнослужащим было категорически запрещено контактировать с местным населением.

Обратите внимание

События в Эстонии 21 июня 1940 года, когда собравшиеся в столице многочисленные левые активисты потребовали у президента Пятса отставки правительства, в учебниках называются «июньским переворотом».

Для иллюстрации прямого вмешательства Красной Армии в эти события учебник приводит две похожие фотографии с подписью «В сопровождении красноармейских броневиков демонстранты направляются в Кадриорг. Позднее, когда участие Красной Армии в июньском перевороте потребовалось скрывать, такие снимки подверглись «обработке» — броневики исчезли (см. нижнее фото)».

Однако при внимательном рассмотрении видно, что это не фото, подвергшееся ретуши, а две разные фотографии. Тем более, фото с броневиками неоднократно публиковалось и широко известно.

Желание представить СССР лишь «попутчиком», на определенном этапе присоединившимся к антигитлеровской коалиции, учредителями и основными силами которой были США и Великобритания, заставляет манипулировать хронологией.

«Формирование антифашистской коалиции началось с провозглашения Атлантической хартии, подписанной Рузвельтом и Черчиллем 14 августа 1941 года». Через пару абзацев автор вскользь сообщает, что «официальный военный союз между СССР и Англией был заключен ещё 12 июля 1941 года».

А Вашингтонская декларация 26-ти стран (в том числе и СССР) от 1 января 1942 года, официально оформившая антигитлеровскую коалицию, даже не упоминается.

Роль СССР и Красной Армии в разгроме нацистской Германии и ее союзников в эстонских учебниках, как правило, не отрицается, но принижается путем нехитрых риторических приемов.

Так, Феодоров в «Новейшей истории» уклоняется от обнародования факта, что именно советские войска взяли Берлин. Если не знать заранее, то при чтении учебника можно подумать, что это сделали или все союзники вместе, или американцы.

Лишь через несколько страниц, повествуя о Потсдамской конференции, автор отмечает, что «в Берлин, занятый советскими войсками, вводились войска западных союзников…»

Важно

За последние два десятка лет официальные представления о роли и месте Эстонии и эстонского во Второй мировой войне радикально поменялись. Первоначальное постсоветское представления для эстонцев о войне как братоубийственной трагедии сменилось утверждением, что Эстония войну проиграла.

Сотрудничество с немецкими оккупантами учебники истории стараются представить скорее вынужденным, чем добровольным и сознательным. Эстонские учебники истории видят такое сотрудничество с фашистамми прежде всего борьбой за независимость.

Строго говоря, борьбой за свободу именуются лишь бои, которые вели эстонские подразделения СС, вермахта, частей охраны тыла, люфтваффе и т.д. на территории Эстонии.

Но и участие эстонцев-добровольцев в сражениях под Сталинградом, карательных операциях в Белоруссии и Псковской области, охране концлагерей в Донбассе и оборонительных боях в Польше тоже агрессией и оккупацией не называется.

Источник: https://nstarikov.ru/blog/50730

От Александра Первого до Иосифа Сталина: как менялся учебник истории

Учебник истории, да и сама трактовка этого предмета в школьной и вузовской программах во все времена вызывали самые бурные дискуссии.

Сергей Простаков специально для «Мела» рассказывает, как в мире в целом и в России в частности возник интерес к истории, как историю ввели в учебных заведениях, как составлялся первый учебник истории и каким образом он менялся в зависимости от происходящих в стране политических процессов.

Всё про ЕГЭ. Рассылка

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

«Прусский учитель выиграл сражение при Садове», — эту фразу приписывают Отто фон Бисмарку. На самом деле впервые этот афоризм появился в статье профессора географии из Лейпцига Оскара Пешеля в 1886 году. Он писал: «Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».

Но современники и потомки с легкостью посчитали автором этого выражения «железного канцлера» фон Бисмарка. Он со своими соратниками создал Германию — до середины XIX века даже не все немецкоязычные люди знали это слово. Прусский король Фридрих II за сто лет до появления Германии не верил в существование немецкого языка. А в единой Германии он стал почитаться в ряду самых великих немцев.

Отто фон Бисмарк (1815–1898) и Оскар Пешель (1826–1875)

В июне 1866 у чешского городка Садов решался вопрос о путях создания единого немецкого государства из разрозненных курфюршеств, герцогств и королевств — войдут ли они в состав Австрии или предстанут перед миром в виде невиданной единой Германии во главе с прусским королем. Австрия сегодня — маленькое европейское государство. Германия, несмотря на все повороты истории, до сих пор остается одним из важнейших государств в мире. Так что тот самый «прусский учитель» выиграл сражение на несколько столетий вперед.

Зачем государству история

Не только немцы, но и националисты в других странах всегда осознавали ценность работы учителей, особенно учителей истории. «Все учителя в мире есть самые преданные и почетные элементы человеческого общества», — как-то обмолвился основатель национального турецкого государства Кемаль Ататюрк.

Французский историк Эрнест Ренан в своей лекции «Что такое нация?», прочитанной в Сорбонне в 1882 году и положившей начало осмыслению феноменов нации и национализма, называл именно представления об общем прошлом основанием современных наций.

Не язык, не религия, не обычаи, не политические и финансовые интересы, согласно Ренану, делают сообщество людей нацией. «Нация — это душа, духовный принцип. Две вещи, являющиеся в сущности одною, составляют этот духовный принцип… Человек не появляется сразу. Нация, как и индивидуумы, это результат продолжительных усилий, жертв и самоотречения.

Героическое прошлое, великие люди, слава — вот главный капитал, на котором основывается национальная идея», — говорил историк.

Национализм и нации — относительно новое историческое явление

Они стали появляться в конце XVIII — начале XIX веков вследствие разрушения прежних традиций, наследуемых еще со Средневековья: падал авторитет монархий и религий, разрушались сословия. На их место приходили капитализм, демократия и равноправие.

Национализм, в основании которого лежала идея, что каждый народ должен обладать своим государством, претендовал на то, чтобы заменить прежние религиозные и политические традиции. Государство перестало видеться «вотчиной» короля, а стало считаться собственностью всего населения страны.

Если раньше монархии апеллировали к божественному праву — «всякая власть от Бога», то теперь нации обосновывали свои претензии на независимость и государственную самостоятельность историей.

Кемаль Ататюрк (1881–1938) и Эрнест Ренан (1823–1892)

Совет

Но национальных историй вплоть до начала XIX века не существовало. Их предстояло написать. Прежние хроники были посвящены жизни монархов. Вспомним русские летописи: «Поехал князь Александр к татарам»; «И пошел князь Всеволод с Городища со всем двором своим, одевшись в доспехи, как на битву, и приехал на Ярославов двор».

В летописях действуют или монархи или же безликие жители различных населенных пунктов: «Ходили новгородцы войной к Устюгу»; «И отрезали [горожане] у татар срамные уды, и вкладывали им же во рты, а с поляков, чехов и валахов кожу сдирали»; «Созвал Мстислав вече на Ярославовом дворище, и сказал новгородцам: „У меня есть дела в Руси, а вы вольны в князьях“».

Читайте также:  Правление елизаветы петровны

Два столетия назад после Великой Французской революции перед интеллектуалами разных европейских стран встала одна и та же задача — создать национальную историю из разрозненных и противоречивых фрагментов прошлого.

Подобные версии прошлого должны были звучать достаточно убедительно, чтобы ни у кого не возникало вопросов к претензиям наций на независимость.

Прежде всего, вопросов не должно было возникать у тех, кто определялся как представитель нации.

Современный исследователь Энтони Смит пишет: «История национализма — это в той же степени история тех, кто о нем повествует, как и история собственно националистической идеологии и движения».

Для достижения этой цели потребовалось по-настоящему массовое образование. То, что Ренан называл душой нации, должно было закладываться в образовательные программы по языку, литературе и истории.

Обратите внимание

В качестве национального языка часто брался даже не самый распространенный в пределах государства диалект, а тот, на котором говорили носители ядра государства. Национальные языки через массовое образование последовательно уничтожали местные диалекты.

Попадание того или иного писателя в статус классика было в прямой зависимости от выбора чиновника, отвечающего за составление школьной программы по литературе.

Школьный учебник истории, в свою очередь, стал каноном тех событий, который должен помнить представитель нации для того, чтобы таковым считаться.

Если же событие в учебнике не было упомянуто, то можно было смело считать, что в истории нации его не существовало или оно было незначительно.

Так что националистические идеологи совсем не лукавили, когда отдавали честь выигранных войн школьным учителям.

Карамзин пишет русскую историю

Интеллектуальная мода на национализм в Россию пришла тогда же, когда она распространилась во всей остальной Европе. Если есть спрос, есть и предложение.

Знаменитый литератор Николай Карамзин в начале XIX века взялся за большую работу по созданию канона русской истории. Он отнюдь не был первым, кто решился на эту работу.

В XVIII веке исследования по истории России занимались Василий Татищев, Михаил Ломоносов и Михаил Щербатов.

Но создание «Истории государства Российского», как назвал свой многотомный труд Карамзин, пришлась совсем на другое время. Как уже было сказано, это было время моды на национализм, на поиск исторических корней нации. Бывший писатель и журналист Карамзин, переделавшийся в историка, очень точно попадал в дух времени.

«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом», — писал один из людей, воспитанных на этой книге, которого звали Александр Пушкин. Сам же Карамзин видел себя чуть ли не богом, создававшим целый мир.

Первый том своей истории он хотел открыть следующей фразой: «Библия для христиан, то история для народов».

Источник: https://mel.fm/istoriya_obrazovaniya/1740592-history

Сталинские учебники для школьников

в продолжение этих тем

https://ckychnovosti.livejournal.com/951968.htmlhttps://ckychnovosti.livejournal.com/921422.html

.

Сталинские учебники используются знаменитым Итонским колледжем Великобритании и другими самыми элитными образовательными учреждениями Запада. У нас же внедрена Западная система образования для толпы. ЕГЭ был разработан для оценки знания умственно отсталых детей. Пора вернуть в наши школы лучшую в мире Сталинскую систему образования.

.

https://youtu.be/e2wbmZVNwJg

комменты

.

————-

Вернуть то пора, только кто это сделает? Путин???

Надо сначала причину устранить, а затем уже последствия исправлять!

——————

Из контекста становится понятно, что авторы отождествляют понятия «сталинский» и «советский», игнорируя тем самым большую часть истории Советского Государства, что не корректно, т.к.

образование менялось в зависимости от целей и задач партии, а так же, от открытий науки и идеологического констукта.

Важно

Можем вспомнить какие лишения переживал Макаренко, один из лучших педагогов в мире, или как ущемляли Павлова, пока он не придумал концепцию, что соответствует идеологии. Про запрет на генетику и развал педологии я вообще молчу.

———————

Александр,  вы ставите в вину  советской стеме образования  ее достижения .  Именно в СССР стали возможны такие педагоги практики  как Макаренко.

  Можете себе представить  опыт Макаренко  до революции, в буржуазной школе двух коридоров Запада (для элиты и быдла которую описывала еще Крупская)  или  в современной РФ ?  То то и оно ! Причем здесь Павлов и генетика.

  Речь идет о среднем образовании  и развитии мышления школьника-  что в СССР было лучшим в мире… Павлов вообще был  на щите в СССР. А дискуссии о генетике  (могу добавить и про кибернетику)- обычные  формы отбора и становления нового научного знания.

  В странах не имеющих сильное университетское массовое образование  и науку  такие дискуссии просто немыслимы. Педологию  тоже  в ходе дискуссий  например выкинули нах  и правильно сделали.

————

Авторы не отождествляют сталинские учебники и советские. При Сталине были разработаны лучшие в мире учебники для средней школы, именно поэтому ими пользуются только в элитных учебных заведениях, а из всеобщего образования эти учебники были постепенно изъяты, т.к. Советский Союз совершил слишком уж огромный скачок вперед.

Как только к власти пришёл троцкист Хрущев после убийства Сталина, сразу были изъяты из образования логика и психология. И так шаг за шагом советское образование ухудшали с каждым годом. Ну после развала СССР уже и говорить не о чем.

Пока не написаны другие учебники, думающими людьми стали использоваться Сталинские учебники для образования своих детей.

————-

——

Совет

Сталинское образование лучшее было для своего времени.Машина Победа тоже одна из лучших того времени.Но для сегодняшних реалий это хлам железа.Образование того времени тоже неэффективно в современном мире. т.к. мир изменился , социальный строй, технологический уклад и скорость смены технологий.

——-

Вовка Иванов

Сталинское образование лучшее было для своего времени.Машина Победа тоже одна из лучших того времени.Но для сегодняшних реалий это хлам железа.Образование того времени тоже неэффективно в современном мире. т.к. мир изменился , социальный строй, технологический уклад и скорость смены технологий.Сегодня к моменту конца обучения некоторые специальности просто исчезают из обихода.

Да и само понятие специальность и наемный труд уже в прошлом.Рабы рабочие никому не нужны.Зачем брать работодателю ответственность. Как научный так и религиозный методы не удовлетворяют общество так как с огромной скоростью растет ком информации ставящий эти методы познания под сомнения.Нет нужны современные методы развития.

По эффективности сопоставимые со сталинскими для того времени.

———-

Вовка, здесь говориться про ТИП обучения — логический, понятный университетский , дисциплинарный .

Человек пропущенный через этот тип обучения становится способным к дальнейшему обучению всю жизнь — раз, к системному мышлению — два , и противостоянию манипуляции сознанием — три (для последнего знаний сталинского времени естетвенно недостаточно — нужны книги Кара-Мурзы, Неведимова , Расторгуева и ряд других.

) Глобалистская фашистская элита как раз и закладывает такую базу в своих отпрысков — только естественно для господства над опримитивленным быдлом. Знание — сила. И согласен с предыдущими комментариями — что такой высокий тип образования может появится лишь тогда, когда глобалисты будут подвинуты от власти и к ней придут люди с ленинским сталинским мировоззрением.

————

Вячеслав, правильно ли я понимаю, что вы не связываете школьное, массовое образование, с научными достижениями? Это смешно.

Соглашусь про концептуально другой тип систематизации информации в советских учебниках, однако речь шла не о них в видео. Прямым текстом было сказано: «воспитывайте детей по советским учебникам». Ни слова про адаптацию, развитие мышления и пр. и пр.

Смыслы, что мы здесь с вами защищаем я понимаю и одобряю, но хочу чтобы методы им соответствовали. Большая часть комментарием в защиту ролика являются необходимыми для ролика дополнениями. где всплывают тезисы и факты, что авторами озвучены не были. Это не дело.

————

Обратите внимание

Александр, Как раз сталинский тип образования ( я бы его назвал русско-дворянский ,  адаптированный  под  социалистическое жизнеустройство  и  перенесенный большевиками на поголовно весь народ) — и формирует научный тип мышления. Почему «ни слова про адаптацию» -как раз и говориться, что под западную элиту  учебники были адаптированы.     

источник — https://vk.com/wall-82197743_834025

Источник: https://ckychnovosti.livejournal.com/954015.html

Украинский учебник истории — отрава для детей

«Что с них возьмёшь –  они же шумеры…», – эту шутку об украинцах в последнее время мы слышим всё чаще. Google при запросе «украинцы шумеры» выдаёт более четырёхсот тысяч (!) ответов. И пусть не все они посвящены «родству» с одной из древнейших цивилизаций, но иронический образ современной Украины и украинцев, выводящих свои корни из Месопотамии, прочно прописался в умах.

При этом бытует мнение, что «шумерская родословная» присутствует в школьных учебниках. Возможно, кого-то мои слова разочаруют, но это не так. А вместе с тем учебные пособия по истории Украины заслуживают самого пристального внимания: без них трудно понять, что происходило с этой бывшей советской республикой после 1991 года и как там мог появиться существующий ныне политический режим.

Возьмём учебник для 5 класса. Называется он «Історія України.

(Вступ до історії)», выпущен в Киеве издательством «Генеза» в 2013 году, то есть ещё до переворота, при президенте Януковиче, когда ведомством просвещения руководил Дмитрий Табачник.

Приказом министерства образования и науки, молодёжи и спорта №10 от 04.01.2013 г. эта была книга рекомендована в качестве учебного пособия и служит в таком качестве до сих пор.

Автор учебника –  Юрий Власов. На сайте Института педагогики Академии педагогических наук Украины его рекомендуют как кандидата наук, доцента, автора более ста публикаций.

И какие знания сей учёный муж вкладывает в детские головы? Первым делом он знакомит детей с Михаилом Грушевским, которого аттестует «отцом украинской истории».

Можно называть Грушевского фальсификатором, отмечать его крайнюю тенденциозность, но, как по мне, более всего красноречив такой факт: во время гитлеровской оккупации в школах Краматорска в качестве учебного пособия рекомендовалась именно «Иллюстрированная история Украины» Грушевского.

Пятиклассников знакомят не только с «украинским Геродотом» Грушевским (второй справа в заднем ряду), но и с его роднёй

Однако вернёмся к учебнику Власова.

Когда школьников познакомят с «отцом истории», им поведают об археологии, музеях и архивах, но это уже во вторую очередь: ведь главная задача – растить не поколение образованных людей, а украинских «патриотов». И это поколение растят уже не одно десятилетие. Поэтому, например, в учебнике детям и предлагается упражнение: «Умеете ли вы хорошо рисовать трезубец?»

Затем автор пособия постепенно добирается до одного из главных вопросов –  о происхождении названия «Украина». На 47-й странице читаем, что «Русь» предшествовала названию «Украина» для обозначения территории, населённой «украинцами-русичами», а само название происходит от слова «країна», что значит «родной край», «страна», «земля».

Важно

Серьёзные ученые (например, ушедший недавно из жизни лингвист Андрей Зализняк) всегда утверждали, что «Украина» – это от «окраины». Однако в независимой стране считать себя порубежьем, то есть маргиналами на разломе двух цивилизаций, не желают, и поэтому детям-пятиклассникам скармливают измышления Грушевского («Украина-Русь», «украинцы-русичи» и т. п.).

Открываем сочинение господина Власова на 52-й странице и выясняем, что Богдан Хмельницкий заключил с московским царём, оказывается, «военный договор». Это о 1654 годе.

Заглянем теперь в источник и читаем: «Обрадовася вельми с пожалования великого и милости неисчетной Твоего Царского Величества, которую нам изволил Твое Царское Величество показать, много челом бьем Тебе, Государю нашему, Твоему Царскому Величеству, служити прямо и верно во всяких делах и повелениях Царских Твоему Царскому Величеству будем вовеки».

Очевидно, что перед нами не «военный договор», а прошение о принятии в подданство, пятиклассников же цинично обманывают.

Кроме фальсификаций автор учебника занимается ещё и подтасовками.

На 85-й странице он пишет, что в XIX веке украинского государства не существовало, эти земли принадлежали Российской и Австрийской империям, но уже на 93-й сообщается, что в конце столетия на Украине появились первые железные дороги: Перемышль – Львов и Одесса – Балта. И ни слова о том, что эти железные дороги появились не «на Украине»,  а в таких государствах, как Австро-Венгрия и Россия.

В том же абзаце говорится об электрическом трамвае, который запустили в Киеве в 1892 г. Киевляне всегда гордились тем, что это был первый электротрамвай во всей Российской империи. Однако в учебнике данный факт опущен  – учебник создаёт миф об отдельной от России Украине.

Первый электрический трамвай в России был запущен в Киеве, но детям об этом знать не положено

Столь же бесцеремонно Власов обращается и с другими фактами. На 118-й странице он сообщает, что в результате восстания Хмельницкого возникла Украинская казацкая держава и называет её то Войском Запорожским, то Гетманщиной.

Затем читателей информируют, что просуществовала она более 100 лет, а в 1760-1780 годах Гетманщина попала под власть царизма и была ликвидирована. Снова ложь.

Гетманщина независимой державой никогда не была и опять-таки являлась частью России.

Совет

Автор учебника передёргивает и тогда, когда речь заходит о революции 1917 года. Школьникам сообщается о создании Центральной рады, провозглашении Украинской народной республики (УНР) и её войне с большевиками.

Откроем III универсал Центральной рады, где сказано: «Народ украинский и все народы Украины! Тяжелое и трудное время пришло на землю Российской Республики… Народ Украинский! Ты, вместе с братскими народами Украины, поставил нас беречь права, добытые борьбой, создавать порядок и строить всю жизнь на нашей земле.

Читайте также:  Коренной перелом великой отечественной войны

И мы, Украинская Центральная Рада, твоей волей, во имя созидания порядка в нашей стране, во имя спасения всей России, оповещаем: Отныне Украина становится Украинской Народной Республикой.

Не отделяясь от республики Российской и сохраняя единство ее, мы твердо встаем на нашей земле, чтобы силами нашими помочь всей России, чтобы вся Республика Российская стала федерацией равных и свободных народов [выделено нами. – С.П.]…»

Есть ли в учебнике для пятиклассников хоть слово о федерации и спасении России? Нет!

Перейдём к Великой Отечественной войне. Сейчас на Украине её как бы отменили (декоммунизация, понимаешь) и говорят только о Второй мировой, однако в учебнике Власова термин «Великая Отечественная» ещё присутствует, хотя с оговоркой: «известна под названием» (147-я страница). Намёк на то, что ни Великой, ни Отечественной эта война для народа Украины не была.

А через несколько страниц заходит речь о сопротивлении гитлеровским оккупантам, и в один ряд с советскими партизанами ставится УПА. Правда, ей ещё пока не приписаны лавры освободительницы Украины, но с «революціей гідності» придёт и это.

Ещё хлеще в пособии по истории Украины расправляются с послевоенным периодом: его просто нет, вместо 1945-1991 годов в учебнике дыра.

После параграфа, посвящённого войне, Власов переходит к независимой Украине.

Обратите внимание

И тут – одна перемога за другой: введение гривны, спорт, освоение космоса (имеется в виду полёт Леонида Кадынюка на американском шаттле «Колумбия»), народный хор имени Григория Веревки…

Полёт Леонида Кадынюка преподносят как одно из главных достижений независимой Украины

Окончив пятый класс, украинские школьники будут знать, что их стране более тысячи лет, что целый век существовала независимая Гетманщина, что потом возникла УНР, а с гитлеровцами воевала УПА.

К реальной истории  это никакого отношения не имеет. Однако вся эта белиберда останется в детских головах.

В шестом, седьмом и последующих классах извращённое представление о прошлом Украины будут закреплять и бетонировать.

И когда сгодня мы видим осатанелую молодежь, орущую «Слава нації! Смерть ворогам!», то это одно из прямых последствий появления подобных учебников истории.  Отравленные детские души – первый шаг к формированию «другого народа». И постсоветская Украина сделала много таких шагов – никто не препятствовал.

Сергей Павленко, ФСК

Источник: https://news-front.info/2018/06/17/ukrainskij-uchebnik-istorii-otrava-dlya-detej/

Сталинские учебники. такого сейчас не встретишь.. всем скачать и изучать !!!

?

ОТШЕЛЬНИКЪ (gilliotinus) wrote,
2016-10-20 09:40:00 ОТШЕЛЬНИКЪ
gilliotinus
2016-10-20 09:40:00 Category:

[ЧИТАТЬ]

Как известно, «кровавый тиран» Сталин мучил детишек тем, что заставлял их учить в школе такие странные предметы, как основы логики и психологии. Но если книга Виноградова и Кузьмина Логика; у меня уже была, то вот психологию до недавнего времени я так найти в сети и не мог. Но терпение и труд все перетрут:)

Для желающих помучить своих детей (да и себя тоже) тоталитарными предметами, даю соответствующие ссылки:

http://rghost.ru/39250140

Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф. — Логика. Учебник для средней школы — 1954 г.

http://rghost.ru/39249997

Теплов Б.М. — Психология. Учебник для средней школы — 1953 г.

Учеба в наши дни — дело самих учащихся. А уж самообразование — просто осознанная необходимость. Так что, кому нужно, — скачивайте.

Квалифицированные же потребители (с) могут оставить этот пост без внимания.

НАДСТРОЙКА — АДАПТЕР

Следует переосмыслить само понятие материи, так как мысль материальна — это материя особого качества, следовательно и она подпадает под категорию материи.

То же и с управляющими структурами — высшими силами.

Бог Всевышний это проницающее мироздание тончайшее тончайших связующее начало, это первооснова любой материи, её Матерь, начало начал бытия, и никакого противоречия тут быть не может.

Потому, когда читаете про первичность материи, адаптируйте это сообразно вышеописанному — первичная материя всегда та, которая имеет более тонкую структуру..

ПРИМЕР 1) Первичность более тонкой материи, её доминанта

Металл и человек..Человек, а конкретно его физическое тело, более тонкоматериален по отношению к металлу.Человек добывает металл, делает из него механизмы, автомобили..Более тонкоматериальный человек садится в более грубоматериальный автомобиль и управляет им, задает ему направление движения.Человек доминирует, управляет

ПРИМЕР 2) Первичность более тонкой материи, её доминанта

Человек и мысль..Человеку пришла мысль (сигнал) от управляющих им высших его составов — поехать на автомобиле.Человек, управляемый тонкоматериальной сущностью (своим высшим составом) садится в автомобиль, и управляет более грубоматериальным относительно его самого  автомобилем..

Здесь, на этом примере, мы можем проследить иерархическую цепочку управления мирозданием.

ПРИМЕР 3) В современной электротехнике

Для запуска эл.двигателя 380 вольт, сначала срабатывает реле 12-24 вольт (к примеру), которое соответственно замыкает контакты 380 вольт — эл.двигатель запущен.

То же и с человеком — пришла тонкоматериальная мысль, человек сделал выбор (принял решение) что эквивалентно срабатыванию слаботочного реле, и «замкнул контакты» — совершил действие, то есть, внес изменение в развитие хода бытия мироздания. (включил тот же рубильник 380 вольт, например)

Нужно оговориться, что тонкоматериальные управляющие сущности бывают у человека разными, в зависимости от его нравственного состояния.Но в любом случае, сигнал (мысль) человек получает от тонкоматериальных управляющих им сущностей, на предмет выбора.Выбор и определяет самого человека, его судьбу, самую жизнь..

МЫ ДЕЛАЕМ ВЫБОР — ВЫБОР ДЕЛАЕТ НАС..

ПРИМЕР 3) 2 типа управляющих тонкоматериальных сущностей (грубо)

1) Сущность испытательного порядка.Подает мысли, направленные на испытание качеств человека (в зависимости от его параметрических характеристик и нравственного состояния) на предмет делания человеком выбора (ДА-НЕТ)

2) Сущность охранительного прядка.Подает мысли направленные на выход из создаваемых сущностью 1) ситуаций испытательного характера, на предмет помощи в делании выбора, принятия окончательного решения.(НЕТ-ДА)

В таком понимании материалистическая логика может быть применима и к понятиям духовного, тонкоматериального мира

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА на основе СОВЕТСКОГО УЧЕБНИКА ЛОГИКИ

ЦИТАТА — «Сравнение — это такой логический приём, с помощью которого устанавливается сходство и различие предметов, явлений объективного мира.»

Человек, как существо обладающее разумом, стремится упорядочить пространство вокруг себя, для удобства пользования предметами.То же можно сказать и о мыслях человека — человек разумный стремится привести свои мысли, мировоззрения, в стройную систему, имеющую перспективу развития, исходя из закономерностей её строения..Это есть одно из свойств разума.

ПРИМЕР 1) Таблица Менделеева

В  своей периодической таблице, Менделеев упорядочил расположение химических элементов согласно изменения их свойств — вон обнаружил в этом стройную систему.

Здесь, его открытием было именно упорядочивание, расположение в порядке возрастания молекулярной массы и соответственно изменяющихся свойств материи, приведение в систему имеющихся уже,  отдельных, неупорядоченных знаний о предмете.

ПРИМЕР 2)  Животный мир

Исследуя животный мир, человек зафиксировал свойства, параметры отдельно взятых особей представителей того или иного вида животных, птиц, насекомых, рыб, и т.д. Он классифицировал виды и подвиды, отряды, и прочая — человек выстроил систему описания животного мира, от инфузории до кита.

ПРИМЕР 3) Инструмент

У хорошего слесаря. на столе всегда будет порядок, инструменты будут лежать, или стоять в порядке возрастания,  — сверла, метчики, коронки и т.д — ДЛЯ УДОБСТВА ПОЛЬЗОВАНИЯ..Так же они упаковываются производителем..Тяготение к системности, упорядочивание материи по степени градации — это неотъемлимое свойство разума.

Итак, если человек сам имеет тяготение к упорядочиванию окружающего пространства, приведения его в систему, то кем было упорядочены обнаруженные человеком закономерности в  строении мира? Ведь не Менделеев создал элементы — он лишь упорядочил их в таблицу.

Значит создал элементы, в их упорядоченном по степени градации виде, некий разум более высокого порядка, потому как человек не обладает возможностью и технологиями подобные элементы создавать.

Человек может лишь изучать их, работать с ними, расположив для удобства пользования в систему.

То же и с остальным материальным и нематериальным (тонкоматериальным) миром..Все упорядочено и имеет развитие, классифицируется по степени градации от меньшего к большему, и обратно.Кто создал этот мир, в котором мы родились и живем?

Попробуем провести аналогии — применим тут метод сравнения, описанный в учебнике логики.Возьмем к примеру низшие формы жизни — насекомых.

КОМАР

Комар живет один день, сутки — человек живет (возьмем 100 лет) 36.500 дней, суток.Человек построил дом, комар залетел в дом, и уселся на потолке.

Комар не знает что это дом, что его построил человек, у комара не хватит жизни чтобы изучить устройство дома, даже если бы у него была такая возможность на уровне познания.

Что знает комар? Он видит теплокровное существо и стремится получить от него кровь, посредством высасывания через хоботок.Это все что знает и умеет комар.

КУРИЦА

Человек построил курятник, поселил туда кур..

Куры не знают что курятник построил человек, не знают применяемых при этом технологий, куры несут яйца, из них вылупляются цыплята, которые так же не знают что живут в курятнике, который построил человек.

они не знают кто такой человек, они видят лишь нечто огромное. которое сыпет им корм и собирает яйца у несушек.Они рождаются и умирают в курятнике, даже не думая что его кто то построил вообще, потому что у них нет разума понять и осознать это.

ЧЕЛОВЕК

Не то человек..Человек обладает разумом, следовательно он не может родившись где то, не понимать того, что это кто то создал.

По мере возрастания, обнаруживая в себе стремление к упорядочиванию, творчеству, деятельности, применяя полученные знания и изучая окружающий мир, человек не может не видеть аналогий своей деятельности в устроении изучаемого им окружающего мира, сообразно своей размерности, масштабу.

Если человек не понимает что этот мир, в котором он родился, и все упорядоченные им элементы были созданы разумом иной размерности и масштаба (соответственно предмета изучения) может ли такой человек называться разумным?

Нет, не  может..

Важно

Такой человек подобен курице, которая рождается и умирает в курятнике, не понимая того что курятник кто то построил для её содержания.

ВЫВОД — Человеком разумным может считаться тот, кто видит, подмечает следы разумной деятельности, будь то приспособления дикого человека из джунглей, или устройство вселенной и её элементов.Всё это продукт действия разума, соответственно масштабу творения.

В таком понимании материалистическая логика может быть применима и к понятиям духовного, тонкоматериального мира

Источник: https://gilliotinus.livejournal.com/152777.html

Бесплатные школьные учебники в СССР

Добавил: admin

Тема: Школа

В СССР образованию граждан всегда уделяли должное внимание. Это был вопрос общегосударственной важности. В 1978 году вступило в силу Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от ноября 1977 года «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащихся общеобразовательных школ».

С момента массовой ликвидации безграмотности в 20-х годах правительство регулировало образование в школе новыми постановлениями о школьной программе, предметной сфере изучения и выпуске учебников.

Советские школьные учебники переписывались неоднократно. Это было связано и с идеологической линией страны, некие моменты запретов, и, напротив послаблений отражались на содержании учебных пособий.

Выдача школьных учебников бесплатно в СССР, подкрепленная постановлением ЦККПСС от 1977 года, была расценена как «огромное достижение социалистического общества» в рамках бесплатного образования.

Кто учился в школе в момент вступления в силу этого постановления в 1978 году, возможно вспомнит, как 1 сентября на партах появилась первая стопка новеньких советских школьных учебников по всем предметам.

Поначалу новые бесплатные учебники были на каждой парте, в каждой школе. Любое постановление правительства поддерживалось денежной дотацией в крупном объеме. Но спустя пару лет новых бесплатных учебников уже на всех не хватало. Тогда в процесс включились школьные библиотеки. В школах именно они занимались контролем выдачи школьных учебников и приемки их обратно у учеников.

Некоторые ученики умудрялись терять выданные им бесплатно советские школьные учебники. Тогда правила были ужесточены. Ученик не аттестовывался в конце года, пока не принесет все выданные ему в начале года книги. Приходилось родителям раскошеливаться, чтобы «уладить конфликт» со школьной библиотекой.

Совет

Постепенно картина с выдачей школьных учебников в советской школе сложилась такая. «Срок годности» учебника зависел, конечно, от пользования, но официально был рассчитан на 4 года. Не сказать, что каждые 4 года обновлялось содержание, просто выпускался новый тираж, с кое-где измененным оформлением, ну и некоторыми историческими поправками.

Дабы обеспечить обучение советского школьника по 7-8 учебным дисциплинам ученику выдавалось 3-4 новых учебника, остальные подержанные. Некоторые подержанные школьные советские учебники были в таком плачевном состоянии, что ученики спешили в «Педкнигу» за новыми. А растрепанные учебники несли обратно в библиотеку, чтобы в конце года не получить выговор за неаккуратное обращение с книгой.

Читайте также:  Вторжение армии наполеона в россию. военные силы россии и франции

В библиотеке в каждый учебник вклеивался карман с формуляром, на который ученик вписывал свою фамилию «пользователя», и в конце года получал оценку за хранение учебника.

Особо примерным «содержателям» новых школьных советских учебников в следующем году они выдавались, уже в большем количестве, с шутливым напутствием все-таки раскрыть книгу хотя-бы раз в течение учебного года.

В аккуратных руках учебник мог прослужить отведенных ему 4 года эксплуатации. А тем, кто «измывался» над учебной литературой всегда полагались лишь подержанные.

А по сути, если учебник «зачитан до дыр», можно предположить, что им «усердно» пользовались в течение года.

Сегодня дети учатся не только по учебникам и бесплатным методичкам, их обязуют приобретать целые «библиотеки» дополнительных учебников разных авторов, если какой-то предмет в школе изучается углубленно. Ежедневный школьный набор «бесплатных» учебников плюс дополнительных — неподъемен, в буквальном смысле. Радует, что уже во многих школах детям разрешено пользоваться электронными носителями знаний.

Клавдия Кирова

Кликните на фото для просмотра Фото к статье: 10

Источник: http://22-91.ru/statya/besplatnye-shkolnye-uchebniki-v-sssr/16.11.2014

Сталинские методические учебники

Рубрика: Познавательное | Сталинские методические учебники

2018-10-03 | Автор: Славянин | 3263 просмотров

Сталинские учебники используются знаменитым Итонским колледжем Великобритании и другими самыми элитными образовательными учреждениями Запада. У нас же внедрена Западная система образования для толпы. ЕГЭ был разработан для оценки знания умственно отсталых детей. Пора вернуть в наши школы лучшую в мире Сталинскую систему образования.

В 40–50-е годы XX века государство стремилось получить всесторонне развитую личность, дать учащемуся такое фундаментальное образование, чтобы он смог свободно осваивать новые профессии.

В отличие от этих целей национальная доктрина образования 2000–2014 гг. имеет целью подготовить специалистов, способных к профессиональному совершенствованию в рамках очень рано выбранной специализации.

Обратите внимание

Иными словами, делает вывод эксперт, в образовании произошел серьезный «сдвиг» в узкоспециализированную сторону.

В качестве примера Расинский приводит разделение ЕГЭ по математике на «базовый» и «профильный», заметив, что те, кто сдает примитивный «базовый» уровень, никогда не поступят в технические вузы.

Кроме того, в стратегии декларируется «личностно ориентированный» подход к образованию, который в отличие от «знание ориентированного» подхода 1950-х гг. дает не совокупность знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений и практической подготовки, а обеспечивает «идивидуализацию», при которой ученик сам определяет себе уровень требований и учебный материал.

«…Необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии. «

Брадис В. М. «Методика преподавания математики» (1954г).pdf

Мельников М. А. «Начальная школа. Настольная книга учителя» (1950г).djvu

Боголюбов Н. Н. «Методика чистописания» (1955г).djvu

«Методическое руководство к букварю» (1956г).djvu

Пчёлко А. С. «Методика преподавания арифметики в начальной школе» (1945г).djvu

Березанская Е. «Методика арифметики для учителей» (1955г).djvu

Горбунов Н. А. «Методика преподавания естествознания в начальной школе» (1947г).djvu

Верзилин Н. М. «Основы методики преподавания ботаники» (1955г).djvu 

Горячкин Е. Н. «Методика преподавания физики в семилетней школе (4 тома)» (1948-1955г).rar 

Источник: https://artsgtu.ru/blog/stalinskie-metodicheskie-uchebniki/

История по-украински

Кто и как издаёт учебники истории на Украине? Что ищут украинцы в некогда закрытых архивах? Как избежать ловушек истории в поисках истины? Наш собеседник – профессор Харьковского национального университета (ХНУ) имени В.Н. Каразина Сергей КУДЕЛКО.

– Сергей Михайлович, чем отличаются новые украинские учебники от тех, что издавались раньше?

– На мой взгляд, есть три основных отличия. В новых учебниках больше иллюстраций, они привлекательнее. Второй момент. Быстро развиваются сопредельные науки. Мы, историки, получаем новые данные от психологов, антропологов, археологов, можем использовать это в работе.

А к недостаткам, которых прежде не было, я бы отнёс исчезновение таких понятий, как срез знаний и апробация научных исторических изданий. Поясню. Срез знаний – это те знания, которые остаются на долгие годы. А у нас случается, что пятикурсник уже не помнит, чему его учили на первом курсе.

– Как изменилась методика преподавания истории, допускается ли ведение занятий на русском языке?

– С принятием нового «закона о языках» сняты ограничения по использованию русского там, где он получил статус регионального, а это – большинство регионов Украины. Методика обучения изменилась в связи с принятием Болонской системы. Но есть разные мнения, как лучше преподавать историю.

Некоторые коллеги полагают, что в наше чрезмерно политизированное время правильно избегать оценочных суждений, – давать лишь набор фактов. Но для школьников и студентов имеет значение эмоциональная составляющая. Исключить аналитические оценки, образность комментариев, метафоричность рассуждений – значит обеднить уроки.

Да, Украина – идеологически пёстрая страна, есть разные взгляды на одни и те же события. Иногда тех, кого возвеличивают на западе страны, отнюдь не героями воспринимают на юге и востоке. Надо с этим жить, сближать, по возможности, позиции. Слушать аргументы оппонентов и цивилизованно дискутировать. Это трудно. Но иной путь – тупиковый.

– Как договориться востоку и западу Украины, где у людей разная ментальность? Как быть со всем тем, что разделяет украинский народ по региональному признаку? Может, воздержаться от публичного обсуждения тем, грозящих расколом?

– Я так не считаю. Историческую правду нельзя запретить, рано или поздно она всё равно пробьётся. Но будет ли тогда общество готово её верно воспринимать? Лучше научные споры, чем ссоры. В поисках истины рождается понимание альтернативной точки зрения, проверяются собственные взгляды.

Важно

Аргументы в полемике могут быть разные, но нельзя вырывать или переписывать отдельные страницы истории, нужно хранить, изучать всё, что имеем. Письма и Петра I, и гетмана Мазепы, к примеру.

Как относиться к личностям Бандеры, Шухевича, воинам УПА?

Прежде всего надо согласиться с тем, что это наша общая история и на этой основе строить диалог друг с другом. Надо быть терпимее к иному мнению, на каком бы языке оно ни высказывалось – на украинском или русском.

– Документы, как известно, хранятся в архивах, но доступ к ним на Украине ограничен, к чему такая секретность, если строится открытое демократическое общество?

– Представьте себе, что всем были бы доступны истории болезни. Что бы в них поняли люди, не имеющие медицинского образования? Ничего! Это иллюзия, что история – так уж общедоступна. В девяностые годы, когда открылись архивы и в них ринулись все, кому не лень, происходили громкие политические скандалы.

И, как правило, они заканчивались фиаско для дилетантов-разоблачителей. История – в чём-то коварная наука. Она не терпит неуважительного отношения к себе. И тем более охотников за сенсациями, не имеющих специальной подготовки.

В начале девяностых один уважаемый профессор (не историк) нашего университета задался целью выяснить, кто из коллег сотрудничал с КГБ и занимался доносительством. Он нашёл какие-то протоколы в архивах, обнародовал их и сам попал под шквал обвинений и справедливой критики.

Оказалось, документы не были должным образом изучены, проверены на подлинность – протоколы оказались «липовыми».

– Как вы относитесь к попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны, реабилитации и подчас даже героизации коллаборационистов, проявлениям радикального национализма, если не нацизма?

– Моё личное отношение к радикальному национализму, а тем более – к нацизму, резко отрицательное. Что касается фальсификаций, то грань между умышленным искажением фактов и добросовестным заблуждением бывает подчас очень тонкой. Нужно разбираться в каждом конкретном случае. Как и с коллаборационистами.

Я допускаю, что отдельно взятый рядовой воин УПА, к примеру, мог быть в силу юного возраста одурачен фашистской пропагандой и вполне искренно полагал, что боролся с оружием в руках за независимость Украины. Но вожди, лидеры этого формирования, воевавшие на стороне фашистских оккупантов, действовали осознанно.

В любом случае я против героизации коллаборационистов, какими бы высокими целями ни мотивировалось предательство.

– Где кончается на Украине история и начинается политология?

– Там же, где и везде. Социальная, политическая острота возникает, когда обсуждаются события новейшей истории. Живы ещё их участники, свидетели и у каждого, как говорится, «своя правда». Чем дальше от нас эпоха, тем объективнее суждения о ней.

Взгляд политолога: Кому нужны «кривые зеркала»?

«Новейшая история» в некоторых украинских учебниках похожа на отражение в «кривых зеркалах». А иные фальсификации и вопиющие ошибки в период каденции президента В. Ющенко поражают цинизмом и невежеством. Комментирует политолог, профессор Харьковского регионального института Национальной академии государственного управления при президенте Украины Владимир НИКИТИН.

– Владимир Валерьевич, предлагаю начать с конкретных примеров искажений исторических фактов. Как подаётся в украинских учебниках, скажем, роль УПА в Великой Отечественной войне?

– Виктор Ющенко в своё время презентовал в качестве президента западноукраинские приоритеты. Его подход к истории был более консервативным и – одновременно – более «прозападным». Для населения украинской Галиции (есть и Галиция польская) вояки Украинской повстанческой армии – герои.

Отсюда и пресловутая теория трёх сил, сражавшихся во время Второй мировой войны в немецком вермахте, Красной Армии и УПА. В учебниках, изданных в период президентства Ющенко, отмечено более 50 «битв», которые вояки УПА якобы провели против немцев. Но о «волынской резне» – массовой планомерной зачистке ими большой территории от издавна живших там этнических поляков – речи не шло.

Красные партизаны изображались в учебной литературе или как провокаторы, или как пособники НКВД. Деятельность же Бандеры и Шухевича, которым Ющенко были присвоены звания Героев Украины, подавалась исключительно в патриотическом духе.

Хочу подчеркнуть, для немалой части граждан Украины они остаются героями, но большинство видит в них коллаборационистов, гитлеровских пособников, которых за ненадобностью фюрер просто «кинул». С этим дуализмом мнений нельзя не считаться.

Совет

В новейших школьных учебниках значительная часть субъективных перекосов устранена. Теперь признаётся, что Украину освободила именно Красная Армия, а не УПА.

– Как трактуются политические вопросы, вызывающие споры в разных регионах Украины?

– Политическая конкуренция альтернативных электоральных плит продолжается в школьных классах.

Львовские националисты, имеющие большинство в городском совете, профинансировали издание учебного пособия для учителей по новейшей истории Украины, поскольку на официальную трактовку они теперь влияния не имеют.

И всё же они издали в 2012 году свой, теперь уже скорее скандально известный альтернативный учебник. Даже среди части депутатов Львовского горсовета вызвало недоумение сверхдетализированное изложение авторами учебного пособия актов каннибализма во времена сталинского голодомора.

Ультранационалисты от партии «Свобода», в ответ на замечания, цинично заявили, что дети должны знать, что сталинский режим довёл людей до людоедства в тридцатые годы, а во время Второй мировой войны в блокадном Ленинграде каннибализмом якобы и вовсе трудно было удивить…

Галицийская версия украинской истории ещё недавно доминировала. Основной лозунг националистов связан с необходимостью возвращения «титульной нации» права единолично распоряжаться ресурсами. Типа, вы, ребята, построили нам заводы, мосты, пароходы, а теперь идите с миром. На востоке Украины другой подход.

Промышленную базу юга России подымали представители всех народов страны. Прежде всего русские, потому что русский рабочий класс во второй половине XIX века уже существовал, а этнически украинского пролетариата не было. Как не было никогда и украинскоцентричной буржуазии.

Отсюда многие проблемы с национальной и государственной самоидентификацией экономически и социально активных групп населения Украины.

Но есть ещё проблема полонизации, о которой в школах не говорят. Между тем в XV–XVI веках старая украинская аристократия практически в полном составе добровольно окатоличилась и ополячилась.

– Что говорится в учебниках об оранжевой революции?

– В 2005 году учебники истории Украины и для пятого, и для одиннадцатого классов напоминали красочные альбомы фотографий с майдана. И снаружи, и внутри. Фотографии сопровождал текст, похожий на панегирик. Теперь многое поменялось.

Обратите внимание

Даже упомянутое пособие от львовских националистов говорит о майдане как бы сквозь зубы, поскольку прямо или косвенно его авторы считают Ющенко предателем, недостойным упоминания. С официальной трактовкой событий 2004 года тоже не просто.

К примеру, летом 2005 года высокопоставленный министерский чиновник, в чью служебную компетенцию входит содержательная часть украинских школьных учебников, безапелляционно заявлял: «Отныне феномен оранжевой революции навсегда ввёден в научную новейшую историю Украины».

Уже после смены власти в августе 2010 года тот же чиновник пояснил исчезновение прославления оранжевой революции из школьных учебников для пятиклассников стремлением избежать излишней политизации и желанием развести историю с политологией…

Школьная, вузовская история в современной Украине служит зеркалом политики. Иногда, правда, всё ещё кривым.

Подготовил Григорий ДОЛУХАНОВ, ХАРЬКОВ, Украина

Источник: http://lgz.ru/article/-38-6431-25-09-2013/istoriya-po-ukrainski/

Ссылка на основную публикацию