Реформы и контрреформы в россии второй половины xix века

Реформы и контрреформы второй половины xix века в россии

П л а н:

1. «Крестьянская реформа» 19 февраля 1861 года: подготовка, реализация, итоги.

2. Земская, городская, судебная, военные, финансовые и другие реформы 60 – 70-х годов XIX века.

3. Результаты реформ. Причины свертывания реформаторского процесса. Контрреформы Александра III.

Источники и литература:

Хрестоматия по истории СССР. 1861 – 1917. М., 1990. С. 5 – 61, 74 – 97.

«Великие реформы» в русской истории, 1856 – 1874 / Под ред. Л.Г.Захаровой и др. М., 1992.

Виленский Б.Д. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969.

Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990.

Зайончковский П.А. Военные реформы 1860 – 1870 гг. в России. М., 1952.

Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1968.

Обратите внимание

Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. (Политическая реакция 80-х – начала 90-х годов). М., 1970.

Захарова Л.Г. Земская контрреформа 1890 г. М., 1968.

Захарова Л.Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х годов XIX века в России // Вопросы истории. 1989. № 10.

Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762 – 1914. М., 1995.

Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60-х – начале 90-х годов XIX в. М., 1985.

Парамонов В.Н., Калягин А.В., Гольцов В.И., Коротаева Т.В. Россия во второй половине XIX века: выбор путей общественного развития. Учебное пособие. Самара, 1993.

Попов Г.Х. Отмена крепостного права в России. («Великая» реформа 19 февраля 1861 г.) // Истоки: Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып. 1. М., 1989; Вып. 2. М., 1990.

Правил – как завещал отец? («Круглый стол» об эпохе Александра III) // Родина. 1994. № 11.

Реформы Александра II. М., 1998.

Российские самодержцы (1801 – 1917). 2-е изд. М., 1994.

Собко Е.М. Государственный совет и контрреформы // Вопросы истории. 1995. № 11 – 12.

Чернуха В.Г. Александр Ш // Вопросы истории. 1992. № 11 – 12.

Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989.

Яковлев А.И. Александр II и его эпоха. М., 1992.

Важно

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ЗНАНИЕ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ НА КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ДЛЯ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:

Вопросы по КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЕ 1861 ГОДА

· Каковы объективные предпосылки отмены крепостного права (экономические, военные, политические, духовные)?

· Что означает термин «субъективные предпосылки реформ» (имеются в виду реформы в принципе)? Каково должно быть сочетание объективных и субъективных предпосылок в реформах? Можно ли говорить о большей значимости каких-либо предпосылок (объективных или субъективных) по сравнению с другими?

· Что подразумевается под субъективными предпосылками (субъективным фактором) реформы 1861 года?

· Почему в советской историографии преуменьшались субъективные предпосылки реформы 1861 года? Приведите примеры такого преуменьшения.

· В контексте предыдущего вопроса подумайте, как можно оценить встречающееся в советской исторической литературе утверждение о наличии революционной ситуации в России в 1859 – 1861 гг.?

· Как осуществлялась подготовка крестьянской реформы 1861 года? Назовите основные этапы подготовки реформы и учреждения, занимавшиеся ею.

· Какие варианты освобождения крестьян от крепостного права выдвигались на этапе подготовки реформы?

· Какие основные документы определяли принципы и порядок проведения реформы 1861 года? Что означает понятие «Положения от 19 февраля»?

· Изложите и прокомментируйте основные идеи Манифеста от 19 февраля 1861 года. Покажите логическую взаимосвязь тезисов Манифеста.

· Как «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» определяло последовательность и сроки проведения основных этапов крестьянской реформы? Каковы были задачи каждого из этапов?

а) Что означает понятие «уставная грамота»? Для какой цели заключались уставные грамоты? Какой максимальный срок отводился на их заключение?

б) Что означает понятие «временнообязанные крестьяне»? Когда крестьяне переходили в статус «временнообязанных»? Чем положение временнообязанного крестьянина отличается от положения крепостного крестьянина? Какая разница в повинностях временнообязанных и крепостных крестьян? После какого мероприятия «временнообязанные крестьяне» переходили в статус крестьян-собственников? Как был определен конечный срок пребывания крестьян в статусе временнообязанных?

· Как определялся размер пореформенного крестьянского земельного надела? Какие нормы и каков механизм этого процесса были заложены в четырех местных положениях о поземельном устройстве крестьян, вышедших из крепостной зависимости? Почему при провозглашении принципа преемственности в размере крестьянского пореформенного надела по сравнению с дореформенным наблюдалось такое явление, как «отрезки»? Какое последствие имела система «отрезков» для пореформенной истории страны?

· В каких значениях в контексте крестьянской реформы употребляется слово «выкуп»? Чем отличается понятие «выкуп помещику» от так называемых «выкупных платежей» государству? Почему вообще возникла необходимость в выкупных платежах государству?

· Что крестьяне выкупали у помещика на деле: личную свободу, землю или свои повинности (т.е.

компенсировали помещику потерю повинностей, неизбежную при приобретении крестьянами статуса крестьян-собственников)? Какой механизм выкупа был заложен в положение о выкупе (полное название – «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность их полевых угодий»)? Что означает формула «капитализация оброка из расчета 6 % годовых»?

· Каков механизм выкупных платежей государству? На какой срок они были рассчитаны? Когда и почему выкупные платежи были отменены?

· Какие органы и должностные лица занимались проведением в жизнь крестьянской реформы?

· Каково было отношение крестьян к реформе? Чем объясняются крестьянские волнения в ходе реформы? Справедливы ли были упреки так называемых революционных демократов в том, что «народ царем обманут»?

· Как решилась в ходе реформы судьба крестьянской общины?

· Как было организовано крестьянское самоуправление после реформы?

· Каково значение и последствия реформы 1861 года?

Вопросы по ЗЕМСКОЙ И ГОРОДСКОЙ РЕФОРМАМ

· Чем отличается государственное управление от самоуправления? На каком основании органы, созданные в ходе земской и городской реформ, считаются органами самоуправления?

· Как проходили выборы в земские и городские органы самоуправления? Что означает понятие «курия»? Какие курии были при выборах земств и органов городского самоуправления? Можно ли считать выборы в органы самоуправления всеобщими, равными и прямыми?

· Каковы были полномочия земств и городских органов самоуправления?

· Как было организовано земское и городское самоуправление? Какие органы принимали решения, какие их исполняли; какие существовали должностные лица в органах самоуправления?

· Каково было отношение органов государственной власти к органам самоуправления?

· Каков основной результат земской реформы 1864 г. и городской реформы 1870 г.?

Вопросы по СУДЕБНОЙ РЕФОРМЕ

· Какие новые принципы судопроизводства установила судебная реформа 1864 г.? Как они действовали на практике?

· Какая система судебных органов сформировалась в России по реформе 1864 г.?

Вопросы по ВОЕННЫМ РЕФОРМАМ

· Что, помимо нового воинского устава, входит в понятие «военные реформы» 1870-х годов?

· Как воинский устав 1874 года изменил принцип комплектования армии?

· Какие льготы и отсрочки предоставлялись при призыве на военную службу? О каком жребии применительно к призывникам говорится в Уставе?

Вопросы по ПРИЧИНАМ СВЕРТЫВАНИЯ РЕФОРМАТОРСКОГО ПРОЦЕССА, РЕЗУЛЬТАТАМ РЕФОРМ И КОНТРРЕФОРМАМ АЛЕКСАНДРА III

· Какие силы выступали против реформ и были заинтересованы в их прекращении? Какие аргументы они выдвигали, критикуя реформы?

· Почему консерваторы и радикалы, несмотря на разницу в их политических взглядах, были настроены антиреформаторски? Каким образом действия консерваторов «подыгрывали» радикалам и наоборот?

· Как можно оценить результаты реформ в рамках формационного подхода?

· Как можно оценить результаты реформ в рамках цивилизационного подхода?

· Чем объясняется отход Александра III от политики реформ?

· Что понимается в исторической литературе под понятием «контрреформа»?

· Назовите и охарактеризуйте контрреформы Александра III. Объясните логику контрреформ. Почему контрреформы затронули в первую очередь достижения таких реформ, как земская, городская и судебная и практически не затронули, например, военную?

Тема 9

Источник: https://stydopedia.ru/2x1d32.html

Россия во второй половине XIX века. Реформы и контрреформы

181. Задание {{ 418 }} ТЗ № 418

Соответствие произведения и его автора:

П.И.Чайковский «Евгений Онегин»
Н.А.Римский-Корсаков «Снегурочка»
М.П.Мусоргский «Борис Годунов»
А.П.Бородин «Князь Игорь»
М.И.Глинка
А.А.Алябьев

182. Задание {{ 419 }} ТЗ № 419

Ключевое направление развития отечественной экономики во второй половине XIX в. — …

£ модернизация черной металлургии

£ реконструкция легкой промышленности

R железнодорожное строительство

£ машиностроение

183. Задание {{ 420 }} ТЗ № 420

Контрреформы в России проходили в период царствования …

£ Николая I

£ Александра II

R Александра III

£ Николая II

184. Задание {{ 421 }} ТЗ № 421

Новые органы управления в России, введенные в 1802 году — …

£ коллегии

£ приказы

R министерства

£ департаменты

185. Задание {{ 422 }} ТЗ № 422

Совещательный орган, созданный при Александре I назывался …

R Негласным комитетом

£ Тайным комитетом

£ Ближней Радой

£ Канцелярией его Императорского Величества

186. Задание {{ 423 }} ТЗ № 423

Открытие университетов в период правления Александра I состоялось в:

£ Петербурге

£ Москве

R Тарту

£ Казани

187. Задание {{ 424 }} ТЗ № 424

Закон «О вольных хлебопашцах» 1803 г. означал …

R освобождение крестьян с согласия их владельцев

£ отмену крепостного права

£ переселение крестьян на вольные земли

£ перевод крестьян в другое сословие

188. Задание {{ 425 }} ТЗ № 425

«Военные поселения» были введены в России с целью …

£ закрепощения рядового состава армии

£ привлечения армии к сельскохозяйственному труду

R перевода армии на самообеспечение

£ выведения армии из города в деревню

189. Задание {{ 426 }} ТЗ № 426

Крестьянская реформа графа Киселева была направлена на улучшение положения …

£ владельческих крестьян

R государственных крестьян

£ монастырских крестьян

£ удельных крестьян

190. Задание {{ 427 }} ТЗ № 427

Известными храмами, построенными в XIX веке, были …

£ Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке

R Исаакиевский, Казанский соборы в Санкт-Петербурге, храм Христа Спасителя в Москве

£ Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы в Московском Кремле

£ Церковь в Филях, церковь в Троице-Лыково в Москве, церковь в Кижах

191. Задание {{ 428 }} ТЗ № 428

Технико-экономическая отсталость крепостной России считается главной причиной ее поражения в … войне.

£ Отечественной (1812 г.)

R Крымской (1853-1856 гг.)

£ Кавказкой (1817-1864 гг.)

£ Русско-турецкой (1877-1878 гг.)

192. Задание {{ 429 }} ТЗ № 429

Недовольство крестьян результатами реформы 1861 г. привело к …

£ эмиграции крестьян

R крестьянским волнениям

£ крестьянской войне

£ появлению «отходников»

193. Задание {{ 430 }} ТЗ № 430

И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский были …

£ музыкантами

R художниками

£ поэтами

£ артистами

194. Задание {{ 431 }} ТЗ № 431

Первый в Сибири университет был открыт в 1888 г. в городе …

Правильные варианты ответа: Томске; ТОМСКЕ; Томск#$#;

195. Задание {{ 432 }} ТЗ № 432

Направление в зодчестве, ориентированное на подражание образцам античности — украшение архитектурных сооружений колоннами, фронтонами, портиками — …

£ барокко

£ готика

R классицизм

£ модерн

196. Задание {{ 433 }} ТЗ № 433

Министр финансов, проводивший денежную реформу в 1839-1843 гг. — …

£ М.М. Сперанский

£ П.Д. Киселёв

£ С.С. Уваров

R Е.Ф. Канкрин

197. Задание {{ 434 }} ТЗ № 434

Создателем первого в России самолета был …

£ К.Э.Циолковский

R А.Ф.Можайский

£ Н.Е.Жуковский

£ П.М.Нестеров

198. Задание {{ 435 }} ТЗ № 435

Первая железная дорога Петербург — Царское Село построена в … году.

Правильные варианты ответа: 1837;

Россия в ХХ веке.

Попытки модернизации России в начале ХХ века.

199. Задание {{ 441 }} ТЗ № 441

Процесс модернизации включает в себя:

R демократизацию политической системы; возникновение представительной формы правления

R развитие рыночной экономики; научно-технический прогресс; индустриализацию; урбанизацию

Читайте также:  Внутренняя и внешняя политика большевистской власти

£ расширение функций государственных органов; разрушение экономических связей между регионами

£ усиление вследствие НТР государственного контроля над различными сферами жизни общества

£ сужение функций государства; увеличение разрыва в уровне жизни и политических правах различных слоев общества

R усиление роли отдельной личности; гарантию прав человека

200. Задание {{ 442 }} ТЗ № 442

Промышленная революция конца XIX — начала XX в. заключалась в:

R резком увеличении потребления сырья и энергии; переходе на электроэнергию как основной вид энергоносителя

£ начале использования атомной энергии; сокращении потребления сырья и энергии

R появлении авиации; кинематографа; телефона

£ переходе от парусного флота к паровому; широком распространении парового двигателя

R переходе от мануфактуры к фабрике

R появлении и начале производства автомобилей

201. Задание {{ 443 }} ТЗ № 443

Совет

Последовательность занимаемых мест (положения страны) по объему промышленного производства в 1901 г.:

1:США

2:Англия

3:Франция

4:Германия

5:Россия

6:Япония

202. Задание {{ 444 }} ТЗ № 444

Соответствие страны и политических деятелей конца XIX — начала XX в.:

США Т.Рузвельт, Г.Вильсон
Франция Ж.Клемансо, Ж.Жорес
Германия О.Бисмарк, Б.Бюлов
Россия С.Витте, П.Столыпин
Франц-Фердинанд, Франц-Иосиф
Д.Ллойд Джордж

203. Задание {{ 445 }} ТЗ № 445

Основными мероприятиями внешней политики С.Ю.Витте являлись:

R предпочтение экономической экспансии России на Дальнем Востоке военным действиям

£ агитация за войну России с Японией

R подписание мира с Японией в 1905 г. на наименее тяжелых для России условиях

£ отказ от проникновения России в Дальневосточный регион

204. Задание {{ 446 }} ТЗ № 446

Основными тенденциями развития России в 1907-1914 гг. были:

R выход на первое место в мире по темпам развития ряда отраслей промышленности

R превращение крупнейших русских монополий в тресты

R проведение аграрной реформы, направленной на развитие частной крестьянской собственности на землю

£ рост сельскохозяйственного производства в основном за счет увеличения посевных площадей

£ укрепление общинного землевладения

£ сохранение прежних темпов экономического развития

205. Задание {{ 447 }} ТЗ № 447

Началом первой русской революции считается …

£ банкетная кампания осени 1904 г.

£ Октябрьская (1905 г.) всероссийская политическая стачка

R 9 января 1905 г. Кровавое воскресенье

£ восстание на броненосце «Потемкин»

206. Задание {{ 448 }} ТЗ № 448

Пик русской революции 1905-1907 гг. приходится на …

£ Восстание на броненосце «Потемкин»

R Октябрьскую (1905 г.) всероссийскую политическую стачку

£ 9 января 1905 г.

£ Декабрьское (1905 г.) вооруженное восстание в Москве

207. Задание {{ 449 }} ТЗ № 449

Булыгинская Дума, возникшая в августе 1905 г., была …

£ совещательным органом

£ законодательным органом

R законосовещательным органом

£ сословно-представительным органом

208. Задание {{ 450 }} ТЗ № 450

Русско-Японская война 1904-1905 гг. закончилась подписанием мира в …

£ Токио

£ Москве

£ Пекине

R Портсмуте

209. Задание {{ 451 }} ТЗ № 451

Автором Манифеста 17 октября 1905 г. был …

£ Николай II

R Витте

£ Милюков

£ Столыпин

210. Задание {{ 452 }} ТЗ № 452

Российскими социалистическими партиями были:

£ партия народной свободы (кадеты)

£ октябристы

R социал-демократы

R эсеры

211. Задание {{ 453 }} ТЗ № 453

Российскими либеральными партиями были:

£ социал-демократы

R кадеты

R октябристы

£ эсеры

212. Задание {{ 681 }} ТЗ № 681

Денежная реформа С.Ю. Витте была проведена в …году.

Правильные варианты ответа: 1897;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b60397.html

Экономические и политические реформы и контрреформы в России во второй половине 19 века

Подготовка крестьянской реформы началась в 1857 году. Сначала с этой целью был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, затем он был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам. 9 февраля 1861 г. манифест «Общее положение о крестьян вышедших из крепостной зависимости» и другие акты о крестьянской реформе (всего 17 актов) были подписаны царем.

С момента опубликования Манифеста об освобождении крестьян прекращалось право помещика распоряжаться личностью крестьянина. Крестьяне получили личную свободу и установленный надел земли за выкуп. Но они оставались зависимыми от помещиков, пока не расплатятся за землю полностью. В течение этого времени они были временнообязанными.

Выкуп за землю рассчитывался как капитализация оброка из 6 %. В 1864г. была проведена земская реформа, в ходе которой в уездах и губерниях создавалась система органов местного самоуправления. Преимущество на выборах в уездное собрание отдавалось дворянам-земледельцам.

В ведении земств находились местное хозяйство, просвещение, медицина; проблемы общегосударственного характера не обсуждались. В том же 1864г. была проведена судебная реформа. Сословные суды упразднялись, вместо них создавались суд мировой и коронный. Мировой суд вводился в уездах для разбора дел о мелких правонарушениях. Более серьезные дела разбирались в коронном суде.

Новые суды были гласные, т.е. открытые для публики и прессы. В основу судебной процедуры был положен состязательный процесс (прокурор – адвокат). Решение принимали присяжные заседатели, следователи и судьи были несменяемы. В 1860 – первой половине 1870-х гг. в России была проведена серия военных реформ, центральной из которых явилось введение в 1874г.

всеобщей воинской повинности, заменившей дореформенную рекрутчину. Воинская повинность распространялась на всех лиц мужского пол, достигших 20 лет. Была упорядочена система военного управления: Россия разделялась на 15 военных округов, подчиненных военному министру. Учреждались военные гимназии. В 1862 г.

уездная и городская полиция уездных городов объединена и в каждом уезде создано единое полицейское управление во главе с исправником, который стал назначаться правительством вместо существовавших ранее выборов его дворянским собранием.

Обратите внимание

Полиция была освобождена от функций: хозяйственные дела (после земской и городской реформ) перешли к органам местного самоуправления; предварительное следствие (после судебной реформы) передано судебным следователям. Существенную роль в приспособлении российского государственного аппарата к условиям буржуазного развития сыграла финансовая реформа.

Ее существо сводилось к трем основным элементам: 1) ликвидация финансовой самостоятельности министерств и ведомств и введение единого общегосударственного бюджет, установление его гласности. 2) отмена государственной кредитной монополии, что привело к созданию широкой сети коммерческих банков. 3) изменение налоговой системы (упразднены винный откуп, соляной налог, подушная подать; основной доход давали косвенные налоги). В 1864 г. был утвержден новый устав гимназий, вводивший в средней школе всесословный принцип обучения.

Период 80-х — начала 90-х гг. отмечен серией реакционных преобразований, направленных на пересмотр сложившейся системы буржуазного законодательства.

Под контрреформами подразумевается весь политический курс правительства Александра III, которое административными действиями демонстрировало пренебрежение к вопросам самоуправления, соблюдению существовавшего законодательства, общественному мнению.

В эти годы царизм действует не только наперекор потребностям времени, но и вопреки даже интересам дворянства, которые изменились в условиях пореформенного развития. В 1881г. Александр III утвердил «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия», по которому любой местности может быть объявлено чрезвычайное положение. В 1889 г.

учрежден институт земских участковых начальников, разрушивший раздельность судебной и административной властей. В 1887 г. суд опять стал негласным. Самодержавная власть пыталась максимально укрепить позиции дворян-помещиков в местном самоуправлении. (1890) Земский начальник стоял во главе земского участка.

Назначалась эта должность министром внутренних дел из числа местных дворян-помещиков. Крестьянство попадало в полную зависимость от них. По уставу 1884 г. ликвидирована была университетская автономия, прием на высшие женские курсы был прекращен. В 1882 г. были введены новые «Временные правила о печати». Школой, церковью, цензурой активно проводился в жизнь официальный лозунг: «Православие, самодержавие, народность», выдвинутый еще в царствование Николая I.

Билет № 19.Российская революция 1905-1907 гг, гос. Думы.

В январе 1905г. в России началась революция.

Ее главными задачами были замена деспотического государственного строя конституционным, предоставление политических свобод, уничтожение сословной обособленности и неравноправия разных слоев населения и т.п.

Важно

Объективные причины революции крылись в незавершенности политической и социально-экономической модернизации в стране (нерешенность крестьянского и рабочего вопросов и т.д.).

В первых числах января 1905г. петербургский священник Георгий Гапон предложил устроить мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. В воскресенье 9 января, тысячи рабочих, двинувшиеся к Дворцовой площади, были расстреляны войсками. Кровавое воскресенье вызвало взрыв возмущения. Весной 1905г. по всей стране вспыхнуло мощное крестьянское движение.

Началось брожение в армии и на флоте. Осенью 1905г. забастовочное движение слилось в единую Всероссийскую политическую стачку, охватившую 120 городов России, сотни фабричных и станционных поселков. Прекратили работы промышленные предприятия, остановилось движение на железных дорогах, закрылись магазины и т.д.

Сотни тысяч человек вышли на уличные демонстрации и митинги, требуя демократических свобод и созыва Учредительного собрания. Революционеры, руководившие стачкой, стремились превратить ее во всеобщее восстание. В этих условиях Николаю II пришлось пойти на уступки. 17 октября он подписал манифест, вводивший в стране свободу слова, печати, собраний, союзов и пр.

Кроме того, Николай II согласился созвать Думу – высший орган законодательного характера. Формально манифест превращал самодержавный государственный строй России в конституционно-монархический. Либеральные деятели с удовлетворением встретили Манифест и призывали прекратить революционную борьбу и возложить надежды на Думу.

Однако в крупных промышленных центрах, прежде всего в Москве, рабочее движение сохраняло революционную направленность. Там в декабре 1905г началось вооруженное восстание, ставшее высшей точкой развития революции. Но оно не послужило, как рассчитывали революционеры, сигналом к единому всероссийскому восстанию пролетариата.

Рабочие поначалу добились успеха, блокировав кольцом баррикад городские власти в центре Москвы, но московским властям удалось, мобилизовав все силы, перейти в наступление и разгромить восставших.

В 1906г. революция пошла на спад. На первый план вышли политические силы, ранее находившиеся в тени. После Манифеста 17 октября образуются буржуазные партии: Конституционно-демократическая(кадеты) и «Союз 17 октября» (октябристы). Кадеты объединили в своих рядах представителей городской и земской интеллигенции. Лидеры кадетов П.Н.Милюков, П.Д.

Совет

Набоков пытались найти компромиссные решения наиболее острых вопросов русской жизни (предлагалось принудительное отчуждение помещичьих земель за выкуп, введение 8-часового рабочего дня, где это возможно) Кадетов устраивала конституционная монархия. В «Союз 17 октября» вошли верхи крупной буржуазии и обуржуазившиеся помещики.

Уступки введенные Манифестом (введение политических свобод и созыв Госдумы) их вполне устраивали.

В 1906г. прошли выборы в Госдуму. Большинство в Думе осталось за представителями крестьянства (более 40% всех депутатов). Царское правительство пыталось таким образом успокоить крестьян, отвлечь от революции, а также вернуть крестьянскую веру в «доброго царя».

Беспартийные крестьянские депутаты, объединившиеся во фракцию трудовиков, составили в 1 Думе большинство. Из политических партий больше всего мест получили кадеты (34%). 1 Дума начала работу 27 апреля 1906г. Вскоре выяснилось, что надежды правительства на крестьянских депутатов совершенно не оправдались.

Особенно решительно трудовики были настроены в аграрном вопросе. Их программа предлагала создать «общенародный земельный фонд» из казенных, удельных и частых земель с последующим распределением их по трудовой норме между земледельческим населением.

Ее осуществление означало бы полную безвозмездную ликвидацию помещичьего землевладения в пользу крестьян. По аграрному вопросу в Думе разгорелись жаркие споры между трудовиками и кадетами. Царским манифестом от 9 июля 1906г., обвинившем Думу в «разжигании смуты», она была распущена. В то же время царь не рискнул изменить положение о выборах.

В феврале 1907г. собралась II Дума. Поскольку она избиралась на основе старого положения, в ней также было значительно число крестьянских депутатов. Значительное число депутатов склонялось к решению, предложенному трудовиками.

Однако правительство разогнало II Думу, изменив при этом положение о выборах таким образом, чтобы превратить новую Думу в послушный, легко управляемый орган. По новому избирательному закону 2/3 числа выборщиков получили помещики и крупная буржуазия. Крестьяне, рабочие, мелкая буржуазия и городская интеллигенция получили 1/3 числа выборщиков.

Источник: https://studopedya.ru/1-48851.html

Россия в эпоху реформ и контрреформ второй половины XIX века, Отмена крепостного права — История России — Зуев М.Н. Библиотека учебников на русском языке

< Предыдущая Оглавление Следующая >

Время царствования Александра II (1856-1881) стало эпохой «великих реформ». Ее центральным событием стала отмена крепостного права.

Читайте также:  Внешняя политика ссср в конце 60-х - начале 80-х гг.

Вслед за этим последовала целая серия либеральных преобразований в системе государственного управления: земская реформа в местном самоуправлении, городская реформа, радикальная судебная реформа, реформа армии и флота и др.

Они внесли элемент либеральной государственности, расширив права местных учреждений, установив выборность органов административно-хозяйственного самоуправления, выборность института мировых судей, введя в судопроизводство принцип состязательности (адвокатура и прокуратура), и суд присяжных, установив принцип всесословности в комплектовании вооруженных сил. Реформы Александра II открыли доступ к образованию для представителей всех сословий и вероисповеданий, смягчили цензуру и т.д.

Отмена крепостного права

Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 г. с создания Секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Подчиняясь воле монарха, комитет признал необходимость постепенной отмены крепостного права. В ноябре 1857 г.

был подписан и разослан по всей стране рескрипт на имя виленского генерал-губернатора В. И. Назимова, который объявлял о начале постепенного освобождения крестьян и предписывал создать в каждой губернии дворянские комитеты для внесения предложений и поправок в проект реформы. Началась открытая подготовка реформы. 21 февраля 1858 г.

Секретный комитет переименовали в Главный комитет по крестьянскому делу. Началось широкое обсуждение реформы в печати.

Обратите внимание

Губернские дворянские комитеты составляли проекты по крестьянскому вопросу и посылали их в Главный комитет по крестьянскому делу, который в соответствии со своей программой планировал предоставление крестьянам личной свободы без земли, остававшейся собственностью помещиков.

Оживление крестьянского движения в 1858 г. под влиянием слухов об освобождении вынудило правительство пойти на радикализацию готовящейся реформы. В декабре 1858 г. была утверждена новая либеральная программа Главного комитета по крестьянскому делу. Она предусматривала освобождение крестьян с землей на условиях выкупа.

Для переработки представленных в Главный комитет проектов реформы в феврале 1859 г. в Петербурге были учреждены редакционные комиссии. Работой комиссий, большинство в которых составили либералы, руководил товарищ (заместитель) министра внутренних дел Н. А. Милютин. Уже к осени 1859 г.

комиссии составили проект «Положения о крестьянах» и начали вносить в него изменения по замечаниям губернских комитетов, представители которых были вызваны в столицу.

Большинство консервативных предложений было отклонено, но при обсуждении проекта в Главном комитете и Государственном совете редакционные комиссии уменьшили размеры земельных наделов и увеличили нормы крестьянских повинностей. Не дав помещикам возможности обсуждать этот проект, 19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»-.

Одновременно был подписан манифест, возвещавший об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Крепостное право отменялось. Крестьяне получали личную свободу. Земля сохранялась за помещиками до заключения выкупной сделки, крестьяне пользовались усадьбой и угодьями за повинности (временно обязанное состояние).

В течение двух лет избранные из местного дворянства мировые посредники составляли документы — уставные грамоты о выделении крестьянам земельных наделов за выкуп. Размеры крестьянских наделов определялись местными положениями. Местным учреждениям поручалось организовать сельские и волостные общества крестьян.

Дворовые люди объявлялись свободными без выкупа, но в течение двух лет должны были служить своим хозяевам или уплачивать оброк. Крепостные рабочие помещичьих и казенных фабрик и заводов переводились на оброк и получали право выкупа прежних своих усадеб и наделов. Сумма выкупных платежей определялась размерами крестьянского оброка, т.е.

Важно

выкупалась не личная зависимость крестьян и не земля, а повинности. Эта сумма, будучи положена в банк под 6% годовых, должна была приносить помещику ежегодный доход в размере оброчных платежей. Посредником между крестьянином и помещиком выступало государство, выплачивавшее помещику при заключении выкупной сделки 75-80% выкупной суммы. Крестьяне должны были вносить ежегодно 6% этой выкупной ссуды в течение 49 лет. Срок временно обязанного состояния вначале не был определен (лишь в декабре 1881 г. был принят закон о переводе всех временно-обязанных крестьян на выкуп с 1 января 1883 г.).

Удельные крестьяне получили свои наделы по «Положению» от 26 июня 1863 г. также за выкуп, но временно-обязанными они оставались всего два года, после чего были переведены на обязательный выкуп.

Государственные крестьяне (кроме Сибири и Дальнего Востока), считавшиеся лично свободными и платившие в казну оброчную подать, по «Положению» от 24 ноября 1866 г. сохранили за собой находившиеся в их пользовании земли. Они могли либо продолжать платить оброчную подать государству, либо заключить с казной выкупную сделку.

Выкуп вносился единовременно в сумме, годовой процент с которой равнялся сумме оброчной подати. Помещичьи крестьяне Сибири были переведены на государственные земли.

В реорганизации системы государственного управления одним из первых шагов стала земская реформа. 1 января 1864 г. было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Новыми органами местного самоуправления в губерниях и уездах стали всесословные выборные учреждения — земства.

Выборы в земские распорядительные органы — собрания гласных (депутатов) проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия — землевладельческая — состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости стоимостью от 15 тыс. руб.

Вторая курия — городская — объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. руб. и владельцев недвижимости не менее чем на 2 тыс. руб. Выборы по третьей курии сельских крестьянских обществ были многостепенными. Земства избирались на три года.

Председателем земского собрания являлся предводитель дворянства. Земские собрания избирали исполнительные органы — земские управы — в составе председателя и нескольких членов. Собрания гласных происходили раз в год. Б их компетенцию входило распределение государственных и утверждение местных налогов, местное хозяйство, медицина, образование.

В конце 1870-х гг. земства были введены в 35 из 59 российских губерний. В 1865-1867 гг. дворяне составляли 46,7% от общего числа гласных, крестьяне — 34,3%, купцы — 10,2%, духовенство — 6,1%, представители других сословий — 2,7%.

Совет

Являясь представительными учреждениями, земства внимательно относились к местным нуждам. Главной проблемой земств, помимо ограниченности компетенции, было скудное финансирование их деятельности, осуществлявшееся за счет местных налогов.

Работа в земствах способствовала формированию гражданского сознания, развитию интеллигенции и как следствие — постепенному нарастанию так называемого земского движения, главным требованием которого было создание центрального земского учреждения.

Правительство, стремясь избежать возникновения оппозиции, не допускало контактов между земствами разных губерний. Губернаторам поручалась цензура земских докладов. Постановление земского собрания могло быть отменено губернатором или министром внутренних дел.

Ограничивалась публичность земской деятельности.

Подготовка к городской реформе началась в 1861 г. Проект ее долго обсуждался и переделывался. Правительство крайне опасалось превращения городских дум в политическую трибуну. Наконец, 16 июня 1870 г. было утверждено «Городовое положение».

В городах создавались бессословная городская дума (распорядительный орган) и городская управа (исполнительный орган) под председательством городского головы. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза.

В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, которые вносили треть городских налогов, во второе — более мелкие налогоплательщики, уплачивавшие другую треть налогов, в третье избирательное собрание — все остальные. Каждое собрание избирало третью часть от установленного для города числа гласных в городскую думу.

Имущественный ценз ограничивал количество избирателей: в наиболее крупных городах они составляли в среднем 5,6% населения. В компетенцию городского управления входило городское благоустройство, попечение о развитии торговли, устройство больниц, школ, противопожарные меры и городское налогообложение.

Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Городской голова, избранный думой (сроком на четыре года, как и сама дума), утверждался губернатором или министром внутренних дел. Они же могли приостанавливать решения городской думы. К 1892 г. самоуправление было введено в 621 городе из 707.

Наиболее последовательной стала судебная реформа. 20 ноября 1864 г. были обнародованы указ о судебной реформе и новые Судебные уставы. Они вводили общие судебные учреждения для лиц всех сословий с общим порядком судопроизводства.

Обратите внимание

В России утверждались суд присяжных, гласность и состязательность судопроизводства, равная ответственность всех сословий перед судом, независимость суда от администрации. Страна была разделена на 108 судебных округов. Вводились два вида судов: мировые и общие.

Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат.

Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные дела (последние — с участием присяжных заседателей). Судебные палаты (по одной на несколько округов) рассматривали апелляции и выступали судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат являлся высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию.

Присяжные заседатели назначались губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе определенного имущественного ценза (2 тыс. руб. в столицах) или годового дохода (не менее 200 руб.), ценза грамотности и оседлости (проживание не менее двух лет в пределах уезда). Судьи общих судов назначались царем.

По новым Судебным уставам предварительное расследование было передано из ведения полиции особым чиновникам — судебным следователям. Прокуратура осуществляла судебный, а не общий надзор, как раньше. Вводилась адвокатура — присяжные поверенные, не состоявшие на государственной службе, но действовавшие под контролем судебных палат.

Эта система дополнялась сословными волостными судами для крестьян, консисториями для духовенства, судом для военных, высших чиновников и др. Важнейшие политические преступления находились в ведении Верховного уголовного суда, который назначался императором в исключительных случаях.

Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение тридцати с лишним лет.

В 1863 г. был принят закон, отменивший телесные наказания, но сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат.

< Предыдущая Оглавление Следующая >

Источник: http://geum.ru/kurs/rossiya_epohu_reform_kontrreform_vtoroy_poloviny_xix_veka.php

Реформы и контрреформы второй половины XIX века

Реформа отмены крепостного права.

19 февраля 1861 г. Александром II были подписаны правовые документы по крестьянской реформе (всего их было 17), главными из которых являлись Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.

Согласно данной реформе 22,5 млн. помещичьих крестьян объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами.

Им предоставлялся статус «сельских обывателей» и некоторые экономические и гражданские права, в числе которых: право на покупку земли на свое имя, возможность защиты своих прав в суде, право на свободную торговлю, основание фабрик, ремесленных заведений, право вступления в брак без согласия помещика и пр.

Важно

Крестьяне освобождались с землей, однако получали ее не безвозмездно, а должны были ее выкупать у помещика. До совершения выкупной сделки крестьяне считались «временнообязанными» и были обязаны выполнять прежние повинности–барщину и оброк.

Земская и городская реформы.

Отмена крепостного права в 1861 году потребовала неотложной реформы системы местного управления. Новым этапом развития местного самоуправления стали земства. В марте 1863 г.

специально созданная комиссия подготовила окончательные проекты положения о земских учреждениях и временные правила для них. А 1 января 1864 г.

император Александр II издал «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», где было объявлено об их создании.

Земства избирались на три года. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства. Земские собрания избирали исполнительные органы–земские управы–в составе председателя и нескольких членов. Собрания гласных проходили раз в год.

В компетенцию земств входило распределение государственных налогов и утверждение местных, медицина, образование, местное хозяйство.

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городов как центров экономической, культурной, политической жизни. Поэтому следующей после Земской была Городская реформа 1870 года.

Согласно новому положению, распорядительные функции предоставлялись городской думе, управа же сделалась исполнительным органом, действующим в рамках, отведенных ей думой. Распределение занятий и порядок действий управы и подчиненных ей органов устанавливались инструкцией, издаваемой думой.

Совет

Члены управы избирались думой и не нуждались в утверждении администрацией. Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе.

Читайте также:  Земельные реформы в ряде российских колоний и национальных районах

Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы.

Судебная реформа 1864 года.

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством.

Новый суд строился на бессословных началах, была провозглашена несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Все это характерные признаки буржуазного суда.

По этой реформе страна была разделена на судебные округа. Вводились два вида судов: мировой и окружной.

Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры, которая являлась гарантом независимости суда и принципа законности уголовных и гражданских процессов.

Прокуратура превратилась в орган судебного надзора, но, несмотря на провозглашенный принцип независимости судебных следователей, фактически прокуратура была подчинена министру юстиции, занимавшему одновременно пост генерал-губернатора.

Военная реформа (1861-1874 гг.)

Внутренние (отсталость русской армии от армий стран Запада, обнаружившаяся в Крымской войне) и внешние (появление по соседству с Россией новой, милитаризованной бисмарковской Германии) обстоятельства заставили правительство Александра II провести военную реформу. Она проводилась в течение 12 лет под руководством военного министра Д.А.

Обратите внимание

Милютина и включала в себя ряд важных мер, в том числе реорганизацию военного ведомства (создание военных округов и централизацию военного управления), усиление боеспособности войск (перевооружение армии, в том числе замену кремневых ружей боевым оружием), улучшение системы подготовки военных кадров, введение нового военного устава, проведение военно-судебной реформы.

В ходе этих преобразований были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения, в которые принимались лица всех сословий. Новые уставы уделяли главное внимание боевой и физической подготовке солдат. Сокращался срок действительной военной службы.

Но центральным звеном военной реформы стало изменение феодально-сословной структуры армии и принципов комплектования вооруженных сил. Уставом «О воинской повинности» от 1 января 1874 г. в России вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность. Закон распространил военную службу на лиц мужского пола всех сословий, достигших 21 года.

Срок службы определялся в 6 лет с последующим зачислением в запас на 9 лет в сухопутных войсках и в 7 и 3 года во флоте.

Источник: https://studopedia.net/8_38906_reformi-i-kontrreformi-vtoroy-polovini-XIX-veka.html

Россия во второй половине 19 в. Реформы и контрреформы

ID: 76617

Название работы: Россия во второй половине 19 в. Реформы и контрреформы

Категория: Доклад

Предметная область: История и СИД

Описание: Реформы и контрреформы. Сразу же началась подготовка судебной реформы. Основные принципы судебной реформы определенные с учетом опыта европейских стран была одобрена Александром II в сентябре 1862 г. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.

Язык: Русский

Дата добавления: 2015-01-30

Размер файла: 45 KB

Работу скачали: 1 чел.

Россия во второй половине 19 в. Реформы и контрреформы.

Первое десятилетие царствования Александра II его курс определялся в большей степени либералами. Свидетельством этому служила серия реформ, последовавших вслед за крестьянской. Земская реформа 1864 г. создавала выборные учреждения местного управления в губерниях и уездах.

Распорядительные земские собрания и исполнительные земские, управы были лишены каких-либо политических функций, однако получали весьма широкую хозяйственную сферу деятельности.

Государство контролировало деятельность земств через губернаторов и министра внутренних дел, имевших право приостанавливать любые постановления земств.

Выборы гласных, т.е.

представителей от трех сословных курий — землевладельцы, владельцы недвижимости в городах и сельские общества — давали им возможность на ежегодных собраниях решать назревшие проблемы народного образования, здравоохранения, благотворительности.

Земские собрания избирали на 3 года свои исполнительные органы — управы. Занимаясь статистикой, пропагандируя передовые методы хозяйствования, организуя помощь населению в неурожайные годы, ведя строительство школ, приютов, больниц, земские работники и выборные земские деятели постепенно изменяли и условия жизни, и привычные взгляды и нравы.

В это время земства начинают выдвигать перед высшей властью требование, к выполнению которого правительство было совершенно не готово. Земские деятели часто говорят о необходимости созыва в Москве Земской думы, т.е. выборного общероссийского органа, который стал бы совещательным народным представительством.

Важно

Но Александр II был уверен, что это могло стать первым шагом к созданию парламента, могущего стать трибуной политической оппозиции. Идея общероссийского земства, таким образом, встречала упорное сопротивление в правительстве. Политические права земств были крайне ограничены.

Земства могли обращаться к правительству с ходатайствами, но не обладали правом законодательной инициативы. Всякие объединения земств разных губерний не разрешались.

В 1870 г. было введено городское самоуправление.

В 509 городах России появились Городские думы, так же, как и земства, получившие в свое введение лишь хозяйственные вопросы, и создававшиеся на основе имущественного ценза.

По новому Городовому положению выборы членов городских дум (гласных) стали бессословными, думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года. Исполнительными органами городских дум стали городские управы, в которых председательствовал городской голова.

После отмены крепостного права многие учреждения и правовые нормы устарели. Возникла необходимость в новых преобразованиях. Сразу же началась подготовка судебной реформы.

Основные принципы судебной реформы, определенные с учетом опыта европейских стран, была одобрена Александром II в сентябре 1862 г. После указа об обнародовании Судебных уставов (20 ноября 1864 г.) началось переустройство судов.

Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной, судьи стали несменяемыми и обрели реальную независимость от правительственных чиновников.

Были введены гласность и состязательность судебного процесса (государственный обвинитель — прокурор — противостояли независимому от властей адвокату). Важные дела разбирались выборным от населения судом присяжных. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.

Совет

Присяжные определяли вину или невиновность подсудимых, судьи следили за законностью разбирательства и подыскивали соответствующее вине наказание. «Менее важные» дела разбирались без присяжных, «Маловажные» гражданские тяжбы и дела о незначительных правонарушениях рассматривали выборные уездные мировые судьи.

Российский суд становился гласным и открытым. Судебные округа не совпадали с границами административными, что давало дополнительные условия независимости судей от местных властей.

В течение 1862-1864 гг.

были проведены реформы в области образования: были учреждены семилетние гимназии для девушек, в мужских гимназиях был провозглашен принцип равенства для всех сословий и вероисповеданий (правда, высокая плата за обучение определяла социальный состав гимназистов). Университетский устав 1863 г.

предоставлял широкую автономию: совет университета решал теперь все научные, финансовые и учебные вопросы. Ректор, проректоры и деканы выбирались, министр народного просвещения лишь утверждал их в должности. Высшему образованию женщин было положено начало открытием в 1869 г. Лубянских высших женских курсов.

Следствием эпохи гласности стали «Временные правила» о цензуре 1865 г, отменявшие предварительную цензуру для изданий, выходивших в Москве и Петербурге, а это значит — для большинства. Полностью от цензуры освобождались правительственные и научные издания.

В  1861 г. во главе военного министерства встал Д.А. Милютин, с  именем которого связаны серьезные преобразования в русской армии. Были отменены телесные наказания, срок службы рекрутов сокращен до 16 лет, военно-судебный устав 1867 г. строился на началах судебной реформы. Образование в 1864 г.

15 военных округов и переподчинение артиллерии, гвардии, инженерных войск и военно-учебных заведений военному министерству упорядочили систему управления войсками. Итогом деятельности Д.А. Милютина стал закон 1874 г., вводивший всеобщую воинскую  повинность вместо феодальной системы рекрутских наборов.

Реформированная и перевооруженная армия доказала скептикам свою боеспособность во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Обратите внимание

Все эти реформы способствовали формированию начал гражданского общества. Но царь не решался увенчать их соответствующей политической  надстройкой (парламентом и Конституцией).

Очевидные потребности модернизации России заставили, наконец, правительство решиться на второй (после отмены крепостного права) принципиальный шаг и обратиться к конституционным идеям эпохи  Александра I (М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева).

Но в день, когда был подписан документ, означавший практически согласие царя на конституцию, Александр II был убит бомбой студента И.И.  Гриневицкого. Реформаторские планы М.Т. Лорис-Меликова, автора конституционного проекта, рухнули за несколько дней до их вероятной реализации.

Начался длительный период контрреформ, охвативший все царствование Александра III (1881-1894 гг.).

Растянутое во времени реформирование в абсолютистском государстве всегда несет значительную долю риска. За консерваторами остаются прочные позиции, основывающиеся на традициях, неизбежно компромиссном характере реформ.

Российским «контрреформаторам» удалось обратить на свою пользу саму специфику самодержавия — непредсказуемость политической ориентации следующего монарха. Александр II готовил себе на смену Николая Александровича, который воспитывался  как реформатор.

Неожиданная смерть последнего привела на престол ограниченного и консервативного Александра III.      

Реакционная концепция «контрреформ» в основном сложилась к середине 1880-х гг. и составилась из традиционных догм: божественное происхождение самодержавия и божественный промысел как основа его политики; полная централизация власти; осуждение земского и городского самоуправления; воинствующий шовинизм. Правительственная идеология стала консервативной.

Важно

Новые «Временные правила» о печати 1882 г. практически восстанавливали предварительную цензуру и усиливали административный контроль за прессой. Были закрыты демократические и либеральные издания — журналы «Отечественные записки» и «Дело», газеты «Голос» и «Земство». Новый университетский устав 1884 г.

ликвидировал выборность ректоров, деканов и профессоров, сузил  автономные права университетов. Высшее женское образование было фактически ликвидировано, права на учебу и преподавание ставились в зависимость от «благонадежности», плата за обучение выросла в 5 раз. Указ 1887 г.

«О кухаркиных детях» запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Три законодательных акта — «Положение о земских участковых начальниках» 1889 г., «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г. и «Городовое положение» 1892 г.

значительно ограничили местное самоуправление путем усиления роли дворянства во всех созданных после 1861 г. учреждениях. Это отчасти возвращало помещикам власть над крестьянским обществом. В целом контрреформы объективно представляли собой попытку восстановить власть государства над формирующимся гражданским обществом.

Тем не менее, стремительное развитие капитализма в России в 1880-х гг., как следствие эпохи великих реформ, не могло быть остановлено, а перерастание сословно-феодального общества в гражданское было лишь замедлено, но не повернуто вспять. Однако замедление социально-политических изменений в стране приводило к диспропорции политического и экономического развития. В 1890-е гг.

завершился промышленный переворот: сформировался пролетариат как самостоятельная социальная группа. Сеть железных дорог (около 30 тыс. км к 1894 г.) ускорила распространение цивилизации и товарный обмен; начавшееся социальное расслоение в деревне поставило вопрос о замене общинного хозяйства индивидуальным.

Наконец, Россия все активнее включалась в мировую экономическую систему (не только внешней торговлей, но и привлечением иностранных капиталов, созданием колониальных и полуколониальных рынков сбыта). Самодержавие все более диссонировало с этими процессами, усугубляя социально-политическую напряженность в обществе. Оспаривая известное ленинское утверждение, можно сказать, что, не столько 1861 г.,  сколько  период контрреформ породил 1905 год.

Таким образом, в результате реформ 60-70-х гг. XIX в. был начат масштабный переход к индустриальному обществу  того же в целом типа, который существовал в передовых странах Западной Европы и был основан на рыночной экономике и частной собственности, парламентской демократии.

Не случайно, по-видимому, эпоха реформ в России органически вписывалась в международный контекст, являясь составной частью Великих социальных катаклизмов 60-70-х гг. (отмена рабства и гражданская война в США 1861-1865 гг., революция Мэйдзи 1867-1868 гг. в Японии, завершение объединения Италии и Германии — соответственно в 1870 и 1871 гг. и т.д.

, которые знаменовали важный этап становления индустриального общества в тех  странах, которые запаздывали в своем развитии или сохраняли к тому времени значительные пережитки традиционных обществ. Но прерывание процесса общественных преобразований в России в 1880 — начале 1890-х гг.

Совет

сохранило значительный груз «самодержавно-государственно-крепостнического» феодализма, который не только затруднял дальнейшую модернизацию страны, но и резко усиливал социальную напряженность в обществе

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=76617

Ссылка на основную публикацию