Россия второй половины xviii века

Образование и наука России во второй половине XVIII века

Вторая половина 18 века стала для России не только временем «просвещённого абсолютизма» и успехов во внешней политике.

В эти годы также произошли крупные изменения в российском образовании и науке.

Для  того чтобы на равных участвовать в большой европейской политике, развивать собственную экономику, защищать границы и расширять территорию, содействовать просвещению, России, как и другим государствам, была необходима такая система образования, которая могла бы обеспечить нужным количеством специалистов все эти направления.

Следует отметить, что преобразования Петра І и деятельность его последователей не создали в России цельной системы образования. Поэтому во второй половине 18 века и, в особенности во время правления Екатерины ІІ, были сделаны попытки это исправить.

На протяжении всего 18 века образование в России носило сословный характер. Во второй половине столетия эта тенденция получила ещё большее развитие.

Обратите внимание

Так как главной опорой самодержавия являлось дворянство и именно дворяне служили чиновниками, офицерами, зачастую были учёными и просветителями, то именно для них стали создаваться особые закрытые учебные заведения.

Кроме того, во второй половине 18 века образование стало привилегией дворян. В учебных заведениях стали обучать не столько наукам, как культуре поведения, танцам, языкам, искусству.

К таким заведениям относились открытый ещё в 1731 году Сухопутный шляхетский корпус, Морской шляхетский корпус (открыт в 1752году). Пажеский корпус, основанный в 1750 году.

Состоятельные дворяне предпочитали давать своим детям домашнее образование. Для этого из-за границы выписывались частные учителя. Правда, далеко не всегда такой учитель был действительно знаком с науками. Поэтому домашнее образование не всегда приносило положительный результат.

Екатерина ІІ, как истинный просвещённый монарх, хотела изменить систему образования России к лучшему.

Советником в делах образования при императрице стал Иван Иванович Бецкой. Он был видным деятелем русского Просвещения.

Согласно его идеям, в России было необходимо создать сеть закрытых учебно-воспитательных заведений. В них обучить «новых отцов и матерей, которые в тех же правилах воспитают своих детей».

Это позволит создать «новых людей», которые не испытают на себе влияния старого общества и будут благом для всей страны.

Несмотря на всю свою утопичность, в 1764 году Екатериной ІІ было утверждено «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», в котором Бецкой изложил свои идеи.

Важно

В дальнейшем началось создание подобного рода учебных заведений. Ими стали воспитательные дома в Москве и Петербурге. Училища при Академии художеств и при Академии наук. Коммерческое училище в Москве.

Смольный институт благородных девиц в Петербурге.

Воспитание в таких заведениях рассматривалось с четырёх сторон.

Физической – «в здоровом теле здоровых дух».

Физическо-моральной – «праздность – мать всех пороков, трудолюбие – отец всех добродетелей».

Моральной – удаление ученика от того, что может иметь тень порока.

Обучающей – развитие ума как средства для заработка.

Учебные заведения такого толка не смогли создать «новых людей». Но они содействовали развитию новшеств в российской системе образования. Так Смольный институт стал первым в России женским учебным заведением. Воспитательные дома в Москве и Петербурге принимали сирот, детей бедняков, незаконнорожденных. При  других заведениях были отделения для купцов и горожан.

В 18 веке успешно развивалось профессиональное образование России.

Была расширена сеть горнозаводских школ и училищ. Они были открыты почти при каждом крупном предприятии.

Такие школы обеспечивали квалифицированными рабочими заводы и мануфактуры.

Развивались госпитальные школы. Из-за постоянных войн России были нужны военные врачи.

К концу века эти школы были реорганизованы в более совершенные медико-хирургические училища.

Появились профессиональные художественные училища – Танцевальная школа в Петербурге и Балетная школа в Москве. Сословные школы не могли дать нужного количества образованных людей. Ввиду этого в 1780-е годы в России началась разработка программы народного образования.

В 1786 году был издан «Устав о народных училищах». Согласно его положениям в губерниях учреждались народные училища двух ступеней. Первая – «Малые училища».

Располагались в провинциальных и заштатных городах. Срок обучения в них длился два года. Учёба была бесплатной, к ней допускались все сословия обоего пола, кроме крепостных.

В таких школах изучали грамоту, чтение, арифметику, основы православия, рисование.

«Главные училища» располагались в губернских городах. Учёба в них занимала 5 лет. Обучение велось на тех же условиях, что и в «Малых училищах». Такой же была и программа обучения на первые два года. После добавлялись история, география, математика, физика, архитектура. По желанию – иностранный язык. Так же тут можно было получить педагогическое образование.

Особенностью народных училищ стало использование ими во время обучения таких привычных сегодня приёмов как преподавание каждым учителем своего предмета, классно-урочная система, единое расписание занятий, одинаковые учебные планы и учебники, журнал посещаемости.

Во второй половине 18 века увеличивается число высших учебных заведений. В 1755 году, при содействии графа Ивана Ивановича Шувалова и Михаила Васильевича Ломоносова, был открыт Московский университет.

В университете было три факультета: юридический, философский, медицинский. Основным языком преподавания был русский.

Совет

Это учебное заведение впоследствии стало центром развития отечественной науки и просвещения.

Так же во второй половине 18 века была открыта Императорская Академия художеств (1757 год). Горный институт в Петербурге (1773 год). Медико-хирургическая академия в Петербурге (с 1799 года).

Таким образом, не смотря на достаточно пёстрый состав учебных заведений и их программ обучения, к концу 18 века система образования России приобрела определённую чёткость.

Начальное образование давали «Малые» народные училища. Продолжали существовать школы при гарнизонах и духовные школы.

Общее среднее образование можно было по-прежнему получить в гимназиях (в Москве, Петербурге, а так же в Казани). В учебных заведениях, созданных по проекту Бецкого. Частично в «Главных» народных училищах.

Профессиональное образование давали дворянские закрытые учебные заведения, специальные технические и художественные училища.

Высшее образование можно было получить институтах и университетах (Московском, Горном, в Академии художеств).

В 18 веке, по мере развития российской экономики и общества, увеличивалась потребность в научных знаниях.

С целью изучения обширных российских просторов, в1760 – 80-х годах Академией наук были проведены пять экспедиций, обследовавших огромные территории. Их итогами стали подробные географические и этнографические, описания исследованных земель. Впоследствии наблюдения учёных были опубликованы в специальных трудах.

Важным достижением академических экспедиций стало плавание к берегам Аляски русского исследователя Григория Ивановича Шелихова.

В 1784 году им были основаны первые постоянные русские поселения в Северной Америке. В 1799 году при участии Шелихова была создана Российско-американская компания.

Она стала инструментом по освоению и колонизации Русской Америки.

Ещё в 1745 году был издан «Атлас Российской империи». В нём были представлены подробные карты губерний государства.

На то время, учитывая размеры России, это было уникальным научным достижением.

В исторической науке России видное место занимал Василий Никитич Татищев. Его главный труд под названием «История Российская» стал первым опытом научного описания российской истории.

Обратите внимание

Успешно развивалась российская астрономия. Большой вклад в её развитие внёс Леонард Эйлер. К концу века в стране была создана целая сеть из 70 обсерваторий.

Читайте также:  Карта: внешняя политика ивана iii

Но особое место в истории России 18 века занимает личность Михаила Васильевича Ломоносова. Этот учёный энциклопедист сделал огромный вклад в развитие российской и мировой науки.

В физике – развил молекулярную теорию строения вещества.

В химии – создал первую в России научно-исследовательскую и учебную химическую лабораторию.

В астрономии – открыл наличие атмосферы на Венере.

В металлургии – написал практические пособия для мастеров горного дела.

В географии – положил начало русской научной геологии.

В истории – написал «Краткий российский летописец», ставший на долгое время основным учебником по истории России.

В литературе– утвердилосновы для современного русского литературного языка.

В просвещении – содействовал открытию Московского университета.

По указу Екатерины ІІ в 1783 году была образована Российская академия. Её задачей было изучение русского языка и словесности. Основным достижением Академии стало издание первого толкового словаря русского языка.

В18 веке значительными были технические достижения российских изобретателей.

Андрей Нартов построил скорострельную артиллерийскую установку.

Иван Моторин отлил Царь-колокол массой около 200 тонн.

Михаил Ломоносов создал первую действующую модель вертолёта.

Иван Ползунов в 1765 году построил универсальную паровую машину.

Иван Кулибин, заведовавший механической мастерской Петербургской Академии наук, изобрёл прожектор, построил механическую «самодвижущуюся повозку», разработал проект 298-метрового одноарочного моста через Неву.

Но использование бесплатного труда крепостных делало большинство технических новшеств в России ненужными.

Гораздо проще было увеличить барщину или оброк, чем тратить деньги на непонятные машины. Поэтому конкретного применения большинство изобретений не нашли.

Во второй половине 18 века российская система образования приобрела достаточно чёткий вид.

За вторую половину 18 века в России были основаны учебные заведения нового типа (закрытые дворянские, учебно-воспитательные по проекту Бецкого, народные училища).

В это же время были заложены основы для формирования народной системы образования.

Успехов достигла российская наука. Были совершены открытия и достижения во многих областях естественных и гуманитарных наук.

Проведены масштабные исследования территории России.

Успешно развивалась техника. Но из-за наличия крепостнической системы, многие технические новинки не нашли применения.

Источник: https://videouroki.net/video/28-obrazovaniie-i-nauka-rossii-vo-vtoroi-polovinie-xviii-vieka.html

Территория и население России второй половины XVIII века

Поиск Лекций

Во второй половине XVIII века территория России значительно расширилась и имела границы достаточно обеспеченные и простирающиеся и к северу, и к западу, и к югу до берегов четырех морей, прилегающих к равнине Европейской России, а также включала Белоруссию, Курляндию и Литву.

Международное положение России было таково, что не только не могло возникнуть каких-либо опасений за неприкосновенность границ, но, пользуясь положением могущественной великой державы, эксплуатируя слабость своих соседей, Россия могла оказывать огромное влияние на международные отношения всего цивилизованного мира. Екатерина II во второй половине своего царствования строила вместе с Потемкиным величественные планы об изгнании турок из Европы и о восстановлении греческой империи, причем новая императорская корона должна была достаться внуку Екатерины Константину.

В экономическом отношении территориальные приобретения Екатерины II имели огромное, можно сказать, колоссальное значение для развития России в будущем. Приобретение новых черноземных пространств на юге и на юго-западе в связи с установлением полной безопасности южной границы и с усиленной колонизацией этих пространств внесло в экономический быт страны фактор огромнейшей важности.

При Екатерине II это «окно» открылось еще шире.

Важно

В ходе трех разделов Польши в состав России вошли белорусские, украинские, литовские земли, которые также в течение веков пребывали в лоне восточноевропейской цивилизации, а их жители принесли России свои особенности экономики, хозяйствования, культуры, быта. Этих жителей были миллионы. Мощную экономическую силу представляли украинские и белорусские магнаты и шляхта, городские торгово-промышленные слои.

Но одновременно границы России широко раздвинулись за счет присоединения Черноморского побережья, Новороссии, Крыма. Здесь возникли новые города-порты Николаев, Херсон, Одесса, Севастополь. В отличие от прибалтийских земель Таврический край был поначалу пустынен. Однако к концу века он стал бурно осваиваться.

Здесь поселились десятки тысяч новопришлых людей, колонистов. Народ это был, как правило, молодой, энергичный. Люди стремились построить на новых землях новую жизнь и во многом, при помощи правительства, преуспели в этом.

Большие земельные массивы плодородных южных земель оказались в руках русского дворянства, которое стало здесь активно развивать пашенное зерновое хозяйство с последующим экспортом хлеба через вновь обретенные черноморские порты России. На эту колонизацию и освоение края, на строительство новых городов, портов уходили также огромные средства.

Новый край стал «отрабатывать» эти затраты лишь позднее. Так что его включение в экономическое развитие России проходило постепенно и длительно, что оказывало влияние на общие темпы этого развития.

Население России во второй половине XVIII века непрерывно росло. В 1763 году (по третьей ревизии) население ее составляло 18 млн., а к концу царствования Екатерины оно достигло 36 млн. человек.

Основную массу населения в это время составляли русские, хотя к иностранной колонизации Екатерина относилась весьма благоприятно, и при ней происходила значительная иммиграция немцев, западных и южных славян в Новороссийский край и в Саратовскую губернию. При ней же было подписано до 50 указов, направленные на возвращение так называемых беглых, т.е.

русских, ушедших за границу в прежние времена от религиозных преследований и различных притеснений крепостного права. Обратное переселение беглых было обставлено различными льготами.

Совет

В основном в России эпохи Екатерины II преобладало сельское население (около 55% – частные помещичьи крестьяне, 40% – государственные, или казенные, около 6% – принадлежали дворцовому ведомству). Городских жителей насчитывалось менее 10% от всего населения страны.

Среди всего населения России господствующее положение занимало дворянство. Собственно, решительное раскрепощение дворянства началось еще до Екатерины II указом Петра III от 18 февраля 1762 года, освободившим дворян от обязательной службы.

Жалованная грамота дворянству 1785 года, подведя итог всем ранее предоставленным дворянству льготам, дала самоуправление дворянству каждой губернии, освободила дворянство от телесных наказаний и предоставила ему право петиций по общественным делам и нуждам.

За дворянством еще ранее признано было исключительное право владеть населенными имениями и иметь полную собственность не только на поверхность, но и на недра принадлежавших ему земель.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s33234t6.html

Шпаргалка: Россия во второй половине 18 века

   Реформы Петра Великого укрепили феодально-крепостническийстрой в России, но одновременно они дали большой толчок к развитию внутреннегосоциально-экономического кризиса.

Реформы ПетраIявились началом процесса разложения феодально-крепостнической системы народногохозяйства, дали толчок формированию и развитию капиталистических отношений.

Начинается критика пороков крепостничества, а затем и самой крепостническойсистемы.

   Экономическое развитие России в середине 18 века достиглосвоей вершины в условиях феодально-крепостнических отношений. Феодализм,разрастаясь вглубь и вширь, начал разрушаться изнутри.

Товарное хозяйство немогло уживаться с крепостничеством, в результате и помещики и крепостныекрестьяне оказались в противоречивых отношениях. Нужна была материальнаязаинтересованность производителя, а она была присуща только свободному,вольному человеку.

   Присоединение к России в 18 веке огромных территорийтребовало их освоения. И крепостное право было тормозом для быстрого освоенияэтих территорий.

   Российская буржуазия была стеснена в своих стремлениях, вто же время она была порождена социально-экономическим развитием России и былазависима от монархии.

   После смерти Петра Iмежду его последователями и старой российской знатью, тоже, кстати,последователями Петра, началась борьба за влияние на власть. За короткий срокпроизошла смена лиц политических деятелей.

Читайте также:  Стрелецкое восстание 1682 г. правление царевны софьи

   После смерти Петра Iвыдвинулся фаворит его жены Меньшиков. В 1727г. Екатерина I умирает и на престол входит внук Петра I Петр IIАлексеевич. Но ему было всего лишь 14 лет и для управления страной создаетсяверховный тайный совет ( Меньшиков, кн.

Обратите внимание

Долгорукий и др.). Но внутри этогосовета не было единства и между Меньшиковым и Долгоруким завязывается борьба,победителем из которой выходит последний, но воспользоваться этим ему непришлось, поскольку в 1730г. Петр IIумирает.

Трон опять остается свободным.

   В это время гвардейцы, недовольные политикой Тайногосовета, совершают переворот, возводя на трон племянницу Петра I Анну Иоанновну, которая жила в Елгаве (подРигой).

   Анне Иоанновне были предложены некоторые кондиции, которыеона и подписала, в которых оговаривалось, что ее власть ограничивалась в пользукрупной российской аристократии (Тайный совет). Дворяне были недовольны и АннаИоанновна разогнала Тайный совет, восстановив Сенат. Она правила в течение 10 лет.

   Правление Анны Иоанновны характеризуется массовым терроромпротив российского дворянства (пострадали Долгорукий, Голицин и многие др.).Возвышается при дворе Бирон, поднявшийся от конюха до канцлера России.

   При Анне Иоанновне велась война с Турцией.

   Произвол был невыносим и только после смерти Анны Иоанновныв России настает спокойствие.

Умирая, Анна Иоанновна оставляет завещание, вкотором говорилось, что русский престол должен перейти в руки ИоаннаАнтоновича, племянника Анны Иоанновны (внука Петра I и Карла CII, бывших врагов), в то время еще младенца.

   Естественно, за него правила его мать — Анна Леопольдовна ирегент Бирон. Но 25 ноября 1741г. был совершен переворот. Бирона и Минихаарестовали и сослали. Переворот совершила гвардия, недовольная засильеминостранцев.

   Восходит на престол Елизавета, заявившая, что смертнаяказнь отменяется. Этот запрет действовал все 25 лет ее правления.

   В 1755г. открыт российский университет.

Важно

   Елизавета окружает себя группой советников среди которыхбыли Шувалов, Панин, Чернышов и др.

   При Елизавете велась 7-летняя война против Пруссии (ФридрихII), приведшая к победе русскогооружия. Впоследствии Фридрих IIговорил, что “русского солдата мало убить, его и убитого надо ещё повалить”.

   Годы правления Елизаветы называли лучшими годами России.

   После Елизаветы вошел на престол Петр III, правление которого характеризует засильевоенщины. Петр III отменил всеограничения для дворян. Крестьяне при нем стали подобием рабов. Помещик получилправо ссылать крестьянина в Сибирь на каторжные работы.

   Деятельность Петра IIIвызвало бурю недовольства и в июне 1762г. был совершен государственныйпереворот. Петра III отстранили отвласти, а на престол вошла Екатерина IIВеликая.

   Начинается раздача государственных земель, крепостничествоидет вширь.

   Екатерина II, опятьже используя дворянство, провела секуляризацию церковных земель в 1764г. Всеземли, принадлежащая церквям и монастырям, изъяты и переданы коллегииэкономики. Церковные крестьяне переведены на оброк (т.е. свободу получили около1’000’000 крестьян); часть земли была передана помещикам.

   Екатерина подписала указ о собственности принадлежащей имземли.

   В 1767г. принят указ о прикреплении крестьян. Крестьянамзапрещалось жаловаться на своих помещиков.

Жалоба расценивалась как тяжкоегосударственное преступление. Указом от 17 января 1765г. крестьяне могли бытьотправлены своим помещиком на каторгу. Указом от 3 мая 1783г.

украинскиекрестьяне приписывались к своим помещикам.

   Внутренняя политика Екатерины II была направлена на усиление крепостничества. Уложение 1649г.уже безнадежно устарело. В связи с этим Екатерина II созывает уложенную комиссию для принятия новых законов.

Совет

Какреакция на политику Екатерины, начинаются многочисленные крестьянские волненияи восстания, которые впоследствии перерастают в крестьянскую войну подпредводительством Емельяна Пугачева 73-75 годов. Восстание показало, чтоуправление государством не соответствовало времени.

   После подавления восстания Екатерина начинает новыереформы. В 1775г.

указом Екатерины IIпроведены областные реформы. В России созданы губернии и уезды, назначеныгубернаторы, создан дворянский надзор, создаются дворянские корпоративные исословных учреждений, увеличивается штаты чиновников, полиции и сыска.

   В том же 1775г. принят указ о свободе предпринимательства икупечества.

Этот указ повел за собой необходимость реформ в городах. Процессоформления привилегий дворянства и купечества завершается двумя грамотами направо вольности и преимущества российского дворянства и жалованная грамотагородам (1785г.). Первая грамота была направлена на консолидацию силдворянства, а вторая отвечала интересам купцов.

Цель издания грамот — укреплениевласти, создание новых групп и слоев, на которые смогла бы опираться российскаямонархия.

   Екатерина принимает решение усиления цензуры послеФранцузской революции. Был арестован Новиков, Радищев.

   В 1796г. Екатерина IIскончалась и на престол вошел Павел I.

   Характер нового императора был во многом противоречивым. Онделал многие дела наоборот делам своей матери. Павел потребовал от дворянствавернуться в свои полки.

   Через некоторое время указом от 5 апреля 1797г. утверждено,что крестьяне должны работать на помещика не более 3 дней в неделю, запретилпродажу крестьян.

   Павел разорвал торговые отношения с Англией.

   Против Павла высшая знать создала заговор, и 12 марта1801г. он был убит в Михайловском замке.

Обратите внимание

   Внешняя политика России 18 века характеризовалась борьбойза выход к Черному морю, был захвачен Азов в 1736г., присоединена полностьюКабардино-Балкария, в 1731г. добровольно в состав России входит Казахстан. Вовремя 7-летней войны захвачен Берлин и Кенигсберг.

   Во время правления Екатерины IIтрижды происходил раздел Польши, и сама Польша перестала существовать каксамостоятельное государство.

   В период правления Павла Iпроисходят великие героические подвиги российских войск под руководствомСуворова.

При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru

Источник: https://ronl.org/shpargalki/istoriya/105969/

Россия в середине и второй половине XVIII века – История России в схемах, таблицах, терминах и тестах

ПЛАН

1. Внешняя политика России

2. Социально-экономическое развитие

3. Дворцовые перевороты

4. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

5. Духовный переворот XVIII века

Схемы, таблицы

Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Разделы Польши (1772,1793, 1795 гг.)

Дата раздела/Государства Пруссия Россия Австрия
I раздел 1772 г. Поморье, часть Великой Польши Восточная Белоруссия, польская часть Лифляндии Галиция (Западная Украина)
II раздел 1793 г. Гданьск (Данциг), Торунь, Познань Центральная Белоруссия с Минском, Правобережная Украина
III раздел 1795 г. Центральная Польша с Варшавой Литва, Западная Белоруссия, Курляндия, Волынь Южная Польша с Краковом и Люблином

Сословный строй России во второй половине XVIII в.1

1 История России в схемах: учебное пособие/А. С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М.: Проспект, 2013. С. 96.

Управление страной во второй четверти XVIII в.1

Императоры и годы их правления Фавориты (временщики), регенты Высшие органы управления страной
Екатерина I Алексеевна (1725-1727) А. Д. Меньшиков Верховный Тайный Совет — компромисс между «птенцами гнезда Петрова»
Петр II Алексеевич (1727-1730) А. Д. Меньшиков
А. И. Остерман
И. А Долгоруков
Изменения в составе Верховного Тайного Совета в пользу аристократической знати (Долгорукие, Голицыны)
Анна Иоанновна (1730-1740) Э. И. Бирон Замена ВТС Кабинетом министров. Огромная роль Тайной канцелярии («Слово и дело»)
Иван VI Антонович (1740-1741) Э. И. Бирон,
Анна Леопольдовна (регент)
А. И. Остерман
Кабинет министров
Елизавета Петровна (1741-1761) А. Г. Разумовский
И. И. Шувалов
Восстановление в правах сената и других петровских учреждений. Конференция при высочайшем дворе. Незаметной стала деятельность Тайной канцелярии.
Петр III Федорович (1761-1762) (благоговел перед Фридрихом II) Помощники:
А. И. Глебов
М. И. Воронцов
Д. В. Волков
Ликвидация Тайной канцелярии Указ о веротерпимости Начало секуляризации монастырских владений
Читайте также:  Военные походы ивана грозного

1 История России в схемах: учебное пособие/А. С. Орлов,В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т. А Сивохина. М.: Проспект, 2013. С. 97.

Крестьянская война 1773-1775 гг.

Предпосылки Волнения крепостных (более 40), приписных и монастырских крестьян, бегство крестьян от господ, «Чумной бунт» в Москве 1771 г., подложные указы и слухи об освобождении крестьян, самозванчество
Участники Крепостные, монастырские и работные люди уральских заводов, казачество, народы Поволжья и Приуралья. Веротерпимость участников восстания
Программные документы Манифесты и указы Е. И. Пугачева
Конечная цель восстания Возвращение к свободным крестьянским общинам, устроенным по казацкому образцу. Уничтожение крепостнических порядков
Причины поражения Стихийный характер — отсутствие четкой программы, локальность, неоднородность социального состава, плохое вооружение, наивный монархизм

Ключевые слова

• эпоха дворцовых переворотов

• просвещённый абсолютизм

• непросвещенный абсолютизм

• золотой век дворянства

• двойной захват власти Екатериной II

• бироновщина

• указ о престолонаследии Петра III

• уложенная комиссия

• жалованная грамота дворянству

• жалованная грамота городам

• разделы Польши

• господствующее сословие

• податные сословия

• крестьянская война под руководством Е. Пугачева

• присоединение Крыма

Тест

1. Наибольшее число текстильных мануфактур в XVIII веке. Возникло в

а) Иваново-Вознесенске

б) Москве

в) Нижнем Новгороде

г) Орехово-Зуеве

2. Городская реформа на основе «Жалованной грамоты городам» была проведена

а) Петром I

б) Екатериной II

в) Павлом I

г) Александром I

3. Двухтомный труд «Описание земли Камчатской» издал участник двух камчатских экспедиций

а) В. Беринг

б) С. Крашенинников

в) В. Головнин

г) Г. Невельской

4. «Жалованная грамота благодарному дворянству», оставившая им лишь обязанность о воспитании детей, была опубликована от имени

а) сената

б) Екатерины II

в) Уложенной комиссии, созванной Екатериной II

г) Петра III

5. Еще будучи наследником престола Павел I превратил в военный лагерь с суровой дисциплиной свою резиденцию в

а) Павловске

б) Царском селе

в) Гатчине

г) Петергофе

6. Освоением территорий Северного Причерноморья (Новороссии) руководил

а) П. А. Румянцев

б) Г. Г. Орлов

в) Г. А. Потемкин

г) А. Г. Болотов

7. Слова А. С. Пушкина «Он создал первый университет. Он, можно сказать, сам был первым нашим университетом» — относятся к

а) Н. И. Новикову

б) И. И. Шувалову

в) М. В. Ломоносову

г) И. П. Кулибину

8. В соответствии с «Жалованной грамотой городам», дарованной Екатериной II

а) вводились должности уличных старост

б) возникли городские сословия

в) появились городские думы

г) создавались дворянские собрания

9. Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» был опубликован в … году

а) 1752

б) 1762

в) 1772

г) 1782

10. Часть Польши с Варшавой была присоединена к Российской империи после участия России

а) в Северной войне

б) в войнах 1805—07 гг.

в) в войнах 1812—14 гг.

г) в семилетней войне

11. Для выработки нового свода законов уложенная комиссия была созвана Екатериной II в

а) 1769 г.

б) 1770 г.

в) 1762 г.

г) 1767 г.

12. Софья Фредерика Августа, принцесса Анхальт-Цербстская, приглашенная в Россию в качестве невесты для внука Петра I, вошла в историю как

а) Анна Леопольдовна

б) Елизавета Петровна

в) Екатерина II

г) Екатерина I

13. Период 1730—1740 гг. часто называют именем фаворита императрицы Анны Иоанновны

а) Бирона

б) А. И. Остермана

в) Фридриха

г) А. П. Волынского

14. Екатерина II назвала «бунтовщиком хуже Пугачева»

а) Н. И. Новикова

б) А. Н. Радищева

в) Е. Р. Державина

г) Д. И. Фонвизина

15. Великим государем Петром III Федоровичем именовал себя

а) Емельян Пугачев

б) Иван Болотников

в) Степан Разин

г) Кондратий Булавин



Источник: https://trojden.com/students/russian-history/russian-history-schemes-tables-pryadein-2015/7

Культура России во второй половине 18-го века (кратко)

В конце 18 в. процесс развития русской культуры вступает в новую стадию развития. Формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается литературный русский язык, появляется национальная литература, увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.

Старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. С 80-х гг. правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г.

согласно Уставу народных училищ учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. Выдающимся деятелем в сфере образования был И.И. Бецкий.

Кроме народных училищ, он создал училище при Академии художеств, Коммерческое училище, медсестринское отделение при Смольном институте благородных девиц.

Главным центром научной деятельности была Академия наук. В целях развития высшего образования в России 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения.

В отличие от европейских университетов образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). В 1773 г. открылось Горное училище в Петербурге. Создание сети высших учебных заведений потребовало издания новых учебников. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет.

Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов – разносторонне одаренный ученый, поэт, историк и естествоиспытатель.

Важно

Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В 20-50 гг. 18-го в. Академия наук организовала Великую северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана и северо-запада Америки.

В 60-80 гг. выполнено комплексное исследование севера Европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г. Мапыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И. Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.

Во второй половине 18-го в. наблюдается взлет технической мысли. И.И. Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. И.П. Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов.

Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М. Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И. Фонвизиным (комедии «Бригадир» и «Недоросль»).

В 1790 г. была издана книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшая протест против крепостного права.

В архитектуре господствовал стиль русский барокко, отличавшийся особой роскошью. Это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций.

Крупнейшими зодчими этого направления были В.В. Растрелли в Петербурге и Д.В. Ухтомский в Москве. Стиль классицизма в Петербурге представляли Д. Кваренги, Н.А. Львов и Ч. Камерон. В Москве в стиле классицизма работали В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.

Русская живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского). М. Шибанов положил начало жанровой живописи. Родоначальники пейзажной живописи – С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П. Лосенко.

Совет

Замечательные творения создают скульпторы Ф.И. Шубин – мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/kultura-rossii-vo-2-y-polovine-18-veka/

Ссылка на основную публикацию