Социально-экономическое развитие. внутренняя политика

1. Социально-экономическое развитие России во второй половине ХVIII века

Во второй половине ХVIII века территория России значительно расширилась, особенно в южном и западном направлениях. В состав страны к концу ХVIII века вошли Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва.

Население России в середине ХVIII века составляло 18 млн. человек, к концу века – 36 млн. человек. Основная масса населения жила в сельской местности (54 % крестьян были частновладельческими и принадлежали помещикам, 40 % крестьян – государственными и принадлежали казне, остальные 6 % принадлежали дворцовому ведомству).

В городах проживало к концу века около 10% населения страны. [6]

Ведущей отраслью экономики России по-прежнему оставалось сельское хозяйство. Наблюдался рост крепостнических отношений. Они охватывали новые территории и новые категории населения. Росло бесправие и эксплуатация крестьян.

Обратите внимание

В 1783 году крепостное право утвердилось на Левобережной Украине, а в 1796 году на юге Украине (Новороссии), в Крыму и Предкавказье.

После русско-турецких воин и крестьянской войны 1773-1775 гг. была ликвидирована казачья вольница.

На плодородных, но малонаселенных землях юга Украины и Причерноморья помещик мог поселить своих крестьян, получая от государства от 1,5 до 12 тыс. десятин земли.

По 60 десятин земли получал любой желающий, кроме частновладельческих крепостных, включая иностранных колонистов, которых еще в 1762 году Екатерина II своими манифестами стала привлекать в Россию.

Во второй половине ХVIII века окончательно определились регионы, где господствовали барщина (отработочная рента) и оброк (денежная или продуктовая рента).

Барщина, доходившая до шести дней в неделю, была распространена в черноземных районах страны. В нечерноземных районах помещики переводили крестьян на денежный оброк. Здесь широкое распространение получили промысловые занятия и отход крестьян на заработки.

По всей стране расширялась связь помещичьих и крестьянских хозяйств с рынком.

Стремясь добиться увеличения зерна на продажу, помещики в барщинных хозяйствах стали переводить крестьян на месячину (с 80-х годов). У крепостного крестьянина отбирали надел земли, и он должен был за скудное месячное довольствие работать на помещика. Вырос и размер денежного оброка: в среднем в 5 раз к концу века по сравнению с серединой столетия.

Заработать деньги можно было, либо, занимаясь промыслом, либо уходя на заработки. Крестьянин все больше терял связь с землей, что вело к разрушению крестьянского хозяйства. [6]

Важно

Отдельные помещики стремились увеличить свой доход, не трогая основ крепостнической системы. В их имениях стали применяться технические устройства, вводился многопольный севооборот, разводились новые культуры.

Таким образом, крепостное хозяйство использовало не свойственные ему формы и методы организации труда, что было одним из проявлений начавшегося разложения крепостнических производственных отношений.

По-прежнему еще было велико число мануфактур, основанных на крепостнической эксплуатации работников.

Крепостное право определяло характер отношений между заводчиками и работниками.

В 1762 году было запрещено покупать крепостных крестьян к заводам, правительство прекратило приписку крестьян к предприятиям.

Мануфактуры, основанные после 1762 года лицами не дворянского происхождения, работали исключительно на вольнонаемном труде.

Толчок развитию ремесла и промышленности дал указ 1775 года, разрешивший крестьянскую промышленность. Это привело к росту числа заводчиков из купцов и крестьян.

Активно развивалась внешняя торговля России. Ведущим торговым партнером нашей страны была Англия.

В конце правления Екатерины II в социально-экономическом развитии страны проявились серьезные кризисные моменты. [6]

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/4065

План 1 Социально-экономическое развитие России 2 Внутренняя политика

План 1. Социально-экономическое развитие России. 2. Внутренняя политика при Александре I. 3. Внешняя политика в первой половине XIX в. 4. Внутренняя политика при Николае I. 5. Общественное движение и общественнополитическая мысль. 2

Особенности экономики России первой половины XIX в. § Россия оставалась аграрной страной с абсолютным преобладанием сельского населения (92 -94%), в которой сохранялось крепостное право, самодержавная политическая система и сословный строй. § Нарастал процесс разложения крепостной системы в сочетании с развитием капиталистических отношений. Это определяло политику правительства и рост общественного недовольства. 3

Феодальные основы экономики: 1) господство помещичьего землевладения 2) личная зависимость крестьян 3) привязанность крестьян к общине 4) крестьянское малоземелье 5) примитивная техника в с/х 6) натуральный характер крестьянских хозяйств 7) принудительные формы эксплуатации крестьян и работных людей. 4

Совет

Крепостничество сдерживало: • развитие экономики • формирование рынка наемного труда • промышленный переворот • частную инициативу • накопление капиталов • покупательную способность населения 5

Формирование капиталистического уклада: 1) приобретение земли лицами разных сословий 2) применение вольнонаемного труда 3) рост товарности сельского хозяйства 4) начало промышленного переворота в промышленности 5) начало внедрения машин в с/х 6) развитие кредита 6

способствовало: • техническому прогрессу • росту производительности труда • накоплению капиталов • формированию буржуазии и пролетариата • развитию товарноденежных отношений. 7

Сословная структура 1) дворянство (в середине века 887 тыс. обоего пола) 2) духовенство (в 1825 г. 102 тыс. приходского духовенства) 3) купечество (в 1851 г. 180 тыс. д. м. п. ) 4) почетные граждане 5) мещане (в 1858 г. 1890 тыс. обоего пола) 6) казачество (1, 5 млн человек) 7) разночинцы (к середине века 24 тыс. д. м. п. ) 8) крестьяне помещичьи (1858 г. 23 млн. ), государственные (19 млн. ), удельные (838 тыс. ). 8

Александр I 1801 -1825 9

Аграрный вопрос при Александре I 1) прекращение раздачи государственных крестьян в частные руки 2) Указ о вольных хлебопашцах (1803 г. ) 3) меры по ограничение произвола помещиков 4) проведение частичной аграрной реформы в Прибалтике 5) разработка проектов отмены крепостного права. 10

Внешняя политика в первой четверти XIX в. Европейское направление: 1805 -1806 – участие в коалициях 1807 – Тильзитский мир 1808 -1809 – русско-шведская война 1812 – Отечественная война 1813 -1814 – Заграничные походы русской армии 1814 -1815 – Венский конгресс 11

М. И. Кутузов 1745 -1813 12

П. И. Багратион 1765 -1812 13

Барклай-де-Толли 1761 -1818 14

Бородино 15

Бородино 16

Бородинская битва (26 августа 1812 года) Численность армий Наполеон: 133, 8 тыс. чел. Кутузов: 154, 8 тыс. чел. Артиллерия Наполеон: 587 орудий Кутузов: 640 орудий Потери Французы: 28, 0 тыс. чел. Русские: 45, 6 тыс. чел. 17

Внешняя политика в первой четверти XIX в. Восточное направление 1801 -1804 – вхождение Грузии в состав России 1804 -1813 – русско-иранская война 1806 -1812 – русско-турецкая война 1817 – начало Кавказской войны 18

Обратите внимание

Внешняя политика во второй четверти XIX в. 1826 -1828 – русско-иранская война 1828 -1829 – русско-турецкая война 1830 -1831 – восстание в Польше 1817 -1864 – Кавказская война 1848 – революция в Венгрии 1853 -1856 – Крымская война. 19

Николай I (1825 – 1855) 20

Направления внутренней политики Николая I 1. Охранительное (борьба с проявлениями свободомыслия): а) бюрократизация, военизация государственного аппарата; б) усиление режима личной власти путём укрепления Собственной его императорского величества канцелярии; в) усиление политического сыска (создание 3 отделения Канцелярии и корпуса жандармов); г) ужесточение цензуры и надзора за учебными заведениями. 2. Умеренно-реформаторское: а) кодификация законов под руководством М. М. Сперанского; б) преобразования в крестьянском вопросе; в) финансовая реформа Е. Ф. Канкрина 1839 – 1843 гг. г) разработка теории «официальной народности» . 21

Политика в крестьянском вопросе В годы правления Николая I было создано 9 секретных комитетов по крестьянскому вопросу, издано более 100 узаконений о помещичьих крестьянах. 1. 1837 -1842 – реформа в государственной деревне (реформа П. Д. Киселёва); 2. 1842 г. – Указ об «обязанных крестьянах» (личная свобода + надел в пользование + обязанность выполнять прежние барщину и оброк); 3. 1847 г. – инвентарная реформа в западных губерниях (описание помещичьих имений с точной фиксацией крестьянских наделов и повинностей). 22

П. Д. КИСЕЛЁВ (1788 -1872) 23

Реформа государственной деревни 1837– 1841 гг. Государственные крестьяне – около 19 млн. человек обоего пола (27% населения страны) Цели реформы Поднять благосостояние государственных крестьян Облегчить сбор налогов в государственной деревне 24

Реформа государственной деревни 1837– 1841 гг. Содержание реформы 1. Управление крестьянами из Министерства финансов передано Министерству государственных имуществ (1837 г. ); 2. Введено крестьянское самоуправление (выборы волостных и сельских старшин, сотских, десятских); 3. Размежевание земель и увеличение наделов малоземельных крестьян; 4. Упорядочено налогообложение; 5. Создание семенного фонда и продовольственных магазинов (складов) на случай неурожая; 6. Открывались школы и больницы. 25

Реформа государственной деревни 1837– 1841 гг. Итоги реформы 1. Увеличены крестьянские наделы, что способствовало росту производительных сил в деревне; 2. Увеличился бюрократический аппарат, усилилась мелочная регламентация и опека над крестьянами; 3. Усилился налоговый гнет, что вызвало массовые волнения в 1841– 1843 гг. ; 4. Накоплен опыт в решении крестьянского вопроса. 26

Причины формирования идеологии декабристов 1. Социально-экономическая действительность России: самодержавный деспотизм, бесправие основной массы населения; 2. Разочарование части общества в политике правительства, протест против нарастания в ней консервативных и реакционных тенденций; 3. Оживление общественной мысли в связи с либеральными планами Александра I; 4. Возникшее после войны 1812 г. чувство уважения к народу, внесшему огромный вклад в победу над Наполеоном; 5. Знакомство за время Заграничных походов русской армии с экономикой и социальным устройством стран Европы; 6. Знакомство с идеями просветителей о недопустимости деспотизма и рабства, о гражданском равенстве; 7. Влияние революционного и национальноосвободительного движения в Европе и Америке. 27

Тайные общества декабристов Название Место Годы органидеятельзации ности 1816 «Союз 1817 гг. спасения» «Союз 1818 благоден 1821 гг. ствия» 1821 Южное 1825 гг. общество Петербург А. Н. и Н. М. Муравьёвы, С. П. Трубецкой, П. И. Пестель, С. И. и М. И. Муравьёвы. Апостолы Москва, Петербург, Смоленск, Кишинев и др. А. Н. и Н. М. Муравьёвы, П. И. Пестель, С. И. и М. И. Муравьёвы. Апостолы, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин (вошли все 29 членов «Союза спасения» Тульчин Украина П. И. Пестель, С. Г. Волконский, А. П. Юшневский, Н. В. Басаргин 1822 – «Северное Петербург 1825 гг. общество» «Общество 1823 – соединен 1825 гг. ных славян» Основатели и лидеры Украина Н. М. Муравьёв, С. П. Трубецкой, К. Ф. Рылеев, М. С. Лунин А. и П. Борисовы, Ю. Люблинский, 28 И. Горбачевский

П. И. Пестель 1793 – 1826 29

Читайте также:  Крестьянское движение в ответ на реформу 1861 года

Н. М. Муравьёв 1796 – 1843 30

Важно

Социально-политические (конституционные) проекты декабристов П. И. Пестель Н. М. Муравьёв «Русская Правда» «Конституция» В программах сочетались революционные и либеральные идеи. Общепринятой программы не было из-за разногласий по социально-политическим и тактическим вопросам. Однако декабристы были едины в вопросах: – об отмене крепостного права; – об уничтожении самодержавного правления; – об установлении равенства всех граждан. 31

Бестужев-Рюмин М. П. 1803 -1826 32

Каховский П. Г. 1797 -1826 33

Муравьёв-Апостол 1796 -1826 34

Рылеев К. Ф. 1795 -1826 35

Основные направления общественной мысли в России во второй четверти XIX века Консервативное Социальная основа Идейная основа Цели Помещики, чиновники, духовенство Либеральное Образованная часть дворянской и разночинной интеллигенции Теория «офи- Классическая циальной немецкая народности» философия Сохранение самодержавия, крепостного права, привилегий дворянства, цензуры Революционнодемократическое Социалистические теории Демократические Модернизация: преобразования: ограничение народовластие, монархии, равенство граждан, освобождение свобода слова и крестьян, печати, демократическ освобождение ие свободы крестьян. Укрепление Умеренные государственреформы, Методы ного аппарадостипроведенные та, полиции, жения правительофициальной ством церкви Радикальные реформы, а при необходимости народная революция 36

Теория «официальной народности» Сформулировал Вдохновил Министр народного просвещения граф С. С. УВАРОВ в 1833 г. Император НИКОЛАЙ I Пропагандировали журналисты Ф. В. Булгарин Н. И. Греч профессора М. П. Погодин С. П. Шевырев литераторы Н. В. Кукольник М. П. Загоскин духовенство 37

Теория «официальной народности» Православие – Самодержавие – присущая русскому народу исконная приверженность ортодоксальному христианству необходимая и единственно возможная в России форма правления Основные постулаты Народность – исторически сложившийся добровольный союз верховной власти и общества Суть теории заключалась в том, что самодержавие, православие и народность как основы русской истории обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защиту от «тлетворных» 38 революционных идей Запада.

Либеральное направление в общественной мысли Главные требования: Ш отмена крепостного права, освобождение крестьян с землей и без выкупа; Ш реорганизация и усовершенствование системы управления; Ш введение гражданских свобод, гласного суда, Ш гарантии неприкосновенности личности, свободы предпринимательства. 39

Либеральное направление в общественной мысли Различия в политических программах: Славянофилы: Западники: Сохранение монархом всей полноты власти при условии созыва сословно-представительного совещательного Земского собора, выражающего мнение народа. Установление конституционной монархии и парламентского строя по образцу Англии и Франции. Различия в отношении к историческому пути России: Славянофилы: Россия должна сохранить свою национально-историческую самобытность, заимствуя только отдельные достижения западной цивилизации. Западники: Единство пути России и Запада. России необходима европеизация на основе восприятия опыта и лучших социально-политических завоеваний западной цивилизации. 40

А. И. Герцен (1812 -1870) 41

Теория «русского социализма» • • ликвидация помещичьего землевладения; наделение крестьян землей; введение крестьянского самоуправления; укрепление крестьянской общины как ячейки социалистического общества с целью избежать «язв капитализма» . 42

Источник: https://present5.com/plan-1-socialno-ekonomicheskoe-razvitie-rossii-2-vnutrennyaya-politika/

Социально-экономическое развитие

Отмена крепостного права способствовала развитию капитализма в России и дала толчок экономическому развитию страны.

Капитализм – это социально-экономический строй, который характеризуется наличием частной собственности на средства производства, а также эксплуатацией наемного труда свободных от личной зависимости рабочих.

Однако сохранение пережитков в сельском хозяйстве стало причиной неравномерного развития промышленного и аграрного секторов.

Совет

Наибольшее развитие получило промышленное производство. Появилось фабричное производство, которое постепенно вытеснило мануфактуру, заменив ручной труд широким использованием машин и механизмов. Начали формироваться классы буржуазии и промышленного пролетариата.

Реконструировались существующие фабрики и заводы в традиционно развитых районах, осваивались новые территории: район Баку с его нефтяной промышленностью и Донбасс, где угольные разрезы соседствовали с месторождениями железа. Благодаря этому в районе Донбасса возникли крупные металлургические и машиностроительные предприятия, зародилась тяжелая промышленность.

Огромное значение для развития промышленности в России с ее огромными территориями имели наличие и развитость сети железных дорог.

Благодаря активному строительству новых веток стало возможным связать различные промышленные регионы, что способствовало зарождению новых видов производств и развитию тяжелой промышленности.

Немаловажную роль сыграли железные дороги в укреплении обороноспособности государства.

Развитие капитализма в России отличалось от этого процесса в других странах и имело свои особенности как в экономическом, так и в социальном отношении. Запоздалое развитие капитализма, долгая власть самодержавия обусловили высокую роль государства в экономике страны.

Это позволило промышленности получать дорогостоящие заказы от государства, что способствовало притоку средств в производство и давало возможность его расширению и интенсификации.

Однако постепенно сформировалась зависимость крупного промышленного производства от государства, а неспособность постоянно и крупно инвестировать средства в предприятия из государственной казны пагубно сказывалась на темпах развития промышленности.

Обратите внимание

Наличие в России дешевого рынка рабочей силы и высочайшая степень эксплуатации рабочих на производстве сделали привлекательным для зарубежных промышленников вложение капиталов в российскую промышленность.

После падения крепостничества главным препятствием в развитии капиталистических отношений в сельском хозяйстве стало сохранение крупной помещичьей собственности и крестьянской общины.

Небольшие наделы, выделенные государством, не могли прокормить многочисленные крестьянские семьи, и это вынуждало их брать землю в аренду у помещиков, отдавая долг деньгами или продукцией.

Фактически сохранялась феодально-крепостническая зависимость крестьян.

Постепенно капиталистические отношения стали проникать и в аграрный сектор. Нормой стал наем землевладельцем сельскохозяйственных рабочих с предоставлением им своего инвентаря. К концу 19-го в. эта система отношений в России стала преобладающей.

Одним из существенных препятствий в развитии сельского хозяйства оставалось наличие общины. Являясь собственником крестьянской земли, община препятствовала выходу из ее состава наиболее предприимчивых и трудолюбивых крестьян. Для этого требовалось согласие более половины ее членов. Внутри общины господствовали уравнительные отношения, что лишало стимулов для высокой производительности.

Положение крестьян в России во второй половине 19-го в. было крайне тяжелым до проведения крестьянской реформы. Сохранение пережитков феодализма, государственные налоги, существование общины тормозили развитие основной отрасли России – сельского хозяйства.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie/

Внутренняя политика Николая I Социально-экономическое развитие. – презентация

1 Внутренняя политика Николая I Социально-экономическое развитие

2 Назовите события 1796 – – – е гг.XIX в.

3 Что означают понятия? Канцелярия «обязанные» крестьяне «капиталистые» крестьяне «чугунный» устав Жандармы классы товарно-денежные отношения Экономический уклад (какие уклады были в российской экономике I половины XIX века?) ассигнация

4 По какому признаку образованы ряды? Царскосельская, Варшавско-Венская, Николаевская Новочеркасск, Нальчик, Кисловодск, Новороссийск Машины, сырье, оборудование Епископ, архиепископ, митрополит Барщина, оброк, помещичье землевладение, крепостное право

5 Назовите персоналии М.М. Сперанский, П.Д. Киселев, А.Х. Бенкендорф Е.Ф. Канкрин Чей портрет отсутствует?

Важно

6 Ответьте на вопросы В чем проявилось укрепление роли государственного аппарата при Николае I? Какие меры, принятые Николаем I способствовали социально- экономическому развитию российской империи? С помощью каких мер Николай I укреплял государственную власть?

7 Работа с рабочей тетрадью 5,7 стр. 34, 36 Задание 4 стр.37 Выставление оценок за д/з Выполните задания 1-3 на стр ,5 на стр

8 Хронологический диктант

9 §10. Внутренняя политика Николая I Император Николай IУкрепление самодержавия Борьба с революционерами Реформа Киселева Третий сын Право на образование Решение крестьянского вопроса Укрепление дворянства Военная служба Порядок наследования III отделение Неизбежность реформ Повышен ценз Цензурный устав Ослабление крепостного права Тезис: Главным направлением внутренней политики Николая I стало укрепление положения дворянства и борьба против революционной угрозы. Устойчивость общества Качества подчиненных Усиление роли государства Церковь и государство жандармерия А. Х. Бенкендорф Цензурный устав образование

10 §11. Социально-экономическое развитие в гг.XIX в. Хозяйственное развитиеПомещичьи и крестьянские хозяйства Итоги развития Финансовая политика Е.Ф. Канкрина противоречия Разорение крестьян Экономическая политика товарность Новые технологии Быстрые темпы Начало промышленного переворота Господство феодальной системы города Тезис: Хозяйственная феодально-крепостническая система переживала упадок. Жизнь настоятельно требовала скорейшей отмены крепостного права, камнем лежавшего на экономике страны. торговля Отставание сельского хозяйства Рост оброка Разорение дворян «капиталистые» крестьяне Технические новшества

11 Домашнее задание Читать и пересказывать по ТАК § § Даты: 1796 – 1855; 1832; 1828 (для дворян); 1842 (для крепостных), 1826 (в хронологическом порядке!) 1837 г., 1839 – 1843 гг., 30 – 40 гг.XIX века Термины: канцелярия, «обязанные» крестьяне, «картофельные бунты», «чугунный» устав, жандармы, ассигнация, «капиталистые» крестьяне, классы, товарно-денежные отношения Персоналии: Николай I, М.М. Сперанский, П.Д. Киселев, С. Саровский, А.Х. Бенкендорф Е.Ф. Канкрин Рабочая тетрадь: 5,7 стр. 34, 36, 4, стр. 37 Приветствуются афоризмы.

12 Неэффективность феодально- крепостнической экономики Развитие капиталистических черт в экономике и жизни общества Тормозящее воздействие экономического и политического строя на развитие хозяйства и страны в целом Противоречия хозяйственного развития

13 30-40 гг. XIX в. Господство феодально- крепостнической системы Рост числа промышленных предприятий Техническая сторона Железные дороги Начало промышленного переворота Хлопчатобумажная промышленность Металлургия Пароходство

14 протекционизм Противник железных дорог Профицит бюджета Денежная реформа (Крымская война) Финансовая политика Е.Ф. Канкрина Укрепление денежной системы Рост экономики Новый кризис Серебряный рубль ассигнации

Совет

15 ярморочная Постоянная (магазинная) Вовлечение окраин страны в общероссийский оборот Рост покупательной способности Изменился экспорт Торговля Рост внешней торговли Импорт

16 крупнейшие новые Фабричные центры Города

17 Личный контроль Собственная канцелярия Секретный комитет II отделение канцелярии Рост численности чиновников Укрепление роли государственного аппарата Ограничена роль Государственного совета М.М. Сперанский Единый Свод законов Полное собрание законов Российской империи (45 т) Кочубей Проект реформы управления

18 Государственные крестьяне Крестьянское самоуправление Переселение на восток Школы и больницы Недовольство помещиков Реформа П.Д. Киселева Общественная запашка «Картофельные бунты»

19 Запрет продажи за долги Запрет «розничной продажи» Освобождение без земли Указ об «обязанных» крестьянах Инвентарные правила для западных губерний Ограничение крепостного права Право выкупа Право на покупку земель

20 Основа императорской власти Русская православная церковь веротерпимость Борьба с раскольниками Синод Обер-прокурор Епархии архиепископ Старчество Серафим Саровский Митрополит Амвросий

Источник: http://www.myshared.ru/slide/675373/

Реферат: Социально-экономическое развитие и внутренняя политика России во второй половине XIX века

План

1. Отмена крепостного права и ее значение.

2. Реформы 60-80-х гг., их направленность.

3. Экономическое развитие России во второй половине XIX века.

1.Освобождение крестьян. Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857г. с создания Секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Подчиняясь воле монарха, комитет признал необходимость постепенной отмены крепостного права. В ноябре 1857г.

был подписан и разослан по всей стране рескрипт на имя виленского генерал-губернатора В.И.Назимова, который объявлял о начале постепенного освобождения крестьян и предписывал создать в каждой губернии дворянские комитеты для внесения предложений и поправок в проект реформы.

Читайте также:  Этногенез восточных славян и становление государственности

Началась открытая подготовка реформы.

Возможно вы искали – Реферат: Политическое развитие России во второй половине XIX века

Обратите внимание

21 февраля 1858г. Секретный комитет переименовали в Главный комитет по крестьянскому делу. Началось широкое обсуждение реформы в печати.

Совет

Губернские дворянские комитеты составляли проекты по крестьянскому вопросу и посылали их в Главный комитет по крестьянскому делу, который в соответствии со своей программой планировал предоставление крестьянам личной свободы без земли, остававшийся собственностью помещиков.

Оживление крестьянского движения в 1858г. под влиянием слухов об освобождении вынудило правительство пойти на радикализацию готовящейся реформы. В декабре 1858г. была утверждена новая либеральная программа Главного комитета по крестьянскому делу. Она предусматривала освобождение крестьян с землей на условиях выкупа.

Для переработки предоставленных в Главный комитет проектов реформы в феврале 1859г. в Петербурге были учреждены Редакционные комиссии. Работой комиссий, большинство в которых составили либералы, руководил товарищ министра внутренних дел Н.А. Милютин. Уже к осени 1859г.

комиссии составили проект «Положение о крестьянах» и начали вносить в него изменения по замечаниям губернских комитетов, представители которых были вызваны в столицу.

Большинство консервативных предложений было отклонено, но при обсуждении проекта в Главном комитете и Государственном совете Редакционные комиссии уменьшили размеры земельных наделов и увеличили нормы крестьянских повинностей. Не дав помещикам возможности обсуждать проект, Александр II 19 февраля 1861г.

подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Одновременно им был подписан Манифест, возвещавший об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Крепостное право отменялось. Крестьяне получали личную свободу.

Земля сохранялась за помещиками до заключения выкупной сделки, крестьяне пользовались усадьбой и угодьями за повинности (временнообязанное состояние). В течение двух лет избранные из местного дворянства мировые посредники составляли документы – уставные грамоты о выделении крестьянам земельных наделов за выкуп. Размеры крестьянских наделов определялись местными «Положениями». Местным учреждениям поручалось организовать сельские и волостные общества крестьян.

Дворовые люди объявлялись свободными без выкупа, но течении двух лет должны были служить своим хозяевам или уплачивать оброк. Крепостные рабочие помещичьих и казенных фабрик и заводов переводились на оброк и получали право выкупа прежних своих усадьб и наделов.

Важно

Сумма выкупных платежей определялись размерами крестьянского оброка, т.е. выкупались не личная зависимость крестьян и не земля, а повинности. Эта сумма будучи положена в банк под 6% годовых, должна была приносить помещику ежегодный доход в размере оброчных платежей.

Обратите внимание

Посредником между крестьянином и помещиком выступало государство, выплачивавшее помещику при заключении выкупной сделки 75-80% выкупной суммы. Крестьяне должны были вносить ежегодно 6% этой выкупной ссуды в течение 49 лет. Срок временного состояния вначале не был определен (лишь в декабре 1881г.

был принят закон о переводе всех временнообязанных крестьян на выкуп с 1 января 1883г.).

Похожий материал – Реферат: Римская Дакия

Удельные крестьяне получили свои наделы по «Положению» от 26 июня 1863г. также за выкуп, но временнообязанными они оставались всего два года, после чего были переведены на обязательный выкуп.

Государственные крестьяне (кроме Сибири и Дальнего Востока), считавшиеся лично свободными и платившие в казну оброчную подать, по «Положению» от 24 ноября 1866г.

сохранили за собой находившиеся в их пользовании земли. Они могли либо продолжать платить оброчную подать государству, либо заключить с казной выкупную сделку.

Выкуп вносился единовременно в сумме, годовой процент с которой равнялся сумме оброчной подати.

Помещичьи крестьяне Сибири были переведены на государственные земли.

2.Реформы 60-80-х г.

В организации системы государственного управления одним из первых шагов стала земская реформа . 1 января 1864 г. было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

Очень интересно – Реферат: Образование и развитие абсолютной монархии в России вторая половина XVII – XVIII вв.

Совет

Органами местного самоуправления в губерниях и уездах стали всесословные выборные учреждения- земства. Выборы в земские распорядительные органы-собрания гласных(депутатов)-проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия- землевладельческая- состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости стоимостью от 15 тыс.руб.

Вторая курия- городская – объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс.руб. и владельцев недвижимости не менее чем на 2 тыс.руб. Выборы по третьей курии- сельских крестьянских обществ- были многостепенными. Земства избирались на три года. Председателем земского собрания являлся предводитель дворянства.

Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы –в составе председателя и нескольких членов.

Собрания гласных происходили раз в год. В их компетенцию входило распределение государственных налогов, утверждения местных налогов, местное хозяйство, медицины, образование. В конце 70-ых гг. земства были введены в 35 из 59 российских губерний. В 1865 –1867 гг. дворяне составляли 46,7% гласных, крестьяне-34,3%, купцы-10,2%, дуовенство-6,1%, представители других сословий- 2,7%.

Подготовка к городской реформе началась в 1861 г. Проект ее долго обсуждался и переделывался. Правительство крайне опасалось превращения городских дум в политическую трибуну.

«Городовое положение» было утверждено 16 июня 1870 г.

В городах создавались бессословная городская дума (распорядительный орган) и городская управа (исполнительный орган) под председательством городского головы. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза.

В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во второе- более мелкие, уплачивавшие другую треть налогов, в третью-все остальные. Каждое собрание избирало третью часть от установленного для города числа главных в городскую думу.

Имущественный ценз ограничивал количество избирателей. В наиболее крупных городах они составляли в среднем 5,6% от населения.

Вам будет интересно – Реферат: Социально-экономический и политический строй

Обратите внимание

В компетенцию городского управления входило городское благоустройство, попечение о развитии торговли, устройство больниц, школ, противопожарные меры и городское налогообложение.

Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Городской голова, избранный думой(срок на 4 года, как и сама дума), утверждал губернатором или министерством внутренних дел.

Они же могли приостанавливать решения городской думы. К 1892 г. самоуправления бвло введено в 621 городе из 707.

Наиболее последовательным из реформ 60-х гг. стала судебная реформа. 20 ноября 1864 г. были обнародованы указ о судебной реформе и новые Судебные уставы.

Они вводили общие судебные учреждения для лиц всех сословий с общим порядком судопроизводства.

В России утверждался суд присяжных, гласность и состязательность судопроизводства, равная ответственность всех сословий перед судом, независимость суда от администрации.

Страна была разделена на 108 судебных округов. Вводились два вида судов: мировые и общие.

Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду.

Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная плата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные дела (уголовные дела – с участием присяжных заседателей).

Судебные платы(по одной на несколько округов) рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел.

Сенат являлся высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию.

Важно

Присяжные заседатели назначались губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе определенного имущественного ценза (2 тыс. руб. в столицах) или годового дохода (не менее 200 руб.), ценза грамотности и оседлости (проживание не менее 2 лет в пределах уезда). Судьи общих судов назначались царем.

Похожий материал – Реферат: Культура России 9 – 20 вв.

По новым Судебным уставом предварительное расследование было передано из ведения полиции особым чиновникам – судебным следователям. Прокуратура осуществляла судебный надзор, а не общий надзор, как раньше. Вводилась адвокатура – присяжные поверенные, не состоявшие на государственной службе, но действовавшие под контролем судебных палат.

Эта система дополнялась сословными волостными судами для крестьян, консисториями для духовенства, судом для военных, высших чиновников и др. Важнейшие политические преступления находились в ведении Верховного уголовного суда, который назначался императором в исключительных случаях.

Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение тридцати с лишнем лет.

В 1863 г. был принят закон, отменявший телесные наказания. Но сохранялись розги для крестьян (по приговором волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат.

Источник: https://cwetochki.ru/ref-referat-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-i-vnutrenniaia-politika-rossii-vo-vtoroi-polovine-xix-veka.html

Социально-экономическое развитие и внутренняя политика России во второй половине XIX века

Социально-экономическое  развитие и внутренняя политика России во второй половине XIX века.

  1. Отмена  крепостного права и ее значение.
  2. Реформы 60-80-х гг., их направленность.
  3. Экономическое развитие России во второй половине XIX века.

 

   1.Освобождение  крестьян. Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857г. с создания Секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Подчиняясь воле монарха, комитет признал необходимость постепенной отмены крепостного права. В ноябре 1857г.

был подписан и разослан по всей стране рескрипт на имя виленского генерал-губернатора В.И.Назимова, который объявлял о начале постепенного освобождения крестьян и предписывал создать в каждой губернии дворянские комитеты для внесения предложений и поправок в проект реформы.

Началась открытая подготовка реформы.

      21 февраля 1858г. Секретный комитет  переименовали в Главный комитет по крестьянскому делу. Началось широкое обсуждение реформы в печати.

Совет

Губернские дворянские комитеты составляли проекты по крестьянскому вопросу и посылали их в Главный комитет по крестьянскому делу, который в соответствии со своей программой планировал предоставление крестьянам личной свободы без земли, остававшийся собственностью помещиков.

      Оживление крестьянского движения в 1858г. под влиянием слухов об освобождении вынудило правительство пойти на радикализацию готовящейся реформы. В декабре 1858г. была утверждена новая либеральная программа Главного комитета по крестьянскому делу. Она предусматривала освобождение крестьян с землей на условиях выкупа.

      Для переработки предоставленных в  Главный комитет проектов реформы  в феврале 1859г. в Петербурге были учреждены Редакционные комиссии. Работой комиссий, большинство в которых составили либералы, руководил товарищ министра внутренних дел Н.А. Милютин. Уже к осени 1859г.

комиссии составили проект «Положение о крестьянах» и начали вносить в него изменения по замечаниям губернских комитетов, представители которых были вызваны в столицу.

Большинство консервативных предложений было отклонено, но при обсуждении проекта в Главном комитете и Государственном совете Редакционные комиссии уменьшили размеры земельных наделов и увеличили нормы крестьянских повинностей. Не дав помещикам  возможности обсуждать проект, Александр II 19 февраля 1861г.

подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Одновременно им был подписан Манифест, возвещавший об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Крепостное право отменялось. Крестьяне получали личную свободу.

Земля сохранялась за помещиками до заключения выкупной сделки, крестьяне пользовались усадьбой и угодьями за повинности (временнообязанное состояние). В течение двух лет избранные из местного дворянства мировые посредники составляли документы – уставные грамоты о выделении крестьянам земельных наделов за выкуп. Размеры крестьянских наделов определялись местными «Положениями». Местным учреждениям поручалось организовать сельские и волостные общества крестьян.

      Дворовые  люди объявлялись свободными без  выкупа, но течении двух лет должны были служить своим хозяевам или уплачивать оброк. Крепостные рабочие помещичьих и казенных фабрик и заводов переводились на оброк и получали право выкупа прежних своих усадьб и наделов.

      Сумма выкупных платежей определялись размерами  крестьянского оброка, т.е. выкупались не личная зависимость крестьян и не земля, а повинности. Эта сумма будучи положена в банк под 6% годовых, должна была приносить помещику ежегодный доход в размере оброчных платежей.

Обратите внимание

Посредником между крестьянином и помещиком выступало государство, выплачивавшее помещику при заключении выкупной сделки 75-80% выкупной суммы. Крестьяне должны были вносить ежегодно 6% этой выкупной ссуды в течение 49 лет. Срок временного состояния вначале не был определен (лишь в декабре 1881г.

был принят закон о переводе всех временнообязанных крестьян на выкуп с 1 января 1883г.).

      Удельные  крестьяне получили свои наделы по «Положению» от 26 июня 1863г. также за выкуп, но временнообязанными они оставались всего два года, после чего были переведены на обязательный выкуп.

      Государственные крестьяне (кроме Сибири и Дальнего Востока), считавшиеся лично свободными и платившие в казну оброчную подать, по «Положению» от 24 ноября 1866г.

сохранили за собой находившиеся в их пользовании земли. Они могли либо продолжать платить оброчную подать государству, либо заключить с казной выкупную сделку.

Выкуп вносился единовременно в сумме, годовой процент с которой равнялся сумме оброчной подати.

      Помещичьи крестьяне Сибири были переведены на государственные земли.     

2.Реформы  60-80-х г. 

     В организации системы государственного управления одним из первых шагов  стала земская реформа. 1 января 1864 г. было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

     Органами  местного самоуправления в губерниях и уездах стали всесословные выборные учреждения- земства. Выборы в земские распорядительные органы-собрания гласных(депутатов)-проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия- землевладельческая- состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости стоимостью от 15 тыс.руб.

Вторая курия- городская – объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс.руб. и владельцев недвижимости не менее чем на 2 тыс.руб. Выборы по третьей курии- сельских крестьянских обществ- были многостепенными. Земства избирались на три года. Председателем земского собрания являлся предводитель дворянства.

Важно

  Земские  собрания избирали исполнительные органы – земские управы –в составе председателя и нескольких членов.

     Собрания  гласных происходили раз в  год. В их компетенцию входило  распределение государственных  налогов, утверждения местных налогов, местное хозяйство, медицины, образование. В конце 70-ых гг. земства были введены  в 35 из 59 российских губерний. В 1865 –1867 гг. дворяне составляли   46,7% гласных, крестьяне-34,3%, купцы-10,2%, дуовенство-6,1%, представители других сословий- 2,7%.

     Подготовка  к городской реформе началась в 1861 г. Проект ее долго обсуждался и переделывался. Правительство крайне опасалось превращения городских дум в политическую трибуну.  

     «Городовое положение» было утверждено 16 июня 1870 г. В городах создавались бессословная городская дума(распорядительный орган) и городская управа(исполнительный орган) под председательством городского головы. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза.

В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие  треть городских налогов, во второе- более мелкие, уплачивавшие другую треть налогов, в третью-все остальные. Каждое собрание избирало третью часть от установленного для города числа главных в городскую думу. Имущественный ценз ограничивал количество избирателей.

В наиболее крупных городах они составляли в среднем 5,6% от населения.

     В компетенцию городского управления входило городское благоустройство, попечение о развитии торговли, устройство больниц, школ, противопожарные меры и городское налогообложение.

Городские  думы находились под контролем правительственных чиновников. Городской голова, избранный думой(срок на 4 года, как и сама дума), утверждал губернатором или министерством внутренних дел.

Они же могли приостанавливать решения городской думы. К 1892 г. самоуправления бвло введено в 621 городе из 707.

     Наиболее последовательным из реформ 60-х гг. стала судебная реформа. 20 ноября 1864 г. были обнародованы указ о судебной реформе и новые Судебные уставы.

Они вводили общие судебные учреждения для лиц всех сословий с общим порядком судопроизводства. В России утверждался суд присяжных, гласность и состязательность судопроизводства, равная ответственность всех сословий перед судом, независимость суда от администрации.

Совет

     Страна  была разделена на 108 судебных округов. Вводились два вида судов: мировые  и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб.

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду.

Источник: http://referat.yabotanik.ru/istoriya/socialnojekonomicheskoe-razvitie-i-vnutrennyaya-politika-rossii/119374/110779/page1.html

Социально-экономическое развитие России и внутренняя политика Николая

Социально-экономическое развитие России и внутренняя политика Николая / (1825—1855). Слайд 1 из презентации «Социально-экономическое развитие России и внутренняя политика Николая I (18251855)»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg.

Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Скачать всю презентацию «Социально-экономическое развитие России и внутренняя политика Николая I (18251855).

pptx» можно в zip-архиве размером 4882 КБ.

краткое содержание других презентаций об экономическом развитии России

«Российский путь развития» – Ценности российской цивилизации. Постановка вопроса. Новое российское общество. Экономические цели глобализации. Конфликт мировых ценностей. Кризис либеральных ценностей. Поиск нового пути развития России. Кризис либеральных ценностей в России. Ценностные ориентиры экономики. Содержание теории экономических ценностей.

«Экономические реформы в России» – Вступление в ВТО. Уровень концентрации ренты. Наука. Уровень политической конкурентности и «захват государства» группами специальных интересов. Итоги и перспективы экономических реформ в Российской Федерации. Трудовое законодательство. Возможные препятствия на пути реформ: Эффективность институтов защиты собственности.

«Устойчивое развитие России» – Абсолютизация экономического роста. ЦРТ для России. Системы индикаторов. Интегральные индикаторы УР. Ущерб от загрязнения для здоровья. Индикаторы ЦРТ . Индекс развития человеческого потенциала. Здоровье и экология. Россия и индикаторы. Человеческое развитие и здоровье. Скорректированные чистые накопления (WB).

«Инновационное развитие экономики России» – Российский экспорт высокотехнологичных изделий. Ракетно-космический комплекс. Прогноз рынка макротехнологий в России. Экспорт в страны дальнего зарубежья. Прогноз финансового обеспечения. Состояние инновационного сектора России. Структура инвестиций. Экспорт энергоресурсов из России. Ресурсное проклятие.

«Экономическое развитие СССР» – Этапы экономической реформы 1985-1991 гг. : 1)ускорения 2)перестройки 3) монетаристский путь. Президент Д.А. Медведев. А.Н. Косыгин. Фгоу впо «финансовый универсиет при правительстве российской федерации». Н.С. Хрущев. Политика Н.С. Хрущева в области сельского хозяйства. Законы перестройки. Президент Б.Н. Ельцин.

«Модернизация экономики России» – Наукоемкая экономика. Какая модернизация требуется России. Место России в мировой экономике. Прогнозные темпы экономического развития России. Инновационно-технологическая матрица. Темпы роста экономики США. Базовые направления технологических укладов. Сценарии экономического развития России. Россия сегодня. Всего в теме «Экономическое развитие России» 10 презентаций

Источник: http://900igr.net/prezentacija/ekonomika/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-rossii-i-vnutrennjaja-politika-nikolaja-i-18251855-262867/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-rossii-i-vnutrennjaja-politika-nikolaja-1.html

Ссср в 1929 – 41 годах: внешняя политика, внутреннее развитие. социально-экономическое развитие

В конце 20-х годов формируются две основные точки зрения на дальнейшее развитие СССР.

Первая из них связаны с именами Бухарина, Рыкова и Томского, которые выступили за дальнейшее развитие кооперации, снижение налогов на сельское хозяйство, создание регулируемого рынка. Целью этой политики они ставили повышение жизненного уровня населения.

Другую точку зрения высказали Сталин, Куйбышев и Молотов. Они отвергали возможность равномерного развития всех сфер экономики и предлагали ускоренно развивать тяжелую промышленность, в деревне провести коллективизацию и регулировать экономику при помощи бюрократического аппарата.

В этом споре большинство членов партии выступило на стороне Сталина, что привело, в конечном итоге, к укреплению партийно-хозяйственной бюрократии и окончательному отходу от элементов рыночной экономики.

Завершением поворота к сталинскому «большому скачку» произошел в конце 1929 года. В статье Сталина «Год великого перелома» планировалось быстрыми темпами провести коллективизацию в деревне, добиться резкого увеличения производства и экспорта зерна и на вырученные средства провести модернизацию тяжелой промышленности.

Сама коллективизация стала величайшим насилием над крестьянством. Раскулачиванию подверглось около 15% процентов хозяйств, при общей численности зажиточных хозяйств в 4%.

Таким образом, раскулачивали не только хозяйства зажиточных крестьян, применявших труд наемных батраков, но и хозяйства достаточно крепкие, державшиеся только трудом самих владельцев (середняков).

Обратите внимание

В промышленности пересмотр плановых заданий в сторону их увеличения произошел вскоре после принятия первого пятилетнего плана.

Перевыполнение плана в короткие сроки велось с перенапряжением сил, нарушением технологии производства, что приводило к авариям. Широко эксплуатировался труд энтузиастов (стахановское движение) и заключенных.

При авариях руководители предприятий обвинялись во вредительстве и арестовывались.

К 1933 году стало понятно, что показатели первой пятилетки были провалены. Планы второй пятилетки были более реальные и экономически обоснованные. Стремясь не провалить выполнение второй пятилетки бюрократия стала широко практиковать приписки показателей, создание улучшенных условий для рекордов и т.п.

И хотя вторая пятилетка в целом была также не выполнена, но она закончена с более лучшими показателями, чем первая, что создавало видимость благополучия. В целом за две пятилетки было увеличено рост Валового внутреннего продукта (ВВП), созданы новые отрасли производства (авиационная, автомобильная).

Но рост шел без создания новой технической базы и только в отраслях тяжелой промышленности и военно-технического комплекса.

Социальная политика содержала элементы лавирования.

При жесточайшем напряжении всех сил и эксплуатации сохранялись основные социальные льготы (пенсии, семичасовой рабочий день, двухнедельный отпуск), что создавало видимость социальной справедливости.

Но большинство населения и прежде всего крестьянство (до 60%) этих социальных льгот не имело. Качество социальных благ оставалось низким.

Важно

Таким образом, в 30-е годы была создана мощная тяжелая промышленность с высоким военным потенциалом. Вместе с тем СССР оставалось в целом аграрной страной. Интересы личности были подчинены интересам государства. Развитие тяжелой промышленности шло за счет эксплуатации сельского хозяйства и социальной сферы.

Источник: http://historyrusedu.ru/ekzamenatsionnye-bilety-istoriya-rossii/75-sssr-v-1929-41-godax-vneshnyaya-politika-vnutrennee-razvitie.html

Ссылка на основную публикацию