Чем республика отличается от области
В последние годы все чаще возникают дискуссии, в которых употребляются термины «республика» и «область». Порой неправильное их толкование и понимание способно ввести человека в заблуждение, привести к ошибочным выводам при оценке различных политических и социальных процессов. Эта статья призвана в сжатой форме раскрыть эти понятия и разграничить их.
Зачем нужна республика
В средние века развитие государств потребовало совершенствования механизма управления ними.
Передовые мыслители того времени старались использовать опыт древних греков и римлян по созданию демократического устройства государства.
Это означало, что его руководители занимали свои посты по воле народа, в отличие от божественного права или наследования престола. В этом и состоит основное содержание понятия республики.
Сегодня в подавляющем большинстве государств мира действует республиканская форма управления.
Все высшие органы государств на определенный период избираются гражданами соответствующей страны, которые в полной мере имеют личные и политические права и свободы.
Распространена также практика избрания органов государственной власти парламентами суверенных государств. Способ передачи власти по наследству либо другим не выборным образом – исключается.
Современные республики в отличие от древнеримских в своих главных законах-конституциях устанавливают четкие правила взаимоотношений общества и государства. В них подчеркивается представительский характер власти, которую избирает народ.
Конституции государств могут закреплять их унитарное или федеративное устройство. К первым относятся, например, Италия и Франция, ко вторым Германия, США, Российская Федерация, Швейцария.
Республики, как суверенные государства, могут быть членами различных союзов государств с разной степенью их независимости.
В этих документах декларируется принадлежность власти народу и отсутствие привилегированных групп и классов.
Однако практика показывает, что те группы людей, которые сосредоточивают власть и материальные блага, нередко для достижения своих целей манипулируют людьми.
Для получения нужного результата используются социально-политические технологии, огромные финансовые ресурсы.
Республики отличаются по распределению полномочий между ее высшими органами. Так, в парламентской республике власть преимущественно принадлежит парламенту, формирующему исполнительный орган и назначающему его руководителя. В президентской отношения между высшими органами власти регулирует президент страны, который:
- Назначает правительство.
- Представляет парламенту проекты законов.
- Руководит внешней политикой.
- По должности является верховным главнокомандующим.
В смешанных республиках обычно сильна власть президента и широкие полномочия у правительства. В таких государствах правительство несет ответственность перед парламентом и президентом. В некоторых странах с государственной религией создаются теократические республики, в которых парламент и президент подотчетны религиозному лидеру.
Что такое область
В России областью именуется крупная административно-территориальная единица, создаваемая для удобства управления территориями и решения других социально-экономических задач. Такая практика имеет место и в некоторых других странах. Область не обладает политической самостоятельностью. В своей совокупности области выступают функциональным элементом системы управления территориями.
Они должны обеспечивать сбор налогов и других обязательных платежей, обеспечивать выполнение не своей территории прочих функций государства. Помимо РФ области существуют в Армении, Беларуси, Казахстане. Киргизстане, в Таджикистане, Узбекистане, Украине, а также в Бангладеш и Болгарии.
Образование областей в Российской империи началось в XVIII веке. Со временем многие из них преобразовывались в другие территориально-административные единицы или включались в их состав.
Во время гражданской войны активизировались движения националистов, требовавших федерализации и автономии областей. Это приводило к тому, что отдельные области распускались из-за конфликтов в их руководстве или сепаратизма. Позже часть областей была преобразована в автономные советские социалистические республики.
В 30-е годы прошлого века шел процесс создания больших областей. Они сначала включали в себя ликвидируемые губернии. Затем эти области делились на более мелкие. При этом некоторые из них упразднялись. Когда закончилась Великая Отечественная война, и некоторые народы были депортированы из родных мест, статус республик, где они жили до депортации, снизился.
В Крымскую область была преобразована Крымская АССР, в Грозненскую область- Чечено-Ингушская АССР. Отдельные области получали новые названия. Другие упразднялись, а спустя некоторое время восстанавливались.
Сегодня в России из 85 субъектов федерации 46 имеют статус областей. В стране в 2000-е годы проходил процесс преобразования областей в края, укрупнения областей.
В чем отличия
Республики и области отличаются по ряду принципиальных признаков:
- Республика является субъектом государственной власти. Область никакой политической самостоятельностью не обладает.
- Республика имеет свою конституцию. Область функционирует в своих территориальных пределах на основании утвержденного законодательным органом страны документа.
- В зависимости от типа республики ее возглавляет президент. Парламент является законодательным органом, правительство – исполнительным. Президент может возглавлять исполнительную ветвь власти. Область только реализует волю высших органов республики, в том числе посредством издания местных правовых актов.
- В республике, как правило, действует принцип разделения высшей государственной власти, законодательно разграничены полномочия каждого органа. Область призвана исполнять их решения.
- Президент республики согласно большинству конституций несет правовую ответственность за свои действия и в определенных конституцией случаях может парламентом отстраняться от должности. Руководитель области несет гражданско-правовую и уголовную ответственность за допущенные им нарушения закона.
- Возглавляющий республику президент представляет государство перед другими субъектами международных отношений, выступает от его имени. Область не является субъектом международного права.
- Президент республики избирается ее гражданами или парламентом на определенный срок. Руководитель области, являясь государственным чиновником, может назначаться главой государства и им же освобождаться от должности.
- Наименование республики, ее границы носят устойчивый характер и могут быть изменены только по решению законодательного органа республики. Название и границы области изменяются решением этого органа в соответствии с потребностями государства.
Источник: https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-respublika-ot-oblasti/
5.2.6 Принципы создания новых субъектов федерации
Правовые
механизмы создания
новых субъектов федерации появились
в России в конце
2001 г. в связи с принятием федерального
конституционного закона «О порядке
принятия в Российскую Федерацию и
образования в ее составе нового субъекта
Российской Федерации».
Следует
заметить, что изменение наименования
субъекта федерации не означает
создания нового региона. Такое изменение
предполагает просто включение нового
названия в текст конституции при ее
последующем переиздании. Свои официальные
названия в 1996 г. меняли Ингушетия,
Калмыкия и Северная Осетия, затем —
Чувашия и Ханты-Мансийский АО.
Новый субъект федерации
появляется в двух случаях:
- инкорпорация территории иностранного государства;
- внутренняя реорганизация территории с созданием новых регионов в новых границах.
В
первом случае в состав России на правах
субъекта федерации может войти иностранное
государство или его часть. При этом
присоединение части иностранного
государства невозможно без согласия
самого этого государства 4.
Включение территории
обязательно утверждается международным
договором и предполагает взаимное
согласие России и соответствующего
государства. Международный договор
должен определить статус, который
получает эта территория в составе
России.
По
закону, если речь идет о целом государстве,
то оно, как правило, получает статус
республики (хотя договор может определить
и иной статус).
Создание
нового субъекта федерации в результате
инкорпорации оформляется
международным договором и федеральным
конституционным законом об этом субъекте.
Во
втором случае действующее российское
законодательство предполагает только
объединение
двух и более граничащих друг с другом
регионов* в
новый субъект
14
В
качестве возможных инкорпорируемых
территорий в России чаще всего
рассматривались Белоруссия, Абхазия
и Южная Осетия, Приднестровье.
Однако
для присоединения Абхазии и Южной
Осетии необходимо позитивное решение
Грузии, для Приднестровья
— Молдовы, что можно считать почти
невероятным. Действия типа референдума
1992 г.
в Южной Осетии о присоединении к
России не являются легитимным основанием
для
принятия территории в состав России.
м
В
законодательстве они именуются
заинтересованными субъектами.
федерации.
Разделение субъекта федерации на части,
создание нового субъекта за счет
объединения отдельных частей субъектов
федерации в России не предусмотрены.
Эта позиция, очевидно, обоснована
доминирующей политической тенденцией
к укрупнению субъектов федерации, когда
все остальные варианты территориальной
реорганизации просто не предполагаются36.
При
создании нового региона за счет укрупнения
существующих в России используется
принцип
народного волеизъявления.
Во
всех заинтересованных субъектах
федерации обязательно проводятся
всенародные референдумы по вопросу об
объединении.
В случае отрицательного
результата хотя бы в одном из субъектов
федерации объединение откладывается,
и новые референдумы могут быть проведены
во всех заинтересованных регионах не
ранее чем через год.
Также
необходимо согласие
властных элит федерального центра и
заинтересованных субъектов федерации.
Активную
роль в данном процессе играют власти
заинтересованных субъектов. Они
должны подготовить мотивированное
предложение президенту страны об
объединении и его последствиях.
Право
окончательного решения принадлежит
федеральному центру. В соответствии
с поправками в закон о порядке создания
новых субъектов федерации, принятыми
в 2005 г.
, президент страны должен поддержать
предложение органов региональной власти
об объединении субъекта федерации.
Только после этого может быть проведен
референдум.
После референдума новый
субъект федерации создается через
принятие федерального конституционного
закона.
В
2003 г. был запущен первый объединительный
процесс, в связи с чем можно говорить о
первом прецеденте, имеющем характер
пилотного проекта. 7 декабря 2003 г.
в
Пермской области и Коми-Пермяцком АО
прошли референдумы, на которых 83,8% и
89,8% избирателей в этих двух регионах
соответственно проголосовали за
объединение. Весной 2004 г.
был принят
федеральный конституционный закон,
предполагающий создание 1 декабря 2005
г. нового региона — Пермского края37.
,6
Настроения
в пользу разделения существующих
субъектов федерации на части отмечались
прежде всего на Северном Кавказе.
Например, в начале 1990-х гг. национальные
движения выступали за деление на две
части Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
Существовали настроения в пользу
создания Южного Дагестана на основе
территорий
с лезгинским большинством (в 1998 г.
интересным прецедентом стал митинг
некоторых
представителей лезгинского национапьного
движения, выступивших за создание
Дербентского автономного округа,
непосредственно входящего в состав
России). Вообще характерным
явлением в начале 1990-х гг. на Северном
Кавказе были съезды национальных
движений,
которые принимали декларации о создании
национальных республик.
57
При
этом будет полностью утрачено прежнее
понятие «край», под которым в РСФСР
понимался регион со сложным внутренним
делением. В ситуации с Пермской областью
произошло нечто противоположное: ее
внутренняя структура упростилась, и
при этом
на ее основе создается край. Край в новой
ситуации фактически понимается как
более крупное
и сильное образование, чем область.
17
апреля 2005 г. референдумы прошли в
Красноярском крае. Таймырском
(Долгано-Ненецком)
и Эвенкийском АО. Во всех трех субъектах
ответ избирателей был
положительным. В собственно Красноярском
крае за объединение проголосовали
92,4% избирателей, в Эвенкии — 79,9%.
на
Таймыре — 69,95%. Заметно, что уровень
поддержки объединительной инициативы
в этих двух автономных округах был
ниже, чем в Коми-Пермяцком АО. 23 октября
2005 г. референдумы прошли в Камчатской
области и Корякском АО, где население
также поддержало процесс объединения.
Анализ пилотных проектов
по объединению субъектов федерации
позволяет
определить основные принципы, которые
используются в этом процессе.
- Принцип политической компенсации. Закон предполагает сохранение Коми-Пермяцкого округа как территории с особым статусом в составе Пермского края (понятие «автономный» при этом уже не используется). Политической компенсацией могло бы стать фактическое воссоздание в России института внутрирегиональной автономии, каковыми ранее являлись автономные области и автономные округа. В то же время российское законодательство не предусматривало такого статуса. Это значит, что реально прежние автономные округа могут претендовать на статус муниципальных районов, что означает явное понижение статуса и другие проблемы (по размерам территории они обычно не подходят под предусмотренные законодательством о местном самоуправлении предельные размеры территории муниципальных образований — территорий по смыслу всегда компактных). Либо возможно существование прежних автономных округов в виде объединений муниципальных образований, находящихся под специальным управлением общерегиональной власти (в лице, например, специально назначаемого заместителя губернатора).
- Принцип экономической компенсации. Президент В. Путин подписал указ «О мерах по социально-экономическому развитию Коми-Пермяцкого АО и Пермской области». Указ, в частности, предусматривает газификацию округа и развитие его транспортной инфраструктуры в 2003—2006 гг. Аналогичные указы были подписаны перед референдумами об объединении Красноярского края и Камчатской области.
- Принцип постепенности с определением переходного периода. Предполагается, что органы власти двух регионов будут работать до истечения своих полномочий. Единый бюджет будет сформирован только в 2007 г. При этом прямое федеральное финансирование округа будет осуществляться до 2008 г., и только с 2009 г. оно будет единым для Пермского края.
- Принцип федерального контроля. В переходный период возможным является назначение губернаторов объединяемых территорий президентом России. Прецедент возник в связи с назначением пермского губернатора Ю. Трутнева федеральным министром как раз в переходный период. Поэтому на переходный период был назначен исполняющий обязанности губернатора Пермской области О. Чиркунов.
В
дальнейшей перспективе можно говорить
о нескольких типах ситуаций, для которых
возможно объединение регионов.
-
Объединение автономных округов с краями и областями, в состав которых они входят.
-
Объединение «точечных» регионов с прилегающими к ним «площадными», т.е. объединение городов федерального значения с окружающими их областями.
Источник: https://StudFiles.net/preview/6319924/page:111/
Новое административно-территориальное деление РФ
?
mrpumlin (mrpumlin) wrote,
2015-10-02 14:21:00 mrpumlin
mrpumlin
2015-10-02 14:21:00 Categories: Все материалы данного блога предназначены для лиц старше 18 лет (18+)
В рамках возможной будущей конституционной реформы предлагается следующая схема государственно-территориального устройства РФ.1. Субъекты федерации первого уровня:- Губернии- Города федерального значения- Особые федеральные территории2. Субъекты федерации второго уровня:- Республики, края, области
[Читать дальше…]ГубернииМое мнение, в ходе конституционной реформы РФ можно было бы внести в Основной Закон новую структуру деления страны на субъекты федерации. А именно, ввести высший уровень — Губернии, каждая из которых будет объединять по нескольку областей/краев/республик. Это будут субъекты федерации первого уровня.Кроме того, субъектами федерации первого уровня будут и города федерального значения. Области же, края, республики станут субъектами РФ второго уровня.Основной смысл этого один — убрать (или резко снизить) угрозу (постоянно присутствующую) выхода из федерации ее национальных субъектов. Для чего губернии нужно формировать таким образом, чтобы население национальных республик и автономий составляло в ней заметное меньшинство.Причем, часть налоговых поступлений (и, соответственно, полномочий) можно было бы спустить с федерального уровня на уровень губерний, с уровня областей, краев и республик: частично поднять на уровень губерний, частично спустить на муниципальный уровень.Таким образом, области, края и республики будут «упакованы» в субъекты РФ более высокого — первого — уровня, которые будут иметь больше денег, полномочий и полицейских сил. А субъекты второго уровня, соответственно, потеряют значительную часть денег и полномочий. Новые субъекты первого уровня займутся выстраиванием общегубернских хозяйственных и социальных систем, снижая возможности и желание субъектов РФ второго уровня в плане потенциального национального сепаратизма. Ну и поскольку вместо небольших и слабых в России появятся большие и сильные субъекты, разумеется, в рамках реформы Федеральный Центр должен получить больше законных возможностей по изменению границ субъектов и, главное, по вмешательству в процесс управления субъектами (вплоть до прямого управления) в особых и чрезвычайных ситуациях. То есть, в некоторых моментах и ситуациях, Россия должна стать, скажем так, более унитарной страной.Хотелось бы подчеркнуть, что я не сторонник превращения России в абсолютно унитарное государство — это может вызвать серьезные внутриполитические проблемы, по-моему. Но мое мнение состоит в том, что, во-первых, федеральному центру нужно больше формальных полномочий, а во-вторых, субъекты федерации высшего уровня не должны бы быть национальными.Однако
Правда, надо понимать, что решая таким образом одну задачу — снижение риска выхода из федерации ее национальных субъектов — мы получим проблему на новом направлении: в случае ослабления федерального центра, федерация, теоретически, может развалиться и на губернии.
И, учитывая, что многие из них будут весьма велики (у губернских элит будет большой финансово-экономический ресурс), опасность губернского сепаратизма нельзя сбрасывать со счетов.Его нивелирование — тема отдельного большого разговора.
Основной залог единства — экономические интересы, а также общая история, язык, культура.
Серьезными факторами единства страны станут, очевидно, такие мощные федеральные структуры как:
— Мега-корпорация РФ
— Общественный капитальный фонд РФ
— Большой фонд РФ
— Кредитные, ипотечный и страховой фонды РФ.
Да и Губернские общины, очевидно, будут постепенно создавать не только внутригубернские хозяйственные комплексы, но и межгубернские экономические структуры, которые прочно «сошьют» страну многообразными и прочными межрегиональными хозяйственными связями.
Генерал-губернаторы
Ну а в административно-силовом плане, для новых губерний будет необходимо создать институт назначаемых федеральным центром генерал-губернаторов. Они будут администрировать значительную часть «силового» бюджета губерний.
Генерал-губернатору в каждой губернии будет подчинена специально созданная структура, включающая в себя: информационно-аналитическое, оперативно-розыскное и силовое подразделения, собственные губернские средства массовой информации, а также несколько специализированных лабораторий для углубленного анализа и прогнозирования ситуации по разным направлениям.
Для создания и развития агломераций необходимо, в рамках губерний, создать Агломерационные районы. Территории под них будут выделяться из территорий республик, краев и областей.
Агломерационные районы будут выводиться из подчиненности субъектов РФ второго уровня, переходя, в административном плане, на губернский уровень подчиненности.
https://www.youtube.com/watch?v=oL-UN-R9fhU
Общая площадь Агломерационного района должна с запасом позволить городу/агломерации расширяться за счет создания новых пригородов и городов, а также разместить объекты пригородного сельского хозяйства, защитные леса, водоемы, прочую санитарно-рекреационную инфраструктуру.
Особая федеральная территория
Ну и для создания новых оффшоров (на территории которых будут созданы агломерации) необходимо внести в Конституции РФ новеллу — новый вид субъекта РФ под наименованием Особая федеральная территория.
Как это может выглядеть
Вот один из возможных вариантов нового административно-территориального деления России (без Особых федеральных территорий).
Губернии и Города федерального значения (в скобках — текущая численность населения этих территорий: источник)
1. Первая северная губерния (население — 2,3 млн. чел.)Архангельская область** (включая Ненецкий ОНКА)Вологодская область2. Вторая северная губерния (население — 2,1 млн. чел.)Республика КомиКировская область
3. Город федерального значения Санкт-Петербург* (население — 6,2 млн. чел. — агломерация, включая часть Ленинградской области)
4. Северо-Западная губерния (население — 3,5 млн. чел.)Мурманская областьРеспублика КарелияЛенинградская область (часть)Псковская областьНовгородская область5. Балтийская губерния (население — 1 млн. чел.)Калининградская область6. Город федерального значения Москва* (население — 19,8 млн. чел.)МоскваМосковская область7. Западная губерния (население — 3,2 млн. чел.)Калужская областьСмоленская областьБрянская область8. Рязанско-Тульская губерния (население — 2,6 млн. чел.)Рязанская областьТульская область9. Юго-западная губерния (население — 4,5 млн. чел.)Воронежская областьТамбовская областьЛипецкая область10. Центральная губерния (население — 5,6 млн. чел.)Тверская областьВладимирская область Ивановская областьЯрославская областьКостромская область11. Лесо-степная губерния (население — 4,7 млн. чел.)Республика МордовияПензенская областьСаратовская область12. Центрально-черноземная губерния (население — 3,4 млн. чел.)Орловская областьКурская областьБелгородская область13. Средневолжская губерния (население — 5,2 млн. чел.)Нижегородская областьЧувашская республикаРеспублика Марий-Эл14. Поволжская губерния (население — 8,4 млн. чел.)Республика ТатарстанСамарская областьУльяновская область15. Нижневолжская губерния (население — 3,5 млн. чел.)Волгоградская областьАстраханская область16. 17. Крымская губерния + город федерального значения Севастополь* (население — 2,3 млн. чел.)СевастопольРеспублика Крым18. Южная губерния (население — 15,4 млн. чел.)Ростовская областьКраснодарский крайСтавропольский крайРеспублика АдыгеяКарачаево-Черкесская республикаКабардино-Балкарская республикаРеспублика Северная Осетия — АланияРеспублика Калмыкия19. Кавказская губерния (население — 5 млн. чел.)Республика ИнгушетияЧеченская РеспубликаРеспублика Дагестан20. Южно-Уральская губерния (население — 10,4 млн. чел.)Республика БашкортостанОренбургская областьЧелябинская областьКурганская область21. Приуральская губерния (население — 4,2 млн. чел.)Пермский крайУдмуртская республика22. Уральская губерния (население — 4,3 млн. чел.)Свердловская область23. Западно-Сибирская губерния (население — 5,8 млн. чел.)Тюменская область** (включая Ханты-Мансийский ОНКА и Ямало-Ненецкий ОНКА)24. Сибирская губерния (население — 2 млн. чел.)Омская область25. Южно-Сибирская губерния (население — 6,6 млн. чел.)Новосибирская областьКемеровская областьТомская область26. Алтайская губерния (население — 2,6 млн. чел.)Алтайский край** (включая Алтайский ОНКА)27. Красноярская губерния (население — 3,7 млн. чел.)Красноярский край** (включая Хакасский ОНКА)Республика Тыва28. Восточно-Сибирская губерния (население — 2,4 млн. чел.)Иркутская область29. Забайкальская губерния (население — 2,1 млн. чел.)Республика БурятияЗабайкальский край30. Дальневосточная губерния (население — 4,2 млн. чел.)Хабаровский крайБиробиджанская область***Амурская областьРеспублика Саха (Якутия)Магаданская областьКамчатско-Чукотский край** (включая Чукотский ОНКА)Сахалинская область31. Приморская губерния (население — 1,9 млн. чел.)Приморский край
В рамках возможной будущей конституционной реформы предлагается
* Предлагается присоединить Московскую область к городу федерального значения Москва, часть Ленинградской области — к городу федерального значения Санкт-Петербург, часть территории республики Крым — к городу федерального значения Севастополь.
** Предлагается лишить статуса субъектов федерации:
— Ненецкий АО (реорганизовав его в Ненецкий округ с национально-культурной автономией (ОНКА) в составе Архангельской области),
— Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО (реорганизовав их в Ханты-Мансийский ОНКА и Ямало-Ненецкий ОНКА в составе Тюменской области),
— Республику Алтай (реорганизовав ее в Алтайский ОНКА в составе Алтайского края),
— Республику Хакасия (реорганизовав ее в Хакаский ОНКА в составе Красноярского края),
— Чукотский АО (реорганизовав его в Чукотский ОНКА в составе Камчатско-Чукотского края),
*** Предлагается переименовать Еврейскую автономную область в Биробиджанскую область с сохранением статуса субъекта федерации второго уровня.
На главную страницу блога
Источник: https://mrpumlin.livejournal.com/76516.html
Сколько субъектов федерации входит в состав РФ
Субъекты РФ: количество, наименование, столицы.
Огромные масштабы российского государства требуют особого территориального разделения для осуществления государственной власти. Федеративное устройство России закреплено Конституцией Российской Федерации принятой в 1993 г, в соответствии с которым Российское государство территориально разделено более чем на 80 субъектов.
Что такое субъект Российской Федерации: пример
Верхним региональным уровнем управления власти Российской Федерации (исполнительной, законодательной, судебной) является ее субъект. На данный момент в Российской Федерации различают следующие равноправные субъекты:
- Республика
- Край
- Область
- Город федерального значения
- Автономная область
- Автономный округ
Сколько республик, краев, областей, автономных областей, городов федерального значения входит в состав РФ: перечень, число
Российская Федерация состоит из 85 субъектов | |
Наименование субъекта | Количество, единиц |
|
3 |
85 субъектов Российской Федерации: список со столицами
Данные по субъектам РФ на 1.01. 2017:
Наименование | |
Область | Административный центр |
|
Наименование | |
Республика | Административный центр |
Наименование | |
Края | Административный центр |
Наименование | |
Автономная область | Административный центр |
Города федерального значения |
Наименование | |
Автономные округа | Административный центр |
Знание федеративного устройства своего государства носит не только познавательный характер, но и является патриотическим атрибутом каждого добропорядочного гражданина Российской Федерации.
Видео: Флаги субъектов Российской Федерации
Источник: https://heaclub.ru/skolko-subektov-federacii-vhodit-v-sostav-rf-spisok-so-stolicami-skolko-respublik-kraev-oblastej-avtonomnyh-oblastej-gorodov-federalnogo-znacheniya-vhodit-v-sostav-rf-perechen-chislo-chto-tak
Эксперты: новое укрупнение регионов может начаться с Москвы и Мособласти
МОСКВА, 16 декабря. /ТАСС/. Процесс укрупнения российских регионов может начаться с Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также так называемой тюменской «матрешки»: Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Такое мнение ТАСС высказали эксперты и представители научного сообщества.
Вопрос укрупнения регионов вновь становится актуальным. Сегодня плюсы и минусы объединения северной столицы с соседним регионом обсуждают участники дискуссионного клуба в Петербурге, в числе которых представители общественных организаций, политики, ученые, журналисты, бизнесмены.
Кто может попасть под объединение
Потенциал укрупнения на сегодняшний день, по словам экспертов, есть всего у нескольких регионов. Среди наиболее очевидных примеров — Москва и Московская область, Петербург и Ленобласть.
«Типичный для многих государств случай, когда столица не выделяется в качестве города, а столичный регион представляет собой одно образование.
Все остальные случаи, которые могут быть рассмотрены, как правило, ограничиваются соседними субъектами федерации, например, Алтайский край и Республика Алтай, которые были когда-то связаны», — рассказал заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов.
По его словам, под объединение потенциально могли бы попасть и близко расположенные субъекты в центральной России, а также автономные округа, входящие в состав областей.
«Известный случай с оставшимися у нас автономными округами, которые входят в состав Тюменской и Архангельской областей.
Эти единичные случаи могут, конечно, рассматриваться и быть запущены, но целесообразность объединения не всегда очевидна», — добавил Климанов.
Руководитель лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин считает, что объединять регионы — это как передвигать мебель. «У нас очень много регионов, которые построены по национальному признаку.
Поэтому объединять небольшие республики, например, на Северном Кавказе, не представляется возможным.
Объединять регионы в Центральном федеральном округе смысла не имеет никакого, потому что это как переставлять мебель в квартире: затраты на это есть, а в результате мы получим то же самое, экономической пользы от этого будет мало или не будет совсем», — уточнил он.
Объединять небольшие республики, например, на Северном Кавказе, не представляется возможным. Объединять регионы в ЦФО смысла не имеет никакого, потому что это как переставлять мебель в квартире: затраты на это есть, а в результате мы получим то же самое, экономической пользы от этого будет мало или не будет совсем
Александр Дерюгин
руководитель лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС
Заместитель директора по научной работе Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер высказал ТАСС мнение, что проект объединения, например, тюменской «матрешки» малоперспективен.
«В тюменской «матрешке» давно еще были заключены соглашения между Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами и Тюменской областью. Область получает достаточно большие деньги от этих округов, там есть совместные органы управления и областная Дума, которая закрывает все три субъекта.
Это непривычная структура для России, но менять ее не стоит, перемены могут привести к тому, что бюджетный поток из этих регионов может стать меньше», — отметил он.
Гонтмахер добавил, что с точки зрения объединения можно рассмотреть Республику Алтай и Алтайский край. «На прежнем этапе всегда пытались объединить более сильный и более слабый регион.
Здесь еще неизвестно, кто сильный, кто слабый, потому что Алтайский край чуть посильнее с точки зрения валового регионального продукта, чем Республика Алтай, но все прекрасно знают, что в республике большой теневой бизнес, связанный с отдыхом, туризмом, там признаков бедности и нищеты особо нет. В этом смысле Алтайский край не настолько сильнее Республики Алтай», — заявил он.
История объединения
Одной из причин объединения регионов является попытка помочь более слабым субъектам за счет присоединения к более сильным.
По словам Дерюгина, объединение в 2007 году Таймырского и Эвенкийского автономных округов с Красноярским краем решило проблему их дотационности.
«Таймырский и Эвенкийский автономные округа получали очень много дотаций из федерального бюджета, а когда вошли в состав Красноярского края, то федерация неплохо на этом сэкономила», — заметил он.
Таймырский и Эвенкийский автономные округа получали очень много дотаций из федерального бюджета, а когда вошли в состав Красноярского края, то федерация неплохо на этом сэкономила
Александр Дерюгин
руководитель лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС
Однако Дерюгин отметил, что на сегодняшнем этапе федерация не получит ничего, кроме головной боли и дополнительных расходов, от объединения регионов.
«Такая заинтересованность есть, но я считаю, что финансовый аспект должен занимать предпоследнее место среди тех, которые называются в пользу объединения регионов.
Кроме головной боли и дополнительных расходов мы, скорее всего, ничего не получим», — сказал он.
Тем не менее, по словам депутата Заксобрания Красноярского края Анатолия Амосова, объединение Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского округов дало положительные результаты и ускорило освоение недр бывших округов.
Первым прецедентом объединения регионов в современной России после принятия в 1993 году Конституции РФ стал Пермский край (образован в результате слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа), новую историю регион ведет с 2005 года.
Вслед за Пермским краем последовало появление Камчатского края — в 2007 году такое название получили ранее существовавшие отдельно Камчатская область и Корякский автономный округ.
В результате, до 2008 года число субъектов РФ сократилось с 89 до 83, самостоятельное существование прекратили 6 из 10 автономных округов, а три области — Пермская, Камчатская, Читинская — сменили название на края.
По мнению Климанова, те объединения, которые произошли с 2005 по 2008 год, вряд ли могут служить каким-то ориентиром на дальнейшее развитие этого процесса.
Тогда произошло объединение Красноярского края и входящих в его состав автономных округов, Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край, Усть- Ордынский Бурятский автономный округ вошел в Иркутскую область, Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край.
Плюсы и минусы реформ
Среди положительных моментов объединения регионов, по словам Климанова, могут быть сокращение дифференциации в развитии регионов, снижение числа объектов управления со стороны государства и, как следствие, повышение скорости доведения решений федерации и реакции центра на импульс, идущий снизу. «Есть иногда и синергетический эффект, связанный с тем, что иногда регионы будут взаимодополнять потенциал друг друга, а не растаскивать. Межрегиональная дифференциация сократится и перераспределение ресурсов будет меньшим», — пояснил Климанов.
Целесообразно объединять северо-западный регион, Московский регион, Свердловскую и Челябинскую области, Красноярский край и Хакасию. Польза может быть только в самодостаточности объединенных регионов: берем сильный, слабый и они превращаются в стабильный регион, который не требует федеральных дотаций, и экономически сам развивается
Леонид Давыдов
председатель фонда «Петербургская политика»
Председатель фонда «Петербургская политика» Леонид Давыдов отметил, что в перспективе объединение регионов необходимо, однако для этого нужна политическая воля.
«Идея сама по себе здравая, и к ней несколько раз подходили разные люди, верстались экономические зоны на манер федеральных округов, безусловно, на практике это полезно, другое дело, что этот процесс для текущей политики неочевиден. Целесообразно объединять северо-западный регион, Московский регион, Свердловскую и Челябинскую области, Красноярский край и Хакасию.
Польза может быть только в самодостаточности объединенных регионов: берем сильный, слабый и они превращаются в стабильный регион, который не требует федеральных дотаций, и экономически сам развивается», — сказал ТАСС Давыдов.
Однако, по мнению экспертов, реальных предпосылок для объединения регионов пока нет, на данном этапе это может дестабилизировать ситуацию и привести к противостоянию региональных элит.
«Объединение регионов — это достаточно большие издержки по администрированию процесса.
Представьте себе, какие затраты нужны, чтобы перевести всю систему управления, регистрационные документы, принципы принятия решений на новый уровень.
Кроме того, может возникнуть политическое противостояние элит, которые будут недовольны таким объединением и потеряют контроль над ситуацией, в связи с чем начнут противодействовать этому процессу», — заявил Климанов.
По мнению Гонтмахерат, не заинтересованы в объединении губернаторы. «Плюс везде есть местная сформированная элита и бюрократия. Я думаю, что сейчас вопрос укрупнения регионов не актуален, есть более важные и острые проблемы.
Когда в 2006, 2007 годах этот процесс начался, то была такая концепция: если бедный регион слился с сильным, то бедному станет лучше, но как видно сейчас, в основном, это не получилось и не привело к существенным сдвигам в положении более слабых регионов», — добавил он.
Создание межрегиональных структур
Альтернативой объединению регионов, по мнению экспертов, может стать создание надрегиональных структур.
«Мне кажется более перспективным создание надрегиональных структур и придание им каких-то отдельных полномочий, которые в настоящее время сосредоточены на федеральном и региональном уровне», — сказал Климанов.
Дерюгин добавил, что для реализации крупных проектов на уровне нескольких регионов не обязательно объединять их.
«Если мы говорим о реализации достаточно крупных проектов, которые якобы легче делать в рамках объединенного субъекта, то никто не мешает двум регионам взаимодействовать по реализации какого-то проекта.
А если чиновники друг с другом не могут договориться, то это повод менять не границы регионов, а чиновников.
Я считаю, что объединение регионов — это отвлечение внимания и ресурсов от решения других более важных задач экономического развития, поскольку наши регионы существуют достаточно долго в таких границах и каких-то проблем в связи с этим я не видел», — отметил эксперт.
Источник: https://tass.ru/v-strane/3878653
Советская Федерация в 1936-1950 годах. Создание новых советских республик. Проблемы автономий и национальных меньшинств
Начавшийся в середине 50-х гг. курс на демократизацию государственной жизни затронул и форму государственного единства.
Он коснулся прежде всего сферы управления экономикой, где сложился крайний централизм, права союзных республик были существенно ограничены, что становилось тормозом для дальнейшего развития народного хозяйства как самих республик, так и Союза в целом. Такой порядок не учитывал тех серьезных изменений, которые произошли за истекшие годы в республиках.
Там были подготовлены собственные кадры специалистов в различных областях экономики и культуры, способные более глубоко, чем специалисты из центра, учитывать конкретные условия своих регионов и успешно решать самые сложные задачи.
Одновременно чрезмерная централизация неблагоприятно отражалась и на политической ситуации: республики тяготились таким положением и стремились к большей самостоятельности.
Учитывая эти обстоятельства, в 50-е гг. был осуществлен ряд мер по расширению прав союзных республик. В 1954 — 1955 гг. из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано свыше 11 тыс. промышленных предприятий. В результате удельный вес предприятий республиканского и местного подчинения повысился с 31% в 1953 г. до 47% в 1955 г.
Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1955 г. был существенно изменен порядок планирования и финансирования хозяйства союзных республик.
Советам Министров союзных республик было предоставлено право самостоятельно утверждать планы производства и распределения всех видов промышленной продукции, вырабатываемой предприятиями республиканских министерств и ведомств, промысловой кооперации.
В общегосударственном плане развития народного хозяйства объем продукции по этим предприятиям предусматривался в целом по республике.
Расширение бюджетных прав союзных республик выразилось в том, что в Государственном бюджете СССР было отменено деление бюджета союзных республик на республиканский и местные. Теперь в общесоюзном бюджете стали фиксировать лишь суммы расходов по каждой союзной республике в целом.
Республиканские органы стали самостоятельно распределять средства между республиканским и местными бюджетами. Это повысило возможности союзных республик более полно учитывать местные условия при распределении бюджетных средств и, как показала практика, имело положительный результат.
Дальнейшие шаги по расширению прав союзных республик были осуществлены на основе решений XX съезда КПСС, в которых указывалось на необходимость устранения излишней централизации в управлении народным хозяйством. В целях реализации решений съезда ЦК КПСС и Совет Министров СССР 30 мая 1956 г.
приняли Постановление о дополнительной передаче в ведение союзных республик 3,5 тыс. предприятий и организаций легкой, текстильной, рыбной промышленности, производства продовольственных товаров, промышленности строительных материалов и некоторых других отраслей народного хозяйства.
Автомобильный транспорт и речной флот также были полностью переданы союзным республикам.
При этих переменах ведущие отрасли экономики страны по-прежнему оставались в строго централизованном управлении Союза. Но и в той сфере, которая передавалась в ведение союзных республик, за Союзом оставалась координирующая роль. Она была возложена на созданную 11 февраля 1957 г.
Экономическую комиссию Совета Национальностей Верховного Совета СССР.
В ее компетенции были: подготовка для Совета Национальностей предложений по вопросам хозяйственного и социально-культурного строительства в союзных республиках, предварительное рассмотрение предложений союзных республик о проведении тех или иных мероприятий в области хозяйственного строительства, народного просвещения, здравоохранения и т.д. Экономическая комиссия готовила также заключения для Совета Национальностей о соответствии народно-хозяйственных планов, вносимых на утверждение Верховного Совета СССР, задачам экономического развития союзных республик.
Комиссия избиралась в составе председателя и 30 членов: по 2 депутата от каждой союзной республики. При рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы автономных республик, автономных областей и национальных округов, депутатам Совета Национальностей, избранным от этих национально-государственных единиц, обеспечивалось право участия в работе Экономической комиссии.
В рассматриваемый период были расширены (а по сути дела, восстановлены) права союзных республик в области законодательства и осуществления правосудия. В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов»
В результате этого ослаблялась введенная Конституцией СССР 1936 г. централизация в области правосудия, гражданского, уголовного и процессуального законодательства. Одновременно это позволило обновить законодательство союзных республик, полнее учесть в нем национальные и бытовые особенности.
С учетом федеративного устройства государства за Союзом ССР было сохранено право установления основ уголовного, гражданского и процессуального законодательства, а также законодательства в области правосудия.
По Конституции СССР 1936 г. вопросы регулирования областного, краевого административно-территориального деления были отнесены к компетенции Союза ССР. В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял Закон, по которому решение вопросов областного, краевого административно-территориального устройства переходило в ведение союзных республик.
Из Конституции СССР исключалось перечисление краев и областей, за Союзом сохранилось лишь право на утверждение новых автономных республик и автономных областей.
Последнее мотивировалось тем, что вопросы образования новых автономных республик и автономных областей — это сложные государственные вопросы, требующие учета многих обстоятельств, прежде всего интересов национальностей, создавших автономные государственные образования.
Изменился и состав союзных республик. В 1956 г. была ликвидирована искусственно созданная Карело-Финская ССР (коренные народы составляли здесь лишь 17% населения). На ее месте была вновь создана Карельская АССР в составе Российской Федерации.
Важное значение имели меры по восстановлению прав репрессированных в годы Отечественной войны народов. По Закону, принятому в феврале 1957 г.
, Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую, была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, Черкесская автономная область преобразована в Карачаево-Черкесскую, образована Калмыцкая автономная область, преобразованная в июле 1958 г. в Калмыцкую АССР.
Однако названные меры не были полными. Оставались еще народы, чьи права тоже нуждались в восстановлении (крымские татары, немцы Поволжья и некоторые другие).
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s36957t2.html
Республики России: история и политический статус. :
Россия — самое крупное государство на земном шаре. По территориальному устройству она является федерацией, т.е. в ее состав входят независимые государственные объединения. Они называются автономиями, или просто республиками. Последним из ныне входящих в состав РФ образований стал Крым в 2014 году.
Общие сведения
Российская федерация разделена на 85 административных территорий. Некоторые из них являются неотъемлемыми частями России, некоторые же — независимыми во внутреннем управлении и даже имеют свою Конституцию и государственный язык.
В основном это территории, где большинство населения — коренных национальностей. Список республик, входящих в состав России, насчитывает 22 субъекта, которые были сформированы в результате важных исторических событий и других изменений на территории Российской империи и СССР.
Некоторые были образованы в 90-е годы.
Список республик
На сегодня в состав России входят следующие автономные формирования.
- Саха Якутия.
- Башкортостан.
- Бурятия.
- Удмуртия.
- Республика Коми.
- Адыгея.
- Дагестан.
- Мордовия.
- Ингушетия.
- Тыва.
- Калмыкия.
- Хакасия.
- Алтай.
- Чувашия.
- Карелия.
- Северная Осетия — Алания.
- Карачаево-Черкессия.
- Чечня.
- Кабардино-Балкария.
- Марий Эл.
- Татарстан.
- Крым.
Конституционный статус
Республики России имеют уникальное положение. В своих внутренних решениях они практически самостоятельны. Таким образом, они вправе устанавливать официальный государственный язык и принимать свою Конституцию, по которой будут жить.
Другим субъектам (таким как области или края) это не дано.
До недавнего времени даже руководители этих государственных объединений имели статус президента, но в связи с внесенными поправками в федеральное законодательство такой статус теперь зарезервирован только для главы России.
Внутреннее самоуправление
Республики России имели практически неограниченную самостоятельность. Их законы могли даже противоречить федеральным. Главы республик не всегда подчинялись Москве. В некоторых случаях это приводило к необузданности местных властей.
Может быть, именно поэтому некоторые регионы России в конце прошлого столетия перенесли тяжелейший кризис, а другие сумели выстоять и даже показать экономическую стабильность в лихие 90-е.
Однако Владимир Путин значительно урезал независимость республик и определил превосходство федерального законодательства над местными законопроектами.
Руководители республик теперь назначаются президентом России, но при этом претендент должен быть одобрен парламентом административной единицы.
Практически все республики России пережили период активных сепаратистских движений. Где-то они были мощными, например, в Чечне, где-то — совсем незаметными. Активная деятельность по расколу страны происходила в Якутии, Татарстане, Башкортостане. Но все конфликты удалось урегулировать мирным путем.
Немного истории
Во времена существования Российской империи автономных образований не существовало, происходило жесткое подчинение центру — Петербургу. Первые автономии начали появляться только после падения самодержавия в 1917 году.
Когда на большей части территории государства уже закончилась гражданская война, республики России начали возникать на территории бывшей империи.
Хотя на территории среднеазиатских владений автономии появились сразу после Февральской революции — летом 1917 года, например, Кокандская и Туркестанская автономии.
Что касается районов уже образованных, эти процессы стали происходить только к 1920 году и позже. Автономию своим территориям уже давала РСФСР — Россия. Удмуртская республика была одной из первых, хотя изначально называлась Вотской автономной областью. Столицей является город Ижевск.
В Российской федерации не происходит крупных национальных и конфессиональных выступлений. Черным пятном на все времена останется Чеченская операция. Но нужно понимать, что в тех событиях активное участие принимали внешние силы, которые толкали местных националистов на получение так называемой независимости.
Источник: https://BusinessMan.ru/new-respubliki-rossii-istoriya-i-politicheskij-status.html