Особенности культуры рубежа XIX-XX веков. Общественно-политическая, философская и эстетическая мысль. Литературные течения
Рубеж XIX–XX столетий – период нового взлета русской культуры. Это время переосмысления традиций и ценностей русской и мировой культуры XIX в. Он наполнен религиозно-философскими исканиями, переосмыслением роли творческой деятельности художника, ее жанров и форм.
Особенностью русской культуры этого периода является формирование двоякого пути развития: реализма и декаданса, объединенных на современном этапе понятием культура «серебряного века».
Это свидетельствует о дуалистическом восприятии мира, так характерном и для романтизма, и для нового искусства. Первый путь развития культуры сконцентрировал в себе традиции XIX в., эстетику передвижников и философию народничества.
Второй путь был развит эстетствующей интеллигенцией, разорвавшей связь с разночинством.
Декаданс в России стал отражением религиозной философии, вобрав в себя эстетику символизма. Западноевропейская культура так же развивалась многопланово, где декаданс и символизм были параллельными течениями в поэзии, философии. В России же оба эти понятия быстро приобретают звучание синонимов.
Это приводит к формированию двух школ: Московской и Петербургской, развивавших обе эстетические концепции. Если Петербургская школа стремилась преодолеть индивидуализм на основе мистическорелигиозной философии Вл. Соловьева, то Московская школа наиболее полно вобрала в себя европейские традиции.
Здесь присутствовал особый интерес к философии Шопенгауэра и Ницше, к синэстетизму французской поэзии.
Анализ общественно-культурной жизни конца XIX века показывает, что на смену настроениям известной стабильности, распространенным в обществе в 80-е годы, приходит какая-то психологическая напряженность, ожидание «великого переворота» (Л. Толстой). В одном из писем 1901 года М. Горький отмечал, что «новый век воистину будет веком духовного обновления».
С середины 90-х годов в общественно-политической жизни России вновь начинается общественный подъем, особенностью которого стало широкое либеральное движение, участие рабочих в революционно-демократических выступлениях.
Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, и реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление принципов новой политической культуры.
Все эти тенденции протекали на фоне растущего многообразия духовной жизни, сопровождавшего развитие капитализма и ослабление авторитарного контроля со стороны самодержавия.
Многообразие боровшихся на политической арене сил, особый характер русской революции оказывали влияние на культуру, творческие и идейные искания ее деятелей, открывали новые пути для социально-культурного развития. Сложность и противоречивость исторической действительности обусловили многообразие форм культурно-исторического процесса.
Философская и эстетическая мысль в России в качестве самостоятельной отрасли знаний развивалась с некоторым опозданием и имела на рубеже XIX — XX веков ряд особенностей, обусловленных, прежде всего, пограничным положением русских между Европой и Азией и их неповторимым духовным миром. Особую специфику культурологическим теориям того времени придавало ощущение неустойчивости, нестабильности, неопределенности и нервозности в русской культуре конца XIX — начала XX веков.
В русскую философскую и эстетическую мысль XIX — первой половины ХХ в. внесли свой вклад предшественник русского космизма Н.Ф.Федоров; философ В.В.Розанов, провозглашавший основой веры семью и половую жизнь; сторонник примирения науки и религии С.Л.
Франк, способствовавший становлению экзистенциалистского взгляда на культуру; прорицатель будущих мировых катастроф и создатель философии абсурдности и трагизма человеческого существования Л.И.
Шестаков, выступивший против диктата разума над духовной свободой личности, и др.
Сложные социальные процессы, охватившие Россию в конце XIX – начале ХХ века, нарастающая политическая нестабильность, поиск путей дальнейшего развития страны сделали особенно актуальным обсуждение вопросов обществоведческого характера. В него включились представители самых разных научных специальностей и идейных течений.
Важным фактором идейного развития России явилось распространение марксизма. Крупнейшими теоретиками русского марксизма были лидеры социал-демократического движения В.И.Ленин, Г.В.Плеханов, Н.И.Бухарин. На позициях «легального марксизма» изначально стояли известный русский философ Н.А.
Бердяев, перешедший затем к богоискательству в духе религиозного экзистенциализма и экономист М.И.Туган-Барановский. Наиболее значительными из немарксистских мыслителей были социолог П.А.Сорокин, эмигрировавший после революции из страны; экономист, философ и историк П.Б.Струве. Яркой и самобытной была русская религиозная философия.
Наиболее значительные ее представители – это В.С.Соловьев, князь С.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский.
Ведущим направлением в литературном процессе второй половины XIX века был критический реализм. Особенно ярко он отражен в творчестве А.П.Чехова. Талант А.П.
Чехова проявился, прежде всего, в рассказах и пьесах, в которых писатель изумительно точно, с тонким юмором и легкой грустью показал жизнь обыкновенных людей – провинциальных помещиков, земских врачей, уездных барышень, за монотонным течением жизни которых вставала настоящая трагедия – несбывшиеся мечты, нереализованные стремления, оказавшиеся никому не нужными сила, знания, любовь.
Достаточно серьезно меняется облик русской литературы на рубеже веков. Ярким и самобытным дарованием вошел в русскую культуру Максим Горький.
Выходец из народа, сформовавшийся как личность благодаря упорному самообразованию, он обогатил русскую литературу необыкновенными по силе и новизне образами. Горький принимал непосредственной участие в революционном движении, активно содействуя деятельности РСДРП.
Свой литературный талант он поставил на службу политической борьбе. В то же время нельзя сводить все творчество Горького только к узкому политпросвету. Как настоящий талант он был шире любых идеологических границ.
Непреходящее значение имеют его «Песнь о буревестнике», автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», пьесы «На дне», «Васса Железнова», роман «Жизнь Клима Самгина».
Значительную роль в литературной жизни рубежа веков сыграли В. Г. Короленко («История моего современника»), Л. Н. Андреев («Красный смех», «Рассказ о семи повешенных»), А. И. Куприн («Олеся», «Яма», «Гранатовый браслет»), И. А. Бунин («Антоновские яблоки», «Деревня»).
Большие изменения произошли на рубеже веков в поэзии. Критический реализм поэтов II половины XIX в. сменяется новаторской, построенной на свободном полете художественной фантазии, загадочной, прихотливой, мистичной поэзией «серебряного века».
Характерной особенностью жизни поэтической среды того времени было возникновение художественных объединений, исповедовавших те или иные творческие принципы. Одним из первых возникло течение символистов. Сформировалось оно в 1890–1900 гг. В первую генерацию символистов вошли Д.С.Мережковский, З.Гиппиус, К.Д.Бальмонт, В.
Я.Брюсов, Ф.Сологуб. Ко второй относят А.А.Блока, А.Белого, В.И.Иванова.
Ключевым для эстетики символизма было стремление передать свое ощущение мира через поэтические «символы», своеобразные полунамеки, для правильного понимания которых необходимо было отвлечься от прямого, приземленного восприятия реальности и интуитивно увидеть, вернее, почувствовать в обыденных образах знак высшей мистической сущности, прикоснуться к глобальным тайнам мироздания, к Вечности и т.д.
Позже из символизма выделилось новое поэтическое направление акмеизм (от греч. akme – острие, высшая точка расцвета). К нему принадлежит творчество Н.С.Гумилева, ранние произведения О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой. Акмеисты отказались от эстетики намека, присущей символизму. Для них характерно возвращение к ясному, простому поэтическому языку и точному, «осязаемому» образу.
Истинным новаторством отличалась литературная деятельность мастеров русского авангарда. В 1913 г. возникло направление, получившее название футуризм (от лат. futurum – будущее). Для футуристов, среди которых было немало очень талантливых поэтов (В.В.Маяковский, А.Е.Крученых, братья Бурлюки, И.
Северянин, В.Хлебников), характерны смелые эксперименты со словом, с поэтической формой. Произведения футуристов – «поэзия будущего» порой весьма холодно воспринимались читающей публикой, однако творческий поиск, который они вели, оказал огромное воздействие на дальнейшее развитие русской литературы.
Источник: https://kultura-socio.ru/kratkaya-istoriya-otechestvennoj-kultury-s-drevnejshikh-vremen-do-nachala-xx-veka/490-osobennosti-kultury-rubezha-xix-xx-vekov.html
Художественная культура России на рубеже XIX-XX веков: от реализма к модернизму
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК 930.7.03
Э.Б. Ершова
д-р ист. наук, профессор, Консультационно-методический центр, ФГБОУ ВПО «Государственный университет
управления», г. Москва
А.А. Веселое
канд. ист. наук, ассистент, кафедра истории и культурологи, ФГБОУ ВПО Национальный исследовательский университет «Московский энергетический
институт»
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ: ОТ РЕАЛИЗМА К МОДЕРНИЗМУ
Аннотация.
В статье дана характеристика художественной культуры России на рубеже XIX-XX веков, когда искусство, литература уходили от реализма в новые формы символизма, футуризма и другие направления революционного творчества. Авторы определили место искусства Серебряного века в истории российской культуры, показав, как шел процесс ее развития с изменением общественных настроений в самой художественной интеллигенции.
Ключевые слова: художественная культура, Россия, искусство, реализм, модернизм, символизм, общества художников, выставки творчества.
E.B. Ershova, State University of management, Moscow
A.A. Veselov, Moscow energy Institute
ARTISTIC CULTURE OF RUSSIA IN THE XIX-XX CENTURIES: FROM REALISM TO MODERNISM
Abstract.
In the article the characteristic of artistic culture in Russia at the turn of XIX-XX centuries, when art, literature walked away from realism to new forms of symbolism, futurism and other directions of revolutionary creativity. The authors have defined the art of the Silver age in the history of Russian culture, showing how was the process of its development with the change in the public mood in the most artistic intelligentsia.
Keywords: art culture, Russia, art, realism, modernism, symbolism, society of artists, an exhibition of creativity.
Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.
Художественная культура России XIX века значительна по своим мировым достижениям в литературе, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и другим направлениям. В литературе это были А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Ф.М. Достоевский, Л.Н.
Толстой и многие другие писатели и поэты. В живописи — О.А. Кипренский, С.Ф. Щедрин, В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, К.П. Брюллов А.А. Иванов и др.; в музыке — М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.А. Алябьев, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский и т.д.; в театре — актеры М.С. Щепкин, П.С. Мочалов и др.
Это — классика русской культуры.
Но чем дальше продвигалось время к новому ХХ веку, менялось многое не только в обыденной жизни, экономике, политике, но и в искусстве, где, наряду с реальным показом жизни общества, появились направления, искавшие другие способы отражения собственных взглядов художника на жизнь, его окружавшую, на события, происходившие в стране.
Самое значительное направление в живописи второй половины XIX века — «передвижничество» — с такими великими именами, как И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Г. Пе-ров, В.Е. Маковский, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, И.И.
Левитан, — зародилось под влиянием прозы А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина и других известных литераторов. Но на рубеже XIX-XX вв. положение изменилось.
Новые идеи в литературе и живописи рождались почти одновременно.
Культура как понятие многоаспектна — это искусство в разных его ипостасях, наука, образование, религия, повседневный быт и т.д. Она исследовалась и исследуется многими поколениями ученых разных направлений — историками, культурологами, философами, социологами.
В одной небольшой по объему статье невозможно рассмотреть все направления культуры. Поэтому цель данной статьи — раскрыть особенности развития художественной культуры России на рубеже XIX-XX вв.
, который в целом стал периодом перехода художественной культуры от реализма к модернизму.
Модернизмом называли авангардные течения, отрицавшие реализм и считавшие его ограничением творчества определенными рамками. В авангардизме и других направлениях искусства признавали утверждение принципиально иных ценностей, устремленных в будущее.
В России отправной точкой модернизма в искусстве был назван символизм, который сформировался под влиянием идей Вл. Соловьева. В русском символизме возникли своеобразные способы реализации модернистской эстетики.
Уже в начале XX века всё, прежде наработанное символизмом, творчески переосмысливалось (часто через подражание или критику) и отражалось в новом виде в культуре футуризма и авангардизма.
Выделяя главные приоритеты в развитии русской культуры рубежа XIX-XX вв., необходимо обратить внимание на важнейшие его характеристики. Конец XIX — начало XX вв. в истории русской культуры принято называть «серебряным веком» в сравнении с «золотым веком» пушкинской эпохи.
К 80-90-м гг. XIX века стал чувствоваться кризис русского реализма, налицо было разочарование в просветительских, воспитательных и преобразующих социально-политических возможностях классической литературы и реалистической живописи. Еще творили Л.Н. Толстой, А.П.
Чехов, М.А. Горький и другие писатели, проходили выставки художников-классиков «Товарищества передвижных выставок», ещё шли на сценах театров классические пьесы Н.А. Островского, Л.Н. Толстого и других драматургов, исполнялись оперы и балеты М.П. Мусоргского, П.И.
Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и т.д. Но, одновременно с этим, шло перерождение реалистического повествования в поверхностное бытописание, в дидактизм или речевую стилизацию.
Происходила интеллектуализация литературы и искусства, их сближение с философией и психологией.
На фоне этих процессов стали уже возникать модернистские тенденции: сначала — в рамках реалистической литературы и классической живописи. Предчувствие литературного символизма и авангарда можно видеть в позднем творчестве Ф. Тютчева, Н. Некрасова, И. Тургенева, И. Гончарова, А. Фета, Г.
Успенского и А. Чехова. Рост духовных исканий проявлялся в произведениях Ф. Достоевского и Л. Толстого, где отразилось традиционное и нетрадиционное в их религиозной философии. В том же ключе шли поиски культурологических и религиоведческих концепций Н. Данилевским, К. Леонтьевым и Вл.
Соловьевым.
Например, в творчестве А.П.
Чехова критики и сегодня видят яркое проявление кризиса русского реализма (черты импрессионизма и символизма в чеховской поэтике: ассоциативность сюжета, «размытость» авторской точки зрения, усиление роли подтекста и читательской инициативы в восприятии, интерпретации и оценке текста, значение чеховских юмора и иронии для понимания авторского отношения к изображаемым реалиям жизни и др.). Черты кризиса реализма по разному проявлялись в творчестве В. Короленко, И. Бунина, А. Куприна, В. Вересаева, Л. Андреева, М. Горького и других русских писателей-неореалистов рубежа XIX-XX вв.
Неподражаемость культуры Серебряного века была обусловлена, прежде всего, определенной ситуацией в России, сложившейся на «пограничье» конфликта эпох, который, с одной стороны, представлялся закатом европейской цивилизации [1, с. 39] и кризисом христианского сознания, а с другой — надеждой выхода в обновленную жизнь и искусство, где можно было бы достичь небывалых творческих результатов. Именно благодаря этим настроениям культура
Серебряного века необычайно драматична, показательна и неповторима. И для того, чтобы понять всю сложность перерастания русского реализма в модернизм (началом которого стал символизм), необходимо сравнить генезисы русского символизма и символизма в разных западноевропейских странах. Везде он имел свои особенности.
Если французский символизм рождался в полемике с натурализмом в искусстве; английский — отталкивался от философского позитивизма, рационализма, от материализма и прагматизма в жизни; немецкий основывался на совмещении натурализма с импрессионизмом, дополненным философским идеализмом и иррационализмом; итальянский рождался в борьбе с национальным классицизмом, то для русского символизма был характерен, прежде всего, отход от традиций революционных демократов и народничества 1860-70-х гг., от атеизма, идеологии марксизма и утилитаризма начала ХХ века. Символизм в России претендовал на выполнение универсальных мировоззренческих функций в общественной и культурной жизни России (в отличие от французского, немецкого или скандинавского символизма, оставшихся лишь литературно-художественными явлениями).
Вся история символизма, по В. Ходасевичу, — это попытки найти сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства, на котором основывали свою деятельность все представители культуры Серебряного века: философы, поэты, писатели, художники, музыканты, архитекторы, деятели театра.
Их взгляды по поводу искусства своеобразно сливались с суждениями о политике: «Только тогда осуществится политическая свобода, — считал Вяч. Иванов, — когда хоровой голос таких общин будет подлинным референдумом воли народной» [1, с. 39].
Для русского символизма идеи коллективизма и соборности своеобразно соединялись с идеями творческой индивидуальности, с концепцией национальной избранности, с мессианством русской культуры.
Проза символистов — романы Ф. Сологуба, З. Гиппиус, В.
Брюсова и других — имели большое значение для развития русской прозы в ХХ веке, ибо в них прозвучали экзистенциалистские мотивы обреченности и отчаяния, религиозно-философское и эстетическое оправдание экстремизма, а также их литературная и культур-философская эссеистика, в которой было дано единство художественного и философского смысла. В их произведениях общество начала ХХ века увидело символические образы в прозе и услышало богостроительские мотивы, к которым их вела политическая ситуация в России, назревание революции, ужаса которой никто тогда не предвидел, хотя и предчувствовал.
Живопись даже опережала словесность: первым модернистским периодическим изданием в России стал журнал «Мир искусства», организованный в 1899 г. молодыми художниками А.Н. Бенуа, К.А. Сомовым, Л.С. Бакстом, Е.Е. Лансере и С.П. Дягилевым.
Литераторы (Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский) были приглашены вести литературный отдел журнала, главной целью которого была пропаганда новой живописи. Журнал этот субсидировал русский промышленник С.И. Мамонтов, а с 1900 г.
он стал получать правительственную дотацию.
Объединение «Мир искусства» было создано еще в период классицизма и романтизма в 1848 г. и просуществовало до 1924 г. Одноименный журнал выходил в 1899-1904 гг., куда входили выдающиеся художники того времени: М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, А. Бенуа, Л.
Бакст, В. Борисов-Мусатов и др. «Мирискусники» контактировали с деятелями театра и музыки — К.С. Станиславским, И.Ф. Стравинским и другими.
Таким образом, «Мир искусства» представлял собой широкое направление в русской культуре и воплощал в себе принцип универсализма.
Программа «Мира искусства» содержала многие принципиальные положения, которые вытекали из концепции символизма.
Важным пунктом программы была ориентация на западноевропейскую художественную культуру XIX века, включая и конец столетия.
Особенное влияние «Мир искусства» испытывал со стороны немецкой романтической литературы начала XIX века — особенно Эрнста Теодора Амадея Гофмана, а в живописи — со стороны французов Пюви де
Шаванна, мастеров группы «Наби», импрессионистов типа Эдгара Дега, а англичан — Обри Бердсли и Шарля Кондера и т.д.
Душою живописи «мирискусников» был эстетизм. Эстетизм — это целая жизненная философия, основанная на культуре Красоты. Красота — божественное содержание мира. Значение «мирискусников» в истории художественного развития России громадно.
Картины К.А. Сомова, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста, Е.Е. Лансере, М.В. Добужинского и сегодня составляют золотой фонд русского искусства начала XX в., являясь украшением Русского музея, Третьяковской галереи и других художественных хранилищ страны.
Общество «Мир искусства» было не единичным в России. По его примеру общества художников, литераторов и других деятелей культуры стали создаваться в различных регионах страны. Так, с 1893 по 1924 гг.
действовало Московское товарищество художников (МТХ), основанное выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С выставок 1893 г. стали проводиться «Выставки московских художников».
Их устроители стремились избежать дилетантизма и преодолеть цеховую замкнутость, сложившуюся к тому времени в других кружках художников.
В каталоге 2-й выставки указывалось большое число его действительных членов и в том числе имена Н.А. Клодта, П.И. Коровина, А.В. Маковского, В.Д. Поленова, Е.Д. Поленовой и других.
В качестве экспонентов в этой выставке участвовали также многие ученики В.Д. Поленова: К.А. Коровина, С.В. Малютина и др. В 3-й выставке участвовали И.Е. Репин, М.А. Врубель, Н.В. Досекин, В.А. Серов, С.Ю.
Жуковский и другие художники [7].
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-kultura-rossii-na-rubezhe-xix-xx-vekov-ot-realizma-k-modernizmu
Культура России в конце XIX — начале XX века
Конец XIX — начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры.
Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием. «В России в начале века был настоящий культурный ренессанс, — писал Н.А.Бердяев.
— Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души». Творчество русских ученых, деятелей литературы и искусства внесло огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации.
Просвещение
«Культурный ренессанс» затронул, правда, в первую очередь, верхние, образованные слои населения. Проблема приобщения социальных низов к элементарной грамотности была еще весьма далека от разрешения. Правда, и здесь наметились сдвиги.
Процент грамотности населения, поднялся с 31 для мужчин и 13 для женщин в 1859 г. до соответственно 54 и 26 в 1913 г. Число начальных школ, находившихся в ведении Министерства народного просвещения, увеличилось с 37 тыс. в 1900 г. до 81 тыс. в 1914 г., а число учащихся в них с 2,6 млн. до 6 млн. человек.
Кроме того, накануне первой мировой войны еще 2 млн. человек посещало церковно-приходские школы. Стремительно росло число различных добровольных образовательных обществ, народных университетов.
Расходы государства, органов местного самоуправления на нужды образования увеличивались весьма высокими темпами.
Если в середине 90-х годов XIX в. на эти цели ежегодно отпускалось примерно 40 млн. руб., то к 1914 г. уже 300 млн. Тем не менее в плане финансового обеспечения образования Россия уступала наиболее развитым государствам. Так, к 1914 г.
расходы на просвещение в России, население которой по численности превышало население Англии в 4 раза, были больше, чем соответствующие расходы в Англии лишь в 1,5 раза.
Наука
Конец XIX — начало XX в. ознаменовались интенсивным развитием отечественной науки. Крупными достижениями снискали себе заслуженную известность ученые-естественники. П.Н.Лебедев получил известность своими работами в области светового давления. Н.Е.Жуковский и его ученик С.А.Чаплыгин заложили основы аэродинамики. Исследования К.Э.
Циолковского предвосхитили современные достижения в освоении космоса. Мировую известность приобрели исследования в области минерологии и геохимии В.И.Вернадского.
Созданное им учение о ноосфере, сфере разума, возникающей на планете в процессе сознательной деятельности человечества, сыграло огромную роль в формировании современных представлений о взаимоотношениях человека и природы. На рубеже двух веков успешно работал в области ботаники К.А.Тимирязев.
Признание международной общественностью успехов отечественной науки проявилось в присуждении русским ученым Нобелевских премий. Их лауреатами были выдающийся физиолог И.П.Павлов (1904) и один из основоположников сравнительной патологии и микробиологии И.И.Мечников (1908).
Значительным был вклад русских у юных и конструкторов в технический прогресс. А.С.
Попов вошел в историю техники как изобретатель радио. В 1910 г. в воздух поднялся аэроплан отечественной конструкции, созданный Я.М.Гаккелем. Выдающийся русский авиаконструктор И.И.Сикорский построил сверхмощные (для тех лет) самолеты «Илья Муромец», «Русский витязь», Эмигрировавший впоследствии, в 1919 г., в США И.И.
Сикорский сыграл там огромную роль в развитии американского вертолетостроения. Создателем первого ранцевого парашюта стал Г.Е.Котельников (1911).
Больших успехов достигли русские ученые в исследовании многих малодоступных, практически еще «неоткрытых» районов планеты. Сподвижник Н.М.Пржевальского П.К.Козлов прославился серией путешествий по Центральной Азии.
Известный геолог В.А.Обручев организовывал экспедиции в районы Сибири и Дальнего Востока. В 1914 г. при попытке достигнуть Северного полюса погиб ученый-гидрограф, смелый полярной исследователь Г.Я.Седов. Материалы, собранные его экспедицией, имели большое научное значение и были впоследствии использованы советскими исследователями Арктики.
Конец XIX — начало XX в.
были исключительно плодотворным периодом в развитии русской философской мысли. В обстановке острейших конфликтов, раздиравших общество, мучительных идейных исканий расцвела русская религиозная философия, ставшая одним из наиболее ярких, если не самым ярким явлением духовной жизни страны. Своеобразным религиозным ренессансом стало творчество плеяды блестящих философов — Н.А.
Бердяева, В.В.Розанова, Е.Н.Трубецкого, П.А.Флоренского, С.Л.Франка и других. Опираясь на соответствующие традиции русской философии, они утверждали приоритет личностного над социальным, видели важнейшее средство гармонизации общественных отношений в нравственном самосовершенствовании личности.
Русская религиозная философия, начала которой были неотделимы от основ христианской духовности, стала одной из вершин мировой философской мысли, уделяя основное внимание теме творческого призвания человека и смысла культуры, теме философии истории и другим вопросам, вечно волнующим человеческий ум.
Своеобразным откликом выдающихся русских мыслителей на потрясения, пережитые страной в самом начале XX в., явился изданный в 1909 г. сборник «Вехи». Статьи, помещенные в сборнике, были написаны принадлежавшими по своим политическим симпатиям к либеральному лагерю Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, П.Б.Струве, С.Л.Франком и др. Под впечатлением социального взрыва 1905-1907 гг.
авторы «Вех» попытались осмыслить роль радикально настроенной интеллигенции в жизни общества, показать опасность революционного пути решения стоящих перед страной проблем.
Призывы веховцев к социальному компромиссу, адресованное ими интеллигенции пожелание заняться внутренним самосовершенствованием в обстановке острейшего противоборства сил, столкнувшихся друг с другом на внутрироссийской политической арене, не были и не могли быть услышаны.
Вызвавшие большой общественный резонанс, «Вехи» подверглись критике со стороны представителей различных политических партий — от кадетов до большевиков.
Рубеж двух веков стал периодом интенсивного развития различных общественных наук. Именно в это время началась деятельность крупнейшего социолога П.А.Сорокина, чьи труды впоследствии приобрели мировую известность.
Эмигрировавший в 1922 г. из СССР П.А.Сорокин сыграл огромную роль в становлении и развитии американской социологии. Большой вклад в изучение экономических, историко-экономических проблем внесли труды М.И.Туган-Барановского, П.Б.Струве. Крупных успехов достигла и собственно отечественная историческая наука. Активно изучалось прошлое России. Филолог и историк А.А.
Шахматов создал ряд классических работ о русском летописании. Ценные исследования по истории Древней Руси принадлежали Н.П.Павлову-Сильванскому. Значительных успехов в развитии отечественной историографии добились А.Е.Пресняков, С.Ф.Платонов, С.В.Бахрушин, Ю.В.Готье, А.С.Лаппо-Данилевский и др. П.Н.
Милюков прославился не только как политический деятель, но и как талантливый историк. Его магистерская диссертация, посвященная финансово-экономическим аспектам петровских преобразований, была с успехом защищена в Московском университете.
В поле зрения русских историков находилось, конечно, не только прошлое Отечества. Проблемы западноевропейского средневековья и нового времени исследовали П.Г.Виноградов, Е.В.Тарле, Д.М.Петрушевский. Крупнейшим специалистом по всеобщей истории являлся Н.И.Кареев, чьи труды приобрели поистине всеевропейскую известность. В области антиковедения успешно работали С.А.Жебелев, М.И.Ростовцев. Выдающимся египтологом и исследователем Древнего Востока был Б.А.Тураев. Для изучения истории и культуры народов Средней Азии существенное значение имели исследования В.В.Бартольда. Важную роль в развитии отечественной арабистики сыграли труды И.Ю.Крачковского. Работами, посвященными китайской культуре, прославился В.М.Алексеев. Успешно развивались на рубеже двух веков правоведение, филологические науки и т.п.
Литература
Напряженно, в борьбе различных направлений протекала литературная жизнь России, ознаменованная творчеством многих выдающихся мастеров, развивавших традиции своих предшественников. В 90-900-е годы продолжал свою деятельность «великий писатель земли русской» Л.Н.Толстой.
Его публицистические выступления, посвященные злободневным проблемам российской действительности, неизменно вызывали большой общественный резонанс. На 90-е — начало 900-х годов приходится апогей творчества А.П.Чехова. Выдающимся представителем старшего поколения писателей конца XIX — начала XX в. являлся В.Г.Короленко. Беллетрист-художник, мужественный публицист В.Г.
Королеико последовательно выступал против любого произвола и насилия, в какие бы одежды — контрреволюционные или, напротив, революционные — они не облекались. В первой половине 90-х годов XIX в. началась писательская деятельность А.М.Горького, поставившего свой талант на службу революции.
Значительным явлением в развитии реалистического направления в русской литературе были произведения таких писателей, как И.А.Бунин, В.В.Вересаев, А.И.Куприн, А.Н.Толстой, Н.Г.Гарин-Михайловский, Е.В.Чириков и др.
К 80-м — началу 90-х годов XIX в.
восходят истоки русского символизма, который в 90-х годах формируется в более или менее определенное модернистское литературное течение, выступавшее под знаменем теории «искусства для искусства». К этому течению принадлежали ряд талантливых поэтов и беллетристов (К.Д.Бальмонт, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, Ф.К.Сологуб, В.Я.Брюсов и др.).
На рубеже двух веков началась творческая деятельность А.А.Блока, входившего в круг младших символистов. Поэзия А.А.Блока, проникнутая предчувствием неизбежности коренных перемен в жизни страны, исторических катастроф, была во многом созвучна общественным настроениям эпохи. В начале XX в. Н.С.Гумилев, А.А.Ахматова, М.И.
Цветаева создают произведения, которые стали блестящими образцами русской поэзии.
Незадолго до начала первой мировой войны на литературной арене возникло новое течение — футуризм, представители которого объявили о разрыве как с традициями классики, так и со всей современной литературой. В рядах футуристов началась поэтическая биография В.В.Маяковского.
Театр. Музыка. Балет
В развитии отечественного театрального искусства огромную роль играла деятельность Московского художественного театра, основанного в 1898 г. К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко — крупнейшими режиссерами и теоретиками театра. Вокруг них собралась талантливая актерская труппа, к наиболее выдающимся членам которой принадлежали В.И.Качалов, И.М.Москвин, Л.М.
Леонидов, О.Л.Книпер и др. Центром средоточия блестящих артистических сил оставался и Московский малый театр. С ним связали свою творческую судьбу М.Н.Ермолова, О. и М.Садовские, Г.Н.Федотова, А.И.Южин и др. Корифеями Александрийской сцены были В.Н.Давыдов, М.Г.Савина, К.А.Варламов и др. Яркие страницы в историю русского театра конца XIX и первого десятилетия XX в.
вписала В.Ф.Комиссаржевская.
Важнейшими центрами оперной культуры оставались Мариинский театр в Петербурге и Большой театр в Москве. Большое значение приобрела и деятельность «частных сцен» — прежде всего «Русской частной оперы», которая была основана в Москве известным меценатом С.И.Мамонтовым.
Она сыграла значительную роль в художественном воспитании великого певца Ф.И.Шаляпина.
К началу XX в. все более широкое мировое признание завоевывает русская музыка (как классическая, так и современная). В это время продолжал творить великий мастер оперного искусства композитор Н.А.Римский-Корсаков.
В области симфонической и камерной музыки создавали подлинные шедевры А.К.Глазунов, С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин, М.А.Балакирев, Р.М.Глиэр и др.
Поистине всемирную известность завоевал русский балет. Особым успехом пользовалась яркая представительница русской школы классического танца А.П.Павлова.
Завоеванию отечественным балетным искусством первенства в мировой хореографии содействовали гастроли русских танцовщиц и танцоров за рубежом, в частности, спектакли, устраивавшиеся регулярно С.П.Дягилевым.
Живопись. Скульптура
Реалистические традиции в живописи продолжало Товарищество передвижных художественных выставок. Продолжали работать такие крупнейшие представители передвижнической живописи, как В.М.Васнецов, П.Е.Репин, В.И.Суриков, В.Д.Поленов и др. В конце XIX в. И.И.Левитан пишет свои знаменитые пейзажи.
Почетное место в изобиловавшей талантами русской художественной среде принадлежит В.А.Серову — гениальному мастеру, проявившему себя самым блестящим образом в различных областях живописи. Исторической тематике посвящены полотна Н.К.Рериха. В 1904 г.
трагически оборвался жизненный путь крупнейшего русского художника-баталиста В.В.Верещагина, погибшего вместе с адмиралом С.О.Макаровым на броненосце «Петропавловск».
В конце 90-х годов XIX в. в русской художественной среде складывается модернистское течение, представленное группой «Мир искусства».
Ее идейным вождем являлся А.Н.Бенуа, одаренный и тонкий художник и историк искусства. С «Миром искусства» было связано творчество М.А.Врубеля, талантливейшего живописца, скульптора, графика и театрального декоратора. Зарождается в русской живописи и абстракционистское направление (В.В.Кандинский, К.С.Малевич).
На рубеже двух столетий работали мастера русской скульптуры — А.С.Голубкина, П.П.Трубецкой, С.Т.Коненков.
Меценатство
Одной из замечательных черт культурной жизни этого периода было меценатство. Меценаты принимали деятельное участие в развитии образования, науки, искусства.
Благодаря участию просвещенных представителей российского торгово-промышленного мира были созданы Третьяковская галерея, Щукинское и Морозовское собрания новой западной живописи, Частная опера С.И.Мамонтова, Московский художественный театр и т.п. Московский предприниматель П.Г.Шелапутин пожертвовал полмиллиона рублей на устройство учительской семинарии.
Ф.П.Рябушинский на финансирование Камчатской экспедиции выделил 200 тыс. руб. Все это лишь немногие примеры активного участия представителей набиравшей силу российской буржуазии в деле развития и приумножения богатств отечественной культуры.
Достижения русского творческого гения на рубеже двух веков невольно заставляют вспомнить и делают особенно близкими известные пушкинские строки: «…клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал».
Источник: http://sunapse.ru/rushistory/culture/culture8.html
Галина Аксенова — Русская книжная культура на рубеже XIX‑XX веков
Галина Владимировна Аксенова
Русская книжная культура на рубеже XIX–XX веков. Монография
© Г. В. Аксенова, 2011 ©МПГУ, 2011
© Оформление. Издательство «Прометей», 2011
Осмысление особенностей духовного и культурного развития России, освоение исторического наследия периода становления национального самосознания, происходившего на рубеже XIX–XX вв.
, обращение к фундаментальным для отечественной истории и современности вопросам развития книжной культуры – все это вместе взятое в настоящее время, когда быстро меняются ценностные ориентации общества, является, безусловно, важным и значимым.
Русская книжная культура, насчитывающая тысячу лет, доказала свою жизнеспособность и самобытность. За десять веков своего существования она прошла долгий и трудный путь, повторивший историческую судьбу российской государственности.
Развиваясь сама, русская книга не только развивала эстетический вкус и способствовала духовному развитию общества, но и помогала ему выстоять в самые тяжелые периоды истории Отечества, защищая, спасая и сохраняя лучшие духовные традиции русского народа.
Культура книги стала неотъемлемым, исторически, духовно и изобразительно значимым явлением русской культуры, которое отличает содержательное и художественное многообразие.
С искусством книги теснейшим образом связаны имена лучших представителей русской культуры: митрополита Алексия, Феофана Грека, Андрея Рублева, Никона Радонежского, Кирилла Белозерского, Дионисия, архиепископа Геннадия, митрополита Макария, Симона Ушакова, Симеона Полоцкого и многих других. Известные и безызвестные творцы создавали уникальные, «ручные», произведения книжного искусства.
Национальный подъем в XIX в., приведший к внимательному изучению традиций и культуры допетровской России, осмысление исторического наследия учеными, писателями и художниками привели к новому этапу в развитии русской книжной культуры, где первенствовать стали национальный дух и национальные стремления.
1870–1880-е гг., «одушевленные мыслью о возрождении русского национального стиля», ознаменовались появлением фундаментальных и важнейших для науки исследований по истории русского орнамента. Интерес к национальным традициям в области искусства способствовал изданию книг-альбомов В. И. Бутовского, Г. Г.
Гагарина и В. В. Стасова[1], а также постановке важных дискуссионных проблем по истокам, составным элементам и перспективам развития русского искусства и русского орнамента, так ярко отразившихся в полемике филолога и искусствоведа Ф. И. Буслаева и французского реставратора и историка искусства Э. Э.
Виолле-ле-Дюка[2].
В стране за последние 30 лет XIX в. возникло более тысячи новых типографий. По числу названий в 1861 г. в России было издано 1 773 книги, а в 1895 г. – 8 699. Многие издательства печатали очень быстро и высококачественно. Издательства О. Поповой, И. Д. Сытина, А. С. Суворина, Ф. Ф.
Павленкова, товарищества «Посредник» выпускали специальные серии книг для народа «возможно лучшего содержания по удешевленным ценам».
Большой популярностью пользовались журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово», «Дело» демократического направления, исторические журналы «Русская старина», «Русский архив», «Исторический вестник», научно-популярный «Вокруг света», разнообразный по своему содержанию «Журнал Министерства Народного Просвещения», на страницах которого печатались многие известные русские ученые-историки. Много подписчиков имели либеральные журналы «Вестник Европы» и «Русская мысль» и консервативный «Русский вестник» М. Н. Каткова. К концу XIX в. в России издавалось 105 ежедневных газет, ряд из них имел ежемесячные приложения.
Расцвет книжной печатной культуры XIX–XX вв. подчеркнул и усилил роль и звучание книги, увеличил потребность в живом уникальном книжном искусстве. Особую роль в его развитии в этот период времени и в придании ему жизнестойкости сыграли русские художники[3].
Они работали над созданием и иллюстрированием книг, осмысливая и воплощая в своих работах традиции древнерусского и западноевропейского книжного искусства. Среди тех, кто обратился к книжной работе, художники: К. В. Лебедев, В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, Д. С. Стеллецкий, Б. В. Зворыкин, Н. С. Самокиш, М. В. Нестеров, Е. Д. Поленова, А. М. Ремизов, И. Я.
Билибин и другие. К книжной работе были привлечены и русские архитекторы, такие как Н. В. Султанов и В. В. Суслов.
Русский историк В. О.
Ключевский в поисках ответа на вопрос «почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю?» сам на него ответил следующим образом: «Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения». И продолжил этот ответ афоризмом: «Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий»[4].
Прошлое оставляет немалое количество памятников, подвергающихся или уничтожению, или сохранению. Осознание степени важности беречь и внимательно изучать все, что было создано предшествующими поколениями, возникает в эпоху интенсивных государственно-общественных изменений, ценностных переоценок событий прошедших столетий.
Одним из таких важнейших источников по истории России рубежа XIX–XX вв. стала книга, а русская книжная культура как нельзя лучше выразила все важнейшие духовные составляющие, определившие перспективы развития общества.
Часть 1
«Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси» Н. И. Кутепова
Глава 1. «Блаженной и вечной памяти великого государя Александра III» (история создания книги)
Книгописная и книжнографическая традиции допетровского времени на рубеже XIX–XX вв. оказывали огромное влияние на формирование книгоиздательской деятельности. В этот период времени в России работало несколько издательств, выпускавших роскошно оформленные книги с учетом древнерусских традиций.
Среди них такие известные, как издательства А. Ф. Маркса, А. Ф. Девриена, И. Н. Кнебеля, Экспедиция заготовления государственных бумаг, издательство картографического заведения A. Ильина и другие.
В первую очередь, именно в этих издательствах создавались изысканно оформленные, иллюстрированные книги, освещающие различные вопросы русской истории. В области книжной графики с издательствами сотрудничали выдающиеся исторические живописцы: B. М. и А. М. Васнецовы, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, И. Е. Репин, Ф. А.
Рубо, К. В. Лебедев, Н. С. Самокиш и Е. П. Самокиш-Судковская, Н. К. Рерих, Д. С. Стеллецкий, Б. В. Зворыкин, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, Е. М. Бём.
Конец ознакомительного отрывка
Вы можете купить книгу и
Прочитать полностью
Хотите узнать цену?
ДА, ХОЧУ
Источник: https://libking.ru/books/sci-/sci-culture/559684-galina-aksenova-russkaya-knizhnaya-kultura-na-rubezhe-xix-xx-vekov.html
4.1. Развитие русской художественной культуры в конце XIX – начале XX веков
4.1. Развитие русской художественной культуры в конце XIX – начале XX веков
Рекомендуемая литература
- Бердяев, Н. Русская идея / Н. Бердяев // Вопросы философии. – 1990. – № 1, 2.
- Келдыш, В.А. Русский реализм начала ХХ века / В.А. Келдыш. – М., 1975.
- Левая, Т. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи / Т. Левая. – М., 1991.
- Воспоминания о серебряном веке. – М., 1993.
- Русская музыка на рубеже ХХ века. – М., Л., 1966.
- Асафьев, Б. Русская музыка. XIX и начало ХХ в. / Б. Асафьев. – Л., 1979.
- Тройнин, В. М.П. Беляев и его кружок / В. Тройнин. – Л., 1975.
- С. Дягилев и русское искусство: сб. ст. / под ред. И.С. Зильберштейна. – М., 1982.
- Белый, А. На рубеже столетий / А. Белый. – М., Л., 1931.
- Лифарь, С. С Дягилевым: монография / С. Лифарь. – СПб., 1994.
- Нестьев, И. Дягилев и музыкальный театр ХХ века / И. Нестьев. – М., 1994.
- Стернин, Г. Русская художественная культура второй половины XIX – начала ХХ в. / Г. Стернин. – М., 1984.
Конец XIX и начало ХХ в. являлись порой необычайно быстрого, стремительного развития и выдвижения новых сил и течений. Данный период сравнивают с Ренессансом.
Понятие «культурного Возрождения» распространялось не только на область художественного творчества, но и на сферу философско-мировоззренческих представлений. Однако, как и в XV‑XVI вв.
, господствовало эстетическое постижение реальности.
В начале 900-х гг. появилось определение «серебряный век». Термин принадлежит Н. Бердяеву. Под этим определением подразумевается не вся художественная культура данного периода, а только совокупность его новых течений – то, что иначе принято именовать «модернизмом». Хронологические границы «серебряного века» – примерно 25-летний отрезок, от начала 1890-х гг. до1917 г.
Первым его эстетическим манифестом считается работа Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Долгое время искусство «серебряного века» противопоставлялось классическому наследию XIX в. как пора кризиса и упадка.
Сегодня эта точка зрения опровергнута – это был закономерный, хотя и не лишённый противоречий этап развития русской художественной культуры.
При сравнительной непродолжительности «серебряного века» эпоха была чрезвычайно динамична, заряжена высоким потенциалом творческой энергии и оставила богатейшее наследие во всех областях искусства. Течение времени казалось сжатым и ускоренным, новое возникало и утверждало себя с небывалой быстротой.
Одним из основных мотивов в настроениях передовых слоёв общества становится ожидание грядущих перемен. Отсюда – приподнято-взволнованное настроение, беспокойство духа, которыми проникнуты произведения русского искусства. Рубеж первых двух десятилетий ХХ в. многими воспринимался как исторический рубеж, разграничивающий две большие эпохи в развитии искусства.
Именно в это время возникает ряд художественных течений, определяющих облик искусства первой половины ХХ в.
А. Белый в своих мемуарах «На рубеже столетий» писал о том, что Россия в эту эпоху переживала сразу три кризиса:
- Кризис жизни. Поражение в русско-японской войне.
- Кризис мысли. Россия никогда не имела такого смятения, пестроты в умах интеллигенции. Сосуществовали в одном духовном «пространстве» разные, порой противоположные концепции и идеи: позитивизм, ницшеанство, марксизм, идеи Л. Толстого. Также появляется целая поросль философов-богословов и философов-идеалистов. Последние развивают «русскую идею».
- Кризис искусства. «Слишком многие стали эстетами, мистиками, оккультистами, презирали этику, пренебрежительно относились к науке» (Бердяев).
Каждый из крупных художников нёс в себе сложный комплекс идей. Рядом творили композиторы разных поколений. Среди них можно выделить пары противоположностей (антиномии): Прокофьев – Метнер, Стравинский – Гречанинов, Скрябин – Рахманинов.
Творческая среда делилась на две группы:
I – модернисты (появляются в 1890-е гг.). Тяготели к эстетизации жизни, мифологической утончённости, символистской туманности и загадочности.
II – авангардисты(появляются в 1910-е гг.). Характерна простота, доведённая до крайности, радость улицы, всё тайное, непознаваемое отвергалось во имя земного мира.
В музыке можно выделить 4 линии развития: 1) неоромантическая; 2) импрессионистическая; 3) неоклассическая; 4) славянизм – «поиски родной красоты» (ответвление неоклассицизма на славянской основе).
В рассматриваемый период появляются новые журналы, творческие объединения и кружки, в которых концентрируется художественная элита Москвы и Петербурга. Журналы: «Северный вестник», «Северные цветы», «Весы», «Апполон». Кружки: «Ослиный хвост», «Бубновый валет», «Голубая роза».
Самым крупным и влиятельным было объединение «Мир искусства» (1898‑1924 гг.). Создано в Петербурге А. Бенуа и С. Дягилевым.
Издавали журнал «Мир искусства», где публиковали сообщения о художественных выставках, театрально-музыкальных проблемах, поэтических сборниках. С.
Дягилев – величайший русский антрепренёр и импресарио – устраивал выставки исторических портретов, русские сезоны в Париже.
Большое значение для развития музыкального искусства имела деятельность «Беляевского кружка». Центром кружка были М.П. Беляев – страстный любитель музыкального искусства, «образованный меломан» (Глазунов). Возмущался, когда его называли меценатом.
Основал множество музыкальных учреждений: «русские симфонические концерты», «русские квартетные вечера», издательство в Лейпциге, премии им. Глинки и т.д. Фактической главой кружка являлся Римский-Корсаков.
В своей «Летописи» композитор пишет о сходствах и различиях между «Могучей кучкой» и «Беляевским кружком». Кружок Балакирева соответствовал периоду бури и натиска в развитии русской музыки, кружок Беляева – периоду спокойного шествия. 1-й был революционный, 2-й прогрессивный.
Балакиревский состоял из пяти человек, беляевский был многочисленный, с течением времени разрастался (около 70 человек). 1-й состоял из композиторов, 2-й по составу был разнообразный. Различие исторического положения обоих кружков определило и разный характер их творческой деятельности.
Беляевцы не столько завоёвывали новые области музыкального искусства или расширяли его горизонты, сколько закрепляли ранее достигнутое, совершенствовали мастерство, композиторскую технику.
На рубеже веков выдвинулось множество талантливых музыкантов-исполнителей. В их числе дирижёры В. Сафонов и С. Кусевицкий, певцы А. Нежданова, Л. Собинов, И. Ершов, Ф. Шаляпин, пианисты К. Игумнов, А. Гольденвейзер и другие.
В музыкальных жанрах всё изменяется, неожиданно меняется местами. Показательна судьба оперногожанра. Если у большинства русских композиторов XIX в. опера стояла в центре творческих интересов, то к концу века отношение к ней резко меняется.
Исключение составляет оперное творчество Римского-Корсакова.
Причины охлаждения к опере: 1) рост индивидуалистических настроений и тяготение к лирическим формам высказывания; 2) растущие тенденции «автономизации» музыки, освобождения её от связи со словом и каким-либо определённым образно-смысловым содержанием.
Пору необычайно яркого и пышного расцвета переживал балет, который привлекает внимание крупнейших композиторов, живописцев, деятелей театра.
Именно в условности балетного действия, лишённого такой степени смысловой определённости, как опера, видели одно из главных преимуществ композиторы начала ХХ в. Балет в центре внимания Стравинского и Прокофьева.
Появляются новые виды балета: импрессионистический, неоклассический, примитивистский. Черты нового русского балета: «короткометражность», равноправие всех компонентов – декораций, хореографии, музыки.
В области «чистой» инструментальной музыки возрастает роль камерных жанров, которые порой затмевают симфонические. Необычайно высокого расцвета достигает фортепианная музыка – прежде всего у Рахманинова, Скрябина, Метнера.
Сложную картину представляет симфоническое творчество. Завершающим этапом, синтезировавшим основные достижения русского симфонизма XIX в.
, явилось симфоническое творчество Глазунова и Танеева. Новатором же в симфоническом жанре был Скрябин.
В своих вершинных созданиях он приходит к утверждению нового типа симфонического мышления, связанного с поэтико-символической основой его творчества.
Значительное место в творчестве большинства композиторов занимает камерно-вокальный жанр. Это связано с процессом усиления лирического начала во всех сферах художественного творчества. Возникает новый тип соотношения музыки и слова. В результате вместо обозначений «песня» или «романс» появляется обозначение «стихотворение с музыкой» или «музыка к стихотворению».
В непосредственной связи с возникающим на рубеже веков движением «национального возрождения» находится возрастающая роль церковно-певческого искусства. На протяжении большей части XIX в. церковное пение в России переживало пору кризиса и застоя.
Только в 80-е гг. новую освежающую струю в данную область внесли Римский-Корсаков и Чайковский. Одним из главных представителей возрождения был А. Кастальский. Далее по его пути пошёл А. Гречанинов. Вершиной всей русской музыки a cappella стала «Всенощная» С.
Рахманинова.
Контрольные вопросы:
- Раскройте особенности эпохи «серебряного века».
- Опишите три кризиса, которые, по мнению А. Белого, переживала Россия на рубеже веков.
- На какие направления делилась творческая среда?
- Расскажите об объединении «Мир искусства» и деятельности С. Дягилева.
- В чём состояло значение «Беляевского кружка» для развития русской музыкальной культуры?
Источник: https://ebooks.grsu.by/mojeiko/4-1-razvitie-russkoj-khudozhestvennoj-kultury-v-kontse-xix-nachale-xx-vekov.htm