Средняя азия в эллинистическую эпоху iv-i веков до н.э.

Античный период Средней Азии-1

В продолжении рубрики Древняя Средняя Азия выкладываю отрывки из трёх источников «Древние Цивилизации» под общей редакцией Г.М.Бонгард-Левина; «История искусств Узбекистана» Г.А.Пугаченкова, Л.И.Ремпель; Статья «Искусство народов Средней Азии» автор М.Дьяконов из сайта http://artyx.ru/books/

В 331 году до н. э. войска Александра Македонского вступили на территорию Ахеменидской державы и год спустя положили конец этому грандиознейшему восточно-деспотическому государству, крушение которого принесло греческому военачальнику триумфальную славу и богатейшую добычу.

Значительно труднее далось ему завоевание восточных владений Ахеменидов, где в течение трех лет (с 330 по 327 г. до н. э.) македонские армии огнем и мечом приводили к повиновению непокорное и свободолюбивое, пестрое по своему этническому составу население среднеазиатских земель.

В конечном счете Александр подчинил области Парфиены и Маргианы (Южный Туркменистан), Бактрианы (территории право- и левобережья Аму-Дарьи в среднем ее течении), Согдианы (бассейны Кашка-Дарьи и Зеравшана).

Обратите внимание

Но вскоре же после его смерти провинции эти отпадают от македонской империи, а к концу IV века до н. э. ненадолго входят в состав Селевкидской державы.

Владычество Селевкидов также оказалось непрочным, и уже в середине III столетия до ‘н. э. мятеж Диодота кладет начало самостоятельному Греко-Бактрийскому царству, а восстание Аршака и Тиридата —парфянской державе Аршакидов; в северных районах Средней Азии оформляется племенной союз Кангюй, или Кангха.

Области Греко-Бактрийского царства с конца I века до н. э. постепенно поглощаются Кушанами, империя которых, с I по III век простиравшаяся от Кашмира до Аму-Дарьи, со временем включила кангюйские земли. На протяжении веков границы этих крупных государственных образований нередко взаимно перемещаются.

Уже к середине 1-го тысячелетия до н. э. социальную основу общества здесь определяли рабовладельческие отношения.

Походы Александра, принесшие на первых порах народам Средней Азии большие бедствия войны, имели своим позитивным результатом включение среднеазиатских областей в сферу обширных международных сношений, особенно окрепших ко времени формирования местных грандиозных рабовладельческих империй.

В искусство проникают передовые для своего времени достижения эллинистической и римской художественной культуры.

Но и домакедонский этап развития местной культуры отнюдь не являл собою плод незрелого творчества полуварварских народов, якобы лишь после проникновения греков в азиатские страны вступивших на путь высоких художественных достижений.

Здесь уже существовали самобытные приемы зодчества и своеобразные формы изобразительного искусства.

Наивысший расцвет античной художественной культуры на почве Узбекистана падает на время с III века до н. э. по III век н. э.

Развитию рабовладельческой системы отвечает подъем различных сторон материальной и духовной жизни общества, и новые социальные запросы находят образно выразительное воплощение в различных сферах искусства…

…Соединение самых различных интересов и устремлений вело к созданию в Средней Азии самостоятельных государств. Около 250 г. до н. э. бактрийский сатрап Диодот объявил себя независимым правителем. Почти одновременно от Селевкидов отпала Парфия.


Особое место среди независимых среднеазиатских государств занимала Греко-Бактрия. Здесь сохранялась типичная эллинистическая структура общества—власть принадлежала завоевателям: грекам и македонянам.

На территории современного Афганистана был открыт крупный греко-бактрийский город — городище Ай-Ханум, материалы которого позволили получить ясное представление о многих чертах греко-бактрийской культуры.

Интересные памятники греко-бактрийской культуры были обнаружены и в Таджикистане. Это прежде всего городище Саксоно-хур. Еще более убедительны находки, сделанные на городище Тахти-Сангин (Каменное городище).

Здесь выявлен храм, построенный по канонам «иранской» сакральной архитектуры: квадратная целла, окруженная коридорами, в целле — четыре колонны. Найдено значительное число великолепных произведений искусства — в качестве пожертвований их приносили в храм верующие.

Среди них — парадное оружие и статуи; первое в большинстве случаев чисто греческого характера, с исключительными по красоте рельефами.

Важно

Здесь найден и небольшой алтарь с бронзовой фигуркой силена Марсия и греческой надписью на нем — посвящением богу реки Окс.

В 80-е гг. II в. до н. э. греки Бактрии начали движение на юг — перевалили через Гиндукуш и предприняли завоевание областей Индии.

Во взаимодействии постепенного расширения владений греко-бактрийцев на индо-пакистанском субконтиненте и постоянного дробления некогда единого государства на отдельные мелкие владения — и разворачивается вся дальнейшая история Греко-Бактрии.

В отличие от Греко-Бактрийского царства история Парфии пошла по иному пути. Первоначально независимость Парфии от Селевкидов провозгласил, как это было и в Бактрии, местный сатрап по имени Андрагор.

Но вскоре страна была захвачена кочевавшими поблизости племенами, предводитель которых Аршак в 247 г. до н. э. принял царский титул. По имени основателя династии последующие правители Парфии принимали в качестве тронного имени имя Аршак.

Первоначально новое государство было сравнительно небольшим и объединяло помимо собственно Парфии соседнюю Гирканию, область на юго-востоке Каспия. Но уже при Митридате I (171 —138 гг. до н. э.) началась активная экспансия на запад вплоть до Месопотамии.

Парфия становится мировой державой.

В середине II в. до н. э. Средняя Азия пережила серьезные события. Движение кочевых племен привело к гибели Греко-Бактрии и провинций, во главе которых стояли члены рода Аршакидов или представители других знатных парфянских семей.

Гиркания, стремящаяся к независимости, направляет своих послов прямо в Рим; утверждается особая династия в Маргиане, первый представитель которой едва не уничтожил Парфию. В 198/199 тяжелой борьбе с кочевниками пали два парфянских царя, и лишь при Митридате II (123—87 гг. до н. э.

) эта угроза была локализована, а вторгшимся племенам была предоставлена для поселения провинция Сакастан (совр. Систан).

С конца I — начала II в. н. э. происходит ослабление Парфянской державы. В 20-х гг. аршакидская Парфия полностью теряет свою самостоятельность под ударами основателя новой могущественной династии Арташира Сасанида.

Для ряда областей Средней Азии парфянский период был временем интенсивного развития городской жизни, подъема ремесленных производств и расширения сферы денежного обращения.

В самой Парфиене наиболее известным городом была Ниса, руины которой расположены около современного Ашхабада.

Многолетние раскопки советских археологов выявили замечательные памятники архитектуры, скульптуры и, как уже отмечалось, парфянский архив.

Было обнаружено около 2 тыс. документов первичной хозяйственной отчетности царского хозяйства.

Благодаря найденным документам получены новые данные об административной структуре Парфянского царства, о системе налогообложения и землепользовании. Большой интерес представляет анализ многочисленных имен, календарной системы.

Один из черепков представляет собой «памятную записку» о восшествии на престол царя. Исследование этих документов позволило восстановить «родословное древо» первых Аршакидов.

Своеобразнейшее явление представляет собой парфянская культура. Синтез местных и греческих начал в ней проявляется гораздо сильнее, чем в культуре Греко-Бактрии…

Для периода 3 — 1 вв. до н.э. мы можем на основании дошедшей до нас мелкой пластики и по изображениям на монетах с полной определенностью утверждать, что в этот период существовала монументальная скульптура, а возможно, и монументальная живопись.

Совет

В скульптуре этого времени заметно влияние средиземноморских и переднеазиатских художественных представлений и образов, а также и технических приемов.

Конечно, нельзя отрицать проникновения в Среднюю Азию уже готовых, выкристаллизовавшихся художественных образов, идущих из материковой Греции и главным образом из эллинистической Малой Азии и с Переднего Востока, образов, являвшихся для той эпохи высшим достижением искусства. Однако произведения среднеазиатского искусства как предшествовавшего так и этого периодов говорят о высоком уровне развития культуры народов Средней Азии.

Ярким свидетельством этого являются превосходные реалистические портреты на греко — бактрийских монетах.

Найденная на Афрасиабе (городище древнего Самарканда) скульптурная группа, изображающая трех граций на колеснице, управляемой уродливым карликом, является местной, вероятно согдийской, переработкой широко известной эллинистической статуарной группы, имевшей распространение от Северной Африки до Центральной Азии.

Юлно-Туркменской экспедицией в парфянской Нисе открыты многочисленные ритоны из слоновой кости,украшенные в нижней части скульптурой животных, а вверху прекрасными, реалистически выполненными рельефами. Изображены греческие божества и музы.

Исследователи отмечают, что изображенные персонажи по костюму и прическам имеют облик людей из парфянской придворной знати.

Реалистической формой, близкой памятникам восточно-эллинистической пластики, обладают серебряные и бронзовые фигурки, найденные в Нисе, в частности бронзовая массивная фигурка крылатого сфинкса с женской головой, служившая, вероятно, одной из ручек большой металлической вазы.

Среди художественных памятников Нисы выделяется также мраморная женская статуя 2 в. до н.э. Мотив обнаженной женщины, ноги которой задрапированы покрывалом, напоминает знаменитую статую Афродиты Милосской, несомненно послужившую прототипом для парфянского скульптора.

Пластически прекрасно изваянная фигура женщины наделена своеобразием, позволяющим предполагать, что перед нами местная интерпретация образа античной богини.

Интересным образцом скульптуры Хорезма этой эпохи, в искусстве которого воздействие греческой и эллинистической культуры почти не сказалось, является терракотовая голова старухи, найденная в 1952 г. около Койкрылган-кала — памятника 4 — 3 вв. до н.э. Особенностью этой скульптуры является своеобразная экспрессия, лицо с большими, как бы слепыми глазами и жизненно переданными старческими морщинами вокруг рта и подбородка.

В 3 — 1 вв. до н.э. развивались городские ремесла, в том числе н художественные. Об этом свидетельствует многочисленная гончарная посуда из Парфии, Маргианы, Бактрии, Согда, Хорезма, отличающаяся прекрасной отделкой, стройностью и изяществом форм, но почти полностью лишенная орнаментации.

Одна из наиболее бросающихся в глаза особенностей парфянской культуры — явный разрыв в уровне культуры между крупными городскими центрами и деревней (округой).

Проведенные в последние годы исследования сельских поселений в подгорной полосе Копетдага показали, что общинники жили в очень простых, небольших по размерам жилищах, сделанных из сырца, лишенных даже малейших элементов декора.

Обратите внимание

В быту они пользовались незамысловатой керамикой. Ни в одном из этих поселений пока не найдено ни одного произведения искусства.

Благодаря раскопкам и исследованию парфянских документов можно проследить постепенное усиление роли зороастрийских верований в духовной жизни Парфии.

Как показали нисские остатки, в Парфии использовался зороастрииский календарь, встречается много имен, связанных с зороастрийской традицией.

Постепенно греческие надписи на монетах заменяются парфянскими, начинают появляться на них и зороастрийские религиозные символы.

Культура Маргианы в первые века нашей эры довольно сильно отличалась от культуры Парфиены.

Наиболее разительное отличие состоит в том, что в Маргиане популярны были небольшие терракотовые статуэтки, видимо представлявшие собой изображения божеств местного пантеона, в то время как в Парфиене этих статуэток нет.

Наиболее распространенными были изображения женских божеств, причем в первые века нашей эры происходит знаменательный переход от типов, навеянных изобразительными канонами эллинизма (обнаженная богиня, переданная в свободной позе), к типам более иератическим: неподвижное, прямое тело, одежды, богато украшенные нашивками, величественное лицо. Постепенно, однако, качество воспроизведений ухудшается, статуэтки вырождаются в чисто ремесленную продукцию.

Вторая особенность историко-культурного развития Маргианы — более сложный характер религиозной жизни, чем в Парфиене. Здесь господствовал зороастризм. Сюда же в первые века нашей эры начал проникать и буддизм. В самом конце парфянского времени в пределах городских стен Мерва (городище Гяур-Кала) была построена буддийская ступа. Культура Маргианы, как и в более раннее время, больше тяготела к культуре Бактрии, чем Парфиены. История Бактрии после падения власти греков и завоевания кочевниками (40-е гг. II в. до н. э.) условно «распадается» на два этапа. Вначале на ее территории существовало несколько мелких владений, созданных вождями кочевых племен. Эти вчерашние кочевники довольно скоро восприняли традиции оседлой культуры и проявили себя рачительными хозяевами.

Ими в I в. до н. э. на территории Бактрии проводятся новые каналы, создаются земледельческие оазисы, строятся города. Вскоре один из таких правителей, по имени Герай, помещает на крупных серебряных монетах свое изображение в виде вооруженного всадника и сопровождает его надписью, сделанной греческим алфавитом, как бы символизируя связь двух начал — традиций кочевой степи и эллинистической государственности. Еще более показательно само название этого правителя — он именует себя кушанием. Дальнейший рост этого небольшого владения Герая привел в конечном счете к созданию Кушанской державы. Так было положено начало второму этапу в истории Бактрии—уже в составе Кушанского царства…

Читайте также:  Деятельность д. и. писарева. полемика между русским словом и современником.

Источник: http://art-blog.uz/archives/1456

«КЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХА». Южная Азия во II в. до н. э.—V в. н э

Категория: Индия 12.01.2014

В начале II в. до н. э. последний представитель династии Маурьев был убит собственным военачальником. С этого времени начался длительный период политической неустойчивости и постепенного распада державы. В I в. до н. э. власть правителей Магадхи уже не распространялась за ее пределами.

Между тем Северо-Западная Индия испытывала мощный напор извне — вторжение иноземцев. Первыми появились греко-бактрийцы, прочно обосновавшиеся в Гандхаре.

Подробности истории греко-индийских государств неизвестны —г лишь в общих чертах удается восстановить последовательность правлений царей по выпускавшимся ими монетам.

Важно

В индийской литературе о греках сохранилась память как о жестоких завоевателях, походы которых достигали бывшей маурийской столицы Пата-липутры. В качестве свидетельства культурной ассимиляции можно рассматривать сведения об их обращении к индийским религиям, главным образом к буддизму.

Вслед за греко-бактрийцами в I в. до н. э. в Индию проникли восточноиран-ские племена — саки (шаки). На северо-западе образовалось несколько мелких индо-сакских государств. Сакские правители, получавшие гегемонию над небольшими соседними царствами, начинали именовать себя «великими» и «царями царей». В

более крупных государственных образованиях вводилась система наместничеств — сатрапий. Сатрапы (кшатрапы) пользовались значительной самостоятельностью и довольно быстро добивались полной независимости. Анализ изображений и надписей на монетах сакских царей и кшатра-пов показывает смешение собственно индийских черт с иранскими и греческими.

На рубеже новой эры некоторые области Северо-Западной Индии покорились парфянам. Среди индо-парфянских царьков наибольшей известностью пользовался правивший в Таксиле Гондофар.

Позднейшая легенда повествует о том, что он был обращен в христианство апостолом Фомою. Индийские христиане впоследствии относились с особым почтением к святому Фоме.

В легенде о его миссионерской деятельности, очевидно, нашли отражение активные связи между Индией и Римской империей.

Первые века новой эры характеризуются политическим преобладанием в Центральной Азии Кушанской державы. По настоящему прочно Кушаны обосновались лишь в северо-западной части Индии, но в некоторые периоды, возможно, распространяли свою власть и на значительные территории в долине Ганга (например, надпись с именем знаменитого кушанского царя Ка-нишки обнаружена возле города Варанаси)

Находки кушанских монет вплоть до Ориссы свидетельствуют о широте экономических связей в Кушанский период. Существование этой огромной державы способствовало культурному взаимодействию Индии с восточноиранским и эллинистическо-римским миром.

Совет

Власть кушанских правителей в Западной Индии была Е значительной мере номинальной. Сакские кшатрапы этого региона нередко именовали себя царями.

К первым векам новой эры далеко зашел процесс культурной ассимиляции саков — на монетах постепенно перестали помещать надписи на каких-либо иных языках, кроме индийских.

Резиденция «великих кша-трапов» находилась в старинном городе У джайне — бывшей столице царства Аван-ти. В другом древнем городе — Матхуре пришла к власти династия индийского происхождения.

Наконец, в IV— V вв. новый подъем переживала Магадха под властью династии Гуптов (все правители этой династии носили имена, оканчивающиеся на -гупта,— очевидно, обозначение всего рода). Один из первых Гуптов в начале IV в, заключил союз с самым могущественным немонархическим объединением Северной Индии (государством личчхавов).

Настоящим основателем крупной державы был Саму драгу пта, правивший в середине TV в. О его военных подвигах подробно говорится в высеченном на камне панегирике. В нем утверждается, что Самудрагупта «искоренил» в Северной Индии власть девяти правителей, а в Декане — пятнадцати.

В своем южном походе царь достиг тамильского города Какчи, на севере зависимость от него признавали пограничные области Непала и Ассама. Следует учитывать, впрочем, что автор составленной по царскому приказу надписи допускает значительные преувеличения. Явно недостоверны, например, сведения о том, что гуптскому царю подчинялись Кушаны и даже Ланка.

Видимо, и Декан, несмотря на победоносный поход Самудра-гупты, не вошел в состав его державы. Тем не менее впервые после Маурьев основная территория Северной Индии была объединена, а ядром государства вновь стала Магадха.

Расцвет Гуптской державы относится ко времени правления Чандрагупты II (380— 415 гг.), но уже вскоре после смерти этого царя усилилась тенденция к ее распаду. Ослабленное внутренними усобицами государство не могло противостоять внешней опасности.

Обратите внимание

В конце V ~ начале VI в. страшное разорение было вызвано нашествием так называемых гукнов-эфтали-тов, пришедших из Центральной Азии.

Северная Индия затем распалась на мнОг жество мелких государств, в которых правили местные династии (одной из таких династий оставались и Гупты).

В послемаурийский период происходило становление независимых государств в областях к югу от Индо-Гангской равнины. Порою они даже опережали страны Севера в своем социальном и политическом развитии. Найденная в Калинге (совр. штат Орисса) большая наскальная надпись свидетельствует о расцвете этой области в I в. до н. э.

Местный правитель сообщает о работах на строительстве огромного канала, начатого еще при Нандах, а также о своих многочисленных победоносных походах. Слухи об огромной армии царя Калинги дошли даже до Рима — об этом говорится в «Естественной истории» Плиния Старшего (I в. н. э.).

Но судьба государства в последующую эпоху практически неизвестна — очевидно, оно распалось на несколько мелких княжеств.

Описание политической истории большинства древнеиндийских государств основано на случайно сохранившихся источниках, главным образом немногочисленных царских надписях. Запечатленные в них отдельные яркие эпизоды не всегда иэгут быть представлены в виде последовательных событий.

Да и сама политическая ситуация отличалась крайней нестабильностью. При удачном стечении обстоятельств внезапно возвышался тот или другой царь, обеспечивший себе поддержку.

Но затем эти непрочные альянсы столь же быстро распадались, уступая место иным комбинациям политических сил, а потомки основателей обширных держав продолжали править лишь в своих крохотных исконных владениях.

Источник: http://vladhistory.com/klassicheskaya-epoxa-yuzhnaya-aziya-vo-ii-v-do-n-e-v-v-n-e/

Конец IV — I вв. до н.э

Этот период характеризуется следующим этапом в создании “мировых” держав. Лидерство переходит от восточных государств к государствам античной культуры. Сначала Македония завоёвывает Персидскую державу, и создаётся огромная империя Александра Македонского. Борьба между наследниками Александра Македонского продолжалась около двух столетий, пока на мировую арену как абсолютный политический лидер не вышел Рим, последовательно сокрушивший всех своих многочисленных противников. Римская держава просуществовала несколько столетий и явилась, пожалуй, самым крупным и стабильным государством своего времени. В Индии в этот период также проявляются тенденции к созданию крупных политических объединений: впервые за свою историю Северная Индия объединяется под властью династии Маурьев. Китай тоже идёт по пути централизации власти: там возникает империя Цинь Ши Хуанди. Походы Александра Македонского и эпоха эллинизма. Подавив сепаратистские настроения в Греции, македонский царь Филипп II начал готовить поход против Персии, но погиб от руки убийцы в самый разгар приготовлений. На престол вступил его сын Александр Македонский (356 — 323 гг. до н.э.), которому и суждено было исполнить замыслы отца. Войско Александра дошло до Индии, и лишь у самых Гималаев повернуло назад. В результате возникла огромная империя, включившая в себя Македонию, Малую Азию, Ближний Восток, Египет, Месопотамию, Закавказье, Иран, Среднюю Азию, Афганистан, Пакистан и часть Индии. Столицей империи македонский царь сделал Вавилон, после чего начал готовить поход на Запад, но умер, не успев его начать. Сразу после смерти Александра Македонского началась ожесточённая борьба между его виднейшими полководцами за наследство. В итоге на обломках империи образовался целый ряд государств, крупнейшими из которых являлись Македония, государство Птолемея (Египет с Южной Сирией и Киренаикой) и государство Селевка, простирающееся от восточных районов Македонии до границ Индии. Начавшийся период получил в литературе название “эллинизма”. Для него было характерно активное проникновение греков и македонцев на Восток в качестве привилегированной прослойки населения: чиновников, солдат, жителей городов, имевших внутреннее самоуправление, чего никогда не встречалось в практике восточных деспотий. Этому периоду в высшей степени свойственно взаимовлияние культур и религий Греции и Востока, что обычно именуется синкретизмом. Возникают огромные города, в которых эллинистические монархи возводят огромные и роскошные постройки, работают выдающиеся учёные и художники. Особенно славилась Александрия Египетская со своей знаменитой библиотекой. В ней работали Архимед, Эратосфен, Аполлоний Родосский и многие другие. Именно в культурной сфере эпоха эллинизма оставила наиболее значительные следы. Политическая история этого периода представляет бесконечную цепь войн между государствами, в которой так и не удаётся никому одержать решительную победу. Эллада в это время переживает период упадка, причиной которого явился отток наиболее активного и талантливого населения в столицы эллинистических монархий, где можно было быстрее достичь успеха. Сама же Греция становится ареной борьбы между Македонией и Египтом, на сторону которых попеременно встают греческие полисы, среди которых наибольшую роль начинают играть Ахейский и Этолийский союзы. Спарта и Афины окончательно теряют своё влияние, лишь Спарта во второй половине II века до н.э. пытается вмешиваться в “большую” политику. В 146 году до н.э. Греция попадает под власть Рима, на этом заканчивается период её самостоятельной истории. Примерно в это же время теряют независимость Македония и Сирия. Дольше всех держится Египет: только в 30 году до н.э. он подчиняется Риму. Борьба Рима за гегемонию в Средиземноморье. К началу III века до н.э. планомерно развивавшаяся экспансия римского полиса привела к тому, что вся Средняя Италия оказалась подчинённой его власти. Рим приступает к подчинению юга Апеннинского полуострова, но при попытке завоевать Тарент сталкивается с талантливым полководцем — эпирским царём Пирром, который высаживается в Италии с прекрасно обученной и оснащённой армией. В войне с ним (280 — 272 гг. до н.э.) Рим несколько раз терпел сокрушительные поражения, но в итоге Пирр был всё же разбит. После победы над эпирским царём Риму подчиняется и вся Южная Италия, но это приводит к столкновению с Карфагеном -могущественной державой, претендовавшей на господство в Западном Средиземноморье. С Карфагеном Рим и вёл наиболее продолжительные и напряжённые войны за всю свою историю. В ходе Первой Пунической войны (264 — 241 гг. до н.э.) боевые действия, главным образом, велись на территории Сицилии, хотя римскому консулу Регулу удалось в 256 году до н.э. высадиться в Африке, где располагались главные владения Карфагена. Но Регул был разбит, и военные действия опять ограничились Сицилией. В итоге Римуудалось, создав флот, одержать победу. В ходе войны у карфагенян выдвинулся способный полководец Гамилькар из рода Барки, ставший главнокомандующим карфагенской армией в конце войны. После окончания военных действий Гамилькар создаёт базу в Испании для будущей войны с Римом, а Рим подчиняет Сардинию и Северную Италию. Вторую Пуническую войну (218 — 201 гг. до н.э.) называют ещё войной с Ганнибалом -сыном Гамилькара. Основным театром военных действий стала Италия, куда вторгся, перейдя Альпы, Ганнибал. Входе войны римляне несколько раз терпели сокрушительные поражения, самое крупное — в битве при Каннах (216 г. до н.э.), где они потеряли почти всю свою армию. Но удачные боевые действия в Сицилии и Испании позволили римлянам высадить армию в Африке, куда для защиты Карфагена и был вынужден вернуться из Италии Ганнибал. В решающей битве при Заме в 202 г. до н.э. он был разбит римским полководцем Публием Корнелием Сципионом Младшим. После этой войны Рим добивается гегемонии в Западном Средиземноморье и переносит свои военные действия в Восточное, где главными противниками становятся Македония и Сирия. В первой половине II века до н.э. Рим подчиняет себе Иллирию, Македонию, Грецию; Сирия становится второстепенной державой, на восточных границах которой возникает сильное Парфянское царство; отделяется Армения, добивается самостоятельности Иудея. Без участия Рима с этих пор не может быть решён ни один серьёзный политический вопрос. Но долгие войны, основную тяжесть которых вынесли на себе свободные римские крестьяне, привели к разорению многих из них. В Риме нарастают признаки недовольства и социальной напряжённости, что выразилось в движении братьев Гракхов, пытавшихся восстановить крестьянство как социальную опору общества, приостановив их разорение и рост крупного землевладения. Движение завершилось поражением и гибелью реформаторов. I век до н.э. обычно характеризуется в римской истории как эпоха гражданских войн, начавшаяся соперничеством Мария и Суллы и закончившаяся диктатурой последнего и так называемой Союзнической войной. Многочисленные войны привели к тому, что в Италии сосредоточилось большое число рабов, в которых были обращены военнопленные. Положение рабов провоцировало их на выступления протеста, которые вылились ввосстание Спартака — крупнейшее из освободительных движений античного мира, в ходе которого восставшим рабам удавалось неоднократно разбивать римские армии. Подавление восстания потребовало напряжения всех сил республики. Несмотря на внутреннюю нестабильность, Рим не прекращал внешней экспансии. Одной из причин этого было положение в экономике, в которой всё большую роль стал играть рабский труд. Наиболее же значительный приток рабов могли обеспечить только большие захватнические войны. В ходе этих завоеваний Риму удалось окончательно подчинить себе практически всё Восточное Средиземноморье. Во внутренней политике Рима всё большую роль начинает играть армия, которой практически бесконтрольно распоряжаются удачливые полководцы. В конечном итоге все эти противоречия выливаются в соперничество между Гаем Юлием Цезарем и Гнеем Помпеем. С обеих сторон сражаются римские легионы. Победа Цезаря ознаменовала новый этап в римской истории: утверждение власти одного человека. Диктатура Цезаря продолжалась недолго — в 44 году до н.э. он был убит сторонниками республики в сенате, но республиканские порядки так и не вернулись. Многолетняя борьба между наследниками Цезаря и некоторыми другими претендентами на власть завершилась победой Октавиана Августа, приёмного сына Цезаря, который нанёс поражение соратнику Цезаря Антонию в битве при Акциуме в 31 году до н.э. В ходе этой борьбы Египет теряет независимость в 30 г. до н.э. и становится римской провинцией. Этим подводится итог более чем столетнемупериоду гражданских войн в Риме, входе которых римский полис из республики трансформируется в империю, начало которой принято считать с 31 года до н.э. Государство Маурьев в Индии. Возрождение цивилизации в Индии связано с передвижением сюда ариев в XVII веке до н.э. Их проникновение на субконтинент было длительным процессом, в ходе которого происходило освоение долины реки Ганга. Единого государства не было долгое время. К середине I тысячелетия до н.э. в Индии насчитывалось несколько десятков государств, как монархических, так и республиканских. Основные политические и культурные центры Индии в то время сосредоточивались в долине Ганга. Большую роль в развитии Индии сыграло включение части её западных территорий в державу Ахеменидов (Персидскую империю), в результате чего появились более тесные контакты с Передней Азией. В IV веке до н.э. в долине Ганга после долгой борьбы образуется империя Нандов, объединившая все государства этого региона. Параллельно с процессом централизации в Индии проходят и процессы напряжённых духовных и религиозных поисков, в ходе которых появляется большое количество различных учений и сект: от фаталистических до материалистических. Проповедовались эти учения странствующими учителями — шраманами; ведущими среди них постепенно стали представители буддийской общины — создатели первой в мире мировой религии. Возникновение буддизма принято относить к VI веку до н.э. -времени жизни основателя учения, принца Гаутамы или, как его стали позднее называть, Будды. В 327 году до н.э. войска Александра Македонского вторглись в Индию, но из-за ожесточённого сопротивления местного населения (особенно трудно далась победа над пенджабским царём Пором) далеко в глубь страны македонцам попасть не удалось, их завоевания ограничились северо-западной частью Индийского субконтинента. В 317 году до н.э. последние македонские гарнизоны покинули Индию, в этом же году один из наиболее выдающихся лидеров антимакедонской борьбы — Чандрагупта — сверг династию Нандов и основал новую династию — Маурьев. Наивысшего расцвета империя Маурьев достигла при внуке Чандрагупты -Ашоке ( ок. 268 — 232 гг. до н.э.). В это время она охватывала почти всю территорию Индии, за исключением крайнего юга. Ашока проводил реформы управления, стремился к объединению страны. С этой целью велись поиски идеологической основы общества, которая была найдена в буддизме. Ашока сам принял буддизм и оказывал всяческую поддержку буддийской общине. Но после его смерти началось ослабление державы, во многом ускорившееся в связи с нападениями Греко-Бактрийского царства. Около 180 года до н.э. последний представитель династии Маурьев был свергнут с престола, была основана новая династия Шунга, власть которой распространялась почти исключительно в долине Ганга. Области на северо-западе страны попали во II — I вв. до н.э. под власть греков и среднеазиатских скифов, а затем парфян. Древний Китай в III — I вв. до н.э. Экономическое развитие Китая к началу III в. до н.э. всё больше приобретает черты централизации. Получает широкое распространение металлическая монета. Параллельно экономическому объединению идёт процесс этнической консолидации древних китайцев, которые, несмотря на принадлежность к различным царствам, всё больше начинают осознавать свою родственность и обособленность от соседних народов. Начинает вырабатываться концепция “срединных царств”, вокруг которых живут “варвары четырёх стран света”. В политическом плане история Китая этого времени заполнена борьбой различных царств друг с другом. В итоге победило царство Цинь, на престол которого в 246 году до н.э. вступил Ин Чжэн в тринадцатилетнем возрасте. В 30-е годы он начинает активные военные действия против своих соседей и в 221 году до н.э., разгромив последовательно шесть царств, завершает процесс объединения страны. Создав империю, он принимает титул императора Цинь Ши-хуанди и проводит единую для всей страны реформу. Упорядочив управление в административной, военной, судебной и архивной сферах Ши-хуанди унифицирует систему мер и весов, письменность, монетную систему. Император совершает успешные походы на север и менее удачные — на юг страны. Чтобы обезопасить внутренние районы Китая от набегов северных кочевников, им предпринимается грандиозное строительство оборонительной стены, протянувшейся на сотни километров. Все эти мероприятия и военные походы производились при крайнем напряжении всех сил общества, что, вскоре после смерти Цинь Ши-Хуанди, последовавшей в 210 году до н.э., вызвало грандиозное народное восстание. В результате династия Цинь была свергнута, а единая империя распалась на два царства, во главе которых встали виднейшие руководители восстания. В 202 году до н.э. один из них — Лю Бан вновь объединяет Китай и основывает империю Хань, приняв титул императора Гао-цзу. Роль империи Цинь в истории Китая, несмотря на кратковременность её существования, огромна. Именно эта империя стала первым централизованным китайским государством, по образцу которого строились все позднейшие китайские деспотические государства древности и средневековья. Политика первых императоров династии Хань была направлена на подъём экономики страны, пришедшей в упадок в результате длительных восстаний и междоусобиц предшествующего периода. Поэтому были резко сокращены налоги; население стремились заинтересовать в обработке земли; многим рабам, отдавшим себя в рабство во время голода, была возвращена свобода. Всё это сопровождалось и ослаблением центральной власти, попыткой местных правителей свергнуть императора, но “мятеж семи ванов” закончился полным разгромом. Государство окрепло и наибольшего могущества достигло при правлении императора У-ди (140 — 87 гг. до н.э.). При нем был проведён ряд реформ, укрепивших центральную власть, предпринята попытка унификации идеологии, в основу которой было положено учение Конфуция. В период правления У-ди Китай широко ведёт военные действия. На северо-востоке в состав империи включаются части корейского государства, на западе китайские войска впервые вступили в контакты с народами Средней Азии. На юге и юго-западе были присоединены Северный Вьетнам и Южный Китай. Ханьская империя становится одним из могущественнейших государств Древнего мира наряду с Парфией и Римом. Но конец правления императора У-ди совпадает и с началом кризиса империи, завоевательная политика которой подорвала силы общества и отрицательно сказалась на экономике государства, главным образом на положении крестьян и военных поселенцев. Для китайской деревни этого времени характерно обезземеливание массы мелких собственников и концентрация земли в руках крупных землевладельцев.
Читайте также:  Советская предвоенная торговля

К содержанию книги:  Древний мир и Средние века

Источник: http://www.bibliotekar.ru/drevniy-mir/8.htm

Вопрос 4. Эллинистический период (конец IV—I вв. до н.э.)

Молодой правитель был верен клятве, данной отцом, и вскоре начал войну против Персии.

Персидская держава, в то время уже довольно слабая, охватывала огромную территорию: нагорье Ирана, большую часть Средней Азии, всю Переднюю и Малую Азию, часть Индии и Египет.

После первых побед у Александра Македонского возникла идея завоевания всей Персидской державы, а потом и мирового господства. Только в 324 г. до н. э.

, доведя свое изнуренное войско до реки Инд, Александр был вынужден закончить долгий военный поход и через год умер в возрасте 33 лет.

Рис. 23

Благодаря завоеваниям Александра Македонского была создана гигантская империя, включавшая в себя помимо Балканского полуострова и островов Эгейского моря Египет, Малую Азию, юг Средней и часть Центральной Азии. Походы великого полководца несли одновременно и разрушение и созидание.

Важно

На Восток хлынули потоки греческих и македонских поселенцев, которые повсеместно устанавливали новые социальные отношения, основывали города-полисы, прокладывали пути сообщения и распространяли культуру греческого мира, в свою очередь, вбирая достижения древнейших цивилизаций.

Так возникло своеобразное общество и культура, представлявшее синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизаций.

Эллинизм – насильственное объединение древнегреческого и древневосточного мира в единую систему государств.

Термин«эллинизм»появился в XIX в. Большинство историков обозначают им эпоху с 323 г. до н. э., когда на месте империи Александра Македонского стали по являться отдельные государства, и до 30 г. до н. э., когда римляне завоевали Египет, который дольше других эллинистических государств сохранял независимость.

Этот период характеризовался систематизацией научных знаний, накопленных в течение веков, усилением культурного обмена между странами, распространением греческого языка как официального языка греческого мира, открытым характером греческой культуры, которая все более становится культурой интеллектуальной элиты. Во многих завоеванных городах устраивались общественные школы, где мальчиков учили на греческий лад, строились театры, стадионы, ипподромы. Вместе с греческими богами почитались Исида, Осирис и другие восточные божества, в честь которых воздвигались храмы. Эллинистические цари насаждали, по восточному обычаю, царский культ. Некоторые города превращались в крупнейшие культурные центры, соперничавшие с греческими. Так, в Александрии Египетской была создана огромная библиотека, которая насчитывала около 700 тыс. свитков. Крупные библиотеки были в Пергаме и Антиохии.

Империя была крайне непрочным образованием. В нее входили области, очень отличающиеся друг от друга и в экономическом, и в культурном отношении. Их население исповедовало разные религии.

В состав эллинистического мира вошла территория классической Греции (включая Великую Грецию и Причерноморье) и так называемый классический Восток, т. е.

Читайте также:  Общеевропейская война против франции и наполеона 1892 - 1814 гг

Египет, Передняя и Средняя Азия (без Индии и Китая).

После смерти Александра держава была поделена между преемниками легендарного завоевателя — полководцами, которые вели друг с другом борьбу за власть: Птолемеем Лагом, Антипатром, Антигоном Одноглазым, Селевком и др.

Рис. 24

В системе эллинистических государств можно выделить две крупнейшие сверхдержавы, самые большие по территории, самые сильные по своему военно-экономическому потенциалу и самые влиятельные во всем мире эллинизма: Египетское царство, где правила династия Птолемеев, и держава Селевкидов (в конце III в. до н. э. стала называться Сирийским царством).

Крупными и влиятельными государствами эллинистического мира были Македонское царство, где правила династия Антигонидов, Пергамское царство, где утвердилась династия Аталлидов.

Возниклиряд эллинистических государств: Вифиния, Пергам, Каппадокия, Понт, Этолийский союз, Ахейский союз, представлявших собой своеобразное единение восточных деспотий и греческой полисной системы.

Помимо этих государственных образований в эллинистической ойкумене было множество мелких полисов и государств иного типа, которые не играли первых ролей в политике, но принимали участие во многих политических коалициях, являлись культурными центрами, желанными союзниками, т. е.

играли свою роль в жизни эллинизма. Афины, Спарта, Фивы, мелкие полисы Балканской Греции и островов Эгейского моря, Гераклея, Синопа, Херсонес, Ольвия, Тарент и многие другие принадлежали к этой категории мелких государств.

Совет

Сложные отношения между всеми этими крупными, средними и мелкими государственными образованиями и составили конкретную историю эллинистического мира как некоей политической целостности.

Однако в этой общей системе взаимоотношений основную роль играли четыре великие державы эллинистического мира: Птолемеевский Египет, держава Селевкидов, Пергам и Македония, к которым тяготели многие другие государства.

Система государственной власти в условиях эллинизма выглядела следующим образом. Во главе стоял монарх, имевший свои земли, постоянную армию и централизованную администрацию.

Но города с приписанными к ним сельскими территориями сохраняли самоуправление.

Правда, размеры городских земель зависели от царя, полис терял право вести самостоятельную внешнюю политику, а за его внутренними делами следил царский чиновник.

Новые порядки давали некоторые преимущества: обеспечивали большую безопасность в неспокойной политической обстановке той эпохи, полису легче было устанавливать связи с другими областями государства.

И все-таки отношение к монархической власти было неоднозначным.

В определенных ситуациях города поддерживали ее, но она вызывала и сопротивление, особенно на территории собственно Греции, где слишком сильны были традиции демократии.

Внутри эллинистических государств не было настоящей стабильности: время от времени их потрясали династические войны, конфликты между городской знатью и царской администрацией, борьба городов за полную автономию и выступления социальных низов против налоговой системы.

Ситуация усугублялась тем, что уже в III в. до н. э. молодая воинственная римская цивилизация начала наступление на эллинский мир, завоевывая одно государство за другим. В 196 г. до н. э. Рим провозгласил «свободу» греческих полисов, т. е.

Обратите внимание

ликвидацию монархического строя — лозунг, имевший определенную популярность у греков. Римские гарнизоны размещались теперь в крупных городах Эллады, Рим определял границы государств, вмешивался во внутренние дела полисов.

Союзы полисов были распущены, вместо демократии установлена олигархия, огромное число людей продавалось в рабство и вывозилось из страны.

И в 30 г. д.н.э. пало последнее сохранившее независимость, эллинистическое государство – птолемеевский Египет. На востоке эллинистические образования захватила могущественная Парфия.

Так заканчивается история Древней Греции, оставившей миру уникальные культурные достижения. Они легли в основу европейской цивилизации более позднего времени.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s10581t1.html

Читать онлайн «Всемирная история. Том 4. Эллинистический период», авторов Бадак Александр Николаевич и Войнич Игорь Евгеньевич

Annotation

Авторы: А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчёк, О. А. Воротникова, А. Глобус, А. С. Кишкин, Е. Ф. Конев, П. В. Кочеткова, В. Е. Кудряшов, Д. М. Нехай, А. А. Островцов, Т. И. Ревяко, Г. И. Рябцев, н. э. Трус, А. И. Трушко, С. А. Харевский, М. Шайбак

Редакционная коллегия: И. А. Алябьева, Т. Р. Джум, С. М. Зайцев, В. Н. Цветков, Е. В. Шиш.

Четвертый том «Всемирной истории» посвящается такому мощному пласту общественной жизни как эллинизм, во многом перевернувшему исторические, философские, эстетические традиции человечества.

Оглавление

Глава 1. Государство Ахеменидов

1. Особенности развития государств передней Азии в I тысячелетии до нашей эры

2. Империя Ахеменидов

Завоевательные походы Кира

Завоевательные походы Камбиса

Переворот Гауматы

3. Империя ахеменидов при Дарии I

Государственный аппарат

Сатрапии

Торговля

Внешняя политика Дария I

Глава 2. Войны между Грецией и Персией

Расцвет эллинской рабовладельческой демократии

Положение Греции накануне персидского вторжения

Начало войн между Персией и Грецией. Походы Дария I

Новое персидское вторжение под руководством Ксеркса

Окончание греко-персидских войн

Экономика Греции в V веке до нашей эры

Труд свободных

Товарное производство

Афинский морской союз. Победа демократии в Афинах

Делосский союз

Восстание илотов в Спарте

Афинская морская держава

Противоборство между Афинами и Спартой

Дипломатия древней Греции

Демократические преобразования в Афинах

Перикл

Государственный строй Афин

Глава 3. Пелопоннесская война

Возвышение Македонии

Причины войны

Первый период войны

Возобновление Пелопоннесской войны

Поход в Сицилию

Дружественный договор Спарты с Персией

Олигархический переворот в Афинах в 411 году до нашей эры

Капитуляция Афин

Греческие города-государства в IV веке до нашей эры

Гегемония Спарты

Возвышение Фив

Возникновение государства в Македонии

Эллинская культура в V–IV веках до нашей эры

Глава 4. Западное Средиземноморье

Сицилийская держава

Древнейший период истории Рима

Римская республика в V–IV веках до нашей эры

Глава 5. Племена Европы и Азии в I тысячелетии до нашей эры

Кельты

Иберы

Иллирийские племена

Германцы

Фракийские племена

Киммерийцы

Скифы

Сарматы и меоты

Племена Западного Закавказья

Племена Восточного Закавказья

Племена Средней и Северо-Восточной Европы В VI–I веках до нашей эры

Племена Казахстана и Сибири в VI–I веках до нашей эры

Глава 6. Держава Александра Македонского

Империя Ахеменидов накануне македонского завоевания

Борьба отдельных сатрапий за независимость

Религия и культура в Персидском государстве

Персидское государство накануне крушения

Македония и Греция накануне войны с Персидской империей

Походы Александра Македонского

Распад империи Александра Македонского

Глава 7. Эллинизм

Монархия и полис

Государство Птолемеев

Царство Селевкидов

Малая Азия в III веке до нашей эры

Эллада в III веке до нашей эры

Войны Египта с царством Селевкидов и Македонией

Глава 8. Рим в господстве над средиземноморьем. Крах эллинистических государств

Рим после завоевания Италии

Первая Пуническая война

Вторая Пуническая война

Эллинистические государства во II–I веках до нашей эры

Столкновение Македонии с Римом

Наступление Рима в Средиземноморье

Глава 9. Расцвет и падение республики в Риме

Третья Пуническая война

Движение Гракхов

Кризис республики

Восстание Спартака

Первый триумвират

Цезарь

Гражданские войны 40-30-х годов I в. до н. э

Падение республики

Культура Рима эпохи республики

Глава 10. Народы Причерноморья, Кавказа Средней и Центральной Азии

Скифское царство в Крыму

Боспорское царство в III–I вв. до н. э

Армения в III–II вв. до н. э

Бактрия и Парфия в III–I вв. до н. э

Племена и народы Центральной Азии

Оглавление

А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек, О. А. Воротникова, А. Глобус, А, С. Кишкин, Е. Ф, Конев, П. В. Кочеткова, В. Е. Кудряшов, Д. М. Нехай, А. Л. Островцов, Г. И. Ревяко, Г. И. Рябцев, Н. В. Трус, Л. Я. Тругико, С. А. Харевский, М. Шайбак

Всемирная история. Том 4. Эллинистический период

Глава 1. Государство Ахеменидов

Одним из древнейших центров рабовладельческого мира являлась Передняя Азия. В течение веков политическая карта этого обширного района не раз менялась. В результате внутренних потрясений, войн и захватов рушились одни государства, а на их месте возникали другие.

В начале I тысячелетия до нашей эры здесь образовалась первая крупная рабовладельческая империя — Ассирийская держава, включившая в свой состав большую часть Передней Азии и Египет. Захват чужих территорий обеспечивал приток массы материальных ценностей и рабов, огромной дани. Все это обогащало военнослужилую знать и жречество Ассирии.

Создание обширной державы, по территории которой проходили важнейшие караванные пути, отвечало и интересам торгово-ростовщической верхушки крупных городов.

Вместе с тем внутри гигантского государства росли противоречия.

Варварская политика ассирийских царей, массовые переселения покоренных народов, разрушение ремесленных центров порождали сопротивление различных общественных сил в завоеванных областях.

Важно

Лишенное общей экономической основы и представлявшее собой насильственное объединение различных по уровню своего развития стран и областей, это государство не могло быть устойчивым и прочным. Военные неудачи только ускорили распад Ассирийской империи.

В конце VII в. до н. э. Ассирия пала под ударами Вавилонии и Мидии. Победители разделили между собой ассирийское наследство, но, в свою очередь, уступили место новой, нарождающейся Персидской империи.

1. Особенности развития государств передней Азии в I тысячелетии до нашей эры

В связи с появлением рабовладельческих империй возникли новые черты в развитии экономики, социальных отношений, а также в политическом строе государств Передней Азии. Создание крупных государств сопровождалось насильственным уводом в плен части населения завоеванных территорий. Это вело к громадному росту рабства.

Не только цари, не только храмы, но и значительная прослойка тесно связанных с войском и царской администрацией людей превратились в крупных рабовладельцев, которые обладали сотнями, а иногда и тысячами рабов. В I тысячелетии начинают широко практиковаться поселения пленных-рабов небольшими разрозненными группами.

В связи с тем что осуществлять постоянное наблюдение за этими поселенцами практически было невозможно, рабам, которые по-прежнему были лишены личной свободы, предоставляли известную долю самостоятельности.

Они вели хозяйство господскими средствами и вынуждены были отдавать рабовладельцу значительную часть продуктов своего труда. Такой же характер носила и эксплуатация рабов-ремесленников в немногих крупных городах.

Вся земля на покоренных территориях по праву завоевания переходила в собственность царя. Это было еще одним важным следствием образования военных империй. Исключение из правила составляли лишь те города и земли храмов, которые добровольно подчинялись завоевателям.

Большое распространение получила раздача земель и целых территорий представителям крупной рабовладельческой знати господствующей державы в награду за службу или в порядке дарения. Коренным образом изменилось положение рядовых общинников.

Совет

Раньше — независимо от того, существовала ли номинальная верховная собственность царя на землю или нет, — общинники рассматривали землю, которой они фактически обладали, как собственную. Теперь же собственность царя на обрабатываемую общинниками землю приобрела для последних реальное значение.

Этому, в частности, способствовали массовые переселения, производимые как ассирийскими царями, так и их преемниками.

Долговые обязательства, бесконечные поборы и повинности — все эти факторы низвели общинников до положения, немногим отличавшегося от рабов, с которыми они часто жили в одних селениях.

До сих пор Древний Восток не знал городов в подлинном смысле слова, т. е. торгово-ремесленных центров.

То, что именовалось здесь городом, представляло собой, в основном, сельскохозяйственное или сельскохозяйственно-ремесленное укрепленное поселение.

Горожане были общинниками и выполняли обычные для общинников повинности. Наряду с этим существовали царские административные центры — мощные крепости с царским гарнизоном.

В наиболее развитых областях, особенно в узловых пунктах караванных и морских торговых путей, некоторые городские общины к началу I тысячелетия превращаются в настоящие города с высоким уровнем ремесел. Господствующее положение в них занимают торгово-ростовщические слои рабовладельцев.

Жители этих городов продолжали нести общинные и царские повинности, платить налоги, но на отработку повинностей рабовладельцы посылали уже своих рабов. Важнейшие храмы становятся средо …

Источник: https://knigogid.ru/books/312887-vsemirnaya-istoriya-tom-4-ellinisticheskiy-period/toread

Ссылка на основную публикацию