Русь и соседние народы

Русь и соседние народы – история России

Славяне были не единственным народом, населявшим Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре.

Чудь

«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью».

Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям».

Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов.

Обратите внимание

Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство.

Особенно много про них рассказывают в Республике Коми.

Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.

В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи.

Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам.

Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки.

Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

Меря

«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» — эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами.

Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России.

То есть, в самом центре нашей страны.

О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха.

Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет».

Важно

Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.

С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Древней Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием».

Во главе бунта стали жрецы «старой веры» — волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно.

Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание.

Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский».

Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям.

Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа.

Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья.

Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.

Мурома

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам.

Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.

Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали.

Совет

По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой.

Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления.

Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается.

Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей.

Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.

Источник:

Какие народы являются потомками жителей Киевской Руси

>На территории Киевской Руси поживало множество народов. Некоторые покинули эти земли, другие растворились среди соседних народов, третьи стали неотъемлемой частью сформировавшихся позднее этносов.

Этническая неопределенность

По мнению большинства современных историков изначально население Киевских земель представляло собой племенной славянский союз под началом полян. На протяжении VII-IX веков местное население вступало в тесные взаимоотношения с мощным государством-соседом на востоке — Хазарским каганатом. С этим фактом связана теория так называемого Русского каганата, выдвинутая Степаном Гедеоновым.

Согласно ей, на территориях предполагаемой Киевской Руси жили преимущественно русы, которые противопоставляются славянам. Сторонники этой теории ссылаются, в частности, на арабский источник IX века, где сказано: «У них есть царь, называемый хакан-рус. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булгар и там продают».

По одной из версий, Русский каганат обязан своим возникновением родственнику хазарского кагана, бежавшего из Хазарии в ходе разразившейся там политической смуты. По другой — Русский и Хазарский каганат — это одно и тоже. Так или иначе, теория каганата предполагает преимущественно неславянское население Киевских земель.

Впрочем, официальная историография такие предположения считает беспочвенными. [С-BLOCK] С установлением власти норманнской династией Рюриковичей владения нового государства с центром в Киеве распространились на огромные территории от «Дикого поля» на юге и востоке до Ладоги на Севере и Карпат на западе.

Значительно разнообразился и этнический состав державы Рюриковичей, куда помимо славян входили финно-угорские, балтийские и тюркские народности. В различных источниках по отношению к жителям Древнерусского государства фигурирует этноним «русы» или «росы». По одной из версий, так могли называть тех же славян. «Поляне, яже ныне зовомая русь», — читаем у древнего летописца.

Согласно другой точке зрения, русы — это норманны-завоеватели, установившие господство на всем Приднепровье. Историки, по крайней мере, большинство из них, единодушны в одном: на землях Киевской Руси вплоть до ее распада только происходило формирование этносов, которые мы сегодня знаем как русский, украинский и белорусский народы.

В начале XVII века автор «Русского летописца» мыслил ту эпоху категорией единого народа: «Вестно есть всем, яко сии все … Москва, Белая Русь, Волынь, Подоля, Украина, Подгоря … единокровны и единорастлны, се бо суть и ныне все общеединым именем Русь нарицаются».

Кратковременная история

Со второй половины XII века Киевская Русь постепенно распадается на ряд мелких княжеств. Все началось с Полоцка и Новгорода, которые отказались признавать власть Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха. «Разодралась вся земля Русская», — фиксирует летописец под 1134 годом.

В течение XII—XIII столетий непрекращающиеся усобицы южнорусских княжеств, постоянные набеги кочевников, а затем и татаро-монгольское завоевание вынудили население Киевских земель мигрировать на север, в более спокойную Ростово-Суздальскую землю.

Часть из них ушла на земли Великого Новгорода, пополнив ряды славян первой, кривицко-новгородской миграционной волны X века. Еще одна часть переселенцев отправилась на запад, ассимилировавшись с местными славянскими народами.

В конце XIII века происходит бурный рост городов северной Руси — возвышаются Владимир, Москва, Юрьев-Польский, Переяславль-Залесский, Стародуб-на-Клязьме, Дмитров, Звенигород, Галич, Ярополч-Залесский. 6 декабря 1240 года Киев был разорен монголами, а через три года им управляют уже владимирские наместники.

К этому времени земли Приднепровья заметно пустеют. В 1299 году столица бывшей Киевской Руси лишается последнего атрибута власти — резиденции митрополита. Она была перенесена во Владимир.

Украинцы

Обратите внимание

Историки Незалежной в один голос настаивают на том, что Украина является единственным правопреемником государства Киевская Русь, а украинцы — естественными наследниками населявшего ее земли народа. Россиянам они по определению отказывают в каких-либо связях с Киевской державой, так как те, по их мнению, «потомки финно-угров, а не славян».

Термины «русь» и «русский» современная украинская историография считает узурпированными Московской властью, которая переписала всю история Древнерусского государства. В качестве доказательства правопреемства современными украинцами данных терминов они называют этноним «русин», который преобладает в знаменитой «Русской правде», княжеских грамотах и других источниках.

Источник: https://valdvor.ru/dlya-istorikov/rus-i-sosednie-narody-istoriya-rossii.html

Соседи Древней Руси

С южной и юго-восточной стороны Русь постоянно сталкивалась с кочевыми народами, представленными тюркоязычными племенами — хазарами и булгарами, позднее с печенегами и половцами. На юге находилась и Византия, которая сыграла огромную роль в становлении и развитии Древнерусского государства.

Русско-византийские отношения IX — XI веков — это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников.

С другой, — византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии, особенно при помощи христианизации. Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические контакты.

Свидетельством этому служит существование постоянных колоний русских купцов в Константинополе. Договор князя Олега с Византией предусматривал льготные условия торговли для русских купцов, решение правовых и военных вопросов.

Торговый обмен с Византией находит отражение в большом количестве византийских вещей, найденных на территории нашей страны.
Первый договор Руси с Византией был заключен на выгодных условиях

Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839 год

После христианизации культурные связи с Византией усилились. Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали набеги на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу Византии — Константинополь (по-русски — Царьград). Менее удачным был поход Игоря.

Русские прошли черноморское побережье от Босфора до Пафлагонии. Флот князя был разгромлен флотом паракимомена патрикия Феофана. Второй поход на Византию произошел в 944 году.

Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих соглашений 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю.

Важно

Во второй половине X века наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка княгини Ольги в Константинополь, где она была дружески принята императором, укрепила отношения между двумя государствами. Византийские императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими соседями.

Новый этап отношений Руси и с Византией, и с другими соседними народами приходится на время княжения Святослава, который проводил активную внешнюю политику. Великий князь вступил в столкновение с могущественным Хазарским каганатом, некогда взимавшим дань с территории южной Руси.

Уже при Игоре, в 913, 941 и 944 годах, русские дружинники совершали походы против Хазарии, добившись постепенного освобождения вятичей от уплаты дани хазарам. Решающий удар каганату нанес Святослав, разгромив главные города государства и захватив его столицу Итиль.

Разгром Хазарии привел к образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского княжества и к освобождению из-под власти каганата волжско-камских болгар, которые сформировали после этого свое государство.

Читайте также:  Нарастание политического кризиса. временное правительство

3 июля 964 года Древняя Русь выиграла в войне с Хазарским каганатом

Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье вызывали беспокойство у Византии. Стремясь взаимно ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, против которой Византия вела агрессивную политику, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы.

Князь одержал в Болгарии победу и захватил город Переяславец на Дунае. Этот результат был неожиданным для Византии. Возникала угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которым Византии справиться уже не удалось бы.

Сам Святослав говорил, что хотел бы перенести в Переяславец столицу своей земли.

Византийская конница X века. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы

Достаточно много известий сохранилось о внешнеполитических связях Булгарского эмирата с Русью и древнерусскими княжествами. Судя по летописям, мирное сотрудничество между ними нередко нарушалось военными столкновениями, которые возникали обычно из-за несовпадения интересов сторон в сфере внешней торговли.

В течение Х столетия Киевская Русь организовала четыре военных похода на Булгарский эмират — в 977, 985, 994 и 997 годах. Ответных действий булгары не предпринимали. Результатом похода 985 года стало заключение мирного договора между Русью и Булгарией, который был рассчитан на вечные времена.

Совет

Стороны решили, что «толи не буди мира межи нами, оли же камень начнеть плавати, а хмель грязнути». Тем не менее, небольшие походы в пределы Булгарии продолжались.

В 986 и 987 годах летописцы сообщают о визите булгарских послов-миссионеров в Киев и русских послов в Булгарию по вопросу выбора веры накануне принятия Владимиром Святославичем новой религии. Мусульманская вера, которую предлагали булгары, князю не понравилась, и он принял христианство.

Из XI века дошли всего три летописных сообщения о булгаро-русских взаимоотношениях.

Два из них, относящиеся к 1006 и 1024 годам, говорят о заключении торгового договора между Русью и Волжской Булгарией и доставке пшеницы голодающим суздальцам.

В 1088 году булгары взяли Муром, потому что в те времена были на Волге и Оке разбои и русские «многих болгар торгующих пограбили и побили».
В Х в. Киевская Русь организовала 4 военных похода на Булгарию

Целую серию военных походов отмечают летописи XII века. Так, в 1107 году пришли булгары «ратью на Суздаль и объступиша град и много зла сътвориша». Через 13 лет поход предпринял Юрий Долгорукий, который «ходи на болгары и взя полон мног и полк их победи».

Летописное сообщение 1152 года связано с походом булгар, нападавших на Ярославль. Четыре военных похода совершил в 60 — 80-х годах XII столетия Андрей Боголюбский, в том числе дважды на Биляр, на Булгар и другие города, на «села многы».

В начале XIII века продолжалось противостояние Волжской Булгарии и Владимиро-Суздальского княжества на торговых путях. В 1205 году состоялся поход Всеволода Юрьевича на булгар, а в 1218 году булгары совершили ответный поход на Устюг.

В 1220 году состоялся последний перед монгольским нашествием масштабный поход русских дружин на город Ошель, который был сожжен и разграблен.

Обратите внимание

В те же годы булгары предприняли ряд настойчивых попыток «с мольбою великою, и с дары многими и с челобитьем» заключить мирный договор с русскими, который был подписан в 1221 году, а в 1229 году был продлен еще на шесть лет. Это было очень важно ввиду нависшей над страной опасности вторжения монгольских войск с Востока.

Святослав вторгается в Болгарию с печенежскими союзниками. Из хроники Константина Манаса

Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использовала печенегов. Этот тюркский кочевой народ впервые упоминается в русской летописи 915 года. Первоначально печенеги кочевали между Волгой и Аральским морем, а затем под давлением хазар перешли Волгу и заняли Северное Причерноморье.

Главным источником богатства печенежской племенной знати были набеги на Русь, Византию и другие страны. То Руси, то Византии время от времени удавалось «нанимать» печенегов для нападений на другую сторону. Так, во время пребывания Святослава в Болгарии они, видимо по наущению Византии, совершили набег на Киев.

Святославу пришлось срочно возвращаться, чтобы разгромить печенегов, но вскоре он снова отправился в Болгарию, где началась война с Византией. Русские дружины сражались ожесточенно и храбро, однако силы византийцев слишком превосходили их по численности.

В 971 году был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворялась обещанием Руси не совершать нападений.

По дороге, на днепровских порогах, видимо, получившие от Византии предупреждение о возвращении Святослава печенеги напали на него. Святослав погиб в бою, а печенежский князь Куря, по летописному преданию, сделал из черепа киевского князя чашу и пил из нее на пирах.

Печенеги убивают Святослава Игоревича

Новая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства.

Незадолго до этого события византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь вооруженными силами в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию, угрожал Константинополю и претендовал на императорский престол.

В обмен за помощь император обещал выдать за Владимира замуж свою сестру Анну. Шеститысячная дружина киевского князя помогла подавить восстание, причем сам Варда Фока был убит. Однако император не спешил с обещанным браком, который имел важное политическое значение.

Важно

Византийские императоры занимали самое высокое место в феодальной иерархии тогдашней Европы, и женитьба на византийской принцессе резко поднимала международный престиж Русского государства.

Чтобы добиться выполнения условий договора, Владимир осадил центр византийских владений в Крыму — Херсонес (Корсунь) и взял его. Императору пришлось выполнить свое обещание. Только после этого Владимир принял окончательное решение креститься. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы.
К 1055 году относится первое появление половцев у русских границ

Как уже упоминалось, постоянную борьбу Древней Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, тем не менее, их набеги продолжались.

В 1036 году, воспользовавшись отсутствием в Киеве Ярослава, печенеги осадили город. Ярослав быстро вернулся и нанес печенегам жестокое поражение, от которого они так и не смогли оправиться.

Их вытеснили из причерноморских степей другие кочевники — половцы.

Половцы, они же кыпчаки или куманы, — тоже тюркская народность, еще в X веке жившая на территории северо-западного Казахстана. В середине X века половцы двинулись в степи Северного Причерноморья и Кавказа.

После того как они вытеснили печенегов, под их властью оказалась огромная территория, которую называли Половецкой степью, или Дешт-и-Кыпчак. Она простиралась от Сырдарьи и Тянь-Шаня до Дуная.

Впервые половцы упоминаются в русских летописях в 1055 году, а в 1061 году произошло первое столкновение с ними: «Придоша половци первое на Русьскую землю воевать». Вторая половина XI — XII века — время борьбы Руси с половецкой опасностью.

«После побоища Игоря Святославича с половцами», В. М. Васнецов, 1880 год

Одновременно с Византией Русь завязывала политические отношения с Западной Европой. Это взаимодействие нашло отражение в династических связях русских князей. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Олафа Ингигерде.

Совет

Дочь Ярослава Анна была замужем за французским королем Генрихом I, другая дочь, Елизавета, стала супругой норвежского короля Харальда III. Венгерской королевой была третья дочь — Анастасия. Внучка Ярослава Мудрого Евпраксия (Адельгейда) была женой германского императора Генриха IV.

Один из сыновей Ярослава Всеволод был женат на византийской принцессе, другой сын Изяслав — на польской. Среди невесток Ярослава были также дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского.

Святослав Ярославич с семьей. Миниатюра из Изборника 1073 года

Особенно интенсивными связи с Западной Европой стали во второй половине XII — начале XIII века. Они выражались в том, что страны обменивались изделиями прикладного искусства, а в результате и определенными техническими навыками.

Взаимодействие культур осуществлялось через торговлю и через дары посольств, через иноземных мастеров-ремесленников, которых нередко приглашали на Русь из Западной Европы, чаще всего из Германии. На Руси были распространены такие поделки западных мастеров, как бронзовое литье, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости, в том числе ларцы.

Предметы древнерусского художественного ремесла, в свою очередь, попадали на Запад.
Русь не уступала в своем развитии большинству стран Западной Европы

С середины XI века на Русь стали проникать отдельные элементы романской архитектуры, господствовавшей в XI — XIII веках не только в Западной Европе, но и в целом культурном круге, который охватывал Кавказ, Балканы, а также Польшу, Чехию, Венгрию — близких соседей Древнерусского государства.

Влияние романского стиля проявлялось во внешнем оформлении отдельных возводимых на Руси построек, использовались в архитектуре такие элементы, как аркатурные пояса, позднее группы полуколонн и пилястр, иногда с резными капителями и консолями, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен.

Культурное общение Древней Руси со странами Западной Европы шло и по линии литературных и фольклорных связей.

Обратите внимание

Через паломников и путешественников поддерживалось взаимодействие по линии церковных отношений, которые до раздела церквей в 1054 году были достаточно прочными.

Однако после попыток папства «обратить» Русь в католическую веру, отношения с Западом стали более ограниченными, чем с Византией, но все-таки оставили определенный след в русской культуре.

Источник: https://diletant.media/articles/25234373/

Какие народы являются потомками жителей Киевской Руси

>На территории Киевской Руси поживало множество народов. Некоторые покинули эти земли, другие растворились среди соседних народов, третьи стали неотъемлемой частью сформировавшихся позднее этносов.

Этническая неопределенность

По мнению большинства современных историков изначально население Киевских земель представляло собой племенной славянский союз под началом полян. На протяжении VII-IX веков местное население вступало в тесные взаимоотношения с мощным государством-соседом на востоке — Хазарским каганатом. С этим фактом связана теория так называемого Русского каганата, выдвинутая Степаном Гедеоновым.

Согласно ей, на территориях предполагаемой Киевской Руси жили преимущественно русы, которые противопоставляются славянам. Сторонники этой теории ссылаются, в частности, на арабский источник IX века, где сказано: «У них есть царь, называемый хакан-рус. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булгар и там продают».

По одной из версий, Русский каганат обязан своим возникновением родственнику хазарского кагана, бежавшего из Хазарии в ходе разразившейся там политической смуты. По другой — Русский и Хазарский каганат — это одно и тоже. Так или иначе, теория каганата предполагает преимущественно неславянское население Киевских земель.

Впрочем, официальная историография такие предположения считает беспочвенными. [С-BLOCK] С установлением власти норманнской династией Рюриковичей владения нового государства с центром в Киеве распространились на огромные территории от «Дикого поля» на юге и востоке до Ладоги на Севере и Карпат на западе.

Значительно разнообразился и этнический состав державы Рюриковичей, куда помимо славян входили финно-угорские, балтийские и тюркские народности. В различных источниках по отношению к жителям Древнерусского государства фигурирует этноним «русы» или «росы». По одной из версий, так могли называть тех же славян. «Поляне, яже ныне зовомая русь», — читаем у древнего летописца.

Согласно другой точке зрения, русы — это норманны-завоеватели, установившие господство на всем Приднепровье. Историки, по крайней мере, большинство из них, единодушны в одном: на землях Киевской Руси вплоть до ее распада только происходило формирование этносов, которые мы сегодня знаем как русский, украинский и белорусский народы.

В начале XVII века автор «Русского летописца» мыслил ту эпоху категорией единого народа: «Вестно есть всем, яко сии все … Москва, Белая Русь, Волынь, Подоля, Украина, Подгоря … единокровны и единорастлны, се бо суть и ныне все общеединым именем Русь нарицаются».

Кратковременная история

Со второй половины XII века Киевская Русь постепенно распадается на ряд мелких княжеств. Все началось с Полоцка и Новгорода, которые отказались признавать власть Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха. «Разодралась вся земля Русская», — фиксирует летописец под 1134 годом.

В течение XII—XIII столетий непрекращающиеся усобицы южнорусских княжеств, постоянные набеги кочевников, а затем и татаро-монгольское завоевание вынудили население Киевских земель мигрировать на север, в более спокойную Ростово-Суздальскую землю.

Важно

Часть из них ушла на земли Великого Новгорода, пополнив ряды славян первой, кривицко-новгородской миграционной волны X века. Еще одна часть переселенцев отправилась на запад, ассимилировавшись с местными славянскими народами.

В конце XIII века происходит бурный рост городов северной Руси — возвышаются Владимир, Москва, Юрьев-Польский, Переяславль-Залесский, Стародуб-на-Клязьме, Дмитров, Звенигород, Галич, Ярополч-Залесский. 6 декабря 1240 года Киев был разорен монголами, а через три года им управляют уже владимирские наместники.

К этому времени земли Приднепровья заметно пустеют. В 1299 году столица бывшей Киевской Руси лишается последнего атрибута власти — резиденции митрополита. Она была перенесена во Владимир.

Украинцы

Историки Незалежной в один голос настаивают на том, что Украина является единственным правопреемником государства Киевская Русь, а украинцы — естественными наследниками населявшего ее земли народа. Россиянам они по определению отказывают в каких-либо связях с Киевской державой, так как те, по их мнению, «потомки финно-угров, а не славян». Термины «русь» и «русский» современная украинская историография считает узурпированными Московской властью, которая переписала всю история Древнерусского государства. В качестве доказательства правопреемства современными украинцами данных терминов они называют этноним «русин», который преобладает в знаменитой «Русской правде», княжеских грамотах и других источниках. «В летописях русин или рус — это всегда житель Приднепровья, а с конца XII века — и Западной Украины. Во времена Киевского средневекового государства Русь — это территория современной Центральной и Северной, а с конца XII века и Западной Украины», — заявляет украинская историография. Среди наиболее веских аргументов в пользу Украины-Руси эксперты Самостийной называют одну из летописных записей под 1146 годом: «И Святослав, заплакав, послал к Юрию в Суздаль, сказал: „Брата мне Всеволода Бог взял, а Игоря Изяслав схватил. Пойди-ка в Русскую землю, в Киев“». [С-BLOCK] По мнению многих российских историков, сложно рассуждать о каком-либо правопреемстве Украины, когда в 1240 году Киевская земля была буквально выжжена татаро-монголами, а уцелевший народ угнан в рабство. Русский историк Михаил Погодин, основываясь на археологических данных, утверждал, что Киев после сожжения не существовал пару столетий. Так, в 1960-х годах группа советских археологов выяснила, что культурные слои древнего Киева почти полностью обрываются, когда доходят до уровня XIII-XV веков, а позднее опять возобновляются. Также отсутствуют какие-либо летописные источники, которые бы подтверждали политическую активность в Киевских землях этого периода. Массовое исчезновение людей с территории Киевщины подтверждал итальянский путешественник Джованни да Плано Карпини, который в 1245 году отправился с дипломатической миссией в Каракорум. «Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжелом рабстве. Подвигаясь отсюда, они сражениями опустошили всю Руссию», — читаем мы у Карпини. А кто же тогда вновь колонизировал эти опустошенные земли? Вот что пишет на основании археологических данных о населении нижнего Поднепровья в XII — начале XV столетия украинский историк Людмила Литвинова: «Анализ краниологических серий Мамай Сурка, Благовищенко, Каменка и Каир показал смешанный антропологический состав и наличие разных морфологических типов. Формирование оседлого населения Нижнего Поднепровья происходило на основе аланского, славянского, болгарского, сарматского и кочевого компонентов».

Читайте также:  Сша во второй половине xx века — начале xxi века

Русские

Самым главным доказательством связей современного русского народа с населением Киевской Руси является преемственность государственности. Согласно «Повести временных лет» с 864 года первым князем в Киеве был дружинник Рюрика Аскольд, который сменил там полулегендарного основателя города Кия. Вплоть до распада Киевской Руси Рюриковичи свою власть из рук не выпускали, владели они Киевом и в период его запустения. Крупнейший советский антрополог Валерий Алексеев в книге «Человеческие расы» писал, что раскопки древних могильников полян показали сильное несходство их черепов с черепами современных жителей Киевщины. «Черепа полян более тонкостенные, средних размеров, как у северных великороссов, а черепа современных центральных украинцев массивные, крупные, то есть такие же, как у жителей Карпат, Словакии, Чехии», — заключал ученый. Алексеев тем самым подтвердил версию некоторых историков, в частности, Василия Ключевского, что часть киевских славян, спасаясь от монгольского нашествия, бежала к Карпатам и в Польшу, расселившись до самого Кракова, а другая — ушла на север вплоть до Архангельска. Таким образом, последующее заселение Киевских земель, в первую очередь, Правобережной Украины, осуществлялось народами ранее там не проживавшими. В то время, как население Новороссии, Крыма и Слобожанщины пополнялось преимущественно за счет выходцев из России.

Белорусы

Вся южная часть Белой Руси долгое время подчинялась Киеву, какое-то время в зависимости от него было и Полоцкое княжество.

Из земель, непосредственно контролируемых Киевом в первой четверти XII века, было выделено Гродненское княжество, для лишившегося вотчины второстепенного князя Всеволода Давыдовича и затем осталось в распоряжении его сыновей. Кто же населял белорусские земли Киевской Руси? В первую очередь, это были кривичи.

Кроме них белорусский историк Вацлав Ластовский называет древлян, радимичей, вятичей и дреговичей, отмечая, что все они представляли собой «просто ветви единого кривского племени». Кривичи, по мнению Ластовского, стали ключевым звеном в образовании белорусского народа.

Все остальное воздействие — литовское, польское, русское, со слов историка, лишь «размывало чистоту древнего этноса». Согласно этой точке зрения белорусы наряду с украинцами и русскими вполне могут претендовать на то, чтобы назваться потомками жителей Киевской Руси.

Литовцы

К 1285 году Литва превратилась в сильное централизованное государство, неоднократно покушавшееся на суверенитет своих восточных соседей. Литовские набеги, в первую очередь, на разоренные Батыем Киевские земли, начались уже 30-х годах XIII столетия.

Совет

В 1321 году литовский князь Гедимин в битве на реке Ирпень разбил объединенную армию южнорусских князей, что привело к захвату Киева. Многие соседние города, ослабленные ордынским нашествием, вынуждены были признать верховную власть литовского князя.

В 1362 году Киев был окончательно присоединен к Литве. Гедимин поставил здесь своих наместников и военные гарнизоны, позднее в поисках новых вотчин сюда потянулись литовские феодалы. В массовом порядке пустующие земли стало обживать и менее родовитое население с окраин Литовского княжества.

Пусть и не значительный, но все же аргумент, чтобы считать литовцев одними из наследников Киевской Руси.

Источник: https://news.rambler.ru/other/38691636-kakie-narody-yavlyayutsya-potomkami-zhiteley-kievskoy-rusi/

Древняя Русь и соседние государства – История | Рефераты

Древняя Русь и соседние государства

Введение

Владимирско-Суздальское княжество, впоследствии главенствующая территория Северо-Восточной Руси, охватывало междуречье Оки и Волги, На его территории лежал путь из Белого озера по Шежне на Волгу.

Связано было княжество не только с торговлей новгородской, что уже немало значило, но и с торговлей европейской, и по Волге с Каспием, Средней Азией, Поднебесной Империей, с Византией. По Москве-реке вел путь в Коломну, по Оке на Волгу и по Клязьме также на Волгу.

Выход на Сухону и Устюг открывал дорогу по Северной Двине в Студеное море, а оттуда не только в Карелу, но и в Скандинавские земли и в Англию.

https://www.youtube.com/watch?v=bwmwhHSkW6w

Владимирское княжество было частью некогда могучего и единого, но в 13 веке расхватанного на куски Киевского княжества. Переяславль стал самостоятельным княжеством, княжества Черниговское, Новгород-Северское, Галицко-Волынское, Смоленское так же стали самостоятельны.

В Северо-Восточной части преобладающее положение стала занимать Владимиро-Суздальская земля.

Наряду с Галичем сформировался еще один политический центр – Владимир, от Дикого поля и от набегов половцев который охраняли непроходимые леса, болота, реки и Рязанско-Муромское княжество.

После Юрия Долгорукого и его сына Андрея Боголюбского суздальская земля начала отвыкать от междоусобиц, но боярская смута не дала брату Андрея Всеволоду спокойно княжить.

Таким образом на Владимирской земле опять воцарилось спокойствие и, казалось, что ничего не сможет его потревожить. Однако это не так. Множество кочевых народов – соседей Руси вели постоянные набеги на русские земли.

Цель работы рассмотреть особенности взаимоотношения Руси с кочевниками на основе книги Л.Н.Гумилева «Русь и великая степь».

Задачи работы рассмотреть друзей и недругов Руси и основных соседей Руси.

 

Друзья и недруги великой Руси

Мозаичность этнического состава отнюдь не препятствовала существованию целостности, противопоставлявшей себя иным суперэтносам: древнему Китаю (IX в. до н.э. – V в. н.э.) и Китаю раннесредневековому – империи Тан (618-907 гг.), Ирану с Тураном (250 г. до н.э. – 651 г. н.э.), халифату, т.е.

арабо-персидскому суперэтносу, Византии (греко-армяно-славянской целостности), и романо-германской Западной Европе; особняком стоял Тибет, который, в сочетании с Тангутом и Непалом, тоже следует рассматривать как самостоятельный суперэтнос, а не периферию Китая или Индии.

Все эти суперэтнические целостности взаимодействовали с Великой степью, но по-разному, что весьма влияло на характер культуры и вариации этногенеза как степных, так и окрестных суперэтносов. В чем было различие этих контактов? Решать поставленную задачу традиционными приемами просто, но бесполезно.

Обратите внимание

Можно перечислить все войны и мирные договоры, а также межплеменные распри, что, кстати, уже сделано, но это будет описание ряби на поверхности океана. Ведь воюют государства, т.е. социальные целостности, а не этносы, целостности природного происхождения, вследствие чего они более консервативны.

Войны часто идут внутри этнической системы, а с чужаками сохраняется “худой мир”, который не всегда лучше “доброй ссоры”. Поэтому целесообразно избрать иной путь. Комплиментарность – вот тот механизм, на базе которого не просто проходят, но осуществляются судьбы взаимодействующих этнических систем, а иногда и отдельных персон. Уточним сие понятие.

Положительная комплиментарность – это безотчетная симпатия, без попыток перестроить структуру партнера; это принятие его таким, каков он есть. В этом варианте возможны симбиозы и инкорпорации. Отрицательная – это безотчетная антипатия, с попытками перестроить структуру объекта либо уничтожить ее; это нетерпимость.

При этом варианте возможны химеры, а в экстремальных коллизиях – геноцид. Нейтральная – это терпимость, вызываемая равнодушием; ну и пусть его, была бы только польза, или хотя бы не было вреда. Это означает потребительское отношение к соседу либо игнорирование его.

Этот вариант характерен для низких уровней пассионарного напряжения.

Древние китайцы относились к хуннам с нескрываемой враждебностью. Это особенно четко проявилось в IV в., когда хунны, теснимые засухой, поселились в Ордосе и Шаньси, на заброшенных земледельцами иссушенных полях.

Китайцы так издевались над степняками, что довели их до восстания.

Так же китайцы относились к тибетцам и сяньбийцам; не щадили они и метисов, но поскольку тех было много, то они уцелели около развалин Великой стены, на границе степного и китайского суперэтносов.

Пассионарный толчок VI в. обострил эту неприязнь, превратив ее во вражду. Обновленные китайцы династий Бэй-Ци и Суй истребляли последних потомков степняков, а те подняли на щит династию Тан и сохранили старое племенное название – табгачи, хотя говорить стали по-китайски.

Империя Тан аналогична царству Александра Македонского, но не по фазе этногенеза, а по идее. Как Александр хотел объединить эллинскую и персидскую культуры и создать из них единый этнос, так Тай-цзун Ли Шиминь попытался совместить “Поднебесную”, т.е.

Важно

Китай, Великую степь и Согдиану, уповая на обаяние гуманной власти и просвещенного буддизма. Казалось бы, этот грандиозный эксперимент должен был удаться, так как уйгуры, тюрки и согдийцы, которых теснили арабы, готовы были искренне поддержать империю.

Но китайская лояльность была лицемерной, вследствие чего династия Тан пала в 907 г., а этнос табгач был истреблен менее чем за одно столетие (X в.).

Иранская группа этносов – персы, парфяне, хиониты, аланы, эфталиты – постоянно воевали с хуннами и тюркютами, что, разумеется, не располагало их друг к другу.

Исключение составляли враги сарматов – скифы, у которых, как показали открытия П.К.Козлова и С.И.Руденко, хунны заимствовали знаменитый “звериный стиль” – изображение хищных зверей на охоте за травоядными.

Но, увы, детали истории столь древнего периода неизвестны.

В VI в. союзниками и настоящими друзьями тюркютов стали хазары, но падение Западно-Тюркютского каганата и переворот в Хазарии не позволили хазарам реализовать благоприятную возможность, и развивать победу над персами и хионитами, благодаря чему и те, и другие успели оправиться.

И, тем не менее, влияние персидской культуры на Великую степь имело место. Зороастризм – религия не прозелитическая, она только для благородных персов и парфян.

Но манихейство, гонимое в Иране, Римской и Китайской империях и в раннехристианских общинах, нашло приют у кочевых уйгуров и оставило следы на Алтае и в Забайкалье.

Высшее божество сохранило свое имя – Хормуста (отнюдь не Агурамазда), что в сочетании с другими деталями указывает на конгениальность древних иранцев и древних тюрок.

Совет

Несколько по-иному сложились отношения тюрок с арабами на Ближнем Востоке. Мусульмане требовали смены веры: это в те времена означало, что Кок-Тенгри (Голубое Небо) надо было называть Аллахом (Единственным). Тюрки охотно принимали такую замену, после чего занимали важные должности, если они были рабами-гулямами, или получали пастбища для овец, если они оставались свободными скотоводами.

В последнем случае возникал симбиоз, с взаимной терпимостью и даже уважением, хотя культурные персы находили тюрок “грубыми”. Византия взаимодействовала с кочевниками двояко: на своей родине греки пользовались помощью тюркютов в VII в., печенегов -в Х в., половцев – в XI-XIII вв.

, на чужбине, где эмигрировавшие из Византии несториане обратили в христианство много монгольских и тюркских племен, часть оседлых уйгуров и часть хорезмийцев, а православные миссионеры крестили Болгарию, Сербию и Русь, возникал уже не сдержанный симбиоз, а инкорпорация: крещеных тюрок принимали как своих. Убежище от монголов последние половцы, преданные венграми, нашли в Никейской империи.

Видимо, аналогичная положительная комплиментарность должна была иметь место в Древней Руси. Так оно и было, как мы вскоре увидим.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Источник: http://ReferatZone.com/load/referaty/istorija_i_pravo/drevnjaja_rus_i_sosednie_gosudarstva/23-1-0-621

Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами

ID: 28898

Название работы: Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами

Категория: Доклад

Предметная область: История и СИД

Описание: Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами. Важное место занимали отношения с Византией которая являлась источником ресурсов для Руси.

После крещения Руси Византия стала восприниматься как духовный центр христианства.

Хазары контролировали Волжский торговый путь и выступали в двойной роли: с одной стороны препятствовали свободным торговым отношениям Руси; с другой выступали буфером между Русью и кочевниками.

Язык: Русский

Дата добавления: 2013-08-20

Размер файла: 22.5 KB

Работу скачали: 108 чел.

7. Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами.

Основные задачи внешней политики киевских князей:

  1.  Охрана границ, укрепление государства.
  2.  Развитие дипломатических, торговых, культурных связей с окружающим миром.
  3.  Расширение территории, получение дополнительных ресурсов для развития.

Основные направления.

Важное место занимали отношения с Византией, которая являлась источником ресурсов для Руси.

Читайте также:  Установление династии романовых, утверждение самодержавия и крепостного права

Первоначально Византия выполняла роль дополнительных источников наживы. После крещения Руси Византия стала восприниматься как духовный центр христианства.

Византия – источник для восприятия культуры.

На юго-востоке и востоке Россия сталкивалась с хазарским каганатом и Волжской Булгарией.

Хазарский каганат образовался в 30е годы 7 века и просуществовал до 10 века. Занимал территорию Междуречья Волги и Дона. Хазары контролировали Волжский торговый путь и выступали в двойной роли: с одной стороны, препятствовали свободным торговым отношениям Руси; с другой – выступали буфером между Русью и кочевниками.

В 960 году Хазарский каганат был разгромлен Святославом.

После падения Хазарского каганата Волжская Булгария становится самостоятельным государством. Она возникла в среднем Поволжье в 9 веке. Волжская Булгария была интересна для русских князей как источник плодородных земель.

Одновременно юго-восточные территории занимали кочевники: иранцы, торки, печенеги, половцы (кипчаки).

Главный неписаный принцип взаимоотношений кочевников и Руси состоял в полном отказе от взаимных территориальных захватов, т.к. оседлый городской земледельческий быт Руси был несовместим с кочевой культурой.

В начале 11 века при Владимире I во внешней политике обозначилось западное направление – борьба за русско-польское пограничье, позволяющее контролировать торговые пути, ведущие в Польшу, Чехию и Германию.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=28898

Отношения славян с соседними народами и племенами

Византийский император Маврикий писал о славянах так: «…Ведя разбойничью жизнь, они любят совершать нападения на своих врагов в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными нападениями и хитростями ночью и днем, выдумывая многочисленные уловки…

Пребывая в состоянии анархии и взаимной вражды, они ни боевого порядка не знают, ни сражаться в правильном бою не стремятся, ни показаться в местах открытых и ровных не желают… Они вообще вероломны и ненадёжны в соглашениях, уступая скорее страху…

» Эти слова являются всего лишь мнением императора и его нельзя считать объективным, однако исходя из того, что в “Повести временных лет” перечисляется большое количество народов, которые платили Руси дань, такой подход славян к ведению боевых действий был эффективным.

Среди таких народов, которые платили дань Руси, были чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печора, ямь (емь), литва, зимигола, корсь, нарома, либь (ливы). Часть перечисленных племен не была связана с Русью, и относились эти племена не к славянским.

Обратите внимание

Во времена Великого переселения народов наши предки продвинулись к западу, северу и югу до берегов Балтийского, Адриатического и Эгейского морей, что составляет большую территорию, поэтому соседей у славянских племён было много. С запада с ними соседствовали германские племена. На северо-востоке Европы со славянами соприкасались так называемые балты: литовцы, латыши, пруссы, ятвяги.

Это очень древние народы, заселившие прибалтийскую территорию, когда оттуда ушел ледник. Они заняли пустые места и распространились довольно широко, примерно от сегодняшней Пензы и до Щецина. Северо-восточнее жили финские племена. Их было много: и суоми, и эсты, и «чудь белоглазая». Последних так прозвали в Древней Руси. Дальше жили зыряне, «чудь заволоцкая» и много других народов.

Большое количество соседей было угрозой для славянских племён. Войны можно было ждать с любой стороны. Набеги на славянские племена были не редки, но и славяне нападали на соседей.

Самым диким из соседивших со славянами племен было финское племя. Учёные предполагают, что оно состояло из монгольской расы. В пределах современной России финны жили с незапамятной поры, подчиняясь культурному влиянию соседствующих с ними племён.

Делясь на много маленьких народов (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемиса, вотяки, зыряне), финны занимали своими редкими и малыми поселениями лесные пространства всего русского севера.

Они быстро подчинялись более культурным пришельцам и сливались с ними, или без заметной борьбы уступали им свои владения и уходили от них на север или восток.

С постепенным расселением славян в средней и северной России масса финских земель переходила к славянам, и в славянское население мирным путем вливался обруселый финны. Лишь изредка там, где финские жрецы-шаманы поднимали свой народ на борьбу, финны становились против русских. Но победа была на стороне славян.

Тоже происходило и с литовскими племенами, которые составляют особую ветвь арийского племени и уже в глубокой древности заселяли те места, где позднее их застали славяне.

Поселения литовцев занимали тогда бассейны рек Немана и Западной Двины и от Балтийского моря доходили до реки Припяти и истоков Днепра и Волги.

Важно

Отступая постепенно перед славянами, литовцы сосредоточились по Неману и Западной Двине, в дремучих лесах ближайшей к морю полосы, и там надолго сохранили свой первоначальный быт.

Если по отношению к финским и литовским соседям славяне чувствовали свое превосходство, то иначе было дело с хозарами. Кочевое тюркское племя хозар прочно осело на Кавказе и в южнорусских степях и стало заниматься земледелием, разведением винограда, рыболовством и торговлей.

Зиму хозары проводили в городах, а на лето выселялись в степь к своим лугам, садам и полевым работам. Так как через земли хозар пролегали торговые пути из Европы в Азию, то хозарские города, стоявшие на этих путях, получили большое торговое значение и влияние.

Когда в VIII веке некоторые русские племена (поляне, северяне, радимичи, вятичи) были покорены хозарами, хозарское иго не было тяжелым для славян. Оно открыло для них легкий доступ на хозарские рынки и втянуло их в торговлю с Востоком.

Многочисленные клады арабских монет, находимые в разных местностях России, свидетельствуют о развитии этой восточной торговли в VIII—X веках. В именно эти века Русь находилась сначала под прямой хозарской властью, а затем под значительным хозарским влиянием.

В X веке, когда хозары ослабели от упорной борьбы с новым кочевым племенем — печенегами, русские стали сами нападать на хозар и много способствовали падению Хозарского государства.

Часто нападали на Древнюю Русь печенеги – «…союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами». Русская земля подвергалась нашествиям печенегов 915, 920, 968 годах.

К Древней Руси тяготели так называемые половецкие города: Балин, Чешуев, Сугров и Шарукань. В связи с тем, что эти города населяли в основном христиане, то понятна их духовная близость к русскому народу.

Совет

Славянское влияние распространялось и на Тамань, Северный Кавказ, где кабардинцы усвоили русскую письменность.

На самом юго-западе Руси, в междуречье Днепра и Прута, восточные славяне смешивались с романизированными потомками древнего геттодакийского населения края. Это были далекие предки влахов.

К числу соседей и сожителей русских славян принадлежали варяги. Они жили «за морем» и приходили к славянам «из-за моря». Такие выходцы стали появляться в IX веке среди славянских племен на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции в виде военных или торговых дружин.

Они торговали или нанимались на русскую и византийскую военную службу или же просто искали добычи и грабили, где могли. С середины IX века среди наших предков было так много варягов, что к ним славяне уже привыкли, и варягов можно было бы назвать прямыми сожителями русских славян.

Они вместе торговали с греками и арабами, вместе воевали против общих врагов, иногда ссорились и враждовали. То варяги подчиняли себе славян, то славяне прогоняли варягов «за море», на их родину. Бытует мнение, что первые русские князья были родом из варяжских племён.

В летописях сказано, будто новгородцы приглашали на свой престол князей в момент образования Руси. В итоге три брата пришли княжить в древнеславянских городах. Старший Рюрик сел в Новгороде, средний Синеус – на Белоозере, а младший Трувор – в Изборске.

По другим сведениям первые князья были по происхождению руссами – выходцами из племени, которое сделало своим промыслом набеги на соседей. В свое время русы, побежденные готами, бежали частично на восток, частично на юг — в низовья Дуная, откуда они пришли в Австрию.

Русы грабили своих соседей, убивали их мужчин, а захваченных в плен детей и женщин продавали купцам-работорговцам. Обороняться от русов, оказавшихся жуткими разбойниками, славянам было трудно.

Обратите внимание

Неравная борьба длилась долго и закончилась в пользу русов, когда к власти у них пришел Рюрик.

«Согласно летописи о Рюрике и его родственниках, он умер в 879 году, оставив сына, которого звали Игорь, по-скандинавски Ингвар, то есть «младший». Поскольку Игорь, по словам летописца, был «детескъ вельми» («очень мал»), по смерти Рюрика власть принял воевода по имени Хельги, то есть Олег.

Олег с воинами двинулся к Киеву. Тогда там жили славяне и стояла небольшая русская дружина Аскольда. Олег выманил Аскольда и вождя славян Дира на берег Днепра и там предательски убил их. После этого киевляне без всякого сопротивления подчинились новым властителям. Это произошло в 882 году».

Помимо военных действий славяне вели и мирное сотрудничество с соседями. Например, упомянутых выше печенегов в 944 и 971 киевские князья Игорь и Святослав Игоревич водили в походы на Византию и Дунайскую Болгарию. Восточнославянские племенные союзы вели оживлённую торговлю со своими соседями.

Именно в VIII – IX веках в результате этого зародился знаменитый путь «из варяг в греки», который способствовал не только торговым контактам славян с окружающим миром, но и связывал воедино сами восточнославянские земли.

На этом пути возникали крупные славянские городские центры – Киев, Смоленск, Любеч, Новгород, которые играли позднее столь важную роль в истории Руси.

Нельзя оставить без внимания Русско-византийскую войну 941—944 годов. До этого времени вышеупомянутый Олег уже водил свою дружину на Константинополь столицу Византии.

Это делалось с целью обеспечить для русского купечества безопасность торговых путей как на Восток, так и на Балканский полуостров и овладеть важными в военно-стратегическом смысле территориями — устьем Днепра, устьем Дуная, Керченским проливом. Олег тогда в 911 году подписал с Византией мирный договор, по которому русские обязывались помогать Византии в борьбе против её врагов.

Так, например, вместе с византийцами, наши предки ходили в Италию. Но после смерти могучего воителя Олега созданное им государство стало распадаться: восстали древляне, к границам Руси подошли печенеги. Игорю и русской верхушке удалось предотвратить распад. Русские владения подступали вплотную к хазарским границам, к византийским колониям в Крыму и Причерноморье.

Важно

Это вызвало негодование в Византии. К тому же местное купечество требовало от императора отменить льготы для русских торговцев. После тяжёлых кровопролитных боёв византийцы признали владение Русью рядом новых территорий в устье Днепра, на Таманском полуострове.

Таким образом, близкое соседство с другими народами оказало воздействие на внешнюю и внутреннюю политику славянских племён, а впоследствии и государства.

Частые набеги на славян помогли образованию славянских городов, которые сначала служили крепостью, огораживающей население от разорителей, а после стали новыми культурными и торговыми центрами.

Мирное сотрудничество с иноплемённиками открыло для наших предков такие новые возможности, как появление торговых путей, новых территорий, а также совместная борьба против врагов.

В результате военных столкновений, которые не всегда оказывались выигрышными для славян, наши предки многое теряли, но и приобретали опыт в боевых действиях и также совершенствовали своё умение в ведении сражений. Подводя итог рассмотрению проблем взаимодействия и взаимоотношений славян с соседями, можно посчитать, что сотрудничество с другими народами, так или иначе, шло славянам на пользу, в некоторых случаях усиливая темп их развития.



Источник: http://biofile.ru/his/27967.html

Ссылка на основную публикацию