Развитие русской науки и техники

История русской науки и техники

Летопись науки и техники — это летопись величественных завоеваний человеческого гения. Творческими подвигами тысяч и тысяч деятелей культуры разных времен и народов создана богатейшая сокровищница знаний.

Глубоко поучительна история того, как накапливались эти сокровища, история открытий и изобретений, наделяющих нас властью над природой, помогающих создавать, по выражению А. М.

Горького, «вторую природу» — огромный мир сооружений, машин, не существующих в природе материалов, мир новых видов растений и животных.

Обратите внимание

История науки и техники — одна из замечательнейших глав истории всемирной культуры. Подтверждая на живых примерах марксистско-ленинское учение о процессе развития культуры человечества, она помогает вырабатывать правильное, материалистическое мировоззрение.

История науки и техники содержит вдохновляющие примеры борьбы за новые пути науки, борьбы передовых взглядов против всего реакционного, косного, рутинного, борьбы знания против религии, материализма против идеализма.

История открытий и изобретений вводит нас в творческую лабораторию выдающихся сынов человечества, позволяет проследить рождение и развитие научных и технических идей. Она учит новаторству, упорству в достижении цели. Знание прошлого науки помогает лучше понимать ее сегодняшние достижения и дает возможность предвидеть ход ее развития в будущем.

История науки и техники рассказывает о том, как передовые деятели разных стран в тесном содружестве пополняли сокровищницу знаний, принадлежащих всему человечеству.

Правильно трактуемая история науки и техники способствует укреплению сотрудничества между народами и одновременно укрепляет чувство патриотизма, преисполняя сердца людей гордостью за тот вклад, который внесли в сокровищницу знаний их соотечественники.

Передовые ученые стремились в своих трудах к крупным обобщениям, опережавшим уровень науки своего времени. Русская наука была сильна своей демократичностью. Крупнейшие русские ученые неизменно шли тем прогрессивным путем, который прокладывала русская передовая общественная мысль — мысль Радищева, декабристов, Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова.

Решающее влияние на развитие отечественной науки оказало впоследствии великое марксистско-ленинское учение, озаряющее ныне передовую культуру.

Корнями уходящая в толщу народа, связанная с революционным мировоззрением, русская наука в лице своих виднейших представителей была материалистической.

Важно

Многие русские ученые боролись за научно-материалистическое объяснение явлений природы.

Ломоносов, Лобачевский, Менделеев, Столетов, Тимирязев, Сеченов, Павлов — все эти корифеи естествознания внесли немалый вклад и в материалистическую философию.

Деятельность многих русских ученых дает яркие примеры единства науки с практикой, жизнью. Вопреки самодержавию, тормозившему развитие экономики России, они, стремясь к прогрессу на благо народа, ратовали за внедрение достижений науки в технику, в производство. Раскрывая объективные законы природы, они стремились покорить ее, использовать свои открытия на благо трудового человека.

Великий математик Чебышев свой гений направлял на решение насущных проблем техники и производства; теоретические основы аэродинамики, созданные Жуковским, стали фундаментом авиационной техники; открытия Бутлерова и Зинина положили начало новым отраслям химической индустрии — производству синтетических материалов; русский почвовед Докучаев дал научное объяснение процессу почвообразования и тем самым вооружил земледельцев в их борьбе за высокий урожай.

Горячая любовь к народу, сознание долга перед ним порождали в русских ученых страстное желание донести до народных масс великий свет истинного знания. Многие русские ученые были замечательными наставниками молодежи и мастерами популяризации научных знаний.

Передовая русская наука развивалась в тесном сотрудничестве со всем передовым, что было в науке зарубежных стран. Идеи передовых русских ученых и изобретателей становились неотъемлемой составной частью мировой науки.

Хорошо известны примеры научного сотрудничества русских и зарубежных ученых.

Михаил Ломоносов в течение многих лет вел дружескую переписку с прогрессивными учеными стран Западной Европы; Илья Мечников сотрудничал с французским ученым Луи Пастером; Александр Столетов работал в лаборатории немецкого ученого Густава Кирхгофа.

Многие русские ученые были членами научных учреждений западных стран и, наоборот, много передовых иностранных ученых входило в состав русских академий, институтов, университетов. Русские ученые с огромным уважением относились к своим зарубежным собратьям. Первой радиограммой, переданной А. С.

Совет

Поповым, были слова «Генрих Герц» — имя немецкого физика, открывшего электромагнитные волны. Благодаря русскому путешественнику Н. М. Пржевальскому на карте мира появились «Хребет Гумбольдта», «Хребет Колумба». Перу К. А. Тимирязева принадлежит одна из лучших в мировой литературе книг о Дарвине.

За последние годы советские ученые — историки науки и техники — много сделали для подлинно научной разработки этой области знания. Литераторы — авторы настоящей книги — постарались учесть новые труды ученых-историков.

Авторы надеются, что предлагаемая книга, несмотря на некоторые недочеты, послужит делу патриотического воспитания нашей молодежи.

Источник: http://www.stroitelstvo-new.ru/nauka-i-tehnika/

Развитие науки и техники в 18 веке

Поиск Лекций

Огромное влияние на становление и развитие российской науки и техники оказали реформы Петра I и особенно процесс европеизации культуры, приведший, в том числе, и к знакомству с достижениями европейской науки, установлению контактом с ее ведущими деятелями. Итогом этого процесса стало создание в 1724-25 гг.

Императорской академии наук и художеств, что означало организационное оформление российской науки. Учитывая фактическое отсутствие на тот момент отечественных ученых, в Российскую Академию было приглашено большое количество европейских ученых, сыгравших большую роль в становлении российской науки. Особо следует отметить швейцарского математика и логика Л. Эйлера, итальянского физика А.

Бернулли, немецкого физика и химика Г. Крафта, географа Д. Мессершмидта, историка и архивариуса Г. Миллера. Академией регулярно публиковались сборники научных трудов, издавался, правда, нерегулярно, журнал Академии Наук. При этом деятельность ученых полностью финансировало государство.

Все это способствовало постепенному формированию отечественных научных кадров, значительный отрыв в научной сфере от Европы (почти в 600 лет) был преодолен меньше чем за полвека.

Развитие естественных наук в России были связано, прежде всего, с деятельностью выдающегося ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова (1711 – 1765), совершившего открытия в области физики, химии, астрономии (закон сохранения энергии, молекулярная теория строения вещества, «эфирная» теория атмосферного электричества).

Ученый предложил конструкцию светосильной зрительной трубы, усовершенствовал телескоп Ньютона, открыл атмосферу Венеры, наблюдая в мае 1761 г. за прохождением Венеры по диску Солнца. Научные интересы М.В. Ломоносова распространялись и на сферу гуманитарных наук, им была сформулирована антинорманнская теория происхождения Древнерусского государства.

Его литературные способности (он писал стихи) тоже заставляют восхищаться («Ода на взятие Хотина» и др.).

Обратите внимание

Развитие горнорудной промышленности в России повлияло на становлении геологии и минералогии. В. Татищев и Г. Генин составили подробные описания минералов, найденных на территории России (особенно на Урале и в Сибири).

Продолжилось развитие географических знаний. В 1725-27 гг. состоялась 1-ая Камчатская экспедиция В. Гоеринга и А. Чирикова, в ходе которого был открыт пролив между Азией и Америкой. В ходе 2-ой Камчатской экспедиции (1733-43 гг.) под руководством А. Чирикова началось освоение Аляски. По итогам этих экспедиций С.

Крашенинниковым было составлено «Описание земли Камчатской» с подробными картами этого региона. Следует также отметить географические экспедиции Мессершмидта в Сибирь (1716-23 гг.), И. Фалька на Алтай, Х. Берданеса в киргизские степи, В. Зуева в Южное Причерноморье (1740-50-у гг.).

Все они имели общеевропейскую научную значимость.

В области развития гуманитарных наук в первой половине XVIII в. необходимо отметить, прежде всего, деятельность Г. Миллера и В. Татищева по сбору летописей и других архивных источников. Начался процесс их опубликования. Одновременно появились первые научные работы по отечественной истории аналитического характера П.

Шафирова («История Советской войны»), В. Татищева («История Древней Руси»), Г. Миллера (статьи по древнерусской истории). Кроме того, в процессе изучения древних летописей Г. Миллер сформулировал норманнскую теорию происхождения Древнерусского государства. С ее аргументированной критикой выступил М.В.

Ломоносов, сформулировавший антинорманнскую теорию.

В числе достижений этого периода – становление системы светского образования. Строительство флота, регулярной армии, развитие промышленности, освоение природных недр требовало квалифицированных специалистов. Российскому государству нужны были пехотные и морские офицеры, администраторы, ремесленники, рудокопы, заводчики, торговцы. В частности, с открытием в 1700 г.

в Москве в Сухаревой башне «навигацкой» школы началось становление в России технического образования. Возникла сеть «цифирных» школ (это низшие провинциальные математические школы). Основанная еще в 1687 г.

Славяно-Греко-Латинская академия превратилась в общероссийский центр подготовки кадров для нужд государства и церкви, с 1701 года она стала Славяно-латинской академией.

Начала формироваться система военного образования, в частности была установлена единая система обучения в армии и на флоте, открыты военные учебные заведения (навигационная, артиллерийская, инженерная школы). Для подготовки офицерских кадров создавались специальные школы и Морская академия.

Важно

В развитие науки и образования второй половины XVIII в. значительный вклад внесли либерально-просветительские начинания Екатерины II, в частности создание общероссийской государственной системы образования.

Наряду с закрытыми сословными учебными заведениями (Воспитательные дома в Москве и Петербурге, Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек мещанок в Петербурге, Коммерческое училище в Москве, кадетские корпуса) в ходе школьной реформы 1782-86 гг.

были учреждены общеобразовательные двухлетние малые народные училища в уездных и четырехлетние главные народные училища в губернских городах. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы.

Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназиями при Московском университете составляли структуру среднего образования России. К концу XVIII столетия в России насчитывалось около 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. учеников, не считая домашнего образования.

Вместе с тем, образование в России, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей имело сословный характер. Большая часть населения не была затронута реформой.

Кроме того, просветительские усилия императрицы в сфере народного образования «саботировались» как местными приказами общественного призрения, которые должны были изыскивать средства для их содержания, так и самим населением. Родители учеников «главных училищ» (это были дети мещан, купцов и солдат) не считали нужным доводить детей до окончания курса и старшие классы почти пустовали.

В небольших городах деятельность школ находилась в зависимости от щедрости местных городских дум. Сначала малых училищ открылось довольно много, но скоро думы начали тяготиться содержанием училищ — число школ стало уменьшаться.

В рассматриваемый период (вторая половина XVIII столетия) происходит окончательное оформление российской науки, чему во многом способствовала деятельность Российской Академии Наук и особенно открытие в 1755 г. Московского университета, ставшего вскоре главным научным центром страны.

Совет

Значительную роль в открытие университета сыграла деятельность М.В. Ломоносова. Его ученики и коллеги (академики) ─ астроном С.Я. Румовский, математик М.Е. Головин, географы и этнографы С.П. Крашенинников и И.И. Лепехин, физик Г.В. Рихман и др.

Читайте также:  Кризис династии рюриковичей. борис годунов

─ обогатили не только отечественную, но и мировую науку замечательными открытиями.

Развитие науки и становление научных центров, появление новых направлений в исследовательской деятельности ученых, во многом, было связано с поддержкой государства.

Государство финансировало деятельность Академии наук, научные экспедиции, стажировку российских ученых за границей, выпуск учебной литературы. Например, Екатерина II оказала значительное содействие академику П.С.

Паласу (1741-1811) в издании сравнительного словаря «всех языков и наречий» в 1789 г. Императрица не была довольна первым изданием и через два года вышли уже 4 тома, значительно доработанные и дополненные.

В числе выдающихся достижений в сфере естественных наук в России в рассматриваемый период стали исследования физика В.В.

Петрова(1761-1834), в частности открытие им явления вольтовой дуги (первое электрическое явление, получившее приложение на практике). В. В.

Петровым проводились также исследования химического действия тока, электрических явлений в газах, электропроводности и люминесценции.

Физик и математик С.Котельников (1723-1806) изучал проблемы равновесия и движения тел, ввел понятие прочности материала. В период с 1771 по 1797 гг. он управлял Кунсткамерой и собрал богатейшую коллекцию для естественнонаучного музея.

Обратите внимание

Астрономическую науку пополнили исследования академика Петербургской АН С. Румовского (1734-1812). Он составил первый для России сводный каталог астрономических пунктов.

Появление первого в России «Минералогического словаря» произошло благодаря исследованиям одного из учеников М.В. Ломоносова академика В. М.

Севергина (1765-1826), разработавшего также отечественную научную терминологию по химии, ботанике, минералогии. В.М. Севергин выступал за сближение теории с практикой, по его инициативе с 1804 г.

начал издаваться «Технологический журнал», в котором печатались труды по науке и технике не только отечественных, но и зарубежных деятелей.

В этот период были заложены основы российской медицины (Н. Максимович ─ основатель института акушерок, Д.С. Самойлович ─ исследователь чумы и разработчик мер по борьбе с ее эпидемией).

В 60-70-е гг. XVIII в. были организованы Академические экспедиции П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири.

Наряду с естествознанием активное развитие получили гуманитарные науки, формировавшиеся под явным влиянием идеологии Просвещения.

В этой связи следует особо выделить деятельность Вольного экономического общества (1760-70-е гг.) по популяризации экономических знаний. Один из самых активных его участников А.Т.

Важно

Болотова (1738-1833) провел большие исследования в области агрономии и политэкономии.

В исторической науке помимо сбора источников и их публикации (были впервые изданы многие летописи, а также «Русская правда») предпринимаются первые попытки создать обобщающий труд по российской истории (работы В.Н. Татищева, И.Н. Болтина, М.М. Щербатова). Многие их наработки были впоследствии использованы Н.М. Карамзиным при написании «Истории государства Российского».

С 1770-х гг. в России начинает формироваться юридическая наука, связанная с именем первого российского профессора права Московского университета С. Десницкого, находившегося под влиянием правовых доктрин французских Просветителей.

В 1780-90-х гг. происходит формирование и политологических знаний, зарождаются три основных направления общественно-политической мысли: либеральное (выраженное в трудах канцлера Н.И. Панина, его секретаря и драматурга Д.И. Фонвизина, Н.И.

Новикова – одного из руководителей русских масонов, популяризатора философии Просвещения, издателя около 1/3 всех российских книг в 1780-е гг.), консервативное (выражено в трудах М.М. Щербатова, прежде всего «Путешествие в Землю Офирскую» и «О повреждении нравов в России»), радикально-демократическое (труды А.Н.

Радищева, прежде всего «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790г.) и ода «Вольность».).

Таким образом,во второй половине XVIII в. российская наука окончательно оформилась, основным научным центром стал Московский университет. Эволюция научной мысли происходило в русле общеевропейских тенденций под влиянием рационализма и философии Просвещения.

Многие исследования и открытия в области естествознания заложили основу для будущих открытий. Обращает на себя внимание и энциклопедический характер деятельности большинства российских ученых. Происходит сближение науки с практикой, что в частности выразилось в создании Словаря П.

С. Палласа.

Вместе с тем, со стороны правящей системы наука рассматривалась как неотъемлемый элемент западной, европейской культуры, обязательный элемент европеизации страны, то, что не стыдно продемонстрировать Европе. Многие научные открытия просто оказались не востребованы временем. Так, изобретенный В.

Совет

Рихманом электрометр ─ первый прибор, применяемый для количественных измерений электрических величин, стал известен только после его трагической смерти Рихмана, описание прибора появилось в английских журналах. Предложенный М.В.

Ломоносовым (отличный от Франклиновского) способ защиты зданий от молнии остался только в его докладе.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s37665t8.html

Развитие российской науки

День науки ежегодно отмечается в Российской Федерации 8 февраля. Именно в этот день в 1724 г. Петр Первый издал указ об основании Академии наук, и теперь эта дата стала праздником всех российских ученых.

Наша страна имеет славные традиции развития научного потенциала, что делает Россию одним из мировых лидеров во многих областях знаний.

Российская наука – держит уровень и сегодня, а это очень важно, так как от достижений ученых зависит экономика, обороноспособность, медицина и промышленность нашей страны, а значит благосостояние и жизнь большинства российских граждан.

Уже почти тысячу лет у нас в стране развивают науку, стараясь не только не отставать от ведущих стран, но и выйти в абсолютные мировые лидеры.

При царях

Центрами науки и просвещения на Руси сначала были монастыри. Именно там монахами были написаны работы по математике, истории,  лингвистике еще в нач. XII в.

Потом монголо-татарское нашествие на некоторое время отбросило нашу страну назад по сравнению с некоторыми европейскими странами, где активно развивались исследования.

Только в XVII веке в России появляются первые научные центры, самым  известным их них по праву считается Славяно-греко-латинская академия, выпустившая из своих стен много известных выпускников.

Обратите внимание

Император Петр I поставил цель ликвидировать отставание нашей страны от передовых государств и создал в Санкт-Петербурге Академию наук, куда пригласил работать учёных со всего мира.

Особую славу принес себе в России и во всем мире Михаил Ломоносов, который не только создал Московских государственный университет, но и сам активно изучал химию, географию, физику, историю, экономику, лингвистику и многие другие дисциплины, где добился огромных успехов. Позже университеты открылись во многих крупных городах Российской империи.

«Золотым веком» российской науки по праву считался XIX в. Признанных достижений в области математики добивается Н. И. Лобачевский, в химии Д. И. Менделеев и А. М. Бутлеров, в  истории Н.М. Карамзин и С. М. Соловьев, в медицине – С. П.

Боткин, и многие-многие другие ученые. В нач. XX в. работали такие исследователи с мировым именем: И. П. Павлов, получивший Нобелевскую премию за исследования в области физиологии пищеварения; И. И.

Мечников добившийся её же за свои работы в медицине.

Перед революцией в Российской империи действовало более трёхсот научных сообществ. Самые известные из них: Русское Географическое сообщество, Экономическое общество и Техническое сообщество. Перед революцией российская наука вышла на передовые позиции на планете.

Хотя в Российской империи и сохранялось некоторое отставание от других западных стран, например, отсутствием необходимых приборов, инструментов, оборудования, которое научные сотрудники вынуждены были привозить.

Из-за Гражданской войны, эмиграции многих светил науки, в стране остановилась на некоторое время плодотворная научная деятельность.

Советская наука

После революции наука была поставлена на службу государству, а именно его  оборонительной мощи. Некоторые гуманитарные науки сначала были подвергнуты опале, а ученых-философов, например, и вовсе выслали из страны на пароходе. Большевики поставили себе задачу – как можно быстрее восстановить страну и построить мощную промышленность.

Коммунистическим властям удалось создать эффективную систему организации научной деятельности, из-за которой государство быстро стало индустриальным, а также передовым в научной сфере. Созданы были многочисленные НИИ, действовала Академия наук СССР и ее филиалы во многих советских городах.

Важно

При ВУЗах работали кафедры и институты, которые не только выращивали новые научные кадры, но и успешно занимались исследованиями.

По сути, именно научный и промышленный рывок 30-х помог победить в Великой Отечественной войне, быстро восстановиться после неё. Страна уже в 1957 г.

вывела первый искусственный спутник на околоземную орбиту, а в 1961 — Юрий Гагарин совершил первый полёт человека в космос, что воспринималось обществом как абсолютный триумф Страны Советов и ее строя.  Успехи советских ученых были замечены мировым научным сообществом, многие из них были награждены Нобелевской и другими премиями.

Работы И. В. Курчатова, А. Д. Сахарова, С. П. Королева, Л. Д. Ландау, П. Л. Капицы и других советских ученых внесли огромный вклад в мировую науку, плоды которого мы используем и по сей день.

С другой стороны, направление советской науки на только оборону, самолетостроение, космонавтику, математику, подобные отрасли – конечно же принесло огромные успехи, но часто в ущерб гражданским исследованиям.

Многие достижения в оборонной промышленности не находили своего последующего применения в невоенной общественной жизни. Из-за излишнего присутствия идеологической составляющей в стране некоторые научные исследования не считались важными и не поддерживались властями, даже наоборот (например, генетика).

Многие ученые вынуждены были в своих работах придерживаться государственной позиции, что тормозило развитие главным образом гуманитарные науки. В 1987 г.

властями было издано постановление «о переводе научных организаций на хозяйственный расчет и самофинансирование», что, по мнению ученых, погубило передовую роль советской науки в мире, так как почти все научные разработки ранее шли именно из бюджета. 

Современность

Совет

После развала СССР в российской науке настали не лучшие времена. Сокращалось финансирование, многие ученые навсегда покинули страну в поисках лучшего заработка, ушли в другие сферы или бизнес, число самих ученых и их цитируемых работ резко сократилось.

Ведь наука особенно активно развивается тогда, когда государство делает всё возможное, чтобы предоставить для учёных и их работы все необходимые условия. Когда этого нет – начинается болезненная для государства «утечка мозгов», которая активно происходила все 90-е годы, деградация науки.

В сегодняшней России пытаются делать всё, чтобы учёным было комфортно на Родине, особенное внимания уделяя молодым кадрам, из-за чего многие специалисты вернулись обратно. К слову, в последние годы существенно увеличилось число исследователей до 40 лет.  А с 2000 г.

выросло финансирование разных исследований и научных разработок с 14 млрд. рублей до 25 млрд. В настоящее время 12% всех ученых в мире проживает именно в нашей стране.

Российские исследователи продолжают славные традиции прошлого в науке. В РФ действует порядка четырех тысяч различных научных организаций и обществ, большинство государственных, которые занимаются научными исследованиями.

Самых значительных успехов российские ученые добились в физике, биологии и химии, в то же время по гуманитарным и общественным наукам есть некоторое отставание, которое надеются сократить в самое ближайшее время.

Читайте также:  Российские сословия xix века

Вообще, в современной России особенное внимание  уделяют знаниям в сфере безопасности, освоения космоса, военных вооружений, ядерной энергетики, телекоммуникационных систем и прочим.

Из проблем российской науки можно выделить малое число специалистов, которые обладают необходимой квалификацией в передовых научных дисциплинах, низкий отклик на научные достижения в бизнес среде, что помогло бы быстро внедрить изобретения в массовое производство.

Обратите внимание

  Многие ученые не раз заявляли, что хотели бы, чтобы доходы от продажи природных ресурсов в  Российской Федерации использовались и для модернизации научно-исследовательского комплекса.

В любом случае прогноз развития российской науки оптимистический, так что наши ученые еще покажут свой потенциал и наверняка выйдут в мировые лидеры.

Источник: https://www.geopolitica.ru/article/razvitie-rossiyskoy-nauki

Русская культура XIX века. Развитие науки и техники

Бесплатно

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОДАРСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ   Тема: «Русская культура XIX века.

Развитие науки и техники» Краснодар 2018 Преподаватель: Шкарупа Виктор Григорьевич
2 слайд Описание слайда:

Академизм Академизм — направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Академическая живопись возникла в период развития в Европе академий художеств.

Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй половине XIX века — эклектизм.

3 слайд Описание слайда:

Академизм Для русского академизма первой половины XIX века характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность.

Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной ограниченности тематики картин работы академистов отличались высоким техническим мастерством.


4 слайд Описание слайда:

Картина Жамена «Бренн и его часть трофеев» (1893) «Всадница», Карл Брюллов, 1832
5 слайд Описание слайда:

Академизм В ходе своего развития во второй половине XIX века российская академическая живопись включила в себя элементы романтической и реалистической традиций. В дальнейшем для российской академической живописи стали характерны историзм, традиционализм и элементы реализма.
6 слайд Описание слайда:

Важно

Представители Яркими представителями русского академизма являются Ф. Бруни, А. Иванов и К. Брюллов. В современном понимании академизм в живописи – это особое построение композиции и особая техника исполнения живописных полотен. Ф. Бруни. Автопортрет, 1810-е А. А. Иванов Карл Брюллов

7 слайд Описание слайда:

Реализм Реали́зм — направление в искусстве, целью которого является правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм. А. Пластов «Первый снег», 1946 «Макс Шмитт в лодке-одиночке» ,1871
8 слайд Описание слайда:

Реализм Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х годах XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму. Рождение реализма в живописи связывают с творчеством французского художника Г. Курбе, открывшего в 1855 году в Париже свою выставку «Павильон реализма».
9 слайд Описание слайда:

Реализм Стиль реалистической живописи распространился почти во все жанры изобразительного искусства, включая портретный, пейзажный и исторический. Общей тенденцией реализма было желание отойти от «идеального». А. Дейнека, «Оборона Петрограда», 1928 И. Репин «Не ждали», 1888
10 слайд Описание слайда:

Представители Интересными представителями раннего реализма являются: Жан-Франсуа Милле, Густав Курбе, Оноре Домье. Кроме того, стоит упомянуть и Илью Репина. Некоторые работы этого русского мастера признаны выдающимися в этом жанре. Оноре Домье Илья Репин Жан-Франсуа Милле Густав Курбе

11 слайд Описание слайда:

Василий Пукирев «Неравный брак», 1862 год Татьяна Яблонская «Утро», 1954 год
12 слайд Описание слайда:

Это творческое объединение российских художников, ярко проявившее себя в последней трети XIX в. Участники Товарищества (передвижники) противопоставляли своё творчество представителям официального академизма . Организуя передвижные выставки в различных городах, они вели просветительскую деятельность. Иван Крамской Передвижники
13 слайд Описание слайда:

Основание Товарищества передвижных художественных выставок было результатом общественно-политической ситуации в стране. Во время правления Александра II были проведены реформы во многих сферах жизни, в том числе и в сфере образования . Совет Академии отказал в замене конкурсного задания , и тогда 14 выдающихся художников покинули Академию. Это событие назвали «Бунтом четырнадцати» Передвижники
14 слайд Описание слайда:

Деятельность передвижников основывалась на идеях народничества. Цели: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством. б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений». И.Крамской «За чтением» И.Левитан «Дорога в деревне» Идеология передвижников
15 слайд Описание слайда:

Совет

Реалистическое изображение жизни – главный их принцип. Мифологические образы уже не привлекали молодёжь, которой хотелось найти свои идеалы. Для передвижников были характерны психологизм, внимание к деталям, социальная и классовая направленность, мастерство типизации. Ведущими стилями в творчестве передвижников были реализм и импрессионизм. И.Шишкин «Корабельная роща» И.Шишкин «Лесные дали» Особенности творчества передвижников

16 слайд Описание слайда:

Представители Г. Г. Мясоедов В. И. Суриков В. Д. Поленов
17 слайд Описание слайда:

архитектурный стиль, главной чертой которого было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Отличительными чертами стиля являются четкость геометрии и простота форм, внушительность и при этом некоторая изящность, свойственная объектам античной архитектуры. Классицизм
18 слайд Описание слайда:

Русский классицизм тем и отличается от мирового, что, взяв за основу достижения иностранных архитекторов, русские придали архитектуре свои отличительные черты, а именно: вместе с классикой в России использовали эклектику – сочетание разных стилей. Основоположники русского классицизма: М. Казаков В. Баженов И. Старов
19 слайд Описание слайда:

Троицкий собор Александро-Невской лавры (арх. Старов) Здание сената в Московском кремле (арх.Казаков) Дом Пашкова (арх.Баженов)
20 слайд Описание слайда:

Вершиной классицизма являлся стиль ампир, выражавшийся в массивных формах, богатых украшениях, строгости линий. Крупнейшим представителем русского ампира был А.Д.Захаров, создавший здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Ампир

21 слайд Описание слайда:

В Москве в стиле ампир были выполнены работы О.И.Бове Большой театр Триумфальные ворота Ампир
22 слайд Описание слайда:

Русские зодчие Осип Бове (1784-1834). Родившись в семье неаполитанского художника он рано приобщился к искусству. Власти заметили его талант и поручили итальянцу «фасаднические работы» по восстановлению Первопрестольной. Именно благодаря ему Москва приобрела облик европейской города с колоннадами особняков в стиле классицизма, площадями, монументами и скверами. К его лучшим проектом можно отнести комплекс Первой городской больницы, Манеж и Александровский сад.
23 слайд Описание слайда:

Федор Шехтель (1859-1926). Он строил дома для видных старообрядцев, которые любили комфорт в соединении с традиционными орнаментами и мотивами. Шехтель прорабатывал в своих проектах мельчайшие детали – от десятков вариантов щеколд, до лестничных пролетов и расположения зеркал. Зачастую его приглашали оформлять уже готовые постройки. К его лучшим московским проектам можно отнести особняки Рябушинских и Морозовых, Ярославский вокзал, зданием МХАТ им. Чехова и др.
24 слайд Описание слайда:

Обратите внимание

Алексей Щусев (1873-1949). В его наследии — часовни и храмы, а также здание НКВД на Лубянке и станция метро «Комсомольская-кольцевая». Алексей Щусев никогда не боялся экспериментировать со стилями – в то время как его коллеги ориентировались на французский модерн, он создал свой стиль, тяготеющий к архитектуре Новгородской Руси. Вслед за архитектурной модой, Щусев въехал в конструктивизм, а затем в сталинский ампир, неизменно выигрывая конкурсы проектов. Благодаря ему были сохранены и отреставрированы многие московские здания и храмы.

25 слайд Описание слайда:

Матвей Казаков (1738-1812). Постройки самого знаменитого русского архитектора разбросаны практически по всей исторической части Москвы. От Сената в Кремле до Петровского путевого дворца в районе метро Динамо. Будучи учеником Баженова, Матвей Казаков перенял у своего учителя любовь к псевдоготике, однако больше всего он тяготел к строгой симметрии и классицизму. Соединив обе идеи в одну он перестроил Царицыно и возвел десятки уникальных зданий в совершенно противоположных стилях.
Бесплатно

Краткое описание документа:

Общая информация

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс Бесплатно Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/russkaya-kultura-i-veka-razvitie-nauki-i-tehniki-3076763.html

Российская наука и техника в XVIII веке

В Западной Европе начиная с эпохи Возрождения и почти до конца XIX века большой популярностью в высшем обществе пользовались произведения часового искусства с необычными механическими устройствами. В эпоху Просвещения механизмы применялись в часах и прочих диковинных предметах, чтобы доказать победу разума над предрассудками.

В России музыкальные часы украшали интерьеры императорских дворцов, особняков знатных людей. Они вызывали восхищение совершенством исполнения мельчайших деталей и красотой технической композиции.

Один из самых знаменитых автоматов XVIII века – часы «Павлин», которые сейчас находятся в Павильонном зале Малого Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

В 1777 году фаворит императрицы Екатерины II князь Григорий Потёмкин приобрёл эти часы ей в подарок. Они были изготовлены в Лондоне в 1770-е годы английским механиком Джеймсом Коксом.

В Петербург они прибыли в разобранном виде в 1781 году. Собрал часовой механизм и «заставил» его работать гениальный русский механик Иван Кулибин.

С 1794 года и по сегодняшний день автомат с часами находится в действующем состоянии.

Вопросы занятия: создание Академии наук; зарождение исторической науки и первые музеи; развитие естественных наук и техники.

Важно

В XVIII веке происходит становление российской науки. Указ о создании в России академии, «в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам» был подписан ещё Петром I в 1724 году. Это петровское начинание после его смерти было воплощено в жизнь как художественное отделение Академии наук.

Она была открыта в Петербурге в 1725 году. При Академии наук были организованы обсерватория, физическая и химическая лаборатории, ботанический сад, музей, библиотека, типография.

Первоначальный преподавательский состав Академии был представлен иностранцами. Среди них основатель гидродинамики Даниил Бернулли, математики Якоб Герман, Христиан Гольдбах, физик Георг Бюльфингер, астроном и географ Жозеф Делиль.

Читайте также:  Конституция рф 1993 г. развитие россии на современном этапе

Первым Президентом Академии наук был назначен лейб-медик Петра I Лаврентий Блюментрост. Он был единственным уроженцем России в первом составе академиков.

С 1783 по 1794 год Академию наук возглавляла Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова. Она была первой в мире женщиной, занимавшая такую ответственную должность.

Екатерина Романовна умело управляла Академией. Ею были организованы публичные лекции, которые посещало много слушателей. Во время руководства Дашковой было увеличено как количество студентов-стипендиатов Академии, так и воспитанников академии художеств. Несколько молодых людей отправлены были для завершения образования в немецкие университеты.

По инициативе Екатерины Романовны и под её председательством в 1783 году была учреждена Императорская Российская академия. Её главной задачей должно было стать исследование русского языка.

Главным научным достижением Российской академии было издание «Толкового словаря русского языка». Для популяризации в России лучшие произведений зарубежной литературы Дашковой был учреждён «переводческий департамента».

Именно в это время появился целый ряд переводов с классических языков.

Совет

Она же предложила издавать сатирический журнал «Собеседник любителей российского слова». На его страницах были опубликованы произведения Державина, Хераскова, Фонвизина. Печаталась в «Собеседнике» и сама императрица Екатерина II. Например, здесь были опубликованы её «Записки о русской истории» и «Были и небылицы».

В середине XVIII века на службу в Академию наук поступил Михаил Васильевич Ломоносов. С его именем связан целый пласт открытий в химии, физике, геологии, географии, астрономии. Михаил Васильевич внёс большой вклад в развитие русской литературы и языка. Отстаивал права низшего русского сословия на образование.

В 1748 году при Академии наук им была организована первая химическая лаборатория. Под влиянием Михаила Васильевича и при поддержке Ивана Шувалова в 1755 году был основан университет в Москве.

Большой вклад внёс Ломоносов и в становление российской исторической науки. Его труд «Краткий российский летописец» был в те времена основным учебником по истории России.

Вместе с Ломоносовым историческую науку развивали Василий Татищев и Михаил Щербатов.

 «История Российская» Татищева первым научным историческим исследованием.

При написании «Истории Российской от древнейших времён» историк, философоф и публицист Михаил Щербатов использовал большое количество летописных источников.

Также он нашёл и опубликовал множество письменных исторических источников, таких как «Царственная книга», «Летопись о многих мятежах», «Журнал Петра Великого».

В XVIII веке в России открывались и первые музеи. Так ещё Петром I в 1719 году была открыта Кунсткамера. Она стала первым естественно-научный и историческим музеем в Российском государстве.

Первыми экспонатами для неё послужили целые коллекции и отдельные вещи, купленные Петром I в Европе во время Великого посольства.

В настоящее время здание Кунсткамеры является символом Российской Академии наук, в котором располагается Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.

Обратите внимание

Начало другому известнейшему российскому музею положила Екатерина II в 1764 году. Эрмитаж создавался на основе частных коллекций и в 1852 году был открыт для публики.

Эрмитаж – это крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.

Сегодня в его богатейших коллекциях содержатся памятники первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры VIII–XIX вв.

В XVIII веке к России были присоединены огромные территории, развивалась промышленность и торговля. Эти факторы дали мощный толчок развитию естественных наук.

Академией наук были организованы научные экспедиции для изучения и освоения новых земель. В это время продолжалось изучение Поволжья и Урала, началось активное исследование Дальнего Востока.

Во время Второй Камчатской экспедиции во главе с Витусом Берингом было подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, обследованы побережье Камчатки и Охотского моря.

Известным русским путешественником Степаном Крашенинниковым было составлено первое «Описание земли Камчатки».

В 1768—1774 годах были организованы экспедиции Петера Палласа, Самуила Гамелина, Ивана Лепёхина для изучения природы, хозяйства и культуры Поволжья, Урала, Сибири, Прикаспия и Кавказа.

В результате этих экспедиций коллекции Кунсткамеры были пополнены ботаническими, зоологическими, минералогическими материалами. А профессор Петер Паллас передал в музей костюмы народов Поволжья и коллекцию литой позолоченной монгольской и калмыцкой буддийской скульптуры

Важно

Большой вклад в изучение природного электричества внесли Георг Вильгельм Рихман и Михаил Ломоносов.

Рихман проводил опыты по теплообмену и испарению жидкостей в различных условиях; предложил первую работающую модель электроскопа со шкалой. Однако он погиб при проведении опытов с атмосферным электричеством.

Развитие промышленности, военного дела и транспорта требовало усовершенствования существующих механизмов и появления новых технических устройств. Поэтому в XVIII веке появилось множество различных изобретений.

Так, русский учёный и механик Андрей Нартов в 1729 году разработал конструкцию первого в мире токарно-винторезного станка с суппортом, а в 1741 г. скорострельную батарею из 44 мортир.

Памятником русского литейного искусства стал самый большой в мире колокол – Царь-колокол, который в настоящее время находится на постаменте в Московском Кремле.

Его отлили отец и сын Моторины по приказу императрицы Анны Иоанновны в память потомкам о её царствовании.

Высота колокола составляет 6,24 метра, диаметр — 6,6 метров, масса — около 200 тонн.

В 1763 году теплотехник Иван Ползунов собрал паровой двигатель. Он же изобрёл первую паровую машину для приведения в действие воздуходувных мехов на Барнаульских заводах.

Совет

Русский горный инженер, механик и гидротехник Козьма Фролов создал установку в виде системы водяных колёс. С её помощью откачивали воду и подавали руду из шахт.

Нарицательным символом смекалки и изобретательности стало имя уроженца Нижнего Новгорода Ивана Кулибина.

Екатерина II была так сильно поражена изготовленными мастером часами, что предложила Кулибину возглавить механические мастерские Академии Наук. Так началась петербургская карьера изобретателя.

Часы, преподнесённые Кулибиным императрице, были размером с гусиное яйцо и состояли из 427 деталей.

В них работал механизм часового боя, музыкальный аппарат воспроизводил несколько мелодий, а внутри них был крошечный театр-автомат. 

В копилке изобретений мастера модель моста через Неву длиной в 298 м, прототип прожектора, семафорный телеграф и многие другие вещи, значительно опередившие своё время. Также он усовершенствовал шлифовку стёкол для оптических приборов и, благодаря этому, изобрёл уникальный микроскоп.

Подведём итоги.

В XVIII веке произошло становление российской науки и техники. Появились первые профессиональные российские учёные, научные сочинения, крупные научные учреждения и музеи. Продолжилось изучение присоединённых земель, совершались новые географические открытия.

Российские монархи XVIII века покровительствовали видным учёным и содействовали развитию естественных и гуманитарных наук.

Источник: https://videouroki.net/video/33-rossijskaya-nauka-i-tekhnika-v-xviii-veke.html

Научные и технические знания на Руси в X-XVII вв

Неустойчивые показатели товарного производства в сельском хозяйстве и животноводстве на Руси в X-XVII вв. объяснялись неблагоприятными природными условиями.

К ним следует отнести короткий период полевых работ, скудные почвы лесной зоны, континентальный климат с большой амплитудой летней и зимней температур, неравномерное распределение осадков, низкую урожайность.

С другой стороны, в рассматриваемый период Россия трижды оказывалась в русле международной торговли, способствовавшей росту товарного производства. Так, впервые это произошло между IX и XI вв., когда вследствие мусульманских завоеваний восточное Средиземноморье оказалось закрытым для христианской торговли.

Читать полностью

 

Издавна славянские племена, населявшие территорию Восточной Европы, умело использовали рельеф окружающей местности в качестве естественной защиты в качестве естественной защиты при сооружении поселений. Впоследствии, особенно на северо-западе Руси, в землях Новгорода и Пскова защитные свойства рек, озер, болот применялись в их системе оборонительных сооружений.

Читать полностью

 

История геологических знаний на Руси непосредственно связана с возникновением и развитием ремесленного производства, во многом зависевшего от добычи и разработки полезных ископаемых.

Так, еще докиевская металлургия основывалась на местных сырьевых базах -болотной, озерной, дерновой и луговой рудах (бурый железняк органического происхождения содержал от 18 до 40% железа). А еще более древнее гончарство и строительное дело (при изготовлении кирпича), стеклоделие нуждались в разработке различных сортов глины, песка.

Наиболее удобные глины для огнеупоров — пестрые (буровато-желтоватого, охристого, серого, черного цветов) находились в Полтавской, Черниговской и Харьковской областях.

Читать полностью

 

Одновременно с изучением физических свойств веществ человечество постигало химические элементы на практике.

Так, древнерусскими мастерами использовались такие разнообразные приемы в металлургии, кузнечном и ювелирном деле, как механическая и термическая обработка, воронение, проковка, сварка, цементация, отливка украшений и колоколов, травление, золочение, пайка и др.

Для приготовления всевозможных красок и красителей, лекарств и настоев, мазей и чернил требовалось собрать, упорядочить и записать практический опыт. Так, в операциях пайки в качестве припая на Руси пользовались нашатырем, жженым мылом, смолой.

Читать полностью

 

Для России, как и Западной Европы рассматриваемого периода характерен отрыв теоретической механики от механики прикладной. В раннем средневековье (IX-XIII вв.) Русь прошла те же этапы развития технической мысли, что и страны Западной Европы.

Этому раннему периоду развития механизмов свойственно использование в них низших кинематических пар: вращательные (колесо, шарнир) и поступательные (ползун, клин), использовавшиеся в ручной технике.

Получили также распространение коромысловые инструменты, повозки и механизмы подъемные, в которых использовались блоки и вороты. Так, при раскопках в Новгороде часто находят остатки грузоподъемных механизмов.

О специальном типе мостов, перебрасывавшихся через рвы, а затем, в случае опасности, убиравшихся, упоминается в письменных источниках Псковщины и Новгородчины.

Читать полностью

 

Метеорология, как знание погодных примет и умение определять погоду, также основывается на физических знаниях. Народное погодоведение в древней Руси было развито достаточно четко, что подтверждается сохранившимися до наших дней пословицами и поговорками: луна бледна — к дождю, дым стелется по земле — зимою оттепель, а летом дождь; столбом — к морозу и ясной погоде и др.

Читать полностью

 

Физические знания были необходимы практически во всех сферах деятельности человека, однако наиболее ощутимыми они стали в области техники, метеорологии, механики.

Металлургия, как одно из самих ранних ремесел, была невозможна без знания физических свойств стали и меди, железа и бронзы. Унаследованное от предшествующих поколений кузнечное ремесло совершенствовалось в сторону изменения времени обработки предмета.

Так, 10 операций, необходимых для изготовления ножа в X в., в дальнейшем были сокращены в сторону более легкой технологии.

Обратите внимание

Древнерусские кузнецы пользовались сваркой лезвия ножа из трех полос: в середине — стальная пластина, по бокам — железные, причем толщина вваренной стальной полосы колебалась от 0,5 до 1,1 мм.

Читать полностью

 

Источник: http://www.cheluskin.ru/nauchnye-i-texnicheskie-znaniya-na-rusi-v-x-xvii.html

Ссылка на основную публикацию